Оглавление:
Программа «Школа вожатого»
Раздел I
Основы организаторской деятельности
1. Личность вожатого
Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи. Культура поведения. Нормативно-правовое регулирование летнего отдыха детей. Лагерь как образовательное учреждение: правовые аспекты. Закон об образовании. Конвенция о правах ребёнка. Ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная).
2. Логика развития лагерной системы
Периоды смены. Позиция вожатого в каждом из периодов. Организационный период: цели и задачи; учёт воспитанников смены; знакомство; целеполагание; планирование (план дня, план-сетка смены); основные дела; единые требования; законы и традиции лагеря. Основной период: цели и задачи; основные дела. Методика организации анализа жизни и деятельности в отряде.
3. Основы организаторской деятельности
Основы организаторской деятельности. План смены. План работы вожатого. Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в смене. Классификация тематических дней. Конструирование тематических дней. Тематические смены. Ролевые игры в лагере.
Раздел II
Развитие коллектива в условиях детского лагеря
1. Закономерности возрастного развития ребёнка
Особенности психического развития: младший школьник, подросток. Состояние ребёнка в различные периоды. Формы психолого-педагогической поддержки воспитанника.
2. Стадии развития коллектива
Стадии развития коллектива. Способы работы, способствующие развитию коллектива. Формы диагностики развития коллектива, критерии диагностики. Игры на формирование коллектива, позиция вожатого в игре.
3. Воспитательные возможности коллектива
Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Педагогическое управление развитием коллектива. Психолого-педагогические методы изучения межличностных отношений в отрядах.
4. Методика работы с отрядом
Стили и методы управления. Микрогруппы, инициативная группа, деловая игра, мозговой штурм. Собрание, заседание. Способы принятия решений. Основы проведения собрания, заседания. Роль участников собрания, заседания.
Раздел III
Копилка отрядного вожатого
1. Самоуправление в лагере
Управление в лагере. Самоуправление: понятие, цели, принципы самоуправления. Формы организации самоуправления в лагере. Роль вожатого в организации самоуправления.
2. Развитие лидерских позиций в условиях лагеря, школы
Тематические основы лидерства. Типология лидеров. Качества лидера, развития лидерских качеств. Лидер как член отряда, влияние лидеров на членов отряда, организация работы лидеров.
Раздел IV
Игровая деятельность в лагере
1. Игровая деятельность
Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры. Подготовка, проведение, анализ. Позиция вожатого. Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.
Игры на знакомство на дискотеке, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры.
Раздел V
Организация досуговой деятельности КТД
Методика конструирования и организация КТД. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение и анализ.
Разработка конкурсно-игровых программ
Необходимость самостоятельного творчества. Конкурсно-игровая программа: идея, содержание, создание, организация, проведение. Оформление. Призы. Анализ дела.
Раздел VI
Оформительские умения в работе вожатого
Стенная газета. Фон. Шрифты. Отрядный уголок. План работы: объявление, изготовление призов и т.д.
Сведения о программе
- Закон об образовании РФ
- Положение об учреждениях дополнительного образования
Данная программа создана на основе авторской программы Волобуевой И.И., Сборник № 6 Образовательные программы дополнительного образования детей. М. 2008 г.
Цель: повышение уровня профессионально-педагогической компетентности участников школьного актива.
- обеспечение школ в г.п.Белый Яр вожатыми;
- профессиональная подготовка вожатых для работы с воспитанниками;
- целевая подготовка к включению в инновационную деятельность.
Программа «Школа вожатого» рассчитана на 36 часов учебного времени, включает теоретический материал и практические задания. Время действия программы – один год. Занятия проводятся 4 раза в месяц. Продолжительность одного занятия – 2 часа. Занятия в «Школе вожатого» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы и увлечения. Курс сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги, игры, часы общения по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, школе, методике организаций досуга детей.
Методическое пособие для вожатых по работе с детьми в детском лагере.
КАЧЕСТВА ВОЖАТОГО. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЖАТЫЙ.
*Дисциплинированность и ответственность
*Работоспособность и организованность, трудолюбие
*Тактичность, вежливость, культура общения
*Умение держать себя в обществе
*Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
*Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
*Разносторонняя образованность
*Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
*Знание практической психологии, этики
*Умение воспитывать детей, проявлять заботу
*Уважение к администрации лагеря, к персоналу
*Творческое отношение к деятельности в лагере
*Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
*Сознательность, вежливость, аккуратность
*Эмоциональная устойчивость
*Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
*Инициативность, самостоятельность
*Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
*Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт
PS\
После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере, проявить себя, стать более уверенным в своих возможностях, уверенным в себе.
Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЛАГЕРЕМ
Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, — это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: «Посмотрите налево, посмотрите направо. «.
Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда.
Также знакомство с лагерем поможет организовать «Разведшкола». Создаётся несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:
Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря?
Как зовут всех вожатых?
Какого цвета у них глаза?
Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать?
Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п.
Выглядеть это может так:
Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?
Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?
Умеет ли плавать шеф-повар?
Как зовут старшую вожатую?
Какого цвета глаза у вожатого 1 отряда?
Какой размер обуви у вожатого 2 отряда?
Какого цвета скамейка возле медпункта?
Любимый цвет начальника лагеря.
Сколько окон в спортивном зале?
Сколько ступенек при входе в лагерь?
Что нарисовано на верандах нашего лагеря?
Какая любимая песня у вожатого 4 отряда?
Сколько дверей в музыкальном зале?
Какие фрукты любит вожатый 5 отряда?
Какие цветы любит медработник?
А в конце список обязательных заданий. Например, найти желтый шерстяной носок где угодно, или собрать 47 шишек, ни больше, ни меньше. Конечно, надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать. В принципе, дети обычно очень довольны.
Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия.
ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ
*Десятка основных опасных болезней детей в лагере:
Летний лагерь
Расстройства пищеварения и питания;
Отравления;
Ожоги, перегревание;
Помощь утопающему;
Помощь при укусе ядовитыми животными (пчёлы, осы, шмель и др.);
Инфекционные заболевания кожи (чаще лишаи, чесотка);
Заболевания органа слуха (чаще отиты);
Глазные болезни (чаще конъюнктивиты);
Поражения уголков рта, носа герпесом;
Аллергические реакции.
При отсутствии квалифицированной медицинской помощи в течение времени, достаточного для некомпенсируемых или летальных последствий у пострадавшего, необходимо оказывать помощь во всем объеме.
*Основные рекомендации к поведению в таких случаях:
Не проявлять собственный испуг и нервозность;
Не делать суетливых движений;
Не говорить громче и тише, чем обычно;
Не молчать;
Наладить с пострадавшим тактильный контакт (погладить, взять за руку). Успокоить детей, окружающих;
При необходимости сразу послать за врачом;
Без крайней необходимости не пытаться оказать врачебную помощь;
Оказать первую доврачебную помощь.
При всех несчастных случаях нужно уметь оказывать первую помощь. Вожатые, имея определенные знания по оказанию такой помощи, могут не только успокоить ребенка, но и помочь ему избежать тяжелых последствий, а в некоторых случаях даже спасти жизнь ребенка. Попав в неприятную ситуацию, Вы, прежде всего, должны правильно оценить ее и быстро решить, достаточно ли будет малышу только вашей помощи или потребуется вызов специалистов.
Внимание! Приемы оказания первой доврачебной помощи детям (искусственное дыхание, закрытый (непрямой) массаж сердца) имеют свои особенности и требуют определенного навыка. Обязательно проконсультируйтесь и проведите тренинг по оказанию первой медицинской помощи с педиатром или специалистом.
ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ
Что делать, если Ваш ребенок.
*Ребенок ударился головой.
Если ребенок потерял сознание, вызовите врача. Если он упал, ударился головой и получил ушиб, приложите к месту ушиба свернутую чистую ткань и пакетик со льдом. Если ребенок выгладит растерянным и проявляет заторможенную реакцию, его мучает тошнота и сильная головная боль, вызовите врача. Необходимо следить за проходимостью дыхательных путей.
*Ребенок получил удар током.
Отключите электрическое питание. Если это невозможно, встаньте на толстый телефонный справочник или на толстую кипу газет и освободите ребенка, либо уберите электрический прибор с помощью сухой деревянной швабры или деревянного стула. Вызовите врача. Пи отсутствии признаков жизни, делайте одновременно закрытый массаж сердца и искусственное дыхание.
*Ребенок получил перелом или растяжение.
Посадите или уложите ребенка, и зафиксируйте поврежденное место при помощи мягких свертков из свитера или простыни, чтобы ему было удобно.
Если появилась опухоль, наложите холодный компресс, например, смоченную в ледяной воде повязку. При открытой травме используйте стерильную повязку. Если возможно, приподнимите поврежденную конечность. Вызовите врача или отвезите ребенка в травмпункт.
*Ребенок порезался или истекает кровью.
При артериальном кровотечении (пульсирующая струя алой крови) постарайтесь остановить кровотечение наложением жгута — резиновой трубкой или туго скрученным куском ткани выше раны. При венозном кровотечении (медленно вытекающая темная кровь) наложите тугую сдавливающую повязку на саму рану. В зависимости от состояния ребенка вызовите врача.
При капилярном кровотечении, зажмите рану, и если возможно, поднимите поврежденную конечность. Наложите на кровоточащее место стерильную давящую повязку, по возможности с гемастатической губкой. Если повязка пропиталась кровью, менять ее не рекомендуется. Положите поверх повязки пакет со льдом.
Если из раны торчит стекло или любой другой предмет, зажмите место вокруг раны, а не ее саму.
При кровотечении из носа усадите ребенка, на переносицу положите пакет со льдом. В носовые ходы можно вставить тампоны, смоченные в 2% растворе перекиси водорода.
*Ребенок находится в шоковом состоянии.
Шоковое состояние у ребенка может быть следствием кровотечения, ожогов, или обычного страха. Вы увидите, что ребенок побледнел, кожа его стала холодной и влажной, а в некоторых случаях одновременно появляется озноб и проступает холодный пот. Все это может сопровождаться учащенным дыханием и головокружением, а иногда и рвотой. После несчастных случаев дети часто впадают в шоковое состояние, поэтому при любых несчастных случая должны быть срочно приняты противошоковые меры, даже тогда, когда у ребенка нет никаких признаков потрясения.
Положите ребенка на бок и убедитесь, что он дышит.
Расстегните одежду в области шеи груди и пояса. Укутайте ребенка, но не перегревайте его.
Ребенок должен оставаться в покое, а Вы должны находиться рядом с ним и успокаивать его до прихода врача.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ
По мнению большинства ребят, самыми незабываемыми моментами смены являются огоньки и костры. Без них жизнь в лагере, семейке была бы менее полной. Но немаловажную роль в сплочении семейки играет и Вечерняя свеча. Ее цель: проанализировать прошедший день — что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день. Свечу желательно проводить ежедневно
Для вечерней свечи существуют правила:
1)Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече.
2) Все: и дети, и взрослые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
3)Дети и вожатые должны выполнять законы:
Когда говорит один — все молчат.
Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
Закон свободного микрофона.
Все сказанное на свече не должно «выноситься» за его пределы.
Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
Через центр круга переходить нельзя.
Свеча — это коллективное обсуждение семейкой и взрослыми прожитого дня, , анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении — содержание.
Педагогический смысл свечи — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора.
Варианты вечерней свечи могут быть следующие:
1) Говорят желающие.
2) Один человек говорит, затем передает «свободный микрофон», кому пожелает.
3) Вожатый (воспитатель) передает «свободный микрофон» кому пожелает.
Формы вечерней свечи:
1) Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.
2) Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец. Говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
3) На этом вечере говорят: «Спасибо» одному человеку из семейки, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.
4) Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.
5) «Шляпа». Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
6) «Конфеты». Подходит для первой свечи. Вы предлагаете всем детям взять столько конфет, сколько они захотят. Сколько конфет — столько предложений вы должны рассказать о себе.
7) «Ниточки». Перед началом свечи детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение.
8) «Конверт откровений». На предложенных листочках бумаги до начала свечи дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет воспитатель (вожатый).
Педагогическая задача свечи впервые дни смены — научить ребят правилам поведения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день.
Первые дни детей переполняют впечатления. У них потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось
Методическое пособие для вожатого
В программе предусмотреть сохранение вводимых данных в файл и возможность чтения из ранее сохраненного файла. Результаты выводить на экран и в текстовой файл.
Внимание! Разработанная программа будет использоваться в других лабораторных работах.
Для всех вариантов использовать вложенные структуры.
1. Список товаров, имеющихся на складе, включает в себя наименование товара, количество единиц товара, цену единицы, дату поступления товара на склад и название, юридический адрес, контактные данные производителя. Вывести список товаров по указанному заказчику, хранящихся больше месяца и стоимость одной единицы которых превышает 250000 р.
2. Для получения места в общежитии формируется список студентов, который включает ФИО студента, группу, доход на члена семьи, текущие предметы и оценки по ним. Вывести информацию о студентах, которые учатся на 3 или 5 курсах со средним текущим баллом не менее 6.5.
3. В справочной автовокзала хранится расписание движения автобусов. Для каждого рейса указаны его номер, пункт назначения, количество остановок, время отправления и время между каждыми остановками (до 8 остановок на рейс). Вывести информацию о рейсах, которые наименьшим количеством остановок с максимальным временем поездки.
4. Информация о сотрудниках фирмы включает ФИО, количество проработанных часов за месяц, номер разряда, который включает в себя тарифную ставку, повышение за сверхурочные часы, размер подоходного налога, размер несверхурочного времени. Сверхурочное время оплачивается по тарифу, зависящему от разряда. Вывести размер заработной платы первых 2 сотрудников фирмы, которые имеют наибольшую зарплату, и 2 сотрудников с наименьшей зарплатой.
5. Информация об участниках спортивных соревнований содержит номер команды, ФИО игрока, возраст, конкретный тип соревнования. Каждая команда содержит сведенья о стране, за которую она выступает, текущее количество золотых, серебряных и бронзовых медалей. Вывести информацию о спортсменах, которые выступают за одну страну.
6. Для книг, хранящихся в библиотеке, задаются автор, название, год издания, количество страниц и номер издательства, которое включает в себя название, юридический адрес, контактные данные. Вывести список книг, изданных не позже 3 лет назад в Москве.
7. На заводе выпускается несколько наименований деталей. Сведения о деталях включают код детали, количество выпущенных деталей, дату выпуска, ID рабочего, который делал оценку качества. Информация о рабочем включает ФИО, должность, дату поступления на работу. Вывести информацию о продукции, выпущенной двумя самыми опытными работниками за последний месяц.
8. Информация о сотрудниках предприятия содержит ФИО, номер отдела, должность, дату начала работы. Информация об отделе содержит его наименование, размер штата сотрудников в нем и юридический адрес. Вывести список сотрудников, проработавших на предприятии более 10 лет в 2 наиболее крупных отделах.
9. Ведомость абитуриентов содержит ФИО, населенный пункт проживания, суммарный балл. Информация о населенном пункте включает в себя население, тип пункта, область. Вывести информацию об абитуриентах, проживающих в деревнях с населением выше 30 человек и имеющих суммарный балл выше 100.
10. В справочной аэропорта хранится расписание вылета самолетов на следующие сутки. Для каждого рейса указаны номер рейса, номер аэропорта назначения (страна, город, название аэропорта), время вылета. Вывести все номера рейсов и время вылета самолета для заданной страны.
11. У администратора железнодорожных касс хранится информация о свободных местах в поездах. Информация представлена в следующем виде: номер поезда, номер пункта назначения (населенный пункт, название станции), время отправления, число свободных мест, расстояние до пункта назначения. Вывести информацию о поездах и всех близлежащих пунктах назначения в районе 100 км, в которые могут поехать 5 человек.
12. Ведомость студентов, сдававших сессию, содержит ФИО, номер группы, количество предметов, количество попыток сдачи каждого предмета, их наименование и оценки по ним. Вывести список студентов, сдавших сессию без пересдач со средним баллом больше 7.5.
13. В радиоателье хранятся квитанции о сданных в ремонт телевизорах. Каждая квитанция содержит следующую информацию: марка телевизора, дата приемки в ремонт, состояние готовности заказа (выполнен или нет) и ID клиента (ФИО, адрес, телефон). Вывести информацию о гражданах и заказах, которые на текущий момент не выполнены для граждан с улицы П. Бровки.
14. На АТС информация о разговорах содержит номер телефона абонента (информация об абоненте включает ФИО, адрес), время разговора, тариф, дата звонка. Вывести информацию об абонентах и счетах оплаты за предыдущий месяц для абонентов города Минска.
15. В магазине составлен список людей, которым выдана карта постоянного покупателя. Каждая запись этого списка содержит номер карточки, ID клиента (ФИО, адрес, телефон в международном формате +375-XX-XXXXXXX), предоставляемую скидку. Вывести информацию о покупателях с кодом телефонных номеров 55 и имеющих более чем 5 %-ную скидку в магазине.
Методическое пособие для вожатого
Особенности технологии моделирования и конструирования программ деятельности лагерей.
Примеры субъектных проявлений ребенка.
Программы деятельности летних детских лагерей.
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере
1 Шмойлова И.С. Методическое пособие для вожатых по работе в лагере 1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Качества вожатого. Каким должен быть вожатый? Разговариваем с детьми о правилах Знакомство детей с лагерем Придумываем название отряда Законы. Легенды Первая доврачебная помощь Отрядный уголок Дневник отряда Методика подготовки и проведения вечерней свечи Игры на знакомство Игры у костра Игры в помещении Игры на сплочение Игры на выявление лидера Подвижные игры на свежем воздухе Речевки. Кричалки Сценарные разработки Школа детективов Музыкальная шкатулка Один за всех и все за одного День Малинника Примерные названия отрядов и девизы Психологические тесты Рекомендуемая литература
3 КАЧЕСТВА ВОЖАТОГО. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЖАТЫЙ? Посредственный руководитель излагает. Хороший объясняет. Выдающийся показывает. Великий вдохновляет. В. Уорд. 1. Дисциплинированность и ответственность 2. Работоспособность и организованность, трудолюбие 3. Тактичность, вежливость, культура общения 4. Умение держать себя в обществе 5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки 6. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь 7. Разносторонняя образованность 8. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость 9. Знание практической психологии, этики 10. Умение воспитывать детей, проявлять заботу 11. Уважение к администрации лагеря, к персоналу 12. Творческое отношение к деятельности в лагере 13. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации 14. Сознательность, вежливость, аккуратность 15. Эмоциональная устойчивость 16. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах 17. Инициативность, самостоятельность 18. Соблюдение демократических принципов 19. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде 20. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочѐнность и дружбу, речѐвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере, проявить себя, стать более уверенным в своих возможностях, уверенным в себе. Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещѐ раз приехать в лагерь или нет зависит от вожатого и личных отношений. РАЗГОВАРИВАЕМ С ДЕТЬМИ О ПРАВИЛАХ В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря: соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов 3
4 детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря; запрет приема алкогольных напитков, наркотических веществ, курение. Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря. С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете ознакомлены на вожатском инструктаже перед заездом. Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, дети впервые часы знакомства ждут от вас совершенно другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или «не (портить воздух) в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими. ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЛАГЕРЕМ Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, — это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: «Посмотрите налево, посмотрите направо. «. Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда. Также знакомство с лагерем поможет организовать «Разведшкола». Создаѐтся несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даѐтся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даѐтся определѐнное время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими: Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря? Как зовут всех вожатых? Какого цвета у них глаза? Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать? Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п. Выглядеть это может так: 1. Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря? 2. Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря? 3. Умеет ли плавать шеф-повар? 4. Как зовут старшую вожатую? 4
5 5. Какого цвета глаза у вожатого 1 отряда? 6. Какой размер обуви у вожатого 2 отряда? 7. Какого цвета скамейка возле медпункта? 8. Любимый цвет начальника лагеря. 9. Сколько окон в спортивном зале? 10. Сколько ступенек при входе в лагерь? 11. Что нарисовано на верандах нашего лагеря? 12. Какая любимая песня у вожатого 4 отряда? 13. Сколько дверей в музыкальном зале? 14. Какие фрукты любит вожатый 5 отряда? 15. Какие цветы любит медработник? А в конце список обязательных заданий. Например, найти желтый шерстяной носок где угодно, или собрать 47 шишек, ни больше, ни меньше. Конечно, надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать. В принципе, дети обычно очень довольны. Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия. Представления ребят о размерах окружающего мира очень не похожи на наши, взрослые. И если лагерь, где вы сейчас работаете, по вашим понятиям небольшой, то для детей он целая страна, в которой поначалу можно уж если не заблудиться, то запутаться. И с этой страной ребят надо познакомить. Как? Например, организовать в первый день игру путешествие «Здравствуй, лагерь!» Для игры потребуются красивые маршрутные листы и надѐжные помощники. О том и другом нужно позаботиться заранее. На маршрутном листе нарисована схема путешествия: основные достопримечательности, место их расположения, очерѐдность остановок в пути. А во время этих остановок ребята могут встретиться со своими гидами. Младший возраст Со старичком лесовиком (он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу; поинтересуется, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы ); С гантелькиным (он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке, о спортивной работе в лагере); С доктором градусником (в медпункте дети ещѐ раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной убор); С забавой затейницей (на игровой площадке она разучит с ребятами новую игру); С поваром сладкоежкиным (он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней); С домовенком Кузей (он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать пред сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке). 5
6 Можно придумать ещѐ много интересных персонажей, которые помогут детям познакомиться с лагерной жизнью. Средний возраст Путешествие по лагерю может оказаться игрой следопытов. Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться и что запоминать, с кем встречаться, чтобы найти следующую записку. В этом случае требуется заранее разработать маршрут, оговорить все моменты с участниками работниками лагеря. Старший возраст Старших ребят следует знакомить с лагерем иначе. Ведь может так случиться, что ребята ориентируются в лагере лучше вас. Кто-то в лагере впервые, но обязательно есть старожилы. В этом случае на экскурсию должны вести вас они. То есть всѐ делается наоборот. Таким образом, вы поймаете сразу много зайцев: поднимите авторитет старожилов, познакомите новичков с лагерем, используете игровой момент и просто проведѐте интересно первый день в стране Детства! ПРИДУМЫВАЕМ НАЗВАНИЕ ОТРЯДА Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовѐте, так она и поплывѐт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены. Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна, можно взять историческую тему. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию. Помните, что в рамках выбранной темы нужно не только придумать название отряда, но и подготовить представление — визитку. Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия наиболее удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили еѐ сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают. Помните, что название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей; быть содержательными; быть удобно произносимыми; не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие 6
7 интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления. Примеры названий отрядов приведены в Приложении ЗАКОНЫ. ЛЕГЕНДЫ. Законы и традиции, вводимые в отряде: — закон доброго отношения к людям; — закон территории; — закон 00; — закон поднятой руки; — закон доброго отношения к песне; — традиции приветствия и прощания; Закон Человека. Уважаем в каждом человеческое достоинство; все конфликты решаем мирным путем; сначала подумай о товарищах, потом о себе. Закон Точности. Если мы хотим много сделать, мы должны быть точны, не отнимать друг у друга время долгими сборами Точность не только во времени, точность в словах, в обращениях, в исполнении порученного. Закон поднятой руки. Когда-то давным-давно враждовали два племени. Никто уже и не помнил, из-за чего начался этот спор. Но два племени враждовали и убивали друг друга. И никто не мог пойти и предложить другому мир, потому что это сочли бы за трусость. Но никто не хотел быть трусом. А трусов и в том и в другом племени наказывали одинаково: им простреливали ладонь правой руки И продолжали гибнуть горячие и самые молодые, самые смелые и здоровые, самые красивые. И обоим племенам грозило вырождение. И вот тогда один старый и мудрый человек сказал: Люди! Вы можете считать меня трусом. Вот вам моя правая рука, и если вы сочтете, что это трусость, вы можете стрелять, но прежде выслушайте И он предложил заключить мир и отправился с этим предложением в другое племя, вытянув вперед правую руку. Вот так и был рожден закон правой руки, который гласит: «Люди! Я хочу сказать вам что-то важное. Вот вам моя правая рука! Если вы сочтете мое предложение недостойным, то можете стрелять, но прежде выслушайте!» Как появился огонек. Наша история произошла давным-давно в лагере. Лагерь был еще очень молодым. Первые отряды не были дружными. Но прошло некоторое время, и все стали замечать, что в одном отрядом что-то творится. Все мальчишки и девчонки в том отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчики всегда брали на себя трудную работу, помогали девочкам; 7
8 девчонки заботились о мальчишках и никто никого не оставлял в беде. Увидят грустное лицо и сделают все, чтобы печаль оставила друга. Никто сначала не мог понять причины такой перемены, потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята ходят в лес, и возвращаются оттуда оживленными и счастливыми. И вожатые решили узнать тайну этого отряда. Долго пришлось идти в следующий вечер в темноте по следам, и вдруг между темных стволов сосен пред ними плеснуло высокое пламя костра. Вожатые увидели, что мальчишки и девчонки сидят вокруг костра плечом к плечу и поют песни, и говорят о разных вещах, о любви, о дружбе, о беде и о радости, о добром и злом о том, что их волнует, чем они хотят поделиться с другими. И, как ни странно безмолвный огонь. Почему на берегу моря много плоских камушков. Глубоко в морской пучине жил повелитель морей, царь Нептун. И были у него дочери красавицы русалки, самую младшую так и назвали Русалочкой. Каждый вечер Русалочка поднималась на поверхность моря и провожала закат. И когда солнце совсем исчезало за горизонтом, она возвращалась к своим сестрам. А на берегу моря стоял замок с огромным красивым садом, в котором жил молодой принц. По вечерам ему нравилось прогуливаться по побережью и купаться в лучах заходящего солнца. В один из таких вечеров Русалочка и увидела этого красивого юношу. Торе в тот вечер было неспокойным, но принца это не смутило, и он все же, решил искупаться. Случилось так, что он не рассчитал свои силы и начал тонуть, Русалочка устремилась к нему на помощь. Когда принц очнулся, он увидел перед собой прекрасную девушку. Они познакомились и с тех пор каждый вечер вместе любовались закатом и купались в теплом море. Принц и Русалочка полюбили друг друга. И, набравшись смелости, юноша попросил руки Русалочки у самого Нептуна. Узнав об этом, отец очень сильно рассердился и строго настрого запретил дочери встречаться с принцем, пообещав превратить ее в морскую пену. (По законам моря русалкам нельзя видеться с людьми). С тех пор, провожая солнце, Русалочка часть вспоминала прекрасного юношу, и из ее глаз текли слезы. Касаясь воды, они превращались в маленькие цветные плоские камушки, которых так много на берегу моря. Почему закат красного цвета. У Солнца был прекрасный цветок необыкновенной красоты. Днем слуги Солнца охраняли цветок, а когда наступала ночь, цветок оставался без присмотра. Люди много слышали об этом цветке и говорили, будто тот, кто раздобудет его, станет сказочно богат. И вот однажды ночью, выбрав подходящий момент, люди сорвали цветок. Рано утром Солнце направилось проведать своего питомца и, не обнаружив его в саду, очень сильно расстроилось. Проходили дни, а цветка нигде не было. Однажды Солнце заметило в одном из окон домов розовый свет. Так светился цветок. Тогда 8
9 Солнце направило свой палящие лучи на дом, в котором нашелся цветок. Так люди заплатили за свою жадность. И с тех пор Солнце, уходя, с небосвода, уносит с собой свой цветок, который своим сиянием освещает небо ярко-красным, оранжевым, а иногда розовым светом. Легенда о зубной пасте. Это было давно, когда наши бабушки и дедушки были маленькими. Они тоже, как и вы ездили в лагеря. Эта история случилась в одном лагере на берегу реки. Одному мальчику очень понравилась девочка из своего отряда, но он не знал, как привлечь ее внимание. Этой девочке он тоже очень понравился, но она стеснялась к нему подойти. И тогда она решила прийти ночью в его комнату, и нарисовать на его щеке сердечко зубной пастой. И в эту же ночь мальчик тоже решил нарисовать сердечко на щеке своей избранницы. А когда они утром проснулись, и увидели друг у друга сердца из зубной пасты, все поняли. Так вот с тех пор считается, что если кто-то рисует зубной пастой на щеке другого человека, то этот человек ему очень нравится. ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ Десятка основных опасных болезней детей в лагере: Зимний лагерь 1. Расстройства пищеварения и питания; 2. Отравления; 3. Болезни органов дыхания: верхних дыхательных путей (чаще ангина, ларингит, ринофарингит); бронхо-лѐгочные заболевания (чаще бронхит, пневмония); 4. Воздушно-капельные инфекции (ОРВИ, ГРИПП); 5. Травмы, ранения; 6. Переохлаждения; 7. Поражения уголков рта, носа герпесом; 8. Заболевания органа слуха (чаще отиты); 9. Глазные болезни (чаще конъюнктивиты); 10. Аллергические реакции. Летний лагерь 1. Расстройства пищеварения и питания; 2. Отравления; 3. Ожоги, перегревание; 4. Помощь утопающему; 5. Помощь при укусе ядовитыми животными (пчѐлы, осы, шмель и др.); 6. Инфекционные заболевания кожи (чаще лишаи, чесотка); 7. Заболевания органа слуха (чаще отиты); 8. Глазные болезни (чаще конъюнктивиты); 9. Поражения уголков рта, носа герпесом; 9
10 10. Аллергические реакции. При отсутствии квалифицированной медицинской помощи в течение времени, достаточного для некомпенсируемых или летальных последствий у пострадавшего, необходимо оказывать помощь во всем объеме. Основные рекомендации к поведению в таких случаях: Не проявлять собственный испуг и нервозность; Не делать суетливых движений; Не говорить громче и тише, чем обычно; Не молчать; Наладить с пострадавшим тактильный контакт (погладить, взять за руку). Успокоить детей, окружающих; При необходимости сразу послать за врачом; Без крайней необходимости не пытаться оказать врачебную помощь; Оказать первую доврачебную помощь. При всех несчастных случаях нужно уметь оказывать первую помощь. Вожатые, имея определенные знания по оказанию такой помощи, могут не только успокоить ребенка, но и помочь ему избежать тяжелых последствий, а в некоторых случаях даже спасти жизнь ребенка. Попав в неприятную ситуацию, Вы, прежде всего, должны правильно оценить ее и быстро решить, достаточно ли будет малышу только вашей помощи или потребуется вызов специалистов. Внимание! Приемы оказания первой доврачебной помощи детям (искусственное дыхание, закрытый (непрямой) массаж сердца) имеют свои особенности и требуют определенного навыка. Обязательно проконсультируйтесь и проведите тренинг по оказанию первой медицинской помощи с педиатром или специалистом. Что делать, если Ваш ребенок. Ребенок подавился Освободите полость рта от рвотных масс и остатков пищи пальцем или платком. Положите ребенка на свою руку лицом вниз, поддерживая подбородок и спину. Произведите ладонью до пяти резких хлопков по его спине. Проверьте наличие посторонних предметов в ротовой полости ребенка и удалите их. Если первый вариант не приносит результатов, положите ребенка на свои руки или колени лицом вниз. Сделайте до пяти резких толчков кончиками своих пальцев ему в грудь на ширину пальца ниже линии его сосков. НЕ НАЖИМАЙТЕ ЕМУ НА ЖИВОТ! Если инородный предмет не выходит, повторите операции 1 и 2 три раза, вызовите врача. Повторяйте процедуры 1 и 2 до прибытия врача. Ребенок проглотил яд. Попытайтесь выяснить, что именно проглотил ребенок. Не вызывайте у него рвоту. Если отравляющей жидкостью были щелочи или кислоты, нельзя давать ребенку пить. Не используйте растворы кислоты или щелочи для нейтрализации 10
11 выпитого вещества. При отравлении лекарствами, если ребенок в сознании, дайте ему большое количество чистой воды. Не вводите никаких нейтрализующих. Если ребенок без сознания, необходимо повернуть его голову набок во избежание попадания рвотных масс в дыхательные пути. Во всех случаях отравления необходимо срочно вызвать врача! Ребенок ошпарился или получил ожог. Подержите место ожога под струей холодной воды, пока не пройдет боль. Не пытайтесь снять прилипшую к ране одежду. Накройте обожженный участок кожи стерильной повязкой. Не покалывайте волдыри. Если ожог глубокий или обширный, срочно вызывайте скорую помощь. Не давайте ребенку ничего есть и пить. Если ожог неглубокий и необширный, обратитесь в местное травматологическое отделение за консультацией. Пострадавшему можно дать обезболивающее лекарство, соблюдая возрастную дозировку. При ожогах глаз необходимо промыть глаза большим количеством холодной воды. При ожогах пищевода кислотой или щелочью не следует вызывать рвоту или давать пострадавшему обильное питье, так как это лишь ухудшит его состояние. Ребенок получил обморожение. Ни в коем случае не пытайтесь согреть обмороженную конечность или участок тела! Необходимо наложить термостойкую повязку (например, из целлофана и ваты), которая не допустит изменения температуры на обмороженном участке. Отогревание тканей должно происходить естественным путем, то есть изнутри. В противном случае возможно омертвение тканей. Это происходит из-за того, что обмороженные клетки на верхнем слое отрезаны от питания кровью обмороженными клетками более глубокого слоя. Если первыми «просыпаются» верхние клетки, то они не получают питания и умирают. Поэтому, чем меньше тепла получит верхний слой обмороженной поверхности, тем лучше. Обязательно вызовите врача. Пострадавшего можно отогревать изнутри, давая ему чай и другие теплые напитки Ребенок ударился головой. Если ребенок потерял сознание, вызовите врача. Если он упал, ударился головой и получил ушиб, приложите к месту ушиба свернутую чистую ткань и пакетик со льдом. Если ребенок выглядит растерянным и проявляет заторможенную реакцию, его мучает тошнота и сильная головная боль, вызовите врача. Необходимо следить за проходимостью дыхательных путей. Ребенок получил удар током. Отключите электрическое питание. Если это невозможно, встаньте на толстый телефонный справочник или на толстую кипу газет и освободите ребенка, либо 11
12 уберите электрический прибор с помощью сухой деревянной швабры или деревянного стула. Вызовите врача. Пи отсутствии признаков жизни, делайте одновременно закрытый массаж сердца и искусственное дыхание. Ребенок получил перелом или растяжение. Посадите или уложите ребенка, и зафиксируйте поврежденное место при помощи мягких свертков из свитера или простыни, чтобы ему было удобно. Если появилась опухоль, наложите холодный компресс, например, смоченную в ледяной воде повязку. При открытой травме используйте стерильную повязку. Если возможно, приподнимите поврежденную конечность. Вызовите врача или отвезите ребенка в травмпункт. Ребенок порезался или истекает кровью. При артериальном кровотечении (пульсирующая струя алой крови) постарайтесь остановить кровотечение наложением жгута — резиновой трубкой или туго скрученным куском ткани выше раны. При венозном кровотечении (медленно вытекающая темная кровь) наложите тугую сдавливающую повязку на саму рану. В зависимости от состояния ребенка вызовите врача. При капиллярном кровотечении, зажмите рану, и если возможно, поднимите поврежденную конечность. Наложите на кровоточащее место стерильную давящую повязку, по возможности с гемостатической губкой. Если повязка пропиталась кровью, менять ее не рекомендуется. Положите поверх повязки пакет со льдом. Если из раны торчит стекло или любой другой предмет, зажмите место вокруг раны, а не ее саму. При кровотечении из носа усадите ребенка, на переносицу положите пакет со льдом. В носовые ходы можно вставить тампоны, смоченные в 2% растворе перекиси водорода. Ребенок находится в шоковом состоянии. Шоковое состояние у ребенка может быть следствием кровотечения, ожогов, или обычного страха. Вы увидите, что ребенок побледнел, кожа его стала холодной и влажной, а в некоторых случаях одновременно появляется озноб и проступает холодный пот. Все это может сопровождаться учащенным дыханием и головокружением, а иногда и рвотой. После несчастных случаев дети часто впадают в шоковое состояние, поэтому при любых несчастных случая должны быть срочно приняты противошоковые меры, даже тогда, когда у ребенка нет никаких признаков потрясения. Положите ребенка на бок и убедитесь, что он дышит. Расстегните одежду в области шеи груди и пояса. Укутайте ребенка, но не перегревайте его. Ребенок должен оставаться в покое, а Вы должны находиться рядом с ним и успокаивать его до прихода врача. Ребенок испытывает приступ крупа. 12
13 Круп это спазматическое сужение просвета (стеноз) гортани, характеризующееся появлением хриплого или сиплого голоса, грубого «лающего» кашля и затруднением дыхания (удушья). Круп развивается при гриппозных, аденовирусных инфекциях. При этом возникает воспалительный процесс: отек слизистой оболочки верхних дыхательных путей, спазм мышц гортани. Проявляется это в виде сухого, лающего кашля. В тяжелых случаях дыхание шумное, свистящее, напоминающее хрюканье. Ребенок возбужден, беспокоен. Круп очень пугает вожатых и ребенка, однако надо оставаться спокойными и постараться утешить ребенка. Примите следующие меры: При повышенной температуре тела необходимо дать жаропонижающие (сироп парацетамола) При тяжелей степени крупа, очень важны отвлекающие методы. Сделайте ребенку паровую ванну: посадите ребенка в небольшом помещении рядом со струей горячей воды или хотя бы с мокрым полотенцем, положенным на горячую батарею. Если состояние ухудшается, ребенок дышит и глотает с большим усилием, отведите ребенка к врачу или вызовите врача. Ребенок тонет. Если есть возможность, вытащите его из воды. В противном случае оказывайте помощь прямо в воде. Освободите рот от воды. Если ребенок не дышит, начните делать искусственное дыхание рот в рот. Не пытайтесь удалить воду из легких или желудка. Если вы несете ребенка, опустите его голову вниз, чтобы уменьшить риск попадания воды в легкие. Положите его на одежду или одеяло, очистите дыхательные пути, проверьте дыхание и пульс. Как только ребенок начнет дышать, снимите с него мокрую одежду и укройте его чем-нибудь сухим и теплым. В любом случае, отведите его к врачу, даже если он хорошо выглядит и ни на что не жалуется. Ребенок повредил глаза. Глаза — самые чувствительные органы человека. Их очень легко повредить, и если это произошло, необходимо срочно оказать помощь пострадавшему. Влажным куском ваты удалите инородное тело из глаза ребенка. Если по каким-то причинам вы не можете этого сделать или после удаления боль не утихает, прикройте глаз мягкой чистой салфеткой и везите ребенка в больницу или вызывайте скорую помощь. Если у ребенка ушиб глаза, наложите стерильную повязку и немедленно ведите к врачу. При попадании в глаз химических веществ, промойте его большим количеством холодной чистой воды в течение 15 минут. Накройте чистой марлевой повязкой и ведите к врачу. Ребенок подвергся укусам или ужаливаниям. 13
14 Укусы комаров, москитов, мошек, ос или пчел не только болезненны, но и вызывают затвердение, покраснение, отек и сильный зуд в месте укуса. У некоторых людей, к счастью немногих, укусы пчел вызывают тяжелую аллергическую реакцию. Если вы видите, что ребенок после такого укуса начинает тяжело дышать, вы должны немедленно вызвать скорую помощь. В обычных случаях делайте следующее: Удалите пинцетом оставшееся в коже жало, стараясь не повредить на нем мешочек с ядом, иначе яд проникнет в кожу. На место укуса наложите холодный компресс — это снимет боль. От комариных укусов помогает обычная зеленка. Что нужно делать при приступе эпилепсии у ребенка 1. Если падает на глазах, постараться поймать, положить, чтоб рядом не было предметов, о которые можно удариться. 2. Далее: удалить всех зевак! положить на бок обязательно, дабы язык не запал. 3. Вызвать врача, сказав ему, что у ребенка приступ эпилепсии. 4. Не пытаться разжать рот, бесполезно! 5. Не удерживать! Судороги снимут напряжение. 6. Чтобы снять судороги, нужно просто сильно укусить человека за мизинцы в районе ногтевой пластины, не усердствовать, но сжимать до тех пор, пока пострадавший не потянет палец к себе. 7. После приступа человек обычно хочет спать. У него может быть дезориентация, потеря речи, памяти, поэтому укладываем, но контролируем. ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК Как правило, впервые дни делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто «с руками» разбирают уголок по частям на память — так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаѐтся всѐ «жизнь» отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает. Уголок обязательно должен содержать: название отряда девиз отряда отрядная песня расписание кружков распорядок дня (лагерный и отрядный) списки детей (кстати, в первые дни можно разместить схему типа, «кто где живѐт» в отряде, чтобы дети лучше друг друга запомнили); списки именинников текущей смены; адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места); грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены); 14
15 Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода): «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере); поздравление с приездом; законы лагеря; адрес лагеря; наказ ребят прошлой смены; первые песни, лагерная песня; план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя. ДНЕВНИК ОТРЯДА Дневник «Свиток» Самое простое — вести дневник на рулоне обоев: и места много для записи впечатлений, и компактно. С дневником-свитком в развернутом виде можно сфотографироваться всем отрядом, стоя на лестнице или собравшись возле шведской стенки. Дневник «Набор кубиков» Если каждый день описывать на листе бумаги, раскрашенном как детский кубик, то к концу смены можно построить вот такой домик. Это плоский дневник. А если постараться и сделать заготовки объемных кубиков, то получится объемный дневник. Опишите на каждой грани один день или одно событие, а затем склейте кубик — и шестигранный дневник готов. Если таких кубиков будет много, то в конце лагерной смены сфотографируйтесь всем отрядом на фоне большой башни из кубиков, и пусть каждый ребенок возьмет по кубику на память. Дневник на заборе Красить забор — занятие не из лучших. Но кто читал книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера», тот помнит, что даже такое неинтересное занятие можно превратить в удовольствие. Дневник на заборе! Почему бы и нет? Рисуйте, пишите! Главное — подготовить место для импровизированного забора. Дневник «Связка шаров» Дневник отряда можно вести на воздушных шарах! Гелевой ручкой или фломастером пишите о своих впечатлениях, мыслях, интересных событиях. На закрытии смены этими шарами можно будет украсить дерево и сфотографироваться рядом с ним всем отрядом. 15
16 Дневник «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы. » Если каждый день смены описать на шпалах, то получится кусочек нашей жизни — кусочек дороги. На рельсах напишите название лагеря отдыха или поставьте даты, оставьте адреса, телефоны участников смены и т. п. Дневник «Цель из скрепок» Скрепка — единственный представитель канцелярских товаров, которому установлен памятник. Вести дневник на больших бумажных скрепках — неплохая идея. Скрепка к скрепке — и дневник готов. Нарисованная скрепка делит лист на две неравные части: на меньшей ставьте дату, а на большей — располагайте фотографии, описание событий, свои впечатления. Дневник «Гроздь бананов» Заготовьте много макетов бананов, вырезанных из желтой бумаги или картона. Каждый банан — это один день из жизни отряда. К концу смены сфотографируйтесь на память возле «бананового» урожая. Дневник «Футбольный мяч» Склейте два листа ватмана, нарисуйте большой футбольный мяч, но раскрасьте его не в черно-белый цвет, а например, в бело-зеленый. На каждой части поставьте стрелочку, которая укажет, как располагать текст и фотографии, чтобы они не оказались потом вверх ногами, затем разрежьте мяч на шестиугольники. На каждой части описывайте события лагерной смены, а затем склейте мяч в единое целое. Дневник «Радужной зебра» Вести дневник можно на фигурке зебры, вырезанной из бумаги и раскрашенной не черно-белыми полосками, а радужными. Получится веселая отрядная лошадка! Ей можно дать ласковое имя — уменьшительное от названия отряда. Дневник «Оранжевый жираф» Склейте несколько листов ватмана (три-шесть). Нарисуйте большого оранжевого жирафа без пятен. Всем отрядом придумайте ему имя. На шее жирафа завяжите красивый бант или ленточку и напишите на ней название отряда. Каждый день добавляйте жирафу белые пятна — листы бумаги, на которых описаны интересные события, смешные случаи, наклеены фотографии. В конце смены сфотографируйтесь возле жирафа всем отрядом. Дневник «Открытая книга» Заготовьте листы бумаги в форме открытой книги или блокнота. Предложите каждому отряду написать свою книгу. Устройте в конце смены выставку книг или презентацию, оформите «избу-читальню» — выставочный стенд. 16
17 МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ По мнению большинства ребят, самыми незабываемыми моментами смены являются огоньки и костры. Без них жизнь в лагере, семейке была бы менее полной. Но немаловажную роль в сплочении семейки играет и Вечерняя свеча. Ее цель: проанализировать прошедший день — что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день. Свечу желательно проводить ежедневно или 1 раз в 2-3 дня. Для вечерней свечи существуют правила: 1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече. 2) Все: и дети, и взрослые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре. 3) Дети и вожатые должны выполнять законы: Когда говорит один — все молчат. Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки. Закон свободного микрофона. Все сказанное на свече не должно «выноситься» за его пределы. Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют. Через центр круга переходить нельзя. Свеча — это коллективное обсуждение семейкой и взрослыми прожитого дня,, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении — содержание. Педагогический смысл свечи — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора. Варианты вечерней свечи могут быть следующие: 1) Говорят желающие. 2) Один человек говорит, затем передает «свободный микрофон», кому пожелает. 3) Вожатый (воспитатель) передает «свободный микрофон» кому пожелает. Формы вечерней свечи: 1) Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого. 2) Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день. 3) Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец. Говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор. 17
18 4) На этом вечере говорят: «Спасибо» одному человеку из семейки, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада. 5) «Прогноз погоды». Выразит словами или условными знаками состояние совей души. 6) Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если успокоитесь или в следующий раз. 7) «Шляпа». Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому. 8) «Шляпа», «Ромашка», «Листочки». Иногда детям трудно начать разговор о себе, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п. 9) «Конфеты». Подходит для первой свечи. Вы предлагаете всем детям взять столько конфет, сколько они захотят. Сколько конфет — столько предложений вы должны рассказать о себе. 10) «Ниточки». Перед началом свечи детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.О. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику. 11) «Дерево». В семейном уголке вы можете поместить стволы деревьев без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждой вечерней свечи на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми — самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п. 12) «Конверт откровений». На предложенных листочках бумаги до начала свечи дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет воспитатель (вожатый). Первую свечу проводят педагоги. Педагогическая задача свечи впервые дни смены — научить ребят правилам поведения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день. Первые дни детей переполняют впечатления. У них потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось. ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО Начнем считать по кругу Дети сидят в кругу. Вожатый даѐт задание: «Начнѐм считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трѐм, произносит вместо цифры своѐ имя». Эту игру 18
19 можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так. Игру можно усложнить, добавив условие, если игрок ошибается, то в течении 30 секунд рассказывает о себе. Уличное знакомство Все участники игры разбиваются на пары. Задача одного из участников пары: познакомиться со вторым, абсолютно незнакомым ему человеком. Для этого он применяет максимум усилий, всю свою находчивость. Нужно узнать имя и любимое занятие. 2-ой игрок пытается уйти от знакомства, не сказав ни одного грубого слова. В конце игры участники делятся своими впечатлениями и определяют наиболее успешного «обольстителя» и самого несговорчивого «незнакомца» Снежный ком Все играющие становятся в круг. Ведущий начинает, т.е. говорит свое имя. Следующий участник называет имя ведущего, затем — свое. Следующий — два предыдущих имени и свое и т.д. «Хоровое знакомство» (лучше проводить после игры «Снежный ком») Все играющие становятся в круг. Ведущий указывает на кого-либо, и все (в том числе и тот, на кого указывают) хором произносят это имя. Так повторяется несколько раз с разными участниками. Тезки Ведущий наугад произносит какое-то имя. Люди с этим именем делают шаг вперед. Если находится несколько человек с таким именем, то ведущий отмечает этот факт, а все остальные им аплодируют. Если же имя встречается только один раз, то на первую букву этого имени его обладателю все участники игры говорят комплименты. Рукопожатие Все становятся в линию. Первый играющий становится перед вторым, пожимает ему руку и называет ему свое имя, тот отвечает ему тем же. Первый движется вдоль ряда, повторяя приветствие со всеми участниками, за ним идут второй, третий и т.д. Таким образом, игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не пройдет вдоль строя и не обменяется приветствием со всеми играющими, а первый не станет снова первым. Портрет Все участники садятся в круг. Необходимо выбрать человека и попытаться его нарисовать (это может быть в виде карикатуры, каких-то образов и т.д.). Затем рисунки пускают по кругу, и каждый говорит или пишет, чей это портрет. В конце обсуждения автор рисунка называет человека, которого он рисовал. Комплимент Все участники игры садятся по кругу. Каждый по очереди делает вслух комплимент по любому поводу своему соседу справа, эстафета продолжается. 19
20 Комплимент может касаться как внешних признаков, так и черт характера, например: «Таня, у тебя красивые глаза», «Саша, мне нравится твоя улыбка», «Оля, ты очень доброжелательная» и т.д. Эта игра первый шаг на пути к знакомству коллектива, проводится для создания доброжелательного настроя группы. Расскажи мне о себе Это форма традиционного огонька-знакомства, приемлемая лучше всего для среднего возраста. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д. При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на огоньке используется некий символ, эстафетная палочка, которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете эстафетной палочке почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребенок в рассказе о себе говорит, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на огоньке продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает огонек творческим и интересным, внесет живинку в общий ход огонька. Ласковое имя Всем участникам предлагается встать и, свободно перемещаясь по определенной территории, шепотом называть свое имя как можно большему количеству людей. Затем по команде ребята выполняют тоже, но шепчут свое ласковое имя. После этого ведущий предлагает вновь перемещаться, и перед участниками ставится задача вспомнить и шепотом произнести ласковое имя всех присутствующих на территории. Найди сходство Участники разбиваются на группы по три человека. За определенное время каждый в группе рассказывает о себе. Как только ребята в команде обнаружат общие сходные черты, они дружно подпрыгивают и громко считают свои сходства. Задача обнаружить как можно больше сходных черт. Идеальный вожатый/идеальный отдыхающий ребенок Участники делятся на группы. Каждая группа получает 1 лист бумаги и 2 маркера (фломастера). 1 игрок ложится на лист ватмана. В это время 2-й игрок осторожно обводит контур его тела, затем дорисовывает элементы лица и пишет кратко черты характера, которые, по мнению группы, должны быть присущи человеку заданной темы. Готовые «работы» вывешиваются и защищаются. Яблочко Играющие дети сидят в кругу. Водящий говорит: «Меня зовут, я люблю» (любить можно что угодно и кого угодно) и катит яблоко к кому-нибудь из круга. Тот поднимает яблоко и тоже говорит: «Меня зовут, я люблю». И яблоко катится к 20
21 следующему. Игра продолжается до того момента, когда все играющие представились. Семейное фото Ведущий заранее готовит карточки членов разных «семей». «Семьи могут быть разными, например: семья Авраама (по именам); » семья» напитков ( фанта, кокакола, и т.п.); известная всем участникам игры семья пастора или директора лагеря. Количество карточек соответствует количеству участников. Каждый участник вытягивает одну карточку и должен как можно скорее найти своих «родственников». Затем каждая «семья» должна интересно представить себя, оригинально представив свои характерные особенности. Разборки вслепую Разбейте игроков на две команды, затем завяжите всем глаза. По команде «Начали!» каждая группа должна построиться в затылок согласно алфавитному порядку фамилий. Команда, первой построившаяся в правильном порядке, выигрывает раунд. Проведите еще два раунда: по календарному порядку дней рождения по цвету одежды (от самого яркого до самого темного) Побеждает команда, выигравшая наибольшее количество раундов. Список Перед игрой каждому игроку раздается список с вопросами (от 1 до 10) Со слов «Начали!», дети, общаясь друг с другом, должны отыскать кого-то из участников, кто подошел бы к указанным на листке вопросам. Примерный список вопросов: тот, у кого зубная паста такая же, как и твоя тот, у кого последняя цифра в номере телефона такая же, как и твоя кто родился в том же городе столько же братьев и сестер родился в том же месяце квартира на том же этаже такой же размер одежды на завтрак то же самое кто любит такую же пищу кому нравится такой же вид спорта Автограф навыворот Каждому ребенку понадобится карандаш и лист бумаги. Дается ровно 3 минуты, чтобы обменяться с другими как можно большим количеством автографов. Но имя должно быть написано задом наперед. Побеждает тот, кто в конце отведенного времени собрал больше всего автографов. 21
22 ИГРЫ У КОСТРА Данетки В качестве примера разгадывания ситуации хочу предложить сцену из замечательной книги Михаила Веллера «Приключения майора Звягина». В ней хорошо показан правильный ход мыслей, а разгадываемая данетка давно стала классикой. Человек заходит в кафе и просит у буфетчицы стакан воды. Та вдруг хватает поднос и бьет по стойке. Человек говорит: «Спасибо», поворачивается и уходит. В чем тут дело? Отгадаешь? Он обиделся? спросил Юра. Нет. Это был пароль и отзыв? Нет. Они были раньше знакомы? Нет. Ну, товарищ стажер, какой же из вас следователь, если не можете решить детскую задачку? Он хотел пить? Нет. Но ему что-то надо было? Да. Расстояние до дома сокращалось, и петли вопросов сужались: А с ним вообще было все в порядке? Нет. Уже в лифте Юра подпрыгнул и закричал: Значит, ему, что стакан воды, что испуг одинаково?! И получил одно вместо другого! Он икал и хотел избавиться от икоты так? Наконец-то Вот именно так они и разгадываются. Правда, есть что-то общее с настоящим детективным расследованием? Бывают данетки легкие, которые можно отгадать всего за пару вопросов. А бывают и такие, что приходится поломать голову над ответом. Но в любом случае ответ загадки всегда подчиняется строгой логике. Отгадка вполне реальна и не содержит в себе каких-либо фантастических или потусторонних элементов. Но часто она весьма необычна, что и заставляет уйти от шаблонности мышления, предполагая самые невероятные развития событий. Вот вам для примера несколько ситуаций, которые можно попробовать загадать ребятам для разминки. В скобках дан ответ. Она пошла, и ее съели. Кто она? (Шашка.) По дороге проезжал грузовик. Его фары были потушены, луны на небе не было. В этот момент молодая женщина переходила дорогу, но грузовик не задавил ее. Как это получилось? (Дело было днем.) Одновременно к реке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка и поблизости больше никого не было, они благополучно переправились на противоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегам реки.) 22
23 «Эта редкая птица повторяет каждое слово, которое слышит», сказал продавец. Через неделю покупатель вернул птицу в магазин, обвинив продавца во лжи. А продавец говорил правду. Как такое может быть? (Птица глухая.) Пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потом растаял.) Чтобы игра проходила весело, не стоит слишком уж педантично отвечать на вопросы только «да» и «нет». Если расследование зашло в тупик и у игроков уже не получается выдвигать новые версии, стоит подсказать им направление поиска, намекнуть, какие из их идей были правильными. Ведь действительно есть такие данетки, которые отгадать очень и очень непросто. Чтобы подогреть интерес, лучше рассказывать историю таинственным голосом. При отгадывании данеток не стоит пытаться сразу дать ответ. Это вряд ли получится, простые ответы в данетках бывают редко. Лучше задавать побольше вопросов, чтобы собрать информацию и хоть что-то для себя прояснить. Вообще нужно не бояться задавать вопросы. Пусть даже они будут звучать довольно фантастически. И помните, что ситуация в данетке почти всегда нестандартная, а значит, нужно уходить от шаблонных вопросов. Ответы бывают очень неожиданными. Они могут быть связаны с именами и фамилиями. Как, например, в такой загадке: «Голый идет по Антарктиде». Оказывается, Голый это фамилия человека. Или в загадке может содержаться подвох, шутка, игра слов. «В магазин заходит человек и просит нарезать колбасу не поперек, а вдоль. «Вы пожарник?» спрашивает продавщица. «Да», отвечает он. Как продавщица догадалась?» Мы, конечно, пытаемся рассуждать логически, искать связь между профессией и способом нарезки колбасы. А ответ прост: мужчина был в пожарной форме, а колбаса тут ни при чем. Подобный отвлекающий маневр в данетках обычная вещь. Где же взять такие загадки для игры? Можно разыскать в Интернете, книгах, журналах. А еще их можно придумывать самим. Практически любая смешная, страшная, необычная жизненная ситуация может превратиться в данетку. Вот вам для тренировки несколько занятных данеток разных жанров. Проверьте с их помощью смекалку ребят. 1. У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен, потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах у полисмена, который почему-то не счел нужным вмешаться. (Дама шла пешком.) 2. Девушка рассказывает: «Однажды вечером мой дядюшка читал интересную книгу. Тетушка по рассеянности выключила свет, и в комнате стало темно. Книга была такая интересная, что дядюшка не стал отрываться, чтобы включить свет, и дочитал книгу до конца в темноте». (Книга напечатана шрифтом Брайля, т.е. для слепых.) 3. Один студент рассказывает другому: «Вчера баскетбольная команда нашего колледжа выиграла встречу по баскетболу со счетом 76:40. Интересно, что ни один баскетболист в этом матче не забросил ни одного мяча». (Играла женская команда.) 23