Оглавление:
Классный час на тему гражданско-правовое воспитание, 7-8 класс
Методическая разработка конспекта классного часа на тему гражданско-правовое воспитание
Тема классного часа: «Гражданство и гражданин» (беседа-диалог с элементами игры)
Цели:
• воспитание правовой культуры школьников и гражданско-патриотических качеств личности подростка.
Оборудование: для второй части классного часа необходимо подготовить жетоны (фишки). Для инсценировки сказки «Как заяц паспорт получил» подготовить таблички: Волк-пас — портист, Медведь, Кабан, Бобер, Толстая лисица, Заяц.
Ход классного часа
Ситуация 1. «Что такое гражданство»
Гражданство — установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Гражданин России обладает всеми правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ. Гражданин исполняет обязанности перед государством. Они не возлагаются на иностранных граждан или лиц без гражданства (их называют апатриды). Только граждане России могут выбирать и быть избранными в органы власти, несут воинскую службу.
Как стать гражданином России? Для этого надо родиться в России от родителей — граждан России. В этом случае гражданство приобретается автоматически. Это называют еще приобретением по праву «крови» и праву «почвы» (месту рождения). Есть и другие основания приобретения гражданства. Одно из них — признание.
Признание гражданства РФ означает, что все граждане бывшего СССР, которые постоянно проживали на территории России на день вступления закона «О гражданстве в Российской Федерации», признавались гражданами России. Если человек проживал на территории РФ, но по каким-то причинам не желал вступать в российское гражданство, у него было право в течение года заявить о своем отказе от этого вступления.
Гражданами РФ признаются лица, родившиеся на территории России, затем выехавшие в другую республику СССР и вернувшиеся в Россию на постоянное место жительства после того, как закон «О гражданстве в Российской Федерации» начал действовать.
Задание: Так что такое, по вашему мнению, гражданство?
Ситуация 2. «Есть ли гражданство у ребенка?»
Если оба родителя ребенка являются гражданами России, то ребенок будет гражданином России, и в этом случае не имеет значения, где родился ребенок — на территории РФ или за пределами страны. Это же правило применяется при определении гражданства ребенка, один из родителей которого — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства. Согласно принципу «крови», ребенок считается гражданином России независимо от места своего рождения, так как один из его родителей или оба имеют гражданство нашей страны.
До 14 лет гражданство детей автоматически следует гражданству их родителей. Это значит, что если родители изменяют гражданство, то гражданство их детей тоже изменяется. Когда ребенку исполнится 14 лет, его гражданство может изменяться только с его согласия.
Если на территории России находится ребенок, родители которого неизвестны или являются лицами без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ. В случае если ребенок родился на территории РФ, а его родители являются гражданами других государств и эти государства не предоставляют ему своего гражданства, ребенок признается гражданином России.
Существует еще порядок приема в российское гражданство. Заинтересованное лицо подает ходатайство на имя Президента России. Это может быть иностранец или лицо без гражданства. Правда, для удовлетворения его просьбы необходимо, чтобы человек был совершеннолетним и постоянно проживал на территории РФ не менее 5 лет с перерывами или 3 года непрерывно. Таким же правом могут воспользоваться и беженцы, но необходимый срок их проживания на территории РФ сокращен в два раза. »
Ни одного гражданина России нельзя лишить гражданства ни при каких условиях. Однако любой россиянин может сам добровольно выйти из гражданства или поменять его, подав соответствующее заявление. Только в нескольких случаях ему может быть отказано в этом. Например, если человек привлечен к уголовной ответственности, осужден за уголовное преступление или получил повестку о призыве на срочную службу в армию.
Конституция РФ допускает, что человек может иметь двойное гражданство. Но это возможно только с теми государствами, с которыми у России есть договор о двойном гражданстве. Наличие другого, помимо российского, гражданства никак не влияет на права гражданина.
Гражданин России может проживать в любой стране с разрешения этой страны. При этом он находится под защитой российских дипломатических и консульских представительств.
Гражданин пользуется политическими правами: правом на объединение в политические партии, различные общества, союзы и т. д.; правом мирно собираться для проведения митингов и демонстраций; правом обращаться с жалобами и заявлениями в органы власти и др. Граждане России имеют определенные права и обязанности, которых нет у лиц, не являющихся гражданами нашего государства. Например, только гражданин России наделен правом избираться и быть избранным в государственные органы; находиться на государственной службе, осуществлять правосудие, участвовать в управлении государством, в референдуме.
Задание:
1. Какими еще, по вашему мнению, правами пользуется гражданин России?
2. Какой документ удостоверяет гражданство Российской Федерации?
Ситуация 3. «Как получить паспорт?»
Классный руководитель: Кто-то из вас уже получил паспорт гражданина Российской Федерации, а кому-то еще предстоит. В этой части классного часа мы поговорим и с теми, у кого уже есть паспорт, и с теми, у кого его пока нет. Итак.
Я предлагаю вам принять участие в викторине «Как ты знаешь паспорт ?» Я задаю вопрос, выслушиваю ваши ответы и правильно ответившим вручаю жетоны.
1. Сколько страниц в паспорте? (19)
2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)
5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
7. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное положение»? (Две — 14 и 15.)
8. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)
9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)
10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)
11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметка о группе крови и резус-факторе.)
12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)
13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)
14. В каком году началась выдача паспортов нового образца? (2001 г.)
15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)
17. Сколько цифр в номере паспорта? (10)
18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна — 13-я.)
19. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)
20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и т. д.)
(Определяется победитель, производится награждение.)
Сатирическая миниатюра «Как Заяц паспорт получал»
Классный руководитель: А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в инсценировке сказки «Как Заяц паспорт получал».
Ведущий (учитель) приглашает нескольких участников и раздает им написанные на листках бумаги слова:
Волку-паспортисту — «С получением паспорта вас! На фото ваша морда вышла ужасно!»,
Медведю — «Я первый! Никого не пропущу!»,
Кабану — «Ну когда же ?»,
Бобру — «Во, ребята, вы попали!»,
Толстой лисице — « Что вы, это не я!»,
Зайцу — «Что же делать? Кто поможет?».
Участникам раздают маски.
Волк-паспортист сидит за столом, а участники инсценировки играют свою роль.
Однажды в лесу пролетела молва,
Что жителям всем выдают паспорта,
Что Волк-паспортист по законам лесным
Вручит документы собратьям своим!
В этот день у кабинета Волка образовалась очередь. Первым явился Медведь. Переминаясь с лапы на лапу, он с нетерпением ждал, когда же его пригласят. От волнения он непрерывно облизывался и твердил. (Фраза Медведя.) За ним подскочил Кабан. В томительном ожидании он ворчал и при этом приговаривал. (Фраза Кабана.) За Кабаном занял очередь Бобер. Он всем улыбался и показывал свои белые и здоровые зубы, твердя. (Фраза Бобра.) За Бобром заняла очередь Толстая лисица. Своим большим животом она постоянно толкала впереди стоящего и тут же восклицала. (Фраза Лисицы.) Так образовалась большая очередь, но не было в ней Зайца. Он неподалеку метался туда-сюда, на бегу прикрывая лапами свои длинные уши, и в ужасе повторял. (Фраза Зайца.)
А в это время Волк-паспортист начал вручать паспорта. Первым зашел Медведь и сказал. Волк вручил ему паспорт, пожал лапу и поздравил. (Фраза Волка.) Только Медведь вышел с паспортом от Волка, как к нему подлетел Заяц — трясется весь, лапки в мольбе сложил. Просит он Медведя за него паспорт получить, так как он боится, что Волк его съест. Но Медведь отрицательно машет головой — мол, сам иди. Заяц в панике опять заметался со словами.
Далее учитель зачитывает тот же текст, но с участием других героев — Кабана, Бобра, Лисицы.
Все они отказываются помочь зайцу.
Вот и Лиса Зайцу отказала. Делать нечего — нужно идти к Волку-паспортисту самому. Опустил Заяц голову низко: от судьбы не уйдешь. Заходит он к Волку, дрожит, как осиновый лист, и срывающимся голосом произносит. (Фраза Зайца.) А Волк-паспортист и глазом не моргнул (он ведь при исполнении), вручил Зайцу паспорт, пожал лапу и поздравил. (Фраза Волка.) Заяц от удивления пулей вылетел из кабинета и вприпрыжку помчался по лесу рассказывать, что день сегодня замечательный: и паспорт есть, и Волк не съел!
Суть же сказки такова:
Чтобы паспорт получить,
К паспортисту в отделенье
Нужно самому сходить!
Мини-итоги. Классный руководитель еще раз обобщает все, о чем шла речь на классном часе, благодарит участников сатирической миниатюры.
Классный час «Мы — граждане России»
Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия “гражданин”.
Форма: классный час – размышление.
Информация к размышлению:
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего занятия “ Мы- граждане России!” Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.
Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д.И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами — граждане великой России!
2.обмен мнениями:
В каких случаях мы слышим слово “гражданин”?
Ково можно назвать настоящим сыном своего Отечества?
3.Ребята, понятие “ гражданин”имеет юридическое и нравственное толкование.
В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства — Конституцией Российской Федерации.
Какие важнейшие права вы можете назвать?( Приложение)
(право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.)
Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.
Что относится к основным обязанностям гражданина России?
- соблюдать Конституцию и законы России.
- Уважать права и свободы других людей.
- Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании. Образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
- В полном обьёме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.
А можно ли вас назвать гражданами России?
По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: “ Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства”.
4. знакомство с законом о гражданстве.
В законе говориться: ( ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того ме6ста. Где он появился на свет.
По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.
Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.
Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах? (ответы детей)
5.А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “ гражданин”?
Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”.
Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.
На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “ загадочную русскую душу”.
Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.
Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.
В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей.
Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна девочка, выходя из здания. Прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.
Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.
Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной “горячей точке” и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: “ Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе- надо делать операцию, иначе умрет.” Ну и что, — говорит один. Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер”. И что это так показала жизнь.
Душное помещение, все время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины_ террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Л. Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл стал последним.
“Я вообще ничего не боюсь”,- повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда после его 6 часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненого в кисть боевика”.
“Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских”.-“ как чеченских?”-“ Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас”
Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова,Ф. Шахова, А. Панов, В.Пономарев и погибший после штурма О. Маргеламов. Их доктор Рошаль настоящими героями. А о себе профессор, доктор медициских наук, хирург с мировым именем сказал так: “ Я не герой, таких как я, сотни”.
После “Норд –Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс.операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.
Террористы появились как из под земли. Около школы остановился военный грузовик, из кузова посыпались люди, стрелявшие в воздух и кричавшие “ Аллах Акбар!”. Террористы согнали перепуганную толпу людей на задний двор, из которого не было выхода, а затем в спортзал. “ Это захват. Вы взяты в заложники! Всем молчать”- сказал один из террористов.
Двое других начали доставать из рюкзаков провода и тросы, бомбы разных размеров. Подвешивать заряды террористы заставили самых высоких среди заложников. Систему подвесов разработали с зловещей изобретательностью: между баскетбольными кольцами были натянуты тросы, а уже к ним были на крюках привешены бомбы.
В зале стоял детский плач. “ Заткните их, или я их сам успокою”- сказал один из бандитов, направляя автомат на младенцев.
Одна из женщин попросила у них воды и бинтов для раненого мужчины. “Для вас ничего нет, ни воды, ни еды. Сядь на место и заткнись”- ответил боевик. Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль переговаривая с боевиками по телефону говорил: “Пустите меня, я врач мне нужно посмотреть в каком состоянии дети. Я приду с лекарствами, чтобы помочь! Но террористы бросали трубку, надо было снова звонить. Всю ночь 2 сентября доктор вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты. “ Горцы так не поступают!”- сказал террористам детский врач. На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей.
Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.
6.Размышление.
Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать? .
Конечно ребята, в нашей жизни и в истории нашего отечества мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.
Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?
Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как?
7.Тренинг.
Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.
У соседей случился пожар…
Срочно потребовалось сдать кровь больному…
Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…
8.Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками? .
Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.
Молодые люди участвуют в восстановлении храма.
Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.
9.Размышление о Родине.
Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина ?
Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля и мусор по обочинам дорого встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных “ хрущебах”, а другие строят особняки- дворцы. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы. Невозможно любить помойки, понимать тяжелое положение стариков и огромную разницу в доходах.
Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему.
Но знать и хотеть мало. Гражданин действует.
Он понимает, что без его действий ничего не изменится. А что, скажете вы, может сделать школьник, во всем зависящий от родителей? Оказывается много!
10.Приведите примеры гражданского поведения.
Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края- он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.
Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины
Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.
11.Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?
( Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки ит.д.)
Вывод.
Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.
Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.
Спасибо за работу, желаю вам всего доброго!
Классный час «Я гражданин России»
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
- Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;
- Воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию;
- Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям «Родина”, «Отечество”.
(Слайд 1) Тема нашего классного часа: “Я гражданин Росси”
– Что такое Родина? (Слайд 2)
Родина! Это слово с детства знает каждый родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Послушайте одну историю. (Слайд 3)
Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: “Не “моя страна”, не “мой народ”, а “эта страна”, “этот народ”.
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. “Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути”, – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, “на душе кошки скребут”
– Давайте подумаем: когда так говорят?
– Почему же Человек заскучал?
Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги.
Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: “моя страна”, “моя Родина”. Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине.
Есть пословица о Родине – “Одна у человека мать, одна у него и родина.”
Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.
Вы родились в России .
Какие ассоциации у вас с этим словом?
На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию. (Слайд 4)
Р – родина
О – особенная одна огромная
С – славная сильная
С – смелая свободная
И – искусная историческая идеальная
Я – ясная яркая я.
Россия – самая большая страна на свете. так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступила ночь. Ни одного государство не имеет такой большой территории более 17 млн. кв. км и такой длинной границы, которая проходит и по суше и по воде.
На свете много разных стран,
но есть одна страна: от белых льдов до теплых рек раскинулась она.
На карте России много голубого цвета. Это реки моря и озера. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это пять из 22 главных рек земного шара. Европейской части протекает самая длинная река Европе – это Волга.
(Слайд 7) (Гиперссылка, фото р. Волги звучит песня в исполнении Зыкиной.)
С помощью математических расчетов узнайте ее длину. Наименьшее четырехзначное число увеличьте в 3 раза, прибавьте сумму чисел 190 и 340
– Назовите самое большое озеро в мире? (Каспийское.)
– Назовите самое – глубокое в мире? (Байкал.)
(Слайд 9) (Во время чтения стихотворения звучит музыка к песне “Россия” А. Пугачевой)
В России растет самый большой лес на земле – это четвертая часть всех лесных запасов планеты.
Стих С. Васильева “Россия”
(Читает наизусть ученик.)
… люблю тебя моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум за подвиги святые,
за голос звонкий как ручей …
люблю твои луга и нивы,
прозрачный звон твоих равнин,
к воде склонившиеся ивы,
верха пылающих рябин.
люблю тебя с твоей тайгою,
с воспетым трижды камышом,
с великой Волгою – рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом “Русь”!
– Назовите самое главное богатство страны? Народ
Население составляет более 145 миллионов человек. Проживают более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и др. . Наш народ широк душой и долготерпеливый.
– Как называют жителей нашей страны? Россияне
Каждый человек с рождения является гражданином своей страны.
– Как понимаете пословицу “Мы – сто тысяч “ Я”?
– Что значит быть гражданином своей страны?
Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?
- Патриотизм
- Боль за родную природу
- Высокая нравственность
- Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Осознавать свою ответственность за судьбу Родины , ее будущее, любить свою родину, защищать ее от врагов.
ДОЛЖЕН знать ее государственные символы
По символам, можно узнать о какой стране идет речь.
На российском гербе изображен воин, олицетворяющий добро, а черный змей символ зла.
Крылья подняты – показывает свою силу мощь, чтобы все знали что Россия могучая страна. Современный герб древний ему уже более 500 лет.
Гимн – торжественная песня о красоте и величии Родины. Гимну 50 лет авторы?
– С какой строки начинается современный Гимн России ?
– С чего начинается Родина?
– Россия – священная наша держава…
– Славься, Отечество наше свободное…
– Подумайте, пожалуйста, что объединяет этих людей? (Показ слайда.)
– Почему вы их так быстро узнали?
Это выдающие личности. Их хочется назвать гражданами России с большой буквы. Они не только родились в нашей стране, но и весь свой талант, устремление отдали служению обществу, народу, укрепляли могущество России.
Стремление каждого гражданина улучшать благосостояние своей страны.
Только когда люди объединяются все вместе, добиваются больших результатов.
Именно люди делают Родину славной и великой.
Взгляд в будущее.
Вы граждане России, именно от вас зависит будущее.
– Вы когда-нибудь задумывались том, какой бы вы хотели видеть свою родину в будущем?
Давайте заглянем в будущее.
Я хотела бы, чтобы задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет Россия в будущем.
Закройте глаза, представьте, что вы спите и видите свою Родину через много.
– Кто доволен увиденным образом будущего?
– Что там больше всего понравилось?
Классный час на тему: «Гражданин. Гражданство»
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Час общения «Гражданин. Гражданство».
Цель: 1.Ознакомиться с понятиями гражданство и гражданин ;
2.Отработатьумения : взаимодействовать в группе , выражать свои взгляды , аргументировать ответ , вести дискуссию
3.Воспитать правовую культуру школьников и гражданско-патриотические качества личности подростка .
Задачи : развитие способности учащихся реализовать знания в области права в конкретной жизненной ситуации ; формирование умений работы в группе , развитие «здоровой» конкуренции среди учащихся .
Дорогие ребята , сегодня мы совершим небольшое путешествие в мир гражданских прав .
На доске записаны высказывания связанные с темой нашего классного часа .
« Мы сами избираем радости и печали задолго
до того , как испытываем их »
« Люди вместе могут совершить то , чего не в силах сделать
в одиночку , единение умов и рук , сосредоточение их
сил может стать почти всемогущим »
« До той поры , пока мы не научимся любоваться человеком ,
как самым красивым и чудесным явлением ,
на нашей планете , до той поры мы не освободимся
от мерзости и лжи нашей жизни »
Как вы понимаете эти высказывания ?
Какая тема нашего урока ?
Какая цель сегодняшнего занятия ?
Что такое гражданство ? ( варианты детей )
Гражданство – это установленная законом связь человека с определённым государством . Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом . Гражданин России обладает всеми правами и свободами , закреплёнными в конституции РФ. Гражданин исполняет обязанности перед государством . Они не возлагаются на
иностранных граждан или лиц без гражданства (их называют – апатриды). Только граждане России могут выбирать и быть избранными в органы власти , несут воинскую службу .
Как стать гражданином России ? (варианты детей)
Для этого надо родиться в России от родителей _ граждан России . В этом случае гражданство приобретается автоматически .
Существуют два основных принципа определения гражданства : принцип крови и принцип почвы .
Во втором случае по стране места рождения . Если , например , родился в Англии , то по общему правилу независимо от гражданства родителей он имеет право на британское подданство .
Интересный случай произошёл в 50-е годы в Аргентине , где действовал и действует принцип «почвы»: каждый родившийся на территории Аргентины становится её гражданином . Чтобы выехать за границу , гражданин Аргентины должен уплатить пошлину . В аэропорту г. Буэнос-Айреса совершил вынужденную посадку самолёт Аэрофлота , на котором в числе других пассажиров возвращалась на родину беременная женщина-жена дипломата . Посадка была связана с тем , что у неё начались роды . Скорая помощь доставила её в роддом , и там появился на свет новый гражданин … Аргентины . Дальнейший путь новорождённого был возможен только после того , как родители уплатили выездную пошлину .
Признание гражданства РФ означает , что все граждане бывшего СССР , которые постоянно проживали на территории России на день вступления закона « о гражданстве в России » , если человек проживал на территории РФ , но по каким-то причинам не желал вступать в российское гражданство , у него было в течении года заявить о своём отказе .
Итак , что такое гражданство по вашему мнению ? ( ответы учащихся )
Есть ли гражданство у ребёнка ? ( ответы детей )
До 14 лет гражданство детей автоматически следует гражданству родителей , это означает , что если родители изменяют гражданство , то Гражданство их детей тоже изменяется . Когда же ребёнку исполняется 14 лет , его гражданство может измениться с его согласия .
Какой же документ удостоверяет гражданство Российской Федерации.
Кто-то из вас уже получил паспорт гражданина Российской Федерации, а кому-то еще предстоит его получить. В этой части классного часа мы поговорим и с тени, у кого уже есть паспорт, и с теми, у кого его пока нет Итак. Я предлагаю вам поучаствовать в мини-викторине .Знаешь ли ты свой паспорт. Я задаю вопрос, выслушиваю ваши ответы и правильно отвечающим вручаю жетоны.
1. Сколько страниц в паспорте? (19.)
2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет)
3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта ?
(На стр. 2.)
5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Ф.И.О., пол, дата рождения, место рождения.)
6. Какие еще сведения о владельце указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
7. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное положение»? (Две-14 и 15 стр.)
8. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)
9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да)
10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел?)
11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения ?
(Отметка о группе крови и резус-факторе.)
12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (18 лет)
13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте?
(Нет)
14. В каком году началась выдача паспортов нового образца?
15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)
17. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)
18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность?» (Одна — 13.)
19. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить?
(При утрате паспорта и при смене фамилии.)
20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и т.д.)
Какими же правами пользуются гражданин России ? ( ответы учащихся )
— право на объединение в политические партии , различные общества , союзы и т.д.;
-право обращаться с жалобами и заявлениями в органы власти и др.;
Граждане России имеют определённые права и обязанности ,которых нет у лиц , не являющихся гражданами нашего государства . Например , только граждане России наделён правом избираться и быть , избранным в государственные органы ; находиться на государственной службе ; осуществлять правосудие ; участвовать в управлении государством ; принимать участие в референдуме .
Всеми мы с вами являемся гражданами России . А вот насколько хорошо мы знаем свою Родину выясним в ходе проведения следующей анкеты .
Анкета «Я горжусь своей Родиной»
1. В состав Российской Федерации входят 7 федеральных округов, которые включают 88 субъектов, из них: 21 республика, 47 областей, 13 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область. Какой город из ниже перечисленных является столицей республики?
Обведи кружочком букву правильного ответа:
а) Чита в) Уфа
б) Пермь г) Биробиджан
2. Вот описание герба этого города: «В серебряном щите медведь, стоячий, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке. Высочайше утвержден 31.08.1778 г.». Этот город является одним из древнейших городов России. Основан около 1010 г. как крепость на месте древнего поселения Медвежий Угол при слиянии реки Коростель с Волгой. Является городом старейших театральных традиций. Созданная здесь в 1750 г.группа Ф.Г.Волкова положила начало русскому театру. С этим городом связаны жизнь и творчество поэта Н.А.Некрасова, педагога К.Д.Ушинского, композитора С.М.Ляпунова, известного оперного певца Л.В.Собинова. Символ этого города изображен на современной банкноте достоинством 1000 руб. О каком городе идет речь?
Обведи кружочком букву правильного ответа:
а) Владимир в) Ярославль
б) Кострома г) Новосибирск
3. Первым Президентом СССР был избран Михаил Сергеевич Горбачев, первым Президентом Российской Федерации — Борис Николаевич Ельцин, следующим после него Президентом Российской Федерации являлся Владимир Владимирович Путин, сегодня Президент нашей страны — Д.А. Медведев. Какие регионы могут гордиться тем, что являются родиной лидеров страны?
Совмести фамилии и регионы в пары с помощью стрелочек:
1) Б.Н.Ельцин а) город Санкт-Петербург
2) В.В.Путин б) Ставропольский край
3) М.С.Горбачев в) Московская область
4) Д.А.Медведев г) Свердловская область
д) Приморский край
4. Этот регион издревле славился великолепнейшим пчелиным медом, и даже само его название переводится как «голова пчелы». На гербе столицы региона изображена «бегущая куница в серебряном поле в знак таковых зверей изобилия». В этом регионе родились писатель С.Т. Аксаков, художник М.В. Нестеров, национальный герой Салават Юлаев. Певица Земфира — тоже его уроженка. О каком регионе идет речь?
Обведи кружочком букву правильного ответа:
а) Республика Татарстан в) Чувашская Республика
б) Республика Башкортостан г) Республика Мордовия
5. Жителей города Пенза называют пензенцами, Курска — курянами, Архангельск — архангелогородцами. А как называются жители города Смоленска?
Обведи кружочколi букву правильного ответа.
а )смоленцы в) смоляне
б) смоленогородцы г) смольчане
6. На месте столицы этого региона (на языке этого народа дзауджикау) перво— начально располагалась казачья столица. Сейчас этот регион славится своими горно- лыжными курортами «Цейское ущелье», «Дзинага», «Кармадон». Самыми распространенными видами спорта, в которых представители региона добились больших успехов, являются вольная и греко-римская борьба, футбол. О каком регионе идет речь?
Обведи кружочком букву правильного ответа:
а) Республика Северная Осетия — Алания в) Республика Дагестан
б) Чеченская Республика г) Республика Ингушетия 7. В России много удивительных памятников архитектуры и истории, которые знает и которыми гордится каждый житель страны, например Эрмитаж в Санкт-Петербурге, храм Христа Спасителя в Москве, Мамаев курган в Волгограде, заповедник деревянного зодчества Кижи в Карелии. Где находится музей-усадьба «Ясная Поляна» Л.Н.Толстого?
Обведи кружочком букву правильного ответа:
а) Тульская область в) Алтайский край
б) Ивановская область г) Орловская область
7. Что ты можешь рассказать о своем регионе?
С какими регионами/городами находится по соседству
Как выглядят символы твоего региона (герб, флаг) Чем знаменит твой регион в Российской Федерации и за ее пределами Назови имена и профессии людей, которые прославили твой регион .
Итак, подведём итог сегодняшнего занятия .
О чём шла речь на сегодняшнем занятии ?
Достигли мы цели поставленной в начале урока ?
Отлично ! Подводя итог нашего занятия , я бы хотела всех поблагодарить за активную работу , за полные ответы , за внимание .