Оглавление:
Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей (ст.ст. 40 — 46)
Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей
См. схему «Государственная и общественная защита прав потребителей»
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Государственная защита прав потребителей
Государственная защита прав потребителей закреплена Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г . № 2300-1 (ред. от 9 января 1996 г . № 2-ФЗ).
Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов сферы обращения, при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ. В нем декларировано право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Закон наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах; гарантировал государственную и общественную защиту интересов потребителей и определил механизм реализации этих прав.
В ст. 4 Закона определено понятие «качество товара (работы, услуги)», что позволяет во многом снять потенциальные разногласия между потребителями и продавцами. Предусмотрены права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара, а также гарантийного срока на товар. В ст. 5 (п. 5) подчеркнуто: «продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, запрещается».
Четко обозначена ответственность изготовителя за безопасность товара (ст. 7, 14), которая должна обеспечиваться в течение установленного срока службы или срока годности. Запрещена «продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям. безопасности».
Указана ответственность продавца за нарушение прав потребителей на информацию о производителе, продавце, товаре (ст. 8—12). В документе отмечено: «Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах)». До сведения потребителя должна быть доведена информация о государственной регистрации, наименовании организации-продавца, ее юридическом адресе. Информация о товарах должна содержать обозначения стандартов, которым надлежит соответствовать, сведения об основных потребительских свойствах, цену, условия приобретения, гарантийный срок, правила использования товаров.
Более жесткие требования предъявляются к информации о продуктах питания — необходимо наличие данных о составе, в том числе о пищевых добавках, весе, объеме, калорийности, содержании вредных для здоровья веществ, противопоказаний к употреблению.
Предусмотрена ответственность продавца (изготовителя) за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя (ст. 13, 14). В Законе записано: «убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной настоящим Законом или договором» и, более того, «уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем».
Отдельная глава Закона — «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» — регламентирует взаимоотношения продавца и покупателя при продаже товара ненадлежащего качества.
Установлены сроки предъявления потребителем требований при обнаружении недостатков товаров. В ст. 19 (п.1), в частности, указано: «В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить. требования, если недостатки товаров обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю. «
Предусмотрены и сроки удовлетворения претензий потребителей, обнаруживших недостатки товаров (ст. 20, 21, 22): недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены в течение 20 дней со дня предъявления потребителем требований. Более того, на период ремонта товаров длительного пользования потребителю в 7-дневный срок должны предоставить аналогичный товар. Право потребителя на замену товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению в 7-дневный срок, а если при необходимости в дополнительной экспертизе качества товара — в течение 20 дней.
В ст. 23 Закона определена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя: «продавец (изготовитель). уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара».
В соответствии с Законом права потребителя подлежат государственной и общественной защите.
Государственная и общественная защита прав потребителей кратко
IV. Государственная и общественная защита прав потребителей
111. Какими правами обладают общественные объединения потребителей?
Статьей 45 Закона «О защите прав потребителей» предоставлены следующие права общественным объединениям потребителей:
• участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
• проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
• проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
• распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
• вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
• вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
• обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
• обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
112. Чем занимается Общество защиты прав потребителей?
Основными направлениями деятельности Общества защиты прав потребителей является защита прав потребителей, содействие при реализации прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их для жизни и здоровья, а также на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение в области защиты прав потребителей. Общество защиты прав потребителей имеет свой Устав.
Для достижения уставных целей Общество защиты прав потребителей в соответствии с Законом о защите прав потребителей осуществляет следующие виды деятельности:
• рассматривает жалобы граждан о нарушениях прав потребителей, консультирует их по вопросам законодательства о защите прав потребителей;
• анализирует договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, производителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей и предпринимает необходимые действия для защиты потребителей;
• осуществляет сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, нарушению прав потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами), и извещают органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), принимает необходимые меры для защиты прав потребителей;
• в целях защиты прав потребителей предъявляет иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителей, или в интересах неопределенного круга потребителей);
• организует семинары и конференции по вопросам защиты потребителей;
• оказывает юридическое консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей, применения положений Закона о защите прав потребителей и других нормативных актов в сфере защиты потребителей.
113. Можно ли послать исковое заявление и прилагающиеся к нему документы по почте?
Исковое заявление можно отправить по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении). Посылая документы в суд по почте, потребитель должен обязательно сохранить почтовую квитанцию, если конверт потеряется на почте, то по квитанции потребитель сможет его разыскать.
114. Как подготовить исковое заявление?
Исковое заявление подается в суд в письменной форме (оно может быть написано от руки или напечатано).
В заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем.
Поскольку Вы являетесь истцом, Вы должны указать свои Ф.И.О. и адрес прописки.
Для того чтобы в случае необходимости можно было связаться с Вами, Вы также можете указать свой телефон, а если Вы проживаете не по адресу прописки, – указать и этот адрес;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения.
Ответчиком является изготовитель (исполнитель, продавец), которому Вы предъявляете требования. Нужно указать юридический адрес ответчика.
Для того чтобы в случае необходимости можно было связаться с ответчиком, укажите также его фактический адрес и телефоны руководителей.
4) в чем заключаются нарушение или угроза нарушения прав, свобод или охраняемых законом интересов истца и его требования.
Вам нужно четко изложить, чем ответчик нарушил Ваши права и все свои требования к нему;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства.
Вам нужно кратко изложить обстоятельства дела, указав, какие Ваши права нарушены, ссылаясь на соответствующие статьи закона;
6) цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором сторон.
Так, например, досудебный порядок предусматривается по искам о перевозках (к транспортным организациям). Так что если Вы подаете иск, например, в отношении пропавших из багажа вещей, то необходимо в установленные сроки подать организации-перевозчику претензию, если Вы не сделаете этого, то Ваше исковое заявление судом принято не будет;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Исковое заявление составляется в нескольких экземплярах, количество которых зависит от числа ответчиков.
Например, если у Вас два ответчика, то в суд представляется три экземпляра искового заявления, один из которых остается в суде, а два других рассылаются ответчикам.
К заявлению прилагаются:
• документы, подтверждающие обстоятельства, на которые вы ссылаетесь в тексте искового заявления и тем самым служащими доказательством обоснованности ваших исковых требований, а также копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют, например, договор, квитанции об оплате, товарные и кассовые чеки, гарантийный талон, акты экспертизы, медицинские справки, претензия и т. д.
• доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен законом или договором.
• расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
К заявлению лучше приложить копии документов. Подлинники документов вам нужно будет представить во время заседания суда.
Полезный совет по подготовке документов для обращения в суд: сделайте для себя копию своего судебного дела – снимите копии с искового заявления и всех относящихся к делу документов. Это облегчит Вам подготовку к судебному заседанию, а если Вы решите обратиться к адвокату, то сможете представить ему все нужные документы
Государственная и общественная защита прав потребителей кратко
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЗГОТОВИТЕЛЯ (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПРОДАВЦА)
Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. О том, как и кем, осуществляется защита прав потребителей, и какая ответственность ждет изготовителя, Вы можете узнать, ознакомившись с нашей статьей.
Приведенная нами дефиниция является официальной и регламентирована Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ N 2300-1).
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Напомним, что Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внес изменения в Закон РФ N 2300-1.
В наибольшей степени соответствующие изменения коснулись статьи 40 Закона РФ N 2300-1, чья новая редакция ввела понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, закрепляя его основные принципы и направления.
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
— организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее — обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Государственная и общественная защита прав потребителей
В соответствии с законодательством защиту прав потребителей осуществляют уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), его территориальные органы, иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:
o проведение мероприятий, связанных с контролем, -проверку соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями*, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);
o выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);
o принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, а также по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям;
o направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством РФ порядке;
o направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ нрав потребителей;
o обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.
Разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, дает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей (Министерство здравоохранения и социального развития РФ).
Мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей на территории субъекта Российской Федерации осуществляет высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ. Он же в пределах своих полномочий принимает определенные меры.
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
o рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
o при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти;
o обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), в частности, вправе:
o участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также проектов законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
o проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
o проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
o распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
o вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
o вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственная и общественная защита прав потребителей кратко
Открытая общественная правовая информационная система
Задать вопрос юристу
- Главная ›
- Полезная литература ›
- Защита прав потребителей. Издание 2. ›
- Государственная и общественная защита прав потребителей, административная ответственность изготовителя (исполнителя, продавца)
Государственная и общественная защита прав потребителей, административная ответственность изготовителя (исполнителя, продавца)
Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Приведенная нами дефиниция является официальной и регламентирована Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1).
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Напомним, что Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внес изменения в Закон РФ № 2300-1.
В наибольшей степени соответствующие изменения коснулись статьи 40 Закона РФ № 2300-1, чья новая редакция ввела понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, закрепляя его основные принципы и направления.
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
– организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее – обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
– организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
– систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;
– статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);
– ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
– ежегодную подготовку на основании результатов деятельности государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
– запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей;
– беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территорию, здания, помещения и сооружения, используемые изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;
– проводить отбор проб и образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний;
– выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде;
– составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
– направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
– обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
Орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Предписание, выданное при осуществлении государственного надзора в области защиты прав потребителей, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи. В случае принятия заявления об обжаловании этого предписания к производству арбитражного суда исполнение этого предписания приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Орган государственного надзора вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Государственный надзор за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, осуществляется также уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Орган государственного надзора совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляет формирование и ведение открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя также и проверки на предмет соблюдения (соответствия) указанных требований, установленных международными договорами Российской Федерации либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Это положение позволяет Роспотребнадзору как уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области защиты прав потребителей (его территориальным органам) в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей обеспечивать проверку соблюдения на территории Российской Федерации соответствующих решений, принимаемых, в частности, в рамках Евразийского экономического сообщества (постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 года № 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей», письмо Роспотребнадзора от 2 августа 2011 года № 01/9766-1-23 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
На основании статьи 45 Закона РФ № 2300-1 общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
– участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
– проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
– осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
– распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
– вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям (смотрите Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);
– вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
– обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
– участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для возникновения административной ответственности является административное правонарушение.
В данном случае, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), можно говорить о составах, объективной стороной которых являются:
– продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14.5 КоАП РФ);
– неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ);
– обман потребителей. Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) (статья 14.7 КоАП РФ);
– нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ);
– включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные Законом № 2300-1 (часть 2 статьи 14.8 КоАП РФ);
– непредставление потребителю льгот и преимуществ, установленных Законом РФ № 2300-1, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 3 статьи 14.8 КоАП РФ);
– неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (часть 4 статьи 14.8 КоАП РФ).
Потребительский рынок и защита прав потребителей
Главная > Реферат >Экономическая теория
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО “Уральский государственный технический университет — УПИ”
Факультет экономики Кафедра общей
и управления экономической теории
Потребительский рынок и защита прав потребителей
Модель покупательского поведения………………………………..…7
Поиск информации и принятие решений о покупке…………….…. 9
Государственные органы по защите прав потребителей.
Система государственных органов по защите прав потребителей в Российской Федерации…………………………………………. ……11
2.2 Основные функции государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур по вопросам защиты прав потребителей…………………………………..12
Ответственность должностных лиц и юридических лиц за невыполнение решений антимонопольных органов………………..…….13
Роль органов местного самоуправления по защите прав потребителей……………………………………. ……………………. 14
Общественные организации по защите прав потребителей.
3.1 Система общественной защиты прав потребителей……………………………………………………….………. 15
3.2Функции общественных организаций потребителей и их полномочия…………………………………………………………………..16
3.3 Порядок обращения в экспертные и испытательные лаборатории для юридических лиц и граждан по вопросам защиты их прав…………………………………………………………………..……….16
Разъяснения по применению Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”.
4.1 Об отношениях, регулируемых законами и иными правовыми актами о защите прав потребителей………………………………………..17
4.2 Гражданско-правовые договоры, из которых могут возникать отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей…………………………………………………………………20
4.3 Обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг……….23
4.4 Сроки службы и сроки годности……..………………………………24
Часто задаваемые вопросы.
5.1 Договоры, ущемляющие права потребителей……. ………………..26
5.5 Договоры о совместной деятельности, долевом инвестировании. 29
Приложение. Образцы заявлений.
Часто случается, что, покупая казалось бы, качественный товар, получаешь вещь, которая некоторое время спустя приходит в полную непригодность. Что делать в такой ситуации? К кому обратиться? Как защитить свои права, и есть ли они у нас вообще?
Начало 90-х годов в российской Федерации ознаменовалось принятием ряда законодательных актов, направленных на защиту прав потребителей. Российские потребители стали проявлять большую активность в защите своих прав. Появилось так называемое потребительское движение, развивающееся с учетом опыта других стран.
Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений с участием потребителей считается выступление президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Президент впервые сформулировал четыре основных права потребителей: право на безопасность, право на информацию, право быть услышанным и право на здоровую окружающую среду. С тех пор 15 марта отмечают Всемирный день защиты потребителей. Потребительское право как самостоятельная отрасль законодательства возникло в РФ в начале 90-х гг. До этого отношения по удовлетворению потребностей граждан в основном регулировались нормами гражданского законодательства. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в настоящее время действует в редакции от 9 января 1996 г.
Анализируя законодательство стран СНГ, можно отметить различия в подходах к регулированию. Эти различия касаются трех основных проблем. Во-первых, существования права граждан на гарантированный минимум потребления. В РФ право на гарантированный минимум отсутствует, поскольку не сочетается с рыночными отношениями. Во-вторых, различия законов состоят в разной степени детализации механизмов реализации закона. Третье различие связано с тем, что большинство стран СНГ предпочли возложить функции по защите прав потребителей на уже действующие структуры. Лишь в Беларуси были созданы специальные государственные органы для защиты интересов потребителей, а позднее в Законе Украины появились нормы, регламентирующие создание и правовые основы деятельности специального Государственного комитета по защите прав потребителей.
Закон РФ предусматривает двухуровневую систему защиты потребителей: федеральными органами и специально создаваемыми органами при местной администрации. В связи с принятием Закона РФ о защите прав потребителей одной из существенных стала норма, запрещающая снижать гарантии прав потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы последних. Не менее важна норма Закона, которая предоставила право принимать нормативные акты данной сферы только Правительству РФ. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Выводя из сферы действия Закона юридических лиц, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя-непрофессионала. Впервые в законодательстве РФ были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив 10-летний период ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту стало закрепление в Законе альтернативной подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты пошлины при предъявлении исков.
Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам возможность пресекать нарушения потребительского законодательства и налагать штрафные санкции на нарушителей. Основной орган, контролирующий соблюдение потребительского законодательства – государственный комитет РФ по антимонопольной политике (ГКАП РФ). Территориальные органы ГКАП действуют во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение дает им возможность быть независимыми в отношениях с местной властью. В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей, создаваемые при местных администрациях. Они действуют практически в каждом населенном пункте РФ. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% потребительских проблем. Еще одно новшество закона — возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей. К сожалению, из-за несовершенства законодательных формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения.
Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволяет им реально участвовать в формировании потребительской политики в государстве. Первые потребительские организации возникли в Санкт-Петербурге и Москве в 1988 г. В 1989 г. потребительские организации СССР объединились в Федерацию обществ потребителей СССР, которая после распада Союза была реорганизована в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). Сегодня члены КонфОП — 8 национальных и более 60 региональных потребительских организаций стран СНГ. Их основная задача — предоставление потребителям достоверной информации о товарах и услугах, о правах и способах их защиты.
В своей деятельности объединения потребителей руководствуются принципами международного потребительского движения, в частности, не принимают спонсорских средств от государства и организаций бизнеса и не публикуют рекламу в своих изданиях, обеспечивая свою независимость от государства и бизнеса. За годы становления потребительского законодательства в странах СНГ к потребителю привыкли относиться как к непрофессионалу во всем и стали требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. Для тех государств, в которых рыночные отношения только начинают складываться, это оправдано. Первая задача на данном этапе — насыщение рынка товарами; главная задача предпринимателей — накопление капитала.
Однако, в условиях, когда еще не сложилась культура рынка, то, что в других странах регулируется на уровне менталитета, при формировании рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер для проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период — жесткое потребительское законодательство. Далее наступает другой этап. Сегодня в ряде стран СНГ рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных стратегических задач стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие первый шок вхождения в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время более профессиональными в защите своих интересов. Появился целый слой людей, которые научились зарабатывать деньги, опираясь на положения Закона о защите прав потребителей. Жесткая законодательная регламентация поведения предпринимателя на этом этапе превращается в тормоз для развития нормальных рыночных отношений. Поэтому начинается некоторое «смягчение» законодательства. Все больше норм из разряда императивных, т.е. не дающих сторонам права выбора, переходят в сферу договорных отношений. У предпринимателя появляются возможности привлекать потребителя не только и не столько ценами, сколько дополнительными услугами (по обслуживанию, доставке, гарантиям и т.п.). Именно такое ослабление вмешательства государства во взаимоотношения между потребителями и предпринимателями произошло в 1996 г. при принятии новой редакции Закона о защите прав потребителей. В дальнейшем должно произойти еще большее смягчение потребительского законодательства. Защита интересов потребителей станет выгодна предпринимателям.
Будут создаваться и развиваться органы саморегулирования бизнеса, одной из основных целей которых станет создание и распространение правил (кодексов поведения), устанавливающих повышенные по сравнению с законодательством обязательства бизнеса по отношению к потребителям.
Многочисленные нарушения прав потребителей, их сомнения относительно того, что “положено” по закону, порождают много вопросов по поводу восстановления нарушенных прав, процедуры предъявления претензий, деятельности государственных органов и общественных объединений потребителей, возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного изготовителями, исполнителями, продавцами.
Актуальность темы в том, что Закон “О защите прав потребителей” является молодым законодательным актом, в него постоянно вносятся коррективы, изменения, дополнения. Он все еще находится в стадии формирования, и людям необходимо следить за его стремительным развитием, так как потребителями являемся все мы. Для каждого человека поход в магазин – обычное дело, совершаемое каждый день. Различные спорные ситуации при этом неизбежны.
Основная цель этой работы – рассмотреть Закон “О защите прав потребителей” РФ и определить, насколько он совершенен, нет ли в нем “дыр” или недостатков, и предположить путь его развития в будущем.
Главные задачи работы: проследить становление и формирование закона, объяснить основные его понятия, рассмотреть требования к качеству товара, определить действия при приобретении товара ненадлежащего качества, а также раскрыть смысл судебной защиты потребителей.
Данная курсовая работа условно разделена на несколько глав: государственные органы по защите прав потребителей, общественные организации по защите прав потребителей, разъяснения по применению закона, часто задаваемые вопросы, судебная практика.
В каждой главе собрана необходимая информация по конкретной тематике: в первой содержится краткая характеристика, функции и полномочия государственных органов по защите прав потребителей; во второй рассматривается деятельность наиболее приближенных к потребителю служб по защите прав потребителей органов местного самоуправления; в третьей поясняется закон; а четвертая и пятая главы посвящены ответам на вопросы и примерам. Также в приложении можно увидеть образцы заявлений.
1. Потребительские рынки.
Модель покупательского поведения
Потребительский рынок — отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Развернутая модель покупательского поведения представлена на рис. 1.