Оглавление:
Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
1. Комментируемая статья посвящена сфере действия норм трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников и на всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), если между ними был заключен трудовой договор, т.е. возникли трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Из этого следует, что ТК, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, работников-акционеров.
Широкая сфера действия трудового права была подтверждена Верховным Судом РФ и до принятия комментируемого Кодекса. В п. 50-1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров»*(39) было указано, что нормы Кодекса законов о труде РФ регулируют трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ, с которыми они заключили трудовой договор (контракт), с учетом особенностей в регулировании труда таких лиц, предусмотренных законами об этих товариществах и обществах.
Аналогичный вывод содержится и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ»*(40). Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей, как разъяснил Пленум, подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе. Нормами материального права по таким делам являются ст. 273-281 ТК.
Такая же позиция была подтверждена Верховным Судом РФ и при рассмотрении конкретного дела, касающегося отношений участников товарищества, основанных на их личном труде. Суть этого дела в следующем. Гладких, Кузнецова и другие обратились в суд с иском к товариществу «Ариадна» о взыскании заработной платы. Коминтерновский районный суд г. Воронежа в иске отказал. Такое решение было оставлено в силе судебной коллегией Воронежского областного суда и Президиумом этого же суда. Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что законодательством и уставом товарищества не предусмотрено обязательное трудовое участие работников товарищества в его деятельности и поэтому спорные отношения между ними и товариществом должны регулироваться гражданским законодательством.
Верховный Суд РФ с выводами судебных инстанций не согласился. По его мнению, закон четко разграничил отношения, возникающие из трудового договора, и отношения работника с хозяйственным товариществом, вытекающие из членства. В последнем случае имеются в виду отношения, связанные с созданием уставного и иных фондов, личными вкладами в имущество товарищества, распределением прибыли, имущественной ответственностью, которые регулируются гражданским законодательством.
В соответствии с действующим законодательством участник товарищества одновременно является его работником, если отношения с товариществом связаны с личным трудом, а не ограничиваются лишь его имущественным вкладом и получением части прибыли. Отношение, основанное на личном труде участника товарищества, — сфера действия трудового законодательства*(41).
2. Действие ТК, иных нормативных правовых актов о труде распространяется и на отношения работников акционерных обществ. При этом не имеет значения, являются ли такие работники акционерами данных обществ. Работник-акционер, уволенный из акционерного общества, продолжает участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам компетенции собрания, а также имеет право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»*(42) указано, что прекращение трудовых отношений с акционером не изменяет статуса данного лица как акционера.
3. Важно понимать, что вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.
Это законодательство регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Что же касается трудового законодательства, то сфера его действия — трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, включая предшествующие и возникающие взамен трудовых.
В то же время комментируемая статья допускает возможность применения трудового законодательства (и иных актов, содержащих нормы трудового права) к отношениям, основанным на личном труде. Так, лица, работающие по договору подряда, обязаны соблюдать требования по охране труда, установленные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах. Могут быть и другие случаи применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, основанным на личном труде, если такие случаи будут установлены федеральным законом.
4. Отраслевая принадлежность правовых норм определяется прежде всего содержанием регулируемых отношений, а не формой регулирования. Комментируемая статья подчеркивает: во всех случаях, когда доказано, что гражданско-правовые договоры регулируют трудовые отношения, к ним должны применяться нормы трудового законодательства. Последовательное применение данной нормы исключает произвольное толкование вопроса о правовой природе договоров, регулирующих трудовые отношения. Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.
5. Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью на тех же основаниях и в том же порядке, что установлен для российских граждан.
Иностранные граждане, временно пребывающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью лишь при условии, что это совместимо с целями их пребывания. Так, нельзя принять на работу иностранца, который находится в России как турист.
Согласно действующему законодательству иностранные граждане, лица без гражданства не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Российской Федерации (см. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающий занятие должности государственного гражданского служащего только гражданином Российской Федерации).
Если организации, полностью или частично принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам, расположены на территории РФ, они должны применять правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, ко всем работающим у них гражданам. Это положение распространяется как на иностранных граждан, так и на граждан РФ. Исключения могут устанавливаться федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Так, Соглашение правительств государств СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, ратифицированное Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 47-ФЗ*(43), предусматривает, что его стороны могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в страну выезда, если он нарушил законы страны трудоустройства и правила пребывания иностранных граждан.
Российским законодательством определены условия и порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(44)). Цель такого регулирования — привлечь иностранную рабочую силу и одновременно обеспечить приоритетное право российских граждан на занятие вакансий.
Иностранные граждане привлекаются на работу в Россию после выдачи соответствующего разрешения Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом. Это разрешение выдается работодателю при условии внесения им в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу предусматривает, что соответствующее заявление должно быть рассмотрено в течение 30 рабочих дней со дня подачи работодателем необходимых документов.
Если работодатель нарушает условия и порядок привлечения иностранной рабочей силы, установленные законодательством, территориальный орган в сфере миграции может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает также обстоятельства, при наличии которых разрешение на работу не может быть выдано, а выданное разрешение необходимо аннулировать. Такие последствия наступают, если иностранный гражданин:
— выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или ее граждан;
— финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
— подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу;
— представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
— осужден за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, и приговор суда вступил в законную силу;
— имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
— два и более раза в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
— выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
— находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
— болен наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»*(45) внес изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и, в частности, этот Закон дополнен ст. 13.1 о трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Согласно этой статьи таким гражданам разрешение на работу выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления.
Одновременно с заявлением иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу представляются:
1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.
Сведения о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем регионе.
Если же иностранные граждане прибыли в Россию в порядке, не требующем получения визы, и при этом они имеют разрешение на работу, их можно привлекать к работе без разрешения на использование иностранных работников.
Разрешения на работу иностранным гражданам, за исключением тех, кто прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдаются в пределах квот на их въезд в Российскую Федерацию, ежегодно утверждаемых Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
В то же время в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на территории всей Российской Федерации.
Кроме того, Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ. При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ.
6. Статья 11 устанавливает пределы действия общих норм, содержащихся в Кодексе и иных нормативных правовых актах о труде. Общие правовые нормы не применяются только в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования. Эта дифференциация устанавливается Трудовым кодексом, который содержит значительное число правовых норм, регулирующих особенности труда отдельных категорий работников.
Все эти нормы выделены в отдельную часть ТК — четвертую, которая включает в себя 17 глав (40-55): гл. 40 «Общие положения», гл. 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», гл. 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет», гл. 43 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», гл. 44 «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству», гл. 45 «Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев», гл. 46 «Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах», гл. 47 «Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом», гл. 48 «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц», гл. 49 «Особенности регулирования труда надомников», гл. 50 «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», гл. 51 «Особенности регулирования труда работников транспорта», гл. 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников», гл. 53 «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей», гл. 54 «Особенности регулирования труда работников религиозных организаций», гл. 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров», гл. 55 «Особенности регулирования труда других категорий работников».
Кроме того, комментируемая статья допускает возможность дифференциации правового регулирования в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Соответствующая дифференциация осуществляется в отношении государственных гражданских служащих и муниципальных служащих*(46).
7. В заключении комментируемой статьи подчеркивается принципиальное положение о том, что трудовые отношения должны регулироваться трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Там же указывается круг лиц, на которых не распространяются ТК, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, если они не являются одновременно работодателями или их представителями. К таким лицам относятся военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы, члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (кроме лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лица, работающие по гражданско-правовым договорам, а также другие лица, если это установлено федеральным законом. Так, отношения, возникающие между лицами рядового и начальствующего состава и органами внутренних дел, находятся вне сферы трудового права.
Трудовой кодекс: общая хар-ка
Трудовой кодекс является базовым актом отрасли ТП, он принят 30 дек 2001 г, встул в действие с первого февраля 2002 года, он обладает приоритетным значение по сравнению с другими федеральными законами.
Нормы ТП, содержащиеся в иных фз должны соответствовать фед законам если вновь принятый фз содержит нормы трудового права противоречащий трудовому кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК.
Трудовой кодекс содержит 424 статьи, он определяет содержание всех институтов трудового права, содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы трудового регулирования, определяет правовое положение работника и работодателя. Юридическое значение – 1) в действующем ТК улучшена структура основного документа – в каждом разделе присутствует глава об общих положениях, которая определяет понятия, принципы, государственные гарантии, что облегчает пользование нормативных актов, а также его толкование.
При подготовке ТК проведена кодификация трудового законодательства, в его состав включены – положения некоторых федеральных законов, подзаконных НПА, что позволило унифицировать регулирование трудовых отношений и облегчить применение ТП.
ФЗ об основах охраны труда в Рф, закон о коллективных переговоров и ряд других.
Более подробно по сравнению с прежним зак-ом регулируется некоторые аспекты трудовых отношений – рабочее время, время отдыха, мат ответственность, усилена, дифференциация трудового зак-ва, выделена спец часть, предусматривающая особенности правового регулировани трудовых отношений отдельных категорий работников.
Трудовой кодекс является базовым актом отрасли и в соответствии с ч. 3 ст. 5 ТК имеет приоритетное значение по сравнению с другими федеральными законами.
Трудовой кодекс определяет содержание всех институтов трудового права. Он содержит понятийный аппарат отрасли, закрепляет основные принципы правового регулирования трудовых отношений, определяет правовое положение работника и работодателя. Кодекс выполняет ключевую роль в механизме правового регулирования трудовых отношений, устанавливая права работников, их гарантии и способы их защиты.
Любая попытка оценить Трудовой кодекс неизбежно приводит к двум выводам: во-первых, эта оценка не может быть безусловно однозначной; во-вторых, она не может основываться на одной группе критериев. Попробуем сделать это с позиций оценки социально-политического значения Кодекса, его влияния на экономику и его юридического значения.
Социально-политическое значение Трудового кодекса определяется тем, что это Кодекс компромисса, политического согласия. Достижением, с политической точки зрения, надо считать и акцент, который сделан Кодексом на создание правовых условий для достижения оптимального согласования интересов работников, работодателей и государства. Это позволяет сохранить трудовое право как самостоятельную отрасль права социальной защиты, его защитную функцию в обществе, вместе с тем сделать эту защиту адекватной конкретным социально-экономическим условиям (не чрезмерной, с одной стороны, и не недостаточной — с другой), т.е. придать определенную гибкость управлению трудом.
Сохранена основа трудового законодательства и основные трудовые права и гарантии работников, усилены некоторые элементы защиты трудовых прав с учетом современных экономических условий. Соблюден баланс между интересами работника и работодателя. В целом сохранены начала производственной демократии (участие в правотворческой и правоприменительной деятельности работодателя представительных органов работников).
С точки зрения влияния на экономику, разумеется, косвенного, можно говорить о снижении нагрузки на работодателя. В соответствии с положениями Трудового кодекса он более свободен в принятии решений (уже не требуется согласования с выборным профсоюзным органом). В ряде случаев снижены гарантии, которые предоставлялись за счет работодателя (например, гарантии работникам, получающим без отрыва от работы второе образование соответствующего уровня, предоставляются при наличии соглашения с работодателем). Расширены возможности заключения срочных трудовых договоров, круг оснований увольнения по инициативе работодателя. Работодатель не должен сохранять зарплату за работником, отвлекаемым на выполнение государственных или общественных обязанностей.
Останавливаясь на юридическом значении Трудового кодекса, надо отметить, что им предложено значительное число удачных правовых решений. В частности:
— улучшена структура базового акта отрасли. Она (по сравнению с КЗоТ) стала более логичной, стройной, в большей мере соответствующей теоретическим представлениям о системе трудового права и международному опыту;
— усилена дифференциация трудового законодательства (выделена специальная часть, предусматривающая особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: вахтовиков, совместителей, руководителей, педагогов и т.п.);
— при подготовке Кодекса проведена кодификация: в его состав включены положения некоторых федеральных законов, подзаконных нормативных актов, что позволило унифицировать правовое регулирование трудовых отношений и облегчить правоприменение;
— решены некоторые проблемы, возникавшие на практике. В частности, ликвидированы пробелы в отношении регулирования труда руководителей, совместителей, надомников, работников, занятых у физических лиц и на малых предприятиях. Решен вопрос о суммировании основного и дополнительного отпусков и т.п.;
— более детально регулируются многие аспекты трудовых отношений (рабочее время, время отдыха, материальная ответственность, некоторые вопросы заработной платы, трудовой договор, охрана труда, гарантии и компенсации);
— в каждом разделе есть глава «Общие положения», которая определяет понятия, принципы, государственные гарантии регулирования конкретных общественных отношений. Это создает полноту регулирования и позволяет в случае пробела использовать общие принципы или положения того или иного раздела, облегчает толкование нормативного материала;
— учтены новые общественные явления (социальное партнерство, самозащита трудовых прав работников) и необходимость повысить ответственность работника за недобросовестное выполнение трудовых обязанностей (ответственность за невыполнение условия об отработке определенного срока после получения образования за счет работодателя, за разглашение охраняемой законом тайны).
Вместе с тем сохранены традиции правового регулирования трудовых отношений. Устоявшиеся представления и проверенные нормы остались неизменными.
10. Трудовой кодекс рф как кодифицированный источник (общая характеристика).
Трудово́й ко́декс— кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон (Россия) от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.
является исторически четвертым кодифицированным российским НПА о труде. Он содержит более 400 статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.
Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (часто называемого «Законом о монетизации») и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).
Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.
Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).
Новый Кодекс, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др
11. Общая характеристика ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
ФЗ от 12.01.96 г. N 10-ФЗ «О профес. союзах, их правах и гарантиях деят-ти»
Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
Глава I. Общие положения
Глава II. Основные права профсоюзов
Глава III. Гарантии прав профсоюзов
Глава IV. Защита прав профсоюзов
Глава V. Ответственность профсоюзов
Глава VI. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Предметом регулирования являются общественные отнош-я, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее — профсоюзы).
устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
1. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Все профсоюзы пользуются равными правами.
2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
3. Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.
5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.
Нормативно-правовое регулирование документирования трудовых отношений общества с ограниченной ответственностью
Рубрика: Государство и право
Дата публикации: 27.02.2018 2018-02-27
Статья просмотрена: 230 раз
Библиографическое описание:
Видяйло Н. А. Нормативно-правовое регулирование документирования трудовых отношений общества с ограниченной ответственностью // Молодой ученый. 2018. №9. С. 113-116. URL https://moluch.ru/archive/195/48554/ (дата обращения: 27.11.2018).
Общество с ограниченной ответственностью будет достигать высоких результатов в управлении компанией, если будет правильно организованно кадровое делопроизводство. Для этого необходимо, чтобы в организации работали кадры с соответствующей квалификацией и опытом работы, которые смогут правильно организовать кадровое делопроизводство.
Документированная информация является основой управления. Успехи компаний в различных сферах деятельности зависят от производства, распределения и потребления информации. Для современного общества информация стала полноценным ресурсом производства, а также важным элементом социальной и политической жизни людей. Для принятия решения в управлении компанией руководители всегда используют служебные документы, в которых находится важная информация, поэтому для достижения высокого уровня достижения необходимых целей и задач организации, необходимо обращать внимание на улучшения качества работы с документами.
Для организации деятельности кадровой службы необходимо разработать и утвердить комплекс организационно-правовых документов, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.
Конституция РФ как высший нормативный правовой акт устанавливает основы всех правоотношений, связанных с организацией труда и отдыха работников. Так, статья 37 Конституции гарантирует право на труд [1]. Работнику, заключившему трудовой договор с работодателем, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Правовой статус общества с ограниченной ответственностью подробно регламентирует Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями и дополнениями) [2]. В ст.87 даются основные характеристики капитала, ответственность участников ООО, содержание наименования ООО, в ст.88 устанавливается число участников и учредителей ООО, в ст.89 характеризуется договор, ответственность сторон и устав общества, в ст. 90 определяется составление уставного капитала ООО, сроки и порядки его выплат, в ст. 92 права и обязанности участников сторон по реорганизации и ликвидации ООО, в ст.93 сообщается как переходят доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу. В статье 94 подробно описывается как правильно выйти участникам общества с ограниченной ответственностью из этого общества.
Более подробно правовой статус ООО описан в специальном федеральном законе — Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями) [4]. Он был принят в 1998 и содержит 6 глав и 59 статей, разделы, посвященные учреждению общества, уставному капиталу общества и имуществу общества, ведению списка участников общества, управлению в обществе, реорганизации и ликвидации общества.
Вопросы регламентации трудовых отношений в ООО основываются на нормах трудового законодательства, изложенных в ТК РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [3]. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.
Трудовой кодекс РФ устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. В нем находятся правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).
В 2003 г. кадровые службы получили два важнейших документа о порядке ведения трудовых книжек, которые являются, в соответствии со ст.66 Трудового кодекса РФ, основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника: Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.03.2008 N 132) и Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69.
Надо подчеркнуть также важность для работника кадров ст.65, в которой перечислены документы, предъявляемые поступающим на работу.
В ст.283 указаны документы, предъявляемые при приеме на работу по совместительству.
Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работы, согласно Трудовому кодексу, остается трудовая книжка. Ей посвящена ст.66.
Кроме того, в Трудовом кодексе определены случаи и порядок составления документов, впервые включено описание содержания важнейших из них, в частности трудового договора, коллективных договоров и соглашений, даны сроки ознакомления работника с документами (приказом о приеме на работу (ст.68), приказом о дисциплинарном взыскании (ст. 193)), порядок выдачи копий документов (ст.62) и т. д.
Оформление трудовых правоотношений требует сбора персональных данных о работнике. Понятие персональных данных также дано в Трудовом кодексе в ст.85, где к ним отнесена «информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника».
В ст.5 перечислены законодательные и иные акты в последовательности их значимости, в которых регулируются трудовые отношения.
Также следует назвать иные федеральные законы, которые регулирует трудовые отношения и влияют на деятельность кадровых служб:
Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (с изменениями и дополнениями) [7].
Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (с изменениями и дополнениями) [8]. В статье 1.1. Объединения работодателей самостоятельно определяют программу своей деятельности, в том числе предусматривают своими программами и уставами в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществление деятельности в сферах социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, профессионального образования, охраны здоровья работников на производстве, содействия занятости населения, социального страхования и иной направленной на решение социальных проблем и развитие гражданского общества деятельности.
Вопросам защиты персональных данных посвящена специальная глава Трудового кодекса РФ (гл.14 — «Защита персональных данных работника»).
Персональным данным и их защите полностью посвящен Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» [10]. Для любого работника кадровой службы крайне важно положение ст.1 Закона, в которой говориться, что Законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, с использованием средств автоматизации и без использования таких средств, то есть положения. Статья 7 Закона, как и Трудовой кодекс РФ, подчеркивает конфиденциальность персональных данных. На основании этого Закона служба кадров организации разрабатывает свое положение о работе с персональными данными.
6 марта 1997 г. Указом Президента РФ (N 188) утвержден Перечень сведений конфиденциального характера (в ред. от 23.09.2005), где п.1 стоят «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные) за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях».
Оформление основных кадровых документов унифицировано. Разработка и утверждение альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий была возложена Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 835 на Государственный комитет РФ по статистике с согласованием форм с Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ [13]. Среди унифицированных форм, перечисленных в Постановлении, к Первоочередным были отнесены формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Первый альбом этих форм был утвержден Постановлением Госкомстата России 30 октября 1997 г. N 71а [14]. В альбом несколько раз вносились изменения и дополнения. Работник кадровой службы постоянно имеет дело с формами, включенными в альбом, и должен иметь их как в бумажном, так и в электронном варианте.
Общие для всех организаций правила составления и оформления документов закреплены в ГОСТе Р 6.30–2003 [15], в котором описана унифицированная система организационно-распорядительной документации с требованиями к оформлению документов. Стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы: постановления распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др. документы, включенные в ОКУД (класс 020000).
Сроки хранения документов закреплены в перечнях документов с указанием сроков их хранения — типовых или ведомственных. Ведомственные перечни разрабатываются обычно организацией, возглавляющей отрасль, они учитывают специфику отрасли и содержат документы, не типичные для остальных организаций.
Таким образом, кадровое делопроизводство имеет важное значение для организации управления обществом ограниченной ответственностью. С помощью кадровых документов подтверждаются права работника на социальное обеспечение по старости и инвалидности, также они сдаются в государственные архивы на длительное хранение для использования в справочных целях при обращении граждан в архивные учреждения.
Для решения трудовых конфликтов в суде всегда используется кадровые документы. Работники кадровых служб должны уметь правильно составлять документы и оформлять их в соответствии с действующими нормативными актами. Часто ошибки, допускаемые при подготовке документов, отсутствие в них отдельных реквизитов или неверное их оформление приводят специалистов кадровой службы к неудаче в судебном споре с работником даже при хорошем знании статей Трудового кодекса РФ и правильном их применении.
Кадровая служба несет ответственность за правильное оформление и ведение кадровой документации. Нарушение оформления кадровой документации носят правовой характер и преследуются по закону.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
- ТК РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью».
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция).
- Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (с изменениями и дополнениями).
- Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями).
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.03.2008 N 132).
- Постановление Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 «О первичных учетных документах».
- Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а (ред. от 21.01.2003) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
- Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст).
- Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. N 03–33/пс «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ»
- ГОСТ Р 51141–98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М. Издательство стандартов, 1998. П.67, с. 4.