Оглавление:
Требования к автодрому
Требования к автодрому
Основным элементом автодрома для обучения вождению являются закрытая от движения площадка, оборудованная зонами испытательных упражнений и элементами улично-дорожной сети, техническими средствами организации дорожного движения.
- Автодром для обучения вождению должен иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по его территории ТС и людей, кроме непосредственно участвующих в проведении экзаменов.
- Расположение автодрома для обучения вождению должно учитывать требования правил, технических норм и стандартов в части безопасности дорожного движения и экологической безопасности.
- Размеры автодрома должны обеспечивать возможность размещения на нем зон всех испытательных упражнений для соответствующих категорий ТС. При этом должны учитываться габаритные параметры и радиусы поворота используемых для проведения занятий ТС, технических средств организации дорожного движения и установок наружного освещения.
- Участки автодрома, предназначенные для движения ТС, должны иметь ровное, однородное асфальтобетонное покрытие. Указанное покрытие не должно иметь перепадов, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение ТС с разрешенной скоростью. В зоне движения ТС не допускается наличие посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству автоматизированного
- автодрома.
- Коэффициент сцепления колеса с дорожным покрытием (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,41.
- На проезжей части автодрома для обучения вождению должен быть предусмотрен водоотвод с ее поверхности. Проезжая часть должна быть горизонтальной с максимальным продольным уклоном 100 ‰.
- В случае проведения занятий в темное время суток средняя горизонтальная освещенность проезжей части автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должна быть не более 3 : 1.
- Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 1502.
- Используемые на автодроме технические средства организации дорожного движения должны соответствовать установленным требованиям (Рекомендуется
использовать дорожные знаки I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004,
светофоры – типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004, а так же допускается уменьшение
нормированного расстояния от дорожных знаков и разметки до объекта).
- ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
- ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием».
- СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
- ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»
- ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры.Общие технические требования».
Изменения в работе автошкол
Обучение вождению — трудоемкий и ответственный процесс. Причем, ответственный не только со стороны учеников, но и со стороны самих автошкол. Те, кто интересуется темой вождения, в курсе, что с 1 сентября 2014 года вводятся в действие поправки, касающиеся обучения, сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения. Все эти поправки призваны улучшить качество образования водителей и снизить процент аварийности на дорогах. Однако автошколам придется изрядно постараться, чтобы остаться на нынешнем рынке вождения. Какие именно изменения должны провести школы, чтобы не закрыться и каким требованиям должны отвечать учебные площади? Рассмотрим в сегодняшнем материале.
Ситуация на рынке автошкол
Некоторые эксперты уверены, что желающим получить права в скором времени придется вставать в очередь и занимать место заранее, чтобы отучиться. А все это потому, что правила работы данных учреждений существенно ужесточаются.
Изменения касаемо работы автошкол и процесса получения водительских удостоверений, вступили в силу еще в августе, но на практике водители ощутят их только осенью. Сложность процесса подготовки школ к новому сезону и по новым правилам предполагает прохождение нескольких инстанций, а также допуск к праву заниматься обучающей деятельностью. Это занимает длительное время.
Самое главное — это, конечно же, согласование программ и площадей для обучения. Причем не только учебных классов, но и автодрома. К последнему предъявлены ужесточенные требования.
Именно новые требования могут негативно сказаться на наличии учебных мест, так как часть школ, скорее всего, прекратят свою деятельность. Уже сейчас наблюдаются трудности в работе учебных учреждений, в особенности, в области оформления участка для занятий на автомобиле. Поэтому ситуация на рынке складывается неоднозначная. С одной стороны, качество обучения новоиспеченных водителей должно улучшиться, а если учесть, что открыть новые категории будет проще, то должны участиться случаи обращения в автошколу уже имеющих права водителей. С другой стороны, отвечать новым требования будут далеко не все автошколы, поэтому их количество сократится, что может вызвать дефицит учебных мест.
Требования к учебным площадям
Итак, какие же основные требования предъявлены к владельцам автомобильных учебных заведений? Прежде всего, данные требования касаются обеспечения материально-технической базой. Иными словами, особым требованиям подвергается оборудование учебных классов и содержание автодромов. Автоинструкторы нашего портала рассмотрели в подробностях, какие изменения должны быть у автошколы для допуска к обучению.
Прежде всего, автошкола должна владеть местом для обучения водителей на автодроме. Площадка автодрома должна находиться в собственности школы, либо взята в аренду, но все документы должны быть на руках у владельцев автошкол. Обучение водителей без автодрома уже недопустимо. К тому же, целевое назначение площади для автодрома также имеет значение. Далеко не всякая площадка подойдет для обучения водителей. Цель площадки также должна быть указана в документах. В ситуациях с дефицитом земли, например, в столице, будет довольно затруднительно получить «кусок земли» для автодрома. Некоторые автошколы уже столкнулись с данной проблемой.
К тому же, цель назначения земельного участка зачастую далека от обучения водителей навыкам вождения. Как будет решаться данный вопрос — пока не ясно.
Вторая часть требований к площадкам для обучения — это само устройство автодрома. Минимальный размер земли в собственности должен составлять 0,24 га. Данную площадь крайне затруднительно получить в рамках большого города, где каждый сантиметр буквально расписан. Вопрос с получением подобного рода участков также остается пока открытым, но уже сейчас понятно, что большинство автошкол не смогут получить во владение подобные автодромы.
Но закрытие многих автомобильных школ должно привести к повышению качества обучения водителей, за которое так борется правительство. Самое главное — применять новый закон ко всем без исключения школам, как государственным, так и частным. Многие учебные заведения попросту не смогут выполнить требования, которые заявлены в нововведениях к закону. И это повлияет на сокращение количества шарлатанов, фиктивно существующих, а не обучающих водителей. Впрочем, насчет приобретения земельных участков правительство сделало уточнение, что будут учитываться все обстоятельства, и возможно, что автошколам будут выделены дополнительные участки. Однако данная поправка касается на данный момент только столицы.
Поправки в законе об автомобильном обучении
Итак, поправки в законе об обучении вождению приняты, законы введены в действие, осталось только наблюдать, как все эти нововведения приводятся в практику. Программы обучения согласованы еще в прошлом году, но вопрос их реализации оставался открытым, так как наблюдались недоработки в других частях закона. Теперь же все изменения внесены, и уже осенью этого года новички, а также уже имеющие водительское удостоверение граждане смогут оценить эффективность принятых мер.
Количество автомобильных школ, пригодных для обучения, со временем существенно сократится. Поэтому тем, кто хочет получить права в этом или следующем году, следует заранее позаботиться о подаче документов в автошколу.
Но для начала необходимо проверить, соответствует ли школа новым требованиям, чтобы обучаться спокойно, без опаски. Еще один нюанс касается местоположения обучающихся вождению. Поправка заключается в том, что граждане нашей страны смогут получать образование в области автомобильного вождения в любом городе. Сейчас поправка находится на рассмотрении, но можно предположить, что она существенно упростить процесс получения прав.
Видеоматериал на тему изменений в работе автошкол:
ПИСЬМО Минобрнауки РФ N ИК-2218/03, ГИБДД РФ N 13/5-255 от 30.12.2008 «О ТРЕБОВАНИЯХ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
Требования к закрытым площадкам (автодромам, в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств
Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование.
Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 — 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.
Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий .
Под соответствующими категориями понимаются категории транспортных средств, по которым осуществляется подготовка водителей в данном образовательном учреждении.
В целях имитации реальных условий движения на площадке оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.
Если размеры автодрома не позволяют разместить на его территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.
Требования к автошколам
Автомобиль давно стал популярным средством передвижения, и желающих получить права на вождение транспортным средством становится больше с каждым днем. При этом к автошколам Владивостока предъявляются достаточно высокие требования, которые делают работу учреждений продуктивнее, а вождение на дорогах — более безопасным.
Основные требования
При открытии автошколы необходимо получить разрешительные документы от следующих организаций:
- ГИБДД.
- Роспотребнадзор.
- Государственная пожарная инспекция.
Кроме того, любая автошкола должна согласовать программу обучения с Министерством образования и науки России. При открытии нового учреждения сотрудники ГИБДД проверяют наличие транспорта для практики, автодрома и учебных классов, а также их соответствие законодательной базе.
Некоторые нововведения
Регламентированные правила действуют с 04.04.2017. Они регламентируют следующие моменты:
- Обязательное наличие при школе медицинского кабинета и сотрудника с соответствующим образованием (врача, фельдшера).
- В роли педагогов не могут выступать работники без диплома о высшем образовании. Кроме того, в штате должен присутствовать квалифицированный психолог, подтверждающий свою деятельность соответствующим документом.
- Наличие автодрома для практических занятий полезной площадью не менее 0,24 гектара, на котором обязательно располагаются светофор, ЖД переезд, правильная разметка и важные дорожные знаки.
- Площадь автодрома должна быть под уклоном от 8 до 16%, а ее покрытие выполняют из материала (асфальт или бетон), обеспечивающего сцепление от 0,4%.
- Автопарк школы должен содержать отечественные и импортные транспортные средства. Учреждение обязано иметь в распоряжении не менее половины иномарок собственного автопарка.
Новшества коснулись и теоретической части занятий: в нее должны быть включены уроки по психологии, а также расширено время на обучение будущих водителей правилам оказания первой медицинской помощи. Все нововведения незначительно повлияли на стоимость автошкол, которая остается доступной для многих желающих.
Требования к автошколам
Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами
Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами являются обязательной частью требований к их учебно-материальной базе.
Требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений включают в себя требования к:
- наличию учебно-программной и методической документации;
- оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебной литературой;
- информационным материалам;
- технической оснащенности образовательных учреждений.
- В образовательном учреждении должна быть в наличии следующая учебно-программная и методическая документация:
- примерные программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
- примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
- рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
- методические рекомендации, утвержденные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
- методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
- материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения.
Перечень требований к оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и информационным материалам представлен в Примерных программах подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий.
Перечень учебной литературы самостоятельно определяется образовательным учреждением.
Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:
- технические средства обучения (далее – TCO);
- аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (далее — АПК);
- тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее — тренажеры)2;
- учебные транспортные средства;
- закрытые площадки для первоначального обучения вождению (автодромы, в т.ч. автоматизированные).
В образовательном учреждении должны быть в наличии следующие ТСО: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением.
Требования к АПК
Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повышать уровень психофизиологических качеств необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
AПK должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя:
- психофизиологических (восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности);
- свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).
АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе.
Технические требования к аппаратно-программным комплексам развития психофизиологических качеств водителя утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.
Требования к тренажерам
Тренажеры используемые в учебном процессе, должны обеспечивать:
- первоначальное обучение навыкам вождения;
- отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве;
- ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами;
- отработку приёмов управления транспортным средством.
Требования к учебным транспортным средствам различных категории
Требования к оборудованию учебного транспортного средства категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE».
Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:
- дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза;
- зеркалом заднего вида для обучающего;
- опознавательными знаками «Учебное транспортное средство»;
- аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио-видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации.
Технические требования к оборудованию учебных транспортных средств аппаратно-программными комплексами утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.
Практическое обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах, требования к дополнительному оборудованию данной категории транспортных средств не предъявляются.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
Учебные транспортные средства регистрируются в установленном порядке.
Требования к закрытым площадкам,(автодромам, в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств
Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование.
Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 — 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4. / г
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.
Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий.
В целях имитации реальных условий движения на площадке оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения.
Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.
Если размеры автодрома не позволяют разместить на его территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также, Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.
Требования к квалификации педагогических кадров Требования к квалификации преподавателей по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством»
Преподаватель по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством» должен иметь:
- высшее или среднее профессиональное образование;
- действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Требования к квалификации преподавателей по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»
Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.
Требования к квалификации преподавателей по предмету «Оказание медицинской помощи»
Преподаватель по предмету «Оказание медицинской помощи» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.
Требования к квалификации мастера производственного обучения
Должностные обязанности. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Появился новый стандарт на учебные машины для автошкол
878_no_copyright
В ПДД указано, что «механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений». То есть, какие это должны быть зеркала и педали, как они должны работать, жестко регламентированных требований пока еще не было.
С 1 сентября этого года начнет действовать стандарт, предусматривающий обязательную звуковую или световую сигнализацию на вторые педали для машин, оборудованных аудио- и видеозаписывающими комплексами. Такая сигнализация необходима, чтобы во время экзамена ни инструктор, ни экзаменатор не могли помогать или, наоборот, «заваливать» курсанта. Такой опыт широко применяется на Западе.
Второй момент этого ГОСТа о том, что воздействие на основные педали не должно передаваться на дублирующие. То есть педали должны быть независимыми друг от друга. А это уже вызывает вопросы, потому что в стране эксплуатируется 50 тысяч учебных автомобилей, большинство из которых не подходит под эти требования, пишет «Российская газета». Распространятся ли требования ГОСТ на машины, зарегистрированные в ГИБДД до сентября 2014 года, тоже неясно. При этом независимые педали подходят для приема экзаменов, а обучать лучше на машинах, оборудованных педалями, которые зависят друг от друга. Ученик с испуга может нажать на тормоз и, чтобы не создавать аварийную ситуацию на дороге, необходимо бывает педаль «отжать».
Непонятен и статус этого документа. Дело в том, что при действующем Техническом регламенте стандарт носит рекомендательный характер.
«За рулем. РФ» обратился за комментариями к председателю правления некоммерческого партнерства «Гильдии автошкол» Сергею Лобареву:
— Думаю, что этот ГОСТ принят поспешно, без обсуждения с общественностью, как и многое другое, что касается обучения курсантов и деятельности автошкол. Для устранения коррупции при сдаче экзаменов в ГИБДД достаточно оборудовать «звуковыми» педалями только те авто, которые автошкола предоставляет для сдачи экзамена, и учебные автомобили ГИБДД. Иначе получается, что все траты снова перекладываются на автошколы, и это для того, чтобы инспекторы не брали взяток! Кроме того, автошколы должны строить специализированные полигоны, оборудовать автомобили за свой счет, а ведь потом все это придется включать в стоимость обучения, которая окажется запредельной! Помощи от властей никакой нет. Мы выходили с предложением о строительстве в Москве автодрома, но получили отрицательный ответ. Чтобы оценить ситуацию, скажу только, что для строительства специализированного автодрома необходим земельный участок в 2 га, но никто такой, в особенности в Москве, выделять не желает, а что прикажете делать нам? Все же надеемся пробить стену непонимания и автодромы построить.
Автодром предназначен для отработки с обучаемыми упражнений по начальному обучению вождению по ограниченным проездам и преодолению препятствий. Практика показывает, что основательные и прочные навыки обучаемые получают в тех автошколах, где имеется полностью оборудованный автодром, который максимально используется.
Отсутствие автодрома отрицательно сказывается на процессе обучения, усложняет работу инструкторов, ведет к упрощенчеству и условностям.
К чему, например, ведет отработка начальных упражнений по троганию автомобиля с места, по обучению переключению передач, поворотам, разворотам и движению задним ходом не на автодроме, а на улицах населенного пункта?
- Во-первых, инструктор основное внимание обращает не на последовательность и четкость действий обучаемого механизмами управления, а на безопасность движения по отношению к пешеходам.
- Во-вторых, постоянная готовность к действию педалями тормоза и сцепления преждевременно утомляет инструктора.
К более серьезным недостаткам ведет отработка вне автодрома упражнений по вождению в ограниченных проездах. Обычно такие занятия заменяются другими. Возьмем только одну из задач — проезд габаритного тоннеля. Если для этого в населенном пункте выбрать въезд в один из дворов, который по своим габаритам отвечает необходимым размерам, то и в этом случае нет гарантии, что при обучении не будут разбиты ворота или автомобиль. А для такой задачи, как проезд по габаритной восьмерке, вообще невозможно подобрать естественную замену.
Вождение по ограниченным проездам играет очень важную роль в подготовке обучаемого к вождению автомобиля по дорогам вне города и в городских условиях, позволяет инструктору изучить возможности обучаемого и более уверенно чувствовать себя с ним при обучении вне автодрома.
Приведенные примеры указывают на необходимость иметь автодром в каждой учебной организации, занимающейся подготовкой водительских кадров. Этого же требуют Правила дорожного движения, которые разрешают учебную езду на дорогах только при достаточных навыках управления автомобилем у обучаемого.
Каким должен быть автодром? Какие требования предъявляются к его сооружениям?
Автодром можно оборудовать как для отработки всех упражнений программы обучения вождению, так и для проведения спортивных мероприятий. Но для этого потребуются значительные средства и большие земельные участки. Поэтому в первую очередь нужно оборудовать автодром для тех упражнений, которые невозможно отрабатывать вне его. К ним относятся, все упражнения начального обучения и по вождению в ограниченных проездах, а также упражнения по преодолению различных препятствий с применением средств повышения проходимости.
В соответствии с программой для отработки упражнений по вождению на автодроме необходимо иметь около двадцати различных элементов. Ввиду того, что обучение вождению предусматривается проводить одновременно в составе подгрупп численностью до 20 человек и на двух марках автомобилей, большинство элементов необходимо иметь на каждую подгруппу. Тогда общее минимальное количество элементов на автодроме будет около тридцати. Исходя из этого количества препятствий, их размеров и необходимости одновременного обучения на 15-16 машинах, площадь автодрома должна быть не менее трех гектаров.
Общий принцип оборудования автодромов должен быть одинаковым, а именно: кольцевой маршрут располагают по периметру; железнодорожные платформы, площадку начального обучения и сооружения для отработки упражнений по преодолению различных препятствий — вдоль внутренней стороны кольцевого маршрута; остальные элементы, в том числе и для отработки упражнений по вождению в ограниченных проездах, — в центре автодрома, и желательно в ряд.
Схема отдельных элементов автодрома с указанием их размеров в метрах.
Для удобства в расчетах приняты следующие условные обозначения:
Rгаб. — габаритный радиус поворота (по точке автомобиля, наиболее отдаленной от центра поворота);
Д — габаритная длина;
Ш — габаритная ширина;
В — габаритная высота;
К — колея передних колес;
Б — база.
Кольцевой маршрут предназначен для отработки упражнений начального обучения: трогания с места, движения по прямой и остановки автомобиля, движения с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке торможения, движения задним ходом, поворотов, остановки в заданном месте, буксировки. Кольцевой маршрут следует считать главной дорогой на автодроме.
Его оборудуют по периметру автодрома и, если грунт мягкий, — асфальтируют или уплотняют щебенкой. Ширина проезжей части 6 м. По всей длине устанавливают ориентиры, наносят стоп-линий, обозначают тротуары, а при необходимости и оборудуют железнодорожный переезд. При отсутствии в населенном пункте перекрестков, регулируемых светофором или регулировщиком, их также следует оборудовать на кольцевом маршруте. Кольцевой маршрут можно использовать для установки фигур при проведении соревнований по скоростному маневрированию.
Непосредственно к кольцевому маршруту примыкает площадка начального обучения, предназначенная для отработки в стационарных условиях первых двух упражнений программы, то есть ознакомления с органами управления и контрольными приборами; обучения приемам совместного действия педалями и рычагом переключения передач; подготовки автомобиля к работе; пуска и остановки двигателя; трогания с места. Кроме того, площадку используют в качестве исходного пункта при отработке любого упражнения по вождению автомобиля, для смены обучаемых, для установки фигур при проведении соревнований по скоростному маневрированию. Площадку рассчитывают на одновременную постановку 18 учебных автомобилей. Наиболее целесообразные ее размеры 70 X 15 м. При мягком грунте площадку асфальтируют или хорошо утрамбовывают.
Вдоль внутренней стороны кольцевого маршрута оборудуют сооружения для отработки, упражнений по преодолению различных препятствий: левого и правого косогоров, холма, рвов с колейными мостиками, воронок.
С целью придания эстетического вида проезжую часть через косогоры и холм справа и слева обозначают с помощью небольших окрашенных столбиков и при необходимости уплотняют.
В центре автодрома устанавливают препятствия для отработки упражнений по вождению в ограниченных проездах. Отдельно на каждую марку автомобиля оборудуют:
- габаритный тоннель,
- габаритную восьмерку,
- змейку
- габаритный дворик,
- бокс,
- эстакаду,
- доски,
- места разворота
и общие на все марки машин — погрузочную площадку и железнодорожные платформы.
Проезжую часть ограниченных проездах при мягком грунте уплотняют или асфальтируют. Высота устанавливаемых ограничителей должна быть на уровне платформы автомобиля, для которого оборудуются сооружения.
Габаритный тоннель может быть выполнен в двух вариантах. Наиболее простым является установка столбов с вращающимися ограничителями. При втором варианте устанавливают ворота, к верхним перекладинам которых на крюках подвешивают шесты. Для предупреждения качания шестов при ветре необходимо провести от них к земле специальные резиновые оттяжки.
Размеры между внутренним и внешним диаметрами габаритной восьмерки должны быть определены между ограничителями. Поэтому при разметке габаритной восьмерки на местности сначала по установленным размерам определяют контуры внутренней и внешней сторон восьмерки для ограничителей, а затем на некотором расстоянии от них намечают и устанавливают столбы, к которым крепят ограничители.
Столбы змейки необходимо устанавливать в диски списанных колес, что позволит предупредить наезд на них автомобиля, так как радиус диска несколько больше, чем расстояние между выступающими частями машины и внешней частью передних и задних колес. Поэтому, прежде чем автомобиль крылом или бортом заденет за столб, произойдет наезд колеса на диск.
В габаритном дворике задняя и примыкающие к ней боковые стенки (до середины) оборудуются при помощи столбов и натянутого между ними троса с укрепленными на нем металлическими цветными флажками. Высота тросов должна быть на уровне платформы автомобиля. Наличие тросов упрощает сооружение и позволяет инструктору осуществлять контроль за правильным выполнением упражнения обучаемым.
В боксе задняя стенка представляет собой натянутый между столбами на уровне легковой платформы трос с прикрепленными ближе к краям металлическими цветными флажками. Въезд и боковые стенки обозначаются столбами с укрепленными на них вращающимися ограничителями для установки заданного размера.
При оборудовании эстакады или колейного мостика в некоторых автошколах вместо страховых брусьев устанавливают вдоль проезжего полотна с внутренних сторон сплошные металлические ребра-ограничители, препятствующие съезду автомобиля. Такое конструктивное решение облегчает преодоление препятствия. целью предупреждения скатывания автомобиля эстакаду необходимо оборудовать страховочными брусьями по всей длине, в том числе и на подъемах.
Для отработки задач по остановке автомобиля в заданном месте применяют доски, которые укладывают параллельно друг другу на расстоянии, равном колее передних колес автомобиля. Длина досок должна быть в пределах 8-10 м, а ширина 0,25 м. Вместо досок можно укладывать соответствующих размеров бетонные плиты.
Железнодорожные платформы целесообразно разместить около кольцевого маршрута, что позволит более экономно использовать площадь автодрома. На платформах обязательно должны быть борта. При оборудовании железнодорожного переезда желательно, чтобы его рельсы были продолжением рельсов, на которые установлены платформы.
Погрузочную площадку (высота 1,2 м, ширина 2,5-3 м, длина 5-6 м) с целью экономии места оборудуют непосредственно у железнодорожных платформ. Для смягчения возможных ударов автомобиля о площадку на последней по боковым стенкам устанавливают резиновые ограничители или подвешивают покрышки.
Около каждого элемента автодрома на расстоянии 1-2 м справа устанавливают стойки высотой 1,7 м. В верхней части стойки укрепляют круг диаметром 40 см, а под ним — прямоугольную табличку размером 30Х20 см. Круг с обеих сторон окрашивают в белый цвет, а на лицевой стороне делают красную окантовку. В центре круга проставляют порядковый номер элемента цифрами высотой 15 см. Прямоугольную табличку окрашивают в желтый цвет. На ней обозначают название, схему и основные размеры элемента. Все надписи и изображения делают черным цветом. Целесообразно автодромы, особенно в небольших городах и поселках, максимально оснастить дорожными знаками, что будет способствовать скорейшему их усвоению обучаемыми в условиях, близких к реальным.
При любом варианте строительства автодрома его оборудование должно быть стационарным.
Практика показала, что переносное оборудование устанавливают не полностью, затрачивают много учебного времени на его расстановку, не выдерживают положенные размеры препятствий.