Экспертиза реставрационных работ

Оглавление:

Экспертиза проектов

Экспертиза проектов

Для достижения высокого качества реставрационных работ на объектах культурного наследия РОСРЕСТАВРАЦИЯ осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

— осуществление функций заказчика-застройщика при разработке и реализации программ в области строительства, реставрации и капитального ремонта объектов культурного наследия и иного назначения;

— осуществление технического надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и реставрацией объектов, в том числе памятников истории и культуры;

— организация проведения экспертизы качества работ на объектах реставрации – памятниках истории и культуры; а также экспертизы разработанной проектно-сметной документации.

— организация и проведение экспертизы по вопросам, входящим в сферу деятельности предприятия.

— организация и проведение мероприятий по размещению заказов путем проведения конкурсов, аукционов по определению юридических и физических лиц – поставщиков продукции (товаров, работ, услуг), для реализации мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и реставрации объектов.

— деятельность в области стандартизации и сертификации.

— оказание консультативных, справочных, рекламных и информационных услуг по вопросам, относящимся к сфере деятельности предприятия.

Реставрационная экспертиза

Реставрационная экспертиза в СИНЭО

Реставрационная экспертиза в компании СИНЭО, в зависимости от типа и назначения исследования, проводится несколькими специалистами: экспертами в области строительства, искусства, документации. Наши сотрудники имеют все необходимые лицензии на экспертную деятельность.

Компания СИНЭО — ведущая экспертная организация по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. По Северо-Западному округу только СИНЭО имеет лицензию на работу с объектами культурного наследия. Мы оказываем экспертные и юридические услуги во всех городах России, а также удаленно в Казахстане и Белоруссии. Существуем на рынке уже более 17 лет.

Перед заказом и проведением экспертизы исторического объекта, оценки реставрационных работ, или научного исследования, вы можете получить бесплатную консультацию в нашей компании.

Звоните: +7 (812) 340-00-35 — главный офис в С-Пб, Лиговский проспект 10/118.

Услуги реставрационной экспертизы:

  • Выдача независимых экспертных заключений по ремонту, реконструкции и реставрации памятников истории и культуры, объектов различного назначения.
  • Организация научно-методического сопровождения ремонтно-восстановительных и профилактических работ в зданиях, являющихся историческими или культурными памятниками, а также организация работы в музейных, архивных и библиотечных фондах.
  • Проведение научного технического обследования зданий и сооружений, с возможностью разработки обоснованных методических рекомендаций для объектов реставрации.
  • Оказание технологического сопровождения (помощи) при реставрации, реконструкции и строительстве объектов различного назначения.
  • Технологическое проектирование: составление пояснительных записок, составление перечня работ с основными строительными материалами, составление технологических карт, реставрационных методик и их утверждение.
  • Составление смет на объекты реставрации и общестроительные объекты.

Стоимость и проведение экспертизы реставрационных работ

Консультирование в области реставрационных исследований и экспертиз — стоимость от 25 000 руб. Уточнить цену, сроки и объем работ для проведения технической реставрационной экспертизы можно по телефону : 340-00-35.

Реставрация объектов культурного наследия

ГК «Строй-Эксперт» выполняет полный перечень работ по реставрации объектов культурного наследия, включая консервацию и приспособление объектов культурного наследия для современного использования.

Реставрация объектов культурного наследия – в широком смысле слова – это работы, в результате которых обеспечивается сохранность объектов культурного наследия.

Основная задача ремонтно-реставрационных работ — воссоздание прежнего и максимально точного вида объекта с сохранением всех архитектурных особенностей.

Сложность заключается в том, что нужно точно определить материалы, использованные при строительстве и уделить особое внимание технологии производства работ.

Направления ремонтно-реставрационных работ

Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы выделяют в направления ремонтно-реставрационных работ:

  • Консервация объекта культурного наследия – работы для предотвращения ухудшения состояния объекта, противоаварийные работы
  • Ремонт памятника – работы для поддержания памятника в эксплуатационном состоянии без изменения предмета охраны объекта культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация памятника (ансамбля) – работы для выявления и сохранности историко-культурной ценности ОКН
  • Разработка проектов приспособления памятников культурного наследия для современного использования – работы, в результате которых создаются условия для современного использования ОКН
  • Реставрация и реконструкция объектов архитектурного наследия (архитектурного объекта)
  • Реставрация памятников истории
  • Научно-исследовательские и изыскательские работы
  • Проектные работы (проект реставрации памятника) и авторский надзор
  • Производственные работы и технический надзор
  • Научно-методическое руководство

При этом предмет охраны ОКН не подлежит изменению, но может проводиться реставрация элементов объекта, представляющих собой историко-культурную ценность.

Виды реставрационных работ

В процессе осуществления реставрации объекта культурного наследия необходимо осуществлять комплекс работ по различным направлениям, в зависимости от специфики, материалов и объектов. По сути своей различают следующие основные виды реставрационных работ:

  • Реставрация и воссоздание фасадов
  • Реставрация и воссоздание интерьеров
  • Реставрация фундаментов
  • Реставрация кровли
  • Реставрация лестниц
  • Реставрация полов
  • Реставрация камня (реставрация памятников каменного зодчества)
  • Реставрация металла (реставрация металлических изделий и конструкций)
  • Реставрация инженерных систем (отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция, кондиционирование, системы электроснабжения)
  • Укрепление грунтов оснований и фундаментов

Формулировки видов работ в лицензии на реставрацию могут отличаться, в зависимости от периода выдачи лицензии.

Ответственность собственника за сохранность объекта культурного наследия

Собственник несет ответственность за содержание объекта, также сохранение объекта культурного наследия, в том числе своевременное проведение ремонтных и реставрационных работ ОКН — в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выполнять собственными силами такие работы можно только при наличии реставрационной лицензии. Так как у собственников объекта культурного наследия обычно такой лицензии нет, привлекаются специализированные организации.

Нарушение собственником требований по сохранению объектов культурного наследия может привести следующим последствиям:

  • Уплатить штраф — до 50 000 руб. (для юр.лиц) и 2 500 руб. (для физ.лиц) в соответствии с КоАП; до 500 000 руб. по УК РФ
  • Принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет (УК РФ)
  • Оплатить стоимость восстановительных работ (даже при применении иных санкций)
  • Изъятие у собственника объекта культурного наследия – при этом собственнику возмещается стоимость объекта (порядок возмещения стоимости установлен в Гражданском кодексе РФ) – ст.54 Федерального закона №73-ФЗ
  • Конфискация имущества (при уничтожении ОКН по вине собственника)

Собственнику объекта культурного наследия важно знать все риски, дабы избежать нежелательных последствий. Потому что, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности.

Особенности и согласования при проведении реставрационных работ

Осуществление работ по реставрации объектов культурного наследия можно проводить только при согласовании с государственными органами исполнительной власти, которые отвечают за охрану объекта культурного наследия.

Какой именно орган отвечает за охрану конкретного объекта – зависит от того, является ли ОКН федерального, регионального или местного значения, а также от региона, в котором находится объект.

В Санкт-Петербурге необходимо согласовывать все работы на территории объекта культурного наследия регионального и муниципального значения с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

В проекте производства работ должны быть разделы об обеспечении сохранности объекта культурного наследия. (ст.36 ФЗ 73)

Порядок взаимодействия с органами охраны объектов культурного наследия

1. Согласовать проект реставрации памятника (проектная документация на производство работ)

2. Получить задание на проведение работ (мнение собственника или пользователя объекта культурного наследия учитывается, но не является единственным)

3. Сдать отчетную документацию о проведенных работах, включая научный отчет

4. Получить письменное разрешение на ведение работ работ

5. Получить разрешение на строительство и реконструкцию от органа охраны ОКН – в случае, если будут проводиться работы по строительству или реконструкции

6. Сдать выполненные работы

Последовательность выполнения реставрационных работ

1. До начала реставрационных работ необходимо выявить особенности объекта:

  • собрать всю информацию о прежнем облике объекта, его архитектурных особенностях. Здесь, скорее, важны исторические сведения;
  • определить степень износа здания, его пригодность для дальнейшей эксплуатации — то есть понадобится строительная техническая экспертиза.

2. Определяется объем работ.

3. Разрабатывается детальный план реставрационного проекта, с учетом инженерных, архитектурных и художественных особенностей объекта.

4. Осуществляется подбор строительных и отделочных материалов, аналогичных использованным при возведении здания.

5. Проводятся подготовительные мероприятия непосредственно на самом объекте по обеспечению сохранности здания в период проведения строительно-монтажных работ.

6. Осуществляются реставрационные работы, в том числе отдельных конструктивных элементов — в случае необходимости.

7. Объект сдается заказчику.

Кто имеет право выполнять реставрационные работы?

Работы по реставрации, консервации и восстановлению объектов культурного наследия могут выполнять только организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

ГК «Строй-Эксперт» обладает такой лицензией и осуществляет работы по восстановлению и реставрации объектов культурного наследия с 2003 года. Осуществление деятельности по реставрации без соответствующей лицензии противозаконно, если объект является памятником истории и/или культуры.

Ответственность подрядчика за качество реставрационных работ

Ответственность подрядчика за качество реставрационных работ во многом совпадает с ответственностью собственника.

При производстве реставрационных работ специалисты Группы компаний «Строй-Эксперт» и организация в целом несет ответственность за соблюдение требований по сохранению объектов культурного наследия. При нарушении также могут применяться санкции:

  • Штраф в размере до 500 000 руб. или в размере зарплаты/иного дохода за период до 3 лет
  • Лишение свободы или принудительные работы на срок до 5 лет
  • Возмещение стоимости восстановительных работ

Помимо этого, подрядчик несет ответственность за исполнение обязательств по договору подряда.

Законодательство в области реставрации

Осуществление всех указанных мероприятий проводится Группой компаний «Строй-Эксперт» по согласованному с заказчиком графику производства работ и в соответствии с законами, регламентирующими реставрационную деятельность:

  • Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
  • Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (утверждена Приказом Министерства культуры СССР N 203 от 13 мая 1986 г. )
  • Свод реставрационных правил СРП-2007 (рекомендован к применению Письмом Министерства культуры РФ N 78-01-35/04-ДА от 10.12.2007г.), в том числе СРП-2007.1; СРП-2007.1.1; СРП-2007.2; СРП-2007.3; СРП-2007.4.1; СРП-2007.5; СРП-2007.6
  • Строительные нормы и правила (применяются только в случаях, не противоречащих интересам сохранения объекта культурного наследия).

Реставрация зданий в Санкт-Петербурге

Лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия ООО «Строй-Эксперт»:

Чем еще мы можем быть Вам полезны

Помимо работ по реставрации объектов культурного наследия, Вы можете обратиться к нам по следующим услугам:

Ремонтно-реставрационные работы

Информация для лицензированных подрядных организаций

Формы документов

7 октября 2016 года вступает в силу Приказ Министерства культуры Российской Федерации № 1278 от 08.06.2016 г. «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия». Действие документа распространяется на объекты культурного наследия регионального значения.
Приказом утверждены формы документов:
— Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия;
— Заявление о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании:

1. Задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия представляет собой документ, составленный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и содержащий сведения об объекте культурного наследия, границ территорий объекта культурного наследия и зонах его охраны, устанавливающий требования к составу и содержанию научно-проектной и (или) проектной документации, а также поэтапному выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия, с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия.
Заявителем на получение Задания является собственник (физическое лицо либо юридическое лицо) или иной законный владелец объекта культурного наследия.

2. Разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия.

В отношении выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия необходимо учитывать пункт 3 статьи 45 Закона N 73-ФЗ , согласно которому к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (пункт 3 статьи 45 Закона N 73-ФЗ ).

Таким образом, с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия могут обратиться юридические лица (индивидуальные предприниматели), имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

(Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 90-01-39 / 12-ГП «О применении административных регламентов предоставления государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия»)

3. Проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

При условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Выдача задания для проведения работ на объектах культурного наследия с 7 октября 2016 г. производится на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации № 1278 от 08.06.2016 г. «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия»

Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 11.10.2015 № 2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного объекта культурного наследия».

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.06 2015 № 1840 «Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы». Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2015 года под № 38666).

Нормативно-правовые документы

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 № 2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного объекта культурного наследия» (просмотреть или скачать документы)

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.06 2015 № 1840 «Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы». (Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2015 года под № 38666) (просмотреть или скачать документы)

Письмо Минкультуры России от 16.07.2013 № 81-01-39 / 12-ГП «О заполнении формы разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия»

Проблемы проведения экспертизы проектов реконструкции и реставрации

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 22.10.2018 2018-10-22

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Балакирева М. А. Проблемы проведения экспертизы проектов реконструкции и реставрации // Молодой ученый. — 2018. — №42. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/228/53241/ (дата обращения: 27.11.2018).

Строительные объекты могут представлять определенные угрозы при эксплуатации, если они имеют значительный срок службы и нуждаются в реконструкции. Это же касается объектов культурного наследия, которые нуждаются в реставрации. Необходимость реставрационных работ объектов культурного наследия также связана с их исторической ценностью. Важное значение при реконструкции и реставрации различных объектов имеет проведение экспертизы. При этом, как правило, при реконструкции строительных объектов экспертиза проводится уже после проведения реконструкции, оценивается ее качество и соответствие строительным нормам. Что касается реставрации объектов культурного наследия, то здесь, как правило, экспертиза требуется при получении разрешения на проведение реставрации.

Реконструкция строительных объектов далеко не всегда завершается с полным соблюдением сроков и условий договора между заказчиком и подрядчиком. Во многих ситуациях экспертиза реконструкции — единственный выход для устранения разногласий. Экспертиза реконструкции связана с контролем качества выполнения строительно-монтажных работ по устройству, восстановлению или замене отдельных частей здания, в том числе систем инженерного оборудования.

При проведении контрольных мероприятий эксперты руководствуются действующими строительными нормативами. В ходе экспертизы реконструкции специалистам приходится учитывать региональные особенности, влияющие на стоимость реконструкции, изучать рыночные цены на строительные материалы.

Механизм экспертизы реконструкции строительных объектов включает следующие этапы: после заключения договора с клиентом эксперт составляет план необходимых мероприятий по экспертизе реконструкции; изучение существующей документации — договора на реконструкцию, сметы, проекта; выезд эксперта на объект; визуальный осмотр объекта, фотосъемка обнаруженных дефектов, составление дефектной ведомости; инструментальное обследование объекта (при необходимости); анализ собранной информации и составление отчета [4].

Экспертное заключение содержит ответы на поставленные клиентом вопросы и рекомендации по исправлению выявленных дефектов. На основании этого документа споры о качестве проделанных работ, их стоимости, объемах могут быть урегулированы в досудебном порядке или в суде.

Необходимо добавить, что деятельность экспертов при проведении экспертизы реконструкции строительных объектов регулируется Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [1]. Деятельность экспертов также может регулироваться другими различными нормативно-правовыми актами, в зависимости от целей и объектов экспертизы.

Реставрация объектов культурного наследия — в широком смысле слова — это работы, в результате которых обеспечивается сохранность объектов культурного наследия. Основная задача ремонтно-реставрационных работ — воссоздание прежнего и максимально точного вида объекта с сохранением всех архитектурных особенностей.

Осуществление работ по реставрации объектов культурного наследия можно проводить только при согласовании с государственными органами исполнительной власти, которые отвечают за охрану объекта культурного наследия.

Какой именно орган отвечает за охрану конкретного объекта — зависит от того, является ли объект культурного наследия федерального, регионального или местного значения, а также от региона, в котором находится объект. В Санкт-Петербурге необходимо согласовывать все работы на территории объекта культурного наследия регионального и муниципального значения с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Порядок взаимодействия с органами охраны объектов культурного наследия следующий: согласовать проект реставрации памятника (проектная документация на производство работ); получить задание на проведение работ (мнение собственника или пользователя объекта культурного наследия учитывается, но не является единственным); сдать отчетную документацию о проведенных работах, включая научный отчет; получить письменное разрешение на ведение работ; получить разрешение на строительство и реконструкцию от органа охраны объекта культурного наследия — в случае, если будут проводиться работы по строительству или реконструкции; сдать выполненные работы [5].

До начала реставрационных работ необходимо выявить особенности объекта, а именно собрать всю информацию о прежнем облике объекта, его архитектурных особенностях, а также определить степень износа здания, его пригодность для дальнейшей эксплуатации. Именно на данном этапе понадобиться строительная техническая экспертиза.

Реставрация объектов культурного наследия и ее экспертиза регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [2].

Реставрационная экспертиза относится к лицензионному виду исследований культурных ценностей, ее проводят аттестованные искусствоведы-эксперты на специализированном оборудовании. Они анализируют красочные слои, позже нанесенные слои в живописи и последующие изменения в графике; выделяют детали, которые были добавлены реставраторами в процессе восстановления скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства. Аттестованные искусствоведы-эксперты определяют также количество и качество проведенных реставраций, дают важные рекомендации по условиям хранения и уходу за произведениями искусства, а также рекомендации по последующей реставрации, если таковая необходима.

Экспертиза реставрации объектов культурного наследия регулируется тем же Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В главе V данного закона описаны цели, принципы, объекты экспертизы, особенности ее финансирования и составления заключения. Также существует Положения о государственной историко-культурной экспертизе [3], которое содержит порядок проведения данной экспертизы. Однако, ни указанные федеральный закон, ни положение не содержат какой-либо методики проведения экспертизы реставрации объектов культурного наследия, что, на наш взгляд, создает ряд спорных моментов и проблем.

В настоящее время эксперты, проводящие экспертизу реставрации, при подготовке заключения государственной историко-культурной экспертизы чаще всего пользуются собственными представлениями о методах определения историко-культурной ценности объектов. У каждой организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы объектов культурного наследия, существует собственная методологическая база проведения данной экспертизы.

Для решения данной проблемы необходима разработка и закрепление на законодательном уровне универсальной формализованной методики экспертизы объектов культурного наследия. Это позволит сделать данную экспертизу более объективной, а также будет способствовать снижению споров, возникающих по результатам проводимых экспертиз. Стоит добавить, что в отношении экспертизы реконструкции строительных объектов также не существует универсальной методики, что создает аналогичные проблемы. Следовательно, и в этом случае необходима разработка и законодательное закрепление универсальной методики по проведению экспертизы реконструкции строительных объектов.

  1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.
  2. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.07.2002, № 26, ст. 2519.
  3. Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 (ред. от 27.04.2017) «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» // Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, № 30, ст. 3812.
  4. Бадагуев, Б. Т. Организация строительного производства. Производственная и техническая документация / Б.Т. Бадагуев. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 456 c.
  5. Слабуха А.В. Установление историко-культурной ценности объектов архитектурного наследия (часть 2): критерии и метод в современной экспертной практике // Человек и культура. — 2016. — № 6. — С. 9-22.

Экспертиза объектов культурного наследия и памятников архитектуры

Одним из наиболее сложных и интересных видов экспертиз является работа с объектами культурного наследия, такими как памятники. К данному понятию относятся всевозможные объекты истории, культуры и архитектуры, так как эти сферы очень интересны с исследовательской точки зрения. Именно в них в пределах одного объекта может быть скрыта масса интересной, полезной и нужной информации. При этом данные сведения могут быть совершенно разноплановыми. И потому проведением экспертизы в данной сфере должны заниматься специалисты, которые имеют огромный опыт работы, и с легкостью могут справиться со всеми поставленными перед ними задачами. Примечательно, что от экспертной оценки и заключения экспертов напрямую зависит дальнейшая судьба объектов исследования. К примеру, могут быть назначены реставрационные, реконструкционные либо еще какие-то работы.

Специалисты нашей компании могут провести для своих клиентов экспертизы и исследования памятников архитектуры. Благодаря высокой профессионально-технической подготовке и высокому уровню квалификации эксперты нашей компании с высокой степенью надежности могут предоставить все необходимые сведения о конкретном памятнике.

Заказчиками данного вида экспертизы могут стать всевозможные организации, а также частные лица. Нередко услуга необходимо арбитражным судам, либо следственным органам или государственным организациям.

Отличительными чертами экспертизы по исследованию памятников является то, что над проведением работ должны работать специалисты, которые имеют глубокие познания в данном роде деятельности. Как правило, результатом работы наших специалистов являются выводы о том, как должны проходить дальнейшие реставрационные работы. Таким образом, данная экспертиза является важным и серьезным видом исследовательских работ. В результате экспертизы объектов культурного наследия решается судьба многих объектов.

Говоря точнее, экспертиза объектов культурного наследия решает, как именно будет проводиться реконструкция памятников либо реставрационные работы, а также то, как именно будут выглядеть данные памятники, и будут ли они доступны к посещению для обзора. Специалисты нашей компании оказывают весь спектр услуг, которые касаются данной сферы.

Интересно, что если говорить конкретно пор экспертизу памятников зодчества и архитектуры, а также различных скульптурных композиций, то следует отметить, что при проведении используются не только технические, но и творческие методы. Например, рассматриваются и решаются такие вопросы, как то, в виде каких документов будут получены заключения о проведённых исследованиях. В сведения, входящие в документацию, могут входить данные о дефектах, а также отчеты и повреждения. Кроме того, в прилагающуюся документацию могут входить результаты лабораторных анализов, а также ряд других фактов в зависимости от конкретного объекта и пожеланий клиентов.

В обязательном же порядке мы гарантируем своим клиентам получение таких сведений, как:

  • те сведения, которые были получены после проведения технического осмотра конструкций, которые и составляют изучаемый объект;
  • сведения о дефектах и повреждениях, а также изменениях, произошедших в состоянии объекта, которые были выявлены в процессе проведения экспертизы;
  • план и чертежи объекта, которые могут быть оставлены в строгом соответствии с нормами специалистами соответствующего профиля, а после включены в экспертное заключение как графическая часть;
  • экспертное заключение о том, как может развиваться объект по различным параметрам;
  • заключения экспертов по свойствам объектов, либо же общее экспертное заключение;
  • результаты тех лабораторных исследований, которые были проведены при использовании материалов объекта;
  • разнообразные дополнительные документы и сведения, которые касаются непосредственно данного объекта и были получены в результате проведения экспертизы по желанию заказчика либо по необходимости.

Пакет документов, который в конечном итоге получает клиент, может варьироваться в широких пределах в зависимости от характеристик рассматриваемого объекта. В них могут входить разнообразные сведения, фотоматериалы, выводы и прогнозы. На основании этих данных и решается впоследствии судьба объектов. Данный отчет является мощным инструментом, с которым можно в дальнейшем обращаться в различные инстанции.

Примечательно, что своим клиентам мы также гарантируем выдачу документальных сведений, которые подтверждают квалификацию сотрудников, проводивших исследования. Все они имеют необходимый опыт работы, а также соответствующие лицензии, которые подтверждают использованные методы исследования. Список документов мажет варьироваться для каждого конкретного клиента.

Для того чтобы получить наиболее полную информацию о данном виде экспертизы, обращайтесь к специалистам нашей компании которые дадут ответы на все интересующие вас вопросы, а также сориентируют по срокам проведения работ.

Проект реставрации обеспечит сохранение Владивостокского ГУМа — аттестованные эксперты

20 марта 2014, PrimaMedia. Проект реставрации Владивостокского ГУМа, реализуемый сейчас в краевом центре, обеспечит сохранение регионального памятника. Все мероприятия, предложенные в проекте, соответствуют требованиям законодательства и охранному обязательству культурного наследия. К таким выводам пришли ведущие московские эксперты, осуществив историко-культурную государственную экспертизу научно-проектной документации на проведение реставрационных работ во Владивостокском ГУМе, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на текст акта госэкспертизы, который имеется в распоряжении редакции.

Напомним, что в феврале этого года сотрудники департамента культуры Приморского края провели внеплановую проверку реставрации Владивостокского ГУМа. Проверяющие обнаружили некоторые несоответствия между первоначальным дизайн-проектом «Старого ГУМа» (здание на Светланской, 35) и фактически проводимыми работами. Впрочем, выявленные несоответствия не нанесли ущерба историческим интерьерам торгового дома, отметили в краевом департаменте культуры.

Тем не менее, реставраторы приостановили все работы — несмотря на имеющиеся заключения экспертиз и разрешения на ведение работ — для того, чтобы еще раз проверить рабочую документацию проекта совместно с департаментом культуры Приморского края. Как ранее отметил исполнительный директор ОАО «Владивостокский ГУМ» Виталий Слюсарев, все уже завершенные в здании работы проведены в соответствии с проектной документацией, подготовленной на основании заключений государственных экспертиз.

Также собеседник агентства сообщил, что поспешные «сенсационно-разоблачительные» выводы были сделаны рядом региональных СМИ только на основании фотографий подготовительных работ в помещениях, а отнюдь не анализа всего проекта или же конечного вида интерьера.

Для получения ответов на вопросы, появившиеся у представителей СМИ и общественности, руководство ОАО «Владивостокский ГУМ» предоставило редакции агентства акт государственной историко-культурной экспертизы проекта реставрации внутренних помещений торгового дома.

Акт госэкспертизы — 1, Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia

Согласно документу, государственная экспертиза проекта реставрации ГУМа была выполнена в мае 2013 года аттестованными Росохранкультурой экспертами: Виктором Кувшинниковым (кандидат геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного геологоразведочного университета им. С. Орджоникидзе), Мариной Горячевой (региональный архитектор министерства культуры Московской области, член научно-методического совета министерства культуры Московской области), Ольгой Гаевой (завотделом организации работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия министерства культуры Московской области, член научно-методического совета министерства культуры Московской области).

Акт госэкспертизы — 3, Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia

«Предложенные проектом работы по реставрации и приспособлению указанных объектов культурного наследия и очередность их выполнения обеспечивают сохранение объекта охраны и отвечают нормативным требованиям по эксплуатации объекта»,

— отмечают в обосновании своей положительной оценки проекта эксперты.

акт госэкспертизы — 4, Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia

В документе также говорится, что проектные мероприятия соответствуют требованиям законодательства и охранного обязательства пользователя объекта культурного наследия.

По оценке госэкспертов, решения проектантов не предусматривают изменений планировочной структуры помещений ГУМа, а все художественные элементы интерьера будут сохранены.

Также одобренным госэкспертизой проектом предусмотрено восстановление на своем историческом месте главного входа в ГУМ, исторических интерьеров магазина, реставрация по фотографиям уникальной лепнины потолков – с созданием специальной подсветки.

Акт госэкспертизы — 2, Тематическая иллюстрация. Автор фото: РИА PrimaMedia

Кроме того, эксперты одобрили и консервацию первоначального плиточного покрытия пола, предложенную проектантами. Как отмечается в акте госэкспертизы, эти мероприятия включают в себя «консервацию первоначального плиточного покрытия пола методом закрытия его пленкой, поверх которой, в целях приспособления памятника, укладывается керамогранитная плитка».

«Все вышеперечисленные решения обоснованы документально архивными фотографиями самого памятника и подтверждены результатами натурных исследований», — констатируют госэксперты.

Устанавливаемые инженерные системы здания, необходимые для его успешной эксплуатации — противопожарная сигнализация, дополнительные средства пожаротушения, светоуказатели и лифты – также не вызвали у аттестованных экспертов никаких вопросов, поскольку любое здание, которое посещает большое количество людей, должно обеспечить безопасность.

Напомним, что, по мнению ранее опрошенных агентством экспертов, «историческое лицо» Владивостока необходимо восстанавливать, в противном случае со временем оно может быть навсегда потеряно. Здания-памятники надо реставрировать грамотно и осторожно — как опираясь на существующий опыт, так и применяя новые технологии.

Исторические здания, которые формируют центры многих российских городов, могут и должны оставаться теми «точками», вокруг которых создается современная комфортная городская инфраструктура, считают ведущие российские эксперты. Адаптация же зданий-памятников к современному использованию – очень сложная профессиональная задача, это один из основных векторов градостроительной мысли.