Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права
Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям. Действующая Конституция РФ предполагает организацию определенного правопорядка, в том числе и в сфере труда. С принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Например, Конвенция МОТ о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, хотя и ратифицирована в 1956 году, на территории России не применялась. Вплоть до 7 октября 1992 года норма рабочего времени в России составляла 41 час в неделю. Казалось бы, работники могли потребовать на основании данной Конвенции МОТ оплаты одного часа как сверхурочной работы за весь период с 1956 по 1992 год. Однако до принятия Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не были включены в правовую систему России. Поэтому их применение стало возможным с момента принятия Конституции РФ, то есть с 1993 года. В связи с изложенным следует признать, что нормы Конституции РФ имеют приоритет и перед международно-правовой регламентацией труда.
С точки зрения формального выражения организации общего правопорядка в сфере труда, Конституция РФ является источником трудового права. Материальное выражение Конституции РФ в конкретных отношениях при регулировании труда связано с применением ее отдельных норм. При регулировании отношений, составляющих предмет трудового права, применяются, а следовательно, и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана которых объявлена обязанностью государства. Данная конституционная норма позволяет применить предписания трудового законодательства, наиболее полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Причем обязанность обеспечить их реализацию возложена на полномочные государственные органы.
В ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей. Государством, исходя из перечисленных требований, должен устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда. Названная конституционная норма применима во всех случаях оценки условий труда, их влияния на здоровье людей, а также при рассмотрении заявлений о величине минимальной заработной платы.
Включение в правовую систему Российской Федерации норм международно-правовой регламентации позволяет при каждом случае их материализации в конкретные отношения делать ссылку и на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
В ч. 3 ст. 15 Конституции РФ закреплено правило, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Данное требование применимо ко всем без исключения нормативным актам, направленным на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. В частности, локальные акты, в том числе приказы работодателя, имеющие нормативный характер, должны быть доведены до сведения работников организации. До момента ознакомления работников с ними они не должны применяться.
В ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина объявлены непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием. Из данной нормы следует, что само существование системы судов общей юрисдикции обусловлено обеспечением правосудием прав и свобод человека и гражданина. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления также должна быть подчинена обеспечению непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Поэтому каждое решение органов государственной власти и местного самоуправления, судов должно получать оценку с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда. С данных позиций следует оценивать прежде всего законность вынесенных решений, связанных с применением трудового законодательства.
В ст. 19 Конституции РФ провозглашены равенство всех перед законом и судом, недопустимость дискриминации по перечисленным в этой статье признакам. Рассматриваемая конституционная норма не позволяет устанавливать различные подходы к регламентации труда в зависимости от должностного положения. В частности, запрещено устанавливать различные коэффициенты и надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от должностного положения.
В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ запрещается лишение имущества, в том числе и заработной платы, без вынесения судебного решения.
В ст. 37 Конституции РФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда. Содержание данной конституционной нормы позволяет применять ее непосредственно при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Например, никто не может ограничить право работника на свободу выбора места работы, а также на выражение добровольного волеизъявления при расторжении трудового договора по инициативе работника. Отсутствие подобного волеизъявления, подтвержденного письменным заявлением работника об увольнении, не позволяет работодателю ни при каких обстоятельствах издать приказ о расторжении трудового договора по инициативе работника, поскольку отсутствует свободное распоряжение им своими способностями к труду.
В ч. 5 ст. 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право на участие в отправлении правосудия. В связи с чем при возникновении трудовых споров заинтересованные лица вправе требовать участие в их разрешении не только профессиональных судей, но и представителей общественности.
В ст. 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение, в том числе при утрате трудоспособности. Данное право реализуется и при получении работником трудового увечья или профессионального заболевания.
В ст. 43 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на образование. Указанная конституционная норма может применяться при реализации обучающимися предоставленных трудовым законодательством льгот в связи с обучением. Отказ работодателей предоставить такие льготы необходимо рассматривать и как нарушение права на образование.
В ч. 3 ст. 41 Конституции РФ представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Невыполнение представителями работодателя данного запрета является основанием для прекращения работниками работы, создающей угрозу для жизни и здоровья, а также для предъявления требований о возмещении причиненных работодателями убытков и компенсации морального вреда.
В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В связи с чем следует признать, что данный в ст. 379 ТК РФ перечень форм защиты работниками трудовых прав и свобод не является исчерпывающим. С целью самозащиты трудовых прав и законных интересов работники могут использовать любые не запрещенные законом способы.
В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется право на судебную защиту, в том числе и прав в сфере труда. Реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от должностного положения. В связи с чем следует признать незаконным отказ судебных органов в защите трудовых прав всенародно избранного Президента Мордовской ССР Гуслянникова В. Д. на основании решения Верховного Совета МССР об упразднении занимаемого им поста. Несмотря на то что 5 июля 2002 года Закон МССР от 7 апреля 1993 года «Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Мордовской ССР» отменен, Гуслянников В. Д. не может быть лишен права требовать в судебном порядке компенсации морального вреда и возмещения убытков, причиненных нарушением трудовых прав.
При ограничении трудовых прав и свобод следует руководствоваться требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, позволяющей проводить такие ограничения лишь путем принятия федерального закона и только для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей, перечень которых является исчерпывающим.
При разработке и принятии нормативных правовых актов на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях должны быть соблюдены требования ст. ст. 72, 76 Конституции РФ, в которых определена компетенция органов государственной власти по регулированию отношений, составляющих предмет трудового права.
В свою очередь, органы местного самоуправления, работодатели не могут вторгаться в сферу предоставленных органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов прав.
При применении норм трудового права следует учитывать, что в ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное право отнесено к ведению Российской Федерации. Переход от формального к материальному проявлению источников трудового права строится на нормах гражданского процессуального законодательства. Поэтому новые способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права, как минимум, не могут противоречить установленным в гражданском процессуальном законодательстве правилам. Данные в нем правила не могут обеспечить переход от формального к материальному выражению подавляющего большинства норм трудового права. Конституционные нормы, которые могут быть применены к отношениям в сфере труда, также далеко не всегда переходят в материальное воплощение в конкретные отношения, так как в содержании гражданского процессуального законодательства способов для их реализации явно недостаточно. В связи с изложенным требуется разработка специального нормативного правового акта, создающего самостоятельную процессуальную базу для реализации источников трудового права, в том числе и конституционных норм. Таким актом может стать Трудовой процессуальный кодекс РФ.
Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.
Источники трудового права
«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 1
ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
Источники трудового права различаются по форме правовых актов, по юридической силе, по своему характеру, по сфере действия. На какой источник следует опираться, особенно в случае их противоречия друг другу, автор и рассуждает в статье.
Понятие «источник права»
Понятие «источники права» имеет уже многовековую историю, на протяжении которой его толкуют и применяют правоведы всех стран. С точки зрения общераспространенного значения термин «источник» в правовой сфере понимают как властную силу государства, создающую право. Эта власть реагирует на потребности общества, на его социально-экономическое состояние, общественный жизненный уклад, состояние общественных отношений и принимает соответствующие адекватные правовые решения.
Актуальными в этом отношении являются положения, зафиксированные в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ 22.04.2011. В них сказано следующее: «Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических целей и задач» (п. 9). Именно эти цели в трудовом праве призваны реализовать источники трудового права, ибо государственная политика формируется и реализуется на основе соблюдения принципов законности, демократизма, гуманизма в соответствии с закономерностями развития правового государства и гражданского общества.
Кроме того, с этим источником соотносится также форма выражения государственной воли, форма, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свое назначение, свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общедоступность и т. д. В своей форме источник права указывает также на тот орган власти или должностное лицо, которое было компетентно принять и издать данный волевой правовой акт.
В общей теории права в этой связи различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.
В материальном смысле под источником права понимаются факторы (предпосылки), определяющие необходимость и само содержание права. К ним, как правило, относят материальные условия жизни общества, свойственные ему социально-экономические отношения, состояние правопорядка.
В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют нормативно-правовые акты, имеющие, как будет рассмотрено ниже, различную форму.
Нормативно-правовой акт (как обобщающая форма источников права) является доминирующим источником права во всех правовых системах мира. Ему присущ ряд следующих преимуществ [1]:
— во-первых, нормативный акт может быть принят и издан оперативно, а также в любой своей части изменен или дополнен, что дает возможность сравнительно быстро реагировать на происходящие в стране или в мире социальные процессы;
— во-вторых, основные нормативные акты, как правило, кодифицированы и систематизированы, что позволяет в оптимальном варианте осуществлять поиск необходимого документа для его применения или реализации;
— в-третьих, нормативные акты дают возможность точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает законодателю проводить единую правовую политику и исключить произвольное толкование и применение правовых норм;
— в-четвертых, нормативные акты принимаются государством или от его имени, а также охраняются им. В случае нарушения нормативных актов нарушители несут ответственность в соответствии с законом.
Таким образом, нормативно-правовой акт как источник права, в том числе трудового права, — это официальный документ, подготовленный и принятый (созданный) компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
Создание и функционирование тех или иных источников права (нормативных актов, в том числе в сфере труда) непосредственно связаны с процессом нормотворчества (правотворчества). Повышение качества правовых решений, снижение до минимума неэффективных нормативно-правовых актов — постоянная и особая задача законодателя и других компетентных органов власти, создающих нормативно-правовые акты. Именно поэтому сравнительно недавно принято политическое решение высшим руководством страны, реализованное в праве о необходимости проведения экспертизы нормативно-правовых актов. Такой шаг предпринят в силу того, что «потребителями» нормативных актов, как известно, являются люди, общество, и считается недопустимым принятие поспешных, непродуманных, необоснованных правовых решений, которые могут повлечь за собой (и влекут!) ущемление прав и законных интересов граждан, неоправданные материальные затраты.
Государство, осуществляя властные полномочия, использует различные приемы, методы, способы руководства — оперативное управление, правосудие, надзор и контроль и др., но эти направления деятельности государства не создают норм права, источников права, хотя и осуществляются на его основе.
В этой связи О. А. Пучков в учебнике, написанном авторским коллективом, отмечает, что «акт правотворчества имеет два значения. Это — деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа. » [1, с. 289].
Существует не только особый порядок принятия нормативно-правовых актов, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником права, в том числе трудового права.
В отечественной теории права сложилась традиция, с учетом которой выделяют три вида правотворчества, в результате которого создаются источники права, в том числе источники трудового права:
1) правотворчество компетентных государственных органов;
2) «непосредственное правотворчество народа» (референдум);
3) санкционирование норм, при которых процесс их создания проходит вне государственных органов. Это особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству, — правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц. Необходимо также указать на рассматриваемые ниже локальные нормативные акты, которые принимаются непосредственно в каждой организации и касаются только сотрудников данной организации (работников и работодателей).
Юридическая сила источника трудового права
Источники трудового права различаются по форме правовых актов, по юридической силе, по своему характеру, по сфере действия [1].
В зависимости от юридической силы нормативно-правовых актов источники трудового права могут быть классифицированы в следующей иерархии:
— правовые акты международных организаций, в которых участвует Россия (например, акты ООН и МОТ), договоры и соглашения, подписанные Российской Федерацией;
— Трудовой кодекс Российской Федерации;
— иные федеральные законы;
— указы Президента Российской Федерации;
— постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
— конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
— правовые акты социального партнерства;
— акты органов местного самоуправления;
— локальные нормативные акты организаций, содержащие нормы трудового права.
Рассмотрим каждый из этих видов источников трудового права более подробно.
Следует отметить, что в ТК РФ последовательно проводится принцип разграничения полномочий законодательных и исполнительных органов власти в правовом регулировании труда. Иными словами, речь идет об отсылочных нормах Трудового кодекса. Так, только федеральными законами могут устанавливаться: особенности правового положения объединений работодателей (ст. 33 ТК РФ), общероссийский минимальный размер оплаты труда (ст. 133), особый порядок определения материального ущерба (ст. 246).
Подзаконные акты в сфере труда принимаются указами Президента РФ, нормативно-правовыми документами Правительства РФ, министерств, федеральных служб и др.
Конституция РФ как источник трудового права
Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает Конституция РФ 1993 г. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Особая роль Конституции РФ обусловлена следующими обстоятельствами:
— в Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все источники других отраслей права, в том числе и трудового права, исходят из конституционных норм, конкретизируют и детализируют их положения;
— Конституция характеризуется широтой содержания своих норм, воздействующих на все сферы жизни российского общества: политическую, экономическую, социальную, духовную;
— законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции как имеющей высшую юридическую силу;
— в Конституции определены многие источники российских отраслей права федерального уровня, включая трудовое право;
— значение Конституции РФ как основного источника трудового права определяется и тем, что в установленных ее нормах воплощаются государственная воля народа, те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.
В Конституции закреплены права и свободы, реализуемые в сфере социально-трудовых отношений. Они указаны в основном в гл. 2 Конституции РФ, как то: в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Основным Законом страны.
Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, но их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются при необходимости правосудием (ст. 18); перед законом все равны, и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19); каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, а свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); в ст. 37 гарантируются свобода труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации не ниже установленного в федеральном законе минимального размера заработной платы, право на защиту от безработицы. В этой статье признается право работников на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, и др.
Как известно, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации устанавливаются другие правила, чем предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это требование зафиксировано также в ст. 10 ТК РФ.
Наиболее общий универсальный характер из международных документов, принятых под эгидой ООН, носят два, именуемых пактами, — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Их предшественницей была Всеобщая декларация прав человека, день принятия которой — 10 декабря 1948 г. — отмечается в странах мира как День прав человека. Декларация не содержала обязывающих норм, имела рекомендательное значение, провозглашалась «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».
Международные пакты о правах человека — это обязательные для участвующих государств нормативные акты. Они были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 и открыты для подписания. От имени СССР они были подписаны 18.03.1968, ратифицированы 18.09.1973.
В тексте Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах углубляются и уточняются права, перечисленные во Всеобщей декларации, в том числе и посвященные социально-трудовым вопросам (право на труд, право на отдых, принципы равенства и запрет дискриминации, право на объединение и др.).
В Международном пакте о гражданских и политических правах из всего спектра социально-трудовых и комплексных прав конкретизируются два: запрет принудительного труда и свобода объединений (включая право на создание профсоюзов).
Источниками трудового права являются также декларации, конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), членом-участником которой является и Российская Федерация. Конвенции и рекомендации МОТ (их около четырехсот) принято называть «международные стандарты труда».
Конвенции и рекомендации МОТ принимаются с соблюдением принципа «трипартизма» (трехсторонности) на сессиях Международной конференции труда (МКТ). После принятия соответствующего документа государства-члены обязаны представить принятый акт в компетентные государственные органы для издания необходимого внутригосударственного акта [2, 3, 4].
Словарь трудового права. Принцип трехсторонности означает, что от каждого государства — члена МОТ в работе МКТ участвуют представители правительств, трудящихся и работодателей по четыре представителя в общей сложности от каждой страны, двое из которых представляют правительство, один — общегосударственную организацию работников и один — общегосударственную организацию работодателей.
Для конвенции МОТ классическим способом их имплементации (реализации) в национальное законодательство является ратификация.
В Российской Федерации ратификация, в частности конвенции МОТ, осуществляется путем издания закона. На основании такого закона Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая с его печатью и подписью министра иностранных дел РФ направляется затем на регистрацию в МОТ. Согласно ст. 16 Венской конвенции о праве международных договоров, если договором не предусмотрено иное, ратифицированные грамоты в общем случае означают согласие государства на обязательность для него данного договора.
Источниками трудового права являются также международные региональные акты в сфере труда, принятые международными региональными организациями, например Советом Европы, Европейским союзом, СНГ и др.
Так, Совет Европы, объединяющий более 40 государств, в том числе Российскую Федерацию, принял более 150 конвенций по правам человека, в том числе содержащих социально-трудовые стандарты. Среди них основополагающими документами являются Конвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г. (ред. 1996 г.).
Особое место среди источников Европейского союза занимает Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 г. Кроме того, в рамках ЕС принимаются регламенты, имеющие прямое действие и директивы в качестве «модельных» норм права. При этом каждое государство само определяет способы и средства осуществления предписаний директив в национальном законодательстве.
Трудовой кодекс и иные федеральные законы
ТК РФ является основным кодифицированным источником трудового права. Он вступил в силу с 01.02.2002, с тех пор подвергался значительным изменениям и дополнениям, самыми важными из которых до сих пор считаются внесенные Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ. ТК РФ состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. Он регулирует весь комплекс общественных отношений в сфере труда [5, с. 14 — 15].
Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать законоположениям ТК РФ.
В том случае, когда вновь принятый федеральный закон противоречит правилам ТК РФ, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ.
Согласно ст. ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ ТК РФ в ст. 6 разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, что имеет значение для обеспечения законности принимаемых в субъектах нормативных правовых актов, которые не должны противоречить федеральным установлениям.
Наряду с ТК РФ, среди источников трудового права получили широкое распространение и другие кодифицированные нормативные акты (федеральные законы), относящиеся к комплексному правовому регулированию в рамках отдельных институтов этой отрасли. К их числу следует отнести Федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе Российской Федерации» и др.
Федеральные законы в Российской Федерации принимаются Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании и последующем обнародовании.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.
Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок вступления его в силу.
Правовое регулирование, в том числе в сфере труда, в Российской Федерации законами не исчерпывается. Соответствующие трудовые отношения регулируются актами Президента РФ, Правительства РФ, а также министерств, федеральных служб и иных федеральных органов власти, т. е. подзаконными актами.
Главенствующее место среди указанных источников занимают указы Президента РФ, носящие нормативный характер и регулирующие отношения в сфере труда.
Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты занимают следующее после законов место и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В случае противоречия указа Президента РФ Конституции РФ или законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу. По сравнению с федеральными законами указы сравнительно оперативно готовятся, принимаются и вступают в силу.
Кроме того, круг субъектов подготовки проектов указов законодательно не определен, и в практическом плане они подготавливаются федеральными министерствами, федеральными службами, иными ведомствами или Правительством РФ.
Своими указами Президент РФ имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а также международным обязательствам Российской Федерации.
Разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ, подзаконные акты
При разрешении трудовых споров судья должен учитывать разъяснения, данные в Постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (ред. от 06.02.2007) и от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
К подзаконным актам как к источникам трудового права относятся постановления Правительства Российской Федерации.
Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и в силу оперативной экономической необходимости. Они являются актами федеральной исполнительной власти и принимаются, например, по вопросам определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников, имеющих особый характер работы. Документами Правительства Российской Федерации устанавливаются также базовые оклады, базовые ставки заработной платы по профессиональным квалифицированным группам, особенности регулирования труда по совместительству для отдельных категорий работников и др.
Для трудовых отношений имеют значение правовые акты Минздравсоцразвития Российской Федерации и Федеральной службы по труду и занятости как источники трудового права, будучи также подзаконными актами, равно как и акты федеральных органов исполнительной власти, содержащих нормы о труде.
Локальные нормативные акты
На самом низшем уровне в иерархии подзаконных актов стоят локальные нормативные акты, которые применяются как представителем работодателя единолично, так и с участием работников или их представителей в зависимости от предмета (объекта) правового регулирования в рамках данной конкретной организации.
Локальные нормативные акты в рамках своей компетенции принимают работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 8 ТК РФ). Они не должны противоречить трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а также коллективным договорам и соглашениям.
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников. Так, в ст. 190 ТК РФ установлено, что правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительных органов работников организации. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего работников организации, при принятии локальных нормативных актов определен ст. 372 ТК РФ.
Единолично (без учета мнения представительного органа работников) работодателем, например, применяются: штатное расписание, должностные инструкции и квалификационные характеристики, приказы, распоряжения, имеющие нормативное содержание.
Коллективный договор или соглашение при принятии локального нормативного акта вместе с учетом мнения представительного органа работников могут предусматривать иную, более жесткую форму — согласование с представительным органом работников.
Тем не менее в любом случае локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Локальные нормативные акты необходимо отличать от коллективного договора, который представляет собой нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке (ст. ст. 41 — 43 ТК РФ).
Локальные нормативные акты принимаются обычно по инициативе работодателя, процедура их принятия не определена (за исключением указания об учете мнения представительного органа работников).
Локальные нормативно-правовые акты дополняют государственное и коллективно-договорное регулирование трудовых отношений на уровне организации.
Например, Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития России) издало Приказ от 11.04.2011 N 290н, которым утвердило Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращения граждан, принятия по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок».
Административный регламент определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги в федеральной службе по труду и занятости.
Положения Административного регламента распространяются на все устные обращения, обращения в письменной форме, обращения в форме электронного документа, индивидуальные и коллективные обращения граждан.
Государственная услуга предоставляется гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ или ее законодательством.
Конечным результатом предоставления государственной услуги является ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
1. Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. И. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Норма-Инфра-М, 1997. 602 с.
2. Черняева Д. В. Международные стандарты труда. М.: Кнорус, 2010. 232 с.
3. Лютов Н. Л. Эффективность деятельности МОТ на национальном уровне: воздействие на внутреннее законодательство России в вопросах права на организацию и запрет дискриминации // Трудовое право. 2008. N 3. С. 79 — 86.
4. Бекяшев Д. К. Международное трудовое право. М.: Велби; Проспект, 2008.
5. Шебанова А. И. Трудовое право России. Практикум / Под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2010.
Тема 2. Источники трудового права
1. Понятие и виды источников трудового права.
2. Декларация прав человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. и Конституция РФ в системе источников трудового права.
3. Международно-правовые акты о труде как источники трудового права (конвенции, рекомендации МОТ ООН, международные договоры).
4. Трудовой кодекс РФ: достоинства и недостатки.
5. Сфера действия и значение законов, регулирующих социально-трудовые отношения.
6. Общая характеристика подзаконных актов, регулирующих трудовые отношения.
7. Роль постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключается единство и дифференциация трудового законодательства?
2. Дайте общую характеристику регионального законодательства о труде.
3. Какое место занимают судебная практика и трудовой договор в системе источников трудового права?
4. Как действуют источники трудового права во времени и пространстве?
5. Каковы тенденции и перспективы развития российского законодательства о труде?
6. Трудовой кодекс РФ: история и современность.
7. Найдите в ТК РФ и иных нормативно-правовых актов примеры, иллюстрирующие общее и специальное в трудовом законодательстве в вопросах:
— заключения трудового договора,
— регулирования рабочего времени и времени отдыха,
— расторжения трудового договора,
— применения мер поощрения и дисциплинарных взысканий.
8. Являются ли источниками трудового права РФ:
1) Гражданский кодекс РФ,
2) Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 октября 1929 года «Об основах дисциплинарного законодательства Союза ССР и союзных республик» (СЗ СССР, 1929, N 71, ст. 670),
3) Постановление Генсовета Федерации независимых профсоюзов России от 18 апреля 2012 года № 5-3 «О действиях профсоюзов в современных условиях»,
4) Приказ № от 12 сентября 2011 года по ГОУ гимназии № 1531«Об экстернатной форме обучения в 2011-2012 учебном году»,
5) Устав (Основной Закон) Тульской области от 12 ноября 2001 г. N 265-ЗТО (принят постановлением Тульской областной Думы от 1 ноября 2001 г. N 18/382) (с изменениями и дополнениями)
6) Приказ директора МБОУСОШ №32 г. Алексин «О дисциплинарном взыскании»,
7) Решение мирового судьи судебного участка № 10 Кировского района г.Екатеринбурга Гуськовой О.Б. по иску Смердова С.Д. к ОО «Сутяжник» о взыскании заработной платы,
8) Трудовой договор с менеджером ООО «Стальинвест».
9. Заполните таблицу, содержащую примеры бланкетных норм трудового кодекса РФ:
10. Разрешите следующие ситуации:
А) Овсянников устроился на работу логистом в представительство российской компании «ГалоПолимер» в Швейцарии. Проработав 6 месяцев он в неофициальной обстановке критически высказался о руководителе представительства, после чего был уволен. Он обратился в российское консульство за помощью в восстановлении на работе, так как по его мнению, в данной ситуации были нарушены нормы Трудового кодекса РФ, в частности ст. 81. Разрешите данную ситуацию по существу. Как действуют нормативные акты в сфере трудовых отношений в пространстве и по кругу лиц?
Б) Директор ФГУ «Саратовский лесхоз» своим приказом временно перевел ряд сотрудников на работу по очистке лесных участков от отходов повала леса, не обусловленную их трудовым договором. Данное решение было мотивировано, по словам директора, производственной необходимостью, так как отказ от перевода может привести к лесным пожарам. Работники возражали против такого перевода, т.к. по их мнению очистка леса – это нормальный технологический процесс, которую не следует производить в чрезвычайном режиме. Работники руководствовались положениями Конвенции МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. Директор же ссылался на ст. 74 ТК РФ.
Разрешите дело. Как соотносятся нормы международного и российского законодательства в сфере труда.
В) Депутаты Тульской областной Думы обратились с инициативой к губернатору об установлении минимального размера оплаты труда с 1 января в сумме, равной прожиточному минимуму трудоспособного человека, и дальнейшем повышении регионального МРОТ один раз в шесть месяцев в соответствии с рассчитываемым размером прожиточного минимума. Обосновывая необходимость введения регионального МРОТ, депутаты исходили из положений ст. 133 ТК РФ, согласно которой МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Таким образом, установление регионального МРОТ явится средством реализации требования ТК РФ.
Как должен поступить губернатор области? Как взаимодействует федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ.
Г) В ООО «ИнтерЭнерго» с просьбой о трудоустройстве обратился гражданин Васильчиков. Начальник отдела кадров предложила заключить ему срочный трудовой договор. Однако Васильчиков возражал, ссылаясь на то, что работа на которую он нанимается, не требует в соответствии со ст. 59 ТК РФ заключения срочного трудового договора. В отделе кадров ему пояснили, что со всеми вновь прибывшими работниками заключается срочный трудовой договор на основании действующих правил внутреннего трудового распорядка.
Какая из сторон права? Как соотносится действие локальных нормативно-правовых актов и федерального законодательства о труде?
Д) Власова обратилась к директору МДОУ Детский сад «Полянка» с письменным заявлением предоставить ей ежегодный оплачиваемый отпуск с последующим увольнением. Однако директор отказал ей в этом ссылаясь на ст. 127 ТК РФ, и предложила выплатить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. Власова обратилась в суд, ссылаясь на ст. 37 и 45 Конституции РФ, предполагая, что в данном случае работодатель нарушил ее право на отдых.
Можно ли согласиться с доводами Власовой? Как в данном случае соотносятся положения ТК РФ и Конституции РФ?
Е) Медсестра МУЗ «Городская больница №4» Костромина, имеющая семнадцатилетнего сына, обратилась в суд с исковым заявлением. В нем она пояснила, что работодатель отказал ей использовании ее труда преимущественно в ночное время. Она рассчитывала на более высокую заработную плату, ведь согласно ТК РФ работа в ночное время оплачивается в повышенном размере. При рассмотрении спора суд, ссылаясь на Конституцию РФ и Конвенцию МОТ 1991 г. № 171 «О ночном труде», вынес решение о том, что применение труда Костроминой в ночное время допустимо.
Сравните Конвенцию МОТ № 171 и Трудовой кодекс. Какие источники права подлежат применению при рассмотрении данного спора?
Ж) Государственный совет республики А. Российской Федерации внес в свою Конституцию статью, которая отменяет возрастные ограничения при трудоустройстве, что противоречит Трудовому кодексу РФ.
Соблюдена ли здесь субординация источников трудового права.
З) В марте 2005 года Зеленин обратился в суд с исковым заявлением о взыскании недоплаченной части заработной платы за четыре года работы. Начальник отдела кадров, как представитель работодателя, настаивал в суде, что в силу исковой давности, установленной Гражданским кодексом РФ, заработная плата может быть взыскана только за последние три года. Кроме того ТК РФ вступил в силу только в 2002 году, а значит задолжность, образовавшаяся до его вступления в силу взыскана быть не может.
Какое решение вынесет суд. Какими источниками права он будет руководствоваться в данном случае?