Оглавление:
Время собирать налоги: изменения в закон о банкротстве усиливают позиции ФНС
1 сентября вступили в силу нововведения в закон о несостоятельности, которые изменят соотношение сил кредиторов, дадут им больше возможностей и расширят зону ответственности контролирующих должника лиц, полагают эксперты. По их мнению, главная тенденция – усиление роли ФНС, которая становится все более опытным и серьезным оппонентом. Должникам в предбанкротном и банкротном состоянии теперь придется уделить гораздо больше внимания своим налоговым обязательствам. О других последствиях изменений порассуждали юристы из консалтинга и глава Управления Центрального аппарата ФНС.
Налоговое банкротство как новый институт
1 сентября вступают в силу изменения в закон о несостоятельности, которые на первый взгляд могут показаться точечными, но на самом деле это не так, говорит руководитель практики банкротства «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева. По ее словам, нововведения усиливают позицию ФНС. Ряд норм нацеливает ведомство активнее искать недоимки у банкротящихся компаний.
Например, налоговикам на 6 месяцев продлевают срок подачи требований в конкурсном производстве, если нужно больше времени для проверки или решение в пользу ведомства не успело вступить в силу. Эту фору вряд ли можно назвать справедливой, если ФНС была неактивна до начала процедуры или на ее ранних стадиях, убеждена юрист «Пепеляев Групп». Кроме того, новая привилегия службы создаст неопределенность для участников банкротства, поскольку доначисление налогов может изменить соотношение голосов кредиторов и повлиять на распределение конкурсной массы, предупреждает Литовцева. Нововведение, наоборот, восстанавливает справедливость, не согласен начальник Управления обеспечения процедур банкротства ФНС Константин Чекмышев:
Норма защищает кредитора в тех случаях, когда ему в силу закона объективно невозможно вовремя включиться в реестр. Коммерческий кредитор всегда осведомлен, какие перед ним долги, а государство о них узнает в первую очередь из деклараций налогоплательщиков. Подтвердить или опровергнуть их добросовестность можно лишь в ходе сложных и длительных налоговых проверок, которые еще больше затягиваются, если компании обжалуют решения. На этом фоне ускоренные банкротства использовались для ухода от налоговых обязательств.
Кроме того, при обжаловании сделок налоговые органы получают такие же «льготы», как и кредитные организации, продолжает Татьяна Светлова, юрист по проектам в области банкротства Vegas Lex: «В некоторых случаях нельзя оспорить полученные ими платежи». Это вполне логично, одобряет Чекмышев, потому что оспаривание помогает бороться со злоупотреблениями, но сложно себе представить злонамеренное погашение задолженности перед бюджетом.
Изменения отвечают политике государства, которое настроено увеличить поступления от налогов в делах о несостоятельности. За первое полугодие 2016 года их было собрано уже больше, чем за весь 2015 год, сообщают «Ведомости». Налоговые стали вести себя в банкротствах агрессивно, как банки, отмечает издание. Они накапливают опыт и становятся все более серьезными оппонентами для других участников процесса, подтверждает заместитель директора судебно-аналитического департамента IPT Group Игорь Войтенко. Фактически создается отдельный институт «налогового банкротства» – государство пытается собрать деньги не мытьем, так катаньем, объясняет партнер КА «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская.
Речь идет не об агрессивности, а об индивидуальном подходе к каждой процедуре, объясняет точку зрения чиновников Чекмышев:
ФНС адресно работает с недобросовестными лицами, уделяет больше внимания судебной работе. Если есть признаки нарушений – включаются все возможные механизмы противодействия. Если же должник признает долг и просит о рассрочке – ему идут навстречу. Законодательство и судебная практика нацелены на борьбу с злоупотреблениям, это общий тренд. Мы получаем работоспособные механизмы взыскания – через субсидиарную ответственность или взаимозависимых лиц – и активнее их применяем.
Серых кардиналов – из тени
Контролирующие лица в несостоятельности – это те, кто фактически руководил компанией-должником и мог довести ее до банкротства. С 1 сентября минимальный период такого влияния увеличивается с двух лет до трех. Литовцева находит это обоснованным: обычно дела о несостоятельности возбуждаются с очень большим опозданием – через три или более года после того, как появились признаки банкротства. Также закон уточняет, что контролирующими можно признать лиц, которые влияли на компанию через родственные, свойственные связи или с помощью служебного положения.
Появилось новое основание для того, чтобы привлечь к субсидиарной ответственности директора или иного руководителя должника. Это возможно, если более 50% всех требований возникло в результате правонарушения (в том числе налогового), которое было совершено во время работы директора. Как опасается Дмитрий Кириллов из АБ «Адвокат Про», норма создаст новый рычаг давления на должника, в частности, со стороны ФНС. Это лишь мотив не создавать схемы ухода от налогов, спорит Чекмышев, поскольку в этом случае очевидна связь между уклонением от их уплаты и банкротством. А если руководитель считает, что его вины здесь нет, он может доказать это в суде, уточняет чиновник.
Илья Перегудов, партнер АБ «Бартолиус», считает, что меры помогут бороться со схемами «слива» должников, которых присоединяют к «мусорным» фирмам в регионах. После этого коммерческие кредиторы теряют интерес к банкротству, и его единственным реальным участником остается налоговая, рассказывает Перегудов. Но, по его словам, «слив» можно лишить смысла, если, например, привлечь к субсидиарной ответственности контролирующее лицо. И потом будет неважно, что учредители или руководители сменились или компания была реорганизована, продолжает Чекмышев.
В целом ужесточение субсидиарной ответственности мало что принесет на практике, считает Литовцева: во-первых, взыскивать долги с граждан долго и сложно, во-вторых, они чаще всего не в состоянии по ним расплатиться. «В итоге требования к контролирующим лицам продают на торгах за символические суммы», – подытоживает юрист «Пепеляев Групп».
Вынуть изюм из булки
Другие нововведения дают кредиторам новые возможности определять, как реализовывать имущество из конкурсной массы. Теперь они вправе утвердить иной порядок его продажи, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим. На практике это приведет к тому, что на собрание будут приносить уже готовый порядок без разрешения разногласий в суде, говорит Перегудов.
Кредиторы могут предусмотреть продажу имущества по частям, если на единый комплекс покупателей не найдется. «Это такой план «Б»: вынимать изюм из булки, – комментирует Перегудов. – При этом достаточно сделать всего одну оценку [активов]». Согласие кредиторов теперь требуется и для того, чтобы привлечь к торгам специализированную организацию. «Кредиторы из пассивных участников банкротства становятся активными», – резюмирует Перегудов.
Но все-таки самые значительные изменения касаются налоговых органов и приняты в их пользу, считает Даниил Ярных из бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»: «Должнику в предбанкротном и банкротном состоянии теперь придется уделять гораздо больше внимания своим налоговым обязательствам». Банкротств будет меньше, если станет ясно, что они не дают возможности уйти от долгов, полагает Чекмышев. Он настаивает, что ФНС не имеет приоритета перед другими кредиторами в процедурах несостоятельности – специальные нормы лишь учитывают особенности налоговых долгов. «Нам бы хотелось даже не увеличения собираемости налогов в банкротстве, а уменьшения числа самих банкротств, чтобы налоги платились полностью в ходе обычной деятельности», – подытоживает Чекмышев.
Банкротство организации при наличии налоговой задолженности
Каждый предприниматель сталкивался с ситуацией, когда в процессе предпринимательской длительности возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, зарплатным налогам и пр.
Как правило основная налоговая задолженность образуется по НДС.
Что делать в такой ситуации, какая ответственность может быть у предпринимателя при неуплате налогов?
Звоните по номеру +7 (495) 995-58-54
или оставляете заявку
СОПРОВОЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА:
Высылаете нам необходимые документы
Мы защитим Ваши интересы в суде!
Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течение 15 минут!
Каждому, кто оставит заявку или позвонит нам сегодня — консультация по любому вопросу БЕСПЛАТНО
Посмотрите видео, и Вы узнаете, о сопровождении банкротства:
Ст. 199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации — уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ и о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
Пример – вы должны были в пределах 3-х финаpнсовых лет подряд оплатить налоги в сумме 20 000 000 р. – уплатили их не все, всего лишь 18 100 000 р. – тогда уголовного состава нет поскольку сумма неуплаченного налога меньше 10 % от общей суммы налога подлежащей уплате. Если в этот же трех летний финансовый период не доплатили сумму больше 10 % от общей суммы налоговых обязательств, и она больше 2 000 000 р. – уголовная ответственность.
Если же сумма налоговой задолженности превышает 6 000 000 р. образованной так же в период 3-х финансовых лет – в независимости от процентного соотношения от общей суммой налоговых платежей – уголовная ответственность.
Размер уголовной ответственности — лишение свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового (возможен конечно и денежный штраф, и административный арест, и исправительные работы, но кроме штрафа иные меры наказания практически не применяются поэтому мы не будем на них подробно останавливаться).
Особо крупный размер — увеличивает суммы налоговой задолженности — 10 000 000 р. в пределах 3-х финансовых лет, в место 10 % доли применяется 20 % доля от сумм подлежащих уплате налогов, либо неуплата налогов в сумме более 30 000 000 р.
Ответственность за особо крупный размер и совершенное группой лиц – лишение свободы до 6 лет.
З финансовых года подряд — означает, что насчитать недоимку по налогам за 10 лет, например, не могут – в расчет берется период не более 3-х лет.
Именно поэтому считается, что компанию лучше «ликвидировать» по истечению 3-х летнего срока, что бы не было уголовного состава. На самом деле это не так. Можно «накрутить оборот» в 100 000 000 р. за 1 квартал (3 месяца) — не уплатить за него налог (путем сдачи ежеквартальной отчетности с заниженными суммами соответственно уплатив не то что нужно) – и уголовный состав на лицо.
Что касается проверок – в законодательстве нет положения о том, что проверять организацию можно только по истечении 3-х лет. Проверка может начаться в любой момент.
Как образуется налоговая задолженность
Пример – компания осуществляет торговлю – купила товар за 10 000 000 р. продает за 20 000 000 р. с 20 000 000 р. необходимо оплатить НДС 18 %.
НДС можно уменьшить и в целом уменьшить налогооблагаемую базу – путем увеличения расходов компании. Таким образом на практике компании начинают покупать товар у фирм «однодневок» которые в последствии либо передают владельцам компании наличные денежные средства, либо переводят безналичные на другое юридическое лицо. В любом случае у «материнской» компании возникают расходы – которые и отражают в налоговой декларации. Таким образом в место положенных 20 000 000 предприниматель платит 2 000 000 р.
При проведении налоговой проверки налоговый орган определяет компанию контрагента как «однодневку» и не признает операции с ней как операции, позволяющие уменьшить налогооблагаемую базу. Таким образом ИФНС – доначисляет налог до опасных в уголовно-правовом смысле сумм.
Риск предпринимательской деятельности
Деятельность предпринимателя всегда основана на риске. Высока ответственность за производимые действия. Высока вероятность совершения ошибки.
Кроме того, существуют объективные экономические реалии тем или иным образом заставляющие предпринимателя принимать определенные решения в процессе хозяйственной деятельности.
Не будем углубляться в эту тему, а определим, что делать когда возникла налоговая недоимка.
Что делать, когда возникал налоговая задолженность, а оплатить ее нечем
Единственный легальный способ избежать ответственности – банкротство предприятия.
Естественно к процедуре банкротства стоит прибегать скорее крупному и среднему бизнесу – поскольку затраты на банкротство оправдывают возможность избежать крупных рисков (уголовная ответственность, солидарная ответственность по обязательствам юридического лица и пр.).
Успешное банкротство базируется на 3-х основных принципах: Лояльность арбитражного управляющего и хорошая команда по сопровождению банкротства. Своевременность принятия решения о банкротстве. Правильная подготовительная работа перед банкротством и во время его проведения.
1) Лояльность арбитражного управляющего и хорошая команда по сопровождению банкротства.
Лицо первое подавшее заявление на банкротство — представляет суду кандидатуру на утверждение арбитражного управляющего. Если мы говорим о самобанкротстве организации, то подавать нужно конечно первыми. Главное опередить в этом вопросе государственные органы и контрагентов.
Арбитражный управляющий практические самая важная фигура в банкротстве. Управляющий может снять аресты с расчетных счетов предприятия, именно он передает на рассмотрение в правоохранительные органы материалы о преднамеренном банкротстве, он распределяет полученную прибыль от реализации имущества должника перед кредиторами, обращается в суд с иском о признании недействительными сделок по отчуждению имущества организации (другими словами к сделкам по выводу имущества и активов перед банкротством), а также многое другое.
Мы сотрудничаем с арбитражными управляющими и можем предложить кандидатуры специалистов, деятельность которых будет отвечать всем вашим интересам.
2) Своевременность принятия решения об банкротстве.
Важно вовремя обратиться с заявлением об банкротстве в суд. Если сильно затянуть – налоговая инспекция может начать проверку и в результате проверки до начислить НДС и другие налоги, может передать материалы в ОБЭП. Главное не допустить этого и вовремя подать на банкротство. Естественно перед подачей заявления в организации должна сложиться финансовая ситуация, позволяющая санкционировать банкротство.
3) Правильная подготовительная работа перед банкротством и во время его проведения.
Безусловно правильная подготовительная работа очень важна. Перед процедурой банкротства организации необходимо тщательно проанализировать доходно-расходные операции компании. Получить информацию о постоянных или «подозрительных» контрагентах компании. Понять будут ли еще должники. Практика показывает, что как ни странно большое количество должников не всегда бывает плохим показателем по сравнению с ситуацией, когда должник один и это налоговая инспекция.
Звоните нам, высылайте на почту документы организации мы их внимательно проанализируем определим правильную линию поведения и организуем всю процедуру банкротства под ключ.
Решите проблемы сейчас — позвоните нам: +7 495 995-58-54
Звоните по номеру +7 (495) 995-58-54
или оставляете заявку
Банкротство юридического лица по инициативе федеральной налоговой службы
Оскорд-аудит приглашает юристов, аудиторов, финансистов на тренинг управления влиянием в деловых переговорах! Подробности во вкладке Блог . Необходима предварительная регистрация
Выполним экспертный анализ процесса банкротства должника по инициативе самого должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа, а также работника, бывшего работника должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и оплате труда.
Закажите у нас индивидуальную консультацию, чтобы узнать нюансы практики банкротства или АФС
Одним из наиболее частых инициаторов банкротства компаний выступает Федеральная налоговая служба (далее – ФНС), уполномоченный орган Российской Федерацией представляющий ее интересы в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Указанные дела не являются чем то редким, а, наоборот, идут вторыми по количеству после заявлений других кредиторов (см. Решение АС Республики Ингушетии г. Назрань от 30.11.2015 дело № А18-1011/15, Решение АС Ярославской области от 27.05.2014 по делу №А82-7598/2013, Решение АС Томской области от 12.12.2013 по делу №А67-8602/2012 и др.).
Право на обращение в арбитражный суд возникает у налогового органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения – требования об уплате обязательных платежей (абз.2 п.3 ст. 6, абз.2 п.3 ст.7 Закона о банкротстве), а также не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа (п.2 Порядка представления требований РФ при подачи заявления о признании должника банкротом, утв. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257).
Например, согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ ФНС 04.04.2016 направило по почте требование налогоплательщику об уплате налогов и сборов. Срок исполнения указанного требования 8 дней с даты его получения (абз.4 п.4. ст.69 Налогового кодекса РФ). Датой получения указанного требования будет считаться 10.04.2016., а датой исполнения обязательств – 17.04.2016. Если налогоплательщик в добровольном порядке не погасил в установленный срок задолженность, то ФНС в соответствии со ст. 46 и 47 Налогового кодекса РФ выносит решение о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет денежных средств должника или если их недостаточно – за счет прочего имущества должника. Обязательно: требование сначала выноситься в отношении денежных средств и только после отсутствия денежных средств на расчетном счете или их недостаточности – за счет имущества. Допустим, такое решение вынесено 18.04.2016 и направлено налогоплательщику почтой, датой получения банком и налогоплательщиком указанного письма будет считаться 24.04.2016. При отсутствии денежных средств или их недостаточности, ФНС может вынести решение на наложение взыскания на имущество налогоплательщика и направляет в течении трех дней Постановление о взыскании судебным приставам-исполнителям. Исполнительные требования должны быть исполнены в течении двух месяцев. Итак, общий срок с момента вынесения решения о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества составит от 10 до 60 дней и крайний срок взыскания может быть 04.07.2016.
Таким образом, срок в течении которого ФНС может обратиться в арбитражный суд по признанию налогоплательщика-должника банкротом составляет от 30 до 90 дней в зависимости от фактического наличия у налогоплательщика-должника денежных средств на расчетных счетах и имущества.
Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено ФНС в арбитражный суд в пятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.
ФНС имеет право отложить подачу заявления о признании должника банкротом на срок до шести месяцев, если до истечения срока, установленного п. 2 Положения, должником представлены:
— по требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам — заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки их исполнения;
— по требованиям об уплате обязательных платежей — документы, подтверждающие осуществление должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам.
ФНС также вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом:
— если им получены документы, подтверждающие подачу должником в вышестоящий налоговый орган или суд в пределах сроков — не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа, жалобы (иска) об обжаловании требований, при условии что такое обжалование может привести к прекращению оснований для подачи соответствующего заявления в суд, — до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца;
— если им получены документы, подтверждающие подачу в пределах сроков, указанных выше, должником в вышестоящий налоговый (таможенный) орган или суд жалобы (иска) об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), либо подачу жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), — до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца;
— по решению уполномоченного органа в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
Таким образом, процесс от выставления ФНС требований о погашении задолженности об уплате налогов, штрафов и пени, с блокировки расчетного счета до подачи заявления в арбитражный суд о признания должника банкротом может растянуться с 30 дней до одного года.
Приоритетов в отношении погашения задолженности по обязательным платежам у ФНС нет, данные обязательства будут погашаться в соответствии с общей очередностью, установленной ст.134 закона о банкротстве, то есть в третью очередь – со всеми остальными кредиторами, оплата которым не связана с выплатами по причинению вреда жизни и здоровью гражданам, а также выходных пособий и оплатой труда. При этом, размер задолженности значения не имеет. Единственное преимущество ФНС в данной ситуации – налоговый орган может предложить свою кандидатура арбитражного управляющего.
Текущие налоговые платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, гасятся в последнюю, пятую очередь (ст.134 Закона о банкротстве).
Важно! После принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и вынесения определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, ФНС лишается права вне процедуры банкротства налагать арест на имущество налогоплательщика, а также принимать иные ограничительные меры, например, приостановление операций по счетам, принимать решения о принудительном взыскании налогов.
По общему правилу, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица, например Устава (п.2 ст.56 Гражданского кодекса РФ). Однако, при недостаточности конкурсной массы руководитель компании солидарно с другими контролирующими ее лицами (учредителем или участником) несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам компании, по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний руководителя (п.4 ст. 10 Закона о банкротстве). При этом, доказывать отсутствие своей вины в несостоятельности (банкротство) юридического лица указанным лицам придется в суде самостоятельно.
Как правило, суды отказывают в привлечении директора к субсидиарной ответственности по обязательствам компании по причине недоказанности его вины. Также сложно доказать причинную связь между действиями директора и банкротством компании (см. Банкротство компании. Сроки, перспективы, угрозы, возможности) (постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.06.12 по делу № А24-1960/2010). Но все же примеры удовлетворения арбитражными судами подобных требований все-таки есть, хотя и достаточно редкие. Так, например, в одном из дел суд установил, что руководитель компании-должника совершил действия, которые впоследствии привели к необоснованному расходованию денежных средств организации. Таким образом, причинно-следственная связь между действиями директора и банкротством компании была выявлена (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.07.12 по делу № А45-3006/2010)
15 апреля 2016 года.
Основания на дату публикации статьи :
1. Федеральный закон от 26.10. 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
2. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.01.2016 № 17).
3. Обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы (ст.2 Федерального закона от 26.10. 2002 № 127-ФЗ).
Опубликована новая статья о банкростве и роли аудитора в процедуре.
Процедура банкротства компании
Юридическое сопровождение процедуры банкротства компании — возможность защитить интересы собственника бизнеса.
Одно из обязательных условий для начала процедуры банкротства — это наличие неисполненных требований к должнику в размере не меньше 300 тысяч рублей.
Консультация юриста в деле о признании банкротом юридического лица может помочь решить целый ряд важных задач:
- сопровождение процедуры банкротства;
- подготовка полного пакета документов, представительство в суде;
- анализ и оспаривание сделок, осуществленных должником;
- контроль за правомерностью действий арбитражного управляющего.
Узнать больше.
Правильное проведение процедуры банкротства — возможность освободить компанию от долгов законным образом.
Многопрофильные аудиторские компании способны предложить комплексные решения при проведении процедуры банкротства.
Словосочетание «банкротство компании» для многих звучит как приговор. Что рисует воображение, когда человек слышит его? Пустые помещения некогда процветающей организации? Бывших сотрудников, ищущих новую работу? Алчных кредиторов, делящих имущество, словно добычу на охоте? На самом деле процедура банкротства — один из эффективнейших способов избавления от кредитов и долгов, которые не дают компании нормально функционировать, а предпринимателю — спокойно вести дела.
Нормативное регулирование процедуры банкротства компании
Банкротство или несостоятельность — установленная законом Российской Федерации процедура, которая направлена на действенное решение бизнес-задач собственников. Подобная ситуация возникает, когда юридическое лицо не может выполнить свои обязательства перед кем-либо: налоговыми органами, поставщиками, клиентами, персоналом, банками, кредиторами и пр.
Часто процедура банкротства компании трактуется совершенно неверно: как полное разорение, крах компании. Необходимо отчетливо осознавать, что банкротство юридического лица — возможность рассчитаться по имеющимся задолженностям. Именно такие цели в большинстве случаев преследует должник, инициируя процедуру банкротства. С точки зрения кредиторов, главная цель института банкротства — возвращение денежных средств, вложенных в компанию-должника. Государство и общество со своей стороны заинтересованы в благоприятном коммерческом климате и в стабильном рынке товаров и услуг. И в некоторых ситуациях институт банкротства помогает сохранить компании, являющиеся реальным источником налогов, предоставляющие необходимые рабочие места, широкую социальную программу, обеспечивающие здоровою конкуренцию, либо убрать с рынка убыточный бизнес таким образом, чтобы собственник мог дальше продолжать деятельность в новой форме.
Вся процедура банкротства компании в России четко регламентируется различными нормативными документами:
- Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ (далее — Закон №127-ФЗ);
- Гражданским кодексом РФ. Статья 61 определяет порядок ликвидации юридического лица, а статья 65 осуществляет правовое регулирование банкротства юридического лица.
- другими законами, регулирующими данный вид финансовых и имущественных отношений.
Если предприниматель всерьез задумался о развертывании процедуры банкротства в своей компании, то в первую очередь ему стоит внимательно ознакомиться с Законом №127-ФЗ. В этом законодательном акте подробно изложен процесс банкротства. Также он регламентирует права и обязанности всех сторон-участников. Закон №127-ФЗ был принят в 2002 году и с тех пор неоднократно редактировался. В законодательном акте одиннадцать глав, первые девять из них регламентируют порядок банкротства юридических лиц. В них даются общее положения, фигурирующие в институте банкротства, обозначаются меры по предупреждению банкротства компании, порядок разбирательства дел в арбитражном суде, этапы банкротства и отдельно рассматриваются особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц.
Десятая глава Закона №127-ФЗ определяет несостоятельность физического лица.
Согласно Гражданскому кодексу РФ и в соответствии с Законом №127-ФЗ любое юридическое лицо может быть признано банкротом. Исключения составляют казенные предприятия и учреждения, политические партии и религиозные организации, также не может быть признана банкротом публично-правовая компания. Государственная корпорация объявляется несостоятельной, если это позволяет федеральный закон, регламентирующий ее создание. Дела о банкротстве, как и о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, рассматриваются только арбитражным судом по месту нахождения компании-должника. Рассмотрение подобных дел третейским судом невозможно. Хотя в сети можно встретить различную информацию о роли третейских судов в вопросах банкротства, статьей 33 Закона №127-ФЗ четко регламентирует вопрос о невозможности передачи дела на рассмотрение в данную инстанцию.
Подача заявления в арбитражный суд
Запустить процедуру банкротства юридического лица возможно в случае, если в течение трех месяцев компания не выполняла свои обязательства по любым видам платежей, будь то оплата труда и выходных пособий работникам, налоговые и таможенные выплаты, выплаты кредиторам. При этом общий долг перед всеми структурами, включая штрафы и пенни, должен превышать
300 000 рублей.
Если все признаки несостоятельности компании на лицо, возникают вопросы: как подать на банкротство и у кого есть на это право? Ответы также можно найти в Законе №127-ФЗ. Подать заявление в суд может сам должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган.
В зависимости от того, кто выступает инициатором процесса банкротства, будет отличаться пакет документов, необходимых для оформления заявления.
Если заявление подается от имени должника, в нем указываются следующие сведения, оговоренные в статьях 37 и 38 Закона №127-ФЗ:
- наименование арбитражного суда и его адрес;
- регистрационные данные заявителя, включая расчетные счета и их реквизиты;
- сумма задолженности кредиторам, в том числе срок исполнения которых наступил на дату подачи заявления в суд, с указанием причин задолженностей;
- сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью физическим лицам, по оплате труда и выходных пособий работникам, по вознаграждению за интеллектуальную деятельность;
- размер задолженности по обязательным платежам;
- обоснование невозможности возмещения всех долгов в полном объеме;
- сведения об исках по отношению к должнику, находящихся в производстве судов всех уровней;
- информацию об имеющемся имуществе, денежных средствах и дебиторской задолженности;
- перечень прилагаемых документов.
При подаче заявления в суд должник отправляет его копии конкурсным кредиторам, уполномоченным органам и собственникам компании, например совету директоров. Кроме того, не позднее чем за 15 дней до направления заявления в суд необходимо зарегистрировать обращение о признании банкротом в Едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц.
К заявлению должника прилагаются подлинники документов или заверенные надлежащим образом копии:
- учредительные документы юридического лица;
- перечень кредиторов и должников;
- бухгалтерский баланс компании на последнюю отчетную дату;
- решение собственника компании об обращении в арбитражный суд;
- протокол собрания работников компании, на котором избран представитель для участия в процессе банкротства;
- отчет о стоимости имущества компании;
- документы, подтверждающие наличие у руководителя компании допуска к государственной тайне, с указанием формы допуска (если есть).
Статьи 39 и 40 Закона №127-ФЗ дают подробное описание того, как подать заявление о признании банкротом от имени кредитора или работника компании. К слову, конкурсные кредиторы и работники компании-должника могут объединить свои усилия и обратиться в суд с одним заявлением, в котором будут выдвинуты общие требования.
В подобном заявлении должны быть указаны такие сведения, как:
- наименование арбитражного суда;
- наименование должника и его регистрационные данные;
- наименование и данные заявителя;
- размер требований к должнику, включая проценты, неустойки, штрафы, пени;
- обязательство должника с указанием срока его исполнения;
- доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
- перечень прилагаемых документов.
В течение пяти дней судья рассматривает заявления о признании юридического лица банкротом и выносит решение о его принятии.
Назначение арбитражного управляющего
После того как суд принял заявление для проведения анализа финансовой деятельности компании и для выноса решения о банкротстве назначается арбитражный управляющий. Его задача вести процедуру признания несостоятельности компании. Так как процесс банкротства юридических лиц состоит из нескольких этапов, для решения задач на каждой стадии назначается определенный вид управляющего. Временный управляющий назначается судом на этапе наблюдения для оценки и анализа финансовой деятельности юридического лица, а также обнаружения фиктивного или преднамеренного банкротства. Административный управляющий назначается для проведения финансового оздоровления компании, восстановления ее экономической стабильности. Внешний управляющий и конкурсный управляющий подключаются на этапах постепенной ликвидации юридического лица.
Ко всем арбитражным управляющим предъявляются единые требования в соответствии со статьей 20 Закона №127-ФЗ:
- высшее профессиональное образование;
- опыт работы на руководящей должности;
- отсутствие наказания в области профессиональной деятельности и судимости за умышленное преступление;
- прохождение теоретического экзамена;
- заключение договора обязательного страхования ответственности.
В некоторых случаях от арбитражного управляющего может потребоваться наличие у него определенной формы допуска к работе с государственной тайной.
Очередность подачи заявления о признании банкротства влияет на возможность выбора арбитражного управляющего. При этом законодательство по-разному регламентирует выбор управляющего в зависимости от того, кто выступает заявителем: должник или кредитор.
Должник в своем заявлении указывает наименование саморегулирующей организации, из числа членов которой он выдвигает кандидатуру арбитражного управляющего. В то время как кредитор или работник компании могут непосредственно выбрать кандидатуру арбитражного управляющего с указанием саморегулируемой организации, членом которой он является.
Процесс банкротства компании
Процедура банкротства делится на четыре этапа. Начинается процесс всегда со стадии наблюдения, а вот дальнейший порядок проведения банкротства зависит от результатов работы на предыдущих этапах.
На этапе наблюдения проводится беспристрастный анализ ситуации, в которой находится компания, составляется список задолженностей и высчитывается их общий размер, определяется возможность погашения долгов. Действующее руководство во время первого этапа ограничено в правах, решение по основным организационным вопросам принимает арбитражный управляющий. После завершения работы он передает отчет в суд, где кроме прочего указываются предложения по восстановлению платежеспособности. На основании данного отчета суд выносит решение о продолжении процедуры банкротства.
Стадию финансового оздоровления можно назвать реабилитацией компании, на этом этапе юридическое лицо пытается реализовать план восстановления финансовой стабильности. Если после истечения отведенного на этот этап срока, долги компании остаются непогашенными, а экономическая ситуация не нормализуется, суд принимает решение о введении внешнего управления или ликвидации активов.
Этап внешнего управления может следовать сразу за стадией наблюдения, а может после недостаточно эффективного финансового оздоровления. Как уже понятно из названия, на этой стадии все управление компанией переходит к внешнему управляющему. Также этап характеризуется отсрочкой выплат по долгам. Существует множество мер, которые может применять управляющий, чтобы повысить рентабельность компании: от продажи непрофильных активов до сокращения персонала или перепрофилирования производства.
Финальный этап — конкурсное производство. Если процесс дошел до данной стадии, это означает, что все применяемые меры не дали положительного результата и юридическое лицо официально признается банкротом, а затем ликвидируется. Имущество должника реализуется, чтобы рассчитаться с кредиторами. На данном этапе к работе подключается конкурсный управляющий, который проводит оценку имущества и активов, контролирует их реализацию на торгах. Но даже такое развитие событий не всегда позволяет полностью покрыть долг юридического лица перед кредиторами и сотрудниками.
Другой возможный исход процесса банкротства — взаимовыгодное соглашение между должником и кредиторами. Иногда такое соглашение (оно называется мировым) происходит с привлечением третьих лиц, которые, как правило, берут на себя обязательства по погашению долгов.
Каждый этап, кроме мирового соглашения, имеет ограниченные сроки реализации, которые также прописаны в Законе №127-ФЗ.