Органы дознания их полномочия шпаргалка

Органы дознания их полномочия шпаргалка

21. ОРГАН ДОЗНАНИЯ, НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ, ДОЗНАВАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуаль–ные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

К ним относятся (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутрен–них дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом пол–номочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государ–ственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внеш–ней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный при–став РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) орга–ны Государственной противопожарной службы; 5) орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и пси–хотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ.

Начальник подразделения дознания – долж–ностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подраз–деление, которое осуществляет предваритель–ное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

1)поручать дознавателю проверку сообщения о пре–ступлении, принятие по нему решения либо произ–водство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и переда–вать его другому дознавателю;

3) проверять материалы уголовного дела;

4) давать дознавателю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следст–венных действий, об избрании в отношении подо–зреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

5) отменять необоснованные постановления дозна–вателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

6) вносить прокурору ходатайство об отмене незакон–ных или необоснованных постановлений дознава–теля об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уго–ловному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалова–ны им начальнику органа дознания или прокурору. Обжа–лование указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме до–знания, а также иные полномочия, предусмот–ренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности) производить дозна–ние руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить след–ственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уго–ловным делам, по которым производство предваритель–ного следствия не обязательно; 2) выполнение неотлож–ных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Органы дознания их полномочия шпаргалка

69. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ РФ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

Органы дознания, их система и полномочия

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Дознание –упрощенная форма расследования преступлений.

Ст.5, п.8 УПК: дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (т.е. по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести).

Дознание осуществляется в месячный срок, который может быть продлен в установленном законом порядке. В ходе дознания производятся предусмотренные законом следственные и иные процессуальные действия, могут применятся к подозреваемому меры пресечения. Дознание завершается составлением обвинительного акта, который вместе с уголовным делом направляется прокурору для утверждения, а затем в суд. Дознание может быть завершено вынесением постановления о прекращении уголовного дела. Порядок производства дознания регулируется ст.223-226 УПК РФ.

Перечень преступлений, которые могут быть рассмотрены органами дознания, предусмотрены в ст.150, ч.3 УПК РФ.

Перечень органов дознания закреплен в ст.40 УПК и в ст.13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся государственные административные органы:

1) милиция – основной орган дознания. Она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

2)оперативные подразделения органов ФСБ

3) оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны

4) оперативные подразделения таможенных органов РФ

5) оперативные подразделения службы внешней разведки РФ

6) оперативные подразделения федеральной службы исполнения наказаний

7) оперативные подразделения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

8)органы федеральной службы судебных приставов

9) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов

10) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Каждый орган дознания возглавляется его начальником (а также его заместителем).

В органах дознания расследование преступлений осуществляют дознаватели – должностные лица органов дознания.

Функции органов дознания:

1. Органы дознания осуществляют расследование преступлений небольшой и средней тяжести

2. на органы дознания возложена обязанность производства неотложных следственных действий (производство, которых не терпит отлагательства) по делам, по которым обязательно предварительное следствие

3. на органы дознания (первые 7) возложена обязанность оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, в ходе ОРД могут быть получены сведения, которые еще надо проверить в порядке, предусмотренном УПК. После чего они приобретут статус доказательств.

118. Органы дознания

118. Органы дознания

Органами дознания являются учреждения, государственные органы и должностные лица, уполномоченные уголовно-процессуальным законом на осуществление предварительного расследования преступлений по делам, отнесенным к их компетенции.

Задачами органов дознания , как и органов предварительного следствия, являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

В настоящее время к органам дознания относятся:

командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений – по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, учреждения;

органы Федеральной службы безопасности по делам о преступлениях, отнесенным законом к их ведению;

начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов – по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

органы государственного пожарного надзора – по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;

органы Федеральной пограничной службы РФ – по делам о нарушениях режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок – в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

федеральные органы налоговой полиции – по делам, отнесенным законом к их ведению;

таможенные органы РФ – по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188–190, 193, 194 УК РФ.

Органы дознания и их задачи.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Одной из форм предварительного расследования является дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Дознание представляет собой производство органом дознания предварительного расследования по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступление небольшой или средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК РФ).

Дознание осуществляется в 2 формах:

— по делам, по которым предварительное следствие необязательно, в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ

— по делам, по которым предварительное следствие обязательно, в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ.

Производство дознания в РФ возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции

Задачами органов дознания являются:

— быстрое и полное раскрытие преступлений;

— обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания также осуществляют –

— разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.

В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия.

Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия и принимает процессуальные решения (ст.41 УПК РФ). Обладая определенной самостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличение виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания.

21.Орган дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Полномочия (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции РФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы РФ.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 225 УПК).

Полномочия: 1) уголовно-процессуальные права, реализуемые на стадии возбуждения уголовного дела (продление до 10 суток срока предварительной проверки по сообщению или заявлению (ст. 144 УПК РФ); истребование из СМИ документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении (ч.2 ст. 144 УПК РФ); право и обязанность рассмотреть вопрос о заведомо ложном доносе (ст. 147 УПК РФ), направляет руководителю следственного органа уголовное дело после производства неотложных следственных действий, а в случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч.ч. 3,4 ст. 157 УПК РФ); 2) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, реализуемые на стадии предварительного расследования (поручение о производстве неотложных следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, (ч.1 ст. 152, ч.4 ст. 157 УПК РФ соответственно), утверждение обвинительного акта (ч.4 ст.225 УПК РФ); 3) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им при движении уголовного дела из органа дознания в прокуратуру, судебные органы и из судебных органов и прокуратуры в орган дознания (ст. ст. 306, 321 УПК РФ); 4) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им в процессе обеспечения безопасности потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (право и обязанность рассматривать обращения органа, осуществляющего меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо их отмене).

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Полномочия: 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу; 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю; 3) проверять материалы уголовного дела; 4) давать дознавателю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; 6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

Орган дознания: процессуальные полномочия подразделений и должностных лиц территориальных органов МВД России

Лекция на тему:

«Орган дознания: процессуальные полномочия подразделений и должностных лиц территориальных органов МВД России»

Цель: Доведение процессуальных полномочий подразделений и должностных лиц территориальных органов внутренних дел, в том числе должностных лиц на транспорте.

Учебный вопрос:

1. Правовая основа производства дознания

2. Процессуальный статус и функции дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях сохраняющегося в нашей стране высокого уровня преступности, проводимой государством реформы правоохранительных органов к сотрудникам органов внутренних дел на транспорте, осуществляющим досудебное производство по уголовным делам в форме дознания, предъявляются повышенные требования. В целях эффективного производства по уголовному делу дознаватель органа внутренних дел линейных подразделений на транспорте МВД России должен обладать достаточным объемом знаний как уголовно-процессуального законодательства, так и новейших достижений криминалистики, логики, теории доказательств.

Полнота, целенаправленность и обоснованность действий дознавателя линейного подразделения на транспорте МВД России по расследованию и предупреждению преступлений достигается, в том числе и с помощью использования организационных основ деятельности, благодаря которым достигается эффективность работы дознавателей линейных подразделений органов внутренних дел.

1. Правовая основа производства дознания

Познание основ организации деятельности по производству дознания по уголовным делам требует изучения законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих такую деятельность.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2011 года) «О полиции», правовую основу деятельности полиции (в структуру которой входят подразделения дознания ОВД) составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Дадим краткую характеристику наиболее важным правовым актам, регламентирующим деятельность по производству дознания по уголовным делам.

Основным законом нашего государства является Конституция РФ, нормы которой являются правовой основой деятельности всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, включая подразделения по организации дознания.

Конституция РФ провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2).

В главе 2 Конституции РФ перечислены основные права и свободы человека и гражданина, которые необходимо соблюдать и защищать дознавателю, осуществляя производство по уголовному делу:

– равенство перед законом и судом (ст. 19);

– достоинство личности (ст. 21);

– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

– право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);

– право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

– право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

– право на судебную защиту прав и свобод, возможность обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти в суд (ст. 46);

– право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно (ч. 1 ст. 48);

– право задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48);

– презумпция невиновности (ст. 49);

– право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51);

– право потерпевших на обеспечение доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52);

– право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

К наиболее значимым нормативным актам, содержащим нормы международного права, а также международным договорам Российской Федерации, регламентирующим уголовно-процессуальную деятельность дознавателя, относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская конвенция о выдаче 1957 года.

Чаще всего в деятельности при производстве дознания по уголовным делам применяется такой международный договор, как Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция) 1993 года, подписанная государствами-членами Содружества Независимых Государств. Указанный документ регламентирует порядок выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности с территории государств-участников Конвенции, обязанность осуществления уголовного преследования против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории другого государства-участника Конвенции, и другие виды международной правовой помощи.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» в п. 3 ст. 2 в качестве одного из направлений деятельности полиции называет производство дознания. Согласно п. 8 ст. 12 упомянутого федерального закона, в обязанности полиции входит в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно. В ст. 13 перечислен ряд полномочий, которыми обладают сотрудники полиции, осуществляя производство по уголовному делу. Главой 10 регламентированы основные положения осуществления государственного, общественного и судебного контроля, прокурорского надзора за деятельностью полиции.

Правовым актом, непосредственно регламентирующим процессуальную деятельность по производству дознания по уголовным делам, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 июля 2002 года.

В УПК РФ законодателем впервые было дано определение дознавателя. Им названо должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Процессуальному положению дознавателя как участника уголовного судопроизводства посвящена ст. 41 УПК РФ, согласно которой дознаватель уполномочен: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Глава 32 УПК РФ непосредственно посвящена такой форме предварительного расследования, как дознание. В ней определены порядок и сроки дознания, процедура уведомления лица о подозрении в совершении преступления, особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу при производстве дознания, порядок производства дознания группой дознавателей, содержание обвинительного акта.

Согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-29 УПК РФ (то есть главами, регламентирующими производство предварительного следствия), с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ. Следовательно, соответствующие главы УПК РФ также можно отнести к правовой основе деятельности дознавателя.

К иным федеральным законам, регламентирующим деятельность по организации и производству дознания по уголовным делам, можно отнести Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в редакции от 3 декабря 2011 года) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2011 года) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ (в редакции от 30 ноября 2011 года) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и ряд других законодательных актов.

Помимо Конституции РФ и законов деятельность по организации и производству дознания по уголовным делам регламентирована подзаконными нормативными актами и, в первую очередь, приказами МВД России.

Так, основным нормативным актом, регламентирующим деятельность дознавателя ОВД по производству дознания, является Приказ МВД РФ от 21 ноября 2012 года № 1051 «Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Указанный нормативный акт был принят в целях реализации положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также организации деятельности подразделений дознания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Данный приказ заменил ранее действовавшие приказы МВД России от 3 августа 2006 г. № 606 «Об утверждении основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации на 2006-2011 годы и плана их реализации» и от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания».

Еще один ведомственный нормативный акт, закрепивший ряд полномочий дознавателя ОВД при производстве дознания по уголовным делам, – Приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (в редакции от 30 декабря 2011 года), утвердивший Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Данная Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые ОВД в пределах полномочий, предоставленных им законодательством РФ, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

Предупреждением преступлений органами внутренних дел вышеуказанная Инструкция называет деятельность служб, подразделений и сотрудников ОВД, в том числе дознавателей при производстве дознания, осуществляемую в пределах их компетенции, направленную на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Следующий нормативный акт, регламентирующий деятельность уполномоченных лиц при производстве дознания, – Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюст России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

Данный Приказ был издан в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений. Приказом утверждены и введены в действие Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов, а также статистические карточки. Действие вышеуказанных Типового положения, Положения и Инструкции и утвержденный Приказом порядок заполнения и представления статистических карточек распространяются, в том числе, на дознавателя ОВД.

Таким образом, правовую основу деятельности при производстве дознания по уголовным делам составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты Министерства внутренних дел РФ.

Вопрос 2. Процессуальный статус и функции дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания по уголовным делам

Уголовно-процессуальный Кодекс

Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Статья 40.1. Начальник подразделения дознания

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Статья 40.2. Начальник органа дознания

(введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

1. Начальник органа дознания уполномочен:

1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Статья 41. Дознаватель

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Приступая к рассмотрению вопроса о процессуальном статусе дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания, необходимо определиться с понятием этого участника уголовного судопроизводства.

Понятие «дознаватель» раскрыто в п. 7 ст. 5 УПК РФ: это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Из данного в законе определения следует, что должностное лицо ОВД может быть наделено процессуальным статусом дознавателя в двух случаях:

1) в случае назначения лица на должность дознавателя специализированного подразделения дознания ОВД. При этом полномочия дознавателя лицо приобретает после подписания приказа начальником ОВД о назначении на должность;

2) сотрудник органа дознания, не являющийся дознавателем по должности, может быть уполномочен начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование или иные полномочия, которыми наделен дознаватель. Как правило, в таких случаях сотрудник органа дознания, наделенный статусом дознавателя, приобретает соответствующие полномочия посредством издания начальником ОВД (то есть начальником органа дознания) организационно-распорядительного документа – приказа, в котором должно быть указанно, кто из сотрудников ОВД и по какому уголовному делу наделяется полномочиями дознавателя.

Таким образом, полномочиями дознавателя может быть наделен как штатный дознаватель, так и иной сотрудник органа дознания. Данное обстоятельство весьма актуально при производстве дознания в линейных подразделения на транспорте МВД России. Так в частности штат дознавателей среднестатистического ЛО состоит из 3-5 сотрудников (отделения, группы). Отделы дознания существуют только в крупных подразделениях органов внутренних дел на транспорте. Таким образом, к деятельности по производству дознания в подразделениях МВД России на транспорте могут привлекаться не только «штатные дознаватели», но и сотрудники других подразделений органов внутренних дел на транспорте (на которых возлагаются соответствующие обязанности).

Под термином «процессуальный статус» понимается установленное нормами процессуального права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. Процессуальному статусу дознавателя как участника уголовного судопроизводства посвящена ст. 41 УПК РФ. Согласно ч. 1 указанной статьи дознаватель вправе осуществлять полномочия, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ – то есть производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Указанное полномочие возлагается на дознавателя начальником органа дознания и его заместителем.

В ч. 3 ст. 41 УПК РФ наиболее общим образом определяются процессуальные полномочия дознавателя. Данные полномочия в полной мере относятся и к полномочиям дознавателя органа внутренних дел на транспорте.

Дознаватель органа внутренних дел на транспорте полномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Конкретизируются «иные полномочия» дознавателя в уголовно-процессуальном законодательстве, регламентирующем досудебное производство по уголовному делу. Анализ норм УПК РФ, в том числе глав 32, 32.1, непосредственно посвященных регулированию производства дознания, позволяет выделить следующие полномочия дознавателя:

1) принимать и проверять сообщения о преступлениях, при этом требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

2) ходатайствовать перед начальником органа дознания о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении перед прокурором до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

3) принимать решения по сообщениям о преступлениях в пределах компетенции: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ (ч. 1 ст. 144, ч. 1 ст. 145, ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 148 УПК РФ);

4) сообщать заявителю о принятом решении по сообщению о преступлении, разъяснять заявителю его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);

5) в случае принятия решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ, принимать меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);

6) производить дознание по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151 УПК РФ);

7) производить дознание в сокращенной форме (ст. 226.1 УПК РФ);

8) осуществлять производство неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно
(ст. 40, ст. 157 УПК РФ);

9) выделять из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело (ст. 154 УПК РФ);

10) выделять из уголовного дела в отдельное производство материалы уголовного дела (ст. 155 УПК РФ);

11) установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158 УПК РФ);

12) рассматривать каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ);

13) рассматривать каждое заявленное подозреваемым по уголовному делу ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме (ст. 226.4 УПК РФ);

14) выносить постановление о производстве дознания в сокращенной форме в порядке установленном ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ (ч. 2 ст. 226.2 УПК РФ);

15) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

16) предупреждать участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем отбирать у них подписку (ст. 161 УПК РФ);

17) собирать доказательства путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, проверять и оценивать доказательства (ч. 1 ст. 86, ст. 87, ст. 88 УПК РФ);

18) не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем при производстве дознания в сокращенной форме; не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, если необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем при производстве дознания по сокращенной форме; не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении, за исключением случаев указанных в п.п. а, б, в п. 3 ч. 3 ст. 226.5, а также не производить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, если такие сведения отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ (ч. 3 ст. 226.5 УПК РФ);

19) задерживать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии законных оснований, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 94 УПК РФ, освобождать подозреваемого (ст. 91, ст. 94 УПК РФ);

20) уведомлять о задержании подозреваемого кого-либо из близких родственников подозреваемого, а при их отсутствии – других родственников, или предоставлять возможность такого уведомления самому подозреваемому (ч. 1 ст. 96 УПК РФ);

21) в пределах своих полномочий избирать в отношении подозреваемого, обвиняемого меру пресечения либо ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу перед судом (ст. 224, глава 13 УПК РФ);

22) при невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента заключения подозреваемого под стражу предъявлять обвинение в порядке, установленном главой 23 УПК РФ, либо отменить данную меру пресечения (ч. 1 – ч. 3 ст. 224 УПК РФ);

23) применять иные меры уголовно-процессуального принуждения (глава 14 УПК РФ);

24) охранять права и свободы, привлекаемых к участию в уголовном деле лиц, разъясняя их права, обязанности, ответственность и обеспечивая возможность осуществления этих прав, применяя меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, их близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных данных о том, что указанным лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями (ст. 11 УПК РФ);

25) приостанавливать дознание при наличии оснований, указанных в ч. 1 ст. 208 УПК РФ (ст. 208 УПК РФ);

26) возобновлять приостановленное дознание в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ (ст. 211 УПК РФ);

27) прекращать уголовное дело и уголовное преследование при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 24-28.1 УПК РФ, а также вручать либо направлять копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику (ст. 212, ст. 213 УПК РФ);

28) принимать меры по реабилитации лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию (ст. ст. 134-139 УПК РФ);

29) знакомить с обвинительным актом и материалами уголовного дела обвиняемого, его защитника, потерпевшего или его представителя (ч. 2, ч. 3 ст. 225 УПК РФ);

30) знакомить с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела обвиняемого, его защитника, потерпевшего или его представителя при производстве дознания в сокращенной форме (ч. 4 ст. 226.7);

31) по окончании дознания направлять материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом прокурору (ст. 225 УПК РФ);

32) по окончании дознания в сокращенной форме направлять материалы уголовного дела вместе с обвинительным постановлением прокурору (ст. 226.7 УПК РФ).

Следует отметить, что данный перечень полномочий дознавателя органа внутренних дел на транспорте при производстве дознания по уголовным делам не является исчерпывающим.

Ряд полномочий дознавателя органа внутренних дел на транспорте носит властный характер. Это выражается, прежде всего, в праве дознавателя применять меры уголовно-процессуального принуждения. Требования, поручения и запросы дознавателя, предъявленные в пределах его полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Дознаватель органа внутренних дел на транспорте самостоятелен в принятии решений об очередности и тактике проведения следственных и иных процессуальных действий. Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда дознавателю требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение при производстве следственных и иных процессуальных действий и принятии решений по уголовному делу.

В ходе осуществления своих полномочий дознаватель органа внутренних дел на транспорте может получать указания от надзирающего прокурора или начальника органа дознания соответствующего линейного подразделения органа внутренних дел на транспорте. Такие указания, данные в соответствии с уголовно-процессуальным законом, обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания надзирающему прокурору, а указания надзирающего прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

В качестве положительного примера, деятельности дознавателей органов внутренних дел на транспорте можно привести практику обжалования необоснованных решений надзирающего прокурора об отмене постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела и о возвращении уголовных дел в орган дознания. Так, дознавателем Лискинского ЛО МВД России на транспорте УТ МВД России по ЦФО С. обжаловано постановление прокурора об отмене постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ, в отношении Ш. Причиной отмены явилось отсутствие в материалах проверки данных, указывающих на наличие в действиях Ш. признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.8 КоАП РФ и, следовательно, правовых оснований для доставления Ш. и производства его личного обыска. В своем ходатайстве дознаватель указал, что в материалах проверки имеются достаточные данные, указывающие на наличие в действиях Ш. признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.8 КоАП РФ и соответственно Ш. был доставлен в дежурную часть обоснованно и законно был проведен его личный досмотр. Исследовав все материалы вышестоящий транспортный прокурор (Московская межрегиональная прокуратура) принял решение об удовлетворении заявленного С. ходатайства в полном объеме.

Обязательными для дознавателя органов внутренних дел на транспорте являются также указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, данные начальником подразделения дознания. Такие указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или надзирающему прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (п. 2 ч. 3, ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ).

Анализ процессуальных полномочий дознавателя органа внутренних дел на транспорте свидетельствует о том, что в связи с принятием УПК РФ статус дознавателя значительно изменился в позитивную сторону.

Круг обстоятельств, исключающих участие дознавателя в производстве по уголовному делу, несколько расширен в сравнении со следователем. Так, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:

1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика в производстве по данному уголовному делу;

3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу (ч. 1 ст. 61 УПК РФ).

Помимо этого, дознаватель органа внутренних дел на транспорте не может участвовать в производстве по делу также в случаях, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела (ч. 2 ст. 61 УПК РФ).

Кроме того, не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ). Законодатель применительно к дознанию руководствовался установкой на необходимость разделения уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной функции расследования преступлений. Таким образом, подчеркивается специфическая исследовательская (следовательская) сущность современного дознания, его чистая процессуальность. Если применительно к понятию органа дознания законодатель делает упор на оперативно-разыскные полномочия органа, то в определении дознавателя, напротив, акцентируется внимание на процессуальной составляющей.

Помимо процессуальных полномочий, закрепленных в нормах уголовно-процессуального законодательства, дознаватель наделен организационными полномочиями, которые нашли свою регламентацию в ведомственных нормативных актах.

Полномочия дознавателя линейного подразделения на транспорте МВ России по предупреждению преступлений регламентированы Приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19 (в редакции от 30 декабря 2011 года) «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений». В соответствии с п.14 указанного нормативного акта дознаватель:

1) выявляет при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном законом порядке вносит в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер по их устранению;

2) направляет информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством РФ;

3) в трехдневный срок информирует соответствующие подразделения ОВД о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении, которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;

4) осуществляет профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Ряд организационных полномочий дознавателя органов внутренних дел на транспорте закреплен в Приказе МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

Посредством реализации своих полномочий дознаватель органов внутренних дел на транспорте осуществляет присущие ему процессуальные функции. Под функциями в уголовном процессе понимаются «основные направления уголовно-процессуальной деятельности участников уголовного процесса, выражение их назначения в уголовном судопроизводстве».

Действительно, осуществляя расследование уголовного дела, дознаватель линейного подразделения на транспорте МВД России обязан всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства совершенного преступления, установить обстоятельства как отягчающие, так и смягчающие наказание.

Поэтому можно утверждать, что круг функций, осуществляемых дознавателем органа внутренних дел на транспорте при производстве по уголовному делу, шире, и включает в себя, помимо функции обвинения:

1) функцию расследования, то есть объективного исследования всех обстоятельств совершенного преступления с целью установления обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК РФ);

2) функцию охраны прав и свобод участников уголовного судопроизводства путем разъяснения им их прав, обязанностей, ответственности и обеспечения возможности осуществления этих прав (ст. 11 УПК РФ);

3) профилактическую функцию, то есть предупреждение совершения новых преступлений путем внесения в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).

Таким образом, рассмотрев процессуальный статус дознавателя органов внутренних дел на транспорте в уголовном судопроизводстве, можно сделать следующие выводы.

Дознаватель органов внутренних дел на транспорте – это должностное лицо органа дознания органа внутренних дел на транспорте, правомочное либо уполномоченное соответствующим начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Должностное лицо органа дознания органов внутренних дел на транспорте может быть наделено процессуальным статусом дознавателя в двух случаях: при назначении лица на должность дознавателя специализированного подразделения дознания органов внутренних дел на транспорте либо в случае, когда сотрудник органа дознания, не являющийся дознавателем по должности, уполномочен начальником органа дознания осуществлять полномочия, которыми наделен дознаватель.

Согласно ч. 1 ст. 41 УПК РФ дознаватель органов внутренних дел на транспорте вправе осуществлять полномочия, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, – то есть производить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознаватель органов внутренних дел на транспорте самостоятелен в принятии решений об очередности и тактике проведения следственных и иных процессуальных действий. Уголовно-процессуальный закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда дознавателю требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение при производстве следственных и иных процессуальных действий и принятии решений по уголовному делу.

В ходе осуществления своих полномочий дознаватель органов внутренних дел на транспорте может получать указания от соответствующего надзирающего прокурора (транспортная прокуратура), начальника органа дознания и начальника подразделения дознания. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, что свидетельствует об ограниченной процессуальной самостоятельности дознавателя.

В уголовном судопроизводстве дознаватель органов внутренних дел на транспорте осуществляет следующие функции: обвинения, расследования, охраны прав и свобод участников уголовного судопроизводства, профилактическую функцию.