Фильмы андрей рублев как пособие по управлению проектами

Андрей Рублев. Начала и пути

Видео Андрей Рублев. Начала и пути

О проекте Андрей Рублев. Начала и пути

История фильма «Андрей Рублев» началась с навешивания ярлыка бесперспективности, авторитетных заявлений, что это творческий брак. Но, никакие цензоры и редакторы не представляли масштаб правок, которые уже сделал до них сам режиссер. В архивах «Мосфильма» сохранилось несколько вариантов сценария, который со скрупулезной тщательностью, строчка за строчкой перемалывался в творческой мастерской Тарковского. История этих правок и есть история создания фильма.

«Начиная работу, мы прекрасно понимали, что программ об истории создания «Андрея Рублёва» снято немало, в том числе и на телеканале «Культура». Поэтому мы реконструировали историю фильма из интересных фактов, оставшихся за кадром, из воспоминаний тех, кто имел личное отношение к работе над картиной, – рассказывает автор и ведущий Александр Казакевич. – Кроме этого, мы запросили в архивах «Мосфильма» сценарий «Андрея Рублёва», дело фильма, куда включены все обсуждения картины, все правки и рекомендации, а также фотоархив, чтобы показать зрителям, кого пробовал Андрей Тарковский на ту или иную роль. Этот шаг потребовал от нас усидчивости и скрупулёзной работы, но полностью себя оправдал. Мы нашли некоторые любопытные моменты, на которые и акцентируем внимание зрителя. Например, в сцене Крестного хода Марию Магдалену играет молодая Ирина Мирошниченко, это одна из её первых ролей, и многие просто не узнают актрису. В этой же сцене директор фильма Тамара Огородникова играет мать Христа. Известно, что ни один сценарий на «Мосфильме» не востребован больше, чем «Андрей Рублёв», специалисты уже проанализировали его вдоль и поперёк, изучили каждое слово. Но мы пошли на один сложный эксперимент, пригласив графологов и лучших специалистов в сфере интерпретации почерка. Проанализировав сценарий фильма с личными правками и замечаниями Андрея Тарковского, мы получили дополнительные штрихи к творческому портрету режиссёра того времени».

В фильме принимают участие: режиссёр, автор сценарий фильма «Андрей Рублёв» Андрей Кончаловский; актёры Николай Бурляев и Юрий Назаров; актриса Елена Санаева; директор Государственного центрального музея кино, дочь Анатолия Солоницына – Лариса Солоницына; писатель, член комиссии киностудии «Мосфильм» по ленте «Андрей Рублёв» Зоя Богуславская; иеромонах Варфоломей (Минин), а также интерпретатор почерка Ольга Балла, графолог и руководитель Центра изучения почерка Лариса Дрыгваль.

Включены фрагменты интервью Андрея Тарковского, архивные фото- и видеоматериалы.

Автор: Александр Казакевич

Андрей Рублев. Х/ф

О проекте Андрей Рублев. Х/ф

Россия в начале XV века. Иконописец Андрей Рублев расписывает стены Благовещенского собора в Москве. Он работает под началом Феофана Грека, который говорит о жестокости мира и Господнем гневе. Рублев же верит в силу свободной воли. Признанный еретиком, он продолжает творить, храня обет молчания.

«. Напоминать надо почаще, что люди они, что русские, одна кровь, одна земля, – говорит в фильме Андрей Рублев. – Зло везде есть, всегда найдутся охотники продать себя за тридцать сребреников, а на мужика все новые беды сыплются: то татары, по три раза за осень, то голод, то мор, а он все работает, работает. несет свой крест смиренно, не отчаивается, а молчит и терпит, только Бога молит, чтоб сил хватило. Да разве не простит таким Всевышний темноты их. «.

Интересные факты

Первая роль в кино Анатолия Солоницына, до этого сыгравшего в телефильме «Дело Курта Клаузевица» (1963).

На вечере, посвященному двум великим представителям фамилии Тарковских – поэту Арсению Тарковскому и его сыну, кинорежиссеру Андрею Тарковскому, актриса Инна Чурикова рассказала о знакомстве Тарковского с Анатолием Солоницыным: «Солоницын снимался у Глеба (Глеб Панфилов) в телефильме «Дело Курта Клаузевица». И когда Тарковский увидел фотографию Толи у Глеба, он взял ее в руки и больше с нею не расставался. Так он нашел своего Андрея Рублева».

«Фильм ни в коем случае не решён в духе исторического или биографического жанра, – говорил Андрей Тарковский. – Нас интересует другое: исследование характера поэтического дара великого русского живописца. Нас также интересует анализ душевного состояния и гражданских чувств художника, создающего моральные ценности огромного значения. Этот фильм должен будет рассказать о том, как народная тоска по братству в эпоху диких междоусобиц и татарского ига родила гениальную рублёвскую «Троицу».

Первоначально Андрей Тарковский назвал картину «Страсти по Андрею».

Лента «Андрей Рублёв» — в числе 100 лучших фильмов по опросу киноведов мира (1978).

Призы и награды:
— Приз Леона Мусинака за лучший иностранный фильм в прокате Франции (1969);
— Приз ФИПРЕССИ МКФ в Канне (1969) (фильм демонстрировался вне конкурса);
— «Хрустальная звезда» – премия Французской киноакадемии актрисе Ирине Рауш (Тарковской) за исполнение роли Дурочки (1971);
— Почетный диплом МКФ в Белграде (1973);
— Большая премия МКФ фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло (1973).

Художественный фильм (Мосфильм, 1966).
Режиссер: Андрей Тарковский
Сценарий: Андрей Михалков-Кончаловский, Андрей Тарковский
Оператор: Вадим Юсов
Композитор: Вячеслав Овчинников
В ролях: Анатолий Солоницын (Андрей Рублев), Иван Лапиков (Кирилл), Николай Гринько (Даниил Черный), Николай Сергеев (Феофан Грек), Ирма Рауш (дурочка), Николай Бурляев (Бориска), Юрий Назаров (Великий князь/Малый князь), а также Юрий Никулин, Ролан Быков, Николай Граббе, Михаил Кононов, Ирина Мирошниченко, Болот Бейшеналиев.

6 фильмов, которые должен посмотреть каждый бизнесмен!

1. «Социальная сеть» как пособие по «ключевой мотивации»
2. «Андрей Рублев» как пособие по управлению проектами
3. «Однажды в Америке» как пособие по деловой адаптивности

4. «Гленгарри Глен Росс» как пособие по конкуренции
5. «Здесь курят» как пособие по ведению переговоров
6. «Пираты Силиконовой долины» как пособие для стартапов

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Андрей Рублёв» на телеканале «Россия К»

В этом году исполняется 50 лет фильму Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», одной из самых знаковых картин в истории кинематографа. 30 апреля в вечернем эфире телеканала «Россия К» в рубрике «Кино о кино» – премьера документального фильма Александра Казакевича «Андрей Рублёв. Начала и пути» (18:00) и художественный фильм «Андрей Рублёв» (18:40).

История фильма «Андрей Рублёв» началась в 1960 году, объявленным ЮНЕСКО годом 600-летия древнерусского иконописца. В СССР понимали, что такой громкий юбилей на родине художника игнорировать нельзя. В короткие сроки открыли Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва, торопливо облагородили территорию Спасо-Андроникова монастыря, где жил художник. Появились публикации об иконописце, имя Рублёва стало, как бы сейчас сказали, актуальным. На этой волне возникла идея снять художественный фильм. Молодые кинематографисты Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский написали сценарий, который, с точки зрения руководства киностудии «Мосфильм», не имел никаких шансов быть даже запущенным в производство. Тем не менее, Андрей Тарковский подал заявку на съёмки «Андрея Рублёва», а через три года приступил к работе. В архивах «Мосфильма» сохранилось несколько вариантов сценария, который со скрупулезной тщательностью, строчка за строчкой перемалывался в творческой мастерской Андрея Тарковского. С большими цензурными поправками «Андрей Рублёв» всё же был выпущен и отложен на полку с резолюцией «фильм не историчен и не патриотичен». Коммунистические чиновники узрели в картине какие-то невыгодные параллели с современной действительностью, многих полуграмотных «искусствоведов в штатском» раздражала и непривычная форма повествования – костюмно-историческая сага вкупе с авторским фильмом-проповедью.

«Стоило ли делать картину, чтобы рассказать о мучениях художника, о его страстях и поиске, о его тоске по тому, что ему не удаётся сделать? Я думаю, что всё правильно. Надо было делать именно об этом фильм», – говорил Андрей Тарковский. В 1969 году «Андрея Рублёва» показали на Каннском кинофестивале несколько раз: на открытии и на закрытии. Каждый раз – аншлаг. В нашей стране фильм был разрешён для выхода на экраны только в 1971 году, когда мировое сообщество признало его шедевром киноискусства.

Документальный фильм Александра Казакевича «Андрей Рублёв. Начала и пути» (30 апреля, 18:00) – о непростой судьбе киноленты, о смыслах, вложенных режиссёром в столь важную для него картину, о том, какую роль сыграли современники Андрея Тарковского и коллеги с «Мосфильма», об обстоятельствах съёмок и режиссёрской лаборатории великого киноавтора.

«Начиная работу, мы прекрасно понимали, что программ об истории создания «Андрея Рублёва» снято немало, в том числе и на телеканале «Культура». Поэтому мы реконструировали историю фильма из интересных фактов, оставшихся за кадром, из воспоминаний тех, кто имел личное отношение к работе над картиной, – рассказывает автор и ведущий Александр Казакевич. – Кроме этого, мы запросили в архивах «Мосфильма» сценарий «Андрея Рублёва», дело фильма, куда включены все обсуждения картины, все правки и рекомендации, а также фотоархив, чтобы показать зрителям, кого пробовал Андрей Тарковский на ту или иную роль. Этот шаг потребовал от нас усидчивости и скрупулёзной работы, но полностью себя оправдал. Мы нашли некоторые любопытные моменты, на которые и акцентируем внимание зрителя. Например, в сцене Крестного хода Марию Магдалену играет молодая Ирина Мирошниченко, это одна из её первых ролей, и многие просто не узнают актрису. В этой же сцене директор фильма Тамара Огородникова играет мать Христа. Известно, что ни один сценарий на «Мосфильме» не востребован больше, чем «Андрей Рублёв», специалисты уже проанализировали его вдоль и поперёк, изучили каждое слово. Но мы пошли на один сложный эксперимент, пригласив графологов и лучших специалистов в сфере интерпретации почерка. Проанализировав сценарий фильма с личными правками и замечаниями Андрея Тарковского, мы получили дополнительные штрихи к творческому портрету режиссёра того времени». В фильме принимают участие: режиссёр, автор сценарий фильма «Андрей Рублёв» Андрей Кончаловский; актёры Николай Бурляев и Юрий Назаров; актриса Елена Санаева; директор Государственного центрального музея кино, дочь Анатолия Солоницына – Лариса Солоницына; писатель, член комиссии киностудии «Мосфильм» по ленте «Андрей Рублёв» Зоя Богуславская; иеромонах Варфоломей (Минин), а также интерпретатор почерка Ольга Балла, графолог и руководитель Центра изучения почерка Лариса Дрыгваль. Включены фрагменты интервью Андрея Тарковского, архивные фото- и видеоматериалы.

В 18:40 – историческая драма «Андрей Рублёв», включенная в число ста лучших фильмов за всю историю кинематографа. Призы и награды: приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Канне (1969) (фильм демонстрировался вне конкурса); приз Леона Муссинака за лучший иностранный фильм в прокате Франции (1969); премия Французской киноакадемии «Хрустальная звезда» (1971); почетный диплом кинофестиваля в Белграде (1973); премия Международного кинофестиваля фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло (1973). В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирма Рауш, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков, Николай Граббе, Михаил Кононов, Степан Крылов. Россия в начале XV века. Иконописец Андрей Рублёв расписывает стены Благовещенского собора в Москве. Он работает под началом Феофана Грека, который говорит о жестокости мира и Господнем гневе. Рублёв же верит в силу свободной воли. Признанный еретиком, он продолжает творить, храня обет молчания.

«Фильм ни в коем случае не решён в духе исторического или биографического жанра, – говорил Андрей Тарковский. – Нас интересует другое: исследование характера поэтического дара великого русского живописца. Нас также интересует анализ душевного состояния и гражданских чувств художника, создающего моральные ценности огромного значения. Этот фильм должен будет рассказать о том, как народная тоска по братству в эпоху диких междоусобиц и татарского ига родила гениальную рублёвскую «Троицу»».

Пресс-служба телеканала «Россия К»

6 фильмов, которые должен посмотреть каждый бизнесмен

Спасибо, что читаете наш форум. После регистрации делать это будет удобнее(в том числе без рекламы)
— Регистрация
— Залогиниться с помощью аккаунта соцсети

Если с регистрацией возникают проблемы, то обращайтесь через меню Контакты

Автор Тема: 6 фильмов, которые должен посмотреть каждый бизнесмен (Прочитано 1328 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Андрей Рублев и митрополит Филипп: взгляд с экрана

«Андрей Рублёв» Андрея Тарковского стал одним из первых фильмов, который открыл советскому человеку, выросшему в эпоху безбожия, средневековую Русь. Заявку на фильм Тарковский подал в 1961 году – именно тогда Хрущёв во всеуслышание заявил, что Гагарин в космос летал, а Бога не видел, и самоуверенно пообещал показать через двадцать лет по телевизору последнего попа. Удивительно, как в годы хрущёвских гонений на Церковь государство выделило миллион рублей на съёмки фильма о Руси начала XV века – эпохе расцвета таланта великого иконописца. Андрей Рублёв тогда ещё не был канонизирован – его прославление состоялось на излёте советской эпохи, в 1988 году. Но это обстоятельство не отменяло очевидной истины: впервые за всю историю советского кинематографа снимался фильм о духовной стороне жизни русских людей, о православной Руси, история которой, вопреки навязчивой пропаганде, начиналась отнюдь не с 1917 года.

О самом Андрее Рублёве известно очень мало. Его имя обросло легендами ещё во времена Ивана Грозного. И лишь после реставрации его «Живоначальной Троицы» из иконостаса Троицкого собора в лавре преподобного Сергия в начале ХХ века о нём и о его творчестве заговорили с новой силой. Фильм Тарковского интерпретирует как отдельные дошедшие до нас эпизоды жития святого (например, обет молчания, который монах Андрей держал пятнадцать лет), так и время его земной жизни: с одной стороны, междоусобиц и скорбей татарской эпохи, а с другой стороны, – начала национального возрождения Руси и расцвета русской культуры.

Образ Андрея Рублёва, созданный Тарковским (в фильме иконописца играет Анатолий Солоницын), с самого начала вызывал ожесточённые споры и во многом стал причиной долгого пути картины к зрителю. Снятый в 1966 году, фильм вышел в ограниченный прокат лишь спустя пять лет, а в полной мере стал доступен только в 1987 году, уже после смерти режиссёра. В любом случае, финал «Андрея Рублёва» – аллегоричен и в то же время прост для понимания: иконописец идёт по земле, опустошённой татарскими набегами, чтобы своим творчеством пробуждать Русь и её людей от глубокого сна.

Эту же цель – пробуждать людей ото сна – преследовал и святитель Филипп, митрополит Московский, один из центральных героев фильма Павла Лунгина «Царь». Снятый уже совсем в другой век и другую эпоху (премьера состоялась в праздник Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября 2009 года), фильм рассказывает о двух годах жизни Ивана Грозного. Одна из основных сюжетных линий – взаимоотношения царя и митрополита Московского и всея Руси Филиппа, которого будущий государь знал в детстве. Иоанн Васильевич вызвал Филиппа в Москву из Соловецкого монастыря, где тот был игуменом, и возвёл его на митрополичий престол. Новый предстоятель Русской Церкви тщетно надеялся остановить опричнину и повлиять на царя, убедить его следовать христианским нормам жизни.

Сейчас в России стало модным слово «тандем». Не только важная сюжетная линия, но смысловой центр фильма «Царь» (кстати, его рабочее название во время съёмок было «Иван Грозный и митрополит Филипп») – недолгий тандем царя (его играет Пётр Мамонов) и митрополита (последняя кинороль Олега Янковского). «Это не только пир актёрского мастерства, но и квинтэссенция темы фильма: духовный человек против бездуховности и бесчеловечности власти, – писал о фильме накануне его премьеры кинокритик Андрей Плахов. – Главный вопрос: царское ли это дело – миловать и прощать или только выжигать все живое калёным железом во славу укрепления государства?»

Действительно, все споры об исторических неточностях и несоответствиях «Царя» несерьёзны: ведь цель Павла Лунгина была вовсе не снять историко-документальный фильм, но в первую очередь показать высоту духовного подвига митрополита Филиппа на фоне трагедии греха царя Иоанна. Кинообраз святителя, жившего пять веков назад, оказался очень актуальным в наше время. Актуальным не только тем, что его жизнью и мученической смертью был дан чёткий и недвусмысленный ответ ревностным почитателям Ивана Грозного, требующим его прославления в лике святых. Такая канонизация неизбежно влечёт за собой деканонизацию святителя Филиппа, принявшего мученическую смерть по приказу царя. Со времён Иоанна Васильевича не потерял актуальности и вопрос о союзе короны и креста – о взаимоотношениях Церкви и власти, о праве Церкви публично возвышать голос против земных князей, если они отступают от норм христианской морали.

Благодаря кинематографу преподобный Андрей Рублёв и святитель Филипп не только хорошо известны нашим современникам – людям двадцать первого века, но и являют собой пример служения Отечеству и ближним теми своими дарами, которыми щедро наградил их Господь.

Андрей Рублев смотреть онлайн

Несмотря на полузапрещённый статус, «Андрей Рублёв» стал событием в кинематографическом мире. Самый признанный фильм Андрея Тарковского, представивший эпический взгляд на духовную, религиозную сторону древней Руси через историю о трудном пути святого иконописца к истинной и чистой вере, можно смотреть онлайн в нашем интернет-кинотеатре в свободном доступе. Русь начала XV века. Черное, тяжелое время. Княжеские междоусобицы и татарские набеги, голод и мор. Монах Рублёв в постоянном смятении: ужасы окружающего мира заставляют иконописца сомневается как в собственной праведности, так и в правильности трактовок веры. Иконопись для Андрея – способ укрепить веру народную; именно для простого люда создавал святые образы странствующий мастер. Но ужасающие бесчинства, творящиеся вокруг, наполняют божьего человека противоречиями, заставляя сомневаться, нужны ли вообще его иконы людям. После долгих пятнадцати лет молчания, художник вновь обретет веру в то, что искусство не напраслина, и по-настоящему нужно людям.

Фильм Андрей Рублев доступен бесплатно на сайте. Приятного просмотра!

Вместе с фильмом «Андрей Рублев» также смотрят

Съемочная группа

Знаете ли вы, что

  • Стив Шнайдер включил “Андрея Рублева” в список “1001 фильм, который нужно посмотреть перед смертью”.
  • Католическая церковь Ватикана включила фильм в список 45 великих фильмов о религии.
  • После премьеры Андрея Тарковского неоднократно критиковали за жестокое обращение с животными. В сцене, где лошадь падает со стены и ломает ноги, а после ее забивает воин, лошадь действительно убили. Съемочная группа купила ее на скотобойне. Животное забили бы на следующий день. В другом моменте фильма, с сожжением коровы, животное не пострадало. Ее накрыли специальной асбестовой тканью. Огонь прошелся по ней, но физически не навредил.
  • Режиссер посвятил творчество ослаблению антирелигиозных настроений в обществе. Тарковский оправдывает христианство, как неотвержимую часть истории России. Аксиома и национальная идентичность Руси.
  • Фильм досняли в 1966 г.. Зимой “Андрей Рублев” вышел в свет на частных кинопоказах. Приглашения получил избранный круг зрителей. В Москве кино официально показали в феврале 1969-го года. В мае ленту Тарковского увидел Каннский кинофестиваль. С 1973 г. пошло мировое распространение ленты.
  • Американский режиссер Ричард Линклейтер назвал “Андрея Рублева” своим любимым фильмом.
  • Андроников монастырь построен в 1360 году на восточном берегу реки Яузы. Андроников входил в состав Московского внешнего оборонительного кольца монастырских крепостей. Название происходит от имени первого настоятеля, Андроника. Самый известный монах монастыря — Андрей Рублев. На карте современной Москвы монастырь можно найти в Таганском районе. Ближайшие станции метро — Римская и Таганка. В сквере Андроньевской площади стоит памятник Андрею Рублеву.
  • В фильме упоминаются две крупные церкви. Дмитриевский Собор (1194) расположен во Владимире. Благовещенский Собор в Москве представляет собой объединение церквей и часовен с 14 по 16 века. Это второй по возрасту собор Кремля.
  • Анатолий Солоницын исполнил роль Андрея Рублева. Он молчал 4 месяца, чтобы в заключительной новелле прервать обет молчания хриплым голосом.
  • Роль Рублева для Анатолия Солоницына стала дебютной. До проекта Тарковского Солоницын играл в неизвестном свердловском театре. Режиссер специально выбрал малоизвестного актера, чтобы его лицо не напоминало персонажей из других произведений. Анатолий с энтузиазмом относился к роли. Он ездил за свой счет в Москву, чтобы пообщаться с Тарковским. Солоницын утверждал, что никто не сыграет Рублева лучше, и режиссер разделял эту точку зрения.
  • Изначальный бюджет фильма составлял 1,6 млн рублей. Позже Тарковскому урезали финансирование до 1 млн. Для сравнения, Бондарчук получил на экранизацию “Войны и мира” Толстова 8,5 млн рублей. Финансовые ограничения не позволили снять несколько запланированных сцен. Например, Куликовскую битву и охоту великого князя. Во время второй сцены предполагалось показать, как местные крестьяне помогают Дурочке родить русско-татарского сына.
  • Режиссерское кино известно, как “Страсти по Андрею”. Такое название носит одна из новелл картины. До редактуры фильм длился более 3 часов и 15 минут. Первую версию завершили в июле 1966 года. Госкино потребовало сократить ленту из-за сцен насилия и кадров нагих девушек. Отредактированное кино длилось 190 минут. Несмотря на протесты Тарковского, государство требовало урезать фильм дальше. В итоге, финальная продолжительность составляет 186 минут.
  • Несколько сцен в фильме изображают насилие, пытки и жестокое обращение с животными. По завершении фильма это привело к спорам и попыткам цензуры. Большая часть сцен из отрезка набега на Владимир.
  • Андрей Тарковский в интервью заявил, что предпочитает 186-ти минутный фильм.
  • В 1973 году советское телевидение выпустило несанкционированную версию «Андрея Рублева». Фильм длился всего 101 минуту. Эпизоды с набегом татар и обнаженными язычниками вырезали. Эпилог с изображением работ Андрея Рублева показан черно-белым из-за того, что СССР еще не перешел на цветной телевизор. В 1987 году картина Тарковского снова вышла на советские телеэкраны. Эпилог остался черно-белым, несмотря на полный переход СССР на цветной экран. Columbia Pictures при показе в США и других странах сократили 101 минутную телеверсию еще на 20 минут. Андрей Рублев превратился в набор несвязных кадров, что привело к негативным отзывам.
  • В середине 1990-х годов Criterion Collection выпустила первую в истории 205-минутную ленту «Андрея Рублева» на лазерном диске. Студия рекламировала издание, как “режиссерский взгляд”, хотя сам Тарковский считал финальный релиз лучшим. В 2016 году предпочитаемая Тарковским 186-ти минутная Blu-Ray версия выпущена в Великобритании. Criterion объявил о выпуске режиссерского и финального релиза на DVD и Blu-ray в сентябре 2018 года.
  • Фильм упоминается в двух других работах Тарковского. Рублев впервые встречается в “Солярисе” 1972 года. Икона монаха висит в комнате главного героя. В “Зеркале” 1975 года на стене расположен постер фильма.

Ошибки в фильме

  • Во многих сценах в начале картины зрителю показывают бревна, которые обрезаны максимально ровно. Явно видно, что их нарезали с помощью специальных установок, которых просто не могло быть тогда, когда происходят действия фильма (в пятнадцатом веке).
  • В заключительной сцене, которая происходит в 1424 году, Андрей Рублев дает обещание написать всемирно известную икону Троица. На самом деле, икона была написана в 1410 году, то есть за четырнадцать лет до того, как было дано обещание.
  • Мимо лодки Андрея Рублева проплывает женщина, которая использует технику переднего кроля. Данный метод появился на европейском континенте гораздо позже, лишь во второй половине XIX века.
  • После слов Андрея Рублева о том, что нет ничего страшнее падающего снега в храме, снежинка падает на волосы Дурочки. Но зритель может явно заметить, что это всего лишь белое перо.

Кино повествует об усобице на Руси рубежа XIV-XV веков. Быт древней Руси, ее нравы и пороки представлены от лица иконописца Андрея Рублева. Фильм разделен на восемь отдельных новелл.

Пролог. Группа монахов готовит самодельный воздушный шар к полету. В это же время к ним плывут разъяренные мужики. Добравшись до монахов, толпа начинает жестоко избивать их. В последний момент шар с монахом Ефимом взлетает. Он летит над водой, толпой мужиков и монахов. В восторге мужчина кричит “Лечу-у”. Шар медленно сдувается и падает. Ефим разбивается насмерть об землю. На этом эпизод кончается.

Следующая новелла — “Скоморох. 1400 г.”. Трое монахов: Даниил Черный, Кирилл и Андрей Рублев идут через поле из Андроникова монастыря. Начавшийся дождь вынуждает группу укрыться в хлеву. Там местным людям поет нецензурные частушки скоморох — уличный артист. Скоморох подшучивает над монахами, когда те входят внутрь. Идет дождь, на улице в грязи дерутся двое пьяниц. Когда дождь заканчивается, к хлеву приезжают стражники князя. Они избивают скомороха и, когда тот теряет сознание, закидывают на лошадь и увозят. Гусли скомороха разбивают. Монахи покидают хлев и продолжают путь. Конец новеллы.

“Феофан Грек. 1405 г.”. Кирилл пробирается через толпу людей, пришедших на площадь смотреть, как пытают преступника. Добравшись до мастерской, он заходит внутрь и встречает лежащего Феофана Грека. Монахи беседуют об искусстве и мудрости. На фоне раздаются крики мученика с улицы. Феофан предлагает Кириллу стать помощником — летом вместе расписывать Церковь Благовещения в Москве. Кирилл отказывается, но позже соглашается. При условии, что Грек приедет за ним в Андроников и при общине, владыке и Андрее Рублеве упросит ехать с ним, тогда Кирилл согласится. За работу денег не возьмет — будет трудиться бесплатно. Следующая сцена: уставший гонец приезжает в Андроников монастырь. Он передает Андрею Рублеву волю князя — приехать в Москву и вместе с Феофаном Греком расписать Церковь Благовещения. Сам Феофан передает Рублеву, что очень хочет его видеть. Андрей соглашается. Гонца уводят отдохнуть, а Андрей предлагает соратнику Даниилу собираться и выходить сегодня, чтобы успеть пораньше. Даниил отказывается. Наставник упрекает Андрея в поспешно принятом предложении. Рублев прежде должен был обсудить его со своими товарищами, а потом уже отвечать гонцу. Андрей ссорится с Даниилом. Даниил параллельно собирает дрова, но стопка рушится. Рублев зовет Фому и Алексея собираться, а Даниила оставляет во дворе. Перед отъездом Андрей приходит к Даниилу проститься. Он раскаивается в поспешном решении и говорит о вкладе Даниила в формирование своего мировоззрения. Даниил плачет и тоже просит прощения у Андрея. Он горд за Рублева. Тем временем Кирилл в зависти к Андрею покидает монастырь. Перед монахами Кирилл обвиняет церковь в предательстве веры. Владыка изгоняет Кирилла из монастыря. За Кириллом увязывается его собака, он бьет ее тростью и оставляет лежать на снегу мертвой.

“Страсти по Андрею 1406г”. Андрей с помощником Фомой продирается через заросли. Андрей упрекает Фому в его порочной лжи. Днем ранее парень соврал, что пошел в Андроников монастырь, но на самом деле ел мед на пасеке. Рублев продолжает критиковать Фому. У помощника дар к икнопоиси, но Фому больше беспокоят технические аспекты искусства, нежели духовная составляющая. Рублев и Фома встречают Феофана в лесу. Мастер бьет Фому и посылает снимать клей с огня. В зарослях помощник натыкается на мертвого лебедя и дотрагивается до него палкой. Феофан и Андрей спорят о религии и судьбе народа. Феофан уверен, что народ темен и глуп по собственной вине. Скоро придет Великий суд, который покарает всех темных грешников. Рублев не понимает, как можно творить без любви в сердце. Грек же творит не для людей, а для Бога. Ибо люди совершают только зло и повторяют зло из поколения в поколение. Андрей парирует обвинения Грека в адрес людей. На фоне спора монахов демонстрируется сцена распятия Христа на снежном склоне в русской деревне. Рублев утверждает, что зло не везде. Русский мужик терпит все ненастья, какие падают на его голову. Смиренно терпит и продолжает работать. Бог простит таким темноту их. Возможно, Иисус умер для примирения человека с Богом. Распявшие его ведомы рукой божией.

“Праздник. 1408 г.”. Монахи плывут по реке и останавливаются на берегу для ночлега. Андрей с Фомой собирают дрова. Андрей замечает в зарослях людей с факелами. Это обнаженные язычники отмечают Иван Купало. В зарослях он застает обнаженную пару за занятием сексом. Нагие смущают монаха. Рублева ловят и привязывают к плахе в сарае наподобие Иисуса. В сарае к Рублеву подходит голая девушка Марфа. Из одежды на ней только меховая шуба. Марфа рассказывает Рублеву, что сегодня праздник любви. Марфа сбрасывает шубу, развязывает Андрея и целует. Монах убегает от нее в чащу, где ветками до крови царапает лицо. Наутро Рублев возвращается к спутникам. Даниил понял, где был Андрей. Он стыдит его за внешний вид, ибо Рублев позорит себя перед учениками. Когда лодка монахов плывет по реке, на берегу стражники ловят язычников. Марфу и ее партнера Федора. Федора избивают, но Марфе удается бежать. Преследователи рвут рубаху на девушке. Марфа обнаженной уплывает от стражников на другой берег.

“Страшный суд. Лето 1408г.”. Даниил и Андрей несколько месяцев работают над росписью Владимирского храма. Но, несмотря на потраченное время, стены белые. Андрей пребывает в сомнениях, он не хочет рисовать “Страшный суд”, дабы не держать прихожан в страхе перед Богом. Владимирского архиерея не устраивает простой работы, он гневается на монахов и велит закончить работу до осени. Также архиерей отправляет гонца с жалобой Великому Князю в Москву. Андрей и Даниил в поле обсуждают детали работы. Андрею противно писать Великий суд. Противно пугать людей. Даниил говорит Рублеву, что поздно отказываться от работы. В Храме Рублев перед помощниками признается, что лучше вообще не писать Страшный суд. Тогда Фома покидает Рублева. Помощнику предложили написать Страшный суд в маленькой церкви.

Андрей произносит монолог о любви. В этот момент в него брызгает молоком княжна — дочь Великого князя. Рублев вместе с князем осматривает новые царские палаты, изготовленные резчиками по камню. Глава царской стражи — Степан — советует Князю приказать мастерам переделать все. Резчики отказываются, так как сделали качественную работу. К тому же резчиков ждет новый заказ в Звенигороде, у брата Великого князя. Князь Звенигорода, Юрий, предлагает лучшие условия труда, платит больше и камень для его хором привезли качественней. Василий Второй и Юрий враждуют между собой за титул Великого князя. Василий отпускает мастеров в Звенигород. Перед дорогой мастера обедают вместе с Андреем и Даниилом. В лесу мастеров настигают стражники князя. Они нападают на них, избивают и вырезают резчикам глаза, чтобы не повторили работу в Звенигороде. Спасается только молодой Сергей. Он возвращается обратно во Владимир. Рублев, узнав, что Великий князь ослепил его друзей, пребывает в горе. В отчаянии Андрей обливает белые стены храма черной краской. Данила просит Сергея прочитать случайную главу из Библии. Мальчик читает часть о женщине. В этот момент в храм заходит юродивая — Дурочка. Тогда Рублеву приходит мысль писать праздник.

“Набег 1408 г.”. Великий князь Василий ведет войну с Литвой. Уведя войско на Запад, князь оставил южные земли без должной защиты. Этим воспользовался брат Василия — Юрий. Сговорившись с Золотой ордой, Князь Звенигорода вместе татарами устраивает набег на Русь. Юрий встречается с темником орды Эдигеем под Владимиром. Объединив силы, союзники атакуют пустой Владимир. Эдигей рассказывает, как по пути не удержался и разграбил маленький город. Параллельно идут воспоминания Юрия о встрече с Василием. Зимой братьев вызывал к себе митрополит, заставлял целовать крест в знак вечного мира. Воспоминания прерываются боем. Конница прорывается за стены города и начинает резню. Князь Юрий зарубает саблей Сергея — ученика Рублева. Захватчики поджигают избы, и город окутывает пламя. В хозяйстве старушки огонь перекинулся на корову, и та сгорает заживо. Хозяйка пытается потушить огонь на животном, но татарин пронзает женщину копьем. Фома чудом спасается и убегает из города. Отдельно показана лошадь, упавшая со стены. От падения она ломает ноги и не может стоять. Кто-то из воинов вонзает животному копье в шею. Жители города, кто успел, укрылись в соборе, в нем же находится Рублев. Остальных горожан насилуют и убивают. Ворота собора таранят, люди из последней надежды молятся господу. Враги прорываются внутрь и устраивают расправу. Войны Звенигорода и татары забивают мужчин, а женщин перед смертью насилуют. Звенигородец пытается изнасиловать Дурочку. Рублев спасает ее, разрубив голову насильника топором. Татары пытаются выпытать из владимирского священника церковное золото. Он не рассказывает. Тогда мужчине заливают в рот жидкий металл из расплавленного распятия и привязывают к лошади, пуская ее скакать вокруг полыхающего города. С куполов собора обрывают золото. Фома, выбравшийся за стену, погибает от стрелы монгола. Рублев и Дурочка сидят в полуразрушенном соборе, вокруг них изрезанные трупы. Андрею мерещится дух мертвого Феофана Грека. Рублев оплакивает зло людское и раскаивается в убийстве человека. Андрей больше не будет писать и в искупление грехов примет обет молчания.

“Молчание 1412г.” Рублев с Дурочкой возвращаются в Андроников монастырь. Иконописец молчит с событий предыдущей новеллы. В монастырь под видом старика возвращается Кирилл. Он просит прощения у Владыки и разрешения остаться в монастыре. Владыка разрешает остаться при условии, что тот перепишет священное писание 15 раз. В монастыре проездом останавливается группа татар. Воины насмехаются над Дурочкой и играют с ней. В итоге татарин решает взять ее с собой в Орду и сделать восьмой женой. Андрей пытается оставить Дурочку в монастыре, но она отталкивает монаха и уезжает с ордынцами. Кирилл впервые заговаривает с Рублевым, но тот уходит от него.

“Колокол 1423 г.” — финальная новелла. Бориска — сын литейщика в вымершей от язвы деревне. Его семья мертва. В Суздале, разрушенном после нашествия татар, Великий князь желает отлить колокол. Так как все мастера в округе вымерли, он отправляет людей на поиск литейщика. Бориска, воспользовавшись возможностью спасти себе жизнь, врет стражникам князя о секрете меди. Якобы отец передал его перед смертью. Бориску берут в Суздаль и предоставляют бригаду рабочих. Команда изготавливает форму для колокола, молодой парень находит подходящую глину. На стройке Бориске периодически приходится конфликтовать с рабочими, ибо мужики не видят в нем авторитета. Однако, он постепенно добивается уважения от коллектива, показывая характер и лидерские качества. За ходом стройки наблюдает Андрей Рублев. Там же присутствует Скоморох из первой новеллы. Скоморох узнает Андрея и в гневе бросается зарубить монаха топором. Скоморох считает, что Рублев сдал его стражникам 10 лет назад. За Андрея заступается Кирилл, и Скоморох отступает. Рабочие завершают обжег, форма из глины Бориски выдерживает. Кирилл сознается Андрею в зависти к его таланту. Скомороха стражникам сдал тоже Кирилл. Он пытается уговорить Рублева отказаться от обета молчания, продолжить творить и уйти в Троицкий монастырь. Андрей никак не реагирует на слова Кирилла. Тем временем колокол освящают священнослужители. На событие приехал Великий князь Юрий с иностранными послами. Колокол звонит, и для людей наступает великий праздник. Андрей в толпе видит Дурочку с конем и мальчиком. Бориска падает на землю в слезах. Рублев успокаивает парня и прерывает молчание словами: “Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать. ”. В эпилоге демонстрируются величайшие иконы Андрея Рублева, дошедшие до наших дней.

Встречи герменевтического клуба: Андрей Рублев и Евангельские тексты

Научно-образовательные площадки

Герменевтический клуб МПГУ провел серию встреч, посвященных разбору фильма «Андрей Рублев» А. Тарковского, 1966 в опоре на Евангельские тексты в технологиях медиагерменевтики (Н.Б. Ковалева, 2012; А.И. Дьяконова 2014; Ф.А., Ковалев 2015; Л.С. Катречко, 2016; Е.А. Прохоров, 2016).

Медиагерменевтика как рефлексивно-позиционная технология позволяет не только глубоко погрузиться в образную ткань текста и действительность эпохи, но и создает условия для синергийного осмысления актуальной проблематики и внимательного вслушивания в слова автора, персонажа, ведущих, друг друга. Именно это является возможностью открытий и превращения текста из внешнего объекта во внутреннюю опору в сложных перипетиях и выборах бытия в контексте рождения собственной траектории развития и профессионализации.

Яркой и продуктивной, несмотря на новаторский для стен университета формат, оказалась встреча с гостем из Иркутска – протоиреем Евгением Прохоровым, инициированная доцентом кафедры психологической антропологии Натальей Борисовной Ковалевой при поддержке ассистента кафедры Л.С. Катречко 19 октября 2018 года. В работе с гипертекстом, пожалуй, самое сложное – это выбор ключевого текста, в данном случае Евангельского отрывка так, чтобы его прочтение могло создать условия для расширения горизонтов понимания и осмысления проблематики исходного образца и поставить новые вопросы перед участниками. Эта задача была решена блестяще и один из самых мощных образцов киноискусства, трактуемый по–разному многими известными деятелями культуры и кинопедагогики, получил новую глубину прочтения. Составить впечатления об этой встрече, мастерстве опытного преподавателя и священника можно по вдохновенным отзывам студентов кафедры психологической антропологии, представленным ниже.

Не менее благотворной оказалась и заключительная встреча актива герменевтического клуба с представителем иркутской епархии по дальнейшей разработке темы «Веры, дружбы, творчества» на материале фильма Андрея Рублева, прошедшая под руководством Ф.А. Ковалева 23 октября в контексте подготовки программы детского летнего лагеря “Роднички”. Важной особенностью лагеря является совместная разработка программ на базе рефлексивно-позиционного подхода (Н.Б. Ковалева, 2012) и многолетнее проведение научно-практического исследования, проводящегося в рамках сотрудничества научно-исследовательской площадки МПГУ.
Вот что пишут об этом участники.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

19 октября состоялось большое событие: я смогла присутствовать на обсуждении фрагмента фильма Тарковского «Андрей Рублев» в опоре на Евангельский текст. Это было сложно, ново, интересно. Опыт работы с медиагерменевтическими образцами у меня уже был – это, можно смело признаться, моё хобби, мой интерес. Здесь же разбор фильма был в новых для меня технологиях – с опорой на библейский текст – никогда ранее не читаемый мной в силу разных причин. Из Иркутска к нам приехал протоиерей Евгений Прохоров, который главным образом и вел занятие совместно с Ковалевой Натальей Борисовной.

Однажды мы уже разбирали пролог из Андрея Рублева на медиагерменевтике, но совсем в другом направлении. Вчера же каждый из нас сделал свои новые открытия по отрывку. Работа с Библией – новое дело для меня. Никогда я и не знала, что такой текст может быть настолько сложным в понимании и своей интерпретации. Для меня стало открытием всё, что происходило в аудитории. Думаю, что каждый присутствующий там человек ушел с новыми вопросами. И это верный знак того, что событие состоялось. (А. Гудкова, 3 курс)

В пятницу 19 октября 2018 года студентам кафедры Психологическая антропология посчастливилось попасть на удивительную встречу, посвященную обсуждению пролога к фильму Андрея Тарковского “Страсти по Андрею” и отрывка из Евангелия, посвященному вере сотника. Столь насыщенное сложное содержание породило множество мучительных вопросов и интересных дискуссий в кругу студентов и преподавателей.

Приведем некоторые из них: Что такое Вера? Что объединяет оба произведения? Как представленный текст можно связать с нашей жизнью? К счастью, Отец Евгений помогал нам разобраться в тексте, глубже раскрывая перед нами его значение, с интересом выслушивая каждого, лишь предлагая свою версию происходящего. Здесь не было “правильных” ответов. Цель нашей встречи: расширить горизонты своего понимания и, возможно, уйти с новым вопросом, еще более сложным, чем прежний.

Достичь данных целей помогает неравнодушное участие каждого присутствующего. Можно сказать, что встреча удалась, потому что в кругу не осталось равнодушных. Лично для меня наша встреча поставила вопрос послушания. Если вспомнить, то сотнику было достаточно лишь слова, он слушал и слышал, потому что верил. Получается то, насколько мы слушаем и выполняем то, что нам говорят родители, наставники, преподаватели, и т д., зависит от того, насколько мы Верим. Именно этот вывод стал для меня ключевым открытием. Спасибо за встречу! ( В. Романова, 4 курс)

Думаю, сразу стоит сказать, что я верующая. Конечно, встреча заинтересовала меня еще до ее начала при чтении приглашения с ее кратким описанием. Было для меня необычно и интригующе, как в стенах светского университета, там, где обычно проходят пары по учебным дисциплинам, может состояться такая встреча. Разбор фрагмента фильма в направлении медиагерменевтики гения кинематографа – Андрея Тарковского в опору на… Евангельский текст. Мы довольно подробно углубились в библейские тексты. Я люблю этот процесс и уже не раз участвовала в библейских дискуссиях, обсуждениях и исследовании Писания. Убеждена, что ничто так не поднимает человека и не воодушевляет, как посланные откровения и открытия, чувство близости с Богом, как во время изучения Его слова и во время молитвы и когда применяешь открытое в жизни. Но в связке художественное произведение (фильм) – Библия, наверно, в таком ключе я еще ни разу не работала. Особенно ценной для меня была глубина мыслей. В качестве опорного библейского текста рассматривали историю из окончания Нагорной проповеди Иисуса Христа и особенности исторической эпохи, в которую происходили события. Для себя я вынесла и укоренилась в следующей мысли: не просто нужно доверять Богу в том смысле, чтобы снять с себя и переложить на Него ответственность, но, отдав в руки Всемогущего ситуацию, свою жизнь, быть готовым к действию, усилию и работе в первую очередь над собой, прислушиваясь к тому, куда Он направляет. Как часто человек после «первой любви», переживания радости знакомства с Богом, разочаровывается – жизнь не стала проще, проблем не уменьшается. Потребительская его натура ищет выгоду даже в этих отношениях! Но суть связи с Небом не в избавлении от всех земных невзгод и перипетий, а все в том же их преодолении, но с новыми силами, с опорой и поддержкой Бога и в радости жизни с Ним. Думаю, в таком способе работы – разборе текстов отдельно, в связке и сопоставлении заложен огромный потенциал для развития духовной и интеллектуальной сферы! (А. Зуева, 3 курс)

19 октября состоялась встреча с протоиреем Евгением Прохоровым, посвящённая разбору фильма Андрея Тарковского “Страсти по Андрею” в опоре на Евангельский текст. Основным ведущим встречи был Е.А. Прохоров, его соведущими Н.Б. Ковалева и Л.С. Катречко.

Сама атмосфера этого события была уютная, так как это было маленькое мероприятие, где было легко высказывать свои мысли и услышать высказывания других. Многие присутствующие уже просматривали пролог фильма, но всё равно в начале мы уделили время на то, чтобы просмотреть его ещё раз и возобновить мельчайшие детали отрывка в своей памяти. Конечно же после просмотра у всех возникают вопросы, которые мы сразу же обговорили. Было важно, что нам дали понять, в какое время снимался фильм, были исторические детали, которые очень значимы при разборе. Из всего множества вопросов мы остановились на таком, как “Какую же роль играет Храм в данном эпизоде?” и после его мини-обсуждения перешли к Евангельскому тексту.

Для разбора была взята Евангелие от Матфея 8 глава. Ведущий прочитал несколько строф из главы, и мы приступили к разбору. Скажу честно, мне очень сложно дался этот текст, были какие-то свои предположения по толкованию, но потом я понимала, что они в основном оказывались ложными, так как благодаря мыслям ведущего и его соведущих мы всё ближе и ближе подходили к нужной истине.

Такой опыт конференции у меня был впервые. Были представлены и фильм, и текст, которые связаны между собой. Нужно было обнаружить не только суть и скрытый смысл каждого, но и соединить всё в единое целое. Жаль, но время данного мероприятия было ограничено. По моему мнению, таких встреч должно быть больше, чтобы с каждой новой встречей мы погружались всё глубже в обсуждение, а в конце нашли совершенно гениальные ответы на поставленные вопросы (М. Тертерян, 3 курс)

19 октября, в самый разгар прекрасной осени, в стенах родного МПГУ состоялась встреча, на которой присутствовал гость из Иркутска протоиерей Евгений Прохоров. Собрала всех и организовала данную встречу Ковалева Наталья Борисовна. К обсуждению небольшого фрагмента из фильма Андрея Рублева Тарковского в опоре на Евангельский текст пришли 3 и 4 курс Кафедры психологической антропологии, а также Леонид Катречко. Отец Евгений работает в технологиях медиагерменевтики, именно поэтому, на мой взгляд, процесс был глубоким и увлекательным. Размышляя над фильмом, и, в той или иной степени, соотнося с Евангельским тестом, появлялись ответы и вопросы на определенные темы. Было полное ощущение погружения в процесс и прикосновение к чему-то возвышенному. Такие встречи будут очень ценны и полезны, ведь именно в таком теплом кругу можно и нужно говорить на волнующие нас темы. (Д. Фатихова, 3 курс)

19 октября 2018 года студенты 3 и 4 курса направления «Практическая психология детства» приняли участие в уникальном занятии, целью которого стало погружение в практику герменевтики и коллективный разбор одного из основополагающих текстов нашей культуры — Евангелия. Работа проходила под руководством опытных ведущих — доцента кафедры психологической антропологии Натальи Борисовны Ковалевой и особого гостя из Иркутска отца Евгения. Помимо самого Евангелия, в качестве образца для разбора был использован фрагмент культового фильма Андрея Тарковского «Страсти по Андрею». В процессе обсуждения и совместного поиска становилась очевидной недостаточность, бедность поверхностного понимания текстов, особенно текстов такого уровня. Открывались новые смыслы, возможности интерпретации, возникали вопросы, и через это становилось возможным живое понимание. Занятие оказалось непростым, ведь работа такого рода требует самоотдачи, высокого уровня сосредоточения, настойчивости. Однако прикосновение к плодам этой практики стоило затраченных усилий. Вполне вероятно, что подобные герменевтические семинары станут традиционными, и студенты МПГУ получат возможность регулярно дышать тем свежим воздухом, доступ к которому открывается через пристальное вглядывание в лучшие образцы нашей культуры (В. Минаев, 4 курс).

Текст подготовлен Н.Б. Ковалевой и Л.С. Катречко.