Оглавление:
ОГРАНИЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ
ОГРАНИЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ — один из ключевых принципов и направлений современной мировой политики, который заключается в ограничении стратегических вооружений определённым количественным лимитом.
ОСВ имеет целью упрочнение международной безопасности и предотвращение военной угрозы и представляет собой средство противодействия соперничеству государств в области накопления и совершенствования вооружений. Установление такого лимита может быть осуществлено путём непревышения существующего или сокращения стратегических вооружений до нового, более низкого уровня ОСВ; по своему характеру может быть не только качественным, но и количественным (например, установление запрета на новые типы стратегических вооружений). Как наиболее радикальную форму ОСВ можно представить ликвидацию на взаимной основе тех или иных согласованных видов вооружений. По назначению стратегического вооружения подразделяют на стратегические наступательные (ударные) и стратегические оборонительные. В состав стратегических наступательных вооружений (СНВ) входят наземные ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) стационарного и мобильного базирования, ракетные ПЛ стратегического назначения с баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) и стратегические (тяжёлые) бомбардировщики (ТБ), оснащённые стратегическими крылатыми ракетами (КР) и авиационными бомбами. К стратегическим оборонительным вооружениям относятся комплексы и системы противоракетной обороны (ПРО), средства ПВО, противолодочной обороны и ракетно-космической обороны, предназначенные для поражения стратегических ракет и средств их базирования. Основу современных стратегических вооружений составляет ядерное оружие (ЯО). Иногда к стратегическим вооружениям относят и высокоточное оружие в обычном снаряжении, применяемое для поражения стратегически важных объектов.
Необходимость процесса ОСВ была предопределена, с одной стороны, сложившимся к началу 1970-х годов паритетом в области стратегических ядерных сил между СССР и США, а с другой — осознанием катастрофических, самоубийственных для всего человечества последствий возможного применения ЯО. Понимание бессмысленности и опасности постоянного наращивания арсеналов ЯО привело к началу переговоров и выработке соглашений об ОСВ. В 1972 году СССР и США подписали Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (оно обязывало стороны не начинать строительство дополнительных стационарных ПУ МБР и ограничить количество ПУ БРПЛ и самих ПЛ, соглашение также содержало некоторые качественные ограничения; например, запрещалось переоборудование ПУ лёгких ракет в ПУ тяжёлых) и Договор об ограничении систем ПРО 1972 года (пакет из этих двух документов принято называть Договор ОСВ-1). В 1974 году в развитие этого договора стороны приняли Протокол, зафиксировавший их согласие иметь по одному из двух предусмотренных договором по ПРО районов размещения противоракетных систем и их компонентов. В связи с истечением срока действия Временного соглашения в октябре 1977 года стороны заявили о намерении не предпринимать каких-либо действий, противоречащих ему, до заключения нового соглашения. В 1979 году СССР и США подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, так называемый Договор ОСВ-2 (смотри Договоры об ограничении стратегических вооружений 1972, 1979 годов). Учитывая сложные отношения между СССР и США в конце 1970-х годов, ОСВ-1 и ОСВ-2 были значительным достижением, поскольку обеспечивали большую предсказуемость развития стратегических наступательных вооружений. Первым договором, ознаменовавшим качественно новый этап ограничения ядерных вооружений, стал подписанный в декабре 1987 года Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который положил начало реальной ликвидации ЯО. За 3 года реализации его положений (июнь 1988 — июнь 1991 годов) стороны полностью ликвидировали и не создают ракеты средней и меньшей дальности. 31 июля 1991 года СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), который вступил в силу в 1994 году. Договор СНВ-1 впервые устанавливал ограничения на количество боезарядов в группировках СНВ сторон (тогда как Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2 предусматривали лишь ограничительные меры применительно к носителям ЯО), поскольку за счёт развития технологии разделяющей головной части количество боезарядов у сторон продолжало расти. В соответствии с положениями Договора СНВ-1 группировки стратегического наступательного вооружения ограничивались следующими параметрами: не более 6 тысяч единиц на развёрнутых носителях, в том числе не более 1,1 тысячи на МБР для мобильных ПУ и не более 1,54 тысяч боезарядов на тяжёлых МБР, не более 1,6 тысяч развёрнутых носителей, в том числе не более 154 тяжёлых МБР, при этом впервые был установлен предел на суммарный забрасываемый вес баллистических ракет.
После распада СССР Республика Беларусь, Республика Казахстан, Украина (на их территории размещалось ЯО, которое подлежало ликвидации или выводу), РФ и США в 1992 году подписали Протокол к Договору СНВ-1 (так называемый Лиссабонский протокол), по которому Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя обязательства этого договора. Одновременно данные страны обязались в кратчайшие сроки присоединиться к Договору о нераспространении ЯО в качестве государств-участников, не обладающих ЯО. Лиссабонский протокол обеспечил жизнеспособность Договора СНВ-1 и послужил вкладом в укрепление режима нераспространения. РФ, остававшаяся единственным полноправным участником переговоров, в 1993 году подписала с США Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). По нему планировалось сократить количество ядерных боезарядов более чем в 2 раза (до 3-3,5 тысяч единиц). Кроме того, он запрещал целый класс систем — наземные МБР с разделяющей головной частью, которые традиционно составляли главный компонент отечественной ядерной триады (условное наименование наземных, воздушных и морских составляющих отечественных ядерных стратегических сил). РФ ратифицировала этот договор в 2000 году с некоторыми оговорками. Однако США его не ратифицировали и формально он в силу не вступил.
В сентябре 1997 года в Нью-Йорке подписан ряд российско-американских документов, призванных способствовать процессу дальнейшего сокращения СНВ РФ и США: Протокол о продлении сроков выполнения Договора СНВ-2 до 31 декабря 2007 года, Меморандум о придании Договору СНВ-l бессрочного характера; соглашения по разграничению стратегических и нестратегических систем ПРО, а также (совместно с Белоруссией, Казахстаном и Украиной) Меморандум о правопреемстве бывших советских республик в отношении Договора по ПРО. В июне 2002 года США официально вышли из Договора по ПРО, объяснив это необходимостью создания защиты от гипотетических ракетно-ядерных угроз со стороны КНДР и Ирана. Почти в то же время (24.05.2002) был подписан российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП), предусматривавший дальнейшее сокращение стратегических наступательных вооружений России и США до уровня 1,7-2,2 тысяч оперативно развёрнутых стратегических ядерных боезарядов к 31 декабря 2012 года. Этот договор утратил силу в связи с вступлением в силу нового Договора о СНВ 5 февраля 2011 года. Новый Договор о СНВ предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои МБР и ПУ МБР, БРПЛ и ПУ БРПЛ и ядерного вооружения ТБ таким образом, чтобы через 7 лет после вступления в силу настоящего договора и в дальнейшем их суммарные количества не превышали следующих величин: 700 единиц для развёрнутых МБР, развёрнутых БРПЛ и развёрнутых ТБ; 1,55 тысяч единиц для боезарядов на развёрнутых МБР и БРПЛ, а также ядерных боезарядов, засчитываемых за развёрнутыми ТБ; 800 единиц для развёрнутых и неразвёрнутых ПУ МБР, ПУ БРПЛ и развёрнутых и неразвёрнутых ТБ.
В результате реализации положений договоров по ОСВ стратегические ядерные силы СССР (с 1991 года РФ) и стратегические наступательные силы США претерпели значительные сокращения, что способствовало поддержанию стратегической стабильности в мире на более низком уровне ядерного противостояния. Целесообразный уровень сокращений стратегических вооружений определяется многими политическими, экономическими и военными факторами. При этом главное условие, которое должно соблюдаться для сохранения стратегической стабильности, — поддержание на более низком уровне ядерного баланса с США, выражающегося в примерном количественном равенстве ядерных вооружений и их боевых возможностей (которые гарантировали бы нанесение заданного ущерба агрессору в любой обстановке). Дальнейшие шаги по ОСВ должны предусматривать включение в этот процесс, кроме РФ и США, также и других стран, обладающих ЯО (Великобритания, Китай, Франция и др.).
Ограничение и сокращение стратегических вооружений
EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010
Смотреть что такое «Ограничение и сокращение стратегических вооружений» в других словарях:
ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ — процесс ускоренного накопления запасов оружия и военной техники, их усовершенствования. Соперничество в военной области и технике существовало во все века. Преимущество в качестве и количестве вооружений было одним из важнейших условий… … Большая актуальная политическая энциклопедия
ОССВ — Ограничение и сокращение стратегических вооружений (договор, мероприятия) ограничение и сокращение стратегических вооружений … Словарь сокращений русского языка
РАЗОРУЖЕНИЕ — система международных мероприятий, направленных на ликвидацию или сокращение средств ведения войны. В XIX–XX вв. в связи с наличием в мире оружия массового поражения (прежде всего ядерного) разоружение стало важнейшей международной проблемой,… … Большая актуальная политическая энциклопедия
ОССВ — Ограничение и сокращение стратегических вооружений договор, мероприятия воен. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
Разоружение — Разоружение сокращение государствами средств ведения войны, которыми они обладают. Разоружение можеть быть как многосторонней, так и односторонней акцией, может затрагивать как ограниченную территорию, так и ставить целью демилитаризацию… … Википедия
РАЗОРУЖЕНИЕ — сокращение средств ведения войны, которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами, могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонние акции; это могут быть относительно простые… … Энциклопедия Кольера
СНВ-III — / New START Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений Treaty between the United States of America and the Russian Federation on… … Википедия
Джордж Уокер Буш — (George Walker Bush) Биография Джорджа Уокера Буша , карьера и достижения Биография Джорджа Уокера Буша , карьера и достижения, личная жизнь Содержание Содержание 1.Биография Дж. Буша. Первый интерес к миру . 2. Предвыборная кампания Дж. Буша.… … Энциклопедия инвестора
Разоружение в современном мире: договоры, конвенции, результаты — Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года. Разоружение комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Разоружение — система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в… … Большая советская энциклопедия
ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ
Смотреть что такое «ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ» в других словарях:
ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ — (ОСВ). ОСВ 1 временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972 срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет национальными техническими средствами. 24.9.1974 стороны отдельно… … Большой Энциклопедический словарь
Договор об ограничении стратегических вооружений — (ОСВ). ОСВ 1 временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26 мая 1972, срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет национальными техническими средствами. 24 сентября 1974 стороны… … Энциклопедический словарь
ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ (ОСВ) — ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ (ОСВ). ОСВ 1 временное соглашение между СССР и США; подписано в Москве 26.5.1972, срок действия 5 лет. Контроль за ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет национальными… … Энциклопедический словарь
Переговоры об ограничении стратегических вооружений — Эта статья нуждается в дополнительных источниках для улучшения проверяемости. Вы можете помочь … Википедия
ОСВ (ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ) — (SALT (Strategic Arms Limitation Talks)) Предварительные обсуждения вопроса об ограничении количества ракет и бомбардировщиков дальнего радиуса действия обеих сверхдержав начались в 1967 г. Были прерваны американцами после советской оккупации… … Политология. Словарь.
Переговоры об ограничении стратегических вооружений (Переговоры по ОСВ) — (Strategic Arms Limitation Talks), соглашения между США и быв. СССР, направленные на ограничение произ ва и развертывания ядерного оружия. Первый раунд встреч (1969 72) привел к подписанию Договора об ОСВ 1, запрещавшего развертывание… … Всемирная история
ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ — (СНВ), между СССР и США. Подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение сторонами общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и стратегических бомбардировщиков… … Русская история
ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ) — ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ), между СССР и США. Подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение каждой стороной общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР) … Энциклопедический словарь
Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений — СНВ между СССР и США подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение каждой стороной общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и стратегических бомбардировщиков… … Политология. Словарь.
ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ — НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ) между СССР и США. Подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение каждой стороной общего количества носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и… … Большой Энциклопедический словарь
26 мая 1972 в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений
Сейчас даже не верится, что еще 30-40 лет назад граждане СССР и США панически боялись атомной войны, которая казалась почти неизбежной. Американский кинематограф предостерегал зрителей постапокалиптическими фильмами, советская пропаганда говорила о грядущих «звездных войнах империализма». Спасти мир от глобального конфликта удалось, в том числе благодаря договорам об ограничении стратегических вооружений, первый из которых (ОСВ-1) открыл эпоху разрядки международной напряженности.
Первая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — Р-7 — была разработана в СССР в 1957 году. Два года спустя американцы испытали свою МБР, так же, как и советская, способную доставить ядерный груз через океан. Шансы, что холодная война перерастет в «горячую», росли с развитием технологий: противники освоили водородную бомбу и ракеты с разделяющимися головными частями. На протяжении шестидесятых СССР демонстрировали значительный перевес в гонке вооружений — в отличие от Штатов, чей ядерный запас был относительно постоянным, советское министерство обороны ежегодно развертывало до двух сотен новых ракет.
Но этот перевес уже не играл никакой роли: поскольку сколько-нибудь надежной защиты от баллистических ракет в то время не было, обе страны осознавали, что ядерная война будет войной без победителей, простым закидыванием друг друга смертоносными боеголовками. Уже к концу шестидесятых ядерного потенциала обеих стран хватило бы для того, чтобы несколько раз уничтожить страну-противника. Вот почему в правительственных кругах обеих государств устоялся взгляд на войну как на взаимное гарантированное уничтожение — по-английски аббревиатура от Mutually Assured Destruction звучала как «MAD» и напоминала о безумии этой затеи. При этом обе страны все-таки собирались возводить по периметру своих границ системы противоракетной обороны. Создание таких систем влетело бы обеим странам в копеечку, и немалую. Вот почему в СССР система обороны была выстроена лишь вокруг столицы, а США и вовсе сумели защитить лишь часть собственных пусковых установок. Не в последнюю очередь экономические соображения подтолкнули администрацию Линдона Джонсона к тому, чтобы попытаться договориться с противником, который к тому же вовсе не потрясал кулаками, а напротив, сам предлагал мир.
В конце шестидесятых правительства СССР и США стали вести диалог о том, чтобы ограничить развитие вооружений: летом 1967 года в американском университетском городке Глассборо состоялась встреча между Джонсоном и Алексеем Косыгиным, на которой стороны договорились о продолжении переговоров. Последние, правда, едва не сорвались из-за ввода войск в Чехословакию в следующем году. Однако США де факто согласились рассматривать этот инцидент в качестве внутреннего дела стран СЭВ, и в 1969 году в Хельсинки — столице нейтральной страны – начались переговоры об ограничении ядерного потенциала сверхдержав. В самом СССР доктрина противостояния двух политико-экономических систем все больше уступала концепции их мирного сосуществования. На XXIV съезде КПСС в 1971 году было провозглашено: «Улучшение советско-американских отношений отвечало бы интересам советского и американского народов, интересам упрочения мира».
Переговоры, тянувшиеся два с половиной года, не были простыми — Советский Союз ощущал свое преимущество и не хотел его терять. И все же компромисс был достигнут — 26 мая 1972 года в Москве Леонидом Брежневым и Ричардом Никсоном было подписано «Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений» (ОСВ-1). Согласно его основным положениям, количество баллистических ракет и пусковых установок замораживалось на том уровне, на котором они находились в тот момент. При этом разрешалась их модернизация и замена. Договором разрешалось также размещать новые баллистические ракеты на подводных лодках, но строго в том количестве, в котором списывались устаревшие наземные МБР. Был заключен также бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), позволивший отказаться от экономически убийственных программ защиты от ядерных ракет.
Несмотря на то, что соглашение об ОСВ рассматривалось как временное и оговаривалось право стороны в любой момент выйти из него — правда, с обязательным предупреждением об этом за 6 месяцев заранее и только по «исключительным обстоятельствам, которые уведомляющая сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы», заключение ОСВ-1 стало хорошим прологом к потеплению отношения между странами. В 1975 году СССР и США провели первую совместную космическую программу — «Союз — Аполлон» — и приняли участие в подписании Хельсинкских соглашений, где шла речь в том числе и о соблюдении прав человека. Дело ограничения вооружений было продолжено — в 1979 году Брежнев и Джимми Картер подписали договор ОСВ-2, ограничивавший количество пусковых установок и возможности размещения ядерного оружия на орбите. Диалог между двумя сверхдержавами позволил спасти планету от Третьей мировой войны.
Соглашения СССР и России с США в области ядерных вооружений
МОСКВА, 16 янв — РИА Новости. Избранный президент США Дональд Трамп заявил в опубликованном в понедельник интервью британской газете Times, что намерен поставить вопрос о существенном сокращении арсеналов в ходе переговоров с Россией по ядерному разоружению. Он также рассказал о возможности достичь с Россией соглашения о сокращении ядерного оружия в обмен на снятие американских санкций.
Ниже приводится справочная информация о соглашениях СССР и России с США в области ядерных вооружений.
Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались 17 ноября 1969 года в Хельсинки. Затем было проведено еще несколько раундов переговоров в Хельсинки и Вене. В мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по противоракетной обороне (ПРО).
26 мая 1972 года в Москве были подписаны Договор по противоракетной обороне и Временное соглашение между США и СССР о мерах ограничения стратегического наступательного вооружения, получившее название ОСВ-1. Соглашение было подписано сроком на пять лет, в дальнейшем срок действия мог быть продлен. ОСВ-1 предусматривал ограничение количества баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент; запрещение строительства новых наземных стартовых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ограничение количества пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ).
Стороны обязывались иметь только по одному району, защищенному системами противоракетного оружия (ПРО). СССР развернул систему ПРО вокруг Москвы в 1966 году, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс. Контроль над ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет осуществлялся национальными техническими средствами. 24 сентября 1974 года обе стороны отдельно заявили о намерении не предпринимать действий, несовместимых с этим соглашением, при условии, что другая сторона будет проявлять такую же сдержанность.
В ходе дальнейших советско-американских переговоров были выработаны условия нового договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, который был подписан в Вене 18 июня 1979 года сроком действия до 31 декабря 1985 года. По условиям договора вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе. ОСВ-2 в силу не вступил, так как не был ратифицирован сенатом США, но фактически обе стороны придерживались предусмотренных ограничений. Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2 послужили основой для разработки договоров о сокращении наступательных вооружений: СНВ-1 (1991), СНВ-2 (1993), СНВ-3 (2010).
Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). Цель договора – обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30% ниже уровней изначально развернутых сил. Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.
Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ).
Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысячи единиц. Предельное количество ядерных боезарядов — 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР — не более 3,6 тысячи тонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.
Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) с дальностью более 600 километров. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.
После распада СССР Договор СНВ-1 пришлось обновить. Вопрос о преемственности обязательств Советского Союза по Договору СНВ-1 был решен в мае 1992 года путем подписания Протокола к Договору, ставшего известным как Лиссабонский протокол.
6 декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.
5 декабря 2009 года срок действия подписанного 31 июля 1991 года Договора СНВ-1 завершился.
Договор СНВ-2 между Россией и США подписан в Москве 3 января 1993 года. Стороны обязались к 2003 году сократить арсеналы своих стратегических вооружений на 2/3 от уровня января 1993 года. К 2003 году количество ядерных боеголовок каждой стороны не должно было превышать 3-3,5 тысячи единиц.
Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 являлись Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их шахтных пусковых установок (ШПУ); Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков, Протокол к Договору от 3 января 1993 года, подписанный в Нью-Йорке 26 сентября 1997 года.
Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1. 26 сентября 1997 года в Нью-Йорке министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления договора на пять лет — с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ-1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), т. е. к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ-2, например в 1997-1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно — на три-четыре года.
Российская сторона ратифицировала договор в пакете с протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО (об ограничении систем противоракетной обороны). США ратифицировали договор в январе 1996 года, однако договор в пакете с протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.
После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2. 14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США «Российская Федерация отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели».
24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7-2,2 тысячи единиц. Этих уровней, согласно договору, они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.
8 апреля 2010 года в Праге был подписан Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Он заменил Договор о СНВ 1991 года (ДСНВ) и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года (ДСНП).
Вступивший в силу 5 февраля 2011 года, Договор об СНВ обязывает Россию и США сократить и ограничить число развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений. Соглашение предусматривает сокращение развернутых стратегических носителей с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. Срок действия договора — десять лет.
5 февраля 2011 года глава МИД РФ Сергей Лавров и глава госдепартамента США Хиллари Клинтон обменялись в Мюнхене ратификационными грамотами Договора, и он вступил в силу.
ДОГОВО́РЫ ОБ ОГРАНИЧЕ́НИИ СТРАТЕГИ́ЧЕСКИХ ВООРУЖЕ́НИЙ 1972, 1979
В книжной версии
Том 9. Москва, 2007, стр. 179-180
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОГОВО́РЫ ОБ ОГРАНИЧЕ́ НИИ СТРАТЕГ И́ЧЕСКИХ ВООРУЖЕ́НИЙ 1972, 1979, договоры, заключённые между СССР и США с целью сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и закрепления паритета в области стратегических ядерных сил между двумя странами, который сложился к нач. 1970-х гг.
Переговоры об ограничении стратегических вооружений
Главная > Реферат >История
Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) — серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).
Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ (о сокращении наступательных вооружений): СНВ-I (1991) и СНВ-II (1993).
ОСВ—I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.
Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-ых. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.
Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.
Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I.
Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.
Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений I» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП. В 2010 подписан «Сокращении наступательных вооружений III» Обамой и Медведевым.
3. Историческое значение
Ядерная гонка, ставшая главным атрибутом холодной войны, била по экономике обеих сверхдержав. Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход сверхдержавами друг против друга, наращивание ядерного арсенала затрачивало огромные средства. Подписание договоров, ограничивающих гонку вооружения, спасало экономики США и СССР.
Переговоры об ограничении стратегических вооружений
Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход сверхдержавами друг против друга, на наращивание ядерного арсенала затрачивались огромные средства.
Содержание
ОСВ-I
ОСВ-I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.
Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.
Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.
Подписанный президентом США Ричардом Никсоном и советским лидером Леонидом Брежневым в Москве, был первым договором по контролю над вооружениями, который прямо ограничивал производство новых ядерных вооружений.
ОСВ-II
Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I.
Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.
Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений I» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП. В 2010 подписан договор о «Сокращении наступательных вооружений III» Обамой и Медведевым.
Историческое значение
Ядерная гонка, ставшая главным атрибутом холодной войны, била по экономике обеих сверхдержав. Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход сверхдержавами друг против друга, на наращивание ядерного арсенала затрачивались огромные средства. Подписание договоров, ограничивающих гонку вооружения, спасало экономики США и СССР.
19.02.2016, 944 просмотра.