Оглавление:
4. Лечебно-охранительный режим отделения.
Лечебно-охранительный режим в ЛПУ предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, нравственного и психического покоя, уверенности пациентов в быстрейшем и полном выздоровлении.
Для организации работы по обеспечению должного лечебно-охранительного режима в ЛПУ разработаны «Инструктивно-методические указания по организации лечебно-охранительного режима в ЛПУ», утвержденные приказом МЗ СССР от 16.11.87г № 1204 «О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях». Этот документ сохраняет свою актуальность и в настоящее время.
В нашем ЛПУ разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих соблюдение сестринским персоналом лечебно-охранительного режима. Важнейшим элементом этого комплекса является обучение.
Со всем сестринским персоналом регулярно проводятся занятия, на которых рассматриваются: принципы этики и деонтологии, правила общения медицинских сестер с пациентами и их родственниками, с коллегами по работе, соблюдение «Внутреннего распорядка для пациентов; правила поведения медицинских сестер при выполнении своих функциональных обязанностей; соблюдение формы одежды; работа с документацией, сохранение медицинской тайны и другое.
Занятия в отделениях организуют и проводят старшие медицинские сестры, что позволяет добиться максимального приближения изучаемых вопросов к конкретным условиям работы. Для вновь принимаемых на работу медицинских сестер проводится инструктаж по вопросам лечебно-охранительного режима.
Общебольничные конференции проводятся ежемесячно по разработанному плану под руководством главной медицинской сестры.
Вопросам лечебно-охранительного режима обязательно обучают санитарок, буфетчиц, уборщиц и других младших медицинских работников. Таким образом, благодаря обучению и воспитательной работе со средними и младшими медицинскими работниками, как лечебных, так и вспомогательных, диагностических и лечебных служб удается обеспечить единство требований к персоналу по соблюдению лечебно-охранительного режима, всюду, где пациент встречается с персоналом.
Требования лечебно-охранительного режима распространяются не только на медицинский персонал, но и на пациентов, которые должны выполнять распорядок дня и другие требования по их пребыванию и в стационаре, и в поликлинике.
В стационаре на стендах отражены все права и обязанности пациентов.
К важным элементам лечебно-охранительного режима относится и создание уюта в ЛПУ, эстетическое оформление холлов, коридоров, столовых, комнат отдыха и особенно палат. Оформление помещений не должно вызывать у пациентов уныние, чувства тревоги, но и в то же время, обязано соответствовать требованиям сан-эпид.режима.
Контроль за выполнением лечебно-охранительного режима осуществляется в три этапа:
— первым этапом контроля является работа палатных медицинских сестер, сестер приемного отделения, участковых медицинских сестер;
— второй этап — контроль, осуществляемый старшими медицинскими сестрами подразделений;
— третий этап — контроль, осуществляемый главной медицинской сестрой и членами Совета сестер.
Главная медицинская сестра делает обходы отделений, проводит беседы со старшими медицинскими сестрами с пациентами и их родственниками, с врачами и заведующими отделениями.
Очень важным моментом является разбор жалоб пациентов.
Большое значение имеют рейды в выходные и праздничные дни по Совету сестер, осуществляемые старшими мед. сестрами.
Безусловно, контролирующие функции осуществляются и руководителями ЛПУ: заместителем главного врача по лечебной работе, заместителем главного врача по амбулаторно-поликлинической работе, заведующими отделениями.
Работа по обеспечению лечебно-охранительного режима осуществляется совместно.
Главная медицинская сестра В.Н. Веденина.
Приказ 1204 о лечебно-охранительном режиме
Дата публикации : 04 марта 2015, 40:07:61
Оценка : 0
Приказ 1204 о лечебно-охранительном режиме
Информация о файле:
Добавлен: 04.03.2015
Скачали: 169
Рейтинг: 163 из 1469
Скорость загрузки: 30 Mbit/s
Файлов в категории: 187
Создание и поддержание лечебно-охранительного режима в медицинской 1204 “О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях” и Приказ действует до сих пори, несмотря на отсутствие в нем
Тэги: о лечебно-охранительном 1204 режиме приказ
Недавние поисковые запросы:
правоустанавливающие документы на наследство-жилье
приказ + о приеме переводом
10 янв. 2015 г. — Особенности обеспечения лечебно охранительных режимов в. приказом МЗ ссср от г 1204 «О лечебно-охранительном режиме в 9 сент. 2004 г. — Приказ от 09 сентября 2004 года № 497 руководствуясь приказом МЗ СССР N 1204 от 16.11.1987 «О лечебно-охранительном режиме 14 февр. 2013 г. — Тема: Лечебно-охранительный режим в лечебно-прафмлактических учреждениях. 3. N 1204. от 16 ноября 1987 г. Текст приказа
Приказ Минздрава СССР от 16 ноября 1987 г. N 1204 „О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях“ 3. Лечебно-охранительный режим. Приказ МЗ СССР № 1204 от 16.11.1986 г. «О лечебно-охранительном режиме лечебно-профилактическихМИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ 16 ноября 1987 г. N 1204 О ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ В N 1204 «О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактичеких учреждениях»; Приказ МЗ РФ № 330 от 12.11.1997г. «О мерах по улучшению 8 февр. 2010 г. — Лечебно-охранительный режим в ЛПУ предусматривает режима в ЛПУ», утвержденные приказом МЗ СССР от 16.11.87г № 1204 «О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях». ПРИКАЗ МЗ СССР. от 16.11.1987 г. # 1204. „О ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ. В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ“.
прекращение договора в гражданском праве, приказ 355 от 26.10.2011
Лечебно-охранительный режим в отделении
Быстрейшему выздоровлению пациента призван способствовать лечебно-охранительный режим в отделении ЛПУ — совокупность мероприятий:
- лечебных;
- профилактических;
- психологических;
- санитарно-противоэпидемических;
- этико-деонтологических.
Создать должным образом лечебно-охранительный режим в отделении — первоочередная задача всех сотрудников во главе с администрацией. Организация работы персонала должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить пациенту максимально мягкое изменение уклада его жизни.
Несмотря на обязательное соблюдение распорядка дня, больные должны чувствовать себя в отделении комфортно, знать, что о них заботятся внимательные и грамотные медицинские работники. Роль медицинской сестры в организации и соблюдении лечебно-охранительного режима в стационарном отделении очень значима. Сестринский персонал должен создать доброжелательную обстановку по отношению ко всем пациентам, соблюдая все правила этики и деонтологии .
Необходимо следить за тем, чтобы больные питались вовремя и в достаточном количестве. При необходимости медицинская сестра занимается кормлением больных. При категорическом отказе пациента от приема пищи — срочно сообщить врачу о поведении больного.
Важным является и полноценный отдых больных. Медицинская сестра обязана следить за соблюдением тишины и покоя во время тихого часа и ночного сна. Необходимо разъяснять младшему персоналу, что во время отдыха пациентов не следует производить уборку в палатах.
Двигательную активность пациентов также предусматривает лечебно-охранительный режим в отделении в зависимости от профиля. Если пациенту нужно ограничить движения (например, при инфаркте миокарда, гипертоническом кризе), медицинская сестра и младший персонал следят за выполнением больным постельного режима, помогают ему осуществить необходимые потребности. При назначении врачом пациенту лечебной физкультуры медицинская сестра обеспечивает своевременное посещение инструктора по ЛФК.
Беседы с пациентом — часть лечебно-охранительного режима. Медицинские сестры должны вселять уверенность пациента в выздоровлении, подбадривать его, отмечать успехи. При этом важна искренность и доброжелательность.
Сам за себя лечебно-охранительный режим в отделении говорит о существующем распорядке дня, с которым пациента знакомят еще в приемном покое.
Приказ Минздрава СССР от 16.11.1987 г. № 1204
О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях
Купить Приказ Минздрава СССР от 16.11.1987 г. — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ N 1204 «О ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
1 ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ N 1204 «О ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ» О ЛЕЧЕБНО — ОХРАНИТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ В ЛЕЧЕБНО — ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ За годы XI пятилетки в стране укреплялась материально — техническая база лечебно — профилактических учреждений. Вводились в строй новые, отвечающие современным требованиям, больницы и поликлиники, улучшалось оснащение их новейшей аппаратурой и оборудованием. Постоянно велись поиски наиболее рациональных форм работы лечебно — профилактических учреждений по обеспечению в них полноценного лечения больных, соблюдению лечебно — охранительного режима. В целях создания оптимального лечебно — охранительного режима уделялось внимание эстетическому оформлению помещений и территорий больниц и поликлиник, повышению культуры медицинского персонала. В детских стационарах для создания благоприятной психологической обстановки и обеспечения рационального ухода за больными детьми были введены должности воспитателей и расширились показания к госпитализации матерей. Однако, за последние годы уровень и качество медицинской помощи, профилактических мероприятий перестали удовлетворять потребности общества на современном этапе его развития. Во многих медицинских учреждениях ослаблено внимание к воспитательной работе среди медицинского персонала по вопросам этики, деонтологии и лечебно — охранительного режима. Медицинские работники забыли, что слово — могучий лечебный фактор и в ряде случаев неправильно высказанное слово пациенту, родственникам ранит их, вызывает потерю доверия и авторитета к медицинским работникам, порождает ятрогению, и все это — надолго задерживает выздоровление. В целях улучшения и совершенствования лечебно — охранительного режима в лечебно — профилактических учреждениях, УТВЕРЖДАЮ: 1. Инструктивно — методические указания об организации лечебно — охранительного режима в лечебно — профилактических учреждениях страны (Приложение N 1). 2. Положение о воспитателе детского отделения больницы (Приложение N 2). ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, Президенту Академии медицинских наук, заведующим областными (краевыми) отделами здравоохранения, начальникам главных управлений, управлений здравоохранения 1.1. Принять к руководству и исполнению «Инструктивно — методические указания об организации лечебно — охранительного режима в лечебно — профилактических учреждениях» (Приложение N 1) Обеспечить в лечебно — профилактических учреждениях проведение комплексных мер по улучшению лечебно — охранительного режима, охране здоровья госпитализированных больных, особенно детей В каждом лечебно — профилактическом учреждении внести в правила внутреннего распорядка специальный раздел по обеспечению лечебно — охранительного режима.
2 1.4. На каждом рабочем месте сотрудников больниц и поликлиник разработать конкретные функциональные обязанности и меры по обеспечению лечебно — охранительного режима в каждом кабинете, палате, отделении и т.д Обязать руководителей лечебно — профилактических учреждений: — обеспечить выполнение и взять под особый контроль лечебно — охранительный режим учреждений; — проводить с каждым сотрудником, поступающим на работу, наряду с вводным инструктажем по охране труда и технике безопасности, занятия по лечебно — охранительному режиму; — включать в план повышения квалификации сотрудников лечебно — профилактических учреждений вопросы ухода за больными, особенно детьми, роли медицинского персонала в соблюдении лечебно — охранительного режима, их взаимоотношения с больными и их родственниками Обязать руководителей научно — исследовательских и медицинских институтов совместно с главными врачами больниц, являющихся клиническими базами институтов, обеспечить участие сотрудников кафедр в организации лечебно — охранительного режима, проведении воспитательной работы с больными детьми и матерями, госпитализированными по уходу за больным ребенком Систематически заслушивать на коллегиях и медицинских советах вопросы организации лечебно — охранительного режима в органах и учреждениях здравоохранения и принимать строгие меры к медицинским учреждениям, не соответствующим требованиям лечебно — охранительного режима. 2. Разрешается размножить данный приказ в необходимом количестве экземпляров и довести до сведения каждого медицинского учреждения. 3. Контроль за выполнением данного приказа возложить на заместителей Министра здравоохранения СССР тт. Москвичева А.М. и Баранова А.А. Министр здравоохранения СССР Е.И.ЧАЗОВ
3 Приложение N 1 к приказу Минздрава СССР от 16 ноября 1987 г. N 1204 ИНСТРУКТИВНО — МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО — ОХРАНИТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ЛЕЧЕБНО — ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СТРАНЫ 1. Лечебно — охранительный режим в лечебно — профилактических учреждениях предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, нравственного и психического покоя, уверенности больных в быстрейшем и полном выздоровлении. 2. Должностной обязанностью всего медицинского персонала лечебно — профилактических учреждений является правильная организация и непременное соблюдение лечебно — охранительного режима, либо уровень и качество лечебно — охранительного процесса в значительной мере определяется не только профессиональными знаниями и навыками медицинского персонала и степени технической оснащенности учреждений, но и культурой медицинского персонала, этическим воспитанием, доброжелательным его взаимоотношением с больными, особенно с детьми и их родителями, а также с коллегами по работе. 3. Медицинский персонал обязан внимательно и чутко относиться к больным, не допускать неуместные разговоры в присутствии больных, шума в больничных коридорах и т.д. Четко соблюдать распорядок дня в отделениях и в поликлиниках. 4. Медицинский персонал обязан всегда находить пути к дружескому контакту с матерью ребенка, не допускать небрежность и бестактность в обращении с нею. 5. Руководители лечебно — профилактических учреждений должны постоянно осуществлять работу с коллективом по воспитанию высоких моральных качеств, соблюдению медицинской этики и деонтологии, проводить работу над каждым словом и действием врача, медицинской сестры, санитарки и всего обслуживающего персонала. Своевременно разъяснять допущенные ошибки и их последствия. 6. Необходимо учитывать, что лечебный процесс в больницах начинается уже в приемном отделении и организация его работы, определенным образом, сказывается на дальнейшем ходе лечения. Поэтому обстановка, с которой впервые сталкивается больной — чистота и уют в помещении, отношение, поведение и внешний вид персонала и т.п., должны поддерживать в больном уверенность в том, что именно в больнице он быстро восстановит свое здоровье. Для работы в приемном отделении необходимо выделить соответствующим образом воспитанный и подготовленный персонал. Особое внимание должно быть уделено оборудованию и оснащению этого отделения, устранению всех отрицательных раздражающих факторов. В детских больницах интерьер приемных отделений должен быть наиболее подходящим для больного ребенка: окраска стен в мягкие пастельные тона, эстампы, цветы, полки и шкафы для рисунков и книг, цветные картинки располагают ребенка к новой обстановке. Четкость работы — обязательное требование для приемного отделения. В нем все должно делаться быстро, но в тоже время без лишней спешки и суеты; не в ущерб интересам больного. В присутствии больного персонал приемного отделения ни в коем случае не должен вступать в пререкания с лицами, доставившими его и, несмотря на все трудности (отсутствие свободных мест, одновременное поступление нескольких больных), каждый больной должен быть встречен внимательно и приветливо. Все недоразумения, связанные с направлением больного, выясняются не в его присутствии. При приеме детей персонал не должен проявлять торопливость и резкость в обращении. С детьми следует разговаривать спокойно, ласково.
4 Здесь же, в приемном отделении, необходимо узнать ласкательное имя ребенка, его основные привычки. По пути в отделение ребенку следует рассказать о том, что его ждут другие дети, что он будет играть, рисовать, читать книги, строить. Смена дежурств персонала приемных отделений должна производиться в часы наименьшего поступления больных и ни в коем случае не нарушать установленного порядка приема. Особое значение в первые часы поступления больного приобретает внимательное отношение, вдумчивый подход к оценке соматического и психического состояния. Сдержанность и внешнее спокойствие медицинского персонала оказывают положительное воздействие на чрезмерные эмоции родителей больного ребенка. Неосторожно сказанная фраза может нанести больному непоправимый вред и значительно снизить эффективность всех проводимых в дальнейшем лечебных мероприятий. При поступлении тяжелых детей медицинский персонал не должен проявлять растерянность, обсуждать тяжесть его состояния, задерживать оказание медицинской помощи. Нельзя поручать прием больного младшему медицинскому персоналу. Каждого поступающего больного должна встретить медицинская сестра, она же готовит его к врачебному осмотру. Младший персонал выполняет только отдельные поручения — переносит, укладывает больного и т.д. Опрос больного и сбор сведений для заполнения медицинской карты стационарного больного производится исключительно врачом, им же определяются способы санобработки и транспортировки больного в отделение, которое осуществляются под наблюдением и при непосредственном участии среднего медицинского персонала. 7. Создание максимального покоя для больных является одной из первоочередных задач. Недопустимо обращаться ко всем пациентам на «ты» и вместо имени, отчества или фамилии говорить «больной» и «больная». Такое обезличенное, невежливое обращение и, наоборот, излишняя фамильярность не могут способствовать установлению контакта между персоналом и больным, не создают обстановки взаимного доверия и уважения. В обращении друг с другом персонал также должен быть взаимно вежлив и тактичен. 8. Большое значение имеет правильное размещение больных по палатам, с учетом не только характера заболевания, но и возраста и других особенностей больного. 9. В целях исключения из жизни больницы всех моментов, нарушающих тишину и покой, весь медицинский и обслуживающий персонал в палатах и коридорах должен говорить тихо, вполголоса и только о том, что имеет непосредственное отношение к работе. В каждом палатном отделении необходимо специальное ночное освещение, которое бы обеспечило выполнение медицинского назначения больному без нарушения покоя остальных больных в палате. Весь распорядок работы отделения должен быть построен с учетом интересов больного, с учетом максимального продления часов сна и отдыха. Грубейшей ошибкой являются факты выполнения врачебных назначений, манипуляций во время дневного отдыха ребенка. Основную уборку помещения рекомендуется проводить в часы бодрствования больных, причем необходимо обучить персонал производить эту работу без шума. 10. Несомненно, что добиться тишины в отделении можно только в том случае, если сами больные поймут ее необходимость и будут сознательно относиться к установленному распорядку дня. Для этого с каждым больным, поступившим в стационар, лечащий врач должен провести беседу о необходимости оберегать не только свой покой, но и покой других больных. 11. Организации обходов необходимо уделять особое внимание. Заведующие отделениями, консультанты, заведующие кафедрами и их сотрудники в палате производят только тщательный осмотр больного, при этом докладывающий врач излагает историю болезни в такой форме, которая не может внушить больному опасения за неблагоприятный исход своего заболевания.
5 Разбор и обмен мнениями производится вне палаты, не в присутствии больного. В отдельных случаях может быть рекомендован осмотр больного в кабинете врачей с соблюдением тех же правил, как и при обходах в палатах. 12. Отсутствие подготовки больного к операции (беседа врача с больным о необходимости операции, ее сущности) и нередко имеющие место отмены операции без медицинских показаний к этому заставляют больных находиться в чрезвычайно напряженном состоянии, ухудшают их самочувствие. Особое внимание должно обращаться на обстановку в операционных и перевязочных. Одновременные перевязки и операции на двух столах могут быть допущены только в исключительных случаях. Использованные материалы необходимо немедленно убирать. Оперирующий хирург и его помощники обязаны помнить, что больной прислушивается и остро реагирует на каждое их слово и поэтому во время операции весь персонал должен особо следить за своей речью. 13. Борьба с болью — одна из основных проблем и правильное ее разрешение имеет особое значение для всех отделений и особенно, для хирургического профиля. Боль при операциях, перевязках, инструментальных исследованиях и других манипуляциях, травмирует больного. Кроме того, процедуры, вызывающие боль, не дают той терапевтической эффективности, которую можно было бы от них ждать. Поэтому все манипуляции (перевязки, инъекции и др.) — должны производиться чрезвычайно осторожно, с применением во всех возможных случаях современных способов обезболивания и с предварительной подготовкой больного. 14. Лечебное питание является одним из методов комплексной терапии, и для эффективного его применения требуется ряд организационных мероприятий. Назначение диеты производится дифференцированно, с разъяснением больному его сущности и значения точного ее соблюдения. Больному и его родственникам обязательно должны быть даны соответствующие указания в отношении пищевых продуктов, которые могут быть переданы из дому. Рекомендуется в больничных учреждениях организовывать буфеты, в которых по рекомендациям врачей, больные и матери больных детей могли бы покупать соответствующие продукты питания. Особенно это имеет значение для иногородних больных. Пища должна быть разнообразной, аппетитно оформленной, вкусной, даже на строгих диетах. Во всех лечебных учреждениях необходимо устанавливать 4-х разовое питание, а для ряда больных, по медицинским показаниям, более частый прием пищи. Особое внимание должно быть уделено питанию тяжело больных и детей. 15. Одним из основных условий, обеспечивающих успех лечения, является преемственность «поликлиника — больница — поликлиника», при этом должна быть предусмотрена система передачи амбулаторных карт в стационар одновременно с госпитализацией и возвращению их в поликлинику после выписки больного с обязательным внесением в нее эпикриза. 16. Больной должен знать о своей болезни только то, что является ему понятным, не может внушить тревоги и нарушить его психическое равновесие. Все сведения о своей болезни больной должен получать исключительно от врача. Среднему и младшему персоналу не разрешается давать каких — либо справок как самим больным, так и их родственникам о характере заболевания, состоянии и прогнозе. Нельзя выдавать больному на руки результаты исследований и анализов. Все они передаются непосредственно лечащему врачу и присоединяются к истории болезни. Истории болезни должны быть недоступны для ознакомления с ними больных. 17. В каждом медицинском учреждении совершенно необходимо проводить соответствующую работу с родственниками больных. В первую очередь следует установить такой порядок, при котором они систематически могли бы получать информацию о состоянии здоровья больного непосредственно от лечащего врача. Информация врача должна быть конкретной и правдивой, без ненужной детализации и использования малопонятных медицинских терминов, излишних заверений и обещаний.
6 Необходимо учитывать, что регулярные свидания с родными зачастую могут оказать на больного самое благотворное влияние. Поэтому следует максимально увеличить количество приемных дней, организовав их так, чтобы они не нарушали общего режима учреждения. 18. Необходимо обратить серьезное внимание на повышение культуры амбулаторно — поликлинической помощи и помощи больным на дому. В поликлинику к участковому врачу обращаются люди со своими тревогами и волнениями, поэтому работа участкового врача требует большой любви к людям, всестороннего развития, клинического кругозора; от него зависит действенность всех лечебно — профилактических мероприятий. В поликлинике необходимо создать обстановку четкой организации работы всех служб и кабинетов, приветливости и доброжелательности сотрудников. Продуманной, красиво оформленной, современной и полной должна быть информация в вестибюлях и холлах поликлиники, и какой бы теме не были посвящены медицинские стенды, они должны вести пропаганду здорового образа жизни. Центром по пропаганде гигиенических и санитарных знаний в детской поликлинике должен стать кабинет по воспитанию здорового ребенка. Не следует забывать и о внешнем облике всех сотрудников поликлиники: аккуратность, чистота, неприемлемость экстравагантных нарядов и причесок. 19. Особые требования предъявляются к оформлению тех кабинетов в детских поликлиниках, где ребенок испытывает боль (процедурный, прививочный, стоматологический, хирургический и др.), а также поведению их сотрудников. Чуткость, ласковый голос, умение общения с больным ребенком, сострадание к его боли — неизменные качества сестер, назначенных на работу в эти кабинеты. 20. В поведении врача на поликлиническом приеме должна быть продумана каждая мелочь. Выписывая рецепт, врач должен предварительно обдумать пропись, учитывая, что всякие исправления и переписка рецептов в присутствии пациента может быть им истолкована как неуверенность врача, и, следовательно, внушить сомнение в правильности диагностики и лечения. Врач должен быть постоянно в курсе всей дефектуры медикаментов в аптеках, так как замена выписанного лекарства другим не только задерживает начало лечения, но и заставляет пациента предполагать, что лечение проводится неполноценное. 21. К каждому больному, проходящему лечение на дому или в поликлинике, требуется такой же вдумчивый и внимательный подход, как и в стационаре. Никакой перегрузкой не может быть оправдано такое положение, когда врач при посещении больного на дому не снимает верхней одежды, не моет руки или в резкой форме выражает свое неудовольствие по поводу, по его мнению, необоснованного вызова. При обслуживании больного на дому, врач должен подробно разъяснить родным и близким в доступной для них форме правила ухода, значение сделанных медицинских назначений, необходимость соблюдения определенного режима и правил личной гигиены и профилактики. 22. В правилах внутреннего распорядка каждого лечебно — профилактического учреждения должен быть специальный раздел по обеспечению лечебно — охранительного режима. В положениях о функциональных обязанностях каждого сотрудника на каждом рабочем месте должен быть предусмотрен строгий порядок по соблюдению лечебно — охранительного режима в конкретном кабинете, палате, отделении и т.д. 23. Дальнейшее повышение культуры медицинской помощи населению должно тесно сочетаться и органически быть связанным с повышением уровня и качества лечебно — диагностического процесса, с широкой инициативой и творческой мыслью всех медицинских работников. Начальник Главного управления
7 лечебно — профилактической помощи Минздрава СССР В.И.КАЛИНИН Начальник Главного управления лечебно — профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР В.А.АЛЕКСЕЕВ
Лечебно-охранительный режим
Под лечебно-охранительным режимом следует понимать комплекс профилактических, терапевтических и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на предоставление удобств пребывания пациента в ЛПУ, а также обеспечения его физического, психологического комфорта и безопасности.
Лечебно-охранительный режим: основы
Организация данных мероприятий в ЛПУ регламентирована приказом Министерства здравоохранения СССР №1204 от 16.11.1987 г. «О лечебно-охранительном режиме». На основе данного нормативного документа составляются региональные и внутренние приказы лечебно-охранительного режима.
Лечебно-охранительный режим как комплекс мероприятий включает в себя:
- организация режима и условий, не оказывающих негативного влияния на психику пациента и посетителей;
- создание условий для соблюдения пациентом режима разумной двигательной активности;
- соблюдение пациентом, посетителями и медицинским персоналом правил внутреннего распорядка лечебного учреждения;
- следование медицинского персонала основным принципам этики и деонтологии.
Персонал лечебно-профилактического учреждения должен проявлять терпение и доброжелательное отношение к пациентам, разговаривать с ними спокойным голосом, избегать резких высказываний, по возможности соблюдать установленный режим дня.
Пациентов, имеющих тяжелое заболевание или находящихся на строгом постельном или постельном режиме, желательно помещать в отдельные палаты или отгораживать ширмой во время проведения физиологических отправлений и гигиенических процедур. Это необходимо для психологического комфорта самого пациента и окружающих.
В отделении необходимо соблюдать тишину. Для этого медицинскому персоналу рекомендуется носить бесшумную обувь, не слушать музыку, не разговаривать громким голосом и избегать выяснения отношений при пациентах.
Скорейшей адаптации к больничным условиям будут способствовать уютные и комфортные палаты. Это главное условие благоприятного психологического фона в отделении. При отделке помещений рекомендуется использовать натуральные и экологичные материалы теплых оттенков, которые также будут оказывать благоприятное влияние на психику больных.
Как ухаживать за лежачими пациентами по профстандарту и ГОСТу
В журнале «Главная медицинская сестра» эксперт, подробно рассказала о том, что такое уход за больным и какие услуги он предусматривает.
И.С. Мыльникова, ст. преподаватель кафедры биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова
Медицинский уход пациент имеет право получить бесплатно в медицинской организации, если у него возникнут проблемы самоухода. В противном случае не исключено, что родственники, вынужденные нанимать сиделку для ухода за близким, потребуют от больницы и страховой компании компенсации понесенных затрат.
Режимы двигательной активности
Сегодня в лечебно-профилактических учреждениях существуют четыре режима двигательной активности пациентов. Они назначаются строго лечащим врачом, а их нарушение может привести к серьезным либо вовсе трагическим последствиям.
►Дополнительно о внутреннем контроле качества в ЛПУ читайте здесь:
Строгий постельный режим
Назначается пациентам, находящимся в остром периоде серьезных заболеваний – при инфаркте миокарда, прогрессирующей стенокардии, риске тромбоэмболии легочной артерии и проч. При данном режиме пациентам строго запрещается вставать и садиться в кровати, а в некоторых случаях запрещено даже самостоятельно поворачиваться на бок, тянуться за упавшими или находящимися в стороне предметами или наклоняться.
Прием пищи и все гигиенические процедуры осуществляются с помощью медицинской сестры. Она ответственна за подачу судна и мочеприемника, но в ряде случаев к этому могут быть привлечены близкие родственники, которых также предварительно обучает медицинская сестра.
Особую осторожность следует соблюдать при перекладываниях больного на каталку для транспортировки в процедурные и диагностические кабинеты. При улучшении общего состояния пациента режим его двигательной активности смягчается до постельного.
Постельный режим
Данный режим допускает выполнение поворотов в кровати и несложных упражнений лечебной физкультуры. Однако все это должно осуществляться под строгим контролем медицинской сестры и инструктора ЛФК. При хорошей адаптации пациенту разрешается после предварительно проведенного обучения садиться в кровати, опускать ноги и самостоятельно есть.
Гигиенические процедуры по-прежнему проводятся с помощью медицинской сестры или младшей медицинской сестры. К этому также могут быть привлечены родственники пациента (после предварительно проведенного подробного инструктажа).
Пациент может вставать и сидеть на стуле рядом с кроватью, однако прием пищи и гигиенические мероприятия по-прежнему проводятся в палате. Больному рекомендуется постепенно увеличивать двигательную активность – он может вставать, подходить к окну, сидеть на стуле и за столом.
Калькулятор: рассчитайте потребность в дезсредстве для обеззараживания предметов ухода за пациентами
Калькулятор поможет рассчитать, сколько дезсредства понадобится для обеззараживания предметов ухода за пациентами, уборочного инвентаря, лабораторной посуды и игрушек.
Калькулятор доступен в Системе Главная медсестра для подписчиков и клиентов демодоступа.
Общий (внепалатный) режим
Пациент может самостоятельно ходить по отделению, принимать пищу в столовой, посещать туалет, проводить гигиенические процедуры в ванной и в душе, подниматься и спускаться по лестнице, совершать прогулки на больничной территории.
Медицинская сестра обязана обеспечить возможность соблюдения больным режима двигательной активности, разъяснить ему и посетителям все последствия нарушений и контролировать его выполнение.
Обо всех случаях несоблюдения больным режима двигательной активности она должна немедленно доложить лечащему врачу, а в его отсутствие – дежурному врачу отделения после предварительного предупреждения самого больного.
Лечебно-охранительный режим в отделении во многом зависит от того, насколько ответственно к выполнению режима двигательной активности подходят сами пациенты.
Обязанности постовой медицинской сестры
Лечебно-охранительный режим больницы также регламентирует деятельность палатной медицинской сестры. В ее обязанности входит:
- уход за пациентами;
- контроль санитарного состояния закрепленных палат;
- регистрация назначений лечащего врача в листе назначений и их точное выполнение;
- помощь лечащему врачу, дежурному врачу, заведующему отделением во время проведения обходов, информирование их о состоянии здоровья больных, получение дальнейших указаний по уходу за ними;
- подготовка дезинфицирующего средства и полотенца для обработки рук лечащего врача;
- проведение плановой термометрии два раза в сутки, подсчет пульса и дыхания, измерение суточного количества мочи, запись этих данных в медицинскую карту стационарного больного и температурный лист;
- контроль чистоты, тишины и порядка в палатах отделения;
- контроль соблюдения больными требований личной гигиены (уход за телом, полостью рта, волосами, ногтями);
- своевременная выдача больным всего необходимого для ухода и лечения;
- контроль своевременного приема гигиенических ванн, смены нательного и постельного белья;
- помощь ослабленным больным при умывании, проведении гигиенических процедур, питье, кормлении, промывании полости носа, рта, ушей, глаз;
- профилактика возникновения пролежней у тяжелых лежачих пациентов;;
- сбор биологического материала (кровь, моча, кал, мокрота), отправки его на клиническое лабораторное исследование;
- своевременное получение результатов анализов пациентов и занесение их в истории болезни;
- составление порционных требований для питания больных;
- прием вновь поступивших больных, оформление первичной медицинской документации;
- контроль качества проведенной в санпропускнике обработки пациента и помещение его в палату, соответствующую его заболеванию;
- ведение медицинской документации (лист учета коечного фонда, журнал учета лекарственных средств, дорогостоящих и остродефицитных препаратов, журнал назначений и передачи дежурств и др.)
Общий уход за пациентами ( Коллектив авторов, 2013)
Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ
- СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
- БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА. ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ЛПУ
- ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ
- ДЕЗИНФЕКЦИЯ: ВИДЫ И СПОСОБЫ. ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА: ЭТАПЫ, КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА. СТЕРИЛИЗАЦИЯ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами ( Коллектив авторов, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА. ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ЛПУ
Любая среда, в которой живет человек, имеет определенные факторы, отрицательно на него влияющие (факторы риска). Чтобы сохранить здоровье, человек должен быть хорошо к ним адаптирован. Пациент попадает в стационар со сниженной способностью к адаптации – ослабленным, страдающим физически и психологически как от самой болезни, так и от непривычной для него больничной обстановки. Госпитализация всегда является стрессом для организма. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают человека изменить привычный образ жизни и по-новому удовлетворять свои потребности. Поэтому задачей медицинского персонала является максимальное устранение влияния факторов риска на пациента и создание в ЛПУ таких условий, которые обеспечат ему безопасность на протяжении всего времени нахождения в стационаре.
Необходимо также помнить, что если на больного человека факторы риска действуют только в течение определенного времени, то медперсонал подвержен их влиянию постоянно. И когда медицинский работник не знает, как защитить себя от негативного воздействия этих факторов, неизбежен вред его собственному здоровью.
Безопасной больничной средой называется та среда, которая обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все жизненно важные потребности.
Безопасную больничную среду создают:
– режим инфекционной безопасности;
– мероприятия, обеспечивающие соблюдение личной гигиены пациентом и медперсоналом;
Режим инфекционной безопасности достигается путем:
– дезинфекции – уничтожения болезнетворных бактерий;
– стерилизации – уничтожения всех видов и форм бактерий и вирусов, включая споры;
– дезинсекции – уничтожения насекомых;
– дератизации – уничтожения грызунов.
Обеспечить соблюдение личной гигиены можно путем:
– личной гигиены пациента (уход за кожей и естественными складками, уход за слизистыми, своевременная смена нательного и постельного белья, профилактика пролежней, обеспечение судном и мочеприемником);
– личной гигиены медперсонала (использование соответствующей спецодежды, наличие сменной обуви, чистота тела, рук).
Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического комфорта пациентов и медицинского персонала. До настоящего времени действовал Приказ МЗ СССР от 16.11.1987 № 1204 «О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях». В соответствии с ним лечебно-охранительный режим включает:
– режим эмоциональной безопасности;
– правила внутреннего распорядка и выполнения медицинских манипуляций;
– режим рациональной двигательной активности.
I. Режим эмоциональной безопасности включает:
– устранение отрицательного влияния больничной среды на эмоциональную сферу, психику человека;
– создание положительного эмоционального настроя у пациентов, что поможет им легко адаптироваться к условиям стационара.
Для этого необходимо:
– поддерживать в учреждении спокойную, доброжелательную обстановку;
– не допускать громких разговоров;
– общаться со всеми вежливо и доброжелательно;
– не включать громко радио и телевизор;
– продумать интерьер, удобно расставить мебель, оборудовать помещения для отдыха пациентов и медперсонала;
– обеспечить организацию досуга пациентов, возможность заняться какой-либо деятельностью;
– убирать медицинские инструменты, предметы ухода, кровь, выделения, которые могут вызвать у пациентов отрицательные эмоции;
– позаботиться о рациональном заполнении палат, что поможет всем пациентам удовлетворить потребность в общении;
– не раздражаться по поводу страхов и стеснительности пациентов, обеспечить им эмоциональную поддержку при проведении каждой манипуляции.
Весьма актуальной является проблема эмоциональной безопасности для медицинских работников. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Это приводит к тому, что медперсонал постоянно находится в состоянии стресса (эмоционального шока).
Факторы риска возникновения стресса у медперсонала
1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье пациента.
2. Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами.
3. Профессиональный риск инфицирования.
4. Ситуации, связанные с проблемами в общении (требовательные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничающие коллеги).
5. Особый режим дня (суточные / ночные дежурства).
Крайним проявлением накопленного стресса является нервное истощение – явление, возникающее из-за постоянных стрессовых ситуаций. Его признаки:
– физическое истощение: быстрая утомляемость, общая слабость, частые головные боли, снижение аппетита, нарушение сна;
– эмоциональное напряжение: депрессия, чувство беспомощности, неуверенности в себе, раздражительность, замкнутость;
– психологическое напряжение: негативное отношение к себе, к окружающим, к жизни вообще. Ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.
К факторам, которые могут ослаблять влияние стресса, можно отнести:
– любовь к своей профессии;
– умение сосредоточиться на положительных моментах;
– эффективное общение с коллегами;
– здоровый образ жизни;
– рациональную организацию труда и отдыха;
– соблюдение правил этики и деонтологии.
II. Правила внутреннего распорядка во многом обеспечивают успех лечебной деятельности. Эти правила в первую очередь включают режим дня, а именно:
– выполнение гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий;
– поддержание соответствующего санитарного состояния в палатах. Соблюдение правил внутреннего распорядка позволяет обеспечить:
– условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит – качественный уход;
– слаженную работу всего медицинского коллектива и рациональное использование рабочего времени каждого сотрудника;
– профилактику несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно высок как для пациента, так и для медработника.
Медсестра должна знакомить с правилами внутреннего распорядка всех поступающих на отделение пациентов и их родственников.
III. Режим рациональной двигательной активности подразумевает наличие индивидуального режима для каждого пациента. Режим может быть строгим постельным, постельным, палатным (полупостельным) и общим.
Цели назначения режимов:
– ограничить физическую активность пациентов;
– уменьшить боль, в том числе послеоперационную;
– дать возможность ослабевшему и истощенному пациенту собраться с силами и отдохнуть.
При строгом постельном режиме:
– не разрешается вставать, садиться, активно двигаться в постели, поворачиваться;
– гигиенические процедуры, физиологические отправления осуществляются в постели;
– медсестра ухаживает за пациентом, кормит, проводит гигиенические мероприятия.
При постельном режиме:
– разрешается поворачиваться и садиться в постели, но не покидать ее;
– кормление и гигиенические процедуры помогает пациенту выполнять младшая медицинская сестра.
При полупостельном режиме:
– разрешается передвигаться в пределах палаты, сидеть на стуле около кровати;
– кормление осуществляется в палате;
– гигиенические процедуры пациент может осуществлять самостоятельно или с помощью медицинской сестры.
При общем режиме:
– пациент самостоятельно себя обслуживает;
– пациент самостоятельно осуществляет гигиенические процедуры;
– пациенту разрешается свободно ходить по палате, по коридору, в столовую;
– могут быть разрешены прогулки по территории больницы.
На рис. 2 представлены варианты положения пациента в постели: лежа на спине, лежа на боку, лежа на животе. Положение Симса – промежуточное положение между положением на боку и положением на животе, а в положении Фаулера приподнят головной конец.
Рис. 2. Положение пациента в постели:
лежа на спине (а); лежа на боку (б); лежа на животе (в); положение Фаулера (г); положение Симса (д)
Постельное белье должно быть чистым. Простыни не должны иметь рубцов и швов, а наволочки – узлов и застежек на стороне, обращенной к больному (рис. 3). Для удобства пациента целесообразнее использовать функциональную кровать.
На рис. 4 показаны действия медицинской сестры и приспособления для придания удобного положения больному в постели. Все лица, принимающие участие в перемещении пациента, должны владеть техникой перемещения. Основные требования: приподнимание пациента над постелью (исключаются трение и срезывающая сила), правильная биомеханика тела людей при осуществлении перемещения (исключается риск травмы спины). Также необходимо предусмотреть любую возможность для пациента самостоятельно уменьшать давление на ткани (например, поручни или кольца под кроватью).
Рис. 3. Приготовление постели больного, функциональная кровать
Рис. 4. Способы придания пациенту положения сидя из положения лежа:
опустить ноги пациента с кровати (а); помочь сесть в кровати (б); пациент сидит в кровати с поддержкой медсестры (в); пациент сидит самостоятельно (г)
Постель больных с непроизвольным мочеиспусканием и выделениями кала должна иметь специальные приспособления. Чаще всего используют матрас, обшитый клеенкой (рис. 5, а). Резиновое судно (рис. 5, б) часто подают ослабленным больным или больным с недержанием мочи/кала для профилактики образования пролежней.
Рис. 5. Изделия медицинского назначения, используемые для ухода за больными с недержанием мочи и кала:
матрас в чехле из клеенки (а); резиновое судно (б)
При улучшении состояния пациента врач постепенно меняет назначенный ему двигательный режим. При этом задачей медсестры является адаптация пациента к более активному режиму. Важно отметить, что многие действия медицинских работников по уходу за пациентом связаны со значительными физическими нагрузками на позвоночник и опорно-двигательный аппарат, и это может привести к травме позвоночника, суставов. Поэтому при осуществлении ухода важно знать основные правила биомеханики.
Биомеханика – наука, изучающая законы механического движения в живых системах. Движения человека обеспечиваются совместной работой мышц, скелета, вестибулярного аппарата, нервной системы. Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в состоянии покоя и во время движения (при ходьбе, подъемах тяжести, наклонах, в положении сидя, стоя, лежа), а также при выполнении повседневных жизненных функций.
По законам биомеханики эффективным является лишь то движение, которое обеспечивает достижение поставленной цели с наибольшей «выгодой» для организма (наименьшим напряжением мышц, расходом энергии, нагрузкой на скелет). Для этого необходимо соблюдать ряд правил.
Правило первое: устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры.
Правило второе: равновесие станет более устойчивым, если увеличить площадь опоры. Площадь опоры легко может быть расширена посредством разведения стоп: расстояние между стопами около 30 см, одна стопа немного выдвинута вперед.
Правило третье: равновесие станет более устойчивым, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается путем сгибания ног в коленях, приседания.
Правило четвертое: сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка. Правильная осанка подразумевает следующее:
– плечи и бедра находятся в одной плоскости;
– суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины.
На рис. 6 представлены правильное и неправильное положение тела при поднятии тяжести.
Рис. 6. Неравномерное (слева) и равномерное (справа) распределение нагрузки на позвоночник (а); правильное (незаштрихованное) и неправильное (заштрихованное) положение при поднятии тяжести (б)
Рис. 7. Изменение внутридискового давления в различных положениях
Рис. 8. Положение на стуле, уменьшающее нагрузку на позвоночник
Правило пятое: поворот всего тела, а не только плечевого пояса предотвратит опасность нефизиологичного смещения позвоночника, особенно в случаях, когда движение сопровождается подъемом тяжести.
Правило шестое: требуются меньшая физическая работа и нагрузка на позвоночник, если подъем тяжести заменить перекатыванием, поворотом.
Немаловажным также является эффект Вальсальвы. Суть его состоит в следующем: необходимо избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот момент у человека возможны тяжелые нарушения в сердечно-сосудистой системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы. При этом появляются «шум в ушах», головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания.
Следует помнить также о постуральном рефлексе (ортостатическом коллапсе) – возможности появления головокружения, шума в ушах и даже потери сознания при резкой перемене положения тела вследствие нарушений работы сердца.
Данные правила необходимо неукоснительно соблюдать при перестилании постельного белья пациента, перекладывании его с кровати на каталку (рис. 9, а), с кресла-каталки (рис. 9, б) на кровать, с носилок (рис. 9, в) на кровать, а также во время оказания помощи больному при изменении его тела в пространстве.
Для придания больному комфортного положения в кровати, а также при изменении положения его тела необходимо пользоваться счетом (1-2-3) и раскачивающими движениями при участии пациента перемещать его (рис. 10, 11).
На рис. 12 указаны способы транспортировки пациента.
Рис. 9. Средства малой механизации для транспортировки пациента:
каталка (а); кресло-каталка (б); носилки (в)
Рис. 10. Приведение пациента из «положения сидя на кровати» в положение «сидя на кресле-каталке»:
удерживая пациента за обе руки, раскачиваясь, на счет 1-2-3 совершить совместный «рывок» вверх (а–б); развернуть пациента к креслу-каталке (в); медленно усадить пациента в кресло-каталку (г)
На рис. 13 указаны способы поддерживания пациента при ходьбе с применением захвата большими пальцами рук (а) и удерживания пациента за талию, поддерживая его колени своей ведущей ногой (б).
Рис. 11. Способы перехвата рук для передвижения пациента:
захват за лучезапястный сустав (а); захват за кисть (б); захват за лучезапястный сустав обеими руками (в); захват за пальцы рук (г). Способы поддерживания пациента: поддерживание больного сзади за его сцепленные руки (д); помощь при вставании, держась за ремень, раскачиваясь, на счет 1-2-3 – подъем (е)
Рис. 12. Способы транспортировки и перемещения пациентов:
а, б – на каталке; в, г – на носилках; д, е – на руках
Рис. 13. Поддерживание пациента при ходьбе (объяснение в тексте)
Если пациент находится без сознания или не имеет возможности помочь медперсоналу при перекладывании его (с каталки на кровать, с операционного стола на каталку, при перестилании кровати), могут использоваться последовательный и параллельный способ перемещения пациента (рис. 14).
Рис. 14. Способы перекладывания пациентов:
последовательный (а); параллельный (б)
Смену постельного белья производят двумя способами: поперечным и продольным (рис. 15). Продольный способ более трудоемкий как для персонала, так и для пациента, поэтому чаще используется поперечный способ.
Оснащение: комплект чистого белья (наволочка, пододеяльник, простыни), перчатки, непромокаемый мешок для использованного белья.
I. Подготовка к процедуре
1. Объяснить пациенту (если это возможно) ход предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Приготовить комплект чистого белья.
II. Выполнение процедуры
1. Начать замену постельного белья с одной стороны кровати:
– оценить окружающую обстановку и состояние пациента;
– опустить изголовье кровати до горизонтального уровня (если позволяет состояние пациента);
– снять пододеяльник с одеяла: укрыть пациента пододеяльником или простыней (на время смены белья), одеяло сложить и повесить на спинку стула;
– убедиться, что чистые постельные принадлежности рядом;
– встать у кровати со стороны опущенного поручня;
– убедиться, что в кровати нет личных вещей пациента (если есть, спросить, куда их положить);
– повернуть пациента на бок по направлению к себе;
– поднять боковой поручень (пациент может находиться в положении «на боку», держась за поручень);
– вернуться на противоположную сторону кровати, опустить поручень;
– приподнять голову пациента и поправить подушку (если есть дренажные трубки, убедиться, что они не перекручены);
– скатать валиком грязную простыню по направлению к спине пациента и подсунуть этот валик ему под спину, если простыня сильно загрязнена (выделения, кровь и т. п.), положить на нее пеленку;
– сложить чистую простыню вдвое по длине и расположить центральную складку посередине кровати;
– заправить простыню у изголовья;
Рис. 15. Смена постельного белья:
получить согласие пациента на проведение процедуры (а); приподнять голову пациента, поправить подушку (б – в); повернуть пациента на бок, согнуть ногу пациента в колене (г – ж); скатать валиком грязную простыню и подсунуть этот валик под спину пациента (з – и); постелить чистую простыню и заправить ее под матрас (к); помочь больному перекатиться через простыни (л); заменить постельное белье с другой стороны кровати, заправить простыню под матрас (м)
– заправить среднюю часть, затем – верхнюю и нижнюю части простыни под матрас;
– сделать максимально плоским валик из скатанных чистой и грязной простыней;
– помочь перекатиться через эти простыни по направлению к вам;
– убедиться, что пациент лежит комфортно;
– убедиться, что дренажные трубки не перекручены;
– поднять боковой поручень на стороне, где только что работали, и перейти на другую сторону.
2. Заменить постельное белье на другой стороне кровати описанным выше способом.
3. Заправить простыню с другой стороны.
4. Грязную простыню сбросить в непромокаемый мешок в свернутом виде.
5. Смена наволочки:
– убрать подушку из-под головы пациента;
– снять наволочку и сбросить ее в мешок для грязного белья;
– вывернуть чистую наволочку наизнанку;
– взять подушку за углы наволочкой;
– натянуть наволочку на подушку;
– заправить углы подушки за углы наволочки;
– приподнять голову пациента и подложить подушку;
– поднять боковой поручень.
6. Надеть пододеяльник на одеяло.
7. Укрыть пациента одеялом. Грязный пододеяльник сбросить в мешок.
8. Сделать складку в одеяле для пальцев ног (чтобы исключить давление одеяла на кончики пальцев):
– встать в ногах пациента, взять одеяло с пододеяльником на расстоянии приблизительно 50 см от края кровати;
– осторожно потянуть его на себя;
– сделать складку 7 – 10 см из одеяла для пальцев ног (это особенно важно для пациентов, имеющих риск развития пролежней).
9. Убедиться, что пациент лежит удобно.
III. Завершение процедуры
1. Протереть тумбочку влажной тканью.
2. Снять перчатки, вымыть руки.
Если пациент тучный или полностью неподвижен, смену белья нужно проводить с помощником. Делать это в одиночку не следует, поскольку существует высокий риск повреждения позвоночника у сестры.
Оснащение: перчатки, чистая простыня, непромокаемый мешок для грязного белья.
I. Подготовка к процедуре
1. Объяснить пациенту (если это возможно) ход предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Надеть перчатки.
II. Выполнение процедуры
1. Чистую простыню скатать в поперечном направлении и повесить на спинку кровати.
2. Встать с двух сторон кровати пациента. Опустить изголовье. Переместить пациента в положение на спине.
3. Одна сестра (физически более сильная) приподнимает голову и плечи пациента, другая – убирает подушку на тумбочку, скатывает грязную простыню к середине кровати и расстилает чистую, взбивает и укладывает на место подушку.
4. Опустить голову и плечи пациента на подушку.
5. Одна сестра приподнимает таз пациента, другая – скатывает грязную и раскатывает чистую простыню.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ
- СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
- БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА. ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ЛПУ
- ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ
- ДЕЗИНФЕКЦИЯ: ВИДЫ И СПОСОБЫ. ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА: ЭТАПЫ, КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА. СТЕРИЛИЗАЦИЯ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами ( Коллектив авторов, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.