Основы экономики пояснительная записка

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ЗАМЕНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ТЕОРИЯХ ОТДЕЛЬНЫХ ЭКОНОМИСТОВ, ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ШКОЛАХ, ТЕЧЕНИЯХ И НАПРАВЛЕНИЯХ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ.

Курс лекций содержит систематическое изложение предмета, рассчитана на студентов разных специальностей, преподавателей и учителей, желающих ознакомится, изучить сущность и значение экономических идей разной направленности.

Место и роль дисциплины

Данная дисциплина читается в первом семестре, и частично основывается на знаниях полученных в процессе обучения в школе – «История», «Основы экономических знаний».

Цель учебной дисциплины «История экономических учений» дать студентам, обучающимся в учебном заведении возможность полноценного анализа экономических идей и концепций разной направленности. В рамках дисциплины студенты знакомятся с общетеоретическими положениями, подходами и особенностями различных ученых: экономистов, философов, политиков.

Необходимым становится обучение студентов навыкам работы и поиску необходимой литературы и ее осмысления.

Задачи изучения дисциплины.

Задача изучения дисциплины заключается в предоставлении студентам и закреплении полноценных знаний, способствующих становлению высокопрофессиональной направленности при изучении ряда дисциплин.

В результате изучения дисциплины студент должен:

— основные концепции экономической мысли

— сущность и подходы к изучению «Истории экономических учений»

— исторические тенденции экономической мысли

— экономические воззрения отдельных экономистов

— наглядно представлять ход развития экономической мысли в мире

— оценивать направленность и классифицировать различные подходы при изучении экономических воззрений

— эффективно использовать литературные источники при самостоятельной работе

— пользоваться терминологической базой, полученной при подготовки лекций

— применять знания, полученные в процессе обучения, к современным экономическим реалиям

— выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ретроспективного отношения к развитию экономической мысли.

— об «Истории экономических учений» как науке, ее месте в системе научного знания,

— о перспективах развития экономических воззрений в 21 веке

— о понимании роли государства и предпринимательства в управлении и развитии общества.

1. Пояснительная записка

Настоящая типовая учебная программа по дисциплине «Основы микроэкономики и макроэкономики » разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования Республики Казахстан по специальности 0515000 – « Менеджмент » ( по отраслям и областям применения ) для квалификации 0515013 – Менеджер.

Назначение дисциплины «Основ микроэкономики и макроэкономическими проблемами, показателями в условиях рыночной экономики , а так же о различных подходах к их решению, выработке правил экономического поведения субъектов рынка.

Роль и значение дисциплины в подготовке конкурентоспособных кадров заключается в том , что в программе предусматривается изучение целого комплекса экономических проблем: по разделу «Микроэкономика» спрос и предложение, производство и теория затрат фирмы, принципы и механизмы взаимодействия рыночных агентов, действующих, как правило, с целью получения определенного экономического эффекта (прибыли). По разделу «Макроэкономика» предусматривается изучение национальной экономики в целом и основных макроэкономических показателей и инструментов макроэкономики: фискальная политика, монетарная политика, а так же формирование знаний и навыков в процессе проведения макроэкономического анализа и познание механизма функционирования экономики Казахстана.

Содержание дисциплины позволяет не только подробно ознакомиться с экономикой субъектов рынка , но и получить необходимые знания по системе важнейших экономических показателей , используемых для оценки социального — экономического положения Казахстанской экономики в целом. Закладывает в человеке чувство ответственности за принимаемые решения, так как показывает их последствия не только для него самого или отдельной фирмы, но и для общества в целом.

При реализации настоящей типовой учебной программ в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования Республики Казахстан по специальности 0515000 – « Менеджмент» ( по отраслям и областям применения ) предусмотрено проведение:

— двух контрольных работ

Контрольная работа проводиться за счет общего бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины.

Резервное время составляет 5-7% от общего количества учебных часов , отводимого на изучение предмета.

Перечень разделов и тем является обязательным для изучения и не может быть изменен в сторону уменьшения.

Для реализации типовой учебной программы по предмету « Основы микроэкономики и макроэкономики» рекомендуются , следующие формы организации обучения: лекции, экскурсии, семинары, практические занятия и другие.

С учетом особенностей и сложности содержания учебного материала рекомендован следующие методы обучения: дискуссии, анализ производственных ситуаций , презентация материала, работа в микро группах.

Перечень разделов и тем может быть изменен ( в том числе за счет резервного времени) в сторону углубления или расширения изучаемых тем, разделов , в том числе введения регионального компонента, учитывающего требования работодателей и местные условия.

Форма организации познавательной деятельности носят рекомендательный характер . Количество часов на изучение разделов может быть изменено при сохранения минимума содержания. Изучаемых курс базируется на знании следующих дисциплин:

-Математика для экономистов

— Общая теория статистики

— Организация и технология отрасли.

Знания , полученные на курсе , используются при изучении следующих дисциплин:

— Финансы и кредит

Настоящая типовая учебная программа предусматривает проведение практических занятий, семинаров, дискуссий, которые способствуют более спешному усвоению учебного материала, приобрести навыки в решении практических задач. Семинарские занятия и дискуссии помогут формированию у студентов экономического мышления и прогнозирования. Бережного отношения к материальным ценностям , ответственности за здоровье людей, навыков в экологической культуры.

Пояснительная записка «Основы экономики» Направленность: «Основы экономики» социально- экономическую Вид:

2 Пояснительная записка Настоящая программа «Основы экономики» разработана на основе требований: 1. Федерального закона от N 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации». 2. «Конвенции о правах ребенка». 3. «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», 2000г.. 4. «Концепции развития дополнительного образования», утвержденной распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014г р. 5. Закона Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» 131- ЗРК/2015 от 06 июля 2015 года. 6. Письма Минобрнауки РФ от N «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 7. Устава ГБОУ ДО РК «МАН «Искатель». 8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте России ). 9. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 10. Положения о рабочих (модифицированных), экспериментальных, авторских и других образовательных программах дополнительного образования детей ГБОУ ДО РК «МАН «Искатель». Ставшая за последнее время реалией времени самостоятельная исследовательская практика всех субъектов образовательного процесса — от школьников до студентов, является важнейшим фактором творческого развития, требует эмпирических и методических находок, научно обоснованной деятельности, элементарных навыков научно-исследовательской работы. Направленность: программа «Основы экономики» имеет социальноэкономическую направленность. Вид: программа является модифицированной. Методологическую основу образовательной программы составили следующие учебные материалы: — Липсиц И.В. Экономика: Базовый уровень образования: В 2 кн. -10 изд.- М.: Вита Пресс, с. — Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности.. 8-е изд. М.: Вита-Пресс, с.: илл. — Основы экономической теории: Профильный уровень образования. Под ред. С. И. Иванова. В 2-х книгах. Москва: Вита Пресс, с. — Мицкевич А.А. М70 Сборник заданий по экономике: М.: «Вита-Пресс», с: илл. — Акимов Д.В. А39 Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для классов общеобразоват. учрежд. /Д. В. Акимов, О.В. Дичева, Л. Б. Щукина. — М.: Вита-Пресс, с.: илл. 2

3 Новизна программы состоит в том, что в ее содержании максимально расширен спектр рассматриваемых типов задач по экономике. Акцент делается на обучение решению конкурсных и нестандартных задач, в силу чего так же расширено и углублено содержание теоретического материала и усовершенствованы методы и формы проведения занятий. Актуальность программы обусловлена созданием условий для развития ребенка, развитием мотивации к познанию и творчеству, обеспечением эмоционального благополучия ребенка, приобщением детей к общечеловеческим ценностям, профилактикой асоциального поведения, интеллектуальным и духовным развитием личности ребенка. Содержание программы дополняет и расширяет знания, полученные на уроках экономики и обществознания; акцент делается на освоение учащимися различных методов решения задач по экономике; программа дополнительного образования «Основы экономики» помогает детям на более высоком, по сравнению с базовым уровнем, освоить курс экономики, способствует подготовке к олимпиадам и конкурсным мероприятиям не только по экономике, но и по другим естественнонаучным дисциплинам. Подготовка в рамках данной программы позволяет успешно выстроить каждому учащемуся индивидуальную траекторию развития с учётом личностных достижений и профессиональных предпочтений. Педагогическая целесообразность программы «Основы экономики» заключается в том, что учащиеся после изучения данного курса смогут применять знания и умения на практике и у них сформируется потребность в непрерывном самообразовании. Решение нестандартных задач и выполнение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у учащихся устойчивого интереса к экономической науке. Цель: формирование целостного представления об экономическом устройстве общества, методах и способах решения задач по экономике, в том числе открытых, и задач повышенной сложности; создание условий для развития личности ребёнка на основе опыта познавательной и творческой деятельности в процессе освоения методов решения экономических нестандартных задач и задач повышенной сложности. Задачи: обучающие: получение представлений о роли экономики в современном мире, о важнейших видах экономических процессов и причинах, их определяющих; знакомство с основными алгоритмами решения задач, различными методами и приёмами решения; углубление и расширение знаний и умений по решению нестандартных задач и задач повышенной сложности. развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации; 3

4 реализация творческого потенциала детей в предметно-продуктивной деятельности; развитие умений по организации самостоятельной исследовательской деятельности. воспитательные: развитие способности действовать самостоятельно, настойчивости в достижении поставленной цели, ответственности за результаты принятых решений; повышение мотивации образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода; формирование осознанной готовности к выбору дальнейшего профиля обучения в соответствии с собственными интересами и возможностями. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она направлена на формирование умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций; способствует выработке научно-исследовательских и экспериментальных навыков через решение нестандартных задач и проектную деятельность, что является необходимым для профессиональной ориентации выпускников. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы лет. Срок реализации образовательной программы: 3 года. Единицей учебного процесса является блок занятий (тема). Внутри темы разбивка по времени изучения производится педагогом самостоятельно. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей и на основе дифференцированного подхода. Полный учебный курс рассчитан на 3 года и предусматривает следующую почасовую нагрузку: — 1 год обучения часа. Теоретические занятия 40 часа; Практические занятия 104 часов. — 2-й год обучения часа. Теоретические занятия 62 часа; Практические занятия 82 часа. — 3-й год обучения часов. Теоретические занятия 99 часов; Практические занятия 117 часов. Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Минобрнауки РФ от «О методических рекомендациях» (Приложение 7) «Примерная наполняемость групп». В целом состав групп остаётся постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам: учащиеся могут быть отчислены при условии 4

5 систематического непосещения учебных занятий; смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях. Формы занятий: В работе объединения дополнительного образования «Экономика без тайн» применяются различные формы проведения занятий. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода, так как в связи с индивидуальными особенностями обучающихся результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует интеллектуальному развитию обучающихся. На занятиях применяются групповые и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему, практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачёт. Режим занятий. 1 год обучения: 2 раза в неделю, по 2 акад. часа с перерывом 15 мин; 2 год обучения: 2 раза в неделю, по 2 акад. часа с перерывом 15 мин; 3 год обучения: 3 раза в неделю, по 2 акад. Часа с перерывом 15 мин. Ожидаемые результаты освоения программы: По окончании 1-го года обучения обучающийся должен знать/ понимать: — Причины возникновения экономики. — Как устроена экономика. — Отрасли экономики. -Уровень жизни и факторы, влияющие на его изменение. — Принципы рыночной экономики. — Виды торговли. — Особенности торговли на бирже. — Основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, возможные виды сбережений. — Виды оплаты труда и причины различий в оплате труда людей различных профессий. — Что такое собственность и зачем она нужна людям. По окончании 1-го года обучения обучающийся должен уметь: — Приводить примеры: разделения труда, действия рыночного механизма, различных видов рынков, торговли. — Описывать: рациональное поведение потребителя, рациональное поведение человека, размещающего свои сбережения, роль конкуренции. — Объяснять: происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму. — Вычислять на условных примерах: доход от банковских вкладов, валовую и чистую прибыль. По окончании 2-го года обучения обучающийся должен знать/ понимать: 5

6 — Виды экономических систем, формы организации производства. — Основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета. -Возможные виды сбережений. — Основные налоги, уплачиваемые гражданами. — Формы государственной поддержки безработных и малоимущих. По окончании 2-го года обучения обучающийся должен уметь: — Приводить примеры: элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике, разделения труда, действия рыночного механизма, различных видов рынков. — Описывать: экономическую сферу жизни общества, экономические системы, рациональное поведение потребителя. Роль рекламы, роль конкуренции, деятельность предпринимателя, роль государства в рыночной экономике, формы заработной платы и стимулирование труда. — Объяснять: происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму. Вычислять на условных примерах: доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, валовую и чистую прибыль, индивидуальный подоходный налог. По окончании 3-го года обучения обучающийся должен знать/ понимать: — Основные алгоритмы решения задач. — Различные методы и приёмы решения задач. — Рыночную систему хозяйствования. — Понятия: микроэкономика, спрос, предложение и рыночное равновесие, поведение потребителя. — Понятия: фирма, производство и издержки, конкуренция и рыночные структуры, рынки факторов производства и распределение доходов, предпринимательство. — Макроэкономика Деньги и банковская система. — Валовый внутренний продукт и национальный доход. Макроэкономическое равновесие. Экономический цикл. Занятость и безработица. Инфляция. Экономический рост. — Экономическое устройство современной России. По окончании 3-го года обучения обучающийся должен уметь: — Решать задачи, упражнения, тесты. Способы проверки результатов освоения программы Формами подведения итогов реализации программы являются: Дифференцированный зачёт; Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экономике (I IV этапы); Участие в предметных и комплексных олимпиадах, проводимых ВУЗами Санкт Петербурга и ВУЗами других городов Российской Федерации, в том числе участие в заочных и дистанционных олимпиадах; Участие в творческих предметных конкурсах, фестивалях, проектах, конференциях, («Портфолио» и др.), проводимых различными образовательными 6

7 учреждениями и центрами, в том числе в заочных и дистанционных мероприятиях. Текущая аттестация качества усвоения знаний Текущая аттестация проводится в виде письменных контрольных (тестовых) работ. Выполнение проверочной работы предполагает решение нескольких предложенных задач по определенному разделу курса. В ходе выполнения курса планируется проводить обучающие и контрольные тесты, которые позволят закрепить и проконтролировать полученные знания. Оценка знаний и умений проводится с учётом результатов выполненных практических и исследовательских работ, участия в защите решения экспериментальных, теоретических и вычислительных задач. Итоговая аттестация. Курс завершается зачётом, в ходе которого проверяются практические умения применять законы экономики, проверяются умения различных категорий обучающихся при решении задач. 7

ЭКОНОМИКА Пояснительная записка

1 ЭКОНОМИКА Пояснительная записка Данная рабочая программа для классов составлена на основе: программы И.В. Липсица. Экономика, Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике объёме одного часа в неделю. для классов предусматривает обучение экономики в В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей: -развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации; -воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности; -освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования; -овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; -освоение способов познавательной, коммуникативной, практической

2 деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; -формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: -объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; -решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации; -применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; -умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; -поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); — выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); — работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; — — самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; — участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если. »);

3 — пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; — владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика). Результаты обучения: Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста. Уметь — приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем. — Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики. — Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — получение и оценка экономической информации; — составление семейного бюджета; — оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

4 Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования Экономика Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем. Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена. Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты. Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции. Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка

5 труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников. Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности. Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки. Инфляция и ее следствия. Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности. Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике. Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика. Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Экономический рост и факторы его ускорения. Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм. Международный валютный рынок. Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века. Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.

6 Учебно — тематическое планирование по экономике для 11 класса Наименование тем Всего часов п/п 1 Что такое фирма и как она действует на рынке 6 2 Как семьи получают и тратят деньги 3 3 Неравенство доходов и его последствия 4 4 Экономические задачи государства 4 5 Государственные финансы 4 6 Экономический рост 4 7 Организация международной торговли 5 8 Контрольная работа 4 Всего 34

7 Календарно тематическое планирование для 11 класса (1 ч. в неделю, в год 34 ч.) п\п Дата Название темы Колво часов Компетенции и компетентности по ГОС. 11.Чтот такое фирма и как она действует на рынке(6 ч.) 1 Зачем создаются фирмы -понятия: фирма, пред приятие, отрасль; -понятие о добавленной стоимости -виды и цели, факторы деятельности фирм; Параграф учебника,стр Виды фирм по российскому законодательству. — Роль АО, ООО ЗАО. С Виды прибыли — почему фирма выгоднее рынка. 4 Виды затрат и их экономическое значение 5 Решение задач на нахождение затрат 6 Влияние конкуренции на деятельность фирм 7 Источники семейных доходов понятие о внутренних и внешних ресурсах и за тратах фирмы; -понятие о нормальной прибыли владельца фирмы Уметь: — рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономически 1час эффективен -как влияет конкуренция на деятельность фирмы 12.Как семьи получают и тратят деньги(3 ч.) Уметь объяснять: -источники доходов семьи 8 Семейные расходы и закономерности их изменения Знать понятия темы. ; -изменение структуры расходов семей как следствие

8 экономических преобразований в стране 9 Инфляция и семейная экономика -структуру семейных расходов как индикатора уровня развития страны 10 Контрольная работа 1 13.Неравенство доходов и его последствия (4 ч.) 11 Что порождает неравенство в благосостоянии 45 -социальные программы; -уметь анализировать материалы СМИ 12 Кривая Лоренца Регулирование неравенство доходов с помощью налогов 14 Бедность как эконмическая проблема -понятие о прогрессивном налогообложении ; Уметь: -анализировать материалы СМИ; -работать с нормативны ми документами Знать -социальные программы. Уметь: -анализировать материалы СМИ; -работать с нормативными документами 14. Экономические задачи государства(4 ч.) 15 Экономические свободы и роль государства в их защите 16 Причины вмешательства государства в экономическую жизнь -роль государства как экономической свободы; -государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни понятие о слабости рынка; -экономические функции государства и их роль в компенсации

9 17 Возникновение внешних эффектов 18 Формы вмешательства государства в работу рыночной системы слабостей рынка; -понятие об общественных благах -что такое внешний эффект -формы вмешательства государства в работу рыночной системы 19 Контрольная работа 2 15.Государственные финансы (4 ч.) 20 Принципы налогообложения -принципы налогообложения 21 Методы налогообложения -методы налогообложения 22 Понятие о государственном бюджете 23 Причины и следствия возникновения государственного долга -как формируется государственный бюджет 16. Экономический рост (4 ч.) 24 Понятие экономического роста 25 Факторы ускорения экономического роста -понятие о слабости рынка; -экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка; -почему появляется государственный долг -понятие экономического роста -факторы ускорения экономического роста 26 Экономическое развитие -причины экономического развития классификацию стран ми ра по типам экономических систем и уровням экономического развития; Уметь: 49(с )

10 27 Экономическое отставание России — работать с диаграммами, графиками; — составлять таблицу -причины экономического отставная России исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономике России; — этапы реформирования экономики России в 90-х го дах.. 56(с ) 28 Контрольная работа Организация международной торговли (5 ч.) 29 Причины возникновения международной торговли 30 Регулирование внешней торговли — что порождает протекционизм; — для чего нужен валютный рынок; — с кем и чем торгует Россия. Объяснить понятие «главный двигатель международной торговли^) Дать сравнительную картину достоинств и недостатков открытия рынка для товаров зарубежных производителей 31 Протекционизм -что порождает протекционизм 32 Валютный рынок и конвертируемость валют -для чего нужен валютный рынок; Внешняя торговля России и проблемы её развития с кем и чем торгует Россия. Объяснить понятие «главный двигатель ме- 60

11 34 Контрольная работа 4 ждународной торговли Литература: 1.Программа И.В. Липсица. Экономика, Липсиц И.В.Экономика.Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита Пресс, Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. — М.: Вита-пресс, Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. — М.: Вита-пресс, 2011.

Рабочая учебная программа по предмету «Основы экономики»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Управления образования города Алматы

КОЛЛЕДЖ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕРВИСА И МЕНЕДЖМЕНТА

по учебной работе

_________ А. Нургазинова

______________ 20__ года

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина Основы экономики________________________________________

Специальность _______________________________0516000-Финансы ____ ____________________________ ___

Квалификация _________________________________0516053-экономист по финансовой работе_______________________

Количество часов ______________38_________ форма обучения ___________очное____ __________________________

Составлен в соответствии с Типовой учебной программой дисциплины, утвержденной в 2015 году.

преподаватель _______________ Г.С.Муханова

Методист колледа ____________________З. Изахунова

Рассмотрено на заседании кафедры Маркетинг

от ___ ____________ 20___ года

Заведующий кафедрой __________ А. Нургазинова

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан (ГОСО РК 4.05.047-2008) по техническому и профессиональному образованию специальности 0516000- «Финансы» (по отраслям применения).

На изучение дисциплины по учебной программе отводится 38 часов, из них на изучение теории – 38 часов.

При реализации настоящей рабочей учебной программы предусмотрено проведение:

— одной контрольной работы;

— одного зачета. Контрольная работа проводится за счет общего бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины.

Назначение дисциплины – изучение основных экономических категорий, основ современной экономики, включающих изучение экономических отношений и свойственных им законов, состояния и тенденций хозяйственного развития и современного развития общества Дисциплина «Основы экономики» позволяет сформировать у обучающихся комплексное представление о закономерностях и механизмах функционирования современной экономической системы, о возможностях и недостатках как рыночных механизмов, так и методов государственного регулирования, о важнейших проблемах, которые приходится решать отдельной фирме и обществу в целом. Весь дидактический материал данного раздела следует раскрыть на основе сравнительного подхода к решению экономических вопросов в различных странах, описывая проблемы современной трансформации экономики Казахстана, анализируя причины тех трудностей, с которыми страна сталкивается при решении этих проблем. Важным так же является развивать у обучающихся умение высказывать свое мнение, анализировать те или иные экономические ситуации, аргументированно защищать свою точку зрения Методика изучения строиться в основном на сочетании лекционных и семинарских занятий. Семинарские занятие должны способствовать глубокому усвоению материалов, прививать учащимся навыки ведения дискуссий и умения отстаивать свое мнение. Рекомендуется так же выполнение обучающимися рефератов на проблемные темы по ходу экономической реформы в Казахстане, по созданию рынка, по преобразованию отношений собственности, изменению структуры производства, совершенствованию управление экономикой. С учетом особенности и сложности содержания учебного материала рекомендованы следующие методы обучения: беседы, дискуссии, решения экономических ситуационных задач, анализ производственных ситуаций, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, презентация материала. Систематизация разделов должна нести междисциплинарную связь профессиональной образовательной программы по предметам: «История Казахстана», «Всемирная история». Предусматриваются контроль знаний, учащихся через проведение зачёта по окончанию изучения курса.

Планируемые результаты обучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать: глобальные проблемы современности; основы экономики производства и потребления, закономерности и принципы рыночной экономики, организационно-правовые основы предпринимательства РК, терминологию изучаемого курса.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь: находить и использовать справочную литературу, материалы СМИ о состоянии национальной и мировой экономики, ориентироваться в рыночных ценах с учетом спроса и предложения, при безработице уметь найти свое место на рынке, используя знания о предпринимательстве, проводить индивидуальную творческую работу; работать с научно- популярной литературой по современным проблемам экономики

Тематический учебный план по предмету «Основы экономики»

Наименование разделов и тем

Кол-во учебного времени при очной форме обучения (час)

Раздел 1. Основы экономической теории

Экономика и ее роль в обществе.

Предмет и методы экономической теории.

Собственность и социально-экономический срой.

Общие типы организации производства.

Производство и рынок.

Раздел 2. Основы микроэкономики.

Деньги и банковская система.

Рынок и законы его функционирования.

Конкуренция и монополия.

Бизнес, социально-экономическая сущность и организация.

Воспроизводство индивидуального капитала

Раздел 3. Введение в макроэкономику

Цикличность развития национального хозяйства.

Экономический рост национального хозяйства.

Государственное регулирование рыночной экономики.

Раздел 4. Основы мировой экономики.

Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом.

Содержание учебной программы дисциплины

Раздел 1. Основы экономической теории

Тема 1.1. Экономика и ее роль в обществе. Понятие об экономике этапы становления экономики как науки. Возникновение экономической мысли. Античные экономические учения. Меркантилизм. Физиократы. Классическая школа политической экономики. Марксизм. Маржинализм. Неоклассицизм. Кейнсианство. Макро- и микроэкономика. Факторы производства и их кругооборот. Основные экономические проблемы.

Тема 1.2. Предмет и методы экономической теории. Экономические законы. Производство и экономика: ресурсы и факторы производства. Альтернативная стоимость. Проблема выбора. Экономические модели. Модель «Граница производственных возможностей». Типы экономических систем. Сравнительная характеристика рыночной экономики США, Япония, Швеция. Контрольная работа. Экскурсия на предприятие.

Тема 1.3.Собственность и социально-экономический строй общества. Собственность как экономическая категория. Формы собственности: индивидуальная и коллективная, разновидности коллективной собственности. Понятие приватизация и задачи, решаемые с помощью приватизации. Реформы системы собственности в Казахстане.

Тема 1.4. Общие типы организации производства. Производство и рынок. Понятие «производство». Натуральное и товарное производства. Товар и его свойства. Благо как экономическая категория, классификация благ. Ресурсы и факторы производства, их взаимосвязь; понятие экономической категории блага, классификацию благ, понятие товара и его свойств. Трудовая теория стоимости. Функция закона стоимости. Что необходима для производства. Сущность производительности труда. Роль рабочих в рыночной экономике. Пути повышения производительности труда. Издержки производства (постоянные и переменные, валовые и предельные). Прибыль. Закон убывающей отдачи. Основные оборотные фонды. Рентабельность. Понятие воспроизводства капитала. Расширенное воспроизводства индивидуального капитала. Научно-технический прогресс и эффективность накопления. Производства ВВП, Уровень жизни в РК.

Раздел 2. Основы микроэкономики. Тема 2.1. Деньги и банковская система. Сущность денег и история их возникновения. Происхождение денег. Исторические формы денег. Функции денег. Современные денежные средства. Виды и функции банков. Банки и банковская система. Функции центрального государственного банка. Банковская система РК. Рынок ценных бумаг. Инфляция, сущность, виды и причины инфляции. Дефляция. Воздействие инфляции на различные группы населения.

Тема2.2. Рынок и законы его функционирование. Конкуренция и монополия. Виды взаимодействия субъектов рынка. Конкуренция. Свободная конкуренция. Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. Сущность конкуренции. Виды конкурентных рынков. Их типы: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Барьеры вхождения на монополизированный рынок. Выгода потребителя от конкуренции. Антимонопольная политика государства. Понятие и отличительные черты рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции. Казахстан на пути движения к конкурентному рынку. Виды экономических рисков. Причины экономических рисков в рыночной экономике. Управление рисков. Сущность страхования. Формы страхования (имущественные, личные обязательное, добровольное). Социальное страхование. Страховой бизнес. Рынок, его экономическая роль и классификация типов рынков. Основные группы участников рынка, их взаимосвязь. Рыночная инфраструктура. Законы спроса и предложения. Графики зависимости спроса и предложения товаров от цены. Характеристика спроса на рынке РК, эластичность спроса. Сущность предложения и величина предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Кривая предложения. Практическое применения и понятия эластичности. Воздействие спроса и предложение на цену. Равновесие спроса и предложение. Государственное влияние на рыночное равновесие.

Тема2.3. Бизнес, социально-экономическая сущность и организация. Сущность и функции современного бизнеса. История образование бизнеса. Виды предпринимательства и их классификация. Фондовые биржы в РК.

Тема2.4. Воспроизводство индивидуального капитала. Капитал: его сущность и значение в хозяйственной жизни. Основные фонды –их основные черты износ. Оборотный капитал назначение и состав. Время оборота капитала.

Тема2.5. Заработная плата. Понятие «потребитель». Характеристика потребности. Закон убывающей предельной полезности. Специфика труда как фактора производства. Теории распределения доходов. Определение заработной платы. Социально-экономическая природа заработной платы. Стимулирующая роль форм заработной платы. Структура тарифной системы. Реальная заработная плата. Роль профсоюзов на рынке труда в том числе в РК. Закон «О труде РК».Формирование семейных доходов. Структура семейных доходов. Бюджет семьи. Закон Энгеля. Закон РК «О защите прав потребителя РК». Потребительский кредит. Бедность и пути его решения.

Тема2.6. Прибыль, доходы. Издержки производства. Виды издержек. Прибыль как экономическая категория. Формирование и распределение прибыли. Маркетинг. Доходы в рыночной экономике. Земельная рента-как цена земли.

Раздел 3. Введение в макроэкономику Тема 3.1.Цикличность развития национального хозяйства. Тема 3.2.Экономический рост национального хозяйства. Тема 3.3.Государсвенное регулирование рыночной экономики. Сущность экономического роста и его типы. Факторы экономического роста. Измерение экономической активности. Качественные черты все сторонней интенсификации. Неравновесие в макроэкономике. Циклический характер экономического роста. Экономический цикл. Причины циклического развития рыночной экономики. Кризис 90-х годов в РК. Государственное регулирование цикличности производства. Занятность и безработица. Нестабильность денежного обращения. Инфляция и безработица. Макроэкономические регуляторы инфляции. Стратегия экономического роста в бедных странах.

Раздел 4. Основы мировой экономики. Тема 4.1.Всемирная экономика и мировой рынок. Современная мировая экономика. Тенденции и глобализации экономики. Новый этап интернационализации производства. Современные международные торговые и валютные отношения. Валютный курс. Миграция капитала и рабочей силы. Экономическая интеграция. Международная валютно-кредитная система. Нестабильность глобальной экономики. Роль РК в мировой экономике.

Тема 4.2. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Характеристика глобальных проблем человечества. Основные направления международного сотрудничества в области решения мировых проблем. Терроризм и др. Роль президента РК Н.Назарбаева в миротворческом процесса.

Тема 4.3. Зеленая экономика. Основные задачи «Зеленой экономики». Концепция развития «Зеленой экономики» в Казахстане. Семь ключевых направлений развития «Зеленой экономики». Институты перехода к «Зеленой экономике».Контрольная работа.

1. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону, 1995г.

2. Курс экономической теории. Учебник. Под общей редакцией проф. Чепуриной М.Н., проф. Киселевой Е.А., Киров 1999г.

3. У.Н.Шеденов «Общая экономическая теория», Актобе, 2004

4. Курс экономики. Учебник под редакцией проф. Райзберга Б.А. Москва, 1997г.

5. Ежегодные послания Президента Республики Казахстан

1. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. Москва, 1996г.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга, М., Прогресс, 1990г.

3. Назарбаев Н.А. «Казахстан – 2030» Алматы. Бiлiм, 1997г.

4. Назарбаев Н.А. На пороге ХХI века. Алматы. «Онер», 1996г.

5. Таблицы и схемы

6. Дидактические материалы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Управления образования города Алматы

КОЛЛЕДЖ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕРВИСА И МЕНЕДЖМЕНТА

по учебной работе

_________ А. Нургазинова

______________ 20__ года

Дисциплина _____________________ ______________Основы экономики___________________________

Специальность ________________________0516000-Финансы ________ ____________________________________________

2014 – 2015 учебный год ____1______ семестр __1_ курс ___ группа __104_____________ __ _________________________________

Преподаватель Муханова Гульжаухар Сериковна

количество часов по рабочему учебному плану 38

на 1 семестр 38 часов, количество недель ___________________________________________________________________________

из них: теор.занятия 38 практические работы __, лабораторные работы ______ часов, курсовой проект (работа) __________________

Форма контроля ___зачет__, консультации ____ часа, экзамен ____ часов___________________________________________________

Составлен в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины, утвержденной от 1 сентября 2015 года.

Методист колледжа ____________________ З. Изахунова

Рассмотрено на заседании кафедры Маркетинг

от ___ ___________ 20___ года

Заведующий кафедрой__________ А. Нургазинова