Налоги и налогообложение — Аксенов С. — Учебник + Практикум
Автор: Аксенов С., Битюкова Л., Заугольников С., Крылов А., Ласкина И.
Жанр: Налоги и налогообложение
Издательство: РФЭИ
Формат: PDF+DOC
Качество: OCR
Количество страниц: 357+217
Описание: Учебник подготовлен в полном соответствии с учебной программой по курсу «Налоги и налогообложение» и предназначен для высшых учебных заведений как в качестве основного, так и вводного курса учебных заведений, и факультетов, специализирующихся на подготовке специалистов по налогообложению. Он будет полезен также для студентов и преподавателей экономических вузов и факультетов при изучении указанного курса. Кроме того, при подготовке учебника автор исходил из необходимости оказания возможной практической помощи работникам налоговой и финансовой систем страны, различных контролирующих органов, бухгалтерских служб организаций, а также налогоплательщикам независимо от того, в каких сферах деятельности они заняты. Учебник «Налоги и налогообложение» дает достаточно полное представление о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов, установленных законом, льготах и условиях их применения и других важных вопросах, связанных с налогообложением. Содержание учебника
«Налоги и налогообложение»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
- Эволюция теоретических представлений о сущности налога
- Основополагающие признаки налога
- Понятие «налог»
- Понятие «сбор»
- Элементы налога
- Функции налога
- ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
- Эволюция взглядов на теорию принципов налогообложения
- Современные принципы налогообложения. Экономические принципы
- Организационные принципы налогообложения
- Юридические принципы налогообложения
- КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
- Классификация налогов по принадлежности к уровню власти
- Классификация налогов по методу взимания
- Классификация налогов по объекту обложения
- Классификация налогов по способу обложения
- Классификация налогов по применяемым ставкам
- Классификация налогов по другим признакам
- СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
- Налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования
- Формы налоговой политики
- Стратегия и тактика налоговой политики
- Субъекты, принципы формирования, механизм, цели и методы налоговой политики
- Инструменты налоговой политики
- Научные основы налоговой политики
- СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ
- Понятие налоговой реформы
- Классификация налоговых реформ
- Этапы налоговых реформ
- Цели налоговых реформ
- ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Основные направления гармонизации налоговых отношений
- Инструменты гармонизации налоговых отношений
- НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА (НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ)
- Эволюция взглядов на налоговую нагрузку
- Роль и значение показателя налоговой нагрузки
- Уровни исчисления налоговой нагрузки
- ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВ (НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)
- Сущность и основные цели налогового планирования
- Налоговое планирование на макроуровне
- Налоговое планирование на микроуровне
СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
- Роль налогов в формировании доходов бюджетов РФ
- Понятие налоговой системы, ее важнейшие элементы
- Классификация российской системы налогов и сборов по принадлежности к уровню власти
- Прямые и косвенные налоги в системе налогов и сборов РФ
- Классификация российской системы налогов и сборов по субъекту уплаты
- Классификация налогов по принадлежности к звеньям бюджетной системы
- Классификация налогов по объекту обложения
- Группировка налогов по способу обложения
- Классификация налогов в зависимости от применяемых ставок
- Классификация налогов в зависимости от назначения и по источнику обложения
- ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Налоги в период централизованного управления экономикой
- Преддверие организации налоговой системы России
- Начало становления российской налоговой системы
- Период неустойчивого развития
- Подготовка налоговой реформы
- Период реформирования
- Современный этап развития
- НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
- Особенности формирования показателя налоговой нагрузки
- Направления снижения налоговой нагрузки
- НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
- Экономическая сущность понятия «налоговая льгота»
- Классификация налоговых льгот в российской налоговой системе
- Совершенствование условий предоставления налоговых льгот
- НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
- Понятие налоговых рисков
- Субъекты, несущие налоговые риски
- Источники возникновения налоговых рисков
- Факторы возникновения налоговых рисков
- Возможные потери и последствия налоговых рисков
- Возможные пути снижения налоговых рисков
- НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, УЧАСТНИКИ, ФУНКЦИИ
- Сущность налогового администрирования
- Органы, осуществляющие в Российской Федерации налоговое администрирование: их полномочия и функции
- Функции налоговых администраторов
- ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Налоговый кодекс РФ — основной инструмент реализации налоговой политики
- Понятие налогового законодательства
- Важнейшие нормы российского законодательства о налогах и сборах
- ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
- Налоговые органы — центральное звено налогового контроля в Российской Федерации
- Налоговый контроль — основное право налоговых органов
- Осуществление действий, обеспечивающих полное и своевременное внесение налогов в бюджетную систему
- Изменение сроков уплаты налога или сбора
- Контроль за правильностью применения цен
- Другие права налоговых органов
- Основные обязанности налоговых органов
- ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ И ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ
- Главная обязанность налогоплательщика и плательщика сборов
- Постановка на учет в налоговом органе
- Ведение учета доходов и расходов, представление налоговой декларации
- Другие обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов
- Особые обязанности налоговых агентов
- Права налогоплательщиков и плательщиков сборов
- ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
- Постановка на налоговый учет
- Налоговые проверки, их виды
- НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
- Понятие налогового правонарушения
- Принципы привлечения к ответственности
- Обстоятельства, исключающие или смягчающие вину
- Виды налоговых правонарушений и санкции
- ПРОБЛЕМЫ ЗАВЕРШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Основные причины длительности реформенных преобразований
- Проблема реализации НК РФ как закона прямого действия
- Проблемы исчисления и уплаты отдельных налогов
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВ И НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕЖДУ БУДЖЕТАМИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Мировая практика распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами
- Эволюция межбюджетного распределения налогов и налоговых доходов в Российской Федерации
- Методы распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами, применяемые в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ РФ
- НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)
- Становление НДС и его значение
- Плательщики НДС
- Облагаемый оборот и объект налогообложения
- Налоговые льготы и преференции
- Налоговая база
- Налоговые ставки
- Порядок исчисления сумм НДС
- Определение суммы налога, подлежащей взносу в бюджет
- Сроки уплаты НДС в бюджет
- Порядок возмещения, зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога
- НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
- Эволюция налога на прибыль и его значение
- Налогоплательщики
- Объект налогообложения
- Определение доходов в целях налогообложения
- Определение расходов в целях налогообложения
- Налоговая база
- Налоговые льготы
- Ставки налога
- Порядок исчисления и сроки уплаты налога
- Порядок исчисления и уплаты налога иностранной организацией
- Налоговый учет
- НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ)
- История развития подоходного налога
- Принципы обложения НДФЛ в российской налоговой системе
- Роль НДФЛ в финансовом обеспечении потребностей государства
- Плательщики НДФЛ
- Объект обложения
- Налоговая база
- Доходы налогоплательщика, не подлежащие обложению НДФЛ
- Налоговые вычеты
- Налоговые ставки
- АКЦИЗЫ
- Место акцизов в системе налогов и сборов
- Понятие подакцизных товаров
- Плательщики акцизов
- Объект налогообложения
- Налоговая база
- Налоговые ставки
- Исчисление сумм акциза
- Налоговые вычеты
- Исчисление суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет
- Порядок и сроки уплаты акциза в бюджет
- НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ)
- Эволюция налогообложения недропользования в российской налоговой системе
- Плательщики налога
- Объект обложения
- Налоговая база
- Налоговые ставки
- Порядок исчисления и уплаты налога
- Особый порядок исчисления НДПИ по нефти
- ВОДНЫЙ НАЛОГ
- Необходимость введения водного налога
- Налогоплательщики и объект налогообложения
- Налоговая база
- Налоговые ставки
- Порядок исчисления и уплаты налога
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
- Плательщики государственной пошлины
- Объекты обложения пошлиной
- Ставки государственной пошлины
- Налоговые льготы
- Порядок уплаты пошлины в бюджет. Изменение срока уплаты
- Порядок возврата или зачета уплаченной пошлины
- СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
- Плательщики сбора и объекты обложения
- Ставки сбора
- Порядок исчисления и уплаты сборов в бюджет
- ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА
- Экономическое содержание таможенной пошлины
- Виды таможенной пошлины
- Плательщики таможенной пошлины, объект обложения, налоговая база
- Ставки таможенной пошлины
- Тарифные льготы и тарифные преференции
- Порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
- НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
- Налогоплательщики
- Объект налогообложения
- Налоговая база, налоговый период
- Налоговая ставка
- Налоговые льготы
- Порядок исчисления и уплаты налога
- НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
- Необходимость введения налога и принцип его построения
- Плательщики налога, объект обложения и налоговая база
- Ставки налога
- Порядок исчисления и уплаты налога
- ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
- Плательщики налога
- Объект налогообложения и налоговая база
- Налоговые ставки
- Порядок исчисления и уплаты налога
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
- НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
- Плательщики налога, объект обложения, налоговая база
- Налоговые ставки
- Льготы по налогу
- Порядок исчисления и уплаты налога
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
- Необходимость введения налога, его роль и значение
- Плательщики налога, объект обложения
- Налоговая база, налоговый период
- Налоговые ставки
- Налоговые льготы
- Порядок исчисления и уплаты налога
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
- СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
- Упрощенная система налогообложения (УСН)
- ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ (ЕСХН)
- Эволюция ЕСХН и его общая характеристика
- Плательщики ЕСХН
- Порядок и условия перехода на уплату ЕСХН
- Объект обложения
- Налоговая база. Налоговая ставка
- Порядок исчисления и уплаты в бюджет
- СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (СРП)
- Необходимость введения специального режима налогообложения при СРП. Понятия, используемые при заключении СРП
- Налогоплательщики
- Налоги, уплачиваемые при выполнении СРП
- Особенности исчисления отдельных налогов при СРП
- Особенности налогового контроля при СРП
- Гарантии инвесторов при реализации СРП
скачать учебник+практикум: Налоги и налогообложение — Аксенов С.
Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.
Единственное в стране
издание о государственной
и методологов страны
Нас читает вся страна
Следует ли платить налог на имущество на учебники и другую методическую литературу в общеобразовательных школах?
Ответил пользователь, А. А. Комлева, шеф-редактор, действительный государственный советник 2 класса (Komleva)
Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:
Курс по оплате и нормированию труда в госсекторе от ИД «Бюджет»
Минфин разъяснил отмену пониженных региональных ставок по налогу на прибыль
ФНС оформила налоговые паспорта регионов за 2017 год
Сельское хозяйство
Разработан план по изменению Земельного кодекса
Московский государственный университет печати
Спиридонов А.А, Спиридонов П.А, Никольская Ю.П.
Налоги и налогообложение: Учебное пособие
для студентов Факультета экономики и менеджмента, обучающихся по специальности 80109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Российская налоговая система имеет трехуровневый принцип построения, который отражает федеративное устройство Российского государства и самостоятельность местного самоуправления. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ, в котором речь идет о наличии в налоговой системе РФ специальных налоговых режимов, при применении которых налогоплательщик освобождается от уплаты таких федеральных налогов, как налог на прибыль и НДС.
Однако наличие в налоговой системе федеральных налогов вовсе не означает, что они полностью поступают в федеральный бюджет. Таким образом осуществляется бюджетное регулирование с целью реализации принципа бюджетного федерализма для достижения минимальной бюджетной обеспеченности каждого бюджета и выравнивания уровня доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Состав налоговых доходов Федерального бюджета установлен ст. 50 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100%;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, — по нормативу 20%;
налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100%;
акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;
акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100%;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100%;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100%;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 100%;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40%;
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ — по нормативу 100%;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95%;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100%;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20%;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 20%;
водного налога — по нормативу 100%;
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 БК РФ) — по нормативу 100%.
Такой подход, зафиксированный на уровне статьи БК РФ, к перераспределению налоговых доходов был введен с 2005 г. Следует обратить внимание на двоякий подход законодателя к механизму перераспределения процентов по налоговым доходам. Так, по всем видам налогов, где указание на процент менее 100, следует учитывать, что оставшийся процент передается на нижестоящие уровни бюджетной системы.
Федеральные налоги, перечень которых рассмотрен в главе 2, установлены на всей территории РФ, но поступают не только в федеральный бюджет. Порядок и сроки уплаты налога, налоговая отчетность определяется применительно к каждому налогу отдельно в соответствующей главе НК РФ. Поступление администрируемых ФНС доходов за 2008-2009 гг. представлено в приложении 1 .
Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога — налога на добавленную стоимость (НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954 г. Необходимость применения такого показателя, как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967 г. I и III Директив ЕС, в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран — членов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из сложнейших для понимания и контроля налогов в отечественной налоговой системе, но во многом доходы федерального бюджета зависят именно от собираемости этого налога. Согласно данным ФНС, доля поступлений от НДС за период январь-август 2009 г. составила 40% (см. рис. 3.1 ).
В приложении 1 представлена справка ФНС.
НДС успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой, в частности, в соответствии с директивой ЕС НДС является основным косвенным налогом для стран-членов ЕС. Первоначально НДС был введен во Франции в 1958 г., а с конца 60-годов ХХ века началось широкомасштабное распространение этого налога.
Прежде, чем перейти к особенностям отечественного НДС, рассмотрим основные фундаментальные преимущества НДС, обусловившие его широкое распространение в мире.
Например, ряд авторов к фундаментальным преимуществам относит:
стремление облагать налогом расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров, работ, услуг;
потенциально широкая база налогообложения (большинство товаров, работ, услуг облагаются НДС);
регулярность налоговых поступлений и их пропорциональное увеличение в зависимости от изменения уровня цен;
получение государством части дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла, при том, что конечная сумма НДС, получаемая государством, не зависит от количества промежуточных производителей и продавцов;
применение «зачетной» схемы этого налога по всей цепи производства и обращении товара, создающей трудности для уклонения от его уплаты;
косвенное стимулирование процессов накопления и инвестирования (доходы, идущие на эти цели, не облагаются НДС), а также производства экспортной продукции (применяется минимально возможная ставка 0%) .
Однако, по нашему мнению, «зачетная схема» наоборот, в условиях отечественной действительности весьма способствует уклонению от уплаты налога, в частности, путем применения необоснованных вычетов. Поэтому в последние годы все чаще высказываются предложения о существенном изменения механизма взимания НДС.
В нашей стране НДС был введен с 1 января 1992 г. (установлен Законом РФ от 6 декабря 1991 г. №1991-1 «О налоге на добавленную стоимость», который за время своего действия (до вступления в силу главы 21 НК РФ) неоднократно претерпел поправки и изменения как в части ставок, так и в части круга плательщиков и пр. Например, первоначально ставка НДС была единая и составляла 28%. С 1 января 1994 г. По 1 января 1996 г. В стране действовал еще и спецналог, который был фактически надбавкой к НДС.
Глава 21 НК РФ была введена с 1 января 2001 г. и также, как из закона об НДС, за годы претерпела ряд существенных изменений, в том числе и «антикризисные» поправки.
Состав плательщиков НДС установлен ст. 143 НК РФ. Следует отметить, что в связи с тем, что НДС — это налог «внутренний», состав плательщиков зависит от особенностей осуществления деятельности (см. рис. 3.2 ). Особенностью НДС является еще и то, что при ввозе на таможенную территорию РФ товаров, также возникает обязанность уплаты НДС. Таможенный кодекс (ТК) РФ определяет состав плательщиков при вводе товаров на таможенную территорию РФ (ст. 328). С 1 октября 2009 г. по общему правилу НДС при ввозе уплачивается на счета Федерального казначейства (абз. 2 п. 1 ст. 174 НК РФ, п. 1 ст. 331 ТК РФ), а ранее налог уплачивался таможенным органам (п. 1 ст. 331 ТК РФ). При этом если товар ввозится из страны, с которой Россия заключила международный договор об отмене таможенного контроля и таможенного оформления, НДС уплачивается налоговым органам (п. 1 ст. 152 НК РФ).
Из состава плательщиков есть исключения. Так для обеспечения строительства олимпийских объектов в г. Сочи с 2008 до 1 января 2017 г. не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр.
При осуществлении деятельности на территории РФ российские организации и индивидуальные предприниматели, не занимающиеся реализацией подакцизных товаров, при выполнении ряда условий имеют право (но не обязаны) оформить освобождение от уплаты НДС (это освобождение не касается ввоза товаров на таможенную территорию РФ). Рассмотрим условия получения освобождения:
В первый раз освобождение можно оформить если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей. Письменное уведомление и подтверждающие документы предоставляются в налоговый орган по месту регистрации не позднее 20 числа месяца, начиная с которого планируется использовать освобождение. Действие освобождения — 12 календарных месяцев, при этом в важно, от отказаться до окончания этого срока от освобождения нельзя, однако определены границы применения освобождения. Оно действует только при условии, что выручка за каждые трри последовательные месяца не превысит два миллиона рублей и при этом не осуществляется реализация подакцизных товаров. В случае нарушения условий, право утрачивается досрочно и сумма НДС за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
Важно понимать, что такое освобождение выгодно только тем организациям и предпринимателям, которые осуществляют реализацию товаров, работ, услуг потребителям(покупателям), которые также не являются плательщиками НДС (или в связи с получением аналогичного освобождения или в связи с работой по специальным налоговым режимам). В противном случае контрагентам, которые уплачивают НДС не выгодно осуществлять покупки без НДС, т.к. в этом случае они не смогут зачесть «входной НДС».
Согласно ст. 145 НК РФ, документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Рассмотрим объект налогообложения. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (в т.ч. передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
НК РФ устанавливает и перечень операций, которые не признаются объектом обложения НДС. Согласно п. 2 ст. 146, к ним относятся:
1) операции, указанные в п.3 ст.146 НК РФ (обращение российской и иностранной валюты, передача имущества правопреемнику, передача имущества некоммерческим организациям для осуществления уставной деятельности. Не связанной с предпринимательской и др. операции;
2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;
5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
6) операции по реализации земельных участков (долей в них);
7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
8) передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
9) с 2008 г. операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр в соответствии в г. Сочи товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (до 1 января 2017 г.).
Согласно ст. 39 НК РФ, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
При рассмотрении НДС важно учитывать место реализации товаров (работ, услуг). В отношении товаров местом реализации признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
В отношении работ (услуг) местом реализации признается территория РФ, если:
1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (например строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде);
2) работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ(например, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание);
3) услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ (это применяется при:
передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
оказании услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, перечисленных выше.
4.1) услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ. Местом реализации услуг также признается территория Российской Федерации, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и (или) пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом.
4.2) услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, оказываются (выполняются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория Российской Федерации.
5) деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных подпунктами 1-4.1).
НК РФ содержит широкий перечень операций, не подлежащих налогообложения (освобожденные от налогообложения). В ст.149 НК РФ представлен перечень таких операций, сгруппированный следующим образом:
В п. 1 освобождение установлено при предоставлении арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ (это действует только если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) РФ. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов РФ.
Согласно п. 2 и п. 3 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ широкого спектра услуг и реализация товаров.
Необходимо помнить, что если налогоплательщик осуществляет как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые, то он должен обеспечить ведение раздельного учета. Например, одни из последних разъяснений по этому вопросу содержатся в письме ФНС России от 17.02.2010 № 3-1-11/117@ О порядке ведения раздельного учета «входного» НДС по облагаемым налогом операциям и операциям, не признаваемым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В ст. 150 определен перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ не облагается НДС, а в ст. 151-152 — особенности НДС при ввозе товаров.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в зависимости от специфики осуществляемых операций. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ, налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости (определяется в соответствии с ТК РФ), таможенных пошлин и акцизов (этот касается подакцизных товаров).
Налоговым периодом для НДС в соответствии со ст. 163 является квартал. Отметим, что по многим налогам налоговый период — год.
Налоговые ставки установлены в ст. 164 и представлены на рис. 3.3 .
Рассматривая вопросы применения ставок, следует учитывать, что ставки 0% и 10% применяются при выполнении определенных условий, а во всех остальных случаях применяется ставка 18%. Расчетные ставки применяются в основном при получении предварительной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг, а также в ряде других случаев, например, при передаче имущественных прав, реализации сельхозпродукции и автомобилей (детально применение расчетных ставок установлено в НК РФ).
Ставка 0% связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, услуг, оказываемых дипломатическим представительствам, реализацией товаров, работ, услуг в области космоса, а также при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам; а также при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
Важно понимать, что применение ставки 0% возможно только при предоставлении соответствующих документов, перечень которых и сроки представления установлены НК РФ.
Ставка 10% применяется в отношении отдельных социально-важных товаров (см. рис. 3.4 ).
При исчислении налога одним из важнейших документов является счет-фактура (ст. 169 НК РФ). Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного НК РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено специально:
1) при совершении операций, как признаваемых объектом налогообложения, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ;
2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.
Следует учитывать, что счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ.
НК устанавливает обязательные элементы счета-фактуры:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
13) страна происхождения товара;
14) номер таможенной декларации.
(пп. 13 и 14 касается товаров, страной происхождения которых не является РФ.).
Если счет-фактура выставляется при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, то должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) номер платежно-расчетного документа;
4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
6) налоговая ставка;
7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок. Следует учитывать специфику счета-фактуры в этих случаях .
Очень важно правильное оформление счета-фактуры (от этого в частности зависит применение вычета). Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
В том случае, если по условиям договора оплата товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществляется в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, счет-фактура может быть оформлен в валюте или в условных единицах. Норм, запрещающих подобное оформление счетов-фактур и применение налоговых вычетов по таким счетам-фактурам, НК РФ не содержит .
Кроме счетов-фактур для учета НДС используются журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж, порядок ведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления налога определен в ст. 166 и 173 НК РФ. Особенностью НДС является наличие вычетов сумм «входящего налога». Рассмотрим алгоритм определения суммы налога.
Определение сумм налога в соответствии с совершенными в налоговый период операциями — определяется как сумма произведений налоговой базы на налоговую ставку соответственно.
Применение вычетов (определение сумм входящего налога, т.е. налога, уплаченного поставщикам, по которому в этом налоговом периоде возможно произвести вычета) или уплаченным при ввозе на таможенную территорию.
Определение восстановления сумм налога (в том случае, если ранее были применены вычеты, но в данном налоговом периоде суммы НДС подлежат восстановлению).
Рассмотрим порядок уплаты НДС. В качестве антикризисной меры порядок был изменен с целью облегчить положение налогоплательщика. Так, в общем случае, уплата налога производится на основе декларации в сумме 1/3 до 20 числа каждого месяца последующего за отчетным налогового периода. Например, за 3 квартал 2009 г. начислено к уплате 900 тыс. руб. налога к уплате. Ежемесячно в октябре, ноябре и декабре до 20 числа собственно, должны быть уплачены 300 тыс. руб. При вводе НДС уплачивается в соответствии с таможенным законодательством. Налоговые агенты осуществляют оплату НДС одновременно с уплатой поставщику товаров, работ, услуг (в противном случае банк не имеет право провести оплату). Декларация подается не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем окончания налогового периода. Новая форма декларации была утверждена приказом Минфина . При составлении декларации следует учитывать ряд обстоятельств .
Рассмотрим порядок возмещения НДС из бюджета, установленный ст. 176 НК РФ.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.
Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки . По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается один из вариантов решения:
решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение пяти дней со дня принятия. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Следует обратить внимание и на ситуацию, когда у налогоплательщика за отчетный период не было операций, подлежащих отражению в декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н). В этом случае организация вместо декларации по НДС должна представлять в налоговые органы единую упрощенную налоговую декларацию (утв. приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н) .
В декабре 2009 г. в НК РФ были внесены изменения, согласно которым введен заявительный порядок возмещения НДС. Это зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в декларации, до завершения проводимой на ее основе камеральной налоговой проверки. Заявление о применении порядка направляется в налоговый орган не позднее 5 дней с момента подачи декларации.
Право на применение ускоренного зачета имеют:
крупнейшие налогоплательщики, у которых совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ), уплаченная за три последних года, составляет не менее 10 млрд руб. При этом в расчет не входят суммы налогов, уплаченных в качестве налогового агента, а также в связи с перемещением товаров через таможенную границу России. Такие налогоплательщики вправе применить заявительный порядок возмещения налога, если со дня их создания до дня подачи декларации прошло не менее трех лет;
организации, представившие вместе с декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию. То есть обязательство банка уплатить в бюджет за налогоплательщика излишне полученные им (зачтенные ему) суммы, если в результате проверки будут выявлены нарушения. На сайте ФНС представлен перечень банков (их 195) , соответствующих требованиям п. 4 ст.176.1 НК РФ.
ФНС утвердила формы решений о возмещении суммы НДС в заявительном порядке и об отказе в возмещении приказом Федеральной налоговой службы от 23 марта 2010 г. N ММ-7-3/136@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Как уже было отмечено, налоговая декларация по НДС с 2010 г. претерпела существенные изменения. Так приказом Минфина РФ; №104н от 15.10.2009 была утверждена новая форма налоговой декларации. В ней в отличие от предыдущей декларации 7 разделов вместо 9 (за счет объединения тех разделов, где производится расчет суммы налога и вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг) с применением ставки 0 процентов).
Какова роль НДС в формировании доходов федерального бюджета?
Кто является плательщиком НДС?
Какие операции являются объектом налогообложения НДС?
Какие операции не являются объектом налогообложения НДС?
Кто и каким образом может получить освобождение от обязанностей уплаты НДС?
Как определяется налоговая база по НДС?
Какие ставки применяются при налогообложении НДС?
Каковы условия применения ставки 0%?
Что такое «налоговый вычет» применительно к НДС?
Какова роль счета-фактуры и каковы особенности составления счета-фактуры?
Каков порядок определения суммы НДС, подлежащей уплате?
Какова продолжительность налогового периода?
Каков порядок представления декларации и уплаты налога?
Каков порядок возмещения НДС из бюджета?
Глава 22 НК РФ «Акцизы» была введена в действие с 01.01.2001. За время действия главы 22 НК РФ в ее положения неоднократно вносились изменения и дополнения. На основании статей 12 и 13 НК РФ акциз относится к федеральным налогам и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
Акцизы относятся к косвенным налогам, включаются в цену товара. Товары, в отношен6ии которых действует глава 22 НК РФ, называются подакцизными. Акцизы относятся к одним из старейших налогов в истории налогообложения, в настоящее время применяются во всех странах с рыночной экономикой и являются весьма значимыми для формирования доходной части бюджета. Так, в казну Рима эпохи народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов (162-133 и 153-121 годы до н.э.) поступали сборы, взимавшиеся в связи с освобождением рабов, и сбор с товаров, привозимых морем в область города Рима не для собственного употребления. Этими сборами, по существу, облагались предметы роскоши. Считается также, что известное выражение «pecurna non olet» (лат. — деньги не пахнут) пришло к нам из Италии и напрямую связано с введением Римским императором Веспасианом (70-79 годы н.э.) акциза на общественные туалеты. В древнем Египте еще во II тысячелетии до н.э. взимался налог на пиво.
Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары. Так к периоду царствования Ивана Грозного относится первое в российской истории упоминание о введении акциза с мяса (1574 год), который взимался при убое скота. Также печально известна попытка царя Алексея Михайловича установить высокий акциз на соль, закончившаяся его отменой в результате народных «соляных» бунтов. Что касается обложения акцизами в России табака, то при Петре I было в стране было запрещено производство этого продукта, при этом исключительное право на ввоз табака было предоставлено Петром I маркизу Кармартеру, а продажа разрешалась исключительно через кабацких бурмистров и целовальников. Но в 1727 году государственная монополия на табак была отменена и установлен акциз в размере 1 коп. с фунта.
В России неким предшественником «алкогольного» акциза можно считать так называемый винный откуп. В генеральном годовом отчете о государственных доходах и расходах, утвержденном 20 декабря 1796 года, государственный приход от питейных откупных был самым большим — 18.089.393,58 рублей. О них М.М. Сперанский говорил следующее: «Трудно решить вопрос о сравнительных выгодах откупа, ныне существующего, и акциза, в других государствах употребляемого. Нет сомнения, однако же, что мало-помалу должно стараться акцизом заменить откуп, а между тем ввести немедленно и не позже как с 1811 года акциз в тех губерниях, где вольная продажа питей существует. Сие одно составит весьма важную статью доходов» . Акцизная реформа, проведенная в России в 1861-1863 гг. изменила многие особенности применения акцизов, в частности, в отношении алкогольных акцизов — была введена новая единица обложения — градус.
До революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички — в нищей стране брать налоги было больше не с чего.
В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.
Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.
Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.
Можно рассмотреть следующую специфику акцизов: акцизами облагаются на товары первой необходимости, как правило, «излишества», более того, акцизами облагаются товары, наносящие вред здоровью (табачная продукция, алкоголь), а также товары, реализуя которые производители получают сверхприбыли (все тот же алкоголь, табачная продукция, нефтепродукты).
В нашей стране акцизы известны еще с XV века, в современной России акцизы введены с 1992 года.
Налогоплательщиками акциза при совершении операций, подлежащих налогообложению, согласно ст.179 НК РФ признаются:
лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Подакцизными товарами согласно главе 22 НК РФ:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов;
3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин.
Рассмотрим объект налогообложения по акцизам (ст.182 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Налоговым периодом по акцизам является календарный месяц.
Специфическая особенность акцизов заключается в сложной природе ставок. Так по большинству подакцизных товаров установлены твердые ставки, а по сигаретам — смешанная ставка, которая сочетает в себе как адвалорную форму, так и специфическую(твердую). Ставки акцизов представлены в приложении 2 .
Рассмотрим порядок исчисления акцизов, установленных ст. 194 НК РФ.
1. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию РФ), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
2. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию РФ), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
3. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию РФ), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
4. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных в соответствии с п. 1 и 2 для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.
5. Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
6. Сумма акциза при ввозе на территорию Российской Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров в соответствии с пунктами 1-3.
При этом важно, что налогоплательщик обязан вести раздельный учет, а если этого не будет осуществлено, то сумма акциза по подакцизным товарам должна определяться исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.
Следует учитывать, что в 2009 г. в НК РФ были внесены существенные изменения, касающиеся акцизов. Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 и главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» был разработан во исполнение Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и в нем предусмотрена индексация ставок акцизов на 2010-2012 годы, а также внесение ряда изменений, уточняющих действующий порядок обложения акцизами с целью повышения его эффективности Ежегодная индексация специфических ставок акцизов предусматривается в связи с ростом среднего уровня цен на потребительское товары с учетом уровня инфляции. Это касается роста акцизов на все подакцизные товары, за исключением табачной продукции (сигареты, папиросы), пива и спиртосодержащей продукции, по сравнению с соответствующим предыдущим годом в среднем на 10%. Так по сигаретам с фильтром индексация произведена на 20%, а по сигаретам без фильтра и папиросам — на 28-30%.
Кроме того, внесены поправки непосредственно в порядок исчисления акцизов, в частности при исчислении акциза на крепкую алкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта свыше 25%) ограничивается право налогоплательщиков на налоговый вычет акциза, уплаченного при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. При этом если производители в качестве сырья используют спиртосодержащую продукцию, сумма вычета будет меньше суммы акциза, фактически уплаченной при приобретении спиртосодержащей продукции. В данном случае сумма вычета будет определяться исходя из ставки акциза на этиловый спирт. Такие изменения были связаны с тем, что одним из способов уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию является использование так называемой «спиртосодержащей схемы». Суть ее заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве основного сырья для производства крепкой алкогольной продукции не этиловый спирт, как предусмотрено нормативно-технической документацией, а спиртосодержащую продукцию. При этом установлено, что плательщики акцизов имеют право уменьшить их сумму, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. Однако неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, стала причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, т.е. возмещаемой из бюджета. По мнению специалистов, « результаты проверок, проводившихся налоговыми органами, свидетельствуют, что зачастую сумма акциза по спиртосодержащей продукции в бюджет вообще не уплачивалась, т.е. эта продукция находилась в нелегальном обороте. Учитывая, что ставка акциза по крепкой алкогольной и спиртосодержащей продукции была установлена на одинаковом уровне, акциз в бюджет не поступал» . В НК РФ изменилась и ставка акциза на спиртосодержащую продукцию Дело в том, что спиртосодержащая продукция (например, висковый, кальвадосный и другие дистилляты, которые используются при производстве различных слабоалкогольных напитков), т.е.она теперь установлена на одинаковом уровне со ставкой акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%, а действующее в 2009 году соотношение ставок акциза на спиртосодержащую и слабоалкогольную продукцию приводило к образованию так называемой отрицательной разницы между ставками акциза на спиртосодержащую и на алкогольную продукцию с содержанием спирта до 9% в расчете на одинаковую единицу измерения (один литр безводного спирта).
Рассмотрим более подробно ставки акциза на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию. Ставка акциза на этиловый спирт из всех видов сырья (в т.ч. этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) с 1 января 2010 года увеличилась с 27,70 руб. за один литр безводного этилового спирта до 30,50 руб. В 2011 и 2012 годах размер ставок составит соответственно 33,60 руб. и 37,00 руб. На спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию в металлической аэрозольной упаковке, а также спиртосодержащую продукцию бытовой химии сохранится нулевая ставка акциза. На иные виды спиртосодержащей продукции ставка акциза составит: 158 руб. за один литр безводного спирта — в 2010 году, 190 руб. — в 2011 году и 230 руб. — в 2012 году. В отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% ставки за один литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах будут расти следующим образом:
в 2010 году — 210,0 руб.;
в 2011 году — 231,0 руб.;
в 2012 году — 254,0 руб.
В отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% будут действовать следующие ставки за один литр безводного этилового спирта: