Оглавление:
Кто платит индивидуальный подоходный налог
Принцип сложной системы прогрессивного налогообложения в промышленно развитых странах действует и до настоящего времени, но с вариантами, в зависимости от роли, которая отведена налогам. В кейнсианской модели регулирования прогрессивный характер налогов значителен, в консервативной модели прогрессия ослабевает, так как реализуется принцип нейтральности налоговой системы. Разные подходы к прогрессивности в кейнсианской и консервативной моделях регулирования хорошо просматриваются на примере изменений ставок индивидуального подоходного налога, которые были обусловлены налоговыми реформами (1981 и 1986 гг.) консерваторов. При сохранении 14-разрядной шкалы индивидуального подоходного налога все ставки были понижены на 23%. Максимальная ставка понизилась с 70 до 50%, а минимальная — с 14 до 11%. В результате в первой половине 80-х годов наблюдалось падение фактической ставки этого [c.132]
Допустим, что существует совершенный конкурентный рынок без корпоративного или индивидуального подоходного налога. Компании А и Б обе получают валовую прибыль Р и различаются только своими структурами капитала — А осуществляет финансирование полностью за счет собственного капитала, Б выпустила в обращение долговые обязательства, по которым ежегодно выплачивает 100 дол. процентов. Инвестор X приобрел 10% акций компании А. [c.450]
Конечно, персональные налоги снижают долларовую сумму налоговой защиты по процентам, выплачиваемым корпорациями, но соответствующая ставка дисконта для потоков денежных средств за вычетом налога с физических лиц будет также ниже. Если инвесторы хотят предоставлять ссуды с ожидаемой доходностью до удержания персональных налогов rD, тогда они должны согласиться на доходность после удержания налогов г (1 — Tf), где Tf— предельная ставка индивидуального подоходного налога. Таким образом, мы можем посчитать стоимость налоговой защиты для случая постоянного размера долга после удержания налогов с физических лиц [c.461]
Даже без налога на доход по акциям долговые обязательства имеют преимущества. Так и должно быть, поскольку верхняя ставка индивидуального подоходного налога Тг меньше ставки налога на доходы корпораций. Тс. [c.464]
Но когда компании увеличивают масштабы займов, им нужно склонить инвесторов, доход которых облагается налогом, перейти от акций к облигациям. Следовательно, они должны предложить им более высокую процентную ставку по своим облигациям. Компании могут «подкупать» инвесторов до тех пор, пока экономия на корпоративном налоге превышает потери от налога с физических лиц. Но компании никоим образом не способны убедить миллионеров держать свои облигации. Экономия на корпоративном налоге не может компенсировать дополнительный индивидуальный налог, который этим миллионерам пришлось бы платить. Таким образом, миграция инвесторов от акций к облигациям прекращается, когда экономия на корпоративном налоге становится равна сумме потерь от индивидуального подоходного налога. Это происходит, когда Те — ставка персонального налога инвестора-мигранта — равна ставке корпоративного налога Тс. [c.465]
Расхождение в позициях ММ и Миллера касается дополнительных индивидуальных налогов, которые платят держатели облигаций в отличие от держателей акций. ММ в неявном виде допускают, что индивидуальные подоходные налоги и по облигациям, и по акциям одинаковы. В этом случае налоговая зашита корпораций всегда превышает дополнительный налог, выплачиваемый предельным кредитором, и компаниям следует делать как можно больше займов. [c.467]
На рисунке 18-3 мы построили кривую налоговой защиты корпораций с учетом этого. Ожидаемая налоговая защита начинается с 34%, но снижается по мере увеличения объемов выпуска облигаций. Дополнительные налоги с физических лиц на проценты по облигациям мы продолжаем представлять направленной вверх кривой, но делаем допущение, что верхняя ее точка составляет 28%, что соответствует максимальной ставке индивидуального подоходного налога. Общий объем облигаций, намеченных к выпуску, снова представлен в точке, в которой выгоды в налогообложении предельного заемщика равны налоговым выплатам предельного кредитора, но это равновесие отличается от равновесия в модели Миллера тремя моментами. [c.468]
Налогообложение. Индивидуальный подоходный налог исторически использовался для того, чтобы изымать у богатых большую долю доходов, чем у бедных. [c.90]
Налоги. Снижение ставок индивидуального подоходного налога влечет за собой увеличение дохода, поступающего в распоряжение потребителей, и объема покупок, которые они делают при любом возможном уровне цен. Снижение налогов приводит к смещению кривой совокупного спроса вправо увеличение налогов вызывает сокращение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево. [c.233]
Ровно через три года при администрации Клинтона высшая ставка индивидуального подоходного налога была повышена с 31 до 39,6%. Цель все та же — сокращение бюджетного дефицита. [c.251]
Практически все налоги приносят больше налоговых поступлений по мере роста ВВП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ВВП обеспечивает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Кроме того, с ростом ВВП и увеличением объема закупок товаров и услуг возрастают поступления от налога на прибыль корпораций, налога с оборота и акцизов. И точно так же увеличивается сбор налога на заработную плату, когда экономический рост создает новые рабочие места. Напротив, в случае сокращения ВВП налоговые поступления из всех этих источников падают. [c.257]
Изменения в государственной политике и законодательстве, которые определяют прогрессивность системы чистых налогов (налоги минус трансферты и субсидии), оказывают влияние на степень достигнутой автоматически стабильности. Например, в 1993 г. администрация Клинтона повысила высшую предельную ставку индивидуального подоходного налога с 31 до 39,6%, а ставку налога на прибыль корпораций на 1 процентный пункт — до 35%. Это повышение налоговых ставок в целом усилило прогрес- [c.258]
Начиная с 1981 г. были резко понижены ставки индивидуального подоходного налога и налога на прибыль корпораций. В 1986 г. проводилась реформа налоговой системы, в рамках которой предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплательщиков была снижена с 50 до 28%. [c.385]
Снижение налогов. Основной причиной крупных бюджетных дефицитов начиная с 1981 г. послужил третий фактор. Закон о налогах для стимулирования экономического возрождения 1981 г. обеспечил значительное снижение как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль корпораций. Администрация Рейгана и Конгресс не произвели компенсирующего сокращения государственных расходов, создав, таким образом, структурный дефицит федерального бюджета, то есть такой дефицит, при котором бюджет не был бы сбалансирован, даже если бы экономика функционировала при полной занятости на всем протяжении начала 80-х [c.394]
Первый сценарий. Допустим, что упомянутое нами увеличение государственных расходов финансируется за счет повышения налогов — скажем, индивидуального подоходного налога. Как известно, большая часть дохода используется на потребление, поэтому потребительские расходы сократятся почти на столько же, на сколько возросли налоги. Таким образом, основное бремя увеличения государственных расходов примет на себя нынешнее поколение ему достанется меньше потребительских товаров. [c.400]
Повышение налогов затрагивает в основном (хотя и не только) домохозяйства с высокими доходами и осуществляется главным образом путем 1) увеличения предельной налоговой ставки индивидуального подоходного налога с 31 до 39,6% 2) повышения налога на прибыль корпораций с 34 до 35% 3) резкого [c.405]
Для борьбы с огромным бюджетным дефицитом и государственным долгом предлагаются или уже приняты следующие меры а) бюджетное законодательство 1990 г., утвердившее повышение налогов и сокращение расходов, а также обязавшее Конгресс уравновешивать введение новых расходов или снижение налогов либо сокращением текущих расходов, либо повышением налогов б) Закон о сокращении дефицита, который предусматривал сокращение расходов и повышение индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций и федерального налога на бензин в) поправка к конституции о ежегодно сбалансированном бюджете (предложение) г) наделение президента страны правом вето по строкам и статьям бюджетных расходов (предложение). [c.408]
В структуре всех налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет). При этом облагаются личные доходы граждан независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Индивидуальный подоходный налог рассчитывается по прогрессивной шкале ставок. Начиная с установленной суммы, освобожденной от налогообложения, прирост дохода делится на части, из которых каждая последующая облагается по более высокой ставке. Количество таких ступеней колеблется от 2 (США и Великобритания) и до 14 (Франция). При этом размер минимальной налоговой ставки колеблется от 10 до 25%, максимальной — от 28 до 70%. [c.513]
Среди этих поступлений ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет). При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т. п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Подоходный налог подсчитывается по прогрессивной шкале ставок. Начиная с установленной суммы, освобожденной от налогообложения, прирост дохода де- [c.348]
Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. [c.591]
Подоходный налог с физических лиц — прямой налог с граждан, уплачиваемый физическими лицами с полученных ими доходов (заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности, авторских вознаграждений и др. доходов). В странах с рыночной экономикой в составе подоходного налога с физических лиц облагаются доходы от некорпоративного бизнеса. Ставки данного налога, как правило, носят прогрессивный характер. Индивидуальный подоходный налог, наряду с налогом на прибыль, выполняет роль встроенного стабилизатора. [c.177]
В современных условиях основной источник финансовых ресурсов — налоги на доходы физических лиц (индивидуальные подоходные налоги), налоги на прибыли корпораций и учреждений, НДС, налоги на собственность (имущество), таможенные пошлины, акцизы, налога на продажу товаров и услуг. Кроме того, могут устанавливаться налоги на рекламу, биржевые сделки, сборы на право торговли, сборы с владельцев автотранспорта и т. д. [c.286]
В США в общих доходах федерального уровня индивидуальные подоходные налоги составляют 43—46%, налоги на доходы корпораций — 9—12%, акцизы — 4—5%, таможенные пошлины — ок. 1,5% всех поступлений. Налоги для целей социального страхования составляют 35 37% федеральных поступлений государственные займы до недавнего времени составляли до 20% ежегодных федеральных доходов, однако в 1998 г. американское государство уже не прибегало к заимствованию финансовых ресурсов в связи с ликвидацией бюджетного дефицита. В США в среднем 29% дохода составляют налоги на продажи, 17% — индивидуальные подоходные налоги, 5% — налоги с корпораций за счёт субсидий от федерального правительства штаты получают ок. 23% своих доходов. Примерно 1,5% финансовых ресурсов штатов поступает из бюджетов местных органов власти. Что касается местных бюджетов, то до 30% своих финансовых ресурсов они получают от налогов на собственность, 6% — от налогов на продажи, немногим более 2% дают налоги с доходов физических лиц и корпораций. В среднем по стране ок. /з своих финансовых ресурсов местные власти получают от правительств штатов и ок. 6% — от федерального правительства. [c.287]
Основной источник поступлений в бюджеты промышленно развитых стран составляют налоги. Их доля в совокупных бюджетных поступлениях достигает 90%, а в валовом внутреннем продукте колеблется примерно от 30% в США до 50% в Дании. Для России эти показатели в I квартале 1996 г. составили соответственно 85 и 12%. При этом в России основное налоговое бремя ложится на прибыль предпринимателей, поскольку доходы подавляющей части населения настолько малы, что не обеспечивают общечеловеческие стандарты жизни. В странах с развитой рыночной экономикой основная тяжесть налогов приходится на население. Если принять всю сумму налоговых поступлений за 100%, то индивидуальный подоходный налог составил в США 36,2%, в Японии — 24, в Англии — 20,6, в Германии — 29% налог на корпорации составил соответственно 8,1 22,9 10,6 5,0%. Взносы в фонд социального обеспечения составляют в США для служащих — 11,1%, для предпринимателей — 16,6% в Японии — соответственно 10,2 и 14,8% в Англии — 8,3 и 9,4% в Германии — 16,1 и 19,1%. Помимо прямых налогов широко применяется система косвенного налогообложения (см. Косвенный налог). [c.47]
В последние годы в западных странах прослеживается не очень четко выраженная, но все же заметная тенденция к снижению ставок индивидуального подоходного налога. Масштаб снижения, как правило, невелик, что можно видеть на примере изменения налоговой сетки во Франции. [c.68]
Изменение станок индивидуального подоходного налога во Франции [c.68]
РЛД = СЛД — Располагаемый личный доход потребитель частично расходует на потребление (С), частично сберегает (S). [c.422]
Анализ структуры доходной части бюджетов стран с развитой рыночной экономикой позволяет констатировать высокий удельный вес индивидуальных подоходных налогов (до 50% и более), следом идут социальные налоги, или налоги на социальное страхование (до 30% и более), далее в убывающем порядке идут налоги на прибыль корпораций, акцизы, таможенные пошлины и т. д. В странах с переходной экономикой ситуация иная основными доходными статьями бюджета являются налоги на прибыль и налоги с продаж. Доля же индивидуальных подоходных налогов невелика, вследствие относительно невысокого уровня жизни большей части населения. [c.592]
Прогрессивным является налог, у которого средняя ставка повышается по мере увеличения дохода — линия Т1 (см. рис. 30.3). У пропорционального налога средняя ставка не изменяется, а у регрессивного — падает по мере роста налогооблагаемого дохода, что и показывают, соответственно, линии Т2 и Т3. К разряду прогрессивных относится индивидуальный подоходный налог. Пропорциональными, как правило, являются корпоративный подоходный налог и налог с фонда оплаты труда, соответственно характеризуемые единообразными налоговыми ставками. Акцизы и другие налоги с продаж считаются регрессивными, поскольку затрагивают большую часть дохода бедного домохозяйства, чем богатого. Это объясняется тем, что домохозяйство, имеющее более высокий доходный статус, избегает налога на сберегаемую часть своего дохода. [c.596]
Борьба за равномерное распределение налогового бремени привела к тому, что к началу XX в. налоги на собственность (капитал) заняли ведущее место в доходах бюджетов ведущих капиталистических стран. В США в 1902 г. налоги на собственность составили 41,8% всех налоговых поступлений2. В XX в. финансовая наука и практика сумели решить проблему социальной справедливости и защиты интересов капитала одновременно, превратив индивидуальный подоходный налог в основной источник налоговых поступлений. В США в 1986 г. поступления от подоходного налога составили 60,5% общей суммы налогов, а от налога на собственность — 8,5%3. [c.104]
В наступившем XXI в. во всех странах используется система индивидуального общеподоходного обложения с различной степенью прогрессии. Доля индивидуального подоходного налога в общем объеме налоговых поступлений в 80-е гг. составляла от 38% в Великобритании до 60,5% в США. В среднем по промышленно развитым странам индивидуальный подоходный налог дает от 25 до 50% всех бюджетных поступлений. [c.143]
Снижение налогов. Есть и альтернативный путь для того чтобы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо от AD2 до ADlt правительство может снизить налоги. Предположим, правительство сократило индивидуальный подоходный налог на 6,67 млрд дол., в результате чего располагаемый доход увеличился на такую же величину. Потребление возрастет на 5 млрд дол. (= ПСП 0,75 х 6,67 млрд дол.), а сбережения увеличатся на 1,67 млрд дол. (= ПСС 0,25 х 6,67 млрд дол.). В данном случае горизонтальный отрезок между AD2 и пунктирной нисходящей линией на рис. 12-1 представляет исходное увеличение потребительских расходов, равное 5 млрд дол. Мы опять говорим о первоначальном , или исходном , увеличении потребительских расходов, потому что благодаря эффекту мультипликатора оно возрастает в последующих циклах расходов. Кривая совокупного спроса сдвинется вправо на величину, в 4 раза превышающую первоначальное увеличение потребления на 5 млрд дол., обусловленное сниже- [c.253]
Стимулы к труду. Снижение индивидуального подоходного налога увеличивает также посленало-говую величину заработной платы, то есть цену труда, и, следовательно, усиливает стимулы к труду. Многие из тех, кто все еще не входит в состав рабочей силы, будут стремиться предложить свои услуги при более высокой зарплате после уплаты налогов. [c.266]
В условиях посткапиталистического общества во второй половине XX в. государство в странах Запада перешло к обобществлению некоторых условий воспроизводства рабочей силы. Особенно быстро здесь развивалась социальная инфраструктура, в значительной мере финансируемая за счет государства. В нее входят учреждения здравоохранения, образования, переподготовка работников и т.п. Так, в 1990 г. в бюджете США расходы на образование, производственное обучение, занятость, социальное обеспечение, здравоохранение и программу медицинского обслуживания Медикэр , социальное страхование, а также на доходы, выплаты и услуги ветеранам составили в общей сумме свыше 460 млрд. долл., или 40% всех расходов бюджета. Между тем сумма индивидуального подоходного налога составила 393 млрд. долл., сумма налогов и взносов в фонды социального страхования — 303 млрд. долл., а налоги на прибыль предпринимателей — 84 млрд. долл. [c.471]
Какие налоги платит индивидуальный предприниматель
Прежде чем начать собственное дело, всегда требуется разработать бизнес-план будущего предприятия. И в этих расчетах особое внимание необходимо уделить вопросу, какие налоги платит ИП.
От чего зависят вид и размер налогов
Дело в том, что в структуре расходов любого бизнеса расходы на оплату налогов, и отчислений во внебюджетные фонды занимают значительную долю. Поэтому крайне важно правильно их рассчитать еще на стадии запуска бизнеса.
Налоги ИП зависят от выбранного им режима налогообложения. В зависимости от этого он может платить один налог раз в год или совершать налоговые отчисления по нескольким направлениям ежеквартально.
Отметим, что на сегодняшний день индивидуальный предприниматель, как правило, самостоятельно выбирает удобный вид налогообложения, так что какие налоги платит ИП, чаще всего решает он сам.
Большинством применяются специальные налоговые режимы, которые предусматривают упрощенный порядок ведения бухгалтерской документации, меньший объем налоговой отчетности, а так же минимальное количество платежей.
Возможность применения того или иного специального режима зависит от вида деятельности индивидуального предпринимателя, а также объемов выручки, количества наемных сотрудников. Кроме того, законодательство не запрещает ИП применять и общий режим налогообложения, а в некоторых случаях он обязан использовать только его.
Таким образом, чтобы определить, сколько налогов платит ИП, стоит рассмотреть каждый из налоговых режимов более детально.
Режимы налогообложения
Используется индивидуальными предпринимателями нечасто, но все же в практике встречается. Его использование предусматривает следующие налоги:
- на доходы физических лиц (НДФЛ), уплачиваемый со всех доходов предпринимателя;
- на добавленную стоимость (НДС);
- на недвижимое имущество, используемое в предпринимательских целях.
Таким образом, общий режим налогообложения предусматривает уплату как минимум двух налогов. В этом случае ИП платит НДС, а также НДФЛ за себя.
Налог на вмененный доход
На текущий момент ЕНВД носит добровольный характер, и предприниматель вправе самостоятельно выбрать данный режим или использовать иной. Этот налоговый режим предусматривает оплату единого налога с вмененного дохода, размер которого определяется по специальной формуле.
В расчет входит величина базовой доходности, которая устанавливается специальным распоряжением органов власти субъекта федерации, а также ряд коэффициентов, которые отражают специфику работы предпринимателя, например, режим работы, сезонность и т. д. и ставку налога.
Как показывает практика, налог, в момент его введения встреченный малым бизнесом в штыки, сейчас пользуется популярностью. Дело в том, что для успешного бизнеса данный налоговый режим часто не является серьезной финансовой нагрузкой и позволяет заранее планировать необходимую сумму отчислений.
Однако на начальном этапе ведения бизнеса, когда финансовые потоки еще недостаточно стабильны, уплата ЕНВД может вызвать определенные сложности. Поэтому наиболее выгоден такой вид налогообложения для стабильно работающих предпринимателей.
Отметим, что, в отличие от УСН, здесь нет опасности утратить право на использование данного режима при значительном увеличении доходов, разве только если штат работников превысит 100 человек или местные власти выведут вид деятельности из перечня видов, подпадающих под ЕНВД.
Патентная система
Данный режим предусматривает уплату фиксированного налога в виде оплаты стоимости патента на определенный вид деятельности на конкретный период времени. Стоимость патента устанавливается субъектами федерации, также они определяют перечень видов деятельности, которые могут использовать такую систему налогообложения.
Упрощенная система
Является самым распространенным вариантом в малом бизнесе. При этом предприниматель вправе выбрать объект налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
В первом случае налог на доход ИП составляет 6% от всей полученной в отчетном периоде выручки. Во втором предусматривается уплата налога в размере 15% от суммы доходов, полученных в ходе предпринимательской деятельности, уменьшенных на сумму расходов, понесенных в этот период. В данном случае налог представляет собой налог на прибыль ИП.
Отметим, что в качестве расходов признаются только те, что входят в специальный перечень в Налоговом кодексе РФ, при этом данные расходы должны быть связаны непосредственно с предпринимательством.
Таким образом, ответ на вопрос о налогах, которые должен платить предприниматель, порождает другой: какую систему выбрать налогообложения выбрать? Здесь всё зависит от предпринимателя, точнее, от специфики осуществляемой им деятельности.
Для некоторых контрагентов чрезвычайно важно, чтобы их контрагент ИП был плательщиком НДС. Например, многие федеральные компании, в том числе и с иностранным участием рассматривают коммерческие предложения только в том случае, если в стоимость входит налог на добавленную стоимость. Таким образом, для некоторых индивидуальных предпринимателей НДС является необходимостью, а значит, они вынуждены применять общий режим налогообложения.
Впрочем, законодательство не ограничивает возможности предпринимателей, использующих иные налоговые режимы, выставлять счета с НДС. В таком случае ИП должен выплатить НДС в установленном порядке, а также сдать отчетность по данному налогу. При этом не стоит бояться, что в таком случае ИП заставят перейти на ОСНО – таких норм в законодательстве нет.
Налоги ИП при УСН платить гораздо проще. Выбор иного специального налогового режима зависит также от интересов предпринимателя и от законодательной возможности его применения. В жизни нередко возникают ситуации, когда к одному виду деятельности применимо несколько систем налогообложения. В таком случае необходимо произвести детальные расчеты по каждой, при этом всегда надо исходить из самого пессимистичного сценария, что позволит максимально объективно определить привлекательность того или иного варианта.
Но не стоит забывать, что возможно повышение налогов для ИП, а также то, что предприниматель должен платить еще иные налоги, которые зависят от его положения, как гражданина, так и ИП.
Иные налоги предпринимателя
Независимо от используемой системы налогообложения, предприниматель должен осуществлять выплату некоторых иных отчислений.
Пенсионные взносы
Законодательством предусмотрены взносы ИП в Пенсионный фонд. При этом на размер и порядок уплаты данных взносов не влияет вид деятельности предпринимателя или используемая система налогообложения. Отметим также, что пенсионные взносы для ИП носит фиксированный характер и подлежат уплате раз в год.
Налог на имущество
Также в качестве гражданина индивидуальный предприниматель производит оплату имущественных налогов, например: транспортный, на недвижимость. Отметим, что налог на имущество может уплачиваться как собственником – гражданином, так и собственником – ИП, если имущество используется в коммерческих целях.
На практике чаще всего происходит выплата данного налога по первому сценарию. Отметим, что, находясь на общем режиме налогообложения, ИП должен платить налог на имущество именно как предприниматель, но в реальности такое происходит крайне редко. Что касается транспортного налога, то его уплата осуществляется в порядке, действующем для обычных граждан, при этом использование транспорта в коммерческих целях не оказывает какого-либо влияния.
Подоходный налог
Важно помнить, что подоходный налог с индивидуальных предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы, не взимается. Законодательство исходит из того, что ИП получает все свои доходы от предпринимательской деятельности, при этом им производится выплата определенных налогов, поэтому взимание НДФЛ станет двойным налогообложением, что не допускается.
При этом обязанность платить НДФЛ ИП в 2018 году, как и ранее, возникает при использовании им общей системы налогообложения.
Налоги за работников
Предприниматель, использующий наемных работников, обязан выполнять обязанности налогового агента. Налоги ИП за работников выплачиваются в порядке, установленном законодательством для работодателей. Так, он должен осуществлять перечисления в бюджет подоходного налога со всех выплат своим работникам.
При этом, если налоговый режим освобождает индивидуального предпринимателя от НДФЛ, то уплата данного налога за работников остается обязательной.
Также обязательный характер носят отчисления и взносы во внебюджетные фонды. Следует помнить, что, если за себя предприниматель платит раз в год фиксированную сумму в ПФР, то за работников платежи производятся ежемесячно и зависят от суммы выплаченного им дохода.
Специфические виды налогов
Кроме того, на предпринимателе лежит обязанность по уплате отдельных видов налогов, которые зависят от особенностей ведения бизнеса, например, за использование водных ресурсов, за добычу полезных ископаемых и т. д. Также он обязан производить оплату акцизных сборов, если им осуществляется реализация подакцизных товаров.
Таким образом, налоговую нагрузку можно рассчитать еще до начала ведения бизнеса: вся информация находится в открытых источниках и доступна для изучения. Поэтому нельзя говорить, что непомерно высокие налоги неожиданно подкашивают бизнес.
Именно расходы на уплату налогов являются самыми стабильными и предсказуемыми, в бизнесе, что позволяет включать их в бизнес-план еще на стадии подготовки.
Для действующего же бизнеса требуется, прежде всего, регулярно отслеживать изменения в законодательстве, а также своевременно производить все необходимые платежи в бюджет, сдавать установленные формы отчетности. И тогда никаких проблем по уплате налогов у предпринимателя возникнуть не должно.
Где платить налоги ИП: Видео
Должен ли ИП платить подоходный налог, если он работает на УСН?
Здравствуйте, уважаемые читатели! Для индивидуальных предпринимателей существует несколько доступных налоговых режимов – патентная система, ЕНВД, ОСНО. Но самой востребованной является упрощённая система (или, как её все называют, «упрощёнка»). Один из наиболее часто задаваемых вопросов от предпринимателей — платит ли ИП подоходный налог при УСН?
Давайте разберёмся в этом детально, так как всё не так однозначно, как кажется. А начнём мы с общей темы.
Что должен платить ИП, работающий на УСН?
Упрощённый режим позволяет значительно снизить сумму уплачиваемых в бюджет взносов, а также упростить предоставляемую отчётность. Существуют 4 группы платежей, которые осуществляет индивидуальный предприниматель:
- «За себя» — обязательные перечисления на пенсионное и медицинское страхование (если раньше их нужно было платить в ПФР, то с 2017 года страховые взносы ИП уплачиваются в ФНС — читайте об этом ЗДЕСЬ).
- За нанятый персонал (ИП может нанимать сотрудников — это не запрещено).
- Налоги с прибыли, которые зависят от выбранной налоговой базы и соответствующей ставки (доходы — 6%, доходы минус расходы — 15%).
- Специализированные виды платежей – например, на добычу полезных ископаемых, за реализацию или производство подакцизных товаров и прочие, зависящие от вида деятельности.
Если вы являетесь ИП, работаете в одиночку, а ваша деятельность не подразумевает дополнительных сборов, то вы оплачиваете только обязательные взносы и налог на прибыль. Ничего сложного. Но как же быть с подоходным сбором 13%, который, как думается, должны уплачивать все?
ИП может осуществлять свою деятельность как в одиночку, так и нанимать сотрудников со стороны — об этом мы уже упомянули. В основном из-за этого и возникают споры по поводу того, что и кому надо платить. Чтобы расставить все точки над «и», зададим 2 вопроса.
Вопрос №1: Нужно ли перечислять подоходный налог при УСН, если предприниматель работает один?
Ответ. Во-первых, законодательно нет такого понятия — «подоходный». Правильно его называть — «налог на доходы физических лиц» (в сокращённом виде — НДФЛ). Во-вторых, если вы осуществляете свою деятельность в одиночку, без нанятых сотрудников, то ОСВОБОЖДАЕТЕСЬ от уплаты НДФЛ. Он как бы входит в тот платёж по УСН, который вы перечисляете ежегодно (советуем прочитать статью о том, как правильно рассчитать налог по УСН).
При этом от фиксированных взносов на ОПС и ОМС освободиться нельзя — их надо платить в обязательном порядке. В 2018 году их сумма составляет:
- пенсионное страхование — 26 545 рублей.
- медицинское страхование — 5 840 рублей.
В общей сложности предпринимателю за 2018 год придётся заплатить страховые взносы в сумме 32385 рублей, если он работает один.
Если доход ИП за год составит более 300 000 рублей, то дополнительно оплачивается 1% от суммы, превышающей 300 тысяч.
Вопрос №2: Надо ли при УСН платить подоходный налог за наёмных работников?
Ответ: Как только вы принимаете сотрудников на работу, то берёте на себя определённые обязательства. Исходя из суммы заработной платы и в соответствии с законодательством РФ, вы рассчитываете и перечисляете НДФЛ за каждого нанятого сотрудника. Он составляет 13% от заработной платы. При перечислении подоходного налога учитываются различные вычеты, которые может получить работник.
Дополнительно каждый индивидуальный предприниматель рассчитывает и перечисляет взносы в ИФНС и ФСС на каждого сотрудника. Ведь вы же не хотите оставить своих работников без пенсии, да и судебные разбирательства наверняка будет для вас лишними.
Учтите один важный момент: если фиксированную выплату за себя в ФНС вы можете заплатить 1 раз в год (внеся всю сумму сразу), то за наёмных работников вам придётся делать это ЕЖЕМЕСЯЧНО. Это правило касается и уплаты подоходного налога.
Конечно, всё это усложняет работу индивидуального предпринимателя, но таков порядок перечисления платежей — с этим ничего не поделаешь. Законы нужно соблюдать.
Когда я регистрировал ИП, то думал, что не разберусь во всех видах обязательных взносов. Когда, кому и сколько уплачивать — эти вопросы требовали того, что в них надо было вникать. После того, как я стал пользоваться сервисом онлайн-бухгалтерии «Контур.Эльба» , я понял, что мне не придётся ничего считать и искать вручную. Сервис всё делает за меня и значительно упрощает мне жизнь. Вот такие дела)
Надеюсь, что данная статья была вам полезна. Если у вас остались какие-то вопросы, отвечу на них в комментариях.
Индивидуальные налоги в России, ставки и особенности
Каждый работающий гражданин или резидент, то есть иностранец, работающий на территории нашей страны, является налогоплательщиком, это факт. Но при этом суммы взимаются с каждого индивидуально в зависимости от дохода, социальных льгот и других показателей. Физические лица облагаются целым рядом налогов, начиная с прямых отчислений, заканчивая косвенными сборами.
Что представляет собой индивидуальный налог?
Индивидуальный налог – это вид налогообложения, взимаемый с физических лиц с получаемого дохода, который включает в себя заработную плату, дивиденды по ценным бумагам и проценты с прибыли. Также к индивидуальным налогам относится транспортный и налог на имущество. Кроме того, работодатель платит за каждого из своих сотрудников ЕСН (единый социальный налог), сумма которого распределяется между социальными службами и пенсионным фондом. Именно из этих средств оплачиваются больничные, а также осуществляются выплаты по декрету.
Все эти налоги выплачиваются по следующим ставкам для граждан РФ:
1. 13% – подоходный налог;
2. 9% – налог на дивиденды от вложенных средств;
3. 35% – налог на выигрыши.
Для резидентов РФ ставки по подоходному налогу составляют 30%, а ставка на дивиденды – 15%.
Все налогоплательщики в РФ имеют право на льготы в виде налогового вычета на недвижимость, с этого года максимальная сумма выплаты составляет 2 млн рублей, а также на медицинские услуги и образование.
Пропорциональная шкала индивидуального подоходного налога
Подоходный налог является одним из основных, так как его платят все трудящиеся граждане. Именно эти выплаты — основа бюджета муниципалитетов. Долгое время в России действовала единая ставка подоходного налога в размере 13% от заработной платы.
Начиная с 2014 года, вступили в силу изменения по начисление НДФЛ в зависимости от суммы совокупного годового дохода, в который включаются все виды прибыли физического лица, без учета уплаты различных штрафов или взысканий. Так,
для физических лиц, чей годовой доход превышает 512 тыс. руб., ставка подоходного налога возрастет до 23%.
Такая тенденция к увеличению объема налогообложения взята у европейских стран, где объем ежегодного дохода прямо пропорционален ставке. Так, граждане Франции, чей доход за год не превышает 6000 евро, освобождаются от уплаты НДФЛ, а те, кто получают более 1 млн евро, должны выплачивать 75%.
Индивидуальные косвенные налоги
Кроме прямых налогов, практически каждый житель нашей страны оплачивает целый ряд косвенных, сумма которых включается в стоимость товара или услуги. К косвенным относятся: налог на добавленную стоимость, различные пошлины, включая таможенные, акцизы и налоги с продаж.
Все эти сборы оплачиваются конечным потребителем в полном объеме. Но в связи с существенным увеличением итоговой стоимости на те или иные товарные категории с начислением НДС, производители и продавцы зачастую вынуждены снижать саму стоимость товара для формирования спроса.
Индивидуальные налоги составляют максимальную часть городских и областных бюджетов, без которых невозможно сформировать социальную политику регионов.
Кто платит индивидуальный подоходный налог
Кто является плательщиками ИПН?
Плательщиками ИПН, согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса, являются физические лица, имеющие объекты налогообложения
Кто является плательщиком ИПН?
физические лица — резиденты, имеющие объекты налогообложения
физические лица — нерезиденты, имеющие объекты налогообложения
Что является объектом налогообложения ИПН?
Согласно пункту 1 статьи 155 Налогового кодекса, объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физического лица в виде:
1) доходов, облагаемых у источника выплаты;
2) доходов, не облагаемых у источника выплаты.
Что относится к доходам, облагаемым у источника выплаты?
Согласно положениям статьи 160 Налогового кодекса, доходам, облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:
1) доход работника;
2) доход физического лица от налогового агента;
3) пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов;
4) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;
6) доход по договорам накопительного страхования.
Что относится к доходам, не облагаемым у источника выплаты?
Согласно положениям статьи 177 Налогового кодекса, к доходам, не облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:
1) имущественный доход;
2) доход индивидуального предпринимателя;
3) доход частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов;
4) прочие доходы.
Помимо вышеуказанных доходов, облагаемых ИП, существуют доходы, которые не рассматриваются в качестве дохода физического лица, указанные в пункте 3 статьи 155 Налогового кодекса, и доходы, не подлежащие обложению ИПН, указанные в статье 156 Налогового кодекса.
Что является объектом ИПН?
доходы, облагаемые у источника выплаты — доход работника, доход от разовых выплат, доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, стипендии, доход по договорам накопительного страхования.
доходы, не облагаемые у источника выплаты — имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан
доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению — адресная социальная помощь, вознаграждения по вкладам в банках, алименты, доходы от операций с государственными ценными бумагами, все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, выигрыши по лотерее в пределах 50-ти % от минимальной заработной платы, выплаты для оплаты медицинских услуг, компенсации при служебных командировках в пределах установленных норм, и некоторые другие доходы.
Какие в настоящее время существуют ставки по ИПН?
Согласно статье 158 Налогового кодекса в настоящее время действуют следующие ставки по ИПН:
1. Доходы налогоплательщика, за исключением доходов физических в виде дивидендов, облагаются налогом по ставке 10 процентов.
2. Доходы в виде дивидендов, полученные из источников в Республике Казахстан и за ее пределами, облагаются по ставке 5 процентов.
Какие налоговые вычеты предусмотрены при исчислении ИПН?
Согласно статье 166 Налогового кодекса, при определении дохода работника, облагаемого у источника выплаты, за каждый месяц в течение календарного года независимо от периодичности выплат применяются следующие налоговые вычеты:
1) сумма в минимальном размере заработной платы, установленном законом о республиканском бюджете и действующем на дату начисления дохода, на соответствующий месяц, за который начисляется доход. Общая сумма налогового вычета за год не должна превышать общую сумму минимальных размеров заработной платы, установленных законом о республиканском бюджете и действующих на начало каждого месяца текущего года;
2) сумма обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении;
3) сумма добровольных пенсионных взносов, вносимых в свою пользу;
4) сумма страховых премий, вносимых в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования;
5) суммы, направленные на погашение вознаграждения по займам, полученным физическим лицом-резидентом Республики Казахстан в жилищных строительных сберегательных банках на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных строительных сбережениях;
6) расходы на оплату медицинских услуг (кроме косметологических) в размере и на условиях, установленных пунктом 6 настоящей статьи.
2. Если сумма налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, превышает определенную за месяц сумму дохода работника, подлежащего налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса, уменьшенного на сумму обязательных пенсионных взносов, то сумма превышения последовательно переносится на последующие месяцы в пределах календарного года для уменьшения налогооблагаемого дохода работника.
При изменении в течение налогового периода работодателя, за исключением случаев его реорганизации, сумма превышения, образовавшаяся за период работы у предыдущего работодателя, не учитывается у нового работодателя.
3. В случае если физическое лицо являлось работником менее шестнадцати календарных дней в течение месяца, то при определении дохода работника налоговый вычет в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи не производится.
4. Право на налоговый вычет в соответствии с подпунктами 1), 3) — 6) пункта 1 настоящей статьи предоставляется налогоплательщику по доходам, получаемым только у одного из работодателей, на основании поданного им заявления.
5. Право на налоговые вычеты, установленные подпунктами 3) — 5) пункта 1 настоящей статьи, предоставляется при наличии соответствующих документов:
1) договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов и документа, подтверждающего уплату добровольных пенсионных взносов;
2) договора страхования и документа, подтверждающего уплату страховых премий;
3) договора банковского займа с жилищным строительным сберегательным банком на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан и документа, подтверждающего погашение вознаграждения по указанному займу.
6. Право на налоговый вычет, установленный подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи, предоставляется налогоплательщику на следующих условиях:
1) общая сумма налогового вычета, предоставляемого в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи, и сумма корректировки, предоставляемой в соответствии с подпунктом 18) пункта 1 статьи 156 настоящего Кодекса, в совокупности за календарный год не превышает 8-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;
2) работником представлены документы, подтверждающие получение медицинских услуг (кроме косметологических) и фактические расходы на их оплату.
Какие сроки удержания и уплаты ИПН?
По доходам, облагаемым ИПН у источника выплаты, согласно положениям статьи 161 Налогового кодекса:
1. Исчисление ИПН производится налоговым агентом при начислении дохода, подлежащего налогообложению.
2. Удержание индивидуального подоходного налога производится налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
3. Налоговый агент осуществляет перечисление индивидуального подоходного налога по выплаченным доходам не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата дохода, по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
По доходам работника структурных подразделений налогового агента перечисление индивидуального подоходного налога производится в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурных подразделений.
Юридическое лицо своим решением вправе признать налоговым агентом по индивидуальному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты, свое структурное подразделение по доходам, облагаемым у источника выплаты, которые выплачены (подлежат выплате) таким структурным подразделением.
При этом решение юридического лица или отмена такого решения вводится в действие с начала квартала, следующего за кварталом, в котором принято такое решение.
В случае если налоговым агентом признается вновь созданное структурное подразделение, то решение юридического лица о таком признании вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с начала квартала, следующего за кварталом, в котором создано данное структурное подразделение.
Структурные подразделения, признанные по решению юридического лица-резидента налоговыми агентами для целей раздела 12 настоящего Кодекса, признаются самостоятельными плательщиками социального налога.
4. Исчисление и удержание налога с доходов по депозитарным распискам производятся эмитентом базового актива таких депозитарных расписок.
5. Сроки уплаты индивидуального подоходного налога налоговыми агентами, применяющими специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации и крестьянских или фермерских хозяйств, установлены статьями 438 и 446 Налогового кодекса.
По доходам, не облагаемым у источника выплаты, согласно статье 178 Налогового кодекса в общем случае, исчисление ИПН, производится налогоплательщиком за налоговый период самостоятельно путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к облагаемой сумме соответствующего дохода, не облагаемого у источника выплаты, за исключением налогоплательщиков, указанных в пунктах 4 и 5 настоящей статьи.
При этом сумма исчисленного индивидуального подоходного налога уменьшается на сумму индивидуального подоходного налога, на которую осуществляется зачет в соответствии со статьей 223 Налогового кодекса.
Облагаемая сумма соответствующего дохода, не облагаемого ИПН у источника выплаты, определяется как разница между доходом, подлежащим налогообложению, и налоговыми вычетами (П. 1 ст. 178: в ч. 1 слова заменены; дополнен ч. 2; в ч. 2 слова заменены и исключены ЗРК от 21.07.2011 г. № 467-IV)
2. При наличии у налогоплательщика нескольких видов доходов, не облагаемых у источника выплаты, за исключением доходов частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов, исчисление индивидуального подоходного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения ставки в размере 10% к сумме всех видов доходов, не облагаемых у источника выплаты.
3. Налоговые вычеты, установленные пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса, применяются при исчислении индивидуального подоходного налога по совокупной сумме доходов, не облагаемых у источника выплаты, в случае, если указанные вычеты не были произведены при определении дохода работника.
4. Индивидуальные предприниматели, кроме указанных в пункте 5 настоящей статьи, производят исчисление налога по доходам индивидуального предпринимателя за налоговый период самостоятельно. Сумма налога исчисляется путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к доходу индивидуального предпринимателя, уменьшенному на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков, переносимых в соответствии со статьей 137 настоящего Кодекса.
При этом сумма исчисленного индивидуального подоходного налога уменьшается на сумму индивидуального подоходного налога, на которую осуществляется зачет в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса.
5. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, производят исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, облагаемым в рамках указанных специальных налоговых режимов.
Кто, когда и в каком виде обязан представлять в налоговые органы отчётность по ИПН?
В действующем налоговом законодательстве существуют различные требования по представлению в налоговые органы отчётности по ИПН по отношению к налоговым агентам, производящим удержание ИПН у источника выплаты, и к лицам, получающим доходы, не облагаемые ИПН у источника выплаты, а также к отдельным категориям физических лиц.
Согласно положениям статьи 162 Налогового кодекса декларация по ИПН и социальному налогу по гражданам Республики Казахстан представляется налоговым агентом в налоговые органы по месту уплаты налога не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
Декларация по ИПН и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства представляется налоговым агентом в налоговые органы по месту уплаты налога ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в который входят отчетные налоговые периоды.
Налоговые агенты, применяющие специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств и для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не представляют декларацию по ИПН и социальному налогу по деятельности, на которую распространяются данные режимы.
Налоговые агенты, имеющие структурные подразделения, представляют приложение по исчислению суммы ИПН и социального налога по структурному подразделению к декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу в налоговый орган по месту нахождения структурного подразделения.
Вместе с тем, согласно положениям статьи 185 Налогового кодекса, декларацию по ИПН представляют следующие налогоплательщики-резиденты:
1) индивидуальные предприниматели;
2) частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты;
3) физические лица, получившие имущественный доход;
4) физические лица, получившие прочие доходы, в том числе доходы за пределами Республики Казахстан;
5) физические лица, имеющие деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.
Депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи, а также физические лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», представляют декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.
Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, по доходам, включаемым в объект налогообложения в соответствии со своим специальным режимом, не предоставляют декларацию по ИПН.
Согласно положениям статьи 186 Налогового кодекса, декларация по ИПН представляется в налоговый орган по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, за исключением случаев, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».
В соответствии с положениями статьи 187 Налогового кодекса, в случаях неподтверждения уплаты ИПН вышеперечисленными налогоплательщиками, исчисление ИПН производится путем применения ставки в размере 10%, установленной пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса, к сумме дохода, по которому не подтверждена уплата индивидуального подоходного налога.
Источник: Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12 2008 года № 99-IV в редакции по состоянию на 01.01.2012 года.