Как оформить уголок школьника в детском саду

Оформляем развивающую логопедическую комнату

Подготовка к школе – важный этап в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям во многом зависят от правильно организованной развивающей среды. Поэтому многие педагоги современных детских садов считают целесообразным организовать в старших группах детский школьный уголок, в то время как для младших групп часто создают уголок здоровья в детском саду.

Место и цели создания развивающей комнаты

Основная особенность организации такого места заключается в необходимости комплексного решения задач педагогической, психологической, социальной и речевой готовности к школе. Уголок школьника в детском саду должен способствовать освоению детьми навыков письма, счета, чтения; совершенствованию произносительных навыков; ознакомлению с особенностями школьной жизни, а также формированию позиции школьника. Как можно оформить детские школьные уголки, смотрите на фото ниже.

Оформление комнаты

Такие школьные «центры» могут включать в себя несколько тематических зон или оформляться на основе одного ведущего направления. В связи с тем, что, начиная с 5-6 лет в любом дошкольном учреждении, речевая работа выходит на первый план, часто центром подготовки к школе становится логопедический уголок в детском саду. Материалы, располагаемые в нем, призваны решить задачи по обеспечению качественного дошкольного образования в области речевого развития, создать благоприятные условия для совершенствования всех сторон речи.

Атрибуты и составляющие развивающего логопедического уголка

Речевой уголок в детском саду предполагает наличие нескольких обязательных атрибутов. Первый из них – это игрушечный персонаж, который приходит в гости к ребятам или живет в уголке постоянно. Такой персонаж мотивирует детей к речевому общению, снимает речевые зажимы и барьеры. Поэтому решение логопедических задач происходит более успешно.

Вторым обязательным атрибутом является зеркало. Как известно, часто речевые нарушения связаны с проблемами в артикуляционном аппарате, его недостаточной развитости. Зеркало помогает детям видеть ошибки, сравнивать с образцом воспитателя.

Следующим незаменимым атрибутом и практически основным содержанием уголка является дидактический и наглядный материал. Его следует помещать в зону согласно тематическому планированию для каждой группы. Лучше, если материалы будут учитывать индивидуальные особенности нарушений речи у детей группы. Примерный комплекс материалов включает: наборы тематических, сюжетных и предметных картинок, азбука, виды букв, ребусы, схемы, дидактические игры на развитие слухового восприятия, словаря, ГСР, обучение грамоте и так далее.

В непосредственной близости или, как составляющая речевого уголка, выступает уголок книги в детском саду. Он может быть оформлен как специально выделенные полочки или стеллажи с книгами и альбомами, либо для него предусматривают отдельные столы и стулья. Ведь главная задача — познакомить детей с миром книги, развить в дошколятах любовь и интерес к чтению. У детишек должна быть возможность в любое время при желании обратиться к книге, поэтому рядом этой зоной нежелательно проводить шумные мероприятия, и освещения должно быть хорошим. Основным условием для оформления такой зоны является возможность спокойного изучения и рассматривания книг.

Выбор книг в уголок чтения в детском саду необходимо осуществлять с учетом разных вкусов и интересов детей, а также половозрастных особенностей. Внимание стоит обратить на: две-три сказки, произведения о России, природе, животных и растениях, юмористические книги с картинками, а также книги, которые дети принесли из дома. Некоторые книги находятся на витринах постоянно, некоторые следует менять примерно раз в две недели. В старших группах можно устраивать тематические выставки книг.

Занятия у логопеда

«Полезные соседи» для логопедической среды

Развитие речи – это не только работа над постановкой звука и обучение грамоте, но и постоянное обогащение опыта каждого ребенка и расширение его представлений об окружающем мире. Поэтому одним из «полезных соседей» для логопедической области может стать экспериментальный уголок в детском саду. Такой уголок создает особенные условия для развития познавательных способностей дошкольников, активизации речевой и исследовательской деятельности.

Уголок экспериментирования в детском саду должен быть, в первую очередь, интересен и безопасен для детей. В него можно включить:

  • лабораторное оборудование для экспериментов согласно возрасту детей;
  • оборудование для игр с песком и водой;
  • демонстрационные экспонаты;
  • природный материал;
  • дидактические игры;
  • различные энциклопедии и альбомы для дошкольников.

Хотите порадовать ребятишек всего двора? Сделайте для них карусель! Подробнее читайте в этой статье.

Уголок математики в детском саду также следует разместить в непосредственной близости от «логопедического» центра. Он позволяет детям усваивать не только математические знания, но и обогащает словарный запас детей математическими терминами, способствует развитию словесно-логического мышления, что является необходимой предпосылкой для формирования школьной готовности.

Математический уголок в детском саду должен отвечать возрастным возможностям детей данной группы и соответствовать требованиям образовательной программы. Дидактические материалы, располагаемые в этой зоне, предполагают следующую тематику:

  • «Форма»;
  • «Величина»;
  • «Счет»;
  • «Ориентировка в пространстве»;
  • «Ориентировка во времени».

Здесь должны быть различные математические игры, лото, счетный материал, головоломки, логические задачки, шутки, математические пословицы и поговорки.

Для того, чтобы в старшем дошкольном возрасте работы была более эффективной и продуктивной, основы готовности к школе и речевой грамотности закладываются в раннем возрасте. Для этого в группах раннего и младшего дошкольного возраста оборудуют уголок сенсорики в детском саду. Здесь малыши знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, у них развивается интерес к предметному миру, появляется желание действовать с ними.

Сенсорный уголок в детском саду обычно представлен дидактическими играми на формирование представлений об основных сенсорных эталонах (цвете, форме, величине), а также на развитие тактильных, обонятельных ощущений. Наглядный материал в этой области должен быть ярким, достаточно простым и схематичным. Хорошо, если у педагога будет под рукой картотека с художественным словом по тематике сенсорных эталонов. Таким образом, развивающие уголки в детском саду позволяют вести образовательную работу по всем направлениям подготовки детей к школе, а также на всех возрастных ступенях дети должны постепенно расширять свой кругозор, словарный запас и представления об окружающем мире .

Оформление родительского уголка в детском саду

Каждая семья, в которой есть ребенок, нуждается в знаниях по воспитанию детей. Повышение педагогической культуры и просвещение родителей являются важными задачами детского сада. Наглядным средством взаимодействия воспитателей с семьей является оформление родительского уголка в детском саду. В нем педагоги знакомят родителей с методами воспитания, помогают им советами и консультациями, представляют важную информацию.

Особенности организации уголка для родителей

Уголок для родителей находится в приемной каждой группы детского сада Воспитатели отводят для него одну из стен, специальный стенд или полку. Материалы в родительский уголок подбираются в соответствии с возрастной группой и временем года, оформляются красочно, эстетично, иллюстрируются тематическими картинками. Шрифт текста должен быть таким, чтобы можно было прочесть слова с расстояния метра. Рубрики и названия сообщений выделяют контрастным цветом. Текст разбивают на абзацы. Материал статей подается лаконично.

Родительский уголок должен иметь постоянную информацию и ту, которая регулярно обновляется.

Содержимое постоянного информационного стенда

Материалы, которые находятся в родительском уголке весь учебный год:

  • характеристика возрастных особенностей детей, посещающих группу;
  • режим дня;
  • расписание занятий;
  • правила внутреннего распорядка садика;
  • сведения о программе, по которой осуществляется педагогический процесс;
  • ознакомительные данные о сотрудниках: имя и отчество воспитателя, помощника воспитателя, заведующей детским садом, методиста.

Временный материал

Доска объявлений

Текст объявлений можно окантовать тесьмой или полосками бумаги для того, чтобы он привлекал внимание красивым оформлением. Если объявление приглашает на праздник, оно помещается с рисунком, например, с изображением букета мимозы на 8 Марта.

Уголок специалистов

В нем должны быть представлены материалы медицинского работника, педагога-психолога и логопеда:

  • имена и отчества специалистов, а также часы их приема;
  • заметки по профилактике заболеваний и оздоровлению детей;
  • таблицы недавнего измерения роста и веса детей;
  • упражнения по артикуляционной гимнастике;
  • советы по развитию мелкой моторики, внимания, памяти.

Ознакомление с природой

Материал обновляется каждый месяц. Наглядность готовится в соответствии с возрастом детей. Такая информация в родительский уголок в младшей группе должна существенно отличаться от группы старшего возраста. В ней можно использовать потешки и прибаутки, соответствующие времени года, в то время как старшим детям нужно выставить стихи русских поэтов, задания для наблюдений за живой и неживой природой, которые дети могут выполнить с родителями.

В соответствии с сезоном вывешиваются памятки о том, как лучше одевать девочек и мальчиков в зависимости от температуры на улице и в помещении.

Коробка забытых вещей

Оформляется в виде игрушки с корзинкой, коробочкой или карманом на животе. На коробке размещается безобидная надпись, побуждающая искать потерянные вещи здесь.

Кто носочек потерял?

Кто платочек не забрал?

Ты напрасно не ищи,

А в кармашке забери!

Дополнительные рубрики для родительского уголка

Кроме постоянной информации, родительский уголок в детском саду содержит нужные и интересные сведения, которые помогают воспитателям освещать разные стороны воспитания детей и отвечать на актуальные для родителей вопросы.

Консультации для родителей в папках-передвижках

Для привлечения внимания родителей, темы должны регулярно обновляться. Неплохо, если это будет оригинально, творчески поданная родителям информация.

Например, в родительский уголок в старшей группе можно предложить следующую тематику:

Выставки поделок детей с родителями

Этот раздел уголка оформляется в виде красивой полочки, пригодной для размещения большого количества детских поделок.

Для привлечения родителей к совместной с детьми творческой деятельности следует регулярно объявлять тематические творческие конкурсы:

  • «Лесовичок из природного материала»;
  • «Волшебный колокольчик на елку»;
  • «Мой любимый сказочный герой из пластилина»;
  • выставки к праздникам – Новому году, Дню космонавтики, 23 Февраля под интересными названиями.

Тематические выставки фотографий

Родительский уголок в ДОУ также могут украшать фотовыставки. Например, подборки фотографий из жизни детского сада: с занятия, праздника, экскурсии.

Детям всегда интересны тематические экспозиции, собранные из ярких эпизодов времяпровождения друзей вне садика, например:

Фотографии следует дополнять небольшими рассказами и интересными подписями.

Похвальный лист родителей

Мелочь, а приятно, так можно сказать про красиво оформленный текст со словами благодарности папам и мамам, которые оказали группе помощь: поливали горку, шили шапочки для зарницы, принимали участие в подготовке праздника.

У нас на занятии

В этом разделе воспитатели знакомят родителей с программным содержанием занятий, предлагают закрепить материал дома: повторить загадку, стишок, пословицу. Здесь же прикрепляются списки литературы по теме занятия для чтения детям.

Поздравляем с днем рождения!

Тут помещают фотографии именинников, поздравления и открытки воспитанникам. Рубрика помогает вовремя узнать, какого малыша нужно поздравить, и добавляет радости виновнику торжества.

Оформление родительского уголка в детском саду – многогранная деятельность. Его содержание должно постоянно пополняться и изменяться. При наполнении уголка следует учитывать недопустимость его сенсорной перегрузки. В противном случае родители быстро потеряют к нему интерес.

Стенды для детского сада — видео

Как оформить уголок школьника в детском саду

Поступление в школу – важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами подготовительных групп дошкольных учреждений стоит задача – сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.

Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:

  1. Обогащение детей знаний о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.
  2. Обогащение словаря дошколят по лексической теме «Скоро в школу».
  3. Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.
  4. Профилактика школьных страхов.

В течение трех последних лет коллектив дошкольного учреждения планомерно обогащал предметно-развивающую среду материалами по теме. Работа велась по следующим направлениям:

— организация в подготовительной к школе группе «Школьного уголка» (после разработки перечня и сроков внесения материалов);

— изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;

— изготовление дидактических игр (включая речевые);

— наработка игровых сюжетов на школьную тематику;

— наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;

— каталогизация литературных материалов по теме.

В настоящий момент подготовительная группа и методический кабинет располагает следующими материалами.

● Набор картинок «Школьные помещения».

● Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).

● Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с режимом дня дошкольника, и др.)

● Фотоальбом «Наши родители – школьники» (оформляется в каждой подготовительной группе к Дню знаний).

● Набор картинок «Школа раньше и сейчас» — для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)

Дидактические игры неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса. В процессе наработке игр по школьной тематике, творческая группа педагогов разрабатывала такое содержание игр, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений. В результате планомерной работы «Уголок школьника» пополнился играми:

«Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» — на знание школьных принадлежностей.

«Определи части суток» — на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.

«Дни недели» — закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.

«Подбери слово к картинке» (для читающих детей).

Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные, из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В основе подбора игр – решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка. Картотека содержит специально подобранный игровой материал на школьную тематику с учетом соблюдения основных дидактических принципов: наглядности, доступности, деятельностного подхода.

Например, цель игры «Закончи предложение» (для детей подготовительной группы) — закреплять умение изменять глаголы прошедшего времени по родам; образовывать сравнительную степень имен прилагательных в различных падежах, употреблять местоимения «он», «она», «оно»; изменять глаголы по лицам. Оснащение игры: мяч.

1. Взрослый называет первое слово предложения и побуждает ребенка закончить его, правильно употребляя слова.

Ученик … (читал). Ученица … (читала). Ученики … (читали).

Ученик … (поднимал руку). Ученица … (поднимала руку). Ученики … (поднимали руки). И т.д.

2. Взрослый предлагает заменить существительные местоимениями: ученик – он, ученица – она, ученики – они.

Он … (учился). Она … (училась). Они … (учились). И т.д.

3. Взрослый предлагает ребенку закончить предложения: «Саша читает не просто забавный рассказ, а … (какой?) – забавнейший. И т.д.

Картотека насчитывает 9игр для детей старшего возраста («Что забыл нарисовать художник», «Подбери пару», Назови нужное слово» и др.); и 10игр для детей подготовительной группы («Продолжи словесный ряд», «Закончи предложение, «Слова-родственники» и др.). Воспитателями отмечен особый положительный эффект систематического проведения игр. Они непродолжительны по времени проведения (3-5 минут), по содержанию – интересны и понятны детям, проходят живо и непринужденно и, тем не менее, обеспечивают целевую речевую практику.

Игровые сюжеты на школьную тематику

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника неоспоримо. Развитое творческое воображение дошкольника – важнейшее условие формирования готовности к школе. Проблема редукции (от латинского reduction — упрощения, ослабления, уменьшения) ролевой игры, замена игровой деятельности на учебную в старшем дошкольном возрасте заставляет педагогов обратить пристальное внимание на планомерную работу по обогащению сюжетов игр, развитие у детей игровых умений. Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому в нашем детском саду тематика сюжетно-ролевых игр в подготовительной к школе группе расширена за счет игр на школьную тематику. Творческой группой разработаны сценарии игр, которые включают в себя цели и задачи, перечень ролей и оборудования, варианты развития сюжета. Введены в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».

Например, сценарий игры «Урок математики» включает в себя:

  1. Вводить в сюжеты игр новые роли: ученик, учитель.
  2. Развивать у детей коммуникативные умения: учить детей сговору в игре, договариваться о том, кто возьмет главную роль.
  3. Развивать детскую компетентность через игровую деятельность: побуждать детей использовать в игре полученные знания.
  1. Учитель.
  2. Ученики, в том числе – дежурный.
  3. Техническая.
  1. Учитель «ведет урок» — пишет на доске примеры, предлагает решить задачи, составить из счетных палочек геометрические фигуры, из плоскостных геометрических фигур – изображения, и т.д.
  2. Ученик выполняет требования учителя – решает примеры и задачи, отвечает на вопросы, поднимает руку. Дежурный – сообщает об отсутствующих, стирает с доски.
  3. Техническая подает звонки.

Столы, стулья, тетради», пеналы (по числу детей), доска, маркеры, тряпка, звонок, журнал.

Реализация лексической темы «Что мы о школе знаем», беседы о профессиях в школе, рассматривание наглядного материала по теме «Школа», показ условных действий (воспитатель на первых порах берет на себя роль учителя).

Можно предложить детям проиграть в два урока с переменой, с походом в столовую. Можно ввести персонаж «хулигана», который не умеет себя вести на уроках (воспитатель берет эту роль на себя).

Игры-спутники: «Урок физкультуры», «Школьная столовая», «Автобус», «Экскурсия по Ярославлю».

Работа по развитию игровых сюжетов ведется и в другом направлении: творческая группа разработала и изготовила наглядный материал (картинки и схемы) для обыгрывания ситуаций из жизни школьника по методике А.Либерман, О.Репиной.

● «Веселые уроки» — цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д. Вот пример одного из них:

Не списывай

Щенок к Котенку подбегает,

Его в сторонку отзывает

И шепчет: «Друг мой, выручай!

Списать задачу срочно дай!

Решить ее я не сумел,

Да и не очень-то хотел…»

Задачу наш герой списал,

Но смысл ее не разобрал.

Ответить у доски не смог,

И «двойку» получил Щенок.

Ребята, я задам вопрос:

Чтоб не было обид и слез,

Что лучше – самому решать

Или, не думая, списать?

В цикл входит тридцать два стихотворения, что дает педагогу возможность выбора с учетом решаемых задач, проблем воспитания и подготовленности детей.

● «Всё о школьной жизни» — подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входит около 50стихотворений и прозаических произведений отечественных авторов разных поколений. Для удобства воспитателей все они входят в единую книгу. Таким образом педагог не тратит время на поиски запланированного в «Чтениях о школе» произведения.

● «Школьные принадлежности» — подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.

Видеоматериалы (мультфильмы и диафильмы):

  1. Разговор о школе.
  2. «В стране невыученных уроков».

Мультипликационные фильмы (формат DVD)

  1. «Переменка № 1».
  2. «Приключения запятой и точки»;
  3. «В стране невыученных уроков»;
  4. «Проделкин в школе»;
  5. «На задней парте», выпуски 1-4.

Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.

Материалы по информационной поддержке родителей

В каждом дошкольном учреждении реализуется свой план по поддержке воспитательной компетентности семей в момент подготовки перехода детей в школу. В нашем учреждении хорошо себя зарекомендовала форма читабельных консультаций (в виде буклета на каждого родителя). В них поднимаются самые волнующие родителей темы — развития детской самостоятельности и сохранения достоинства в новых непростых ситуациях, связанных с безопасностью детей, использованием денег, построения взаимоотношений в незнакомом коллективе. Темы консультаций – «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос».

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.

Уголок школьника в детском саду

Рекомендации по организации

«Уголка будущего школьника»

в старшей группе

Поступление в школу — важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами старших групп стоит задача — сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.

Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:

— Обогащение знаний детей о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.

— Обогащение словаря воспитанников по лексической теме «Скоро в школу».

— Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.

— Профилактика школьных страхов.

Направления работы:

— организация в старших группах «Школьного уголка»;

— изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;

— изготовление дидактических игр (включая речевые);

— наработка игровых сюжетов на школьную тематику;

— наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;

— каталогизация литературных материалов по теме.

Наглядные материалы:

  • Набор картинок «Школьные помещения».
  • Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
  • Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с распорядком дня дошкольника и др.)
  • Набор картинок «Школа раньше и сейчас» — для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)

Дидактические игры — неотъемлемая часть образовательного процесса. Они подбираются таким образом, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений. Например:

  • «Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» — на знание школьных принадлежностей.
  • «Определи части суток» — на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
  • «Дни недели» — закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
  • «Подбери слово к картинке» (для читающих детей).

Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные, из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В основе подбора игр — решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка. Картотека содержит специально подобранный игровой материал на школьную тематику с учетом соблюдения основных дидактических принципов: наглядности, доступности, деятельностного подхода.

Игры для детей старшего возраста: «Что забыл нарисовать художник?», «Подбери пару», Назови нужное слово» и др.

Игровые сюжеты на школьную тематику

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста неоспоримо. Развитое творческое воображение воспитанника — важнейшее условие формирования готовности к школе. Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому тематика сюжетно-ролевых игр в старшей к школе группе должна быть расширена за счет игр на школьную тематику. Педагогам необходимо разработать сценарии и ввести в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».

В работе по развитию игровых сюжетов можно использовать:

— Разработку и изготовление наглядного материала (картинки и схемы) для обыгрывания ситуаций из жизни школьника по методике А.Либерман, О.Репиной.

Литературные материалы:

  • «Веселые уроки» — цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д.
  • «Всё о школьной жизни» — подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входят стихотворения и прозаические произведения отечественных авторов разных поколений.
  • «Школьные принадлежности» — подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.

— Видеоматериалы:

  • Разговор о школе.
  • Мультипликационные фильмы (формат DVD)
  • «Переменка № 1».
  • «Приключения запятой и точки»;
  • «В стране невыученных уроков»;
  • «Проделкин в школе»;
  • «На задней парте», выпуски 1-4.

Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.

— Материалы по информационной поддержке родителей. Темы консультаций — «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос».

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.

  1. Комплексы развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Минск, 2000.-38с.
  2. Я хочу в школу: познавательно-мотивационных комплекс занятий для подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ О.А. Терёхина.- 2-е изд. –Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.-46, <2>с.
  3. http://www.jlady.ru/psihologiya-detey/podgotovka-detej-k-shkole.html

Презентация школьного уголка в старшей группе

Встречай, учи и снова расставайся…

Кажется, ещё совсем недавно мы познакомились с нашими маленькими, робкими малышами, нашими девчонками и мальчишками. И вот уже четвёртый год мы шагаем рядом с ними. Вместе огорчаемся неудачам, вместе радуемся победам, пусть и очень маленьким пока. А впереди — школа.

Поступление в школу – важнейший момент в жизни детей и их родителей. Успехи в учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности ребёнка к обучению. Поэтому перед педагогами старших групп учреждений дошкольного образования стоит задача – сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника.

Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:

— расширение у детей знаний о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу;

— обогащение словаря по лексической теме «Скоро в школу»;

— подготовка руки к письму;

— профилактика школьных страхов.

Мы стараемся планомерно обогащать предметно-развивающую среду группы материалами по школьной тематике.

В старшей группе есть у нас

В нём как будто первый класс,

В нём каждый день – урок.

Здесь книги есть для чтения,

Используя игры «Цифры» и «Математика» мы знакомим ребят с цифрами, обучаем счёту, учим соотносить число и количество предметов, изображённых на картинках.

Игры «Время», «Часы» — формируют навыки определения времени по электронным и математическим часам, дают представления о возможной занятости людей в определённые промежутки времени.

Игра «Времена года» — помогает выделять характерные для каждого времени года приметы.

…В нашем школьном уголке есть буквы —

Слова, чтоб складывать, чтоб их потом читать…

Игры «Буквы и слова», «Мои первые буквы», «Азбука» в интересной занимательной форме позволяют знакомить детей с буквами русского языка, в процессе игр развивают память, формируют простейшие навыки звуко-буквенного анализа, чтения целых слов.

…Есть здесь ручки и тетрадки,

Чтобы учиться писать…

А также игры с различными видами шнуровок, раскраски на школьную тематику, которые хорошо развивают моторику руки.

…В нашем школьном уголке мы учим без подсказки

На уроках отвечать…

Ребята с удовольствием играют в сюжетно –ролевые игры «Урок математики», «Урок физкультуры».

Наш школьный уголок располагает набором картинок «Школьные помещения». Здесь также находятся портфель со школьными принадлежностями, две куклы – школьницы – для развития представления о внешнем виде девочек — школьниц разных времён. Набор картинок «Школьные принадлежности» сопровождён стихами, загадками, советами «Как вести себя в школе». Имеются у нас и видеоматериалы, в частности мультфильмы, на школьную тематику.

…Всему здесь учим нужному,

Любить здесь учим труд,

Надеемся, что группу нашу дружную,

Как оформить уголок школьника в детском саду своими руками

Детский уголок своими руками

Конечно, мечта каждого ребенка – это домик на дереве, ведь именно в таких любят проводить время герои любимых мультфильмов и зарубежных фильмов, и вы можете воплотить мечту, создав сказочный домик на дереве самостоятельно. Вы можете для безопасности оборудовать его специальными пандусами, чтобы дети

Просмотр содержимого документа
«Как оформить уголок школьника в детском саду своими руками»

1. Учить детей выразительно читать стихотворения.

2. Совершенствовать интонацию, дикцию, темп речи, силу голоса и речевого слуха.

3. Расширять кругозор детей по зимней тематике.

4. Воспитывать интерес и любовь к природе.

5. Побуждать детей к творческому исполнению своего номера.

Дети заходят под фонограмму: «Три белых коня».

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем проводить конкурс на самого лучшего чтеца стихотворений о времени года. О каком времени года, как вы думаете?

Входит Зима: Здравствуйте, ребята!

Не просто в гости я пришла сюда.

Всю ночь в лесу я украшала ёлки –

Искрятся серебром теперь иголки.

Лежит повсюду снег на ветках пышных,

А на полянах ветерка не слышно.

И в танце, словно лёгкие пушинки,

Кружатся в белых платьицах снежинки!

Загадки о Зиме все отгадывать умеют?

(Зима загадывает загадки)

1. Какой это мастер на стекла нанес,

И листья и травы, и заросли роз? (мороз)

2. Кто бросает снег в лицо, наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл? кто ворота отворил? (ветер)

3. Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой,

Меня били, колотили, ледяной водой облили,

И скатились все потом с моего горба гуртом (снежная горка)

4. Зимой – лежал, весной – в речку убежал (снег)

5. Ни ведёрка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруг (зима)

6. Странная звёздочка с неба упала,

Мне в ладошку легла и пропала (снежинка)

7. Не снег и не лёд, а в серебро деревья убирает (иней)

8. Белая морковка зимой растёт (сосулька)

Ведущая: (Представление жюри)

Ребята, вы любите Зиму? Я тоже очень люблю зиму за красивую природу, за белые снежинки, за пушистые ёлки, за весёлые горки. Послушайте, сколько можно сказать много красивых слов о Зиме, о зимней природе. Сейчас мы будем слушать, как красиво поэты в своих стихах будут описывать зимнюю природу.

Зима: (садится) Я тоже с удовольствием послушаю!

(дети средней группы читают стихи.)

Ведущая: Итак, мы начинаем.

—- Дело было в январе.

—-Из-за белого сугроба.

—-Ходит по лесу медведь.

Проводит игру «Доскажи словечко». Жюри тем временем подводит итоги конкурсантов.

—Тихо, тихо, как во сне, падает на землю … (снег)

—С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки)

—На посёлки, на лужок всё снижается … (снежок)

—Вот веселье для ребят – всё сильнее … (снегопад)

—Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)

—Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик)

—Рядом снежная фигурка – это девочка — … (Снегурка)

—На снегу-то, посмотри – с красной грудкой … (снегири)

—Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил … (снег)

Ведущая: Продолжаем наш конкурс.

( дети старшей и подготовительной группы читают стихи)

Зима: Молодцы, ребята!

(дети старшей группы танцуют танец «Снежинки», тем временем жюри подводит итоги второго конкурсантов)

Ведущая: Продолжаем наш конкурс.

Зима: Ребята, вы любите играть зимой в снежки? А еще, какие зимние забавы вы знаете? Давайте поиграем:

—- Мы бежим с тобой на лыжах, снег холодный лыжи лижет.

(изображают ходьбу на лыжах)

—- А потом — на коньках, (изображают бег на коньках)

—- Но упали мы. Ах! (сели)

—- А потом снежки лепили, (изображают лепку снежков)

—- А потом снежки катили, (катят снежок)

——А потом без сил упали (падают)

——И домой мы побежали. (бег на месте)

Ведущая: Вот и подошёл к концу наш конкурс. Время объявить победителей.

(Жюри объявляет победителей и вручает призы)

Зима: Я с вами не прощаюсь и буду с вами ещё два месяца – январь и февраль. А теперь выходите все, я приглашаю вас на танец!