Оглавление:
Порядок обжалования решений действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, исполняющих государственную функцию
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц ФССП России и ее территориальных органов
Действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, территориальных органов ФССП России, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица и (или) их законных интересов при проведении проверки, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.
В досудебном (внесудебном) порядке:
действия (бездействие) должностного лица ФССП России, ее территориального органа могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу ФССП России, ее территориального органа соответственно;
действия (бездействие) руководителя территориального органа ФССП России могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу ФССП России.
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц ФССП России (территориального органа ФССП России), а также решений, принимаемых ими, осуществляется путем направления жалобы в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением либо в электронной форме, в том числе в форме электронного документа, подписанного простой или усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы досудебного обжалования, а также посредством сайта ФССП России, сайтов территориальных органов ФССП России.
Заявитель в жалобе в обязательном порядке указывает:
наименование государственного органа, в который направляется жалоба, либо фамилию, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица либо его должность;
наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина;
почтовый адрес либо адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;
личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе соответствующие документы либо их копии.
Жалоба, поступившая в ФССП России (территориальный орган ФССП России), рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В исключительных случаях директор ФССП России, руководитель территориального органа ФССП России вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней сверх установленного срока для ответа на жалобу, уведомив заявителя о продлении срока ее рассмотрения.
Если в жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
По результатам рассмотрения жалобы ФССП России (территориальный орган ФССП России) принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, привлечения к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации должностного лица, ответственного за действие (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, а также в иных формах;
удовлетворяет жалобу частично;
отказывает в удовлетворении жалобы.
Время создания/изменения документа: 16 ноября 2017 12:06 / 21 декабря 2017 12:11
Административный порядок обжалования действий (бездействия) Минстроя России, подведомственных организаций и должностных лиц
Административный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Минстроя России, подведомственных организаций и их должностных лиц, осуществленных ими при рассмотрении устных или письменных обращений граждан и принятых по ним решений, установлен Законодательством Российской Федерации, Регламентом, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 107/пр (далее — Регламент) и административными регламентами предоставления государственных услуги исполнения функций.
Работники, полномочные представители организаций и их объединений и иные граждане имеют право на обжалование решений, принятых в ходе исполнения государственной функции, действий (бездействий) уполномоченными должностными лицами Минстроя России, подведомственными организациями и их должностными лицами в досудебном порядке путем непосредственного обращения в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти,
к должностному лицу, государственному служащему.
Предметом административного обжалования является нарушение прав
и законных интересов заявителя, противоправные действия (бездействие)
и (или) решения уполномоченных должностных лиц Минстроя России, подведомственных организаций и их должностных лиц, принятые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции, нарушение положений законодательства Российской Федерации.
Жалоба на действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц Минстроя России, подведомственных организаций и их должностных лиц подается в письменной форме и должна содержать:
- наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
- наименование должности, фамилию, имя и отчество уполномоченного должностного лица, подведомственной организаций и ее должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
- фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, подающего жалобу;
- почтовый адрес для направления ответа;
- подпись заявителя и дату;
- существо обжалуемого действия (бездействия).
В жалобе указываются причины несогласия с обжалуемыми действиями (бездействием) и решением, а также обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования об отмене решения, о признании незаконным действий (бездействия)
и решения, а также иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные обстоятельства. В таком случае заявителем приводится перечень прилагаемых документов.
Основанием для начала процедуры административного (внесудебного) обжалования является личное или письменное обращение заявителя с жалобой.
Рассмотрение жалобы на принятые решения и (или) действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц Минстроя России, подведомственных организаций и их должностных лиц производится в соответствии с порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным законодательством
и Регламентом.
При рассмотрении обращения (жалобы) заявитель имеет право:
- представлять документы и материалы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в жалобе;
- обратиться в Минстрой России или его подведомственную организацию с письменным запросом о представлении имеющейся информации и документов, необходимых для обоснования жалобы;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну;
- получать устную информацию о ходе рассмотрения жалобы по телефонам, указанным на официальном сайте Минстроя России интернет портала, а также соответствующую письменную информацию по письменному запросу.
Жалоба, поступившая в Минстрой России или его подведомственную организацию в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Жалоба рассматривается уполномоченными должностными лицами Минстроя России или его подведомственной организации в течение 30 дней со дня ее регистрации.
В случае, если по жалобе требуется проведение служебной проверки, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней по решению руководителя органа, в который поступила жалоба, или его заместителя. О продлении срока рассмотрения заявители уведомляются письменно с указанием причин продления.
Должностные лица Минстроя России или его подведомственной организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб:
- обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости — с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя;
- вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы
и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; - по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные
на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя; - дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статьей 11 Федерального закона
от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; - уведомляют заявителя о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
По результатам рассмотрения жалобы уполномоченное должностное лицо Минстроя России или его подведомственной организации принимает решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным обжалованных действий (бездействие) и решения либо об отказе в удовлетворении требований.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю.
В случаях отсутствия в жалобе фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии) и подписи заявителя, почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, письменный ответ на жалобу не дается.
Жалоба заявителя может не рассматриваться по существу в следующих случаях:
- отсутствия в жалобе сведений об обжалуемых действиях (бездействии)
и решении уполномоченных должностных лиц Минстроя России или его подведомственной организации (в чем выразилось, кем принято); - текст письменной жалобы не поддается прочтению;
- наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу уполномоченного должностного лица Минстроя России или его подведомственной организации, а также членов его семьи.
В указанных случаях заявителю направляется сообщение о невозможности рассмотрения его жалобы по существу по указанным выше обстоятельствам либо недопустимости злоупотребления правом.
Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В случае, если в жалобе содержится вопрос, на который ему Минстроем России или его подведомственной организацией многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами и обращениями, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации или руководителем подведомственной организации (их заместителями) может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу.
В случае, если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Об указанных решениях заявители письменно уведомляются Минстроем России или подведомственной организацией не позднее 30 дней с момента регистрации жалобы.
Основанием для приостановления (прекращения) рассмотрения жалобы является письменное обращение заявителя о приостановлении (прекращении) рассмотрения жалобы.
Юридическим фактом завершения досудебного (внесудебного) рассмотрения жалобы заявителя является регистрация письменного ответа заявителю (сообщения в форме электронного документа), содержащего информацию о принятом решении, а в случае отказа в удовлетворении требований, заявленных в жалобе, с обоснованием причин отказа по соответствующему вопросу, поставленному в жалобе.
Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов
Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов важно соблюсти при оспаривании налогоплательщиком действий или бездействия работников данной структуры. Как это правильно сделать и куда подать жалобу, вы узнаете из нашей статьи.
Обжалование действий налогового органа (порядок, сроки, виды решений)
Защитить свои права можно как путем направления жалобы в адрес вышестоящего налогового органа либо вышестоящего лица, так и в судебном порядке. Порядок обжалования при этом регулируется ст. 138 Налогового кодекса РФ.
В первом случае срок направления жалобы — 12 месяцев с момента получения заявителем информации о том, что его права были нарушены (п. 2 ст. 139 НК РФ). При превышении положенного срока он подлежит восстановлению принимающей стороной, если основание его несоблюдения будет признано уважительным. При отказе к принятию или неудовлетворении результатом обжалования заявитель вправе обратиться в суд.
Оспорить действия или бездействие сотрудника налоговой в судебном порядке можно лишь после направления соответствующего ходатайства в вышестоящий орган и получения неудовлетворительного результата (п. 2 ст. 138 НК РФ). Заявление составляется в письменной форме с указанием нарушений и обоснованием претензий. Время рассмотрения — 1 месяц.
Согласно п. 3 ст. 140 НК РФ, по результатам проверки возможно:
- оставление заявления без удовлетворения;
- полная либо частичная отмена составленного акта с назначением повторной ревизии;
- отмена вынесенного постановления с прекращением производства по данному делу;
- изменение решения с вынесением другого постановления;
- признание действий или бездействия должностных лиц незаконными с вынесением соответствующего постановления.
Заявитель должен быть уведомлен о решении в письменной форме в течение 3 дней после его вынесения.
Когда жалоба не будет принята
Несмотря на то что заявление об обжаловании действий сотрудников налоговой составляется в свободной форме, есть определенные требования, от соблюдения которых зависит его принятие. Так, документ не будет рассматриваться:
- при несоблюдении сроков его предоставления;
- отсутствии обоснований претензий;
- повторной подаче заявления до рассмотрения предыдущего;
- наличии информации о вступлении в силу судебного решения по вопросам, отраженным в заявлении.
Как видите, обжаловать решения налоговых инспекций и их служащих имеет право любой налогоплательщик. При этом жалобу можно направить как в вышестоящие органы, так и в суд. Главное, правильно ее составить и соблюсти необходимые требования при подаче.
Обжалование действий должностного лица
Обжалование действий должностных лиц в суде: жалоба на неправомерные действия
Любые действия влекут за собой определенные последствия. Населению призваны служить чиновники, которые занимаются их правовыми или же очерченными законом потребности. Другими словами, под чиновниками мы подразумеваем должностные лица, служащие в государственном учреждении, занимающие определенную должность и действующие в юридически важных аспектах.
Когда действия сотрудников госучреждений считаются неправомерными, возникает потребность обжалования их в суде.
Такое явление возможно, когда чиновники нарушают или частично задевают предусмотренные законы, отмеченные Конституцией РФ.
При этом, нужно точно знать порядок подачи жалобы или же административного иска как на конкретное должностное лицо, так и на государственное учреждение в целом.
Правовой аспект вопроса
Вступило в силу право на обжалование решений должностных лиц в высшей инстанции – суде, ссылаясь на статью 46 Конституции РФ. Людям свойственно совершать ошибки в обычной жизни, но и в юридических отношениях ошибок тоже не избежать.
Стоит обратить внимание на важнейший документ – ГПК РФ, который является официальным актом установления правил рассмотрения и разрешения дел граждан судами общей юрисдикции РФ, а также конкретным гарантом разрешения конфликтов между различными звеньями общества.
Несомненно, судебный порядок считается наиболее эффективным и демократичным методом восстановления справедливости.
Данный исполнительный орган наделен необходимой квалификацией для рассмотрения исков по данным вопросам и является примером активного содействия в достижении соглашения сторон.
Данная государственная ветвь – яркий образец исполнения воли основного закона РФ, т.е. Конституции.
В нашей стране юстиция по административным вопросам основана на нескольких аспектах. Все они выделены в Законе РФ, касающемся оспаривания действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Там же можно проследить ряд действий и бездействий, считавшийся допустимым к обжалованию.
Основными являются те, которые приводят к грубому правовому нарушению и ущемляют свободы гражданина РФ.
Наряду с этим обжалованию подлежит намеренное создание препятствий для гражданского осуществления прав и свобод.
История знает массу примеров подобных случаев, причем можно отыскать как положительный пример, так и отрицательный, показывающих судебную систему не с лучшей стороны.
В ГПК, в графе «Общие положения», закреплен порядок осуществления, течение процесса, сроки и нормы обжалования в судебном разбирательстве. Нужно обязательно ознакомиться с ними.
Составление жалобы как альтернативы в досудебном разбирательстве
Жалоба на неправомерные действия должностного лица или бездействие станет первым шагом на пути к отстаиванию собственных прав.
Этот вариант возможен как при обращении в вышестоящие инстанции, так и при обращении к вышестоящим чиновникам, в порядке подчиненности, которые обязаны рассмотреть жалобу в тридцатидневный срок.
Подать ее имеет право гражданин РФ, права которого нарушены, а также уполномоченное лицо от трудового коллектива или организации.
В суде обращение рассматривается по истечении всех допущенных сроков, в течение которых ответ не был получен.
При отказе органов в удовлетворении обращения, дело также оказывается в суде. Обжалование неправомерных действий чиновников, и их бездействия становится основным требованием иска – если изучить историю подобных разбирательств, почти каждый пример подтвердит это утверждение.
Соответствующий иск будет направлен по двум местам. Образцом будет направление одновременно по адресу нахождения истца и по адресу нахождения организации или должностного лица, действия которых требуют обжалования. Стоит обратить внимание на указанный срок подачи жалобы.
Указанный срок подачи жалобы
В соответствии с ГПК, подать иск можно на протяжении 90 дней с момента нарушения прав и свобод гражданина. Существует уточнение того, что срок зависит еще и от попытки досудебного разбирательства.
Если попытка имела место, то устанавливается период подачи документа в течение тридцати дней с момента получения уведомления об отказе касательно урегулирования спора со стороны государственных служащих.
Тогда написание образца жалобы будет являться обязательным в судебном разбирательстве. Следующий ход заключается в написании общего иска, с последующим возможным составлением специального.
Оспаривание бездействия и незаконных действий государственных органов, исходя из ГПК, производится на протяжении десяти дней. Принимать участие в суде могут как сами истцы, так и юридические лица, заменяющие их. В качестве примера можно привести адвокатов.
Пропущенные сроки (взглянем на ситуацию в качестве примера) восстанавливаются в суде. Как образец можно привести любую причину. Чаще всего она заключается в несвоевременном или труднодоступном получении информации о действиях, которые подлежали обжалованию, об их результатах и прочем. Явка в суде обязательна, хотя бывают исключения – зависит от примера ситуации.
Важно знать, что в ГПК обозначен пункт, который возлагает документальное доказательство законности оспариваемых действий и решений на государственные органы власти. Это наводит на мысль, что гражданин вправе отстаивать в суде только личные интересы. Единственное, что ему предстоит доказать – это факт нарушения собственных прав.
Характеристика в составлении иска
Чтобы приостановить бездействие или нарушения со стороны местных органов управления, важно подавать жалобу в письменном виде для дальнейшего рассмотрения ее в суде. Основная черта данного иска – ясность и четкая обоснованность.
Примером нечетко сформулированного иска служит признание действия, подлежащего оспариванию, законным. Тогда суд полностью становится на сторону служащих государству, а также присылает решение в десятидневный срок чиновнику или соответствующему органу. Уведомление об исполнении решения судья и истец получают через один месяц.
Все четко организованные маневры должны привести к успеху и справедливости. Но также не стоит недооценивать оппонента. Споры идут между правительством и конкретным человеком. Каким бы защищенным, на первый взгляд, страна не выставляла свой народ, все же стоит задуматься об услугах опытного адвоката или юриста. Не стоит рисковать быть обманутым своей же страной и своими людьми.
ГПК призван просветить как граждан, так и чиновников, о четко формулированных законах и постановлениях, знания которых гарантируют победу над бездействием и нарушениями с обеих сторон. Итак, ГПК является гарантом по восстановлению прав и свобод. Непосредственный образец для составления жалобы выдается в Региональном отделении по вопросам труда.
Специальная жалоба
Помимо индивидуальной жалобы существует специальная. Порядок установления специального иска устанавливается ГПК.
Период направления к адресату около десяти дней с момента постановления об административном взыскании. Образец ее написания в письменной форме.
Этот вид рассматривается уполномоченным органом в специально обусловленный период – десять дней. Часто является результатом обращения к прокурору.
Бездействие вышестоящих органов влекут за собой желание отстоять свои права. И если вы столкнулись с бездействием со стороны властей, то обращение к прокурору и подача специальной жалобы может кардинально изменить ход действий. Воспользуйтесь образцом составления документа, следуйте инструкциям, и у вас все получится.
Внимание! В связи с правками в законодательство, юридическая информация в данной статье могла потерять актуальность!
Можно ли обжаловать неправомерные действия или бездействие должностных лиц
Должностными лицами в России признаются граждане, которые занимают посты в государственных органах и структурах, а также военнослужащие. В более широком смысле, ими являются государственные работники, наделенные функциями представителя власти.
Их основная задача – это контроль за соблюдением правовых норм и обеспечением гражданских прав. На практике нередко встречаются ситуации, когда должностные лица нарушают свои полномочия или пренебрегают обязанностями.
Обычные граждане не знают, как правильно на это реагировать, и как дать достойный отпор.
Жалоба на неправомерные действия должностного лица – это эффективный рычаг воздействия на представителей власти. Однако, чтобы достичь результата, необходимо соблюдать строгий порядок действий, срок подачи и грамотно составить образец претензии. При квалифицированном и продуманном подходе к процессу, можно оперативно привлечь нарушителя к ответственности, согласно действующему законодательству.
Провести обжалование самостоятельно будет довольно сложно. Единственным надежным решением станет консультация у опытного юриста.
Заручившись поддержкой профессионала, можно быть уверенным в том, что срок подачи жалобы не прошел, а образец претензии составлен правильно. Среди россиян сегодня пользуются популярностью консультации юриста в сети интернет.
Юридические услуги онлайн доступны жителям всех регионов в любое время. Они позволяют сэкономить время, силы и средства соискателей, а также гарантируют оперативно решения поставленных задач.
Порядок и способы обжалования действий должностных лиц
Обжалование действий должностных лиц необходимо провести в установленный срок, который не должен превышать 90 суток с момента, когда человек узнал о правонарушении.
Важно иметь веские основания для подачи претензии.
Причинами оформить образец могут быть противоправные действия, бездействие, незаконное задержание, заключение под стражу, привлечение к ответственности, нарушенный порядок дознания и т.д.
Необходимо помнить, что обжалование действий/бездействия должностного лица следует проводить в вышестоящих инстанциях. Изначально порядок предусматривает обращение к непосредственному руководству чиновника или военнослужащего. Если начальство не примет действий, можно переходить к более радикальным мерам обжалования. Сегодня подать образец претензии можно в:
- Управление Собственной безопасности. Документ можно принести лично или написать ходатайство в электронном виде. Сотрудники УСБ обязаны рассмотреть вопрос в срок 10-14 дней, после чего представить соискателю решение.
- Прокуратуру. Сюда обращаются чаще всего, если обращение в УСБ не принесло результата. Получив образец претензии, прокуратура организует проверку и накажет некомпетентных работников госаппарата.
- Суд. Обжалование в судебных органах займет около 15 дней. Именно в указанный срок суд примет решение и привлечет к ответственности нарушителя, если его вина будет доказана.
Важно, что сегодня россияне могут выбрать любой порядок действий, а также подать заявления в каждую структуру. Обращение за помощью во все инстанции позволит достичь максимального результата в сжатый срок.
Если дело рассматривается в суде, иск могут вернуть, отказать в его рассмотрении, принять или оставить его без удовлетворения.
Чтобы обжалование имело результат, выступать от имени соискателя должен опытный юрист. Адвокат с доверенностью на представление интересов сможет грамотно выступить, и аргументировано защитить интересы клиента.
Как составить образец жалобы на действия или бездействие должностного лица
Составлять образец жалобы нужно внимательно и грамотно. Документ не имеет строго формата сегодня, но важно, чтобы он содержал исчерпывающий объем информации по делу:
- наименование инстанции, куда подается образец;
- личные сведения и контактные данные заявителя;
- должность и ФИО должностного лица, действия которого поддаются обжалованию;
- суть противоправных действий;
- ссылки на законодательство, позволяющие считать действия должностного лица незаконными;
- требования заявителя;
- срок, в течение которого вы ждете ответа;
- дату и подпись.
Если не соблюдать порядок составления документа и срок его подачи, его не примут к рассмотрению. Также в заявлении нельзя использовать эмоциональные высказывания, некорректные или нецензурные выражения, допускать ошибки, исправления, сокращения. При необходимости, к жалобе нужно приложить все имеющиеся документы, доказательства, свидетельские показания и т.д.
Подавая жалобу, важно составить документ в двух экземплярах. Один следует передать на рассмотрение в вышестоящие органы, а второй необходимо сохрани заявителю. Также на его экземпляре принимающая сторона обязана поставить отметку о принятии документа к рассмотрению. Важно уведомить ответчика о начале гражданского процесса. Эта ответственность лежит на заявителе.
По решению суда должностное лицо может быть наказано в виде отстранения от занимаемого поста, лишением премии и даже увольнением. Также виновного могут обязать выполнить нарушенные им обязательства.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Как обжаловать действия и решения чиновников?
Что делать, если чиновники нарушили Ваши права? Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу?
Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти.
Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но не все знают о том, как это сделать.
Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?
Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Жалобы лучше подавать в письменном виде. В жалобе надо указать:
– госорган или фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресуется жалоба;
– свой почтовый адрес, на который придет ответ;
– обстоятельства дела (кто и как нарушил Ваши права);
– свои фамилию, имя и отчество, подпись в конце жалобы.
Бывают случаи, когда должностные лица отказываются принимать жалобы, тогда жалобы надо отправлять почтой ценными отправлениями с описью вложений и уведомлением о вручении. С момента вручения письма и его регистрации в госоргане у чиновников есть 30 дней на ответ. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней, о чем заявителя должны уведомить письменно.
За нарушение порядка рассмотрения жалоб (необоснованное увеличение срока, отсутствие ответа) установлен административный штраф в размере 5 – 10 тысяч рублей.
Как правило, органы власти отвечают на обращения и делают это в срок. Однако рассчитывать на содержательный ответ по существу приходится не всегда. В таких случаях лучше обращаться с жалобой в суд, можно это сделать после получения неудовлетворительного ответа от госоргана.
Сразу оговоримся, что подавать в административном порядке жалобы на правонарушающие законы и иные нормативные правовые акты нет смысла. Для обжалования нормативных правовых актов, в том числе законов, установлен особый судебный порядок. В этой статье мы не рассматриваем вопросы обжалования нормативных правовых актов.
Что можно обжаловать?
Закон предусматривает три категории объектов для обжалования: это действия, бездействие и решения.
Обжалование действия может быть уместным, например, в такой ситуации. Вы обратились в госорган с пакетом документов, госорган должен выдать Вам какой-то правоустанавливающий документ.
Вместо этого он отправляет Ваши документы в какую-то комиссию, которая должна подтвердить правильность составления поданных Вами документов. Все это затягивает сроки. Как правило, сейчас все процедуры оказания госуслуг (выдачи гражданам тех или иных документов) очень подробно прописаны в административных регламентах.
И если регламент не предусматривает проверку документов какой-то комиссией, то действия госоргана незаконны, их надо обжаловать.
Пример второй. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам дубликата утерянного документа, Вы приложили все необходимые для этого справки.
Вместо того чтобы исполнить Вашу просьбу, госорган молчит, либо говорит, что Вам надо обратиться в другое учреждение или в министерство, или принести еще какие-то справки.
Иными словами, он не исполняет свою обязанность. Это бездействие. Его надо обжаловать.
И третий пример – правонарушающее решение. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам документа. Госорган рассмотрел Ваше заявление и, уложившись в 30 дней, выдал Вам свое решение: отказать в выдаче документа. Такое решение также можно обжаловать.
Закон называет требования к действиям (бездействию) и решениям, которые можно обжаловать. В результате таких действий или решений должны быть:
– нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы;
– созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;
– незаконно возложены какие-либо обязанности.
Чьи действия и решения можно обжаловать?
Необходимо уточнить, что в принципе в суд можно обжаловать правонарушающие действия и решения любых лиц, но в особом порядке будут рассматриваться лишь дела в отношении действий и решений определенного круга лиц и органов (глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ).
Старый Закон 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» называл государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц, государственных служащих, принявших правонарушающие решения, которые можно было обжаловать. Юридически это расширяло возможности обжалования действий и решений практически любых органов и организаций.
Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) говорит о том, что обжаловать можно действия и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом, круг «источников» правонарушающих действий и решений ограничивается только государственно-властными субъектами.
Новый Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) называет несколько иной состав органов и лиц, чьи действия и решения можно обжаловать: орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Что здесь принципиально нового? Появились организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, действия и решения которых можно обжаловать. В качестве примеров таких организаций можно привести государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Как обжаловать в суде действия органов власти?
Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ.
Однако с 15 сентября этого года будет применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ.
Глава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).
Новый КАС РФ вводит понятие административного искового заявления. Статья 220 КАС РФ устанавливает перечень обязательных требований к такому заявлению. В заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) фамилия, имя и отчество гражданина, его место жительства, дата и место его рождения, номера телефонов, адреса электронной почты гражданина;
3) орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
4) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация или должностное лицо);
6) сведения о правах, свободах и законных интересах гражданина, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к заявлению обжалуемого решения и ходатайства об истребовании документов;
9) сведения о предшествующем обжаловании в административном порядке;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица;
11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины. На сегодняшний день размер госпошлины для граждан составляет 300 рублей.
Если гражданин решил воспользоваться в суде помощью представителя, то в заявлении также указываются сведения о представителе. Представитель должен иметь высшее юридическое образование, копия диплома также представляется в суд.
Заметим, что зачастую гражданам трудно разобраться во всех процессуальных тонкостях и хитросплетениях законодательства, поэтому юридическая помощь может потребоваться даже на стадии составления заявления в суд.
Ужесточение требований к представителю формально ограничивает права граждан: им придется обращаться за помощью к профессиональным юристам и платить за это деньги, тогда как ранее представителем мог быть любой человек (друг или знакомый заявителя), который, например, имел практику по определенной категории дел.
Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.
Дела об оспаривании действий и решений будут рассматриваться судом в течение месяца, тогда как по ГПК РФ такие дела должны были рассматриваться в течение 10 дней.
На что обращает внимание суд?
Новый Закон устанавливает вопросы, которые должен разрешить суд в процессе рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия):
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказать нарушение прав и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на гражданина-заявителя. Обязанность доказать правомочность принятия решения или совершения действия и его законность возлагается на ответчика.
Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу – в порядке кассации или надзора.
Какова вероятность выиграть дело?
На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.
Обратимся к судебной статистике жалоб на неправомерные действия и бездействия (в том числе на нарушение избирательного законодательства).
Рис.1. Рассмотрение районными судами жалоб граждан на неправомерные действия и бездействие (в том числе на нарушение избирательного законодательства) в 2014 году.
За год в суды поступило 162 410 жалоб, из них было рассмотрено 119 438 жалобы, то есть примерно две трети. Из рассмотренных жалоб было удовлетворено 56 510 требований, то есть примерно треть от поступивших и почти половина от рассмотренных заявлений.
Что же случилось с третью жалоб, которые не были рассмотрены? Видимо, они были поданы с какими-то нарушениями (например, не уплачена госпошлина, заявление не подписано, нет копии обжалуемого решения или ходатайства о его истребовании), и поэтому суд оставил их без движения или прекратил производство по делу по каким-то другим основаниям.
Таким образом, статистика показывает, что треть жалоб не проходит даже стадии подачи заявления: граждане допускают ошибки в оформлении документов для суда или подают заведомо негодные жалобы. Получается, что даже сама подача заявления в суд превращается в проблему для трети заявителей.
Те счастливчики, которые преодолели первый бюрократический барьер, имеют серьезные шансы выиграть дело против госоргана: почти каждое второе такое дело выигрывается. Надо отстаивать свои права, тогда государство будет уважать и соблюдать права своих граждан.
Новый КАС РФ оставляет все возможности для оспаривания неправомерных действий и решений государства.
Порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц надзорных органов
В соответствии с главой V «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц», предусмотрен следующий порядок действий
Гражданин, организация, орган власти в отношении которых подготовлены документы в ходе или по результатам проверки (далее — заинтересованное лицо), вправе обжаловать решение и действие (бездействие) должностного лица органа ГПН, принятое или осуществленное по результатам проверки, в орган ГПН, выдавший распоряжение о проведении проверки, вышестоящему должностному лицу, органу ГПН.
Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, прокурора и суда могут быть обжалованы участниками уголовного судопроизводства в порядке установленном ст.ст.124, 125 УПК РФ, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Порядок рассмотрения жалобы прокурором: Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.
Жалоба на действия должностного лица
Обжалование происходит путём составления и подачи жалобы на действия должностного лица.
Юрисдикция Согласно общим правилам КОАП, жалоба на неправомерные действия должностного лица может быть подана в различные инстанции: непосредственно вышестоящему органу должностного лица обжалование действий в суде подача жалобы в прокуратуру на действия должностного лица Кроме этого, существуют частные случаи обжалования, например, путём обращения к уполномоченному по правам человека.
Из публичных отношений
В этой рубрике мы собрали жалобы на действия (бездействия). Такие жалобы рассматриваются в районном (городском) суде в порядке публичных правоотношений.
Исходя из положений закона, жалобы на действия (бездействия) органов власти и должностных лиц необходимо подавать в суд, как заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В порядке публичных правоотношений рассматриваются: жалобы на решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; жалобы на действия (бездействия) связанные с нарушением избирательных прав; заявления об оспаривании нормативно-правовых актов; вопросы по размещению иностранных граждан, подлежащих реадмиссии; вопросы административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; жалобы на действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей. Публичные правоотношения характеризуются неравенством спорящих сторон.
Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения. 3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обжалование бездействия должностного лица
Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненныегражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лицэтих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иномуправовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РоссийскойФедерации или муниципальным образованием. Законодатель установил основания наступлениягражданско — правовой ответственности за вред, причиненный государственнымиорганами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также завред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда, которые, которые определены статьями 1069 и 1070 Гражданско — процессуальногокодекса РФ (далее – ГПК РФ).
Административный иск на действия должностного лица
Административное исковое заявление подается в порядке административного судопроизводства, порядок которого регламентирован главой 22 КАС РФ. При подготовке жалобы лучше воспользоваться представленным образцом, наполнив его своим содержанием. Пример административного иска на действия должностного лица В Харабалинский районный суд Административный истец: ООО «Бригантина»,от 27 апреля 1993 года № 4866-1. А там срок месяц. Помогите разобраться — разве ГПК не выше по значению? И прав ли чужой адвокат? 10 Апреля 2015, 13:36 Марина, г. Волгоград Ответы юристов (3)
Статья 5 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Сроки обращения в суд с жалобой» Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.
Если Вы ранее уже обращались с жалобой в вышестоящий территориальный орган ФОМС и Вам был дан письменный ответ, то срок обращения с жалобой действительно один месяц. Если же Вы впервые обращаетесь с жалобой непосредственно в суд, то срок обращения — три месяца.
Особенности подачи жалобы на должностное лицо
Их основная задача – это контроль за соблюдением правовых норм и обеспечением гражданских прав. На практике нередко встречаются ситуации, когда должностные лица нарушают свои полномочия или пренебрегают обязанностями. Обычные граждане не знают, как правильно на это реагировать, и как дать достойный отпор.
Обжалование действий бездействия должностных лиц
Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В случае внесудебного обращения в порядке подчиненности Ваше заявление должно быть рассмотрено в месячный срок со дня его подачи.
В случае отказа в удовлетворении заявления либо не предоставления ответа в течение этого срока, Вы вправе обратиться с заявлением в суд в течение месяца со дня письменного уведомления об отказе, а если Вам не ответили, то в течение месяца со дня истечения месячного срока после подачи заявления.
Второй способ защиты нарушенных прав – оспаривание решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего путем предоставления заявления непосредственно в суд.
Действия (бездействия) должностных лиц
Вопросы составлены на основании многочисленных обращений внутренне перемещенных лиц, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и иных граждан в Консультационный центр Весты. С подробной информацией вы можете ознакомиться в памятках разработанными юристами Весты и «По вопросам обжалования решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в Чеченской Республике».
Подача жалобы на действия должностного лица
Жалоба на неправомерные действия должностного лица – это обратная сторона юридических процессов.
Граждане Российской Федерации могут вступить в правовой конфликт не только с другими рядовыми гражданами, но и с различными государственными организациями и уполномоченными лицами. И подобные конфликты справедливо считаются более сложными.
В этом случае по другую сторону баррикад будут люди, которые хорошо знают законы и административный кодекс, которые привыкли к подобным разбирательствам и имеют некоторый опыт в данной сфере.
Гражданин может столкнуться с неправомерными действиями таких организаций как:
- Органы местного самоуправления;
- Различные общественные союзы;
- Государственные организации и органы;
- Общественные учреждения.
Вы можете потребовать не только обжалования решений отдельных чиновников, но и обжалования действий всего учреждения.
История знает множество примеров и образцов незаконных действий как со стороны конкретных должностных лиц, так и всей организации, поэтому нужно досконально знать порядок действий в каждом из этих случаев.
Если в нарушение вовлечена вся организация, жалоба начальству не поможет – круговая порука сведет на нет все ваши усилия. В таких случаях понадобится другой порядок действий, включающий обращение в суд.
Для начала нужно разобраться, какие именно действия считаются противоправными. Чтобы добиться обжалования, нарушение должно соответствовать положениям Гражданско-процессуального кодекса и положениям законодательства об обжаловании нарушений в суде. В данном случае это:
- Ущемление прав и интересов человека;
- Помехи в осуществлении человеком его прав и свобод;
- Противозаконное привлечение человека к ответственности;
- Противозаконное наложение каких-либо обязательств на человека.
Куда подавать жалобу?
Итак, куда и в течение какого срока необходимо подавать жалобу, чтобы соблюсти порядок обжалования противоправных решений? В данном случае не существует особенно жестких рамок. Вы вправе обратиться к непосредственному начальству нарушителя, или сразу же подать судебный иск – выбор за вами.
Если вы решите сразу обращаться в суд, вы не нарушите порядок действий. Например, в других случаях досудебные разбирательства необходимы, и вам откажут в обжаловании в суде, если вы нарушите регламент.
Если взять конфликт с ЖЭКом как образец, то вы можете пренебречь жалобой в местный исполком, а направиться прямиком в суд.
Например, вы хотите получить какую-либо справку или образец документа, но вам отказывают из-за долгов за коммунальные услуги. С точки зрения сотрудников ЖЭКа это кажется вполне справедливым, но на самом деле это абсолютно незаконно, такие действия подлежат обжалованию в суде.
Поэтому вам нужно потребовать письменный отказ от сотрудника, и на основе данного документа подать судебный иск.
В некоторых случаях достаточно просто припугнуть нарушителя, напомнив ему о соответствующих положениях законодательства. Обычно после таких угроз сотрудник становится образцом послушания и начинает выполнять свои прямые обязанности. К сожалению, в наши дни только подобные рычаги воздействия могут навести порядок во многих госструктурах.
В какие сроки можно добиться обжалования?
Теперь следует подробнее изучить сроки подачи и сроки рассмотрения жалоб и исков. Порядок обжалования неправомерных действий и бездействия чиновников гласит, что гражданин должен пожаловаться не позднее чем через три месяца после совершения нарушения.
Нарушение сроков всегда работает против заявителя, поэтому следует быть пунктуальным и четко следовать порядку действий.
Если вы сначала пожаловались в вышестоящие инстанции, но не получили ответа, вы должны подать заявление в суд в течение месяца.
В случае если данные инстанции отказались вам помочь и выслали письменный отказ, актуальны те же сроки – 30 дней с момента получения отказа.
В какие сроки будет рассмотрен судебный иск? Стандартный срок – 10 суток. Как уже упоминалось, просрочка считается серьезным нарушением, как и неявка. Но если вы не смогли появиться по уважительным причинам, суд войдет в ваше положение. Судебное разбирательство – серьезное дело, поэтому желательно получить консультацию от квалифицированного юриста.
Инструкция по составлению жалобы
При составлении жалобы в вышестоящие инстанции следуйте следующему образцу:
- ФИО и известные вам данные об уполномоченном лице-адресате;
- Ваши ФИО, адрес и контактная информация;
- Информативное и краткое описание вашей проблемы;
- Перечень ваших требований;
- Дата и подпись.
Когда подобными вопросами занимаются госструктуры, заявление рассматривают в течение месяца. Если вы не следовали образцу или другим образом нарушили порядок действий, вашу жалобу вернут в течение полутора недель.
Если же данная организация вообще не занимается решением данных вопросов, жалобу вернут в течение 5 дней. Если ваши требования не выполнили, или попросту проигнорировали вашу жалобу, следует обращаться в суд.
Составляя заявление, следуйте образцу написания судебных исков.
Помните, что анонимные сигналы никто рассматривать не будет. Подавая жалобу, соберите все имеющиеся доказательства и избегайте оскорблений, эмоциональных выражений и т.д. Придерживайтесь официально-делового стиля, соблюдайте сроки, следуйте образцу и нашим инструкциям, и тогда успех вам гарантирован.
19. Обжалование неправомерных действий и решений должностных лиц
Проверка прошла, протоколы, акты и иные документы составлены, возбуждено дело об административном правонарушении.
Перед рассмотрением дела и приглашением в административную комиссию, для вынесения постановления имеется небольшой промежуток времени обозначенный должностным лицом в протоколе.
Он не должен превышать 15-ти суток, указанных в ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, которые можно использовать для подготовки жалобы на действия должностных лиц.
При подаче жалобы, необходимо серьезное внимание уделить на ее подготовку.
1). Сделать копии со всех документов выданных должностными лицами при проверки и тех бумаг и документов, которые впоследствии могут иметь решающее значение по делу.
2). Собрать все копии документов выданных вам проверяющими лицами и обязательно приложить к жалобе.
3). Перемотать «если аналоговая», включить сначала, если цифровая запись и внимательно прослушать, «просмотреть» каждый фрагмент записи. Вот здесь вы можете найти кучу причин в добавок, к уже имеющимся, при подачи жалобы.
Типичные причины, отраженные в записи: например, должностное лицо не представилось надлежащим образом. Требовало при проверки выполнения различных обязанностей, не основанных на законе. Выражалось ненормативной лексикой. Неоправданно затягивало время при составлении протоколов. Намекало на дачу взятки и т. д.
4). Сделать дубликаты записей производимых вами при проверке в двух экземплярах.
Это необходимо, в случае если вам понадобится обратиться с жалобой в вышестоящий орган, действия которого обжалуете, или в суд.
В том случае если вы не успеваете по каким либо причинам составить жалобу на действия проверивших вас работников, то можете продлить срок рассмотрения заявив предварительно ходатайство, об отложении рассмотрения дела. Это процессуальное право закреплено в ст. 25.1 КоАП РФ.
При этом, согласно ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении, срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. При этом двухмесячный срок привлечения к административной ответственности ч. 1 ст. 4.
5 КоАП РФ, не прерывается.
Ходатайство заявляется на имя руководителя органа соответствующего подразделения или на имя его заместителя.
Как правило, ходатайство заявляется со следующей мотивацией: «Прошу вас, временно отложить рассмотрение дела об административном правонарушении в связи с моим намерением привлечь по делу защитника или свидетелей событий».
Отказать в удовлетворении ходатайства такой мотивации, по сути должностное лицо не имеет права, поскольку будет нарушено ваше процессуальное право на защитника закрепленное ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ. Направить ходатайство лучше в виде телеграммы с последующем уведомлением заявителя.
Подпись должностного лица отмеченная на корешке извещения телеграммы, подтверждает, о том что ходатайство, поступившее от вас, принято к рассмотрению и соответственно должно быть приложено к материалам дела.
Надежность отправления телеграммой ходатайства заключается в том, что все входящие материалы в органы государственной власти регистрируются. Поэтому лицо, привлекаемое к административной ответственности должно быть уверенно, что заявленное им ходатайство не испарится как это возможно при непосредственном приеме и будет ждать своего часа в материалах дела.
В любом случае постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено, после окончания двух месяцев, с момента привлечения к административной ответственности «составление протокола», ч. 1 ст. 4.5 Кодекса.
Итак теперь приступаем к изучению механизма обжалования действий и решений должностных лиц. С чего следует начать? Сперва изучим протокол об административном правонарушении. Статья 28.2 Административного кодекса предъявляет необходимые процессуальные требования к этому документу[10].
1). Пишем жалобу в связи с нарушением составления административных материалов, указывая при этом какой конкретно пункт нарушен или не отражен, дабы признать протокол составленный с процессуальными нарушениями недействительным.
Жалоба на неправомерные действия должностных лиц. Этот вид жалоб считается самым распространенным среди всех остальных жалоб.
2). Неправильная квалификация административного правонарушения. Например пользуясь отсутствием четкой реализации закона органами исполнительной и муниципальной власти, вменяются составы правонарушения влекущее более высокие штрафы и более суровые санкции, в то время как за совершенное правонарушение действует абсолютно другая норма и на основании ее полагается менее суровое наказание.
3). Необоснованное применение мер пресечения: «задержание документов, вещей арест и т. д.».
4). Нарушение общепринятых норм вежливости в обращении с гражданами и неумение найти с ними взаимопонимание: «Устанавливается при помощи записи на диктофон или видеокамеру, затем прикладывается к материалам жалобы».
5). Голословное обвинение в совершении административного правонарушения.