Оглавление:
Договор переработке нефтепродуктов
Создание производства по переработке нефтепродуктов.
Совместная разработка с РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина.
Экономическая выгода производства состоит в том, что из отработанных масел можно получить от 80 до 95 % целевого товарного продукта.
После переработки отработанного масла, мы можем получать на выходе:
- дизельное топливо,
- бензин,
- печное топливо.
Есть все расчеты для открытия собственного завода.
География реализации продукции/проектов по строительству:
- Транспортные компании;
- Промышленные предприятия;
- Сельскохозяйственные предприятия;
- Частные лица.
Краткая справка о состоянии отрасли в стране реализации проекта:
Данное направление еще не развито, и имеет хороший потенциал.
Организация производства по переработке масел, мазута, нефти, газового конденсата в ГСМ.
Цели проекта:
Получение светлых нефтепродуктов бензина и дизтоплива евростандарта Е3.
Конкурентные преимущества проекта:
- Производительность от 2 до 5 тонн качественного топлива в сутки.
- Минимальная стоимость комплектующих.
- Оборудование не имеет аналогов в мире, пользуется огромным спросом за границей, особенно в ОАЭ.
- После очистки дизельное топливо соответствует евростандарту и превышает установленный ГОСТ 305-82.
Краткая справка о состоянии отрасли в стране реализации проекта:
Завод-изготовитель мини-НПЗ раньше выпускал более примитивные мини-заводы «Потрам-дизель» и «Колибри». Последняя разработка — мини-завод «Звездочка» — выполняет сразу две операции одновременно (расщепление на фракции и дистилляция топлива), что в 2 раза повышает производительность и качество.
Инвестиции в добычу нефти в новом формате, а именно вы инвестируете в готовый бизнес по переработке нефтешламов которые в процессе переработки приобретают товарную ценность. Инвестиции в оборудование с готовым рынком работы на 5 лет.
Мы имеем контракты на объем более 3,5 млн. куб. м. переработки и гарантируем распределение объёма работы на одну линию от 200 тыс. куб. м. в год. Привлекательность и гарантии бизнеса — наши клиенты это платёжеспособные крупные нефтяные компании в регионах России.
Цели проекта:
Выпустить максимальное количество линий по переработке нефтешламов, чтобы удовлетворить полученные контракты на переработку. Конечная цель проекта это получение нефти, имеющей товарную стоимость после переработке нефтешламов.
Какую потребность потенциальных потребителей удовлетворяет проект:
- решение экологических проблем по загрязнению окружающей среды продуктами нефтепромышленности;
- конкурентоспособную стоимость выполнения работ.
Инновационность проекта:
Низкая себестоимость производства работ и высокая производительность — от 30 до 50 куб. м. в час.
Конкурентные преимущества проекта:
Не имеющая аналогов технология по производительности и себестоимости переработке нефтешламов.
Готовый рынок на 3,5 млн. куб. м. работы.
Объемы производства/строительства (в год):
3,5 млн. тонн переработки
География реализации продукции/проектов по строительству:
Регионы РФ
Краткая справка о состоянии отрасли в стране реализации проекта:
Отрасль переработки нефтешламов малоразвита из за дороговизны процесса переработки.
Примерная форма договора процессинга (производство нефтепродуктов из давальческого нефтесырья) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Договор процессинга
(производство нефтепродуктов из давальческого нефтесырья)
г. [ вписать нужное ]
[ число, месяц, год ]
[ Полное наименование нефтяной компании ], именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице [ должность, фамилия, имя, отчество ], действующего на основании [ Устава, Положения, Доверенности ], с одной стороны и [ полное наименование нефтеперерабатывающего предприятия ], именуемое в дальнейшем «Переработчик», в лице [ должность, фамилия, имя, отчество ], действующего на основании [ Устава, Положения, Доверенности ], с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. По настоящему договору Поставщик передает Переработчику нефтесырье (нефть, газовый конденсат) на переработку для получения нефтепродуктов определенного ассортимента и объема.
1.2. При передаче нефтесырья перехода права собственности на него не происходит, Поставщик остается собственником переданного нефтесырья и готовых нефтепродуктов.
1.3. Доставка нефти до Переработчика осуществляется по транспорту нефти [ наименование ], все взаимоотношения с которым по доставке нефти, а именно: выпуск ресурсной телеграммы, оплата тарифа по транспортировке, выпуск маршрутной телеграммы осуществляет Поставщик.
1.4. Учет количества сданной Поставщиком и принятой Переработчиком нефти производится по показаниям узла учета транспорта нефти [ наименование транспорта нефти ].
1.5. Документом, подтверждающим объем и дату поставки нефти, является Акт приема-сдачи нефти, подписанный представителем транспорта нефти [ вписать нужное ] и Переработчика на узле учета с пометкой: «Давальческая нефть».
2. Распределение рисков между Сторонами
2.1. Поставщик несет риск случайной гибели или случайного повреждения нефтесырья, переданного для переработки.
2.2. Переработчик несет риск случайной гибели или случайного повреждения готовых нефтепродуктов до их приемки Поставщиком.
2.3. При просрочке передачи или приемки готовой продукции риски, предусмотренные в пункте 2.2 настоящего договора, несет Сторона, допустившая просрочку.
3. Стоимость работ и порядок расчетов
3.1. Стоимость работ по настоящему договору определяется на основании сметы, которая утверждается Сторонами и является неотъемлемой частью настоящего договора.
3.2. Стоимость услуг по переработке давальческой нефти слагается из затрат по переработке и прибыли (рентабельности).
3.3. Стоимость работ является твердой.
3.4. Поставщик оплачивает выполненные работы по переработке нефтесырья не позднее [ значение ] дней с момента подписания Акта приемки-передачи готовых нефтепродуктов.
3.5. Оплата производится [ указать форму оплаты ].
Примечание. При заключении договора могут быть предусмотрены различные формы оплаты:
1) денежными средствами;
2) путем передачи Переработчику сырья на сумму, равную стоимости выполненных работ, либо частично денежными средствами, частично сырьем;
3) путем передачи Переработчику готовой продукции на сумму, равную стоимости выполненных работ, либо частично денежными средствами, частично готовой продукцией.
4. Права и обязанности Сторон
4.1. Поставщик вправе:
4.1.1. В любое время проверять ход и качество работы, выполняемой Переработчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
4.1.2. Предъявлять Переработчику требования, связанные с ненадлежащим качеством готовых нефтепродуктов.
4.2. Поставщик обязан:
4.2.1. В порядке, предусмотренном настоящим договором, принимать готовые нефтепродукты, а при обнаружении недостатков немедленно уведомить об этом Переработчика.
4.2.2. Оплатить работу Переработчика в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
4.3. Переработчик вправе:
4.3.1. Привлекать к исполнению своих обязательств других лиц.
4.3.2. При уклонении Поставщика от принятия готовых нефтепродуктов продать их в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 720 ГК РФ, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся ему платежей, внести на имя Поставщика в депозит в порядке, предусмотренном ст. 327 ГК РФ.
4.4. Переработчик обязан:
4.4.1. Немедленно предупредить Поставщика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
— непригодности или недоброкачественности предоставленного Поставщиком нефтесырья;
— иных, не зависящих от Переработчика обстоятельств, которые грозят качеству изготавливаемых нефтепродуктов либо создают невозможность их
5. Приемка готовой продукции
5.1. Передача готовых нефтепродуктов Поставщику оформляется Актом приемки-передачи.
5.2. Качество готовых нефтепродуктов должно соответствовать действующим ГОСТам, техническим условиям и удостоверяться Переработчиком по каждой партии паспортом и (или) копией сертификата (декларации) соответствия, который прилагается к накладной.
5.3. Поставщик осуществляет приемку нефтепродуктов по качеству согласно паспорту качества и (или) копии сертификата (декларации) соответствия путем отбора проб для анализа в лаборатории согласно ГОСТ 2517-85 на соответствие сопроводительным документам.
5.4. В случае несоответствия качества готовых нефтепродуктов сопроводительным документам по результатам анализа, проведенного лабораторией, приемка нефтепродуктов приостанавливается, составляется акт с участием представителей Сторон и решается вопрос о приемке продукции по более низкому качеству.
6. Порядок расторжения договора
6.1. Поставщик вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке в случае:
6.1.1. Неоднократного нарушения Переработчиком сроков сдачи готовых нефтепродуктов.
6.1.2. Несоблюдения Переработчиком требований к качеству готовых нефтепродуктов.
6.2. Переработчик вправе расторгнуть настоящий договор в случае систематического нарушения Поставщиком сроков оплаты готовых нефтепродуктов.
6.3. Настоящий договор может быть расторгнут в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до [ число, месяц, год ].
7.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору должны быть оформлены в письменном виде и подписаны Сторонами.
7.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — по одному для каждой из Сторон.
7.4. Во всем, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством.
«Белнефтехим»: ограничения на поставки нефтепродуктов из РФ нарушат договор о ЕАЭС
МИНСК, 3 сентября. /ТАСС/. Введение запретов и ограничений на поставки российских нефтепродуктов в Белоруссию нарушит основные принципы договора о создании ЕАЭС. Об этом заявил в понедельник председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков.
«Введение запретов и ограничений в данном вопросе нарушит основные принципы Договора о создании ЕАЭС. Отсутствие сырья снизит загрузку отдельных предприятий, что негативно скажется на конкурентоспособности белорусской нефтехимической продукции», — отметил глава белорусского концерна, слова которого приводит госагентство БелТА.
Он обратил внимание на опубликованный в понедельник комментарий министра энергетики РФ Александра Новака о том, что «экономической целесообразности в том, чтобы поставлять российские нефтепродукты в Республику Беларусь нет, потому что они просто могут реэкспортироваться». «Такие заявления, считаем, имеют цель повлиять на ход переговорного процесса и лишены конструктивности», — сказал Рыбаков. Он подчеркнул, что свою позицию и аргументы переговорщики с белорусской стороны озвучивают на консультациях и не намерены транслировать их в СМИ до завершения переговорного процесса и подписания соответствующих документов. В настоящий момент, заявил председатель концерна, белорусская и российская стороны находятся в стадии сближения позиций по определению индикативных балансов на 2019 год.
В сообщении агентства говорится, что вся работа по поставкам российских нефтепродуктов ведется исключительно в правовом поле, и Белоруссия выполняет в полном объеме взятые на себя обязательства. Переговоры по вопросам дальнейшего сотрудничества в энергетической сфере будут продолжены, заявили в Минске.
Министр энергетики РФ Александр Новак в понедельник заявил, что экспорт российских нефтепродуктов в Белоруссию не является экономически целесообразным. «В целом предусмотрены индикативным балансом нулевые цифры по поставкам нефтепродуктов из России в Беларусь, потому что Белоруссия обеспечивает себя полностью за счет переработки российской нефти собственными нефтепродуктами Экономической целесообразности в том, чтобы поставлять российские нефтепродукты Белоруссии, нет», — глава Минэнерго РФ. Он сообщил, что Москва и Минск установят предельный уровень поставок нефтепродуктов из России в Белоруссию на 2019 год: «Мы составляем ежегодно балансы с белорусскими коллегами, сейчас такая работа ведется на 2019 год», — сказал он.
Министерство финансов Российской Федерации: Письмо № 03-07-06/29 от 25.03.2008
Вопрос: ОАО просит дать разъяснения по вопросу применения пп. 7 п. 1 ст. 182, п. 2 ст. 184 Налогового кодекса РФ применительно к следующим гражданским правоотношениям, которые сложились между собственником и переработчиком углеводородного сырья:
1. В соответствии с договором подряда ОАО принимает на переработку от собственника давальческого сырья нефть для производства из нее подакцизных нефтепродуктов.
К исполнению обязательств по переработке давальческого сырья ОАО привлекает субподрядчика на основании заключенного с ним договора.
ОАО, являясь подрядчиком, производит из давальческой нефти подакцизные нефтепродукты, а также прямогонный бензин, который передает субподрядчику для доработки и производства подакцизных нефтепродуктов.
Весь объем выработанных подакцизных нефтепродуктов (как собственными силами, так и силами субподрядчика) ОАО в конце месяца по акту приема- передачи передает собственнику сырья и в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ начисляет акциз со всего объема переданных нефтепродуктов. Согласно положениям п. 1 ст. 198 НК РФ начисленную сумму акциза ОАО предъявляет к оплате собственнику давальческого сырья.
В связи с изложенным просим разъяснить: возникает ли объект налогообложения по акцизам при передаче ОАО (подрядчиком) выработанного им из давальческой нефти прямогонного бензина по договору субподряда субподрядчику для дальнейшей переработки?
По какому объему нефтепродуктов ОАО должен начислить акциз и предъявить к оплате собственнику — по всему объему выработанных нефтепродуктов, включая нефтепродукты, произведенные субподрядчиком, либо по тому объему нефтепродуктов, который произведен непосредственно самим заводом?
2. При получении от ОАО (подрядчика) по акту приема-передачи подакцизных нефтепродуктов собственник помещает их на хранение у самого подрядчика либо у субподрядчика на основании заключенных с ними договоров хранения.
В следующем налоговом периоде собственник, находящиеся на хранении у подрядчика либо субподрядчика нефтепродукты, реализует в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ.
Имеет ли право подрядчик при наличии документов подтверждающих факт экспорта, на возмещение акциза по нефтепродуктам отгруженным с договоров хранения, заключенных собственником с подрядчиком либо субподрядчиком, и реализованным собственником за пределы таможенной территории РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше обращение по вопросам налогообложения акцизами нефтепродуктов, производимых на давальческой основе по договорам подряда и субподряда, в дальнейшем реализуемых на экспорт, и сообщает.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 182 главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федераций (далее — Кодекс) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам признается объектом налогообложения акцизами.
Если организация, принявшая на себя в соответствии с договором по переработке давальческого сырья (нефти) обязательства по изготовлению из этого сырья подакцизных нефтепродуктов, привлекает к выполнению этих обязательств субподрядчиков и передает им по договорам субподряда часть указанного сырья или выработанные в процессе его переработки промежуточные нефтепродукты, в том числе подакцизные, для дальнейшего производства подакцизных нефтепродуктов определенного вида и наименования на основании договора, заключенного с собственником нефти, то согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации переработчик давальческого сырья (нефти) является по отношению к собственнику давальческого сырья генеральным подрядчиком, а по отношению к субподрядчикам — заказчиком на изготовление подакцизных нефтепродуктов.
При этом согласно статьям 702 и 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет ответственность перед собственником за выполнение всего комплекса работ, включая работы, выполняемые субподрядчиками.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, объект налогообложения акцизами возникает у генерального подрядчика по всему объему подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и передаваемых собственнику сырья.
По вопросу применения акцизов по подакцизным нефтепродуктам, произведенным из давальческого сырья, реализованным на экспорт, в том числе помещенным на хранение у переработчика или субподрядчика, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 184 Кодекса налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 Кодекса или банковской гарантии. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 184 Кодекса при уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 198 Кодекса при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров представляются документы, указанные в подпункте 7 пункта 1 статьи 198 Кодекса.
Так, в случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляется собственником давальческого сырья после передачи ему данных товаров переработчиком, налогоплательщик в составе указанных документов представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом.
В случае реализации на экспорт подакцизных товаров, произведенных налогоплательщиком из давальческого сырья, в том числе с привлечением субподрядчиков, и переданных по актам приема-передачи собственнику сырья, но находящихся как у налогоплательщика, так и у субподрядчиков на основании договоров хранения, заключенных с собственником сырья, особенностей применения вышеуказанных норм Кодекса не установлено.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Переработка плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ТЭЦ-17 филиала «Невский» ОАО «ТГК-1»
Дополнительная информация о закупке
Внимание! По закупке 1117/6.42-2536 срок окончания приема заявок продлен до 19.02.2016 года.
Результат закупочной процедуры
В соответствии с решением комиссии по выбору исполнителя на оказание услуг по переработке плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ТЭЦ-17 филиала «Невский» ОАО «ТГК-1» (№ 1117/6.42-2536) лучшей Заявкой по открытому запросу предложений, объявленного на официальном сайте, признана Заявка ООО «Велес».
197198, Санкт-Петербург, БЦ «Арена Холл», пр. Добролюбова, 16, корп.2, литера А
Телефон: +7 (812) 688 36 06, факс: +7 (812) 688 34 77
[email protected]
Реализация нефтепродуктов
Главная > Реферат >Маркетинг
1. Продажа нефтепродуктов на экспорт
2. Реализация нефтепродуктов по договорам комиссии
Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей практически 100-процентной ликвидности и высокой рентабельности данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс. Поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с особенностями правового регулирования и налогообложения деятельности по производству и реализации ГСМ.
1. Продажа нефтепродуктов на экспорт
Большинство отечественных производителей нефтепродуктов реализуют часть своей продукции на экспорт.
В целях оптимизации процесса реализации, включая организацию таможенного оформления экспортируемых нефтепродуктов, организации — производители ГСМ привлекают посредников для продажи нефти и нефтепродуктов на экспорт.
С посредником, как правило, заключаются договор поручения или договор комиссии. Согласно ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
В отношении договора комиссии ст. 990 ГК РФ определено, что одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, даже если комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Таким образом, посредник (поверенный или комиссионер) не становится собственником нефтепродуктов при посредничестве в ходе их реализации.
Поскольку покупателем товара в случае экспорта нефтепродуктов будет иностранец, не имеющий какого-либо из видов свидетельств, указанных выше, налоговые вычеты производителю в данном случае не предоставляются. Ведь налоговые вычеты возможны только при реализации (передаче) нефтепродуктов налогоплательщику, у которого есть такое свидетельство. При этом речь идет о передаче права собственности на нефтепродукты. При передаче нефтепродуктов посреднику право собственности на нефтепродукты остается у их производителя.
Таким образом, если все производимые конкретной организацией нефтепродукты направляются на экспорт, получать данному производителю свидетельство на производство нефтепродуктов не имеет смысла, так как на налоговые вычеты по акцизам он все равно не имеет права.
Вместе с тем, когда на экспорт реализуется только часть продукции, а другая часть продается на внутреннем рынке РФ, производителю будет выгодно получить свидетельство, чтобы можно было воспользоваться вычетами при реализации нефтепродуктов российским покупателям.
Когда производитель в целях оптимизации продаж передает нефтепродукты посредникам, акциз уплачивается. Однако и производитель в данном случае, как и в ситуации с прямым (без посредников) экспортом, не имеет право на получение вычета сумм ранее уплаченных акцизов, и вот почему. Согласно ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признаются следующие операции с нефтепродуктами:
1) оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;
2) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, а именно:
— приобретение нефтепродуктов в собственность;
— оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);
— оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
— получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
3) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.
Таким образом, оказание услуг по реализации посредником не подпадает ни под одну из перечисленных операций, признаваемых объектом налогообложения. Посредник не является производителем нефтепродуктов, которые он получает на реализацию.
Кроме того, к посреднику не переходит право собственности на полученные нефтепродукты. Кроме того, посредник получает нефтепродукты по посредническому договору, а не по договору оказания услуг по переработке давальческого сырья и материалов.
Посредник, даже при наличии у него свидетельства, не начисляет акциз при получении нефтепродуктов. Следовательно, согласно п. 8 ст. 200 НК РФ собственник этих нефтепродуктов, в данном случае производитель, не имеет права на применение вычетов.
Несмотря на то что производителю, как следует из вышеописанного, не предоставляется налоговый вычет при экспорте нефтепродуктов (как напрямую, так и через посредника), он имеет право на освобождение от уплаты акцизов.
Такой вывод следует из п. 4 ст. 183 НК РФ, в котором сказано, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта:
— оприходование налогоплательщиком (как имеющим, так и не имеющим специального свидетельства) нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;
— приобретение нефтепродуктов в собственность;
— получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
— передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства.
Для получения освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик должен представить в налоговый орган следующие документы (ст. 184 НК РФ):
1) поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК РФ или банковскую гарантию.
Статьей 74 НК РФ определено, что поручительство представляет собой обязательство поручителя (в данном случае банка) перед налоговым органом исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний их не уплатит в установленный срок. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога принудительное взыскание налога и причитающихся пеней производится налоговым органом с поручителя в судебном порядке. Если поручитель исполняет свои обязанности по уплате налога, к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченные им суммы, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
2. Документы, подтверждающие экспорт нефтепродуктов в порядке и в сроки, предусмотренные п. 7 ст. 198 НК РФ.
Пунктом 7 ст. 198 НК РФ, в свою очередь, установлено, что для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров представляются следующие документы:
— контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом;
— платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
— грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского пограничного таможенного органа;
— поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничного таможенного органа (при вывозе через морские порты);
— коносамент на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации (при вывозе через морские порты);
— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, с отметками пограничного таможенного органа (при вывозе в железнодорожных цистернах);
— полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза нефтепродуктов (при вывозе трубопроводным транспортом).
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров. Отметка пограничного таможенного органа в данном случае не требуется.
Если организация не сможет представить в налоговую инспекцию все необходимые документы, то ей придется платить акциз в обычном порядке (при наличии поручительства (гарантии) банка) или ранее уплаченный акциз не будет возвращен.
Согласно ст. 204 НК РФ акциз по нефтепродуктам уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим периодом. Если у предприятия есть только свидетельство на оптовую реализацию, то акциз уплачивается не позднее 25-го числа второго месяца, идущего за истекшим налоговым периодом.
Хотелось бы отметить, что в отдельных случаях, когда налогоплательщик-собственник заключает с посредником агентский договор, предусмотренный ст. 1005 Гражданского кодекса РФ, в зависимости от содержания конкретного договора порядок бухгалтерского учета у принципала может быть схож с учетом, организуемым при договоре комиссии или договоре поручения. Однако уплата соответствующих налогов (НДС, акцизы) исходя из положений Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 по условиям агентского договора не может быть возложена на агента, так как является обязанностью принципала.
2. Реализация нефтепродуктов по договорам комиссии
Нефтегазодобывающие предприятия, осуществляющие продажу продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, достаточно часто используют посреднические договоры, в частности, договор комиссии.
Передача нефти комиссионеру производится на узле учета комитента и оформляется приемо-сдаточным актом, который подписывается уполномоченными представителями комитента и комиссионера.
На основании указанных документов передача нефти отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
Дебет 45 «Товары отгруженные» Кредит 43 «Готовая продукция»
— на фактическую себестоимость отгруженной нефти;
Дебет 004 «Товары, принятые на комиссию»
— оприходована продукция по стоимости, указанной в накладной.
В завершение хотелось бы указать, что в наше время горюче-смазочные материалы используются практически во всех отраслях народного хозяйства, предприятиями всех форм собственности. Бухгалтерский учет и налогообложение покупки и использования бензина и иных горюче-смазочных материалов вызывают определенные трудности на предприятии, связанные, в первую очередь, со значительным количеством первичной документации.
Однако, для того чтобы при возможной налоговой проверке в организации не было проблем с налоговыми органами в части правильного отражения реализации ГСМ или же их покупки и использовании в своей деятельности, автор рекомендует особое внимание обращать на правильность и четкость оформления именно первичных документов, связанных с производством (использованием) нефтепродуктов.
1. Иванов И.С. //Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006,- № 5
2. Майорова Л.В. //Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, -№ 1
3. Холоднова В.А.. //Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, -№ 4
4.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ
5. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2002 г. № 637 «О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки» (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 731)
Об акцизах на нефтепродукты, производимые из давальческого сырья
Об акцизах на нефтепродукты, производимые из давальческого сырья
Н.А. Нечипорчук,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
Согласно ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к подакцизным нефтепродуктам относятся бензин автомобильный, дизельное топливо, моторные масла для дизельных, карбюраторных и инжекторных двигателей, а также прямогонный бензин.
1. Операции по производству и реализации подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья,
признаваемые объектом обложения акцизами
Плательщиками акцизов при производстве нефтепродуктов из давальческого сырья признаются лица, совершающие следующие операции:
— получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее — свидетельство), в том числе:
— оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);
— получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
— передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику, не имеющему свидетельства;
— получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов.
Таким образом, для установления плательщика акцизов необходимо определить, имеет ли собственник давальческого сырья свидетельство. Если собственник давальческого сырья имеет свидетельство, то при получении произведенных из этого сырья нефтепродуктов он обязан начислить акциз. Если собственник сырья свидетельства не имеет, то плательщиком акцизов будет признаваться лицо, осуществляющее переработку давальческого сырья. Что же касается операции по получению нефтепродуктов в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья, то она признается объектом налогообложения как для лиц, имеющих свидетельство, так и для лиц, не имеющих его.
В последнее время сложилась практика, когда лица, оказывающие посреднические услуги, заключают с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) договоры (соглашения) на оказание дилерских услуг, согласно положениям которых эти лица обязуются поставлять НПЗ для переработки нефть, а НПЗ — перерабатывать эту нефть. Затем посредник заключает с собственниками нефти агентские договоры, в соответствии с которыми агент (посредник) обязуется перерабатывать на НПЗ нефть принципала.
При этом данный договор не содержит каких-либо положений, на основании которых можно было бы определить, какому конкретно собственнику (в том числе имеющему или не имеющему свидетельство) принадлежит поставляемая посредником и принимаемая НПЗ на переработку на давальческой основе нефть.
Как в таком случае следует определять плательщика акциза по нефтепродуктам, выработанным из давальческой нефти?
Если договор с НПЗ о переработке сырой нефти заключает не сам собственник этой нефти, а его агент, то необходимо исходить из следующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Если агент по поручению принципала (в данном случае — собственника нефти) совершает в соответствии с договором вышеуказанные действия (в данном случае перерабатывает на НПЗ нефть принципала) от своего имени, то согласно ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из данного агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
При применении данного правила к агентскому договору, в соответствии с которым агент, действуя от своего имени, заключает с НПЗ договор об оказании услуг по переработке нефти принципала, можно сделать вывод, что агенту не передается право собственности ни на данную нефть, ни на выработанные из этой нефти нефтепродукты. Соответственно при получении агентом от НПЗ нефтепродуктов, выработанных из принадлежащего принципалу сырья, объекта обложения акцизами у агента (независимо от наличия или отсутствия свидетельства) не возникает.
Если агент совершает по поручению принципала какие-либо действия от имени принципала, то согласно положениям ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала, то есть у собственника нефти и выработанных из этой нефти нефтепродуктов.
Таким образом, независимо от того, действует агент при заключении договора о переработке нефти от своего имени или от имени принципала, а также имеет он свидетельство или нет, передаваемая им НПЗ на переработку нефть, так же как и выработанные из нее нефтепродукты, остаются собственностью принципала.
В соответствии с положениями подпунктов 3-4 п. 1 ст. 182 НК РФ объект налогообложения по нефтепродуктам, произведенным из давальческого сырья, возникает либо у переработчика, либо у собственника сырья в зависимости от наличия у последнего свидетельства. При этом наличие или отсутствие свидетельства у переработчика давальческого сырья значения не имеет.
Так, если у собственника давальческого сырья нет свидетельства, то в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 182 НК РФ объект обложения акцизами по операции передачи ему выработанных из этого сырья нефтепродуктов возникает у осуществившего данную операцию переработчика. При этом передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.
Если же у собственника давальческого сырья свидетельство имеется, то согласно подпункту 3 п. 1 ст. 182 НК РФ при получении им от переработчика выработанных из этого сырья нефтепродуктов объект налогообложения возникает у этого собственника.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений главы 22 НК РФ фактор наличия или отсутствия свидетельства у собственника нефти является определяющим для признания или непризнания переработчика этой нефти плательщиком акциза.
Между тем, как следует из вышеизложенного, в договоре на оказание услуг по поставке на переработку давальческой нефти, заключаемом между переработчиком и посредником, не указано, что данная сделка заключается по поручению конкретного собственника, и соответственно нет данных о наличии или отсутствии у последнего свидетельства.
Следовательно, если НПЗ может представить документы, согласно которым принятая им от посредника на давальческой основе нефть и выработанные из нее нефтепродукты принадлежат имеющему свидетельство собственнику, то плательщиком акцизов в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 182 НК РФ по полученным нефтепродуктам, произведенным из давальческого сырья, признается вышеуказанный собственник.
При непредставлении НПЗ данных документов он должен согласно подпункту 4 п. 1 ст. 182 НК РФ исчислить и уплатить акциз по операции передачи этих нефтепродуктов агенту собственника давальческой нефти.
Рассматривая операции, признанные объектом обложения акцизами, хотелось бы обратить внимание читателей журнала на то, что согласно п. 3 ст. 182 НК РФ к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар. Так, например, если организация или индивидуальный предприниматель в результате смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых добавок и низкосортных бензинов вырабатывают и реализуют автомобильный бензин, отвечающий требованиям ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», такая операция считается производством бензина. Следовательно, его производитель является плательщиком акцизов.
К производству приравнивается также розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства данных товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства вышеуказанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Например, поскольку в действующих ГОСТ, регламентирующих производство моторных масел, содержатся требования по розливу моторных масел в потребительскую тару, данная операция представляет собой часть общего процесса их производства, после которого эта продукция определяется как самостоятельный, готовый к применению товар.
2. Плательщики акцизов на нефтепродукты, производимые из давальческого сырья
Плательщиками акцизов на нефтепродукты, производимые из давальческого сырья, признаются организации и индивидуальные предприниматели, совершающие с подакцизными нефтепродуктами вышеприведенные операции, признаваемые объектом обложения акцизами.
Для признания лица, совершающего операции с нефтепродуктами, плательщиком акцизов имеет значение факт наличия или отсутствия у него свидетельства.
В соответствии со ст. 179.1 НК РФ лица, совершающие операции с подакцизными нефтепродуктами (организации и индивидуальные предприниматели), имеют право получить соответствующие свидетельства.
Свидетельства являются документом, служащим основанием для осуществления налоговых вычетов при определении налогоплательщиком сумм акцизов, подлежащих уплате в бюджет.
Свидетельство не выполняет роль лицензии. Лицензия на производство и реализацию нефтепродуктов представляет собой документ, подтверждающий право на ведение указанной в лицензии деятельности, а наличие свидетельства — одно из условий возникновения у операторов рынка нефтепродуктов объекта обложения акцизами и права на налоговый вычет сумм акциза в установленном порядке.
В настоящее время порядок выдачи свидетельств регламентируется приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами».
В соответствии с главой 22 НК РФ и вышеуказанным приказом свидетельства выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:
— оптовую реализацию нефтепродуктов;
— оптово-розничную реализацию нефтепродуктов;
— розничную реализацию нефтепродуктов.
Поскольку свидетельство не является документом, аналогичным лицензии, осуществлять деятельность по производству товаров из давальческого сырья можно при наличии свидетельства на любой из вышеуказанных видов деятельности или вообще при его отсутствии.
Свидетельство можно получить только при соблюдении условий, предусмотренных ст. 179.1 НК РФ, в частности при наличии в собственности мощностей по производству и реализации нефтепродуктов. Свидетельство можно получить и при выполнении других условий. Так, собственник нефтепродуктов, выработанных на давальческой основе, может получить свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов при наличии договора на оказание услуг по переработке, не имея в собственности мощностей.
Для получения свидетельства на основе такого договора на его копии должна быть проставлена отметка налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей переработку, — штамп налогового органа и подпись должностного лица этого органа.
У налогоплательщиков часто возникает вопрос: может ли получить свидетельство на оптовую торговлю нефтепродуктами организация, представившая в налоговый орган копию до-говора на оказание услуг по переработке нефти, если эта организация заключает вышеуказанный договор через посредника (комиссионера)? При этом данная организация заключает с комиссионером договор о передаче нефти на переработку, а комиссионер заключает с НПЗ договор о переработке этой нефти, в котором собственник нефти в качестве комитента не указан.
Если договор с НПЗ о переработке сырой нефти заключается не собственником этой нефти, а его комиссионером, то необходимо, как уже было сказано ранее, руководствоваться п. 1 ст. 990 ГК РФ.
Если в договоре с НПЗ о переработке нефти, заключенном от имени посредника, не указано, кто является собственником нефти и соответственно выработанных из нее нефтепродуктов, то данный договор не может служить основанием для получения свидетельства собственником сырья.
Свидетельства выдаются организациям (юридическим лицам), а также индивидуальным предпринимателям управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, а также межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам сроком на один год. Если налогоплательщик хочет получить свидетельство на срок менее одного года, он должен указать этот срок в своем заявлении.
3. Налоговая база при определении акцизов на нефтепродукты, производимые из давальческого сырья
Налоговая база при получении подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, определяется собственниками этого сырья, имеющими свидетельство, как объем полученных нефтепродуктов в натуральном выражении.
Налоговая база при передаче подакцизных нефтепродуктов собственникам давальческого сырья, не имеющим свидетельства, определяется как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении.
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что согласно ст. 190 НК РФ в отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. Если налогоплательщик не ведет такого раздельного учета, то должна определяться единая налоговая база по всем операциям получения или передачи нефтепродуктов.
4. Определение суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется путем умножения налоговой базы (то есть количества полученных или переданных нефтепродуктов) на ставку акциза. При этом ст. 200 НК РФ установлено, что начисленная сумма акциза может быть уменьшена налогоплательщиком на сумму налоговых вычетов.
Налоговые вычеты при определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по операциям с нефтепродуктами, в том числе произведенными из давальческого сырья, определены в п. 8-10 ст. 200 НК РФ, а порядок их применения приведен в ст. 201 НК РФ.
Так, согласно п. 8 ст. 200 НК РФ суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов собственником давальческого сырья, имеющим свидетельство на производство, и (или) на оптовую реализацию, и (или) на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, подлежат вычетам при реализации (передаче) этих нефтепродуктов другому лицу, имеющему свидетельство.
Иными словами, при совершении облагаемой акцизами операции с нефтепродуктами (например, при их получении) налогоплательщик, имеющий одно из вышеперечисленных свидетельств, начисляет акциз. При реализации (передаче) этих нефтепродуктов налогоплательщикам, также имеющим свидетельство, начисленная сумма акциза уменьшается на сумму, приходящуюся на фактически реализованные нефтепродукты.
Организация А, имеющая свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, приобрела нефть и передала ее на переработку на давальческой основе. НПЗ произвел из этой нефти 2000 т дизельного топлива. Организация А как собственник давальческого сырья, имеющий свидетельство, при получении этого дизельного топлива начислила акциз в размере 2 160 000 руб. (2000 т х 1080 руб.).
Из произведенного объема дизельного топлива 1500 т были реализованы организацией А организации Б, имеющей свидетельство. Таким образом, сумма налоговых вычетов составит 1 620 000 руб. (1500 т х 1080 руб.).
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет организацией А, — 540 000 руб. (2 160 000 руб. — 1 620 000 руб.).
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что у собственника давальческого сырья, имеющего свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов, права на налоговый вычет не имеется, поскольку согласно положениям п. 8 ст. 200 НК РФ суммы акциза, начисленные лицом, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу (то есть на отпуск посредством топливораздаточных колонок), вычетам не подлежат.
Если лицо, имеющее свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов, реализует полученные им нефтепродукты в режиме оптовой торговли другому лицу, имеющему свидетельство, то поскольку согласно п. 8 ст. 200 НК РФ право на налоговые вычеты суммы акциза, начисленной при получении нефтепродуктов, распространяется только на лиц, имеющих свидетельство на производство, и (или) на оптовую реализацию, и (или) на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, настоящим Кодексом не предусмотрено уменьшение вышеуказанной суммы акциза лицами, имеющими свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов, даже в случае их реализации (передачи) налогоплательщику, имеющему свидетельство.
Таким образом, собственник давальческого сырья может передавать на переработку это сырье при наличии свидетельства на любой вид деятельности, но правом на налоговый вычет налогоплательщик, имеющий свидетельство только на розничную реализацию нефтепродуктов, воспользоваться не может.
В соответствии с п. 8 ст. 201 НК РФ налоговые вычеты производятся при представлении в налоговый орган поставщиком нефтепродуктов, имеющим свидетельство, копии договора с имеющим свидетельство покупателем (получателем) этих нефтепродуктов и реестров счетов-фактур, выставленных поставщиком покупателю (получателю), с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете данный покупатель (получатель) нефтепродуктов.
Отметка на реестрах счетов-фактур проставляется налоговым органом в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных им реестрах счетов-фактур, выставленных ему поставщиком нефтепродуктов.
Порядок проставления налоговыми органами вышеуказанных отметок утвержден приказом МНС России от 31.01.2003 N БГ-3-03/38 «О Порядке проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами».
Согласно данному порядку обязанность проставления отметок на реестрах счетов-фактур, выставленных продавцами нефтепродуктов, имеющими свидетельство, покупателям (получателям) нефтепродуктов, имеющим свидетельство, возложена на налоговые органы, в которые представляются этими покупателями (получателями) декларации по акцизам.
Для получения этой отметки налогоплательщик-покупатель (или его представитель) должен обратиться в вышеуказанный налоговый орган с соответствующим заявлением и одновременно представить (или отправить по почте) в двух экземплярах реестры счетов-фактур, на которых согласно данному заявлению он просит проставить отметку.
При получении от налогоплательщика-покупателя налоговой декларации по акцизам налоговый орган проводит проверку на соответствие отраженных в приложении к декларации сведений о полученных покупателем объемах нефтепродуктов сведениям о поставленных объемах, приведенных в счетах-фактурах, выставленных ему поставщиками.
В случае полного соответствия вышеуказанных объемов в срок не позднее пяти дней со дня представления налоговой декларации на каждой странице первого экземпляра представленных реестров счетов-фактур проставляется отметка (штамп «Зарегистрировано»). Данный экземпляр реестров возвращается по истечении вышеуказанного срока налогоплательщику или его представителю.
В случае несоответствия сведений, приведенных в налоговой декларации, сведениям реестров счетов-фактур налоговый орган не проставляет отметку на представленных покупателем реестрах счетов-фактур. Оба экземпляра вышеуказанных реестров возвращаются налогоплательщику-покупателю или его представителю не позднее пяти дней с даты представления в налоговый орган декларации по акцизам.
Если по каким-либо причинам право на налоговый вычет не подтверждается, сумма акциза, начисленная по объему полученных нефтепродуктов, уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке.
Многие поставщики — собственники нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, осуществляют свою деятельность через посредников, которые на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров передают по указанию собственников эти нефтепродукты грузополучателям. При принятии решения о предоставлении поставщикам — собственникам нефтепродуктов налоговых вычетов, установленных п. 8 ст. 200 НК РФ, налоговые органы руководствуются следующим.
В соответствии со ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить определенные юридические действия от имени и за счет другой стороны (доверителя); согласно же ст. 990 настоящего Кодекса по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Таким образом, по сделке, совершенной поверенным, права и обязанности возникают непосредственно у доверителя, то есть у поставщика — собственника нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, тогда как при поставке нефтепродуктов, осуществленной комиссионером по договору комиссии, приобретает права и становится обязанным комиссионер.
Следовательно, поскольку при заключении поверенным договора поставки нефтепродуктов от имени имеющего свидетельство доверителя (собственника нефтепродуктов) с имеющим свидетельство покупателем этих нефтепродуктов счета-фактуры выставляются покупателю от имени доверителя, последний (при условии получения от покупателя реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа покупателя) имеет возможность подтвердить свое право на налоговые вычеты.
При поставке нефтепродуктов по договору комиссии счета-фактуры выставляются покупателю комиссионером от своего имени, а не от имени комитента (собственника нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья), поэтому у последнего не имеется оснований для осуществления налоговых вычетов.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего, передачи права собственности на реализуемые нефтепродукты от комитента комиссионеру (даже при наличии у последнего свидетельства) не происходит. Соответственно объекта обложения акцизами у комиссионера при передаче ему на реализацию нефтепродуктов не возникает, а следовательно, он также не имеет права на налоговые вычеты.
Согласно агентскому договору (ст. 1005 ГК РФ) одна сторона (агент) обязуется по поручению другой стороны (принципала) за вознаграждение совершать юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом, в первом случае приобретает права и становится обязанным агент, а во втором — права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Соответственно к отношениям, вытекающим из агентского договора, заключенного собственником давальческого сырья — принципалом, имеющим свидетельство, с агентом, применяются вышеприведенные нормы в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от своего имени. Иными словами, в первом случае имеющий свидетельство принципал обладает правом на осуществление налоговых вычетов, установленных п. 8 ст. 200 НК РФ, а во втором — нет.
Налоговые вычеты, определенные п. 8 ст. 200 НК РФ, производятся в том налоговом периоде, за который налогоплательщиком одновременно с декларацией, отражающей эти вычеты, будут представлены в налоговые органы документы по перечню, определенному п. 8 ст. 201 НК РФ.
При этом главой 22 НК РФ не предусмотрено ограничений по осуществлению налоговых вычетов в налоговом периоде, в котором осуществлена реализация (передача) нефтепродуктов, если налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговую декларацию, в которой отражены операции, признанные объектом обложения акцизами, одновременно с вышеуказанными документами, подтверждающими обоснованность этих вычетов.
Переработчик, передающий нефтепродукты, произведенные из сырья, принадлежащего собственнику, не имеющему свидетельства, грузополучателям по указанию этого собственника, права на вычеты, предусмотренные п. 8 ст. 200 НК РФ, не имеет даже при наличии свидетельства. Поскольку переработчик не является собственником произведенных из давальческого сырья нефтепродуктов, он и не может реализовать их. Соответственно переработчик не может предъявить договор купли-продажи, заключенный от своего имени, а также реестры счетов-фактур для обоснования права на налоговые вычеты. Таким образом, факт наличия свидетельства у переработчика значения не имеет.
Согласно п. 9 ст. 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком в соответствии с подпунктами 2-4 п. 1 ст. 182 НК РФ, при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе или смешении.
Иными словами, вычеты, предусмотренные п. 1 ст. 200, производятся, если плательщик акцизов приобрел или произвел подакцизные нефтепродукты и направил их на дальнейшую переработку, например на розлив или смешение.
Рассмотрим порядок применения вышеуказанных вычетов.
Организация «Альфа», не имеющая свидетельства, произвела 100 т моторного масла и передала его на давальческих началах организации «Бета» для розлива в потребительскую тару.
Организация «Альфа» начисляет акциз в момент оприходования произведенного моторного масла (так как у производителя нефтепродуктов объект обложения акцизами возникает независимо от наличия свидетельства). Ставка акциза на моторное масло в 2005 году составляет 2951 руб. Сумма начисленного акциза составит 295 100 руб. (100 т х 2951 руб.).
При передаче 100 т моторного масла на переработку производится вычет начисленной суммы акциза. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет собственником моторного масла, будет равна 0 руб. (295 100 руб. — 295 100 руб.).
Организация «Бета», осуществившая розлив моторного масла, должна начислить акциз при передаче этого масла собственнику (либо по его указанию любому лицу) и уплатить в бюджет 295 100 руб. (100 т х 2951 руб.).
Переработчик предъявит вышеуказанную сумму акциза собственнику моторного масла — организации «Альфа», выделив акциз в счете-фактуре отдельной строкой. В свою очередь, организация «Альфа» возмещает переработчику затраты на переработку и сумму акциза. Сумма акциза включается организацией «Альфа» в стоимость реализуемого ею моторного масла, разлитого в потребительскую тару.
Организация «Вега», не имеющая свидетельства, купила 100 т бензина с октановым числом «76» и передала его на давальческих началах организации «Дельта» для производства из него путем смешения с высокооктановыми добавками бензина с октановым числом «92».
При приобретении бензина А-76 у организации «Вега» объекта обложения акцизами не возникает, то есть она приобретает бензин по цене с акцизом и плательщиком акциза в бюджет не является.
Переработчик — организация «Дельта» начисляет акциз по бензину А-92, произведенному ею из давальческого сырья, в момент передачи этого бензина собственнику — организации «Вега» (ставка акциза — 3629 руб. за 1 т бензина с октановым числом свыше «80») в сумме 362 900 руб. (100 т х 3629 руб.).
Сумма акциза в размере 362 900 руб. предъявляется собственнику сырья — организации «Вега», которая включает ее в стоимость реализуемого бензина.
Таким образом, в стоимость бензина А-92 в данной ситуации включается как акциз, уплаченный при приобретении бензина А-76, так и акциз, уплаченный переработчиком при передаче бензина А-92.
Организация «Гамма», имеющая свидетельство, произвела 100 т моторного масла и передает его на давальческих началах организации «Омега» для розлива в потребительскую тару.
В этой ситуации начисление акциза и применение налогового вычета, предусмотренного п. 9 ст. 200 НК РФ, осуществляются в порядке, который изложен при рассмотрении ситуации примера 2.
Организация «Орион», имеющая свидетельство, купила 100 т бензина с октановым числом «76» и передала его на давальческих началах организации «Сириус» для производства из него путем смешения с высокооктановыми добавками бензина с октановым числом «92».
В этом случае при приобретении бензина с октановым числом «76» организация «Орион» начисляет акциз (ставка акциза на бензин с октановым числом до «80» — 2657 руб.) в размере 531 400 руб. (200 т х 2657 руб.).
При передаче в производство эта же сумма акциза принимается к вычету. Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате собственником сырья — организацией «Орион» по бензину с октановым числом «76», будет равна нулю.
При получении бензина с октановым числом «92» от переработчика собственником — организацией «Орион» начисляется акциз в сумме 725 800 руб. (200 т х 3629 руб.).
В соответствии с п. 9 ст. 201 НК РФ вычеты, предусмотренные п. 9 ст. 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих факт передачи нефтепродуктов в производство (накладная на отпуск материалов на сторону, акт приема-передачи и др.).
Согласно подпункту 13 п. 1 ст. 182 НК РФ ввоз подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации (в том числе и из государств — участников СНГ) признается объектом обложения акцизами. Акциз по вышеуказанной операции уплачивается на таможне.
В соответствии с п. 10 ст. 200 НК РФ сумма акциза, уплаченная имеющими свидетельство лицами при ввозе нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации, подлежит вычету.
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что вышеуказанные вычеты производятся только в случае, если ввоз нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации осуществляет лицо, имеющее свидетельство. Причем вычет сумм акциза, уплаченных на таможне, производится после оприходования ввезенных подакцизных нефтепродуктов.
Рассмотрим на примере, как начисляется акциз и производятся налоговые вычеты, если давальческим сырьем является нефтепродукт, ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации.
Организация, имеющая свидетельство, приобрела за пределами территории Российской Федерации 2000 т моторного масла и передала это масло на розлив на давальческих началах. Ставка акциза — 2951 руб. за 1 т.
При ввозе моторного масла на таможенную территорию Российской Федерации организация уплатит на таможне акциз в сумме 5 902 000 руб. (2000 т х 2951 руб.).
При принятии к учету на территории Российской Федерации, то есть при оприходовании моторного масла, приобретенного в собственность, организация-покупатель начислит акциз в сумме 5 902 000 руб. (2000 т х 2951 руб.).
Таким образом, всего должно быть начислено 11 804 000 руб. (5 902 000 руб. + 5 902 000 руб.).
Одновременно организация произведет вычет суммы акциза, уплаченной на таможне, в размере 5 902 000 руб. (11 804 000 руб. — 5 902 000 руб.).
Для подтверждения права на вычет акциза, уплаченного при ввозе нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации, налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы в соответствии с п. 10 ст. 201 НК РФ, а именно:
— контракт (его копию) на приобретение импортируемых нефтепродуктов;
— грузовую таможенную декларацию (ее копию);
— платежные документы, подтверждающие факт уплаты акциза при выпуске в свободное обращение на территории Российской Федерации ввезенных нефтепродуктов.
Затем согласно п. 9 ст. 200 НК РФ при передаче моторного масла переработчику для розлива сумма акциза, начисленная при оприходовании масла, принимается к вычету и равняется 0 руб. (5 902 000 руб. — 5 902 000 руб.).
При получении моторного масла, разлитого в потребительскую тару, от переработчика собственник начислит акциз в размере 5 902 000 руб. (2000 т х 2951 руб.).
Эта сумма акциза будет уплачена в бюджет в случае реализации моторного масла его собственником лицам, не имеющим свидетельства. При реализации моторного масла лицам, имеющим свидетельство, эта же сумма акциза будет принята согласно п. 8 ст. 200 НК РФ к вычету; соответственно к уплате в бюджет будет причитаться сумма, равная 0 руб.
При передаче нефтепродуктов, выработанных из давальческого сырья, не имеющему свидетельства собственнику этого сырья переработчик должен уплатить начисленный им по этой операции акциз и предъявить его в соответствии с подпунктом 2 п. 5 ст. 198 НК РФ к оплате собственнику, который согласно подпункту 2 п. 4 ст. 199 настоящего Кодекса включает этот акциз в стоимость нефтепродуктов. При передаче нефтепродуктов собственнику, не имеющему свидетельства, переработчик выделяет акциз в расчетных документах и счетах-фактурах.
При реализации нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, собственниками этого сырья, как имеющими свидетельство, так и не имеющими его, акциз в расчетных документах и счетах-фактурах отдельной строкой не выделяется.
Как следует из положений ст. 198 и 199 НК РФ, нефтепродукты реализуются (передаются) по цене, включающей акциз, в следующих случаях:
— при реализации нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья собственником этого сырья, имеющим свидетельство, лицам, его не имеющим;
— при передаче производителем нефтепродуктов, выработанных им из давальческого сырья, собственнику этого сырья, не имеющему свидетельства;
— при реализации нефтепродуктов собственником давальческого сырья, имеющим свидетельство только на розничную реализацию (в том числе и лицам, имеющим свидетельство).
Согласно п. 5 ст. 204 НК РФ сроки представления налоговых деклараций лицами, осуществляющими, деятельность с нефтепродуктами, установлены в зависимости от вида полученных ими свидетельств.
Так, налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию за налоговый период в срок не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию, — не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом; остальные налогоплательщики, совершающие операции с нефтепродуктами, признанные объектом налогообложения в соответствии со ст. 182 НК РФ, — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.