Оглавление:
Адвокат Чумаков Лев Юрьевич
Статус: Действующий;
Реестровый номер: 16/967;
Номер удостоверения: 948;
Государство: Российская Федерация;
Федеральный округ: Приволжский федеральный округ;
Субъект Российской Федерации: Республика Татарстан;
Адвокатская палата: Адвокатская палата Республики Татарстан.
Адвокатское образование
Организационная форма: Адвокатские кабинеты;
Название: Адвокатский кабинет Чумакова Льва Юрьевича «967-й адвокатский кабинет».
Адрес: 420078, г. Казань, ул. Привокзальная, д. 10;
Адвокат Чумаков Лев Юрьевич
Полезная информация? Поделиться:
Отзывы об адвокате
Вы можете оставить отзыв об адвокате — указывайте больше фактов (время, имена, номера дел в судах). Короткие отзывы вида «Хороший адвокат» не информативны и будут удалены.
Чумаков лев юрьевич адвокат казань
Комментарии к публикациям, ответы на комментарии, новые публикации и все прочие события
Скрываются уведомления об ответах на комментарии и прочие частые уведомления
Только важные
Показываются только уведомления о новых публикациях, днях рождения и прочие важные события
Отданные пользователем голоса за публикации, комментарии и т.д. других пользователей
КД: коэффициент доброжелательности (от 1 до -1) — показатель отношения пользователя к другим пользователям
Состоит в группах
- Полезные ссылки.
- Статистика стоимости услуг адвокатов и юристов в РФ
- Наша группа в Facebook
- Наш канал в Telegram
- Проект
- О проекте
- Презентационный буклет Праворуба
- Статистика проекта
- Пользовательское соглашение
- Меморандум
- Наши партнеры
- Политика обработки персональных данных
- Развитие
- Размещение рекламы
- Наши ссылки и баннеры
- Визитки адвоката для полиграфии
- Благотворители
- Поддержать развитие проекта
- Помощь
- Категории пользователей
- Рейтинг и репутация
- Как работать на портале
- Тариф PRO
Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи обратной связи
Чумаков лев юрьевич адвокат казань
Состою в реестре адвокатов Республики Татарстан (16/967). Юридический стаж более 40 лет. Адвокатом 15 лет. До этого — правоохранительная служба.
Профиль работы: защита обвиняемых и представительство интересов потерпевших по уголовным делам. Представительство интересов истов и ответчиков по гражданским делам (наследственные споры, жилищные споры, споры, вытекающие из семейных правоотношений (разводы и раздел имущества супругов), дела о защите прав потребителей; споры связанные с владением и пользованием земельными участками, индивидуальными жилыми домами, дачами; юридическая помощь гражданам в связи с отказами пенсионных органов в назначении досрочной пенсии в связи с занятием различными видами трудовой деятельности (педагоги, медработники и др.).
Количество успешно проведенных дел не считал, но если принимаю поручение, то результат почти всегда положительный. Во всяком случае, о предполагаемом результате, предупреждаю сразу. Считаю, что браться за заведомо «проигрышные» дела не имеет никакого смысла.
Лично дела веду, преимущественно, в гор. Казани. Возможен выезд в Республику Марий Эл, Чувашскую Республику и в др. регионы.
Успешно консультирую иногородних граждан посредством переписки по обычной почте (такое сейчас еще тоже встречается), а чаще — по электронной почте или по Skype (скайпу) и даже по телефону.
Стоимость работы зависит от характера поручения, его сложности и продолжительности работы по делу. Работа любого адвоката «измеряется» в судоднях. Средняя цена одного судодня 10000 руб. Консультации от 1 до 2 тыс. руб. Все остальное — по договоренности. Оплата от местных жителей в кассу адвокатского образования или на счет (карточку) в банке (второй способ предпочтительней).
Лев Чумаков: «Несмотря на обилие юридических фирм, правовая грамотность населения остается низкой»
— Лев Юрьевич, какая роль отводиться в современном обществе адвокатуре? Возросла ли ее значимость и почему?
– Роль адвокатуры в демократическом обществе всегда велика. Адвокатура — необходимый и обязательный атрибут свободного общества. Без преувеличения можно сказать, что без нее нет подлинной свободы, демократии. Если исходить из исторической ретроспективы, то надо отметить, что в советский период была создана мощная командно-административная система, бравшая на себя решение абсолютно всех общественных проблем. Когда началось строительство правового государства, уже ни партия, ни администрация, ни другие действующие структуры в эти конфликты больше не вмешивались. Более того, в последние годы советского периода были приняты изменения в законы, которые позволяли гражданину, права которого нарушались госорганами или должностными лицами, обжаловать их действия в суде.
Действующее российское законодательство существенно расширило такие возможности граждан. Постепенно разрешение такого рода правовых конфликтов стало возможным лишь в судебном порядке. Огромное количество таких дел не могло ни повлечь увеличения количества судей, в том числе и потому, что большинство конфликтов стало разрешаться именно в судах. Неспроста суд, как во всех цивилизованных государствах, стал отдельной ветвью государственной власти. Как следствие — увеличение количества дел, разрешаемых в судебном порядке, возросла и роль адвоката, как независимого правового советника или юридического лица.
Вместе с тем, действующее уголовно-процессуальное законодательство признает обязательным участие адвоката на всех стадиях уголовного судебного процесса. По этой причине, по сравнению с советским периодом, количество адвокатов в стране резко увеличилось. Я, к сожалению, не обладаю точными цифрами числа адвокатов на сегодняшний день в Казани, потому что оно постоянно меняется. Если раньше, в 90-е года прошлого века в городе было семь районных судов и юридических консультаций, в каждой из которых трудилось по 15−20 адвокатов, то сейчас по данным, размещенным на сайте нашей Адвокатской палаты, в республике работают 1195 адвокатов.
— Чем отличается « бесплатный» адвокат, предоставляемый государством от частного, нанятого? Не сказывается ли «статус» на качестве работы?
– «Бесплатным» адвокат является только для самого гражданина, чьи интересы он представляет. Органами федеральной и местной власти определены размеры оплаты труда адвоката в уголовном судопроизводстве и по оказанию юридической помощи отдельным категориям граждан. Размер оплаты зависит как от сложности дела, так и от времени, затраченного на оказание помощи. Связано это с тем, что по конституции России и в соответствии с действующими законами, каждому гражданину, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, гарантируется юридическая помощь защитника, независимо от возможности оплатить такую помощь. Чаще всего к помощи « дежурных адвокатов» прибегают люди, у которых нет возможности оплатить работу договорного защитника, или, если, например, человек оказался в чужом городе. Могут быть и иные причины.
Вопрос о качестве услуг, выполняемых такими адвокатами, к сожалению, иногда поднимается. Но в законодательстве прямо указано, что вне зависимости от того, в каком порядке адвокат оказывает свои услуги ( по назначению или в договорном порядке), он должен добросовестно исполнять свои обязанности.
Разница между адвокатом по назначению и договорным, существенная. Судите сами: если договорный защитник от начала до конца держит дело своего клиента в голове, постоянно думает о нём, то дежурный — приходит лишь на одно следственное действие, а на следующее может придти другой адвокат. Поэтому каждому новому защитнику приходится снова вникать в суть дела, вживаться в него, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей. И не всегда это удается сделать должным образом.
— За всякое ли дело способен и имеет право взяться адвокат?
– Согласно закону адвокат может принять любое поручение доверителя. Но на практике ситуация такова, что юридическое право все больше становится похоже на медицину: наблюдаются устойчивые тенденции к различным видам специализации адвокатов. Связано это с рядом причин. Поэтому, если адвокат специализируется, например, на сфере налоговых правоотношений, едва ли он выразит желание принять участие в уголовном процессе. Хотя и исключить такую возможность нельзя.
— Как построена современная адвокатура, отличается ли она в этом отношении от советской адвокатуры?
– Советская адвокатура была построена в соответствии с административно-территориальным делением страны. В каждой республике, крае, области создавалась коллегия адвокатов, избиравшая из своего состава рабочий орган — президиум. Президиум создавал в каждом районе или городе, не имевшем районного деления — юридические консультации, назначал заведующих ими. В последние годы появились и межрегиональные адвокатские образования.
Существующая система адвокатуры тоже « привязана» к административно-территориальному делению, но в меньшей мере. Все адвокаты являются членами адвокатской палаты в обязательном порядке. В выборе формы деятельности адвокат совершенно свободен. Законом предусмотрено четыре формы адвокатских образований. Во-первых, адвокатский кабинет – он не является юридическим лицом. Адвокат, решивший работать индивидуально, учреждает кабинет. У него, конечно, есть некоторые признаки юридического лица: штамп, наименование, бланки, банковский счёт, но это только лишь форма осуществления адвокатской деятельности.
Вторая форма — это коллегия адвокатов, которую учреждают два или более адвокатов. Коллегия — это юридическое лицо, имеющее свой устав. Третья форма — адвокатское бюро. Это тоже юридическое лицо, учреждаемое двумя или более адвокатами. По своей правовой природе — это гражданско-правовое партнерство. Разница в том, что если в коллегии адвокатов или в адвокатском кабинете договор заключается между клиентом и адвокатом, то здесь между клиентом и бюро — партнерством. Это значит, что по делу смогут работать все адвокаты бюро, группа адвокатов в любом составе или один только адвокат.
По данным нашей адвокатской палаты, у нас в республике 34 коллегии адвокатов, два адвокатских бюро и 268 адвокатских кабинетов.
— Коллективный подход адвокатов увеличивает шанс выиграть дело?
— Нельзя сказать, что коллективный подход как-то кардинально меняет исход дела. Мы с коллегами в любом случае поддерживаем друг с другом отношения. Скажем, мне попадается дело, которое вызывает какие-то сомнения. Бывает и так, что занялся делом, а похожее будет лет через пять. Какая за это время была практика? В таких случаях, я изучаю судебную практику, советуюсь с коллегами, интересуюсь историей вопроса. Наконец, в нашей адвокатской палате есть и методическая служба, и специалисты любого профиля. Можно посоветоваться и там. Знания приходится постоянно освежать, проходить курсы, читать журналы, освещающие вопросы судебной практики, изучать передовой опыт. Нашей адвокатской палатой издается журнал « Адвокат Татарстана», в котором публикуются очень полезные методические материалы и советы коллег.
— Вы назвали три формы. А что представляет собой четвертая?
– Четвертая форма — юридическая консультация. Она создается решением совета адвокатской палаты по представлению органа государственной власти субъекта федерации, в тех судебных районах, где количество адвокатов меньше двух на одного федерального судью.
Как распознать специалиста
— У нас столько юридических консультаций и разных форм и видов юридической деятельности, как во всём этом разобраться?
– Сейчас у нас действительно тьма-тьмущая всевозможных юридических фирм, но правовая грамотность населения все равно находится на недостаточном уровне. Конечно, не каждый человек юридически подкован, но знать свои элементарные права и обязанности должен каждый. Конечно, старшее поколение, в этом отношении мы уже, видимо, «потеряли», а вот молодежь, я считаю, надо обучать правовой грамотности с дошкольных учреждений. Это важный шаг в построении правового государства и в борьбе с преступностью.
Знание закона подталкивает к его соблюдению. Незнание ведет к его нарушению и при этом не освобождает, как говорится, от ответственности. Детей надо просвещать с малого возраста в доступной форме: рассказывать о том, что есть конституция, каково устройство государства. В школе должен, наконец, повсеместно появиться предмет « Право». Правила дорожного движения изучают же, почему бы и не ввести изучение права. Считаю, что ни меры принуждения, ни страх ответственности за нарушения закона, не заменят сознательного соблюдения человеком правовых норм.
— Редко кто задумывается, что ему в жизни может понадобиться адвокат. Где искать хорошего специалиста, если появилась необходимость? Как не ошибиться в выборе?
– Соглашение, по которому адвокат оказывает помощь, формализовано. Законом предусмотрен ряд обязательных условий, которые должны быть включены в соглашение обязательно, все остальное — по договоренности с клиентом. Есть твердо установленная форма, за рамки которой не выйдешь.
Многие юристы сравнивают адвокатов с врачами в том плане, что у врачей огромное множество специализаций. Вот и у адвокатов постепенно начинают появляться разные специализации. Кто-то углубляется в область хозяйственного права, кто-то арбитражем занимается, криминальным правом, гражданскими делами. Обычно знакомство клиента с адвокатом происходит через знакомых. Но если уж какой-то особый случай, то за советом как найти специалиста нужного правового профиля, можно обратиться в адвокатскую палату ( www . advokat – rt . ru ), либо позвонить по телефону и всегда получить ответ, к кому из адвокатов лучше обратиться.
Домашний арест и электронные браслеты
— Не секрет, что в адрес суда и правовой машины часто звучат претензии и жалобы. Будут ли происходить изменения, способные отладить правовой механизм в России и Татарстане?
– Эти изменения происходят постоянно. Идет процесс гуманизации уголовно-исполнительной политики государства. Постепенно пришло осознание того, что человек, побывавший в местах лишения свободы, не зависимо от вида преступления, степени вины, особенностей личности, длительное время проживая в той среде, приобретает криминальный менталитет. У него меняется мышление, ценности, процесс криминализации личности становится порой необратимым. Чем дольше это воздействие и слабее жизненные установки, тем быстрее и твёрже он криминализируется. Такой человек становится в стойкую оппозицию к обществу, является носителем противоправной идеологии. Выходя на свободу, он разносит ее словно больной инфекцию.
— Вошло ли в практику еще одно объявленное новшество — электронные браслеты для тех, кто приговорен к домашнему аресту?
— Браслеты пока лишь апробированы экспериментально. Одна из сфер их применения, действительно, домашний арест. Гражданин, в отношении которого судом выбрана именно эта мера пресечения, несет определенные ограничения, например, не вправе выходить из дома в определенные часы, не должен пользоваться телефонной связью, не вправе посещать питейные заведения, места массового скопления людей и другие. Контроль соблюдения этих ограничений осуществляется сотрудниками правоохранительных органов.
В дальнейшем будут применяться и браслеты, являющиеся электронными устройствами, сигнал от которых выведен на компьютерный пост. Применение браслетов избавит сотрудников от необходимости часто проверять своего « подопечного». Браслет может быть « привязан», например, к дому, где проживает осуждённый. Если он выходит за границы определенной территории, связь с ним прерывается и это фиксируется электроникой. По внешнему виду — это обычный пластиковый браслет, чуть больше часов, с застежкой, но который самостоятельно не снимешь. Крепится он на ноге чуть повыше щиколотки. Американцы давно применяют такие браслеты. Уж лучше ходить с браслетом, чем сидеть в камере.
Право — особая сфера деятельности
— Вы являетесь не только действующим адвокатом, но и преподавателем вуза. Можно ли сказать, что в последние годы изменился интерес к этой профессии среди молодежи?
— Последние два десятилетия, по моим наблюдениям, интерес к изучению права стабильно растет. Люди в профессию приходят совершенно разные и мотивы у них разные. Кто-то больше интересуется уголовным правом, кого-то волнуют вопросы экономики. Кто-то хочет стать судьей, а кто-то адвокатом или юристом-международником.
Право — особая сфера деятельности. Эта работа требует особого настоя души и склада характера. Необходимо иметь и желание помочь человеку, и чувство справедливости. Некоторые юристы отдают предпочтение работе на стороне обвинения: прокуроры, следователи. Такой выбор больше свойственен молодежи. Если же в профессию приходят в более зрелом возрасте, то чаще склоняются в сторону адвокатской деятельности, видимо сказывается жизненный опыт.
— Наверно необходим особый настрой, чтобы защищать преступника?
— Это вопрос нам задают часто. А ещё порой спрашивают: «Как вы могли, проработав следователем, стать адвокатом: там вы их преследовали, а теперь защищаете». Намекают, чуть ли не на двуличие. Ответ на этот вопрос простой. Мы все юристы: и прокуроры, и адвокаты. Прокурор от имени государства защищает интересы граждан и юридических лиц. Но и адвокат занят тем же. Он тоже защищает интересы граждан. При этом, касаясь защиты интересов преступника, надо помнить, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, такой же гражданин России, как и потерпевший. Он также имеет право на защиту своих интересов. И при этом, надо понимать, что адвокат защищает не всякие интересы гражданина, а лишь законные. И если нарушаются законные интересы доверителя, либо создается угроза их нарушения, адвокат обязан их отстаивать. Кроме того, суд может и не согласится с обвинением гражданина в совершении преступления и оправдать его. Так что, мне кажется, не стоит любого обвиняемого сразу считать преступником. Помочь человеку защитить себя или своих близких — это наш профессиональный долг. Чтобы заниматься этой деятельностью, необходимо иметь мужество, быть уверенным в своей правоте, твердо отстаивать свою позицию. По уголовным делам нередко приходится противостоять стороне обвинения. А это прокуратура, следственный и розыскной аппарат милиции, одним словом, мощные структуры государства. А адвокат против этой системы один, за ним лишь закон.
— Изменился ли портрет современного преступника? Может быть, изменились мотивы поступков?
— Преступник стал более изощренным, грамотным и «подкованным» во всех смыслах. Хотя мотивы преступлений не изменились, но все в большей мере, чем ранее наблюдается корыстная мотивация почти всех проявлений. Да и преступления экономического характера захлестывают. Связанно это и с криминализацией населения, созданными в обществе корыстно-потребительскими представлениями, что сладкая жизнь вот она — только протяни руку. Сказывается и расслоение общества на очень богатых и очень бедных, и явные просчёты в вещательной политике СМИ, пронизывающая всё общество коррупция.
— Насколько правдоподобны инсценированные судебные разбирательства, которые мы наблюдаем по телевидению? Адвокаты произносят зажигательные речи. В жизни все происходит по-другому?
— В жизни у адвокатов не менее зажигательные речи! Только пока это не транслируется в прямом эфире. Хотя уже принят закон, что посредством Интернета будет открыт доступ к судебным процессам. Уверяю Вас, наши речи не хуже. Мнение о показанных по телевидению судебных процессах приходилось слышать разные. Но нельзя не учитывать, что это все-таки постановка, некий идеал.
Чумаков Лев Юрьевич
Рейтинг преподавателя (0)
Отзывы о преподавателе (0)
Будь первым! Поделись своим мнением, подскажи другим.
Пожаловаться на комментарий
Добавить отзыв Чумаков Лев Юрьевич
Информация о преподавателе
Для публикации персональной информации необходимо прислать заполненные поля на электронную почту [email protected].
- Должность
- Ученая степень и ученое звание
- Специализация (список читаемых учебных дисциплин, дополнительные образовательные программы)
- Cфера научных интересов
- Педагогический стаж работы
- Профессиональные достижения
- Образование
- Повышение квалификации
- Дополнительная информация
- Личный сайт
Конкурс «Лучший преподаватель страны»
11 февраля 2015
Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.
Конкурс «Лучший преподаватель страны»
11 февраля 2015
Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.
Конкурс «Лучший преподаватель страны»
11 февраля 2015
Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.
Алексей Чумаков
Алексей Чумаков российский певец, музыкант и телеведущий, писатель, сценарист, художник, саунд-продюсер болгаро-армянского происхождения.
Стал известен благодаря хитам: «Необыкновенная», «Тут и там», «Девочка, девушка, женщина», «Я от тебя схожу с ума».
Фирменный стиль Алексея — это зажигательная смесь ритм-энд-блюза, фанка, соула и латиноамериканских ритмов, профессиональные музыканты, живой звук и мощная энергетика.
19 мая Алексей споет все свои хиты именно для Вас!
Внимание! Электронный билет нужно обязательно распечатать (на листе А4).
Студенческая практика в правоохранительных органах: результаты использования индивидуальных заданий
Рубрика: Государство и право
Статья просмотрена: 1453 раза
Библиографическое описание:
Чумаков Л. Ю. Студенческая практика в правоохранительных органах: результаты использования индивидуальных заданий // Молодой ученый. 2009. №11. С. 2156-217. URL https://moluch.ru/archive/11/839/ (дата обращения: 27.11.2018).
Факультет юриспруденции Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Казань) помимо юристов готовит и специалистов в области юриспруденции с квалификацией «учитель права». Образовательным стандартом подготовки этих специалистов, помимо педагогической практики, предусматривается прохождение практики и в правоохранительных органах. Для обеспечения решения этой задачи и в целях надлежащего выполнения учебного плана, факультет заключает договоры о прохождении его студентами практики с руководителями правоохранительных органов. Организация правоохранительной практики поручена кафедре уголовного права и процесса. На практику студенты направляются в органы прокуратуры, следственные подразделения органов прокуратуры, МВД и ФСКН, в подразделения по делам несовершеннолетних, подразделения дознания, уголовного розыска, отделы участковых уполномоченных милиции и в другие службы органов внутренних дел и уголовно-исполнительные инспекции территориального управления ФСИН. Последнее связано с тем, что, по мнению сотрудников уголовно-исполнительной системы, предстоящее внедрение электронных средств контроля перемещений лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы и лиц, подвергнутых домашнему аресту, а равно и общая гуманизация уголовно-карательной политики государства, потребуют расширения штатов специалистов уголовно-исполнительной системы, которые будут призваны осуществлять контроль за поведением этой категории осужденных. В связи с этим, помимо целей учебного процесса, в целях профессиональной ориентации наших будущих выпускников, мы договорились о направлении наших студентов на правовую практику в уголовно-исполнительные инспекции, как возможного будущего места службы для тех, кто не найдёт себя в сфере образования.
Всем направляемым на практику студентам выдаются на руки путёвки. В них указывается наименование правоохранительного органа, в который студент направляется на практику, его адрес, время начала и окончания прохождения практики. Студент-практикант обязан вести дневник практики, в котором отражаются все мероприятия, в которых он принимал участие. По своей сути, это отчёт студента о работе, проделанной на практике. В тех случаях, когда студенту поручалось составление каких-либо документов, то их копии (по возможности) должны быть приобщены к дневнику. По окончании практики, студенту выдается характеристика.
После прибытия в вуз, студент сдаёт документы, подтверждающие прохождение им практики и устный зачёт. На зачёте он рассказывает, как проходила его практика, решением каких вопросов он занимался, каково место правоохранительного органа и конкретного подразделения этого органа в системе правоохранительных органов страны. Студентам также предлагается ответить на вопросы, совпали ли их представления о правоохранительном органе, сложившиеся при изучении теоретического курса, с тем, что они узнали о нём во время практики. Что бы они хотели улучшить в организации деятельности подразделения (органа), в котором проходили практику и какие, по их мнению, положительные результаты были бы достигнуты в результате этих улучшений.
При наличии благожелательных и положительных отзывов о студентах со стороны правоохранительных органов, к нашему удивлению нередко оказывалось, что в результате прохождения практики (даже в одном и том же подразделении) они приобрели различные знания и умения. Причем это отличие выражалось не только в содержании, но и в полноте. Проведённый кафедрой анализ показал, что причина этого нежелательного явления может быть устранена организационными мерами.
Нельзя сказать, что руководство и кадровые службы правоохранительных органов не проявляют должной заинтересованности в оказании вузам содействия в деле организации студенческой правовой практики, как одного из элементов учебного процесса, с одной стороны, и изучения будущего молодого пополнения (возможного кадрового резерва), с другой стороны. Однако в условиях «изобилия» вузов, занятых подготовкой специалистов в области юриспруденции, такой интерес явно снижен. По этой причине, мягко говоря, некоторые правоохранители не уделяют организации практики надлежащего внимания. Выражается это в ненадлежащей наставнической опеке практикантов. Нередко закрепляются они и не за лучшими специалистами. К счастью так подходят к организации практики не везде. В этой связи нельзя не отметить руководство отдела по делам несовершеннолетних городского управления внутренних дел. В этом органе организации практики уделяется самое пристальное внимание. При закреплении студентов за сотрудниками не допускается закрепления более чем одного студента за сотрудником. На практике же, в отдел, состоящий из семи-восьми сотрудников, направляется четыре-пять студентов. Такое соотношение, с одной стороны, позволяет обеспечить надлежащий контроль и руководство практикой, с другой – не затрудняет деятельности подразделения по исполнению своих непосредственных функциональных обязанностей.
Поэтому для того, чтобы добиться единообразия в организации прохождения практики, автором, как вузовским руководителем правоохранительной практики, были разработаны типовые задания студентам, направляемым на практику в правоохранительные органы. Содержание этих заданий зависит от компетенции правоохранительного органа и стоящих перед ним задач. Однако, в структурном плане, почти все задания одинаковы.
В наименовании задания на практику указывается, в какой орган (подразделение органа) студент направляется на практику. Например: «Задание на практику в подразделении дознания милиции общественной безопасности органов внутренних дел» или «Задание на практику в уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний». Далее приводятся краткие сведения о правоохранительном органе, его структуре, компетенции, решаемых задачах, нормативно-правовой базе деятельности. После этого перечисляются знания и умения, которые студент должен получить в результате прохождения практики. Например, в задании на практику студента, который направляется в подразделение дознания, указывается, что он должен знать: основное содержание уголовно-процессуальных норм, регулирующих производство предварительного расследования в форме дознания. При внесении изменений и(или) дополнений в эти нормы, студент должен изучить их в новой редакции и кратко законспектировать, отметив новации; основания и порядок производства основных следственных и процессуальных действий (осмотров, освидетельствований, назначения экспертиз, допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, в том числе, особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса; процессуальные основания и порядок проведения очных ставок, опознаний, ознакомления с материалами уголовного дела потерпевших и обвиняемых (ст. ст. 216, 217 УПК РФ); порядок составления обвинительного акта. Порядок оформления материалов уголовного дела (включая составление описи) при направлении его прокурору для утверждения обвинительного акта и передачи в суд; правила оформления основных статистических карточек: о зарегистрированном преступлении; лице, совершившем преступление; о движении уголовного дела и др.; правила заполнения справки о результатах рассмотрения уголовного дела; правовой статус сотрудника милиции; порядок приема и регистрации сообщений о происшествиях и совершенных преступлениях, а также порядок работы с обращениями граждан.
Аналогичные требования содержатся и в заданиях на прохождение практики в других правоохранительных органах. Всего нами разработано двадцать восемь вариантов заданий. Это обусловлено количеством правоохранительных органов (подразделений правоохранительных органов) в которых наши студенты проходят практику. Такими органами, помимо уже упомянутых, являются: подразделения Федеральной миграционной службы, юридические отделы хозяйствующих субъектов, подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, подразделения уголовного розыска, экологической милиции, подразделения Криминальной милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, органы прокуратуры, федеральные арбитражные суды и суды общей юрисдикции, мировые судьи, подразделения ФТС, ФСКН и др.
Первые же результаты практики после внедрения таких заданий показали, что, в основном, все студенты получили те знания и умения, ради которых они направлялись на практику. Задания помогли устранить как качественную, так и количественную разницу в полученных студентами знаниях и умениях. В этой связи интересно, что изменилось содержание отзывов руководителей правоохранительных органов о студентах. В характеристиках, выданных разными, никак не связанными между собой органами, стала отмечаться высокая степень теоретической подготовленности студентов, особенно в части их осведомленности о правоохранительном органе, в который они прибыли на практику, решаемых им задачах и нормативно-правовой регламентации его деятельности. Особенно отрадно, что появились высказывания, свидетельствующие о заинтересованности руководителей в приёме на службу наших выпускников.
Сами студенты при сдаче зачётов стали давать более аргументированные ответы и делать, хотя, порой и спорные, но более интересные предложения об улучшении деятельности органа, в котором они проходили практику, совершенствования его компетенции. Некоторые из них выразили желание после окончания вуза поступить на службу в правоохранительный орган, в котором они проходили практику.
Несмотря на положительные изменения, достигнутые внедрением письменных заданий на практику, мы считаем, что работа по совершенствованию правовой практики должна быть продолжена, так как специалист в области юриспруденции может только тогда считаться таковым, когда полученные им теоретические знания он способен применить на практике без какой-либо дополнительной стажировки или доподготовки.
С высказываемыми некоторыми авторами суждениями о том, что будущему учителю права, как педагогу, знания и практика работы правоохранительных органов не так уж и важны, согласиться нельзя по ряду причин.
Во-первых, образовательное учреждение обязано неукоснительно соблюдать требования государственного образовательного стандарта, которым предусмотрено прохождение правовой практики. Во-вторых, учитель права, знающий не понаслышке систему и практику работы различных правоохранительных органов, объём и практику решаемых ими задач, т. е. знакомый с тем, как правоохранительными органами реализуются на практике законодательные предписания, представляется более ценным учителем, нежели его коллега, не имеющий таких качеств. В-третьих, закрепление теоретических знаний практикой правоприменения бесспорно способствует повышению качества подготовки специалистов в области юриспруденции, т. е. способствует решению задачи поставленной Президентом России перед высшей школой и юридическим сообществом страны. И, наконец, последнее: прошедший такую практику выпускник, работая в школе, всегда сможет выступить ее юридическим представителем, например в суде. Кроме того, такой выпускник, если он по каким-то причинам решит посвятить себя не образовательной, а правоохранительной деятельности, сможет более обоснованно подойти к выбору места прохождения службы.