Приказ документооборот мвд

Оглавление:

С 7 октября изменятся правила госрегистрации в ГИБДД автомототранспортных средств и прицепов к ним

Приказом МВД России увеличен максимальный срок хранения регистрационных знаков при смене автомобиля – с полугода до года, также увеличен и срок действия регистрационных знаков «ТРАНЗИТ», теперь вместо 20 он будет составлять 30 суток (приказ МВД России от 26 июня 2018 г. № 399).

Также документом упрощена процедура замены двигателя транспортного средства. В частности, в случае его замены на аналогичный по типу и модели сведения о нем будут вноситься в базу данных при проведении регистрационных действий по результатам осмотра. Причем документы на него не потребуются. А регистрация транспортного средства, принадлежащего двум и более собственникам, будет возможна за одним из них при наличии письменного согласия всех остальных. Такое согласие нужно будет подать в регистрационное подразделение Госавтоинспекции.

Кроме того, новыми правилами предусматривается возможность постановки на учет транспортных средств с электронными ПТС, оформление которых станет обязательным с 1 ноября 2019 года. При этом паспорт транспортного средства, взамен которого будет оформлен электронный паспорт, начнет считаться недействительным с даты оформления такого паспорта.

Приказ вступит в силу 7 октября. С этой даты приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» утратит силу.

IV. Организация документооборота, учета и исполнения документов

Скачать ПРИКАЗ МВД РФ от 04-12-2006 987 (ред от 21-11-2008) О ДОКУМЕНТАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. Актуально в 2018 году

  • Рубрикатор
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Налоговый учет
  • Бухгалтерский учет
  • Кадровое делопроизводство
  • Производственный календарь 2017
  • Образец договора дарения
  • Сервисы
  • Формы документов
  • Юридический словарь
  • Cоглашение о разделе имущества супругов
  • План счетов
  • Курсы, ставки, индекс
  • Правила бух. учета
  • Как оформить загранпаспорт
  • Навигация и возможности
  • Помощь
  • Поиск
  • Вступление в наследство по завещанию
  • Как получить материнский капитал
  • Как получить паспорт на квартиру
  • Как оформить развод
  • Образец нового полиса ОМС
  • О сайте
  • О системе
  • Условия использования сайта
  • Технические требования
  • Статьи и обзоры
  • Документы для открытия ИП
  • Регистрация граждан

Сайт использует файлы cookie.Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
© 2010—2018. Справочно-правовая система «ЗаконПрост».

К вопросу о документообороте в деятельности подразделений уголовного розыска МВД России (на примере УМВД России по Астраханской области)

Чичерин Юрий Семенович, кандидат юридических наук, доцентпрофессор кафедры оперативнорозыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России,г.Волгоград

Коваленко Людмила Юрьевна,адъюнкт адъюнктурыВолгоградской академии МВД России, г. Астрахань

К вопросу о документообороте в деятельности подразделений уголовного розыска МВД России(на примере УМВД России по Астраханской области)

Аннотация.В статье авторами рассматривается вопрос о документообороте в подразделениях уголовного розыска. Рассмотрены основные документы, которые необходимо выполнять сотрудникам уголовного розыска при осуществлении профессиональной деятельности. С учетом практического опыта,авторами приводятся на примере деятельности УМВД России по Астраханской области статистические данные по количеству документооборота,приходящегося в целом на аппарат управления уголовным розыском, так и на одного сотрудника уголовного розыска, кроме того,авторами предложена классификация документов, используемых сотрудниками уголовного розыска в практической деятельности. В заключении,авторами сделаны предложения по усовершенствованию документооборота в практической деятельности подразделений сотрудников уголовного розыска.

Ключевые слова:документооборот, сотрудники уголовного розыска,документы, практическая деятельность, исполнение.

За последние годы в деятельности подразделений уголовного розыска значительно вырос объем документооборота, что приводит к снижению эффективности оперативнорозыскнойдеятельности. Как показывает практика, едва ли не вся деятельность сотрудников уголовного розыска сопряжена с ее документированием, которое состоит из следующих функциональных обязанностей сотрудников уголовного розыска: прием, обработка, регистрация, распределение документации, исполнение документа, подготовка ответов, хранение и учет документов, уничтожение документов, что свидетельствует о загруженности сотрудников уголовного розыска в работе с документами. Об этом свидетельствует анализ документооборота за 20142015 гг. Управления уголовного розыска УМВД Росси по Астраханской области. Так, документооборот аппарата уголовного розыска УМВД России по Астраханской области в 2015 году составил 51326 документов, что больше аналогичного показателя 2014 года на 20,4%, из которых входящие документы –27429 (0,2%, АППГ27882) и исходящие документы –23897 (+62%, АППГ14738). В среднем,на одного сотрудника уголовного розыска аппарата УМВД России по Астраханской области в 2015 году пришлось 672 документа, что на 1,19 % больше,чем за аналогичный период 2014 года553 документа. [1]. Кроме того, в ряде случаев сотруднику уголовного розыска приходится заниматься ведением документации, которая по своему содержанию дублирует государственную (списки уголовных дел поразличным линиям, данные из оперативных сводок по направлениям, сведения о количестве командировок и т.д.) или не предусмотрена нормативными актами (различные учеты удаленных точек содержания домашних животных, списки гостиниц и т.д.), а также составлением отчетносправочной документации, не представляющей интерес для оперативноразыскной деятельности, т. е.бесполезной (отчеты по исполнению зонального контроля т.д.). В результате чего создается большое количество документов, в которых отражаются однотипные операции или повторно отвечающие на одниите жевопросы. Иногда по вопросам, которые необходимо решать оперативным путем, путем личного общения, сотруднику уголовного розыска приходится вести дополнительную переписку. Это приводит к увеличению числа документов, что делает поток документооборота трудно контролируемым, в нем «тонут» действительно нужные документы и сведения, необходимые для решения вопросов оперативноразыскной деятельности, а это, в последствии, негативно сказывается на профессиональных характеристиках сотрудников уголовного розыска. Основу документооборота подразделений уголовного розыска составляют материалы по рассмотрению и разрешениюзаявлений и сообщений о происшествияхи преступлениях. Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, о происшествии проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены Приказом МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [2].В ходе осуществления в рамках данной деятельности, оперуполномоченными уголовного розыска готовятся такие документы, как рапорта, объяснения, запросы, протоколы, постановления (об отказе в возбуждении уголовного дела, передачи по территориальности) и многие другие.Гласное осуществление данной деятельности сопровождается подготовкой рапортов, справок, запросов, постановлений, ориентировок. В рамках оперативнослужебной деятельности,сотрудники уголовного розыска (при наличии возбужденного уголовного дела) составляют исполнение данных в порядке статей 38, 41 и 144 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации поручений следователя (дознавателя) о проведении оперативнорозыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении [3].В ходе чего осуществляют документальное сопровождения в которое входят следующие документы: рапорта, постановления, протоколы, письма, объяснения, запросы, справки, приказы, поручения. [4, 5].

Однако, как показывает практика, излишняя загруженность оперативных сотрудников уголовных розысков материалами процессуальных проверок влечет снижение эффективности оперативнорозыскнойдеятельности.Так, комиссией МВД России при инспектировании УМВД России по Астраханской области (проведенного в период с 16 августа по 2 сентября 2016 года в соответствии с распоряжением МВД России от 25 июля 2016 года № 1/7264) было отмечено, что имеющаяся в УМВД России по Астраханской области практика проведения сотрудниками уголовного розыска доследственных проверок в порядке ст. 144,145 УПК РФ по заявлениям граждан, оказывает негативное влияние на качество таких проверок. Совмещение функций проведения оперативнорозыскных мероприятий по сообщениям о преступлениях и принятия по ним процессуальных решений создает предпосылки для принятия необоснованных решений.В связи с чем,в деятельности сотрудников уголовного розыска прослеживается отрицательная динамика в раскрытии преступлений. Так за 6 месяцев 2016 года сотрудниками уголовного розыска было вынесено 4459 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, что в 2,8 раза превышает количество раскрытых ими преступлений (1589). Мы считаем, что документооборот в деятельности подразделений уголовного розыска действительно носит очень важный характер, однако некоторые документы представляются нам излишними, носят формальный характер и в целом не вносят эффективности в работу, как аппарата уголовного розыска, так и подразделениям уголовного розыска в целом. В рамках рассмотрения вопроса о документообороте в деятельности сотрудников уголовного розыска,нами был проведен анализ нормативноправовых актов, в соответствии с которыми осуществляют свою профессиональную деятельность сотрудники уголовного розыска УМВД России по Астраханской области, и ведется делопроизводство. От того, насколько эффективно налажена системадокументооборота, тем эффективней и деятельность сотрудников уголовного розыска. Так, с учетом специфики документооборота в деятельности подразделений уголовного розыска, а также с учетом проведенного анализа, весь документооборот нами был структурно сгруппирован по следующим группам: –документы имеющие «Гриф секретности»,–документы не имеющие «Гриф секретности».В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной тайне» под грифом секретности понимаются реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него. [5] Все составляемые сотрудниками уголовного розыска и руководителями аппарата уголовного розыска документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями приказа МВД России «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации»[2] на бланках установленного образца,включающих установленный перечень обязательных реквизитов и порядок их расположения.

В зависимости от назначения документооборота в деятельности сотрудников уголовного розыска, намибыли выделены следующие группы организационнораспорядительных документов, аккумулирующихся в деятельности подразделений уголовного розыска: –организационные документы: положения о подразделениях,должностные инструкции сотрудников, штатное расписание и т.д.–распорядительные документы: приказы, распоряжения, директивы, решения коллегий, постановления, инструкции, протоколы совещаний, акты, указания, заключения, планы.–справочноинформационные документы: доклады, протоколы, справки, докладные записки, акты, обзоры, разъяснения. –документы по личному составу: приказы о назначении на должность (увольнении, предоставлении отпуска), карточки индивидуальновоспитательной работы, отзывы по аттестации, характеристики.Методические разработки: методические рекомендации, алгоритмы действий. Документы, составляемые сотрудниками уголовного розыска и руководителями аппарата уголовного розыска, можно разделить надвегруппы: –основные –составление которых, прямо предусмотрено соответствующими статьями Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации и Федеральным Законном «Об оперативнорозыскной деятельности», а также ведомственными нормативными правовымиактами;–дополнительные –составление которых, прямо не предусмотрено Федеральным законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами.

К основным документам относятся: оперативнослужебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативнорозыскных мероприятий с использованием оперативнотехнических средств, а также учетнорегистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативнорозыскных мероприятий К дополнительным документам относятся документы, содержащие различную текущую информацию: аналитические справки, обзоры, запросы, телефонограммы, указания, распоряжения.С учетом специфики деятельности подразделений уголовного розыска в настоящее время различные направления документооборота регламентированы как нормативными правовыми актами МВД России, так и нормативными правовыми актами Федерального уровня (ФЗ «О полиции», ФЗ «О прокуратуре», «Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации»), что говорит,об отсутствии в деятельности подразделений уголовного розыска единого нормативно правового акта, регулирующего документооборот, что приводит к ежегодному увеличению документооборота в подразделениях уголовного розыска и нагрузке по документам на сотрудников уголовного розыска. По мимо этого, необходимо упорядочить некоторые делопроизводственные операции, отнимающие у сотрудников уголовного розыска много времени на выполнение документов, прямонепредусмотренных нормативноправовыми актами,регламентирующими оперативнорозыскную деятельность. Неиспользуемой или мало используемой документации не должно быть, ее необходимо исключить из документооборота деятельности сотрудников уголовного розыска.

Ссылки на источники1.Анализ документооборота по УМВД Росси по Астраханской области за 20142015 гг.

2.Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».[дата обращения 16 марта 2017 г. ]3.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174ФЗ ред. от 07.03.2017, с изм. от 16.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2017) [дата обращения 31 марта 2017 г. ]4.Семененко Г.М. Предупреждение преступлений органами внутренних дел Российской Федерации// учебнометодическое пособие/ Г. М. Семененко.Волгоград: ВА МВД России, 2016.156 с.5.Семененко Г.М. Предупреждениеумышленных уничтожений или повреждений чужого имущества // учебное пособие / Г. М. Семененко .Волгоград: ВА МВД России, 2015.66 с.6.ФЗ «О государственной тайне»№54851 от 21 июля 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 08.03.2015 г.[дата обращения 16 марта 2017 г. ]7.Приказ МВД России от 20.06.2012 г. №615 ««Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации» (в ред. приказа МВД России от 28.05.2013).[дата обращения 16 марта 2017 г. ]

Приказ ГУ МВД России по г. Москве от 5 февраля 2018 г. № 45 «Об утверждении Порядка корректирования проектов документов в УДиР ГУ МВД России по г. Москве»

М В Д Р о с с и и

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

(ГУ МВД России по г.Москве)

ПРИКАЗ

от 05 февраля 2018 г. N 45

Об утверждении Порядка корректирования проектов документов в УДиР ГУ МВД России по г. Москве

В целях совершенствования деятельности ГУ МВД России по г. Москве в сфере документационного обеспечения и в связи с переходом на электронный документооборот —

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок корректирования проектов документов в УДиР ГУ МВД России по г. Москве.

2. Руководителям (начальникам) подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве обеспечить изучение и соблюдение Порядка, утвержденного настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника УДиР ГУ МВД России по г. Москве полковника внутренней службы Н.В. Бычкову.

к приказу ГУ МВД России по г. Москве

от 05.02.2018 N 45

корректирования проектов документов в УДиР ГУ МВД России по г. Москве

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет последовательность действий при корректировании в УДиР ГУ МВД России по г. Москве проектов исходящих документов за подписью начальника ГУ МВД России по г. Москве (лица, его замещающего) и его заместителей (лиц, их замещающих), подлежащих регистрации в УДиР .

Далее — «проект документа».

2. Корректирование проекта документа включает в себя выявление орфографических, пунктуационных и технических ошибок (опечаток), нарушений требований к оформлению, установленных нормативными правовыми актами МВД России и правовыми актами ГУ МВД России по г. Москве .

Далее — «требования по оформлению».

3. Корректирование проектов документов осуществляется сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками группы корректоров 3 отдела УДиР при подготовке и согласовании проектов документов с использованием СЭД ИСОД МВД России , а также при подготовке и согласовании проектов документов на бумажных носителях.

II. Корректирование проектов документов

4. Представление проекта документа в группу корректоров 3 отдела УДиР осуществляется с указанием на отдельном листе (в отдельном электронном образе с наименованием «исполнитель») следующих сведений: фамилия и инициалы исполнителя, номер его служебного телефона, наименование подразделения-исполнителя, адрес электронной почты СЭП ИСОД МВД России.

Далее — «группа корректоров».

Проекты документов без приложения указанных сведений (либо с неполным их указанием) возвращаются исполнителям без рассмотрения.

5. Подготовленный проект документа с оговоренными в нем приложениями направляется на рассмотрение в группу корректоров. При необходимости к проекту прилагаются справки, пояснительные записки, указатели рассылки и иные связанные с ним документы.

6. Направление проекта документа в группу корректоров посредством СЭД осуществляется при его прохождении по маршруту согласования, последовательность составления которого регламентируется указанием начальника ГУ МВД России по г. Москве (лица, его замещающего).

7. Направление проекта документа в группу корректоров на бумажном носителе осуществляется в случае, когда его разработка, согласование, подписание (утверждение) в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов производится только на бумажном носителе.

8. Поступившие в группу корректоров проекты документов распределяются корректорам незамедлительно с учетом равномерности нагрузки в порядке, определяемом начальником 3 отдела УДиР с учетом сроков, указанных в пунктах 26, 27 настоящего Порядка.

9. Сведения о поступивших на корректирование проектах документов и материалах к ним вносятся в журнал учета документов, поступивших на доклад, с указанием количества экземпляров, страниц, наименования подразделения, фамилии и инициалов исполнителя, а также номера предварительного учета (при наличии).

10. При поступлении проекта документа корректор производит его проверку на предмет соответствия правилам русского языка и требованиям по оформлению в сроки, указанные в пунктах 26, 27 настоящего Порядка.

11. При проверке проекта документа корректор при необходимости вносит предложения исполнителю по стилистическому оформлению текста, запрашивает информацию и (или) материалы, необходимые для проверки и устранения имеющихся в тексте недостатков.

12. После получения проекта документа с замечаниями исполнитель обязан устранить выявленные недостатки и повторно направить проект документа в группу корректоров.

13. Доработка проекта документа исполнителем и направление его для повторной проверки корректору осуществляются не позднее рабочего дня, следующего за днем его первичного рассмотрения либо днем получения и регистрации в подразделении-исполнителе материалов, направленных в соответствии с пунктом 21 настоящего Порядка.

14. После доработки исполнителем проекта документа в соответствии с внесенными корректором замечаниями, проект документа направляется в порядке, предусмотренном пунктами 6, 7 настоящего Порядка, корректору, осуществлявшему его первичное рассмотрение, для повторной проверки. При этом к проекту документа, направляемому на бумажном носителе, прилагается экземпляр с правками корректора.

III. Особенности корректирования проектов документов посредством системы электронного документооборота

15. Проверка проекта документа, поступившего посредством СЭД, осуществляется без его распечатки на бумажный носитель.

16. Помимо ошибок и нарушений, перечисленных в пункте 2 настоящего Порядка, корректором проверяется правильность составления маршрута согласования проекта документа посредством СЭД в соответствии с указанием начальника ГУ МВД России по г. Москве (лица, его замещающего).

17. В случае соответствия проекта документа требованиям по оформлению рассмотренный корректором проект документа согласовывается в СЭД.

18. При выявлении корректором несоответствия проекта документа требованиям к оформлению и (или) при наличии ошибок проект документа, поступивший посредством СЭД, не отклоняется корректором. Устранение ошибок производится в рабочем порядке путем непосредственного контакта корректора с исполнителем.

Исправленный проект документа после его доработки прикрепляется исполнителем в виде электронного образа документа в СЭД с уведомлением об этом корректора, осуществлявшего его первичное рассмотрение.

19. В случае неустранения исполнителем выявленных недостатков в сроки, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка, проект документа отклоняется корректором.

IV. Особенности корректирования проектов документов на бумажном носителе

20. Выявленные корректором в проекте документа, поступившего на бумажном носителе, несоответствия требованиям по оформлению и (или) ошибки незамедлительно по окончании проверки доводятся до сведения исполнителя для самостоятельного устранения.

21. В случае невозможности уведомления по объективным причинам о завершении рассмотрения либо неявки исполнителя (представителя подразделения-исполнителя) в группу корректоров для получения рассмотренного проекта документа в срок, установленный пунктом 23 настоящего Порядка, невостребованные документы возвращаются с сопроводительным письмом за подписью начальника УДиР (лица, его замещающего) в подразделение-исполнитель.

22. Согласованный проект документа на бумажном носителе либо возвращаемый без согласования передается исполнителю (представителю подразделения-исполнителя) под подпись в журнале учета документов, поступивших на доклад, с проставлением даты, времени получения проекта документа, количества экземпляров, страниц, наименования подразделения-исполнителя, фамилии и инициалов исполнителя, а также номера предварительного учета (при наличии).

23. Получение исполнителем (представителем подразделения-исполнителя) рассмотренного проекта документа, поступившего на бумажном носителе, осуществляется в течение рабочего времени в день его рассмотрения. В случае рассмотрения корректором проекта документа после 17 часов 00 минут допускается его получение исполнителем до 10 часов 00 минут следующего рабочего дня.

24. В случае соответствия проекта документа требованиям по оформлению и при отсутствии ошибок корректором на бумажном носителе на оборотной стороне каждой страницы проставляется штамп, а также на последней странице — личная подпись и расшифровка подписи.

25. Экземпляр (экземпляры) проекта документа с правками корректора после согласования передается корректору, осуществлявшему его рассмотрение, для хранения в группе корректоров в течение трех месяцев с последующим уничтожением в установленном порядке.

V. Сроки корректирования проектов документов

26. Проекты документов подлежат рассмотрению в группе корректоров в порядке очередности поступления в течение установленной нормы времени — не более 7 минут на каждую страницу формата А4 с текстом .

Приказ МВД России от 7 августа 2012 года N 770 «Об утверждении Временной методики расчета нормативов численности подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел Российской Федерации».

27. Проекты документов, подготовленные во исполнение поручений, имеющих сроки выполнения «Весьма срочно» и «Срочно» рассматриваются незамедлительно вне очереди. Проекты документов, поступившие на рассмотрение непосредственно от начальника ГУ МВД России по г. Москве либо его заместителей, рассматриваются незамедлительно, если не определен иной порядок их рассмотрения.

28. Срок рассмотрения проектов документов (за исключением указанных в пункте 27 настоящего Порядка) может быть продлен начальником УДиР (лицом, его замещающим) либо начальником 3 отдела УДиР (лицом, его замещающим) в случае необходимости представления дополнительных материалов.

Единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД РФ (ИСОД МВД)

В марте 2012 года МВД утвердило концепцию создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России в 2012-2014 гг. Она представляет собой совокупность используемых в министерстве автоматизированных систем обработки информации, программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств, а также систем связи и передачи данных, необходимых для обеспечения служебной деятельности ведомства.

Создание ИСОД стало продолжением проекта единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) ОВД, который велся с 2005 года. Важнейшей составной частью этой системы являлась телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая информационное взаимодействие всех подразделений ОВД с другими правоохранительными органами и госорганами различных уровней.

Основной причиной принятия решения о создании ИСОД в материалах структур МВД называется отсутствие единых архитектурных решений и системного подхода к внедрению автоматизированных систем в ведомстве.

В процессе создания ИСОД должны быть решены задачи автоматизации основных видов деятельности подразделений МВД, организации централизованного хранения и обработки данных. По задумке МВД, система должна стать единым источником информации для всех сотрудников подразделений МВД, служить для организации электронного взаимодействия между ними, обеспечения разграниченного доступа к информационным ресурсам.

В ведомстве также рассчитывают, что создание ИСОД будет способствовать повышению эффективности принимаемых решений за счет улучшения качества подготавливаемых отчетов, основанных на актуальных и достоверных данных, обеспечения оперативного и своевременного анализа ключевых показателей деятельности МВД России.

ИСОД МВД включает интегрированную мультисервисную телекоммуникационную сеть (ИМТС), систему централизованной обработки данных (ЦОД и ПТК), прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД (повседневные сервисы), прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД (служебные сервисы), а также подсистему поддержки взаимодействия подразделений МВД с населением и межведомственного взаимодействия и подсистему обеспечения ИБ.

Основной элемент – ЕИС ЦОД

Основным элементом инфраструктуры ИСОД МВД является ЕИС ЦОД, который создается на нескольких территориально удаленных площадках. Он предназначен для размещения централизованных информационных систем и сервисов МВД и предоставления доступа к ним с использованием облачных технологий.

За счет создания ЕИС ЦОД в МВД рассчитывают унифицировать используемые в ведомстве программно-технические решения и привести архитектуру основных автоматизированных информационных систем в соответствие современным требованиям к доступности и надежности. Он должен обеспечить консолидацию разнородных данных, содержащихся в различных системах МВД и обеспечить единую точку доступа к ним для использования в оперативно-служебной деятельности МВД.

В числе ожидаемых эффектов от создания ЦОДа – уменьшение расходов на создание, поддержку и эксплуатацию автоматизированных информационных систем, используемых в МВД.

В 2013 году проводилась ОКР по созданию технологической инфраструктуры ЦОДа. Из ТЗ по этому проекту следует, что вычислительную основу в нем должны составлять, главным образом, серверы IBM, основу для хранения данных – решения EMC.

Прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД включают:

  • сервис электронного документооборота (СЭД)
  • сервис электронной почты (СЭП)
  • ведомственный информационно-справочный портал (ВИСП)
  • систему видеоконференцсвязи

Прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности включают:

  • информационно-поисковый сервис «Следопыт-М»
  • сервис обеспечения охраны общественного порядка (СООП)
  • сервис обеспечения деятельности дежурных частей (СОДЧ)
  • сервис обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения МВД (СОМТО)
  • федеральную информационную систему ГИБДД (ГИБДД-М)
  • сервис обеспечения экономической безопасности (СОЭБ)
  • сервис НЦБ Интерпола (СОДИ)
  • сервис экспертно-криминалистической деятельности (ЕАИС ЭКП)
  • сервис обеспечения государственной защиты лиц (СУОГЗ)
  • сервис оформления проезда сотрудников (СОПС)
  • сервис ГУ собственной безопасности МВД (СОПД ГУСБ)
  • сервис статистической отчетности (МОСТ)
  • банк отпечатков пальцев (ЦИАДИС)

Подсистема поддержки взаимодействия с населением, а так же межведомственного взаимодействия с целью предоставления госуслуг включает:

  • сервис предоставления госуслуг (СПГУ)
  • систему централизованного учета оружия (СЦУО)
  • единый банк данных архивной информации (Ретроспектива)
  • интегрированный банк данных

По состоянию на середину декабря 2014 года на портале закупок Gostorgi.ru можно найти порядка 100 различных закупочных процедур, так или иначе связанных с ИСОД МВД, включая еще не завершенные торги. На официальном портале госзакупок по аналогичному запросу выдается порядка 25 закупок. Общая начальная цена опубликованных закупок составляет более 5,6 млрд руб.

В числе наиболее крупных торгов – поставка АРМ для ИСОД (начальная цена более 940 млн руб.), выполнение ОКР «Создание ИСОД МВД России» (порядка 1,4 млрд руб.), а также самый крупный тендер – ОКР «Развитие ИСОД МВД» (более 1,4 млрд руб.). Многие торги проводились как закупка у единственного поставщика, некоторые тендеры носят закрытый характер.

Хроника исполнения проекта и других событий вокруг него

Арест подрядчиков Сергея Шилова и Алексея Нащекина

В марте 2018 года по делу о нарушениях при создании ИСОД МВД был задержан основатель и руководитель AT Consulting Сергей Шилов, в апреле — гендиректор компании «Национальные телематические системы» Алексей Нащекин.

МВД предъявило иск на 1,4 млрд рублей к главному конструктору ИСОД

Министерство внутренних дел (МВД) России требует от бывшего главы своего подразделения НПО «Спецтехника и связь» Андрея Нечаева уплаты 1,4 млрд руб. за недочеты в работе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД), внедрением который он руководил. 1,4 млрд руб. — это сумма госконтракта на работы по созданию ИСОД, который Нечаев заключил с подрядчиком от лица МВД [1] .

Нечаев обвиняется в том, что принял ИСОД у подрядчика и расплатился за нее, когда в системе были не готовы как минимум три компонента. Следствие классифицирует это как злоупотребление должностными полномочиями согласно части 3 статьи 285 Уголовного кодекса России. Этот параграф предлагает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Причиной действий Нечаева считается стремление оправдать ожидания руководства, вариант получения вознаграждения от подрядчика отсеялся в ходе расследования, передает издание «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к МВД.

Нечаев был задержан в октябре 2017 г., после того как обстоятельствами его работы над ИСОД заинтересовалось управление «М» Федеральной службы безопасности (ФСБ) России. Обвинение против него было выдвинуто Следственным комитетом России, решение о задержании принял Басманный районный суд.

Арест Нечаева повлек за собой добровольную отставку замглавы МВД по тылу Александра Махнова, мотивированную в МВД тем, что Махнов нес личную ответственность за подчиненного ему Нечаева, являясь на момент расчета с подрядчиком главой департамента информационных технологий, связи и защиты информации в МВД. После поступления обвинения от Следственного комитета МВД выдвинула против Нечаева гражданский иск.

2017: Арест главного конструктора

18 октября 2017 года был арестован главный конструктор ИСОД Андрей Нечаев (подробнее).

2015: Суд с «Ланитом» из-за несуществующей версии Microsoft Windows Server

Поставка ПО Microsoft для ИСОД МВД по госконтракту [2] , заключенному в конце декабря 2014 года с «дочкой» «Ланита» «Ланит-интеграцией», привела к судебным разбирательствам. Подрядчик вышел победителем по делу [3] в двух инстанциях – первой и апелляционной.

Решение суда по итогам рассмотрения дела в апелляционной инстанции было опубликовано в конце декабря 2015 года. Из него следует, что разбирательства возникли из-за лицензий для госорганов ПО Windows Server и Windows Server Datacenter, входивших в состав поставки. МВД требовалось предоставить их 32-битные и 64-битные версии.

До подписания акта приема-передачи прав на использование ПО «Ланит-интеграция» указала МВД, что 32-битных версий указанных продуктов не существует. Компания попросила ведомство принять 64-битные версии продуктов, сославшись на то, что прикладное ПО МВД, совместимое с их 32-битными версиями, сможет работать и с 64-битными версиями. Свои доводы «Ланит-интеграция» подкрепила письмом от российского офиса Microsoft.

МВД принял поставку, включавшую только 64-битные дистрибутивы этого ПО, однако вскоре известил «Ланит-интеграцию» о том, что компания нарушила условия контракта и ненадлежащим образом исполнила свои обязательств по передаче прав на ПО, не предоставив 32-битные версии. Лицензии Windows Server 2012R2 и Windows Server Datacenter 2012R2 с 64-битными дистрибутивами МВД вернуло.

По условиям контракта между МВД и «Ланит-интеграцией», его исполнение со стороны подрядчика было обеспечено банковской гарантией, для который был привлечен «ЮниКредит Банк». После возврата спорных лицензий МВД обратилось в «ЮниКредит Банк» за выплатой гарантии. Размер своих требований МВД оценило в 140,9 млн руб. Деньги ведомству были перечислены.

После этого «Ланит-интеграция» через суд потребовала взыскать с МВД перечисленную ему сумму в качестве неосновательного обогащения, а также 1,19 млн руб. сверх этой суммы в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами.

Изучив материалы дела, включая письмо от Microsoft, суд пришел к выводу, что в части 32-битных версий спорных продуктов обязательства «Ланит-интеграции» прекратились в связи с невозможностью их исполнить из-за обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает. В свою очередь, прекращение обязательств исключает какую-либо ответственность обязанной стороны за его неисполнение. Получение МВД денежных средств суд квалифицировал как неосновательное обогащение и вынес решение взыскать их с ведомства в пользу «Ланит-интеграции» вместе с процентами.

Закупка ПО Microsoft на 455 млн руб

В декабре 2014 года МВД провело аукцион [2] на поставку ПО Microsoft для функционирования в рамках ИСОД с начальной ценой почти в 470 млн руб. Победителем торгов стала «дочка» «Ланита» — компания «Ланит-Интеграция», сбившая цену примерно до 455,6 млн руб. Помимо нее в аукционе также участвовала компания «ЭйТи Сервис», входящая в группу AT Consulting.

По условиям контракта, за указанную сумму МВД получит 150 тыс. лицензий Microsoft Office 2013, 250 лицензий Microsoft Visio 2013, 200 лицензий Windows Server 2012 R2 и по 10 лицензий Microsoft Project 2013 и Windows Server 2012 R2 Datacenter. Лицензии поставляются по программе корпоративного лицензирования Microsoft для госучреждений.

Готовность ЦОДа

В октябре 2014 года министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев на заседании правкомиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности докладывал, что ЦОД МВД, на базе которого проводится плановое размещение специализированных информационных сервисов и систем, уже введен в эксплуатацию и в нем уже развернуты 32 информационные системы.

Создание опытного образца

В сентябре 2014 года МВД заключило контракт с «НИИАА» на выполнение ОКР «Создание ИСОД МВД», срок окончания работ по которой обозначен декабрем того же года. По данным одной из презентаций об этом проекте, в его рамках планируется изготовление опытного образца ИСОД и тиражирование сервисов системы в субъектах РФ (45 и 85 субъектов в зависимости от назначения сервиса), а также проведение предварительных и госиспытаний в соответствии с ГОСТ.

С целью выполнения работ по развертыванию опытного образца ИСОД в территориальных подразделениях МВД был привлечен соисполнитель – AT Consulting.

Приказ МВД России от 10.05.2018 N 284 «Об утверждении плана-графика перехода Министерства внутренних дел Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения на 2018 год и на плановый период до 2020 года»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 мая 2018 г. N 284

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА-ГРАФИКА

ПЕРЕХОДА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОФИСНОГО ПРОГРАММНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Во исполнение пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р «Об утверждении плана перехода в 2016 — 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения» «1» приказываю:

«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 31, ст. 5068.

1. Утвердить план-график перехода Министерства внутренних дел Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения на 2018 год и на плановый период до 2020 года «2» согласно приложению.

«2» Далее — «план-график».

2. Назначить ответственным за переход Министерства внутренних дел Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-майора полиции В.Д. Шулику.

3. ДИТСиЗИ МВД России:

3.1. В течение трех дней с даты утверждения настоящего приказа обеспечить размещение плана-графика на официальном интернет-сайте МВД России (http://мвд.рф) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в федеральной государственной информационной системе координации информатизации «1».

«1» В соответствии с пунктом 9 Положения о федеральной государственной информационной системе координации информатизации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6599).

3.2. Совместно с ФЭД МВД России, ДТ МВД России, ФКУ НПО «СТиС» МВД России, ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России» обеспечить в пределах компетенции реализацию мероприятий плана-графика, а также при необходимости корректировку плана-графика, в том числе с учетом необходимости применения дифференцированного функционального подхода при переходе на использование отечественного офисного программного обеспечения.

3.3. Совместно с ГСК МВД России и ФКУ НПО «СТиС» МВД России обеспечить проведение мероприятий, направленных на обучение сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России с целью формирования навыков эксплуатации отечественного офисного программного обеспечения.

3.4. Совместно с ФКУ НПО «СТиС» МВД России, ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России» в период 2018 — 2020 годов реализовать мероприятия, направленные на модернизацию прикладного программного обеспечения, используемого МВД России, для обеспечения взаимодействия и совместимости прикладного программного обеспечения с отечественным офисным программным обеспечением, предусмотрев соответствующие мероприятия в плане информатизации МВД России.

3.5. Совместно с ФКУ НПО «СТиС» МВД России, ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России», ФКУ «ГИАЦ МВД России» и заинтересованными подразделениями центрального аппарата МВД России в пределах их компетенции по фактам выполнения работ по замещению иностранного программного обеспечения аналогами отечественного производства провести анализ необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты МВД России, в проектную и эксплуатационную документацию на информационные системы в части исключения положений, связанных с использованием конкретных наименований производителей, являющихся правообладателями иностранного офисного программного обеспечения, торговых наименований иностранного офисного программного обеспечения, проприетарных шрифтов, принадлежащих компаниям-правообладателям иностранного офисного программного обеспечения и (или) иным иностранным компаниям, а также форматов (расширений), применяемых для создания и сохранения электронных документов и используемых в иностранном офисном программном обеспечении.

4. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, представительств МВД России за рубежом, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций, редакций печатных и электронных средств массовой информации, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, в пределах компетенции в случае выявления необходимости применения дифференцированного подхода при переходе на использование отечественного офисного программного обеспечения направлять в адрес ДИТСиЗИ МВД России соответствующие обоснованные предложения «1».

«1» В соответствии с пунктом 23 Методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29 июня 2017 г. N 334.

Исполняющий обязанности Министра

генерал полиции Российской Федерации

к приказу МВД России

от 10.05.2018 N 284

ПЕРЕХОДА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОФИСНОГО ПРОГРАММНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

I. Целевые показатели перехода на использование

отечественного офисного программного обеспечения

Наименование категории (типа) офисного программного обеспечения

Наименование целевого показателя

Подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в отношении которых устанавливаются соответствующие индикаторы эффективности

Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения «1»