Оглавление:
ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ
Налог. Классификация налогов
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).
Признаки налогов следующие:
- императивно-обязательный характер;
- индивидуальная безвозмездность;
- денежная форма;
- публичный и нецелевой характер.
Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.
Обязательные элементы налога:
- объект (доход, имущество, товар);
- налоговая база;
- величина налоговой ставки (квота);
- налоговый период (месяц, квартал, год);
- порядок исчисления;
- порядок и сроки уплаты налога.
Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.
Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:
1. По способу изъятия различают два вида налогов:
- прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
- косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По воздействию налоги подразделяются на:
- пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
- прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
- дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
- твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.
3. По назначению различают:
- общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
- маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).
4. По субъекту уплаты выделяют:
- налоги, взимаемые с физических лиц;
- налоги, взимаемые с юридических лиц;
- смешанные налоги.
5. По объекту налогообложения разделяют:
- имущественные налоги;
- ресурсные налоги (рентные платежи);
- налоги, взимаемые от выручки или дохода;
- налоги на потребление.
6. По источнику уплаты существуют:
- налоги, относимые на индивидуальный доход;
- налоги, относимые на издержки производства и обращения;
- налоги, относимые на финансовые результаты;
- налоги, взимаемые с выручки от продаж.
7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:
- собственные (закрепленные) налоги;
- регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.
8. По срокам уплаты:
- периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
- срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.
9. По принадлежности к уровню правления:
Существуют три способа взимания налогов:
1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.
2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).
3. По декларации (подача деклараций по налогам).
Источник — Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов
Новая редакция Ст. 8 НК РФ
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
Комментарий к Статье 8 НК РФ
Настоящая статья Кодекса дает определение налога, в соответствии с которым его признаками являются:
Налог устанавливается актом органа государственной власти, что предполагает его безоговорочную выплату лицами, следуя властным предписаниям такого нормативного акта;
2) индивидуальная безвозмездность.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налог имеет односторонний характер его установления. В основу этого признака налога заложено однонаправленное движение средств — от плательщика к государству. Государство, получая в бюджет налоги в рамках регулирования отношений налогообложения, не принимает на себя никаких встречных обязательств перед налогоплательщиком. Одновременно плательщик, уплачивая налог, не приобретает никаких прав. Но это не означает, что налогоплательщики вообще не получают от государства никаких благ. Бесплатное образование и медицинское обслуживание, защита органами правопорядка, дотации на коммунальные услуги и т.п. — блага, которые предоставляет налогоплательщикам государство;
3) отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
При этом обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Лишь в случаях недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. ст. 46, 47 НК РФ;
4) финансовое обеспечение деятельности государства (например, по обороне страны, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.) и (или) муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог, школ и т.д.).
Настоящая статья дает также определение сбора.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с указанным определением признаками сбора являются:
1) обязательность, что предполагает властные отношения сторон: подчинение плательщика сбора соответствующему государственному органу и безоговорочную им выплату;
2) сбор является возмездным платежом, поскольку дает плательщику право требовать от государственных органов совершения определенных юридических действий (включая предоставление определенных прав или выдачу ему разрешений (лицензий) и т.п.). С другой стороны, ст. 8 НК РФ допускает и безвозмездный характер взноса (в случаях, предусмотренных конкретным нормативным актом).
Другой комментарий к Ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации
1. В пункте 1 ст. 8 Кодекса дано определение понятия налога: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Как указал КС России в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П , налог — это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Следует отметить, что установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами. На это указал Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 22 апреля 2003 г. N 12355/02 (до налоговых органов указанное Постановление доведено письмом МНС России от 23 июля 2003 г. N НА-6-14/813 ). Аналогичную позицию высказал КС России в Определениях от 5 февраля 2004 г. N 28-О и от 4 марта 2004 г. N 49-О .
Вестник ВАС РФ. 2003. N 10.
Справочные правовые системы.
СЗ РФ. 2004. N 12. Ст. 1109.
Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. 2004. Ч. 1.
2. В пункте 2 ст. 8 Кодекса дано определение понятия сбора: обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Действующая редакция Кодекса устанавливает только два сбора (оба являются федеральными): сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина (см. комментарий к ст. 13 Кодекса).
В пункте 43 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 судам при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 Кодекса в случае неуплаты, неполной уплаты сбора предписано исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного «сбор». Неуплата сбора, понятие которого определено в п. 2 ст. 8 Кодекса, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса. Если же имеется в виду обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, поименованный «сбор», но подпадающий под определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Кодекса, то неуплата такого сбора при наличии указанных в ст. 122 Кодекса обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей (см. комментарий к ст. 122).
Сущность, функции и виды налогов
Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:
- обязательность;
- индивидуальная безвозмездность;
- отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
- направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются:
- обязательность;
- одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.
Сущность налогов
Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.
Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Функции налогов
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
- фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
- регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).
Последствия повышения налогов
Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).
Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке
С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.
Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.
Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.
Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.
Классификация налогов
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:
Виды налогов по объекту:
- прямые;
- косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.
Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.
Виды налогов по субъекту:
- центральные;
- местные.
В России существует трехуровневая система:
- федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
- региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
- местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
Виды налогов по принципу целевого использования:
- маркированные;
- немаркированные.
Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.
Виды налогов по характеру налогообложения:
- пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
- прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
- регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.
46. Понятие налогов и сборов, роль налогов в Российской Федерации
Налоги в финансово-правовом аспекте – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В налогах заложены большие возможности и по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. Налоги могут использоваться для регулирования процессов производства и потребления, уровня доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические и экологические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.
– публичный и нецелевой характер налогов.
Рассмотрим указанные признаки подробнее.
Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст.41 БК РФ.
Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия.
Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер.
Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.
НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90 %). Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.
В зарубежной литературе к функциям налогов относят:
– финансирование расходов государства;
– перераспределение доходов государства в пользу беднейших граждан;
– внеэкономическое регулирование производства в целях повышения его эффективности.
Понятие налога и сбора
В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.
Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.
Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сбор — это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.
Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.
Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:
— налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);
— организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);
— физические лица — это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);
— налоговые агенты — это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).
Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 — 33 НК РФ). Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:
«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».
Предыдущая редакция НК РФ пунктами 5 и 7 статьи 9 НК РФ относила к участникам налоговых отношений государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, а также должностных лиц, организаций, в том числе внебюджетных фондов. С 1 января 2007 года пункты 5 и 7 исключены из текста статьи 9 НК РФ.
В комментируемой статье законодатель предусматривает специальный порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и указывает на установленный НК РФ порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Сама по себе комментируемая статья порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях не устанавливает, а содержит только отсылочное положение на другие статьи НК РФ.
В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах имеет признаки административного правонарушения, то следует руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ) (Приложение №7).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В случае если налоговое нарушение имеет признаки преступления, то производство по таким делам регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Преступлением признается — общественно опасное деяние (бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ). Об уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, смотрите Главу 22 УК РФ.
С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».
Азбука финансов
обязательный , индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны.
Какие налоги мы будем платить определяют (по Конституции Российской Федерации (ст. 72)) федеральные власти совместно с регионами. С 1999 года основным законодательным актом, регулирующим все правоотношения в области налогообложения, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Преимущество над НК РФ имеет лишь Конституция РФ и законодательные акты, принятые на международном уровне (например, договоры об избежании двойного налогообложения).
Действующие налоги установлены Налоговым кодексом (ст. 13-15 НК РФ, ч. II НК РФ) и действующими Федеральными законами (налог на имущество физических лиц).
Согласно ст. 12 НК РФ налоги Российской Федерации делятся на федеральные, региональные и местные. Для нас как налогоплательщиков эта информация означает следующее. Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны для уплаты налогоплательщиками на всей территории РФ. Если налог является региональным (ст. 14 НК РФ) или местным (ст. 15 НК РФ), то он вводится в действие Кодексом и соответствующими законодательными актами региональных или местных властей, а обязанность и условия его уплаты зависят от конкретной территории региона (субъекта РФ) или местности (городского округа, муниципальных образований, городских и сельских поселений, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
К налогам, которые обязаны уплачивать физические лица в России, относятся:
Важным источником информации по поводу применения налогового законодательства служат подзаконные акты, в том числе, инструкции Федеральной налоговой службы (ФНС) и Министерства финансов РФ.
• Налог является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
• Основными функциями налогов являются фискальная и стимулирующая.
• Налоговая система РФ состоит из трех уровней: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ — региональные, местные налоги и сборы.
• Налогоплательщики и плательщики сборов являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
• Элементами налогообложения являются: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
• Налоговая декларация относится к налоговой отчетности и является письменным заявлением налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходив, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
• Налоговый контроль осуществляется путем налоговых проверок, получения объяснений обязанных лиц, проверок данных учета и отчетности, осмотра помещений, территорий, используемых для извлечения дохода.
• Налог на прибыль является формой изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом.
• Подоходный налог — это форма изъятия части вновь создание стоимости, распределяемой в пользу физических лиц — работников.
• Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным федеральным налогам, выполняющий в основном фискальную функцию и использующийся в целях регулирования доходной базы региональных и местных бюджетов через механизм бюджетных трансфертов.
• Акциз — это косвенный налог, включаемый в цену товара, которым облагается установленный законом перечень товаров.
• Налогом на имущество облагаются активы предприятий в стимулирования эффективного использования основных и оборотных средств.
• Платежи в дорожные фонды обеспечивают финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.
• Таможенный тариф — это совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу.
Какие бывают налоги?
Теперь поговорим об одной из главных обязанностей предпринимателя — уплате налогов
Налоговое право в нашем государстве является одной из самых молодых отраслей, ведь с момента ее возникновения прошло не более пятнадцати лет. Но это и наиболее «живая», нестабильная, динамично развивающаяся отрасль законодательства. Ей до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Поэтому попытаемся разобраться в основных понятиях, которые используются в налоговой сфере.
Для начала нужно определить, что понимается под «налогом». Итак, согласно Налоговому кодексу РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то есть денежная сумма, которая уплачивается в пользу государства, для его обеспечения и функционирования.
В свою очередь, под «сбором» понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Иными словами, сбор — это денежная сумма, которую Вы выплачиваете за совершение определенных действий (сюда же входит и государственная пошлина, выдача разрешений и т.д.).
Участниками «налоговых» отношений являются несколько категорий лиц:
1) организации и физические лица-налогоплательщики и плательщики сборов;
2) организации и физические лица — налоговые агенты (лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ);
3) налоговые органы (в частности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная Налоговая Служба) и его территориальные органы)
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная Таможенная Служба) и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Эти субъекты (участники) наделены определенными правами и несут определенные обязанности, которые указаны в Налоговом Кодексе (ст. 21- 24).
Теперь Вы знаете, кто участвует в налоговых отношениях, что такое налог. Но налоги бывают нескольких видов и классифицируются они в зависимости от разных оснований.
Налоговый Кодекс, например, классифицирует их по территориальному принципу. Так, в нашем государстве существуют следующие виды налогов и сборов:
Перечень всех видов налогов устанавливается законом (Налоговым Кодексом) и является исчерпывающим, то есть запрещается устанавливать другие налоги на каком бы, то ни было уровне.
Очень важно определиться с объектом налогообложения, то есть теми материальными ценностями, со стоимости которых и будет высчитываться определенная сумма, уплачиваемая в качестве налога в пользу государства.
Объектом налогообложения являются следующие предметы и действия — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристику и наличие которого влечет возникновение обязанности по уплате того или иного налога. В таблице наглядно показаны виды налога, объекты налогообложения, с которых взимается тот или иной налог и налоговая база, которая определяется как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Главная функция налоговой базы — выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.