Договор об ограничении стратегических вооружений

ОГРАНИЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

ОГРАНИЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ — один из клю­че­вых прин­ци­пов и на­прав­ле­ний современной ми­ро­вой по­ли­ти­ки, ко­то­рый за­клю­ча­ет­ся в ог­ра­ни­че­нии стра­те­гических во­ору­же­ний оп­ре­де­лён­ным ко­ли­чест­венным ли­ми­том.

ОСВ име­ет це­лью уп­ро­чне­ние меж­ду­на­род­ной без­опас­но­сти и пре­дот­вра­ще­ние во­енной уг­ро­зы и пред­став­ля­ет со­бой сред­ст­во про­ти­во­дей­ст­вия со­пер­ни­че­ст­ву го­су­дар­ств в об­ла­сти на­коп­ле­ния и со­вер­шен­ст­во­ва­ния во­ору­же­ний. Ус­та­нов­ле­ние та­ко­го ли­ми­та мо­жет быть осу­щест­вле­но пу­тём не­пре­вы­ше­ния су­щест­вую­ще­го или со­кра­ще­ния стра­те­гических во­ору­же­ний до но­во­го, бо­лее низ­ко­го уров­ня ОСВ; по свое­му ха­рак­те­ру мо­жет быть не толь­ко ка­чест­вен­ным, но и ко­ли­чест­вен­ным (например, ус­та­нов­ле­ние за­пре­та на но­вые ти­пы стра­те­гических во­ору­же­ний). Как наи­бо­лее ра­ди­каль­ную фор­му ОСВ мож­но пред­ста­вить ли­кви­да­цию на вза­им­ной ос­но­ве тех или иных со­гла­со­ван­ных ви­дов во­ору­же­ний. По на­зна­че­нию стра­те­гического во­о­ру­же­ния под­раз­де­ля­ют на стра­те­гические на­сту­па­тель­ные (удар­ные) и стра­те­гические обо­ро­ни­тель­ные. В со­став стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний (СНВ) вхо­дят на­зем­ные ра­кет­ные ком­плек­сы с меж­кон­ти­нен­таль­ны­ми бал­ли­стическими ра­ке­та­ми (МБР) ста­цио­нар­но­го и мо­биль­но­го ба­зи­ро­ва­ния, ра­кет­ные ПЛ стра­те­гического наз­на­че­ния с бал­ли­стическими ра­ке­та­ми под­вод­ных ло­док (БРПЛ) и стра­те­гические (тя­жё­лые) бом­бар­ди­ров­щи­ки (ТБ), ос­на­щён­ные стра­те­гическими кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми (КР) и авиационными бом­ба­ми. К стра­те­гическим обо­ро­нительным воо­ру­же­ни­ям от­но­сят­ся ком­плек­сы и сис­те­мы про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны (ПРО), сред­ст­ва ПВО, про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны и ра­кет­но-кос­мической обо­ро­ны, пред­на­зна­чен­ные для по­ра­же­ния стра­те­гических ра­кет и средств их ба­зи­ро­ва­ния. Ос­но­ву современных стра­те­гических воо­ру­же­ний со­став­ля­ет ядер­ное ору­жие (ЯО). Ино­гда к стра­те­гическим воо­ру­же­ни­ям от­но­сят и вы­со­ко­точ­ное ору­жие в обыч­ном сна­ря­же­нии, при­ме­няе­мое для по­ра­же­ния стра­те­ги­че­ски важ­ных объ­ек­тов.

Не­об­хо­ди­мость про­цес­са ОСВ бы­ла пре­до­пре­де­ле­на, с од­ной сто­ро­ны, сло­жив­шим­ся к началу 1970-х годов па­ри­те­том в об­лас­ти стра­те­ги­че­ских ядер­ных сил ме­ж­ду СССР и США, а с дру­гой — осо­з­на­ни­ем ка­та­ст­ро­фи­че­ских, са­мо­убий­ст­вен­ных для все­го че­ло­ве­че­ст­ва по­след­ст­вий воз­мож­но­го при­ме­не­ния ЯО. По­ни­ма­ние бес­смыс­лен­но­сти и опас­но­сти по­сто­ян­но­го на­ра­щи­ва­ния ар­се­на­лов ЯО при­ве­ло к на­ча­лу пе­ре­го­во­ров и вы­ра­бот­ке со­гла­ше­ний об ОСВ. В 1972 году СССР и США под­пи­са­ли Временное со­гла­ше­ние о не­ко­то­рых ме­рах в об­лас­ти ог­ра­ни­че­ния стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний (оно обя­зы­ва­ло сто­ро­ны не на­чи­нать строи­тель­ст­во до­пол­нительных ста­цио­нар­ных ПУ МБР и ог­ра­ни­чить ко­ли­че­ст­во ПУ БРПЛ и са­мих ПЛ, со­гла­ше­ние так­же со­дер­жа­ло не­ко­то­рые ка­че­ст­вен­ные ог­ра­ни­че­ния; например, за­пре­ща­лось пе­ре­обо­ру­до­ва­ние ПУ лёг­ких ра­кет в ПУ тя­жё­лых) и До­го­вор об ог­ра­ни­че­нии сис­тем ПРО 1972 года (па­кет из этих двух до­ку­мен­тов при­ня­то на­зы­вать До­го­вор ОСВ-1). В 1974 году в раз­ви­тие это­го до­го­во­ра сто­ро­ны при­ня­ли Про­то­кол, за­фик­си­ро­вав­ший их со­гла­сие иметь по од­но­му из двух пре­ду­смот­рен­ных до­го­во­ром по ПРО рай­онов раз­ме­ще­ния про­ти­во­ра­кет­ных сис­тем и их ком­по­нен­тов. В свя­зи с ис­те­че­ни­ем сро­ка дей­ст­вия Временного со­гла­ше­ния в октябре 1977 года сто­ро­ны зая­ви­ли о на­ме­ре­нии не пред­при­ни­мать каких-либо дей­ст­вий, про­ти­во­ре­ча­щих ему, до за­клю­че­ния но­во­го со­гла­ше­ния. В 1979 году СССР и США под­пи­са­ли До­го­вор об ог­ра­ни­че­нии стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний, так называемый До­го­вор ОСВ-2 (смотри До­го­во­ры об ог­ра­ни­че­нии стра­те­ги­че­ских воо­ру­же­ний 1972, 1979 годов). Учи­ты­вая слож­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду СССР и США в конце 1970-х годов, ОСВ-1 и ОСВ-2 бы­ли зна­чительным дос­ти­же­ни­ем, по­сколь­ку обес­пе­чи­ва­ли боль­шую пред­ска­зуе­мость раз­ви­тия стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний. Пер­вым до­го­во­ром, оз­на­ме­но­вав­шим ка­че­ст­вен­но но­вый этап ог­ра­ни­че­ния ядер­ных воо­ру­же­ний, стал под­пи­сан­ный в декабре 1987 года До­го­вор о ли­к­ви­да­ции ра­кет сред­ней и мень­шей даль­но­сти, ко­то­рый по­ло­жил на­ча­ло ре­аль­ной ли­к­ви­да­ции ЯО. За 3 го­да реа­ли­за­ции его по­ло­же­ний (июнь 1988 — июнь 1991 годов) сто­ро­ны пол­но­стью ли­к­ви­ди­ро­ва­ли и не соз­да­ют ра­ке­ты сред­ней и мень­шей даль­но­сти. 31 июля 1991 года СССР и США за­клю­чи­ли До­го­вор о со­кра­ще­нии и ог­ра­ни­че­нии стра­те­гических наступательных воо­ру­же­ний (СНВ-1), ко­то­рый всту­пил в си­лу в 1994 году. До­го­вор СНВ-1 впер­вые ус­та­нав­ли­вал ог­ра­ни­че­ния на ко­ли­че­ст­во бое­за­ря­дов в груп­пи­ров­ках СНВ сто­рон (то­гда как До­го­во­ры ОСВ-1 и ОСВ-2 пре­ду­смат­ри­ва­ли лишь ог­ра­ни­чительные ме­ры при­ме­ни­тель­но к но­си­те­лям ЯО), по­сколь­ку за счёт раз­ви­тия тех­но­ло­гии раз­де­ляю­щей го­лов­ной час­ти ко­ли­че­ст­во бое­за­ря­дов у сто­рон про­дол­жа­ло рас­ти. В со­от­вет­ст­вии с по­ло­же­ния­ми До­го­во­ра СНВ-1 груп­пи­ров­ки стра­те­гического на­сту­пательного воо­ру­же­ния ог­ра­ни­чи­ва­лись сле­дую­щи­ми па­ра­мет­ра­ми: не бо­лее 6 тысяч еди­ниц на раз­вёр­ну­тых но­си­те­лях, в том числе не бо­лее 1,1 тысячи на МБР для мо­биль­ных ПУ и не бо­лее 1,54 тысяч бое­за­ря­дов на тя­жё­лых МБР, не бо­лее 1,6 тысяч раз­вёр­ну­тых но­си­те­лей, в том числе не бо­лее 154 тяжё­лых МБР, при этом впер­вые был ус­та­нов­лен пре­дел на сум­мар­ный за­бра­сы­вае­мый вес бал­ли­стических ра­кет.

По­сле рас­па­да СССР Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь, Рес­пуб­ли­ка Ка­зах­стан, Ук­раи­на (на их тер­ри­то­рии раз­ме­ща­лось ЯО, ко­то­рое под­ле­жа­ло ли­к­ви­да­ции или вы­во­ду), РФ и США в 1992 году под­пи­са­ли Про­то­кол к До­го­во­ру СНВ-1 (так называемый Лис­са­бон­ский про­то­кол), по ко­то­ро­му Бе­ло­рус­сия, Ка­зах­стан и Ук­раи­на при­няли на се­бя обя­за­тель­ст­ва это­го до­го­во­ра. Од­но­вре­мен­но дан­ные стра­ны обя­за­лись в крат­чай­шие сро­ки при­сое­ди­нить­ся к До­го­во­ру о не­рас­про­стра­не­нии ЯО в ка­че­ст­ве го­су­дарств-уча­ст­ни­ков, не об­ла­даю­щих ЯО. Лис­са­бон­ский про­то­кол обес­пе­чил жиз­не­спо­соб­ность До­го­во­ра СНВ-1 и по­слу­жил вкла­дом в ук­ре­п­ле­ние ре­жи­ма не­рас­про­стра­не­ния. РФ, ос­та­вав­шая­ся един­ст­вен­ным пол­но­прав­ным уча­ст­ни­ком пе­ре­го­во­ров, в 1993 году под­пи­са­ла с США До­го­вор о даль­ней­шем со­кра­ще­нии и ог­ра­ни­че­нии стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний (СНВ-2). По не­му пла­ни­ро­ва­лось со­кра­тить ко­ли­че­ст­во ядер­ных бое­за­ря­дов бо­лее чем в 2 раза (до 3-3,5 тысяч еди­ниц). Кро­ме то­го, он за­пре­щал це­лый класс сис­тем — на­зем­ные МБР с раз­де­ляю­щей го­лов­ной ча­стью, ко­то­рые тра­ди­ци­он­но со­став­ля­ли главный ком­по­нент отечественной ядер­ной триа­ды (ус­лов­ное наи­ме­но­ва­ние на­зем­ных, воздушных и морских со­став­ляю­щих отечественных ядер­ных стра­те­гических сил). РФ ра­ти­фи­ци­ро­ва­ла этот до­го­вор в 2000 году с не­ко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми. Од­на­ко США его не ра­ти­фи­ци­ро­ва­ли и фор­маль­но он в си­лу не всту­пил.

В сентябре 1997 года в Нью-Йор­ке под­пи­сан ряд российско-американских до­ку­мен­тов, при­зван­ных спо­соб­ст­во­вать про­цес­су даль­ней­ше­го со­кра­ще­ния СНВ РФ и США: Про­то­кол о про­дле­нии сро­ков вы­пол­не­ния До­го­во­ра СНВ-2 до 31 декабря 2007 года, Ме­мо­ран­дум о при­да­нии До­го­во­ру СНВ-l бес­сроч­но­го ха­рак­те­ра; со­гла­ше­ния по раз­гра­ни­че­нию стра­те­гических и не­стра­те­гических сис­тем ПРО, а так­же (совместно с Бе­ло­рус­си­ей, Ка­зах­ста­ном и Ук­раи­ной) Ме­мо­ран­дум о пра­во­пре­ем­ст­ве бывших советских рес­пуб­лик в от­но­ше­нии До­го­во­ра по ПРО. В ию­не 2002 года США офи­ци­аль­но вы­шли из До­го­во­ра по ПРО, объ­яс­нив это не­об­хо­ди­мо­стью соз­да­ния за­щи­ты от ги­по­те­тических ра­кет­но-ядер­ных уг­роз со сто­ро­ны КНДР и Ира­на. Поч­ти в то же вре­мя (24.05.2002) был под­пи­сан российско-американский До­го­вор о со­кра­ще­нии стра­те­гических на­сту­пательных по­тен­циа­лов (До­го­вор СНП), пре­ду­смат­ри­вав­ший даль­ней­шее со­кра­ще­ние стра­те­гических на­сту­пательных воо­ру­же­ний Рос­сии и США до уров­ня 1,7-2,2 тысяч опе­ра­тив­но раз­вёр­ну­тых стра­те­гических ядер­ных бое­за­ря­дов к 31 декабря 2012 года. Этот до­го­вор ут­ра­тил си­лу в свя­зи с всту­п­ле­ни­ем в си­лу но­во­го До­го­во­ра о СНВ 5 февраля 2011 года. Но­вый До­го­вор о СНВ пре­ду­смат­ри­ва­ет, что ка­ж­дая из сто­рон со­кра­ща­ет и ог­ра­ни­чи­ва­ет свои МБР и ПУ МБР, БРПЛ и ПУ БРПЛ и ядер­но­го воо­ру­же­ния ТБ та­ким об­ра­зом, что­бы че­рез 7 лет по­сле всту­п­ле­ния в си­лу на­стоя­ще­го до­го­во­ра и в даль­ней­шем их сум­мар­ные ко­ли­чест­ва не пре­вы­ша­ли сле­дую­щих ве­ли­чин: 700 еди­ниц для раз­вёр­ну­тых МБР, раз­вёр­ну­тых БРПЛ и раз­вёр­ну­тых ТБ; 1,55 тысяч еди­ниц для бое­за­ря­дов на раз­вёр­ну­тых МБР и БРПЛ, а так­же ядер­ных бое­за­ря­дов, за­счи­ты­вае­мых за раз­вёр­ну­ты­ми ТБ; 800 еди­ниц для раз­вёр­ну­тых и не­раз­вёр­ну­тых ПУ МБР, ПУ БРПЛ и раз­вёр­ну­тых и не­раз­вёр­ну­тых ТБ.

В ре­зуль­та­те реа­ли­за­ции по­ло­же­ний до­го­во­ров по ОСВ стра­те­гические ядер­ные си­лы СССР (с 1991 года РФ) и стра­те­гические на­сту­пательные си­лы США пре­тер­пе­ли зна­чительные со­кра­ще­ния, что спо­соб­ст­во­ва­ло под­дер­жа­нию стра­те­гической ста­биль­но­сти в ми­ре на бо­лее низ­ком уров­не ядер­но­го про­ти­во­стоя­ния. Це­ле­со­об­раз­ный уро­вень со­кра­ще­ний стра­те­гических воо­ру­же­ний оп­ре­де­ля­ет­ся мно­ги­ми по­ли­тическими, эко­но­мическими и во­енными фак­то­ра­ми. При этом главное ус­ло­вие, ко­то­рое долж­но со­блю­дать­ся для со­хра­не­ния стра­те­гической ста­биль­но­сти, — под­дер­жа­ние на бо­лее низ­ком уров­не ядер­но­го ба­лан­са с США, вы­ра­жаю­ще­го­ся в при­мер­ном ко­ли­че­ст­вен­ном ра­вен­ст­ве ядер­ных воо­ру­же­ний и их бое­вых воз­мож­но­стей (ко­то­рые га­ран­ти­рова­ли бы на­не­се­ние за­дан­но­го ущер­ба аг­рес­со­ру в лю­бой об­ста­нов­ке). Даль­ней­шие ша­ги по ОСВ долж­ны пре­ду­смат­ри­вать вклю­че­ние в этот про­цесс, кро­ме РФ и США, так­же и других стра­н, об­ла­даю­щих ЯО (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ки­тай, Фран­ция и др.).

Ограничение и сокращение стратегических вооружений

EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое «Ограничение и сокращение стратегических вооружений» в других словарях:

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ — процесс ускоренного накопления запасов оружия и военной техники, их усовершенствования. Соперничество в военной области и технике существовало во все века. Преимущество в качестве и количестве вооружений было одним из важнейших условий… … Большая актуальная политическая энциклопедия

ОССВ — Ограничение и сокращение стратегических вооружений (договор, мероприятия) ограничение и сокращение стратегических вооружений … Словарь сокращений русского языка

РАЗОРУЖЕНИЕ — система международных мероприятий, направленных на ликвидацию или сокращение средств ведения войны. В XIX–XX вв. в связи с наличием в мире оружия массового поражения (прежде всего ядерного) разоружение стало важнейшей международной проблемой,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

ОССВ — Ограничение и сокращение стратегических вооружений договор, мероприятия воен. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур

Разоружение — Разоружение сокращение государствами средств ведения войны, которыми они обладают. Разоружение можеть быть как многосторонней, так и односторонней акцией, может затрагивать как ограниченную территорию, так и ставить целью демилитаризацию… … Википедия

РАЗОРУЖЕНИЕ — сокращение средств ведения войны, которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами, могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонние акции; это могут быть относительно простые… … Энциклопедия Кольера

СНВ-III — / New START Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений Treaty between the United States of America and the Russian Federation on… … Википедия

Джордж Уокер Буш — (George Walker Bush) Биография Джорджа Уокера Буша , карьера и достижения Биография Джорджа Уокера Буша , карьера и достижения, личная жизнь Содержание Содержание 1.Биография Дж. Буша. Первый интерес к миру . 2. Предвыборная кампания Дж. Буша.… … Энциклопедия инвестора

Разоружение в современном мире: договоры, конвенции, результаты — Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года. Разоружение комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Разоружение — система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в… … Большая советская энциклопедия

ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

Смотреть что такое «ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ» в других словарях:

ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ — (ОСВ). ОСВ 1 временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972 срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет национальными техническими средствами. 24.9.1974 стороны отдельно… … Большой Энциклопедический словарь

Договор об ограничении стратегических вооружений — (ОСВ). ОСВ 1 временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26 мая 1972, срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет национальными техническими средствами. 24 сентября 1974 стороны… … Энциклопедический словарь

ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ (ОСВ) — ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ (ОСВ). ОСВ 1 временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972, срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет национальными… … Энциклопедический словарь

Переговоры об ограничении стратегических вооружений — Эта статья нуждается в дополнительных источниках для улучшения проверяемости. Вы можете помочь … Википедия

ОСВ (ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ) — (SALT (Strategic Arms Limitation Talks)) Предварительные обсуждения вопроса об ограничении количества ракет и бомбардировщиков дальнего радиуса действия обеих сверхдержав начались в 1967 г. Были прерваны американцами после советской оккупации… … Политология. Словарь.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (Переговоры по ОСВ) — (Strategic Arms Limitation Talks), соглашения между США и быв. СССР, направленные на ограничение произ ва и развертывания ядерного оружия. Первый раунд встреч (1969 72) привел к подписанию Договора об ОСВ 1, запрещавшего развертывание… … Всемирная история

ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ — (СНВ), между СССР и США. Подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение сторонами общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и стратегических бомбардировщиков… … Русская история

ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ) — ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ), между СССР и США. Подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение каждой стороной общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР) … Энциклопедический словарь

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений — СНВ между СССР и США подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение каждой стороной общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и стратегических бомбардировщиков… … Политология. Словарь.

ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ — НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ) между СССР и США. Подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение каждой стороной общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и… … Большой Энциклопедический словарь

26 мая 1972 в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений

Сейчас даже не верится, что еще 30-40 лет назад граждане СССР и США панически боялись атомной войны, которая казалась почти неизбежной. Американский кинематограф предостерегал зрителей постапокалиптическими фильмами, советская пропаганда говорила о грядущих «звездных войнах империализма». Спасти мир от глобального конфликта удалось, в том числе благодаря договорам об ограничении стратегических вооружений, первый из которых (ОСВ-1) открыл эпоху разрядки международной напряженности.

Первая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — Р-7 — была разработана в СССР в 1957 году. Два года спустя американцы испытали свою МБР, так же, как и советская, способную доставить ядерный груз через океан. Шансы, что холодная война перерастет в «горячую», росли с развитием технологий: противники освоили водородную бомбу и ракеты с разделяющимися головными частями. На протяжении шестидесятых СССР демонстрировали значительный перевес в гонке вооружений — в отличие от Штатов, чей ядерный запас был относительно постоянным, советское министерство обороны ежегодно развертывало до двух сотен новых ракет.

Но этот перевес уже не играл никакой роли: поскольку сколько-нибудь надежной защиты от баллистических ракет в то время не было, обе страны осознавали, что ядерная война будет войной без победителей, простым закидыванием друг друга смертоносными боеголовками. Уже к концу шестидесятых ядерного потенциала обеих стран хватило бы для того, чтобы несколько раз уничтожить страну-противника. Вот почему в правительственных кругах обеих государств устоялся взгляд на войну как на взаимное гарантированное уничтожение — по-английски аббревиатура от Mutually Assured Destruction звучала как «MAD» и напоминала о безумии этой затеи. При этом обе страны все-таки собирались возводить по периметру своих границ системы противоракетной обороны. Создание таких систем влетело бы обеим странам в копеечку, и немалую. Вот почему в СССР система обороны была выстроена лишь вокруг столицы, а США и вовсе сумели защитить лишь часть собственных пусковых установок. Не в последнюю очередь экономические соображения подтолкнули администрацию Линдона Джонсона к тому, чтобы попытаться договориться с противником, который к тому же вовсе не потрясал кулаками, а напротив, сам предлагал мир.

В конце шестидесятых правительства СССР и США стали вести диалог о том, чтобы ограничить развитие вооружений: летом 1967 года в американском университетском городке Глассборо состоялась встреча между Джонсоном и Алексеем Косыгиным, на которой стороны договорились о продолжении переговоров. Последние, правда, едва не сорвались из-за ввода войск в Чехословакию в следующем году. Однако США де факто согласились рассматривать этот инцидент в качестве внутреннего дела стран СЭВ, и в 1969 году в Хельсинки — столице нейтральной страны – начались переговоры об ограничении ядерного потенциала сверхдержав. В самом СССР доктрина противостояния двух политико-экономических систем все больше уступала концепции их мирного сосуществования. На XXIV съезде КПСС в 1971 году было провозглашено: «Улучшение советско-американских отношений отвечало бы интересам советского и американского народов, интересам упрочения мира».

Переговоры, тянувшиеся два с половиной года, не были простыми — Советский Союз ощущал свое преимущество и не хотел его терять. И все же компромисс был достигнут — 26 мая 1972 года в Москве Леонидом Брежневым и Ричардом Никсоном было подписано «Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений» (ОСВ-1). Согласно его основным положениям, количество баллистических ракет и пусковых установок замораживалось на том уровне, на котором они находились в тот момент. При этом разрешалась их модернизация и замена. Договором разрешалось также размещать новые баллистические ракеты на подводных лодках, но строго в том количестве, в котором списывались устаревшие наземные МБР. Был заключен также бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), позволивший отказаться от экономически убийственных программ защиты от ядерных ракет.

Несмотря на то, что соглашение об ОСВ рассматривалось как временное и оговаривалось право стороны в любой момент выйти из него — правда, с обязательным предупреждением об этом за 6 месяцев заранее и только по «исключительным обстоятельствам, которые уведомляющая сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы», заключение ОСВ-1 стало хорошим прологом к потеплению отношения между странами. В 1975 году СССР и США провели первую совместную космическую программу — «Союз — Аполлон» — и приняли участие в подписании Хельсинкских соглашений, где шла речь в том числе и о соблюдении прав человека. Дело ограничения вооружений было продолжено — в 1979 году Брежнев и Джимми Картер подписали договор ОСВ-2, ограничивавший количество пусковых установок и возможности размещения ядерного оружия на орбите. Диалог между двумя сверхдержавами позволил спасти планету от Третьей мировой войны.

Соглашения СССР и России с США в области ядерных вооружений

МОСКВА, 16 янв — РИА Новости. Избранный президент США Дональд Трамп заявил в опубликованном в понедельник интервью британской газете Times, что намерен поставить вопрос о существенном сокращении арсеналов в ходе переговоров с Россией по ядерному разоружению. Он также рассказал о возможности достичь с Россией соглашения о сокращении ядерного оружия в обмен на снятие американских санкций.

Ниже приводится справочная информация о соглашениях СССР и России с США в области ядерных вооружений.

Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались 17 ноября 1969 года в Хельсинки. Затем было проведено еще несколько раундов переговоров в Хельсинки и Вене. В мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по противоракетной обороне (ПРО).

26 мая 1972 года в Москве были подписаны Договор по противоракетной обороне и Временное соглашение между США и СССР о мерах ограничения стратегического наступательного вооружения, получившее название ОСВ-1. Соглашение было подписано сроком на пять лет, в дальнейшем срок действия мог быть продлен. ОСВ-1 предусматривал ограничение количества баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент; запрещение строительства новых наземных стартовых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ограничение количества пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ).

Стороны обязывались иметь только по одному району, защищенному системами противоракетного оружия (ПРО). СССР развернул систему ПРО вокруг Москвы в 1966 году, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс. Контроль над ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет осуществлялся национальными техническими средствами. 24 сентября 1974 года обе стороны отдельно заявили о намерении не предпринимать действий, несовместимых с этим соглашением, при условии, что другая сторона будет проявлять такую же сдержанность.

В ходе дальнейших советско-американских переговоров были выработаны условия нового договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, который был подписан в Вене 18 июня 1979 года сроком действия до 31 декабря 1985 года. По условиям договора вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе. ОСВ-2 в силу не вступил, так как не был ратифицирован сенатом США, но фактически обе стороны придерживались предусмотренных ограничений. Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2 послужили основой для разработки договоров о сокращении наступательных вооружений: СНВ-1 (1991), СНВ-2 (1993), СНВ-3 (2010).

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). Цель договора – обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30% ниже уровней изначально развернутых сил. Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.

Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ).

Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысячи единиц. Предельное количество ядерных боезарядов — 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР — не более 3,6 тысячи тонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) с дальностью более 600 километров. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

После распада СССР Договор СНВ-1 пришлось обновить. Вопрос о преемственности обязательств Советского Союза по Договору СНВ-1 был решен в мае 1992 года путем подписания Протокола к Договору, ставшего известным как Лиссабонский протокол.

6 декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.

5 декабря 2009 года срок действия подписанного 31 июля 1991 года Договора СНВ-1 завершился.

Договор СНВ-2 между Россией и США подписан в Москве 3 января 1993 года. Стороны обязались к 2003 году сократить арсеналы своих стратегических вооружений на 2/3 от уровня января 1993 года. К 2003 году количество ядерных боеголовок каждой стороны не должно было превышать 3-3,5 тысячи единиц.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 являлись Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их шахтных пусковых установок (ШПУ); Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков, Протокол к Договору от 3 января 1993 года, подписанный в Нью-Йорке 26 сентября 1997 года.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1. 26 сентября 1997 года в Нью-Йорке министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления договора на пять лет — с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ-1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), т. е. к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ-2, например в 1997-1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно — на три-четыре года.

Российская сторона ратифицировала договор в пакете с протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО (об ограничении систем противоракетной обороны). США ратифицировали договор в январе 1996 года, однако договор в пакете с протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2. 14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США «Российская Федерация отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели».

24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7-2,2 тысячи единиц. Этих уровней, согласно договору, они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.

8 апреля 2010 года в Праге был подписан Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Он заменил Договор о СНВ 1991 года (ДСНВ) и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года (ДСНП).

Вступивший в силу 5 февраля 2011 года, Договор об СНВ обязывает Россию и США сократить и ограничить число развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений. Соглашение предусматривает сокращение развернутых стратегических носителей с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. Срок действия договора — десять лет.

5 февраля 2011 года глава МИД РФ Сергей Лавров и глава госдепартамента США Хиллари Клинтон обменялись в Мюнхене ратификационными грамотами Договора, и он вступил в силу.

ДОГОВО́РЫ ОБ ОГРАНИЧЕ́НИИ СТРАТЕГИ́ЧЕСКИХ ВООРУЖЕ́НИЙ 1972, 1979

  • В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 179-180

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ДОГОВО́РЫ ОБ ОГРАНИЧЕ́ НИИ СТРА­ТЕ­Г И́ЧЕСКИХ ВООРУЖЕ́НИЙ 1972, 1979, до­го­во­ры, за­клю­чён­ные ме­ж­ду СССР и США с це­лью сдер­жи­ва­ния гон­ки стра­те­ги­че­ских на­сту­па­тель­ных воо­ру­же­ний и за­кре­п­ле­ния па­ри­те­та в об­лас­ти стра­те­ги­че­ских ядер­ных сил ме­ж­ду дву­мя стра­на­ми, ко­то­рый сло­жил­ся к нач. 1970-х гг.

    Переговоры об ограничении стратегических вооружений

    Главная > Реферат >История

    Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) — серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).

    Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ (о сокращении наступательных вооружений): СНВ-I (1991) и СНВ-II (1993).

    ОСВ—I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

    Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-ых. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.

    Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

    Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I.

    Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.

    Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений I» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП. В 2010 подписан «Сокращении наступательных вооружений III» Обамой и Медведевым.

    3. Историческое значение

    Ядерная гонка, ставшая главным атрибутом холодной войны, била по экономике обеих сверхдержав. Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход сверхдержавами друг против друга, наращивание ядерного арсенала затрачивало огромные средства. Подписание договоров, ограничивающих гонку вооружения, спасало экономики США и СССР.

    Переговоры об ограничении стратегических вооружений

    Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход сверхдержавами друг против друга, на наращивание ядерного арсенала затрачивались огромные средства.

    Содержание

    ОСВ-I

    ОСВ-I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

    Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.

    Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

    Подписанный президентом США Ричардом Никсоном и советским лидером Леонидом Брежневым в Москве, был первым договором по контролю над вооружениями, который прямо ограничивал производство новых ядерных вооружений.

    ОСВ-II

    Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I.

    Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.

    Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений I» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП. В 2010 подписан договор о «Сокращении наступательных вооружений III» Обамой и Медведевым.

    Историческое значение

    Ядерная гонка, ставшая главным атрибутом холодной войны, била по экономике обеих сверхдержав. Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход сверхдержавами друг против друга, на наращивание ядерного арсенала затрачивались огромные средства. Подписание договоров, ограничивающих гонку вооружения, спасало экономики США и СССР.

    19.02.2016, 944 просмотра.