Оглавление:
Пенсионная система РФ
Пенсионная система России во многом изменилась за последние десятилетия. Пережив несколько реформ, она продолжает модернизироваться до сих пор.
Распределительная пенсионная система
Первым сигналом к значительным переменам стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФРФ) в 1990 году. Он выступал в качестве места аккумулирования, хранения и размещения страховых взносов, которые направлялись на выплату пенсий. Вплоть до 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Согласно условиям данной пенсионной системы пенсии выплачивались только за счет страховых взносов работающих граждан. Таким образов пенсия была исключительно распределительной, а все собранные деньги шли на выплату текущих пенсий.
Распределительно-накопительная пенсионная система
Современная распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 1 января 2002 года. С этого времени начала действовать новая система обязательного пенсионного страхования. После реформы трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. Так было до 2014 года. В ходе очередного витка пенсионной реформы в 2015 году в системе обязательного пенсионного страхования были введены два вида пенсий:
Основа будущей пенсии – страховые взносы, которые уплачивает работодатель за работника. Взносы составляют 22% от годового фонда оплаты труда работника. Из них 6% – это солидарный тариф, предназначенный для формирования государством денежных средств на фиксированные выплаты (до 2014 года – так называемый базовая часть пенсии), а 16% – это индивидуальный тариф, который учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
До конца 2015 года каждый гражданин 1967 года и моложе должен был выбрать свой вариант пенсионного обеспечения:
Каждый гражданин ответственен за свою пенсию – помимо выбора варианта пенсионного обеспечения, гражданин может:
- заключить с негосударственным пенсионным фондом договор негосударственного пенсионного обеспечения, чтобы получать дополнительную пенсию;
- участвовать в Программе государственного софинансирования пенсий, чтобы увеличить накопительную пенсию с помощью добровольных взносов, которые удваивает государство.
Еще статьи о пенсионной системе России
Вниманию клиентов фонда!
Если персональные данные, указанные Вами при заключении договора с Фондом, изменились, просим направить в Фонд актуальную информацию.
Перейти и не потерять: правила и тонкости обязательного пенсионного страхования
Генеральный директор фонда Александр Вьюницкий в прямом эфире телеканала Королёв-ТВ
«Страховая в баллах, накопительная – в деньгах, ИПК – в собственности». Как будут формироваться пенсии россиян по-новому?
Интервью члена Совета директоров АО «НПФ Согласие-ОПС» Андрея Неверова телеканалу «360° Жуковский»
Интервью гендиректора АО «НПФ Согласие-ОПС» Александра Вьюницкого телеканалу ПРО БИЗНЕС
Александр Вьюницкий о том, в чем разница между накопительной и страховой пенсиями
Пенсии россиян: вопросы и ответы
Новости Фонда и публикации СМИ
31 Октября 2018
С начала года фонд наращивал безрисковые активы, что принесло, по итогам третьего квартала, положительный результат за счёт процентного дохода.
«КОММЕРСАНТЪ»
26 Октября 2018
Информацию о ходе реорганизации и ее завершении также можно получить по адресам, на официальных сайтах в сети «Интернет»: http://www.neftegarant-ops.ru, http://www.neftegarant-npo.ru, www.soglasie-npf.ru и по телефонам фондов.
24 Октября 2018
Негосударственные пенсионные фонды АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ», АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ-НПО» и АО «НПФ Согласие-ОПС» завершают процедуру реорганизации. Получено решение Банка России о согласовании проведения реорганизации.
Права и обязанности НПФ «Согласие» по обязательному пенсионному страхованию в полном объеме переданы АО «НПФ Согласие-ОПС». НПФ «Согласие» основан в 1994 г.
В чем разница между накопительной и страховой частями пенсии
Наша пенсия состоит из двух частей: накопительной и страховой. Каждая часть имеет свои особенности и значения.
Страховая часть пенсии – это сумма, которую вносит работодатель на пенсионный счет работника. Принято считать, что страховая часть пенсии носит формальный характер, поскольку реальных денег на счете нет – они уходят на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Такая система называется распределительной или, как называют ее в народе, – системой солидарности поколений.
Накопительная часть пенсии – эта сумма, которую также вносит работодатель на пенсионный счет работника, но в отличие от страховой части она не поступает на оплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Деньги из накопительной части аккумулируются и инвестируются. Каждый гражданин имеет право выбора размера своей накопительной части (2% или 6%). Если человек выбирает 2%, то 4% автоматически переводятся на страховую часть пенсии – идут на оплату нынешним пенсионерам. Двухпроцентный порог устанавливается автоматически в том случае, если гражданин (до 2014 года) не изъявил желание о 6% размере своей накопительной части. Такой человек уже считается определившимся в выборе инвестиционной политики, ведь управлять его накопительной частью отныне будет государственная управляющая компания – «Внешэкономбанк». Инвестирование накопительной части позволяет избежать рисков, связанных с ростом инфляции. Кроме того, при грамотном инвестировании увеличивается размер пенсионных накоплений.
Если будущего пенсионера не устраивает состояние его накопительной части, то это решается обращением в Пенсионный фонд РФ с просьбой о переводе накопительной части в один из двух негосударственных институтов, которые имеют допуск к управлению обязательной накопительной части.
Разница в выборе управляющей компании (государственной или негосударственной) довольна существенна. Как правило, негосударственные компании предлагают большую доходность. Однако вместе с доходностью возрастают и риски.
Другой путь инвестирования – заключить договор с негосударственным пенсионным фондом, который возьмет на себя вопрос инвестирования накопительной части. В быту встречается множество заблуждений, относительно высоких рисков. Одно из самых распространенных – потеря всей пенсии, в случае безграмотного управления. Не стоит забывать о том, что НПФ распоряжается лишь накопительной частью пенсии, при этом страховая часть продолжает находиться в руках ПФР.
Виды пенсий в России
В рамках пенсионной модели России выделяется четыре вида пенсий: страховая пенсия, накопительная пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению и пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению. До 2015 года страховая и накопительная пенсия были двумя частями трудовой пенсии по старости, сейчас это отдельные виды пенсий.
Страховая пенсия
Страховая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, компенсирующая гражданину доход, который он получал в период трудовой деятельности, а также компенсирующая доход, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. Страховая пенсия выплачивается в трех случаях:
- Страховая пенсия по старости назначается застрахованным лицам при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных коэффициентов. До 2015 года страховая пенсия по старости называлась страховой частью трудовой пенсии по старости. Подробнее о страховой пенсии по старости
- Страховая пенсия по инвалидности назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа. До 2015 года страховая пенсия по инвалидности называлась трудовой пенсией по инвалидности.
- Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. До 2015 года страховая пенсия по потере кормильца называлась трудовой пенсией по потере кормильца.
Пенсия по государственному обеспечению
Государственная пенсия – это ежемесячная выплата, право на получение которой определяется согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Выделяется 4 вида государственных пенсий.
- Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава.
- Государственная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
- Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам.
- Государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
- Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации.
Накопительная пенсия
Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия формируется у застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе, которые уже сделали до конца 2015 года выбор в ее пользу. До 2015 года накопительная пенсия называлась накопительной частью трудовой пенсии по старости.
Пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению
Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) также называют добровольным пенсионным обеспечением. Чтобы получать пенсию по НПО, нужно заключить соответствующий договор с негосударственным пенсионным фондом и осуществлять добровольные взносы на протяжении периода, предусмотренного договором.
Вниманию клиентов фонда!
Если персональные данные, указанные Вами при заключении договора с Фондом, изменились, просим направить в Фонд актуальную информацию.
Перейти и не потерять: правила и тонкости обязательного пенсионного страхования
Генеральный директор фонда Александр Вьюницкий в прямом эфире телеканала Королёв-ТВ
«Страховая в баллах, накопительная – в деньгах, ИПК – в собственности». Как будут формироваться пенсии россиян по-новому?
Интервью члена Совета директоров АО «НПФ Согласие-ОПС» Андрея Неверова телеканалу «360° Жуковский»
Интервью гендиректора АО «НПФ Согласие-ОПС» Александра Вьюницкого телеканалу ПРО БИЗНЕС
Александр Вьюницкий о том, в чем разница между накопительной и страховой пенсиями
Пенсии россиян: вопросы и ответы
Новости Фонда и публикации СМИ
31 Октября 2018
С начала года фонд наращивал безрисковые активы, что принесло, по итогам третьего квартала, положительный результат за счёт процентного дохода.
«КОММЕРСАНТЪ»
26 Октября 2018
Информацию о ходе реорганизации и ее завершении также можно получить по адресам, на официальных сайтах в сети «Интернет»: http://www.neftegarant-ops.ru, http://www.neftegarant-npo.ru, www.soglasie-npf.ru и по телефонам фондов.
24 Октября 2018
Негосударственные пенсионные фонды АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ», АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ-НПО» и АО «НПФ Согласие-ОПС» завершают процедуру реорганизации. Получено решение Банка России о согласовании проведения реорганизации.
Права и обязанности НПФ «Согласие» по обязательному пенсионному страхованию в полном объеме переданы АО «НПФ Согласие-ОПС». НПФ «Согласие» основан в 1994 г.
Новая пенсионная формула: расчет страховой пенсии, фиксированная выплата, пенсионные коэффициенты и баллы
Согласно «старой» формуле размер страховой части пенсии в основном зависел от объема страховых взносов, которые уплачивает работодатель по программе обязательного пенсионного страхования. Новая пенсионная формула учитывает и другие параметры: стаж и возраст выхода на пенсию.
Параметры, влияющие на размер страховой пенсии
- Размер заработной платы: высокая белая зарплата – это высокие страховые взносы в систему ОПС.
- Длительность страхового стажа: за каждый год трудовой деятельности гражданину будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов.
- Возраст выхода на пенсию: чем позже гражданин обратится за назначением пенсии, тем выше будет премиальный коэффициент, влияющий на размер пенсии.
Формула расчета страховой пенсии
Фиксированная выплата – это часть страховой пенсии, которая финансируется за счет 6% от страховых взносов в систему ОПС
Напомним, общий тариф для уплаты взносов по ОПС равен 22% от фонда оплаты труда, из которых 6% идет на финансирование фиксированной выплаты, а 16% – это индивидуальный тариф, взносы по которому идут на формирование страховой и накопительной части пенсии, в зависимости от выбора гражданина.
Индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл)
Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл) – это параметр, которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. В формуле расчета страховой пенсии берется сумма всех годовых индивидуальных коэффициентов. При этом отдельно рассчитываются периоды ДО и ПОСЛЕ 1 января 2015 года.
Для расчета суммы баллов за период трудовой деятельности до 1 января 2015 года используется формула:
Для расчета индивидуального годового пенсионного коэффициента за периоды трудовой деятельности после 1 января 2015 года используется следующая формула.
Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент (количество баллов за год) имеет ограничение. Его максимальное значение различается для тех, кто сделал выбор в пользу формирования накопительной пенсии, и тех, кто отказался от ее формирования.
При этом максимальное значение пенсионного коэффициента будет поэтапно увеличиваться с 2015 до 2021 года:
- для граждан, у которых в соответствующем году пенсионные накопления не формируются: с 7,39 в 2015 году до 10 в 2021 году;
- для граждан, формирующих пенсионные накопления: с 4,62 в 2015 году до 6,25 в 2021 году.
Накопительная и распределительная пенсионные системы
В настоящее время рассматриваются две альтернативные модели пенсионной системы: распределительная и накопительная.
Сторонники накопительной пенсионной системы строят свою позицию на принципе индивидуальности: каждый человек формирует пенсию сам себе. То есть его взносы поступают на индивидуальный счет, зарегистрированный в специальной страховой компании.
Накопительная пенсионная система на выходе гарантирует реализацию принципа справедливости: сколько заработал — сколько вложил — столько получил.
Однако накопительная пенсионная система имеет множество недостатков, а именно:
— при слабом законодательстве РФ специальная страховая компания не является гарантийной организацией, которая через n лет выполнит свои обязательства перед гражданином. Риск вклада очень велик (банкротство, воровство и т. д.);
— за счет каких средств страховая компания должна платить пенсии инвалидам с детства, гражданам свободных профессий (художникам, писателям, индивидуальным предпринимателям и т. д.) и другим категориям граждан или эту обязанность должно взять на себя государство? (Не прописано законодательством РФ);
— кому будут принадлежать пенсионные средства граждан, не доживших до пенсионного возраста: останутся в собственности страховой компании, перейдут государству или их получат родственники по завещанию?;
— кому будут принадлежать денежные средства, полученные от коммерческой деятельности фонда (страховой компании), и суммы, полученные на проценты по вкладам или переданные под проценты коммерческим структурам? Страховой компании или гражданину, или делиться между ними в какой-то пропорции?;
— кто определит фонд заработной платы административным работникам страховой компании и в каком размере? А это означает, что за счет пенсионных средств громадные суммы уйдут на выплату заработной платы.
В значительной степени этих недостатков лишена ныне существующая распределительная пенсионная система , построенная на принципах коллективности, гарантированности, гуманности.
Во-первых, пенсионная система, будь она распределительной или накопительной, должна обеспечить гарантию прав граждан на достойное пенсионное обеспечение в условиях нестабильности развития России и ее несовершенной законодательной базы.
Во-вторых, реформирование пенсионной системы должно идти в направлении оптимизации организационной структуры системы и повышения ее эффективности за счет сокращения числа звеньев пенсионного фонда, а возможно, и его ликвидации как организационного звена.
Выделение пенсионных средств должно быть предусмотрено в бюджетах местного уровня, и органы местного самоуправления должны нести персональную ответственность за пенсионное обеспечение граждан или весь пенсионный фонд должен быть сосредоточен в федеральном бюджете и определен отдельной статьей согласно бюджетной классификации, как это предусмотрено в бюджете для военнослужащих и служащих силовых министерств и ведомств.
В-третьих, реформирование пенсионной системы необходимо вести в направлении, чтобы базовые пенсии были предоставлены всем гражданам с учетом прожиточного минимума пенсионера и степени утраты трудоспособности.
Трудовые или страховые пенсии должны предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям граждан, на которых распространяется государственное пенсионное страхование. Все участники трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию пенсионного фонда и иметь одинаковые права в отношении назначения и размеров пенсий.
Размер трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом трудового стажа и заработка. Исходным критерием определения размера пенсии должна быть цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. В этом случае базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.
Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца должны базироваться на тех же принципах, что и пенсии по старости и быть сопоставимы по размерам с пенсиями по старости.
Пенсии, назначаемые в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, должны предоставляться в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей.
Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы, что позволит предупреждать падение реальной стоимости пенсий в периоды инфляции.
В-четвертых, при реформировании пенсионной системы следует учитывать относительно низкий пенсионный возраст в России, высокую долю пенсионеров-льготников, возможности получения пенсий при продолжении трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста.
Отмена этих факторов в случае реформирования пенсионной системы требует обоснований с точки зрения демографии населения, изменения налогового законодательства, учета прожиточного минимума, экономического и социального развития регионов и т. д.
В-пятых, реформирование пенсионной системы должно идти с учетом реализации в практику следующих мероприятий:
— принятием новых законодательных актов, определяющих развитие новых форм и методов пенсионного обеспечения;
— совершенствованием системы управления пенсионным обеспечением;
— совершенствованием и оптимизацией структуры пенсионной системы;
— введением трудовых и социальных пенсий для тех категорий граждан, которые не смогут сформировать достаточные пенсионные сбережения;
— введением обязательного пенсионного страхования, построенного по накопительному принципу;
— созданием системы негосударственных пенсионных фондов, построенных по принципу добровольности пенсионного страхования с учетом государственных гарантий;
— учетом мирового опыта и опыта наиболее развитых стран обеспечения граждан пенсиями различного вида.
Электронная библиотека
В зависимости от признаков классификации различаются следующие пенсионные системы (рис. 1.1):
· по наличию страхования
— для борьба с бедностью;
— для обеспечения достойного уровня жизни.
Рис. 1.1 Общепринятая классификация пенсионных систем
Возможны четыре способа материального обеспечения пожилых людей:
1) продолжение работы;
2) внутрисемейное обеспечение;
3) получение пенсии от государства;
4) ранее сделанные сбережения.
Пенсионное обеспечение играет серьезную роль только в развитых странах и в части стран со средним уровнем развития. В остальной части мира общество еще не преодолело традиционный подход, при котором дети содержат своих пожилых родителей, а те пытаются трудиться по мере сил.
Принципиальное различие пенсионных систем заключается в методах их финансирования. Существуют три основных способа финансирования пенсионных систем:
Распределительный (нефондируемый) способ финансирования пенсионных систем основан на принципе солидарности поколений, когда покрытие расходов на выплату пенсий производится из текущих поступлений, в основном из взносов работодателей и работающего населения. Данный метод получил название РАYG (pay—as—you—go – «плати, пока ходишь»).
Поддержание баланса распределительной пенсионной системы осуществляется за счет согласования значений основных ее параметров: пенсионного возраста, размера пенсии, страховых взносов, что выражается следующей формулой:
ОЧР · СЗ · СПВ = ОЧП · СП,
где ОЧР – общее число работающих (плательщиков пенсионных взносов); СЗ – средняя номинальная начисленная заработная плата; СПВ – ставка пенсионных взносов; ОЧП – общее число пенсионеров; СП – средняя пенсия.
При накопительном (фондируемом) способе финансирования пенсионных систем за счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем.
При смешанном способе финансирования пенсионных систем существует какой-то гарантированный минимум со стороны государства и часть пенсии, которую будущие пенсионеры обеспечивают себе во время трудовой деятельности.
В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение основано на распределительной пенсионной системе. Из 58 государственных пенсионных систем, охваченных обследованием Международной организации труда, 44 относились к распределительным, причем в половине из них предусматривался только один источник финансирования – пенсионные взносы, которые выплачиваются работодателями, а в остальных – и самими работающими. В таких странах государственный пенсионный фонд или другая соответствующая организация аккумулирует денежные средства и использует их только для текущих выплат пенсии. В благоприятные годы возможно образование резерва, который предназначен для покрытия дефицита в неблагоприятные годы.
В большинстве развитых стран пенсионная система является трехуровневой:
· 1-й уровень – защита от бедности, т.е. предоставление гарантий определенного прожиточного минимума. Реализует данную функцию государственная распределительная пенсионная система, которая обеспечивает всем гражданам или большей части экономически активного населения доход, заменяющий прежний заработок после прекращения трудовой деятельности. Дифференциация пенсий этого уровня (в зависимости от стажа, трудового вклада, заработной платы) отсутствует или минимальна;
· 2-й уровень – обеспечение достойной старости. Он рассчитан на активно работающих, стимулируя или обязывая их участвовать в формировании дополнительных пенсий. Реализует эту функцию обязательная пенсионная система, создаваемая государством или под его контролем. Здесь возможно применение и распределительных, и накопительных принципов финансирования, т.е. сеть профессиональных и других негосударственных систем, которые дополняют государственные системы и предназначаются для обеспечения дополнительного дохода в случае прекращения трудовой деятельности (помимо пенсий по государственным системам) для отдельных профессиональных групп;
· 3-й уровень – индивидуальное дополнительное добровольное пенсионное обеспечение. Этот уровень реализуется с помощью страховых компаний, банков, частных пенсионных и иных фондов. Государство на этом уровне обычно участия не принимает, т.е. пенсионное обеспечение в данном случае это «свободное» пространство, в котором человек сам берет на себя заботу об обеспечении себе дополнительного дохода в конце активной трудовой деятельности путем индивидуального накопления средств и использования частного страхования.
Основные государственные системы пенсионного обеспечения можно разделить на три категории в соответствии с их предполагаемыми целями:
1) системы, предусматривающие высокую степень возмещения дохода;
2) системы, предусматривающие среднюю степень возмещения дохода;
3) системы, предусматривающие низкую степень возмещения дохода.
Государственные системы, предусматривающие высокую степень возмещения дохода.
В качестве примеров можно отметить, что в Германии размер пенсии составляет 60 % заработка для лиц, уплачивавших страховые взносы в течение 40 лет, в Австрии – 79,5 % заработка при условии уплаты взносов в течение 45 лет, в Италии – 80 % заработка при условии уплаты взносов в течение 40 лет и в Испании – 100 % заработка при условии уплаты взносов в течение 35 лет. Во Франции совокупный размер пенсии по двум системам при наличии полного периода страхования составляет 70 % заработка, в Швеции – более 60 % и в Швейцарии – 60 %.
Государственные системы, предусматривающие среднюю степень возмещения дохода. Выходящие на пенсию лица, имеющие полный период страхования или проживания в стране (35 – 45 лет) имеют право на пенсию в размере, близком к 50 % их заработка в соответствии с установленными в стране правилами его определения. Как и в системах, предусматривающих высокую степень возмещения дохода, использование верхнего предела заработка для уплаты страховых взносов может, однако, вести к снижению относительного размера пенсии для застрахованных лиц с высоким уровнем заработка. К этой категории могут быть отнесены основные государственные системы пенсионного обеспечения следующих стран: Нидерландах, Новой Зеландии, США, Великобритании, Дании, Норвегии, Японии.
В Нидерландах пенсия по государственной системе выплачивается в фиксированном размере, равном минимальной заработной плате. В Норвегии, начиная
с основной пенсии в фиксированном размере, ее общий размер изменяется в зависимости от величины заработка: менее 50 % заработка и выше при относительно высоких его размерах, и значительно выше в остальных случаях.
Государственные системы, предусматривающие низкую степень возмещения дохода. Выходящие на пенсию лица, имеющие полный период страхования или проживания в стране (35 – 45 лет) имеют право на пенсию в размере менее 50 % их заработка в соответствии с установленными в стране правилами его определения. К этой категории могут быть отнесены пенсионные системы следующих стран: Австралии, Ирландии, Канады.
Государственные системы пенсионного обеспечения Австралии и Ирландии предусматривают пенсии в фиксированном размере. При этом в Австралии назначение пенсии зависит от результатов проверки имеющихся средств к существованию.
В развитых странах действуют факторы, ведущие к сближению государственных и частных систем, в частности, создается более четкая правовая основа для частных систем. По мере того, как частные системы развиваются, они в целом ряде отношений все в большей степени воплощают в себе черты основных систем. Это явление отмечается во многих странах и особенно во Франции.
Другим проявлением связи между государственным и частным секторами является тот факт, что в национальной политике в сфере пенсионного обеспечения все в большей степени принимаются во внимание пенсионные права, приобретаемые из всех источников. Некоторые страны, таким образом, установили желаемые общие пенсионные цели, которые достигаются путем совместных усилий государства и частных структур. В Нидерландах, например, созданный в 1969 г. пенсионный комитет рекомендовал, чтобы совокупный размеры государственной и частной пенсий составлял 70 % заработка перед выходом на пенсию. В Швейцарии законодательством об обязательном профессиональном страховании предусматривается увязка размеров пенсий по данной системе с размерами государственных пенсий таким образом, чтобы совокупные выплаты по двум системам в среднем составляли 60 % заработка.
Большое значение имеет партнерство между государством и отдельными гражданами, поскольку нет никаких сомнений относительного того, что именно такое партнерство является наиболее перспективным в будущем. Основная масса населения с низкими и средними доходами полагается на национальную солидарность в старости, в
то время как более обеспеченные лица имеют возможность в течение своей активной жизни делать существенные отчисления для обеспечения своей старости.
Анализ мирового опыта создания систем пенсионного обеспечения показывает, что все более активно наблюдаются процессы сближения позиций государственных и частных пенсионных систем. Правительства развитых стран прямо заинтересованы в создании мощного частного института дополнительного пенсионного обеспечения, что позволяет снизить социальную нагрузку на государство. Ведь основная цель проведения любой государственной политики – поддержание и повышение благосостояния населения. Таким образом, возникает система партнерства между частными и государственными институтами в социальном секторе. При этом правительство создает благоприятные условия для развития частного сектора в данной области, но в тоже время четко регулирует всю систему. Всех устраивает такая система: и правительство, и частные компании пенсионного обеспечения, и граждан.
ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ
М. Л. Захаров под пенсионной системой понимает комплексное образование, регулирующее отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты, отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами и отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения.
В. В. Куценко определят пенсионную систему как составную часть социального обеспечения, звена защитного механизма, призванное обеспечить эффективное функционирование одного из секторов социальной сферы общества.
Описывая пенсионную систему, некоторые экономисты квалифицирует ее как механизм, обеспечивающий сбор, учет взносов и выплату пенсий бенефициарам.
Мы же хотим дать следующее определения пенсионной системы: пенсионная система — совокупность правовых, финансово-экономических и организационных институтов и норм, имеющих своей целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии; либо это совокупность мероприятий по компенсации гражданам заработка (дохода).
Наиболее известны распределительная и накопительная пенсионные системы.
Распределительная пенсионная система — пенсионная система, при которой государственные пенсии выплачиваются на основе принципа «солидарности поколений», т.е., те, кто сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами. Собранные деньги не инвестируются, они идут на выплату текущих пенсий.
Накопительная пенсионная система — система пенсионных выплат, при которой определенная часть пенсионных взносов, поступающих за каждого работника, не тратится на текущие пенсии, а инвестируется в цен-ные бумаги или финансовые активы. Данная система дает дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и ставит в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.
Плюсы накопительной пенсионной системы:
1. происходит оживление фондового рынка
2. происходит развитие рынка страховых услуг
3. работники являются собственниками личных пенсионных счетов, за состоянием которых они могут следить и вкладчиками в экономику своей страны.
Необходимо также остановиться на понятие пенсионного обеспечения.
Еремеева В. [Какие изменения грядут в системе пенсионного обеспечения, — Человек и труд № 1, 1997.-с,67-69] рассматривает пенсионное обеспечение в различных аспектах:
1. В юридическом смысле пенсионное обеспечение представляет отрасль законодательства, регулирующую отношения, связанные с содержанием обществом нетрудоспособных. Многие правовые нормы пенсионного обеспечения одновременно являются частью трудового законодательства, что отражает тесную связь пенсионного обеспечения, и в первую очередь пенсий, с трудом.
2. В социальном смысле — это совокупность видов и форм содержания обществом и за счет общества нетрудоспособных в силу возраста (старики, дети) или в связи с состоянием здоровья, препятствующим выполнению оплачиваемой работы.
3. В экономическом смысле пенсионное обеспечение — часть национального дохода, используемого на потребление в целях содержания нетрудоспособных.
Следует отметить, что понятие пенсионного обеспечения не является тождественно значимым понятию пенсионной системы. Фактически, когда речь идет о пенсионной системе, имеется в виду система, которая функционирует в том или ином государстве. Поэтому при определении понятия пенсионной системы необходимо добавлять «государство», где функционирует такая система (например, пенсионная система России). Т.е. пенсионная система государства — это экономический механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность. Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования. Отсюда, пенсионное обеспечение — это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите лиц от материальной необеспеченности вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Посредством этой государственной системы действительно обеспечиваются (а не устанавливаются) выплаты пенсий, условия их исчисления исходя из полученных в период трудовой деятельности реальных размеров отчислений обязательных или добровольных пенсионных взносов. А в накопительных пенсионных системах могут применяться еще и условия продолжительности страхового стажа, то есть продолжительности периода накоплений страховых взносов, которые также существенно влияют на размер пенсий.
Останавливаясь на сущности пенсионного обеспечения как на экономической категории, можно его квалифицировать как обособленную часть национального дохода, которая имеет свою специфику в отличие от других разделов — тем, что оно направляется на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества.
Субъектами этих отношений являются:
3. Работающие члены общества
4. Организации, отчисляющие пенсионные взносы.
Объектом отношений между ними является часть созданного продукта, которая выделяется из общей структуры национального дохода и направляется на покрытие нужд нетрудоспособных. На эту часть национального дохода, именуемого финансовым активом Пенсионного фонда, претендуют различные категории нетрудоспособных, которых по их трудовому вкладу можно разделить на три группы:
1. лица, которые производительно отработали требуемый трудовой стаж и благополучно дожили до пенсионного возраста;
2. лица, которые потеряли свою трудоспособность в процессе трудовой деятельности;
3. лица, не работавшие по различным причинам (инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильцев).
Объединяет их то, что они все нуждаются в пенсионном обеспечении как субъекты. Различия между ними заключается в следующем — представитель каждой группы имеет разную долю в общем объеме пенсионного обеспечения, которая предопределяется долей его участия в создании национального продукта. Это противоречие между различными группами субъектов путем дифференциации в распределении пенсионных выплат осуществляет пенсионное обеспечение.
Таким образом, участниками пенсионной системы России являются:
1. Пенсионер – физическое лицо, реализовавшее право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и постоянно проживающее в Российской Федерации.
2. Застрахованное лицо. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
— работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
— являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
— работающие за пределами территории РФ в случаях уплаты страховых взносов в соответствии со ст.29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
— иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. (Письмо ПФ РФ от 10.07.2002 № КА-16-19/6161 «О применении ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»»)
3. Страхователи – физические или юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (в т.ч. организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и обязанные перечислять страховые взносы в пользу застрахованного лица.
4. Страховщик: Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее ПФ РФ) — государственный орган, осуществляющий государственное пенсионное страхование населения в Российской Федерации; это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также Положением о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФ РФ, которое возглавляет Председатель Правления.
К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:
• Аккумуляция страховых взносов.
• Финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде.
• Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
• Капитализация средств Фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.
• Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств Фонда.
• Организация и ведение индивидуального — персонифицированного — учета застрахованных лиц. На каждое застрахованное лицо, ПФР открывает лицевой счет с постоянным номером. Лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей. Общая часть лицевого счета содержит: страховой номер, ФИО, пол, дату и место рождения, адрес постоянного места жительства, сведенья паспорта или удостоверения личности, гражданство, дату регистрации в качестве застрахованного лица, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж назначения трудовой пенсии, а также в страховой стаж, связанный с особыми условиями труда и работой в районах Крайнего Се-вера и приравниваемых к ним местностях, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях», размер заработной платы (дохода), сумму начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносов, сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации, сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии, сведения о закрытии лицевого счета застрахованного лица. Специальная часть лицевого счета содержит: сумму страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии, сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (УК), сведения о суммах средств пенсионных накоплений, ежегодно передаваемых управляющим компаниям для инвестирования, сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в лицевом счете, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, сведения о необходимых расходах, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, сведения о передаче от одной УК другой средств пенсионных накоплений, сведения о передаче средств пенсионных накоплений в НПФ, сведения о передаче НПФом в ПФР средств пенсионных накоплений, суммы выплат, произведенных за счет средств пенсионных накоплений. Профессиональная часть лицевого счета содержит: сумму страховых взносов, дополнительно начисленных, уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы, сумму инвестиционного дохода, продолжительность профессионального страхового стажа, сумму произведенных выплат. Лицевой счет ведется ПФР в течение жизни застрахованного лица.
• Участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
• Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:
• платежей по единому социальному налогу работодателей;
• платежей по ЕСН граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
• платежей по ЕСН других категорий работающих граждан;
• ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
• добровольных взносов физических и юридических лиц;
• доходов от капитализации средств Фонда;
Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:
• выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
• оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов;
• финансирование других статей в соответствии с законом.
Законодательно отдельно утверждаются две структуры фонда: первая — структура расходов бюджета Пенсионного фонда, вторая — структура расходов бюджета ПФ РФ на финансовое и материально-техническое обеспечение территориальных органов, связанных с деятельностью Фонда и его территориальных органов.
Ежегодно утверждается бюджет пенсионного фонда Государственной думой РФ. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2006 год» предусматривает доходы Фонда в размере 1 триллиона 566,44 миллиарда рублей, расходы Фонда утверждаются документом в сумме 1 триллиона 489,47 миллиарда рублей. Закон предусматривает увеличение среднегодовой трудовой пенсии до 2 тысяч 623,5 рубля, или 109,4% к прожиточному минимуму. ФЗ «О бюджете ПФ РФ на 2007 год» утвержден бюджет ПФ РФ на 2007 год по доходам в сумме 1 845 094 млн. рублей и по расходам в сумме 1 727 799,9 млн. рублей.
Негосударственный Пенсионный Фонд (далее НПФ) — юридическое лицо, созданное в форме некоммерческой организации, основными видами деятельности которого являются деятельность в качестве страховщика по ОПС, деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.
Страховые компании в развитых странах являются страховщиками. В России пока страховые компании мало участвуют в пенсионной системе страны.
5. Управляющая компания (далее УК) — юридическое лицо, имеющее лицензию на право осуществления деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (АО, ООО). Выделяют государственную и частные управляющие компании. Государственной управляющей компанией (далее ГУК) является Внешэкономбанк.
6. Специализированный депозитарий – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществления депозитарной деятельности и деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (АО, ООО). Объединенная депозитарная компания обслуживает все финансовые операции нового пенсионного рынка с 2004 года. Контрольный пакет принадлежит Государственной управляющей компании Внешэкономбанку.
7. Вкладчик – физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора при негосударственном пенсионном обеспечении и уплачивающее пенсионные взносы в НПФ.
8. Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений (ОСИСПН)
ОСИСПН создан 23 июля 2003 года для обеспечения общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений. Основными функциями Совета являются: анализ российского законодательства и разработка рекомендаций по его усовершенствованию, контроль за эффективностью работы УК и всего, что связано с инвестированием пенсионных накоплений. Совет формируется сроком на три года в составе председателя Совета, его заместителей и членов Совета. Численность Совета составляет от 12 до 30 членов. Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. В состав Совета входит равное количество, но не менее шести и не более десяти представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, а также представители иных общественных объединений и организаций, в том числе объединений и организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал. Решения Совета принимаются большинством голосов членов Совета, как присутствующих на заседании, так и отсутствующих, выразивших свое мнение в письменной форме.
9. Министерство Финансов РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
10. Брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.
На схеме 1 выделены основные игроки пенсионного обеспечения РФ.
Схема 1 – Участники пенсионного обеспечения РФ
В данной схеме участники расположены по уровням государственной иерархии. Первый уровень представлен Президентом РФ и Государственной Думой РФ, которые принимают различные законы, указы, акты в области пенсионного обеспечения населения РФ. Второй уровень представлен Правительством РФ в ведении, которого находятся участники третьего уровня:
— Центральный Банк РФ, участвующий в разработке бюджета ПФР, являющейся агентом ПФР на организованном рынке ценных бумаг и т.д.;
— Министерство Финансов РФ;
— Министерство информационных технологий и связи, которое участвует в выплате пенсии пенсионерам через почтовые отделения, находящееся в его ведении;
— Министерство здравоохранения в ведении, которого находиться ПФР.
Четвертый уровень представлен федеральной налоговой службой, федеральным казначейством, и федеральной службой по финансовым рынкам. Так как ФНС и федеральное казначейство находятся в ведении Правительства РФ, а ФСФР – нет, поэтому в данной схеме ФСФР расположено отдельно от органов, подчиняющихся Правительству РФ. ФСФР контролирует и участвует в конкурсе по отбору УК, контролирует деятельность НПФ и Специализированных депозитариев и т.д.
Пятый уровень состоит из территориальных отделений представленных выше участников пенсионного обеспечения.
И последний шестой уровень представлен пенсионерами и налогоплательщиками.
Отдельно в схеме представлен Внешэкономбанк, являющейся ГУК, так как его правовой статус не определен.
Все участники взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.
Таким образом, система пенсионного обеспечения является доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается такими масштабами, как пенсии. Пенсия прочно вошла в наш быт как форма, вид или способ материального обеспечения в случае нетрудоспособности.
В началоКонтактыПоискКарта сайта
Пенсионный консультант © 2004 Все права защищены.