Пояснительная записка к рабочей программе во второй младшей группе
Любовь Романова
Пояснительная записка к рабочей программе во второй младшей группе
Презентация рабочей Программы во 2 младшей группе.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и вариативная часть. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает: цели и задачи деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей в соответствии с пятью образовательными направлениями.
. Вариативная часть Программы учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогов.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие» и «социальное партнерство». Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Социальное партнерство — особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
В настоящее время в Учреждении реализуется задача по установлению с семьями родителей партнерских отношений.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления:
• Социально – коммуникативное развитие;
• Художественно – эстетическое развитие;
Реализация Программы предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных направлений. Конкретное содержание указанных образовательных направлений зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (в игре, в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из разного материала, музыкальной и двигательной формы активности ребенка – как сквозных механизмах развития ребенка).
Развитие ребенка идет как увлекательная проблемно – игровая деятельность, которая осуществляется в микрогруппах и носит интегративный характер, поэтому в основе организации психолого – педагогической работы группы лежит принцип интеграции.
Организационной основой реализации комплексно – тематического принципа построения Программы являются темы (праздники, события).
Построение режима дня дошкольников зависит от времени года. В весеннее – летний период увеличивается время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и самостоятельную деятельность детей в игровых центрах, увеличивается время прогулок.
Количество организованной образовательной деятельности в неделю и продолжительность по времени спланировано с учетом требований Санитарных правил и норм. Согласно годовому календарному учебному графику, образовательная деятельность с детьми начинается с 1 сентября 2017г., заканчивается 31 мая 2018г.
Продолжительность организованной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня до 30 минут в день. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерыв между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10минут.
Деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда).
Кроме организованной образовательной деятельности организуется образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основной формой ОД с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Целью Программы является обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей детей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.
Программа направлена на решение задач:
• охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
• обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника» «Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. Примечательно то, что.
Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Пояснительная записка к программе оздоровительного кружка «Здравик» Пояснительная записка к рабочей программе кружка «Здравик» Данная программа составлена на основе программ воспитания и обучения в детском.
Пояснительная записка к рабочей программе для старшей группы на 2017–2018 учебный год 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей старшей группы (5-6 лет) составлена на основе Федерального.
Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение) Структура и организация воспитательной Программы строятся с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями.
Пояснительная записка к работе театральных гостиных Предисловие к работе театральных гостиных Если дети – это «цветы жизни», то растут они в семье. Воспитывают детей прежде всего родители.
Приложения к рабочей программе второй младшей группы Приложение №1. Перечень событий, праздников, мероприятий Праздники. Новогодняя елка, «Мамин праздник», День защитника Отечества, «Тематические.
«Профилактика социально-значимых заболеваний и здоровьесберегающие технологии» (пояснительная записка к программе) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ В настоящее время все более актуальным становится внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих.
Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.
Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа «Познавательное развитие» разработана на основе программы дополнительного образования «Все.
СОДЕРЖАНИЕ. 1. Пояснительная записка. 2. Рабочая программа для детей первой младшей группы Рабочая программа для детей второй младшей группы 25
2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Рабочая программа для детей первой младшей группы 7 3. Рабочая программа для детей второй младшей группы Рабочая программа для детей средней группы Рабочая программа для детей старшей группы Рабочая программа для детей подготовительной к школе группы
3 Пояснительная записка Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей от 2 до 7 лет составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС «Дельфин». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений». Рабочая программа рассчитана на следующее количество непосредственно образовательной деятельности: НОД 2 3 года 3 4 года 4 5 лет 5 6 лет 6 7 лет Длительность 10 мин 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин Количество в год Цель рабочей программы — формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и об отношениях объектов окружающего мира: в форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени; и способствует решению следующих задач: — развитие любознательности и познавательной мотивации; — формирование познавательных действий; становление сознания; — развитие воображения и творческой активности; — формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Особенности организации образовательного процесса. Методика работы с детьми не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуации содружества, содеятельности. Активация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности. На всех НОД важно воспитывать у детей личностные качества, самостоятельность, активность, произвольность, развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительномоторной координации, внимание, речь, память, мыслительную деятельность. Детей учат анализировать содержание заданий и выполнить их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов. Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов. Учить различать предметы по форме и называть их. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Развивать умение видеть общий признак предметов группы. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке. Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. 3
4 Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя. Учить ориентироваться в контрастных частях суток Средняя группа (от 4 до 5 лет) Дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов. Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Учить уравнивать неравные группы двумя способами. Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5. Совершенствовать умение сравнивать два предмета. Учить сравнивать предметы по двум признакам величины. Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательнодвигательного анализаторов. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении. Познакомить с пространственными отношениями: далеко близко. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра». Старшая группа (от 5 до 6 лет) Учить создавать множества из разных по качеству элементов; разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10. Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел и сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет. Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10. Продолжать формировать представление о равенстве. Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета. 4
5 Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Развивать у детей геометрическую зоркость. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками; определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе). Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс, минус и знаком отношения равно. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. 5
6 Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы). Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа. 6
7 Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для детей I младшей группы с 2 до 3 лет образовательная область «Познавательное развитие» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей 1 младшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС «Дельфин». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: — Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста». М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности 36 раза в год (1 раз в неделю), длительностью 8 минут, по подгруппам. Рабочая программа имеет цель: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. И способствует решению следующих задач: Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом маленький домик, большая матрешка маленькая матрешка, большие мячи маленькие мячи и т. д.). Форма.Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.) Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» К концу года ребенок должен уметь: Группировать однородные предметы. Различать количество предметов (один — много). Различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.). Ориентироваться в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.). Двигаться за воспитателем в определенном направлении. Обозначать в речи предметы контрастных размеров (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.
8 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема организованной детской деятельности Количество компонентов организованн ой детской деятельности В том числе: практической НОД 1 Игровое упражнение «Игра с мячом» Игра «Палочка- игралочка» Игровое упражнение «Что катится, что не катится» Игровое упражнение «Спрячь кубик, спрячь шарик» Игровое упражнение «Найди такой же» Игровая ситуация «Строим стульчики для 1 1 матрешек» 7 Игровое упражнение «Что в мешочке» Игровое упражнение «Собираем игрушки на 1 1 прогулку» 9 Игровое упражнение «Хоровод матрешек» Игровая ситуация «Строим башенки» Игровая ситуация «Прокатим шарики по дорожкам» Игровая ситуация «Игрушки для кукол» Игровая ситуация «Игра с матрешками» Игровая ситуация «Собираем листочки в вазу» Игровая ситуация «Играем с флажками» Игровая ситуация «Играем со снежными 1 1 комочками» 17 Игровая ситуация «Игра с мячами» Игровая ситуация «Встречаем гостей» Игровая ситуация «Собираем башенку и пирамидку» Игровая ситуация «Подарим игрушки зайчику и 1 1 мишке» 21 Игровое упражнение «Игра с мячами» Игровое упражнение «Найди пару» Игровая ситуация «Закати шарик в домик» Игровая ситуация «Строим ворота для шариков» Игровая ситуация «Собираем игрушки для 1 1 матрешки» 26 Игровая ситуация «Построим диванчики для кукол» Игровое упражнение «Подарки для ежиков» Игровое упражнение «Где спрятались игрушки» /30 Игровое упражнение «Путешествие на поезде» /32 Игровая ситуация «Мы плывем на лодочке» /34 Игровое упражнение «Выкладываем, 2 2 перекладываем, собираем» 35/36 Игра «Делаем куличики большие и маленькие» 2 2 Итого
9 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом маленький домик, большая матрешка маленькая матрешка, большие мячи маленькие мячи и т. д.). Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.). Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 1 раз в год (май) в форме наблюдения, беседы, игры в целях дальнейшего планирования педагогических действий. (Приложение 1) Для педагогов ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: 1. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «ДС «Дельфин» (электронный вариант); 2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Вторая группа раннего возраста. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Для воспитанников Раздаточный и демонстрационный материал; Дидактические игры: На развитие сенсорики; На развитие мелкой моторики; Развитие конструктивных действий. 9
10 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по формированию элементарных математических представлений в 1 младшей группе Тема Базовая программа Дидактический Описание Структура занятия Планируем Фактическ п/п занятия наглядный словаря ая дата ая дата литература материал 1 Игровое Развитие предметных Мячи, Мяч, катать, 1.Игровая ситуация: упражнение действий одинаковые по бросать. Петрушка приносит «Игра с мячом» цвету и величине, ребятам в группу мяч. Помораева корзина 2. Рассматривание мяча, И.А., Позина игровые действия с В.А. мячом. 1 стр Игровое Развитие предметных Коробка, палочка Палочка- 1.Игровая ситуация: упражнение действий снанизанными игрлочка, Петрушка приносит «Палочка — на нее шариками шарики, ребятам в группу игралочка» шарик. палочку-игралочку. Помораева 2 Игра «Палочка- И.А., Позина игралочка» В.А. 2 стр.10 3 Игровое Формировать умение Грузовая Шар, 1 Игровая ситуация: упражнение различать предметы машина, 2 шарики, воспитатель заносит «Что катится, по форме и называть коробки, кубики кубик, куб, в группу шар. что не катится» их (кубик, шарик). и шарики гладкий. 2.Игр. упр. «Что катится, Помораева Формировать умение одинаковой что не катится» И.А., Позина производить действия величины и В.А. с предметами цвета. 1 стр.11 (обводить форму предмета, катать, ставить).
11 4 Игровое формировать умение грузовая Шар, 1.Игровая ситуаци: упражнение различать предметы машина, 2 шарики, воспитатель ввозит «Спрячь кубик, по форме и называть коробки, кубик, куб, машину с кубиками и спрячь шарик» их (кубик, шарик). кубики и гладкий. шарами. Продолжать Продолжать шарики 2. Игровое упражнение Помораева формировать умение одинаковой «Спрячь кубик, спрячь И.А., Позина производить действия величины и шарик». цвета. В.А. с предметами 2 стр.12 (обводить форму предмета, катать, ставить). 5 Игровое Формировать умение 2 коробки разного Шарик, 1.Игровое упражнение различать предметы цвета, кирпичики кирпичик. упражнение «Найди такой по форме и называть и шарики «Найди такой же». же» Помораева их (кирпичик, шарик). одинаковой 2.Д/и «Прокати такой И.А., Позина Формировать умение величины и цвета. же шарик В.А. выполнять действия с 3 стр. 12 предметами 6 Игровая ситуация Продолжать Матрешки, Кубик, 1.Игровая ситуация «Строим формировать умение кубики и кирпичик, «Строим стульчики стульчики для различать предметы кирпичики матрешки. для матрешек». матрешек». по форме и называть одного цвета и 2. Д/и «Назови Помораева величины, предмет». их (кирпичик, кубик). И.А., Позина Формировать умение коробка для В.А. сооружать кубиков и 4 стр.13 простейшие кирпичиков. постройки. 7 Игровое Формировать умение Чудесный Кубик, 1.Игровое упражнение упражнение различать предметы мешочек, шарик, «Что в мешочке». «Что в по форме и называть кубики, шарики кирпичик. 2.Д/и «Найди пару». мешочке». их (кирпичик, шарик, и кирпичики Помораева кубик). одного цвета и И.А., Позина величины, 3 11
12 В.А. Совершенствовать коробки. 1 стр.14 предметные действия. 8 Игровая Развивать умение Машина, Большой, 1.Игровая ситуация: ситуация: различать предметы большие и маленький собираем игрушки на «Собираем контрастной маленькие прогулку игрушки на величины и ведерки одного 2.Д/и «Найди пару». прогулку» обозначать их цвета, большие Помораева словами (большой, и маленькие И.А., Позина маленький). формочки В.А. одного цвета. 2 стр.15 9 Игровая Продолжать развивать Двухместные Большой, 1.Игровая ситуация: в ситуация: «В умение различать матрешки, 2 маленький. гости приходят гости приходят предметы зеленых круга матрешки матрешки» контрастной разного 2.Игровое упражнение Помораева величины и размера «Хоровод матрешек» И.А., Позина обозначать их (полянки), В.А. словами (большой, коробка, лента. 3 стр.15 маленький). Совершенствовать предметные действия. 10 Игровая Развивать умение Кукла, большие и Большие 1.Игровая ситуация ситуация различать маленькие кубики кубики, «Строим башенки». «Строим контрастные по одного цвета, маленькие 2.Игра «Спрячь кубик» башенки». величине кубики и коробка. кубики. Помораева называть их (большой И.А., Позина кубик, маленький В.А. кубик). Формировать 4 стр. 16 умение сооружать простейшие постройки 11 Игровая Развивать умение Корзинка, Большой 1.Игровая ситуация 12
13 ситуация: различать большие и шарик, «Прокатим шарики по «Прокатим контрастные по маленькие маленький дорожкам». шарики по величине шарики и шарики одного шарик 2 Д/и.«Покажи и дорожкам»пом называть их (большой цвета, большая и назови». ораева И.А., шарик, маленький маленькая Позина В.А. шарик). полоска бумаги 1 стр. 17 Совершенствовать (дорожки). предметные действия. 12 Игровая Развивать умение Контрастные по Большая 1.Игровая ситуация ситуация: различать величине кубики кукла, «Игрушки для кукол». «Игрушки контрастные по и шарики одного маленькая 2 Игра «Подари кукле для кукол». величине шарики и цвета, большая и кукла, игрушки» Помораева кубики. Формировать маленькая куклы, большой, И.А., Позина умение группировать 3 коробки маленький, В.А. предметы по величине (1маленькая и 2 разные 2 стр.18 большие), подносы. 13 Игровая Развивать умение Коробка, Матрешки, 1.Игровая ситуация «Игра ситуация «Игра формировать группы салфетка, много, одна. с матрешками». с матрешками». однородных одинаковые 2. Д/и «Покажи один, Помораева предметов, различать матрешки. покажи много». И.А., Позина их количество (много, В.А. один). 3 стр Игровая Продолжать Ваза, одинаковые Один, 1. Игровая ситуация ситуация развивать умение желтые листочки. много, «Собираем листочки «Собираем формировать группы желтый в вазу». листочки в однородных 2 Игра под музыку с вазу». предметов, различать листочками«желтые Помораева их количество листочки». И.А., Позина (много, один). В.А. 13
14 4 стр Игровая Продолжать развивать Флажки Много 1.Игровая ситуация ситуация умение формировать (красные и много. «Играем с «Играем с группы однородных синие), 2 флажкам». 2.Д/и флажкам». предметов, различать коробки, 2 «Флажки». Помораева их количество (много вазы. И.А., Позина — много). В.А. Формировать умение 1 стр.20 употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. 16 Игровая Развивать умение Корзинка, 1 Большо 1.Игровая ситуация ситуация различать предметы большой й, «Играем со «Играем контрастной снежок, маленьк снежками». со величины и снежки. ий, 2.Д/и «Спрячь снежками» обозначать их словами много — большой, спрячь Помораева (большой, маленький). один, маленький». И.А., Позина Развивать умение один В.А. формировать группы много. 2 стр.21 предметов и различать их количество (много — один, один — много). 17 Игровая Продолжать развивать Большие и Большой 1.Игровая ситуация ситуация умение различать маленькие, «Игра с мячами». «Игра с предметы контрастной мячи одного маленьки 2.Д/и «Сколько мячами». величины и обозначать цвета, 2 й, много спряталось игрушек». Помораева их словами (большой, корзины. — много И.А., Позина маленький). Развивать В.А. умение формировать 3 стр.22 группы предметов и различать их количество (много — 14
15 много). 18 Игровая Развивать умение Зеленый лист Много — 1.Игровая ситуация ситуация формировать группы бумаги мало, мало — «Встречаем гостей». «Встречаем однородных (полянка), много. 2.Д/и «Покажи мало, гостей». предметов, различать зайчики, покажи много». елочки, елка Помораева их количество (много — на подставке. И.А., Позина мало, мало — много). В.А. 4 стр Игровая Формировать умение Кубики и Кубик, 1.Игровая ситуация ситуация различать предметы по шарики шарик, «Собираем башенку и «Собираем форме и называть их одинаковой один- много. пирамидку». башенку и (кубик, шарик). величины и 2.Д/и «Сколько пирамидку» Развивать умение цвета, 2 больших, сколько Помораева различать количество машины. маленьких». И.А., предметов (один Позина — много). Развивать В.А. предметные действия. 1 стр Игровая Формировать умение Кубики и Кубик, 1.Игровая ситуация ситуация различать предметы шарики шарик, «Подарим игрушки «Подарим по форме и называть одинаковой много — зайчику и мишке». игрушки их (кубик, шарик). величины и много. 2.Д/и «Покажи и назови». зайчику и Развивать умение цвета, 2 3.Д/и «Покажи один, мишке». различать количество корзины, покажи много» Помораева предметов (много — зайчик и И.А., Позина много). мишка, В.А. коробка с 2 стр.24 лентой. 21 Игровое Продолжать развивать Кегли и мячи Много — 1.Игровое упражнение упражнение умение формировать одного цвета, много, одна, «Игра с мячами». «Игра с группы предметов и две сетки. один. 2.Д/и 15
16 мячами». различать их «Покажи один, Помораева количество (много — покажи много». И.А., Позина много). Развивать В.А. предметные действия. 3 стр Игра «Найди Развивать умение Большие и Много — 1.Игра «Найди пару». пару». формировать группы маленькие один, один 2.Д/и «Покажи один, Помораева однородных пирамидки, — много, покажи много». И.А., Позина предметов, различать салфетка. много много. В.А. их количество (много 4 стр.25 — один, один — много, много — много). 23 Игровая Продолжать развивать Большие Большой, 1.Игровая ситуация ситуация умение различать кубики и маленький, «Закати шарик в «Закати предметы, маленькие кубик, домик». шарик в контрастные по шарики одного шарик, 2. Д/и «Что катится». домик». величине и форме, цвета, большой много Помораева формировать их в и маленький много. И.А., Позина группы по количеству грузовики. В.А. и обозначать в речи: 1 стр.26 большой, маленький, кубик, шарик, многомного. Формировать умение производить простейшие группировки предметов по форме и величине. 24 Игровая Формировать умение Кубики и Шарик, 1.Игровая ситуация ситуация различать предметы шарики одного кубик, «Строим ворота для «Строим по форме и цвета, 2 кирпичик, шариков» ворота для количеству и кирпичика того много 2. Строительство ворот шариков» обозначать их же цвета, мало, корзинка. 16
17 Помораева словами: шарик, большой, И.А., Позина кубик, кирпичик, маленький. В.А. много-много. 2 стр.27 Формировать умения сооружать простейшие постройки. 25 Игровая Формировать умение Матрешка, Шарик, 1.Игровая ситуация ситуация различать предметы близкие по кубик, «Собираем игрушки для «Собираем по форме и величине кирпичик, матрешки» игрушки для количеству, называть шарики с много 2. Д/и «Разноцветные матрешки» их (кубик, шарик, отверстиями мало, мячи». Помораева кирпичик, много- для пирамидки большой, И.А., Позина много). Формировать одного цвета, маленький. кубики, В.А. умения сооружать кирпичики, 3 стр.28 простейшие коробка, постройки. стержень на подставке для нанизывания шариков. 26 Игровая Формировать умение Коробка, 2 Кубик, 1.Игровая ситуация ситуация различать предметы куклы, 3 кирпичик, «Построим диванчики «Построим по форме (кубик, кубика и 3 желтый, для кукол». диванчики кирпичик) и цвету. кирпичика красный. 2.Д/и «Строим башенки». для кукол». красного Развивать умение Помораева цвета, 3 различать и И.А., Позина кубика и 3 В.А. показывать части кирпичика своего тела. 4 стр.29 желтого Формировать умение цвета. сооружать несложные постройки. 27 Игровое Формировать умение Большая и Желтый 1.Игровое упражнение 17
18 упражнение различать предметы по маленькая листочек, «Подарки для ежиков». «Подарки для величине (большой, подушечки в зеленый 2.Д/и «Собираем ежиков». маленький) и цвету. форме ежей с листочек, формочки». Помораева Развивать предметные нашитыми большой, И.А., Позина действия. пуговицами, маленький. В.А. большие 1 стр.30 зеленые листочки и маленькие желтые листочки с петельками для пуговиц, корзинка. 28 Игровое Развивать умение Петух, курица, В, на, под, 1.Игровое упражнение упражнение слышать и называть собака, кошка, здесь, там, «Где спрятались «Где пространственные мышка, корова, тут игрушки». спрятались предлоги и наречия, иллюстрации с 2.Д/и «Где мышка?» игрушки». соотносить их с их Помораева местом расположения изображением. И.А., Позина конкретного предмета В.А. (в, на, под, здесь, там, 2 стр 31 тут). 29/ 30 Игровое Развивать умение Полянка из Много 1.Игровое упражнение упражнение формировать группы плотного один, один «Путешествие на «Путешестви однородных картона, много, поезде». е на поезде». предметов, различать зайчики, много 2.Д/и «Найди игрушку». Помораева их количество (много елочки (1 — мало, И.А., Позина один, один много, большая и много — В.А. много — мало, много — несколько много. 3 стр. 32 много). Развивать маленьких), 2 умение двигаться за корзины, взрослым в одинаковые определенном мячи, 18
19 31/ 32 Игровая ситуация «Мы плывем на лодке». Помораева И.А., Позина В.А. 4 стр.33 направлении. дорожка из плотного картона. Развивать умение Тазик с водой, Много-один. 1.Игровая ситуация различать количество бумажные «Мы плывем на предметов (много лодочки одного лодке». 2.Д/и «Сколько один), использовать в цвета и размера, речи существительные спряталось игрушек». поднос, во множественном и салфетка единственном числе. 33/ 34 Игра «Выкладываем, перекладывае м, собираем». Помораева И.А., Позина В.А. 1 стр. 34 Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать в речи (один много, много один, много много). Зайчик, Один 1.Игра «Выкладываем, коробочки, 4 много, перекладываем, матрешки, много собираем». 4 кубика, один, 2.Д/и «Посадим 4 колечка. много зайчиков в ряд». много. 35/ 36 Игра «Делаем куличики большие и маленькие». Помораева И.А., Позина В.А. 2 стр. 35 Развивать умение различать предметы по величине и обозначать их словами (большой, маленький). Развивать предметные действия. Большие и Большой, 1.Д/и «Собираем маленькие маленький. формочки». ведерки, 2.Игра «Делаем совочки. куличики большие и маленькие». 19
20 Приложение 1. Диагностика уровня усвоения детьми 2-3 лет по образовательному компоненту «Формирование элементарных математических представлений» I. Ориентировка в пространстве. Цель: выявление осведомленности ребенка в частях своего тела. Задание 1. В ходе беседы воспитателя просит ребенка показать и назвать части своего тела. Задание 2. Педагог говорит ребенку: «На шкафу стоит пирамидка, а под шкафом машина». После этого он задает ребенку вопросы: «Где стоит пирамидка?», «Где стоит машина?». Задание 3. Воспитатель расставляет несколько игрушек в поле зрения ребенка и задает ему следующие вопросы: — Какая игрушка находится сверху? — Какая игрушка находится внизу? — Какая игрушка находится под стулом? — Какая игрушка находится рядом с куклой? Задание 4. Воспитатель подает ребенку игрушку и просит его поставить ее на стол, около стола, под стол, рядом со столом. II. Количество и счет Цель: умение различать количество предметов. Задание 1. Для выполнения задания необходимы две корзиночки с яблоками одного цвета. Ребенку предлагается следующее задание: «Покажи корзиночку, в которой много яблок, в которой одно». Задание 2. Для выполнения задания необходимы 2 3 пирамидки из кубиков или колец (можно использовать также отдельные кубики). Перед ребенком кладут две три пирамидки и просят выбрать ту, в которой много кубиков Задание 3. Для выполнения задания необходимы две картинки, на которых изображены 1 предмет и 2 предмета. Ребенку предлагается следующее задание: «Покажи одного мишку (зайку, куклу и т.д.), покажи картинку, на которой нарисованы 2 медвежонка (зайки, куклы и т.д.) После этого ребенка просят показать один, два пальца. III. Форма и величина предмета. Цель: умение различать предметы по форме и величине Задание 1. Для выполнения задания необходимы 2 3 пирамидки из кубиков или колец (можно использовать также отдельные кубики). Ребенка просят собрать пирамидку на основе 3-5 колец по образцу, собрать трехместную матрешку. Задание 2. Для выполнения задания необходимы вкладыши с различными по форме прорезями, игрушки, посуда для куклы, одежда. Ребенку предлагаются задания: -Подбери по форме вкладыш к прорези, крышку к флакону и т. п. -Подбери по размеру посуду и одежду для игрушки, крышку к флакону. Задание 3. «Чудесный мешочек» Ребенку предлагается определить на ощупь и распознавать знакомые геометрические или другие фигуры. IV. Цвет. Задание 1. Для выполнения задания необходимы вкладыши различные по цвету. Ребенку предлагается задание подобрать по форме вкладыш к прорези, крышку к флакону и т. п. Задание 2. Материал: 4-х цветные карты (12 х 9), 8 одноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые). Например, красный карандаш и красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает, на какую карту положить предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета. Подбор к образцу. 20
21 К концу года ребенок умеет: — Высокий уровень: Цвет: умеет выбирать однородные по цвету предметы из 4 предложенных; группировать предметы по цвету; подбирать по цвету вкладыши; Форма: умеет подбирать плоские геометрические фигуры к образцу (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник); умеет подбирать по форме вкладыши; знает и умеет показывать круг, треугольник, квадрат; знает и умеет показывать шар, кубик, кирпичик; умеет определять на ощупь и распознавать знакомые геометрические или другие фигуры; Величина: умеет собирать пирамидку на конусной основе из 3-5 колец по образцу (по убыванию, по размеру и цвету; по форме и размеру); умеет показывать большой и маленький предметы; умеет подбирать по размеру посуду и одежду для игр; умеет собирать трехместную матрешку; находить и распознавать большой предмет, маленький и средний предмет (между ними); Количество: умеет показать, где много, где мало; умеет показать пустой, полный стакан; умеет показать один, два пальца; умеет показать на каком рисунке изображено один (два) предмета; Ориентировка в пространстве: умеет ориентироваться в пространстве (помещений группы и участка детского сада); в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). — Средний уровень: С помощью педагога умеет: Цвет: группировать предметы по цвету; подбирать по цвету вкладыши; Форма: знает и умеет показывать круг, треугольник, квадрат; знает и умеет показывать шар, кубик, кирпичик, умеет подбирать по форме вкладыши; Величина: умеет собирать пирамидку из 3-5 колец; умеет показывать большой и маленький предметы; умеет подбирать по размеру посуду и одежду для игрушки; умеет собирать трехместную матрешку, умеет находить и распознавать большой предмет, маленький и средний (между ними); Количество: умеет показывать, где много, где мало; умеет показывать один, два пальца; умеет показывать пустой, полный стакан. Ориентировка в пространстве: умеет ориентироваться в пространстве (помещений группы и участка детского сада); в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). — Низкий уровень: Цвет: — не умеет подбирать по форме вкладыши в прорези; — не знает и не умеет показывать круг, треугольник; — не знает и не умеет показывать шар, куб; Величина: — не умеет собирать пирамидку из трех колец; — не умеет показывать большой маленький предметы; Количество: — не умеет показывать, где много, где мало; — не умеет показывать пустой и полный стакан. Ориентировка в пространстве: — не умеет ориентироваться в пространстве; не умеет ориентироваться в частях собственного тела. 21
22 ПРОТОКОЛ Обследования уровня усвоения детьми 2-3 лет программного материала образовательного компонента «Формирование элементарных математических представлений» II группы раннего возраста МБДОУ «ДС «Дельфин» Воспитатели п п Фамилия, имя Цвет Форма Величина Количество Ориентировка в ИТОГО: ребенка пространстве Высокий Средний Низкий Уровень усвоения программы: ВЫВОДЫ: РЕКОМЕНДАЦИИ: Дата проведения диагностики: 20 г. Кто проводил 22
23 Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для детей 2 младшей группы с 3 до 4 лет образовательная область «Познавательное развитие» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей 2 младшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС «Дельфин». Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г. Данная рабочая программа рассчитана на 36 учебных недель, продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в неделю для детей четвертого года жизни составляет не более 15 минут. Целью рабочей программы является формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени через решение следующих задач: 1. Количество. 2. Величина. 3. Форма. 4. Ориентировка в пространстве. 5. Ориентировка во времени. Рабочая программа не предусматривает реализацию национально-регионального компонента. Приоритетным направлением по реализации данной программы является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях. Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений предусматривает интеграцию всех образовательных областей Программы. Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» К концу обучения дети могут: Выделять общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти все красные, эти все большие и т. д.). Составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимают вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе 23
24 взаимного сопоставления элементов (предметов). Использовать приём последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; понимают вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечают на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Яна каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой маленький, одинаковые (равные) по величине). Форма. Различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентироваться в пространстве. Ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху внизу, впереди сзади (позади), справа слева. Различать правую и левую руки. Ориентироваться во времени, в контрастных частях суток: день ночь, утро вечер. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Количество В том числе: Тема компонентов практической организованной детской организован ной НОД деятельности детской 1 Игровая ситуация: «Игрушки в гостях» Игровое упражнение «Кроватка для кукол» Игровая ситуация «К нам приехал мишка» Игровая ситуация «Куклы в гостях» Игровая ситуация «В гости к матрешкам» Игровая ситуация «Играем с Незнайкой» Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши» Игровое упражнение «Собираем урожай» Игровая ситуация «Мы веселые ребята» Игровое упражнение «Магазин игрушек» Игровая ситуация «Почтальон принес посылку» Игровая ситуация «Поездка на поезде» Игровая ситуация «Поиграем с колобком» Игровая ситуация «Играем с кошечкой» Игровая ситуация «Подарки от снеговика» Игровое упражнение «Соберем куклу на Игровая ситуация «В гости к козлятам» Игровое упражнение «В гости к бабушке» Игровая ситуация «Играем с зайчиком» Игровая ситуация «К нам приехала машина» Игровое упражнение «Украсим елочку Игровая ситуация «Лесные приключения»
25 23 Игровое упражнение «В магазине игрушек» Игровая ситуация «Играем с художником» Игровая ситуация «Играем с котятами» Игровое упражнение «Поставим автомобили в Игровая ситуация «Гости из жарких стран» Игровое упражнение «Поможем героям сказок» Игровая ситуация «В гостях у Маши и Даши» Игровая ситуация «Цирковые представления» Игровое упражнение «Мы играем» Игровое упражнение «Сделай как я» Игровое упражнение «Кукла одевается на Игровое упражнение «Игры с геометрическими Игровое упражнение «Прогулка на ферму» Игровая ситуация «У зайчика в гостях» 1 1 Итого СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Раздел программы Содержание педагогической работы 1 Количество и счет. Развитие умения видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти все красные, эти все большие и т.д.). Составление группы из однородных предметов и выделение из них отдельных предметов; различение понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; нахождение одного и нескольких одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнение двух равных (неравных) групп предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Знакомство с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый урок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Установление равенства между неравными по количеству группами предметов путём добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. 2 Величина Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерение одного предмета с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначение результата сравнения словами (длинный короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой маленький, одинаковые (равные) по 25
26 величине). 3 Форма Знакомство с геометрическими фигурами: кругом, к Обследование формы этих фигур, используя зрение и осязание. 4 Ориентировка во времени Развитие умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху внизу, впереди сзади (позади), справа слева. Развитие умение различать правую и левую руку. 5 Ориентировка в пространстве Ориентировка в контрастных частях суток: день ночь, утро вечер. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ Определение уровня освоения программы по формированию элементарных математических представлений проводится 2 раза в год с использованием низко формализованных методов — наблюдение, беседа и в форме индивидуальной работы, где в начале года определяются стартовые возможности детей, а затем в конце года выявляется уровень сформированности знаний, умений, навыков по формированию элементарных математических представлений. (Приложение 1) ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Методическая литература: 1. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений в младшей группе. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г. 2. Денисова Д., Дорожин Ю. Рабочая тетрадь. Математика для малышей. — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа (3 4 года). 26
27 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе Месяц Тема Материал Описание Структура занятия Планируем Фактичес п/п Базовая программа словаря ая дата кая дата 1 Сентябрь Игровая Закрепить умения Демонстрационный шар, куб 1.Игровая ситуация: различать и называть материал: ситуация: Ввоз «Игрушки в шар(шарик) и куб Большие и маленькие, грузовика в гостях» (кубик) независимо от красные и зеленые котором Помораева цвета и величины фигур шары и кубы. находятся И.А., Позина Машинка медведь, шары и В.А. Мишка кубики. 1 Раздаточный материал: 2.Рассматривание СТР.11 Маленькие красные шара и куба. шары, маленькие 3.Игр. упр. зеленые кубы. «Спрячь куб (шар) 2 Сентябрь Игровое Закреплять умение Демонстрационный Большой, 1. Игровая упражнение различать контрастные материал: маленький ситуация: «Кроватка для предметы по размеру, Большая и маленькая В гости приходят кукол» пользуясь при этом куклы, 2 кроватки две куклы. Помораева словами большой, разной величины, Рассматривание И.А., Позина маленький больших кубика кукол. В.А. Раздаточный материал: 3.Рассматривание 2 По 3-4 маленьких кроваток. СТР.12 кубика на каждого 4.Укладывание ребенка. кукол спать. 5.Игр. упр. «Построим башенки» 3 Сентябрь Игровая Закреплять умение Демонстрационный один, много, 1. Игровая ситуация «К различать количество материал: мало ситуация: нам приехал предметов, используя Кукла В гости приходят мишка» слова один, много, мало Раздаточный материал: матрешки. 27
28 Помораева Матрешки на две 2.Рассматривание И.А., Позина больше, чем детей. разного В.А. количества 3 предметов. СТР.12 3.Составление хоровода из матрешек. 4.П/и «Каравай» 4 Сентябрь Игровая Познакомить с Демонстрационный Много, один, 1. Игровая ситуация составлением группы материал: ни одного ситуация: «Куклы в предметов из отдельных Незнайка В гости приходит гостях» предметов и Корзина с мячами Петрушка и Помораева выделением из неё Раздаточный материал: приносит корзину И.А., Позина одного предмета; учить Мячи разного цвета и с мячами. В.А. понимать слова много, одинаковой величины, 2.Рассматривание 4 один, ни одного по 1 на каждого мячей. СТР13 ребенка 3. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч» 5 Октябрь Игровая Продолжать Демонстрационный Много, один, 1. Игровая ситуация «В формировать умение материал: ни одного ситуация: гости к составлять группу Кукла, корзина, Корзина с матрешкам» предметов из отдельных картонный поезд без подарками от Помораева предметов и выделять колес, круг, поднос, куклы Маши. И.А., Позина из нее один предмет, салфетка, таз с водой. 2.Знакомство с В.А. учить отвечать на Раздаточный материал: кругом. 5 вопрос «сколько?» и Круги одинаковой 3.д/и. «Чего нет у СТР.14 определять величины и цвета, поезда» совокупности словами уточки. 4.Дети один, много, ни одного отправляются на Познакомить с кругом; поезде к водоему учить обследовать его и выясняют, кто форму осязательно- там живет и двигательным путем сколько их. 28
29 5. Игра с уточками. 6 Октябрь Игровая Совершенствовать Демонстрационный один, много, 1. Игровая ситуация умение составлять материал: ни одного ситуация: «Играем с группу предметов из Машина «Дети идут к Незнайкой» отдельных предметов и Мешочек незнайке в Помораева выделять один предмет Большой и маленький огород» И.А., Позина из группы, обозначать круги одинакового рассматривают В.А. совокупности словами цвета что выросло на 6 один, много, ни одного Раздаточный материал: огороде и СТР.15 Продолжать учить Овощи (по количеству называют каких различать и называть детей), большие и сколько. круг, обследовать его маленькие оладушки 2.Д/и «Собери осязательно- урожай» двигательным путем и 3.Игру «Чудесный сравнивать круги по мешочек» величине: большой, меленький 4.Игр. упр. «Испечем оладушки» 7 Игровая Учить сравнивать два Демонстрационный длинный, 1. Игровая Октябрь ситуация предмета по длине и материал: короткий, ситуация: «Подарки от обозначать результат Две картонные длиннее, «В гости куклы Маши» сравнения словами дорожки короче, один, приходит кукла Помораева И.А., Позина В.А. 7 СТР.16 длинный- короткий, одинакового цвета, но много, ни Катя и приносит длиннее короче. разной длины. одного две дорожки» Совершенствовать Две корзины с 2.Дети умение составлять большими и рассматривают их группу предметов из маленькими мячами. и определяют их отдельных предметов и Раздаточный материал: длину. выделять один предмет Маленькие мячи по 3.Дети из группы, обозначать количеству детей. рассматривают совокупности словами один, много, ни одного мячи и определяют их количество. 29