Оглавление:
Экология СПРАВОЧНИК
Договор на комплексное природопользование
ДОГОВОР НА КОМПЛЕКСНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ — договор, заключаемый между природо-пользователем и администрацией субъекта РФ или муниципальным органом в случаях, когда природо-пользователь пользуется одновременно двумя или более природными объектами (ресурсами). Предусмотрен Законом об охране окружающей природной среды (ст. 18).[ . ]
На основе положительного заключения экологической экспертизы на предполагаемую хоз. деятельность (проекта) и после получения специальных лицензий Комитет экологии выдает лицензию на комплексное природопользование. О. э. заключает договор на комплексное природопользование с субъектом предпринимательской деятельности, предприятием, имеющим на руках проект с положительным заключением экологической экспертизы.[ . ]
Договоры на комплексное природопользование — функция администрации: О. э. принял на себя эти функции.[ . ]
Лицензия на комплексное природопользование служит основанием для заключения договора на комплексное природопользование (закрепляющего права на использование природных ресурсов и воздействие на окружающую среду, условия, при которых данная деятельность должна осуществляться, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон) между предприятием и государственным органом исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Федерации.[ . ]
Лицензия на комплексное природопользование в нашей стране выдается территориальными органами Минприроды России после получения специальных лицензий из органов управления водными, лесными и биологическими ресурсами, недрами. В договоре на комплексное природопользование указываются границы, перечень, количественные и качественные характеристики предоставляемых в пользование территорий и природных ресурсов. Договор предусматривает обязанности природопользователя улучшать состояние природной среды, своевременно вносить плату за изъятие ресурсов и загрязнение, предоставлять в органы исполнительной власти и органы Минприроды России информацию о состоянии природной среды и использовании ее ресурсов, возмещать убытки, допущенные в результате нерационального использования и загрязнения. В необходимых случаях действие договора может приостанавливаться или даже аннулироваться. Лицензирование природопользования оформляется лишь при условии положительного заключения экологической экспертизы проекта природопользования. Если природопользователь не соблюдает зафиксированные договором нормы и правила пользования, то он несет административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами территориальных образований. Причем привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от возмещения причиненного ими вреда.[ . ]
Основанием для заключения договора на комплексное природопользование служит выдаваемая территориальными органами Минприроды России лицензия на комплексное природопользование, которая устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования на предприятии. Приказом Минприроды России от 23 декабря 1993 г. №273 утверждено «Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование».[ . ]
Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договора на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранные функции.[ . ]
Компенсация аварийного ущерба может быть оговорена либо в лицензии или договоре на комплексное природопользование в виде залогового взноса, либо в виде договора об экологическом страховании.[ . ]
В Вологде условия и порядок использования природных ресурсов определены Правилами пользования природными ресурсами и в конкретном случае закреплены в договоре на комплексное природопользование. Порядок исчисления нормативов платы за использование природных ресурсов местного значения и их использование определяются Правилами пользования природными ресурсами, разработанными в администрации. Порядок исчисления и применения нормативов платы за выброс (сбросы, размещение отходов) в окружающую среду определен Комитетом экологии и является одной из составляющих внебюджетного фонда экологического.[ . ]
К новым экономическим стимулам относятся: экологическое страхование, установление повышенных норм амортизации основных природоохранных производственных фондов, введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение — на экологически неблагоприятную, формирование банка экологических услуг, совершенствование договорных отношений, где видное место занимает экономический механизм регулирования — договоры на комплексное природопользование, аренду, передачу в постоянное пользование объектов, охрану памятников природы и т. д.[ . ]
Российское законодательство устанавливает порядок и иных видов лицензирования, например в области мелиорации земель, осуществления экологического аудита, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, сбора и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений и др. Особое место занимает лицензия на комплексное природопользование. Ее содержание в общих чертах определялось ст. 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. Такая лицензия содержит указания на виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также на экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов и последствий их несоблюдения. Она подразумевает и заключение договора на комплексное природопользование, в котором предусматриваются условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и механизм возмещения вреда, порядок разрешения споров. В настоящее время в ряде субъектов РФ, например в г. Москве, приняты решения о разработке специальных законов, регламентирующих комплексное природопользование.[ . ]
За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде, сокращению отходов, уменьшению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, переходу к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. Поэтому конят-но, что лимиты, а также лицензии и договоры на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.[ . ]
Статья 18. Договор и лицензия на комплексное природопользование
1. Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую
хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное
2. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия
и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя,
размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон
и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
3. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю
специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды с указанием:
видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию
экологических требований, при которых допускается использование природных
ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.
О порядке выдачи лицензии на комплексное природопользование см. Временное
положение, утвержденное приказом Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г. N 273
О требованиях к экологическому обоснованию лицензий на природопользование
см. Инструкцию по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности,
утвержденную приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539
1. Лицензия и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей среды. … Хотя лицензирование и заключение договора касаются иногда одних и тех же общественных отношений, они являются правовыми инструментами реализации.
Предусмотрена также обязательная государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование*.
Лицензия на комплексное природопользование может пересматриваться в случаях: • ухудшения окружающей среды по причинам, не зависящим от предприятия … Она служит лишь основанием для заключения договора на комплексное природопользование.
Лицензия на использование недр (вод) – разрешение, выдаваемое … Договоры на право природопользования могут иметь самостоятельное значение как основания возникновения права природопользования (например, при аренде земель), или же действовать совместно.
Что представляет собой договоры на комплексное природопользование? … округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.
Лицензирование природопользования. Выдача лицензий. Виды. … Лицензионный договор – это соглашение, по которому одна сторона. Значение лицензирования и договорной практики.
Лицензия на право природопользования — наиболее типичное и распространенное основание возникновения права природопользования. В условиях развития рыночных отношений все большую роль в организации природопользования играет договор.
.платность природопользования; .экономическое стимулирование охраны окружающей среды. Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом
XI «Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды». … целей природопользования и определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.
. предоставляет конкретные объекты в пользование и т.д. Кроме того, дополнительные условия пользования природными ресурсами могут быть определены собственником или от его имени в лицензии на природопользование и/или соответствующем договоре.
Лицензия, договор и лимиты на природопользование
Лицензия (или разрешение) — документ, выданный специально уполномоченными на то органами (Министерство природных ресурсов) и удостоверяющий право его владельца на использование в определенный период времени (обычно 1 год) природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на выбросы, сбросы и размещение твердых отходов.
Лицензия на комплексное природопользование включает следующую информацию: 1) перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; 2) нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов; 3) перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов; 4) нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов; 5) экологические требования и ограничения, при которых разрешается хозяйственная и иная деятельность.
Выдаче лицензии предшествует установление лимитов на природопользование, представляющих собой установленные предприятиям — природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов производства.
Получив лицензию и пройдя экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь (промышленное предприятие, фермерское хозяйство, воинская часть и т.п.) в обязательном порядке заключает договор о комплексном природопользовании. В этом документе содержатся условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон (государства и природопользователя) и механизмы возмещения возможного вреда, причиненного природной среде.
Таким образом, лимиты, лицензия и договор на комплексное при- щопользование, будучи, с одной стороны, элементами системы эко- тических ограничений со стороны государства, выполняют, с дру- II стороны, и экономические функции, побуждая природопользова-
Н1 при помощи «рубля» бережнее относиться к природной среде.
Договоры на природопользование
Договоры природопользования специфичные договоры. Разница заключается, во-первых, в равенстве сторон между субъектами, в отличие от лицензий, где государство выполняет контрольные функции в несколько другой интерпретации. Во-вторых, договор — более значимый институт, т.к. доходы от заключения договора намного больше, чем от выдачи лицензии.
Заключается между уполномоченным государственным органом, выступающим как орган, представляющий интересы собственника и ЮЛ или ФЛ, предполагающем использование ПР. Договоры очень различны. Институт только формируется.
Виды договоров природопользования:
Предусматривается ВК. Существовали и ранее. Регулируется главой 3 ВК. С одной стороны, участником договора является либо исполнительный ОГВ, либо орган МСУ (т.к. могут находится и в муниципальной собственности), с другой стороны, водопользователь. Данный орган обязуется передать другой стороне водный объект или его часть в пользование за плату. Водопользователь — любое ФЛ или ЮЛ (различий особых между российскими и иностранными лицами не проводится). Этот договор очень похож на договор аренды. Но законодатель говорит о специальном виде договора.
Передача части водного объекта в пользование – процедура не ясна. Как отсчитывать эту часть? Законодатель не отвечает на данный вопрос. Договор должен содержать сведения о водном объекте, о сторонах договора, о наименовании водопользователя, видов использования, сроках, ответственность сторон.
Сроки. ВК не говорит о категорических указаниях, но рекомендуется некоторая долгосрочность. Примерно, около 5 лет. Договор подлежит обязательной государственной регистрации в государственном водном реестре.
ЛК РФ очень сложен для восприятия. В соответствии с ЛК РФ предусматриваются несколько договоров, обеспечивающих лесопользование:
Договор купли-продажи лесных насаждений.
Определяется 7 главой ЛК: осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Права пользования лесным участком не возникает, а возникает только право вырубки. Это новация ЛК. Продолжаются дискуссии. Лесной фонд не находится в муниципальной собственности на данный момент. В муниципальной собственности только деревья на территории населенных пунктов. Из этого следует, что для того, чтобы вырубить дерево на вашем участке надо получить разрешение от садово-паркового хозяйства или органа МСУ. Срок действия такого договора – максимально 1 год. Этот договор предполагает право на уничтожение, а не обычные условия купли-продажи.
Встречается и в ЛК, и в законе О недрах. Не самый сложный договор. По договору аренды, одна сторона предоставляет арендатору имущество в пользование в установленных целях и на определенный срок, а арендодатель получает вознаграждение.
Напр, договор аренды лесного участка. Ст.72 ЛК. Заключается, как правило, на торгах. Объектом являются лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и прошедшие кадастровый учет. Т.о. объектом может быть не каждый земельный участок. Требования о кадастровом учете пришло из ЗК. Заключается от 10 (заготовка древесины требует этапности) до 49 (пришла из социалистического законодательства, привычка) лет. 49 – это очень много. Хотя не всегда, в ст.25 ЛК говорится об использовании лесных участков. В ряде случаев, если речь идет о строительстве водоемов и др. линейных объектов договор аренды может быть заключен от 1 года до 9лет. При завершении действия данного договора у бывшего арендатора имеется преимущественное право заключения договора аренды.
Применяется только для недрапользования. Заключается между недрапользователем и министерством природных ресурсов. Применимо положения ст.1027 ГК. Похож на договор аренды, т.к. одна сторона обязуется предоставить другому лицу комплекс исключительных прав. В большинстве случаев, обязуется предоставить геологическую информацию. Этот вопрос не подпадает под информационные права граждан РФ. Подобная информация находится в собственности у лица, которое его раздобыло и оно не обязано ею делится. Оно имеет право продать ее. Т.о. если ФЛ или ЮЛ хочет получить еще и информацию, то это будет договор концессии.
Право собственности на добытые ресурсы. По общему правилу, приниматель добывает ресурсы, переходящие в его собственность. Но это правило может быть изменено по договору концессии.
Вопрос о платежах.
Предусматривает создание нового объекта или переработки ископаемого. Должно предусматриваться за чей счет будет переработка.
Договор о разделе продукции.
Собственно договором на П. не является, т.к. речь идет не о разделе естественных ПР, а о тех, которые уже добыты, они являются уже не природным компонентом, а имуществом. Регулируются ГК, законом О недрах, особыми соглашениями.
Существуют виды полезных ПР, которые обладают для государства особой ценностью экономической и стратегической. Напр, нефть, газ и т.д. Ценность заключается в их разработке, от которой государство должно получать выгоду. Природопользователь, заключающий такой договор, оговаривает, что передается государству. Возможно, что весь объем добытых ПР перейдет к государству, но сейчас таких примеров нет. Договор о разделе продукции заключили, например, Газпром, ЛУКОЙЛ.
Вывод: право природопользования возникает или на основании заключения договора или получения лицензии.
5.6. Договоры на природопользование
Одним из оснований возникновения природопользования являются договоры на природопользование. Договоры природопользования составляют специфический вид договора имущественного найма. Его специфичность предопределяется тем, что объектом договора являются природные ресурсы — особый вид недвижимого имущества и природные объекты, элементы природной среды, выполняющие в ней присущие им экологические функции, участвующие в природном кругообороте веществ и энергии.
Общее правовое регулирование указанных отношений осуществляется нормами главы 34 «Аренда» Гражданского кодекса РФ, а специальное — нормами, закрепленными в экологическом законодательстве.
По договору на пользование природными ресурсами орган государственной власти, орган местного самоуправления, собственник (арендодатель) обязуются предоставить природопользователю (арендатору) природный объект за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договоры на пользование природными ресурсами являются двухсторонними сделками, как правило, возмездными, консесуальными, срочными. Они должны заключаться в письменной форме с государственной регистрацией в установленном порядке. Допускается заключение комплексных договоров, когда объектами договора являются несколько природных ресурсов или природный ресурс предоставляется в пользование для различных целей.
Остановимся на характеристике отдельных видов договоров на природопользование.
Недра могут предоставляться в пользование на основании соглашения о разделе продукции в порядке и на условиях, закрепленных федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» [48].
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым предоставляются субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и за свой риск.
Участки недр, передаваемых в пользование на условиях раздела продукции, утверждаются федеральным законом.
Сторонами соглашения о разделе продукции являются Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, а также инвесторы — граждане РФ, иностранцы, юридические лица и создаваемые ими объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлекаемых средств (имущества, имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья, являющиеся пользователями недр на условиях раздела продукции.
Соглашением о разделе продукции регулируются условия производства работ; раздел продукции, полученной в результате пользования недрами между инвестором (пользователем) и государством, сроки действия договора, порядок изменения и досрочного расторжения соглашения, ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
В соответствии с Водным кодексом РФ с водопользователем заключаются договоры водопользования при предоставлении водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов, использования которого находится водный объект (акватории водных объектов в т. ч. для рекреационных целей); использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Сторонами в договоре водопользования выступают органы Федерального агентства водных ресурсов, органы исполнительной власти субъектов РФ (в Пермском крае — Министерство природных ресурсов Правительства Пермского края), органы местного самоуправления, с одной стороны, и водопользователями (юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели).
В договоре закрепляются сведения о водном объекте: реестровый номер, площадь, описание границ, местонахождение водного объекта, наличие или отсутствие обременений, ограничений, (прав третьих лиц); цель, виды и условия использования водного объекта, срок действия договора водопользования, плата за пользованием водным объектом и порядок ее внесения; права и обязанности сторон, порядок и условия изменения, досрочного прекращения, пролонгации (продления) договора, ответственность сторон за нарушение условий договора. К договору прилагаются материалы в графической форме (план водного объекта, схемы размещения гидротехнических объектов и иных сооружений, зон с особым режимом водопользования, сервитутов и т. д.), а также пояснительная записка к ним.
Лесопользование регламентируется договорами аренды лесного участка безвозмездного пользования лесным участком.
Договор аренды лесного участка, безвозмездного пользования лесным участком заключается между лесничеством, органом исполнительной власти субъектов РФ, органом местного самоуправления (Арендодатель) и лесопользователем (Арендатор) по результатам аукциона. Существенными условиями договора аренды лесного участка являются сведения о лесном участке, кадастровый (реестровый) номер, площадь, местонахождения, описание границ, наличие или отсутствие ограничений, обременений (прав третьих лиц), срок договора, виды пользования, размер арендной платы и порядок ее внесения, объемы рубок лесных насаждений и других видов пользования; права и обязанности сторон, основания и порядок изменения, досрочного прекращения, пролонгация (продление) договора, ответственность сторон.
Договор аренды участка лесного фонда заключается в соответствии формой типового договора, утвержденного приказом МСХ РФ от 12 февраля 2010 г. № 48 (171).
Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона между лесничеством, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (Продавец) и победителем аукциона – юридическим, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем (Покупатель). Содержание договора составляют предмет договора ( площадь, местонахождения лесных насаждений, их характеристика), объем подлежащей заготовки древесины; срок договора, условия ее заготовки, размер и порядок внесения платы, права и обязанности сторон, порядок изменения и расторжения договора, ответственность сторон. К договору прилагается схема расположения лесных насаждений, акт передачи лесных насаждений, сведений об объеме заготовки древесины. Примерный договор купли-продажи лесных насаждений утвержден приказом МСХ РФ от 8 февраля 20101 г. № 33.
Развернутая система договоров сложилась в сфере оборота, использования земельных участков Это обусловлено тем, что они могут находиться не только в государственной , муниципальной, но также и в частной собственности граждан и юридических лиц. Договорные отношения в земельной сфере регламентируются Граждански кодексом РФ, Земельным Кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ и подзаконными актами (постановлениями Правительства РФ, приказами Министерств РФ) принимаемыми в развитии положений Кодексов и федеральных законов. Дифференциация правового регулирования договорных отношений в земельной сфере обусловлена формой собственности на земельный участок, целью использования земельным участком, природными свойствами земельного участка.
По отмеченным признакам выделяются: сделки по отчуждению земельного участка и прав на него, договоры; купли-продажи, дарения, мены, ренты, купли-продажи земельного участка с иждивением; наследование; сделки по передаче прав и обязанностей без прекращения права собственности на земельный участок – договоры аренды., безвозмездного пользования земельным участком, доверительного управления; использования земельного участка в качестве способа обеспечения исполнения обязательств (договор ипотеки).
В соответствии с описанной классификацией договоров дифференцируется и их содержание. Так, специфические условия присущие договору аренды земель сельскохозяйственного назначения, договору аренды земельного участка для капитального строительства, для жилищного развития, договору аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, договору о развитии застроенной территории. Однако при всем многообразии договорных связей можно выделить принципиальные требования по закреплению в договоре существенных условий. Это касается определения предмета договора, сроков, цены договора, закрепление прав и обязанностей сторон и порядка их реализации, порядок и условия изменения, досрочного прекращения, пролонгация договора, ответственность сторон за нарушения условий договора.
Вопросы для самоконтроля
5.1. Право природопользования: как вещное право, правомочия, правовой институт.
5.2. Содержание права природопользования как вещного права.
5.3. Право природопользования как правомочие собственника, природопользователя, арендатора.
5.4. Право природопользователя как межотраслевой правовой институт: понятие, структура.
5.5. Виды, сроки природопользования.
5.6. Основания и порядок предоставления природных ресурсов в пользование.
5.7. Документы, удостоверяющие право природопользования.
5.8. Права и обязанности природопользователей.
5.9. Основания и порядок прекращения права природопользования.
5.10. Договоры о предоставлении природных ресурсов в пользование: понятие, виды.
5.11. Договор аренды земельных участков: понятие, виды, порядок заключения, содержание.
5.12. Договоры купли-продажи лесных насаждений: понятие, порядок заключения и исполнения, содержание.
5.13. Договоры аренды лесных участков: понятие, порядок заключения, содержание.
5.14. Договоры купли-продажи и иного отчуждения земельных участков.
5.15. Договор водопользования: понятие, порядок заключения, содержание.
5.16. Договоры пользования водными биологическими ресурсами и рыбопромысловыми участками: понятие, порядок заключения, содержание.
Право природопользования. Понятие, виды и формы природопользования
Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих ему естественных (гуманитарных) прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых и лечебно-оздоровительных нужд и т.д.). В зависимости от объекта право природопользования бывает общим и специальным. Согласно ст. 13 Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. общее природопользование осуществляет бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов гражданам и организациям.
Специальным природопользованием признается такое, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами и рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природного ресурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством Земельным, Лесным, Водным кодексами, Законом о недрах, Законом об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.
При специальном природопользовании природные ресурсы предоставляются природопользователям в установленном порядке. Право специального природопользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, приобретаемым возмездно или безвозмездно, первичным или вторичным. Например, в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 107 Земельного кодекса РК в населенных пунктах к общему землепользованию относятся земли, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, очистные сооружения и другие инженерные системы общего пользования).
Согласно классификации М. М. Бринчука к основным принципам права природопользования относятся: рациональное природопользование; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер пользования природными ресурсами; устойчивость права пользования природными ресурсами; платность специального природопользования.
Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств (например, экологически целесообразных технологий). Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Например, в земельном законодательстве рациональное использование земель связано с проведением системы мероприятий по охране земель, обеспечению соблюдения законодательства с учетом проведения землеустройства (ст. ст. 139, 149 ЗК РК). В водном законодательстве рациональное водопользование связано с комплексным использованием воды, освоением современных технологий, позволяющих сократить забор воды и снизить вредное воздействие вод (ст. 9 ВК РК). Законодательство о недрах обеспечение рационального использования недр связывает, прежде всего, с комплексным его использованием на всех этапах недропользования (ст. 49 Указа «О недрах и недропользовании»).
Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса служит соблюдение требований по обеспечению его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование лесных ресурсов, рыбных запасов должно основываться на научной оценке и не должно превышать темпов восстановления. Леса и рыбные запасы не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.
Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса (например, недр), может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.
Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природо- пользователя, так, например, не допускать нарушения прав и интересов других водопользователей и природопользователей (ст. 72 ВК РК). На лесопользователя возложена обязанность ведения работ способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими отрицательное воздействие лесных пользований на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных других природных объектов и обеспечивающими сохранение животного мира и среды его обитания (ст. 38 ЛК РК).
Общим для земельного, горного, водного и лесного права является принцип целевого использования природных ресурсов, целью которого является предоставление земельных участков, участков недр, водных объектов и участков лесов в пользование, которое всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете
и. т.п. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или анулировании лицензии или иного разрешительного документа.
Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно в постоянное пользование (ст. 34 ЗК РК, ст. 10 Указа «О недрах и недропользовании; сг. 70 ВК РК) либо на длительный срок от 10 до 49 лет (ст. 35 ЗК РК, ст. 31 ЛК РК, ст. 70 ВК РК), контракт на разведку сроком на 6 лег с продлением срока, контракт на добычу сроком до 25 лет; а по месторождениям с крупными и уникальными запасами полезных ископаемых — до 45 лет (ст. 43 Указа «О недрах и недропользовании») или во временное краткосрочное пользование на конкретный срок до 5 лет (сг. 35 ЗК РК, сг. 70 ВК РК до 1 -го года (ст. 34 ЛК РК), а право пользования природными объектами может быть прекращено только по основаниям, указанным в Законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, обеспечивает гарантию его интересов, связанных с природопользованием.
Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить за пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением шиты достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Правовое регулирование и роль платы за природопользование рассматривается в главе VII «Экономический механизм охраны окружающей среды» в Законе РК «Об охране окружающей среды». Согласно сг. 26 Закона, платность природопользования включает плату за использование природных ресурсов, за загрязнение окружающей природной среды.
Лицензия на право потребления природною ресурса. В новых условиях перехода к рынку лицензионная деятельность приобретает особое значение как средство защиты интересов потребителя, соблюдения градостроительных, санитарных, экологических норм и правил торговли. Лицензия в переводе на русский язык — разрешение на что- либо. Первоначально это слово употреблялось применительно к продаже товаров за рубеж. Широкое распространение оно получило при организации спортивно-любительской, промысловой, научно-исследовательской, истребительной охоты. Затем распространилось на продажу товаров и выполнение всевозможных услуг.
Лицензирование деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Лицензия выдается на каждый вид деятельности. По отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество лицензий может ограничиваться. Лицензии выдаются по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение порядка пользования лицензией, передача ее другим липам, нарушение санитарных, экологических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который выдал лицензию. Отказ в выдаче лицензии, лишение права на лицензию могут быть обжалованы в суд. Контроль за соблюдением лицензионных условий ведет специально уполномоченные государственные органы.
Применительно к области охраны окружающей природной среды и природопользования природноресурсовая лицензия — это разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природного ресурса. В этом документе сконцентрированы две функции: 1) контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию природного ресурса, соблюдение экологических и санитарных норм; и 2) нормированное потребление соответствующего природного ресурса. Таким образом, в области природопользования решаются две взаимосвязанные задачи — охранительная и регулятивная.
Лицензирование’ость проявление административно-правового метода регулирования экологических отношений путем запрета, разрешения уполномочия. По своей сущности лицензия на природопользование концентрирует в себе три признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса либо его владельца (фондодержателя), во-вторых, формой проявления государственного контроля за рациональным использованием природного ресурса; в-треть- их, средством регулирования рационального природопользования. Предмет лицензии в области природопользования — природный ресурс, предназначенный для использования. В зависимости от предмета лицензироваться могут ресурсы экономические (заготовка древесины, добыча полезных ископаемых) или экологические, предназначенные для защилы природы и человека (разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ), оздоровительные ресурсы природы (разрешение на пользование лечебными свойствами природной среды) или культурные (разрешение на археологические разработки).
Согласно ст. 21 Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. лицензированию подлежат следующие виды деятельности: 1) использование природных ресурсов в соответствии с законодательством о них; 2) осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; 3) захоронение и хранение отходов производства и потребления, представляющих особую опасность для окружающей среды и здоровья населения; 4) экологическая аудиторская деятельность.
Выданные лицензии органы управления могут пересмотреть или аннулировать, если произойдет изменение экологической обстановки, угрожающее наступление вреда для природной среды и здоровья населения. Право пользования лицензией может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено по объективным и субъективным причинам. В частности, в связи с угрозой жизни и здоровью населения, возникновением угрозы в случае стихийных бедствий, изменением условий природопользования. К субъективным причинам следует отнести нарушение условий лицензии, нарушение правил охраны окружающей природной среды.
Лимитирование природопользования. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природополь- зователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства. Они устанавливаются для предприятий-природополь- зователей государственными органами охраны окружающей природной среды с учетом необходимости поэтапного достижения нормативных объемов использования (изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производств с учетом экологической обстановки в регионе. Лимиты на природопользование— предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов. Вместе с лицензией они выступают одним из эффективных средств охраны окружающей природной среды. Так же как и лицензирование, лимитирование использования и потребления окружающей природной среды обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства.
Природопользование может осуществляться в двух направлениях: изъятие природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда лимитирование природопользования подразделяется на два вида: 1) предельно допустимые нормы изъятия, выемки природного вещества из природной среды; и 2) предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов. В сг. 1 Закона РК «Об охране окружающей среды» указаны следующие виды лимитирования: 1) лимиты на загрязнение окружающей среды — пределы поступления общего объема загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, а также влияния на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий в уровнях, при которых сохраняется благоприятная окружающая среда; 2) лимиты изъятия природных ресурсов — пределы возможного количественного использования природных ресурсов, при которых не нарушается естественное воспроизводство биологических ресурсов и гарантируется рациональное использование полезных ископаемых; 3) квота на загрязнение — часть лимита на загрязнение, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок; 4) квота изъятия природных ресурсов — часть лимита изъятия, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок.
Договорная форма природопользования Господство административного метода регулирования природопользования в условиях социалистической системы хозяйства отнесло договор к числу вспомогательных средств регулирования использования и охраны окружающей природной среды. Длительное время в этих условиях лицензия как акт распорядительного органа власти была единственным документом, регулирующим взаимоотношения сторон. Договор, если он и применялся в немногих случаях, то, как правило, служил средством уточнения взаимоотношения сторон. Примером может служить договор застройки, заключаемый застройщиком и коммунальным отделом местного Совета на основе решения исполкома горрайсовета о выделении земельного участка для строительства дома. Суть договора состояла в конкретизации прав и обязанностей землепользователя и застройщика по использованию земельного участка, сроков начала и завершения строительных работ, проведения работ по благоустройству и т.п. Подобную функцию выполнял договор, заключаемый между сторонами при временном отводе земельного участка для строительства дорог, линий связи и иных сооружений. Договор уточнял права и обязанности участников отношений по хранению и использованию плодородного слоя почвы, рекультивации (биологической и технической) земельного участка, порядок проведения расчетов и ответственность сторон за ненадлежащее исполнение условий договора.
По мере дальнейшей экономизации охраны окружающей природной среды, более широкого внедрения в экологические отношения экономических методов регулирования отношений договор принимает все более распространенную и самостоятельную форму. Характерно, что в сфере экологии, где довольно реально ощущается особенность в содержании отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. В принципе в хозяйственных отношениях стороны вправе заключить любой договор, если он не противоречит действующему законодательству. Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву тип договора аренда Если в земельных отношениях она впервые появилась в сфере природопользования и уступила место более эффективным и привлекательным видам и формам землепользования (собственность, владение), то в других сферах природопользования она еще с трудом пробивает себе дорогу. Недра, воды, леса и животный мир по отраслевому законодательству продолжают оставаться государственной собственностью. Разница в том, что в отличие от исключительной нынешняя государственная собственность на эти объекты стала многоуровневой, т.е. собственностью государства, частных лиц, общественных объединений, местных органов власти.
Согласно ст. 23 Закона РК «Об охране окружающей среды» между субъектами по поводу природопользования составляется договор (контракт). Договор (контракт) на природопользование заключается между природопользователем и исполнительными органами или Правительством РК в порядке, установленном законодательством. Договор (контракт) на природопользование является недействительным без предварительного получения природопользователем лицензии, если использование природных ресурсов и осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности требуют обязательного государственного лицензирования. Срок действия, условия и порядок прекращения договора (контракта) определяются соглашением сторон в соответствии с законодательством РК или лицензией. Условия договора (контракта), противоречащие лицензии, являются недействительными. Отзыв лицензии влечет прекращение действия договора (контракта). Договор (контракт) на природопользование до его подписания подлежит согласованию с центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.
Договор комплексного природопользования. Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона). Таким образом, его заключение продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования. Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Необходимость оформления комплексного природопользования договорными обязательствами обусловлена тем, что практически всегда использование одного или одних ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального пользования других ресурсов. Типичный пример: лицензии на разработку недр с целью добычи полезных ископаемых не регулируют вопросов охраны земель, вод, лесов, чьи интересы неизбежно затрагиваются при развертывании добычи полезных ископаемых. Этот пробел устраняется заключением и исполнением договора. Его заключению предшествует решение всех вопросов, связанных с пользованием конкретными ресурсами, завершающееся получением лицензии. На основе лицензии природопользователь ставит перед органом охраны окружающей природной среды вопрос о заключении договора. Еосу- дарсгвенный уполномоченный орган изучает все документы о намерениях природопользователя по использованию природного ресурса и назначает экологическую экспертизу. Цель экологической экспертизы — провести оценку воздействия использования природного ресурса на состояние других ресурсов и окружающую природную среду в целом. Лицензия и положительное заключение экологической экспертизы — вот те два документа, которые требуются по Закону об охране окружающей природной среды (ст. 18 Закона) для заключения означенного договора о комплексном природопользовании.
- Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Юридическая ответственность представляет собой обязанность правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия личностного, имущественного или организационного порядка, которые наступают для него в ответ на совершенное им виновное противоправное поведение — правонарушение. ЕІод юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.
Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных федств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит от государственных органов, уполномоченных применять мфы юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.
Экологическое правонарушение в зависимости от состава может быть административным или дисциплинарным проступком, либо преступлением, за совершение которых наступает соответственно административная, дисциплинарная и уголовная ответственность. ЕІричинение ущфба или нанесение вреда влечет за собой привлечение к гражданско-правовой ответственности, которая наступает независимо от привлечения правонарушителя к другим видам ответственности. Некоторые виды ответственности могут применяться одновременно, например, дисциплинарная ответственность плюс возмещение вреда, другие же — только на альтернативной основе. Это относится к уголовной и административной ответственности. Объективная сторона данных правонарушений может совпадать, разница состоит лишь в степени ответственности за содеянное, поэтому за одно и то же нарушение нельзя привлечь одновременно и к уголовной, и к административной ответственности.
Виды юридической ответственности за экологические правонарушения. Дисциплинарная ответственность — эго санкция, которая применяется к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.
Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 94 Закона РК «О труде в Республике Казахстан»), Здесь суть санкции выражается в том, что работодатель налагает на виновного работника дисциплинарное взыскание за невыполнение им обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.
Таким образом, за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения, должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными правовыми актами.
К нарушителям в соответствии с Законом РК «О труде в Республике Казахстан» могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор и расторжение индивидуального трудового договора (ст. 94 Закона). Виновные липа могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды, нарушения нормативов качества окружающей среды и природоохранительного законодательства. Согласно ст. 28 Закона РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение с занимаемой должности.
Дисциплинарная ответственность существует в двух видах: 1) общая, предусмотренная трудовым законодательством, и 2) специальная, возлагающаяся на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине. Например, на государственных служащих может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.
Д ля применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть получено письменное объяснение. Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику, подвергнутому взысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения или проступка (не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске). Причем, за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 95 Закона).
Законодательством РК срок действия дисциплинарного взыскания ограничивается только шестью месяцами со дня его применения. Если в течение этого срока работник не будет подвергнут повторному дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель вправе снять его досрочно по собственной инициативе, по просьбе работника или его непосредственного руководителя, по ходатайству работников и их представителей (ст. 96 Закона).
Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Материальная ответственность за причиненный ущерб признается самостоятельным видом юридической ответственности. Поэтому работник, независимо от привлечения к материальной ответственности, может быть привлечен также к дисциплинарной и иному виду ответственности.
По трудовому праву материальную ответственность несут лица, находящиеся с предприятием, организацией в трудовых отношениях, при определенных условиях, которыми являются: а) наличие прямого действительного ущерба, явившегося результатом совершения работником экологического правонарушения, поскольку предприятие вынуждено было понести затраты на возмещение причиненного этим правонарушением вреда; б) противоправность поведения работника, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих трудовых обязанностей (например, вследствие виновного нарушения работником установленного технологического процесса произошел сброс сточных вод, приведший к отравлению рыбы в водоеме); в) причинная связь между действием (бездействием) работника и причиненным ущербом, т.е. должно быть доказано, что возникший ущерб непосредственно связан с допущенным данным работником нарушением;
г) вина работника в причинении ущерба его действием или бездействием. Он признается виновным, если противоправное деяние совершено им умышленно или по неосторожности.
Трудовое законодательство предусматривает два основных вида материальной ответственности работников: ограниченную и полную. При ограниченной материальной ответственности работник обязан возместить ущерб в размере прямого действительного ущерба, но, как правило, не более своего среднего месячного заработка. Такая ответственность применяется по решению руководителя предприятия.
Ущерб подлежит возмещению в полном объеме, когда он причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда, либо работником, находившимся в нетрезвом состоянии; в соответствии с законодательством или договором на работника возложена полная материальная ответственность, а также в других случаях, предусмотренным законом. Решение о возмещении работником ущерба предприятию в полном объеме принимается судом по иску предприятия.
Закон РК «Об охране окружающей среды» устанавливает, чго должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством (сг. 86 Закона). Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный вред, причиненный по его вине предприятию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Материальной ответственности посвящена глава 9 ст. ст. 89-92 Закона РК «О труде в Республике Казахстан».
Полная материальная ответственность наступает в случаях, если вред причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда; такая ответственность возложена на работника по законодательству; между работником и предприятием заключен письменный договор о полной материальной ответственности; вред причинен не при исполнении трудовых обязанностей; имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам; вред причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией работнику в пользование; вред причинен работником, находившимся в нетрезвом виде.
Коллективная (бригадная) материальная ответственность вводится при совместном выполнении работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключен Письменный договор между предприятием, учреждением, организацией и всеми членами коллектива (бригады). Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены работодателем с работником, достигшим 18-летнего возраста, занимающим должность. Перечень таких должностей и работ, а также типовой договор о полной материальной ответственности утверждаются в коллективных договорах (сг. 92 Закона). Сторона индивидуального трудового договора, причинившая вред другой стороне, возмещает его на основании решения суда либо в добровольном порядке.
Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершение административного правонарушения. Административным экологическим правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие (или бездействие), посягающее на установленный в государстве экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей среде или содержащее реальную угрозу такого причинения, за которую предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность за экологические правонарушения выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения.
Виды экологических правонарушений, порядок и основания привлечения к административной ответственности за правонарушения регулируются Кодексом РК «Об административных правонарушениях», принятым 30 января 2001 г. и другими нормативными правовыми актами (имеется немало правонарушений, не урегулированных КоАПом РК). Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Наложение административного взыскания на физическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (ст. 28 КоАП РК).
Кодекс в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологические преступления и административный проступок, приводятся в УК РК. Эго повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.
В соответствии со ст. 45 КоАП РК за совершение административных правонарушений к физическому лицу могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения; 5) лишение специального права; 6) лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий; 7) приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя; 8) принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения; 9) административный арест; 10) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства. К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные в подпунктах 1)—6), 8 части первой настоящей статьи, а также приостановление или запрещение деятельности юридического лица.
Уголовная ответственность за экологические преступления. Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно, от чистоты почвы. Поэтому, согласно сг. 2 Уголовного кодекса РК его задачей наряду с защитой прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, является охрана окружающей среды.
Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РК, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.
Специальные экологические составы сформулированы в отдельной 11 главе (ст. 277—294) «Экологические преступления» УК РК. Уголовная ответственность наступает, в частности, за: нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности (сг. 277); нарушение экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ (сг. 278); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 279); загрязнение, засорение и истощение вод (ст. 281); загрязнение атмосферы (ст. 282); загрязнение морской среды (ст. 283); порчу земли (ст. 285); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 286); незаконную добычу водных животных и растений (ст. 287); незаконную охоту (ст. 288); нарушение правил охраны животного мира (сг. 289); незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений (ст. 290); незаконную порубку деревьев и кустарников (ст. 291); уничтожение или повреждение лесов (ст. 292); нарушение режима особо охраняемых природных территорий (ст. 293); непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения (ст. 294).
К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 244); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 268); жестокое обращение с животными (ст. 276); регистрация незаконных едет лок по природопользованию (ст. 255).
Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 154); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 233); нарушение правил безопасности при ведении горных или строительных работ (сг. 245); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 246) и др. Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды.
К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 307); превышение власти или должностных полномочий, превышение должностных полномочий (ст. 308); служебный подлог (ст. 314); халатность (ст. 316). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным липам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.
За совершение экологических преступлений предусматриваются следующие виды наказаний:
— штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Согласно сг. 40 УК РК штраф назначается в пределах от двадцати пяти до двадцати тысяч месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного. В соответствии со сг. 280 УК РК за нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
—лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания (ст.41 УК РК). Например, за нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности (ст. 277 УК РК) назначается наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.
—привлечение к общественным работам. Общественные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется местными исполнительными органами или органами местного самоуправления. Общественные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Привлечение к общественным работам не может быть назначено военнослужащим, женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам свыше шестидесяти лет, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам первой или второй группы (ст.42 УК РК).
—исправительные работы. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов (ст. 43 УК РК). К примеру, за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это деяние повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лег, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (ст.282 УК РК).
—ограничение свободы. Ограничение свободы состоит в наложении на осужденного судом определенных обязанностей, ограничивающих его свободу, и отбывается по месту его жительства под надзором специализированного органа без изоляции от общества сроком от одного года до пяти лет. В случае замены иного наказания (привлечения к общественным работам или исправительным работам) ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года (ст.45 УК РК). Например, согласно ст. 280 УК РК за нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
—арест. Арест состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества на весь срок назначенного наказания. Арест устанавливается на срок от одного месяца до шести месяцев. За загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных федств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и матфиалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомфному использованию морской феды, — наказывается штрафом в размфе от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на фок до пяти лет, либо исправительными работами на фок до двух лет, либо арестом на фок до четырех месяцев (ст.283 УК РК). Арест не применяется к лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцати лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим несовфшеннолетних детей (ст.46 УК РК).
—лишение свободы. Лишение свободы за совфшение преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается на срок от шести месяцев до пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, указанные в части пфвой статьи 49 настоящего Кодекса, — до двадцати лег либо пожизненно (ст.48 УК РК). Напримф, нарушение общих экологических требований на всех стадиях недропользования, повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет (п. 3 ст. 286 УК РК).
Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований. Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совоку пно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда. Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований. Он, прежде всего, проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Однако подобный вред не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться и вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.
Общие основания ответственности за причинение вреда определены в Гражданском кодексе РК: противоправность действия (бездействия), причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда) и вина причинителя. ГК РК предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении.
Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений возникает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка — участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. — восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур. Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, в каждом конкретном случае принимается судом.
Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии с Законом РК «Об охране окружающей среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 86 Закона).
Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного. Такса состоит как бы из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая—наказание виновного.
При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для определения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде.
Взыскиваемые суммы возмещения вреда перечисляются в фонды по охране окружающей среды, а в установленных законодательством случаях — потерпевшему юридическому или физическому лицу.
Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме, с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение и восстановление здоровья, затрат по уходу за больным, иных расходов и потерь. Определение величины вреда здоровью и имуществу граждан производится в соответствии с действующим законодательством, а возмещение вреда—на основании решения суда. Моральный вред, причиненный в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды, подлежит возмещению в порядке, установленном ГК РК.