Подоходный налог в 1994 году

Подоходный налог в 1994 году

Шкала подоходного налога (или даже просто максимальная ставка этой шкалы) — один из самых выразительных критериев «левизны и правизны» или «социалистичности и либеральности» экономики. За годы реформ максимальная ставка дважды снижалась с 60% до 30% (с «периодом реставрации» в 1992), а затем остановилась на 35% и оставалась одной из самых низких в Европе. С 1 января 2000 максимальная ставка еще раз снижена — до 30%, а с 1 января 2001 введена «плоская» шкала с единой ставкой 13%. НЫНЕШНЯЯ ШКАЛА

С 1 января 2000 С 1 января 2001 С 1 января 2002 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте СТАВКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Краткая история
(1990-. . . .)

а) Советские ставки подоходного налога

До 1990 года ставки подоходного налога в СССР устанавливались путем внесения изменений в указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». 23 апреля 1987 были приняты новые ставки для налогообложения доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Шкала для обложения доходов по месту основной работы осталась прежней (какой именно — не знаю, цифр нет). Для доходов свыше 3000 руб/год (250 руб/мес) ставки отличались от ставок, действующих по месту основной работы и составляли от 332.40+20% с суммы, превышающей 3000 (3001-4000 руб/год) до 1332.40+65% с превышения (свыше 6000 руб/год). Шкала ставок доходов по авторским гонорарам варьировалась от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до 98.40+13% (свыше 1200 руб/год). Для прочих доходов — от 15.00+10% (300-360 руб/год) до 3171.40+69% (свыше 7000 руб/год).

23 апреля 1990 был принят и с 1 июля 1990 введен в действие Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Необлагаемый минимум составил 100 руб. Ставки для всех целых сумм от 151 до 200 рублей перечислены в отдельной таблице. Чтобы не загромождать информационное пространство, вместо таблицы приведем формулу, которую можно из этой таблицы вывести: при зарплате 101-130 руб/мес — 29% с суммы, превышающей 100 руб; 131-150 руб — 30% с суммы, превышающей 101 руб. Далее следовала прогрессивная шкала:

С 1 июля 1990 Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 700 руб/мес облагались по 8 ставкам (от 1.5% до 13%), а начиная с 700 — по стандартным ставкам. Шкала для авторских гонораров составила от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до 12554.40+60% (свыше 1200 руб/год). Для наследников авторов налог составлял от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год). Шкала для индивидуальной трудовой деятельности начиная с 3000 руб/год (250 руб/мес) отклонялась от основной шкалы в жесткую сторону и достигала потолка в 1332.40+60% уже при суммах свыше 6000 руб/год (500 руб/мес). Для прочих доходов — от 10% с превышения (300-360 руб/год) до 1976.40+60% (свыше 5000 руб/год).

б) Война налогов

С декабря 1990 года в рамках «войны законов», начавшейся объявлением государственного суверенитета РСФСР 12 июня 1990 года, происходила «война налогов».

2 декабря 1990 принят Закон РСФСР «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (N392-I). В нем статьи союзного закона о подоходном налоге были изложены в другой редакции. Необлагаемый минимум приравнен к минимальной зарплате, которая к тому времени в рамках конкурентной гонки союзного и российского правительств составляла в РСФСР 150 руб. В таблице для сумм от 151 до 200 руб. цифры были такими: 151 руб — 20 коп, 152 — 50 коп, 153 — 90 коп, 154 — 1р40к, 155-200 руб. — 40% с суммы, превышающей 150 руб.

С 1 января 1991 Ставки обложения остальных доходов были ужесточены «снизу» и ослаблены «сверху» по сравнению с союзными ставками: Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 3% до 13%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам. Шкала для авторских гонораров составила от 3% (для сумм до 180 руб/год) до 9768.00+50% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности не имела необлагаемого минимума, и вплоть до 19200 руб/год (1600 руб/мес) шла параллельно основной с опережением на 6 руб/мес, а затем останавливалась на 35%: Статьи о налогообложении прочих доходов вообще заменены пометкой «На территории РСФСР не применяется». 19 апреля 1991 года, когда Союз готовился к реформе розничных цен, а Россия — к первым президентским выборам, ставки налогов в России были изменены даже не законом, а постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР. Необлагаемый минимум повышен до 210 руб. Прогрессивная шкала съехала вниз на 21 руб.30 коп:

С 1 апреля 1991 Шкала для доходов и выплат не по месту основной работы в пределах от 5 до 1000 руб/мес сократилась с 6 до 4 ставок (от 2% до 13%), а начиная с 1000 шла параллельно общей шкале, опережая ее на 16.80 (т.е. на 4.50 меньше прежних ставок этой шкалы). Шкала для авторских гонораров из 9 ставок была ослаблена снизу — 2% для сумм до 360 руб/год вместо 3% для сумм до 180 руб/год, проценты для максимума остались прежними — 9714.00+50% для сумм свыше 36000 руб/год. Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 12000 руб/год (1000 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной — в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 12000 — осталась прежней для граждан имеющих место основной работы, а для неимеющих — шла с отставанием на 327р60к/год (27р30к/мес), исходя из необложения первых 210 рублей. 11 июня 1991 в ответ на это союзный парламент принял поправки к закону о подоходном налоге, которыми ввел в действие с 1 апреля еще более низкие ставки, установив верхний предел в 30%, а нижнюю ставку уменьшив с 13 до 12%. Необлагаемый минимум, правда, остался ниже российского — 160 руб. Прогрессивная шкала:

С 1 апреля 1991 Доходы от внешатной работы и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам. Потолок для авторских гонораров тоже снижен до 30%. Шкала составила от 2% (для сумм до 120 руб/год) до 5409.60+30% (свыше 36000 руб/год). Для наследников авторов шкала осталась прежней — от 60% (до 500 руб/год) до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год). Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности до 6000 руб/год (500 руб/мес) приравнивалась к основной или внештатной = в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 6000 — полностью совпадала с основной и внешатной. 3 июля 1991 Россия догнала Союз, приняв поправки к своему Закону «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (Закон 1534-I). Поправки вводились в действие с 1 апреля 1991, т.е. одновременно с союзным законом. Прогрессивная шкала отличалась от новой союзной лишь наличием своего, российского минимума в 210 руб. и вытекающим из него отставанием на 6 руб. во всех ставках:

С 1 апреля 1991 Доходы от внешатной работы, дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим в штате предприятий в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 4 ставкам (от 2% до 12%), а начиная с 1000 — по стандартным ставкам с опережением на 16 руб.20 коп. Шкала для авторских гонораров составила от 2% (для сумм до 360 руб/год) до 5532.00+30% (свыше 36000 руб/год). Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской деятельности была изложена в годовом, а не месячном исчислении, но при пеерсчете совпадала с основной или внештатной — в зависимости от наличия/отсутствия места основной работы.

в) Чисто российские ставки

С началом гайдаровских реформ российская шкала сначала стала заметно прогрессивнее (т.е. социалистичнее). 7 декабря 1991 года, за день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц» (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года. Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала — 900 руб). Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала:

С 1 января 1992 16 июля 1992 Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом — опять же с 1 января 1992 года — были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

С 1 января 1992 6 марта 1993 года Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», законы Российской Федерации «О государственной пошлине», «О налоге на имущество предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок — 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

С 1 января 1993 После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой Конституции — 11 декабря 1993 года. Указом N2129 «О регулировании некоторых вопросов налогообложения юридических лиц» он снизил ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро — на будущее, с 1994:

С 1 января 1993 С 1 января 1994 К концу 1994 года ставки были установлены Федеральным законом (74-фз от 23 декабря 1994) — и опять с 1 января почти закончившегося года:

С 1 января 1994 Ставки, установленные Федеральным законом 22-фз от 5 марта 1996 — после избрания левой Думы второго созыва (шкала стала 5-ступенчатой и максимальная ставка поднялась):

С 1 января 1996 Ставки, установленные Федеральным законом 159-фз от 31 декабря 1997 — с учетом деноминации рубля в 1000 раз:

С 1 января 1998

ПРОЕКТЫ ВРЕМЕН КИРИЕНКО

Правительство Кириенко и поддерживавшие его думские фракции, а также фракция Яблоко выступали за дальнейшее снижение максимальной ставки. Левое большинство в парламенте, естественно, в принципе выступало за более прогрессивную шкалу (хотя осенью 1999 почему-то согласилось на ее «уплощение»). Мотивы. которыми руководствовалось Правительство, были изложены в Программе стабилизации экономики и финансов от 10 июля 1998: «В 1997 году в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты поступило в целом менее половины положенной суммы подоходного налога, причем степень уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных слоев населения. Так, 10 процентов начеления с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине трансфертов, выделяемых регионам. Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога — высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов.» Рецепт предлагался такой: «Введение новой шкалы подоходного налога, более «плоской», с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами.» В нижнюю часть шкалы Правительство тоже хотело внести изменение, а именно — повысить необлагаемый минимум, составляющий ныне 83 рубля 49 копеек. Правительственный проект поправок, рассмотренный Думой 2 июля 1998 одновременно с «антикризисным пакетом», предлагал пересмотреть сетку «в пользу богатых» — минимальная ставка остается прежней — 12% с дохода до 20 тыс/год, а максимальная снижается с 35% до 30. Одновременно Правительство предлагало отменить около половины существущих в законе льгот, а также облагать все доходы, полученные не по месту основной работы, по ставке 20%. Таким образом 20% превратились бы в единую ставку для любых сколь нибудь существенных доходов, т.к. низы не смогут, а верхи — не захотят получать их по месту основной работы. Предполагаемый эффект для бюджета — 20 миллиардов за полугодие. Проект не прошел, получив с первой попытки — 149, со второй — 180 голосов. По поручению Думы депутаты А.Л.Головков, А.Д.Жуков, С.Ю.Орлова подготовили свой вариант проекта, который обсуждался 14 июля на Бюджетном комитете. Закон преобразился до неузнаваемости. От него остались лишь налогообложение процентов по вкладам, если проценты в одном банке за год превышают 10 МРОТ (834р90к); уменьшение льгот по продаже жилья и другого имущества; обложение завышенных доходов по страхованию имущества; неприменение льгот, не предусмотренных впрямую законом о подоходном налоге и правительственная новая шкала, включая единую ставку для доходов по неосновной работе, вкладам и завышенной страховке — но уже не 20, а 15%. На заседании адвокат Макаров раскритиковал абзац о единой ставке, т.к. при желании никто в стране не будет платить больше 15%. С.Дон от имени Яблока заявил, что в этом нет ничего плохого — многие легализуют свои капиталы и доход бюджета возрастет, только эту ставку надо поднять до 20%, как оно и было в исходном правительственном проекте. По предложению Г.Бооса решили восстановить льготу на покупку-продажу жилья, которую правительство предлагало отменить. Обсуждали еще нераспространение обложения банковских процентов на вклады советских времен. Саму сетку ввиду очевидных разногласий не обсуждали. Проект решили вынести на первое чтение, констатировав при этом, что фактически утвердили только заголовок законопроекта, а по содержимому к единому мнению не пришли и оно будет определяться вторым чтением. 16 июля проект был принят в первом чтении, а на следующий день представлен ко второму. 4 поправки, рекомендованных к принятию, были подписаны четверкой А.Л.Головков, А.Д.Жуков, А.М.Макаров, Н.П.Данилова, 2 рекомендованных к отклонению — лично Н.П.Даниловой. Поправки «четверки»: необлагаемый минимум по банковским процентам установить не по каждому банку, а общий для всех — и привязанная к ней поправка об обязательном декларировании доходов физическими лицами, имеющими доходы по вкладам более чем в одном банке; изъять пункт о снижении льготы по продаже имущества; оставить единый 15-процентный налог только для вкладов и страховки — но не для доходов по неосновной работе. Дума проголосовала за эти поправки 334 голосами. Поправки Даниловой — сохранить действующую шкалу и убрать абзац о единой ставке — подверглись кр
итике справа, как сводящие закон на нет, и были провалены, получив соответственно 158 и 154 голоса. В том числе поправка о сохранении шкалы — КПРФ — 108, ЛДПР 2, НДР — 1, Яблоко — 0, Аграрии — 17, Народовластие — 22, Регионы — 1, вне фракций — 7. После этого закон в целом получил 206 голосов и не прошел, т.к. не был поддержан левым блоком. Предпринятая через 15 минут попытка вернуться к его рассмотрению не удалась — 194 против 116. По Регламенту закон в таких случаях заново готовится ко второму чтению, Если бы осенью 1998 была уверенность в принятии до нового года второй части Налогового кодекса, надобность в этом законе отпала бы. После еще одной неудачной попытки принять кодекс центристские фракции согласились с требованием коммунистов установить еще одну прогрессивную строчку — 45%. В таком виде закон был принят 14 марта 1999 Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом 31 марта 1999. Ставки, установленные Федеральным законом 65-фз от 31 марта 1999

С 1 января 1999 * Последняя строка (42%+3%) должна была быть введена в действие с 1 января 2000. До этого суммы свыше 300.000 облагаются по формуле предпоследней строки. Ставки, установленные Федеральным законом 207-фз от 25 ноября 1999

С 1 января 2000 С приходом к власти В.В.Путина Правительство (фактически с 10 января 2000 возглавляемое М.М.Касьяновым) решилось на радикальную налоговую реформу, выразившуюся, в частности, во введении «плоской шкалы» (единой ставки) подоходного налога. Дума установила новый крайний срок приема поправок ко II части НК — апрель 2000. Поправки Правительства официально были внесены фракцией «Единство» и приняты Бюджетным комитетом Думы в качестве проекта к пленарному заседанию. 7 июня 1999 Дума приступила к принятию во втором чтении части II Налогового кодекса и приняла главу 24 — подоходный налог. Наша страна вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога 13%. Голосовались еще три варианта: — «горбатая шкала» — поправка Г.В.Бооса: до 300.000 — 12%, до 500.000 — 20% с превышения, до 1.000.000 — 30% с превышения, свыше 1.000.000 — 12% с превышения; голосовалась в видоизмененном варианте: до 300.000 — 12%, до 500.000 — 20% с превышения, свыше 500.000 — 15% с превышения; 167 голосов за, 127 против, 1 воздержался; — двухставочная шкала — поправка А.Д.Жукова: до 120.000 — 13%, свыше 120.000 — 20% с превышения; 210 голосов за, 110 против, 2 воздержались; — сохранение нынешней трехставочной шкалы — поправка Госсобрания Башкирии (поддержанная Егором Кузьмичом Лигачевым под предлогом того, что действующая шкала соответствует западным стандартам, а предлагаемая плоская — повторяет советскую «уравниловку»): до 50.000 — 12%, до 150.000 — 20%, свыше 150.000 — 30%; 143 голоса за, 106 против, 4 воздержались. Депутаты, по выражению А.Д.Жукова, «создали дыру огромную», освободив от налога взносы в негосударственные пенсионные фонды. Поправкой В.М.Резника дыру частично залатали, установив предел необлагаемых взносов в 2000 руб/год. В целом закон принят 266 голосами при 114 против и 2 воздержавшихся. Ставки, установленные главой 23 Налогового кодекса — Федеральным законом 117-фз от 5 августа 2000 С 1 января 2001 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте Федеральным законом 71-фз от 30 мая 2001 (в основном касавшимся налогобложения доходов от операций с ценными бумагами) из списка налогов, облагаемых по 35-процентной ставке изъяты выигрыши на тотализаторах и в других основанных на риске играх (в том числе с использованием игровых автоматов). Фактически в отношении игровых автоматов ставка не применялась. Федеральным законом 110-фз от 6 августа 2001 (вводившим в кодекс новую главу — «Налог на прибыль») введена четвертая ставка — для дивидендов — 6%.

С 1 января 2002 __________________ * Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте

18 февраля 2005 Дума рассматривала законопроект Г.Н.Селезнева о возвращении к прогрессивной ставке налога: до 60 тыс.руб./год — 6%, до 360 — 13%, до 1,2 млн. — 20%, свыше 1,2 — 30%. Проект не набрал необходимого числа голосов — «за» 93. СРАВНЕНИЯ

Если пересчитать месячный доход, соответствующий ставкам налога, по курсу доллара на момент введения ставок в действие, получается следующая картина:

Росийское законодательство о подоходном налоге, 1990-.

  • Закон РСФСР «О порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (392-I от 2 декабря 1990). Изменен законом 1534-I от 3 июля 1991.
  • Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О введении на территории РСФСР временного порядка взимания налогов с предприятий, объединений, организаций и граждан (от 19 апреля 1991)
  • Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (1998-I от 6 декабря 1991) Изменен законами 3317-I от 15 июля 1992, 4178-I от 22 декабря 1992, 4618-I от 6 марта 1993; указом 2129 от 11 декабря 1993; федеральными законами 29-фз от 27 октября 1994, 37-фз от 11 ноября 1994, 74-фз от 23 декабря 1994, 10-фз от 27 января 1995, 95-фз от 26 июля 1995, 125-фз от 4 августа 1995, 211-фз от 27 декабря 1995, 22-фз от 5 марта 1996, 83-фз от 21 июня 1996, 11-фз от 10 января 1997, 94-фз от 28 июня 1997, 159-фз от 31 декабря 1997, 65-фз от 31 марта 1999, 207-фз от 25 ноября 1999. Опубликован: ВСНД 1992-12-591, 1992-34-1976, 1993-4-118, 1993-14-486, САПП 1993-50-4867, СЗ 1994-27-2823, 1994-29-3010, 1994-35-3654, 1995-5-346, 1995-26-2403, 1995-32-3201, 1996-1-4, 1996-11-1015, 1996-26-3035, 1997-3-355, 1997-26-2955, 1998-1-6, 1999-14-1663, 1999-49-5903.
  • Налоговый кодекс РФ. Часть вторая (117-фз от 5 августа 2000). Глава 23. Налог на доходы физических лиц Изменен федеральными законами: 166-фз от 29 декабря 2001; 71-фз от 30 мая 2001; 110-фз от 6 августа 2001. Опубликован: СЗ 2000-32-3340, 2001-1-18, 2001-23-2289

    Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)

    Внесенными изменениями в ст. 213 НК РФ Федеральным Законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ вводится в действие с 1 января 2003 г. и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2004 г. следующий порядок определения налоговой базы при котором в налоговой базе не учитываются:

    — суммы пенсионных (страховых) взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам пенсионного страхования, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий;

    — суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам пенсионного страхования, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий.

    Вместе с тем, с 1 января 2004 г. подлежат налогообложению у физических лиц суммы денежных выплат, осуществляемым по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам пенсионного страхования, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий (при досрочном расторжении договоров), за исключением выплат пенсий при наступлении пенсионных оснований.

    Налоговая база устанавливается отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

    Налоговая база доходов для обложения налогом по ставке 13% определяется как сумма этих доходов в денежном выражении, уменьшенная на стандартные, социальные, имущественные, профессиональные вычеты.

    Налоговая база доходов, подлежащая обложению по ставкам 6%, 30% и 35% на указанные вычеты не уменьшается.

    Самой подвижной частью подоходного налога является ставка. Она служит эффективным средством осуществления фискальной политики государства: изменяя её, правительство может, не изменяя всего закона, маневрировать налоговыми поступлениями. В подоходном обложении можно выделить следующие группы ставок:

    I группа — по способу исчисления суммы налога: пропорциональные, прогрессивные, регрессивные;

    II группа — по экономическому характеру: нормативные, средние, реальные.

    Большинство стран применяют прогрессивное подоходное налогообложение. Регрессия — скорее исключение, чем правило. Она используется как временная стимулирующая мера для сверхвысоких доходов (США). Пропорциональные ставки встречаются при дифференцированном обложении отдельных видов доходов («материальная выгода», доходы нерезидентов), а также в каждом разряде единой шкалы ставок.

    За годы существования подоходного налога с физических лиц в РФ ставки налога, особенно в последние годы, достаточно часто менялись, иногда каждый год. Но эти изменения носили скорее косметический, нежели капитальный характер, поскольку, как правило, менялись верхняя, высшая ставка и размер облагаемого по той или иной ставке совокупного годового дохода, что было связано с инфляционными процессами. Ставки подоходного налога, действовавшие в РФ за период с 01.01.92 г. по 31.12.00 г. представлены в таблице 2.

    Ставки подоходного налога за период с 01.01.92 г. по 31.12.00 г.

    Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

    Ставки налога

    Введен с 1 января 1992 г. Законом от 16.07.92 № 3317-1

    12% с суммы облагаемого дохода

    от 200 001 до 400 000 руб.

    24 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 200 000 руб.

    от 400 001 до 600 000 руб.

    64 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 400 000 руб.

    от 600 001 руб. и выше

    124 000 руб. + 40% с суммы, превышающей 600 000 руб.

    Введен с 1 января 1993 г. Законом от 03.03.93 г. № 4618-1

    до 1 000 000 руб.

    12% с суммы облагаемого дохода

    от 1 000 001 до 2 000 000 руб.

    120 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 1 000 000 руб.

    от 2 000 001 руб. и выше

    320 000 руб. + 30% от суммы, превышающей 2 000 000 руб.

    Введен с 1 января 1994 г. Законом от 23.12.94 г. № 74-ФЗ

    до 10 000 000 руб.

    от 10 000 001 до 50 000 000 руб.

    1 200 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 10 000 000 руб.

    от 50 000 001 руб. и выше

    9 200 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 50 000 000 руб.

    Введен с 1 января 1996 г. Законом от 05.03.96 г. № 22-ФЗ

    до 12 000 000 руб.

    от 12 000 001 до 24 000 000 руб.

    1 440 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 12 000 000 руб.

    от 24 000 001 до 36 000 000 руб.

    3 840 000 руб. + 25% с суммы, превышающей 24 000 000 руб.

    от 36 000 001 до 48 000 000 руб.

    6 840 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 36 000 000 руб.

    от 48 000 001 руб. и выше

    10 440 000 руб. + 35% с суммы, превышающей 48 000 000 руб.

    Введен с 1 января 1998 г. Законом от 31.12.1997 г. № 150-ФЗ

    от 20 001 до 40 000 руб.

    2 400 руб. + 15% с суммы, превышающей 20000 руб.

    от 40 001 до 60 000 руб.

    5 400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40 000 руб.

    от 60 001 до 80 000 руб.

    9 400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60 000 руб.

    от 80 001 до 100 000 руб.

    14 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 80 000 руб.

    свыше 100 000 руб.

    20 400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100 000 руб.

    Введен с 1 января 1998 г. Законом от 31.12.97 г. № 159-ФЗ

    Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

    Ставка налога в федеральный бюджет

    Ставка налога в бюджет субъектов Российской Федерации

    от 30 001 руб. до 60 000 руб.

    2 700 руб. + 12% с суммы, превышающей 30 000 руб.

    от 60 001 до 90 000 руб.

    6 300 руб. + 17% с суммы, превышающей 60 000 руб.

    от 90 001 до 150 000 руб.

    11 400 руб. + 22% с суммы, превышающей 90 000 руб.

    от 150 001 до 300 000 руб.

    24 600 руб. + 32% с суммы, превышающей 150 000 руб.

    от 300 001 и выше

    72 600 руб. + 42% с суммы, превышающей 300 000 руб.

    Введен с 1 января 2000 г. Законом от 25.11.99 г. № 207-ФЗ

    от 50 001 руб. до 150 000 руб.

    6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000

    от 150 001 руб. и выше

    26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000

    Частое изменение шкалы ставок первоначально происходило по причине инфляции, которая особенно стремительно в первые годы экономической реформы, вызывала необходимость постоянно пересматривать суммы дохода, с которых налог удерживается по соответствующим ставкам. Так, только в течение 1992 года максимальная сумма дохода, с которой налог удерживается по ставке 12%, поменялась с 42 000 руб. до 200 000 руб.

    Как видно, начиная с 1999 года, 3% подоходного налога направляется в федеральный бюджет. Дифференцированная ставка действует в отношении бюджетов субъектов Российской Федерации. Серьезные дискуссии, даже после принятия изменений в законодательном порядке, вызвала последняя ставка налога. По мнению большинства экономистов, ставка 45% с личных доходов чрезмерно высока. Нецелесообразна она и с фискальной точки зрения, так как будет подталкивать к различным ухищрениям по укрытию сверхвысоких доходов от налогообложения.

    Это понимали и сами законодатели и, на 1999 год эта максимальная ставка не распространялась, а должна была вступить только в 2000 году. Но этого не произошло, так как на 2000 год была принята новая шкала ставок и максимальная ставка налога составила 30%.

    Налог с доходов физических лиц, безусловно, должен реализовать свою распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, т.к. не учитывает наличие у определенного контингента граждан крупных доходов и не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. По данным Госкомстата России в 2000 г. почти половина денежных доходов населения концентрировалась у группы населения с наиболее высокими доходами. Резкое снижение ставки подоходного налога для этой группы населения еще более усиливает расслоение населения по уровню обеспеченности.

    Единая пониженная ставка налога введена с целью ликвидации стимулов укрывательства от налогообложения огромных денежных доходов наиболее богатой части общества. Но нельзя забывать, что сокрытие фонда оплаты труда происходило и происходит не столько из-за высоких ставок обложения налогом с доходов, сколько в связи с действовавшими до принятия Налогового кодекса критическими ставками отчислений в социальные фонды. Общеизвестно, что к моменту принятия Налогового кодекса примерно 95% всех сумм подоходного налога уплачивалось путем удержания из доходов налогоплательщиков налоговыми агентами и только около 5% подоходного налога поступало по итоговым декларациям, сдававшимися налогоплательщиками в налоговые органы по завершению налогового года.

    Ставки налога на доходы физических лиц, действующие с 1 января 2001 года, представлены в таблице 3.

    Ставки налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

    Подоходный налог в 1994 году

    ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ

    ПИСЬМО
    от 27.12.1994 г. N 10-214/10-5353

    О перерасчетах подоходного налога с совокупного
    дохода граждан за 1994 год

    Во исполнение статьи 9 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 «О подоходном налоге с граждан» все предприятия, учреждения и организации по окончании года — до 1 февраля следующего за отчетным года, должны провести перерасчет подоходного налога с совокупных сумм годовых налогооблагаемых доходов, выплачиваемых работникам по месту их основной работы.

    В связи с тем, что на протяжении 1994 года два раза изменялся необлагаемый налогом минимум доходов граждан и шкала ставок налога, Главная государственная налоговая инспекция Украины уведомляет, что при проведении перерасчетов подоходного налога по совокупному годовому доходу граждан за 1994 год расчеты следует проводить исходя из 2-х периодов действия соответствующих размеров необлагаемых налогом минимумов доходов: 1-й период — январь-сентябрь (120 000 крб. необлагаемый налогом минимум), 2-й период — октябрь-декабрь (780 000 крб. необлагаемый налогом минимум).

    Исчисление подоходного налога проводится после исключения из суммы начисленного совокупного дохода за соответствующий период суммы льгот, предусмотренных статьей 6 Декрета. При этом необходимо принять во внимание, что при предоставлении льгот следует руководствоваться письмом ГГНИ Украины от 15.11.94 г. N 10-214/10-4691. После исключения из совокупного дохода положенных льгот остается сумма совокупного налогооблагаемого дохода соответствующего периода. Из этого дохода по соответствующей шкале периода исчисляется подоходный налог.

    С целью упрощения и ускорения проведения годовых перерасчетов подоходного налога с совокупного годового дохода Главная государственная налоговая инспекция Украины рекомендует использовать таблицы (алгоритмы) исчисления подоходного налога (приложение N 3 к этому письму), которые приспособлены к 2-м периодам действия разных размеров необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. При их применении следует принимать во внимание, что в таблице алгоритмов не облагаемый налогом минимум не заложен.

    Например, гражданин в первом периоде 1994 года (январь-сентябрь) работал 3 месяца — январь, февраль, март и получил совокупный доход 3 500 000 крб. Этот плательщик имеет 2-х детей до 16 лет. С его совокупного дохода за весь период исключается 3 240 000 крб.= (/120 000 х 18 льготы на детей/ + /120 000 х 9 — уменьшение на работника/). Облагаемый налогом доход 1-го периода составляет 260 000 крб. = (3 500 000 3 240 000). Подоходный налог с этого дохода равняется 26 000 карбованцев.

    Необлагаемая налогом сумма материальной помощи, включая вещевые призы и подарки, в 1994 году составляет 3 420 000 крб. ( 120 000 х 9 + 780 000 х 3). При проведении годовых перерасчетов суммы, превышающие это значение, подлежат налогообложению в составе совокупного облагаемого налогом дохода того периода, в котором оно имело место.

    Результаты проведенных перерасчетов предприятия, учреждения, организации оформляют справкой формы N 3 (приложение N 1), которая является документом бухгалтерского учета и хранится на предприятии. Справка ф.N3 выдается гражданам по их требованию, а также налоговым инспекциям по их официальным письменным запросам. Вместе с тем предприятия, учреждения, организации до 15 февраля должны закончить проведение годовых перерасчетов налога и в месячный срок уведомить об этом налоговые инспекции с указанием окончательных результатов перерасчетов.

    После окончания календарного года граждане, получавшие доходы не только по месту основной работы, как это предусмотрено статьей 12 Декрета «О подоходном налоге с граждан», должны до 1 марта 1995 года представить в налоговую инспекцию по месту проживания декларацию о совокупном доходе, полученном в 1995 году. Перерасчеты налога с годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан налоговые инспекции проводят на протяжении двух месяцев со дня получения декларации.

    Граждане — субъекты предпринимательской деятельности, как те, которые имеют, так и те, которые не имеют основного места работы, представляют декларации (в том числе декларацию о сумме годового дохода) в сроки, предусмотренные п. 4 ст. 14 Декрета. Исчисление подоходного налога проводится налоговыми инспекциями в 15-дневный срок со дня получения деклараций от предпринимателей. Окончательный годовой расчет осуществляется по форме, приведенной в приложении N 2 к этому письму.

    По результатам перерасчетов подоходного налога с совокупного годового дохода за календарный год сумма переплаты налога подлежит возврату плательщику:

    — предприятиями, учреждениями, организациями — по доходам, полученным только по месту основной работы граждан;

    — финансовыми органами — по представлению Государственных налоговых инспекций по месту проживания граждан, — по доходам, полученным из различных источников, при наличии деклараций.

    Сумма переплаты подоходного налога подлежит возврату плательщику не позднее месяца после проведения расчетов или по его письменному заявлению зачисляется в счет будущих платежей.

    Доначисленные суммы подоходного налога подлежат уплате плательщиками в сроки, указанные в платежных уведомлениях, которые должны быть направлены (вручены) плательщику не менее чем за 15 дней до окончания срока уплаты.

    Сообщая вышеуказанное, Главная государственная налоговая инспекция Украины просит довести содержание этого письма до подведомственных налоговых инспекций, а также предприятий, учреждений и организаций и через средства массовой информации — до плательщиков налогов, и установить контроль за его выполнением. Заместитель министра финансов, начальник Главной государственной налоговой инспекции Украины В.Н.Ильин

    Приложение N 3
    к письму ГГНИ Украины
    от 27.12.94 г. N 10-214/10-5353

    Шкала ставок I периода
    (январь-сентябрь 1994 года)

    Шкала ставок II периода
    (январь-сентябрь 1994 года)

    Примечания: «Д» — сумма совокупного дохода, начисленного в периоде, уменьшенного на размер необлагаемого налогом минимума за каждый месяц, в котором был получен доход, вычетов на детей в возрасте до 16 лет и вычетов 5, 10 и 15 необлагаемых налогом минимумов.

    Приложение N 1
    к письму ГГНИ Украины
    от 27.12.94 г. N 10-214/10-5353

    Штамп предприятия
    (учреждения, организации)
    от ______ N _____________

    Выдана _______________________________________________________________________________________________________________(фамилия, имя, отчество)

    в том, что ему (ей) в 1994 году в ______________ месяцах начислено

    _______________ крб. дохода (зачеркнуть месяцы, в которых доход не начислялся): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12), в том числе по периодам.

    М. П. Главный бухгалтер ________________________________

    Приложение N 2
    к письму ГГНИ Украины
    от 27.12.94 г. N 10-214/10-5353

    «Утверждаю»
    Начальник Государственной налоговой
    инспекции по ______________________
    району (городу)
    ___________________________________
    (подпись)
    «______» ________________ 1995 года

    Окончательный расчет
    подоходного налога, акцизного сбора и налога
    на добавленную стоимость за 1994 год с доходов
    граждан-субъектов предпринимательской деятельности
    _________________________________________________
    (Ф.И.О.)
    _________________________________________________
    (N свидетельства, патента)

    Адрес постоянного места проживания ______________________________

    Место основной работы __________________________________________

    Наличие льгот по налогу __________________________________________

    Записано на личных

    счетах: акциз N _______, ПДВ N _____________, п/н N _______________

    Расчет составил Расчет проверил

    «___» ________ 1995 г. «___» ________ 1995 г.

    Подоходный налог в 1994 году

    &nbspПодоходный налог

    Первое апреля объявлено днем налогоплательщика
    Не забудьте подать декларацию о доходах
    Вчера налоговая служба провела специальный брифинг, посвященный декларированию доходов граждан. Всех, кто должен, но не подаст до 1 апреля декларацию о своих доходах, ждут суровые санкции. Сведений же о наших доходах у налоговой службы более чем достаточно, «дай бог их все обработать», сообщил начальник управления методологии налогообложения физических лиц Макс Сокол.

    Куда подавать налоговую декларацию
    Сначала — о главном: как и где декларацию можно подать.
    Налоговые декларации надо подавать в территориальную налоговую инспекцию по месту жительства. Иностранцам и лицам без определенного места жительства (в просторечье именуемым бомжами) следует обращаться в головные, центральные инспекции (в Москве, например, это городская инспекция на Ильинке, 13).
    Инспекции должны принимать налоговые декларации граждан без ограничений в течение всего рабочего дня. Как сообщил Макс Сокол, в этом году инспекции будут работать даже в субботу. Безобразия типа приема граждан дважды в неделю и в строго ограниченные часы прекратятся (не так давно такой порядок действовал в некоторых московских инспекциях). Соответствующая телеграмма с предупреждением о недопустимости каких-либо временных ограничений при приеме деклараций уже направлена в налоговые инспекции, отметил г-н Сокол. За неподачу декларации или подачу с опозданием (после 31 марта) предусмотрен штраф — 10% от суммы подоходного налога, который впоследствии будет начислен.
    От себя добавим, что необязательно тратить время на очереди в инспекции. Можно декларацию в налоговую инспекцию лично не сдавать, а доверить ее доставку почте, отправив отчет о ваших доходах заказным письмом.
    Для тех, кто все же предпочитает лично пообщаться с инспектором, сообщаем, что все российские налоговые инспекции работают обычно с 9 до 18 часов (с перерывом на обед). Некоторые отличия в рабочем графике существуют только в северных регионах.
    Кстати, весьма важно: по закону каждый из нас должен вести учет всех полученных им за год сумм. Так что ссылки на то, что бухгалтерия родного предприятия не выдала вам справку о доходах, инспектора не разжалобят. Более того, инспектор может попросить вас предъявить журнал учета доходов. И, если соответствующего гроссбуха у вас нет, ждите соответствующих санкций — налоговый инспектор сам вправе заполнить этот журнал по результатам собственного обследования.

    Кто собирает и кто платит подоходный налог
    Как сообщил Макс Сокол, в настоящее время в России 35 тысяч налоговых инспекторов (всего в России 170 тысяч налоговиков), контролирующих уплату гражданами различных налогов — не только подоходного, но и налога на имущество, на наследство, дарения и т. п.
    Но подоходный налог, по признанию Макса Сокола, — «самый щепетильный вопрос».
    В настоящее время в России подоходный налог платят 80 млн человек, из них 75 млн — «у источника» (через предприятия, на которых они работают или подрабатывают) и 5 млн человек — самостоятельно, через налоговую инспекцию.
    Всего в прошлом году в российский бюджет поступило 57 трлн рублей подоходного налога, что составляет 13% всех бюджетных поступлений. Из них 2,4 трлн рублей — от тех, кто декларирует свои доходы самостоятельно. Подоходный налог в итоге занял третье место в доходной части бюджета после налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
    В январе 1997 года подоходный налог составил уже 16% от общего числа поступлений. К примеру, во Франции эта статья составляет 17%, в ФРГ — 40%, а в США — 45%. Так что, отметил Макс Сокол, чем богаче население, тем больше страна получает подоходного налога.

    Подоходный налог двести лет спустя
    Вообще пионером подоходного налогообложения была Англия. В 1798 году там был введен утроенный налог на роскошь. Взимался он по внешним наблюдениям. Поводом могли послужить, например, покупка замка, наем дополнительной мужской прислуги или покупка новой кареты. Налог просуществовал 18 лет. Повторно к идее обложения доходов в Англии обратились только в 1842 году. С тех пор подоходное налогообложение действует в Туманном Альбионе. Все прочие европейские страны стали применять его значительно позже, только в начале XX века. До этого момента доходы граждан учитывались косвенно и принимались в расчет при уплате других налогов. Эта методика была весьма несправедлива, поскольку не учитывала различий между богатыми и бедными, и зачастую страдали как раз малообеспеченные слои населения. Усилившиеся в XIX веке революционные настроения сыграли свою роль, и подоходный налог был введен практически повсеместно.

    Подоходный налог в России
    В России первый сбор, чем-то напоминавший подоходный налог, был введен в 1812 году. Назывался он «прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества».
    Первый закон о подоходном налоге в нынешнем его понимании был принят в России 6 апреля 1916 года.
    После 1917 года системы обложения доходов советских граждан несколько раз менялись. В первые годы советской власти использовался, к примеру, такой экстремистский подход: Совет народных комиссаров 27 марта 1919 года принял декрет, согласно которому в пользу государства полностью изымались доходы свыше определенного уровня. Вся территория государства была поделена на зоны, в которых действовали различные минимумы — от 3 до 6 тысяч рублей. Градация зависела от стоимости жизни и уровня доходов населения.
    С 1992 года облагаться налогом стал не месячный доход граждан (как это было на протяжении нескольких десятков лет до этого), а годовой, суммарный доход. Ставки подоходного налога прогрессивны и индексируются с учетом инфляции. Новый закон 1991 года «О подоходном налоге», действующий и сейчас, предусматривает большое количество льгот и вычетов (более 60). В 1992 году действовали крайне высокие прогрессивные ставки налога (по минимальной 12-процентной ставке облагались доходы до 42 тыс. рублей, по максимальной 60-процентной — свыше 420 тыс. рублей). Спустя полгода верхняя ставка подоходного налога снизилась до 40%, в 1994 году — до 30%. С 1996 года максимум опять поднялся до 35% (по доходам свыше 48 млн рублей в год). Такой порядок налогообложения доходов действует и ныне.

    Декларация как метод контроля доходов
    Впервые в послереволюционное время декларирование доходов в России было введено в 1993 году (по доходам, полученным в 1992 году). Тогда в налоговую службу поступило 860 тысяч деклараций. В прошлом году деклараций было уже в три с половиной раза больше — свыше 2,8 миллионов. Тем не менее, по оценкам налоговой службы, это не более половины всех налогоплательщиков, которые должны подавать декларацию. Макс Сокол считает, что в 1997 году декларацию о доходах подадут уже 5 млн человек.
    Четыре года назад к 1 апреля 1993 года из 860 тысяч подавших декларации добровольно и вовремя заявили о своих доходах только 50% граждан. Остальные отчитались лишь после напоминания налоговой инспекции. В прошлом году из 2,8 миллионов человек, сдавших декларацию, сознательными оказались уже 2,2 млн граждан (78,6%). Однако 0,6 млн плательщиков (21,4%) по-прежнему сообщили об имеющихся доходах лишь в принудительном порядке.

    Проверки
    В настоящее время проверяется не более четверти поданных деклараций (20-25%). Макс Сокол рассказал, что для того, чтобы поднять сознательность граждан и заставить их добровольно декларировать доходы, налоговая служба регулярно совместно с налоговой полицией и МВД проводит спецрейды «в местах массовой торговли». Цель этих вылазок — выявлять тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, получает доходы, но не декларирует их. «Мы не охотимся на бабушек, которые торгуют с рук, — отметил г-н Сокол. — Мы ищем тех, кто стоит за их спинами, оптовиков». В 1996 году инспекции выявили 230 тыс. таких граждан. Это очень трудоемкая работа, и эффективность ее довольно низка.
    Более 60% налоговых деклараций сейчас подаются с ошибками и неточностями. Как правило, такие декларации инспекции передают в налоговую полицию для дальнейшего разбирательства и определения причин несоответствия — описка это, неточность, незнание закона или умышленное сокрытие доходов. В 1996 году налоговая полиция возбудила более 1000 дел по подобным сигналам инспекторов.
    Макс Сокол назвал несколько источников, пользуясь которыми налоговая инспекция имеет возможность выявлять несоответствия в декларациях граждан. Прежде всего это справки о выплаченных доходах, поступающие от предприятий, — кому, когда и сколько выплачено. Затем это сведения банков — они информируют инспекции об операциях граждан на суммы свыше $10 тысяч (правда, многие банки либо разбивают суммы, либо попросту игнорируют это предписание). Сведения также поступают в инспекцию из милиции, ФСБ и от нотариусов. Приходит информация и из-за рубежа, правда, как признал г-н Сокол, реже, чем хотелось бы. Очень много сведений о налогоплательщиках поступает, например, от соседей по дому. Так что информации более чем достаточно, «дай бог, чтобы мы могли ее обработать».