П 41 федеральный закон

Оглавление:

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ
«О Счетной палате Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

7 мая, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 4 ноября 2014 г., 5, 27 октября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 февраля 2017 г.

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
5 апреля 2013 года
N 41-ФЗ

Принят новый Закон о Счетной палате России.

Ей придается статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля). Непосредственное осуществление такого аудита возложено на инспекторов Счетной палаты.

Установлен новый порядок выдвижения кандидатов на замещение должностей Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов. Пополнился список ограничений, налагаемых на указанных лиц.

Значительно расширены полномочия и самой Счетной палаты.

Так, она готовит предложения по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития России, занимается аудитом в сфере госзакупок, анализирует эффективность внутреннего аудита объектов внешнего государственного аудита (контроля). Кроме того, ведомство наделено полномочиями по обеспечению мер по противодействию коррупции.

Значительное место в деятельности Счетной палаты отведено современным видам аудита, таким как финансовый, стратегический, аудит эффективности и др. Предусматриваются следующие методы контроля. Это проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг.

О результатах контрольных мероприятий Счетная палата обязана информировать обе палаты Федерального Собрания РФ. При наличии составов преступлений соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы. При этом последние обязаны предоставлять Счетной палате информацию о ходе их рассмотрения и принятых решениях.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2013 г., в «Российской газете» от 10 апреля 2013 г. N 77, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1649

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 октября 2015 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

П 41 федеральный закон

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентируются вопросы организации охраны здоровья обучающихся.

Понятие «Охрана здоровья граждан» предусмотрено Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1] и представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя несколько видов мер, направленных в основном на профилактику возникновения заболеваний среди обучающихся. Профилактикой является комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно данной статье, охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

2) организация питания обучающихся осуществляется в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (см. подробнее комментарий ст. 37).

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»[2] образовательные организации должны воспитывать в обучающихся культуру питания – важнейшую составную часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул. Данная мера обеспечивает возможность недопущения переутомления обучающихся как в течение дня, так и в течение учебного года. Для различных категорий обучающихся учебная нагрузка и режим определяются в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса. Данные требования установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189[3].

— требования к размещению общеобразовательных учреждений;

— требования к территории общеобразовательных учреждений;

— требования к зданию;

— требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений;

— требования к воздушно-тепловому режиму;

— требования к естественному и искусственному освещению;

— требования к водоснабжению и канализации;

— требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

— гигиенические требования к режиму образовательного процесса,

— требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных учреждений;

— требования к санитарному содержанию территории и помещений;

— требования к соблюдению санитарных правил.

Кроме этого, установлены рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся; рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ); рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз; рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в три смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, в частности, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

— для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

— для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов – 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4-м уроках.

Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

По заявлению родителей (законных представителей) обучающихся учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

4-5) пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761[4] предусмотрены следующие меры, направленные на формирование здорового образа жизни:

— привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью;

— обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;

— внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций;

— активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек;

— реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 30 декабря 1976 г. № 1567-76[5].

Вместе с тем, в настоящее время действует Письмо Роспотребнадзора от 29 декабря 2012 г. № 01/15199-12-23 «Об использовании помещений для занятия спортом и физкультурой образовательных учреждений»[6], в соответствии с которым разрешается использование помещений для занятия спортом и физкультурой (спортивный зал, спортивные площадки) образовательных учреждений для проведения различных форм спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (секции, соревнования и другие) во время внеурочной деятельности для всех групп населения, в том числе и взрослых, при условии соблюдения режима уборки указанных помещений.

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего своевременного выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних.

Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1346н[7].

Периодические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние их здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы.

Медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Профилактические осмотры проводятся в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним и имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «медицинским осмотрам профилактическим», «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», «неврологии», «офтальмологии», «травматологии и ортопедии», «детской хирургии», «психиатрии», «стоматологии детской» или «стоматологии», «детской урологии-андрологии» или «урологии», «детской эндокринологии» или «эндокринологии», «оториноларингологии» или «оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)», «акушерству и гинекологии» или «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», «лабораторной диагностике», «клинической лабораторной диагностике», «функциональной диагностике», «ультразвуковой диагностике» и «рентгенологии».

Диспансеризация согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.

Диспансерное наблюдение осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1344н[8].

Диспансерное наблюдение осуществляется в отношении граждан, страдающих отдельными видами хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний или имеющих высокий риск их развития, а также в отношении граждан, находящихся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений).

Диспансеризация граждан, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, а также имеющих основные факторы риска развития таких заболеваний (повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела и ожирение), входит в часть комплекса мероприятий по проведению диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.

7) профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.

Министерством образования и науки Российской Федерации были разработаны рекомендации по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми[9].

Реализация указанной меры обеспечивается путем решения следующих задач:

— внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

— внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ;

— повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, предоставляемой детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также доведение стандартов этой работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества;

— повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования работы по профилактике употребления психоактивных веществ, обеспечения защиты прав и интересов детей;

— повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ;

— повышение правовой грамотности и культуры родителей (законных представителей) детей по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики употребления психоактивных веществ, повышение ответственности родителей (законных представителей) за здоровое физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей;

— обучение родителей (законных представителей) детей современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, а также способствующих созданию в семье здоровой жизненной ситуации;

— формирование у родителей (законных представителей) детей практических навыков по созданию в семье здоровой и безопасной среды для ребенка.

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Требования к помещениям образовательной организации, обеспечивающие безопасность обучающихся во время учебного процесса установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.

9) профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность обеспечивается соблюдением установленных требований к помещениям, коммуникациям, электронной технике, используемой в учебном процессе, соблюдением правил безопасности и пр.;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Меры обеспечения санитарной безопасности регламентируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[10].

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в организациях в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции.

Одним из важных направлений обеспечения охраны здоровья обучающихся является профилактика травматизма в образовательных организациях.

В методических рекомендациях, содержащихся в Письме Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. № 08-2228[11] отмечается, что профилактика детского травматизма и несчастных случаев с обучающимися – одна из задач, стоящих перед педагогическими работниками при осуществлении образовательной деятельности. В настоящее время специалистами отмечается рост травматизма обучающихся, в том числе со смертельным исходом, как на уроках физической культуры, так и при проведении мероприятий физкультурно-оздоровительного характера в образовательных организациях.

Мероприятия по профилактике детского травматизма в образовательных организациях должны носить комплексный характер и быть направлены на предупреждение и устранение факторов риска с учетом особенностей психофизиологического развития детей разного возраста и состояния их здоровья.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Образовательная организация при этом обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Требования к оборудованию медицинских кабинетов в образовательных организациях установлены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189[12].

Среди требований, предъявляемых в медицинским кабинетам в образовательных организациях можно выделить следующие:

— в существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 м 2 и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 м 2 ;

— для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений должны оборудоваться следующие помещения для медицинского обслуживания: кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 21,0 м 2 ; процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 м 2 каждый; помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м 2 ; туалет;

— при оборудовании стоматологического кабинета его площадь должна быть не менее 12,0 м 2 ;

— все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на 1 этаже здания;

— кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Прививочный кабинет оборудуют в соответствии с требованиями по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней.

Соответствие медицинского кабинета требованиями санитарного законодательства должна быть подтверждена заключением Роспотребнадзора.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» условия для охраны здоровья обучающихся, которые создают образовательные организации, включают в себя:

— текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

— проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

— соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

— расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации, по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»[13] установлен Порядок обучения детей-инвалидов на дому.

Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждено Письмом Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8, 28 июля 1980 г. №№ 281-М, 17-13-186 «О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»[14].

Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства.

Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:

— предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;

— обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

— осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

— выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Так, например, в Москве действует Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, утвержденный приказом Департамента образования города Москвы от 18 апреля 2014 г. № 281[15]

Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и обращение родителей (законных представителей) в письменной форме. Образовательная организация в течение трех дней после получения письменного заявления родителей (законных представителей) издает распорядительный акт об организации обучения на дому.

Обучение на дому регламентируется учебным планом образовательной организации, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, индивидуальным учебным планом, которые разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей обучающихся.

Обучающиеся бесплатно обеспечиваются необходимыми учебниками, а также художественной, справочной и другой литературой, имеющейся в библиотеке образовательной организации, и пользуются всеми академическими правами обучающихся.

[1] Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

[2] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[3] Российская газета. № 54. 16.03.2011.

[4] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[5] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[6] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[7] Российская газета (специальный выпуск). № 90/1. 25.04.2013.

[8] Российская газета (специальный выпуск). № 90/1. 25.04.2013.

[9] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-843/07 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения» (вместе с «Рекомендациями по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения вич-инфекции и жестокого обращения с детьми», утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-53/07ВН // Вестник образования. 2014. № 2.

[10] Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

[11] Вестник образования. № 2. 2016.

[12] Российская газета. № 54. 16.03.2011.

[13] Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3754.

[14] Администратор образования. 2008. № 19.

[15] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Янкевич Семён Васильевич,

канд. юрид. наук, младший научный сотрудник

Федерального центра образовательного законодательства

Комментарий по состоянию на 01.06.2016

В июле 2016 года в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, обязывающие педагогических работников пройти обучение навыкам оказания первой помощи. Каким образом должно быть организовано такое обучение?

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (ч. 11 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Порядок такого обучения законом или подзаконными актами, разъяснениями или письма Министерства образования и науки Российской Федерации не установлен. В связи с этим возникает множество вопросов о том, каким образом должно быть организовано такое обучение, какими документами должно быть подтверждено обучение педагогических работников и за счет каких средств такое обучение финансируется.

В настоящее время, пока порядок обучения не утвержден, работодатель может действовать по аналогии с положениями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее – Порядок обучения).

Данный Порядок устанавливает обязательства работодателя по обучению сотрудников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (пункты 2.2.4 и 2.3.1 Порядка). В соответствии Порядком обучения руководители и специалисты организаций проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в рамках специального обучения по охране труда 1 раз в три года (работники рабочих профессий – 1 раз в год).

Обязаны ли общеобразовательные организации заниматься лечебной физкультурой с учащимися с ограниченными возможностями здоровья по медицинским показаниям?

Лечебная физкультура является медицинской услугой, подлежащей лицензированию как вид медицинской деятельности (Положение о лицензировании.

Вправе ли образовательная организация принимать Положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися во время образовательного процесса?

Нет, не вправе. Образовательная организация обеспечивает расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время их пребывания.

Какая деятельность по охране здоровья обучающихся, предусмотренная ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подлежит лицензированию в качестве медицинской деятельности? Нужно ли общеобразовательной организации получать такую лиц

Понятие медицинской деятельности дано в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан.

Как могут получать образование учащиеся, нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации?

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих.

Возможно ли в детскому саду иметь в штате медсестру?

Теоретически иметь в штате любого работника для детского сада возможно, поскольку штатное расписание определяется.

Из штатного расписания муниципальных дошкольных образовательных учреждений исключены должности медицинских работников. При этом функция по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья детей за учреждениями сохраняется (п. 15 ч. 3 ст. 28 Ф

Медицинские работники выведены из штата муниципальных дошкольных образовательных учреждений, так как должны состоять в штате медицинских организаций в соответствии.

Кто осуществляет медицинское обслуживание в школе? В штате какой организации (образования или здравоохранения) должны находиться медицинские работники? И за какой счет оплачивается их работа? Подлежат ли лицензированию школьные медицинские кабинеты?

Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья.

Чем домашнее обучение отличается от семейного?

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено .

Сохранится ли домашнее обучение?

Согласно ч. 5 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также .