Методическое пособие . Методическое пособие специалисту по охране труда. Выпуск 1. Перечень и образцы по ОТ. Программы проведения инструктажей по ТБ и формы журналов
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА. ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Приложение 1 ПРЕДПИСАНИЕ инженера (специалиста) службы охраны труда
Приложение 2 ПРОГРАММА (рекомендуемая) проведения вводного инструктажа по охране труда для поступающих на работу
Приложение 3 Форма журнала регистрации вводного инструктажа
Приложение 4 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте
Приложение 5 Форма журнала регистрации инструктажа на рабочем месте
3. РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
4. РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ
Приложение 6 Образец инструкции по охране труда
Приложение 7 ФОРМА ЖУРНАЛА учета инструкций по охране труда для работников
Приложение 8 ФОРМА ЖУРНАЛА учета выдачи инструкций по охране труда для работников
Приложение 9 ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА ПРОХОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ
5. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
5.1. Указания о порядке проведения инструктажа по пожарной безопасности
5.2. Перечень основных вопросов инструктажа по пожарной безопасности
5.3. Инструкция о мерах пожарной безопасности
5.4. Порядок действий при пожаре
Приложение 10
ФОРМА ЖУРНАЛ регистрации инструктажа по пожарной безопасности
6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ, НА ПРОВЕДЕНИЕ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ НАРЯД-ДОПУСК
Приложение 11 ПЕРЕЧЕНЬ (примерный) мест (условий) производства и видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск
Приложение 12 НАРЯД-ДОПУСК на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов
Приложение 13 ФОРМА ЖУРНАЛА УЧЕТА И ВЫДАЧИ НАРЯДОВ-ДОПУСКОВ НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ
Приложение 14 АКТ-ДОПУСК для производства строительно-монтажных работ на территории организации
Приложение 15 ПЕРЕЧЕНЬ (примерный) ПРОФЕССИЙ РАБОТНИКОВ И ВИДОВ РАБОТ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ, ОТНОСИТЕЛЬНО КОТОРЫХ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Приложение 16 ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Приложение 17 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Приложение 18 ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИИ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
Приложение 19 ФОРМА УДОСТОВЕРЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
7. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. ПОРЯДОК И НОРМЫ ВЫДАЧИ СИЗ
Приложение 20 НОРМЫ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ РАБОТНИКАМ СМЫВАЮЩИХ И ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИХ ВЫДАЧИ
Приложение 21 НОРМЫ И УСЛОВИЯ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ МОЛОКА ИЛИ ДРУГИХ РАВНОЦЕННЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
Приложение 22 ФОРМА ЛИЧНОЙ КАРТОЧКИ
8. РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
8.1. Основные факторы несчастных случаев
8.2. Порядок и оформление расследования несчастных случаев на производстве
8.3. Схема определения тяжести несчастных случаев на производстве
Приложение 23 Форма журнала регистрации несчастных случаев на производстве
Приложение 24
Приложение 25 АКТ о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом)
9. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
9.1. Общие положения
9.2. Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
9.3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
9.4. Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
9.5. Реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
10. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ИЛИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
Приложение 26 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ уполномоченного (доверенного) лица по охране труда
Приложение 27 ФОРМА УДОСТОВЕРЕНИЯ (утвержденная постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. № 30)
11. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ КОМИТЕТОВ (КОМИССИЙ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА, СОЗДАВАЕМЫХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ С ЧИСЛЕННОСТЬЮ РАБОТНИКОВ БОЛЕЕ 10 ЧЕЛОВЕК
12. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
12.1. Общие положения
12.2. Основные задачи службы охраны труда
12.3. Функции службы охраны труда
12.4. Права работников службы охраны труда
12.5. Организация работы службы охраны труда
12.6. Формирование службы охраны труда
12.7. Контроль и ответственность
13. ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
13.1 Правила оказания доврачебной помощи при поражении электрическим током
13.2. Первая помощь при обморожении
13.3. Оказание первой помощи при ожогах, переломах, ушибах
13.4. Первая помощь при отравлении и угарах
13.5. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке или в цехе
Методическое пособие специалисту по охране труда pdf
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА. ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Приложение 1 ПРЕДПИСАНИЕ инженера (специалиста) службы охраны труда
Приложение 2 ПРОГРАММА (рекомендуемая) проведения вводного инструктажа по охране труда для поступающих на работу
Приложение 3 Форма журнала регистрации вводного инструктажа
Приложение 4 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте
Приложение 5 Форма журнала регистрации инструктажа на рабочем месте
3. РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
4. РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ
Приложение 6 Образец инструкции по охране труда
Приложение 7 ФОРМА ЖУРНАЛА учета инструкций по охране труда для работников
Приложение 8 ФОРМА ЖУРНАЛА учета выдачи инструкций по охране труда для работников
Приложение 9 ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА ПРОХОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ
5. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
5.1. Указания о порядке проведения инструктажа по пожарной безопасности
5.2. Перечень основных вопросов инструктажа по пожарной безопасности
5.3. Инструкция о мерах пожарной безопасности
5.4. Порядок действий при пожаре
Приложение 10
ФОРМА ЖУРНАЛ регистрации инструктажа по пожарной безопасности
6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ С ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТЬЮ, НА ПРОВЕДЕНИЕ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ НАРЯД-ДОПУСК
Приложение 11 ПЕРЕЧЕНЬ (примерный) мест (условий) производства и видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск
Приложение 12 НАРЯД-ДОПУСК на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов
Приложение 13 ФОРМА ЖУРНАЛА УЧЕТА И ВЫДАЧИ НАРЯДОВ-ДОПУСКОВ НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ
Приложение 14 АКТ-ДОПУСК для производства строительно-монтажных работ на территории организации
Приложение 15 ПЕРЕЧЕНЬ (примерный) ПРОФЕССИЙ РАБОТНИКОВ И ВИДОВ РАБОТ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ, ОТНОСИТЕЛЬНО КОТОРЫХ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Приложение 16 ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Приложение 17 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Приложение 18 ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИИ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
Приложение 19 ФОРМА УДОСТОВЕРЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
7. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ. ПОРЯДОК И НОРМЫ ВЫДАЧИ СИЗ
Приложение 20 НОРМЫ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ РАБОТНИКАМ СМЫВАЮЩИХ И ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИХ ВЫДАЧИ
Приложение 21 НОРМЫ И УСЛОВИЯ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ МОЛОКА ИЛИ ДРУГИХ РАВНОЦЕННЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
Приложение 22 ФОРМА ЛИЧНОЙ КАРТОЧКИ
8. РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
8.1. Основные факторы несчастных случаев
8.2. Порядок и оформление расследования несчастных случаев на производстве
8.3. Схема определения тяжести несчастных случаев на производстве
Приложение 23 Форма журнала регистрации несчастных случаев на производстве
Приложение 24
Приложение 25 АКТ о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом)
9. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
9.1. Общие положения
9.2. Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
9.3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
9.4. Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
9.5. Реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
10. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ИЛИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
Приложение 26 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ уполномоченного (доверенного) лица по охране труда
Приложение 27 ФОРМА УДОСТОВЕРЕНИЯ (утвержденная постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. № 30)
11. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ КОМИТЕТОВ (КОМИССИЙ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА, СОЗДАВАЕМЫХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ С ЧИСЛЕННОСТЬЮ РАБОТНИКОВ БОЛЕЕ 10 ЧЕЛОВЕК
12. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
12.1. Общие положения
12.2. Основные задачи службы охраны труда
12.3. Функции службы охраны труда
12.4. Права работников службы охраны труда
12.5. Организация работы службы охраны труда
12.6. Формирование службы охраны труда
12.7. Контроль и ответственность
13. ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
13.1 Правила оказания доврачебной помощи при поражении электрическим током
13.2. Первая помощь при обморожении
13.3. Оказание первой помощи при ожогах, переломах, ушибах
13.4. Первая помощь при отравлении и угарах
13.5. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке или в цехе
ОХРАНА ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1 Ю. М. Михайлов ОХРАНА ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Система охраны труда государственных и частных образовательных учреждений Особенности охраны жизни и здоровья работников и учащихся (воспитанников) Организация расследования и учета несчастных случаев Программа совершенствования охраны труда на период до 00 года Основные локальные нормативные акты образовательного учреждения по вопросам охраны труда Москва 009
2 УДК 7:68..8 ББК 6.7 М 69 РАЗДЕЛ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ М 69 Михайлов Ю. М. ОХРАНА ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Практическое пособие. М.: Издательство «Альфа-Пресс», с. ISBN В пособии рассматриваются ключевые вопросы организации охраны труда в государственном и частном образовательном учреждении. Содержание книги основывается на актуальной нормативно-правовой базе в области охраны труда. В должной мере учитывается позитивная практика корпоративного управления охраной труда. При изложении материала учтены положения Федеральной программы действий по улучшению условий и охраны труда на период до 00 года. В рамках самостоятельных разделов освещаются вопросы формирования и функционирования системы охраны труда образовательного учреждения, особенности обеспечения охраны труда работников и учащихся (воспитанников), организация расследования и учета несчастных случаев, а также совершенствования охраны труда. Все ключевые положения книги дополнены примерами соответствующих документов. Отдельное место в пособии уделено рассмотрению полномочий должностных лиц образовательного учреждения в области охраны труда. Примеры соответствующих должностных инструкций (перечни полномочий) представлены в одном из приложений. Книга адресована руководителям образовательных учреждений, их заместителям и главным специалистам, начальникам служб (отделов, бюро) охраны труда, инженерам и специалистам по охране труда, студентам, обучающимся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом», а также всем интересующимся проблематикой организации охраны труда. ISBN УДК 7:68..8 ББК 6.7 Глава ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Охрана труда это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 09 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)). Общая организация охраны труда в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 0 июля 99 г. 66-I «Об образовании» (в ред. от 0 декабря 008 г.), нормативными актами ведомственных (отраслевых), региональных (территориальных), местных органов управления (власти). В контексте настоящего пособия под образовательным следует понимать учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание учащихся (воспитанников). К образовательным относятся учреждения следующих типов : дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; Под трудовой деятельностью в контексте настоящего пособия следует понимать совокупность действий работников образовательных учреждений с применением средств труда, необходимых для оказания гражданам образовательных услуг на возмездной и безвозмездной основе. Статья Федерального закона «Об образовании» Михайлов Ю. М., 009 ООО Издательство «Альфа-Пресс», 009
3 учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. К сфере компетенции (ответственности) образовательного учреждения относится в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся (воспитанников) и работников. Руководство организацией охраны труда возлагается на руководителей соответствующих образовательных учреждений. На основе перечисленных актов руководитель образовательного учреждения организует разработку, утверждает, вводит в действие локальные нормативные акты по охране труда положения, правила, инструкции (в том числе должностные) и т. д., обеспечивает контроль за их надлежащим исполнением в процессе повседневной деятельности, в необходимых случаях издает приказы (распоряжения) по отдельным направлениям (вопросам) охраны труда. Для осуществления мероприятий по охране труда руководителем образовательного учреждения формируется локальная (корпоративная ) система охраны труда. С ее назначением, составом, структурой и основными направлениями функционирования читатели могут ознакомиться, обратившись к следующей главе данного пособия. Глава СИСТЕМА ОХРАНЫ ТРУДА Система охраны труда образовательного учреждения представляет собой сформированную ее руководителем упорядоченную совокупность органов, должностных лиц и организационных связей, предназначенных для управления деятельностью по сохранению жизни и здоровья работников, а также учащихся (воспитанников) образовательного учреждения в процессе труда (учебно-воспитательного процесса) (рис..). Основу указанной деятельности образуют согласованные по цели, задачам, месту и времени мероприятия, на- См.: Михайлов Ю. М. Корпоративная система охраны труда. М.: Альфа-Пресс, 009. Правовые, социальные, экономические, организационные, технические, санитарные, гигиенические, медицинские и иные. правленные на создание, поддержание и совершенствование в образовательном учреждении безопасных условий труда, полностью отвечающих действующим требованиям охраны труда. К органам управления указанной деятельностью в условиях образовательного учреждения следует отнести: службу охраны труда образовательного учреждения (специалиста по охране труда) ; комиссию (комитет) по охране труда; комиссии, создаваемые образовательным учреждением на временной основе: для проведения аттестации рабочих мест, для расследования несчастного случая и т. п. Общее руководство системой охраны труда осуществляет руководитель образовательного учреждения. В свою очередь, непосредственная организация охраны труда (на соответствующих участках Органы управления деятельностью в области охраны труда Участки деятельности ТИПОВАЯ СИСТЕМА ОХРАНЫ ТРУДА Осуществляют управляющее воздействие на Объекты управления Должностные лица с полномочиями по управлению Рабочие места Рис.. организационные связи между компонентами системы То есть условий труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 09 ТК РФ). То есть государственным нормативным требованиям охраны труда, а также требованиям охраны труда, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 09 ТК РФ). Создается (соответствующая должность вводится) в обязательном порядке работодателями, осуществляющими производственную деятельность, с численностью работников свыше 0 человек. Работодатель, численность работников которого не превышает 0 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ст. 7 ТК РФ). Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. ТК РФ).
4 работы, рабочих местах) возлагается на должностных лиц образовательного учреждения, в том числе: начальника службы охраны труда; инженера (специалиста) по охране труда; председателя комиссии (комитета) по охране труда; председателей временных комиссий ; заместителей руководителя образовательного учреждения; начальников подразделений (факультетов, кафедр и т. п.); начальников административных подразделений (начальника отдела кадров, начальника отдела труда и др.). Далее рассмотрим основные направления функционирования корпоративной системы охраны труда. При этом подразумевается, что такая система образовательным учреждением уже сформирована, т. е.: определены (и закреплены в соответствующих локальных нормативных актах, см. далее) назначение, состав и структура системы, а также основные направления ее функционирования (рис..); созданы органы управления, приняты (переведены) на соответствующие должности работники, обладающие достаточной квалификацией для непосредственной организации охраны труда в образовательном учреждении, и налажены требующиеся для функционирования системы организационные связи; определены (и доведены до сведения заинтересованных лиц) критерии для объективной и всесторонней оценки состояния охраны труда, а также требования, подлежащие исполнению работниками образовательного учреждения в процессе повседневной деятельности; спланированы и подготовлены к реализации мероприятия охраны труда; налажены сбор, учет, оценка и анализ данных, объективно и всесторонне отражающих состояние охраны труда в образовательном учреждении (в целом и на объектах (участках работы)); организовано надлежащее финансирование мероприятий охраны труда ; выполнены иные действия, направленные на обеспечение эффективного функционирования системы. В период их функционирования в образовательном учреждении. В соответствии со ст. 6 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Работники не несут расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. 6 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА Управление охраной труда Подготовка специалистов по охране труда, повышение их квалификации Контроль за соблюдением нормативных требований охраны труда Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации соответствия организации работ по охране труда нормативным требованиям охраны труда Выплата компенсаций работникам, выполняющим тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда Представление установленной статистической отчетности об условиях труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и их материальных последствиях Рис.. Финансирование мероприятий по охране труда Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и членов их семей Принятие и реализация локальных нормативных актов, целевых программ, направленных на улучшение условий и охраны труда Обеспечение работников полагающимися средствами защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебнопрофилактическими средствами Далее перейдем к непосредственному рассмотрению содержания работы по обеспечению охраны труда. Особая роль в ее организации принадлежит руководителю образовательного учреждения. Включая общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. В соответствии с установленным порядком. На основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С учетом передового отечественного и зарубежного опыта в работе по улучшению условий и охраны труда. Через единую информационную систему охраны труда и по иным каналам. 7
5 Гл а в а ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Полномочия руководителя образовательного учреждения в области охраны труда охватывают несколько взаимосвязанных направлений указанной деятельности. Первое из них создание требуемых условий для эффективного функционирования системы охраны труда образовательного учреждения (рис..). В свою очередь, сформированная система должна (в конечном счете) обеспечивать соответствие фактических условий охраны труда действующим (в отношении образовательных учреждений) нормативным требованиям. Следующее направление организация мероприятий, направленных на обеспечение сохранности жизни и здоровья работников образовательного учреждения в процессе труда. Меры, осуществляемые руководителем образовательного учреждения в рамках организационного обеспечения охраны труда, представлены на рис. ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА Формирование системы охраны труда образовательного учреждения, отвечающей потребностям компании Постановка и уточнение задач органам управления и должностным лицам в области охраны труда Рассмотрение предложений, направленных на совершенствование корпоративной системы охраны труда Принятие иных управленческих решений в целях создания (оптимизации) условий Всестороннее обеспечение повседневного функционирования корпоративной системы охраны труда Руководство планированием деятельности в области охраны труда и подготовкой отчетности Систематический контроль за эффективностью функционирования корпоративной системы охраны труда Рис.. В первую очередь финансовое и кадровое. Для эффективного функционирования системы охраны труда образовательного учреждения. ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА Соблюдение режима труда и отдыха работников и учащихся (воспитанников) в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права Создание и поддержание безопасных условий для работников и учащихся (воспитанников) во время работы (учебно-воспитательного процесса) Обеспечение соответствия объектов образовательного учреждения, применяемого оборудования, материалов и т. п. государственным нормативным требованиям охраны труда Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда Информирование работников о требованиях охраны труда на рабочих местах, риске повреждения здоровья, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве посредством проведения инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда Приобретение и выдача сертифицированных, соответствующих требованиям охраны труда и условиям труда на каждом рабочем месте средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Проведение обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников (в том числе по их просьбам), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) 6 Рис.. Не допускаются к работе лица, не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Подтверждается декларацией о соответствии и (или) сертификатом соответствия. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. В необходимых случаях доставку работников и учащихся (воспитанников), заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию для оказания им неотложной медицинской помощи. В соответствии с Федеральным законом от ноября 008 г. 7-ФЗ в 009 г. и в плановый период 00 0 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом от декабря 00 г. 79-ФЗ. 6 В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. ТК РФ). Не допускаются к и
сполнению трудовых обязанностей работники, не прошедшие обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований, освидетельствований). 8 9
6 Важной составляющей полномочий руководителя образовательного учреждения в рассматриваемой сфере является правовое обеспечение охраны труда организация разработки, утверждения и внедрения локальных правовых актов, содержащих требования охраны труда. Принятие таких актов производится с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (иного уполномоченного работниками органа). Отдельно следует упомянуть и о полномочиях руководителя образовательного учреждения по поддержанию взаимодействия с органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, по следующим основным вопросам: ) предоставление перечисленным органам в установленном порядке информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; ) обеспечение беспрепятственного допуска должностных лиц перечисленных органов в целях проведения проверок условий и охраны труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ) организация исполнения предписаний должностных лиц уполномоченных органов, а также рассмотрение представлений органов общественного контроля в сроки, установленные ТК РФ и иными федеральными законами. Руководитель образовательного учреждения использует свои полномочия и для соответствующего реагирования на нештатные ситуации в области охраны труда, а также предупреждение таких ситуаций. Эти полномочия подразумевают: ) организацию систематического контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за соблюдением работниками В порядке, установленном ст. 7 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. См. ст. 6 ТК РФ. образовательного учреждения обязанностей по выполнению установленных требований охраны труда; ) проведение в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда; ) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников и учащихся (воспитанников) образовательного учреждения при возникновении таких ситуаций, включая оказание пострадавшим первой помощи; ) в необходимых случаях расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Руководитель образовательного учреждения вправе делегировать часть своих полномочий по управлению охраной труда подчиненным. Это побуждает нас обратиться к рассмотрению полномочий некоторых других должностных лиц образовательного учреждения в области охраны труда. Глава ПОЛНОМОЧИЯ ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА.. Полномочия начальника службы охраны труда образовательного учреждения Начальник службы (отдела, бюро) охраны труда «правая рука» руководителя образовательного учреждения в вопросах организации охраны труда. В его ведении, как предстоит убедиться уважаемым читателям, находится весьма широкий спектр вопросов: от координации деятельности, осуществляемой в рамках системы охраны труда до руководства подчиненным подразделением и ее персоналом. Основные направления работы начальника службы охраны труда образовательного учреждения представлены на рис. Подробнее содержание полномочий начальника службы охраны труда освещается в его должностной инструкции, примерный текст которой представлен в приложении к настоящему пособию. Пример.. 0
7 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НАЧАЛЬНИКА СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА Организация и координация корпоративной системы охраны труда и работы службы охраны труда Контроль за состоянием работы по охране труда Участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Взаимодействие с государственными и общественными органами Рис.. Методическая работа по подготовке проектов локальных нормативных актов по вопросам охраны труда Информационная работа по вопросам охраны труда Организация профессионального обучения работников в области охраны труда Совершенствование личной профессиональной подготовки.. Полномочия специалиста по охране труда Специалист по охране труда выполняет, по сути, функции службы охраны труда образовательного учреждения в тех случаях, когда ее формирование по тем или иным причинам признано нецелесообразным. При этом выполнение отдельных полномочий, обычно возлагаемых на специалиста по охране труда, может быть делегировано подчиненным ему работникам. Основные направления работы специалиста (инженера) по охране труда представлены на рис. Подробнее содержание его полномочий освещается в должностной инструкции, примерный текст которой представлен в приложении к настоящему пособию. Там же представлен пример должностной инструкции специалиста, которому делегированы полномочия по осуществлению контроля за состоянием указанной работы в образовательном учреждении. К примеру, инженеру по охране труда могут быть подчинены один или несколько специалистов по охране труда, выполняющих соответствующие полномочия на разных (обособленных территориально или функционально) объектах образовательного учреждения. Пример.. Пример.. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА Организация и координация системы охраны труда и подчиненных ему работников Контроль за состоянием работы по охране труда Участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Взаимодействие с государственными и общественными органами Рис.. Методическая работа по подготовке проектов локальных нормативных актов по вопросам охраны труда Информационная работа по вопросам охраны труда Организация профессионального обучения работников в области охраны труда Совершенствование личной профессиональной подготовки.. Полномочия начальника подразделения в области охраны труда Полномочия по непосредственному руководству охраной труда работников подразделений образовательного учреждения возлагаются на начальников этих подразделений. Основные направления работы начальника образовательного подразделения (в области охраны труда) представлены на рис. а начальника отделения кадров на рис. Подробнее содержание соответствующих полномочий освещается в разделах должностных инструкций, примерные тексты которых представлены в приложении к настоящему пособию. За нарушение правил охраны труда работники, в зависимости от характера нарушения и степени виновности, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном трудовым, административным или уголовным законодательством РФ, локальными нормативными актами образовательного учреждения или (и) трудовым договором. При наличии последних. Примеры. и.6. См. ст. 76 и 8 ТК РФ. См. ст..7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. См. ст. Уголовного кодекса РФ.
8 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НАЧАЛЬНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Непосредственное управление безаварийной эксплуатацией оборудования подразделения Внедрение средств предупреждения травматизма, поддержание надлежащих санитарно-гигиенических условий Организация учета рабочего времени лиц, занятых на работах с тяжелыми (вредными, опасными) условиями Разработка предложений по совершенствованию охраны труда отделения Рис.. Руководство подчиненными работниками Участие в разработке проектов локальных нормативных актов по вопросам охраны труда Своевременное выполнение предписаний службы охраны труда и представлений уполномоченных лиц Контроль за состоянием работы по охране труда в отдлении ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛЕНИЯ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Обеспечение документальных подтверждений о состоянии здоровья работника при приеме на работу Ведение учетно-справочной работы по кадрам Обеспечение предоставления работникам льгот и компенсаций за работу с особыми условиями Участие в разработке проектов локальных нормативных актов по вопросам охраны труда Участие в контроле за состоянием работы по охране труда 6 Рис.. В том числе при производстве работ повышенной опасности. В том числе по вопросам соблюдения ими правил и норм охраны труда и техники безопасности. То же при переводе на другую работу и в иных случаях, когда требуется удостовериться в том, что выполнение такой работы не противопоказано работнику по состоянию здоровья. В частности, дополнительных отпусков за работу с тяжелыми (вредными, опасными) условиями. Включая учет работников, выполняющих работы с тяжелыми (вредными, опасными) условиями, работников в возрасте до 8 лет и женщин, работников, здоровью которых нанесен ущерб вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, и т. п., и оформление соответствующим категориям работников необходимых документов (справок и др.). 6 В частности, за своевременностью и полнотой прохождения медицинских осмотров и психиатрических обследований работниками. Глава ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА Служба охраны труда самостоятельное подразделение образовательного учреждения, организующее работу по обеспечению соблюдения требований охраны труда. Такая служба создается, если численность работников образовательного учреждения превышает 0 человек. При принятии решения о создании службы охраны труда определяются: организационно-правовой статус подразделения; функциональное назначение подразделения; организационная структура подразделения; квалификационный и численный состав подразделения; полномочия подразделения. Организационно-правовой статус службы охраны труда устанавливает место подразделения в системе управления деятельностью образовательного учреждения, его подчиненность определенным должностным лицам. Как правило, службу охраны труда возглавляет специально уполномоченное должностное лицо начальник службы. Место подразделения в системе управления деятельностью образовательного учреждения устанавливается в соответствии с одним из нижеследующих вариантов: а) служба охраны труда наделяется статусом структурного подразделения с подчинением начальника службы непосредственно руководителю образовательного учреждения; б) служба охраны труда включается в состав одного из структурных подразделений образовательного учреждения например, управления (администрации) с подчинением начальника службы руководителю этого структурного подразделения. Функциональное назначение подразделения, его полномочия и организационная структура обычно определяются с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере Отдел, бюро и т. п. Работодатель, численность работников которого не превышает 0 человек, принимает решение о создании службы охраны труда (введении должности специалиста по охране труда) с учетом специфики своей производственной деятельности (ст. 7 ТК РФ).
9 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ. Общие требования к организации охраны труда в образовательных учреждениях. Глава. Основы организации охраны труда в образовательных учреждениях. Глава. Система охраны труда образовательного учреждения. Глава. Полномочия руководителя образовательного учреждения в области охраны труда. Глава. Полномочия иных должностных лиц образовательного учреждения в области охраны труда. Полномочия начальника службы охраны труда образовательного учреждения. Полномочия специалиста по охране труда. Полномочия начальника подразделения в области охраны труда. Глава. Правовые и организационные основы функционирования службы охраны труда образовательного учреждения. Глава 6. Правовые и организационные основы функционирования комиссии (комитета) по охране труда и уполномоченного по охране труда. Глава 7. Обязанности работника в области охраны труда. Глава 8. Права работника в области охраны труда Реализация права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда Медицинские осмотры (обследования, освидетельствования) работников Обеспечение работников средствами защиты, лечебно-профилактическим питанием, санитарно-бытовым и лечебнопрофилактическим обслуживанием Обучение и профессиональная подготовка работников в области охраны труда РАЗДЕЛ. Организация расследования и учета несчастных случаев с работниками образовательных учреждений. Глава. Виды несчастных случаев, подлежащих расследованию и учету в образовательных учреждениях. Обязанности руководителя образовательных учреждения при несчастном случае. Глава. Извещение о несчастном случае. Глава. Формирование комиссии по расследованию несчастного случая. Глава. Порядок проведения расследования несчастного случая. Глава. Порядок оформления материалов расследования несчастного случая. Глава 6. Учет несчастных случаев. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования и учета несчастных случаев. РАЗДЕЛ. Совершенствование охраны труда в образовательных учреждениях. Приложения Приложение. Основные обязанности руководящего состава образовательных учреждений в области охраны труда. Приложение. Положение о службе охраны труда. Приложение. Положение о комитете (комиссии) по охране труда. Приложение. Положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда. Приложение. Положение о порядке проверки знаний по безопасности у работников образования (извлечение). Приложение 6. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (извлечение). Приложение 7. Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками (извлечение). Приложение 8. Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда. Приложение 9. Ответственность за нарушение правил охраны труда. Приложение 0. Примерные программы обучения по охране труда РАЗДЕЛ. Охрана здоровья учащихся (воспитанников) образовательного учреждения. Глава 9. Общие вопросы организации охраны здоровья учащихся (воспитанников) образовательного учреждения. Глава 0. Гигиенические требования к условиям реализации образовательной программы основного общего образования