Ао реорганизация и ликвидация

Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества

1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются законом.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Комментарий к Ст. 104 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет основные положения реорганизации и ликвидации акционерных обществ.

Детальные правила, определяющие особенности реорганизации и ликвидации акционерного общества, содержатся в Законе об акционерных обществах (ст. ст. 15 — 24).

Кроме того, подлежат применению общие правила о реорганизации и ликвидации юридических лиц, содержащиеся в ст. ст. 57 — 65 ГК РФ.

2. Основания и порядок реорганизации акционерного общества определяются ГК РФ и другими законами: Законом об акционерных обществах, Федеральным законом «О защите конкуренции» и др.

Обычные реорганизационные процедуры предусмотрены ст. ст. 57 — 60 ГК РФ. Акционерное общество может быть реорганизовано добровольно по решению общего собрания акционеров. Для принятия такого решения требуется три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах).

Акционерное общество может быть реорганизовано также в принудительном порядке. Так, ст. 38 Закона о защите конкуренции предусмотрены основания и порядок принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, включая, разумеется, и акционерные общества. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации — по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком России) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Такое решение принимается в целях развития конкуренции при наличии определенных организационных, технологических и экономических условий (возможности такой реорганизации).

При реорганизации акционерных обществ необходимо учитывать особенности акционерного капитала, выраженного соответствующими ценными бумагами — акциями. Они требуют помимо обычных реорганизационных процедур (общих правил реорганизации юридических лиц) погашения акций реорганизуемых акционерных обществ и их замены акциями вновь образуемых акционерных обществ. Выпуск акций, образованных в результате реорганизации обществ, должен проводиться с соблюдением требований Закона об акционерных обществах.

Особенности реорганизации акционерных обществ предусмотрены ст. ст. 15 — 20 Закона об акционерных обществах. Реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Для слияния акционерных обществ общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, который должен содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 16 Закона об акционерных обществах. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются. Взамен акций каждого общества, участвующего в слиянии, выпускаются акции вновь создаваемого общества.

При реорганизации в форме присоединения также заключается договор о присоединении между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение. Договор о присоединении должен содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 17 Закона об акционерных обществах. При присоединении общества погашаются собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также принадлежащие присоединяемому обществу акции общества, к которому осуществляется присоединение, если это предусмотрено договором о присоединении. Акции присоединяемого общества конвертируются в акции общества, к которому осуществляется присоединение.

Для разделения акционерного общества общее собрание его акционеров принимает соответствующее решение, которое должно содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 18 Закона об акционерных обществах. Акции реорганизуемого общества конвертируются в акции каждого создаваемого общества в соответствии с решением о разделении общества.

При реорганизации в форме выделения общества общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает соответствующее решение, которое должно содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 19 Закона об акционерных обществах. Акции реорганизуемого общества конвертируются в акции каждого выделяемого общества в соответствии с решением о разделении общества.

Пунктом 2 комментируемой статьи установлены ограничения на преобразование акционерного общества: оно может быть преобразовано только в общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью) или в производственный кооператив. Также предусмотрено, что акционерное общество может быть преобразовано в некоммерческую организацию в соответствии с Законом о некоммерческих организациях. При этом Закон об акционерных обществах предусматривает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз. 2 п. 1 ст. 20).

Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает соответствующее решение, которое должно содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 20 Закона об акционерных обществах, в частности порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или паи членов производственного кооператива, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство.

3. Основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются ГК РФ и другими законами: Законом об акционерных обществах, Законом о банкротстве и др.

Общие правила ликвидации юридических лиц предусмотрены ст. ст. 61 — 65 ГК РФ. Акционерное общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Для принятия такого решения требуется три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах).

Акционерное общество может быть ликвидировано также в принудительном порядке (например, абз. 3 п. 2 ст. 61, ст. 65, абз. 3 п. 2 ст. 97, п. 4 ст. 99 ГК). Так, в соответствии с абз. 3 п. 2, п. п. 3 и 4 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо, включая акционерное общество, может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, например налоговому органу в соответствии с налоговым законодательством.

Юридическое лицо, включая акционерное общество, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его банкротом. Основания признания судом юридического лица банкротом, порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

При ликвидации акционерных обществ необходимо учитывать их особенности. Особенности ликвидации акционерных обществ предусмотрены ст. ст. 21 — 24 Закона об акционерных обществах.

Существенными особенностями отличаются правила ликвидации акционерных обществ, связанные с распределением имущества ликвидируемого общества между акционерами. В соответствии со ст. 23 Закона об акционерных обществах оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

— в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены обществом по требованию акционеров (ст. 75 Закона об акционерных обществах);

— во вторую очередь выплачиваются начисленные, но не выплаченные дивиденды по привилегированным акциям и определенная уставом общества ликвидационная стоимость по привилегированным акциям;

— в третью очередь распределяется имущество ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Ликвидация и реорганизация акционерного общества

Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Акционерное общество также вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом об акционерных обществах. Особенности реорганизации общества – субъекта естественной монополии, более 25 % акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества.

Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами.

Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об акционерных обществах и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В случае добровольной ликвидации общества совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Порядок ликвидации АО устанавливается Законом об акционерных обществах. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня опубликования сообщения о ликвидации общества.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество – прекратившим существование – с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация ЗАО

Закрытое акционерное общество представляет собой форму организации акционерного общества, акции которого распределяются только среди учредителей, либо круга лиц, определенного заранее. Порядок реорганизации и ликвидации ЗАО определяется Гражданским кодексом РФ. Более подробно вопросы реорганизации и ликвидации решаются на основании Федерального закона «Об акционерных обществах».

Реорганизация и ликвидация ЗАО требует профессиональных знаний, поэтому необходимо обращаться к специалистам. Реорганизация ЗАО может проводиться как добровольно, так и принудительно. Добровольная реорганизации проводится по соглашению учредителей ЗАО. Принудительная — по решению суда или уполномоченного органа.

Формами реорганизации является присоединение, слияние, разделение, выделение и преобразование ЗАО. Реорганизация и ликвидация имеют свои отличия. При реорганизации все права и обязанности ЗАО переходят в порядке правопреемственности к вновь образовавшемуся юридическому лица. При ликвидации — права и обязанности ЗАО ни к кому не переходят.

Срок реорганизации ЗАО составляет от трех до четырех месяцев. Срок ликвидации — от пяти до восьми месяцев. Стоимость реорганизации ЗАО — около 65 тысяч рублей. Стоимость ликвидации — около 35 тысяч рублей. Пакет документов необходимых для реорганизации и ликвидации включает в себя: свидетельство о государственной регистрации ЗАО; учредительные документы; протокол собрания акционеров, на котором был избран руководитель организации; свидетельство о внесении сведений о ЗАО в ЕГРЮЛ; паспортные данные акционеров и руководителей; информационное письмо из Госкомстата; бухгалтерский баланс, с перечислением задолженностей. Порядок реорганизации состоит из следующих этапов:

1. Уведомление государственного регистрирующего органа о реорганизации;

2. Публикация в СМИ о реорганизации;

3. Оформление разделительного баланса или передаточного акта;

4. Получение справок об отсутствии задолженностей из внебюджетных организаций;

5. Подача указанных документов в ИФНС;

6. Получение из ЕГРЮЛ справки о реорганизации ЗАО.

Статья 104 ГК РФ. Реорганизация и ликвидация акционерного общества (действующая редакция)

1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются законом.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 104 ГК РФ

1. Реорганизация или ликвидация акционерного общества допускается в общем порядке, предусмотренном для хозяйственных обществ:

— добровольно — по решению учредителей;

— в принудительном порядке — по решению суда, в том числе в рамках дела о банкротстве. Порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества регламентируется законом о данном виде обществ. Применение норм ГК РФ в части определения порядка реорганизации и ликвидации исключено, поскольку процессуальные аспекты детализированы специальным законом.

2. Ликвидация акционерного общества выступает в качестве крайней меры, когда не могут быть применены иные средства и способы сохранения его правосубъектности и работоспособности. Если акционеры заинтересованы сохранить за обществом статус акционерного, то оно может быть реорганизовано в форме присоединения. При этом должно быть сохранено основанное направление его деятельности.

ГК РФ предусматривает, что акционерное общество вправе преобразоваться:

— в общество с ограниченной ответственностью;

— в хозяйственное товарищество;

— в производственный кооператив.

3. Применимое законодательство:

— ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

4. Судебная практика:

— Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2014 N 06АП-1691/2014 по делу N А73-13546/20134;

— решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.06.2014 по делу N А07-8547/2014;

— решение Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2013 по делу N А40-167518/2012.

Ао реорганизация и ликвидация

Реорганизация — это процесс, при котором одни юридические лица прекращаются, а на их базе возникают другие.

При реорганизации прекращение юридических лиц не влечет прекращения их прав и обязанностей, а соблюдается правопреемство (т.е. переход прав и обязанностей).

Права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

И реорганизация, и ликвидация могут быть как добровольными, так и принудительными, — по решению суда, в том числе вследствие признания несостоятельным (банкротом).

Для АО порядок реорганизации и ликвидации имеет особенности, связанные с наличием акций.

Реорганизация и ликвидация акционерного общества

Основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества.

Акционерное общество (в особенности открытого или публичного типа) является наиболее сложно устроенным юрлицом. Эти характеристики проявляются даже при процедурах реорганизации и ликвидации такой организации.

Основания и порядок реорганизации акционерного общества

Основания для проведения реорганизационных процедур делятся на 2 группы. Первые связаны с инициативой самого АО, а вторые носят принудительный характер (ч. 2 ст. 57 ГК).

К последним относятся следующие причины:

  • Если организация занимает доминирующее положение и ее деятельность носит монополистический характер (ст. 38 закона «О конкуренции»). В таком случае, орган, реализующий политику защиты конкуренции, либо представители его филиала на месте, обращаются с иском о проведении разделения. Сама процедура проводится на основании решения суда.
  • Требования могут выдвигаться в отношении субъектов банковской деятельности. Реорганизация акционерного общества в форме присоединения предусмотрена ст. 189.44 и 189.45 закона «О банкротстве кредитных организаций». Целью процедуры служит приведение банков в состояние, обеспечивающее соблюдение всех необходимых нормативов. Соответствующее требование предъявляется органами ЦБ, либо должностными лицами его регионального филиала.

Порядок реорганизации АО

Порядок реорганизации предусмотрен ст. 15 закона «Об АО». По общему правилу, процедура возможна в любых формах. Однако отраслевое законодательство может сокращать и ограничивать их число. В частности, ст. 33 закона о негосударственных пенсионных фондах запрещает процедуру преобразования.

Добровольная реорганизация предполагает решения, которые принимаются общими собраниями акционеров участвующих в процессе компаний.

Если она носит принудительный характер, то обществу дается определенный срок для выполнения требований (в случае с антимонопольным законом он составляет полгода). Если этот порядок не соблюден, то назначается арбитражный управляющий.

Если реорганизация связана с появлением укрупненного экономического субъекта, то в случаях, предусмотренных ст. 29 закона «О конкуренции», когда возможно создание доминирующего на рынке субъекта, потребуется одобрение такого решения антимонопольным органом. Обращаться можно и по месту нахождения его регионального филиала.

Дальнейшая пошаговая инструкция изложена в ст. 15 закона «Об АО» и ст. 58 – 60.2 ГК.

Уведомление регистрирующего органа

Закон устанавливает обязанность уведомления налоговой инспекции по месту регистрации о начале действий по реорганизации. При множестве компаний, участвующих в процедуре, уведомление осуществляет юрлицо, которое приняло соответствующее решение. Уведомить может и компания, на которую решениями возложена эта обязанность.

Срок представления сведений составляет 3 дня с момента старта процедуры.

Опубликование информации в СМИ

Порядок опубликования сведений о проведении процедуры предполагает обращение в «Вестник государственной регистрации».

Присутствие его филиала обеспечено в каждом регионе. Нередко он находится в том же здании, что и регистрирующая налоговая инспекция.

Пока идет процедура, такие сообщения должны публиковаться ежемесячно. Их должны размещать все участвующие в реорганизации общества.

Сообщение должно включать данные об исходных компаниях, о юрлицах, которые будут образованы, о форме процедуры, о порядке предъявления кредиторами своих требований. Также нужно проинформировать об адресе расположения исполнительных органов компаний и других мест, по которым можно заявить требования. Если имеются лица, намеревающиеся обеспечить исполнение обязательств АО, то их также необходимо перечислить.

Помимо сообщения в СМИ, ст. 13.1 закона «О государственной регистрации юрлиц» обязывает письменно уведомить о процедуре всех известных кредиторов в 5-дневный срок.

Последствием уведомления или опубликования сведений служит возможность кредитора, чье обязательство не обеспечено, требовать его исполнения в суде. Срок подачи иска составляет 30 дней с даты последнего опубликования информации в СМИ.

Оформление процедуры

В рамках процедуры происходит инвентаризация всех активов и пассивов участников.

В зависимости от форм реорганизации, действующий порядок требует оформления передаточного акта (преобразование), договора о слиянии или присоединении, либо разделительного баланса (выделение, разделение).

Указанные документы должны быть утверждены. Соответствующее решение принимается общим собранием акционеров каждой из организаций.

Передаточный акт, договор или разделительный баланс передается в регистрирующую налоговую инспекцию наряду с другими предусмотренными документами.

Основанием для окончания процедуры служит регистрация компании, создание которой предусматривается реорганизационными документами. В случае присоединения, таким моментом выступает внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Основания и порядок ликвидации акционерного общества

Ликвидация публичного (открытого) или закрытого (непубличного) акционерного общества происходит по решению общего собрания, либо в принудительном порядке. Вторые указаны в ст. 61 ГК и включают:

  • требования связанные с грубым и неустранимым нарушением порядка регистрации АО, в случае принятия их судом;
  • требования, связанные с неоднократным и грубым нарушением законодательства, в случае принятия соответствующего судебного акта;
  • требования, связанные с осуществлением компанией деятельности без лицензии, допуска или членства в СРО, удовлетворенные судом;
  • в случае принятия судебного решения, признающего организацию банкротом.

Как и добровольная, принудительная ликвидация осуществляется самой компанией. Если предусмотренный порядок не соблюден, процедура выполняется арбитражным управляющим за ее счет.

Начало процедуры

Ликвидация акционерного общества инициируется в момент принятия решения общего собрания акционеров.

Оно также должно предусматривать создание ликвидационной комиссии, к которой переходят все полномочия по управлению.

Общество должно уведомить регистрирующий орган о принятом решении в течение 3-х дней.

Одновременно необходимо разместить соответствующее сообщение в СМИ, содержащее информацию о сроках приема требований кредиторов (не менее 2-х мес). Это также осуществляется по месту нахождения филиала «Вестника государственной регистрации».

Работа с кредиторами

В течение определенного срока, кредиторы вправе обращаться с требованиями, а ликвидационная комиссия рассматривает их. Вся эта информация, наряду с составом принадлежащего АО имущества, указывается в промежуточном ликвидационном балансе.

Удовлетворение их требований происходит в порядке, определенном ст. 64 ГК, в соответствии с установленными очередями.

Итогом этой процедуры служит создание ликвидационного баланса.

Выплаты акционерам

Ст. 23 закона «Об АО» устанавливает следующую очередность при наличии имущества после выплат кредиторам:

  • неудовлетворенные требования акционеров о выкупе пакетов, согласно ст. 75 закона;
  • начисленные, но не выплаченные дивиденды владельцам привилегированных акций, а также их ликвидационную стоимость, предусмотренную уставом;
  • выплаты владельцам всех типов акций.

В случае, если для удовлетворения 2-й очереди имущества недостаточно, то оно распределяется между держателями привилегированных акций, соразмерно их количеству.

Моментом завершения процедуры выступает внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Реорганизация и ликвидация акционерного общества;

Согласно п. 1 ст. 105 ГК РФ общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о реорганизации или ликвидации общества, т.е. инициировать процедуру добровольной реорганизации или ликвидации.

Принудительная реорганизация общества возможна только в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц и только в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 57 ГК). Принудительная ликвидация общества возможна только по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК (абз. 3 п. 2 ст. 61, п. 4 ст. 61, абз. 3 п. 2 ст. 97, п. 4 ст. 99 ГК).

Порядок реорганизации АО определяется ст. ст. 57 — 60 ГК, ст. ст. 15 — 20 Закона об АО и ст. 38 Закона о защите конкуренции.

Ликвидация акционерного общества регламентируется ст. ст. 61 — 65 ГК и ст. ст. 21 — 24 Закона об АО.

Требование о принудительной ликвидации АО может быть предъявлено в суд органом, которому соответствующее право предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).

Согласно п. 2 ст 105 ГК РФ АО может быть преобразовано не только в коммерческие организации (общество с ограниченной ответственностью и производственный кооператив), но и в некоммерческую организацию. В абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона об АО уточняется, что акционерное общество может быть преобразовано в некоммерческое партнерство по единогласному решению всех акционеров.

Изменение типа акционерного общества (преобразование ОАО в ЗАО или наоборот) не является реорганизацией юридического лица, так его организационно-правовая форма не изменяется. Следовательно, нормы ГК и Закона об АО, касающиеся реорганизации общества, в таких случаях не применяются. Преобразование АО одного типа в АО другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке.

Статья 97. Публичное акционерное общество

1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус.

Акционерное общество вправе представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус.

Публичное акционерное общество приобретает статус публичного в отношениях с акционерами и потенциальными приобретателями ценных бумаг такого общества со дня принятия решения уполномоченным органом акционерного общества о внесении соответствующих изменений в устав такого общества.

2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам настоящего Кодекса, закона об акционерных обществах и законов о ценных бумагах, установленным в отношении публичного акционерного общества.

3. В публичном акционерном обществе создается наблюдательный совет, число членов которого не может быть менее пяти.

4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии возлагаются на независимую организацию, профессионально осуществляющую такую деятельность.

5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

6. Публичное акционерное общество обязано публично раскрывать информацию, предусмотренную законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

7. Дополнительные требования к созданию и деятельности публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Вопрос №2.ДОГОВОР ПОДРЯДА (ПОНЯТИЕ, ХАРКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ)

Подрядным отношениям посвящена гл. 37 ГК (ст. 702 — 768).

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

Договор подряда принадлежит к группе договоров, направленных на выполнение работ и оказание услуг. Это позволяет отграничить договор подряда от обязательств иной направленности (передача имущества в собственность или во временное пользование, передача имущества в собственность с условием возврата такого же количества имущества того же рода и качества и т.д.). Специфика направленности на выполнение работы наиболее характерно проявляется при сравнении купли-продажи и подряда, предусматривающего передачу заказчику права собственности на результат работы. И купля-продажа, и названная разновидность подряда имеют одинаковую конечную цель — передача имущества в собственность контрагенту. Однако для участников подрядных отношений недостаточно просто передачи имущества в собственность, как это происходит при купле-продаже. В сфере их экономических интересов оказывается процесс изготовления имущества и осуществление контроля за этим процессом. В договоре купли-продажи регламентируется только то поведение отчуждателя, которое связано с передачей обусловленного имущества, а в подрядном правоотношении регулирования требует прежде всего деятельность по изготовлению вещи. Предметом подряда может быть только такой результат, которого еще не существует на момент заключения договора и который должен быть достигнут подрядчиком в процессе выполнения работы.

Особенность подряда, отличающая его от договоров, направленных на оказание услуг, выражается в том, что целью подрядной работы является достижение результата, отделимого от самой работы. Договор подряда не может считаться исполненным, если работа выполнена, но результат (хотя бы частичный) не достигнут. Этот квалифицирующий признак позволяет отграничить подряд, в частности, от договора возмездного оказания услуг, который направлен на достижение результата, неотделимого от самой услуги, иными словами, результата, потребляемого в процессе оказания услуги.

Договор подряда определен законодателем как возмездное обязательство: заказчик получает встречное удовлетворение в виде результата работы, а подрядчик — в виде соответствующей оплаты.

Согласно п. 2 ст. 702 ГК к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) общие положения о подряде применяются, если иное не установлено правилами об этих видах договоров.

Специальные правила, посвященные особенностям отдельных видов подряда, предусмотрены и в ряде других нормативных правовых актов.

К отношениям бытового подряда применяется Закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с этим Законом, например Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

Строительный подряд регламентируется нормами Градостроительного кодекса, Закона об архитектурной деятельности, Закона об инвестиционной деятельности и ряда других законодательных актов.

Подрядные работы для государственных нужд регулируются, в частности, Законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, Законом о поставках продукции для федеральных государственных нужд.

Развернутое судебное толкование законодательства о подряде содержится в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда». Разъяснения о применении норм Закона о защите прав потребителей, в том числе относительно договора бытового подряда, даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

Стороны договора подряда:заказчик и подрядчик, которыми могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, являющиеся заказчиками.

Для отдельных видов подряда установлены дополнительные требования, которым должны отвечать стороны договора. Например, для выполнения некоторых видов работ требуется получение лицензии. Для отдельных договоров установлено обязательное участие на стороне подрядчика предпринимателя, а на стороне заказчика — гражданина (например, договор бытового подряда). Специальные требования установлены для заказчика в договоре подряда для государственных нужд.

Подрядчик вправе выполнить работу лично, но может привлечь к ее выполнению других лиц (субподрядчиков), если это не противоречит закону или договору. В этом случае он становится генеральным подрядчиком (п. 1 ст. 706 ГК) и вправе заключить два и более субподрядных договора. Возможны ситуации, когда генеральный подрядчик поручает выполнение всего объема договорных работ субподрядчикам, а за собой сохраняет лишь общее руководство.

Привлечение к выполнению работ субподрядчика является частным случаем возложения исполнения обязанности на третье лицо, и генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за его действия как за свои собственные. Правоотношения между генеральным подрядчиком и субподрядчиком представляют собой договор подряда, в котором генеральный подрядчик выступает в роли заказчика. Поэтому генеральный подрядчик несет перед субподрядчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей заказчика по основному договору подряда. Генеральный подрядчик вправе в дальнейшем в регрессном порядке переложить ответственность соответственно на неисправного субподрядчика или заказчика.

По общему правилу заказчик и субподрядчик непосредственно не связаны обязательственными правоотношениями (их разделяет фигура генерального подрядчика). Поэтому, если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком (п. 3 ст. 706 ГК). Однако в законе или договоре может быть предусмотрена возможность предъявления заказчиком требований непосредственно к субподрядчику и субподрядчиком — непосредственно к заказчику.

С согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. Эти правоотношения не являются субподрядными, они непосредственно связывают заказчика с другими подрядчиками. Соответственно, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы указанные подрядчики несут перед заказчиком (п. 4 ст. 706 ГК).

Наряду с построением подрядных правоотношений по принципу генерального подряда возможны ситуации, когда на стороне подрядчика выступают два и более лица, т.е. имеет место множественность лиц на стороне подрядчика. Правовое положение таких подрядчиков зависит прежде всего от делимости предмета обязательства. Если он неделим — подрядчики признаются солидарными должниками и кредиторами заказчика. При делимости предмета обязательства, а также в иных случаях, предусмотренных правовыми актами или договором, каждый из подрядчиков приобретает права и несет обязанности в пределах своей доли (ст. 707 ГК). Это положение является исключением из общего правила п. 2 ст. 322 ГК, согласно которому множественность должников в предпринимательских правоотношениях предполагается солидарной.

Предмет договора – м.б любая работа, которая создает результат, отделимый от процесса ее выполнения и передаваемый в итоге заказчику. Результат подрядной работы носит предсказуемый характер, т.е. он обязательно должен наступить при надлежащем исполнении сторонами договорных обязательств (в отличие, в частности, от договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, по которым результат в силу его рисковости может быть не достигнут, несмотря на безупречную работу исполнителя). Результат подрядной работы может выражаться в создании новой вещи либо в изменении существующих вещей. Условие о работе и ее результате является существенным для договора подряда. Поэтому без его согласования договор не может считаться заключенным.

Срок выполнения работы. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами могут быть предусмотрены также промежуточные сроки, т.е. сроки завершения отдельных этапов работы (п. 1 ст. 708 ГК).

Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества

Общество может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, разделения, выделения, преобразования).

Основаниями создания общества являются:

  • при учреждении вновь — решение учредительного собрания;
  • при реорганизации — решения общих собраний акционеров реорганизуемых обществ, а в случаях, установленных законом, — решение уполномоченных государственных органов или решение суда (разделение или выделение), или согласие уполномоченных государственных органов (слияние, присоединение, преобразование).

Основаниями ликвидации общества являются:

  • решение общего собрания акционеров (добровольная ликвидация);
  • решение суда — в случае осуществления деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законом либо сопровождаемой неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • признание судом несостоятельности общества.

Изложим основные правила учреждения общества:

  • учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение об учреждении. Их число не нормировано (может быть и одно лицо), однако число учредителей закрытого общества не должно превышать 50. Учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с созданием общества;
  • решения об учреждении общества, утверждении его устава, денежной оценке вкладов, вносимых учредителями в счет оплаты акций, принимаются учредителями единогласно;
  • избрание органов управления осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, представляемых приобретаемыми ими акциями;
  • учредители заключают между собой договор о создании общества (порядок их совместной деятельности, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, размещаемых среди учредителей, порядок их оплаты, права и обязанности учредителей);
  • все акции общества должны быть размещены среди его учредителей.

Разработанный и утвержденный при учреждении общества устав является учредительным документом и должен соответствовать требованиям Федерального закона об акционерных обществах, предусматривающего содержание следующих сведений в нем:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества;
  • место нахождения общества;
  • тип общества (открытое или закрытое);
  • количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
  • права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);
  • размер уставного капитала общества;
  • структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений;
  • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
  • сведения о филиалах и представительствах общества;
  • иные положения, предусмотренные Федеральным законом.

Закон предоставляет обществу право устанавливать в уставе необходимые обществу корпоративные нормы.

Устав общества не может составлять коммерческую тайну, и каждый акционер имеет право ознакомиться с ним, а при необходимости получить копию устава.

Последующее внесение изменений в устав общества или утверждение устава в новой редакции осуществляется решением общего собрания акционеров (за исключением случаев, предусмотренных законом). Если при этом ограничиваются права акционеров, то акционеры — владельцы голосующих акций, которые не согласны с этими изменениями, вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций.

Внесение в устав общества изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения об увеличении уставного капитала путем повышения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций, принятого общим собранием акционеров или советом директоров. При увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций количество объявленных акций определенных категорий и типов должно быть уменьшено на число размещенных дополнительных акций этих категорий и типов.

Внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права («золотая акция») осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений — на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права.

Общество при его создании, а также изменения и дополнения в уставе общества или устав в новой редакции подлежат государственной регистрации.

Рассмотрим основные определения и правила реорганизации общества.

Слияние общества — это возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Осуществляется по договору о слиянии между обществами и в соответствии с передаточным актом. В практике западных компаний слияние осуществляется также покупкой (поглощением) компании. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются.

Присоединение общества — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. Производится по договору о присоединении между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение, и в соответствии с передаточным актом. При присоединении общества акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, погашаются.

Разделение общества — прекращение общества с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Осуществляется в соответствии с разделительным балансом. Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

Выделение общества — создание дополнительно одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Осуществляется в соответствии с разделительным балансом. Если решение о реорганизации общества в форме выделения предусматривает конвертацию акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

Преобразование общества — акционерное общество преобразуется в народное предприятие, общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. Все права и обязанности реорганизованного общества переходят к новому юридическому лицу. Преобразование осуществляется на основании учредительных документов.

Если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам.

Обратная связь