Требования к покрытиям пожарных проездов

Пожарный проезд: нормы и требования

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная эвакуация, наличие воздушно-пенных, углекислотных или порошковых огнетушителей, исправность, укомплектованность ПК, работоспособность АПС и АУПТ.

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Необходимость пожарного проезда

Знак “Пожарный проезд”

Говоря о многоквартирных, высотных домах, многоэтажных общественных зданиях, не следует забывать и о частном жилом секторе как в черте крупных населенных пунктов, так за городом в многочисленных поселках.

Особенно в дачных кооперативах, садово-огородных товариществах, в деревнях, районных центрах, где наличие подъезда к зданиям, строениям частных дворов для специальной автотехники, стоящей на вооружении подразделений МЧС России; а также ширина пожарного проезда в условиях, как правило, стесненной, часто хаотичной, самовольной застройки; не менее важны, чем наличие противопожарных разрывов, уберегающих собственников от быстрого, а при наличии сильных порывов ветра стремительного, зачастую ураганного распространения огня по всей территории населенного пункта, дачного поселка.

Сказать, что проблема эта нова, нельзя. Ведь еще со времен Петра Великого и до сего, вроде бы просвещенного, времени; существующие на текущий исторический период органы власти с переменным успехом, чаще крепким кнутом, чем мягким пряником, вразумляют владельцев недвижимого имущества о необходимости строиться, соблюдая противопожарные разрывы, обеспечивая пожарный проезд.

Ведь он нужен не только для возможности в любое время суток спецтехнике подразделений МЧС России вплотную добраться до зданий, строений для подачи стволов на тушение, организации немедленной разведки сложившейся обстановки, экстренной эвакуации людей.

Проезд для пожарной машины, а под этим обобщенным названием понимается вся спецтехника, предназначенная как для непосредственного тушения, его технического обеспечения – связи, освещения, управления, насосных станций для перекачки воды в случае необходимости; так и аварийно-спасательной техники для безопасной высотной эвакуации людей с этажей горящего, задымленного здания, будь то жилой многоквартирный дом или офисный центр – механических лестниц, коленчатых/телескопических подъемников на базе автомобилей, необходим:

Знак Пожарный проезд установленный в дворе дома

  • Для возможности установки пожарных автомобилей на гидрант для длительной бесперебойной подачи воды для тушения пожара.
  • Установки подъемной спасательной техники в надежном устойчивом состоянии на ровной площадке с твердым покрытием, предназначенной для этих целей.
  • Проезда, свободного разворота, выезда, связанного с заменой/ротацией специальной техники в ходе тушения пожара в зависимости от сложившейся, часто изменяющейся ситуации.

Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.

На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.

Пожарные проезды – нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 ФЗ № 123 от 22.07. 2008. Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования. Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.

В чем причины такого решения автору статьи не доводили, а понять мотивы ему не удалось.

К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:

  • Пожарных проездов/подъездных путей для пожарной техники, которые должны быть специально выполненными для этих целей или совмещенными; т.е., по-видимому, имеются существующие проспекты, улицы, переулки, а также дороги, разворотные площадки, парковки внутри дворов жилой и общественной застройки городов, поселков.
  • Средств подъема бойцов пожарных подразделений на кровлю зданий/сооружений. Надо думать, это речь идет о наружных пожарных лестницах.
  • Противопожарного водопровода, сухотрубов и пожарных резервуаров (емкостей). Ну, хоть о пожарных гидрантах и водоемах там, где нет централизованной системы водоснабжения не забыли.

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали СП 42.13330.2010, оставив практически в неизменном виде. Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.

В стороне не остались лишь власти столицы, знающие о проблемах в застройке, где с 1999 года такие требования существуют в МГСН 1.01-99, также известным как ТСН 30-304-2000 г. Москвы, регламентирующий нормы/правила проектирования планировки/застройки.

Лишь в 2013 году появился новый документ, устанавливающий жесткие комплексные требования к ограничению распространению пожара на любых защищаемых объектах. Это СП 4.13130.2013, в нем в главе 8 весьма подробно изложены требования того, как должен быть спроектирован, устроен проезд пожарной техники к зданиям на стадии проектирования, строительства, а также реконструкции.

В частности, он должен быть обеспечен:

  • Вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. На практике, это стандартная 9-этажная блок-секция, различные серии проектов которой построены в стране от Калининграда до Владивостока.
  • Со всех сторон, если это здания детского дошкольного заведения, больницы, дома для престарелых/инвалидов или спальный корпус детского интерната, а также средних школ, гимназий, технических и гуманитарных колледжей и училищ.
  • К цехам, складам, различных технологическим установкам, резервуарам хранения промышленных предприятий: с одной стороны здания/сооружения, если их ширина не превышает 18 м; с двух – при ширине больше 18 м, а также если имеется незастроенная внутренняя территория – двор.
  • Со всех сторон, если здание имеет общую площадь застройки больше 10 тыс. кв. м. или ширину более 100 м.

Минимальная ширина пожарного проезда

А также четко определена минимально необходимая ширина пожарного проезда в зависимости от высоты здания, сооружения:

  • Если меньше 13 м, то 3,5 м.
  • От 13 до 46 м – 4,2 м.
  • Выше 46 м – не менее 6 м.

Не забыты и традиционные нарушители требований обязательного наличия пожарного проезда. Так, на территории любого загородного поселка, объединяющего любителей работы в огороде, саду или отдыха на даче, ширина всех (!) улиц обязана быть не меньше 7 м, а проездов – 3,5 м; что позволит пожарным подразделениям беспрепятственно и быстро добраться до любого дома, строения на каждом участке, приступить к тушению.

Пожарные проезды, подъездные пути к зданиям и сооружениям

Одна из возможностей, которую предоставляет продукция компании «ГЕО Газон» — организация пожарных проездов и подъездных путей. Требования к

подобным дорожным сооружениям регламентируются Федеральным законом №123, обговаривающим пожарную безопасность зданий и сооружений.
Пожарный проезд – обязательная часть благоустройства дворов, общественных центров и крупных загородных коттеджей. Они должны обустраиваться вокруг зданий и обеспечивать при необходимости свободный подъезд пожарных и иных коммунальных машин непосредственно к сооружению. Кроме того, от дорожного покрытия требуется надежность движения и удобство для разворотов массивной техники.

Отсутствие разъездных площадок для пожарных команд, невозможность подъехать к месту происшествия, стоянки для выполнения спасательных действий зачастую становится причиной трагедии. Существующие оборудованные территории часто не рассчитаны на высокую нагрузку, а используемые материалы не выдерживают веса современных пожарных машин.

Очень часто пожарные команды успевают вовремя прибыть к месту вызова, но не имеют возможности начать работать: разбитые территории, колейность, а иногда и случаи застревания техники мешают спасению людей и оперативному тушению пожара. Бетонные плиты, используемые в качестве пожарных проездов, занимают слишком много места, мешают передвижению легкового транспорта, просто не удобны и представляют собой не слишком приятное зрелище. Затруднительно и использование площадок с мягким верхним слоем грунта. Пожарная техника проваливается в почву, что приводит к автоматическому отключению лестниц.

В подобных условиях тяжелая пожарная машина не может ни найти надежной стоянки, ни выдвинуть лестницу, а оснащения соответствующими шинами и полным приводом есть не у каждого специализированного автомобиля. Еще один фактор, требующий решения – после работы спецтехники не оборудованная для этого территория выглядит не лучшим образом и нуждается в ремонте. И пожарные проезды, выполненные с применением газонных решеток, становятся лучшим выходом, решающим все возникающие проблемы.

Пожарные подъезды – нормативы

Проектируются подобные подъезды в соответствии с нормативными документами, регламентирующими расстояние до зданий, размеры и нагрузку, оказываемую на почву. Пожарные проезды, согласно нормативам, обговоренным в СП 4.13130.2013: п. 8.9, обязаны выдерживать не меньше 16 тонн веса на каждую ось, с чем газонные решетки ГЕО Газон отлично справляются при соблюдении необходимой подготовки к дорожной одежде.

Пожарные проезды – решение проблем

Газонные решетки ГЕО Газон укрепляют решетки без особого предварительного уплотнения грунта. Это позволяет, несмотря на выдерживаемую высокую выдерживаемую нагрузку, воде, используемой при тушении пожаров и, тем более, атмосферной влаге, просочиться в почву без всяких сложностей и предварительной подготовки дренажа

Система ГЕО Газон позволяет выбрать любой наполнитель, идеально подходящий для любого ландшафтного дизайна, дает абсолютную гарантию для проезда тяжелой техники без нарушения существующих площадок и их работы в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Преимущества использования газонной решетки:

  • быстрая экономная укладка;
  • возможность создания площадок любого размера и конфигурации;
  • соблюдения пожаробезопасных требований;
  • идеальный внешний вид;
  • устойчивость материала к нагрузкам;
  • гарантия долгосрочного использования.

Проектирование и устройство подъездных путей и дорог

Технология устройства подъездных путей проста и не отличается от технологии устройства экопарковок из газонной решётки сотовой конструкции «ГЕО Газон».

Дорожная одежда включает:

  • покрытие, заполняемое грунтом;
  • выравнивающий слой из песка толщиной 3-5 см;
  • несущее основание, устраиваемое из гранитного щебня, укладываемого с расклинкой мелким щебнем;
  • дополнительного слоя основания из песка мелкого с коэффициентом фильтрации, равным 2 м/сут и более;
  • грунт земляного полотна — существующее грунтовое основание.

Для перехвата и отвода поверхностных вод, избежания перемешивания материалов слоёв и повышения несущей способности конструкции во времени дополнительно применяются геосинтетические прослойки. В качестве прослоек используются геосинтетические материалы: нетканый термоскреплённый геотекстиль «МИАКОМ-Т». Эти прослойки располагаются между слоями основания и грунтом.

Типовые конструкции дорожных одежд парковок и проездов для обычных условий Санкт-Петербурга (грунт-песок пылеватый и супесь пылеватая) приведены в таблице.

Консультации по пожарной безопасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Дорога для проезда пожарных

Алексей

Допускается ли использовать грунтовую дорогу в качестве проезда пожарных автомобилей на территории населенного пункта?

На территории населённого пункта для проезда пожарных автомобилей не допускается использование грунтовых дорог. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей»
(п.9 ст.67 ФЗ-123 «ТРоТПБ)

В свете последних изменений внесенных ФЗ № 117 от 10.07.2012 «О внесении изменений в федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — Статья 67 ФЗ №123 утратила силу.
Есть ли на данный период времени законные основания, изложенные в нормативно правовых документах по пожарной безопасности по запрету использования грунтовых дорог для проезда пожарных автомобилей в населенных пунктах?

Требования п.2.9* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» предусматривают необходимость учета допустимой нагрузки на покрытие проездов пожарных машин.
Требования к покрытию дорог и к дородной одежде раскрывает Свод правил СП 34.13330.2010 «Автомобильные дороги» актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*.
Однако, методики расчета таких нагрузок в НД отсутствует, что создает неопределенность для проектировщиков и органов надзора при выборе и экспертизе соответствующих проектных решений.
«Вывод. Отсутствие в действующих НД методики учета допустимой нагрузки на покрытие или грунт проездов пожарных машин или проектирование с учетом значений вышеназванных нагрузок оказывает существенное влияние на увеличение стоимостных показателей дорожной одежды в местах проездов пожарной техники, особенно в случае размещения проездов над подземными частями объектов, которые выходят за габариты зданий, сооружений.»- д.т.н., профессор, академик НАН ПБ Е.А.Мешалкин

08.10.2012 в 11:03 дп | #

Купил участок с пожарным проездом. Не знал. Теперь соседи наседают. Не хотят, чтобы я загораживал проезд. Но проезд существует только на моей улице. Остальные улицы уже застроены. Как я должен поступить?

Вариант 1. Убедитесь, что мнения соседей совпадают с генеральным планом Товарищества или поселкового совета, что проезд имеет статус «пожарный» документально. Так как дороги и проезды Товарищества или посёлка относятся к общественной территории, значит купле-продажу необходимо пересмотреть;

Вариант 2. Приватизировать участок в собственность. Жить и строить на нём как на сердце ляжет, ибо закон о частной собственности никто не отменял.

Спасибо за совет. 2 вариант идеальный. Ведь председатель сам нарисовал (отмерял) мою территорию

02.06.2014 в 8:49 дп | #

В деревне (с численностью более 50 чел.) подъездные пути к пожарному пруду за чей счет должны организовываться?
За счет жителей, где в основной своей массе проживают пожилые пенсионеры или, всё же возможно, за счет районной администрации?

Необходимость оборудования населённого пункта противопожарным водоснабжением регламентирована Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 68 и СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения» (в ред. Изменения N1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N640) пункт 4.1. «Наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы) населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек».

Ответственность за разработку и реализацию мер пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административного района определена Рекомендациями по организации пожаротушения в сельской местности. МОСКВА 2001 пункт 2.1, где написано, что в соответствии со ст.191) ст.652), ст.63), ст.184) ответственными за разработку и реализацию мер пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административного района являются: глава администрации района; заместитель главы администрации, курирующий вопросы пожарной безопасности района; начальник ГОР(РАЙ)ОВД; начальник гарнизона пожарной охраны, но ни как не жители населённого пункта.

Требования к покрытиям пожарных проездов



Ширину проездов для обеспечения противопожарных требований при высоте зданий от отметки пожарного проезда до отметки пола последнего этажа следует принимать не менее: — до 13,0 м (до 5 этажей) — 3,5 м с разъездными карманами; — с 13 м до 46,0 м (от 6 до 16 этажей) — 4,2 м ; — более 46,0 м (17 этажей и выше) — 6,0 м .

В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания должно быть: 5 — 8 м для зданий до 10 этажей включительно и 8 — 10 м при этажности более 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.

Конструкция дорожной одежды противопожарных проездов должна проектироваться исходя из расчетной нагрузки от пожарных машин не менее 16 т на ось.

12.4. В замкнутые и полузамкнутые дворы необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

Сквозные проезды (арки) в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м , высотой не менее 4,25 м и располагать не более чем через каждые 300 м ., а в реконструируемых районах при периметральной застройке — не более чем через 200 м .

Примечание. Допускается в исторической застройке сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок) в зданиях высотой не более 5 этажей, а при наличии автоматических установок пожаротушения — в зданиях большей этажности.

12.5. Тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками размерами в плане 12 ? 12 м.

12.6. Расстояние от жилых, общественных, административных (бытовых), производственных зданий и сооружений до складов горючих жидкостей следует принимать не менее установленных в таблице 12.2.

Вместимость склада, м 3

Степень огнестойкости зданий

от 800 до 10000

1. Расстояния от АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива, предназначенных для заправки легковых автомобилей, до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых и общественных зданий следует принимать не менее 50 м . Указанное расстояние следует определять от топливо раздаточных колонок и подземных резервуаров

2. Расстояния от АЗС, предназначенных для заправки только легковых автомобилей в количестве не более 500 машин в сутки, топливно-распределительных колонок — не более 2-х, без объектов обслуживания автомобилей, до указанных объектов допускается уменьшать до 25 м .

12.7. Тарные площадки должны быть ограждены сетчатыми ограждениями и расположены на расстоянии не менее 15 м от зданий и сооружений.

12.8. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях следует располагать на расстоянии один от другого не более 100 метров . При расположении зданий под углом друг к другу, в расчет принимается расстояние по периметру фасадов со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

12.9. Расход воды для наружного пожаротушения должен быть предусмотрен в количестве 100 л/с и обеспечиваться от 3-х гидрантов, установленных на кольцевой водопроводной сети на расстоянии не более 150 метров от зданий и сооружений. На стенах зданий следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов. Размещение пожарных депо на территории города принимать в соответствии с Примечанием 4 к табл. 8.1 . Радиус обслуживания пожарного депо для коттеджной застройки не должен превышать 3 км , а его строительство следует производить одновременно со строительством коттеджного поселка или комплекса коттеджной застройки.

12.10. Под трамвайными путями в местах установки пожарных гидрантов необходимо предусматривать пеналы размером 250 ? 250 м с крышками для прокладки пожарных рукавов.

12.11. Здания (сооружения) автозаправочных станций (АЗС), предназначенных для приема, хранения и заправки транспортных средств бензином, дизельным топливом следует проектировать в соответствии с НПБ 111-98 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности».

Строительство АЗС встроенных (пристроенных) в здания иного назначения допускается по согласованию с Управлением государственной противопожарной службы (УГПС) г. Москвы при условии применения современного технологического оборудования, предотвращающего возникновение взрывоопасных концентраций в резервуарах хранения топлива и на территории АЗС, исключающего возможность возникновения аварийных ситуаций.

12.12. Допускается примыкание торцами новых зданий к существующим с меньшей степенью огнестойкости при наличии или устройстве противопожарной стены 1-го типа ( СНиП 2.01.02-85 ).

12.13. В случае невозможности выполнения отдельных противопожарных требований строительных норм и правил при проектировании исторических зон, зданий памятников архитектуры должны быть разработаны и согласованы в установленном порядке с государственной противопожарной службой дополнительные компенсирующие противопожарные мероприятия.

12.14. При проектировании гаражей-стоянок различного типа и автостоянок следует руководствоваться МГСН 5.01-94 «Стоянки легковых автомобилей».

12.15. Расстояние по горизонтали от подземных сетей до фундаментов зданий и сооружений следует принимать согласно табл. 14 СНиП 2.07.01-89 * .

На покрытии зданий с отметкой пола верхнего этажа более 65 метров следует предусматривать площадки для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолета размером не менее 5 ? 5 метров. Над площадками не должны располагаться антенны, какие-либо электропровода, кабели.

12.16. При использовании кровель стилобатов для подъезда пожарных автолестниц и автоподъемников конструкции должны быть рассчитаны на нагрузку от наиболее тяжелых автоподъемников, имеющих вес 46 тонн (16 тонн на ось).

12.17. Вывод сигналов о срабатывании систем противопожарной защиты жилых домов, школ, детских учреждений следует предусматривать в объединенную диспетчерскую службу.

Для зданий особой важности и уникальных (в том числе являющихся памятниками истории и архитектуры, культурного наследия), общественного назначения: гостиниц, административно-офисных зданий площадью более 500 кв.м, научно-исследовательских учреждений высотой более 5-ти этажей, спортивно-оздоровительных комплексов площадью более 800 кв.м, культурно-зрелищных учреждений, постоянных выставочных залов площадью более 300 кв.м, комплексов оптово-розничной торговли общей площадью торговых помещений (включая подсобно-складские помещения) более 1000 кв.м, одно и двухэтажных торговых зданий площадью более 500 кв.м, помещений торговли площадью более 200 кв.м, встроенных в надземные этажи зданий другого назначения, складских помещений по пожарной опасности категории В2-В3 площадью более 300 кв.м и производственных зданий категории А, Б, В1 площадью более 300 кв.м, В2-В3 — площадью более 500 кв.м, зданий АТС высотой более 3-х этажей, автозаправочных комплексов с набором сервисных услуг при общей площади здания более 300 кв.м вывод сигналов с автоматических установок пожарной сигнализации следует предусматривать в пожарную охрану (ЦУС УГПС ГУВД г. Москвы) по телефонным линиям МГТС, оптико-волоконной сети, по радиоканалу через телекоммуникационную систему либо по другим видам связи.

Раздел II. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОСЕЛЕНИЙ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

Глава 15. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 65. Требования к документации при планировке территорий поселений и городских округов

Планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов должны входить в проектную документацию в виде раздела «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности».

Статья 66. Размещение пожаровзрывоопасных объектов на территориях поселений и городских округов

1. Опасные производственные объекты, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются пожаровзрывоопасные вещества и материалы и для которых обязательна разработка декларации о промышленной безопасности (далее — пожаровзрывоопасные объекты), должны размещаться за границами поселений и городских округов, а если это невозможно или нецелесообразно, то должны быть разработаны меры по защите людей, зданий, сооружений и строений, находящихся за пределами территории пожаровзрывоопасного объекта, от воздействия опасных факторов пожара и (или) взрыва. Иные производственные объекты, на территориях которых расположены здания, сооружения и строения категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, могут размещаться как на территориях, так и за границами поселений и городских округов. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное настоящим Федеральным законом. При размещении пожаровзрывоопасных объектов в границах поселений и городских округов необходимо учитывать возможность воздействия опасных факторов пожара на соседние объекты защиты, климатические и географические особенности, рельеф местности, направление течения рек и преобладающее направление ветра. При этом расстояние от границ земельного участка производственного объекта до зданий классов функциональной опасности Ф1 — Ф4, земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха должно составлять не менее 50 метров.

2. Комплексы сжиженных природных газов должны располагаться с подветренной стороны от населенных пунктов. Склады сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей должны располагаться вне жилой зоны населенных пунктов с подветренной стороны преобладающего направления ветра по отношению к жилым районам. Земельные участки под размещение складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей должны располагаться ниже по течению реки по отношению к населенным пунктам, пристаням, речным вокзалам, гидроэлектростанциям, судоремонтным и судостроительным организациям, мостам и сооружениям на расстоянии не менее 300 метров от них, если федеральными законами о технических регламентах не установлены большие расстояния от указанных сооружений. Допускается размещение складов выше по течению реки по отношению к указанным сооружениям на расстоянии не менее 3000 метров от них при условии оснащения складов средствами оповещения и связи, а также средствами локализации и тушения пожаров.

3. Сооружения складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей должны располагаться на земельных участках, имеющих более низкие уровни по сравнению с отметками территорий соседних населенных пунктов, организаций и путей железных дорог общей сети. Допускается размещение указанных складов на земельных участках, имеющих более высокие уровни по сравнению с отметками территорий соседних населенных пунктов, организаций и путей железных дорог общей сети, на расстоянии более 300 метров от них. На складах, расположенных на расстоянии от 100 до 300 метров, должны быть предусмотрены меры (в том числе второе обвалование, аварийные емкости, отводные каналы, траншеи), предотвращающие растекание жидкости на территории населенных пунктов, организаций и на пути железных дорог общей сети.

4. В пределах зон жилых застроек, общественно-деловых зон и зон рекреационного назначения поселений и городских округов допускается размещать производственные объекты, на территориях которых нет зданий, сооружений и строений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности. При этом расстояние от границ земельного участка производственного объекта до жилых зданий, зданий детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха устанавливается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

5. В случае невозможности устранения воздействия на людей и жилые здания опасных факторов пожара и взрыва на пожаровзрывоопасных объектах, расположенных в пределах зоны жилой застройки, следует предусматривать уменьшение мощности, перепрофилирование организаций или отдельного производства либо перебазирование организации за пределы жилой застройки.

Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

1) с двух продольных сторон — к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей);

2) со всех сторон — к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, общеобразовательных учреждений, детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.

2. К зданиям, сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

1) с одной стороны — при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров;

2) с двух сторон — при ширине здания, сооружения или строения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям, сооружениям и строениям в случаях:

1) меньшей этажности, чем указано в пункте 1 части 1 настоящей статьи;

2) двусторонней ориентации квартир или помещений;

3) устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий, сооружений и строений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям, сооружениям и строениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий, сооружений и строений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

6. Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.

7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, сооружению и строению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8. Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания, сооружения и строения должно быть:

1) для зданий высотой не более 28 метров — не более 8 метров;

2) для зданий высотой более 28 метров — не более 16 метров.

9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

11. Сквозные проезды (арки) в зданиях, сооружениях и строениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.

12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях следует располагать на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий, сооружений и строений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.

18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.

Статья 68. Противопожарное водоснабжение поселений и городских округов

1. На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

2. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

4. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

5. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 кубических метров и организациях торговли при площади до 150 квадратных метров, общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 кубических метров, расположенных в поселениях, производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 кубических метров (за исключением зданий с металлическими незащищенными или деревянными несущими конструкциями, а также с полимерным утеплителем объемом до 250 кубических метров) категории Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности, сезонных универсальных приемозаготовительных пунктах сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий до 1000 кубических метров, зданиях складов площадью до 50 квадратных метров.

6. Расход воды на наружное пожаротушение в поселениях из водопроводной сети установлен в таблицах 7 и 8 приложения к настоящему Федеральному закону.

7. Расход воды на наружное пожаротушение зданий, высота или объем которых больше высоты или объема, указанных в таблице 8 приложения к настоящему Федеральному закону, а также общественных зданий объемом свыше 25 000 кубических метров с массовым пребыванием людей должен быть увеличен не менее чем на 25 процентов.

8. Расход воды на наружное пожаротушение одно- и двухэтажных производственных объектов и одноэтажных складских зданий высотой не более 18 метров с несущими стальными конструкциями и ограждающими конструкциями из стальных профилированных или асбестоцементных листов со сгораемыми или с полимерными утеплителями следует принимать на 10 литров в секунду больше нормативов, указанных в таблицах 9 и 10 приложения к настоящему Федеральному закону.

9. Расход воды на наружное пожаротушение отдельно стоящих вспомогательных зданий производственных объектов следует принимать в соответствии с таблицей 8 приложения к настоящему Федеральному закону как для общественных зданий, а встроенных в производственные здания — по общему объему здания в соответствии с таблицей 9 приложения к настоящему Федеральному закону.

10. Расход воды на наружное пожаротушение складов лесных материалов вместимостью до 10 000 кубических метров следует принимать в соответствии с таблицей 9 приложения к настоящему Федеральному закону, относя их к зданиям V степени огнестойкости категории В пожарной и взрывопожарной опасности.

11. Расход воды на наружное пожаротушение зданий радиотелевизионных передающих станций независимо от объема зданий и количества проживающих в поселениях людей следует принимать не менее 15 литров в секунду, если в соответствии с таблицами 9 и 10 приложения к настоящему Федеральному закону не требуется больший расход воды. Указанные требования не распространяются на радиотелевизионные ретрансляторы, устанавливаемые на существующих и проектируемых объектах связи.

12. Расход воды на наружное пожаротушение зданий, объем которых больше объема, указанного в таблицах 9 и 10 приложения к настоящему Федеральному закону, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности, принятыми в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

13. В водопроводе высокого давления стационарные пожарные насосы должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими пуск насосов не позднее чем через 5 минут после подачи сигнала о возникновении пожара.

14. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10 метров.

15. Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода высокого давления должен обеспечивать высоту компактной струи не менее 20 метров при полном расходе воды на пожаротушение и расположении пожарного ствола на уровне наивысшей точки самого высокого здания.

16. Установку пожарных гидрантов следует предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 метра от края проезжей части, но не менее 5 метров от стен зданий, пожарные гидранты допускается располагать на проезжей части. При этом установка пожарных гидрантов на ответвлении от линии водопровода не допускается.

17. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду — 1 гидрант.

18. Для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей).