Оглавление:
Аудит учетной политики
- Аудит и аудиторская деятельность
- Регулирование аудиторской деятельности
- Права, обязанности и ответственность аудитора
- Кодекс профессиональной этики аудитора
- Аудиторские стандарты
Аудит учетной политики организации
Цель аудита учетной политики — установить соответствие применяемой в организации методики бухгалтерского учета действующим нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.
Задачи аудита учетной политики:
- изучить систему организации бухгалтерского учета;
- дать оценку учетной политики организации;
- рассмотреть систему документации и документооборота. Основным нормативным документом является Положение по
- бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.
Источники получения аудиторских доказательств: приказ об учетной политике организации для целей бухгалтерского и налогового учета, пояснительная записка к бухгалтерской отчетности организации.
Методика аудита учетной политики
1. Проверка структуры приказа об учетной политике организации:
- инспектирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
- изучение форм первичных учетных документов, применяемых при оформлении хозяйственных операций;
- наличие утвержденных форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
- подтверждение наличия графика документооборота и оценка целесообразности сроков обработки документов;
- изучение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- наблюдение за порядком хранения документов.
2. Проверка соответствия выбранных организацией методов оценки учета активов и обязательств действующим Положениям по бухгалтерскому учету по следующим направлениям:
а) способ начисления амортизации основных средств:
- линейный;
- уменьшаемого остатка;
- списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
- списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
б) способ амортизации нематериальных активов:
- линейный;
- уменьшаемого остатка;
- путем списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
в) метод оценки материально-производственных запасов и готовой продукции по:
- себестоимости каждой единицы;
- средней себестоимости;
- себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ Ф МФО);
г) порядок формирования резервов;
д) варианты учета затрат на производство продукции, распределения косвенных расходов между объектами учета затрат и калькуляции;
е) варианты оценки незавершенного производства.
3. Проверка соблюдения допущений имущественной обособленности, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
4. Проверка правомерности внесенных изменений в учетную политику.
Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации организация должна раскрывать следующую информацию:
- причину изменения учетной политики;
- содержание изменения учетной политики;
- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности. — до той степени, до которой это практически возможно.
Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.
В случае, если раскрытие информации по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.
В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.
2.1. Экспертиза учетной политики
2.1. Экспертиза учетной политики
Главная функция учетной политики – закрепление выбранных способов учета и внутреннего контроля из ряда методов и способов, разрешенных нормативно-законодательными актами. В связи с этим организации могут применять разные методы учета однотипных групп операций и разные способы контроля. Соответственно будут различаться учетные показатели, а также степень и область их проверки[22].
Адекватность учетной политики масштабам и видам деятельности организации становится предметом изучения внешних и внутренних аудиторов в ходе аудиторских проверок.
К вопросам экспертизы учетной политики неоднократно обращались многие специалисты[23], однако в настоящей книге мы не будем рассматривать различные аспекты учетной политики с точки зрения отражения в ней способов ведения бухгалтерского учета по объектам бухгалтерского учета (основным средствам, нематериальным активам, производственным запасам и т.д.), а остановимся на вопросах отражения в учете и контроля за отражением в бухгалтерской (финансовой) отчетности изменений учетной политики.
Специалисты справочно-правовой системы «Гарант»[24]утверждают, что при проведении экспертизы учетной политики необходимо установить следующее: издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации по учетной политике; полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности. При этом выделяются четырнадцать элементов, которые должны быть отражены в учетной политике (табл. 10).
Элементы учетной политики, подлежащие раскрытию пользователям отчетности
С.М. Бычкова и Т.Ю. Фомина[25]определяют цель контроля адекватности учетной политики как установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета действующим в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.
Для этого, по их мнению, необходимо решение следующих задач:
– изучение системы организации бухгалтерского учета;
– оценка учетной политики;
– характеристика системы документации и документооборота;
– подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям.
Последовательность работ при проведении экспертизы учетной политики можно подразделить на три этапа – ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита учетной политики.
Однако предварительно должны быть проанализированы приказ об учетной политике организации, график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, формы первичных документов, описание технологического процесса компьютерной обработки данных и др.
На ознакомительном этапе выясняют, кто является ответственным лицом за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности; устанавливают состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы.
По мнению С.М. Бычковой и Т.Ю. Фоминой, на основном этапе аудита учетной политики аудитору необходимо установить, раскрыты ли в учетной политике 23 элемента, представленные в их книге.
Именно на основном этапе, если в течение отчетного года организацией были внесены в учетную политику изменения, необходимо проверить:
– произошли ли изменения в законодательстве Российской Федерации или нормативных актах по бухгалтерскому учету;
– разработала ли организация новые способы ведения бухгалтерского учета;
– изменились ли существенно условия деятельности организации. При этом под существенным изменением условий деятельности понимаются реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и т.д.;
– применяется ли принятая организацией учетная политика во всех ее структурных подразделениях (филиалах, представительствах и иных подразделениях организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их нахождения);
– обеспечена ли сопоставимость данных бухгалтерской отчетности отчетного периода с показателями бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного периода (периодов) с помощью так называемого ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким образом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала возникновения фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения.
В своей работе С.М. Бычкова и Т.Ю. Фомина указывают, что внутренний аудитор должен проверить, как были отражены изменения в учетной политике, за счет каких источников, подразумевая, вероятно, то, что корректировка любой статьи бухгалтерской отчетности производится в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Кроме того, при предполагаемом изменении метода учета в следующем году необходимо проверить, отражена ли эта информация в пояснительной записке.
На заключительном этапе, то есть по результатам экспертизы учетной политики, необходимо оценить выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности – с позиций их соответствия нормам действующего законодательства и с учетом специфики деятельности организации.
По мнению С.М. Бычковой и Т.Ю. Фоминой, выявляются следующие основные виды нарушений: в результате проведения экспертизы учетной политики организацией применяется метод списания, который не отражен в учетной политике; учетная политика датирована текущим годом; у организации отсутствуют обязательные приложения к учетной политике (график документооборота, рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах, и др.).
Как указывает в своей работе, посвященной экспертизе учетной политики в ходе аудиторской проверки, Галкина Е.В.[26], внутренней аудиторской проверке, в частности, подлежит соответствие:
– элементов (структуры) учетной политики – требованиям ПБУ 1/98;
– выбранных методов учета – их нормативно закрепленному перечню;
– методов внутреннего контроля – особенностям хозяйственных операций и целям контроля;
– фактически применяемых методов учета и контроля – способам, закрепленным в учетной политике.
Состав анализируемых показателей учетной политики в части изменений учетной политики, приведенный в работе Галкиной Е.В., представлен в табл. 11.
В своей работе, также посвященной проведению исследования учетной политики в процессе внешнего аудита, К.К. Арабян[27]отмечает, что аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения внутреннего аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, в отношении которой проводится внутренний аудит.
По мнению этого специалиста, внутреннюю аудиторскую проверку учетной политики организации целесообразно подразделить на два этапа:
– на первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики;
– на втором этапе проводится анализ учетной политики организации.
Именно на первом этапе, по мнению К.К. Арабяна, целесообразно получить ответ на вопрос: оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией? Однако этим исследование изменений учетной политики в предлагаемой методике и ограничивается.
Состав анализируемых разделов учетной политики в соответствии с ПБУ 1/98
На втором этапе для проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета, по мнению К.К. Арабяна, должна быть заполнена рабочая таблица. При этом выделяются для исследования 47 элементов учетной политики (18 – в организационно-техническом разделе; 27 – в методологическом разделе).
По мнению И.А. Кензеевой, одним из ключевых центров политики управления сегодня становится учетная политика организации, оказывающая самое непосредственное влияние на показатели финансовой отчетности – информационную базу для принятия решений реальными и потенциальными инвесторами[28].
В рабочем документе предварительного анализа учетной политики должны быть выделены разделы по методическим и организационно-техническим аспектам учетной политики.
При проведении анализа прежде всего устанавливается, соблюдается ли в организации принцип последовательности применения учетной политики и обоснованность внесения изменений в учетную политику в соответствии с требованиями ПБУ 1/98, то есть раскрывались ли последствия изменений в учетной политике, существенно влияющих на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации, в бухгалтерской отчетности. Для получения данной информации изучается пояснительная записка к бухгалтерской отчетности организации.
Кроме того, должна быть дана оценка обоснованности избранной учетной политики и ее реализации по отдельным участкам бухгалтерского учета. При этом выделяются два основных компонента анализа:
– проверка соблюдения способов и приемов учета, закрепленных в приказе (распоряжении) об учетной политике и других внутренних документах;
– оценка степени влияния применяемой учетной политики проверяемого экономического субъекта на достоверность показателей его финансовой отчетности.
Кензеева И.А. в своей работе также указывает на то, что разработка оптимальной учетной политики представляет собой один из видов консультационных услуг, который выполняют для организаций консалтинговые и аудиторские компании.
В процессе анализа учетной политики и разработки рекомендаций по ее совершенствованию Кензеевой И.А. выделены следующие основные этапы:
– комплексный анализ сложившейся системы бухгалтерского учета и условий хозяйствования (общее ознакомление с организацией; анализ внешней среды функционирования организации; выделение отраслевых особенностей ведения учета; рассмотрение финансовой политики организации; анализ сложившейся системы бухгалтерского учета, в том числе действующей учетной политики; анализ системы внутреннего контроля; формулировка предварительных выводов об эффективности действующей учетной политики и возможных направлениях ее изменения);
– разработка рекомендаций по оптимизации учетной политики (с точки зрения соблюдения действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению; повышения надежности внутреннего контроля; эффективности информационного обеспечения аппарата управления; соответствия проводимой финансовой и налоговой политике; снижения трудоемкости учета; обеспечения достоверности финансовой информации, предоставляемой заинтересованным пользователям);
– внедрение измененной учетной политики в практику бухгалтерского учета (согласование изменений в учетной политике с руководством организации; подготовка всей внутренней нормативной документации по учетной политике; проведение обучения сотрудников новым способам учета; разработка мероприятий по автоматизации учетного процесса; контроль эффективности измененной учетной политики).
Авторский коллектив под руководством проф. В.И. Подольского указывает на то, что экспертиза учетной политики должна предшествовать всем остальным этапам аудиторской проверки[29]. Так же как и все другие авторы, для проведения экспертизы основных элементов учетной политики предлагаются разработка ее типового варианта и его использование при проведении аудиторской проверки. Типовой вариант предусматривает 30 элементов учетной политики. Однако в методике проф. В.И. Подольского не содержится указаний на порядок исследования изменений, которые аудируемое лицо может внести в свою учетную политику.
Экспертиза учетной политики аудируемого лица
Общие подходы к экспертизе учетной политики. В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации для экономических субъектов наиболее существенным является четвертый (низший) уровень, который включает рабочие документы экономического субъекта (организации), формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.
В настоящее время действует Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, где установлены основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций). Учетная политика включает совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Экспертиза учетной политики, как правило, должна предшествовать всем остальным этапам аудиторской проверки. Поэтому аудитор прежде всего должен выяснить, имеется ли приказ (распоряжение) руководителя предприятия по учетной политике.
Термин «учетная политика» встречается в основных документах по нормативному регулированию бухгалтерского учета, включая Закон о бухгалтерском учете, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).
Основные положения учетной политики затрагивают различные аудиторские документы, и прежде всего методики проведения аудиторской проверки и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые содержат прямые ссылки на учетную политику экономического субъекта (организации). Такие ссылки имеются в федеральных стандартах аудиторской деятельности.
Общим в отмеченных ссылках является прямое указание аудиторам обращать внимание на правильность формирования и использования экономическим субъектом положений по учетной политике. Следовательно, задача аудитора — проанализировать и оценить как общие, так и конкретные элементы учетной политики и отразить все это в аналитической части аудиторского заключения.
В связи с введением в действие с 1 января 2002 г. гл. 25 IIK «Налог на прибыль» в ст. 313 подчеркнуто, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Таким образом, в учетной политике налогоплательщик должен выделить все важнейшие положения, которые он будет применять.
В соответствии с положениями гл. 25 НК аудируемые лица могут оформить учетную политику в виде:
— единого документа, включающего положения по ведению бухгалтерского учета и по налогообложению;
— двух отдельных учетных политик. Одну — для целей ведения бухгалтерского учета, другую — для целей налогообложения.
Независимо от используемых вариантов учетной политики аудитор должен проверить правомерность применения ее положений как в целях ведения бухгалтерского учета, гак и в целях налогообложения.
Экспертиза основных элементов учетной политики экономического субъекта в целях бухгалтерского учета
Под основными элементами учетной политики понимают методические, технические и организационные.
Для проведения экспертизы основных элементов учетной политики целесообразно разработать типовой вариант (табл. 5.3.1) и использовать его при проведении аудита.
После заполнения таблицы проводится анализ зафиксированных в ней данных и делаются соответствующие выводы об общем уровне применяемой экономическим субъектом учетной политики в целях ведения бухгалтерского учета: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный.
Неудовлетворительный уровень свидетельствует о следующем:
— учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета в организации отсутствует;
— положения учетной политики не соответствуют нормативным актам;
— большинство методик по ведению бухгалтерского учета в учетной политике экономического субъекта не приведено.
Таблица основных элементов учетной политики организации
п/п
Положения учетной политики
Нормативный акт, которым предоставлено право выбора
Альтернативные варианты
Положение учетной политики организации
1
2
3
4
5
Методический аспект учета
1. ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств
3. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (и. 48)
5. Статьи 256-259, 322, 323 НК
1. Линейный способ
2. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции
3. Способ уменьшаемого остатка
4. Способ списания стоимости по сумме чисел лег срока полезного использования
Амортизация нематериальных активов
1. ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»
2. Статьи 256-259, 322, 323 НК
1. Линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного действия
2. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
Оценка производственных запасов
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 58)
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
По фактической себестоимости
Оценка готовой продукции
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 59)
1. По фактической себестоимости
2. По нормативной себестоимости
3. По плановой производственной себестоимости
4. По прямым статьям затрат
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (и. 60)
По стоимости приобретения
Оценка незавершенного производства
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 64)
1. По фактической производственной себестоимости
2. По нормативной (плановой) производственной себестоимости
3. По прямым статьям затрат
4. По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов
5. По фактически произведенным затратам
Расходы будущих периодов
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 65) Отраслевые методические материалы по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости
В порядке, устанавливаемом организацией в течение периода, к которому они относятся: а) равномерно, б) пропорционально объему производства и т.д.
Резервы предстоящих расходов и платежей
Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
Инструкция по применению плана счетов
Создаются по видам резервов и аккумулируются на счете 96 и других счетах
Группировка и списание затрат на производство
Отраслевые методические материалы по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
Инструкция по плану счетов, пояснения к счету 26
а) по статьям калькуляции;
б) по видам продукции;
в) накладные (косвенные) расходы распределяются пропорционально прямой заработной плате основных рабочих и т.д.
Признание прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
Статьи 271-273 НК
1. По методу начислений
2. По кассовому методу
Резервы по сомнительным долгам
1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 70)
2. Статья 266 ПК
Создаются в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации
Оценка задолженности по полученным займам
1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 73)
2. ПБУ 15/01 «Учет кредитов и займов»
Остатки показываются с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов
17.8. Экспертиза учетной политики экономического субъекта
Общие подходы к экспертизе учетной политики. В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации для экономических субъектов наиболее существенным является четвертый (низший) уровень, который включает рабочие документы экономического субъекта (организации), формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций). Учетная политика включает совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Экспертиза учетной политики, как правило, должна предшествовать всем остальным этапам аудиторской проверки. Поэтому аудитор прежде всего должен выяснить, имеется ли приказ (распоряжение) руководителя предприятия по учетной политике.
Термин «учетная политика» встречается в основных документах по нормативному регулированию бухгалтерского учета, включая Закон о бухгалтерском учете, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ «Учетная политика организации», и других документах, что свидетельствует о значимости этого положения для экономического субъекта.
Основные положения учетной политики затрагивают различные аудиторские документы и прежде всего методики проведения аудиторской проверки и российские правила (стандарты) аудиторской Деятельности, которые содержат прямые ссылки на учетную поли-
320 Раздел III. Методика проверки сводных расчетов и общих документов
тику экономического субъекта (организации). Такие ссылки имеются в таких российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности, как «Аналитические процедуры», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «По- нимание деятельности экономического субъекта», «Действия ауди- тора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» и др.
Общим в отмеченных ссылках является прямое указание ауди- торам обращать внимание на правильность формирования и ис- пользования экономическим субъектом положений по учетной по- литике. Следовательно, задача аудитора — проанализировать и оце- нить как общие, так и конкретные элементы учетной политики и отразить все это в аналитической части аудиторского заключения.
В связи с введением в действие с 1 января 2002 г. гл. 25 Налого- вого кодекса РФ «Налог на прибыль» в ст. 313 подчеркнуто, что «порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплатель- щиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждае- мой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя». Таким образом в учетной политике налогоплательщик должен вы- делить все важнейшие положения, которые он будет применять.
Отметим, что в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ ау- дируемые лица могут оформить учетную политику в виде:
• единого документа, включающего положения по ведению бухгалтерского учета и по налогообложению;
• двух отдельных учетных политик. Одну — для целей ведения бухгалтерского учета, другую — для целей налогообложения.
Независимо от используемых вариантов учетной политики аудитор должен проверить правомерность применения ее положений как в целях ведения бухгалтерского учета, так и в целях налогооб- ложения.
Экспертиза основных элементов учетной политики экономического субъекта в целях бухгалтерского учета. Под основными элементами учетной политики понимают методические, технические и органи- зационные ее элементы.
Для проведения экспертизы основных элементов учетной поли- тики целесообразно разработать типовой вариант (табл.
В первой графе отражены положения учетной политики, во второй — ссылки на нормативный акт, которым предоставлено право выбора, а в третьей — основные альтернативные варианты. В гр-4 аудитор проставляет вариант, который используется на проверяемом экономическом субъекте.
Экспертиза учетной политики экономического субъекта
Главная > Курсовая работа >Бухгалтерский учет и аудит
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
НОУ Сибирская академия права, экономики и управления
Специальность « Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
по дисциплине: « Аудит »
Тема: «Экспертиза учетной политики
студент 5 курса
заочной формы обучения
ГЛАВА 1.Понятие и сущность учетной политики
экономического субъекта . 5
1.1. Учётная политика, как основа деятельности организации………. 5
1.2. Аспекты учетной политики ………………. . 10
1.3. Содержание учетной политики для целей налогообложения……… 14
ГЛАВА 2. Организация аудиторской проверки учётной
политики организации………. . 17
2.1. Этапы и методы учётной политики…………………………………. 17
2.2. Методы проверок учётной политики организации………………….. 19
2.3. Оценка аудиторского риска и результаты аудиторской проверки. 23
2.4. Типичные ошибки в бухгалтерском учёте учётной политики
и бухгалтерской отчётности. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….. 30
В связи с реформой бухгалтерского учета и предстоящим переходом на применение международных стандартов финансовой отчетности изменилась роль учета в организации: из простой регистрации фактов хозяйственной жизни он превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом. При этом одним из ключевых центров политики управления сегодня становится учетная политика организации, оказывающая самое непосредственное влияние на показатели финансовой отчетности — информационную базу для принятия решений реальными и потенциальными инвесторами. Пользователи финансовой информации лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо так же государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим организация бухгалтерского учета и учетная политика организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности — от планирования до формирования заключения.
Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований, обеспечивающих адекватность учетной политики хозяйственной ситуации. К числу требований-принципов, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся: полнота, осмотрительность, непротиворечивость, рациональность. Рассматривая возможность применения в организации какого-либо способа ведения учета, определяется, отвечает ли его использование названным принципам.
Избранные организацией способы должны обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций, активов и обязательств, результатов проведенной в отчетном периоде их инвентаризации). Если какие-то факты не отражаются в бухгалтерском учете, то формируемая финансовая картина деятельности организации становится неверной, а пользователи ее вводятся в заблуждение.
Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки учетной политики организации.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть значимость и сущность учетной политики;
2. Изучить аспекты учетной политики;
3. Изучить этапы проверок учетной политики организации, методы проверок аудита учетной политики организации.
ГЛАВА 1. Понятие и сущность учётной политики
1.1 Учетная политика, как основа деятельности организации
Разработка и осуществление учетной политики для российских организаций – дело сравнительно новое и во многих случаях недостаточно освоенное для финансового управления и маневрирования. Редко оценивается она и в аудиторских заключениях. Но именно от учетной политики в решающей степени зависят эффективность финансового управления, качество учета, его контрольные функции, достоверность бухгалтерской отчётности.
Одно из существенных назначений учётной политики заключается в том, чтобы с помощью специфических приёмов и методов бухгалтерского учёта по возможности выровнить кратковременные изменения финансовых показателей деятельности организации, вызванные значительным ростом или снижением объёмов производства или сбыта, другими объективными причинами в отдельные периоды времени как внутри отчётного года, так и в течение ряда лет. При разработке и реализации учётной политики принимаются во внимание и обстоятельства, связанные с оптимизацией налогообложения, снижением трудоёмкости учёта, экономией затрат на его ведение.
Изучение учётной политики является одним из важнейших моментов в процессе аудита. Цель изучения и оценки учётной политики заключается в формировании мнения об ее соответствии нормам действующего законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению. В рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций, данных в Письме Минфина России от 29.01.2008 N 07-05-06/18, в целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности организаций, предписано обратить особое внимание на обоснованность учетной политики аудируемого лица:
— принятого аудируемым лицом, способа начисления амортизации объектов основных средств;
— порядка признания аудируемым лицом управленческих и коммерческих расходов в себестоимости;
— признания аудируемым лицом курсовых разниц по причитающимся к оплате процентам по займам и кредитам и т.п.
Учетная политика — это выбор самим предприятием методических приемов, позволяющих ему влиять на сумму прибыли или убытка. Задача учетной политики состоит в обеспечении примерной равномерности получения предприятием ежегодной прибыли без значительных всплесков и провалов.
Выбор учетной политики зависит от специфики предприятия, особенностей организации управления, правовых норм деятельности, отраженных в учредительных документах, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, наличие льгот, валютная политика государства, характер владения (аренда, приватизация, создание за счет уставного капитала), долгосрочность контрактов, формы собственности, квалификация персонала, свобода в решении вопросов ценообразования.
Осуществлению учетной политики должны предшествовать согласование ее основных принципов и особенностей со статистическими органами и налоговой службой по месту нахождения, выявление возможных границ в конечных показателях деятельности, вызванных изменениями системы учета, определения порядка их регулирования в соответствии с действующим законодательством и нормативными положениями по учету. Обязательное условие реализации учетной политики — необходимость соблюдения законодательных предписаний и положений государственной регламентации по учету и отчетности.
Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:
определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
сопоставление потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;
оформление избранной учетной политики.
В этой последовательности каждый этап является строго необходимым. Каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как конкретное предприятие имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности). В зависимости от состава объектов учета на следующем этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения, выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию предприятием способов ведения бухгалтерского учета: отбор ведется из всего множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора. Следующий этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для данного конкретного предприятия; выбор производится посредством проверки каждого способа, отобранного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев. На заключительном этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней. Учетная политика представляет собой письменный документ, содержащий организационно-технические и методические основы организации бухгалтерского учета в организации и в обязательном порядке раскрывающий каждый из обязательных элементов учетной политики, предусмотренный действующим законодательством. При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:
— делать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;
— создать оптимальную систему налогового учета;