Заявление в налоговую о проверке предприятия

Жалоба в налоговую инспекцию: образец

Жалобу в налоговую инспекцию могут подать не только юридические лица или индивидуальные предприниматели, но и обычные граждане. Все чаще на форумах работники задают вопросы о том, как написать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя. Так по какому поводу можно пожаловаться на работодателя налоговикам?

Очевидно, что налоговые органы заинтересованы в собираемости налогов, а с 2017 года еще и страховых взносов. Соответственно, им можно сообщить, к примеру, о том, что ваш работодатель часть зарплаты выплачивает работникам «в конверте». А значит, НДФЛ с этой серой зарплаты никто не исчисляет, не удерживает и не уплачивает (п. 1 ст. 226 НК РФ). И не начисляет с нее взносы (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).

При этом невыполнение обязанностей налогового агента карается штрафом в размере 20% от неудержанной и/или неуплаченной суммы налога (ст. 123 НК РФ). И за неуплату взносов предусмотрен штраф – 20% от неуплаченной суммы, или 40% от нее же, если налоговикам удастся доказать умысел работодателя (п. 1,3 ст. 122 НК РФ).

Но здесь есть сразу несколько «но». После подачи жалобы в налоговую инспекцию на организацию вас и других работников наверняка вызовут в ИФНС в качестве свидетелей. То есть надо быть к этому готовым. Затем, скорее всего, вызовут и руководителя для дачи пояснений на зарплатную комиссию, но он вряд ли сразу во всем сознается.

Конечно, одних свидетельских показаний мало, чтобы привлечь организацию к ответственности за неудержание НДФЛ и неуплату страховых взносов. Однако прецеденты были, когда и при таких обстоятельствах налоговикам удавалось выиграть дело в суде и оштрафовать работодателя (Постановление ФАС МО от 18.01.2012 N А40-71623/10-111-46 ).

Кроме того, на основании жалобы компанию могут включить в план выездных налоговых проверок. В этом случае проверка будет общей и контролеры будут шерстить документы, касающиеся не только НДФЛ, но и всех остальных налогов. По статистике 99% таких проверок заканчиваются доначислениями.

Обратная сторона жалобы в налоговую

Другое неприятное «но» для работника в такой ситуации заключается в том, что теперь ему придется платить НДФЛ со всех полученных серых доходов (Письмо ФНС РФ от 02.12.2009 N 3-5-04/1774 ). Да, работодатель был не прав, когда не исчислил и не удержал НДФЛ. За это его оштрафуют. Но доход в итоге в полной сумме получил работник, следовательно, он должен уплатить с него налог и подать декларацию 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@ ).

Как написать жалобу в налоговую

Если перспектива платить НДФЛ со своих серых доходов вас не пугает, и вообще у вас конфликт с руководством и вы собираетесь увольняться, тогда смело составляйте жалобу. Подать ее можно разными способами. Но проще всего сделать это через электронный сервис на сайте ФНС «Обратиться в ФНС России». Подготовить надо будет только текст обращения. Жалобу можно подать в УФНС по вашему региону или ИФНС, в которой состоит на учете ваш работодатель, если вам известна такая информация.

Естественно, никакой утвержденной формы для таких жалоб не существует. Поэтому составить ее можно в произвольном виде.

Как написать заявление в налоговую о проверке налогоплательщика

Хочу обратиться в налоговую с заявлением о проверке налогоплательщика .Меня интересует оплатил ли он подоходный налог от сдачи в аренду жилья? Как правильно сформулировать такое заявление?

Ответы юристов (1)

А жилье сдается официально, есть ли письменный договор аренды? Дело в том, что в компетенцию налоговых органов входит контроль правильности начисления налогов и их взимание. Поисками доказательств сдачи в аренду частных квартир они не занимаются. Если нет договора аренды — Вы напрасно потратите время, если будете писать в налоговую.

Впрочем, запретить Вам этого нельзя. Форма такого письма свободная.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как написать жалобу в налоговую инспекцию на организацию?

Есть ли права у граждан заказать налоговую проверку на основании жалобы потребителя на ИП , например? Какие основания для этого нужна и в каком виде подается жалоба?

Ответы юристов (8)

Добрый день! Согласно ИЗМЕНЕНИЯМ И ДОПОЛНЕНИЯМ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРИЛОЖЕНИЯ N N 1 и 2 К ПРИКАЗУ ФНС РОССИИ ОТ 30.05.2007 N ММ-3-06/333@: При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию. Соответственно налоговый орган сам в праве выбирать организации для проверок, опираясь на жалобы граждан. С уважением, Урванцев Евгений.

Есть вопрос к юристу?

«Заказать проверку» невозможно. Возможно сообщить об имеющемся нарушении налогового законодательства со стороны индивидуального предпринимателя. В таком случае налоговая проведет проверку по вашему заявлению.

Если вы конкретизируете вопрос, на него можно будет ответить более подробно. В частности какие нарушения вы предполагаете у ИП.

Гражданин вправе пожаловаться в налоговую инспекцию. Однако нужно учитывать, что итоговое решение о необходимости проведения проверки зависит от руководителя налогового органа.

Если потребитель посчитает, что нарушены его права как потребителя он вправе обратиться в Роспотребнадзор по области, это в большей мере гарантирует защиту его прав как потребителя. Поскольку обращение в налоговые органы потребителя напрямую не затрагивают его права и не влияют на взаимоотношения с продавцом.

Добрый день! Для проведения проверки необходимы основания — нарушения законодательства в отношении налогов или граждан при оформлении сделки (это может быть неправильно оформленные документы при купле-продаже или вообще их не оформление и многое другое) — таким образом, вы можете подать заявление в простой письменной форме изложив подробно в хронологическом порядке ситуацию с привязкой по датам и приложением копий доказательных документов если они есть и просите: 1. Провести проверку по данному факту с применением мер воздействия и привлечения к установленной ответственности должностных лиц ИП ___, в том числе административного порядка. 2. О принятом решении по существу заявления прошу сообщить по адресу: ____. Подавайте в двух экз. на втором (Вашем) пусть поставят Вх № __ — о приёме от вас заявления и ждите реакции и письменного ответа. С уважением.

Полностью согласен с предыдущими ответами. Дополнение, не рассчитываю на гонорар. Бланк заявления.

Нет. «заказать» гражданин не может проверку.

Основания проверок указаны в частности в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@(ред. от 10.05.2012)«Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Так что если есть указанные основания, тогда есть основания для проверки.

А жалоба потребителя это скорее Роспотребнадзор, а не налоговая.

заказать налоговую проверку

Именно заказать проверку не получится, потому что, как Вам уже указали коллеги, налоговые органы не работают по принципу многих других госструктур, то есть не проводят внеплановые проверки по поступившим заявлениям и жалобам.

Обратиться с жалобой в налоговый орган Ваше право.

Поскольку Вы обжалуете не действия налоговиков, а иного лица (ИП), то порядок подачи жалоб, предусмотренный НК РФ, в данном случае неприменим.

Подать жалобу необходимо с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014)«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (текст закона ТУТ).

Статья 7. Требования к письменному обращению
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Жалобу необходимо подать в налоговый орган по месту регистрации ИП.

По общему правилу, обращения рассматриваются и по ним дается ответ в течение 30 дней с момента регистрации обращения (жалобы) (ст. 12 Закона № 59-ФЗ).

Доводы, которые будут изложены Вами в жалобе, приложенные подтверждающие документы, будут рассмотрены налоговиками в пределах их компетенции (как правило, при рассмотрении жалобы налоговые органы достаточно ограничены в своих действиях по проверке, однако, указанные Вами доводы могут быть проверены при проведении камеральной проверки представленных налогоплательщиком деклараций), Вам будет дан письменный ответ.

На практике, если есть возможность проверить доводы по сведениям, имеющимся у налоговиков, такая проверка проводится сразу, если нет — Вам, при наличии оснований, будет направлен ответ о том, что налогоплательщик будет включен в план проверок.

Если нарушены Ваши права как потребителя, то действительно более действенным методом будет направление жалобы в Роспотребнадзор, который вправе проводить проверки по поступившим жалобам.

Для того, чтобы у налогового органа возникло желание провести проверку, необходимо подать заявление либо жалобу. в которой указать о нарушениях законодательства, которые Вам известны либо которые вы усматриваете. только в этом случае возможно проведение проверки. просто так по жалобе на тот или иной субъект налоговая проверка проводиться не будет

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Налоговая проверка при ликвидации организации

Юр. лицо находится на ликвидации (формы 15001 и 15002 поданы в ИФНС, ликвидатор назначен). В связи с ликвидацией Инспекция выносит решение о проведении выездной налоговой проверки (решение вручено ликвидатору). На ликвидацию отводится срок 129-ФЗ 2 месяца.

По истечении отведенного срока ликвидации ИФНС обязан снять юридическое лицо с налогового учета или откажет в связи с проведением налоговой проверки?

У юр. лица отсутствует какая-либо задолженность как в бюджеты так и во внебюджетные фонды, бухгалтерская и налоговая отчетность сдана.

Ответы юристов (3)

Доброго Вам дня!

Такого срока в 2 месяца на ликвидацию нет.

Законом предусмотрено, что срок для принятия требований кредиторов со дня публикации сообщения о ликвидации не может быть менее 2х месяцев.

Ликвидация в самые сжатые сроки проходит минимум 3-4 месяца. После подачи форм 15001 и 15002 Вам ещё предстоит составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс и подать форму 15003. После рассчитаться с кредиторами, оставшееся имущество передать участникам и только потом составить ликвидационный баланс, утвердить его и подать заявление по форме 16001 о ликвидации, на основании которого компания будет исключена из ЕГРЮЛ.

Закрытый перечень оснований для отказа в регистрации указан в п. 1 ст. 23 ФЗ «О гос. рег. ЮЛ и ИП». Среди оснований для отказа нет такого основания, как проведение проверки или наличие задолженности по налогам. Формально отказать в регистрации ликвидации в связи с проведением проверки не могут. Но на практике находят какие-либо ошибки в документах или пишут «не представлен документ. » (а кто не согласен отправляют в суд обжаловать решение) и отказывают.

Если всё нормально, то ликвидируют без проблем.

Посмотрите интересную статью по вашему вопросу: http://www.klerk.ru/law/articles/168214/

Есть вопрос к юристу?

Если вы предъявите в налоговую полный пакет документов, который необходимо для внесения записи о ликвидации юр.лица, то налоговая обязана будет внести соответствующую запись в реестр, независимо от того, окончен срок проверки или нет.

Пунктом 5 ст. 22 Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 данного закона.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

После представления документов, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ, налоговый орган не вправе продолжать проведение выездной налоговой проверки, начатой в связи с ликвидацией организации, поскольку срок предъявления требований кредиторов (в том числе налогового органа) к ликвидируемой организации уже истек.

Данный вывод следует из Определения ВАС РФ от 16.03.2009 N 2832/09, в соответствии с которым признано незаконным решение налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица, вынесенное на основании того, что в ликвидационном балансе не указана сумма задолженности по налогу, установленная на основании акта выездной налоговой проверки от 24.01.2008 (после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц 16.01.2008 записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса). При этом довод налогового органа о задолженности, имеющейся у организации на момент его обращения с заявлением о государственной регистрации ликвидации организации, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения организацией налогового законодательства проведена налоговым органом в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором указанного заявления налоговый орган вправе был направить ему соответствующее требование.

В соответствии с п.8 ст .63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно ст.84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал или представительство (закрытия филиала или представительства), иностранной некоммерческой неправительственной организацией деятельности на территории Российской Федерации через отделение снятие с учета российской организации налоговым органом по месту нахождения этого филиала (представительства), иностранной организации налоговым органом по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через это отделение осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

В случае прекращения деятельности (закрытия) иного обособленного подразделения российской организации (иностранной организации) снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется на основании полученного налоговым органом сообщения российской организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса (заявления иностранной организации) в течение 10 дней со дня получения этого сообщения (заявления), но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения.

В соответствии с п.12 Приказа Минфина РФ от 5 ноября 2009 г. N 114н

«Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента»

В случаях прекращения деятельности организации путем реорганизации, ликвидации, а также в случаях исключения организации из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации снятие с учета в налоговых органах организации по месту нахождения обособленного подразделения, принадлежащих организации недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений о снятии с учета, содержащихся в ЕГРН, не позднее следующего рабочего дня после дня их поступления от налогового органа по месту нахождения организации.При снятии с учета организации налоговые органы по месту нахождения обособленного подразделения, принадлежащих организации недвижимого имущества и (или) транспортного средства обязаны в тот же срок выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме, установленной ФНС России*.Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения обособленного подразделения, принадлежащих организации недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

То есть, снятие с учета в налоговых органах производится на следующий день после поступления сведений из ЕГРП о прекращении деятельности Юр.лица.

Таким образом, Вам следует внести сведения о ликвидации в единый реестр юридических лиц и соответственно направить зарегистрированные сведения в Налоговый орган.

С уважением Ф. Тамара

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как составить заявление в налоговую для проведения выездной проверки по жалобе?

Здравствуйте! необходим шаблон заявления в налоговую для проведения выездной проверки по жалобе, такой имеется?

Ответы юристов (3)

Здравствуйте, такого шаблона нет, можете писать в произвольной форме

Статья 7. Требования к письменному обращению
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте! Форма заявления о проведении выездной налоговой проверки — не предусмотрено действующим законодательством. Вы можете обратиться в свободной форме в налоговый орган, при этом проведение проверки это право, а не обязанность налогового органа, следовательно ваше заявление скорее всего останется без рассмотрения.

Добрый день, вы можете заказать такое заявление любому юристу сайта в чат

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

К вам пришел налоговый инспектор. Что делать?

Оглавление журнала

      В предыдущей публикации 1 вы познакомились с видами налоговых проверок, выяснили, чем они различаются, в какие сроки должны проводиться, какие документы составляются по их завершении и что должно найти в них обязательное отражение.

Подробно рассмотрев процедуру проведения двух основных видов налоговых проверок, разобравшись с правами и обязанностями как своими, так и проверяющих, следует ответить на вопрос: какие проверки требуют наибольшего внимания со стороны налогоплательщика?
Раньше наибольшие неприятности налогоплательщикам доставляли именно выездные налоговые проверки. Однако в свете изменений налоговыми органами тактики проверочных мероприятий налогоплательщику следует уделять особое внимание камеральным налоговым проверкам.
В прошлом году налоговики поставили перед собой задачу довести результативность выездных налоговых проверок до 100%-ного уровня. И вот по текущим показателям выездных проверок налоговые органы рапортуют о 70%-ном результате. То есть, согласно их данным, всего около одной трети выездных проверок не заканчиваются доначислением налогов. Представляется, однако, что процент успешных выездных проверок несколько завышен либо заявлен без учета статистических данных об удачно оспоренных в Арбитражном суде решениях налоговых органов. Тем не менее, если такое заявление было сделано, налогоплательщикам следует ожидать усиления контроля со стороны налоговых органов. Известно также, что данное усиление будет производиться за счет повышения роли камеральных проверок, целью которых станет, в том числе, выявление тех налогоплательщиков, которых следует более тщательно проверить в ходе выездных мероприятий.
Настала пора разобраться в том, как готовиться к проведению налоговых проверок?
Ответ прост и до банальности очевиден. Для того чтобы проверка не превратилась для вашего предприятия в стихийное бедствие, парализующее всю его работу, необходимо:

  • организовать постоянное и качественное ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • организовать разумный и правильный документооборот на предприятии:
  • строго наказывать сотрудников, несвоевременно или не в полном объеме сдающих документы в бухгалтерию;
  • предоставлять договора, особенно затратные, на визирование в бухгалтерию или налоговый отдел до, а не после их заключения, когда изменение условий уже невозможно;
  • своевременно и в должном объеме сдавать отчеты;
  • стараться всегда показывать прибыльную деятельность;
  • особенно корректно оформлять сделки, привлекающие внимание налоговых органов, либо вообще исключить их из хозяйственной деятельности (информация о таких сделках будет приведена далее более подробно);
  • при проведении любых сделок всегда должна быть соблюдена «доктрина деловой цели», а ее обоснования в виде тех или иных внутренних документов должны храниться вместе с материалами по данной сделке либо цепочке сделок;
  • периодически проводить на своем предприятии «репетицию» налоговой проверки.

Любому предприятию необходим ответственный исполнитель, который разбирается во всей внутренней отчетности организации, документообороте, системе хранения документов, разделении обязанностей между сотрудниками. Этот исполнитель должен быть знаком с основными внутренними инструкциями налоговых органов о порядке проведения документальных проверок, обладать знаниями в области налогового законодательства. На крупных предприятиях такие функции могут быть возложены на службу внутреннего аудита либо налогового менеджмента. На малых предприятиях выбор невелик — обычно это главный бухгалтер. Однако на него возложена вся текущая работа, также весьма трудоемкая, а потому заниматься контрольной деятельностью ему зачастую просто некогда, да и потом качество проверки собственной работы скорее всего будет невысоким. Поэтому предприятию необходимо периодически прибегать к контролю со стороны внешнего ревизора.
Кто может выступить в роли внешнего ревизора? Прежде всего — независимые аудиторы или налоговые консультанты. Если у предприятия нет средств на оплату их услуг, можно обратиться к знакомому профессиональному финансисту или бухгалтеру. В любом случае предприятию необходим именно взгляд со стороны, хотя бы и не очень глубокий, но профессиональный.
Следующий вопрос: как вести себя в случае проведения проверки, как строить взаимодействие с проверяющими инспекторами? Что делать и чего не делать руководству и главному бухгалтеру предприятия?
Постараемся дать рекомендации, общие для всех видов проверок, но в большей мере все-таки относящиеся к выездным, так как именно этот вид проверки предполагает непосредственное общение руководства предприятия, включая главного бухгалтера, с представителями налоговых органов. Камеральная же проверка, как было сказано ранее, — более формальный вариант контроля, при котором «живое» общение сведено к минимуму. В ходе камеральной проверки в «мир» вашего предприятия не вторгаются посторонние люди, в большей или меньшей степени нарушающие привычный ход событий, а потому от руководства, бухгалтерии и остальных сотрудников предприятия не требуется проявления столь высокого уровня выдержки и внимательности, как при проведении выездной проверки.
Зачастую руководитель (особенно среднего или малого предприятия), узнав о предстоящей проверке и понимая, что в его хозяйстве не все гладко, испытывает непреодолимое желание спрятаться от проверяющих, потерять документы, которые они требуют, «выбросить» фирму, поменяв директора и учредителей на подставных лиц и т. д.
Однако данная позиция неразумна. Замена фирмы путем перерегистрации на подставных лиц не снимает с ее старого руководства ответственности за деятельность предприятия в проверяемый период, когда данное руководство находилось у руля. Предприятие оставляет документальные следы как минимум в налоговых органах и в банке, где открыт расчетный счет, чем при желании и воспользуются проверяющие для получения информации о доходах предприятия в проверяемый период.
Поэтому, а также в связи с тем, что налоговым кодексом предусмотрен специальный расчетный механизм, позволяющий налоговому органу самостоятельно определять налоговую базу недобросовестного налогоплательщика, препятствующего проведению проверки, не стоит скрываться от налоговых инспекторов, прятать запрашиваемые документы и вообще каким-либо образом противиться проверке.
Не стоит, однако, и вываливать на проверяющих все имеющиеся документы и информацию, видеть в инспекторах непосредственных начальников и выполнять любые их требования. Главное, чем следует руководствоваться в ситуации проверки, — это чувство меры, здравый смысл, уверенность в себе и выдержка. Всегда следует помнить, что в момент проведения проверки перед инспекторами стоит задача — найти все что можно и даже более того. Вряд ли разумно активно помогать им в этом.
Исходя из собственного опыта участия в проверках, хочу заметить, что, когда проверяется несколько лет работы предприятия (пускай даже фирма и не очень крупная), инспектора всегда задают много вопросов и высказывают большое количество замечаний. Однако в акте обычно фиксируются не все высказанные претензии, а значительно меньшая их часть. В решении, выносимом по результатам проведения проверки, замечаний обычно бывает либо столько же, сколько и в акте (если они не вызвали в процессе обсуждения разногласий), либо меньше. Судебные же разбирательства выигрываются налоговыми органами только по самым обоснованным и весомым замечаниям.
Однако такое постепенное уменьшение претензий возможно лишь в том случае, если проверяемое предприятие как в ходе самой проверки, так и на последующих этапах четко и аргументированно опровергает замечания налоговых инспекторов.
При анализе множества актов проверок и решений налоговых органов стало очевидным разделение их требований на три вида:

  • правомерные требования, связанные с допущенными налогоплательщиком правонарушениями;
  • требования, возникшие из-за спорной ситуации или неточностей и противоречий законодательства;
  • неправомерные требования.

    Из бесед с инспекторами, находящимися «по ту сторону баррикад», можно сделать вывод:
    проверяющим дается установка — «цепляться» ко всему, что выглядит хоть сколько-нибудь сомнительно. В случае если налогоплательщик аргументированно отстаивает свою позицию — отказываться от однозначно неправомерных, а в каких-то случаях и от спорных требований.
    Еще одним доводом в пользу тезиса о целесообразности ведения спора с налоговиками является тот факт, что проверяют предприятие одни сотрудники налоговых органов, а в суде с налогоплательщиком встречаются совсем другие. Поэтому даже обоснованные замечания первых не всегда также аргументированно отстаиваются вторыми.
    При этом можно рекомендовать согласиться с какими-нибудь требованиями из первой категории, но только с теми, которые адекватны финансовым возможностям компании.
    Все остальные замечания надо стараться оспорить. От того, насколько компетентно это будет делаться на стадии проверки, будет зависеть и результат акта, и последующее решение налогового органа.
    Даже в случае идеальной организации системы учета и уплаты налогов желательно специально оставлять какую-нибудь незначительную налоговую ошибку, которую можно было бы предъявить при проверке.
    Следует отметить, что правильным является проведение проверки в помещении налогоплательщика, а не предоставление документов проверяющим в инспекцию. Но в этом случае доступ к проверяющим должен быть ограничен для всех сотрудников организации, за исключением нескольких профессионалов, ответственных за представление документов и информации проверяющим. Эти люди должны выбрать такой стиль общения, который позволит вступить с проверяющими в диалог, благодаря чему ваши сотрудники смогут последовательно анализировать все вопросы проверяющих и ход их рассуждений, давать логически четкие и уверенные объяснения по всем задаваемым вопросам. Если предприятию это по карману, для таких случаев можно приглашать специального представителя — того же налогового консультанта или аудитора, для которого подобный разговор — регулярная деятельность. Подобный специалист наверняка добьется успеха в переговорах, поскольку, не неся персональной ответственности перед фискальными органами, он не испытывает страха, возникающего обычно при контакте с проверяющими. Страха, от которого тяжело избавиться сотруднику проверяемой организации. Однако залогом подлинного успеха такого представителя будет его заблаговременное приглашение в организацию, поскольку даже профессионалу необходимо время на ознакомление с делами предприятия.
    Что касается предоставления проверяющим документации, то, как уже отмечалось, показывать необходимо все документы, которые непосредственно, напрямую были названы инспектором. То есть отдавать надо только то, что просят, и, если запрос сформулирован не вполне конкретно, не бояться уточнять, какие именно материалы и информацию хотят получить проверяющие. Следует помнить, что установленный законом срок подачи документов в ходе проверки — пять дней, и это действительно разумно, так как не все может быть сразу найдено, особенно когда речь идет о прошлых периодах в деятельности организации. Поэтому предоставлять документы, особенно по тем вопросам, которые смущают само предприятие, необходимо последовательно, один за другим. В этом случае и проверяющие, продвигаясь шаг за шагом, по истечении некоторого времени могут попросту забыть, что вызвало их замечания и почему их интересовали те или иные сведения. Но все-таки лучше не злоупотреблять терпением инспекторов. Следует всегда быть сдержанным и любезным, а на сложные вопросы отвечать примерно так: «Сразу данный документ мы не нашли, но обязательно отыщем, вспомним и принесем».
    В отношении информации и объяснений, особенно при применении налоговых или организационных схем, на вопрос проверяющих «для чего это было сделано?» у предприятия всегда должен быть наготове простой и убедительный ответ. Если в объяснениях будет путаница или запинки, проверяющие останутся неудовлетворенными и будут «копать» дальше.
    Но вот уже непосредственная проверка завершена, и инспекторы покинули предприятие. Расслабляться, однако, в этот момент преждевременно, так как основную активность в случае несогласия с мнением проверяющих налогоплательщику необходимо проявлять именно сейчас. Если специалисты компании, компетентные в данной области, взаимодействовали с инспекторами, они уже могут предположить, даже не получив акт на руки, что именно не понравилось проверяющим и может быть вменено предприятию в вину. Поэтому готовиться к представлению своих возражений необходимо уже в ходе проверки. Напомним, предприятие имеет право в двухнедельный срок передать в инспекцию свои письменные возражения на акт — разногласия. Подготовка этого документа — процесс очень трудоемкий, срок отведен короткий, поэтому оформлять разногласия следует очень и очень быстро. Причем все высказанные налоговыми органами претензии в этом документе должны быть опровергнуты в высшей степени убедительно, обоснованно, со ссылкой на нормы закона. После подачи разногласий необходимо договориться об их рассмотрении с руководителем инспекции (либо иным полномочным лицом) до вынесения решения и на этом обсуждении добиться снятия неправомерных и спорных замечаний.
    Итак, после изучения всех разногласий налогоплательщика, многие из которых могут быть отвергнуты, руководитель инспекции выносит решение, где указываются правонарушения налогоплательщика и финансовые санкции.
    В этом случае, если решение предприятие не устраивает, оно может его обжаловать в вышестоящий налоговый орган, либо в Арбитражный суд, либо и туда, и туда. Срок для обжалования также очень короток — всего три месяца с момента вынесения решения. Поэтому и здесь следует поторопиться. В основу требований, излагаемых в исковом заявлении в суд, обычно ложатся заявленные ранее разногласия. Однако они, как правило, дорабатываются в соответствии с теми возражениями, которые выдвигались на предыдущем этапе при обсуждении с руководителем инспекции и были изложены в его решении. Куда обратиться с обжалованием, необходимо решать в каждом случае индивидуально, но все-таки Арбитраж скорее займет позицию налогоплательщика.

    Важно знать
    Принудительное взыскание недоимки и пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном. Взыскание недоимки по налогу и пени не является применением к налогоплательщику мер ответственности. То есть — это не наказание, а принудительное исполнение обязанности по уплате налога и компенсация потерь государства за его несвоевременное получение. Поэтому и недоимка, и пени взыскиваются в бесспорном порядке, т. е. решения суда налоговому органу для их взыскания не требуется.
    За налоговое правонарушение налогоплательщик несет определенную ответственность, представляющую собой разновидность административной ответственности. Налоговая ответственность может быть применена к юридическим и физическим лицам на основании письменного акта — решения руководителя налогового органа или его заместителя. Реализуется налоговая ответственность в форме налоговых санкций — штрафов, взыскание которых не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате недоимки и пеней.

    Важно знать
    Налоговое правонарушение и налоговое преступление — разные вещи. Правила наказания за их совершение тоже различаются. К уголовной ответственности за налоговое преступление привлекается не предприятие, а его должностные лица — в основном руководитель и главный бухгалтер. Уголовное дело возбуждается в том случае, если размер неуплаты налога признается в размере 1 млн 500 тыс. руб. либо 500 тыс. руб. (в сумме за три года, если эта величина составляет более 10% от всей суммы налогов, подлежащих уплате за этот период). Максимальное наказание за уголовное преступление в данной категории дел — семь лет лишения свободы. Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает ее должностных лиц от уголовной.

    Некоторые вопросы, связанные с судебными спорами по налоговым вопросам
    В соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом РФ споры налогоплательщиков: организаций и индивидуальных предпринимателей с налоговыми органами подлежат рассмотрению в Арбитражных судах. Данная процедура начинается после обращения либо налогоплательщика, либо налогового органа в Арбитражный суд с исковым заявлением. Не станем останавливаться на случаях, когда в суд обращаются налоговые органы, отметим только, что в случае несогласия с их решением налогоплательщик, помимо отзыва на иск налоговиков, имеет право подать встречный иск. Самое главное — соблюсти требования исковой давности, т. е. сроки. В настоящий момент срок исковой давности заметно сокращен: если ранее он составлял три года, то сейчас — всего три месяца с момента вынесения решения налоговым органом.
    Встречный иск представляет собой заявление, схожее с тем, которое подается в том случае, если первым в суд обращается налогоплательщик, а не налоговый орган. Какие же иски можно подать против налоговых органов?

    1. О признании недействительными актов налоговых органов: требований, решений, постановлений, писем и т. п. документов, подписанных руководителем (заместителем руководителя) ИМНС и касающихся конкретно налогоплательщика.
    2. О признании незаконными действий должностных лиц налоговых органов.
    3. О признании незаконными бездействия должностных лиц налоговых органов и понуждении должностных лиц налоговых органов к совершению соответствующих действий.
    4. Об оспаривании решений налоговых органов о привлечении к административной (налоговой) ответственности.
    5. О взыскании с налоговых органов убытков, которые причинены налогоплательщику незаконными действиями последних.

    Исковое заявление подается в суд по месту нахождения налогового органа, против которого подается иск.
    Исковое заявление должно соответствовать определенной форме, предусмотренной ст. 125 АПК РФ; к нему прилагаются оговоренные ст. 126 АПК РФ дополнительные документы. Очень важно, чтобы среди них была копия почтовой квитанции или иного уведомления, свидетельствующего о том, что второй экземпляр искового заявления отправлен ответчику — налоговому органу.
    Если иск, подаваемый против налогового органа, связан с обжалованием решения о взыскании недоимки, пени или штрафов, одновременно с исковым заявлением рекомендуется представить в суд ходатайство о применении мер по обеспечению иска. Обеспечительные меры установлены в ст. 91 АПК РФ. Их достаточно много, но в подобной ситуации для налогоплательщика будут наиболее актуальны две из них:

  • запрещение ответчику совершать определенные действия;
  • приостановление взыскания по оспариваемому истцом (налогоплательщиком) документу, взыскание по которому производится в бесспорном порядке (это инкассовое поручение налогового органа о взыскании недоимки и пени).

    Заявление об обеспечительных мерах может быть подано в любой момент по ходу судебного заседания, пока суд не вынес решения. Однако следует помнить, что подача искового заявления автоматически не приостанавливает бесспорное взыскание с налогоплательщика недоимки или пени.
    Судебное дело проходит несколько стадий. Изначально проводятся подготовка дела к судебному разбирательству и предварительное судебное заседание. Далее непосредственно судебное заседание. Рассматривается дело по существу. Выносится судебное решение, которое, как правило, вступает в силу по истечении месячного срока с момента его принятия, если не была подана апелляционная жалоба. Если же это случилось, решение вступает в силу со дня принятия судебного постановления (аналог решения) апелляционным судом. Решения суда об оспаривании ненормативных правовых актов налогового органа, действий и бездействий должностных лиц подлежит немедленному исполнению, т. е. сразу же после принятия.
    Решение суда может быть в течение месяца обжаловано в апелляционной инстанции как не вступившее в законную силу. После вступления в законную силу — в течение двух месяцев в кассационной инстанции.
    После этих двух инстанций решение суда может быть пересмотрено только в особых случаях в порядке судебного надзора либо по вновь открывшимся обстоятельствам. На практике судебные споры редко доходят до высоких инстанций, заканчиваясь обычно на этапе кассации.

    Что нужно знать об исполнении судебных решений
    Как правило, решения исполняются на основании выдачи судом специального документа — исполнительного листа. В данной категории споров многие решения обязательны к исполнению с момента их принятия, некоторые с момента, указанного в самом решении.
    В соответствии с законом все, в том числе и налоговые органы, обязаны исполнять вступившие в силу решения суда. Однако очень часто налоговые органы саботируют исполнение судебных решений. Что делать в этом случае? За неисполнение решения суда на соответствующих должностных лиц налоговых органов может быть наложена ответственность, вплоть до уголовной (ст. 315 УК РФ). Санкция по данной статье весьма сурова. Поэтому, если налоговый орган не исполняет судебное решение, его действия можно обжаловать в арбитражном суде, а потом, в случае дальнейшего бездействия «налоговой», — обратиться в прокуратуру.

    Виды сделок, которые при проведении налоговых проверок могут привлечь повышенное внимание налогового инспектора:

  • сделки, в совершении которых явно отсутствует смысл либо не преследующие очевидной деловой цели (например, приобретение векселей с последующим погашением без получения какой-либо выгоды);
  • необычные для данного налогоплательщика сделки, особенно произошедшие в конце отчетного периода (например, оплата услуг разового характера на большую сумму);
  • сделки, суть которых противоречит их форме (например, оформление купли/продажи договором простого товарищества);
  • сделки, осуществленные нетипичным для данного предприятия способом (например, оплата наличными, тогда как обычно использовался безналичный расчет);
  • убыточные сделки;
  • сделки с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах;
  • оплата информационных или маркетинговых услуг на значительную для данного предприятия сумму при отсутствии явно выраженного результата;
  • сделки, в которых цена заметно превышает рыночную цену.

    Заключение
    Подводя итог, хочется отметить, что, хотя ни один налогоплательщик сегодня не застрахован от проведения налоговой проверки, не следует думать, будто он не в состоянии повлиять как на ход проверки, так и на ее результаты. В этой статье сделана попытка предоставить информацию, владение которой позволит руководителю предприятия адекватно и без паники реагировать на известие о предстоящем визите налоговых инспекторов, правильно вести себя в ходе проверки и не впадать в отчаяние, даже если по ее результатам будут начислены крупные суммы недоимки, пеней и штрафов. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно и нужно оспаривать, так как суды чаще всего выносят решения в пользу налогоплательщиков. Но, чтобы результатом проведения проверки не стало закрытие бизнеса из-за непосильных недоимок, налоговых санкций и расходов на судебные разбирательства, руководитель должен так организовать работу своего предприятия, чтобы оно всегда было готово к прохождению проверки. Как этого добиться, вам, надеемся, теперь известно.

    1 Иванова И. «Налоговая проверка — пуля в лоб?» // «Управление компанией». — 2005. — № 7. — с. 60-64.