Чумаков лев юрьевич адвокат казань

Адвокат Чумаков Лев Юрьевич

Статус: Действующий;

Реестровый номер: 16/967;

Номер удостоверения: 948;

Государство: Российская Федерация;

Федеральный округ: Приволжский федеральный округ;

Субъект Российской Федерации: Республика Татарстан;

Адвокатская палата: Адвокатская палата Республики Татарстан.

Адвокатское образование

Организационная форма: Адвокатские кабинеты;

Название: Адвокатский кабинет Чумакова Льва Юрьевича «967-й адвокатский кабинет».

Адрес: 420078, г. Казань, ул. Привокзальная, д. 10;

Адвокат Чумаков Лев Юрьевич

Полезная информация? Поделиться:

Отзывы об адвокате

Вы можете оставить отзыв об адвокате — указывайте больше фактов (время, имена, номера дел в судах). Короткие отзывы вида «Хороший адвокат» не информативны и будут удалены.

Чумаков лев юрьевич адвокат казань

Комментарии к публикациям, ответы на комментарии, новые публикации и все прочие события

Скрываются уведомления об ответах на комментарии и прочие частые уведомления

Только важные

Показываются только уведомления о новых публикациях, днях рождения и прочие важные события

Отданные пользователем голоса за публикации, комментарии и т.д. других пользователей

КД: коэффициент доброжелательности (от 1 до -1) — показатель отношения пользователя к другим пользователям

Состоит в группах

  • Полезные ссылки.
  • Статистика стоимости услуг адвокатов и юристов в РФ
  • Наша группа в Facebook
  • Наш канал в Telegram
  • Проект
  • О проекте
  • Презентационный букл​ет Праворуба
  • Статистика проекта
  • Пользовательское соглашение
  • Меморандум
  • Наши партнеры
  • Политика обработки персональных данных
  • Развитие
  • Размещение рекламы
  • Наши ссылки и баннеры
  • Визитки адвоката для полиграфии
  • Благотворители
  • Поддержать развитие проекта
  • Помощь
  • Категории пользователей
  • Рейтинг и репутация
  • Как работать на портале
  • Тариф PRO

Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи обратной связи

Чумаков лев юрьевич адвокат казань

Состою в реестре адвокатов Республики Татарстан (16/967). Юридический стаж более 40 лет. Адвокатом 15 лет. До этого — правоохранительная служба.

Профиль работы: защита обвиняемых и представительство интересов потерпевших по уголовным делам. Представительство интересов истов и ответчиков по гражданским делам (наследственные споры, жилищные споры, споры, вытекающие из семейных правоотношений (разводы и раздел имущества супругов), дела о защите прав потребителей; споры связанные с владением и пользованием земельными участками, индивидуальными жилыми домами, дачами; юридическая помощь гражданам в связи с отказами пенсионных органов в назначении досрочной пенсии в связи с занятием различными видами трудовой деятельности (педагоги, медработники и др.).

Количество успешно проведенных дел не считал, но если принимаю поручение, то результат почти всегда положительный. Во всяком случае, о предполагаемом результате, предупреждаю сразу. Считаю, что браться за заведомо «проигрышные» дела не имеет никакого смысла.

Лично дела веду, преимущественно, в гор. Казани. Возможен выезд в Республику Марий Эл, Чувашскую Республику и в др. регионы.

Успешно консультирую иногородних граждан посредством переписки по обычной почте (такое сейчас еще тоже встречается), а чаще — по электронной почте или по Skype (скайпу) и даже по телефону.

Стоимость работы зависит от характера поручения, его сложности и продолжительности работы по делу. Работа любого адвоката «измеряется» в судоднях. Средняя цена одного судодня 10000 руб. Консультации от 1 до 2 тыс. руб. Все остальное — по договоренности. Оплата от местных жителей в кассу адвокатского образования или на счет (карточку) в банке (второй способ предпочтительней).

Лев Чумаков: «Несмотря на обилие юридических фирм, правовая грамотность населения остается низкой»

— Лев Юрьевич, какая роль отводиться в современном обществе адвокатуре? Возросла ли ее значимость и почему?

Роль адвокатуры в демократическом обществе всегда велика. Адвокатура — необходимый и обязательный атрибут свободного общества. Без преувеличения можно сказать, что без нее нет подлинной свободы, демократии. Если исходить из исторической ретроспективы, то надо отметить, что в советский период была создана мощная командно-административная система, бравшая на себя решение абсолютно всех общественных проблем. Когда началось строительство правового государства, уже ни партия, ни администрация, ни другие действующие структуры в эти конфликты больше не вмешивались. Более того, в последние годы советского периода были приняты изменения в законы, которые позволяли гражданину, права которого нарушались госорганами или должностными лицами, обжаловать их действия в суде.

Действующее российское законодательство существенно расширило такие возможности граждан. Постепенно разрешение такого рода правовых конфликтов стало возможным лишь в судебном порядке. Огромное количество таких дел не могло ни повлечь увеличения количества судей, в том числе и потому, что большинство конфликтов стало разрешаться именно в судах. Неспроста суд, как во всех цивилизованных государствах, стал отдельной ветвью государственной власти. Как следствие — увеличение количества дел, разрешаемых в судебном порядке, возросла и роль адвоката, как независимого правового советника или юридического лица.

Вместе с тем, действующее уголовно-процессуальное законодательство признает обязательным участие адвоката на всех стадиях уголовного судебного процесса. По этой причине, по сравнению с советским периодом, количество адвокатов в стране резко увеличилось. Я, к сожалению, не обладаю точными цифрами числа адвокатов на сегодняшний день в Казани, потому что оно постоянно меняется. Если раньше, в 90-е года прошлого века в городе было семь районных судов и юридических консультаций, в каждой из которых трудилось по 15−20 адвокатов, то сейчас по данным, размещенным на сайте нашей Адвокатской палаты, в республике работают 1195 адвокатов.

— Чем отличается « бесплатный» адвокат, предоставляемый государством от частного, нанятого? Не сказывается ли «статус» на качестве работы?

«Бесплатным» адвокат является только для самого гражданина, чьи интересы он представляет. Органами федеральной и местной власти определены размеры оплаты труда адвоката в уголовном судопроизводстве и по оказанию юридической помощи отдельным категориям граждан. Размер оплаты зависит как от сложности дела, так и от времени, затраченного на оказание помощи. Связано это с тем, что по конституции России и в соответствии с действующими законами, каждому гражданину, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, гарантируется юридическая помощь защитника, независимо от возможности оплатить такую помощь. Чаще всего к помощи « дежурных адвокатов» прибегают люди, у которых нет возможности оплатить работу договорного защитника, или, если, например, человек оказался в чужом городе. Могут быть и иные причины.

Вопрос о качестве услуг, выполняемых такими адвокатами, к сожалению, иногда поднимается. Но в законодательстве прямо указано, что вне зависимости от того, в каком порядке адвокат оказывает свои услуги ( по назначению или в договорном порядке), он должен добросовестно исполнять свои обязанности.

Разница между адвокатом по назначению и договорным, существенная. Судите сами: если договорный защитник от начала до конца держит дело своего клиента в голове, постоянно думает о нём, то дежурный — приходит лишь на одно следственное действие, а на следующее может придти другой адвокат. Поэтому каждому новому защитнику приходится снова вникать в суть дела, вживаться в него, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей. И не всегда это удается сделать должным образом.

— За всякое ли дело способен и имеет право взяться адвокат?

Согласно закону адвокат может принять любое поручение доверителя. Но на практике ситуация такова, что юридическое право все больше становится похоже на медицину: наблюдаются устойчивые тенденции к различным видам специализации адвокатов. Связано это с рядом причин. Поэтому, если адвокат специализируется, например, на сфере налоговых правоотношений, едва ли он выразит желание принять участие в уголовном процессе. Хотя и исключить такую возможность нельзя.

— Как построена современная адвокатура, отличается ли она в этом отношении от советской адвокатуры?

Советская адвокатура была построена в соответствии с административно-территориальным делением страны. В каждой республике, крае, области создавалась коллегия адвокатов, избиравшая из своего состава рабочий орган — президиум. Президиум создавал в каждом районе или городе, не имевшем районного деления — юридические консультации, назначал заведующих ими. В последние годы появились и межрегиональные адвокатские образования.

Существующая система адвокатуры тоже « привязана» к административно-территориальному делению, но в меньшей мере. Все адвокаты являются членами адвокатской палаты в обязательном порядке. В выборе формы деятельности адвокат совершенно свободен. Законом предусмотрено четыре формы адвокатских образований. Во-первых, адвокатский кабинет он не является юридическим лицом. Адвокат, решивший работать индивидуально, учреждает кабинет. У него, конечно, есть некоторые признаки юридического лица: штамп, наименование, бланки, банковский счёт, но это только лишь форма осуществления адвокатской деятельности.

Вторая форма — это коллегия адвокатов, которую учреждают два или более адвокатов. Коллегия — это юридическое лицо, имеющее свой устав. Третья форма — адвокатское бюро. Это тоже юридическое лицо, учреждаемое двумя или более адвокатами. По своей правовой природе — это гражданско-правовое партнерство. Разница в том, что если в коллегии адвокатов или в адвокатском кабинете договор заключается между клиентом и адвокатом, то здесь между клиентом и бюро — партнерством. Это значит, что по делу смогут работать все адвокаты бюро, группа адвокатов в любом составе или один только адвокат.

По данным нашей адвокатской палаты, у нас в республике 34 коллегии адвокатов, два адвокатских бюро и 268 адвокатских кабинетов.

— Коллективный подход адвокатов увеличивает шанс выиграть дело?

Нельзя сказать, что коллективный подход как-то кардинально меняет исход дела. Мы с коллегами в любом случае поддерживаем друг с другом отношения. Скажем, мне попадается дело, которое вызывает какие-то сомнения. Бывает и так, что занялся делом, а похожее будет лет через пять. Какая за это время была практика? В таких случаях, я изучаю судебную практику, советуюсь с коллегами, интересуюсь историей вопроса. Наконец, в нашей адвокатской палате есть и методическая служба, и специалисты любого профиля. Можно посоветоваться и там. Знания приходится постоянно освежать, проходить курсы, читать журналы, освещающие вопросы судебной практики, изучать передовой опыт. Нашей адвокатской палатой издается журнал « Адвокат Татарстана», в котором публикуются очень полезные методические материалы и советы коллег.

— Вы назвали три формы. А что представляет собой четвертая?

Четвертая форма — юридическая консультация. Она создается решением совета адвокатской палаты по представлению органа государственной власти субъекта федерации, в тех судебных районах, где количество адвокатов меньше двух на одного федерального судью.

Как распознать специалиста

— У нас столько юридических консультаций и разных форм и видов юридической деятельности, как во всём этом разобраться?

Сейчас у нас действительно тьма-тьмущая всевозможных юридических фирм, но правовая грамотность населения все равно находится на недостаточном уровне. Конечно, не каждый человек юридически подкован, но знать свои элементарные права и обязанности должен каждый. Конечно, старшее поколение, в этом отношении мы уже, видимо, «потеряли», а вот молодежь, я считаю, надо обучать правовой грамотности с дошкольных учреждений. Это важный шаг в построении правового государства и в борьбе с преступностью.

Знание закона подталкивает к его соблюдению. Незнание ведет к его нарушению и при этом не освобождает, как говорится, от ответственности. Детей надо просвещать с малого возраста в доступной форме: рассказывать о том, что есть конституция, каково устройство государства. В школе должен, наконец, повсеместно появиться предмет « Право». Правила дорожного движения изучают же, почему бы и не ввести изучение права. Считаю, что ни меры принуждения, ни страх ответственности за нарушения закона, не заменят сознательного соблюдения человеком правовых норм.

— Редко кто задумывается, что ему в жизни может понадобиться адвокат. Где искать хорошего специалиста, если появилась необходимость? Как не ошибиться в выборе?

Соглашение, по которому адвокат оказывает помощь, формализовано. Законом предусмотрен ряд обязательных условий, которые должны быть включены в соглашение обязательно, все остальное — по договоренности с клиентом. Есть твердо установленная форма, за рамки которой не выйдешь.

Многие юристы сравнивают адвокатов с врачами в том плане, что у врачей огромное множество специализаций. Вот и у адвокатов постепенно начинают появляться разные специализации. Кто-то углубляется в область хозяйственного права, кто-то арбитражем занимается, криминальным правом, гражданскими делами. Обычно знакомство клиента с адвокатом происходит через знакомых. Но если уж какой-то особый случай, то за советом как найти специалиста нужного правового профиля, можно обратиться в адвокатскую палату ( www . advokat – rt . ru ), либо позвонить по телефону и всегда получить ответ, к кому из адвокатов лучше обратиться.

Домашний арест и электронные браслеты

— Не секрет, что в адрес суда и правовой машины часто звучат претензии и жалобы. Будут ли происходить изменения, способные отладить правовой механизм в России и Татарстане?

Эти изменения происходят постоянно. Идет процесс гуманизации уголовно-исполнительной политики государства. Постепенно пришло осознание того, что человек, побывавший в местах лишения свободы, не зависимо от вида преступления, степени вины, особенностей личности, длительное время проживая в той среде, приобретает криминальный менталитет. У него меняется мышление, ценности, процесс криминализации личности становится порой необратимым. Чем дольше это воздействие и слабее жизненные установки, тем быстрее и твёрже он криминализируется. Такой человек становится в стойкую оппозицию к обществу, является носителем противоправной идеологии. Выходя на свободу, он разносит ее словно больной инфекцию.

— Вошло ли в практику еще одно объявленное новшество — электронные браслеты для тех, кто приговорен к домашнему аресту?

— Браслеты пока лишь апробированы экспериментально. Одна из сфер их применения, действительно, домашний арест. Гражданин, в отношении которого судом выбрана именно эта мера пресечения, несет определенные ограничения, например, не вправе выходить из дома в определенные часы, не должен пользоваться телефонной связью, не вправе посещать питейные заведения, места массового скопления людей и другие. Контроль соблюдения этих ограничений осуществляется сотрудниками правоохранительных органов.

В дальнейшем будут применяться и браслеты, являющиеся электронными устройствами, сигнал от которых выведен на компьютерный пост. Применение браслетов избавит сотрудников от необходимости часто проверять своего « подопечного». Браслет может быть « привязан», например, к дому, где проживает осуждённый. Если он выходит за границы определенной территории, связь с ним прерывается и это фиксируется электроникой. По внешнему виду — это обычный пластиковый браслет, чуть больше часов, с застежкой, но который самостоятельно не снимешь. Крепится он на ноге чуть повыше щиколотки. Американцы давно применяют такие браслеты. Уж лучше ходить с браслетом, чем сидеть в камере.

Право — особая сфера деятельности

— Вы являетесь не только действующим адвокатом, но и преподавателем вуза. Можно ли сказать, что в последние годы изменился интерес к этой профессии среди молодежи?

— Последние два десятилетия, по моим наблюдениям, интерес к изучению права стабильно растет. Люди в профессию приходят совершенно разные и мотивы у них разные. Кто-то больше интересуется уголовным правом, кого-то волнуют вопросы экономики. Кто-то хочет стать судьей, а кто-то адвокатом или юристом-международником.

Право — особая сфера деятельности. Эта работа требует особого настоя души и склада характера. Необходимо иметь и желание помочь человеку, и чувство справедливости. Некоторые юристы отдают предпочтение работе на стороне обвинения: прокуроры, следователи. Такой выбор больше свойственен молодежи. Если же в профессию приходят в более зрелом возрасте, то чаще склоняются в сторону адвокатской деятельности, видимо сказывается жизненный опыт.

— Наверно необходим особый настрой, чтобы защищать преступника?

— Это вопрос нам задают часто. А ещё порой спрашивают: «Как вы могли, проработав следователем, стать адвокатом: там вы их преследовали, а теперь защищаете». Намекают, чуть ли не на двуличие. Ответ на этот вопрос простой. Мы все юристы: и прокуроры, и адвокаты. Прокурор от имени государства защищает интересы граждан и юридических лиц. Но и адвокат занят тем же. Он тоже защищает интересы граждан. При этом, касаясь защиты интересов преступника, надо помнить, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, такой же гражданин России, как и потерпевший. Он также имеет право на защиту своих интересов. И при этом, надо понимать, что адвокат защищает не всякие интересы гражданина, а лишь законные. И если нарушаются законные интересы доверителя, либо создается угроза их нарушения, адвокат обязан их отстаивать. Кроме того, суд может и не согласится с обвинением гражданина в совершении преступления и оправдать его. Так что, мне кажется, не стоит любого обвиняемого сразу считать преступником. Помочь человеку защитить себя или своих близких — это наш профессиональный долг. Чтобы заниматься этой деятельностью, необходимо иметь мужество, быть уверенным в своей правоте, твердо отстаивать свою позицию. По уголовным делам нередко приходится противостоять стороне обвинения. А это прокуратура, следственный и розыскной аппарат милиции, одним словом, мощные структуры государства. А адвокат против этой системы один, за ним лишь закон.

— Изменился ли портрет современного преступника? Может быть, изменились мотивы поступков?

— Преступник стал более изощренным, грамотным и «подкованным» во всех смыслах. Хотя мотивы преступлений не изменились, но все в большей мере, чем ранее наблюдается корыстная мотивация почти всех проявлений. Да и преступления экономического характера захлестывают. Связанно это и с криминализацией населения, созданными в обществе корыстно-потребительскими представлениями, что сладкая жизнь вот она — только протяни руку. Сказывается и расслоение общества на очень богатых и очень бедных, и явные просчёты в вещательной политике СМИ, пронизывающая всё общество коррупция.

— Насколько правдоподобны инсценированные судебные разбирательства, которые мы наблюдаем по телевидению? Адвокаты произносят зажигательные речи. В жизни все происходит по-другому?

— В жизни у адвокатов не менее зажигательные речи! Только пока это не транслируется в прямом эфире. Хотя уже принят закон, что посредством Интернета будет открыт доступ к судебным процессам. Уверяю Вас, наши речи не хуже. Мнение о показанных по телевидению судебных процессах приходилось слышать разные. Но нельзя не учитывать, что это все-таки постановка, некий идеал.

Чумаков Лев Юрьевич

Рейтинг преподавателя (0)

Отзывы о преподавателе (0)

Будь первым! Поделись своим мнением, подскажи другим.

Пожаловаться на комментарий

Добавить отзыв Чумаков Лев Юрьевич

Информация о преподавателе

Для публикации персональной информации необходимо прислать заполненные поля на электронную почту [email protected].

  1. Должность
  2. Ученая степень и ученое звание
  3. Специализация (список читаемых учебных дисциплин, дополнительные образовательные программы)
  4. Cфера научных интересов
  5. Педагогический стаж работы
  6. Профессиональные достижения
  7. Образование
  8. Повышение квалификации
  9. Дополнительная информация
  10. E-mail
  11. Личный сайт

Конкурс «Лучший преподаватель страны»

11 февраля 2015

Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.

Конкурс «Лучший преподаватель страны»

11 февраля 2015

Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.

Конкурс «Лучший преподаватель страны»

11 февраля 2015

Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.

Алексей Чумаков

Алексей Чумаков российский певец, музыкант и телеведущий, писатель, сценарист, художник, саунд-продюсер болгаро-армянского происхождения.

Стал известен благодаря хитам: «Необыкновенная», «Тут и там», «Девочка, девушка, женщина», «Я от тебя схожу с ума».

Фирменный стиль Алексея — это зажигательная смесь ритм-энд-блюза, фанка, соула и латиноамериканских ритмов, профессиональные музыканты, живой звук и мощная энергетика.

19 мая Алексей споет все свои хиты именно для Вас!

Внимание! Электронный билет нужно обязательно распечатать (на листе А4).

Студенческая практика в правоохранительных органах: результаты использования индивидуальных заданий

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 1453 раза

Библиографическое описание:

Чумаков Л. Ю. Студенческая практика в правоохранительных органах: результаты использования индивидуальных заданий // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 2156-217. — URL https://moluch.ru/archive/11/839/ (дата обращения: 27.11.2018).

Факультет юриспруденции Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Казань) помимо юристов готовит и специалистов в области юриспруденции с квалификацией «учитель права». Образовательным стандартом подготовки этих специалистов, помимо педагогической практики, предусматривается прохождение практики и в правоохранительных органах. Для обеспечения решения этой задачи и в целях надлежащего выполнения учебного плана, факультет заключает договоры о прохождении его студентами практики с руководителями правоохранительных органов. Организация правоохранительной практики поручена кафедре уголовного права и процесса. На практику студенты направляются в органы прокуратуры, следственные подразделения органов прокуратуры, МВД и ФСКН, в подразделения по делам несовершеннолетних, подразделения дознания, уголовного розыска, отделы участковых уполномоченных милиции и в другие службы органов внутренних дел и уголовно-исполнительные инспекции территориального управления ФСИН. Последнее связано с тем, что, по мнению сотрудников уголовно-исполнительной системы, предстоящее внедрение электронных средств контроля перемещений лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы и лиц, подвергнутых домашнему аресту, а равно и общая гуманизация уголовно-карательной политики государства, потребуют расширения штатов специалистов уголовно-исполнительной системы, которые будут призваны осуществлять контроль за поведением этой категории осужденных. В связи с этим, помимо целей учебного процесса, в целях профессиональной ориентации наших будущих выпускников, мы договорились о направлении наших студентов на правовую практику в уголовно-исполнительные инспекции, как возможного будущего места службы для тех, кто не найдёт себя в сфере образования.

Всем направляемым на практику студентам выдаются на руки путёвки. В них указывается наименование правоохранительного органа, в который студент направляется на практику, его адрес, время начала и окончания прохождения практики. Студент-практикант обязан вести дневник практики, в котором отражаются все мероприятия, в которых он принимал участие. По своей сути, это отчёт студента о работе, проделанной на практике. В тех случаях, когда студенту поручалось составление каких-либо документов, то их копии (по возможности) должны быть приобщены к дневнику. По окончании практики, студенту выдается характеристика.

После прибытия в вуз, студент сдаёт документы, подтверждающие прохождение им практики и устный зачёт. На зачёте он рассказывает, как проходила его практика, решением каких вопросов он занимался, каково место правоохранительного органа и конкретного подразделения этого органа в системе правоохранительных органов страны. Студентам также предлагается ответить на вопросы, совпали ли их представления о правоохранительном органе, сложившиеся при изучении теоретического курса, с тем, что они узнали о нём во время практики. Что бы они хотели улучшить в организации деятельности подразделения (органа), в котором проходили практику и какие, по их мнению, положительные результаты были бы достигнуты в результате этих улучшений.

При наличии благожелательных и положительных отзывов о студентах со стороны правоохранительных органов, к нашему удивлению нередко оказывалось, что в результате прохождения практики (даже в одном и том же подразделении) они приобрели различные знания и умения. Причем это отличие выражалось не только в содержании, но и в полноте. Проведённый кафедрой анализ показал, что причина этого нежелательного явления может быть устранена организационными мерами.

Нельзя сказать, что руководство и кадровые службы правоохранительных органов не проявляют должной заинтересованности в оказании вузам содействия в деле организации студенческой правовой практики, как одного из элементов учебного процесса, с одной стороны, и изучения будущего молодого пополнения (возможного кадрового резерва), с другой стороны. Однако в условиях «изобилия» вузов, занятых подготовкой специалистов в области юриспруденции, такой интерес явно снижен. По этой причине, мягко говоря, некоторые правоохранители не уделяют организации практики надлежащего внимания. Выражается это в ненадлежащей наставнической опеке практикантов. Нередко закрепляются они и не за лучшими специалистами. К счастью так подходят к организации практики не везде. В этой связи нельзя не отметить руководство отдела по делам несовершеннолетних городского управления внутренних дел. В этом органе организации практики уделяется самое пристальное внимание. При закреплении студентов за сотрудниками не допускается закрепления более чем одного студента за сотрудником. На практике же, в отдел, состоящий из семи-восьми сотрудников, направляется четыре-пять студентов. Такое соотношение, с одной стороны, позволяет обеспечить надлежащий контроль и руководство практикой, с другой – не затрудняет деятельности подразделения по исполнению своих непосредственных функциональных обязанностей.

Поэтому для того, чтобы добиться единообразия в организации прохождения практики, автором, как вузовским руководителем правоохранительной практики, были разработаны типовые задания студентам, направляемым на практику в правоохранительные органы. Содержание этих заданий зависит от компетенции правоохранительного органа и стоящих перед ним задач. Однако, в структурном плане, почти все задания одинаковы.

В наименовании задания на практику указывается, в какой орган (подразделение органа) студент направляется на практику. Например: «Задание на практику в подразделении дознания милиции общественной безопасности органов внутренних дел» или «Задание на практику в уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний». Далее приводятся краткие сведения о правоохранительном органе, его структуре, компетенции, решаемых задачах, нормативно-правовой базе деятельности. После этого перечисляются знания и умения, которые студент должен получить в результате прохождения практики. Например, в задании на практику студента, который направляется в подразделение дознания, указывается, что он должен знать: основное содержание уголовно-процессуальных норм, регулирующих производство предварительного расследования в форме дознания. При внесении изменений и(или) дополнений в эти нормы, студент должен изучить их в новой редакции и кратко законспектировать, отметив новации; основания и порядок производства основных следственных и процессуальных действий (осмотров, освидетельствований, назначения экспертиз, допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, в том числе, особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса; процессуальные основания и порядок проведения очных ставок, опознаний, ознакомления с материалами уголовного дела потерпевших и обвиняемых (ст. ст. 216, 217 УПК РФ); порядок составления обвинительного акта. Порядок оформления материалов уголовного дела (включая составление описи) при направлении его прокурору для утверждения обвинительного акта и передачи в суд; правила оформления основных статистических карточек: о зарегистрированном преступлении; лице, совершившем преступление; о движении уголовного дела и др.; правила заполнения справки о результатах рассмотрения уголовного дела; правовой статус сотрудника милиции; порядок приема и регистрации сообщений о происшествиях и совершенных преступлениях, а также порядок работы с обращениями граждан.

Аналогичные требования содержатся и в заданиях на прохождение практики в других правоохранительных органах. Всего нами разработано двадцать восемь вариантов заданий. Это обусловлено количеством правоохранительных органов (подразделений правоохранительных органов) в которых наши студенты проходят практику. Такими органами, помимо уже упомянутых, являются: подразделения Федеральной миграционной службы, юридические отделы хозяйствующих субъектов, подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, подразделения уголовного розыска, экологической милиции, подразделения Криминальной милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, органы прокуратуры, федеральные арбитражные суды и суды общей юрисдикции, мировые судьи, подразделения ФТС, ФСКН и др.

Первые же результаты практики после внедрения таких заданий показали, что, в основном, все студенты получили те знания и умения, ради которых они направлялись на практику. Задания помогли устранить как качественную, так и количественную разницу в полученных студентами знаниях и умениях. В этой связи интересно, что изменилось содержание отзывов руководителей правоохранительных органов о студентах. В характеристиках, выданных разными, никак не связанными между собой органами, стала отмечаться высокая степень теоретической подготовленности студентов, особенно в части их осведомленности о правоохранительном органе, в который они прибыли на практику, решаемых им задачах и нормативно-правовой регламентации его деятельности. Особенно отрадно, что появились высказывания, свидетельствующие о заинтересованности руководителей в приёме на службу наших выпускников.

Сами студенты при сдаче зачётов стали давать более аргументированные ответы и делать, хотя, порой и спорные, но более интересные предложения об улучшении деятельности органа, в котором они проходили практику, совершенствования его компетенции. Некоторые из них выразили желание после окончания вуза поступить на службу в правоохранительный орган, в котором они проходили практику.

Несмотря на положительные изменения, достигнутые внедрением письменных заданий на практику, мы считаем, что работа по совершенствованию правовой практики должна быть продолжена, так как специалист в области юриспруденции может только тогда считаться таковым, когда полученные им теоретические знания он способен применить на практике без какой-либо дополнительной стажировки или доподготовки.

С высказываемыми некоторыми авторами суждениями о том, что будущему учителю права, как педагогу, знания и практика работы правоохранительных органов не так уж и важны, согласиться нельзя по ряду причин.

Во-первых, образовательное учреждение обязано неукоснительно соблюдать требования государственного образовательного стандарта, которым предусмотрено прохождение правовой практики. Во-вторых, учитель права, знающий не понаслышке систему и практику работы различных правоохранительных органов, объём и практику решаемых ими задач, т. е. знакомый с тем, как правоохранительными органами реализуются на практике законодательные предписания, представляется более ценным учителем, нежели его коллега, не имеющий таких качеств. В-третьих, закрепление теоретических знаний практикой правоприменения бесспорно способствует повышению качества подготовки специалистов в области юриспруденции, т. е. способствует решению задачи поставленной Президентом России перед высшей школой и юридическим сообществом страны. И, наконец, последнее: прошедший такую практику выпускник, работая в школе, всегда сможет выступить ее юридическим представителем, например в суде. Кроме того, такой выпускник, если он по каким-то причинам решит посвятить себя не образовательной, а правоохранительной деятельности, сможет более обоснованно подойти к выбору места прохождения службы.