Оглавление:
Налог на землю на кладбище
В Госдуме рассказали, кто стоит за «налогом на колбасу»
Компания Игоря Чайки потратит 500 миллионов на ремонт мусоросжигательного завода
ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЖИЛЫЕ И САДОВЫЕ ДОМА
Земля на кладбище облагается налогом
Земля на кладбище облагается налогом
«Ведомости» / Налоговики из Ленинградской области попытались обложить налогом землю на кладбище под Петербургом.
Недавно в правовых базах появилось решение арбитражного суда Северо-Западного округа (ФАС СЗО). Суд рассматривал иск муниципального унитарного предприятия “Ритуальные услуги” Кировского района Ленинградской области, которое обжаловало решение местной налоговой инспекции, начислившей кладбище налог на землю за 2001-2003 гг.
Налоговики привели два довода, рассказывает гендиректор Юридического центра Северо-Западного региона Иван Ильюшихин, защищавший в суде интересы кладбища. Они утверждали, что раз у “Ритуальных услуг” есть выручка, то есть и обязанность платить налог на землю. Вдобавок кладбище в районе станции Мга Ленинградской железной дороги расположено вне населенного пункта, а закон о плате за землю освобождает от его уплаты лишь “земли общего пользования населенных пунктов”.
“Ритуальные услуги” доказали суду, что платить налог все-таки не надо. Земля под кладбищем не находится ни в собственности, ни в аренде, ни в пожизненном владении, ни в постоянном бессрочном пользовании у муниципального предприятия, отмечает Ильюшихин. “У кладбища нет прав на землю, значит, оно не пользуется льготой, а в принципе, не является плательщиком налога на землю”, — говорит Ильюшихин.
Еще в 2001 г. Высший арбитражный суд постановил, что даже если права предприятия на землю не оформлены, но оно ею фактически пользуется, то налог платить нужно. Но погребение умерших, которым занимаются “Ритуальные услуги”, не может считаться пользованием земельным участком, решил ФАС Северо-Западного округа. Абсурдна и идея, что “Ритуальные услуги” предоставляют землю в пользование покойникам, ведь они не могут считаться субъектами гражданского права, которые чем-нибудь владеют или пользуются, замечает обнаруживший это дело Дмитрий Костальгин, директор юридического департамента “Русфининвест-аудит”.
“Это же хватило наглости еще и с покойников деньги брать!” — возмущается чиновник Минэкономразвития. По его словам, в мире земельный налог взимается только с частных кладбищ, которые берут с родственников похороненных “большие деньги, чтобы они лежали там в почете и непотревоженные”. Пока земля под кладбищем является не частной, а остается в общем пользовании, налог на землю не должны уплачивать ни ритуальные службы, ни родственники умерших, убежден он.
Но у налоговиков другая позиция. Например, еще в декабре 2003 г. управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми написало, что от земельного налога освобождаются только кладбища внутри поселений, а остальные должны облагаться “в общеустановленном порядке”. Такая формулировка содержится в законе о плате за землю, и ее применили к этому случаю. Но позицию налоговиков можно опротестовать, считает Костальгин.
С 2005 г. земельный налог стал местным, теперь право вводить на своем уровне льготы получили муниципалитеты, напоминает гендиректор юридической компании Corpus Juris Денис Балакин. Если до сих пор регионы могли расширять список льгот, введенный федеральным законом, то теперь они вправе вводить свой перечень, говорит он. Но как местные власти воспользуются этим правом, пока не известно, отмечает чиновник Минэкономразвития. В 2004 г. правительство Свердловской области установило для местных кладбищ 10%-ную ставку налога на землю, из-за чего они должны были заплатить порядка 6 млн руб.
А вот московские кладбища на высокие земельные ставки не жалуются. За аренду земли (арендные платежи в данном случае заменяют налоговые) под столичными кладбищами ГУП “Ритуал” платит городу по льготной, “экономически обоснованной” ставке, рассказывает сотрудник предприятия. Она составляет 1 руб. за 1 га земли в год. А вот за 12 кладбищ в Подмосковье ГУП приходится платить по более высоким ставкам, подтвердил сотрудник предприятия. Ставки зависят от удаленности от столицы: чем ближе к Москве, тем дороже.
При любом цитировании и перепечатке материалов ссылка на земельный портал «Езем» обязательна
Налогообложение земельных участков, занятых находящимися в ведении органов местного самоуправления воинскими и гражданскими захоронениями
Налогообложение земельных участков, занятых находящимися в ведении органов местного самоуправления воинскими и гражданскими захоронениями
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
— государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
— зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
— зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
— объектами организаций федеральной службы безопасности;
— объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
— объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
— объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
— объектами учреждений и органов ФСИН России;
— воинскими и гражданскими захоронениями;
— инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Таким образом, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями, отнесены ЗК РФ к землям, изъятым из оборота.
Характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности. В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения необходимо подтвердить наличие на земельном участке вышеуказанных объектов, их принадлежность Российской Федерации на праве собственности.
Кроме того, читателям журнала следует иметь в виду, что Законом РФ от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» места погребения могут быть:
— по принадлежности — государственные, муниципальные;
— по обычаям — общественные, вероисповедальные, воинские;
— по историческому и культурному значению — историко-мемориальные.
На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.
Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры, и они могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
К воинским и гражданским захоронениям относятся:
— общественные кладбища, предназначенные для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления;
— воинские кладбища, предназначенные для погребения умерших (погибших) военно-служащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы, если это не противоречит волеизъявлению вышеуказанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления;
— федеральное военное мемориальное кладбище, предназначенное для погребения и увековечения памяти лиц, имевших особые заслуги перед государством. Перечень особых заслуг перед государством лиц, которые могут быть погребены на федеральном военном мемориальном кладбище, определяется Правительством РФ. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны;
— военные мемориальные кладбища, предназначенные для погребения и увековечения памяти погибших (умерших) при защите Отечества, круг которых определяется Законом РФ от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее — Закон N 4292-1). Военные мемориальные кладбища, а также воинские захоронения в братских и индивидуальных могилах на общих кладбищах и вне кладбищ могут находиться в ведении органов местного самоуправления;
— семейные (родовые) захоронения. Гражданам могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
— старые военные и ранее неизвестные захоронения, которыми считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий;
— стены скорби. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших создаются на специально выделенных участках земли. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших могут находиться в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления;
— крематории. Для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом N 4292-1 захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами. Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями, не признаются объектами обложения земельным налогом, за вышеуказанные земельные участки, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, земельный налог уплачивается в общеустановленном порядке.
Налогообложение при продаже земельных участков и объектов недвижимости на них
В каком порядке уплачивается земельный налог в случае продажи земельных участков и объектов недвижимости, находящихся на этих земельных участках?
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Таким образом, организации признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, которыми они обладают на праве собственности (в том числе общей долевой) или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Единый государственный реестр прав) учреждениями юстиции. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и другими законами.
Если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ).
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Если организация приобретает земельный участок по договору купли-продажи, то с учетом положений п. 1 ст. 131 и п. 2 ст. 223 ГК РФ, а также п. 3 ст. 2 Закона N 122-ФЗ данная организация становится плательщиком земельного налога в отношении купленного земельного участка со дня государственной регистрации права собственности на него. Организация-продавец перестает быть плательщиком земельного налога в отношении проданного земельного участка с момента государственной регистрации прекращения соответствующего права на земельный участок.
Также определяется налогоплательщик, если продается здание (сооружение) и в результате этой сделки к покупателю переходит право собственности на соответствующий земельный участок, занятый этим объектом. До момента государственной регистрации прекращения соответствующего права на земельный участок, занятый объектом недвижимости, право собственности на которое прекращено в связи с его продажей, плательщиком земельного налога признается продавец объекта недвижимости. Пока право на земельный участок, занятый объектом недвижимости, не прекращено, налоговую декларацию в налоговые органы представляет продавец земельного участка.
На практике возникают ситуации, при которых здание (сооружение), расположенное на земельном участке, который принадлежит продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобретает организация, которая с учетом требований п. 1 ст. 20 ЗК РФ не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. Иными словами, организация-покупатель не является государственным или муниципальным учреждением, федеральным казенным предприятием либо органом государственной власти или местного самоуправления, которым могут предоставляться участки в постоянное (бессрочное) пользование. Поэтому покупатель может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ).
Согласно порядку, приведенному в п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 года.
Арендная плата за использование вышеуказанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, — согласно п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
Размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
— 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
— 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
— 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность вышеуказанных организаций бесплатно.
В то же время положение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка не распространяется на случаи, когда земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:
— садоводческим, огородническим или дачным объединениям граждан;
— организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками;
— гаражным потребительским кооперативам.
Переоформление садоводческими, огородническими и дачными объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, а гаражными потребительскими кооперативами — в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ.
Налогообложение земельного участка, предоставленного историко-культурному комплексу
Должен ли признаваться объектом обложения земельным налогом земельный участок, предоставленный историко-культурному комплексу, включенному в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации?
Согласно ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен этот налог.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 389 НК РФ определены земельные участки, не признаваемые объектом обложения земельным налогом, к которым отнесены, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Вышеуказанные земельные участки могут находиться как в государственной, так и в муниципальной собственности (подпункт 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487, к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
Отнесение вышеуказанных объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ) в Российской Федерации ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия
Сведения, содержащиеся в Реестре, служат основными источниками информации об объектах культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих эту информацию.
На основании ст. 24 Закона N 73-ФЗ в отношении объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Реестр, Правительством РФ может быть принято решение о признании его особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. На объект культурного наследия, включенный в Реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия, куда вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в Реестре (ст. 21 Закона N 73-ФЗ).
При отсутствии паспорта объекта культурного наследия налогоплательщик вправе представить в налоговый орган иной документ (например, выписку из Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации), содержащий информацию об объекте, признаваемом особо ценным объектом культурного наследия.
Государственный свод учрежден в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487 постановлением Правительства РФ от 06.10.1994 N 1143 и является комплексом документов и материалов об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации.
Государственный свод включает регистрационный реестр и документально-информационный фонд. Регистрационный реестр ведется Минкультуры России и является учетным перечнем особо ценных объектов, которые включаются в него под порядковым номером на основании решений Президента Российской Федерации об их отнесении к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Документально-информационный фонд содержит копии официальных документов по особо ценным объектам (решений Президента Российской Федерации и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отдельных решений руководителей организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам); информационные материалы по вопросам деятельности и истории особо ценных объектов.
Состав документов, подлежащих включению в документально-информационный фонд Государственного свода, определяется Минкультуры России совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся организации, учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, а состав информационных материалов — по согласованию с руководителями указанных организаций, предприятий и учреждений.
Учитывая вышеизложенное, земельный участок, предоставленный историко-культурному комплексу, включенному в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, и не должен признаваться объектом обложения земельным налогом.
Налогообложение организации, занимающей отдельные помещения в здании
Может ли быть признана плательщиком земельного налога организация, занимающая отдельные помещения в здании и обладающая правом ограниченного пользования земельным участком?
Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Статьей 36 ЗК РФ определены условия приобретения технических или иных прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие юридическим лицам на праве собственности, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 3 ст. 36 ЗК РФ в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения. Если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая часть помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения (п. 4 ст. 36 ЗК РФ).
Учитывая вышеизложенное, организация, занимающая отдельные помещения в здании, обладающая правом ограниченного пользования земельным участком, не признается плательщиком земельного налога до момента оформления участка (его доли) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Обложение земельным налогом
Обложение земельным налогом
Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
Н.В. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
Обложение земельным налогом земли, занятой студенческим общежитием
Согласно Закону РФ от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Таким образом, общежития относятся к жилищному фонду.
За земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), расположенным на территории городов и поселков, земельный налог взимается со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 51,84 коп. за 1 кв.м в 2003 году и не менее 57,02 коп. за 1 кв.м в 2004 году.
Что касается студенческих общежитий, то они как объекты социальной инфраструктуры находятся в распоряжении высших учебных заведений. Это подтверждается Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которым установлено, что за высшим учебным заведением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. За государственными, муниципальными высшими учебными заведениями закрепляются на правах оперативного управления либо передаются в собственность или находятся в самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, а также жилые помещения, расположенные в сельской местности, общежития, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении. Исходя из норм вышеуказанного Федерального закона образовательное учреждение представляет собой целостный имущественный комплекс, включающий объекты социального, культурного и иного назначения, в том числе жилые помещения, общежития.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов.
Согласно Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Различают следующие типы образовательных учреждений:
2) общеобразовательные [начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования];
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Кроме того, для получения льготы по земельному налогу учреждениями образования, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов, необходимо иметь в виду, что право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
Финансирование учреждения образования за счет средств профсоюзов определяется с учетом договора, заключенного между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, на финансирование определенных расходов (в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов), а также иных документов, подтверждающих указанное финансирование.
Таким образом, учреждения образования (к ним относятся вузы, техникумы, колледжи и т.д.), финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, освобождаются от уплаты земельного налога.
Если учреждение образования, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета либо за счет средств профсоюза, освобождается от уплаты земельного налога, то и его структурное подразделение также освобождается от уплаты земельного налога, в том числе за земли под зданиями студенческих общежитий, находящихся на балансе данного учреждения.
В то же время ряд организаций образования в настоящее время не финансируются из бюджета, а являются коммерческими организациями (например, студенческий городок является самостоятельным юридическим лицом и только организационно подчиняется учреждению образования). В таком случае земли, занятые студенческими общежитиями, являющимися жилищным фондом, облагаются земельным налогом в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О плате за землю».
Обложение земельным налогом земли, занятой кладбищем
В соответствии со ст. 1 и 15 Закона РФ «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата за землю. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Согласно п. 9 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.
Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ установлено, что земельные участки общего пользования в поселениях, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, приватизированные земельные участки, занятые кладбищами, не могут быть отнесены к землям общего пользования, и за эти земли земельный налог уплачивается в общеустановленном порядке.
К земельным участкам общего пользования населенных пунктов, занятым другими объектами, можно отнести неприватизированные земли под кладбища, если такое решение принято местными органами самоуправления.
Если земельные участки, используемые под кладбища, находятся вне черты населенного пункта, то они не могут быть отнесены к землям общего пользования населенных пунктов и подлежат обложению земельным налогом в общеустановленном порядке по ставкам, определенным в соответствии со средним размером налога за 1 га земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного использования в соответствии с частью второй ст. 9 Закона РФ «О плате за землю».
Уплата земельного налога территориальным подразделением Банка России за землю под зданием, переданным в аренду другой организации
В соответствии с мотивировочной частью постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2002 N 5697/01 статус Банка России установлен Конституцией Российской Федерации, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно иные полномочия, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно-кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Поскольку в п. 14 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» содержится указание на то, что от обложения земельным налогом полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, Банк России с учетом его конституционно-правового статуса вправе воспользоваться данной льготой.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Таким образом, правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные управления и расчетно-кассовые центры, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах.
Статьей 12 Закона РФ «О плате за землю» установлено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Согласно ст. 13 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 «Об основах платного землепользования в городе Москве» установленные льготы по земельному налогу не применяются в случае, если налогоплательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договору о совместной деятельности. При передаче части вышеуказанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или для ведения совместной деятельности.
Поскольку земельный налог в соответствии со ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отнесен к местным налогам, то норма Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 не противоречит Закону РФ «О плате за землю», а лишь уточняет порядок применения льготы по земельному налогу при передаче лицами, освобожденными от уплаты земельного налога, земельных участков и расположенных на них зданий, сооружений и помещений в аренду (пользование): льгота не применяется в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду (пользование).
Территориальные подразделения Банка России, передавая в аренду на территории г. Москвы неиспользуемые банковские здания (помещения в зданиях) другим организациям, являются плательщиками земельного налога, и, следовательно, они должны представлять в налоговые органы налоговые декларации по земельному налогу (за земли под зданиями, переданными в аренду) и уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке.
Территориальные подразделения Банка России в других регионах также являются плательщиками земельного налога за земли под зданиями, сооружениями, переданными в аренду другим организациям.
Земельный участок на кладбище
В какую категорию земель перевести земельный участок под кладбище из земель сельскохозяйственного назначения? В категорию земель промышленности или особо охраняемые территории?
Вопросы функционирования мест захоронения включают в себя и проблему землепользования в связи с созданием и эксплуатацией кладбищ. В этой связи необходимо упомянуть Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 99 Земельного Кодекса Российской Федерации, земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения. Последние входят, в свою очередь, в соответствии с их целевым назначением в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ). Земли историко-культурного назначения могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения данной категории земель и, соответственно, земель, отведенных под военные и гражданские захоронения, и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (п. 2 ст. 99 ЗК РФ). Градостроительный кодекс Российской Федерации относит зоны, занятые кладбищами и крематориями, к зонам специального назначения (п. 13 ст. 35). Еще один нормативный документ, который необходимо учитывать при рассмотрении вопросов регулирования похоронного дела, — постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 города Москвы «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». В соответствии с п. 3.1 рекомендуется размещать места захоронений различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, на обособленных специализированных участках кладбищ. Документ содержит требование производить рекультивацию территорий и участков (п. 4.1). Использование территории места погребения допускается по истечении двадцати лет с момента его переноса. В этом случае разрешается использование территории места погребения под зеленые насаждения. Устанавливается запрет на строительство зданий и сооружений на территории перенесенного места погребения (п. 4.2). Производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается (п. 4.3). Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 о введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га должны иметь санитарно-защитную зону 500 м, при этом размещение кладбищ площадью более 40 га не допускается. В письме Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2009 года № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» устанавливается в соответствии со ст. 18 Закона о погребении и похоронном деле, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Отмечается, что Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает возможности передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение. Системное толкование норм законодательства позволило Федеральной антимонопольной службе сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления. В соответствии с постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 12027/07 от 23 сентября 2008 года передача в ведение муниципального предприятия общественных кладбищ и наделение его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ создают преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, и являются нарушением ст. 7 Закона о конкуренции. http://www.e-vestnik.ru/analytics/kladbishcha_slozhnye_voprosy_5456/?m=print
Мой земельный участок на котором я построил дом, оказался на границе санитарной зоны кладбища, сан. зона размером 500 м, мой участок на расстоянии 480 м, то есть большая часть участка в сан. зоне. Кладбище действующее. Земельный участок в собственности, дом строил без разрешения на строительство. Как оформить дом в собственность?
Здравствуйте, единственный вариант это обращаться в суд и пытаться признать право собственности на самовольно возведенную постройку. И то никто не сможет гарантировать вам положительный результат. Удачи вам и всего наилучшего.
Выход из такой ситуации. В городе есть земельный участок, на котором находится кладбище. Оно передано в бессрочное пользование муниципальному казенному предприятию (МКП). Могла ли администрация передать кладбище в бессрочное пользование МКП? МКП оплачивает налог за эту землю в больших размерах. Денежные средства берет у муниципалитета (т.к. огромные деньги) и налог поступает вновь в местный бюджет. Сможет ли МКП распоряжаться кладбищем и давать разрешение на захоронение и выделять участки под захоронение, если у предприятия заберут кладбище из бессрочного пользования? Заранее благодарю за ответ!
Муниципальное образование разумеется имеет полное право передать кладбище в бессрочное пользование своему предприятию для управления похоронными делами, и если оно решит забрать землю, то значит этим будет заниматься другое формирование.
Можно ли получить место (земельный участок) на кладбище, если есть свидетельство о смерти, документ о кремации, урна с прахом; но человек умер почти три года назад?
Обратитесь на кладбище и покупайте землю, если там нет могилы Ваших родственников, в которой можно было бы сделать захоронение.
Думаю, что можно получить земельный участок. Ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» дает соответствующие гарантии при осуществлении погребения. К тому же место на кладбище предоставляется бесплатно. Об этом указано в приведенном выше законе.
Добрый день! Согласно статье 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» каждому человеку гарантируется бесплатное место на кладбище. На данный момент, в Москве бесплатные места предоставляются на четырех кладбищах: Алабушевское, Востряковское (Южное) иудейское, Перепечинское, Хованское (Западное). Актуальная информация об открытых кладбищах содержится на сайте Департамента торговли и услуг города Москвы: https://dtu.mos.ru/activities/ritual-service/index.php . Для получения бесплатного места на кладбище Москвы Вам стоит обратиться в ГБУ Ритуал. Если у Вас возникнут дополнительные вопросы, или понадобится помощь в составлении документов, Вы можете написать мне в личные сообщения или связаться со мной по телефону, консультации по вопросам погребения (а так же выплат на погребение) бесплатны.
Хочу купить земельный участок прилегающий к кладбищу и сделать на нем частное кладбище, что мне для этого необходимо и есть ли вообще такая возможность.
В районной администрацию обратитесь пожалуйста данной статье. ЗК РФ, Статья 37. Особенности купли-продажи земельных участков 1. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. 2. Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка: устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию; ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей; ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами. Указанные требования применяются также к договору мены. 3. Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. 4. Требования, установленные пунктом 3 настоящей статьи, применяются также в случаях обмена земельного участка, передачи его в аренду.
Надо ли оформлять в собственность номерной земельный участок на муниципальном кладбище? Цена вопроса?
Земля на кладбище предоставляется гражданам России безвозмездно в бессрочную аренду, то есть не переходит в собственность
Консультация юриста по телефону: 8800 505 9111. Звонок бесплатный.
Доброго времени суток я узнал что надо оформлять земельный участок на кладбище в собственность, так ли это?
Да, земля там продается. Обратитесь в контору кладбища.