Курсовой налоговая отчетность

Курсовая. Налоговая отчетность НДС порядок формирования и представления. 2016 58%

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ НДС В РОССИИ 5
1.1. История НДС в России 5
1.2. Нормативно-правовые акты исчисления, взимания и ведения учета НДС в России 9
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПО НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1. Налоговая отчетность юридических лиц в Российской Федерации 17
2.2. Особенности формирования налоговой отчётности по НДС 22
2.4. Порядок предоставления деклараций по НДС 29
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ПО НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

В условиях рыночной экономики для нашего государства взимание налога на добавленную стоимость (НДС) является более эффективным по сравнению с налогом с продаж.
Решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей.
Учет и отчетность играют большую роль в определении конечной суммы того или иного налога, применительно к данной теме — НДС, а так как налоги являются основным источником пополнения бюджетов всех уровней, то от правильности их исчисления зависит эффективность функционирования всего государства. Этим фактом также подтверждается актуальность и значимость данной темы.
Налоговая отчетность по тому или иному виду налога представляет собой совокупность документов, в которых отражены основные сведения об исчислении и уплате налога физическими лицами, индивидуальными предпринимателями лили юридическими лицами. К основным формам налоговой отчетности относят налоговые декларации и налоговые расчеты авансового платежа.
Налоговая декларация по налогу, в том числе и по НДС является официальным заявлением налогоплательщика, которое содержит в себе сведения об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах. С 2014 году произошли изменения, касающиеся отчетности по НДС. Теперь плательщики налога на добавленную стоимость обязаны представлять декларации по данному налогу только в электронном виде. Последние изменения в налоговом законодательстве, а также изменившийся порядок составления деклараций по НДС обусловили актуальность курсовой работы на тему «Налоговая отчётность по НДС: порядок формирования и представления».
Целью курсовой работы является изучение особенностей формирования и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.
Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма формирования деклараций по НДС.
Объектом курсовой работы является налоговая отчетность по НДС.
Задачами курсовой работы является:
— рассмотрение основных исторических аспектов развития НДС в Российской Федерации;
— исследование нормативно-правовых актов, регулирующих исчисление и взимание НДС в России;
— исследование особенностей налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость в Российской Федерации;
— анализ нормативного регулирования налогового учета НДС;
— исследование особенностей порядка составления и предоставления деклараций по НДС;
— оценка направлений совершенствования налогового учета и отчетности по НДС в Российской Федерации.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литература.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать любую авторскую учебную работу от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Налоговая декларация, ее предоставление

Главная > Реферат >Финансовые науки

1. Особенности предоставления налоговых деклараций. Заполнение титульного листа декларации

2. Особенности предоставления налоговых деклараций по УСНО

3. Особенности предоставления налоговых деклараций по ЕНВД

4. Особенности предоставления и заполнения налоговых деклараций по ЕСХН

Как устанавливает пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики представляют в налоговый орган по месту учета в установленном порядке декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

Налоговая декларация — это основной документ налоговой отчетности.

Формы деклараций и инструкции по их заполнению утверждаются приказами Минфина (ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК РФ). Данное право предоставлено финансовому ведомству со 2 августа 2004 г., когда вступили в действие поправки, внесенные в п. 7 ст. 80 НК РФ Федеральным законом от 29.06.2004 N 58. До этого формы деклараций и порядок их заполнения утверждала ФНС России. Такие акты являются обязательными для налогоплательщика, однако он может обжаловать положения инструкций о порядке заполнения налоговых деклараций в суде. Бланки деклараций, а также разъяснения о порядке их заполнения предоставляются налогоплательщику налоговыми органами бесплатно (п. 2 ст. 80, пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

По определению п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Существуют особенности представления деклараций в определенных ситуациях.

1. Особенности предоставления налоговых деклараций. Заполнение титульного листа декларации

Формы деклараций и инструкции по их заполнению утверждаются приказами Минфина (ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК РФ). Данное право предоставлено финансовому ведомству со 2 августа 2004 г., когда вступили в действие поправки, внесенные в п. 7 ст. 80 НК РФ Федеральным законом от 29.06.2004 N 58. До этого формы деклараций и порядок их заполнения утверждала ФНС России. Такие акты являются обязательными для налогоплательщика, однако он может обжаловать положения инструкций о порядке заполнения налоговых деклараций в суде. Бланки деклараций, а также разъяснения о порядке их заполнения предоставляются налогоплательщику налоговыми органами бесплатно (п. 2 ст. 80, пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

По общему правилу налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать положенный к уплате налог (п. 1 ст. 45 НК РФ), отразить в декларации полученный результат и уплатить соответствующую денежную сумму в бюджет. В специально установленных законом случаях сумму налога рассчитывают налоговые органы, а налогоплательщику высылают требование о ее уплате (например, транспортный налог в отношении физических лиц — п. 1 ст. 362 НК РФ).

Процедура исполнения обязанности по уплате налога состоит из нескольких этапов — заполнение декларации, ее представление в налоговый орган, уплата налога. Как известно, налоги должен уплачивать сам налогоплательщик, поручить исполнение данной обязанности третьим лицам он не может. Но на основании п. 2 ст. 80 НК РФ в старой редакции или п. 4 этой статьи в редакции, действующей с 01.01.2007, налогоплательщик вправе подать декларацию в ИФНС через представителя.

Налоговую декларацию подписывает законный представитель налогоплательщика (руководитель организации). С 1 января 2007 г. уполномоченный представитель налогоплательщика будет вправе подписывать налоговую декларацию. В этом случае к декларации нужно прилагать документ, подтверждающий право представителя на ее подписание (п. 5 ст. 80 НК РФ).

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, которое вправе представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ). Действия представителя налогоплательщика будут расцениваться налоговым органом как действия самого налогоплательщика. Соответственно, нарушения, допущенные представителем при выполнении поручения, не освобождают налогоплательщика от ответственности.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) (ст. 80 НК РФ).

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде (ст. 80 НК РФ).

Таким образом, представлять декларацию нужно либо в электронном формате, либо на бумажном носителе. В последнем случае декларацию можно заполнить рукописным или машинописным способами, чернилами черного либо синего цвета или распечатать на принтере. При распечатке на принтере декларации, заполненной машинописным способом, допускается отсутствие обрамления ячеек и прочерков для незаполненных ячеек. Расположение и размеры зон значений показателей не должны изменяться. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16 — 18 пунктов.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют декларацию по установленным форматам в электронном виде.

Даты и способы представления декларации:

— дата получения в налоговом органе при ее подаче лично или через представителя;

— дата отправки корреспонденции с описью вложения при ее отправке по почте;

— дата отправки по телекоммуникационным каналам, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи, при передаче этим способом.

Для каждого показателя в декларации предназначено одно поле, состоящее из определенного количества ячеек. В каждом поле указывается только один показатель, за исключением даты. Данному показателю в утвержденной форме соответствуют три поля: день, месяц и год, разделенные точкой.

В верхней части каждой страницы надо указать ИНН и КПП организации. Если ИНН организации состоит меньше чем из 12 знаков (столько ячеек предусмотрено для ИНН в декларации), например 5024002119, то ячейки заполняются следующим образом: ИНН 5024002119—.

Поля декларации заполняются значениями текстовых, числовых, кодовых показателей слева направо начиная с первой (левой) ячейки. В случае отсутствия данных для заполнения показателя ставится прочерк по всей длине показателя или по правой его части (при неполном заполнении). Показатель «Код по ОКАТО», под который отводится одиннадцать ячеек, отражается начиная с первой ячейки. Незаполненные ячейки (справа от значения кода) заполняются нулями. Например, для кода ОКАТО 12445698 в поле «Код по ОКАТО» записывается одиннадцатизначный код 12445698000.

Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Заполнять текстовые поля декларации необходимо заглавными печатными символами.

Традиционно заполнение декларации начинается с титульного листа.

Общие требования к порядку заполнения титульного листа декларации таковы:

— все показатели декларации указываются в соответствующем поле, разбитом на ячейки. Текстовые поля заполняются заглавными печатными символами, а если нужно оставить их незаполненными, то ставится прочерк в каждой ячейке;

— все страницы декларации подписывает либо руководитель организации, либо предприниматель или же их представитель.

В титульном листе декларации указываются следующие показатели:

— номер корректировки, который состоит из трех ячеек:

(или) «0—» — при представлении первичной декларации;

(или) «1—«, «2—» и т.д. — при представлении уточненной декларации, ее номер будет зависеть от того, какая по счету уточненка представляется;

— код налогового периода «34» — при представлении декларации за год;

— код вида места представления декларации, например:

(или) «120» — место жительства предпринимателя;

(или) «210» — место нахождения организации;

Если организация сдает декларацию не по итогам налогового периода, а в связи с реорганизацией или ликвидацией, в поле «Налоговый период (код)» надо проставить «50». Код налогового органа, в который представляется декларация, надо указать согласно документам о постановке на учет в налоговом органе. Код вида места представления декларации надо выбрать из указанных в таблице 1.

Таблица 1 — Виды мест представления декларации и их коды

Налоговый учёт и отчетность

Главная > Реферат >Финансовые науки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный Федеральный Университет

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра «Налоги и налогообложение»

Налоговый учёт и отчётность

Выполнила студентка группы 1315Б

Проверил к.э.н доцент

1.Краткая история возникновения налогообложения, функции и сущность налогов

1.1 Понятие налога и становление налогообложения. 4

1.2Функции и сущность налогов

2.Налоговый учёт, его сущность

2.1Налоговый учёт, принципы, функции и значение налогового учёта

2.2Объекты налогового учёта

3.Налоговая отчётность, её понятие, сущность, принципы ведения.

3.1 Налоговая декларация и понятие налоговой отчётности

3.2 Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию

3.3 Общие требования к заполнению налоговой декларации

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Происходящие кардинальные изменения в развитии Российской экономики и часто меняющееся налоговое законодательство влияют на постоянно повышающиеся требования к подготовке специалистов по налогообложению. В связи с этим, передо мной встаёт цель главной задачей которой является поэтапное изучение и выделение информации, на анализе действующих законодательных и нормативных положений, изучения исторических, экономических и юридических литератур для полнейшего понимания основ налогового учёта и отчётности. Ведение налогового учёта и отчётности является одной из функций налоговой системы РФ. Налоговая система отражается на состоянии жизненного уровня населения и экономики в целом. Это свидетельствует о важном назначении налоговой службы и серьезной ответственности всех ее органов.

В данной работе изложена поэтапная информация о становлении, развитии, составляющих элементов и функций налоговой системы РФ.

1.Краткая история возникновения налогообложения, функции и сущность налогов

1.1 Понятие налога и становление налогообложения.

Налоги — обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Возникновение налогообложения было обусловлено, прежде всего, необходимостью содержания государства и его институтов. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны, которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота – 1 %, налог с оборота при торговле рабами – 4 % и др. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений. Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности. Что касается возникновения финансовой системы Древней Руси, так она стала складываться только с периода IX в. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «данью». Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» – пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257–1259 гг. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек – укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т. д. Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины. В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности. В царствование царя Алексея Михайловича (1629–1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган – Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета. Эпоха реформ Петра I (1672–1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог. В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств – четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы. В период правления Екатерины II (1729–1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 г. по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: Экспедиция государственных доходов, Экспедиция ревизий, Экспедиция взыскания недоимок. Основной чертой налоговой системы XVIII в . было большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42 % государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги. В период времени XIX до 1917г. начинает приобретать развитие Российская финансовая наука. В это время особую роль начинают играть специальные налоги, большое значение начинает иметь налог с недвижимого имущества, 6 апреля 1916 г. Николай II утвердил закон о подоходном налоге, который вступал в силу с 01.01.1917 г.

После революции 1917 г. основным доходом государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как средства политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Фискальная функция налога практически утратила свое значение. В 1930–1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии. В связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления – хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т. д. Смена высшего руководства страны и проведение различных политических кампаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене в мае 1960 г. налога с заработной платы рабочих и служащих. В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г. предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90 % государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8 % всех поступлений бюджета. Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 1980-х гг. объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 г. налоговая система России в основном была сформирована.

Налоговая отчетность индивидуальных предпринимателей

Понятие, сущность и порядок представления налоговой отчетности. Особенность хранения документации у налогоплательщика. Анализ категорий ясачного учета у индивидуальных предпринимателей. Назначение и возможности программы «СБиС++ Налоговый инспектор».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Налоговая отчетность

1.1 Понятие и сущность налоговой отчетности

1.2 Составление налоговой отчетности

1.3 Порядок представления налоговой отчетности

2. Налоговая отчетность ИП

2.1 Сроки и способы сдачи налоговой отчетности ИП

3. Информационная программа СбиС++

3.1 Назначение и возможности

3.2 Поставка программы

3.3 Структура программы

Налоговая отчетность осуществляется путем подачи налогоплательщиком налоговой документации — документов, содержащих сведения об исчислении и уплате налога. Другие сведения не могут являться предметом налоговой документации и налоговые органы не имеют прав.

Индивидуальный предприниматель, как лицо, действующее в сфере бизнеса, обязан систематично предоставлять отчеты в соответствующие органы. Рекомендуется первым же делом после регистрации лица, как субъекта предпринимательской деятельности выяснить, какие именно отчеты и как часто эта необходимость будет возникать. Эта систематичность напрямую зависит от вида налогообложения, который используется предпринимателем, от наличия наемных работников, и, непосредственно, от самого рода деятельности, которым занимается предприниматель.

СБИС является системой обмена юридически значимыми электронными документами между организациями, госорганами и обыкновенными людьми. Любой документ или отчет, который раньше существовал на бумаге, теперь можно заменить электронным и, не вставая со стула, передать его, хоть в налоговую службу, хоть своему партнеру по бизнесу.

1.1 Понятие и сущность налоговой отчетности

Налоговая отчетность — это документ налогоплательщика, который включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и обязательного платежа или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям.

Налоговая отчетность составляется и представляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Формы налоговой отчетности утверждаются Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов Республики Узбекистан.

1. По периодичности различают налоговую отчетность:

Внутригодовая отчетность составляется на внутригодовую дату. Эту отчетность подразделяют на месячную, квартальную, полугодовую и за девять месяцев.

2. По способу представления:

-на электронных носителях

-на бумажных носителях.

3. По стадии деятельности предприятия.

Первоначальная — налоговая отчетность, представляемая лицом за налоговый период, в котором произведена постановка на налоговый учет налогоплательщика и (или) впервые возникли налоговые обязательства по определенным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Очередная — налоговая отчетность, представляемая лицом на налоговые периоды, следующие за налоговым периодом, в котором произведена постановка на налоговый учет налогоплательщика и (или) впервые возникли налоговые обязательства по определенным видам налогов, других обязательных платежей в бюджет.

Дополнительная — налоговая отчетность, представляемая лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.

Ликвидационная — налоговая отчетность, представляемая лицом при прекращении деятельность или реорганизации или реорганизации налогоплательщика.

Сущность налоговой отчетности.

Налоговая отчетность представляет собой документацию, содержащую информацию об исчислении налоговых обязательств, представляемую налогоплательщиком в налоговые органы.

Налоговая отчетность представляет собой:

— налоговые декларации, расчеты, подлежащие составлению налогоплательщиком по каждому виду налога и другим обязательным платежам в бюджет, а также по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды;

— заявление на получение патента на применение специальных налоговых режимов;

— заявление на получение регистрационных карточек учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

— заявление на получение возврата налога на добавленную стоимость из бюджета;

— заявление на применение норм соглашений об избежании двойного налогообложения;

— документацию, представляемую налогоплательщиками, подлежащими электронному мониторингу.

Налоговая декларация, расчет — это письменное заявление и (или) электронный документ налогоплательщиков, налогового агента, представленное в налоговые органы, который должен содержать сведения об объектах налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств и других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет. В случае отсутствия определенных данных, подлежащих отражению в налоговой декларации и (или) расчетах, соответствующие приложения к ним, установленные уполномоченным государственным органом, не представляются.

Налоговая отчетность составляется налогоплательщиком или его представителем, налоговым агентом самостоятельно в порядке и по формам, установленным уполномоченным государственным органом. Налоговая отчетность составляется на бумажных и электронных носителях на государственном или русском языке. При составлении налоговой отчетности на электронных носителях налогоплательщик, налоговый агент обязан по требованию налоговых органов представлять копии таких документов на бумажных носителях.

Налоговая отчетность должна быть подписана налогоплательщиком, налоговым агентом (руководителем и главным бухгалтером), а также заверено печатью налогоплательщика, налогового агента. При составлении налоговой отчетности в электронном виде электронный документ должен быть заверен электронной подписью руководителя и главного бухгалтера и электронной печатью юридического лица.

Электронная подпись налогоплательщика — это специальное криптографическое средство обеспечения подлинности, целостности и авторства электронных документов.

В случае отсутствия либо недееспособности налогоплательщика физического лица налоговая отчетность подписывается и заверяется его представителем.

1.2 Составление налоговой отчетности

1. Налоговая отчетность составляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа с соблюдением требований к электронному документу, на государственном или русском языках.

2. Налоговая отчетность должна быть подписана налогоплательщиком (допускается использование факсимиле), а также заверяется его печатью, если это юридическое лицо. Налоговая отчетность, представленная в виде электронного документа, подтверждается электронной цифровой подписью налогоплательщика.

3. При реорганизации или при ликвидации налогоплательщика? юридического лица, на каждого реорганизуемого или ликвидируемого налогоплательщика составляется отдельная налоговая отчетность с начала налогового периода до дня завершения реорганизации или ликвидации на основании передаточного акта, разделительного баланса или промежуточного ликвидационного баланса соответственно.

Отчетность, указанная в настоящей части, представляется в течение трех рабочих дней со дня утверждения передаточного акта, разделительного баланса или промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидируемые юридические лица одновременно с налоговой отчетностью представляют заявление о проведении внеплановой налоговой проверки.

Положения настоящей части не распространяются на юридические лица, реорганизуемые путем преобразования, а также присоединения другого юридического лица.

4. Ответственность за достоверность данных, указанных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика, в том числе в случаях, когда такая налоговая отчетность составляется его представителями.

1.3 Порядок представления налоговой отчетности

1. Налоговая отчетность представляется налогоплательщиком в сроки, установленные настоящим Кодексом.

2. Налоговая отчетность представляется в орган государственной налоговой службы по месту постановки на учет налогоплательщика. Налоговая отчетность по отдельным видам налогов также представляется налогоплательщиком по месту пообъектной постановки на учет в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Физические лица представляют налоговую декларацию в орган государственной налоговой службы по месту жительства.

4. Налогоплательщики вправе представлять налоговую отчетность по своему усмотрению:

1) в явочном порядке;

2) по почте заказным письмом;

3) по телекоммуникационным каналам связи в виде электронного документа.

5. Датой представления налоговой отчетности в орган государственной налоговой службы является:

при представлении налоговой отчетности в явочном порядке? дата приема налоговой отчетности органом государственной налоговой службы;

при представлении налоговой отчетности по почте? дата отправки почтового отправления, указанная на штемпеле организации связи;

при представлении налоговой отчетности в виде электронного документа? дата получения электронного документа органом государственной налоговой службы.

6. Орган государственной налоговой службы не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, представляемой в явочном порядке, и обязан по требованию налогоплательщика проставить на копии налоговой отчетности отметку о дате принятия отчетности.

7. При принятии налоговой отчетности в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи орган государственной налоговой службы обязан передать налогоплательщику подтверждение о приеме отчетности в электронном виде.

8. Налоговая отчетность принимается без предварительного камерального контроля и без обсуждения ее содержания.

9. Налоговая отчетность считается не представленной в орган государственной налоговой службы, если в ней:

1) не указан либо неверно указан идентификационный номер налогоплательщика;

2) не указан налоговый период и (или) сумма налога или обязательного платежа;

3) нарушены требования к составлению налоговой отчетности, установленные статьей 44 настоящего Кодекса.

10. При представлении налоговой отчетности в неустановленной форме орган государственной налоговой службы в течение трех дней со дня ее получения направляет налогоплательщику уведомление об этом и возвращает ее на доработку с указанием конкретных замечаний.

11. В случае представления исправленной налоговой отчетности до истечения установленного срока ее представления, меры ответственности к налогоплательщику не применяются.

Срок хранения налоговой отчетности.

1. Налоговая отчетность хранится в органах государственной налоговой службы в течение срока исковой давности, определенного статьей 38 настоящего Кодекса.

2. Хранение налоговой отчетности у налогоплательщика осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для хранения учетной документации.

2. Налоговая отчетность ИП

Всю отчетность индивидуальных предпринимателей можно разделить на четыре категории:

1. Отчетность в зависимости от выбранной системы налогообложения.

2. Отчетность за работников (если есть работники).

3. Отчетность по кассовым операциям (если есть наличные расчеты).

4. Отчетность по дополнительным налогам (если ИП платит дополнительные налоги).

Отчетность в зависимости от системы налогообложения Налоговые декларации.

В соответствии с выбранной системой налогообложения ИП необходимо сдавать в ИФНС налоговые декларации:

Порядок составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности

по курсу: Бухгалтерская (финансовая) отчетность

на тему: Порядок составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности

1. Понятие и состав финансовой отчетности

2. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности

2.1 Общие правила составления бухгалтерской отчетности

2.2 Особенности формирования бухгалтерской отчетности

3. Порядок составления и представления налоговой отчетности

3.1 Порядок представления налоговой отчетности

3.2 Порядок заполнения и сроки подачи налоговых деклараций

Составление отчетности как-то бухгалтерской или налоговой – является одна из важнейших составляющих деятельности предприятия. Правильное составление отчетности помогает внутренним и внешним ее пользователям, позволяет составить объективное представление о предприятии. Поэтому, на сегодняшний день, тема порядка составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности является наиболее актуальной.

Составление бухгалтерской и налоговой отчетности организацией это обеспечение нейтральности информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Составление бухгалтерской и налоговой отчетности, это не только взаимоувязка статей баланса с другими формами отчетности, но это еще и соответствие их действующему законодательству. Такая работа под силу только специалисту, который неоднократно проводил составление бухгалтерской отчетности.

Составление бухгалтерской и налоговой отчетности и представление ее необходимым пользователям в срок и на должном уровне, убережет фирму от возможных штрафов, или, например, от замораживания банковских счетов.

Предприятия всех форм собственности и организационно-правовых форм обязаны ежегодно не позднее 31 марта подготавливать и сдавать годовую отчетность в ИМНС, ФСС, ПФ, ГОСКОМСТАТ. Годовая финансовая отчетность состоит из бухгалтерской и налоговой отчетности.

В течение года предприятия должны сдавать промежуточные отчетности.

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации на отчетную дату, а так же о результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Налоговая отчетность состоит из утвержденных налоговых деклараций.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Целью курсовой работы является определение правил и порядка составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить порядок составления и представления бухгалтерской отчетности, общие сведения, правила ее составления и особенности формирования.

2. Определить порядок составления и представления налоговой отчетности, ее состав, прядок и сроки подачи налоговых деклараций.

При написании курсовой работы были использованы учебники, нормативная и правовая литература, а так же издания периодической печати.

1. Понятие и состав финансовой отчетности

Предприятия всех форм собственности и организационно-правовых форм обязаны ежегодно не позднее 31 марта подготавливать и сдавать годовую отчетность в ИМНС, ФСС, ПФ, ГОСКОМСТАТ. Годовая финансовая отчетность состоит из бухгалтерской и налоговой отчетности [11, с.24].

Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса.

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации на отчетную дату, а так же о результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [18, с.428].

Отчетный период – период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Отчетная дата – дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Пользователь – юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации [19, с.74].

Нормативно-правовую базу составления и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности составляют следующие документы: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/29, утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43-Н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94 с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 7 мая 2003 г. № 38; Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н [13, с.132].

Бухгалтерская отчетность организаций (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений) состоит:

из бухгалтерского баланса (ф. № 1);

отчета о прибылях и убытках (ф. № 2);

отчета об изменениях капитала (ф. № 3);

отчета о движении денежных средств (ф. № 4);

приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, то заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ, представляют бухгалтерскую отчетность в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках (без дополнительных расшифровок). Они не представляют в составе бухгалтерской отчетности формы 3, 4, 5 и пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку, не представляют в составе бухгалтерской отчетности формы 3, 4 и 5 при отсутствии данных.

Некоммерческие организации не представляют в составе бухгалтерской отчетности формы 3, 4 и 5 при отсутствии соответствующих данных. И рекомендуется включать отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров, работ, услуг, в составе бухгалтерской отчетности не представляют формы 3, 4, 5 и пояснительную записку [13, с.132-135].

Налоговая отчетность состоит из утвержденных налоговых деклараций.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах [12, с.21].

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговая отчетность включает следующие отчеты:

• Декларация по налогу на прибыль

• Декларация по налогу на имущество

• Декларация по налогу на добавленную стоимость

• Декларация по Единому социальному налогу

• Декларация по взносам в ПФ РФ

• Декларация в ФСС РФ

• Декларация по налогу на рекламу

• Сведения о рублевых счетах

• Сведения о валютных счетах

• Перечень дебеторов и кредиторов

Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, сдают вместо первых 4 налоговых деклараций «Декларацию по Единому налогу при упрощенной системе налогообложения». Все остальные налоговые декларации сдаются в общем порядке.

В состав налоговой отчетности могут быть включены не только декларации по определенным налогам, но и иные сведения. Так, в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной МНС РФ.

За непредставление таких требований в отношении налогового агента могут последовать санкции, предусмотренные ст. 126 НК РФ [11, с.15].

2. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности

2.1 Общие правила составления бухгалтерской отчетности

При составлении бухгалтерской отчетности необходимо:

соблюдать общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность), изложенные в ПБУ 4/99;

соблюдать принятую учетную политику отражения хозяйственных операций и оценки имущества и обязательств, исходя из порядка, установленного законодательством;

обеспечить достоверное и полное представление информации об имущественном и финансовом положении организации и его изменения а также о финансовых результатах ее деятельности;

соблюдать, насколько показатель является существенным и как его нераскрытие повлияет на экономические решения заинтересованных пользователей. Сумма является существенной, если она составляет не менее 5% к общему итогу данных за отчетный год;

обеспечить требование нейтральности информации как элемента принципа надежности информации; информация бухгалтерской отчетное должна быть нейтральной, что препятствует ее использованию в интерес отдельных групп пользователей с целью достижения выгодных для них результатов;

включать в отчетность показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы;

исходить из данных унифицированных форм первичной учетной документации синтетического и аналитического учета;

обеспечить соответствие показателей вступительного и утверждение заключительного баланса; в случае изменений вступительного баланса следует объяснить причины такого изменения;

подтверждать исправление ошибок подписью уполномоченных лиц с указанием даты исправления;

составлять отчетность на русском языке и в валюте Российской Федерации;

подписывать отчетность руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации; если учет в организациях осуществляется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то обязательна подпись лица, ведущего учет [18, с.410].

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами. Данные, подвергшиеся корректировке, обязательно отражаются в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку [16, с.149].

При разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложении к Приказу о формах бухгалтерской отчетности организаций, должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность и пр.), изложенные в положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов [4, с.1].

При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация [3, с.3].

Организация может в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) показатели, приведенные в разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» образца формы, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета («в том числе» или «из них»).

Отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) согласно образцу формы, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.

Если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года, то организацией обеспечивается при разработке, принятии и изготовлении бланков форм достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия [4, с.2].

Организация вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по формам бухгалтерской отчетности, приведенным в приложении к Приказу о формах бухгалтерской отчетности, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 и иных положениях по бухгалтерскому учету.

При этом в случае отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели (строки, графы) по которым предусмотрены в образцах форм, эти показатели (строки, графы) в формы организации не включаются [4, с.2].

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;

указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность («на ____________ 200__ г.», «за ____________ 200__ г.»);

организация (указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (указывается присвоенный налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика);

вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике);

организационно-правовая форма/форма собственности (указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (ОКФС);

единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. — код по ОКЕИ 384; млн. руб. — код по ОКЕИ 385);

местонахождение (адрес) (указывается на форме Бухгалтерского баланса);

дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности) [3, с.2].

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков.

В формах бухгалтерской отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, организациями кодируются самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности. При разработке и принятии формы Бухгалтерского баланса (форма N 1) рекомендуется применять коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей Бухгалтерского баланса (форма N 1), приведенных в образце его формы.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок [19, с.76].

2.2 Особенности формирования бухгалтерской отчетности

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369), положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 и иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 9558-ЮД указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается) [4, с.2].

В случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность.

В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся[4, с.2].

При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.).

Некоммерческая организация при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма N 1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) включает группу статей «Целевое финансирование».

Данные отчета о движении денежных средств должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.

Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).

Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.) [4, с.3].

Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей Отчета о движении денежных средств.

При раскрытии организацией в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках информации о принадлежащих ей активах в качестве основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности раздельно приводятся данные о первоначальной (восстановительной) стоимости этих активов и начисленной амортизации.

При раскрытии информации о расходах по обычным видам деятельности, сгруппированных по соответствующим элементам, данные приводятся в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относятся затраты, связанные с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и др. [4, с.3].

В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли, т.е. соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении.

При изложении в пояснительной записке основных показателей деятельности, характеризующих качественные изменения в имущественном и финансовом положении, их причины в случае необходимости следует указывать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.).

При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченные дебиторскую и кредиторскую задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. Также следует обратить внимание на оценку положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений.

При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.

Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и иная информация; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровень эффективности использования ресурсов организации. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности [4, с.4].

3. Порядок составления и представления налоговой отчетности

3.1 Порядок представления налоговой отчетности

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей [12, с.55].

Налоговая отчетность является составной частью налогового контроля. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки налоговых деклараций должны предоставляться налоговыми органами бесплатно. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется МНС РФ.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи [7, с.25].

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации. (Приказ МНС РФ от 1 июля 2003 г. N БГ-3-13/375 «Об утверждении Порядка разработки и регистрации форматов представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов, в электронном виде», а также Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам и сборам в электронном виде, утвержденные приказом МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-13/58) [2, с.28].

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, нарушение которых влечет налоговую ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ, взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

При этом в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 года № 17 «Обзор практики решения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ» разъясняется, что налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов (например, в связи с отсутствием налогооблагаемой базы).

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (п. 7 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Эти правила не распространяются на декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации [12. с.8].

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Если предусмотренное заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.

Если предусмотренное заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом вышеуказанных обстоятельств, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени [11, с.18].

3.2 Порядок заполнения и сроки подачи налоговых деклараций

Заполнение титульных листов деклараций

В настоящее время большинство титульных листов налоговых деклараций унифицированы. В каждом из них предусмотрены поля:

– налоговый (отчетный) период;

– наименование и код налогового органа;

– наименование организации, либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

– основной государственный регистрационный номер.

Поле «Вид документа» состоит из двух ячеек, связанных между собой. Они предназначены для того, чтобы инспектор сразу же понял, с какой декларацией он имеет дело: с первичной или с уточненной. Ячейки заполняются с помощью специальных кодов. Если отчет подается впервые, в первой ячейке ставится код 1. Если же в ранее представленной декларации налогоплательщик заметил ошибку и ему требуется сдать новый отчет, в первой ячейке указывается цифра 3 (это признак корректирующего документа), а через дробь – порядковый номер корректировки – 1, 2, 3 и т.д. Этот номер показывает, какую по счету уточненную декларацию фирма или предприниматель представляют в инспекцию.

Поле «Налоговый (отчетный) период» тоже заполняется с помощью кодов. В зависимости от вида налога и от того, с какой периодичностью налогоплательщик его рассчитывает, значения кодов могут быть разными. Если налоговым периодом является месяц, применяется код 1. Если продолжительность налогового периода – квартал, используется код 3. По налогам, которые начисляются нарастающим итогом с начала года, дополнительно вводятся коды 6 (полугодие) и 9 (9 месяцев).

В поле «Наименование налогового органа» указывается название и номер налоговой инспекции, в которую подается декларация. Наряду с этим в специально отведенных ячейках надо написать и код инспекции, который состоит из четырех символов: первые два – код региона, вторые два – номер инспекции в регионе.

Строчкой ниже указывается, в какую именно инспекцию представляется отчет: по месту нахождения головной организации или по месту нахождения обособленного подразделения. Для этого в одной из предусмотренных ячеек надо поставить «галочку», а рядом вписать ИНН и КПП организации (или филиала) [9, с.35].

Наименование организации надо указывать полностью, без сокращений, так, как записано в свидетельстве о государственной регистрации.

В следующей строке указывается 13-тизначный регистрационный номер организации или индивидуального предпринимателя.

В зависимости от специфики деятельности налогоплательщика в декларацию могут не включаться отдельные страницы. Чтобы комплектность отчета не вызывала вопросов, на титульном листе надо указать, из скольких страниц состоит декларация. Если к отчету прилагаются какие-то подтверждающие документы, их количество тоже указывается на титульном листе. В число этих документов входит, например, доверенность, выданная представителю организации на право сдать декларацию в налоговую инспекцию.

Достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, подтверждают своими подписями руководитель организации, главный бухгалтер или индивидуальный предприниматель. Подписи ответственных лиц заверяются печатями. Если должности главного бухгалтера в организации нет, декларацию может подписать либо бухгалтер, либо руководитель, если он сам занимается бухгалтерией. Если же по договору финансового аутсорсинга ведением учета занимается специализированная организация, подписать отчет может и ее руководитель [9, с.36].

В некоторых декларациях рядом с фамилиями и подписями должностных лиц надо указывать их ИНН. В частности, такой порядок предусмотрен в декларации по налогу на прибыль (Приказ МНС от 11.11.2003 №БГ3-02/614), в декларации по НДС (Приказ Минфина РФ от 03.03.2005 №31н), в декларации по акцизам (Приказ Минфина РФ от 03.03.2005 №32н) и в ряде