Приказ по сертификатам врачей

Оглавление:

ПРИКАЗ
№1043н от 22 декабря 2017 года

Зарегистрировано в Минюсте РФ. Регистрационный №49696 от 19 января 2018 года

Об утверждении
сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов

В соответствии с частью I [1] статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6951; 2014, № 49, ст. 6927; 2016, № 1, ст. 9) приказываю:

  1. Утвердить прилагаемые сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов.
  2. Департаменту медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации организовать проведение аккредитации специалистов с учетом этапов перехода.
  3. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2016 г., регистрационный № 41401).

Приказ Минздрава РФ об аккредитации врачей — путь к монополии и росту расходов

Доклад Борисова Дмитрия Александровича, к.э.н., на IV-ом Национальном Конгрессе частных медицинских организаций

Когда в 2011 году Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» было предусмотрено введение аккредитации специалистов с 2016 года никому и в голову не приходило с чем в последствии придется столкнуться врачам, клиникам и собственно Минздраву.

В 2015 году, за год до часа Х, стало очевидно, что ни государство, ни медицинское сообщество к этому переходу не готово и навряд ли успеют подготовиться. Мы со свей стороны рекомендовали врачам частных клиник до 1 января 2016 получить сертификаты, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда в связи с окончанием срока действия сертификатов допуск врачей к деятельности окажется по вопросом.

Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что до 2011 года государственная аккредитация образовательных организаций в части программ дополнительного профессионального образования (ДПО) проводилась незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности в сфере медицины. Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в т. ч. Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей.

После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 года органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация ВУЗов, на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты. Рособранадзор занял позицию, согласно которой ВУЗы имеют право выдавать документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более, что приказом Минздравсоцразвития №705н признавались документы исключительно государственного образца.

ФАС вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации ВУЗов, исключив из них дополнительное профессиональное образование. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012гг. между Рособрнадзором и ФАСом с участием экспертов Национального союза в новом законе об образовании, принятом в 2013 году, норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того, в связи с приказом №705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав согласился с позицией ФАС и отменил приказ №705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 г. N 66н.

История с медицинским образованием имела продолжение в 2013 году. Минздрав издал приказ №982н О выдаче сертификата специалиста медработникам, который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно приказу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация. В апреле 2013 года экспертами Национального союза было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 года Минздравом в него были внесены изменения, согласно которым, негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.

Возвращаясь к вопросу об аккредитации, следует отметить, что нами в 2015 году были подготовлены предложения о переносе сроков аккредитации. Когда во второй половине 2015 года появился проект закона об изменении сроков аккредитации нами были подготовили и направлены на regulation.gov.ru соответствующие предложения о поэтапном переходе к аккредитации.

За 2 дня до наступления 2016 года Президент Владимир Путин подписал закон о постепенном переходе к аккредитации в период с 2016 по 2026 гг. Минздрав Приказом от 25 февраля 2016 г. N 127н утвердил Сроки и этапы аккредитации специалистов.

Согласно данному приказу аккредитация медицинских работников, имеющих сертификат, вводится с 1 января 2021 года.

Может показаться, что те из клиник, кто воспользовался нашей рекомендацией и досрочно прошел процедуру сертификации, — поспешили. Однако это не так.

Минздрав подготовил проект приказа Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях (далее Порядок).

Согласно Порядку работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского образования.

Таким образом, лица, воспользовавшиеся нашей рекомендацией и получившие сертификат до 1 января 2016 года не попадут под действие данного приказа, после его принятия. Они смогут до 1 января 2021 года в очередной раз получить сертификат, который будет действовать 5 лет, — то есть до 2026 года.

Ввиду того, что данный приказ до сих пор не принят, можно сделать вывод о том, что ни государство, ни медицинское сообщество не готово к переходу к системе непрерывного медицинского образования.

Можно предположить, что систему непрерывного медицинского образования введут для лиц, получивших сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста не после 1 января 2016 года, а после 1 января 2017 года. И вот почему.

Проектом предусмотрено, что обучение работника в рамках системы непрерывного образования осуществляется дискретно в течение 5 лет и завершается прохождением процедуры аккредитации.

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, включая объем освоения образовательных программ не менее 36 академических часов и образовательные мероприятия (конференции и семинары), общий ежегодный объем которых не может составлять более 14 академических часов.

Следует отметить, что в настоящее время трудоемкость повышения квалификации составляет 144 часа один раз в пять лет. Увеличение трудоемкости на 73%, приведет к росту затрат на ДПО. Кроме того, фактически вводится обязательное ежегодное повышение квалификации и посещение конференций и семинаров, что приведет к многократному росту расходов на проезд. Резкий рост затрат на ДПО в период экономического кризиса является неоправданной нагрузкой на медицинские организации, среди которых значительное количество малых предприятий.

Ежегодное освоения не менее 50 академических часов может явиться причиной, по которой дату введения непрерывного образования перенесут на 1 января 2017 года, поскольку в 2016 году выполнить это требование уже, судя по всему не удастся.

Исходя из сказанного, напрашиваются два важных вывода:

во-первых, лица, получившие сертификат до 1 января 2017, в т.ч. в 2016 году, и не вступившие в систему непрерывного образования, через пять лет будут проходить тем не менее аккредитацию;

во-вторых, указанные лица смогут досрочно — до 1 января 2021 года — в очередной раз получить сертификат, который будет действовать 5 лет, — то есть до 2026 года, тем самым отодвинув момент прохождения аккредитации.

Кроме, того в отличии от действующей сейчас системы, согласно которой повышение квалификации может проводить любая образовательная организация, имеющая лицензию, проектом предусмотрено, что участвовать в системе непрерывного образования смогут не все организации, имеющие лицензию, а только прошедшие процедуру допуска и чьи программы размещены на сайте Минздрава.

Решение о размещении образовательной программы повышения квалификации или образовательного мероприятия на интернет-портале принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, создаваемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Согласно п.5.5.2(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, к полномочиям Минздрава относится:

разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

Полномочия по регистрации или оценке дополнительных профессиональных программ конкретных образовательных организаций у Минздрава отсутствует, следовательно, Минздрав не может наделить данным полномочием Экспертную комиссию.

Предоставление такого полномочия Минздраву нецелесообразно по следующим причинам:

1) это возлагает на образовательные организации дополнительные требования и ограничения, не предусмотренные законом. Так действующим законодательством об образовательной деятельности не предусмотрено указание в приложении к лицензии перечня программ ДПО. Действовавшее ранее требование было упразднено;

2) регистрация программ ДПО каждой образовательной организацией не имеет практического значения при наличии разработанных и утвержденных Минздравом примерных программ, в том числе с учетом большого количества медицинских специальностей — около 100 и еще большего количества образовательных организаций, реализующих программы ДПО.

Несмотря на то, что порядок еще не принят на сайте edu.rosminzdrav.ru размещено сообщение о необходимости вступления медицинских работников в систему непрерывного медицинского образования. Некоторые лица утверждают, что приказ №66н уже отменен. Все это не соответствует действительности.

Например, ЧУ ДПО «Институт повышения квалификации медицинских кадров» http://univerexpert.ru/, имея лицензию на осуществление образовательной деятельности, предприняло попытку вступить в систему НМО и получила необоснованный, по нашему мнению, отказ.

Уже сейчас можно предположить, что после введения системы непрерывного образования количество организаций, осуществляющих повышение квалификации, резко сократится, поскольку условием для допуска будет являться решение, принимаемое Экспертной комиссией Минздрава непрозрачно и весьма запутанно.

В связи с тем, что непрерывное образование более затратно, а аккредитация менее доступна мы рекомендуем до конца 2016 года получить сертификат.

9 декабря состоится семинар, на котором данный вопрос будет рассмотрен более подробно и будут даны рекомендации, где можно успеть получить сертификат до 1 января 2017 года. Для членов СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций участие в семинаре бесплатно. Для тех, кто не сможет посетить семинар, рекомендуем написать на электронную почту [email protected] для получения дополнительной информации о том, где можно успеть получить сертификат до 1 января 2017 года.

Хочу обратить внимание на тот факт, что Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. N 127н утверждены Сроки и этапы аккредитации специалистов. Согласно данному приказу с 1 января 2018 года аккредитация вводится для переподготовки.

Сейчас сертификаты выдаются по итогам переподготовки любой образовательной организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность.

Положении об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Минздрава РФ № 334н от 2 июня 2016 года, содержит непреодолимые требования для образовательных организаций, выдающих в настоящее время сертификаты медицинским работникам:

1) требование к Председателю аккредитационной комиссии — членство в некоммерческой организации, основанной на личном членстве врачей, число членов которой составляет 25% от общей численности врачей на территории субъекта;

2) усмотрение чиновника и отсутствии четкой процедуры утверждения Минздравом состава и Председателя аккредитационной комиссии;

3) необоснованно завышенные требования к организационно-техническому оснащению образовательных организаций — наличие симуляционного комплекса, при том, что он для вторичной аккредитации не требуется, аудио — видео записи процесса аккредитации.

Как показала практика, в 2016 году аккредитация выпускников ВУЗов по специальности «Стоматология» практически ничем не отличалась от государственного экзамена. Возникают закономерные вопросы:

1) была ли соблюдена норма о членстве в некоммерческой организации, число членов которой составляет 25% от общей численности врачей на территории субъекта;

2) каким образом подтверждалось соответствие указанной организации критерию 25%.

Можно предположить, что после 1 января 2018 года количество организаций, осуществляющих допуск к деятельности после переподготовки резко сократится, поскольку условием для допуска будет являться наличие аккредитационной комиссии.

В связи с этим, мы рекомендуем лицам, заинтересованным в переподготовке, в том числе по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», пройти переподготовку до 1 января 2018 года.

Напоминаю, что 9 декабря состоится семинар, на котором данный вопрос будет рассмотрен более подробно и будут даны соответствующие рекомендации. Для членов СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций участие в семинаре бесплатно.

Для получения дополнительной информации о том, где можно пройти переподготовку, пишите на электронную почту [email protected].

В заключение хочу Вас проинформировать о том, что 03 ноября 2016 года мы от лица Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения обратились к руководителю Федеральной антимонопольной службы Артемьеву Игорю Юрьевичу для принятия мер в соответствии с полномочиями ФАС по недопущения ограничения конкуренции на рынке услуг дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения.

Борисов Дмитрий Александрович — кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии «Реднор» (г.Москва)

Публикации по теме Национальный конгресс 4

ФАС будет проверять как Минздрав развивает конкуренцию в здравоохранении

Состояние российского здравоохранения в понимании участников рынка медицинских услуг. Мифы и реальность

Резолюция IV-го Национального Конгресса частных медицинских организаций

В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Все, что нужно знать про сертификаты специалиста

Издан приказ Министерства здравоохранения России от 29.11.2012 N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтически .

Этим документом утверждены условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским работникам, форма и технические требования к бланку сертификата специалиста.

Но прежде, чем мы начнем подробно разбирать положения приказа, вспомним, что в России, согласно Федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в 2016 году пройдет аккредитация специалистов, которая будет единственным способом подтвердить свое право оказывать медицинскую помощь.

Вот поэтапно, что будет происходить в ближайшее время:

До 1 января 2016 года:

  • право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации будут иметь лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;
  • лица, получившие медицинское образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста;
  • лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, будут допущены к медицинской деятельности после установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств, сдачи экзамена по специальности и получения сертификата специалиста.

А что будет в 2016 году? Россия перейдет на аккредитацию медработников с выдачей индивидуальных листов допуска к конкретным видам медицинской деятельности. Дополнительное образование, полученное врачом в последующие годы, будет заноситься в лист допуска, и врач сможет расширять список видов медицинской помощи, которые он может оказывать.

Об этом было сказано на заседании Правительства РФ 11 апреля 2013 года.

Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока.

Аккредитация специалиста — это процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками и стандартами медицинской помощи.

Для врача-косметолога это работа согласно положениям приказа Минздравсоцразвития № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология».

В приложении к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 982н определен порядок и условия выдачи сертификата специалиста.

Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой должностей медицинских работников, государственными образовательными или научными заведениями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Лицам, получившим образование в иностранных государствах, сертификат выдает Росздравнадзор.

Условия выдачи сертификата специалиста:

  • наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности (сверяем их с приложением к приказу Минздравсоцразвития № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»);
  • положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной аттестации обучающихся.

Специалистам с иностранными дипломами сертификаты выдаются при наличии:

  • свидетельства об установлении эквивалентности документов об образовании;
  • наличии документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности;
  • положительного результата сдачи экзамена по специальности.

В приказе № 982н определены причины, по которым к сертификационному экзамену специалист не будет допущен:

  • недостоверная информация, содержащаяся в заявлении;
  • неполная и (или) недостоверная информация, содержащаяся в документах, прилагаемых к заявлению;
  • непредставление перечисленных в приказе документов.

И тут самая пора еще вспомнить приказ Министерства здравоохранения от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях», в котором как раз и оговаривается одна из причин, по которой к сертификационной учебе вообще могут не допустить:

Обязательным условием зачисления на обучение является наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, наличие документов, подтверждающих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской специальности более 5 лет (это для тех, кто продлевает сертификат).

Итак, подведем итоги:

  1. Утверждены условия выдачи сертификата специалиста и образец государственного документа.
  2. Прописана необходимость допускать к оказанию медицинских услуг только работников, имеющих сертификат.
  3. В 2016 году все обладатели сертификатов специалиста пройдут аккредитацию и получат лист допуска к оказанию медицинской помощи по определенной врачебной или сестринской специальности.

Вывод:

У нас осталось полтора года, чтобы привести в порядок свои документы!

ПРИКАЗ
№ 974н от 20 декабря 2016 года, Москва

О внесении изменений
в Положение об аккредитации специалистов,
утвержденное приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н

Приказываю:

Внести изменения в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2016 г., регистрационный № 42550), согласно приложению.

Приложение
к приказу № 974н от 20 декабря 2016 года
Министерства здравоохранения РФ

Изменения,
которые вносятся в Положение об аккредитации специалистов,
утверяеденное приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н

1. Абзац четвертый пункта 10 признать утратившим силу.

2. Дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:

«10.1. В состав аккредитационной комиссии могут включаться представители образовательной и (или) научной организации, реализующей программы медицинского и (или) фармацевтического образования.».

3. В пункте 12 слова «в пункте 10» заменить словами «в пунктах 10 и 10.1».

4. Абзац второй пункта 51 изложить в следующей редакции: «Аккредитуемый, признанный не прошедшим аккредитацию специалиста, в целях повторного прохождения аккредитации специалиста представляет в аккредитационную комиссию документы, предусмотренные пунктами 26 и 27 настоящего Положения, не ранее чем через один месяц со дня признания его таковым.».

Зарегистрировано в Минюсте РФ № 42550 от 16 июня 2016 года

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНЗДРАВ РОССИИ)

ПРИКАЗ
№ 334н от 2 июня 2016 года

Об утверждении
Положения об аккредитации специалистов

В соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2016, № 1, ст. 9) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об аккредитации специалистов.

2. Департаменту медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации организовать проведение аккредитации специалистов в соответствии с Положением об аккредитации специалистов, утвержденным настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна.

Министр В.И. Скворцова

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава РФ
от «02» июня 2016 г. №334н

Положение об аккредитации специалистов

I. Общие положения

1. Положение об аккредитации специалистов устанавливает порядок организации и проведения аккредитации специалиста.

2. Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности [1].

3. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения лицом профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет [2], с учетом приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» [3].

4. Аккредитация специалиста проводится в отношении:

  • лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — первичная аккредитация);
  • лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства (далее — первичная специализированная аккредитация);
  • лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации (далее — периодическая аккредитация) [4].

5. Организация проведения аккредитации специалистов осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации [5].

6. Для осуществления методического сопровождения аккредитации специалистов Министерство здравоохранения Российской Федерации на базе подведомственной образовательной и (или) научной организации создает Методический центр аккредитации специалистов.

7. Аккредитация специалистов проводится в помещениях образовательных и (или) научных организаций, реализующих программы медицинского (фармацевтического) образования, организационно- техническое оснащение которых обеспечивает возможность оценки соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (далее — образовательные и (или) научные организации).

II. Формирование и организация работы аккредитационной комиссии

8. Аккредитационные комиссии формируются Министерством здравоохранения Российской Федерации по специальностям, по которым проводится аккредитация, с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 Федерального закона № 323-Ф3 [6].

9. Аккредитационная комиссия состоит из председателя аккредитационной комиссии, заместителя председателя аккредитационной комиссии, членов аккредитационной комиссии и ответственного секретаря аккредитационной комиссии.

10. В состав аккредитационной комиссии включаются представители:

  • профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 Федерального закона № 323-ФЭ;
  • органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и (или) медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность и (или) профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций);
  • образовательной и (или) научной организации, реализующей программы медицинского и (или) фармацевтического образования.
    ( абзац утратил силу. — Приказ Минздрава России от 20:12:2016 N 974н )

10.1. В состав аккредитационной комиссии могут включаться представители образовательной и (или) научной организации, реализующей программы медицинского и (или) фармацевтического образования.
( п. 10.1 введен Приказом Минздрава России от 20:12:2016 N 974н )

11. Лица, входящие в состав аккредитационной комиссии, не должны иметь конфликта интересов или иной личной заинтересованности при проведении аккредитации специалиста.

12. Лица, указанные в пунктах 10 и 10.1 настоящего Положения, за исключением председателя комиссии, должны иметь:

а) высшее или среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей специальности, по которой формируется аккредитационная комиссия;

б) стаж работы по соответствующей специальности не менее 5 лет.

13. Персональный состав аккредитационной комиссии по каждой специальности, указанной в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, и номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации [7], утверждается приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации ежегодно.

14. Председатель аккредитационной комиссии назначается приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации из числа представителей профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 Федерального закона № 323-ф3.

15. Председатель аккредитационной комиссии осуществляет:

  • общее руководство деятельностью аккредитационной комиссии и организует ее деятельность;
  • председательствует на заседаниях аккредитационной комиссии;
  • обеспечивает соблюдение членами аккредитационной комиссии порядка проведения аккредитации специалиста, установленного настоящим Положением;
  • распределяет обязанности между членами аккредитационной комиссии;
  • формирует апелляционную комиссию и организует её деятельность;
  • назначает заместителя председателя аккредитационной комиссии и ответственного секретаря аккредитационной комиссии.

16. Заместитель председателя аккредитационной комиссии исполняет обязанности председателя аккредитационной комиссии в его отсутствие, осуществляет иные функции по поручению председателя аккредитационной комиссии.

17. Ответственный секретарь аккредитационной комиссии:

  • регистрирует и рассматривает поступающие в аккредитационную комиссию документы лиц, изъявивших желание пройти аккредитацию специалиста;
  • уведомляет лиц, изъявивших желание пройти аккредитацию специалиста, о сроках ее проведения;
  • готовит материалы к заседаниям аккредитационной комиссии и проекты решений аккредитационной комиссии;
  • обеспечивает взаимодействие с Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  • ведет протоколы заседаний аккредитационной комиссии; предоставляет материалы, необходимые для рассмотрения апелляций; осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Положением и по поручению председателя аккредитационной комиссии.

18. Регламент работы аккредитационной комиссии определяется председателем аккредитационной комиссии.

19. Основной формой деятельности аккредитационной комиссии является заседание.

По итогам заседания аккредитационной комиссии оформляется протокол заседания аккредитационной комиссии (приложение № 1 к настоящему Положению).

20. Протоколы заседаний аккредитационной комиссии подписываются всеми участниками заседания непосредственно после его окончания.

В случае несогласия с решением аккредитационной комиссии участник заседания аккредитационной комиссии вправе требовать внесения в протокол особого мнения или изложить его в письменной форме в заявлении на имя председателя аккредитационной комиссии. Протоколы заседаний аккредитационной комиссии сшиваются в книги и хранятся в архиве образовательных и (или) научных организаций в течении шести лет.

21. Заседание аккредитационной комиссии проводится после каждого этапа аккредитации специалиста, указанного в пункте 33 настоящего Положения.

22. Заседание аккредитационной комиссии, проводимое после завершения этапа аккредитации специалиста, правомочно, если в нем приняли участие все члены аккредитационной комиссии, участвовавшие в проведении данного этапа.

23. Решения аккредитационной комиссии принимаются в соответствии с главой III настоящего Положения.

24. Организационно-техническое сопровождение деятельности аккредитационных комиссий осуществляется образовательными и (или) научными организациями.

III. Проведение аккредитации специалиста

25. Для прохождения первичной аккредитации или первичной специализированной аккредитации специалиста, лицо, изъявившее желание пройти аккредитацию специалиста (далее — аккредитуемый), лично представляет в аккредитационную комиссию документы, предусмотренные пунктами 26 и 27 настоящего Положения.

Для прохождения периодической аккредитации специалиста аккредитуемый представляет лично или направляет заказным письмом с уведомлением в аккредитационную комиссию документы, предусмотренные пунктом 27 настоящего Положения.

26. Для прохождения первичной аккредитации представляются:

  • заявление о допуске к аккредитации специалиста, в котором, в том
  • числе, указываются сведения об освоении аккредитуемым образовательной программы высшего или среднего профессионального образования, а также специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (приложение № 2 к настоящему Положению) (далее — заявление);
  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копия документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).

27. Для прохождения первичной специализированной аккредитации или периодической аккредитации представляются:

  • заявление;
  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации (для прохождения периодической аккредитации) (далее — портфолио);
  • копия сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии);
  • копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копия трудовой книжки (при наличии);
  • копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).

28. Представленные документы в день их поступления в аккредитационную комиссию регистрируются ответственным секретарем аккредитационной комиссии в журнале регистрации документов, о чем аккредитуемому выдается расписка о получении документов.

29. Ответственный секретарь проверяет наличие предусмотренных настоящим Положением документов и в течение 7 календарных дней со дня регистрации документов передает их на рассмотрение аккредитационной комиссии.

30. В случае выявления несоответствия представленных аккредитуемым документов требованиям настоящего Положения ответственный секретарь направляет аккредитуемому письмо об отказе в принятии документов с разъяснением причины отказа.

31. В случае устранения основания, послужившего причиной отказа в принятии документов, аккредитуемый вправе повторно представить документы в аккредитационную комиссию.

32. Не позднее 10 календарных дней со дня регистрации документов аккредитационная комиссия проводит заседание и принимает решение о допуске аккредитуемого к аккредитации специалиста и о сроках проведения аккредитации специалиста.

33. Аккредитация специалиста проводится путем последовательного прохождения аккредитуемым ее этапов.

Первичная аккредитация и первичная специализированная аккредитация включают следующие этапы:

  • тестирование;
  • оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
  • решение ситуационных задач.
  • Периодическая аккредитация включает в себя следующие этапы:
  • оценка портфолио;
  • тестирование.

34. Аккредитационная комиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым этапа аккредитации специалиста как «сдано» или «не сдано».

35. Аккредитуемый допускается к следующему этапу аккредитации специалиста в случае оценки результата прохождения предыдущего этапа как «сдано».

36. В помещениях, предоставляемых образовательными и (или) научными организациями, должна быть обеспечена техническая возможность записи видеоизображения и аудиосигнала, при этом качество видеозаписи и расположение технических средств записи видеоизображения и аудиосигнала должны обеспечивать возможность обзора всего помещения и манипуляций, производимых аккредитуемым, а запись аудиосигнала должна содержать речь аккредитуемого.

37. При прохождении аккредитации специалиста аккредитуемым запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

Аккредитуемый, нарушивший данное требование, удаляется из помещения, в котором проводится аккредитация специалиста, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания аккредитационной комиссии.

38. Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого аккредитуемого автоматически с использованием информационных систем путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Методическим центром аккредитации специалистов (далее — Единая база оценочных средств).

На решение аккредитуемым тестовых заданий отводится 60 минут.

39. Результат тестирования формируется с использованием информационных систем автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.

На основании результата тестирования аккредитационная комиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым данного этапа аккредитации как:

  • «сдано» при результате 70% или более правильных ответов от общего числа тестовых заданий;
  • «не сдано» при результате 69% или менее правильных ответов от общего числа тестовых заданий.

40. Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях, в том числе с использованием симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и (или) привлечением стандартизированных пациентов, проводится путем оценивания правильности и последовательности выполнения аккредитуемым не менее 5 практических заданий.

Комплектование набора практических заданий для каждого аккредитуемого осуществляется с использованием информационных систем автоматически из Единой базы оценочных средств.

На выполнение одного практического задания одному аккредитуемому отводится 10 минут.

Оценка правильности и последовательности выполнения практического задания осуществляется членами аккредитационной комиссии путем заполнения оценочных листов.

Оценочный лист для каждого практического задания включает не менее 10 оцениваемых практических действий. Каждое правильно выполненное действие оценивается максимально в 2 балла.

41. Результат выполнения практических заданий формируется с использованием информационных систем автоматически, с указанием процента правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий.

На основании результата выполнения практических действий аккредитационная комиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым данного этапа аккредитации как:

  • «сдано» при результате 70% или более правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий;
  • «не сдано» при результате 69% или менее правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий.

42. Решение ситуационных задач проводится путем ответа аккредитуемого на 5 вопросов, содержащихся в каждой из 3 ситуационных задач.

Комплектование набора ситуационных задач для каждого аккредитуемого осуществляется с использованием информационных систем автоматически путем их случайной выборки из Единой базы оценочных средств. На подготовку аккредитуемого к ответам на вопросы ситуационных задач отводится 60 минут.

Оценивание решения ситуационных задач проводится членами аккредитационной комиссии в составе не менее 3 человек одновременно путем заслушивания и определения правильности ответов аккредитуемого на 5 вопросов, содержащихся в каждой из 3 ситуационных задач.

На заслушивание ответа аккредитуемого отводится не более 30 минут.

43. Результат решения ситуационных задач формируется на основании количества правильных ответов на вопросы, содержащиеся в ситуационных задачах.

На основании результата решения ситуационных задач аккредитационная комиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым данного этапа аккредитации как:

  • «сдано» при результате 10 или более правильных ответов;
  • «не сдано» при результате 9 или менее правильных ответов.

44. Портфолио формируется лицом самостоятельно.

В случае указания в портфолио сведений об освоении образовательных программ указываемые сведения подтверждаются соответствующими документами об образовании и (или) о квалификации.

45. По результатам оценки портфолио аккредитационная комиссия принимает решение о прохождении аккредитуемым данного этапа аккредитации «сдано» или «не сдано» на основе соответствия уровня квалификации и дополнительного профессионального образования требованиям к осуществлению профессиональной деятельности по специальности.

46. Оценка результата прохождения каждого этапа аккредитации специалиста, решения аккредитационной комиссии о признании аккредитуемого прошедшим или не прошедшим аккредитацию специалиста или отдельного этапа аккредитации специалиста отражаются в протоколах заседания аккредитационной комиссии, подписываемых в день завершения этапа аккредитации специалиста, и размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационных стендах организации, указанной в пункте 7 настоящего Положения, в течение 2 рабочих дней со дня подписания протокола.

47. Аккредитуемый, чей результат прохождения каждого этапа аккредитации специалиста оценивается как «сдано», признается аккредитационной комиссией прошедшим аккредитацию специалиста.

Решение о признании аккредитуемого прошедшим аккредитацию специалиста отражается в итоговом протоколе заседания аккредитационной комиссии, подписываемом в течении двух календарных дней от даты прохождения последнего этапа аккредитации.

Итоговый протокол в течение пяти календарных дней со дня подписания направляется ответственным секретарем аккредитационной комиссии в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

48. Аккредитуемый признается не прошедшим этап аккредитации специалиста в следующих случаях:

  • неявка для прохождения этапа аккредитации специалиста;
  • результат прохождения этапа аккредитации специалиста оценивается аккредитационной комиссией как «не сдано»;
  • нарушение аккредитуемым требований абзаца первого пункта 37 настоящего Положения.

49. Аккредитуемый, признанный не прошедшим этап аккредитации специалиста, в целях повторного прохождения этапа аккредитации специалиста представляет в аккредитационную комиссию заявление с указанием непройденного этапа аккредитации специалиста.

50. По результатам рассмотрения указанного заявления аккредитационная комиссия принимает решение о повторном прохождении аккредитуемым этапа аккредитации специалиста.

51. Аккредитуемый, признанный 3 раза не прошедшим соответствующий этап аккредитации специалиста признается аккредитационной комиссией не прошедшим аккредитацию специалиста.

Аккредитуемый, признанный не прошедшим аккредитацию специалиста, в целях повторного прохождения аккредитации специалиста представляет в аккредитационную комиссию документы, предусмотренные пунктами 26 и 27 настоящего Положения, не ранее чем через один месяц со дня признания его таковым.
( в ред. Приказа Минздрава России от 20:12:2016 N 974н )

52. Аккредитуемому, признанному прошедшим или не прошедшим аккредитацию специалиста, в течение 3 дней с даты подписания протокола заседания аккредитационной комиссии ответственным секретарем аккредитационной комиссии выдается выписка из протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащая соответствующие решения.

53. Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся ответственным секретарем аккредитационной комиссии в Федеральный регистр медицинских работников [8].

54. Аккредитуемый, признанный аккредитационной комиссией не прошедшим аккредитацию специалиста или не прошедшим этап аккредитации специалиста вправе подать жалобу на соответствующее решение аккредитационной комиссии в апелляционную комиссию в течении 2 рабочих дней с момента размещения в соответствии с пунктом 46 настоящего Положения результатов прохождения этапа аккредитации.

55. Для рассмотрения жалоб председателем аккредитационной комиссии из членов аккредитационной комиссии формируется апелляционная комиссия.

56. Члены апелляционной комиссии не вправе рассматривать жалобы в отношении решений, принятых ими в качестве членов аккредитационной комиссии.

57. Апелляционная комиссия рассматривает жалобу в течение 5 рабочих дней со дня её подачи.

58. По результатам рассмотрения жалобы апелляционная комиссия принимает решение об удовлетворении жалобы и аннулировании решения аккредитационной комиссии, на которое подана жалоба, либо об отказе в удовлетворении жалобы и оставлении решения аккредитационной комиссии без изменения.

Решения апелляционной комиссии оформляются протоколом.

59. 0 своем решении апелляционная комиссия уведомляет аккредитуемого, подавшего жалобу, в день рассмотрения жалобы.

60. При аннулировании решения аккредитационной комиссии лицо, подавшее жалобу, вправе продолжить прохождение процедуры аккредитации специалистов начиная с этапа, который он не прошел в связи с неявкой или результатом прохождения этапа как «не сдано».

61. Лицу, признанному аккредитационной комиссией прошедшим процедуру аккредитации специалиста, не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии выдается свидетельство об аккредитации специалиста в порядке, определенном Министерством здравоохранения Российской Федерации [9].

62. Решения аккредитационной комиссии и апелляционной комиссии могут быть обжалованы в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Приложение № 1
к Положению об аккредитации специалистов,
утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ
от «02» июня 2016 г. № 334н

(дата, место проведения заседания) (номер протокола)

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ АККРЕДИТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

по итогам проведения ____________________________ (номер (наименование) этапа) этапа аккредитации специалиста по специальности [10]: ___________________________________

Председательствовал: _________ ___________________________________ (И.О. Фамилия)

Ответственный секретарь:_________________________________________ (И.О. Фамилия)

___________________________ (И.О. Фамилия)

___________________________ (И.О. Фамилия)

___________________________ (И.О. Фамилия)

Состав аккредитационной комиссии утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от «______» _____________ 20___ г. № ______

Повестка заседания:

О результатах проведения ;_________________________(номер (наименование) этапа) этапа аккредитации специалиста и решениях аккредитационной комиссии.

Для прохождения этапа явилось __________ человек, из которых ______ человек завершили прохождение этапа со следующими результатами:

Дополнительная информация о проведении этапа

Решение:

Руководствуясь пунктами 34-36, 39, 44, 46, 48 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от « 2 » июня 2016 г. № 334н, аккредитационная комиссия решила:

Наличие особого мнения участника заседания:

Председатель _____________________________________ (подпись) (И.О. Фамилия)

_________________________________________ (подпись) (И.О. Фамилия)

_________________________________________ (подпись) (И.О. Фамилия)

_________________________________________ (подпись) (И.О. Фамилия)

Ответственный секретарь _______________________________________ (подпись) (И.О. Фамилия)

Приложение № 2
к Положению об аккредитации специалистов,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от «02» июня 2016 г. № 334н

Председателю аккредитационной комиссии

_____________________________________
(инициалы, фамилия)
от __________________________________
(Ф.И.О. полностью)
тел._________________________________
адрес электронной почты_______________
страховой номер индивидуального лицевого счета
________________________________________
(дата рождения, адрес регистрации)

ЗАЯВЛЕНИЕ
о допуске к аккредитации специалиста

Я, ___________________ ________________ _____________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии)

информирую, что успешно заверпшл(а) освоение образовательной программы по специальности (направлению подготовки) [11]_______________________________________, что подтверждается ____________________________________________________________ (реквизиты документа о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями или иного документа, свидетельствующего об окончании освоения образовательной программы)

Учитывая, что я намерен(а) осуществлять____________________________________ (медицинскую/фармацевтическую деятельность по специальности/в должности, в соответствии с номенклатурой) на территории Российской Федерации, прошу допустить меня до прохождения (процедуры аккредитации специалиста начиная с первого/второго/третьего этапа)

Прилагаю копии следующих документов:

1. Документа, удостоверяющего личность: ___________________________________

(серия, номер, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе)

2. Документа(ов) об образовании: __________________________________________

3. Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования:
___________________________________________________________________

4. Иных документов: _____________________________________________

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» [12] в целях организации и проведения аккредитации специалиста на срок, необходимый для организации и проведения аккредитации специалиста, даю согласие Министерству здравоохранения Российской Федерации и членам аккредитационной комиссии под председательством _______________________________ на обработку моих персональных данных, указанных в прилагаемых документах, и сведений о содержании и результатах прохождения мной аккредитации специалиста, а именно согласие на любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с моими персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

«____» ______________ 20____ г.

[1] Часть 3 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЭ) (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2016, № 1, ст. 9).

[2] Часть 3 статьи 69 Федерального закона № 323-ФЭ.

[3] Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2016 г., регистрационный №41401.

[4] Статья 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, № 53, ст. 7598; 2016, № 1, ст. 9).

[5] Пункт 11.1 части 2 статьи 14 Федерального закона №323-Ф3 (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165; 2014, № 30, ст. 4257; № 49, ст. 6927; 2015, № 10, ст. 1425; № 29, ст. 4397; 2016, № 1, ст. 9).

[6] Часть 3 статьи 69 Федерального закона № 323-ф3.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. №700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный № 39696.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06 мая 2008 г., регистрационный № 11634 (с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160).

[8] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. №1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 апреля 2014 г., регистрационный № 32044).

[9] Часть 3 статьи 69 Федерального закона № 323-ф3.

[10] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный № 39696); Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 17бн «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160).

[11] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный №30163); перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461) и от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955).

[12] Собрание законодательства Российской Федерации 2006, № 31, ст. 3451; 2011, № 31, ст. 4701