Год публикации: 2006
Библиографическая ссылка:: Петухов В.Б., Петухов В.И. Культурология: Учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей УлГТУ. — Ульяновск: УлГТУ, 2006. — 106 с.
Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.
Пособие предназначено для студентов всех специальностей, обучающихся на втором курсе УлГТУ. Включает в себя аннотированную рабочую программу по курсу «Культурология» в объеме государственных стандартов специальностей 2000 г., а также методические материалы для подготовки к семинарским занятиям: описание изучаемой проблематики, планы семинарских занятий, контрольные вопросы, словарь ключевых понятий и терминов и рекомендуемую литературу по темам. Пособие нацелено на усвоение студентами базовых теоретических понятий курса и основных закономерностей и особенностей развития мировой культуры. Отечественная культура рассматривается как часть мирового культурного процесса.
Год публикации: 2005
Библиографическая ссылка:: Вожева Л.Б., Ган О.И., Журавлева Н.И., Гудова М.Ю. Культурология: Методическое пособие. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. — 40 с.
Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.
Методические рекомендации по курсу «Культурология» содержат краткое изложение лекционного материала базового курса. Курс соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта 2-го поколения. Даны методические рекомендации по изучению основных проблем курса (тесты, контрольные задания, список литературы). Пособие предназначено для студентов всех специальностей всех факультетов, аспирантов и преподавателей. Учебное электронное текстовое издание подготовлено кафедрой культурологии и дизайна УГТУ-УПИ.
Оглавление:
Учебно-методические пособия
Коллективом кафедры изданы и используются в учебном процессе следующие учебно-методические пособия:
Щеглова Л.В. Культурология. Единство и многообразие форм культуры [Электронный ресурс] / Л.В. Щеглова, Н.Б. Шипулина, Н.Р. Саенко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 194 c. — 978-5-905916-85-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31951.html
Плужникова Н.Н. Основы православной культуры [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей отделения заочного обучения / Н.Н. Плужникова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 98 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31949.html
Плужникова Н.Н. Православная культура России [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов / Н.Н. Плужникова, Л.В. Щеглова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 107 c. — 978-5-905916-83-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31950.html
Плужникова Н.Н. Человек и его потребности [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н.Н. Плужникова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 127 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49906.html
Шипулина Н.Б. Художественная культура Волгограда [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н.Б. Шипулина, А.Ю. Марченко, Е.Л. Кудрявых. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 175 c. — 978-5-906172-29-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60186.html
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Т.И. Суслова. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие. Для всех специальностей и форм обучения. 2007
Понятие «культура» обширно по своему объему, оно первично по отношению к понятию «цивилизация», является системообразующим по отношению к таким феноменам как наука, религия, искусство, мораль, образование, то есть всем сферам жизнедеятельности человека. Культура — это вторая природа, созданная человеком.
В своем культурном существовании мы во многом зависим от нашего происхождения, воспитания, но многое зависит и от нашего выбора и разумения. В культуре, доставшейся нам от предков, многое может нас не устраивать, вызывать отторжение, тогда как в других культурах мы можем находить для себя нечто ценное и важное. Никакая живая культура не стоит на месте, постоянно изменяется с каждым новым поколением.
Методические пособия по культурологии
Учебно-методическое пособие содержит учебно-методические планы (количество часов — для каждой специальности по соответствующему ГОСТу), темы лекций, планы семинарских занятий, варианты индивидуальных заданий и контрольных работ, рекомендуемую литературу. Кроме того, в него включены тестовые задания итогового контроля по теоретической части курса.
Открывает учебно-методическое пособие первый раздел «История и перспективы развития региональной культуры и искусства», состоящий из двух лекций: «Динамика культурной жизни Тюменского региона» и «Изобразительное искусство в Тюменской области». Содержание обеих лекций дает ответ на 10 вопросов из предлагаемых 91-го в списке контрольных вопросов к экзамену (зачету). Авторы сочли нужным поместить в учебно-методическое пособие именно этот материал, поскольку в многочисленных антологиях, энциклопедических словарях, учебниках и учебных пособиях, хрестоматиях по культурологии (в книге студентам предлагается 37 источников самой современной основной и дополнительной литературы по курсу) отсутствует именно региональный аспект современных подходов к изучению культуры. Основное внимание авторы пособия уделили в этом разделе проблемам истории и перспектив развития региональной культуры, развитию театральной и музыкальной культуры Тюменской области, роли библиотек и музеев в развитии культуры Тюменской области, становлению профессиональной живописи Тюменского региона, своеобразию стилистических линий в живописи Тюмени ХХ века и стилям искусства в деревянной резьбе Тюмени.
Своеобразие культуры Тюменской области связано как с климатическими и этнографическими, так и с социальными особенностями нефтегазоносного края, поскольку интенсивное развитие культуры и искусства шло параллельно с освоением ее газовых и нефтяных богатств, где главной задачей культурной политики является предоставление государственных гарантий культурной идентификации проживающим в Тюменской области представителям более 125 национальностей.
Развитие художественной жизни в регионе тесно связано с общими для всей страны поисками новых приемов и методов оформившегося еще в середине XIX столетия стиля «реализм». Для этого же периода характерно усиление авторской манеры и, соответственно, появление крупных мастеров-профессионалов в существующих народных промыслах (И.А. Калганов, М.С. Знаменский и др.). Искусство резьбы по кости в Тобольске (наряду с чукотским и холмогорским косторезными промыслами) прославило Тюменскую художественную школу (Г.Г. Терентьев, В.И. Денисов, Г.Р. Песков, Г.А.Хазов и др.). Заказы на изделия из кости мамонта поступали из Москвы, Петербурга, Киева и др. городов России. Традиционным для Тюменского региона, как и для большинства зауральских русских городов, было украшение домов деревянными резными панелями. Прославились своим искусством мастера-резчики В.Н. Привалов, П.Г. Лебедев и др. Образование творческих союзов в первой половине ХХ века, организация выставок тюменских мастеров на протяжении всего ХХ века во многих городах России — свидетельства поиска субъективного выразительного языка, новых концепций творчества. Получая эмоциональный импульс во внешней действительности, тюменские деятели искусства отталкивались от реальных народных форм (Г.В. Вершинин, А.С. Чугунов, А.С. Новик, В.П. Овчаров и мн. другие).
Во вступительных лекциях к учебно-методическому пособию, уделяя внимание региональному аспекту, преподаватели дают понятия общей и профессиональной культуры специалиста, предлагают студенту определить, что есть культурный человек и человек культуры.
Отличает данное пособие от многих других, кроме углубления в региональный аспект при пристальном внимании к тематике, обусловленной государственным стандартом, предлагаемые задания по самостоятельной работе студентов. Таких заданий всего четыре:
- Общественно-историческая школа культурологии;
- Натуралистическое толкование культуры;
- Семиотическое направление в культурологии;
- Русские философы XIX века о культуре.
Каждая из предлагаемых тем имеет задания и вопросы для самостоятельного изучения. Например, четвертая тема имеет два задания. Первое: идея Человекобога; Искусство и религия; О предназначении художника. Это задание должно быть выполнено после ответа на вопрос: Бердяев Н.А. О назначении человека. «Человек. Микрокосм и макрокосм». И второе задание: Истина, Добро и Красота в эстетике В.Соловьева; Общий смысл искусства; Нравственная миссия художника. Задание выполняется при ответе на вопрос: Соловьев В.С. Красота в природе.
Для выполнения четвертой темы предлагается следующая литература:
- Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990.
- Бердяев Н.А. Судьбы России. — М., 1990.
- Русская идея / сост. М.А. Маслин. — М., 1992.
- Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. Т.1-2. — М., 1994.
- Русское православие: вехи истории. — М., 1989.
Все четыре предложенные темы предполагают самостоятельное изучение студентами историко-философских трудов представителей основных направлений в культурологии. Задача студента заключается в том, чтобы уметь кратко сформулировать концепцию прочитанной статьи, произведения. Вопросы к темам позволяют точнее сориентироваться и выбрать верное направление размышлений. Преподаватель нацеливает студента не только интерпретировать взгляды каждого автора, но также находить сходства и различия воззрений философов в рамках одной школы. Студент должен назвать принципы и методологические основания, характерные для различных направлений.
Данное учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию печатным способом учебно-методической комиссией филологического факультета и одобрено учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.
Учебно-методическое пособие отрецензировано доктором филологических наук, доцентом Г.И. Данилиной и кандидатом философских наук, доцентом М.Г. Чистяковой.
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов
Авторы: Кветкина и.И., доцент кафедры истории, к.И.Н.,
Кулумбекова А.К., ст. преподаватель кафедры истории,
Чехоева И.А., доцент кафедры истории, к.и.н.
Тема 1: Культурология в системе гуманитарного знания.
План: 1. Культура как предмет изучения. Ее сущностные характеристики. Структура и функции культуры.
2. Этапы становления и структура культурологии.
Культура как предмет изучения. Ее сущностные характеристики. Структура и функции культуры.
Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерностях развития и значении культуры.
Культура стала предметом внимания исследователей довольно давно. Уже в античной Греции философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином «культура», но придавали близкий к нему смысл греческому слову «пайдейя» (от греч. pais – ребенок) — воспитание, образование, просвещение. Греки создали уникальную систему образования, дополнив ее понятиями «мусейя» (от 9-ти муз – покровительниц искусств и наук) и «калокагатия» (под которой понималось физическое совершенство человека: греки полагали, что если дух – это истинное сокровище, то оно должно иметь достойную оправу в виде развитого и одухотворенного тела). В этой системе формировался человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. В основе античного понимания культуры лежал идеал человека как цели культурного процесса. В греческом полисе, существовавшем как община равноправных свободных граждан при осознании общности интересов большинства, сформировалось представление о гармоничности, разумности, упорядоченности мира, осознаваемого как совершенная, прекрасно устроенная структура. Мир как космос (что как раз и означало «прекрасно устроенный мир»), по представлениям греков, неизменен и вечен, гармоничен, в основе его лежит «красота» и «благо». Природа – главная, неотъемлемая часть космоса, который включал в себя также богов и людей. Жизнь «по природе» превращалась у греков в этический идеал образования и культуры.
Само слово «cultura» появилось в римской античности, означало «возделывание, уход, обработка» и применялось в смысле «агрокультура». Впервые о «возделывании духа» — «cultura animi» писал в своих трудах («Тускуланские беседы», 45 г. до н.э.) Марк Туллий Цицерон, знаменитый римский оратор и писатель. Постепенно термин «cultura» становится антонимом к слову «natura» (природа), означая все неприродное, созданное руками и разумом человека. В целом именно такое понимание культуры существовало до конца эпохи античности.
В Средние века (5-15 вв.) культуру рассматривали главным образом под именем религии.
Эпоха Возрождения (15-16 вв.) ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности искусства.
В Новое время (в 17 веке) в работах английского философа Томаса Гоббса и немецкого правоведа Сэмюэля Пуффендорфа (1632-1694) утвердилась идея о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном состоянии и культурном состоянии. Таким образом, во второй половине 17 в., закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Собственно, с этого момента, мы можем говорить о начале постепенного изучения культуры, о культуре в качестве предмета научного познания.
В 18 в., веке Просвещения, понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия. Одним из первых термин «культура» ввел в оборот Иоганн Гердер (1744-1803). В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство. В трудах этого немецкого философа и просветителя культура выступает как ступень совершенствования человека и, прежде всего ступень развития наук и просвещения. Именно в это время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, высшее развитие его духовных способностей.
Таким образом, если первоначально представление о культуре формировалось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно дополнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности.
В 19 веке у ученых-гуманитариев появилась потребность познать причины, а также наиболее важные условия становления различных культур. Более того, исследователям хотелось заглянуть за горизонт повседневного человеческого существования — а что же там дальше? Постепенно стала осознаваться необходимость разработки науки о культуре как особой научной дисциплины.
Английский антрополог и этнограф Эдуард Тайлор первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871) озаглавливает «Наука о культуре». Он предложил одно из первых объяснений понятия «культура» и сделал это в ключе описания. «Культура, или цивилизация… слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества… ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего» (Тайлор Э. «Первобытная культура».- М., 1989, с.18).
Исследователи всегда подчеркивали многозначность определений культуры. Сегодня, по подсчетам компьютера, число применяемых в разных сферах человеческой деятельности определений культуры, превысило 11 тысяч. Уже в 19 в. получили распространение 2 основных подхода к пониманию культуры, которые существуют и в настоящее время: антропологический и аксиологический (ценностный). В первом смысле культура характеризует то, что есть, т.е. реально существующий образ жизни людей, во втором смысле культура понимается как то, что должно быть.
Антропологическое понимание культуры предполагает, что она охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. С этой точки зрения культура не есть безусловное благо. В ней наряду с разумным есть и много неразумного.
Аксиологический (ценностный) подход исходит из представления, что культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинства человека и способствует их развитию, поэтому не всякий результат деятельности человеческого разума может называться достоянием культуры. Под культурой следует понимать совокупность лучших творений человеческого духа, высших духовных ценностей, созданных людьми.
Понятие культуры является базисным в культурологии. Но какое бы определение культуры мы не использовали, необходимо помнить главное: культура – это специфически человеческая деятельность, которой не существует в животном мире.
Культурная деятельность – это деятельность по созданию нового, того, чего не имелось в природе и что не могло бы возникнуть без усилий человека. Культурная деятельность характеризуется творческим, созидательным и свободным началами, а также продуктивностью (культурная деятельность предметна по своей сути, т.е. направлена на создание предметов). Кроме того, к основным критериям культурной деятельности человека относят смыслополагание, коммуникативность, регламентированность.
Смыслополагание означает, что человеческие поступки наделяются определенным смыслом, значением, и именно поэтому любая культурная деятельность носит осмысленный характер.
Коммуникативность предполагает, что деятельность субъекта всегда имеет адресата, который откликнется на обращенное к нему действие.
Регламентированность — это конкретные формы культурной деятельности, создаваемые обществом в процессе культурного контакта.
Таким образом, если дать обобщающее определение культуры, учитывающее наиболее обоснованные точки зрения на ее сущность и роль в развитии человека и общества, то оно принимает следующую форму: «Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире». Культуру можно определить и как способ человеческого бытия, особенность которого проявляется в том, что он создается своим носителем, т.е. человеком.
К основным понятиям культурологии относится также понятие субъект культуры. Субъектом культуры может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей. Субъект культуры — это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности, который посредством своей деятельности вторгается в культуру и изменяет ее.
Человека вообще и человека как субъекта культуры определяют три существенных момента: сознательность, воспитанность и креативность.
Сознательность предполагает, что поступки человека определяются не только материально-природными факторами, но и осознанным выбором. Воспитанность предполагает, что человек умеет подчинить «зов природы», физиологические потребности иным, не природным, а духовным требованиям. Прогресс человечества измеряется мерой роста неприродной, культурной составляющей, когда определяющую роль в жизни человека играет не природные, физиологические, а культурные условия.
Креативность (созидательность) предполагает, что человек как субъект культуры ориентирован не только на удовлетворение своих физических потребностей, но и на реализацию своего творческого потенциала, который направлен на преобразование окружающей реальности и создание новых форм деятельности.
Характер культурной деятельности человека, таким образом, определяется совокупностью вышеуказанных признаков, без которых деяния субъекта нельзя квалифицировать как культурные, а сам человек не может считаться субъектом культуры.
Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание:
1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого культурой, и характера продуцируемой личности, то можно различать элитарную и массовую культуры.
2. Структурирование культуры по ее носителю позволяет выделять мировую культуру (как синтез наивысших достижений национальных культур), национальные культуры (как культуры отдельных этносов), культуру социальных общностей или субкультуру (классовую, профессиональную, городскую, сельскую, молодежную и т.д.), культуру семьи и культуру отдельного человека (индивидуума).
3. Если учитывать многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуры. К материальной культуре относят культуру труда и материального производства, культуру быта, места жительства (топоса), физическую культуру, культуру отношения к собственному телу. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление является условным, так как многие из видов культуры – экономическая, экологическая, эстетическая, политическая – пронизывают всю ее систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.
4. По содержанию и влиянию культура может разделяться на прогрессивную и реакционную, так как, воздействуя на личность и общество, культура может воспитывать человека не только нравственного, но и безнравственного. Критерием для такого разделения является, конечно же, интеллектуальное и нравственное содержание культуры.
5. Культура может разделяться по признаку актуальности. Подобной актуальной культурой сегодня является массовая культура, которая, несмотря на огромную степень распространения, однако, не становится репрезентативной (т.е. представляющей наиболее адекватно культурное содержание эпохи).
Этот вопрос предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. Культура – многофункциональная система. Исследователи выделяют следующие основные функции культуры:
1. Функция социализации (человекотворческая, гуманистическая, инкультурации) — главная в культуре; она обеспечивает процесс вхождения человека в социум, т.е. придает ему вторую, социальную сущность.
Принято выделять 2 стадии социализации:
первичная (детский и подростковый период, когда человек осваивает самые необходимые социокультурные нормы);
вторичная (при которой уже взрослый человек в течение жизни осваивает новые знания, навыки и т.д.).
Наряду с этим термином применяется и другой — инкультурация, обозначающий процесс приобщения человека к культуре, усвоения им ценностей, норм, моделей поведения, характерных для данной культуры. Термин инкультурация был введен в оборот американским культурантропологом М. Херсковицем в 1948 г. Термин «инкультурация», по сути, дублирует понятие «социализация». В настоящее время социализация и инкультурация рассматриваются как две стороны единого процесса вхождения человека в социокультурную систему.
2. Адаптивная (защитная) функция — культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.
3. Коммуникативная функция — культура формирует средства человеческого общения; культура — условие и результат общения людей;
4. Интегративная функция — культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность скрепляется своей культурой;
5. Познавательная (гносеологическая) функция — заключается в предоставлении человеку способов познания окружающей реальности и путей формирования представлений, норм, идей и ценностей;
6. Нормативная (регулятивная) функция — способствует созданию общественных норм и ценностей, а также приемлемых и допустимых правил поведения человека. Эти нормы и правила имеют различные проявления, они могут быть выражены в морали, праве и обычае;
7. Знаковая (семиотическая, сигнификативная) функция — каждая культура представляет собой определенную знаковую систему и нахождение в ней предполагает усвоение этих знаков;
8. Информационная (исторической преемственности, трансляции социального опыта) функция — отвечает за сохранение накопленного опыта, так как культура является единственным механизмом его передачи от поколения к поколению.
В разных работах исследователи выделяют и многие другие (креативная, релаксационная, ценностная) функции культуры, подробное их рассмотрение будет сделано в ходе семинарских занятий.
Методическое пособие по культурологии для студентов дневного отделения ск гми. Составители: Кветкина И. И., доцент кафедры истории, к и. н
Главная > Методическое пособие
Методическое пособие по культурологии для студентов дневного отделения СК ГМИ.
Составители: Кветкина И.И., доцент кафедры истории, к.и.н.
Кулумбекова А.К., ассистент кафедры истории
Данное методическое пособие предполагает самостоятельную подготовку студентов к написанию рейтинга по культурологии в I и II обучающих модулях. Пособие содержит как вопросы и задания базового уровня (уровень А), так и задания повышенной сложности (уровень Б). Пособие снабжено списком литературы, необходимой для успешного закрепления учебного материала, выполнения тестов и заданий.
Напоминаем, что при ответе на вопросы теста уровня А в рейтинг-контроле студент должен писать рядом с номером задания только букву, соответствующую правильному варианту, разборчиво, желательно печатным шрифтом. Вопросы уровня Б предполагают установление соответствий между понятием и его содержанием, либо текстовый ответ.
Тесты, задания и вопросы, модуль I:
Базовый уровень А.
1. Какое понятие означает высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты?
а) катарсис б) гармония в) калокагатия г) мимесис
2. Язык является:
а) способом коммуникации б) средством мышления
в) способом членения действительности на дискретные понятия и их классификации г) все перечисленное
3. Функция культуры, обеспечивающая выживание человека в природной среде:
а) нормативная б) гносеологическая
в) аксиологическая г) адаптивная
4. Функциональные знаки – это
а) знаки-признаки б) знаки-образы в) знаки-символы г) знаки-сигналы
а) условный знак б) неразвернутый знак, обобщение
в) знак, который несет в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания заключенного в нем г) все перечисленное
6. Термин «культурогенез» означает:
а) процесс возникновения, становления культуры
б) период стагнации культурного развития
в) период упадка в процессе культурного развития
г) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры
7. Культурные нормы – это
а) законы и стандарты социального бытия людей
б) продукты человеческой деятельности
в) процесс обозначения мира понятий и вещей
г) множество закономерно связанных друг с другом элементов
8. Автор психоаналитической концепции генезиса культуры:
а) Й. Хейзинга б) З. Фрейд в) Э. Кассирер
г) Л.Морган д) Ф.Энгельс е) К. Юнг
9. Менталитет — это
а) способность истолковывать культурные тексты
б) способы коллективных действий человека
в) способ понимать мир и существовать в нем
Г.глер Л.ряды ценноститерменевтика рхе. г) то же, что и ценность
10. Что первоначально подразумевалось под словом «культура»?
а) способы обработки земли б) правила поведения в обществе
в) интеллектуальные достижения человечества
г) создание искусственной природы
11. Укажите термин, которым древние греки обозначали воспитание, обучение:
а) полис б) культура в) цивилизация г) пайдейя
12. Какое понятие обозначает особую форму организации молодежи, представляющую собой автономное целостное образование внутри господствующей культуры и определяющую стиль жизни и мышление ее носителей?
а) молодежный инфантилизм б) молодежная субкультура
в) поп-арт г) художественная самодеятельность
13. Какой из элементов культуры выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов?
а) мифология б) наука в) религия г) техника
14. Какую функцию культуры принято считать главной?
а) нормативную б) знаковую в) гуманистическую г) познавательную
15. Как называется учение о ценностях?
а) агностицизм б) аксиология в) аллегория г) аккультурация
16. Определите содержание языка как семиотического явления:
а) знаковая система фиксации мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать
б) знаковая система, служащая средством психической деятельности, человеческого общения, способом хранения и трансляции информации от поколения к поколению
в) деятельность говорящего или пишущего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового сообщества
г) все вышеперечисленное
17. Русская ветвь семиотики восходит к трудам:
а) Ю.Лотмана б) Н.Данилевского в) Н.Бердяева г) П.Сорокина
18. Ценности, важнее и значимее которых нет, являющиеся конечными целями человеческих устремлений – это
а) производные б) финальные в) инструментальные г) национальные
19. Отождествление культуры и цивилизации происходит в:
а) первобытном обществе б) традиционном обществе
в) индустриальном обществе г) постиндустриальном обществе
20. Кто ввел в оборот понятие «античность»?
а) Аристотель б) немецкие мыслители 20 века
в) Сократ г) итальянские гуманисты эпохи Возрождения
21. Эпоха Просвещения – это
а) 16 в. б) 17 в. в) 18 в. г) 19 в.
22. Переориентировка сексуальной энергии на материальные и духовные ценности – это
а) пайдейя б) сублимация в) агональность г) калокагатия
23. Функционирование культуры в социуме осуществляется
а) опредмечивания б) распредмечивания в) все перечисленное
24. Как называется процесс возникновения какого-либо народа?
а) антропогенез б) социогенез в) этногенез г) культурогенез
25. Как называется одно из центральных понятий античной культуры, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, являющуюся условием красоты индивида; получило отражение в античном искусстве как идеал физического и нравственного совершенства?
а) калокагатия б) мимесис в) катарсис г) канон
26. Как называется теория и практика толкования текстов?
а) фенология б) антропология в) герменевтика г) аксиология
27. Онтология культуры — это
а) способы поведения в различных социокультурных ситуациях
б) сравнительный анализ культуры
в) фундаментальные принципы и концепции бытия культуры
г) эмпирическое описание культуры
28. Группы разделов культурологии — это
а) культурная и социальная антропологии
б) философия культуры и история искусств
в) прикладная культурология и история культурологических учений
г) общая теория культуры и эстетика
29. Кто предложил термин «культурология» для названия новой науки о культуре?
а) Л.Уайт б) Э.Б.Тайлор в) В.Оствальд г) Т.Гоббс
30. Как называется принцип, согласно которому любой феномен культуры рассматривается через ту пользу, которую можно из него извлечь при производстве и потреблении?
а) инструментализм б) сциентизм в) рационализм г) утилитаризм
31. Какую функцию культуры иначе называют семиотической:
а) ценностную б) знаковую в) информационную г) регулятивную
32. Культурная деятельность человека включает в себя:
а) продуктивность б) созидательность в) свободу
г) творчество д) все перечисленное
33. Культурная антропология исследует:
а) процессы адаптации человека к окружающей культурной среде
б) изменение культурных потребностей и целей человека в различных условиях
в) развитие теоретических представлений о культуре
г) политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ
34. Понятие ценности в культуре связано с понятием:
а) истины б) стоимости в) пользы г) знания д) всеми перечисленными
35. Какой из подходов объясняет культуру, исходя из ее общественной природы и организации:
а) исторический б) философский в) социологический г) ценностный
36. Совокупность установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом — это
а) идеология б) менталитет в) национальный характер г) идентичность
37. Термин «инкультурация» означает:
а) процесс возникновения, становления культуры
б) период стагнации культурного развития
в) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры
г) период упадка в процессе культурного развития
38. Что означает понятие «цивилизация»?
а) уровень общественного развития
б) ступень общественного развития, следующая за варварством
в) синоним культуры
г) данное понятие используется в научной литературе во
всех перечисленных смыслах
39. Раздел культурологического знания, изучающий типичные формы культуры (культурные традиции, общественные институты):
а) социология культуры б) морфология культуры
в) теория культуры г) философия культуры
40. Ю.М.Лотман полагал, что культуру каждого коллектива можно рассматривать как совокупность:
а) языков б) структур в) образов г) функций
41. Состояние растворения цивилизации в культуре характерно для
а) первобытного состояния человека б) традиционной культуры
в) индустриальной цивилизации г) современного общества
42. Основа культуры, глубоко укорененная в ней и выполняющая функцию ее регулятора как на уровне культуры в целом, так и на уровне личности, — это: а) символы б) ритуалы в) обряды г) ценности
43. Американский ученый, выдвинувший гипотезу о том, что в современном мире грядет противоборство цивилизаций:
а) Ч.Пирс б) С.Хантингтон в) А.Тойнби г) Ч.Моррис
44. Кто из исследователей первобытной культуры выделил 3 основные ступени, которые прошло в своем развитии человечество, — дикость, варварство, цивилизация?
а) Ф. Ницше б) О. Шпенглер в) Л. Морган г) Г. Гадамер
45. Разработка культурной политики, экономическое, политическое, духовное обеспечение реализации культурных программ являются главным направлением:
а) культурной антропологии б) прикладной культурологии
в) социологии культуры г) философии культуры
46. Статистические нормы культуры — это
а) нормы, сложившиеся стихийно как результат типичного поведения в тех или иных случаях
б) нормы как институты государства, основанные на праве и морали
в) нормы, установленные как правила поведения в тех или иных социальных общностях
г) нормы как образцы для подражания
47. Автор символической концепции происхождения культуры:
а) Э. Кассирер б) З. Фрейд в) Ф. Энгельс г) Й. Хейзинга
48. Сигналы являются разновидностью:
а) вербальных знаков б) конвенциональных знаков
в) иконических знаков г) функциональных знаков
49. Состояние растворения культуры в цивилизации характерно для:
а) первобытного состояния человека б) традиционной культуры
в) индустриальной цивилизации г) современного общества
50. Индексы являются разновидностью:
а) вербальных знаков б) конвенциональных знаков
в) естественных знаков г) функциональных знаков
51. Морфологический метод в культурологии предполагает изучение культуры с точки зрения:
а) ее строения и формообразования
б) сопоставления и сравнительного анализа ее явлений и ценностей, ее смыслов и текстов, ее эволюции.
в) определения ее познавательных смыслов и прагматичных характеристик культурных явлений
г) ее возникновения и развития
52. Для фундаментальной культурологии не характерно:
а) исследование типологии культуры б) выявление общих закономерностей
в) управление социокультурными процессами г) создание теорий
53. Компаративный метод в культурологии предполагает изучение
культуры с точки зрения:
а) ее строения и формообразования
б) сопоставления и сравнительного анализа ее явлений и ценностей, ее смыслов и текстов, ее эволюции.
в) определения ее познавательных смыслов и прагматичных характеристик культурных явлений
г) ее возникновения и развития
54. Как называется один из подходов в культурологии, который связан с определением познавательных смыслов и прагматичных характеристик культурных явлений?
а) гносеологический б) функциональный
в) компаративный г) символистический
55. Что означает термин «античность»? а) греко-римская древность
б) термин, равнозначный русскому «древность» в) термин «античность» употребляется в обоих смыслах
56. Одним из родоначальников аксиологии принято считать:
а) В.Оствальда б) Э.Тайлора в) Р.Лотце г) Л.Уайта
57. Кому из мыслителей принадлежит следующее высказывание: «…Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания… Культура все еще хочет в известном смысле играть – по обоюдному соглашению относительно определенных правил…»?
а) З.Фрейду б) Э.Кассиреру в) Й.Хейзинге г) Ф.Энгельсу
58. Как называется процесс освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния церкви?
а) приватизация б) коллективизация в) сакрализация г) секуляризация
59. Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой?
а) материальная и духовная культура находятся между собой в диалектической связи
б) между материальной и духовной культурой не существует связей, они существуют автономно друг от друга
в) деление культуры на материальную и духовную не корректно; культурой называют все то, что создано человеком
60. Автором работы «Первобытная культура», изданной в 1871 г., является:
а) В.Оствальд б) Э.Тайлор в) Л.Уайт г) А.Тойнби
61. Языки бывают: а) вербальные и невербальные
б) естественные и искусственные в) все перечисленное
62. Орудийно-трудовую гипотезу происхождения культуры выдвинул: а) Ф.Энгельс б) Э. Кассирер в) П. Сорокин г) Х. Ортега — и- Гассет
63. Производные ценности – это
а) самые высшие, конечные ценности жизни
б) средства, посредством которых достигаются финальные ценности
в) средства и выражения других ценностей
г) все перечисленное
64. Какая функция культуры способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций?
а) творческая б) нормативная в) семиотическая г) аксиологическая
65. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса культуры?
а) сознание б) игра в) труд г) сублимация
66. Кто может выступать субъектом — носителем культуры?
а) нация б) класс в) личность г) все ответы верны
67. Термин «социализация» означает:
а) процесс зарождения культуры
б) процесс освоения человеком норм и ценностей культуры
в) период застоя в культурном развитии
г) период упадка в культурном развитии
68. Эталонные нормы культуры — это
а) нормы, сложившиеся стихийно как результат типичного поведения в тех или иных случаях
б) нормы как институты государства, основанные на праве и морали
в) нормы, установленные как правила поведения в тех или иных социальных общностях
г) нормы как образцы для подражания
69. Общенаучный, фундаментальный культурологический подход — это
а) деятельностный б) аксиологический в) семиотический г) системный
70. Метод культурологического исследования, предполагающий такое исследование культуры, которое позволяет понять интересующий феномен с точки зрения его возникновения и развития, — это
а) аксиологический б) компаративный
в) герменевтический г) генетический
71. Основателем герменевтики является:
а) Г. Риккерт б) Р. Гоклениус в) Г. Гадамер г) Л. Морган
72. Ценность – это
а) то, что приносит человеку пользу
б) фиксированная в сознании субъекта характеристика его отношения к объекту
в) то, что дорого стоит г) то, что является истинным
73. Субкультура – это
а) культура в культуре б) культура отдельной социальной общности в) магистральная культура г) все перечисленное, кроме в)
д) все перечисленное
74. Антропологическое определение культуры:
а) культура – это те ценности, которые создает человек в процессе своей жизни
б) культура – это все, что создает человек своими руками и разумом
в) культура – это способ существования человека, особенность которого в том, что он создан своим носителем – человеком
г) все определения верны
75. Автор теории, построенной на противопоставлении понятий «цивилизация» и «культура»:
а) Э. Тайлор б) О. Шпенглер в) З. Фрейд г) А. Тойнби
76. Как переводится латинское слово, от которого происходит термин «цивилизация»?
а) полис б) мегаполис в) гражданство г) общество
77. Как называется научное направление, ориентированное на изучение культурного содержания таких процессов, как демократизация общества; влияние реформ на состояние умов; изменение культурных потребностей человека в условиях урбанизации, миграции, экологического и духовного кризиса?
а) социология культуры б) философия культуры
в) прикладная культурология г) культурная антропология
78. В рамках какой отрасли культурологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде?
а) социологии культуры б) истории культуры
в) культурной антропологии г) философии культуры
79. Как называется научное направление, ориентированное на постижение смысла культуры, перспектив ее развития, познание сущности и значения культуры?
а) философия культуры б) социология культуры
в) культурная антропология г) история культуры
80. Институциональные нормы культуры — это
а) нормы, сложившиеся стихийно как результат типичного поведения в тех или иных случаях
б) нормы как институты государства, основанные на праве и морали
в) нормы, установленные как правила поведения в тех или иных социальных общностях
г) нормы как образцы для подражания
81. Статистические нормы культуры — это
а) нормы, сложившиеся стихийно как результат типичного поведения в тех или иных случаях
б) нормы как институты государства, основанные на праве и морали
в) нормы, установленные как правила поведения в тех или иных социальных общностях
г) нормы как образцы для подражания
82. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа?
а) антропогенез б) антропосоциогенез в) культурогенез г) социогенез
83. Как иначе называют гносеологическую функцию:
а) регулятивная б) знаковая в) информационная г) познавательная
84. К функциям культуры не относится:
а) коммуникативная б) регулятивная в) семиотическая г) социологическая
85. Укажите ученого, который развил учение о цивилизации как эпохе умирания и смерти культуры:
а) А.Тойнби б) Э.Тайлор в) О.Шпенглер г) С.Хантингтон
86. Назовите раздел культурологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем культуры:
а) прагматическая культурология б) актуальная культурология
в) прикладная культурология г) практическая культурология
87. Назовите ученого, в трудах которого понятия «культура» и «цивилизация» выступают как синонимы:
а) А. Тойнби б) О. Шпенглер в) Н. Бердяев г) Э. Тайлор
88. Как называется подход, который рассматривает культуру как систему конкретно-исторических типов социально-культурного развития, прослеживает их эволюцию и взаимосвязь:
а) системный б) социологический в) генетический г) исторический
89. Какой из подходов к исследованию культуры предполагает сравнительно-исторический анализ разных культур или конкретных областей культуры в определенном интервале, что позволяет выявить как преемственность в развитии культуры, так и взаимосвязь, и взаимовлияние разных культур:
а) социологический б) компаративный
в) синергетический г) исторический
90. Кто из исследователей культуры полагал, что культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»?
а) Л. Морган б) Э. Тайлор в) Л. Уайт г) В. Виндельбанд
91. Как называются ценности, связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни?
а) трудовые б) витальные в) социальные г) нравственные
92. Кто ввел в оборот термин «инкультурация»?
а) Л.Уайт б) В. Оствальд в) С.Хантингтон г) М.Херсковиц
93. Как называются мифы о происхождении человека?
а) эсхатологические б) теогонические
в) космогонические г) антропогонические
94. Цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством, понимали:
а) Л.Морган, Ф.Энгельс б) О.Шпенглер, А.Тойнби
в) С.Хантингтон г) Т. Гоббс
95. Какая функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение?
а) семиотическая б) коммуникативная
в) гносеологическая г) аксиологическая
96. Какие этапы включает в себя процесс становления культурологии?
а) донаучный, научно-исторический, научно-философский
б) доисторический, исторический, современный
в) исторический, социологический, философский
г) научно-исторический, философский, современный
97. Система образов, характеризующая устройство мироздания, включающая отношение человека к миру, — это:
а) менталитет б) идеология в) культурная система г) картина мира
98. С исследования так называемых примитивных культур начала свое развитие: а) культурология б) философия культуры
в) культурная антропология г) социология культуры
99. Научное (теоретическое) знание о культуре формируется:
а) с появлением самого слова «cultura», расширительно истолкованного Цицероном
б) в эпоху Возрождения, с появлением интереса к творческой личности
в) в эпоху древних цивилизаций
г) в середине 19 – начале 20 вв. с появлением описательного понятия культуры
100. Для терминов «культурология» и «социология культуры» справедливо утверждение о том, что:
а) культурология является частью социологии культуры и анализирует культуру в контексте социальных процессов
б) культурология и социология культуры изучают цивилизационные процессы
в) социология культуры опирается на понимание культуры и культурных процессов, выработанное в культурологии
г) культурология и социология культуры – две различные научные дисциплины, имеющие собственный предмет исследования
101. Специфические социокультурные образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в пределах социальной организации общества, называются:
а) институтами б) общественными движениями
в) этнокультурными группами г) партиями
102. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?
а) общество б) культура в) техника г) образование
103. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них?
а) анимизм б) тотемизм в) фетишизм г) магия
104. Что такое мимесис?
а) созвучие б) подражание в) гармония г) очищение
105. Выберите правильное высказывание:
а) наука — производительная сила общества
б) наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
в) наука – форма духовной культуры общества
г) все высказывания правильны
106. Выберите правильное высказывание:
а) техника — совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества
б) техника — совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве
в) оба высказывания правильны
г) оба высказывания неправильны
107. Иконические знаки — это
а) знаки-подобия б) произвольные знаки
в) знаки-признаки г) все перечисленное
108. Кто из мыслителей понимал культуру как «почитание света»?
а) С. Пуффендорф б) Н. Рерих в) Ж.-Ж. Руссо г) Л. Морган
109. Автор игровой теории генезиса культуры:
а) Ф. де Соссюр б) Ф. Ницше в) Й. Хейзинга г) К. Юнг
110. Понимание культуры как символической Вселенной характерно для
а) Э. Кассирера б) З. Фрейда в) Й. Хейзинги г) А. Шопенгауэра
111. Какое из нижеприведенных понятий наиболее адекватно отражает следующее определение: « Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях»?
а) социокультурная система б) культура
в) социальная мобильность г) цивилизация
112. Как происходит развитие культуры? Найдите правильный ответ:
а) развитие культуры происходит на основе полного отрицания предшествующей культуры
б) на основе периодического осуществления культурных революций
в) на основе тиражирования известных культурных ценностей
г) развитие культуры – противоречивый процесс борьбы нового со старым, прогрессивного и реакционного
113. Что лежит в основе движущих сил развития культуры?
а) таким активным элементом является интеллектуальная элита
б) движущей силой развития культуры являются героические личности
в) движущей силой развития культуры является народная душа, коллективные представления
г) народ, трудящиеся играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей
114. Что такое культурология?
а) теория, объясняющая взаимовлияние различных культур в результате их общения
б) система физических упражнений с различными отягощениями (гантелями, гирями, штангой и др.), имеющая целью развитие мускулатуры
в) научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизации
г) общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры
115. Что изучает культурология?
а) профессиональную этику и нравственность
б) идеологию, призванную обеспечить хозяйственные задачи
в) предпосылки и факторы, под влиянием которых формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей
г) культуру как целостное явление, культурную жизнь людей в различных обществах, основные особенности и достижения культурно-исторических типов обществ
116. Что такое субкультура?
а) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества
б) автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами и системой ценностей
в) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску
г) все три определения верны
117. Элементами какой культуры являются понятия «педагогическая культура», «правовая культура», «художественная культура»?
а) духовной культуры б) молодежной субкультуры
в) материальной культуры г) непрофессиональной культуры
118. Какие из нижеперечисленных смыслов соответствуют понятию «логос»?
а) язык, слово, речь
б) понятие, суждение, смысл
в) логос несет в себе многообразие образов
г) логосом творится новая жизнь
д) все перечисленное выше
119. Основным предметом культурологии является система:
а) знаний, ценностей, норм и их языковых носителей
б) социальных организаций, статусов, ролей
в) мотивации, мышления и переживания людей
г) видов искусства и других художественных явлений
120. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенными критериями являются:
а) достижения в области образования, науки, искусства
б) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность
в) генетический «код», антропометрия, IQ коэффициент (коэффициент интеллектуального уровня человека)
г) средняя продолжительность жизни
121. Под культурологией понимают науку:
а) изучающую культурно — бытовые и социальные отличия между народами
б) описывающую, классифицирующую и объясняющую феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых и знаково-коммуникационных характеристик
в) на стыке этнологии и психологии, изучающую психологические и психические особенности этносов
г) на стыке этнологии и социологии, занимающуюся сравнительными исследованиями социальных проблем
122. Понятие «семиосфера» ввел в научный оборот:
а) Л.Уайт б) Ф. де Соссюр в) Ю.Лотман г) Г. Гадамер
123. Фундаментом культурной компетентности личности не является:
а) освоение национального культурного наследия
б) владение современными компьютерными технологиями
в) владение языками, кодами культуры
г) знание семиотики культуры
124. Как называется научная теория, в центре которой находятся проблемы самоорганизации, перехода от хаоса к порядку?
а) герменевтика б) синергетика в) семантика г) дидактика
125. Человека как субъекта культуры характеризуют:
а) сознательность б) воспитанность в) креативность г) все ответы верны
Уровень Б. Задания повышенной сложности.
1. Соотнесите термин и его определение:
1) культурная антропология а) фиксирует результат теоретического интереса к культуре, выявляя наиболее общие законы ее развития
2) социология культуры б) исследует исторические процессы взаимоотношений человека и культуры, процесс социализации личности в условиях различных культур
3) философия культуры в) изучает процесс функционирования культуры в обществе
2. Установите соответствие между видом определения культуры и самим определением:
1) семиотическое а) культура — это множество текстов, которые
2) герменевтическое б) культура — это то, чему человек научился, а не
3) дидактическое в) культура — это система знаков и значений,
3. Установите соответствие между культурологическим подходом и основным термином, через который моделируется культура:
1) семиотический а) способ деятельности
2) деятельностный б) иерархия ценностей
3) аксиологический в) знаковые системы
4. Установите соответствие между основными семиотическими аспектами культурных явлений и их определениями:
1) синтаксический а) отношения между знаками и значениями их понимания
2) семантический б) отношения между языком и пользователем и правилами употребления языка
3) прагматический в) отношения между элементами языка и правилами их образования, сочетания
5. Установите соответствие между семиотическим явлением и его определением.
1) язык а) знаковая система фиксации мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние
2) речь б) знаковая система, служащая средством психической деятельности, человеческого общения, способом хранения и трансляции информации от поколения к поколению
3) письмо в) деятельность говорящего или пишущего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового сообщества
6. Установите соответствие между функциями культуры и их определениями:
1) адаптивная а) обеспечивает объединение людей в социальные группы
2) интегративная б) обеспечивает формирование личности посредством трансляции и усвоения социальных знаний, ценностей, норм
3) социализации в) обеспечивает приспособление человека к окружающей среде и изменение окружающей среды
7. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:
1) культурная интеграция а) развитие культурных явлений от простых к сложным
2) культурная эволюция б) формирование оригинальных культурных
3) культурная инновация в) какая-либо модификация культурных форм
4) культурное изменение г) процесс согласования культурных
8. Установите соответствие между типом знака и его содержанием:
1) естественные знаки а) знаки-образы
2) конвенциональные знаки б) знаки-признаки
3) иконические знаки в) индексы
4) вербальные знаки г) естественные языки
9. Установите соответствие между культурным явлением и его определением:
1) культурный код а) носитель фундаментальных смыслов культуры, интегрирующий ментальность людей и объединяющий их в культурное сообщество
2) культурный тип б) базовая смысловая структура культуры, обеспечивающая ее идентичность и целостность
3) культурный символ в) своеобразный, относительно целостный культурный мир знаний, ценностей и норм
10. Установите соответствие между элементом семиотической системы и его характеристикой:
1) знак а) информация, существующая и передаваемая в языковой форме
2) символ б) материальное явление, служащее для обозначения другого явления, предмета, свойства
3) значение в) материальное явление, служащее для обозначения другого явления, предмета, свойства, в чем-либо образно с ним сходное
11. Установите соответствие между типом картины мира и ее характеристикой:
1) мифологическая а) слитность естественного и сверхъестественного
2) материалистическая б) первичность духовного начала
3) идеалистическая в) существует только естественное
12. Установите соответствие между сферой культуры и ее характеристикой:
1) экономика, торговля, домашнее хозяйство а) религиозная культура
2) конфессии, мистика, бытовая магия б) политическая культура
3) управленческая деятельность, идеология в) хозяйственная культура
13. Установите соответствие между аспектами культуры и их характеристикой:
1) морфология а) строение или структура культуры
2) функции б) процессы или история культуры
3) динамика в) прогресс или развитие культуры
4) эволюция г) действия или влияния культуры
14. Установите соответствие между автором и центральным понятием его концепции: 1) Э. Кассирер а) игра
2) Й.Хейзинга б) ценность
3) Г. Риккерт в) сублимация
4) З. Фрейд г) символ
15. Установите соответствие между формами бытия и их динамическими признаками:
1) органическая природа а) прогресс и регресс
2) человеческая культура б) эволюция и инволюция
3) личность человека в) развитие и деградация
16. Установите соответствие между терминами и их определениями:
1) антропогенез а) формирование нового народа
2) культурогенез б) формирование антропогенной системы
3) филогенез в) формирование человека разумного
4) этногенез г) эволюционное развитие организмов
17. Установите соответствие между сущностью концепции культурогенеза и ее авторами:
1) орудийно-трудовая а) Э. Кассирер
2) символическая б) Й.Хейзинга
3) психоаналитическая в) Ф.Энгельс
4) игровая г) З.Фрейд
18. Установите соответствие между уровнем культуры и его характеристиками:
1) трансляционный а) сфера образования, средства массовой
2) обыденный б) наука, религия, право, искусство
3) специализированный в) мораль, обычаи
19. Сформулируйте ваше понимание культуры с точки зрения аксиологического подхода к ней.
20. Сформулируйте ваше понимание культуры с точки зрения информационно-семиотического подхода к ней.
21. Сформулируйте ваше понимание культуры с точки зрения социологического подхода к ней.
22. Сформулируйте ваше понимание культуры с точки зрения антропологического подхода к ней.
23. Сформулируйте ваше понимание культуры с точки зрения герменевтического подхода к ней.
24. Что нового внесла эпоха Просвещения в понимание культуры?
25. Осветите роль культуры в передаче социального опыта.
26. Осветите роль культуры в передаче личностного опыта.
27. Укажите основные параметры культурной деятельности.
28. Каковы, на ваш взгляд, слагаемые культуры личности?
29. Составьте собственную иерархию ценностных ориентаций личности.
30. Сформулируйте и обоснуйте вашу позицию по вопросу: «Существует ли прогресс в культуре?»