Оглавление:
Требования к смотровой яме для грузовых автомобилей
Главная → Колонка директора → ПроСТО. Комплексная смотровая яма для грузовых автомобилей и спецтехники
ПроСТО. Комплексная смотровая яма для грузовых автомобилей и спецтехники
Мне иногда доводится видеть подобные конструкции: обычно их используют в качестве диагностических участков. Встроенный тормозной стенд позволяет техцентру обосновать право проводить техосвидетельствование (в странах, где диагностическую карту не получается купить за эквивалент 1000 руб.). Но и там такие участки простаивают с минимальной загрузкой, потому что нормальный механик способен оценить распределение тормозных сил на глаз, по результатам торможения после небольшого разгона.
Просмотреть материал нужно обязательно, потому что опыт немецких коллег по вопросу достоин изучения. Но рассмотрение должно быть критическим: например, я не понимаю, как будет устроена защита конструкции против подпора грунтовыми водами. Просто забетонировать ее краешки в пол здесь будет недостаточно.
Группа компаний «РусТехника» является официальным эксклюзивным представителем компании Nussbaum, SMT (Германия), которая специализируется на производстве современного автосервисного оборудования и готовых смотровых ям для автомобилей (Truckbay).
Truckbay – комплекс смотровой ямы и необходимого оборудования для проведения диагностических и ремонтных работ автомобилей и спецтехники грузоподъемностью до 60 тонн. Удобный, безопасный и укомплектованный. Смотровая яма Truckbay представляет из себя полностью герметичную стальную кассету, благодаря которой, работы по строительству опалубки и армированию становятся ненужными, а собственник экономит существенные денежные средства.
Кому подойдут ямные комплексы Truckbay?
- Пунктам Государственного технического контроля (ГТО);
- Станциям технического обслуживания автомобилей;
- Грузовым и легковых дилерским центрам, сервисным центрам по обслуживанию спецтехники, тракторов, комбайнов;
- Предприятиям с большим количеством собственного автопарка;
- Автотранспортным предприятий (АТП), ремонтно-техническим предприятиям (РТП).
Смотровая яма: размеры по гост
Транспортное средство требует регулярного обслуживания и в некоторых случаях ремонта. Устройство автомобиля таково, что проводить подобный сервис без наличия смотровой ямы просто невозможно. Она обязательно есть в гаражах предприятий с собственным автопарком, на станциях технического обслуживания. Некоторые частные автовладельцы, предпочитающие делать ремонт своими руками, обустраивают такую и для собственных нужд.
Благодаря наличию смотровой ямы, можно без каких-либо проблем проводить ремонт следующих узлов транспортного средства:
- поддон картера;
- глушитель;
- выхлопная труба;
- днище;
- коробка передач;
- ходовая часть.
Если она отсутствует в гараже, мастер просто не сможет осуществить не только обслуживание, но и полноценный осмотр важных частей автомобиля. Недостаточно просто сделать смотровую яму. Она должна соответствовать определенным стандартам. Иначе осуществлять какие-либо манипуляции не получится.
Что собой представляет смотровая яма?
Это углубление в основании гаражного строения. Оно позволяет беспрепятственно проводить ремонтные работы и текущее обслуживание. Даже частный автомобилист сможет осматривать днище транспортного средства в профилактических целях, что позволяет своевременно предотвратить серьезную поломку. Удобство смотровой ямы обусловлено не только наличием достаточного количества света, но и возможностью полного обзора узлов, которое обеспечивается правильным выбором размеров данного углубления в полу гаража.
Существует определенный государственный установленный стандарт, следование которому позволяет избежать ошибок при обустройстве смотровой ямы. Если следовать ГОСТу, механик сможет стоять в полный рост, проводить доскональный осмотр и спокойно дотягиваться до требуемых узлов. К важным параметрам относится не только глубина и ширина, но и длина. Слишком короткая смотровая яма не позволяет провести полную проверку днища машины, что в значительной степени усложняет любые ремонтные и сервисные работы.
Существующие стандарты и нормы
Нормативная документация разработана для предприятий, чья прямая деятельность связана с осмотром транспортной техники. Следовательно, данное углубление проверяется на соответствие существующим ГОСТам. Если оно удовлетворяет требованиям, компетентные органы осуществляют регистрацию. Иначе выдается предписание о несоответствии.
Соблюдение государственного стандарта не требуется в тех случаях, когда сооружение не используют для ведения коммерческой деятельности. В нормативных документах особое внимание уделяется освещению, вентиляционной системе, безопасности находящегося в яме обслуживающего персонала. Габариты в стандартах тоже прописываются, но они относятся к второстепенным. Следовательно, если углубление в гараже планируется делать для личного пользования, изучать такую документацию нет никакой необходимости.
Это никоим образом не означает того, что конструкция может возводиться произвольно. Если не соблюдать определенных правил, нахождение в сооружение может быть небезопасным и неудобным. Кроме того, обязательно учитывается и тот факт, планируется ли обслуживать легковые или грузовые транспортные средства.
Что учитывается при оборудовании смотровой ямы?
Углубление, как уже упоминалось ранее, делается в основании гаража. Следовательно, обязательно необходимо знать уровень пролегания грунтовых вод. Иначе оно постоянно будет влажным или затопленным. Проводить какие-либо работы в подобных условиях нельзя, поскольку это несет в себе угрозу жизни. Оптимальная глубина залегания составляет два с половиной метра ниже уровня земли. Если она выше этого показателя, обустройство ямы запрещено.
Защита конструкции не позволит устранить данный недостаток. Влага будет скапливаться постоянно, а автомобиль в подобных условиях начнет подвергаться коррозийным процессам. В подобных ситуация яму делают эстакадной и располагают на улице, но неподалеку от самого гаража. Это актуально как для конструкций, используемых на предприятиях, так и для частных сооружений. Если пренебречь данной рекомендацией, узлы машины будут ржаветь.
Размеры конструкции
Габариты сооружения рассчитывают по следующим параметрам:
- Длину выбирают такой, чтобы можно было спокойно спускаться вниз и осматривать все днище. Иными словами, должен оставаться «зазор» для беспрепятственного поднятия/спуска в углубление даже тогда, когда сверху стоит машина. Чтобы добиться этого, яму делают длиннее автомобиля как минимум на один метр.
- Глубину конструкции делают на 10 сантиметров больше человеческого роста. Здесь учитывают либо средний, либо индивидуальный показатель. Все зависит от того, где обустраивают смотровую яму. Она должна быть такой, чтобы не приходилось пригибаться или, наоборот, тянуться вверх.
- Ширину рассчитывают по параметрам транспортного средства — размер колесной пары. Его замеряют или делают приближенным к классу и типу машин, которые планируется осматривать/ремонтировать. Это обусловлено тем, что в будущем автомобиль может меняться. Кроме того, на сервисных станциях обслуживают десятки различных марок машин.
Данные параметры напрямую зависят от целей использования смотровой ямы и того, какие машины планируется обслуживать — легковые и/или грузовые.
Глубина, длина и ширина для станции технического обслуживания
Смотровая яма в частном гараже может иметь размеры под индивидуальные нужды автовладельца. На СТО подобное просто не позволит выполнять поставленные перед предприятием, работающим на коммерческой основе, цели. Чтобы обслуживать и ремонтировать различные марки автомобилей, на станциях оборудуют универсальный смотровые ямы, оптимальные размеры которых следующие;
- 100 см в ширину;
- 550 см в длину;
- 180 см в высоту.
Показатели глубины на СТО считаются не до уровня поверхности пола. Высота определяется до колес автомобиля, когда он находится на смотровой яме. Это обязательно учитывается при обустройстве углубления. Такая особенность обусловлена тем, что рабочая поверхность на станциях технического обслуживания не всегда находится на одной плоскости с основанием.
Габариты при обслуживании грузовых автомобилей
Отличаются большими размерами. Проектирование смотровой ямы в данном случае значительно затрудняется. Проблема заключается в том, что у грузовых транспортных средств данной категории расстояние между колесами у различных моделей значительно отличается. Таким образом, здесь требуется применение уже иного подхода.
Яму обустраивает по эталонному образцу. В качестве примеру берется имеющаяся в автопарке грузовая машина. Из полученного показателя отнимают 30-40 см. Такой подход не всегда оправдан и для некоторых моделей осмотр/ремонт становится затруднителен. Лучше делать универсальное углубление с усредненными показателями, то есть шириной в 100 см. Такая яма позволяет осматривать модели с базой и в 80, и в 120 см.
Смотровая яма для частного гаража
Оборудовать углубление под авто определенной марки — не лучший вариант, поскольку машину рано или поздно поменяют, а, следовательно, изменятся и параметры. Чтобы можно было отремонтировать/осмотреть любое легковое транспортное средство, яму делают шириной в 75-80 см. Длина не ограничивается «плюс» одним метром к габаритам машины. Размер может быть больше. Если есть возможность, оборудуют спуск с лестницей. Глубину не следует делать универсальной. Лучше измерить свой рост и прибавить сантиметров 15-25.
Смотровая яма: размеры по гост
Сервисное обслуживание и ремонт автомашин предполагает наличие смотровой ямы. Находясь в ней, автовладелец либо механик, если это сервисная станция обслуживания либо предприятие с собственным автопарком, получает возможность проводить как мелкие, так и средней сложности ремонтные работы. Наличие смотровой ямы позволяет провести осмотр следующих узлов авто:
- днища;
- ходовой части;
- глушителя;
- коробки передач;
- выхлопной трубы;
- поддона картера.
Она представляет собой углубление в основании (полу) гаража. Удобство пользования и возможность проведения тех или иных ремонтных работ, в том числе и осмотра днища в профилактических целях, обусловлено не только наличием достаточного освещения, но и обзора. Последнее отражается в правильном выборе габаритов смотровой ямы.
Невозможность стоять в полный рост, проводя осмотр, либо, наоборот, дотянуться до днища делают сооружение абсолютно бесполезным. Это касается и тех случаев, когда длина ямы не позволяет произвести полный осмотр днища.
Какие государственные стандарты и нормы на смотровые ямы существуют?
Нормативные документы относительно оснащения смотровой ямы касаются исключительно предприятий, занимающихся осмотром автомобильной техники. Они предполагают то, что это сооружение является частью технической базы, поэтому подлежит соответствующей регистрации, полному соответствую имеющихся ГОСТов.
Существует всего несколько таких документов. В нормативных актах в большей степени затрагивают правила относительно освещения и схемы вентиляции, безопасности, нежели габаритов. Если сооружение оборудуется не с целью ведения коммерческой деятельности, соблюдения предписаний этих документов не требуется. Иначе необходимо изучить соответствующую нормативную базу.
Отсутствие необходимости регистрировать гараж со смотровой ямой не означает того, что она может возводиться в произвольном порядке. Существуют определенные нормы, от которых зависит безопасность и удобство эксплуатации сооружения. Немаловажным фактором является и решение вопроса относительно того, какие автомобили предполагается обслуживать — легковые и/или грузовые. Это определяет габариты будущей конструкции.
Особенности обустройства смотровой ямы
Основным нюансом «возведения» смотровой ямы является нахождение уровня грунтовых вод. Существует определенный стандарт, согласно которому он не должен пролегать на отметке в 2,5 метра от уровня почвы. Когда грунтовые воды располагается именно в этих пределах, смотровую яму делать нельзя.
Никакие меры предосторожности не смогут защитить автомобиль от образуемой и скапливаемой на дне сооружения влаги. Альтернативным вариантом смотровой яме в такой ситуации становится эстакадная конструкция, которую располагают неподалеку от гаража, то есть на улице.
Это касается и индивидуальных гаражей, и предприятий, на которых занимаются техническим и сервисным обслуживанием транспортных средств. Иначе коррозийные процессы станут неизбежными, что является недопустимым.
Каких размеров должна быть смотровая яма?
При расчете габаритов сооружения, определяемых тремя параметрами, руководствуются нижеследующими данными:
- Глубина. Высота от дна ямы должна быть на 10-15 сантиметров выше роста человека. Это оптимальный показатель глубины, позволяющий производить ремонтные работы и осмотр транспортного средства без необходимости тянуться, нагибаться, приседать.
- Ширина. Этот показатель смотровой ямы напрямую привязан к габаритами транспортного средства, а, точнее, к размеру колесной пары. Его можно замерить самостоятельно, но, учитывая то, что в будущем автовладелец возможно захочет сменить марку авто, следует выбирать оптимальную ширину. Это особенно актуально для СТО и прочих предприятий, обслуживающих разные модели транспортных средств.
- Длина. Определяет удобство спуска в смотровую яму и обеспечивает обзор всего днища. В процессе проектирования, как правило, предусматривают оснащение сооружения ступенями либо лестницей. Чтобы спуск был удобен, длина должна превышать размер машины как минимум на 1 метр.
Эти параметры вариативны. Они зависят от типа транспортного средства, с какими целями используют смотровую яму — личных или коммерческих.
Длина, ширина, глубина смотровой ямы на СТО
Индивидуальное возведение сооружения отличается от аналогичного на станциях технического обслуживания. Если автовладелец может самостоятельно корректировать габариты под собственные нужды и параметры личного автомобиля, на СТО обслуживают различные марки машин, что накладывает требования по обустройству «универсальной» ямы.
Оптимальными размерами сооружения на станциях техобслуживания считаются следующие показатели:
- ширина — 1000;
- длина — 5500;
- высота — 1800.
Все размеры указаны в миллиметрах. Следует учитывать, что параметр глубины для станций технического обслуживания считается до поверхности расположения колес во время ремонта, а не до уровня пола. Это обусловлено тем, что рабочая поверхности на СТО не всегда располагается в один уровнем с полом.
Размеры смотровой ямы для обслуживания крупногабаритных транспортных средств
Строительство ямы, которую предполагается использовать для обслуживания грузовых автомобилей, подразумевает несколько иные размеры. Расстояние между колесами у автомашин этой категории значительно отличается от модели к модели. Это значительно усложняет проектирование сооружения.
Вариантов расчета два. Первый предполагает взятие за «эталонную» величину показатели собственного автотранспорта и вычитание из нее 300-400 миллиметров. Если расчеты неверны, добираться до нужных узлов придется с трудом. Второй вариант подразумевает то, что яму оборудуют универсальной, усредняя параметры, то есть делают с шириной в 1000 мм, что позволяет осматривать авто и с базой в 120, и с базой в 80 см.
Габариты смотровой ямы для индивидуального (частного) гаража
Ширину можно делать под индивидуальные особенности колесной базы, но это не самый лучший вариант, поскольку авто рано или поздно приобретают новое, что не исключает выбор в пользу отличной от старой модели. Ее габариты могут быть несколько иными. Оптимальным вариантом станет ширина в 75-80 см. Это исключит какие-либо проблемы в будущем, позволит проводить осмотр даже микролитражек.
Необязательно ограничиваться длиной «плюс» 1 метр к габаритам автомобиля. В индивидуальном строительстве можно брать и большие размеры. Если площадь гаража позволяет, то часто оборудуют капитальный и удобный спуск с хорошей стационарной лестницей, а не приставной. Ступеньки можно сделать в коротком отрезке, если выбрать Г-образную форму. Это приведет к увеличению расходов на материалы, но сделает смотровую яму максимально удобной. Нишу можно делить не только вдоль, но и поперек.
Глубину нет смысла брать средних показателей. Владелец должен брать свой рост и прибавлять к нему 10-15 см, а лучше 25 сантиметров, учитывая необходимость прокладки гидроизоляции, что может забрать часть глубины. Если яма получается глубже, чем надо, настил поднимают на нужную высоту.
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
6. Смотровые ямы.
Смотровые ямы.
Смотровые ямы в производственных ремонтных зонах и в частных гаражах проектируются и строятся в соответствии с ОНТП-01-91 РД 3107938-0176-91 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» и межотраслевыми Правилами по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р М — 027 — 2003.
1. Для обеспечения доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава, в процессе выполнения работ ТО и ТР преимущественно должны использоваться напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели и т.п.).
В отдельных случаях в соответствии с требования технологического процесса допускается устройство смотровых ям (канав).
2. Размеры смотровых ям (канав) должны проектироваться с учетом следующих требований:
а) длина рабочей зоны смотровой ямы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава;
б) ширина смотровой ямы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи подвижного состава с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
в) глубина смотровой ямы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава и составляет:
— для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса — 1,3-1,5 м.
— для грузовых автомобилей и автобусов — 1,1-1,2 м.
— для внедорожных автомобилей-самосвалов — 0,5-0,7 м.
3. На въездной части смотровой ямы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15-0,20 м.
4. Проездные (прямоточные) смотровые ямы, располагаемые параллельно друг другу, должны, как правило, объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы — открытыми траншеями.
5. Высота от пола до низа покрытия тоннеля должна составлять не менее 2 м, ширина тоннеля — не менее 1 м.
6. Ширина траншеи принимается равной 1,2 м без размещения в оборудования и 2,0-2,2 м при размещении в ней оборудования.
7. Для входа в смотровые ямы (канавы) следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м в количестве:
— для тупиковых смотровых ям, объединенных траншеями — не менее одной на три канавы; для индивидуальных проездных смотровых канав, объединенных тоннелями — не менее одной на четыре канавы;
— для проездных смотровых ям поточных линий — не менее двух на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м;
— для тупиковых смотровых ям, не объединенных траншеями — по одной на каждую яму.
Входы в смотровые ямы (канавы) не должны располагаться под автомобилями и на путях движения (за исключением постов для специальной обработки подвижного состава в соответствии СНиП 2.01.57-85) и маневрирования подвижного состава и иметь ограждение перилами высотой 0,9 м.
8. На тупиковых смотровых ямах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей.
9. Смотровые ямы должны иметь ниши для размещения электрических светильников и розетки для включения переносных ламп напряжением 12 В.
10. Для обеспечения подъема подвижного состава на смотровых ямах следует предусматривать передвижные или стационарные канавные подъемники.
11. Смотровые ямы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями ВСН-01-83 Минавтотранса РСФСР.
12. Смотровую яму окаймляют внутренней железобетонной или стальной ребордой, заканчивающейся со стороны въезда сплошным клинообразным или полукруглым возвышением (отбоем) для выравнивания колес. В тех случаях когда колея передних колес по размеру близка к колее наружных задних колес (например, у легковых автомобилей или автобусов), можно устраивать ямы с наружной ребордой.
13. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.
14. Выход из одиночной тупиковой ямы должен быть со стороны, противоположной заезду автотранспортного средства.
15. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения АТС.
16. При наличии одного выхода из смотровой ямы в ее стене должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.
17. Стены смотровых ям, траншей и тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов. Полы в канавах, траншеях и тоннелях должны иметь уклон 2 % вниз от основного входа для стока воды.
18. Смотровые ямы должны иметь рассекатели и направляющие реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение АТС в канаву во время его передвижения. Высота рассекателей и реборд выбирается исходя из величины меньшего дорожного просвета. Реборды могут иметь разрывы для установки домкратов.
19. Для перехода через смотровые ямы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.
Ответы на вопросы по смотровой яме
Доброго времени суток. В гараже имеется смотровая яма и как это бывает в ней стоит вода, полы деревянные снял, грунт очень сырой, хотелось бы залить бетоном или перекрыть деревом. В моём случае, что лучше сделать? Бетонный пол или деревянный, и как это сделать правильно? Заранее спасибо.
Доброго времени суток! Я проживаю в Саратове, у меня гараж с ямой, в ней постоянно вода. В какую стоимость обойдется сделать яму под ключ, чтобы все было сухо. Размер ямы 3*1*1,5. Спасибо!
Здравствуйте, меня интересуют размеры смотровой ямы под газель. Заранее спасибо.
Скажите, какой глубины мне необходимо сделать смотровую яму в гараже и что надо учитывать при ее основании? Сейчас у меня машина Пежо 205, но хотелось бы что-то повыше в будущем. Спасибо!
Здравствуйте! Начал делать смотровую яму: в бетонном полу вырубил «окно» для ямы, вскрыл гидроизоляцию (рубероид), далее пошли 20 см песка, и появилась вода. Сейчас осень, много дождей. Замерзнет ли грунт зимой для углубления на 1 метр? В планах: на дно ямы утрамбовать 10 см щебня + сверху 5 см песка + гидроизоляция (линокром — стены и дно) и залить все бетоном 10 см с армированием. В чем ошибки? Спасибо.
В гараже пол из железобетонных плит. 3 шт. Как сделать лаз под смотровую яму в средней плите? И как ее лучше укрепить после этого?
Здравствуйте! У меня пол на деревянных лагах (бревна), расстояние между которыми примерно 90 см. Есть смотровая яма, но ходить в ней неудобно из-за лаг. Хочу сделать подпорки под несколько лаг, а их средние части убрать. Возможно ли такое, используя столбчатый фундамент из бетона или кирпича?
Здравствуйте! Какие существуют нормы, ГОСТы, правила, документы по обустройству смотровых ям на автопредприятиях? Знаю только про необходимость наличия вентиляции и разметки ямы. Существуют требования по размерам ямы, например?
Здравствуйте! У меня такой к Вам вопрос. В гараже есть смотровая яма. Она постоянно сыреет, а если закрыта досками сверху, то за несколько дней на досках со стороны ямы собираются капельки конденсата. Гаражная яма сделана следующим образом. Стены — кирпич, пол – стяжка бетонно-песчаная (обычная). Под стяжкой и полом нет никаких утеплений и гидроизоляций! Построили гараж в том году. Этой зимой почти вся яма была покрыта инеем. Гараж не отапливается. Готовы даже пойти на уменьшение ямы, для ее утепления, гидроизоляции и т.д. Но, как правило, сколько людей, столько и мнений. А хочется с первого раза попасть в точку, чтобы не тратить зря деньги! Спасибо.
Перед заливкой пола в гараже, выкопал смотровую яму, которую хочу обложить шлакоблоком. Подскажите, можно ли сначала выложить стены, а потом залить пол в яме, или все-таки сначала залить пол, а потом на него уже шлакоблок?
Сколько будет стоить выкопать смотровую яму в гараже 4 м. длинна 1,2-1,5 м. ширина, естественно с кирпичной или бетонной кладок. готовая нормальная яма с арматурой (под ключ).
Пришла мысль сделать смотровую яму в существующем гараже. Пол в гараже бетонный, под гаражом на глубине 3,5 – 4м погреб на всю ширину и треть длины гаража. Пол в погребе – песок, стены – из того, что было (плиты, блоки, кирпич), между гаражом и погребом на глубине около метра лежит плита. В ГСК сделана какая-то система водоотвода, ГСК находится над небольшим оврагом, в который стекает вода по трубе. В погребе никогда воды нет, максимум – конденсат на стенах и потолке. ГСК 90-го года постройки. Подскажите, какими должны быть мои действия после выкапывания ямы? Нужно ли гидроизолировать яму при таких условиях влажности в погребе? Как правильно армировать стены и пол ямы, как правильно заливать?
Здравствуйте, я спрашивал вас, из чего сделать накрытие смотровой ямы, которая будет регулярно открываться. Пол в гараже сделан из ж/б плит, а яма выложена из кирпича (кладка в кирпич 25см). Я хотел придумать что-нибудь подвижное, но ничего пока не придумал.
Купил гараж 4*6, по всему периметру яма 2 м. Нет плит перекрытия. Как можно самому сделать пол, стяжку, яму? Заранее благодарю!
Можно ли обложить смотровую яму шлакоблоком, а не кирпичом?
Можно ли обложить смотровую яму шлакоблоком а не кирпичом?
Добрый день. Подскажите пожалуйста размеры смотровой ямы для грузовых автомобилей (ГАЗ-3307 ), учитывая средний человеческий рост водителей примерно 1.80м.
Почва очень водянистая, особенно в осенне-весенний период, когда дождливо. Можете вы посоветовать, как построить яму или может быть эквивалент ямы, что-нибудь типа эстакады, только не сильно дорогой?
Подскажите, какой толщины доска должна быть для покрытия смотровой ямы в гараже?
Сергей, доброго дня! Подскажите, пожалуйста, надо ли утеплять пол смотровой ямы в гараже?
Стенки смотровой ямы (Д=3,5м; Ш=0,8м; В=1,7м. Гидроизолированная) внутри «холодного» кирпичного гаража (гаражные стены – в кирпич) нужно делать толщиной в полкирпича, или в кирпич? P.S. Большое спасибо Вам за помощь! Доброе дело делаете для простых людей. Зачтется.
Какую яму выбрать из бетона или кирпича? У соседе через 8 метров по весне стоит вода глубина ямы 1.6м.стоит где-то 20 см воды.
Будет ли автомобиль в холодном гараже «гнить» быстрее при наличии даже гидроизолированной ямы, чем без ямы вообще?
Почти построили яму, а два дня назад пошли дожди, и вода проникает в яму. Что делать?
Какова должна быть реальная глубина смотровой ямы для ремонта импортной грузовой техники дорожным просветом 20-30 см, не учитывая ОНТП-01-91. Проектирование предприятий автомобильного транспорта, в котором указана глубина 1,1 — 1,2 м. для роста метр с кепкой.
В смотровой яме появилась вода, что делать, как избавиться?
Здравствуйте! Как предотвратить появление воды в смотровой яме? Слышал, что можно устроить гидроизоляцию с применением жидкого стекла, но как это сделать? В каких пропорциях и каким слоем? Сейчас у меня яма засыпана песком наполовину (сделал прежний хозяин), но это не помогает.
Добрый день. Подскажите, какие обычно размеры должны быть у смотровой ямы — глубина, ширина, длина?
Здравствуйте Сергей, в общем дело такое: в прошлом году выкопал яму в гараже, и начал выкладывать её стены кирпичом, но пришли морозы и доделать кладку так и не удалось, грунт очень сырой, и по моему даже подводная река протекает аккурат на месте ямы, зимой обнаружил что кирпичные стены ямы выдавило замерзшим мокрым грунтом, и подозреваю что воды в яме мне не избежать, грунт- глина 2.5м, далее песок. Вот собственно вопрос: стоит ли продолжать строительство ямы, ведь стены с каждым годом будет выдавливать всё больше и больше, или всё же можно в середине ямы выкопать углубление до песка и засыпать его щебнем, и можно ли будет избавиться от влаги поступающей из ямы, автомобиль хранится непосредственно над ямой, или же можно засыпать яму(правда очень жалко потраченных сил и материалов) и оставить небольшое углубление в полу глубиной 0.5м , пол хотелось бы бетонный, не будет ли его выперать при морозах? Помогите пожалуйста. Дайте дельный совет, просто на знаю что делать. Заранее благодарен.
Здравствуйте!! Подскажите есть такая проблема. Сделал в гараже яму смотровую шириной 80 см и глубиной 1,6. Пол в яме залил цементом и стены у ямы выложил кирпичом. Первой весной треснул пол в яме. Кирпич весной был влажный не сильно и только внизу. Яму не затопило! Всё лето шли дожди. Зимой давануло пол в яме хорошо, трещина стала большая. И стал большой бугор! Подскажите что сделать чтоб не давило так сильно пол.
Хочу обложить смотровую яму шлакоблоком. Как это сделать, если в гараже температура ниже нуля? Неохота ждать весны.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста! Можно ли расположить овощную яму в гараже глубже фундамента? Если да, то насколько глубже?
Здравствуйте ещё раз! Вопрос по поводу смотровой ямы в гараже. Насколько уместно совмещение смотровой ямы со спуском в овощную (т. е. смотровая яма является спуском в овощную). И как лучше устроить вентиляцию смотровой, т. к. автомобиль будет расположен над ней, с целью предотвращения испарения влаги на него.
Существуют ли установленные ГОСТом размеры разметки габаритов смотровой ямы в производственном гараже? Имеется в виду ширина и длина желто-черных полос вокруг ямы. Спасибо.
Тонкости строительного дела вам чужды? Я, Сергей Багров, помогу Вам разобраться в любом вопросе строительной тематики, ведь строительство — моя стихия. Вместе мы сможем рассеять любые ваши сомнения.
Обзор характеристик и видов смотровой ямы в гараже
Любой автовладелец знает, что от качества ухода за автотранспортным средством зависит его срок эксплуатации. Следовательно, у «железного коня» должно быть свое место. Гараж – это идеальное место для его хранения. Необходимо понимать, что помещение должно быть защищено от попадания влаги, от резких перепадов температур и от иного воздействия окружающей среды. Инструкция как сделать смотровую яму в гараже здесь: http://kakgarazh.ru/smotrovaya-yama/instrukciya-kak-sdelat-smotrovuyu-yamu-v-garazhe.html.
На фото гараж, оборудованный смотровой ямой
Для того чтобы выполнить смотровую яму в гараже, необходимо правильно провести все расчеты. Особого внимания должны удостоится ширина и глубина этого технического элемента. Ширина смотровой ямы должна соотноситься с габаритными размерами автомобиля, который будет храниться в этом автомобильном доме. То есть нужно учитывать марку авто и размеры колесной базы, а также все вероятные модификации. В том случае, если автомобилей несколько или ремонтировать в гараже предполагается различные автотранспортные средства, то ширина должна составлять 75-80 см. Ознакомиться с советами чем покрасить стены в гараже можно здесь.
Что же касается глубины, то этот показатель должен соотносится с ростом человека, плюс 15-20 см. Это позволяет легко устранять неполадки на любом авто. Итак, оптимальными размерами смотровой ямы в гараже называют глубину в 180-190см, ширину в 75-80 см и длину, складывающуюся из длины машины + 1 м.
Совет: при проектировании смотровой мы следует продумать наличие ступенек и подумать о лестнице приставного типа (если площадь гаража ограничена).
По мнению специалистов, технически грамотно устраивать смотровую яму в гараже по центру помещения. при ее сооружении учитывают не только габаритные размеры помещения, но и размеры автомобиля. Так, для грузовиков смотровые ямы будут значительно больше. Если же гараж стоит на болотистом грунте, то стоит позаботиться о гидроизоляции и утеплении смотровой ямы, ее выполняют на этапе укладки камня или заливки бетонной конструкции.
На данный момент в гаражах стараются делать смотровые ямы. Устройства данного типа позволяют самостоятельно проводить ремонт собственного автотранспортного средства, что дает возможность существенно экономить на ремонтных работах. Читайте инструкцию как сделать погреб в гараже на этой странице.
Следует отметить, что все смотровые ямы делятся по нескольким критериям:
По виду материала:
- смотровая яма в гараже из бетона – этот вид ям является весьма практичным и удобным. Ко всему прочему изделия из бетона могут прослужить длительный период времени. К тому же, бетон не подвержен воздействию химических веществ и не портиться от воздействия внешних факторов;
- металлическая смотровая яма в гараже – данный тип смотровых ям легок в исполнении и монтаже. Смотровые ямы из металла отличаются сравнительно низкой ценой, но и служат они меньше.
- неглубокая смотровая яма в гараже – такая яма удобна в небольших помещениях. Она позволяет проводить техническое обслуживание автомобиля в состоянии лежа. Работать в данном положении могут максимум два человека.
- глубокие ямы в гараже – ямы этого типа весьма удобны, потому как работа может проводиться в положении стоя. Одновременно в яме может находиться до четырех человек. Это позволяет сократить время наладки авто.
При устройстве смотровой ямы нужно помнить о том, что она должна быть:
Как уже говорилось смотровая яма в гараже — это много плюсов, но как оказалось, есть и минусы.
Готовая смотровая ямы для гаража на фото
К плюсам смотровой ямы относят:
- возможность проведения своевременных профилактических работ;
- возможность экономить собственные финансовые средства;
- возможность заработать.
На фото процесс строительства смотровой ямы в гараже
А вот к минусам можно отнести такие моменты, как:
- риск повышения влажности и появления воды в гараже;
- проблемы в самостоятельном сооружении.
На снимке пример использования смотровой ямы
Внимание! Владелец гаража должен понимать, что несмотря на свою полезность, смотровая яма весь опасна, в те моменты, когда ее не используют по назначению. Необходимо позаботиться о защитной конструкции.
Оформление смотровой ямы в гараже — это дело каждого автовладельца. Она может быть отделана шифером – материал прочный и обладает высокой износостойкостью. Читайте руководство по выбору вида погреба в гараж.
Также можно обложить смотровую яму в гараже декоративным материалом, к примеру камнем и устроить встроенную подсветку.
Для того, чтобы использовать смотровую яму по назначению ее необходимо обустроить под себя. Следует соорудить лестницу для удобства спуска в нее и сделать несколько навесных элементов для временного хранения инструментов.
Что же касается освещения, устраиваемого в смотровой яме, то оно зачастую носит переносной характер. Для этого применяют яркие лампы, крепленные на переносках.
Но в некоторых случаях, осветительные элементы устраивают на боковых поверхностях. Светильники для смотровых ям должны быть прочными и лучше всего, чтобы корпус лампы был противоударным. Ведь никто не защищен от падения инструментов.
Подсветка смотровой ямы в гараже должна быть средней яркости, потому как слишком тусклая не даст возможности комфортно проводить все работы, а в случае чрезмерной яркости ремонт принесет серьезный дискомфорт зрению человека.
Некоторые владельцы автомобильных домов предпочитают встроенные светильники, так вероятность их повреждения сводится к нулю. Тем более, светодиоды позволяют существенно экономить на объемах потребляемой электроэнергии.
Сколько стоит сделать смотровую яму в гараже?
Устроить смотровую яму можно как собственными силами, так и при участии команды специалистов. Последний вариант является наиболее приемлемым, потому, как только профессионалы могут провести все работы с должной аккуратностью и тщательностью. Они проверят наличие подземных вод и осмотрят все территорию на линии залегания технических магистралей (кабели различного значения).
Для того, чтобы команда рабочих вырыла котлован под типовой габаритный размер смотровой ямы, при учете всего необходимо для ее создания строительного материала, нужно будет затратить около 12-15 000 рублей.
Но стоимость таких работ может зависеть от территориального расположения гаража, от качества грунта и от материала, из которого выполняется смотровая яма.
Смотрите на видео рекомендации по строительству смотровой ямы в гараже:
Смотровая яма – это неотъемлемый элемент любого автомобильного дома. Он позволяет проводить регулярный технический осмотр гаража за счет улучшается качество ухода за авто. Как следствие увеличивается срок эксплуатации автотранспортного средства.
Смотровая яма своими руками
Правильно обустроенная яма в гараже является отличным помощником для автолюбителя, с ней можно сделать мелкий ремонт автомобиля, провести профилактические работы или диагностические мероприятия без особых затрат. Она быстро становится важной частью строения и его главным достоинством.
В нашей стране наличие смотровой ямы способен оценить практически каждый автовладелец, поэтому и при строительстве гаража ее часто планируют первой. Чем же полезна смотровая яма, сделанная своими руками, как ее спроектировать и построить? И можно ли ею дополнить уже в готовое строение?
Смотровая яма из кирпича
Чем может быть полезна смотровая яма
Ответ на этот вопрос очевиден – смотровая яма нужна для удобного обслуживания автомобиля. Некоторые любители сами без помощи мастера совершают самые сложные операции, сооружая в собственном гараже небольшую СТО.
Другие же привычно обращаются к специалистам в технических центрах, однако и они не могут отрицать полезности смотровой ямы. На дорогах то и дело возникают ситуации, при которых возникает желание по возвращении домой осмотреть днище машины. Кочки и выбоины солидных размеров встречаются ежедневно, и после каждого неприятного удара вряд ли удобно ездить к автослесарю.
А вот в собственном гараже в спокойной обстановке, без очереди и в удобное время легко проверить, нет ли серьезных повреждений у машины. И именно смотровая яма дает возможность подобного осмотра, не говоря уж о практических работах. Она дает доступ к:
- ходовой части;
- днищу и его защите;
- глушителю;
- коробке передач;
- поддону картера;
- выхлопной трубе.
Также благодаря этому сооружению можно самостоятельно сменить масло, а ведь эта процедура в мастерской стоит довольно дорого.
смотровая яма из плитки
Достоинства и недостатки наличия смотровой ямы в гараже
На первый взгляд наличие ямы в собственном гараже является большим плюсом, но есть и нюансы, о которых нужно знать при ее обустройстве. К достоинствам решения в первую очередь относится возможность осуществлять осмотр вышеперечисленных частей автомобиля, не прибегая к помощи специалистов. Это просто, бесплатно и для многих владельцев машин даже интересно.
Далее, ремонт и техническое обслуживание без участия профессионального автослесаря позволяет сэкономить довольно большие суммы. Если подсчитать за год, во сколько обходится в мастерской смена масла и другие действия, выгода становится очевидной. Да и сам навык ремонта будет ещё не раз полезен.
К тому же если яма достаточно просторная, в ней же часто хранят ремонтные наборы и запасные части для автомобиля. Особенно это актуально для небольшого по площади гаража, в котором есть дефицит свободного места.
Чем же может не угодить столь полезный уголок? Самой главной опасностью при постройке гаража с ямой, являются близкорасположенные грунтовые воды. Вообще, избыток влаги является врагом автомобиля, а если в смотровой яме плохо сделана гидроизоляция, то даже при отсутствии подтоплений, вода будет накапливаться на стенках сооружения из-за перепадов температур в холодное время года.
вода в смотровой яме
Однако стоит отметить, что недостатком смотровая яма станет только в том случае, когда она сделана с нарушением технологий строительства и без учета инженерно-грунтовых особенностей участка.
Строительство смотровой ямы
Производится ли оно при закладке будущего гаража или в уже готовом помещении, этапы строительства одинаковы. Сначала проводится подготовка и разметка ямы, затем ее отделка и проведение коммуникаций. Ничего сложного в этом нет, однако каждый шаг требует грамотного исполнения со знанием некоторых тонкостей.
И в первую очередь нужно узнать уровень залегания грунтовых вод на разрабатываемом участке. Он должен быть не менее 2.5 метров для того, чтобы строительство было оправданным, и проверку лучше проводить самостоятельно, просто пробурив как можно глубже отверстие в земле на строительном участке. Можно также опросить соседей, уже имеющих в своих гаражах подвалы или ямы.
Какими должны быть размеры
Первым важным шагом является разметка ширины смотровой ямы. Она должна быть комфортной, но не усложнять движений автомобиля по гаражу. Опыт многих строителей сходится на том, что это около 70 см, к которым можно прибавить ещё 5-10 см.
Более сложным вопросом является определение длины сооружения. Она не должна быть меньше двух метров, иначе весь смысл конструкции меняется, однако ее увеличение может быть очень полезным при правильном использовании. Если будут сделаны стационарные ступени, их длина также должна быть прибавлена к минимальной.
Однако растягивать ее на весь гараж не только финансово невыгодно, но и вредно. Хорошо, если помещение большое и смотровая яма просто будет находиться дальше того места, где становится машина — это ещё один способ защитить днище от конденсата.
Важно помнить, что итоговый размер углубления будет меньше, чем черновой за счет слоев отделки и выкладывания стен. Поэтому на этапе земляных работ к полученным пропорциям прибавляют толщину стен и пола, и «углубляются» в соответствии с этим.
Глубина ямы должна составлять рост пользователя и зазор для работы — это 15-20 см до верха ямы. Лучше сделать ее более глубокой, ведь сделать деревянный настил на полы довольно легко. Если же ошибка приведет к необходимости постоянно биться головой о днище машины, вся постройка потеряет свой смысл.
Если строится смотровая яма для грузовика, то ее пропорции несколько меняются. Расстояние между колесами у больших машин разных моделей весьма разное, поэтому за основу берется размер собственного авто. Яма должна быть на 30-40 см уже, чем этот показатель. Если она будет меньше, то добраться до всех узлов грузовика не получится.
Если же яма нужна для обслуживания и легковой и грузовой машины, ее ширина должна быть усредненной. Например, ширина для одного автомобиля 80 см, а для другого 120 см. В таком случае искомый размер ямы будет один метр, хотя это усложнит маневрирование на легковой машине.
Основные этапы строительства
Строительство смотровой ямы своими руками проходит несколько этапов:
- разметка участка;
- рытье котлована;
- укладка гидроизоляции;
- обустройство пола;
- выкладка стен.
Элементы конструкции смотровой ямы
Для того чтобы сделать правильную разметку на участке, необходимо сразу выбрать строительный материал для стен. Если выбран кирпич, то ширина кладки будет составлять примерно 12 см (у кирпича разных марок и размеры отличаются), и тогда к ширине и длине прибавляются по 24 см. Если стены бетонируются, то берется толщина в 20 см, то есть к общим параметрам стоит добавить по 40 см.
Рытье котлована производится вручную, так как пропорции его довольно небольшие. Стены и пол после проведения земляных работ нужно выровнять как можно более тщательно, это упростит дальнейшие действия.
Элементы гидроизоляции
До сих пор многие используют в качестве водонепроницаемого слоя полиэтилен, однако более долговечными являются полимерные мембраны или битумные материалы. Если гараж стоит на достаточно сухом грунте, можно взять жидкую гидроизоляцию, которая наносится кисточкой, а затем застывает.
Для пола достаточной будет бетонная заливка толщиной в 7-8 см, однако качество смеси должно быть высоким. Ещё перед укладкой гидроизолирующего материала нужно провести уплотнение пола гравием. Для этого слой камня в несколько сантиметров выкладывается на грунт и вбивается в него специальным приспособлением — «трамбовкой».
Затем в качестве арматуры на пол кладется кусок стальной сетки необходимых размеров. Заливка проводится в быстром темпе. Так как понадобится довольно много материала, сделать необходимое количество смеси в один прием вряд ли удастся. Поэтому работа должна вестись быстро, чтобы бетон застыл одним ровным слоем.
После того как пол твердеет и становится пригодным для использования, проводят армирование стен. Для этого часто используют ту же сетку, только выкладывают ее слоями. После армирования строится первый слой опалубки, делается заливка бетона. Удобнее всего проводить работу в три этапа, устанавливая и снимая на каждом из них доски опалубки. Кстати, их качество тоже может быть отменным, ведь после работ из хорошего дерева можно сделать полки для гаража.
Важные детали при обустройстве смотровой ямы
Есть ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание по ходу работы. Так, ещё с момента рытья котлована важно заложить в стенах ямы несколько ниш, которые затем станут полками для подручного инструмента. Хорошей идеей является и закладка нескольких цилиндрических наклонных углублений, в которых потом можно располагать светильники.
Далее, смотровую яму можно и утеплить. Когда за стенами гаража температура опускается хотя бы до -10, работать в утепленном сооружении гораздо приятнее. Для этого можно использовать плиты пенополистирола, которые просто сажаются на специальный клей. Так уменьшается и количество конденсата на стенах и днище автомобиля.
Край смотровой ямы стоит отделать железным или деревянным уголком небольших размеров. Это дополнительное ребро жесткости для постройки, и упор для колес машины, который не позволит ей при неосторожном движении провалиться.
Последним штрихом станет крышка для смотровой ямы, которую собирают из досок. Она защищает человека от падения в яму, а днище машины — от влаги, которая может конденсироваться даже при самой тщательной обработке стен и пола ямы. Часто крышку трудно поднимать, поэтому ниже приведено простое и оригинальное решение сооружения подходящей ручки.
Этапы строительства смотровой ямы с фото
Разметка размеров для произведения земельных работ.
Заливка пола бетоном.
Сооружение стен из кирпича.
Или заливка стен бетоном.
Нормативные документы по строительству смотровых ям
- ТКП 45-3.02-241-2011 (02250) СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ;
- ОНТП-01-91 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта»;
- ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей»;
- МГСН 5.01-94 «Стоянки легковых автомобилей»;
- ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».
Мужики, у кого какой размер смотровой ямы? Интересно узнать ширину и глубину в маленьких гаражах.
У меня яма ширина 90см, длина 3м, глубина 1м. Глубину больше не стал делать так-как близко вода. Использую сиденье на колёсах для передвижения в яме. Пол и стены из металла.
Я собираюсь делать 70 см…
Ширина 90 см самый оптимальный вариант. Глубина 170 см. Длина произвольно.
гараж маленький думаю сделать яму 75 на170 и длинной 2м посоветуйте выкладовать толщиной в кирпич или в пол-кирпича
Себе делаю те же размеры, бывалые советуют в полкирпича, остальное — по желанию
бетон в 12 см размеры 80 200 170
В пол кирпича класть не советую, стены сложиться в последствии
У меня длина-3,5 м. Ширина-75см. Глубина-180м.