Оглавление:
Основные требования к публичному выступлению
Хорошо поставленный голос и отчётливое произношение.
Согласитесь, что довольно проблематично правильно воздействовать на аудиторию и призывать их к действию, если голос оратора тихий и монотонный. Необходимо постоянно работать над постановкой речи (самостоятельно или с группой на тренинге). Излишняя торопливость донесения информации до слушателя также ухудшает речь. Обычно она вызвана робостью лектора и слушателям очень сложно извлечь из неё максимум пользы. Однако, и медленная монотонная и даже гнусавая речь вызывает у аудитории скуку и показывает нежелание автора рассказывать. В этом случае слушатели и вовсе теряют интерес к происходящему.
Соразмерность силы голоса
Вне зависимости от площади и особенностей помещения голос оратора должен быть слышен в каждом ее уголке, чтобы ни один из слушателей не остался без полезной информации. Но не стоит кричать, ведь голос лектора должен звучать естественно и уверенно.
Чёткость и последовательность объяснений, а также логичность и убедительность приводимых фактов и доводов
Лектор обязан быть заранее подготовлен к выступлению, определив, что именно и в какой части речи он должен сказать своим слушателям. Для этого он должен изучить вопрос из литературных источников и подобрать необходимые примеры и сопутствующие материалы (документы, фото и пр.). Также оратору стоит быть готовым к тому, что ему придётся отвечать на вопросы аудитории.
Доступность языка выступающего
Оратор должен обладать большим и богатым словарным запасом. Также не стоит использовать лишние слова, вульгарные выражения, жаргонные слова и т.п. Подобное поведение может «сбить» настрой слушателей, вызвав насмешку или раздражение.
Ясность и простота изложения материала
Речь оратора должна строиться так, чтобы она была полностью доступной всей аудитории. К примеру, не нужно употреблять разные узкоспециализированные термины перед неподготовленными к ним слушателями. Будет хорошо, если он сможет рассказать о сложном простыми словами, которые намного ближе к обыденному разговору.
Помните, что длинные фразы не только способны сбить дыхание оратора, но и плохо воспринимаются слушателями. Цицерон утверждал, что хороший оратор должен поведать лишь о нужном и промолчать о не нужном. Выражайтесь кратко и по делу.
Образность самих выражений
Поэтичность речи и образность фраз оратора должна быть на высоте, вызывая у аудитории яркие картины и чёткие представления. По-возможности стоит избегать сухих, шаблонных и безликих речевых оборотов. Чем больше ораторской речи экспрессии и образности, тем лучше воспринимает оратора слушатель.
Аудитория вовлекается в решение поднимаемой оратором темы и начинает размышлять над вопросами, которые подымает выступающий, если оратор использует в своей речи прямые обращения (давайте посмотрим, слушайте и пр.). эти общепринятые обращения приобщают слушателя к лектору.
Требования, предъявляемые к оратору
Главное качество оратора – умение публично мыслить – неотделимо от умения выбрать наиболее яркие слова, помогающие максимально точно выразить свою мысль. Значение этого умения столь велико, что мастерство оратора нередко сводится к языковой культуре, а в ней, в свою очередь, на первое место ставится правильность речи. Однако проблема значительно глубже. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, тем более, чтобы убедить её. «Говорить правильно» и «говорить хорошо» — вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объёму. В проблеме речевой культуры следует выделить три аспекта: стиль устной речи, соблюдение основных требований к языку выступления и использование особых средств речевой выразительности.
К оратору, так же как и к речи, предъявляются определённые требования, которые сформулированы в работе Н.А. Михайличенко.
Правильность речи – первое и непременное требование. Оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь.
Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении.
Единство речи, её взаимопонимаемость обеспечивается именно правильностью речи, без неё не «срабатывают» другие коммуникативные качества.
Отступление от норм языка не только затрудняет понимание речи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действительности речи.
Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведёт к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательной мысли.
Нарушение лексических норм (ошибки словоупотребления, неоправданное использование диалектных и жаргонных слов, разрушение устойчивых словосочетаний) мешает оратору достичь цели выступления, а иногда даже создаёт комический эффект, не предусмотренный содержанием выступления. Грубые ошибки в произношении также отвлекают аудиторию от существа речи, создают негативный психологический фон.
Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор обязан совершенствовать свою речь; чаще консультироваться с грамматическими словарями и справочниками.
Важное качество хорошего выступления – его краткость. Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Известный древнегреческий писатель Плутарх считал, что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».
Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вкрапляются слова ненужные, излишние по смыслу.
Другая разновидность многословия – тавтология, то есть повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными. Очень частая ошибка – тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением.
Неоправданное обилие вводных слов и предложений – вид многословия.
Ошибкой также является злоупотребление определениями, преувеличениями, подразделениями.
Ещё один недостаток – обилие слов-паразитов. Здесь одновременно страдают и краткость, и выразительность, и правильность речи.
Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подготовка, склонность оратора к самолюбованию.
Требование точности и ясности предъявлялось уже античных руководствах по риторике: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».
Точность речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, со знанием предмета выступления, а также со знанием значения слов.
Чтобы обеспечить точность речи, оратор должен верно выбирать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания.
Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов. Перегруженность речи терминологией делает её недоступной пониманию. Злоупотребление архаизмами также может существенно затруднить восприятие. А бездушное, стилистически неоправданное использование заимствований превращает язык публичного выступления в малоприятный жаргон. Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова. Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, вопреки их значению.
Основные аспекты методической системы Ш.А. Амонашвили
«Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уваже .
Опытно-эксперементаое изучение развитости чувства коллективизма у школьников 13 лет
После изучения психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, мы приступили к выполнению экспериментальной работы, цель которой состоит в выявлении уровня развитости коллективизма у школьников, и коррекция нарушений в данной сфере посредствам использования системы корр .
Прямоугольный треугольник и его свойства
Рассмотрим свойства прямоугольных треугольников, которые устанавливаются с помощью теоремы о сумме углов треугольника. В прямоугольном треугольнике гипотенуза больше катета (следствие из теоремы о соотношении между сторонами и углами в треугольнике). 1°. Сумма двух острых углов прямоугольного треуг .
58. требования, предъявляемые к оратору. Взаимодействие оратора и слушателей.
Оратор должен знать каналы воздействия на аудиторию:
-вербальный – сама речь, интонация, недопущение ошибок.
А) визуальный – мимика, жесты, перемещение оратора по аудитории, поза, внешний вид.
Б) аудиометрический – как речь воспринимается на слух. Интонации, паузы. Четко произносить. Темп речи- приятное говорить быстро,легко.
В) ценностные ориентиры оратора – настроение оратора, увлеченность темой.
Г) изобразительные средства- слайды,плакаты, изображения на доске.
Важно следить за реакцией аудитории.
Оратор должен использовать общие места.
Оратор должен создавать некий образ. (оратор-педант, оратор-харизматик, оратор монархического типа. _
+ Оратор должен быть начитан.
Взаимодействие с аудиторией:
Образ аудитории- (нравы)- оратор должен знать, что из себя представляет аудитория.
Молодежная – нужны эмоции, новаторство.
Средние года- логика и профессионализм.
Пожилая аудитория- сентиментальность.
Важно соблюдать коммуникативное сотруднечество – бросать в аудиторию вопросы, обращения к публике.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Необходимо учиться хорошо говорить с аудиторией в самых разных условия, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления различных жанров: информационные, убеждающие, протокольно-этикетные, развлекательные.
Различные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Но есть общие правила подготовки публичного выступления – правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре.
Общие требования к публичному выступлению:
1. Решительное начало выступления.
Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начинаете. Такого оратора аудитория посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей.
Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетов или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.
3. Сдержанная эмоциональность.
Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению. Слушатели должны ощущать. Что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.
Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.
Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории. Крайне необходимо соблюдать отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить кратко.
Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан говорить все время сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Краткие диалоги со слушателями в ходе выступления позволяют повысить его эффективность.
Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.
7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.
Необходимо смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.
8. Понятность главной мысли.
Главная мысль должна быть передана словами, причем не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.
9. Решительный конец.
Как и начало, конец выступления должен быть кратким, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально и многозначительно, несколько замедленно и многозначительно, что это завершение вашего выступления.
Требования к оратору.
Какого человека можно назвать хорошим оратором? Часто спрашивают: был ли хорошим оратором Гитлер? или является ли хорошим оратором тот или иной политик, складно и красиво передающий свои мысли, но не пробуждающий у людей подлинной веры? Действительно, история человечества и наша современность знает множество примеров, когда сила ораторского слова использовалась для того, чтобы установить свою власть, обмануть людей. Но успех таких “хороших ораторов” всегда оказывался временным, а история всё расставляла на свои места.
Поэтому мы бы назвали с большой оговоркой “хорошими ораторами” тех людей, как Гитлер, Муссолини и других диктаторов, которые добивались только личного успеха и в конечном итоге обратили во зло для своих народов искусство красноречия. Кошанский определял такое искусство оратора как “злоупотребление красноречием”.
Вот почему следует ещё раз вспомнить формулу Квинтилиана: “чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком”. Настоящий оратор думает не о временном успехе своей речи, а о том, как его “слово отзовётся” впоследствии. Для него невозможна формула “после нас – хоть трава не расти” (“после нас хоть потоп”), он размышляет о том, какими будут долговременные последствия его слов.
Но быть хорошим человеком – хотя и основное, но слишком общее и расплывчатое требование. Чтобы быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование. Вот как об этом писал Цицерон: “Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным”.
Вы спросите: а что делать, если нет природных дарований, если Бог “обидел способностями”? Мы бы ответили: не надо ни преувеличивать, ни преуменьшать своих возможностей. Но у каждого человека есть свой речевой талант, и надо понять, в чём он состоит, постараться раскрыть свои возможности. Ведь один человек может писать стихи (и он будет поэтом), другой чувствует, что он может работать в сфере производства и управления (он будет писать документы, вести деловые переговоры), третий хочет писать статьи в газеты (он будет журналистом). Итак, какую профессию ни возьми – каждая связана с развитием определённых речевых способностей. Поэтому Ваша профессия и ощущение “удобства” связан не просто с интересами, а с определённой областью речей и текстов, которыми вам придётся заниматься.
Итак, второе требование – пойми, в чём твой речевой талант, и развей его.
Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в повышении знаний и образованности оратора. “Красноречием можно овладеть лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми” (Цицерон). “Знание других наук” полагал одним из средств приобретения красноречия Ломоносов. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.
Следующее требование к оратору касается своеобразия его личности . Всякий оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет, она занимает твёрдую позицию и отстаивает её. Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведёт себя разумно и тонко: он умеет и промолчать, и выслушать оппонента, но и отстоит свою точку зрения.
При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных качествах, которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств личности оратора называются в риторике ораторскими нравами . К ним относятся честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и нек.др.
Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.
Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.
Скромность – умаление личных достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторской гордыне и жажде славы отводит второстепенное место.
Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и “отсиживается” в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.
Ответственность – приуготовление и готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана с чувством стыда – возможного осуждения и даже позора за неудачно сказанную речь. Безответственность, напротив, связана с равнодушием к чужому мнению, неуважением к слушателям, она – следствие ослабления волевого начала в человеке.
Решительность – способность настойчиво и волево проводить свои идеи. Решительность связана с внутренней энергией, которая присутствует в каждом человеке, но может быть или ослаблена обстоятельствами, или, напротив, быть мобилизованной . Качество решительности, как и другие свойства оратора, — не только даны от природы, но и вырабатываются и формируются годами напряжённое работы и воспитания.
Мы перечислили не все качества оратора , или ораторские нравы . Видимо, можно назвать ещё много качеств, которые приблизят нас к облику идеального или совершенного оратора. Видимо, и каждое время диктует свои нравы, свои взгляды на идеал человека и образцы его речи. Нам важно освоить всё лучшее, что известно об ораторском искусстве и свойствах оратора, а затем применить эти знания к своей жизни.
Качества оратора как личности в сочетании со всеми другими требованиями к речи создают в представлении аудитории образ оратора. Образ оратора – это представление человеком себя в речи, вид, облик, “маска”, которые сознательно планируются, а затем проводятся в жизнь. Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе “нравится” ли человек?
В комплекс речевых средств входят – и это принципы оценки речи оратора: идеи, слова, построение слов, произношение, телодвижение, эмоция речи.
Не зря слово “образ” имеет связь со словами “образец”, “образованность”. Связь со словом “образец” означает, что каждый оратор стремится к определённому идеалу, образцу. Каждое время и каждая эпоха даёт свои стилевые образцы, которым подражают ораторы. Хороший оратор (ритор в целом) всегда занят преобразованием, усовершенствованием жизни к лучшему, поэтому он отталкивается от существующих образцов и создаёт новое : новые идеи, новый стиль в словах и всём образе поведения.
Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. “Образуя” себя, человек лепит из себя личность – своеобразный союз души и тела, единственный и ни на кого не похожий. Образование же происходит только через общение, через речь, словесное взаимодействие каждого из нас с миром.
Теперь приложим всё сказанное к отдельным видам ораторской речи, какими являются:
а) политическое красноречие (политическая ораторика);
б) судебное красноречие (судебная ораторика);
в) духовное красноречие (церковная ораторика);
г) педагогическое красноречие (педагогическая ораторика);
д) академическое красноречие (устная ораторика);
е) военное красноречие (военная ораторика).
В сущности же видов красноречия или ораторики столько, сколько видов профессиональной деятельности. Обратите внимание на то, что перечисленные классические виды красноречия называют основные общественные профессии: политик (дипломат), юрист (судья, адвокат), священник, педагог (учитель, преподаватель), военный. Эти профессии требуют активной речевой работы.
Основные требования к речи оратора
- 17.11.2018
- Первое занятие по курсу «Ораторское искусство». Каждый из 11 участников выступил и пошел домой думать о 3-х темах. З темы, ради которых они готовы забыть свои страхи и выйти к своей аудитории на сцену!
- 13.11.2018
- Старт группы «Сила голоса. Техника речи». Видеосъмка, анализ речи каждого участника. И первые открытия из категории «Ого, я могу так звучать. «
- 29.10.2018
- Вовсю идут репетиции выпускного спектакля «5 дней в городе NN» по А.П.Чехову 31-й группы курса «Актерское мастерство»
- 23.10.2018
- Выпуск группы курса «Сила голоса. Техника речи». Рассказы из скороговорок, стихи и. делаем голос, как у великого Левитана!
- 22.10.2018
- Начало работы над пьесой «5 дней в городе NN» А.П. Чехова. Первая читка!
- 14.10.2018
- Контрольный урок «Музыкальные наблюдения» у актеров! Более 60 зрителей, 14 выступлений-пародий на российских и зарубежных звезд! Увы, не было в этот раз «Бузовой» и «Киркорова» 🙂
- 13.10.2018
- Выпуск группы по ораторскому искусству. 11 выступлений = 11 причин думать и делать что-то по-другому!
- 15.09.2018
- Старт группы «ораторов»
- 13.09.2018
- Старт группы «речевиков»
- 10.09.2018
- Начало 9-го учебного сезона! Старт группы «актеров».
Общие требования к публичному выступлению
Разные жанры выступлений и ораторского искусства (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные:
Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете.
Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях.
Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.
Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.
Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления, прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.
Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль.
Установление и поддержание контакта с аудиторией. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.
Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.
Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Ее, как и начальную фразу надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.
Риторика. билеты к зачету / 37. Требования, предъявляемые к языку оратора
37. Требования, предъявляемые к языку оратора.
Основные коммуникативные качества речи — общепонятность,
правильность, краткость, точность, чистота, логичность, богатство, эмоциональность, экспрессивность. Этот перечень может быть про-л должен и конкретизирован, но в основном именно эти качества речи обеспечивают ее доходчивость и действенность.
Среди требований, предъявляемых к языку говорящего, особое значение имеет общепонятность. М.М. Сперанский подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходящая все меры нелепости». Это требование связано с действенностью, эффективностью устного слова. По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, необходимостью ограничить использование слов, находящихся, так сказать, на «периферии» словарного состава языка (жаргонизмы, диалекты, профессионализмы). Существует определенная иллюзия понятности — несоответствие нашего понимания смысла слова его действительному содержанию при уверенности в правильном понимании этого слова. Многие термины следует объяснять и не перегружать речь терминологией и профессионализмами. Рекомендуют избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением.
Не менее важна и правильность речи. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого нужно постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Еще Н.М. Карамзин писал: «В шесть лет можно научиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим». Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении. Без правильности речи не срабатывают и другие коммуникативные качества речи.
Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательности мысли («Около триста тысяч жителей»; «Меня критикуют о том, что» и др.). Нарушение лексических норм (ошибки в словоупотреблении, неоправданное использование диалектных и жаргонных слов, разрушение устойчивых словосочетаний) мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает комический эффект, не предусмотренный содержанием выступления («Все те задачи, которыми нас здесь озадачивали»; «Вывод напрашивается сам на себя»). Грубые ошибки в произношении («пинжак», «досуг», «бу-дующий») также отвлекают аудиторию от существа дела, создают негативный психологический фон.
Важное качество хорошего выступления — его лаконичность. Краткость речи предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Вместе с тем нельзя допускать, чтобы лаконичность, краткость речи шла в ущерб смыслу.
Чтобы избежать многословия, необходимо прежде всего бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) — когда в речь вторгаются слова, излишние по смыслу («могучий богатырь», «сжатый кулак» и т. п.); другая разновидность многословия — тавтология, т. е.
повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными («равноправные права», «вложили большой вклад»); возможны тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением («памятный сувенир», «свободная вакансия») и т. п. Еще один вид многословия— неоправданное обилие вводных предложений и оборотов,
Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов («вот, так сказать, значит, понимаете, короче говоря» и др.). Требование точности и ясности предъявлялись к публичной речи уже в античных руководствах по риторике, оно всегда связывалось с умением ясно мыслить, со знанием предмета выступления и значений слое. Чтобы обеспечить точность речи, оратор должен верно выбрать слово из ряда синонимов в соответствии со стилем высказывания («спать» — нейтральное, «почивать» — торжественное, высокое, «дрыхнуть» — просторечное). Необходимо четко разграничивать паронимы — близкие, созвучные и поэтому смешиваемые слова («эффектный» и «эффективный»).
Много общего с точностью имеет логичность речи — соответствие сочетаемости частей высказывания законам логики. Сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым («углубляется вширь»), условием логичности является правильный порядок слов («Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»).
Одно из центральных качеств речи — ее богатство, или разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, опытом публичных выступлений.
Существуют определенные качества и свойства речи, которые необходимы для общения:
Требования и технология публичного выступления
Независимо от того, к какому виду выступления готовится оратор, будь это лекция, доклад или развлекательное шоу, существует ряд требований, которые необходимо учесть, чтобы выглядеть перед публикой максимально профессионально.
Первое, над чем стоит работать, это речь, в списке основных требований к публичному выступлению она занимает одну из самых главных ролей. Не стоит забывать, что иногда оратору приходится выходить на сцену в самых разных условиях. Если заниматься подготовкой и отрабатывать различные жанры, а именно информационные, развлекательные и убеждающие, проблем не возникнет ни при каких обстоятельствах.
Перечень основных требований к публичных выступлениям
В список основных требований, предъявляемых к публичному выступлению, относят следующее:
- Начало выступления (решительное и вызывающее заинтересованность).
- Разговорность.
- Драматическая составляющая.
- Краткость и содержательность одновременно.
- Диалогичность.
- Понятная главная мысль для слушателей.
- Эмоциональность (умеренная).
- Поддержка контакта с аудиторией.
- Окончание выступления.
Первая фраза, с которой начинается выступление, закладывает фундамент во все сказанное после неё. Её обязательно нужно хорошо разучить. Если запинаться с первых же слов, аудитория сочтет оратора за непрофессионала, поэтому на доверие, заинтересованность и понимание можно не рассчитывать в таком случае. Здесь важно поработать над понятностью для собравшихся людей, интонацией, тренировкой голоса и четкостью произношения.
Технология и требования к публичному выступлению предполагают такую составляющую, как драматургия, другими словами – это самая эмоционально напряженная часть подготовленной речи. Чтобы создать подобную ситуацию, оратор должен столкнуть между собой 2 разных мнения по поводу одной и той же темы. Для этого также используются рассказы о разных значимых происшествиях или трагических событиях.
Умеренная эмоциональность – это один из самых значительных пунктов в требованиях к публичному выступлению. Если не учитывать этот момент, зрители не будут доверять оратору. Он должен проявлять взволнованность и обеспокоенность к той теме, о которой рассказывает. Этот элемент также делает выступление не таким монотонным. Если всё сделать правильно, зрители точно не заскучают.
Но здесь очень важно не переборщить, эмоции должны быть умеренными и находиться под контролем выступающего, а не наоборот. Согласно исследованиям, чрезмерно эмоциональный оратор вызывает чувство неловкости у собравшихся людей. Гораздо правильнее спровоцировать у зрителя повышенный интерес и обеспокоенность, это будет свидетельствовать о хорошо проделанной работе.
Выступление не должно быть односторонним, чтобы слушатель не потерял себя в нем, оратор не должен сбавлять градус заинтересованности, постоянно контактируя с публикой. Сюда можно отнести вопросы к публике, ответы на вопросы самих пришедших и реакцию на общее поведение аудитории и каждого в отдельности. Часто вопросы помогают перевести беседу в правильное и удобное для оратора русло.
Общие требования к публичному выступлению включают в себя такой фактор, как понятность излагаемой темы для аудитории. Здесь желательно избегать сложных формулировок, изредка напоминать собравшимся главную мысль и подводить итоги после сказанного.
Обязательным требованием к публичному выступлению является краткость. Если оратор не растягивает речь бессмысленно, а постоянно оказывает на основополагающие факторы, это будет считаться более профессиональной и легкой для восприятия аудитории информацией. Такие навыки очень пригодятся, если время на выступление может быть ограничено.
Чтобы установить контакт с аудиторией, оратору необходимо постоянно контролировать поведение людей, направлять их мысли в правильную сторону и, в то же время, почаще общаться с ними и корректировать свою речь, если это необходимо в результате той или иной реакции. Также не стоит забывать о поддержании диалога, проявлениях дружелюбности и приветливости.
Что касается стиля выступления, лучше всего использовать разговорный, люди не должны испытывать напряжение, всё должно выглядеть, как непринужденная беседа. Согласно исследованиям, таким образом у оратора будет значительно больше шансов заручиться доверием к своей речи, а значит, и к себя самому.
Какие бы требования не предъявлялись к монологическому публичному выступлению, оно никак не может обойтись без обоснованного, логического и заранее подготовленного вывода. Заключительную речь необходимо отрепетировать не менее тщательно, чем вступительную. Здесь нельзя запинаться или проявлять неуверенность. Аудитория должна понимать, что этим оратор хочет подвести итог. Также не стоит забывать об эмоциях, чтобы вызвать большее доверие, лучше дать им волю, но не слишком.
Советы для начинающих ораторов
Перед подготовкой публичного выступления, необходимо помнить не только о понятном языке для аудитории и выполнении всех требований. Здесь также стоит учесть жанр будущей речи. Если она юмористическая, больше ценится краткость, если убеждающая – стоит поработать над понятностью для каждого слушателя. Что касается информационных выступлений, эмоции не так важны, как в протокольно-этикетных.
Чтобы сделать первые шаги к успешному ораторству, новичкам рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:
- желательно говорить только о том, что хорошо известно самому. Если в полной мере не разбираться в теме или не быть заинтересованным в ней, можно не только не заслужить доверия аудитории, но и получить нелёгкие вопросы в процессе доклада;
- выступающий никогда не должен ставить себя выше остальных, особенно тех, кто пришел на выступление. Те ораторы, которые думают, что они умнее остальных, обречены на неудачу;
- приветствуется употребление поговорок и крылатых выражений, они делают речь более выразительной и сближают оратора с публикой;
- ни при каких обстоятельствах нельзя повышать тон. Если возникла конфликтная ситуация, собеседника лучше убеждать неопровержимыми фактами, а не эмоциями;
- на публику нужно воздействовать не только через разумные высказывания, но и с помощью вызова сердечных переживаний;
- очень важно следить за четкостью и правильностью произношения. Если есть вероятность, что слово будет сказано с неправильным ударением или ошибками, лучше заменить его на синоним;
- во всех своих высказываниях рекомендуется придерживаться простоты, иначе мысль может быть неправильно понята или не понята вовсе;
- не стоит стремиться рассказать сразу обо всем на свете. Необходимо строго соблюдать лаконичность, что позволит быть максимально убедительным и логичным;
- перед выступлением нужно четко продумать его структуру. Каждая тема станет максимально понятной для любого слушателя, если она имеет правильную последовательность. К основной мысли аудиторию стоит подводить постепенно, делая акценты на тех вещах, которые могут быть непонятными или услышаны впервые.
Как правильно подготовиться к докладу с презентацией
Если публичное выступление предполагает подготовку презентации, здесь необходимо учитывать несколько особых правил. Всегда стоит помнить, что слайды готовятся уже после проделанной и законченной работы над текстом, так как они являются сопровождающей частью доклада. К остальным советам можно отнести следующее:
- Количество слайдов всегда зависит от объёма информации.
- Все материалы должны иметь четкую цель и дополнять текст.
- Желательно дополнять информацию рисунками и графиками.
- Если на слайде есть текст, он должен быть максимально понятным и легким для восприятия.
- Чтобы показанное хорошо запоминалось зрителям, желательно не переходить к другому изображению, пока не пройдет 4-5 минут.
- Текст на картинках лучше выделить жирным, а основные мысли – разграничить абзацами.
Успех публичных выступлений заключается далеко не только в харизме выступающего. Большинство успешных людей, чтобы добиться доверия аудитории и дойти до профессионального уровня, работали над собой годами.
Только соблюдение всех требований и работа над собой принесут успех начинающему оратору.