О признании права собственности в порядке приватизации судебная практика

Признание права собственности в порядке приватизации

Подборка наиболее важных документов по запросу Признание права собственности в порядке приватизации (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Признание права собственности в порядке приватизации

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Признание права собственности в порядке приватизации

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Признание права собственности в порядке приватизации

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Дело N33-22704/2017. О признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

от 22 июня 2017 г. по делу N 33-22704/2017

Судья: Булаева Л.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда

в составе председательствующего Ульяновой О.В.,

судей Митрофановой Г.Н., Мошечкова А.И.,

при секретаре П.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Митрофановой Г.Н.,

дело по апелляционным жалобам ФГКУ «Центральное ТУИО», ФГК ВОУ ПРО «Военный университет МО РФ» на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 07 сентября 2016 года, которым постановлено:

— признать за М.Н. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: *****.

Решение является основанием для внесения изменений в сведения о правах на указанное жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

Истец М.Н. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в городе Москве и ЦГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», в котором просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру N *, расположенную по адресу: ****.

В обоснование требований указала на то, что она проживает в указанном жилом помещении с *** года, вселилась на законных основаниях в качестве члена семьи своего супруга М.К., проходящего на тот момент военную службу по контракту в Военном университете Министерства обороны РФ. Данная жилая площадь предоставлялась М.К. и членам его семьи на основании направления ***, выданного *** года Хользуновской квартирно-эксплуатационной частью района г. Москвы. В отношении указанного жилого помещения был открыт финансовый лицевой счет N ***, который в настоящее время содержит сведения лишь об одном физическом лице, проживающим в указанном жилом помещении, а именно, о М.Н. При этом, истец, как не имеющий никакой другой жилой площади, за исключением вышеуказанной, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» зарегистрирована по месту жительства по адресу Военного университета МО РФ: *****.

*** года брак между М.Н. и М.К. был расторгнут, о чем *** года составлена соответствующая актовая запись за N ***. По этой причине М.К. выехал из указанного жилого помещения, где остались проживать члены его семьи, включая истца, которые в силу ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не подлежат выселению без предоставления ей другого жилого помещения. При этом, все документы, подтверждающие необеспеченность каким-либо другим жилым помещением, истец и ее супруг сдали уполномоченным должностным лицам жилищного отдела Военного университета МО РФ еще в *** году, без чего им не предоставили бы указанное в данном заявлении жилое помещение в г. Москве.

Решением Департамента жилищного обеспечения МО РФ от *** года N *** М.К. и двум их дочерям предоставлено по договору социального найма жилое помещение по адресу: *****. В этой связи, истец вынуждена была остаться проживать в спорной квартире, поскольку никакой другой жилой площади у нее нет, так как по прежнему месту жительства ранее занимаемое жилое помещение по адресу: *****, она и ее бывший супруг сдали уполномоченным органам Министерства обороны РФ.

Истец в судебное заседание не явилась, обеспечив явку своего представителя М.А., который в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков Территориального Управления Росимущества в городе Москве и ЦГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» в судебное заседание не явились, извещались о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении слушания по делу не просили.

Представители третьего лица ФГВОУ ВПО Военный университет, ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явились, извещались о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении слушания по делу или о рассмотрении в их отсутствие не просили.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят ответчик ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России, третье лицо ФГК ВОУ ВПО «Военный университет Минобороны России».

В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что спорная квартира была предоставлена в связи с прохождением службы, по социальному найму квартира не предоставлялась; в настоящее время истец не является членом семьи военнослужащего; бывшему супругу истца и их дочерям в *** году было предоставлено жилое помещение на условиях социального найма; никаких законных оснований для проживания истца в спорной квартире не имеется; Министерство обороны по отношению к истцу не имеет обязательств на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации.

Третье лицо в жалобе указывает на то, что истец занимает спорную квартиру по договору о временном предоставлении помещения, а не по договору социального найма; истец на учете в получении жилья от Министерства обороны не состоит, прав на служебное жилье истец не имеет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России — К., возражения представителя истца — М.А., судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалоб.

Судом установлено и из материалов дела следует, что М.К. и членам его семьи, в числе которых была истец, на основании направления ***, выданного *** года Хользуновской квартирно-эксплуатационной частью района г. Москвы, предоставлено жилое помещение по адресу: *****, которое на тот момент использовалось Военным университетом Министерства обороны РФ в качестве служебной жилой площади.

Указанное жилое помещение является отдельной двухкомнатной квартирой общей площадью * кв. м, жилой площадью * кв. м, в отношении которой в ГБУ «МФЦ города Москвы, МФЦ района ***» открыт соответствующий финансовый лицевой счет N ***. В последующем, вышеуказанные жилищные отношения по пользованию спорной квартирой несколько раз проходили переоформление в соответствии с направлениями, выданными Хользуновской квартирно-эксплуатационной частью района г. Москвы от *** г. и от *** г., на основании которых заключались соответствующие договоры N * от *** г. и N 185 от *** г.

Квартира по указанному адресу была передана Военно-политической академии им. В.И. Ленина на основании решения N *** Исполкома Краснопресненского райсовета народных депутатов г. Москвы от *** года и ордера N *** от *** г. в соответствии с нормами ЖК РСФСР, действующими в тот период времени. Военный университет Минобороны РФ является правопреемником Гуманитарной академии Вооруженных Сил РФ, а Гуманитарная академия Вооруженных Сил РФ является правопреемником Военно-политической академии им. В.И. Ленина.

Как усматривается из протокола N * заседания жилищной комиссии Военного Университета от *** года, капитан М.К. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в составе семьи из * человек, в качестве которых признавались его жена — М.Н., а также его дочери: М.А.К., *** г.р., и М.А.К., *** г.р.

Согласно выписке из домовой книги, истец, как не имеющая никакой другой жилой площади, за исключением вышеуказанной, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» зарегистрирована по месту жительства по адресу Военного университета МО РФ: *****. Тому доказательством служит письменное подтверждение Военного университета от *** г., согласно которому справка N ** от *** г. о сдаче жилой площади М.К. по прежнему месту его службы, находится в архиве Военного университета.

Приказом Министра обороны РФ Министра обороны РФ N *** от *** года М.К. уволен с военной службы на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» — в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом начальника Военного университета от *** года М.К. с *** г. исключен из списков личного состава Военного университета с оставлением его со всеми членами его семьи в списках лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

*** года брак между М.Н. и М.К. был расторгнут, о чем *** года составлена соответствующая актовая запись за N ***.

Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от *** года N *** М.К. и * его дочерям от брака с М.Н. предоставлено по договору социального найма жилое помещение по адресу: *****.

Ранее занимаемое жилое помещение по прежнему месту жительства по адресу: *****, она и ее бывший супруг сдали уполномоченным органам Министерства обороны РФ.

*** года Хользуновская КЭЧ района г. Москвы ликвидирована.

В *** году жилое помещение по адресу: *****, передано в собственность г. Москвы, что подтверждается выпиской из Росреестра N *** от *** г.

Согласно выписке из Росреестра N *** от *** г. вышеуказанная квартира поступила в собственность Российской Федерации, право которой зарегистрировано *** г., после чего была передана в оперативное управление Центрального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, о чем имеется соответствующая регистрационная запись от *** г.

В настоящее время, исходя из представленных документов и ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, а также требований Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, указанное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду и не используется в качестве такового.

Спорная квартира на момент предоставления ее в пользование истцу как члену семьи М.К. находилась в ведомственном фонде, то есть находилась в оперативном управлении Военного университета.

Из выписок из Росреестра следует, что в *** году спорное жилое помещение поступило в собственность г. Москвы, а в *** году было передано в собственность Российской Федерации и оперативное управление ЦГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» без каких-либо обременений. В настоящее время доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду не имеется.

Разрешая дело по существу, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь в том числе ст. ст. 12 , 218 , 298 , 299 , 675 ГК РФ, ст. 92 ЖК РФ, ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. ст. 2 , 18 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.

Суд указал, что Военный университет правомерно предоставил капитану М.К. и членам его семьи спорную квартиру в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих » и главой 3 Жилищного кодекса РСФСР, в связи с чем, при разрешении дела подлежат применению ст. 6 Жилищного кодекса РФ и статьи 5 и 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Согласно ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Также, суд пришел к верному выводу, что неоднократный переход права собственности на спорное жилое помещение из одной формы государственной собственности в другую, исходя из требований ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и гарантий, предоставленных истцу Конституцией Российской Федерации ( ст. ст. 35 , 55 ч. 3 ), не должен препятствовать истцу в реализации права на бесплатное получение в собственность квартиры, занимаемой М.Н. на законных основаниях.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается в полном объеме.

Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом , иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

С учетом данного положения законодательства, а также того обстоятельства, что при передаче в муниципальную собственность указанные в статье жилые помещения утрачивают статус служебных, судебная коллегия находит доводы апелляционных жалоб о том, что истец после расторжения брака не является членом семьи военнослужащего, спорная квартира истцу по договору социального найма не передавалась и отсутствуют основания для ее приватизации, несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае спорное жилое помещение утратило статус служебного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Из материалов дела следует, что в настоящее время спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, доказательств обратному в дело не представлено, а значит оно может быть приватизировано.

Из материалов дела следует, что истец ранее в приватизации участия не принимала, данных о наличие у нее на правах собственности или пользования иного жилого помещения в деле не имеется.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции также полагает необоснованными доводы жалоб о том, что истец не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку данное условие для передачи в собственность жилого помещения, на которое распространяется правовой режим переданного по договору социального найма, в порядке приватизации законом не предусмотрено.

Одновременно, судебная коллегия принимает во внимание, что в деле отсутствуют сведения о принятии в отношении истца уполномоченных органом решения о снятии М.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, на который она была поставлена совместно с бывшим супругом и детьми в *** г.

Ссылки ответчика на то, что при предоставлении бывшему супругу с дочерьми жилого помещения в г. *** истец давала обязательство освободить спорную квартиру, применительно к положениям ст. 3 ГПК РФ правового значения не имеет.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме и считает, что доводы жалобы не опровергают выводов судебного решения, не содержат оснований и обстоятельств, которые бы не были предметом исследования в суде первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, иное толкование закона, в связи с чем, не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда по доводам жалобы, не имеется. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 07 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Практика по спорам о признании недействительным отказа в приватизации и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

Примечание. С 15.09.2015 споры об оспаривании отказа в приватизации жилых помещений рассматриваются по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В данном материале приведены в том числе судебные акты, принятые до 15.09.2015.

Федеральные нормативные правовые акты:

Кодекс административного судопроизводства РФ

— ст. 125 «Форма и содержание административного искового заявления»

— ст. 126 «Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению»

— ст. 128 «Отказ в принятии административного искового заявления»

— ст. 129 «Возвращение административного искового заявления»

— ст. 130 «Оставление административного искового заявления без движения»

— гл. 22 «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

Жилищный кодекс РФ

— ст. 16 «Виды жилых помещений»

— ст. 19 «Жилищный фонд»

— ст. 49 «Предоставление жилого помещения по договору социального найма»

— ст. 60 «Договор социального найма жилого помещения»

— ст. 62 «Предмет договора социального найма жилого помещения»

— ст. 69 «Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма»

— ст. 83 «Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения»

— ст. 92 «Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда»

— ст. 93 «Назначение служебных жилых помещений»

— ст. 100 «Договор найма специализированного жилого помещения»

— ст. 101 «Расторжение договора найма специализированного жилого помещения»

— ст. 102 «Прекращение договора найма специализированного жилого помещения»

Ст. ст. 2, 4, 6, 7, 8, 18 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Ст. ст. 7, 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

Нормативные правовые акты г. Москвы:

Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

— ст. 20 «Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы»

— ст. 37 «Общие положения по предоставлению освободившихся комнат в коммунальной квартире»

— ст. 38 «Порядок предоставления освободившейся комнаты в коммунальной квартире»

Порядок отнесения объектов жилищного фонда г. Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования, утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.07.2008 N 610-ПП

— п. 2 «Виды объектов жилищного фонда города Москвы в зависимости от целей использования»

— п. 3 «Основания принятия решения об отнесении объектов жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования»

Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных помещений, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП

Постановление Правительства Москвы от 28.07.2009 N 709-ПП «Об утверждении Порядка передачи и приема общежитий в собственность города Москвы и Порядка предоставления жилых помещений (мест) в общежитиях специализированного жилищного фонда города Москвы»

Федеральная судебная практика:

П. п. 23, 32, 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ»

Право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд.

(П. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»)

Переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

(П. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»)

Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

(П. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»)

В случае когда гражданин по независящей от него причине не может воспользоваться правом на приватизацию, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 г., фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения. Таким образом, права граждан не должны нарушаться неисполнением обязанностей третьими лицами.

(Вопрос N 22 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005)

Правом на приватизацию обладают все лица, имеющие право пользования комнатой, независимо от того, кому из них она была предоставлена, при этом приватизация государственного предприятия не влияет на жилищные права граждан, вселенных в законном порядке в помещения государственного жилищного фонда до такой приватизации, включая право нанимателя на вселение членов своей семьи, которые, приобретая равное с нанимателем право пользования жилым помещением, вправе вселить в него своих несовершеннолетних детей без согласия наймодателя.

(Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2014 N 49-КГ14-14)

Служебное жилье предоставляется гражданам во временное пользование на строго определенный период. Закон не предусматривает возможность приватизации такого жилья.

(Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 N 16-КГ15-44)

Использующееся на условиях социального найма жилое помещение может быть приватизировано даже в том случае, если право пользования им было приобретено на основании, отличном от предусмотренных жилищным законодательством. В указанных случаях судом, при отсутствии соглашения участников данных отношений, норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих данные отношения, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

(Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2014 N 46-КГ14-4)

Несмотря на то что вселение истца в квартиру произведено до отнесения квартиры к специализированному жилому фонду, законодательство не содержит положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести жилое помещение к жилищному фонду социального использования.

(Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2016 N 41-КГ15-41)

С момента передачи здания общежития в муниципальную собственность проживающие в нем лица приобретают право пользования помещением на условиях договора социального найма, в связи с чем имеют право приобрести его в собственность.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

(Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2013 N 46-КГ13-5)

Правом исключения жилого помещения из специализированного жилого фонда наделен орган, управляющий государственным или муниципальным жилым фондом.

(Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N 18-КГ13-131)

Практика Московского городского суда:

Жилые помещения, обладавшие статусом общежития, переданные в пользование гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.

(Постановление Президиума Московского городского суда от 12.04.2013 по делу N 44г-23)

Нарушение порядка предоставления жилого помещения физическим лицам является основанием для отказа в его последующей приватизации.

В силу действующего законодательства наймодателем жилого помещения может быть исключительно собственник этого имущества. Заключение договора социального найма с гражданами лицами, не являющимися собственниками жилого помещения, незаконно, а заключенный договор социального найма недействителен.

(Кассационное определение Московского городского суда от 09.11.2015 N 4г/2-11232/2015)

Служебное жилое помещение не подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.

В случае заключения договора найма служебного жилого помещения на время работы в бюджетном учреждении не возникает основания для передачи такого жилого помещения в собственность работника в порядке приватизации. Такое жилое помещение имеет статус служебного и не подлежит передаче в собственность (кроме случаев, когда истцом представлены доказательства исключения этого помещения из состава специализированного жилищного фонда).

При этом судом принимаются во внимание такие обстоятельства, как состояние на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспеченность жилой площадью, факт признания малоимущим, стаж работы в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы.

(Определение Московского городского суда от 03.03.2015 N 4г/9-1185/2015)

Отсутствие необходимости улучшения жилищных условий является основанием для отказа в приватизации.

Тот факт, что лицо не состоит на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или в качестве нуждающегося в жилых помещениях, говорит о том, что ему не может быть предоставлено жилое помещение из жилищного фонда г. Москвы. На этом основании суд вправе отказать такому лицу в приватизации занимаемого им помещения.

(Определение Московского городского суда от 27.05.2014 N 4г/4-5102)

Отсутствие согласия на приватизацию хотя бы одного лица, имеющего право на участие в приватизации, влечет отказ в передаче жилого помещения.

В случае если один из нанимателей жилого помещения обращается в уполномоченные органы с заявлением о передаче в порядке приватизации квартиры, он обязан получить письменное согласие всех имеющих право на приватизацию данной квартиры совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Получение такого согласия является обязательным условием для передачи квартиры в собственность гражданина в порядке приватизации, в то время как его отсутствие влечет отказ в передаче квартиры.

При указанных обстоятельствах требование истца о признании в порядке приватизации права собственности на долю жилого помещения (пропорционально количеству проживающих в нем) не подлежит удовлетворению, т.к. доля в праве собственности на спорную квартиру не является жилым помещением, в связи с чем не относится к объектам жилищных прав и не может быть приобретена в собственность в порядке приватизации.

(Определение Московского городского суда от 19.05.2015 N 4г/9-4991/2015, 2-3330/14)

Реализация прав на заключение договора социального найма и последующую приватизацию не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления документов по передаче жилых помещений в принадлежавших государственным предприятиям либо учреждениям жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, в ведение органов местного самоуправления.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 08.02.2016 по делу N 33-3863/2016)

Коротко о важном:

— о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения;

— о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

— о признании права на приватизацию.

— С 15.09.2015 дела данной категории рассматриваются в соответствии с гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Ранее дела указанной категории рассматривались в соответствии с гл. 25 ГПК РФ (утратила силу 15.09.2015 с принятием Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

— Согласно положениям КАС РФ стороны спора именуются административным истцом и административным ответчиком (ч. 1 ст. 38 КАС РФ), а подаваемое в суд заявление — административным исковым заявлением (ст. 124 КАС РФ).

— Надлежащим административным ответчиком по делам о признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения является лицо, обладающее правом распоряжения этим помещением и принявшее оспариваемое решение об отказе в передаче помещения.

Так, административным ответчиком по иску в отношении квартиры, находящейся в собственности г. Москвы, может выступать Департамент городского имущества (ДГИ) г. Москвы (ранее вопросами приватизации жилья занимался Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, теперь входящий в состав Департамента городского имущества, он же выступал и в качестве ответчика) (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.12.2015 по делу N 33-48257/2015).

— Исходя из судебной практики, сложившейся до 15.09.2015, исковые требования предъявлялись также предприятиям и учреждениям, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находилось жилое помещение (например, Определение Московского городского суда от 30.06.2015 N 4г/8-7168).

Практиковалась и подача иска одновременно как к собственнику в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (Управления Департамента городского имущества г. Москвы), так и к предприятию/учреждению, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении находится спорное жилье (например, Определение Московского городского суда от 21.04.2016 N 4г-4478/2016, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.03.2016 по делу N 33-3887/2016).

В настоящее время указывать упомянутые предприятия и учреждения в качестве административных ответчиков нецелесообразно, поскольку гл. 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений органов, наделенных полномочиями по передаче жилья в порядке приватизации, в то время как указанные предприятия и учреждения на это не уполномочены. Вместе с тем закон не запрещает привлекать таких лиц в качестве соответчиков, поэтому их включение в административное исковое заявление остается на усмотрение административного истца.

— Необходимо знать, что если здание, в котором находится спорное жилое помещение, было исключено из жилищного фонда, то приватизация такого помещения невозможна, так как согласно Закону РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передаваться физическим лицам в порядке приватизации могут только жилые помещения.

— Кроме того, требование о признании права собственности в порядке приватизации следует предъявлять исключительно в отношении помещений, которые используются на условиях социального найма. Например, помещение, предоставленное по договору коммерческого найма, приватизировано быть не может, следовательно, требование о признании незаконным отказа в приватизации такого помещения удовлетворено не будет (например, Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2016 N 70-КГ16-7).

— При этом нужно иметь в виду, что отсутствие договора социального найма в виде документа не является безусловным основанием для отказа в участии истца в приватизации жилого помещения, если он пользуется им на законных основаниях (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006 и от 14.06.2007 (Вопрос N 20)).

— Если помимо истца право на приватизацию жилого помещения имеют иные лица, но они отказались от участия в приватизации, их отказ должен быть оформлен письменно. В противном случае в приватизации может быть отказано.

При этом следует учитывать, что нотариальная форма такого отказа не требуется — достаточно его оформления в простой письменной форме (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 28.04.2015 по делу N 33-9501).

— Следует учитывать, что закон не содержит такого основания утраты права пользования жилым помещением, как непроживание в квартире в течение длительного времени. Таким образом, если длительно отсутствующий гражданин не признан судом утратившим право пользования жилым помещением, перед приватизацией необходимо либо получить его согласие на приватизацию, либо добиться признания его утратившим такое право. Во втором случае получать его согласие на приватизацию не потребуется, поскольку правом на приватизацию обладают только имеющие право пользования квартирой лица.

— Административное исковое заявление должно быть подано в суд не позднее трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 219 КАС РФ). Однако несоблюдение этого срока не влечет автоматического отказа в принятии административного искового заявления к производству. Как следует из п. 5 ст. 219 КАС РФ, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

— Административный ответчик по рассматриваемому спору вправе подать встречное административное исковое заявление в порядке, установленном ст. 131 КАС РФ. Как показывает анализ судебной практики, предметом встречных исков является, как правило, требование о признании недействительным договора социального найма, на основании которого административный истец пользуется спорным жилым помещением, и, как следствие, о лишении его права на приватизацию данного помещения.

— В отношении подсудности данной категории споров следует знать, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (п. 1 ст. 22 КАС РФ). При этом административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может также подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

— Размер госпошлины при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

— Что касается искового требования о признании права собственности на недвижимое имущество, то, т.к. оно носит имущественный характер, размер государственной пошлины зависит от стоимости такого имущества и рассчитывается в порядке, закрепленном в пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Рекомендации административному истцу:

— Перед обращением в суд рекомендуется получить подтверждение того, что спорное жилое помещение не исключено из жилищного фонда (в составе дома), не относится к специализированному жилищному фонду и не является служебным, поскольку наличие данных обстоятельств является причиной отказа в приватизации жилого помещения (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2015 по делу N 33-35203/2015).

— При этом необходимо знать, что договор социального найма служебного жилого помещения с последующим приобретением права на приватизацию может быть заключен при условии, если стаж нанимателя в организациях, предоставивших это жилье, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета г. Москвы, составляет 10 и более лет (п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных помещений, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП).

— Если приватизируемое помещение находится в общежитии, которое ранее принадлежало государственному или муниципальному учреждению и было передано в ведение органов местного самоуправления, следует учитывать положения ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно этой норме такие помещения утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Это означает, что отказать в приватизации таких помещений на том основании, что они являются общежитиями, нельзя (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.02.2016 по делу N 33-3863/2016).

— Нужно иметь в виду, что приватизировать можно только изолированное жилое помещение (квартиру или комнату), так как по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма и не подлежит приватизации (например, Определение Московского городского суда от 07.10.2015 N 4г/7-9192/2015).

— Также необходимо учитывать, что при подаче документов на приватизацию необходимо представить документы, подтверждающие право пользования всеми приватизируемыми помещениями. Если имеющиеся документы подтверждают право пользования лишь частью жилого помещения (например, двумя комнатами в трехкомнатной квартире), отказ в приватизации является правомерным, поскольку отсутствие документов на часть помещений является основанием для отказа в приватизации всего помещения целиком (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2015 по делу N 33-42309/2015).

— К административному исковому заявлению стоит приложить доказательства того, что истец ранее не принимал участия в приватизации жилого помещения. Такое требование основано на ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно этой норме каждый гражданин имеет право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно, в порядке приватизации только один раз. Подтвердить неучастие в приватизации можно, например, справкой из Росреестра или из БТИ с предыдущих мест жительства истца (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.03.2016 по делу N 33-3887/2016).

— До подачи иска в суд следует убедиться в том, что все совместно проживающие в спорном жилом помещении совершеннолетние члены семьи, а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет выразили согласие на приватизацию квартиры и дали письменное согласие на участие в приватизации либо письменный отказ от такого участия (ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). При этом, как уже отмечалось, граждане, ранее воспользовавшиеся правом бесплатной приватизации жилья, утратили такое право и их согласие на приватизацию получать не требуется (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.03.2015 по делу N 33-7427).

В отношении процессуальных правил, предусмотренных КАС РФ, необходимо помнить следующее:

— Перед обращением в суд следует убедиться в соблюдении всех требований к форме и содержанию административного искового заявления.

— Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде, подписывается административным истцом и (или) его представителем с указанием даты внесения подписей.

— Обращаем внимание, что с 01.01.2017 административное исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде — в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 2 ст. 45 КАС РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ, ч. 8 ст. 125 КАС РФ).

— Административное исковое заявление должно содержать сведения, перечисленные в п. п. 1 — 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ.

— К административному исковому заявлению следует приложить документы, перечисленные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ. Кроме того, если перед обращением в суд административный истец обращался в вышестоящий орган или к вышестоящему лицу с жалобой на оспариваемое решение, к иску нужно приложить копию ответа, поступившего на эту жалобу (ч. 3 ст. 220 КАС РФ). Исходя из формулировки, используемой в КАС РФ, направление подобной жалобы перед обращением в суд с требованиями по данной категории споров не обязательно.

— Несоблюдение перечисленных выше требований к форме и содержанию административного искового заявления влечет его оставление без движения на основании ч. 1 ст. 130 КАС РФ (ч. 3 ст. 222 КАС РФ). При этом судья устанавливает разумный срок, в течение которого административный истец должен устранить причину оставления иска без движения. Если указанные судом недостатки будут устранены, заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд. Если недостатки устранены не будут, административное исковое заявление считается не поданным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном ст. 129 КАС РФ (ч. 2 ст. 130 КАС РФ).

— Перед подачей административного искового заявления необходимо убедиться в отсутствии оснований для отказа в его принятии, перечисленных в ч. 1 ст. 128 КАС РФ. При наличии хотя бы одного из них суд откажет в принятии административного искового заявления, при этом повторное обращение в суд с аналогичными требованиями будет невозможно (ч. 3 ст. 128, ч. 1 ст. 222 КАС РФ).

— При наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 129 КАС РФ, суд вправе вернуть административному истцу административное исковое заявление. При этом административный истец сохраняет право на повторное обращение в суд с теми же исковыми требованиями (ч. 3 ст. 129, ч. 2 ст. 222 КАС РФ).

Для принятия решения в пользу административного истца необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице:

Примечание. В данном материале таблица содержит в том числе примеры судебных решений, принятых до вступления в силу КАС РФ — 15.09.2015.