Оглавление:
Правомерно ли оказание медицинских услуг по проведению обязательных периодических осмотров работников организации выездными бригадами медицинских работников вне места осуществления деятельности (не по адресу поликлиники), указанного в лицензии? Возможно ли указать в договоре пункт о проведении медосмотра на территории заказчика? Является ли это нарушением законодательства РФ?
Прежде всего отметим, что деятельность медицинской организации по проведению медицинских осмотров является деятельностью, требующей получения лицензии (п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ), п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).
В свою очередь, из п. 8 ст. 3, ч. 3 ст. 8, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 13, п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 7 ст. 18 Закона N 99-ФЗ следует, что лицензируемая деятельность должна осуществляться по месту нахождения объекта (помещения, здания, сооружения, иного объекта), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, отвечает другим установленным требованиям, и при условии, что адрес места нахождения такого объекта (адрес места осуществления лицензируемой деятельности) указан в лицензии.
Отметим, правда, что в некоторых случаях из законодательства прямо следует возможность осуществлять медицинскую деятельность не по месту нахождения соответствующего объекта, предназначенного для осуществления такой деятельности: например, в случае оказания медицинской помощи по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации (п. 1 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); в амбулаторных условиях в случае вызова врача на дом (п. 2 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); мобильными медицинскими бригадами при оказании первичной медико-санитарной помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий (пп. 1 п. 7 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 N 543н (далее — Положение N 543н)).
Однако ст. 46 Закона N 323-ФЗ, посвященная медицинским осмотрам и диспансеризации, не содержит положений, которые прямо предусматривали бы возможность проведения периодических медицинских осмотров работников вне места нахождения объекта, предназначенного для осуществления медицинской организацией медицинской деятельности, адрес которого указан в лицензии такой организации. Отсутствуют такие положения и в иных нормативных правовых актах, регулирующих порядок прохождения работниками периодических медицинских осмотров. Напротив, некоторые из них прямо устанавливают, что для прохождения медицинских осмотров работник обязан прибыть в медицинскую организацию (смотрите, например, п. 28 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н). При этом медицинские осмотры, в том числе периодические, согласно Требованиям к организации и выполнению работ (услуг), утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н, не относятся ни к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой амбулаторно, ни к скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, поэтому соответствующие положения ст. 32 Закона N 323 и Положения N 543н, позволяющие оказывать соответствующие виды помощи за пределами объектов, по месту нахождения которых медицинская организация осуществляет свою деятельность, применению к проведению медицинских осмотров не подлежат.
На основании вышеизложенного правоприменительная практика также приходит к выводу о том, что проведение медицинских осмотров не по адресу, указанному в лицензии медицинской организации, в том числе по адресу, где находится заказчик медицинских услуг, является нарушением лицензионных требований, квалифицируемых в зависимости от обстоятельств дела и наступивших последствий по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (смотрите, например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2017 по делу N А32-26477/2017, решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.08.2017 по делу N А03-9443/2017, решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.12.2016 по делу N А19-19494/2016, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.02.2015 по делу N А43-32311/2014, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2010 по делу N А70-859/2010*(1)).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что проведение периодических медицинских осмотров вне объектов медицинской организации по месту нахождения работодателя квалифицируется как нарушение законодательства о лицензировании.
Вместе с тем необходимо помнить, что наказуемым согласно нормам КоАП РФ является фактическое осуществление медицинской организацией деятельности по адресу, не указанному в лицензии. Поэтому само по себе указание в договоре на то, что медицинские осмотры проводятся по месту нахождения работодателя, при отсутствии или недоказанности факта их проведения, не может служить основанием для привлечения медицинской организации к административной ответственности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
10 апреля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Отметим, что последнее решение было вынесено еще в период действия Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», однако в связи с тем, что нормы данного закона относительно места осуществления лицензируемой деятельности практически идентичны положениям Закона N 99-ФЗ, выводы, сделанные судом в этом решении, являются актуальными и в настоящее время.
Лицензия на проведение периодических медицинских осмотров
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
от 14 июня 2005 г. N 02И-262/05
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития сообщает.
Для проведения медицинских осмотров с последующей выдачей медицинских справок для получения водительских удостоверений юридическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы должно иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2002 N 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности» утверждена номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, подлежащих лицензированию (Приложение N 1), содержащая работы и услуги по проведению экспертизы профпригодности (06.028) и предварительных и периодических медицинских осмотров (06.033), которые включают проведение медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в том числе мотоблоков.
Порядок проведения осмотров водителей автотранспортных средств регламентируется Приказом Минздрава СССР от 29.09.89 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».
Периодические и предварительные медицинские осмотры, в том числе осмотр водителей транспортных средств, проводятся в соответствии с Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» и Приказом Министерства здравоохранения России от 10.12.96 N 405 «О проведении предварительных и периодических осмотров работников», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».
При условии включения юридическим лицом в состав комиссии по проведению периодических и предварительных медицинских осмотров психиатра и психиатра-нарколога и при налич ии у о рганизации лицензии на выполнение таких работ и услуг в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, как «психиатрия» и «психиатрия-наркология», названными специалистами проводится освидетельствование водителей автотранспортных средств в рамках проведения медицинских осмотров.
Учитывая изложенное, организация, имеющая лицензию на проведение экспертизы профпригодности , а также периодических и предварительных медицинских осмотров, имеет право заниматься проведением медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в том числе мотоблоков, с последующей выдачей медицинских справок для получения водительских удостоверений.
Получение лицензии на проведение медициских осмотров и освидетельствований
Вам нужно подать заявление в орган Росздравнадзора и для получения медицинской лицензии предоставить такие документы:
пакет учредительных документов, куда входят устав организации и учредительный договор;
нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
выписка из ЕГРЮЛ;
информационное письмо об учете в ЕГРПО;
документы на используемое помещение, подтверждающие право на осуществление в нем медицинской деятельности;
документы, разрешающие использовать установленное в клинике медицинское оборудование;
копия документа об уплате государственной пошлины;
документы об образовании главврача и персонала.
Нормативные акты по этому поводу:
— Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Счетчик обращений граждан
Ответы на часто задаваемые вопросы
В данном разделе содержатся ответы, на наиболее часто задаваемые вопросы, содержащиеся в обращениях граждан, поступающих в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. Настоятельно рекомендуем вам внимательно просмотреть данный раздел, прежде чем обращаться непосредственно в Росздравнадзор. Возможно ваш вопрос достаточно подробно освещен в перечне вопросов и ответов.
Статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено — медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания
медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, предусмотрены лицензионные требования, обязательные для соблюдения, в том числе и соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее Порядок) обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее — предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — периодические осмотры) проводятся в целях:
1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;
2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
5) предупреждения несчастных случаев на производстве.
Таким образом, объем оказания медицинской помощи, осуществляемой в рамках проведения предварительных и периодических осмотров, составляет медицинскую помощь, осуществляемую каждым специалистом, входящим в комиссию по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, что в свою очередь предполагает обязательное выполнение порядков оказания медицинской помощи и соответственно стандартов оснащения, предусмотренных порядками оказания по профилю оказываемой отдельной работы (услуги), которая подлежит лицензированию в соответствии с Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 по адресу места осуществления.
Стандарты оснащения, предусмотренные порядками оказания медицинской помощи по профилю ее оказания (специалистов, входящих в комиссию по проведению медицинских осмотров (предварительных периодических), не предусматривают необходимость наличия медицинского изделия — передвижного медпункта.
На основании вышеизложенного полагаем, что проведение медицинских осмотров (предварительных и периодических) в передвижных лечебно-диагностических комплексах не обеспечивает выполнение Порядка в полном объеме.
Таким образом, деятельность специалистов, входящих в комиссию по проведению медицинских осмотров (предварительных и периодических), подлежит лицензированию по месту их осуществления в соответствии с лицензионными требованиями, предусмотренными Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291.
На основании вышеизложенного полагаем, что проведение медицинских осмотров (предварительных и периодических) в передвижных лечебно-диагностических комплексах не обеспечивает выполнение Порядка в полном объеме и не может осуществляться в передвижных мобильных медицинских пунктах с учетом действующего в настоящее время законодательства.
Кроме того, согласно пункту 2 Правил организации деятельности мобильной медицинской бригады (приложение № 8 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н), мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителей населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и или имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к месту осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, относится объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие, позволяющие идентифицировать объект, данные.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются, в том числе и адреса мест осуществления медицинской деятельности.
Осуществление медицинской деятельности по адресу, не указанному в лицензии, расценивается как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии).
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников — Надзор за условиями труда
Надзор за условиями труда
Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников
Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников
Предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работников поручаемой им работе.
Основной целью периодических медицинских осмотров является:
- динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска;
- выявление общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
- своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
Необходимость прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров регламентирована следующими нормативными документами:
Со гласно ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе
Перечень работ, при которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, регламентируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011г. № 302 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ).
Периодические и (или) предварительные осмотры проводятся на основании разработанных и утвержденных работодателем перечней контингентов и поименных списков работников.
В соответствии с Приказом список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя.
В соответствии с Приказом заключительный акт по результатам прохождения периодического медицинского осмотра направляется медицинской организацией в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в течение 5 рабочих дней с даты утверждения.
Согласно п. 37 Приказа работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации или предельно допустимого уровня по действующему фактору, работники, имеющие заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, не реже одного раза в 5 лет должны проходить периодические медицинские осмотры в центрах профпатологии.
Грубым нарушением Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон) является оказание услуг отдельными медицинскими организациями по проведениюпредварительных и периодических медицинских осмотров выездными бригадами вне места осуществления деятельности, указанного в лицензии.
В силу п. 8 ст. 3 Закона место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Таким образом, в лицензии указываются все соответствующие лицензионным требованиям объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, на территории которых лицензиат фактически осуществляет медицинскую деятельность и осуществление медицинской деятельности по другим адресам, как показывает судебная практика, рассматривается как осуществляемая с нарушением условий лицензии.
Все обязательные медосмотры должны проводиться за счет работодателя.
Требования к организации, проводящей предварительные и периодические медосмотры работников
может ли заказчик государственных и муниципальных услуг включить требование к организации, проводящей предварительные и периодические мед. осмотры работникам, работающим во вредных условиях труда о наличии мед. лицензии на клиническую лабораторную диагностику.
То есть, не только мел. лицензию на предварительные мед. осмотры,а также экспертизу профессиональной пригодности, но и на клиническую лабораторную диагностику.Наличие у участника аукциона соответствующей лицензии- на клиническую лабораторную диагностику, как критерий участия в электронном аукционе преследует защиту прав и интересов работников заказчика, которым более полно и качественно будет диагностировано наличие или отсутствие мед. противопоказаний к выполнению работы во вредных условиях труда
Ответы юристов (2)
Добрый день, Анна!
Все требования к заказчику должны быть обусловлены потребностями заказчика, если условия труда в организации таковы, что для выявления противопоказаний необходимо проведение клинической лабораторной диагностики, то такое требование вполне обосновано.
Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых…
3. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — периодические осмотры) проводятся в целях:
2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
С уважением, Софья.
Добрый день, Анна
согласно Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением правительства РФ № 291 от 16.04.2012, для проведения периодических медосмтров медицинской организации достаточно лицензии на услуги по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), иметь отдельную лицензию на лабораторную диагностику не требуется, тк. при выдаче лицензии на медосмотры лицензирующий орган проверяет организацию на наличие всех специалистов, которые задействованы при их проведении, и на соответствие иным требованиям. Если Вы выставить еще и и иную лицензию, это может быть признано ФАС ограничением конкуренции. Чтобы требовать лицензию на лабораторную диагностику необходимо выставлять иные услуги, кроме медосмотров
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
Правомерно ли оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров?
Правомерно ли оказание услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров выездными бригадами
вне места осуществления деятельности, указанного в лицензии? Вправе ли медицинская компания осуществлять деятельность по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров
выездными бригадами не по месту осуществления деятельности, указанному в лицензии.
Прошу сослаться на законодательные документы. Спасибо.
Ответы юристов (1)
Порядок проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н, Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденные приказом Минздрава РФ от 11.03.2013 N 121н, а также Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержат запрета на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров выездными бригадами.
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
Можно ли получить лицензию на медицинские осмотры
Может ли лицензирующий орган отказать в лицензии на проведение предварительных и периодических осмотров при отсутствии лицензии на рентгенологию, но с заключенным договором с организацией, у которой есть лицензия на рентгенологию и проведение предварительных и периодических осмотров, а также передвижной флюорограф, который она будет предоставлять
Ответы юристов (8)
Павел, добрый вечер.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ
МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
ВХОДЯЩИМИ В ЧАСТНУЮ СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, в п.4 указывает, что
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия), являются:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
б)наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
Поскольку в данном случае необходимое оборудование будет находится у вас на праве аренды, т.е. том самом ином законном праве, то это не может быть основанием для отказа в выдаче лицензии.
С уважением, адвокат Сергей Нестеров.
Уточнение клиента
Проведение медицинских осмотров (приказ 302н) предполагает обязательное обследование специалистами порядка 11-12 специальностей, на эти специальности у нашей организации есть лицензия, но нет лицензии на рентгенологию, которая тоже является обязательной. Так как в нашем городе отсутствует возможность заключить договор с организацией имеющей стационарный флюорограф, можем ли мы для получения лицензии заключить договор с организацией, находящейся в другом городе, имеющей передвижной флюорограф?
15 Декабря 2017, 17:50
Есть вопрос к юристу?
Согласно действующему порядку, постановлением Правительства РФ, регулируется порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями
с заключенным договором с организацией, у которой есть лицензия на рентгенологию и проведение предварительных и периодических осмотров
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2012 года N 291
О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)
(с изменениями на 8 декабря 2016 года
4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия), являются:
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
http://docs.cntd.ru/document/9.
Здравствуйте. Согласно ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ВХОДЯЩИМИ В ЧАСТНУЮ СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
НА ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА «СКОЛКОВО»)
4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия), являются:
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
Таким образом, отказ в лицензировании будет незаконен.
13. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Уточнение клиента
Уважаемые юристы. Данный пункт (4 е)положения о лицензирования относиться к другому вопросу, а именно к техническому обслуживанию медицинских изделий.
15 Декабря 2017, 18:11
, можем ли мы для получения лицензии заключить договор с организацией, находящейся в другом городе, имеющей передвижной флюорограф?
закон не ставить удалённость организации, с которой вы собираетесь заключить договор, в зависимости от того, где вы находитесь.
Можете, поскольку основанием для отказа в выдаче лицензии может стать отсутствие такого прибора у вас в принципе. Однако если он находится у вас на законном основании (аренда и пр), причём неважно, где находится организация, передавшая вам прибор-требования приведённого мною Положения о лицензировании будут считаться выполненными и оснований для отказа в выдаче лицензии быть не должно.
Данный пункт (4 е)положения о лицензирования относиться к другому вопросу, а именно к техническому обслуживанию медицинских изделий.
да, признаю, вчитавшись внимательнее, полагаю, что п. «б» более подходящий. Первый ответ тогда прошу не считать. Корректировка.
Уточнение клиента
Вы меня не совсем поняли. В данном случае я имею в виду не договор аренды оборудования (4б положения) для лицензирования, в частности ренгенологии, а договор на оказание услуг (рентгенологических исследований) для получения лицензии на определенный вид деятельности (предварительные и периодические медицинские осмотры). Данный вид деятельности регламентируется приказом 302н. Пункт 39 приложения 3. Центры профпатологии и другие медицинские организации, имеющие право на проведение периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, при проведении периодического осмотра могут привлекать медицинские организации, которые имеют право в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на проведение предварительных и периодических осмотров и экспертизы профессиональной пригодности. Лицензирующий орган отказывает на основанию отсутствия возможности проведения рентгенологических исследований в нашей организации, а договор не принимает во внимание так как с их слов организация с которой мы его заключили находится в 50 км от нашей (мол, если через дорогу то пожалуйста:))
15 Декабря 2017, 18:41
По первому своему ответу соглашусь, не совсем корректно приведен указанный пункт, касающийся обслуживания оборудования.
Между тем, приведенный выше неоднократно пункт касающийся аренды медицинского оборудования подойдет для случаев обращения по вопросу лицензирования соискателей, у которых оно отсутствует в наличии.
В данном случае я имею в виду не договор аренды оборудования (4б положения) для лицензирования, в частности ренгенологии, а договор на оказание услуг (рентгенологических исследований) для получения лицензии на определенный вид деятельности (предварительные и периодические медицинские осмотры).
наличие договора оказания услуг, в качестве требования в перечне утвержденном постановлением правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291 не указано, следовательно в чистом виде такого рода договор по моему мнению не может являться основанием.
Между тем. как было указано выше, требованием является:
наличие принадлежащих соискателю лицензии… на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
соответственно, иное основание предполагает аренду в качестве основания для соответствия данному требованию.
Между тем, в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ:
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
А это значит. что Вы вправе заключить договор смешанного характера, т.е. с элементами аренды, для соответствия лицензионным требованиям в целях подтверждения — наличия принадлежащих соискателю лицензии на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке, так с элементами оказания услуг (рентгенологических исследований) для решения своих рабочих моментов связанных с проведением данного вида исследований.
Что касается удаленности, то ссылаясь на данной обстоятельство, уполномоченный орган обязан привести соответствующую правовую норму, согласно которой это является обстоятельством препятствующим получению лицензии, из рассматриваемых выше положений, я таких запретов не увидел, а значит ссылка на данное обстоятельство неправомерна.
Добрый вечер, Павел
чтобы понять сможете ли Вы получить лицензию на периодические медосмотры нужно рассмотреть соотвествуете ли вы лицензионным требованиям, установленным Положением о лицензировании медицинской деятельности.
Пункт 4,7 устанавливает следующие лицензионные требования и документы их подтверждающие (привожу только имеющие отношение к Вашему вопросу):
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям; — документы на помещения, санэпидзаключение на лицензируемые виды деятельности
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; — документы на используемую мед.технику (рег.удостоверения)
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); — наличие в штате специалистов соотвествующего профиля
таким образом формально в положении о лицензировании не указывается в качестве документов, подтверждающих соотвествие лицензионным требованиям договоров со сторонними организациями.
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
касается только технического обслуживания медицинской техники
Лицензирующий орган отказывает на основанию отсутствия возможности проведения рентгенологических исследований в нашей организац
Кроме того надо понимать, что лицензия выдается на определенный объект с конкретным адресом, где будет осуществляться медицинская деятельность, а Ваш контрагент имеет лицензию на право осуществлять деятельность только по своему адресу. Исходя из изложенного, получается Вы формально не можете подтвердить свое соотвествие лицензионным требованиям и условиям.
Не хотите пойти по другому пути: раз флюроограф передвижной заключить договор на аренду данного аппарата и принять в свой штат по совместительству специалистов по рентгенологии?
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.