Оглавление:
Как увеличится пенсия военного пенсионера-участника вов, если он стал инвалидом 2 группы по общему заболеванию?
Мой отец -пенсионер МО,вчера признан МСЭ инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Что будет происходить ? Перерасчёт или просто будет дополнительная надбавка?
Ответы юристов (4)
в соответствии со ст 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется участникам ВОВ. Им может устанавливаться трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.
согласно ст 16 ФЗ размеры пенсий по инвалидности участникам ВОВ — инвалидам 2 гр устанавливается в размере 200% социальной пенсии, установленной ст пп.1 п1 ст 18 Закона. Размер социальной пенсии с 1 января составляет 3 626 руб. 71 коп. в месяц.
Т.о. Вашему отцу одновременно будут выплачиваться две пенсии и по старости, и по инвалидности.
Есть вопрос к юристу?
Пенсия по инвалидности предназначена для компенсации уровня жизни, потерянного при заболевании. Поэтому в силу ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» выплачивается вне зависимости от иных видов социальной помощи. Значит, что Вашему отцу будет выплачиваться две пенсии.
Добрый день, Елена! Ваш отец является получателем пенсии по линии Минобороны по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». На две «гражданские» пенсии может претендовать инвалид — участник ВОВ или инвалид вследствие военной травмы (статья 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ). Ваш папа не относится ни к одной из этих категорий. Но, с момента признания его инвалидом он стал относиться к федеральным льготникам по указанной категории и у него появилось право на оформление ежемесячной денежной выплаты (сокр. ЕДВ). Устанавливается такая выплата в территоральном подразделении ПФР по заявлению федерального льготника. Поэтому отцу необходимо обратиться туда как можно скорее с документами, так как назначается ЕДВ со дня обращения.
Елена! Дополню свой ответ. Дело в том, что малолетниеузники концлагерей до настоящего времени не приравнены по льготам к участникам ВОВ, в том числе и в части пенсионного обеспечения. Их статус — ветераны ВОВ, а право на две гражданские пенсии по той же статье 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» только у участников ВОВ (их перечень в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»). Поэтому изменений в ответе не будет — Ваше уточнение только подтвердило мой ответ.
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
Как получить инвалидность 2 или 3 группы по общему заболеванию
Такой термин, как инвалидность, можно толковать так: состояние физического лица, при котором оно не способно в полной мере осуществлять физическую, интеллектуальную либо психическую деятельность. В России назначение статуса инвалида регулируется законодательством и включает как медицинские аспекты, так и юридические. Гражданин, заслуживающий статус инвалида в связи с полной или частичной недееспособностью, может рассчитывать на помощь государства в виде пенсии и/или ряда льгот.
Кто имеет право на статус
Льготы и размер государственных выплат диктуется группой инвалидности и статусом физического лица. Группа, в свою очередь, определяется рядом критериев. Таков их список:
- заболевания, ограничивающие двигательную деятельность;
- нарушения кровеносной системы;
- нарушения дыхательной системы;
- нарушение пищеварительной системы;
- заболевания, затрагивающие обменные процессы;
- проблема органов восприятия;
- психические нарушения.
Не все виды заболеваний могут стать причиной для бессрочного статуса инвалидности. Например, человек, перенесший онкологию и прошедший реабилитацию, получает право прохождения комиссии, которая примет решение не устанавливать статус частичной недееспособности и продлить больничный физического лица, или назначить инвалидность второй группы на ограниченный срок продолжительностью в год. По прошествии этого периода следует пройти комиссию повторно, по ее результатам будет вынесено решение о том, снимается ли статус либо он снова будет продлен. Некоторые граждане имеют право на бессрочное назначение категории частичной недееспособности. Сюда относятся:
- Инвалиды по старости. К ним можно отнести женщин, которым исполнилось 50 полных лет, и мужчин после 60-ти лет.
- 2-ая и 1-ая группа инвалидности. Если их степень у гражданина не меняется либо ухудшается в течение 15-летнего периода, они получают официальное право на бессрочное назначение.
- 1-ая, 2-ая группа инвалидности ветеранов ВОВ, лиц, участвовавших в ВОВ и получивших частичную недееспособность еще до войны.
- Военный, получивший статус в ходе службы в связи с заболеванием либо ранением.
Также на бессрочное оформление категории частичной недееспособности могут рассчитывать и лица получившие:
- любые злокачественные онкологии;
- доброкачественная онкология мозга;
- заболевания интеллектуального характера, не подлежащие лечению;
- проблемы нервной системы, влекущие нарушения моторики и/или органов восприятия;
- нервные заболевания в тяжелой форме;
- дегенеративности мозга;
- прогрессирующие проблемы внутренних органов;
- дефекты, либо ампутация конечностей;
- отсутствие слуха и/или зрения.
Эти категории могут рассчитывать на социальную помощь со стороны государства. То, сколько послаблений и выплат положено лицу, также регулируются статусом инвалида. Например, работник какого-либо предприятия, имеющий группу, будет получать пособие меньше того, что полагается ребенку с той же категорией частичной недееспособности или пенсионеру.
Как получить инвалидность 2-ой или 3-ей группы по общему заболеванию
Можно ли рассчитывать на назначение статуса, когда гражданин не располагает документами, подтверждающими обстоятельства появления частичной недееспособности? Такая возможность есть. Причиной для назначения группы станет так называемое общее заболевание. Позднее, когда физическое лицо сможет представить такие документы в соответствующие государственные структуры, причина будет откорректирована. Также статус по общему заболеванию полагается:
- той категории лиц, которые получили свою инвалидность на протяжении стажа работы;
- той категории лиц, которые получили частичную недееспособность после трудовой деятельности на производственных предприятиях либо учебной деятельности в различных категориях учебных или подготовительных заведений, а также на военной службе. При этом болезнь и/или увечья, которые стали причиной потери дееспособности, не зависят от профзаболевания.
В качестве причины общее заболевание в документах прописывается в тех ситуациях, когда гражданин становится частично недееспособным из-за болезней или травм, которые не связаны напрямую с его профессиональной деятельностью. Так, к примеру, различные работники, которые трудятся в районах военных действий, а также работающие в специальных оборонительных или стратегических сооружениях, вполне могут пострадать за пределами службы. Для официального назначения по таким причинам государственные органы требуют:
- Медицинские заключения, которые диагностируют наличие заболевания, дающего право на статус инвалида.
- Документы, свидетельствующие о работе или службе гражданина в перечисленных выше структурах или районах. Таковыми свидетельствами могут стать различные справки территориальных советов либо исполкомов, справки из МВД.
Получая подобный статус, граждане автоматически приравниваются к ветеранам. Перечень льгот, которые полагаются при этом оформлении, соответствуют предлагаемым послаблениям и выплатам для участников ВОВ. Причины, приведшие в данном случае к получению статуса инвалидности, документируются. Отметка, например, делается в акте, составляемом специальной комиссией, затем добавляется в справку соответствующего образца. По причинам общего заболевания может быть назначена любая группа. И полученная категория определяет положенные гражданину льготы и размеры социальной пенсии.
Направления на экспертизу
Как получить инвалидность? Можно уточнить у лечащего врача, на наблюдении которого находится гражданин. Вопросом назначения статуса и группы занимается государственное Бюро МСЭ (медицинская социальная экспертиза). Направление туда может предоставить медучреждение, где проходит лечение человека, претендующего на получение частичной недееспособности. В других случаях, имея подтверждающие свидетельства о наличии травм, заболеваний, увечий, дающих право на льготы, направление можно запросить и в региональном представительстве Пенсионного фонда или социальной защиты.
Данные структуры могут отказать в выдаче направления, но они обязаны представить справку, документально подтверждающую отказ. С этой бумагой лицо также имеет право обратиться в МСЭ. После этого представители структуры лично проведут расследование и примут решение. Может быть назначен реабилитационный курс, после прохождения которого органы рассмотрят вопрос о дееспособности и обеспечении гражданина. Общий перечень документов для назначения выглядит так:
- направление МСЭ;
- оригинал и копия паспорта;
- нотариально заверенная копия трудовой;
- возможно, затребуют справку про доходы;
- медицинская карта;
- больничные выписки (оригиналы/копии);
- личная характеристика;
- Н-1 форма (акт проф. заболевания);
- заявление на инвалидность.
После получения заключений экспертизы можно отправляться в представительство соцзащиты. Там заявление будет рассмотрено, и гражданину назначат соответствующие льготы.
Как получить инвалидность после отказа? Иногда МСЭ может отказать в официальном назначении частичной или полной недееспособности. В данной ситуации остается возможность обжаловать вынесенное МСЭ решение. Для этого оформляется соответствующее заявление об обжаловании и подается в Центральное бюро данной структуры, не позже трех дней с момента вынесения решения комиссии. Помимо этого, за физическим лицом остается право потребовать для вынесения вердикта независимых специалистов, которые никоим образом не относятся к МСЭ. Вердикт можно еще обжаловать и в судебном порядке, однако стоит понимать, что тут решение будет окончательным. После его постановления вопрос не подлежит пересмотру.
В целом же комиссия выносит свое решение довольно быстро. Строгого закона, регламентирующего этот срок, нет. Однако на практике речь идет о нескольких неделях. В редких случаях срок составляет две недели. Если же речь касается пересмотра, то тут сроки увеличиваются. Судебные тяжбы могут быть растянуты на долгие месяцы и даже годы.
Как реализовать право на льготы участнику ВОВ, имеющему инвалидность по общему заболеванию?
Я являюсь ветераном — участником ВОВ, из числа лиц « военнослужащие, проходившие военную службу в частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев» (подпункт «з» пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах») , имею инвалидность 2 группы по общему заболеванию . Имею гражданство РФ, кот. мной получено в упрощенном порядке , как ветераном ВОВ (прибыл на ПМЖ в РФ как беженец из зоны АТО Луганской области в 2014г). Проживаю в комнате с дочерью (имеет вид на жительство) в служебной квартире с подселением, которая предоставлена ей на время ее работы по договору. Имею постоянную прописку у знакомых. В июле 2017г. обратился в городской департамент муниципальной собственности по поводу улучшения жилищных условий , как ветеран ВОВ и получил на руки приказ « О признании участником мероприятия «Улучшение жилищных условий ветеранам ВОВ». Однако теперь меня известили (пока в устной форме) , что окружным департаментом мне отказано в постановке на очередь на льготных основаниях, как ветерана ВОВ, т.к. обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем категории участников ВОВ, к которой я отношусь, положено только в случае выселения их из занимаемых ими служебных жилых помещений ( так в законе). А меня никуда не заселяли местные власти, чтобы выселять.
Мне известно , что в соответствии с п. 2 ст. 15 закона «О ветеранах» участникам ВОВ, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности .
Я имею удостоверение ветерана ВОВ согласно п.2.5 Инструкции «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах»», утв.постановлением Минтруда и соцразвития № 69 от 11.10.2000г., выданное военкоматом по месту моего нынешнего проживания ( в нем указана льготная статья 17), справку медико — социальной экспертизы об инвалидности 2 гр. по общему заболеванию (бессрочно). В связи с данными обстоятельствами закон устанавливает право на дополнительные меры социальной поддержки согласно ст. 14 ФЗ «О ветеранах» . Согласно п. 2.7. Инструкции таким лицам выдается соответствующее удостоверение о праве на льготы по ст.14.
Но по обращении в органы соцзащиты и пенсионного фонда мне всячески отказывают в получении такого документа, а соответственно и мер соцподдержки. Вот и в постановке на учет , как нуждающемуся в улучшении жилищных условий отказали, ссылаясь на ст.17.
Прошу разъяснить как мне следует действовать в вопросе получения жилья, должны ли выдать другой документ о праве на льготы и какие меры соцподдержки мне в связи с этим положены?
Ответы юристов (4)
Вопрос нужно рассматривать с позиции федерального законодательства, регулирующего порядок отнесения граждан к участникам ВОВ, делением их на категории согласно федеральному закону.
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О ветеранах»:
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев;
Т.е, указанные граждане, согласно своей категории предусмотренной пп. «з» п. 1 статьи 2 закона, являются — участниками ВОВ.
Меры социальной поддержки для данной категории, соответственно предусмотрены статьей 17 Федерального закона «О ветеранах».
Между тем, в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О ветеранах»:
1. Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
2. Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Т.е. из статьи 15, а конкретно пункта 1 следует, что меры социальной поддержки предусмотренные данной статьей предоставляются только участникам указанным в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 т.е. упоминания на пп «з» в п. 1 статьи 15 не содержится.
Межу тем п. 2 статьи 15 закона указывает что участники ВОВ получившие инвалидность по общему заболеванию приравниваются по мерам социальной поддержки к инвалидам ВОВ, при этом следует обратить внимание на то, что п. 2 статьи 15 содержит общее понятие — участники ВОВ без указания на конкретные пункты как в начале статьи, а из этого следует, что положения п. 2 статьи 15 распространяются на все категории участников ВОВ, к которым в т.ч. отнесены и по пп. «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 — военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Соответственно, участники ВОВ пп. «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 закона, получившие инвалидность по общему заболеванию также приравниваются по мерам социальной поддержки к инвалидам ВОВ, являясь участниками ВОВ и им предоставляются меры социальной поддержки согласно статье 14 закона.
В то же время, что касается удостоверения, то согласно приведенному Вами пункту 2.7 Инструкции, следует:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2000 года N 69 Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгответеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иныхкатегорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах»
2. Права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются в следующем порядке:
2.7. Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), — на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 2.1-2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. *
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».
Т.е, на основании удостоверений указанных в пунктах 2.1 — 2.6 Инструкции, а согласно пункту 2.5:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2000 года N 69
Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот
ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных
категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах»
2. Права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются в следующем порядке:
2.5. Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», — на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1988 года N 621, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года N 1122.
Участникам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства на основании документов, подтверждающих факт прохождения военной службы в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 17 Федерального закона «О ветеранах».
Следовательно и удостоверение им также обязаны выдавать.
Более того, приведенные выше положения, были уже предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал право участников ВОВ статьи 17 на получение ЕДВ по размеру для инвалидов ВОВ при получении ими инвалидности по общему заболеванию, при этом Конституционный Суд затронул основополагающие нормы законодательства в том числе, касающиеся предоставления мер социальной поддержки участникам ВОВ получившим инвалидность.
Приведу основные положения определения Конституционного Суда РФ.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 4 апреля 2006 г. N 89-О
3. Федеральный закон «О ветеранах», исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, предусматривает меры их социальной поддержки как в натуральной, так и в денежной форме.
При этом данный Федеральный закон с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты «а» — «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт «з»).
3.1. Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная Федеральным законом «О ветеранах», включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов.
Так, наибольший объем мер социальной защиты устанавливался для инвалидов войны (статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» — «ж», «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», т.е. лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов (статья 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17).
Вместе с тем статьей 15 данного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (часть вторая данной статьи в первоначальной редакции, пункт 2 — в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ).
Государственными органами, уполномоченными устанавливать порядок реализации прав и льгот ветеранов, названное нормативное положение первоначально трактовалось как относящееся только к лицам, которым адресована часть первая статьи 15, а именно участникам Великой Отечественной войны, перечисленным в подпунктах «а» — «ж» пункта 1 части второй его статьи 2 (пункт 2 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», изданной 26 июля 1995 года Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством связи Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 августа 1995 года N 934).
Между тем упоминание участников Великой Отечественной войны — без деления на отдельные категории — как в названии статьи 15 «Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны», так и в тексте данного нормативного положения допускало распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодателем к участникам Великой Отечественной войны (статья 2 Федерального закона «О ветеранах»).
Именно такой подход к определению сферы действия по кругу лиц положения пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах» после внесения Федеральным законом от 2 января 2000 года N 40-ФЗ в данный Федеральный закон изменений и дополнений и изложения его в новой редакции и получил закрепление в Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69 по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2000 года N 2448).
В частности, в ее пункте 2.7 предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), в удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».
Правоприменительная практика также исходила из широкой сферы действия положения пункта 2 статьи 15 — как относящегося ко всем участникам Великой Отечественной войны, признанным инвалидами вследствие указанных причин, что подтверждают имеющиеся в материалах дела документы.
Соответствие аутентичной воле законодателя такого толкования и применения норм Федерального закона «О ветеранах», как и законность предоставления участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, прав и льгот инвалидов войны, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона, и расходования на эти цели средств федерального бюджета органами государственной власти не ставились под сомнение и не опровергались.
Таким образом, действовавшее до 1 января 2005 года нормативно-правовое регулирование и основанная на нем правоприменительная практика приравнивали эту категорию участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны при предоставлении в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» мер социальной защиты.
3.2. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки.
Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны.
Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны — без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2.
В результате такого истолкования и применения положений пункта 2 статьи 15 и пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, названных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, пользовавшиеся до 1 января 2005 года в случае признания их инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин равными с иными участниками Великой Отечественной войны — инвалидами вследствие указанных причин правами и льготами, предусмотренными для инвалидов войны, после этой даты оказались в худшем по сравнению с ними положении при реализации права на получение ежемесячной денежной выплаты в объеме, сопоставимом с объемом отмененных льгот.
Федеральный законодатель, реализуя вытекающую из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (часть 1, пункты «б», «ж») Конституции Российской Федерации обязанность государства гарантировать военнослужащим — ветеранам Великой Отечественной войны соответствующую их статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту, обладает определенной свободой усмотрения в выборе критериев дифференциации предоставляемых им мер социальной защиты.
Распространение на всех участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, прав и льгот инвалидов войны означало, по сути, не только повышение (исходя в том числе из имеющихся у государства финансовых возможностей) уровня социальной защищенности, но и изменение правового положения указанных лиц, что порождает как дополнительные права для них, так и обязанность государства обеспечивать предоставление этих прав.
Поэтому, предусматривая взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении), федеральный законодатель должен исходить из необходимости обеспечения участникам Великой Отечественной войны, как лицам с особым правовым статусом (тем более в случаях, когда такие лица признаны инвалидами), реальных возможностей располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Применительно к законодательному регулированию мер социальной поддержки таких лиц с особым статусом, как военнослужащие, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
1. Взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении, в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны — инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1.
2 группа инвалидности: перечень заболеваний, выплаты и льготы инвалидам 2й группы
Российские граждане, имеющие те или иные проблемы со здоровьем, соответствующие прописанным в законе определенным критериям, вправе официально оформить инвалидность 2 группы для получения льгот, установленных законодательством страны. Перечень заболеваний, присутствие которых в анамнезе послужит основанием для признания человека инвалидом, определяется для каждой категории инвалидности актами Минздравсоцразвития Российской Федерации.
В данной публикации мы рассмотрим вопросы, связанные с условиями и порядком оформления инвалидности второй группы. Затронем аспекты степени трудоспособности человека с ограниченными возможностями при назначении ему 2-ой группы инвалидности.
Перечень заболеваний для получения 2 группы инвалидности
Давайте рассмотрим критерии инвалидности для оформления второй группы. Если обратиться к законодательству, то в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н, инвалидность 2 группы может быть установлена в том случае, если гражданин имеет в анамнезе нарушения функций организма средней степени выраженности.
Из перечня подобных расстройств можно выделить:
- Ограничение способности к самообслуживанию. Иными словами человеку затруднительно самостоятельно осуществлять потребности физиологического характера, исполнять санитарно-гигиенический уход, выполнять стандартные бытовые задачи. Если у гражданина имеется вторая степень расстройства, то это подразумевает необходимость некоторой помощи других лиц, а также применение вспомогательных средств.
- Ограничение способности к ориентации. Это значит, что инвалид 2 группы, не прибегая к помощи посторонних людей, не может определять место своего нахождения, реальное время и сохранять адекватное восприятие окружающей его действительности.
- Ограничение способности к передвижению. Иными словами, без посторонней помощи у человека имеется ограничение возможности сохранять равновесие, передвигаться в пространстве, пользоваться общественным транспортом. Если у гражданина, осуществляющего передвижение, наблюдается расстройство подобного типа умеренной выраженности, то это свидетельствует о потребности в частичной помощи другими лицами.
- Ограничение способности к общению. Это выражается в том, что при установлении контакта с окружающими, во время передачи или приема информации, инвалид 2-ой группы нуждается в некоторой помощи других граждан.
- Ограничение способности осуществлять контроль над собственным поведением в обществе. Это подразумевает снижение объективной критики к окружающей обстановке и к собственному поведению. Существуют ситуации, когда только при наличии постоянной помощи со стороны других лиц становится возможным откорректировать поведение инвалида 2-ой группы.
- Ограничение способности осуществлять трудовую деятельность. Это значит, что инвалид может трудиться только при наличии специально созданных условий на рабочем месте, обеспечивающих возможность использовать какие-либо технические средства. Иными словами, инвалид сможет работать, только когда ему регулярно оказывают помощь третьи лица.
- Ограничение способности к получению знаний (обучению). Это означает, что инвалид 2 группы способен запоминать информацию, усваивать новые знания и воспроизводить их, овладевать практическими умениями и навыками только в специализированных учреждениях. При использовании вспомогательных технических средств, возможно обучение инвалида в домашних условиях.
Важно! Не способны осуществлять трудовую деятельность только инвалиды 1-ой группы, а 2 группа инвалидности является рабочей.
Заболевания, приводящие к инвалидности
Существует перечень болезней, которыми страдают граждане, признаваемые инвалидами 2 группы. Среди них можно выделить:
- Нарушение функций речи, возникшие в результате заикания, нарушения функции образования голоса.
- Отклонение функций психики.
- Поражение функций кровообращения.
- Сенсорные расстройства – нарушение зрительной функции, тактильной чувствительности.
- Расстройства, связанные с физическими уродствами. К ним можно отнести нестандартные размеры частей тела, деформацию головы.
Какие условия необходимы для признания человека инвалидом второй рабочей группы инвалидности? Эта группа инвалидности может быть оформлена гражданину, если по состоянию здоровья ограничена его нормальная жизнедеятельность; имеются расстройства тех или иных функций организма, обусловленные дефектами, заболеванием и травмой; имеется необходимость в реабилитации или проведении мер по социальной защите человека.
Может ли работать инвалид 2й группы
Обратите внимание, что у каждой группы инвалидности есть несколько степеней, они назначаются по решению МСЭ. 1-ая степень предполагает, что инвалид способен осуществлять трудовую деятельность при условии, что будет снижена его квалификация, и выполнение рабочих обязанностей не потребует значительных усилий человека с ограниченными возможностями. 2-я степень II группы инвалидности предусматривает, что человек может трудиться, если для него создать специальные условия и предоставить вспомогательные технические средства на рабочем месте. Гражданам (мужчинам или женщинам), которым была определена одна из этих степеней, устанавливается II рабочая группа инвалидности и они могут официально работать.
Порядок признания гражданина инвалидом 2 группы
Сначала требуется собрать установленный законом пакет документов. Если человек желает оформить статус инвалида II группы, то ему необходимо пройти медико-социальную экспертизу, в соответствии со статьей №7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ. После чего соответствующая комиссия установит потребности освидетельствуемого человека в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством здоровья и функций организма.
Перед тем, как отправиться в медицинское учреждение, надо подготовить необходимую документацию, в частности:
- Взять направление на экспертизу, выписанное лечащим врачом. Бумага должна содержать в себе информацию о:
— Состоянии здоровья человека;
— Состоянии компенсаторных возможностей его организма;
— Степени нарушения функций организма.
— Перечень реабилитационных мероприятий, которые были проведены до этого, с целью восстановления пораженных систем организмов и органов.
— Такое направление человек может получить в органах социальной защиты населения или в пенсионном органе. Чтобы получить направление, необходимо иметь в наличии медицинские документы, которые свидетельствуют о наличии расстройств здоровья.
— Может случиться так, что пенсионный орган, медицинское учреждение и органы соцзащиты не захотели выдать гражданину данное направление. В этом случае он может самостоятельно приехать в бюро, которое занимается проведением медицинской экспертизы. Врачи займутся осмотром обратившегося и определят, имеются ли у него по факту ограничения жизнедеятельности. - Справка о доходах заявителя.
- Паспорт – оригинал и ксерокопия.
- Амбулаторная карта гражданина.
- Самостоятельно заполненное заявление для прохождения медицинского освидетельствования. Если заявитель не в состоянии сделать это сам, то данное право передается законному представителю.
- Трудовая книжка. Требуется в том случае, если заявитель осуществлял когда-нибудь трудовую деятельность.
- Если заявитель проходил обучение, то необходимо иметь характеристику, заполненную руководителем образовательного учреждения.
- Для граждан, которые ранее работали, потребуется иметь при себе характеристику от работодателя.
- В случае если причиной утраченного здоровья стало расстройство, связанное с производственной травмой или профессиональным заболеванием, нужно иметь на руках соответствующий акт.
Как работает медико-социальная экспертиза (МСЭ)?
Если гражданину необходимо пройти МСЭ, то ему следует обратиться в одно из учреждений, проводящих МСЭ, расположенное по месту жительства, причем, если заявитель не может лично приехать на место, можно провести данную процедуру дома. Экспертиза состоит из следующих этапов:
- Обследования заявителя.
- Изучения бытовых и социальных условий его проживания.
- Самого обследования инвалида.
- Изучения его трудовых возможностей.
- Анализа психологических особенностей заявителя.
В процессе проведения экспертизы составляется соответствующий протокол, стандартная форма которого закреплена в Приказе Министерства Труда России от 17.10.2012 №322н.
Какую информацию содержит протокол медико-социальной экспертизы
Во время проведения медико-социальной экспертизы специалистами заполняется протокол, который содержит такие сведения:
- Дата проведения процедуры.
- Дата подачи заявления о прохождения МСЕ.
- Время осмотра заявителя, претендующего на получение статуса инвалида.
- Информация об освидетельствуемом гражданине, в частности:
— ФИО;
— Гражданство;
— Пол;
— Дата рождения;
— Адрес места проживания;
— Реквизиты паспорта;
— Контактные данные;
— Место прописки. - Социальные данные. Речь идет о семейном положении заявителя, количестве членов семьи, характеристики самой семьи. Также необходима информация о наличии жилья у заявителя, который проходит экспертизу.
- Данные о порядке проведения медицинского освидетельствования, в частности:
— Место, где проводится освидетельствование;
— Основания, послужившие толчком к проведению осмотра заявителя;
— Цель проведения экспертизы;
— Длительность инвалидности;
— Данные относительно вторичного проведения МСЭ;
— Сведения о результатах медицинского освидетельствования. - Заключение, которое было вынесено в ходе МСЭ.
- Сведения относительно образования заявителя.
- Причины, вызвавшие инвалидность.
- Информация о профессиональных данных человека, проходящего экспертизу.
- Клинико-функциональные сведения, которые были установлены в ходе экспертизы.
В протоколе должны поставить свои ФИО и подпись каждый специалист, который принимал участие в экспертизе, а также руководитель экспертного бюро. На документе обязательно должна стоять печать бюро, осуществляющего процедуру.
Как составляется акт медико-социальной экспертизы
После проведения процедуры специалисты, принимавшие участие в экспертизе, высказывают свою позицию относительно заявителя. Окончательное решение будет принято, исходя из мнения большинства врачей – оно будет доведено до сведения заявителя, который прошел процедуру освидетельствования.
По результатам МСЭ в обязательном порядке оформляется акт. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 17.04.2012 №373н данный документ должен отображать следующие данные:
- Сведения о заявителе, который претендует на получении инвалидности.
- Соответствующее решение федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в котором зафиксированы:
— Заключение о степени и видах ограничений жизнедеятельности;
— Причина, вызвавшая инвалидность;
— Вид и степень расстройства здоровья;
— Дата, когда будет проведено очередное освидетельствование гражданина;
— Степень утраты профессионального ведения трудовой деятельности;
— Группа инвалидности, которая была утверждена или отметка о том, что гражданину было отказано в признании его инвалидом;
— Информация о признании инвалидности без срока.
Признание инвалидности 2ой группы — какой период переосвидетельствования?
На установление группы инвалидности оказывает прямое влияние степень ограничения жизнедеятельности человека. Инвалидность второй группы устанавливается на 12 месяцев, и после окончания этого срока лицо обязано пройти повторную экспертизу, цель которой – повторное определение состояния его здоровья.
Что делать если получен отказ в признании инвалидности?
Заявитель, получивший отказ в утверждении инвалидности, имеет право обжаловать его в течение 1 месяца. Гражданину или его законному представителю понадобится составить соответствующее заявление и направить его в бюро, которое занималось освидетельствованием.
На основании заявления гражданину назначается повторная МСЭ, и по ее итогам главное бюро вправе вынести решение о присвоении желаемого статуса инвалида.
В случае, когда главное бюро тоже приняло решение отказать в утверждении инвалидности, заявитель имеет право обратиться в Федеральное бюро. Срок для обращения – 1 месяц с момента вынесения отрицательного решения. Федеральное бюро назначит повторную экспертизу.
Граждане, проходящие экспертизу должны знать, что решения всех вышеупомянутых органов, которые занимались проведением процедуры освидетельствования, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Какие выплаты для инвалидов 2 группы?
ЕДВ для инвалидов 2 группы
Федеральный закон 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», гарантирует ежемесячные денежные выплаты инвалидам 2 группы. Ежемесячные выплаты (ЕДВ) выплачиваются из средств Пенсионного фонда РФ. Чтобы оформить выплаты, инвалиду потребуется обратиться в территориальное отделение государственного пенсионного органа по месту жительства, имея на руках пакет правоустанавливающих документов, установленных законом. С 1 апреля 2016 года размер ЕДВ для инвалидов второй группы установлен в размере 2240,74 руб, он ежегодно индексируется.
Социальная пенсия по инвалидности 2 группы
Помимо ежемесячных денежных выплат инвалидам полагается социальная пенсия по инвалидности — она является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Социальная пенсия инвалидам II группы – на начало 2016 года составляет 4769,09 рубля, и ежегодно индексируется.
Какие льготы для 2 группы инвалидности?
Льготы на медикаменты для инвалидов
Инвалиды 2 группы, которые не осуществляют трудовую деятельность, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 №890, вправе претендовать на получение льгот при покупке лекарственных препаратов, выписанных врачом. Приобретение лекарств по льготной цене осуществляется согласно выписанному рецепту, причем ряд изделий медицинского назначения могут предоставляться бесплатно.
Проездной билет для инвалидов II группы
Правом на бесплатный проезд обладают инвалиды 2 группы, имеющие соответствующее удостоверение – это относится ко всем видам городского общественного транспорта. Инвалид имеет право бесплатно пользоваться транспортными услугами в пределах административного района по месту жительства.
Вдобавок, лицам, оформившим инвалидность, предоставляются скидки при приобретении билетов:
- Для проезда на железнодорожном транспорте;
- На воздушный транспорт;
- На речной транспорт.
Льготы на обучение инвалидам II группы
При поступлении в учебные учреждения инвалиды 2 группы имеют определенные привилегии – они получают возможность поступить без конкурса. Инвалиду 2 группы достаточно будет успешно сдать вступительные экзамены.
Льготы на санаторно-курортное лечение инвалидам II группы
Инвалиды 2 группы получили законное право на безвозмездное получение путевок в санатории, дома отдыха и оздоровительные курорты. Выдача путевок осуществляется органами социальной защиты населения. Для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение необходимо основание – это заключение, которое выдается специалистами медицинского учреждения, в котором наблюдается инвалид 2 группы.
Итак, граждане, претендующие на получение статуса инвалида 2 группы, должны знать порядок прохождения МСЭ, по итогам которой будет установлена инвалидность. Граждане, получившие соответствующий статус, имеют право рассчитывать на многочисленные социальные льготы и ряд выплат.