Как назывался штраф за убийство в германских варварских правдах

Значение варварских правд как исторических источников Салическая правда

Главная > Документ

2.Значение варварских правд как исторических источников…………….3

Важнейшим источником права в Средние века являлись варварские правды — записи обычного права варварских племен. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее — Бургундская Правда. В конце V или в начале VI вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков — Рипуарская Правда. Алеманы имели свою — Алеманскую Правду, бавары — Баварскую Правду, саксы — Саксонскую и т.п. Господствовал при этом «национальный», а не территориальный принцип действия права.

Варварские правды (лат. Leges barbarorum, буквально — законы варваров), запись обычного права германских племён (вестготов, бургундов, франков и др.), основавших на территории Западной Римской империи свои королевства. К Варварские правды относятся: Вестготская правда (её самая ранняя часть записана во 2-й половине 5 в.), Бургундская правда (конец 5 — начало 6 вв.), Салическая правда (записана в начале 6 в.), Рипуарская правда (6—7 вв.), Алеманнская правда (кон. 6—8 вв.), Баварская правда (сер. 8 в.), Лангобардские законы (сер. 7—сер. 8 вв.), Англо-саксонские законы (7—9 вв.), Саксонская правда, Фризская правда, Тюрингская правда, Правда франков-хамавов (нач. 9 в.).

Значение варварских правд как исторических источников

Имея много общих черт с записями обычного права других германских и негерманских племён (например, с древними скандинавскими и исландскими законами, Русской правдой и др.), В. п. отличаются от них прежде всего тем, что отражают процесс перехода от родового строя к феодальному, протекавший либо в форме синтеза разлагавшихся германских родовых и римских рабовладельческих отношений, либо, по крайней мере, при участии отдельных элементов рабовладельческой формации и её духовной культуры (римского права, письменности, религии и пр.). Почти все Варварские правды испытали в большей или меньшей степени влияние римского права (особенно Вестготская и Бургундская). Варварские правды объединяет также хронологический признак. Время их возникновения 5—9 вв., все они (за исключением англосаксонских) записаны на вульгарной латыни. Для Варварских правд (во всяком случае для континентальных) характерно также взаимовлияние. Все Варварские правды были записаны по инициативе королевской или герцогской власти. Варварские правды имеют, как правило, сложную структуру: состоят из отдельных частей разновременного происхождения (например, Рипуарская, Алеманнская) или, будучи результатом единого законодательного акта (Салическая правда), дополнены королевскими законами более позднего периода. В ряде случаев собственно Варварскими правдами является лишь древнейшая часть (например, в Вестготской правде — кодекс Эвриха, в Лангобардских законах — эдикт Ротари), так как позднейшие дополнения или редакции внесены в порядке королевского законодательства.

Варварские правды представляют собой судебники, в которых отдельные казусы возводятся в обычай, общие нормы права отсутствуют. Большинство норм Варварских правд касается уголовного права и судебного процесса, но имеются также нормы, регулирующие имущественные отношения членов племени, а также положение органов возникавшей государственности. Варварские правды в большинстве случаев применялись только к лицам данного племени (взаимоотношения римского и др. населения регулировались обычно специальными законами).

Варварские правды — важнейший (а в некоторых случаях единственный источник для изучения общественного строя складывавшихся раннефеодальных государств Западной Европы. В них отражены различные этапы переходного периода от родоплеменного строя к феодальному. В Салической, Саксонской (а также Фризской, Тюрингской, хамавов) правдах еще отчётливо выступают черты родоплеменного строя с остатками кровнородственных отношений. Однако Варварские правды (даже самые архаические) свидетельствуют уже о наличии известного социального расслоения: в них наряду с рядовыми полноправными свободными членами племени различаются родовая и служилая знать, с одной стороны, полусвободные и несвободные люди — с другой. Но в качестве основных субъектов права в Варварских правдах выступают ещё рядовые свободные общинники — непосредственные производители (классы феодального общества ещё не сформировались). Варварские правды дают возможность проследить переход от земледельческой общины к марке и дальнейший процесс разложения общинного строя, переход пахотной земли в собственность отдельных семей, начальный этап классообразования и зарождения государства. В Варварских правдах, зафиксировавших наиболее далеко зашедший процесс классообразования и становления феодального общества (особенно в Баварской, Алеманнской, Вестготской), нашли отражение развитие крупного землевладения и превращение свободных общинников в зависимых крестьян, зарождение условного землевладения, усиление королевской власти и государственного аппарата, церкви.

Для В. п. характерна внутренняя противоречивость, отразившая борьбу между элементами старого родоплеменного и зарождавшегося феодального укладов. В. п. представляют собой, с одной стороны, фиксацию обычая, соответствовавшего ещё интересам широких масс общинников, а с другой — введение правовых норм, отражавших интересы зарождавшегося класса феодалов, стремление формировавшегося государства устранить институты родоплеменного строя или приспособить их к собственным нуждам.

По мере упрочения феодального строя В. п. утрачивали своё значение, и к 11 в. в большинстве случаев перестали применяться.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой пра­вящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов фео­дального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, свя­занного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального госу­дарства приходит феодальная раздробленность.

В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношение эксплуатации среди самих франков не были раз­виты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сфор­мировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Важнейшим источником для изучения общественного строя франков пре­имущественно Северной Галии в меровингский период является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале 6в. еще при хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.

«Салическая правда» более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного с троя, существовавшие у франков ещё до заво­евания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римскрго насе-ления. Но на протяжении 6-9 вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде» поэтому в сочетании с другими источни­ками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в полом.

Первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, — «Салического закона» (первоначаль­но ту часть этого племени, которая жила около моря, называли «салическими», т.е. «приморскими» франками). После завоевания Гал­лии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регули­ровать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записан «Салический закон».

Мы знаем, что франки говорили на германском диалекте, упот­ребляя отчасти также латынь местных жителей Галлии, но в письме применялся только латинский язык. На нем-то и записан «Саличес­кий закон».

Запись обычаев, издавна сложившихся в народе, отличается от тех государственных законов, которые были составлены в Риме уче­ными юристами. В законодательстве устанавливаются общие нормы: какие наказания или штрафы следуют в результате правонаруше­ния, но конкретные случаи не описываются, — они подводятся под норму. Совсем иначе обстоит дело в записи обычая. Здесь нет общего постановления о том, какое наказание постигнет убийцу или вора. Вместо этого мы найдем в «Салическом законе» многочисленные статьи, каждая из которых описывает именно индивидуальный факт. За убийство человека положено было платить ВЕРГЕЛЬД («возмещение за жизнь»), но размеры его неодинаковы и зависят от того, кто убий­ца и кто убитый, ибо за галло-римлянина положено было платить меньше, чем за свободного франка. Отдельно говорится о возмещениях за убийство зависимых людей и рабов. Что касается ранений, то записи о них в «Салическом законе» представляют собой целый «анатомический трактат», так как за каждую рану положено особое возмещение.

То же самое видим мы и в статьях о кражах. Тот, кто ожидал бы найти здесь постановление о штрафе за покушение на чужую соб­ственность, изложенное в общей форме, будет удивлен тем, что вме­сто этого в «Салическом законе» детально перечисляются конкрет­ные виды домашнего имущества и скота (отдельно о быках, о коро­вах, о поросятах, овцах, конях и т.п.) с указанием их возраста и степени пригодности, а также обстоятельств, при которых была со­вершена кража (скажем, увели ли корову с пастбища или похитили из хлева). При этом размеры возмещении могут быть те же самые, и тем не менее каждый случай записан особо.

Составители этого судебника мыслят конкретно, а не общими нормами. Точно так же конкретно и наглядно стремятся они описать и все другие правовые обычаи.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассо­вом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда. правовой памятник франков, относящийся к V в, проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого рас­пространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка счи­тался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков Других социальных групп: служилая знать, свободные франки (об­щинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадле­жало. Важным фактором, влияющим на правовые различия фран­ков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти раз­личия наиболее ярко выражались в системе денежных возмеще­нии, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц — по­лусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и ма­териальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участ­вовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода. Зародыши социального расслоения в среде франков-завое­вателей проявляются в «Салической правде» в различных разме­рах вергельда разных категорий свободного населения. Для прос­тых свободных франков он составляет 200 солидов, для королев­ских дружинников (антрустионов) или должностных лиц, состо­ящих на службе у короля, — 600.

Прогресс в хозяйстве был следствием не только внутреннего развития франкского общества, но и результатом заимствования германцами более совершенных методов ведения сельского хозяй­ства, с которыми они столкнулись на завоеванной римской тер­ритории.

В этот период у франков существует вполне развитая частная, свободноотчуждаемая собственность на движимое имущество. Но такой собственности на землю, за исключением приусадебных участков, «Салическая правда» еще не знает. Основной земельный фонд каждой деревни принадлежал коллективу ее жителей — свободных мелких земледельцев, составлявших общину. По данным древнейшего текста «Салической правды», франкские об­щины представляли собой очень разные по размеру поселения, состоявшие из родственных семей. В большинстве случаев это были большие (патриархальные) семьи, включавшие близких род­ственников обычно трех поколений — отца и взрослых сыновей с их семьями, ведущих хозяйство совместно. Но появлялись уже и малые, индивидуальные семьи. Дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности отдельных больших или малых семей, а пахотные и иногда луговые наделы — в их наследственном пользовании. Однако право свободно распоря­жаться наследственными наделами принадлежало только всему коллективу общины. Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI в. только зарождалась. Об этом свидетельствует IX глава «Салической правды» — «Об аллодах»,

Вопреки утверждениям ряда буржуазных историков конца XIX и XX в. (Н.-Д. Фюстель де Куландж, В. Виттих, А. Допш, Т. Майер, К. Босль, О. Бруннер и др.) о том, что у франков в V—VI вв. гос­подствовала полная частная собственность на землю, «Салическая правда» предполагает наличие у франков общины. Так, глава XLV «О переселенцах» гласит: «Если кто захочет переселиться в виллу (в данном контексте «вилла» означает деревню. — Ред.) к другому и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится пере­селению, он не будет иметь права там поселиться». Если при­шелец все же поселится в деревне, то протестующий может воз­будить против него судебное преследование и изгнать его через суд. Жители виллы здесь выступают как члены общины, регулирующие поземельные отношения в своей деревне.

Община «Салической правды» представляла собой в V—VI вв. переходный этап от большесемейной «земледельческой» общины (где сохранялась коллективная собственность рода на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей) к соседской общине-марке, в которой уже господствует индивидуальная собственность малых семей на надельную пахотную землю при сохранении об­щинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр.

В «Салической правде» отчетливо прослеживается еще замет­ная роль у франков родовых отношений. Сородичи продолжали играть большую роль в жизни свободного франка. Из них состоял тесный союз, включавший всех родичей «до шестого колена» (треть­его поколения по нашему счету), все члены которого в опреде­ленном порядке обязаны, были выступать в суде в качестве соприсяжников (принося присягу в пользу сородича). В случае убий­ства франка в получении и уплате вергельда участвовала не только семья убитого или убийцы, но и их ближайшие родственники со стороны отца и матери.

Вот статья «О горсти земли». В ней речь идет о человеке, который совершил убийство, но лишен средств достаточных для уплаты вергельда. Он должен собрать в своем доме, в четырех его углах, землю и, держа ее горсть в руке, выйти во двор усадьбы, за оградой которой собрались его сородичи. И он должен, оборотившись к ним спиной, бросать в них эту землю, а затем в одной рубахе (т.е. снявши плащ — обычную одежду франка), без пояса и с колом в руке перескочить через ограду. И тогда обязанность уплатить недостающую часть возмещения за убитого возлагается на тех, в кого неплатежеспособный убийца бросил горсть земли.

По сути дела, человек, попавший в трудное положение, вынужден отказаться от собственного дома и усадьбы, передать их тем, кто мог бы заплатить вергельд. Если вергельд не будет выплачен, ему грозит смерть — месть родственников убитого. Но в центре внимания составителей судебника в данном случае (и в ряде других) — процедуры, жесты, символические действия. Важно соблюсти обычай. Отказывающийся от родства, должен переломить «ветви мерою в локоть» и разбросать их на все четыре стороны, — это символизировало разрыв родовых связей.

Наблюдается стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей. Глава IX «Салической правды» подроб­но описывает процедуру отказа от родства, во время которой чело­век должен публично, в судебном заседании отказаться от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от нас­ледства и от других отношений с родичами. В случае смерти тако­го человека его наследство поступает не родичам, а в королевскую казну.

В конце VI в. под воздействием имущественного расслоения и ослабления родовых связей наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную, отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей — аллод. Ранее, в «Сали­ческой правде», этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод в ту пору понимался как соб­ственность, но применительно к земле — только как наследствен­ный надел. Но в эдикте короля Хильперика (561—584) во измене­ние главы «Салической правды» «Об аллодах» было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи», т. е. община. Земля стано­вится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, другими словами, превращается в собственность общинника. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению. По словам Ф. Энгельса, «аллодом создана была не только возможность, но и необходимость превращения первоначального равенства земельных владений в его противоположность». Община сохраняется, но ее права теперь распростра­няются лишь на неподеленные угодья (леса, пустоши, болота, общественные выпасы, дороги и т.п.), которые продолжают оста­ваться в коллективном пользовании всех ее членов. К концу VI в. луговые и лесные участки нередко также переходят в аллодиаль­ную собственность отдельных общинников. В ходе становления аллода большая семья все больше уступает место малой индиви­дуальной семье, состоящей из родителей и детей. Меняет свой’ характер и община. Из коллектива больших семей она к концу: VI в. превращается в объединение индивидуальных семей, владе­ющих аллодами, — соседскую общину или общину-марку. Она представляет собой последнюю форму общинного землевладения, в рамках которой завершается разложение первобытнообщинного строя и зарождаются классовые феодальные отношения.

«Салическая правда» говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска – сначала в марте, затем (при Каролингах) в мае. Но на местах продолжали существовать сотенные собрания (малюс), выполняющие судебные функции.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляло соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена: сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним выплачивали вергельд.

Король выступал прежде всего, как «охранитель мира», как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. «Салическая правда» предусматривала наказания для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, страждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, «Салическая правда» запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.

Королевские предписания, согласно «Салической правде» касаются незначительного круга государственных дел – призыва войска, вызова в суд. Но «Салическая правда» свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутреобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.

«Салическая правда» делит галло-римлян на три категории: «королевских сотрапезников», в которых можно видеть привиле­гированную группу местного населения, приближенную к королю, по-видимому, крупных землевладельцев; посессоров — землевла­дельцев мелкопоместного и крестьянского типа; тяглых людей (трибутариев), обязанных нести повинности. По-видимому, это были люди, пользующиеся чужой землей на определенных ус­ловиях. По сведениям Григория Турского и ряда других источни­ков, в VI в. на этой территории сохранились сенаторы, по тради­ции крупные землевладельцы — высшая категория населения. Большими земельными владениями, в том числе укрепленными центрами, часто находившимися в пределах старых римских горо­дов, располагали епископы. Хотя эти центры — «города» — в ос­новном были резиденциями епископов, в них обычно проживало и некоторое количество торговцев и ремесленников. Крупные зем­левладельцы, как и в позднеримское время, сохраняли в своих владениях определенные политические права над зависимыми от них людьми. Для галло-римского населения, во всяком случае в Северной Галлии, продолжали действовать нормы римского пра­ва, а не «Салическая правда». Дальнейшая эволюция галло-римских социальных отношений шла в сторону наметившегося еще во II—III вв. исчезновения крупных вилл рабовладель­ческого типа, сокращения числа рабов, массового поселения их на земле, закрепления поземельной зависимости колонов от их господ. Определенную роль в ускорении этих процессов сыграли пожалования земли и судебных прав галло-римским землевладельцам франкскими королями уже в конце VI—VII в., их привлечение на королевскую службу в качестве придворных и администраторов.

Таков «Салический закон» (и таковы же записи обычаев у других германских племен). При первоначальной записи закона король мало вмешивался в его содержание. Но при потомках Хлодвига королевс­кая власть начинает влиять на законодательство, не столько отменяя старые нормы, сколько дополняя их новыми постановлениями.

Германцы исходили из уверенности в том, что закон вообще не создается людьми, — они лишь «находят», «вспоминают» его. Право — над людьми, в том числе и над королями. Главное качество права то, что оно (старое), а в силу своей древности «доброе», «справедливое».

Феодальное право представляло собой право господствующего класса — феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании монопольного права собственности на землю и неполной собственности на зависимых крестьян, в обеспечении их политического и экономического господства в обществе.

Основными чертами феодального права были нормы, регулирующие поземельные отношения, право закрепляло неравенство различных сословий.

В феодальном праве отсутствовало привычное для нас деление на отрасли права, это было право сильного — «кулачное право», велика была роль церковного права.

В западной Европе начало «вторую жизнь» римское право.

Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв., М., 1956

История Европы. М. 1988 г., т. I. М. 1992 г., т.II. М. 1993 г., т. III.

Аннерс Э. История европейского права. М. 1970 г..

Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего Мира. Учебное пособие М. 1993 г.

Найдено 4 определения термина ВЕРГЕЛЬД

в германских варварских правдах — денежное возмещение за убийство свободного человека. Постепенно вытеснило кровную месть. В Древней Руси аналогичное понятие называлось — вира.

от др.-верх.-нем. Wer — человек и Gelt — цена) — денежная компенсация за убийство свободного человека, установленная в герм. варварских правдах. В. выплачивался родом убийцы роду убитого, постепенно вытеснив кровную месть. Устанавливался в зависимости от социального положения убитого, его пола и возраста, от того, к какой национальности он принадлежал (галло-римской или германской).

Вергельд (цена человека)

Вергельд («цена человека») (wergild), в англосаксонской Британии — денежный выкуп, к-рый должен был уплатить убийца свободного человека в кач-ве компенсации родственникам убитого. Размер индивидуального В. определялся законом и различался в зависимости от обществ, положения убитого. За простолюдина (свободного, «керла») полагался В. в сумме 200 шил., за дворянина (графа) — 1200 шил., а за короля 7200 шил. Несвободный не имел права на В., компенсацию платили хозяину убитого.

нем. Wergeld, от др.-верх.-нем. Wer-человек и gеlt — цена) — в варварских правдах ден. возмещение за убийство, уплачивалось убийцей и его родственниками родичам убитого, заменяло кровную месть. На стадии перехода от родовой общины к соседской В. был одинаковым для всех свободных общинников, а к платежу (или получению) его привлекался довольно широкий круг родичей. Так, по Салической правде, в уплате В. участвовали, вслед за самим убийцей, члены его семьи (отец и братья), потом — трое родичей по отцу и трое по матери. Саксонская правда усиливала ответственность самого убийцы, к-рый платил 2/3 В. и только 1/3 — его родственники. В «правдах», возникших в эпоху распада соседской общины-марки, В. отразил интенсивный процесс классообразования. Напр., в Алеманнской правде встречаются подразделения на «первых», «средних» и «простых» алеманнов, защищенных соответствующими В. в 240, 200 и 160 солидов. Большинство поздних «правд» (Баварская правда и др.) устанавливает повышенные В. для знатной верхушки племени (640 солидов), для представителей церкви (за убийство священника — 300) и нарождавшейся гос. власти (герцога — 900 солидов). В. сохранялся иногда и при развитом феодализме (напр., в «Саксонском зерцале»), однако не столько в качестве пережитка, сколько как уголовный штраф, обеспечивавший усиленную защиту привилегированных сословий от посягательств «низов». Вира Русской правды, соответствующая зап.-европ. В., отражает поздний этап эволюции данного института.

Лит.: Грацианский Н., О материальных взысканиях в Варварских правдах, «Историк-марксист», 1940, No 7, с. 54-64; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв., М., 1956.

В. В. Дорошенко. Рига.

Найдено схем по теме ВЕРГЕЛЬД — 0

Найдено научныех статей по теме ВЕРГЕЛЬД — 0

Найдено книг по теме ВЕРГЕЛЬД — 0

Найдено презентаций по теме ВЕРГЕЛЬД — 0

Найдено рефератов по теме ВЕРГЕЛЬД — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран . 2006 .

Смотреть что такое «Вергельд» в других словарях:

ВЕРГЕЛЬД — в германских варварских правдах денежное возмещение за убийство свободного человека. Постепенно вытеснило кровную месть. Вергельд Др. Руси вира … Большой Энциклопедический словарь

ВЕРГЕЛЬД — (нем.). Пеня за убийство у древних германцев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. вергельд (нем. wergeld цена человека) в варварских правдах денежное возмещение за убийство свободного человека, которое… … Словарь иностранных слов русского языка

вергельд — возмещение Словарь русских синонимов. вергельд сущ., кол во синонимов: 1 • возмещение (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

ВЕРГЕЛЬД — (нем. Wergeld цена человека) в германских варварских правдах денежное возмещение за убийство свободного человека. Возник как альтернатива кровной мести и постепенно вытеснил последнюю. Уплачивался семье погибшего, его роду и казне. В уплате В.… … Юридический словарь

Вергельд — (нем. Wergeld, от Wer человек + gelt цена) предусмотренное варварскими правдами денежное возмещение (штраф) за убийство свободного человека, выплачиваемое потерпевшей стороне (первоначально роду убитого, с разложением родового строя ближайшим… … Энциклопедия права

ВЕРГЕЛЬД — (нем. Wergeld цена человека, русск. вира, польск. glowa) в Варварских правдах денежное возмещение за убийство свободного человека. Возникает как альтернатива кровной мести, постепенно вытесняя ее. Размер В. устанавливался соглашением сторон с… … Юридическая энциклопедия

вергельд — в германских варварских правдах денежное возмещение за убийство свободного человека. Постепенно вытеснило кровную месть. В Древней Руси вира. * * * ВЕРГЕЛЬД ВЕРГЕЛЬД, в германских варварских правдах (см. ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ) денежное возмещение за … Энциклопедический словарь

Вергельд — (Wergeld, англосакское Were) развился из права кровавой мести: потерпевшая сторона (первоначально род убитого, с разложением же родового быта ближайшие родственники) могла отказаться от своего права мстить преступнику, с условием, чтобы последний … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Вергельд — (нем. Wergeld, от др. верх. нем. Wer кто нибудь? и Geld деньги) денежная компенсация за убийство свободного человека, установленная в германских варварских правдах. Вергельд выплачивался родом убийцы семье убитого,… … Википедия

Вергельд — (нем. Wergeld цена человека, рус. вира, польск, głowa) в варварских правдах (См. Варварские правды) денежное возмещение за убийство свободного человека. Возникает как альтернатива кровной мести (См. Кровная месть), постепенно вытесняя её … Большая советская энциклопедия

ВЕРГЕЛЬД — (нем. Wergeld цена человека, рус. вира) в варварских правдах денежное возмещение за убийство свободного человека. Возник как альтернатива кровной мести, постепенно вытесняя ее. Размер В. устанавливался соглашением сторон с учетом пола и возраста… … Энциклопедия юриста

19 Салическая правда:

Возникновение Салической правды : “Варварскими правдами” называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов — записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию — “Салический закон” — Lex Salica).

Аллод и собственность: Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, — это уже новое. “Огороженное место” неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь и скоту будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживается здесь на основе временного компромисса.

Но, однако не верно то, что огороженная земля была частной собственностью. Против этого говорит правило: если в семье не остается наследника, пахотный участок возвращается общине (и та передает его тому, кто в нем нуждается). Не случайно, что Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли. Зато с особым рвением стремится законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны так тщательно, что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания.

Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем. Allod, французское al — полный и od — владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев — в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования.

Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только к сыну. Во всем этом не было намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг. ) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет — брат или сестра умершего, но не “соседи”, как это было раньше.

Брак: Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. После его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньки, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства (капитулярием 744 г. )

Сделки: Среди разног рода сделок особое место принадлежало займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом.

Кровная месть: У всех нардов с незапамятных времен в том или ином виде существовал (а кое-где и существует до сих пор) обычай кровной мести. Не смотря на различие в формах осуществления и способах мести, свойственных разным народам, общим является убеждение в том, что без мести нет вечного покоя убитому. Традиции и соответствующее воспитание поставили кровную месть и у германцев выше всех других человеческих чувств. Не только старинные хроники, но даже рыцарские романы германского средневековья наполнены описанием непомерных жестокостей, совершаемых из мести.

Германские правды были составлены в то время, когда кровная месть была уже пережитком. Она стала особенно страшной с переходом к оседлости, с усовершенствованием оружия, с распадением старых родовых коллективов. Самосуд и государство находились в явном противоречии. Тем не менее, правды хотя и ограничивают, но не вовсе запрещают кровную месть. ”Кто мстит за причиненный всем нам ущерб, — говорит составленный в X веке Судебник Лондона, — пусть делает то, что делает” Составленная пятью столетиями раньше, Салическая правда, конечно, содержит указания на кровную месть. Если преступник на столько беден и настолько безроден, что не может собрать денег для своего выкупа, “он должен уплатить своей жизнью”. Тем не менее, Салическая правда скорее запрещает, чем поощряет месть. Она во всех случаях запретна, когда нет умысла, а значит и вражды. С этого, по-видимому, начинается ограничение кровной мести вообще. Где нет вражды, там достаточно возмещения ущерба. Наряду с этим запрещается кровная месть за ранение, а затем обычай убивать лучшего в роду.

Убийство, увечье: Пока человек потреблял все то, что добывал, для кровной мести не было замены. Единственной платой за жизнь и страдание оставались жизнь и страдание. Благодаря новой эпохе в системе наказаний на смену кровной мести приходит штраф. Переход к штрафу взамен кровной мести происходил непросто. Первые акты подобного рода встречали нескрываемое презрение. Принимать деньги за кровь ближнего, в особенности отца или брата, считалось несмываемым позором.

В самое ранее время размер штрафа должен был в каждом отдельном случае устанавливаться соглашением сторон. Многие народы сохраняли этот порядок, не зная никакого другого. Германские правды знают уже только твердо фиксированные суммы штрафов по всем тем видам правонарушений, которые они упоминают. Штраф за убийство они называют вергельдом — “ценой человека”.

Салическая правда назначает штраф в римских монетах — “динариях” и “солидах”. Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов. На эти деньги можно было приобрести не менее 100 быков

Салическая правда назначает неодинаковые наказания за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободного мальчика. В двух последних случаях вергельд повышается в три раза. Имеется в виду женщина, после того как она стала рожать. За убийство женщины, которая рожать не может, назначается 200 солидов.

Обычай, предусматривавший разный вергельд в зависимости от общественной ценности лица, таил возможность дальнейшей дифференциации по признаку его общественного положения. А это не одно и тоже. Указанная возможность была широко использована государством. Прежде всего, короли стали добиваться повышенной защиты для себя и своих слуг — администрации, дружинников, всех “верных” вообще. Реализуя соответствующий интерес, Салическая правда устанавливает за их убийство тройной вергельд. Всякий же, кто стоит ниже свободного франка — римлянин или полусвободный, — защищается значительно меньшим вергельдом. Убийство раба влечет за собой лишь возмещение его рыночной стоимости.

Необычайная детализация имеет место при оценке ранений. В некоторых правдах предусматривается, что размер штрафа зависит от величины раны, измеряемой в дюймах. Общим принципом является то, что за более тяжкое повреждение следует больше платить. Большой палец правой руки ценится дороже всякого другого, а самый дешевый — средний. Если отнято ухо, назначается одна цен, если утерян слух — вдвое большая; когда глаз выбит, говорит Аллеманская правда, — 40 солидов, если поврежден — 20 и т. д.

В самое древнее время судебный штраф — композиция — шел в пользу семьи пострадавшего и его рода. С переходом судебных функций к государству обыкновенно одна треть штрафа стала уплачиваться ему. С конца VI века преступник был обязан платить сам. Последствия этой меры были трагическими для простого народа. Там, где знатный и богатый откупался, крестьянин платил головой.

Судебная власть: В период родового строя верховные судебные функции должны были принадлежать собранию рода, и виновный отвечал непосредственно перед ним. В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний — тунгин — уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургеров. На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы.

Судебный процесс: Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений которые существенным образом затрагивали общий интерес (измен, бегство с поля боя и т. д. ). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.

Никакого предварительного расследования конечно не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника.

Когда не удавалось добиться признания — на чем сосредотачивались основные усилия, — судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий — “суд божий”, состоящий в испытании (не пытке!) соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. Особой формой ордалия был судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца во лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежавшими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне — на дубинках.

Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника. Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входило одно — удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.

С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженными вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.