Оглавление:
ГОДОВАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
Это пособие является переводом книги Bible Lessons For Little People with learning ideas (автор Evelyn Leavitt Grogg , редактор Sarah Eberle ) .
Пособие рассчитано на 1 год обучения. Программа состоит из 8 разделов (вера, послушание,знание, самообладание, терпение, благость, доброта, любовь).
Она предназначена для детей 3-5 лет, возраст, когда большинство детей не умеют читать, писать, им нелегко работать с ножницами, карандашами, клеем, но они очень быстро учатся в это время, познавая новое и делая своими руками то, что никогда до этого не делали. Вы увидите, что многие из идей, описанных в уроках, подойдут при работе не только с 3-, 4- или 5-летними детьми, но и с детьми более старшего возраста.
В каждом уроке предлагается несколько учебных центров, такие как «Золотой стих», Активная игра, Спокойная игра, Книги и картинки, Творческая активность, Работа со словами, Жизнь семьи, Особый интерес, Природа. Авторы пособия предлагают предоставить выбор учебного центра детям. Возможен вариант, когда учитель сам решает, чем заниматься детям в определенное время урока и последовательность заданий, описанных в учебных центрах.
Привлекает простота заданий, умело подобранных для возраста детей, и оригинальность поделок, несмотря на то, что для их выполнения нужно совсем немного. К сожалению, при переводе этого пособия не удалось найти Рабочие тетради (1-4) и Книгу образцов поделок. Но при помощи рисунка и достаточно подробного описания нетрудно самому сделать поделку. Но это нужно будет сделать обязательно до урока.
Пусть Господь благословит Вас в таком благородном деле, как служение Его детям, и даст Вам много-много творчества и прекрасных идей, вдохновленных Духом Святым при работе с этими уроками!
ХРИСТИАНСКИЕ РЕСУРСЫ
Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.
ВНИМАНИЕ! АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА НЕ МОЖЕТ ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПОКАЗ РЕКЛАМЫ. ПОЭТОМУ, ЕСЛИ ВЫ УВИДЕЛИ БАННЕР НЕПРИЛИЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ПРИШЛИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ССЫЛКУ НА САЙТ, КОТОРЫЙ ОН РЕКЛАМИРУЕТ. ЭТОТ БАННЕР БУДЕТ ЗАБЛОКИРОВАН. ПОДРОБНЕЕ.
Воскресная школа и христианские игры | Пособия для детей и родителей | Христианские лагеря | Поделки и уроки
- По умолчанию
- Название, имя
- Цена
- Популярность
- По новинкам
- В наличии
- Кол-во продаж
– Дарья Васильевна Жмакина, 08.02.2014
У нас приемлемые цены! А главное – есть скидки!
Благодаря собственному производству, прямым закупкам и долгосрочному сотрудничеству с большинством христианских издательств, а также минимальной наценке, у нас весьма приемлемые цены на христианские книги, сувениры и медиа продукцию. Кроме того при любой покупке Вы получаете скидки: 5%, 10%, 15%, 20%, 25%
«Вечные Ценности» — это доступный магазин!
Широкий ассортимент продукции! Представленные в магазине товары постоянно поддерживаются в наличии на нашем складе!
Наш каталог включает в себя самый широкий и разнообразный перечень продукции. Данные по наличию товаров всегда обновляются. Мы тщательно поддерживаем на складе заявленный на сайте ассортимент.
«Вечные Ценности» — это большой магазин!
Более 15 способов оплаты! А главное — без комиссии!
Отличительной особенностью нашего магазина является самый большой выбор вариантов оплаты заказа. Но самое важное, что у Вас есть возможность сделать оплату без комиссии!
«Вечные Ценности» — это удобный магазин!
В магазине действует накопительная система бонусных баллов!
При каждой покупке Вам начисляется определенное количество бонусных баллов, которые накапливаются на Вашем личном счете. Эти деньги Вы можете использовать в дальнейшем для оплаты новых заказов.
Мы платим Вам за покупки у нас!
«Вечные Ценности» — это выгодный магазин!
Акции, сезонные распродажи, уцененные товары со скидкой до 70%!
В нашем магазине проводятся акции и распродажи, благодаря которым товары можно приобрести по очень привлекательной цене. Во время регистрации подпишитесь на рассылку, и Вы всегда будете знать о всех событиях, новинках и акциях.
«Вечные Ценности» — это привлекательный магазин!
Скидки и отсрочка платежа для оптовиков и магазинов!
При оптовых заказах Вы можете получить дополнительные скидки — 25%, 30%, 35%, 40%. А также отсрочку по платежам — 60 дней! Если Вы представляете магазин, книжное служение или же просто планируете сделать крупный заказ, тогда предварительно свяжитесь с нами — мы предложим выгодные условия!
«Вечные Ценности» — это универсальный магазин!
Вы всегда будете знать, на какой стадии находится Ваш заказ!
В любой момент у Вас есть возможность следить за исполнением заказа при помощи сервиса, предоставляемого интернет-магазином. Наши уведомления по SMS и e-mail помогут Вам в этом.
«Вечные Ценности» — это современный магазин!
Подарки и бонусы на День рождения! Подарок в каждом заказе!
Не забывайте указывать дату Вашего Дня рождения — мы обязательно приятно удивим Вас! Кроме того в каждый заказ вкладывается подарок.
Мы ценим наших покупателей!
«Вечные Ценности» — это дружелюбный магазин!
. кажется, это уже восьмая причина, а мы говорили только о семи?
Всё верно, ведь мы всегда стараемся делать сверх того, о чём пишем или говорим!
Применение наглядных пособий
Самые лучшие пособия никогда не спасут плохо подготовленный урок.
Пособия не приманка и не конек. Это, скорее, средство, которое помогает учебному процессу, дает ученику видеть то, чему их учат.
Правильное использование наглядности окажет большую помощь в решении основных проблем преподавания.
НАГЛЯДНОСТЬ В БИБЛИИ
- Радуга – Бог показал Ною, чтобы напомнить ему и последующим поколениям о Своем обещании.Быт. 9:13-17.
- Горящий куст Исх.3:2-6.
- Надпись на стене — Бог объявил Свой суд над ВавилономДан.5:5.
- Иеремия воспользовался бутылкой, чтобы представить грядущее разрушение Иудеи. Иер.19:1-12.
- Бог научил Иезекииля сделать целое настольное представление, разыграть приближающийся голод в Иерусалиме.Иез.4:5.
- Новозаветный пророк Агав связал себя, чтобы предостеречь Павла. Деян.21:10-11.
- Иисус Христос, используя монету, преподал урок о верности своему правительству. Марк.12:13-17.
- Лепты вдовы, чтобы преподать урок о том, как жертвовать. Марк.12:41-44.
- Иисус подозвал маленького ребенка, говоря об условиях истинного величия.Матф.18:1-6.
- Иисус использовал пример омытия ног, чтобы научить смирению Своих учеников.Иоан.13:1-17.
Мы видим, что Иисус Христос часто применял наглядные пособия, уча людей, и мы можем, подражая величайшему Учителю всех времен, применять наглядность с пользой сегодня.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ — от лат. слова “освещать” — нечто, что освещает предмет, сравнивает его с чем-то.
ВИДЫ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
- Материальные — предметы, образцы предметов, картины, географические карты, редкие вещи.
- Словесные.
СВОЙСТВА ХОРОШЕЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
- Она должна иллюстрировать. Употреблять для того, чтобы осветить мысль, а не для того, чтобы только показать ее.
- Не слишком подробная. Много подробностей утомляют ум, сбивают с толку и не позволяют воспринять иллюстрируемую идею.
- Понятная. Она должна принадлежать кругу знания и опыта учеников.
КАК УПОТРЕБЛЯТЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ
- Привлекать внимание.
- Содействовать памяти. Картины и предметы остаются в уме, в то время как отвлеченные выражения уходят.
- Способствовать усвоению. Иллюстрации неоценимы для ясного понимания истин.
- Отражать жизнь.
КАК НАХОДИТЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ
- Посредством наблюдения. Развивайте у себя привычку наблюдать.
- Берите что-то от учителей и проповедников. Замечайте, как другие употребляют иллюстрации.
- Через чтение Библии, книг истории и биографии, сборников иллюстраций, пособий к урокам.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
- Присоедините элемент ожидания ко всем вашим иллюстрациям.
- Постарайтесь иметь ясную мысль о предмете, который вы намерены преподавать. Сначала изучите урок, а потом ищите иллюстрации.
- Не слишком растягивайте вашу иллюстрацию.
- Передавайте рассказ полностью.
- Не употребляйте слишком много иллюстраций, они могут помешать друг другу.
- Свободно пользуйтесь классной доской, настенной картой, картинами.
- Наблюдайте, чтобы вы собой не закрывали иллюстрацию детям.
- Остановитесь, когда цель достигнута.
- Тренируйтесь! Тщательно готовьтесь! Нельзя быть ленивым учителем.
- Чем больше наглядных пособий вы используете, тем больше подготовки вам необходимо!
ВРАТА ЗНАНИЙ
Со всем новым мы знакомимся через наши органы чувств: обоняние, осязание, слух, зрение, вкус.
Когда мы слушаем – мы забываем;
Когда мы видим – мы помним;
Когда мы говорим и делаем – мы знаем и умеем.
При изучении Библии необходимо использовать все основные врата чувств.
1. ВРАТА СЛУХА
Когда ребенок слышит, он запоминает 10% информации.
- Врата слуха легко закрываются, если говорящий кричит, говорит тихо или голос говорящего звучит монотонно.
Эффективное применение.
- Рассказывайте рассказы как можно выразительней.
- Говорите ясно, произносите каждое слово, не кричите
- Выражайте голосом радость, печаль, усталость, разочарование.
2. ВРАТА ЗРЕНИЯ
Когда ребенок слышит и видит, он запоминает 60% информации.
- Через зрение можно возбудить интерес и сохранить его.
- Увиденное легче запоминается.
Эффективное применение.
- Всегда используйте подсобный материал.
- Пиши новые слова, имена, песни, «золотые» стихи на доске или бумаге.
- Помните: вы и ваша Библия — лучший подсобный материал.
- Имейте зрительный контакт с каждым ребенком, замечайте всех.
- Пусть дети видят, что все, о чем вы говорите на уроке, вы берете из Священного Писания, и все это является правдой.
- Пусть дети видят, что вы читаете Библию!
3. ВРАТА УСТ
Когда ребенок слышит, видит и говорит, он запоминает 70% информации.
- Стройте уроки так, чтобы дети сами могли говорить;
4. ВРАТА РУК
Когда ребенок слышит, видит, говорит и делает, он запоминает 90% информации. В воскресной школе очень важно использовать врата рук, это:
- Разные задания: рисовать, показывать, инсценировать.
- Детей постарше можно просить записать «золотой» стих на доске и вести конспект урока.
- Давайте детям практические советы по применению в жизнь выученное на уроке.
- Молитесь вместе с детьми.
ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДСОБНОГО МАТЕРИАЛА
- Передача детям библейской истины. Дух Святой использует наглядные пособия, как инструмент для понимания библейских истин.
- Чтобы ребенок не только познакомился со Словом Божьим, но возродился чрез него!
- Самое главное, чтобы весь материал Дух Божий проговаривал в вашем сердце.
- Пробудить заинтересованность в ребенке и сохранить ее.
- Разъяснить непонятное через подсобный материал.
- Помочь и ускорить в обучении нового урока.
- Заставляет лучше двигаться фантазию детей, стимулирует воображение, дает понятие о времени и расстоянии.
- Активизирует детей к действию.
- Обогащает урок, делает его интересным и веселым.
КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШИЙ ПОДСОБНЫЙ МАТЕРИАЛ
- Является ли он похожим на тот, что мы находим в Библии?
- Подходит ли этот материал для передачи духовных истин?
- Относится ли он конкретно к этому уроку? Не направит ли этот материал мысли ребенка в сторону.
- Подтверждает ли он цель и тему урока?
- Поймет ли ребенок, что вы хотите этим сказать ему?
- Умеете ли вы им пользоваться?
ПРАВИЛА РАБОТЫ С БИБЛИЕЙ НА ФЛАНЕЛИ
- Пейзаж готовьте заранее.
- Не заслоняйте собой экран.
- Не говорите, стоя спиной к аудитории.
- Научитесь говорить, стоя лицом к аудитории и боком к экрану.
- Вовлекайте свое актерское мастерство в урок.
- Кроме голоса важна и мимика.
- Важна способность двигаться во время изложения материала урока.
- Сумейте заставить детей почувствовать себя в той исторической обстановке, о которой вы говорите.
СПЕКТАКЛИ, КАК МЕТОД НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ваша цель: не представление, а передача Библейских истин.
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕКТАКЛИ?
- дети лучше запоминают учебный материал (используются все четыре ворота знаний);
- активизируешь детей;
- происходит общение детей с учителем — учитель больше узнает ребенка
- происходит общение детей друг с другом;
- подготовка к представлениям – это лучшее время быть вместе с детьми;
- помогают ребенку выучить библейскую истину на практике — включается непроизвольная память, которая намного сильнее; он сам может уподобиться главной роли;
- помогают ребенку лучше запомнить и лучше понять; это как мост, по которому дети идут из абстрактного мира в конкретный;
- делают обучение Библии интересным;
- хороший метод евангелизации и привлечения детей;
- важная часть в праздниках, торжествах;
- спектакли объединяют учителей с семьями детей;
- дети учатся работать вместе.
ТИПЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1. Пантомима — действие без слов. В ней легко могут участвовать стеснительные дети; не нужно долго тренироваться; можно использовать для самопроверки и опроса, для соревнований.
2. Поочередный диалог.
3. Инсценировки, спектакли — требуется длительная подготовка.
4. Представления на библейские темы.
5. Духовно — тематические (события в школе, в семье, на улице).
6. Музыкальные, мелодекламации.
- Перед тем, как начать работу над большой пьесой, попробуйте начать с маленькой.
- Инсценировка должна быть не слишком трудной для детей.
- Постарайтесь занять в постановке всех детей.
- Будьте мудры, просты и откровенны в подготовке постановки.
Два метода использования сценариев:
- Запись сценария на кассете.
- Живой сценарий — контакт с аудиторией, но требуется больше подготовки и времени для репетиций.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ
Использование кукол в воскресной школе имеет 2 цели:
- Привлечь внимание.
- Научить Слову Божьему.
Основные принципы работы с куклами.
- Синхронизация движения губ.
- Правильный выход на сцену и уход; двигаясь вдоль сцены, слегка подпрыгивайте;
- Зрительный контакт с аудиторией во время общения;
- Куклы с подвижными руками делают инсценировку более достоверной;
- Каждой кукле придавать качества, как личности.
ТРИ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ КУКЛЫ БЫЛИ ПРАВДОПОДОБНЫМИ.
- Дети должны видеть куклу только живой.
- Никогда не представляйте кукол вместе с кукловодом.
- Лучше, если дети не будут видеть, как кукловод идет за сцену.
УДАЧНАЯ ОБСТАНОВКА.
- Неожиданность (что будет дальше?).
- Проблема, которая разрешается.
- Все герои выглядят естественно.
Программы для воскресной школы
Тем, кто только начал преподавать в воскресной школе, трудно найти материалы для уроков. Каждый учитель хочет иметь под рукой программу, по которой можно весь год проводить уроки. Существует несколько программ для проведения занятий в воскресной школе: «Ключ», «Елим», «Наследие», «Идите и научитне». Здесь Вы сможете подобрать наиболее подходящую для Вас.
Программа уроков для Воскресной школы «Ключ»
Год выпуска: 2000 Жанр: Христианское обучение Издательство: Богомыслие.
Формат: PDF Качество: eBook (изначально компьютерное)
Описание: Пособия для учителей Воскресной школы христианских церквей.
Ознакомиться с оглавлением можно здесь: Оглавление для Программы «Ключ» 3-6 лет — скачать
Оглавление для Программы «Ключ» 3-6 лет — скачать
Оглавление для Программы «Ключ» 7-11 лет — скачать
Оглавление для Программы «Ключ» 12-16 лет — скачать
Программа «Ключ» 3-6 лет
Программа «Ключ» 7-11 лет
Программа «Ключ» 12-16 лет
Программа для Воскресной школы «Елим»
В комплекты входят: слова и ноты песен, тетрадь ученика, уроки для учителя, наглядные пособия.
Все уроки распределены по возрастам детей: 4-6 лет. 7-8 лет. 9-12 лет. Вся информация в формате DOС.
Уроки для Воскресной школы. Программа «Наследие»
Полезный материал для работы с детьми в Воскресной Школе. Программа рассчитана на 9 лет, начиная с малышей от 4лет и до 12 лет. Изучив эту программу, дети будут очень хорошо знать Священное Писание.
Здесь можно скачать файл с программой обучения на год для ознакомления. Ниже вы можете скачать программу обучения. Каждый файл — это программа обучения на один год.
1. (4 год) Дошкольники 1 год обучения — скачать
2. (5 лет) Дошкольники 2 год обучения — скачать
3. (6 лет) Дошкольники 3 год обучения — скачать
4. (7 лет) Младшие школьники 1 год обучения — скачать
5. (8 лет) Младшие школьники 2 год обучения — скачать
6. (9 лет) Младшие школьники 3 год обучения — скачать
7. (10 лет) Младшие подростки 1 год обучения — скачать
8. (11 лет) Младшие подростки 2 год обучения — скачать
9. (12 лет) Младшие подростки 3 год обучения — скачать
Христианские пособия для детей
Готовясь к выступлению на епархиальном семинаре педагогов воскресных школ, нигде не смогла найти анализа существующих учебно-методических пособий. Исследовав и проанализировав различные ресурсы, в итоге получила обзор, которым хочется поделиться с теми, кто интересуется вопросами православной педагогики.
Надо отметить, что «линейка» учебников, по которым можно было бы последовательно, не «изобретая велосипеда» работать педагогу на православном приходе с детьми от младенчества до юности пока не создана. В настоящее время разрабатывается Единый учебно-методический комплект (далее — УМК) для воскресных школ, но, к сожалению, этот процесс затягивается на неопределенное время.
На сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации размещено объявление о сборе средств на разработку учебно-методического комплекта к курсу «Закон Божий» для воскресных школ в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви». Сделать эту разработку планируется исключительно за счет пожертвований благотворителей. Всего необходимо около 4 миллионов, из которых на сегодняшний день собрано около 600 тысяч.
Как долго будут собираться эти деньги, как скоро этот комплект увидит свет и, самое главное, когда по нему смогут работать в отдаленной российской глубинке — вопрос насущный. А еще немаловажен вопрос ценовой доступности: смогут ли малые приходы приобрести этот комплект.
Хорошим вариантом, удобным и доступным для всех педагогов, было бы размещение на сайте Отдела религиозного образования в свободном доступе электронных версий учебников с приложением иллюстраций. Однако пока речи об этом нет. Поэтому вниманию читателей предлагаем обзор существующих пособий, которые можно использовать в воскресной школе уже сегодня. Перечень не претендует на полноту, например, в нем нет учебников по закону Божию, катехизису, церковно-славянскому языку, толкований Священного Писания, и т.д.
Первая ласточка в процессе создания Единого УМК для приходских школ:
(Рис. 1) Основы христианской нравственности. Авторы: священник Андрей Мекрюков, Е.О.Момот. Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014. Учебное пособие для воскресных школ в 3-х частях (1 часть в двух книгах) и методическое пособие для учителя. Начальная ступень.
Пособие направлено на формирование нравственного поведения и усвоение моральных норм христианина. В первой части пособия главное внимание уделяется разъяснению причины существования в мире добра и зла и необходимости для человека выбора добра для достижения подлинного счастья, возможного только в свободном союзе с Богом.
Во второй части разъясняется понятие христианской добродетели как нравственных поступков, согласных с Божественным нравственным законом, и раскрывается содержание главных христианских добродетелей.
В третьей части рассказывается о добродетельной жизни, согласной с Божественным нравственным законом. Понятие добродетельной жизни раскрывается в отношениях христианина с Богом, с ближними и в самосовершенствовании.
История христианской Церкви: Учебное пособие для воскресных школ. Начальная ступень. Автор: священник Роман Сколота. Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2015.
Пособие призвано дать учащимся понимание того, что Церковь имеет древнее происхождение и богатую историю; опираясь на жизнеописания деятелей Церкви и святых, показать пример любви к Богу, людям и Родине, стойкости в вере; помочь учащимся в приобретении навыков церковной жизни.
Учебники хорошо иллюстрированы, интересная подача материала, в нашей воскресной школе мы используем это пособие на вторых уроках, после первого урока законоучительного (Ветхий или Новый Завет, Катехизис). Пособия доступны во многих интернет-магазинах, в том числе в Издательстве Московской Патриархии. Средняя цена на книгу 300 руб.
(Рис. 2) Следующим хочется отметить Учебно-методический комплект по Закону Божию для Воскресных школ. Автор комплекта — протоиерей Борис Пивоваров, доктор богословия.
Издательство гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского, Новосибирская митрополия. 2016.
Прекрасное, хорошо иллюстрированное, качественно сделанное новое издание. Книги приятно брать в руки, листать, рассматривать, работать с ними. Прекрасно подобран материал для каждого урока — знакомство с темой превращается в увлекательное путешествие в мир Веры и Церкви. Это самое полное пособие для воскресных школ, которое мне довелось видеть.
В состав комплекта входят следующие учебные и учебно-методические пособия:
1. Учебное пособие «Введение в Закон Божий» для учащихся воскресных школ дошкольного возраста (5-6 лет);
2. Учебное пособие «Закон Божий» для учащихся воскресных школ младшего школьного возраста (7-11 лет);
3. Учебное пособие «Закон Божий» для учащихся воскресных школ среднего и старшего школьного возраста (12-15 лет);
4. Учебно-методическое пособие «Закон Божий» для учителей воскресных школ (Книга для учителя).
Цитирую сопроводительное пояснение к пособию:
«Все разделы курса Закона Божия находятся в единой связи с учением о Богослужении и святоотеческим наследием Церкви Христовой. Главный принцип преподавания — христоцентричность. Это основное требование Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.
Главная задача обучения — привить вкус и любовь к занятиям по Закону Божию, представить то самое важное, что может побудить обучающихся и после воскресной школы заниматься изучением Богослужения, Священного Писания, церковной истории и святоотеческий творений. А самое главное — приучить воспитанников воскресной школы регулярно посещать церковное Богослужение и полюбить его.
Основной учебный материал содержится в разделах Богослужение, Введение в Литургику, Священная история Ветхого Завета и Священная история Нового Завета. Остальные разделы — по церковной истории, житиям святых, а также сведения об иконах, храмах и монастырях — приводятся кратко.
Для старших школьников важное значение имеет раздел «Душеполезные уроки Аввы Дорофея». Его книга душеполезных наставлений — лучший учебник по основам христианской нравственности.
Учебный материал в книге для младшего школьного возраста расположен по ступеням. В книге — 30 ступеней, каждая из которых содержит материал по 6 разделам курса по Закону Божию:
1. О Богослужении.
2. Священная Библейская история. Ветхий Завет.
3. Священная Библейская история. Новый Завет.
4. Церковная история.
6. Иконы, храмы, монастыри.
Учебный материал в книге для старшего и среднего также делится на 30 ступеней, каждая из которых содержит материал по 6 разделам курса Закона Божия:
1. Введение в Литургику.
2. Священная Библейская история. Ветхий Завет.
3. Священная Библейская история. Новый Завет.
4. Страницы церковной истории.
5. Душеполезные уроки аввы Дорофея.
6. Краткий катехизис.
Учебные пособия предполагают принцип обучения детей не по учебным годам и по классам, а по ступеням. Каждая ступень имеет несколько разделов, то есть уроков-занятий. Такое расположение учебного материала даёт возможность последовательного и систематического изучения всех разделов курса Закона Божия, т.к. церковное понимание Священной истории Ветхого Завета невозможно без освоения Евангелия и Священной истории Нового Завета. В духовных школах Русской Православной Церкви (духовных училищах и семинариях) изучение Священного Писания Ветхого Завета и Священного Писания Нового Завета идёт одновременно.
Четырёхлетний курс обучения наиболее удобно проходить, если материал одной ступени детьми будет осваиваться за один месяц, то есть за четыре занятия».
Сугубо личное мнение: это пособие на сегодняшний день является наиболее полным, качественным и интересным. Однако, вызывает большие сомнения эффективность предложенного метода работы по ступеням, когда «смешивается» изучение Ветхого, Нового Заветов, церковной истории, богослужений и житий святых. Есть опасность возникновения «каши» в голове детей, когда у них все события, даты и персоналии будут перепутаны. Впрочем, данный комплект позволяет преподавать материал в привычном формате — не по ступеням, а по разделам.
(Рис. 3) Еще один очень удачный методический комплект «Вертоград» . Автор: Л. А. Захарова, директор Пущинской воскресной школы «Вертоград», которой и обязано издание своим названием. На базе этой воскресной школы, автор в течение 10 лет разрабатывала, дополняла и уточняла и проверяла на практике принципы и содержательную часть своего учебно-методического труда. В итоге разработка была удостоена награды победителя регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя — 2011» в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».
Учебно-методический комплект «Вертоград» успешно апробирован более чем в 50-ти воскресных школах. По оценке преподавателей комплект признан педагогически эффективным, удобным в использовании, содержащим в минимальном объеме необходимую информацию, а по отзывам воспитанников — интересным и увлекательным.
Комплект включает рабочие тетради, сборники тестов и книги для учителя — всего 30 книг в мягкой обложке по следующим предметам:
1.Храмоведение (Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)
2. Православный иконостас (Двунадесятые праздники. Лики святых. Подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели).
5. История Церкви
6. Православное богослужение (Всенощное бдение, Литургия)
7. Православный катехизис
8. Церковнославянский язык
Комплект разработан на основе классического учебника протоиерея Серафима Слободского, дополнен современными богословскими и естественнонаучными знаниями, обогащен сведениями по православной культуре. Учебный материал распределен с учетом возрастных особенностей учащихся. Конспекты учителя содержат: краткое описание курса, конспекты уроков в соответствии с календарно-тематическим планом и список литературы. Рабочие тетради включают: краткое содержание темы урока и практическое задание — запись ключевых слов, тезисов, раскраски рисунков, аппликацию, моделирование из бумаги.
Комплект предназначен для воскресных школ, православных гимназий, общеобразовательных школ. Заказ можно сделать на сайте храма Михаила Архангела г.Пущино: http://armih.ru/vert/uchebniki/zakaz. Стоимость одного комплекта примерно 3200 руб.
(Рис. 4) Основы православной культуры. Авторы: Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Издательство «ПРО-ПРЕСС», г.Москва.
Интернет говорит о том, что созданы учебники для 11 лет обучения в школе, но реально есть в наличии комплекты только для 1-4 классов, включающие в себя учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя.
1-ый класс — Бог Творец. Дни творения. Грехопадение. Обетование Спасителя, Краткая история Нового Завета.
2-ой класс — Церковный календарь. Праздники. Жития чтимых святых.
3-ий класс — Ветхий Завет. Внешнее и внутреннее устройство храма. Богослужение. Церковно-славянская азбука.
4 класс — Новый Завет.
Учебные пособия сделаны добротно, красочно. Высоко оцениваются педагогами и учащимися. Приобрести пособия можно в различных интернет-магазина. Огорчает сравнительно высокая цена при мягком переплете и небольшом количестве страниц.
(Рис. 5) Добрый мир. Православная культура для малышей. Автор:Шевченко Людмила Леонидовна. Методический комплект. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004-2011
«Добрый мир» — это методический комплект для развития духовно-нравственной культуры в дошкольных учреждениях. Комплект содержит: методическое пособие для педагога, наглядные материалы и CD-диск с музыкальными материалами. Материалы предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.
В этом году хотим приобрести этот комплект для работы с малышами. По отзывам в интернете и найденным материалам можно судить о том, что это интересное и полезное пособие для детей дошкольного возраста.
(Рис.6) Учебно-методические пособия «Православная культура» для 1-11 классов общеобразовательных школ с методическими пособиями. Автор Шевченко Людмила Леонидовна.
Темы, рассматриваемые в средней и старшей школе:
4 класс. Тема 1. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые. Тема 2. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои.
5 класс. Книга 1 — «Введение. Основы православной культуры»; книга 2 — «История христианской Церкви в житиях ее святых».
6 класс. Святая Русь (10-17 века).
7 класс. Святая Русь (18-20 века).
8 класс. Книга 1. Христианская семья. Книги 2-3. Путь святых праздников.
9 класс. Творчество. Православные мастера и их творения.
10 класс. Духовное краеведение.
11 класс. Цель жизни. Азбука духовная. Наследие. Диалог культур и поколений.
Комплект издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это качественный, интересный комплект, выделяется тем, что содержит учебники для старших классов, которые с успехом можно использовать на уроках для подростков в воскресной школе.
(Рис. 7) Большая проблема с пособиями для занятий в воскресной школе для старшеклассников.
Здесь можно предложить пособие: Основы нравственности. Авторы: Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене.
В Методических указаниях к пособию его предлагается использовать как основу для курса «Православная этика» для старшеклассников с двумя вариантами поурочного планирования — трехгодичный (9-11 класс) и двухгодичный (10-11 класс).
В пособии проблемы этики, культуры, подростковой психологии сконцентрированы вокруг центрального вопроса — смысла жизни, ее цели и основных ценностей. Тем самым активно включается и формируется мировоззрение подростка, его правильное отношение к себе, семье, коллективу. Родине и миру в целом. Достоинством учебника является органическое сочетание текстов Священного Писания, отрывков из художественных, философских работ и обоснованность суждений.
В нашей воскресной школе пособие получило очень высокую оценку педагогов, работающих с подростками. Приобрети можно в интернет-магазинах. В сети доступна электронная версия.
(Рис. 8) Отдельно есть смысл отметить пособие О ткрытый урок. Автор: Л.В.Сурова. Книга для педагогов и родителей. М., Новый ключ, 2014.
Бакалавр богословия, член Союза писателей России, педагог Людмила Васильевна Сурова предлагает интересный подход к занятиям, заключающийся в проведении т.н. «длинных уроков» — т.е. все время, выделенное на занятие, используется для изучение одной темы — весь материал строится вокруг нее.
Для изучения темы активно используются шедевры древнерусского искусства — зодчества, иконописи, живописи, литературы, лучшие произведения мировой художественной культуры. Для работы выбираются высокохудожественные образцы, которые являются актуальными для внутреннего мира ребенка, деятельностного участия в жизни.
Грамотное, пластичное сопряжение всех учебных действий, основных, дополнительных и дополняющих является ключом методики данного урока. Будучи правильно выстроенным такой урок дает ребенку возможность не прерывать своего личного переживания, а, наоборот углубить его, сделать частью своего осмысленного опыта.
Опыт работы по программе «Лето Господне» изложен в книге Людмилы Васильевны для педагогов и родителей «Открытый урок». Также можно порекомендовать ее книгу «Мироведение», где описываются различные приемы, методики и программы преподавания в воскресных школах.
В нашей воскресной школе эту методику не используем, но отдельные уроки и обсуждения, изложенные в книгах, а также осмысление самого авторского подхода к изложению материала -окажутся полезными вдумчивому и ищущему педагогу.
Дополнительно хотелось бы обратить внимание педагогов на книги, раскрывающие опыт организации детских объединений на приходе, формирования традиций, организации праздников, совместных дел без которых невозможно по-настоящему сдружить детей, сделать их со- участниками важного процесса созидания приходской общины.
В издании представлены принципы составления комплексных программ работы с детьми младшего школьного возраста (6-10 лет) и конкретные рекомендации, которые помогут организовать систему занятий с детьми в церковной общине. Пособие полезно широкому кругу читателей: родителей, священников, студентов, православных педагогов.
(Рис. 10) Дети на приходе: Опыт создания подросткового объединения. Автор-составитель: Евгений Мороз. Издательство Московской Патриархии
Книга обобщает опыт нескольких поколений православных педагогов, которые посвятили свою работу созданию детских, подростковых и молодёжных объединений. Предлагаемые ими программы, принципы составления методик работы с подростками и конкретные рекомендации помогут организовать полезные и интересные занятия для детей в семье и в церковной общине.