Корпоративный налог японию

Корпоративный налог в Японии в 2016 году будет снижен на 3,3 п.п. — премьер

Фактическая ставка корпоративного налога в 2016 году будет уменьшена не менее чем на 3,3 процентного пункта (п.п.) с текущего уровня в 35%, заявил премьер, выступая на мероприятии в Токио, организованном Bank of America Merrill Lynch.

Помимо этого, С.Абэ намерен «пойти дальше, если это будет возможно».

«Мы продолжим двигаться к снижению налога в следующие несколько лет и намерены привести его к уровню, который был бы сравнительно благоприятным в международном контексте, — заявил С.Абэ. — Мы сделаем так, что экономика Японии сможет продолжить рост. Делая экономическую ситуацию моим основным приоритетом, я продолжу уверенно двигаться вперед, шаг за шагом, к достижению этой цели».

ВВП Японии во втором квартале 2015 года снизился на 1,2% в пересчете на годовые темпы на фоне сокращения объемов капиталовложений бизнесом.

Парламент Японии еще в марте этого года одобрил сокращение корпоративного налога в стране на 3,3 процентного пункта в течение двух лет. По оценкам министерства финансов Японии, это позволит сократить налоговую нагрузку компаний в следующие два фингода примерно на 210 млрд иен в год ($1,7 млрд).

Правительство Японии намерено довести корпоративный налог до уровня менее 30% в течение пяти лет. В настоящее время ставка этого налога в Японии является второй среди самых высоких в странах G7.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЯПОНИИ

В целях соответствия мировым стандартам, реформирование налоговой системы в России всегда опиралось на зарубежные опыт, используя уже разработанные методы.

Обычно для сравнения с Россией берут преуспевающие страны Западной Европы. Однако некоторые страны Востока могут стоять в одном ряду с ними и так же послужить хорошим примером построения эффективной налоговой системы. Одной из таких стран является Япония.

Причин для сравнения именно с Японией несколько:

1.Система налогового администрирования Японии сложилась достаточно давно и практически не подвергалась существенным переменам, а это значит, что сравнив и проанализировав систему налогового администрирования этой страны можно внедрить уже существующий опыт в России.

2.Между Россией и Японией много общего. В обеих странах управление налоговой системой находится в юрисдикции Министерства финансов.

3.В Японии существуют такой аппарат как Национальное налоговое управление (ННУ), который возглавляет систему государственных налоговых органов и на который наложены функции по начислению, сбору и пересечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных налогов и сборов. Примером такой службы в нашей стране является Федеральная налоговая служба (ФНС). Обе службы имеют свои подразделения, у ФНС это 13 управлений, у ННУ – секретариат и 3 управления, которые состоят из отделов. (рис. 1).

Доходов и сбора налогов

Проверок и уголовного расследования

Отдел подоходного налога

Отдел проверки счетов

Отдел имущественного налога

Отдел сбора налогов

Отдел социальных вопросов

Отдел уголовного расследования

Отдел общественных связей

Отдел корпоративного налога

Отдел автоматической обработки данных

Отдел налога на потребление

Отдел винного налога

Служба хозяйственных связей

Юридическая служба по оценке имущества, налога на потребление

Служба межгосударственных связей

Отдел сведений и проверок

Федеральная Налоговая служба России

Группа советников и помощников

и обеспечения процедур банкротства

По работе с налогоплательщиками

Трансфертного ценообразования и

Рисунок 1. Структура ННУ Японии и ФНС России

ННС находится в Токио, его возглавляет начальник назначаемый министром финансов. В России же на должность руководителя ФНС назначает Правительство РФ по представлению Министра финансов.

К тому же, система налоговых органов Японии по признаку подчинённости составляет три уровня, что так же является характерной чертой Российской налоговой системы (рис. 2).

Национальное налоговое управление

Национальный налоговый совет

Районное налоговое управление Окинавы

Национальный налоговый трибунал

Национальный налоговый колледж

6 налоговых инспекций

11 районных налоговых управлений

12 районных налоговых трибуналов и 7 филиалов

518 налоговых инспекций

Федеральная Налоговая Служба

Межрегиональная инспекция ФНС

Ми ФНС по ценообразованию в целях налогообложения

МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам

МИ ФНС по федеральным округам

• ИФНС по районам

• ИФНС по районам в городах

• ИФНС в городах безрайонного деления

Рисунок 2. Система налоговых органов Японии и Российской Федерации

В его подчинении ННУ находятся колледж Национальный налоговый трибунал, налоговый совет, районное налоговое управление, которое включает районное налоговое управление Окинавы.

Районные управления Японии занимают второй уровень. Обычно, управление состоит из пяти подразделений: управления согласования, управления налогообложения, управления доходов и сборов, управления уголовных расследований и проверок. Районные налоговые управления осуществляют консультирование, проверяют крупных налогоплательщиков и руководят работой налоговых инспекций [2].

Третий уровень занимают налоговые инспекции, которые являются исполнителями налогового законодательства. Обычно они состоят из нескольких отделов, каждый из которых занимается администрированием конкретного налога или группы налогов.

В России же высший уровень по принципу подчинённости занимает Федеральная налоговая служба. На втором уровне располагаются Управления ФНС, каждое из которых находится в одном из 85 субъектов России. Управления контролируют работу налоговых инспекций, которые соответствуют местному — третьему уровню подчинённости. Как и в Японии, в состав инспекций и Управлений ФНС входят структурные подразделения — отделы [1].

Имеются и существенные различия между системами налогового администрирования Японии и России. Основным из которых является организация налогового контроля. То есть, существуют разные формы ответственности. Например в России ответственность за нарушение налогового законодательства разграничивается на налоговую, административную и уголовную, а соответствующие нормы права содержатся в Налоговом и Уголовном Кодексах, а также в Кодексе об административных правонарушениях.

В Японии же за нарушение налогового законодательства наступает налоговая или уголовная ответственность, которая предусмотрена в многочисленных актах так называемого уголовно-административного законодательства, среди которых наиболее значимыми являются «Закон о взимании государственных налогов» 1959 года, «Закон о подоходном налоге» 1947 года, «Закон о налоге с юридических лиц» 1947 года [1].

Иначе построен и механизм выявления налоговых правонарушений в Японии. Если в России такие правонарушения обычно выявляются благодаря проведению специальных проверок, выездных или камеральных, то в Японии в районных управлениях в штате имеются специальные следователи и в их обязанности входит сбор информации и выявление случаев правонарушений [2]. Управления ФНС следователей в своём штате не имеют, кроме того, основные функции Управления носят скорее надзорный характер. Расследования являются прерогативой органов внутренних дел.

Еще одно различие заключается в том, что в Японии налоговые органы имеют меньшую свободу действий, чем в России. Если в России по ст. 91 НК РФ уполномоченные должностные лица производят осмотр помещений налогоплательщика при предъявлении удостоверений и решения руководителя налогового органа, то в Японии следователи могут производить обыск помещений только при наличии санкции прокурора

Также следует отметить, что в Японии характерными чертами налоговой системы являются весьма низкий уровень налогового бремени и жёстко централизованная система сбора налогов. Простота и доступность налоговой системы, уважение к законопослушному налогоплательщику, примат доверия к налогоплательщику над стремлением к наказанию являются тремя основными принципами налоговых органов Японии.

В России же такой показатель, как уровень налогового бремени является довольно высоким, кроме того исходя из того, что налоговые органы имеют право списывать задолженность со счетов юридических лиц в бесспорном порядке, можно сделать вывод, что налогоплательщик уже заведомо считается виновным. Безусловно, налогоплательщику направляется требование об уплате налога, однако, нередки случаи судебных споров на предмет незаконности остановки движения денежных средств по счетам и бесспорного списания задолженности.

Следовательно, благодаря наличию сходств, опыт японской модели построения системы налогового администрирования может послужить полезным примером для реформирования и в нашей стране. Российские налоговые органы более независимы, чем в Японии, там закон в большей степени защищает налогоплательщика, указывая на обязательность формирования доказательной базы перед осуществлением официального расследования. По нашему мнению, в российскую налоговую систему можно перенять принцип уважения налогоплательщика, который выражается в его защищённости от необоснованного применения санкций, так же ошибочных начислениях пеней и штрафов нужно свести к минимуму, так как от этого зависит отношение налогоплательщиков к органам государственной власти.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЯПОНИИ

В России главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации установлен налог на прибыль, которым облагаются юридические лица (российские и иностранные организации), получающие доходы от источников в России. В России его налоговая ставка составляет 20 %, при этом 2% от прибыли направляется в Федеральный бюджет, а 18% — в региональные бюджеты (субъектов РФ). Высока ли налоговая ставка в России? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, но известно достоверно, что для практически любой организации этот налог берет на себя основную долю налоговой нагрузки, зачастую оставляя за собой ближайших конкурентов ̶ НДС и НДФЛ [1].

Рассмотрим особенности налогообложения прибыли в зарубежных странах. В качестве примера возьмем развитые страны удаленно расположенные друг от друга, становление налоговых систем которых шло разными историческими путями: Великобританию и Японию.

В Великобритании аналогом российского налога на прибыль выступает корпорационный налог. Доля налогов с компаний составляет около 20 % доходов государственного бюджета. Субъектами корпорационного налога являются компании, некоммерческие ассоциации, строительные кооперативы, общества взаимного страхования, предприятия, находящиеся в собственности государства, компании коммунального хозяйства, корпорации короны и филиалы или представительства компаний-нерезидентов [3, с. 62].

Большим плюсом в налоговом праве Великобритании, видится, наиболее полно раскрытый перечень налогоплательщиков, который включает организации как корпоративные, так и некоммерческие ассоциации. В России такая классификация отсутствует.

Несомненно, большое значение в Великобритании отдается определению территориальной принадлежности корпорации к стране. Компании, созданные в Соединенном Королевстве, всегда являются его резидентами. Иные компании считаются резидентами, если их центральное управление осуществляется в Великобритании. Исключением являются только те корпорации, которые по внешнеэкономическим соглашениям между Великобританией и другой страной уплачивают налоги не в Объединенном Королевстве. Таким образом, пресекается двойное налогообложение [3].

Ставки же по корпорационному налогу дифференцированы и распределяются по принципу величины прибыли. Налог в 30 % платится компаниями, доход которых превышает 1.5 миллиона фунтов. Для компаний с меньшим доходом уровень налога составляет 19 %. А компании, занимающиеся нефтяными разработками, платят дополнительный корпоративный налог в размере 20 %. Важно отметить, что существует необлагаемый минимум, который составляет 10 000 фунтов стерлингов.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы видим, что в Великобритании происходит более детализированное и дифференцированное налогообложение прибыли. Необходимо подчеркнуть, что основными отличиями системы налогообложения прибыли в России и Великобритании являются:

1) дифференцированные ставки по налогам с прибыли юридических лиц в Великобритании и твердая ставка в 20 % в России;

2) различный перечень налогоплательщиков и различные взгляды на принципы территориальной принадлежности субъектов налогообложения;

Далее хотелось бы так же рассмотреть налогообложение юридических лиц в стране, столь похожей на страны Евросоюза, но имеющей свои, обособленные, структурные элементы – Япония.

В Японии налог на прибыль организаций называется корпоративным налогом, и формирует наиболее значительный объем поступлений, как в национальный, так и в префектурный и муниципальный бюджеты. Национальная ставка по налогу составляет ̶ 33,06 %, префектурная – 5 % от национальной (1,65% от прибыли), муниципальная – 12,3 % от национальной (4,06% от прибыли). Общая ставка составляет около 40 % прибыли компании [4, с. 42]. Корпоративный налог взимается со всех корпораций-резидентов Японии, в которые входят как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерные общества. Если корпорация прекращает свою деятельность в результате слияния или роспуска, то подоходному налогообложению подлежит доход от ликвидации. Для корпораций малого бизнеса существует широкая система льгот. Компании с капиталом менее 100 млн. йен и годовым доходом менее 8 млн. йен уплачивают корпорационный налог по ставке 28 % [4, с. 42].

В итоге, сравнивая величину налоговой ставки по налогу на прибыль корпораций в Японии с налоговой ставкой по обложению прибыли юридических лиц в России, можно убедиться, что налоговая нагрузка на японских налогоплательщиков в разы выше. И это не компенсируется низкими ставками на налоги с физических лиц, составляющие более 30%. Также, мы можем увидеть, что в Японии имеет место быть прогрессивное налогообложение, а в России — твердая ставка налога на прибыль.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что направление налоговой политики в сфере налогообложения прибыли юридических лиц в Великобритании и Японии отлично от налоговой политики Российской Федерации. В настоящий момент в России проблема повышения косвенных и прямых налогов является актуальной. Это обусловлено нестабильной экономической ситуацией и проблемами кризисного периода. Но, проведя сравнительный анализ, нельзя не заметить, что прогрессивное налогообложение практикуется уже почти во всем мире, в, то время как в России преобладает пропорциональная система налогообложения. И возможно именно это является причиной неэффективного поступления налоговых доходов в бюджет, что серьезно тормозит нашу налоговую систему и экономику нашей страны в целом.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть 2 (по состоянию на 01.02.2016) / [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – 2016. – Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193228

2.Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право (проблемы теории и практики): Диссертация доктора юридических наук. – М.: МГИМО МИД РФ, 2014. – 317 с.

3.Гончаренко И. А. Сравнительное налоговое право (налоговое право РФ и зарубежных стран): учебно-методический комплекс. – М.: МГИМО (У) МИД России, каф. административного и финансового права, 2015. – 568 с.

4.Антонова О. В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие. ̶ Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. – 130 с.

5. Лыкова Л. Н., Букина И. С.Налоговые системы зарубежных стран: учебник для бакалавриата и магистратуры. ̶ М.: Издательство Юрайт, 2014. – 428 с.

Налоги в Японии: японская система налогообложения

В данной статье я затрону только 2 вида налогов: это подоходный налог с физических лиц (所得税) и мельком коснусь НДС (消費税). Я считаю, что данная статья имеет место быть, т.к. в ру-нете никакой свежей информации о подоходном налоге в Японии я не нашел, за исключением каких-то общих материалов прошедших лет, которые не обновляются уже очень долго.

Подоходный налог в Японии

Начнем с подоходного налога. Как мы знаем, в России все слои общества платят единый процент со своих доходов (13%), однако, во всех более менее цивилизованных странах (Япония, США, Франция и др. страны) подоходный налог отличается в зависимости от дохода физ. лица. Для резидента (тот, кто прожил в Японии больше года или имеет физ. адрес) и не резидента в Японии налоги разнятся. Так, например, для не резидента устанавливается фиксированный налог с прибыли в размере 20%. Иностранные резиденты платят налоги ровно столько сколько платят их обычные граждане Японии.

Если же Вы резидент — то налог будет разниться в зависимости от Вашего дохода:

  1. Если Ваш заработок 195 ман или меньше (прибл. 21 000$), то процентная ставка будет составлять 5%, а тариф налогообложения будет 0 иен.
  2. Если Ваш заработок выше 195, но ниже 330 ман (прибл. 21 000 — 33 000$), то процентная ставка будет составлять 10%, а тариф налогообложения будет 97 500 иен.
  3. Если Ваш заработок выше 330, но ниже 695 ман (прибл. 33 000 — 66 000$), то процентная ставка будет составлять 20%, а тариф налогообложения будет 427 500 иен.
  4. Если Ваш заработок выше 695, но ниже 900 ман (прибл. 66 000 — 100 000$), то процентная ставка будет составлять 23%, а тариф налогообложения будет 636 000 иен.
  5. Если Ваш заработок выше 900, но ниже 1,800 ман (прибл. 100 000 — 200 000$), то процентная ставка будет составлять 33%, а тариф налогообложения будет 1 536 000 иен.
  6. Если Ваш заработок выше 1,800 ман (прибл. выше 200 000$), то процентная ставка будет составлять 40%, а тариф налогообложения будет 2 769 000 иен.

По примеру из и-нета сделаю прибл. подсчет с расчетом того, что резидент получает 700 ман:

700 ман умножаем на 0.23 (процент. ставка) и отнимаем 63 ман 6 тыс. иен (тариф налогообложения) — на выходе получаем подоходный налог с 700 ман = 97 ман 4 тыс. иен.

P.S. Хотят поднять налог до 50% по высшей категории лиц, но пока что я сюда это не вношу, т.к. это не утверждено.

Налог на потребление в Японии

Налог на потребление в Японии (消費税) или как у нас он называется НДС (налог на добавленную стоимость) составляет 5%. Это один из самых низких НДС во всем мире (не самый низкий, конечно, но очень и очень гуманный). У нас такой налог в среднем составляет 18%, а раньше вообще был 28-20%.

Правда сейчас Япония переживает не лучшие времена, потому то и хотят этот налог поднять с 2014 года до 8%, а с 2015 года уже до 10%. Тем самым правительство Японии хочет возместить ущерб нанесенный экономике страны. В связи с новостью о повышении налога на потребление народ выразил свое недовольство, но сейчас дела обстоят так, что недовольство народа не заставит правительство отказаться от своей идеи.

Налоговая система Японии в 2018 году

Какие налоговые органы действуют в Японии

Несмотря на то что Япония – это унитарное государство, страна имеет хорошо развитое местное самоуправление, обладающее значительными полномочиями, в том числе и в плане введения различных налогов и их сбора. Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу центрального бюджета.

Особенности налоговой системы Японии обусловили формирование двухуровневой системы налоговых органов.

Национальный уровень

На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны.

ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.

Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:

  1. Отдел по налогообложению.
  2. Отдел по сборам налогов.
  3. Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.

Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями.

При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны. Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов.

Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.

Местный уровень

Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти.

Основные налоги

Основные налоги деляться на следующие виды:
— Индивидуальный подоходный налог
— Налог на прибыль корпораций
— Социальные взносы
— Поимущественные налоги
— Налоги на товары и услуги

1. Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается в конце года. Налоговые системы разных стран, будучи в основном похожими, обладают каждая своим собственным набором налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и дат выплаты налогов. Одновременно в большинстве налоговых систем товарищества (партнерства) не рассматриваются как отдельные объекты налогообложения. Они рассматриваются как каналы, через которые прибыли поступают партнерам товариществ, и поэтому налогом на доходы облагаются партнеры, а не сами товарищества. Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в промышленно развитых странах в 1993 г. (%):
Канада 29
США 31
Великобритания 40
Россия 40
Австралия 47
Япония 50
Италия 51
Германия 53
Франция 57
Швеция 72

В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для «справедливой» налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. Вообще же спор о том, что низкие налоги являются двигателем экономического роста, а прогрессивные ставки налогообложения являются признаком справедливой налоговой системы, рассматривается далее в этой главе.

2. Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юридическим лицом. Однако для некоторых корпораций в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

Налог на прибыль корпораций (корпоративный налог) составляет основную часть налоговых выплат фирм. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). Налогообложение той части чистой прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом — вначале корпоративным налогом как часть прибыли фирмы, а затем личным подоходным налогом как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров.

В зависимости от подхода к этому двойному налогообложению распределяемой прибыли можно сгруппировать национальные системы взимания налога на прибыль корпораций в следующие системы:
— описанная классическая система, при которой распределяемая часть пробыли облагается налогом на прибыль корпораций, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
— система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония) или же частично освобождается от обложения (Исландия, Испания, Финляндия);
— система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан ли корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров, т. е. действует так называемый налоговый кредит (Великобритания, Ирландия, Франция);
— система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Новая Зеландия, Финляндия).

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т. д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

4. Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС). Он схож с налогом с оборота, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах ОЭСР (кроме Австралии, США, Швеции). Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 38 % стоимости их товара и распространяется на наиболее ходовые товары и услуги. Обычно в стране применяется основная (стандартная) ставка этого налога (в странах ЕС, например, она колеблется вокруг 15 %), а также повышенная, пониженная; с отдельных товаров и услуг этот налог не взимается.

Налоговая система Японии

Как и в любой другой стране в Японии все компании обязаны платить налоги с прибыли, которую они получают в результате своей деятельности.

В Японии сейчас существует порядка пятидесяти различных налогов, которые подразделяются на центральные и местные, прямые и косвенные, обычные и целевые. Не мудрено, что в этой системе можно заплутать. Ведь даже чтобы элементарно купить машину платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Как и в любой другой стране в Японии все компании обязаны платить налоги с прибыли, которую они получают в результате своей деятельности. Однако налоговое бремя на многонациональные корпорации, которые ведут свою деятельность в стране в форме делового присутствия, власти Японии несколько смягчили.

Как и сколько платить

Многонациональные корпорации, осуществляющие деятельность, приносящую прибыль в Японии, осуществляют расчет и уплату налогов с использованием процедуры удержания у источника или процедуры самостоятельного расчета налоговых обязательств.

Объем дохода, облагаемого корпоративным налогом на прибыль, меняется в зависимости от характера деятельности корпорации. Термин «доходы, полученные внутри страны», определяются следующим образом:

1) Проценты по государственным и корпоративным облигациям, проценты по сберегательным и срочным вкладам, полученные офисами корпорации в Японии

2) Проценты по займам, выданные на финансирование хозяйственной деятельности в Японии

3) Дивиденды по акциям или другим ценным бумагам инвестиционных доверительных фондов внутренних корпораций

4) Встречное удовлетворение за использование недвижимого или иного аналогичного имущества в Японии; передача в аренду морских или воздушных судов резидентам или внутренним корпорациям

5) Оклады, заработная плата, премии и другие виды вознаграждения за оказание услуг на территории Японии

6) Выходные пособия или пенсии, выплачиваемые за услуги, оказанные резидентами

7) Встречное удовлетворение за услуги внештатных экспертов в Японии

8) Встречное удовлетворение за личные услуги, оказанные эстрадными артистами, внештатными экспертами, техническими экспертами и т.д.

9) Плата за использование или встречное удовлетворение за передачу патентных прав, «ноу-хау», авторских прав и т.д. в связи с оказанием услуг в Японии

10) Плата за использование машин и оборудования в связи с оказанием услуг в Японии

11) Вознаграждение, предлагаемое в Японии за услуги в области публичной огласки/рекламы

12) Пенсии, выплачиваемые на основании соглашений, заключенных в Японии

13) Прибыль от погашения дисконтных облигаций, выпущенных в Японии

14) Доход, эквивалентный фиксированному процентному доходу

15) Определенные типы доходов от передачи недвижимости в Японии

16) Распределение прибыли в соответствии с соглашениями с пассивными компаньонами (соглашениями типа «Токумэй Кумиаи») или иными аналогичными соглашениями, заключенными в Японии

17) Определенные типы доходов, отличные от перечисленных выше и связанные с управлением, владением или передачей активов в Японии

18) Доход от хозяйственной деятельности

Определение доходов, на которые распространяется действие налога с иностранных юридических лиц, осуществляются в порядке, регламентирующем расчет и уплату корпоративного налога. Иностранные юридические лица платят налог не только с суммы дохода, но и на подушной основе с использованием в качестве налоговой базы показателей размера капитала и количества работающих в ней сотрудников.

Корпорации с оплаченным капиталом свыше100 млн иен платят налог авансом с коэффициентом 1/4.

Доход, который был начислен в течение налогового года, становится налоговой базой в целях расчета суммы корпоративных налогов (к ним относятся корпоративные налоги на ликвидационный доход, корпоративные налоги на резервы, на пенсию по старости и т.д.).

Что касается ставок местных налогов, то они могут меняться в зависимости от объемов деятельности компании, а также от решений местных органов власти, в чьей юрисдикции она находится.

Стоит отметить, что в случае если «представительство», через которое иностранная компания работает в Японии, выполняет вспомогательные функции (например, поддержание связей с общественностью, реклама, распространение информации и т.п.), то доход с деятельности такого «представительства» налогом не облагается. Также не облагается налогом японские офисы иностранных компаний, которые используются в целях закупки или хранения имущества.

Сумма дохода, который используется в качестве налоговой базы для уплаты корпоративных налогов на доходы за каждый налоговый год, расчитывается путем внесения корректировок в сумму корпоративной прибыли.

Издержки и расходы, которые получаются в процессе получения прибыли, вычитаются из налоговой базы. Стоит отметить, что иностранные корпорации готовят подробные отчеты о произведенных за рубежом издержках и расходах, вычитаемых из налоговой базы. Далее данные издержки и расходы распределяются в соответствии с принципом отсутствия заинтересованности.

Примеры издержек и расходов, на которые распространяются ограничения по
изъятию из налоговой базы:

— Корпоративные налоги и штрафы

— Суммы пожертвований, не вычитаемые из налоговой базы

— Представительские расходы, не вычитаемые из налоговой базы

— Суммы переданных резервов

— Сумма превышения амортизируемого лимита амортизируемых и отложенных активов

— Списания стоимости активов

— Премии, дополнительные выплаты и пенсионные пособия директоров

Денежные переводы, которые производит филиал иностранной компании на счет главного офиса, не облагаются налогом. То есть со стороны филиала данный перевод не квалифицируется как расходы, а со стороны получателя — как доходы.

Согласно принятому порядку, в течение двух месяцев после завершения каждого налогового года иностранные компании должны готовить итоговую налоговую декларацию по уплате из суммы получаемого ими дохода корпоративного налога, налога с иностранных юридических лиц и налога с предприятий.

Суммы дохода и налога в налоговой декларации расчитываются на основании данных финансовой отчетности. Полученная сумма налога должна быть уплачена в течение вышеупомянутого периода.

Налоговые декларации представляются компанией с использованием синих или белых форм. Синияя форма дает право на некоторые налоговые льготы. Разрешение на использование данных форм выдает соответствующий национальный налоговый орган. Для этого компания должна подать заявку не позднее дня, предшествующего первому дню налогового года. Компании, только что учрежденные, должны подавать такую заявку не позднее дня, предшествующего дню, который наступает через три месяца после даты учреждения корпорации, либо последнему дню первого налогового года корпорации после учреждения компании с использованием более ранней из двух указанных дат.

Подоходный налог взимается в двух формах: самостоятельно начисляемый подоходный налог и подоходный налог, взимаемый у источника. В отличие от самостоятельно начисляемого, подоходный налог, взимаемый у источника, начисляется на суммы платежей независимо от того, осуществляются ли они. Сумма дохода, облагаемого подоходным налогом, взимаемым у источника, определяется с учетом налоговой категории получателя дохода.

Лица, выплачивающие доход, который подпадает под подоходный налог, удерживаемый у источника, обязаны перечислять на счет налогового органа сумму такого налога не позднее десятого дня месяца, следующего за месяцем, в течение которого был выплачен доход.

Типы доходов, которые облагаются подоходным налогом, взимаемым у источника:

1) Проценты (включая прибыль, полученную от выкупа определенных дисконтных облигаций)

3) Оклады, заработная плата, премии и аналогичные типы вознаграждения

4) Пенсионные пособия

5) Определенные компенсации, комиссии и т.д., выплачиваемые лицам, не являющимся сотрудниками плательщика

Типы дохода, которые облагаются подоходным налогом, взимаемым у источника:

1) Проценты (включая прибыль, полученную от выкупа определенных дисконтных облигаций)

3) Выигрыши, выплачиваемые владельцам скаковых лошадей по результатам скачек

4) Выплаты в счет распределения прибылей по контракту типа «Токумэй Кумиаи» (только когда в состав «Токумэй Кумиаи» входит 10 и более лиц)

Учреждение компаний и регистрация в налоговых органах

После учреждения в Японии в соответствии с действующим законодательством корпорации или филиала владелец должен в установленные сроки зарегистрировать юрлицо в налоговых органах. Заявка на регистрацию должна подаваться в случаях, когда иностранная корпорация получает доход, облагаемый корпоративным налогом в Японии, или когда иностранная корпорация осуществляет хозяйственную деятельность с помощью средств и лиц, соответствующих изложенным ниже условиям:

1) Когда срок выполнения строительно-монтажных или иных работ или надзора за выполнением таких работ превышает один год (регистрация производится по месту выполнения таких работ)

2) Когда иностранная корпорация прибегает к услугам следующих агентов:

— Лиц, которые имеют и часто используют право заключать деловые соглашения от имени такой иностранной корпорации

— Лиц, которые осуществляют хранение имущества от имени такой иностранной корпорации в объеме/количестве, соответствующем обычному уровню спроса со стороны клиентов, и доставку такого имущества по требованию клиентов

— Лиц, которые регулярно выполняют большой объем работ, необходимой для привлечения клиентов, проведения консультаций и осуществления иной деятельности, направленной на заключение деловых соглашений исключительно или преимущественно от имени такой иностранной корпорации

Договоры об избежании двойного налогообложения

Япония заключила со многими странами договоры, преследующие своей целью избежание двойного налогообложения доходов и предотвращение уклонения от уплаты налогов.

Корпорации, которые заключают внутренние сделки, и стороны импортных сделок должны готовить налогоые декларации и платить налоги, насчисленные на соответствующие фиксированные налоговые базы.

Для того, чтобы избежать двойного налогообложения на этапах производства и распределения работает схема, в рамках которой допускается вычет суммы налога на потребление, который берется с приобретаемых товаров, из суммы налога на потребление, взимаемого с реализуемых товаров.

Сумма налога на потребление может вычитаться при расчете суммы подлежащего уплате налога на потребление. При этом сумма таких вычетов ограничена в зависимости от процентной доли налогооблагаемых продаж. Если сумма налогооблагаемых продаж в течение базового периода не превышала 50 млн иен, произведение суммы выручки от реализации товаров и определенной процентной ставки, устанавливаемой отраслевыми соглашениями, может квалифицироваться как сумма обязательства по уплате налога на потребление с приобретаемых товаров за текущий налоговый год и вычитаться из налоговой базы в случае направления соответствующего уведомления.

Предприятия, освобожденные от уплаты налога

Корпорации, сумма налогооблагаемых продаж которых в течение базового периода не превышала 10 млн иен, вправе по своему усмотрению отказаться от использования описан ной выше налоговой льготы, вместо этого избрав продедуру вычета или возмещения сумм мы налога на потребление, уплаченного ими с приобретаемых товаров. Однако, стоит отметить, что только что учрежденные компании, капитал которой равен 10 млн иен или превышает эту сумму, в течение первого и второго налоговых годов не освобождается от уплаты налога на потребление.

Система личных налогов

Все физические лица делятся на резидентов и нерезидентов. Согласно принятым законам, резидентами являются лица, которые имеют постоянное место жительство в стране, или лица, которые живут в Японии в течение одного года. Весь доход резидентов облагается подоходным налогом.

Непостоянные резиденты — резиденты, которые не намереваются постоянно проживать на территории Японии и имеют постоянное или непостоянное место жительства в Японии в течение менее пяти лет. Их доходы облагаются налогом в соответствии с тем же порядком что и резиденты. Однако, если доход не выплачивался в Японии и не перечислялся в эту страну, он не облагается налогом.

Нерезиденты — лица, которые не являются резидентами. Начисление японского подоходного налога с нерезидентов осуществляется на сумму доходов, полученных на территории Японии.

Резиденты каждый год представляют декларацию по уплате подоходного налога. Налог уплачивается в период с 16 февраля по 15 марта следующего за отчетным года.

Декларацию могут не предоставлять лица, совокупный доход которых не превышает общую сумму налоговых вычетов, а также те лица, зарплата которых выплачивается в одном месте.

При этом нерезиденты, которые покидают территорию Японии, не назначив налогового агента, и уведомляют об этом начальника соответствующего налогового органа, обязаны представить декларацию по уплате подоходного налога и уплатить налог до отъезда из Японии.

Индивидуальные налоги

Термин «индивидуальные налоги, уплачиваемые по месту проживания», относится ко всем налогам, взимаемым с личного дохода местными органами государственного управления или органами местного самоуправления. Платить данные налоги должны все лица, которые постоянно проживают в Японии.

Прочие основные налоги

Помимо указанных выше налогов, в Японии действует еще несколько других налогов и сборов, взимаемых с дохода, стоимости имущества, стоимости сделок по приобретению имущества, сделок купли-продажи и других сделок.

Компании, будучи владельцами имущества, платят налог на основные средства и налог на цели городского планирования. Земельные участки, строения и амортизируемое имущество, которая компания использует в своей деятельности, облагаются налогом на основные средства по ставке 1,4%.

Налог на цели городского планирования представляет собой надбавку к налогу на основные средства и взимается по ставке 0,3% с площади земельных участков и строений, расположенных в градостроительных зонах.

Корпорации, работающие в крупных городах и имеющие помещения с общей площадью больше 1000 кв.м и/или имеют более 100 сотрудников, платят налоги на офисные помещения. Расчет данных налогов производится из расчета 600 иен за один квадратный метр площади и 0,25% фонда заработной платы.

Также действует налог на выдачу регистрационных свидетельств и лицензий, а также гербовый сбор за оформление определенных типов документов. Компаниям, работающим в Японии, также помнить о налоге на дарение, налоге на наследство и ряде других специальных налогов.