Нк рф земельный налог в 2018 году

Оглавление:

Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2019 года. Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

Новые правила перерасчета налогов (начнут действовать с января 2019 года)

При изменении количественных и качественных характеристик объекта

В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения. Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка. Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта.

При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость. Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.
Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

  • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
  • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.

Добавим, что до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

По земельному налогу существенных новшеств нет. В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади, вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2019 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

С 1 января 2019 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда. С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас). При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц

Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане. Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года). Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.
Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

Другие новшества по налогу на имущество физлиц

С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2018 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта. С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ). А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период. Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Земельный налог – 2018

zemelnyy_nalog_dlya_yurlic.jpg

Похожие публикации

Земельный налог в 2018 году, правила его расчета и уплаты в бюджет, относятся к сфере регулирования главы 31 НК РФ. Этот вид налогового обязательства возникает у собственников земельных участков. В роли налогоплательщиков выступают как физические лица, так и субъекты предпринимательской деятельности. Если участок эксплуатируется юридическим лицом на праве безвозмездного пользования или по договору аренды, обязательств по уплате налога у организации не возникает.

Земельный налог – 2018 для юридических лиц: базовые понятия

Исчисление налоговых обязательств начинается с даты оформления предприятием в собственность земельного надела. Прекращение обязательств по времени совпадает с ликвидацией компании или с отчуждением участка. По налогу на землю для юридических лиц в 2018 году за основу при расчете суммы к перечислению берут не балансовую стоимость участка, а кадастровую оценку.

Владельцы наделов при вычислении суммы налога к уплате должны придерживаться такого алгоритма действий:

  • уточнение размера кадастровой оценки недвижимости в виде участка земли – сделать это можно в Росреестре;
  • определение ставки налога, которая действует в отношении этого типа актива на территории конкретного субъекта РФ (значение ставок в разных муниципальных образованиях может различаться);
  • применение льгот и коэффициентов (если они имеются);
  • рассчитывается налог на землю в 2018 году путем перемножения кадастровой стоимости с налоговой ставкой.

Кадастровая стоимость каждого земельного участка для расчета налога берется по состоянию на 1 января отчетного года.

Применяемая при расчете земельного налога ставка в 2018 году может быть дифференцированной за счет различных факторов – категорий земель, их места расположения и т.п. НК РФ в ст. 394 фиксирует одинаковые для всех базовые ставки, которые могут корректироваться правовыми актами региональных властей и законами городов федерального значения в следующих пределах:

  • если целевым назначением земли является эксплуатация ее в сфере сельского хозяйства или размещение объектов жилого фонда, то максимальная ставка установлена на уровне 0,3%;
  • для прочих типов земельных наделов ставка налога не может превышать 1,5%;
  • если местными властями не установлены свои налоговые ставки по земельному налогу, применяются ставки, указанные в п. 1 ст. 394 НК РФ.

Льготы для юридических лиц прописаны в ст. 395 НК РФ. В числе освобожденных от уплаты налога в частности перечислены организации, чьи земельные участки заняты федеральными автодорогами, религиозные организации, учреждения уголовно-исполнительной системы, российские общественные объединения инвалидов.

Земельный налог: авансовые платежи, сроки уплаты в 2018 году

Длительность налогового периода в отношении земельного налога соответствует годовому интервалу. По прошествии каждого года субъекты хозяйствования должны отчитаться перед налоговым органом по расчету и уплате обязательств, погасить весь объем начисленного налога. Авансы по земельному налогу, сроки уплаты в 2018 году регламентируются региональными властями.

Размер авансовых перечислений (если авансы установлены местным законом) должен составлять четверть исчисляемого годового налогового обязательства. Платежи осуществляются на ежеквартальной основе. Полное погашение всей суммы налога происходит после завершения отчетного года: по итогам налогового периода, с учетом всех авансовых платежей, налогоплательщиком самостоятельно рассчитывается земельный налог. Сроки уплаты в 2018 году по НК РФ установлены не позднее 1 февраля года, следующим за отчетным, если региональный закон не установит более поздние сроки. В регионе нахождения земельного надела, где отсутствует требование об осуществлении авансовых платежей, налоговое обязательство уплачивается сразу одной суммой после завершения налогового периода (ст. 396 НК РФ).

Декларация по земельному налогу – 2018

Начиная с отчетности за 2017 год, налогоплательщики отчитываются по земельному налогу по обновленной форме декларации. Ее шаблон утвержден приказом ФНС РФ от 10.05.2017 г. № ММВ-7-21/347@. Декларация по налогу на землю включает:

  • титульную страницу;
  • раздел 1, в котором систематизируются данные о подлежащем к уплате в пользу бюджета налоговом обязательстве;
  • раздел 2 – в нем осуществляется расчет налоговой базы и выводится итог по налоговому обязательству для каждого участка земли отдельно.

В новой форме также необходимо заполнять несколько разделов 2 по одному участку, если на протяжении года менялась его кадастровая оценка из-за смены категории земли, вида разрешенного использования или изменения площади. Декларационная форма была адаптирована под возможность подачи отчета ликвидируемыми или реорганизуемыми организациями. Посмотреть образец заполнения декларации и скачать обновленный бланк можно здесь.

Срок сдачи земельного налога за 2018 год (точнее, декларации по налогу) регламентирован ст. 398 НК РФ – не позже 1 февраля года, который следует за отчетным интервалом. По итогам 2018 года декларацию надо будет представить до 1 февраля 2019 года включительно. Отчитываться надо в налоговую инспекцию с привязкой к месту фактического нахождения объекта налогообложения (участка, за который платится налог). Все числовые данные заносятся в отчет с округлением до полных рублей, заполненные страницы нумеруются.

Налог на землю в 2018 году для физических лиц

Все земельные участки, находящиеся в собственности, должны облагаться земельным налогом. Этот сбор является местным и муниципальные власти территорий самостоятельно определяют ставки, порядок уплаты и льготы по нему.

В 2018 году налог на землю подвергся значительным изменениям, отразившись на его размере. Вследствие чего местные бюджеты будут пополнены в большем объеме. Эта составляющая должна положительно отразиться на развитии регионов.

Какой налог на землю в 2018 году

В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Обычно для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате.

Что же поменялось с наступлением 2018 года? Существенным изменением стало увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной. Это скажется на росте налога и ударит по кошельку россиян.

Чтобы удар по бюджету семей, имеющих в собственности земельные участки любых категорий, не оказался слишком сильным, законодатели приняли решение провести увеличение налога в несколько этапов. Это значит, что кадастровая стоимость будет расти постепенно – ежегодно на 20%. Таким образом, и земельный сбор поэтапно станет больше, а к 2020 году достигнет полной суммы.

Ставка земельного налога составляет 0,3% для:

  • участков для садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции,
  • земель сельскохозяйственного назначения,
  • участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома,
  • участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.

Остальные облагаются по ставке 1,5%.

Налоговый кодекс допускает применение дифференцированной ставки, зависящей от категории земли и разрешенного его использования.

В чем заключается особенность кадастровой стоимости недвижимости?

Чтобы рассчитать новую кадастровую стоимость, приближенную к рыночной, была проделана большая работа. Оценщикам пришлось проанализировать множество источников по продаже участков, откуда и была выведена средняя цена. Именно она и легла в основу определения кадастровой величины.

Конечно, такой способ определения цены не совсем правильный и точный. Здесь не учтен возможный торг между продавцом и покупателем, то есть взята первоначальная стоимость продажи, а не сделки как таковой. Не учтены также и такие параметры, как расположение участка, нахождение его относительно населенных пунктов, а также инфраструктура и транспортная доступность. Все это значительно влияет на стоимость земельного участка.

Усредненные цифры статистических баз не отражают реальные цены. Это может сказаться на увеличении кадастровой стоимости, не отражающей действительной картины на рынке. По сути, вопрос цены остается спорным и может повлечь за собой обращения в суд недовольных граждан.

Правильным же решением со стороны чиновников было постепенное увеличение кадастровой стоимости. Платить сразу возросшие в разы налоги стало бы накладным для многих россиян, учитывая то, что доходы населения за последние годы стали падать.

Конечно, все налогоплательщики понимают, что эти средства идут в местный бюджет. Развитие и улучшение региона без них невозможно. Но и страдать семейный бюджет от непомерных налогов тоже не должен.

Льготы на оплату земельного налога

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится, или в администрации.

К некоторым относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от платы, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставление документов на свой выбор, которыми можно подтвердить ее. (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Однако, для каждого вида налогов государство определяет и федеральных льготников. Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли, используемые для сохранения и развития традиционных промыслов, хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Изменения 2018 года

Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.

Как рассчитать налог на землю: формула и примеры

Для расчета земельного налога применяется единая формула:

Налоговая база помноженная на налоговую ставку. Эта норма закреплена в Налоговом кодексе статья 396.

  • Налоговая база — кадастровая стоимость земельных участков.
  • Ставку налога мы рассматривали чуть ранее и определили, что в большинстве случаев для физических лиц она составляет 0,3.

Но закон оговаривает и другие нормы. Так, например, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство жилого дома, к исчислению налога может применяться повышенный коэффициент.

Предположим, право на этот участок под ИЖС зарегистрировано гражданином, но со строительством дома он не торопится. По истечении 10 лет с момента регистрации к такой земле будет установлен коэффициент 2,0. Только после того, как жилье будет построено и обязательно зарегистрировано, ставка станет в обычном размере.

Сумма земельного налога за истекший год рассчитывается, исходя из времени владения участком. При этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа.

Пример 2. Гражданка Ф. продала участок земли 10 февраля 2017 года. Поскольку сделка по отчуждению права произошла до 15 числа месяца, то он не будет участвовать в расчете причитающегося к уплате налога. Поэтому можно учитывать только 1 месяц (январь) и ожидать квитанцию от налогового органа с суммой к оплате только за него.

Справка. Правильность расчета земельного налога можно проверить на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Среди электронных сервисов есть очень удобный Калькулятор онлайн земельного налога.

Результат вашего расчета не всегда может совпадать с мнением налоговой инспекции. Такая ситуация может возникать при допущенной ошибке или неучтенных льготах. Чтобы восстановить справедливость, необходимо обратиться в орган ФНС с заявлением, составленном в двух экземплярах. На одном инспектор поставит входящий номер и передаст вам. К заявлению обязательно приложите документы, согласно которым станет понятна ваша позиция.

Налоговый орган обязан рассмотреть заявление и документы и принять решение об изменении суммы налога или отказе. Отказ должен быть аргументирован и выдан в письменном виде. Если вы настойчиво стоите на своей позиции, обратитесь в суд.

Видео: Налог на землю — рассказывает начальник отдела УФНС России

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите ниже консультанту.

+7 (812) 509-60-42 (Санкт-Петербург)

Земельный налог 2018

Советуем прочитать наш материал Земельный налог, а эту статью разбиваем на темы:

Земельный налог 2018

Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес поправки в НК РФ в отношении разных налогов. В том числе два изменения коснулись земельного налога.

Ранее мы сообщили читателям, как сложилась высшая арбитражная практика в отношении определения облагаемой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода. Очевидно, такой же подход применяется и при изменении нормативной стоимости земли в течение налогового периода, что важно для крымских и севастопольских налогоплательщиков.

В общем случае облагаемая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Только в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Специально указано, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, хотя до сих пор было предусмотрено два исключения из данного правила.

Так, если обнаружено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка, то при ее исправлении происходит изменение этой стоимости. Оно учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно рассчитанная кадастровая стоимость.

Другой случай – изменение кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или суда, учитываются при расчете налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Однако на практике нередко случается, что кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Но, как видим, в ст. 391 НК РФ ничего не говорится о том, как учитывать это изменение.

Получается, что при таком изменении кадастровой стоимости надо применять общее ограничение и не учитывать его при расчете земельного налога за налоговый период, когда произошло изменение.

Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О подтвердил, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшим в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.

За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.

Но, как оказалось, подобный вывод относится только к изменениям кадастровой стоимости по названной причине. Федеральным законом № 286-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ добавлено еще одно исключение, связанное как раз с таким изменением.

С 01.01.2018 если изменение кадастровой стоимости случилось вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости этого земельного участка.

Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

То есть расчет земельного налога в данной ситуации схож с тем, который установлен для вновь созданного земельного участка, поскольку при этом налоговая база должна быть определена с учетом остатка налогового периода после дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с этим в п. 7 ст. 396 НК РФ указывается, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента.

Аналогично будет рассчитываться коэффициент и при изменении кадастровой стоимости вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, о чем говорится в новом п. 7.1 ст. 396 НК РФ.

Это означает, что фактически для такого налогового периода надо рассчитать два коэффициента. Один определяется как отношение числа полных месяцев со дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Назовем его К2.

Другой коэффициент (К1) определяется как отношение числа полных месяцев до дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую тоже к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (в общем случае – 12).

На основании п. 7 ст. 396 НК РФ можно также утверждать следующее. Если день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости имел место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, этот месяц включается в число тех, которые участвуют в расчете коэффициента К2. Если же день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости был после 15-го числа соответствующего месяца, этот месяц участвует в расчете коэффициента К1.

В итоге расчет земельного налога будет произведен по следующей формуле:

ЗН = (КС1 х СН1 х К1) + (КС2 х СН2 х К2), где:
ЗН – сумма земельного налога за год;
КС1 – кадастровая стоимость до изменения (на 1 января налогового периода);
СН1 – ставка земельного налога, установленная для категории, присвоенной земельному участку до изменения;
КС2 – кадастровая стоимость после изменения (на дату внесения сведений в ЕГРН);
СН2 – ставка земельного налога, установленная для категории земельного участка после изменения.

В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ для некоторых категорий физических лиц (в том числе для индивидуальных предпринимателей) облагаемая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

До сих пор для того, чтобы получить данную льготу, налогоплательщику нужно было представить в налоговый орган по его выбору документы, подтверждающие его право на уменьшение налоговой базы. Об этом сказано в п. 6 ст. 391 НК РФ. Но с 01.01.2018 указанный пункт утратит силу.

Однако сохранится п. 10 ст. 396 НК РФ. А в нем также говорится, что плательщики земельного налога – физические лица, имеющие право на льготы, представляют подтверждающие данное право документы. Здесь, кроме того, сказано, что должно быть представлено и заявление о предоставлении льготы.

Налоговая служба в Письме № БС-4-11/19976@ направила рекомендуемую форму такого заявления. Но Федеральным законом № 286-ФЗ дополнен п. 10 ст. 396 НК РФ: налоговики должны теперь разработать названную форму как нормативный документ. Очевидно, они должны это сделать до наступления 2018 года.

В указанный пункт внесено еще одно изменение, важное для налогоплательщиков. С 01.01.2018 им необязательно будет представлять документы, подтверждающие право на льготу (хотя такой возможности их не лишают), достаточно только заявления.

Здесь же будет обозначено, что подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для льгот по транспортному налогу (применяется с 01.01.2018).

Согласно этому порядку налоговый орган, не имея подтверждающих документов, по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на нее, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются соответствующие сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о предоставлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно исполнить его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщить в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о том, что налогоплательщику все-таки необходимо направить подтверждающие документы в налоговый орган. Иначе льгота не будет предоставлена.

Земельный налог для юридических лиц в 2018 году

Земельный налог для юридических лиц — местный налог. Поэтому ставки, сроки уплаты земельного налога юридическими лицами в 2018 году прописаны в законах местных органов власти. В кодексе есть только максимальные лимиты.

Земельный налог для юридических лиц в 2018 году платят все организации, которые владеют земельными участками на праве:

• собственности;
• постоянного (бессрочного) пользования;
• пожизненного наследуемого владения.

Кроме этого, законодательство устанавливает льготы по земельному налогу для юридических лиц. Они делятся на два вида:

• федеральные (установлены статьей 395 НК РФ. К примеру, не платят религиозные организации с земель, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения. Или общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов);
• местные (устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Например, в отдельных регионах предусмотрена необлагаемая площадь земельного участка.

Базой для земельного налога юридических лиц является кадастровая стоимость участка. Ее определяют на 1 января налогового периода (ст. 390, 391 НК РФ).

Компании самостоятельно определяют базу для расчета на основании сведений государственного кадастра недвижимости отдельно по каждому объекту. Если он находится в общей долевой собственности, то базу считают по каждому собственнику отдельно пропорционально его доле. Для земель совместного пользования расчет земельного налога делают по кадастровой стоимости, которую определяют по каждому собственнику в равных долях (ст. 392 НК РФ).

Формула для расчета кадастровой стоимости участка, который находится в общей долевой собственности:

Кадастровая стоимость части земельного участка = Кадастровая стоимость всего земельного участка х Доля земельного участка, принадлежащая организации на праве собственности, в процентах

Ставки земельного налога устанавливают местными нормативно-правовыми актами.

Однако в кодексе есть максимальная налоговая ставка на земельный налог для юрлиц (ст. 394 НК РФ):

• 0,3 процента для земель, которые используют для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства, под жилищно-коммунальными объектами. Такой же этот процент применяют для сельскохозяйственных земель и земель, которые используют для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
• 1,5 процента для остальных земельных участков.

Расчет земельного налога делают исходя из кадастровой стоимость участка по состоянию на 1 января года, за который делают расчет. К примеру, земельный налог для организаций за 2018 год определят исходя из кадастровой стоимости на 1 января 2018 года. Формулу для расчета земельного налога мы привели ниже.

Правила, как начисляется земельный налог, также прописаны в кодексе. Сумму определяют по истечении налогового периода. То есть по окончании года. А по итогам квартала компании делают расчет авансов по налогу на земельный участок.

Как считается земельный налог для юридических лиц:

Налог = (Кадастровая стоимость земельного участка – сумма по льготе) х Ставка

Как рассчитать авансы по земельному налогу для организаций:

Авансовый платеж = 1/4 х (Кадастровая стоимость земельного участка – сумма по льготе) х Ставка

Если отчетные периоды не установлены, авансы считать не надо.

Как рассчитывается земельный налог, который надо заплатить по итогам года (в том числе и в 2018 году):

Налог = Сумма, рассчитанная за календарный год — Авансовые платежи, уплаченные в течение года

Особые правила для расчета земельного налога есть для случая, когда право на участок появилось или прекратилось в середине месяца. В таком случае используют специальный коэффициент.

Его считают по формуле:

Коэффициент = Количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности: Количество календарных месяцев в периоде

В расчет полных месяцев включают месяц, в котором участок был в собственности с 1 по 15 число включительно (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Сумму за год посчитайте по формуле:

Налог = (Кадастровая стоимость земельного участка – сумма по льготе) х ставка х Коэффициент

Пример расчета земельного налога:

Организации принадлежит земельный участок площадью 5 га, кадастровая стоимость которого равна 12 000 000 руб. Участок расположен в двух муниципальных образованиях: 3,5 га – на территории одного, 1,5 га – на территории другого. Для категории земель, к которой относится участок, в обоих муниципальных образованиях установлена одна и та же ставка – 0,3 процента от кадастровой стоимости. Чтобы распределить сумму авансового платежа между двумя муниципальными образованиями, бухгалтер определил кадастровую стоимость каждой части земельного участка.

Кадастровая стоимость части земельного участка площадью 1,5 га составила: 1,5 га : 5 га x 12 000 000 руб. = 3 600 000 руб.

Кадастровая стоимость части земельного участка площадью 3,5 га равна: 12 000 000 руб. – 3 600 000 руб. = 8 400 000 руб.

Сумма авансового платежа составляет:

— по части земельного участка площадью 1,5 га 2700 руб. (3 600 000 руб. x 0,3% : 4);
— по части земельного участка площадью 3,5 га 6300 руб. (8 400 000 руб. x 0,3% : 4).

Общая сумма авансового платежа равна 9 000 руб. (2700 руб. + 6300 руб.).

Земельный налог является местным (ст. 15 НК РФ). Чтобы узнать сроки уплаты земельного налога для юрлиц в 2018 году, ознакомьтесь с законами представительных органов местных властей.

Субъекты РФ не вправе установить сроки уплаты земельного налога в 2018 году ранее даты представления декларации по итогам года. То есть он не может быть ранее 1 февраля 2019 года (ст. 397 и 398 НК РФ).

Узнать сроки уплаты налога на землю в 2018 году можно с помощью электронного сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России.

Для получения информации нужно выбрать на странице поиска:

— вид налога и год, за который нужны данные;
— интересующий регион и муниципальное образование.

Результат выводится в виде таблицы, где указаны реквизиты регионального закона. В правой крайней ячейке — «Подробнее». Если ее нажать, снизу раскрываются сроки уплаты и ставки.

Например, компании Москвы должны платить по итогам года не позднее 1 февраля следующего года. Кроме того, они должны перечислять авансовые платежи. Срок уплаты – последнее число месяца, следующего за отчетным кварталом (Закон г. Москвы № 74). Если крайняя дата перечисления налога выпадет на выходной день, то налог нужно перечислить в ближайший за ним рабочий день.

Земельный налог для юридических лиц в 2018 году перечисляйте в ту инспекцию, где фактически находится земельный участок.

Если компания владеет землей, расположенной на территории разных муниципальных образований, деньги придется перечислить в бюджет каждого муниципалитета, на территории которых находится земля.

Если компания нарушит установленный местным законодательством срок, придется заплатить пени. Их начислят за каждый календарный день просрочки платежа (ст. 75 НК РФ).

Компанию могут и оштрафовать за несвоевременную уплату по итогам года. Его сумма — 20 процентов от неперечисленной суммы (ст. 122 НК РФ).

Земельный налог ставка в 2018 году

Налоговая ставка определяется территориальными органами власти или городами федерального значения. Однако размер строго регламентирован статьёй 394 Налогового Кодекса РФ.

На примере Москвы и области это будет выглядеть так:

Целевое предназначение участка

Ставка в 2017 году

Личные подсобные и дачные хозяйства, садоводческие товарищества, участки, отведенные под застройку.

Территории, отведённые для хранения автотранспорта: гаражи, многоэтажные паркинги.

Участки, отведённые для строительства жилого фонда и сопутствующей инфраструктуры.

Земли сельскохозяйственного назначения.

Территории, отведённые под строительство спортивных объектов.

Процентное соотношение берётся из расчёта кадастровой стоимости земельного участка.

Любая схема налогообложения подразумевает льготные условия для некоторых категорий граждан и организаций.

Право пользования послаблениями регламентирована статьёй 395 Налогового Кодекса РФ.

Это распространяется на следующие учреждения:

1. Организации, относящиеся к ФСИН РФ.
2. Предприятия, владеющие участками, где расположены автострады общего пользования.
3. Организации с религиозной направленностью деятельности.
4. Центры инвалидов, где превалирует число людей с ограниченными возможностями (не менее 80% от общего количества участников).

Если говорить о физлицах, снижение налоговой ставки предусмотрено для таких категорий граждан:

• лица с подтверждённой инвалидностью 1 и 2 группы;
• инвалиды детства;
• участники боевых действий и локальных конфликтов;
• ветераны ВОВ;
• жертвы техногенных катастроф.

Помимо этого, муниципальные власти вправе самостоятельно определять категории граждан и организаций, для которых налогообложение будет проходить по льготной сетке.

Территориальные власти могут не только устанавливать льготные категории граждан, но и пограничные сроки выплат земельного налога.

Выше уже упоминалось, что физлица обязаны делать положенные налоговые отчисления не позднее 1 декабря 2018 года.

Для юридических лиц и организаций предусмотрен иной порядок расчетов. Здесь максимально допустимые сроки установлены 1 февраля, однако, организация не вправе выплачивать налог до завершения отчётного периода.

Предприятия, вносящие авансовые платежи по налогам, рассчитываются по установленному графику. Сумма за последний отчётный квартал должна быть внесена не позднее 1 февраля наступающего года.

Нарушение графика перечислений подразумевает наложение штрафных санкций. Это 20 и 40% платежа, если задержка носит независимый и умышленный характер соответственно.

Помимо установленного штрафа, на организацию налагается пеня в размере 1:300 ставки рефинансирования ЦБРФ за каждый просроченный день.

При заполнении отчётности обязательно указывается КБК (код бюджетной классификации). Это числовая комбинация, отображающая конкретную финансовую операцию, позволяющая отследить поступление денежных средств.

КБК для земельного налога выглядит так:

Месторасположение земельного участка

КБК по земельному налогу

В границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)

182 1 06 06031 03 1000 110

В границах городских округов без внутригородского деления

182 1 06 06032 04 1000 110

В границах городских округов с внутригородским делением

182 1 06 06032 11 1000 110

В границах внутригородских районов

182 1 06 06032 12 1000 110

В границах межселенных территорий

182 1 06 06033 05 1000 110

В границах сельских поселений

182 1 06 06033 10 1000 110

В границах городских поселений

182 1 06 06033 13 1000 110

Пени по земельному налогу:

Месторасположение земельного участка

КБК по земельному налогу

В границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)

182 1 06 06031 03 2100 110

В границах городских округов без внутригородского деления

182 1 06 06032 04 2100 110

В границах городских округов с внутригородским делением

182 1 06 06032 11 2100 110

В границах внутригородских районов

182 1 06 06032 12 2100 110

В границах межселенных территорий

182 1 06 06033 05 2100 110

В границах сельских поселений

182 1 06 06033 10 2100 110

В границах городских поселений

182 1 06 06033 13 2100 110

Штраф по земельному налогу:

Месторасположение земельного участка

КБК по земельному налогу

В границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)

182 1 06 06031 03 3000 110

В границах городских округов без внутригородского деления

182 1 06 06032 04 3000 110

В границах городских округов с внутригородским делением

182 1 06 06032 11 3000 110

В границах внутригородских районов

182 1 06 06032 12 3000 110

В границах межселенных территорий

182 1 06 06033 05 3000 110

В границах сельских поселений

182 1 06 06033 10 3000 110

В границах городских поселений

182 1 06 06033 13 3000 110

Числовая кодировка определяет адресата, группу финансовых перечислений, вид налогообложения, статью дохода, бюджет и причину транзакции.

Декларация по земельному налогу в 2018 году

Земельный налог ложится на плечи, как обычных граждан, так и предприятий и предпринимателей. Однако не всякое физическое лицо и даже организация обязана платить этот налог!

И дело не только в наличии льгот: не все земли подпадают под налогообложение. Более того, и даже те земли, по которым происходит расчет налога и которыми организация или физическое лицо владеет, могут быть освобождены для распоряжающихся ими лиц от уплаты налога за землю. Каким образом? Вот об этом и пойдет речь в данной статье.

Плательщиками данного налога считаются:

• обычные граждане;
• предприниматели;
• юридические лица.

На эти лица данная обязанность возлагается, если одновременно:

1. земельный участок, которым они обладают, относится ст.389 Налогового Кодекса РФ (потом по тексту – Кодекс) к налогооблагаемым объектам;
2. они владеют землей, как собственностью, на основании бессрочного пользования, либо в результате пожизненного владения с наследованием.

И все-таки не каждый налогоплательщик должен вносить земельный налог:

1. п.5 ст.391 Кодекса предусмотрено, что налоговую базу можно уменьшить на 10 тыс. рублей, которые признаются своеобразным вычетом и не облагаются налогом. Это право распространяется на земли, которые находятся в бессрочном пользовании, в собственности или в пожизненном наследуемом владении, но только при условии, что данные земли принадлежат:
• Герою СССР, РФ;
• инвалиду 1-й или 2-й группы;
• инвалиду с детства, и иным гражданам, которые поименованы в ст.391 Кодекса. При этом местными нормативными актами могут быть предусмотрены дополнительные налоговые льготы по налогу на землю;
2. использовать льготу в виде необлагаемых 10 тысяч рублей могут и предприниматели, если относятся к одному из указанных в п.5 статьи 391 Кодекса типов освобожденных лиц. Причем, они могут использовать указанную льготу по земле, которая участвует в предпринимательской деятельности;
3. кроме того, статья 395 Кодекса предусматривает еще освобождение от налога на землю, но в этом случае в список льготников включаются и организации.

Для подтверждения права на льготу нужно подать правоустанавливающие документы и заявление в налоговую структуру по месту, где находится земля.

В статье 389 Кодекса, в п.2, есть перечень земель, которые не включаются в расчет земельного налога:

1. земли, которые по действующему российскому законодательству изъяты из оборота. Например, заповедники, национальные парки;
2. участки, которые ограничены в обороте и заняты объектами, включенными во Всемирное наследие или культурное наследие народов РФ, музеями-заповедниками, и иными аналогичными объектами;
3. земли, включаемые в лесной фонд;
4. участки, на которых располагаются объекты водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
5. земля, относимая к общему имуществу жильцов многоквартирного дома.

Все остальные земли облагаются налогом.

Но налоговые ставки, утверждаемые местными властями, не могут быть выше тех, какие установлены Кодексом:

1. 0,3%. Ставка применяется в отношении земель:
• сельхоз назначения или входящих в состав зон сельхоз использования;
• находящихся под жилыми объектами;
• купленных для строительства жилья;
• занятых под инфраструктуру ЖКК;
• купленных или полученных для организации дачного или личного подсобного хозяйства, для огородничества, садоводства или животноводства;
• ограниченных в обороте из-за нахождения на них объектов, связанных с удовлетворением оборонных или таможенных нужд;
2. 1,5% — для остальных земель. Местные органы имеют право на установление дифференцированных ставок, исходя, прежде всего, из категорий земель, которые делятся на:
• сельхоз земли;
• территории населенных пунктов;
• участки из лесного фонда;
• земли запаса;
• промышленные территории;
• земельные участки, занятые объектами водного фонда;
• территории и объекты, подлежащие особому охранению.

В качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость объекта, который признается налогооблагаемым согласно ст.389 Кодекса. Определяется база по каждому участку отдельно; организациями самостоятельно, а для граждан (включая и предпринимателей) этот расчет делает налоговый орган.

Для граждан налог рассчитывается за год. А вот организации расчет производят ежеквартально (без нарастающего итога) в виде произведения налоговой базы и 1/4 ставки. При этом за год налог считается, как произведение полной ставки и налоговой базы, из которой вычитаются уплаченные авансовые платежи.

Декларацию сдают только юридические лица, которые признаются плательщиками налога на землю. При этом отчитываются они только 1 раз – по окончании года и не позже 01 февраля следующего года. Сдается декларация в налоговую структуру по местонахождению земельного участка, по которому производится расчет налога.

Форма декларации утверждена ФНС России Приказом №ММВ-7-21/347 от 10.05.17г. Оформляется документ, если на бумажном носителе, в двух экземплярах, из которых один остается в налоговом органе, а второй – на руках налогоплательщика.

Если декларация не сдана вовремя или вовсе не сдана, то штраф:

• для организации начислят в размере 5% от величины налога, указанной в декларации и не уплаченной в установленный налоговым законодательством срок, за каждый неполный или полный месяц, но не свыше 30% от данной суммы и не меньше 1 000 рублей (ст.119 Налогового Кодекса РФ);
• для должного лица – в сумме 300 – 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Но мало просто подать вовремя декларацию – ее нужно еще правильно заполнить!

Декларация состоит из титульного листа и 2-х разделов. Она оформляется за налоговый период – год. Все ее стоимостные показатели указываются в целых рублях, а значения меньше 50 коп. не берутся в расчет.

Заполнение полей с текстом осуществляется заглавными печатными буквами. Кроме того, все поля в декларации начинают заполнять слева направо, либо ручкой, либо с помощью программного средства.

Если у организации есть несколько участков на территории одного муниципального образования, то Раздел №2 составляется на каждый такой объект отдельно. Если же все эти участки располагаются в разных муниципальных образованиях, но в ведении одной налоговой структуры, то подается единая декларация с заполнением всех разделов по соответствующему коду ОКТМО.

Даже если организация полностью или частично освобождена от налога на землю, за ней все равно остается обязанность по сдаче земельной декларации.

Все коды для составления декларации даны в приказе, утверждающем саму форму отчета. Что касается наименования юридического лица, ИНН и КПП, то они указываются на основании свидетельств о государственной регистрации указанного лица.

Все авансовые выплаты рассчитываются, как:

1/4 ставки х Кадастровая стоимость

При этом если местным нормативным актом не предусмотрены отчетные периоды, то и вносить авансовые платежи не нужно, а в декларации в этих строках должны стоять прочерки. В противном случае за 1-й, 2-й и 3-й кварталы проставляется рассчитанная сумма аванса. А вот за год платеж считается, как разница между налогом, рассчитанным исходя из кадастровой стоимости на 01 января налогового периода, умноженной на полную ставку, и произведенными авансовыми платежами. Если это значение отрицательное, то в поле стравится прочерк.

Что касается заполнения Раздела №2 декларации, то этот порядок подробно изложен в приказе ФНС ММВ-7-21/347.

Уплата земельного налога в 2018 году

Среди прочих налогов и взносов организации обязаны перечислять земельный налог. О сроках уплаты земельного налога юридическими лицами в 2018 году читайте в этой статье.

Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ, общий срок уплаты земельного налога за год не может быть установлен ранее срока сдачи декларации по налогу — 1 февраля. Однако местные власти могут устанавливать свой срок и отчетные периоды. В этом случае кроме годового платежа, юридические лица перечисляют земельный налог каждый квартал.

Срок уплаты земельного налога в каждом муниципальном образовании устанавливается свой. Точный срок уплаты можно найти в акте представительных органов муниципалитета. В нем же будут указаны сроки перечисления авансовых платежей, если таковые введены в регионе.

Чтобы точно узнать, в какие сроки нужно заплатить налог на землю, необходимо найти соответствующий местный правовой акт, которым установлены правила его уплаты. За получением нужной информации можно обратиться в налоговую инспекцию по месту учета. Также на официальном сайте ФНС есть специальный сервис, позволяющий узнать условия налогообложения на территории любого муниципального образования.

Например, в Санкт-Петербурге срок уплаты земельного налога — до 10 февраля включительно (Закон г. Санкт-Петербурга № 617-105). Также в течение года петербуржцы должны были перечислять авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Соответственно, сроки уплаты земельного налога для юридических лиц в 2018 году следующие:

• 12 февраля — за 2017 год (перенос с 10 февраля);
• 3 мая (перенос с 30 апреля) — за 1 квартал;
• 31 июля — за 2 квартал;
• 31 октября — за 3 квартал.

Для ИП установлен иной порядок и срок уплаты земельного налога. Физлица, в том числе предприниматели, платят налог на землю не позднее 1 декабря года, следующего за прошедшим. За 2017 год его нужно заплатить до 1 декабря 2018 года. Авансовые платежи ИП не вносят.

За несвоевременную или неполную уплату земельного предусмотрен штраф. Его размер составит 20% от неуплаченной суммы.

Если же нарушение организация не уплатила налог умышленно, штраф возрастет до 40% от задолженности.

Кроме штрафа налоговики начислят пени исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день просрочки. Если просрочка превысит 30 дней, то с 31-го дня пени начислят уде исходя из 1/150 ставки.

Итак, чтобы избежать санкций, нужно не только вовремя сдать декларацию и уплатить земельный налог.

КБК земельный налог в 2018 году

КБК по земельному налогу в 2018 году изменился. Вносите новый КБК в платежное поручение, чтобы платеж точно попал в лицевые счета налоговой инспекции. Посмотрите таблицы новых КБК по земельному налогу за 2018 год, по которым компания оплатит налог в 2018 году, чтобы не ошибиться при оформлении платежных документов.

Коды бюджетной классификации (КБК) необходимы для того, чтобы ваш платеж поступил на счет того органа, который является администратором этого бюджетного дохода. В случае с земельным налогом администратором является налоговая инспекция.

КБК по земельному налогу в 2018 году для юридических лиц, как и любой другой код КБК, нужен для того, чтобы заполнить платежное поручение и отчетность.

Каждый КБК состоит из кода:

• главного администратора доходов бюджета;
• вида доходов;
• подвида доходов.

Всего код содержит 20 цифр (разрядов). Давайте рассмотрим их.

Первые три цифры КБК означают, кто распоряжается бюджетными средствами. Для земельного налога они всегда будет 182 – ФНС.

4 разряд, а также 5 и 6 в совокупности расшифровывают, за что вы платите. Например, 106 – земельный налог (где 1 – налоговый доход, 06 – налог на имущество).

С 7 по 11 разряд – эти цифры КБК классифицируют поступающие платежи. При уплате земельного налога они будут разными, поэтому будьте внимательны.

12 и 13 разряд – они обозначают, в какой бюджет пойдет ваш платеж. Так при уплате земельного налога на этом месте могут быть цифры:

• 03 – бюджет Москвы, Петербурга, Севастополя;
• 04 – бюджет городского округа без внутреннего деления;
• 05 – бюджет межселенного поселения (муниципального);
• 10 – бюджет сельского поселения;
• 11 – бюджет городского округа с внутренними делениями;
• 12 – бюджет внутригородского деления;
• 13 – бюджет городского поселения.

С 14 по 17 разряд указывают на причину платежа, в нашем случае это может быть налог — 1000, пени – 2100 или штраф – 3000.

182 106 06031 03 1000 110 – КБК по земельному налогу в Москве (Санкт-Петербурге, Севастополе);
182 106 06031 03 2100 110 – КБК при уплате пени по земельному налогу в Москве (Санкт-Петербурге, Севастополе);
182 106 06031 03 3000 110 – КБК при уплате штрафа по земельному налогу в Москве (Санкт-Петербурге, Севастополе) в 2018 году.

С 18 по 20 разряд – обозначают вид дохода, например 110 – налоговый доход.

Итак, зная, что обозначает каждая цифра КБК, вы вполне можете самостоятельно составить нужный вам код.

Каждая группа цифр КБК несет информацию, необходимую для правильного зачисления платежа. Ошибка, хотя бы в одной цифре приведет к тому, что платеж не пройдет или будет зачислен неправильно. Поэтому всегда проверяйте КБК.

Чтобы облегчить вам задачу, мы привели ниже таблицы, в которых собрали все КБК 2018, относящиеся к земельному налогу, штрафам и пени по нему.

Посмотрите, пожалуйста, в таблицах, какие КБК по земельному налогу будут применяться в 2018 году для юридических лиц:

Местонахождение земельного участка

КБК, если платим налог или недоимку по нему

в границах г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

в границах городских округов при отсутствии каких-либо еще внутригородских делений

в границах городских округов с внутригородским делением

в границах внутригородского деления

в границах межселенных территорий

в границах сельских поселений

в границах городских поселений

Таблица КБК по земельному налогу в 2018 году при уплате пени:

Местонахождение земельного участка

КБК, если платим пени

в границах г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

в границах городских округов при отсутствии каких-либо еще внутригородских делений

в границах городских округов с внутригородским делением

в границах внутригородского деления

в границах межселенных территорий

в границах сельских поселений

в границах городских поселений

Таблица КБК по земельному налогу в 2018 году при уплате штрафов:

Местонахождение земельного участка

КБК, если платим штрафы

в границах г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

в границах городских округов при отсутствии каких-либо еще внутригородских делений

в границах городских округов с внутригородским делением

в границах внутригородского деления

в границах межселенных территорий

в границах сельских поселений

в границах городских поселений

Коды бюджетной классификации при уплате земельного налога, а также штрафов и пени по нему вы используете, прежде всего, в платежном поручении. Для этого там существует поле 104.

Он необходим для того, чтобы ваш платеж по земельному налогу в 2018 году поступил на счет того органа, который является администратором этого бюджетного дохода. В случае с земельным налогом администратором является налоговая инспекция.

Ошибка в КБК приведет к тому, что ваш платеж не будет зачислен на счет налоговой, а значит, перед вашей компанией повиснет долг. Возникший долг грозит штрафами и пенями и выяснениями «отношений» с налоговой. Поэтому в кодах бюджетной классификации нужно быть особенно внимательными.

Заполнение декларации по земельному налогу 2018 года

Титульный лист заполняется непосредственно самим налогоплательщиком, за исключением поля «заполняется работником налогового органа».

Рассмотрим образец заполнения налоговой декларации по земельному налогу по каждому полю отдельно:

• В «ИНН» и «КПП» указываются соответствующие значения, затем они автоматически проставляются на каждой странице.
• В «Номер корректировки», если представляется впервые указываем 000, при последующих корректировках 001, 002 и так далее.
• В «Налоговый период», проставляем нужное число налогового периода. Для календарного года — 34.
• В «Отчетный год» — дату заполнения бланка.
• Каждая инспекция, в которую предоставляется отчетность, имеет свой личный не повторяющийся четырехзначный код, в своем ИФНС или на официальном сайте ФНС. 2 цифры кода в начале указывают на регион, другие 2 цифры указывают на код непосредственно самой инспекции. Декларация по земельному налогу сдается в ИФНС по месту нахождения участка или доли в участке. В нашем случае указана ИФНС № 9 Центрального района города Санкт-Петербурга.
• Налогоплательщик проставляет код по месту нахождения (учета). По условиям нашего задания — 270.
• Наименование организации вносим в самое пустое и длинное поле титульного листа, отделяя слова друг от друга пустой ячейкой. Для нашего примера: ООО «ВЕСНА».
• В следующей строке вписываем контактный телефон плательщика.
• Далее проставляем количество страниц, подлежащих сдачи в инспекцию. Наша фирма ООО «ВЕСНА» сдаёт отчет на 3 страницах, без приложений.
• В месте, где необходимо указать налогоплательщика, — проставляем значение 1 и ФИО директора или представителя по доверенности.
• В конце поставим дату и подпись.
• В «Наименовании документа, подтверждающего полномочия по доверенности» — прочерк, так как отчет подписал директор фирмы собственноручно.

Рассмотрим образец заполнения налоговой декларации по земельному налогу по каждому полю отдельно:

• Сначала необходимо указать название соглашения о разделе продукции, так как в нашей ситуации оно отсутствует, ставим прочерк.
• В 010 пишем код бюджетной классификации КБК в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о бюджетной классификации. Каждый раз проверяем актуальность указываемого КБК. Наш надел находится в городе федерального значения СПб — указываем КБК 182 1 06 06031 03 1000 110.
• В 020 «ОКТМО» указывается код муниципального образования, на территории которого осуществляется уплата обязательного сбора. Для нашего предприятия в декларации по земельному налогу 2017 впишем 40306000.
• 021 — общая сумма платежа, исчисленная и подлежащая уплате в бюджет по соответствующим кодам КБК и ОКТМО. Значение, указанное в пункте, 150 и 250, — 18000 рублей, правила подсчета смотрим в поле 170.
• С 023 по 027 записываются значения уплаченных авансовых платежей за 1, 2 и 3 квартал соответственно. Авансовые платежи = 1/4 * процентную ставку * кадастровую стоимость земельного участка (доли)= 1/4 * 1,5 % * 1 200 000 = 45 000 рублей.
• 030 рассчитывается следующим образом: 021 — (023 + 025 + 027). Если в итоге получается значение со знаком «–», то везде проставляется прочерк.
• 040 = 021 – (023 + 025 + 027). Сумма исчисляется к уменьшению, следовательно, если в итоге выходит:
1. отрицательное значение — ставим ее без знака минус;
2. положительное — ставим прочерк. В полях 030 и 040 по условиям нашего примера проставляем прочерки.
• После заполнения всех данных в конце странице ставит свою подпись и дату директор организации или его представитель.

Рассмотрим образец заполнения налоговой декларации по земельному налогу по каждому полю отдельно:

• ИНН и КПП проставляется автоматически с первой страницы.
• Вносим кадастровый номер участка, данный номер вписан в свидетельство о госрегистрации права собственности, из выписки из ЕГРП или из кадастрового паспорта. 60: 003:56915938: 63/ 01012015.
• 010 — из приказа Минфина № 150н выбираем и указываем код бюджетной классификации.
• 020 — из Общероссийского классификатора территорий МО проставляем в декларацию по земельному налогу ОКАТО.
• 030 — из приложения № 5 к приказу ФНС № ММВ-7-11/696@ выбираем и указываем код категории земель. Прочие земли — 003008000000.
• 050 — из соответствующих документов Росреестра или из кадастрового паспорта берем кадастровую стоимость участка.
• 060 — прописываем размер доли. Если земля принадлежит полностью организации, ставим прочерк.
• С 070 по 100 в декларации заполняем соответствующую информацию о льготах, которую берем из НК РФ и из документов, подтверждающих право на льготы. В большинстве случаев у коммерческих предприятий льготы отсутствуют. В нашем случае льгот тоже нет, значит, проставляются прочерки.
• 110 — здесь указывается кадастровая стоимость объекта. У нас 1 200 000 рублей.
• 120 — ставку берем из законодательных актов местного уровня регулирования, так как сбор является местным. Для категории нашего участка применяется ставка равная 1,5 %.
• 130 — указываем срок владения участком в течении налогового периода. Указывается в полных месяцах. Полных месяцев 12.
• 140 — рассчитывается следующим образом: стр. 160 (Кв) = Срок владения / 12 , у нас = 1, так как ООО «ВЕСНА» владело участком 12 месяцев.
• 150 — определяется по формуле: 110 (налоговая база) * 120 (ставку) * 140 (коэффициент Кв). Данная сумма отражается и по полю 250. 150 = 1 200 000 * 1,5 % * 1 = 18 000 рублей.
• С 180 по 240 — заполним данными по имеющейся льготе. В нашем случае их нет — проставляем прочерки.
• 250 — впишем общую сумму платежа, которую организация платит в бюджет.

Расчет земельного налога в 2018 году

За последние несколько лет значительная часть россиян предпочла перебраться из благоустроенных квартир в частные домовладения. Основным плюсом в пользу такого решения была возможность сэкономить на питании за счет приусадебного хозяйства и на оплате счетов от управляющих компаний за недобросовестную, а порой и вовсе не выполненную работу.

С середины прошлого года средства массовой информации стали публиковать пугающие прогнозы, согласно которым земельный налог будет увеличен в несколько раз. Следовательно, еще больше опустеет кошелек россиянина.

Действительно ли все так плохо и что ждет отечественных землевладельцев?

Налог на землю учрежден российским Налоговым Кодексом (НК РФ), а регулируется местными властями городов и регионов.

Этот вид платежа является прерогативой органов местной власти и пополняет бюджет регионов.

Местные муниципалитеты уполномочены назначать размер налоговых ставок в рамках, продиктованных гл. №31 НК РФ, регламентировать порядок и срок уплаты (для учреждений), а также вводить льготы и освобождать отдельные категории граждан от уплаты налога.

Ранее величина налога на землю просчитывалась, опираясь на балансовую стоимость участка, которая была довольно низкой. Сумма, ставшая итогом этого подсчета, не являлась обременительной для плательщиков. В шестнадцатом году второго тысячелетия все кардинально изменилось.

Теперь земельный налог (далее как ЗН) будет начисляться с учетом кадастровой стоимости, приравненной к рыночной, что предвещает увеличение суммы в несколько раз. Все дело в том, что устанавливалась кадастровая цена независимыми оценщиками, так сказать «на глазок», основываясь зачастую на недостоверных данных, и в отдельных случаях значительно превысила актуальную рыночную стоимость.

Объектами обложения этим налогом признаны земельные участки, находящиеся на территории Российской Федерации, где данный вид налога внедряется нормативными актами, утвержденными региональными властями. Причем эти земли должны быть собственностью граждан или организаций.

К основным объектам налогообложения относятся следующие земли сельскохозяйственного, рекреационного и промышленного предназначения:

• участки для сельскохозяйственной деятельности организаций;
• участки, принадлежавшие дачным сообществам и отдельным гражданам, приобретенные с целью вести подсобное хозяйство;
• объекты, обеспечивающие деятельность промышленных предприятий. Сюда же относятся участки, под постройки сооружений, обеспечивающих работу организаций;
• доли фонда лесных и водных территорий, которыми владеют учреждения и граждане в частности;
• земли туристических и оздоровительных зон, также, если на них расположены пансионаты и базы отдыха и другие строения.

Не облагаются этим налогом участки, представляющие собственность государства, снятые с оборота в согласии с российским законодательством, представляющие историческую и природную ценность для страны, и участки, отпущенные под возведение многоквартирных домов.

Земельные налоговые ставки регулируются местными муниципалитетами либо городскими властями. Однако, ст. № 394 НК РФ предусмотрен диапазон допустимых колебаний этой величины.

Если на момент расчета налоговая ставка (НС) определена местными властями, то при расчетах используется величина, прописанная НК РФ, на сегодняшний день:

• для участков отрасли сельского хозяйства, земель, на коих располагаются здания жилищного фонда и коммунальные комплексы, а также площади, отведенные для подсобного хозяйства, статьей №394 НК учреждена НС в размере 0,3% от цены объекта по кадастру.
• Для земель, использующихся для прочих нужд – 1,5% цены из кадастра.

Местные муниципалитеты уполномочены дифференцировать и регулировать налоговые ставки, отталкиваясь от категории земли, места расположения объекта, предназначения и разрешения на использование. Таким образом, в каждом регионе для определенного объекта может действовать своя НС.

Узнать ее можно на сайте (ФНС) Федеральной Налоговой Службы в подразделе «Справочная информация», также из нормативных и правовых актов в местных муниципалитетах, зачастую эти данные размещаются на стендах и досках объявлений в районной ФНС.

Для физических лиц подсчеты буду производиться сотрудниками Налоговой Службы. Этой категории граждан надо будет просто своевременно оплачивать счета, полученные в виде писем из вышеупомянутой инстанции.

В случае несогласия с суммой, указанной в счетах на оплату, можно посчитать ее самостоятельно, по несложной формуле:

Земельный налог = Кадастровая цена (за 1 кв. м) х Площадь участка (в кв. м.) х Налоговая ставка (в %)

Эта стандартная формула расчета ЗН, не учитывающая льготы и уменьшительные коэффициенты. Для льготной категории населения сумма будет уменьшена с учетом льготного коэффициента.

Для граждан, вступивших в права собственности в середине календарного года, являвшегося отчетным периодом для налога на землю, сумма будет делиться на двенадцать, и умножаться на число месяцев официального владения участком. Для долевой собственности сумма будет распределена по налогоплательщикам согласно их долям.

То есть владельцу 1/3 участка придется заплатить 1/3 от общей величины налога.

Для вычисления нужно будет уточнить кадастровую стоимость своего объекта.

С индивидуальных предпринимателей, являвшихся физическими лицами, сняли обязательства по предоставлению декларации на земельный налог. Теперь производить оплату они будут согласно счетам из Налоговой Инспекции.

Юридические лица совершать расчеты будут самостоятельно, с учетом всех особенностей: был ли перевод земли в другую категорию, изменение статуса физического лица на юридическое, начало либо окончание деятельности в середине отчетного года.

Как и любая другая форма налогообложения, ЗН имеет свои льготные категории среди физических лиц и организаций.

Льготные ставки, установленные Федеральным законодательством, распространяются на следующие группы лиц:

• инвалидов и ветеранов ВОВ и других боевых действий.
• инвалидов I и II группы, а также инвалидов детства.
• героев РФ и Советского Союза.
• граждан, участвовавших в испытаниях ядерного вооружения и устранения аварии на Чернобыльской АЭС.
• инвалидов лучевой болезни, приобретенной в результате космических и ядерных испытаний.

Все вышеперечисленные лица вправе рассчитывать на понижение базы налога (цены участка по кадастру) на 10 000 рублей. Для этого нужно засвидетельствовать свои права предъявлением в налоговые органы необходимых документов.

Перечень освобожденных от земельного налога организаций федеральными властями указан в ст.№395 НК РФ. Остальные льготы утверждаются и распределяются органами местного муниципалитета.

Решения властей доводятся до населения путем публикаций в газетах и на стендах администрации.

Оплачивать ЗН надлежит в регионе расположения объекта. Плательщики налога на землю — это физ. лица и объединения, ставшие собственниками или бессрочными владельцами участков земли. Сроки уплаты назначаются муниципалитетами и, как правило, различны для физ. лиц и юридических.

Физические лица и ИП, причисленные к таковым, получают налоговое уведомление с указанным размером суммы и сроком уплаты. Последние изменения Федерального Закона (ФЗ №320) утвердили срок уплаты до первого декабря года, наступившего за «оплачиваемым годом».

Следовательно, этой категории граждан до 01.12.2018 г. необходимо произвести оплату.

Юридические лица, вносившие ежеквартальные авансовые платежи, которые также устанавливаются местными властями (отсюда различия по регионам), обычно придерживаются графика: до конца апреля, июля и октября, то есть по окончанию отчетного квартала. Платеж за последний квартал прошедшего года вносится в местный бюджет до первого февраля текущего.

НК предусмотрены наказания в виде пени или штрафа за просроченный, неполный платеж или неуплату ЗН. Вследствие неумышленного нарушения штраф будет около 20% от суммы годового налога, в результате умышленного до 40%.

Пени будут начисляться за каждый просроченный день и составляют 1:300 ставки рефинансирования.

Немаловажным атрибутом при совершении и оформлении оплаты ЗН являются коды бюджетных классификаций, которые показаны в таблице:

Наименование платежа по земельному налогу