Оглавление:
Что нужно знать о пенсии
НПФ «БУДУЩЕЕ» – надёжный партнёр железнодорожников в управлении государственной накопительной пенсией
– Николай Владимирович, расскажите, из чего сегодня складывается будущая пенсия россиянина?
– Если вы 1967 года рождения и моложе, вы можете получать не только основную, гарантированную государством страховую пенсию, но и накопительную. Накопительный элемент государственной пенсии появился в 2002 году в рамках системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). Эта система предполагает формирование пенсионных накоплений для всех официально работающих россиян. При выходе на заслуженный отдых эти деньги будут выплачиваться в виде накопительной пенсии. В рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования работодатель платит страховые взносы, из которых и формируется накопительная пенсия. Это очень важно, потому что многие думают, что взносы в ОПС – это личные взносы гражданина. На самом деле это не так. И самое главное – ваши пенсионные накопления, которые по умолчанию формируются в Пенсионном фонде России, вы можете перевести в НПФ и получать на них инвестиционный доход. Таким образом, ваша пенсия может быть значительно больше.
– Это работает для каждого россиянина?
– Для каждого, если вы трудоустроены официально. Однако на многих предприятиях, как и в случае с РЖД, реализуется ещё и корпоративная пенсионная программа, которая наряду с государственными пенсиями даёт очень существенное подспорье в будущем. Накопительную и корпоративную пенсию надо различать. В случае с РЖД это даже проще, потому что разные пенсии развивают разные негосударственные пенсионные фонды. Негосударственную корпоративную пенсию – НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», государственную накопительную – НПФ «БУДУЩЕЕ». И вот сегодня мы говорим именно о накопительной пенсии.
– Но разве человек не может перевести накопительную пенсию в любой фонд?
– Конечно, может. Просто на предприятиях холдинга «РЖД» исторически сложилось, что очень многие из железнодорожников обслуживаются именно в НПФ «БУДУЩЕЕ», потому что наш фонд хоть и развивается сегодня отдельно, имеет общую историю с НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ».
– Тогда расскажите, что представляет собой НПФ «БУДУЩЕЕ», какова история фонда?
– В 2014 году Совет НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» принял решение выделить бизнес по обязательному пенсионному страхованию, в рамках которого и формируются пенсионные накопления, в отдельный фонд. Так был создан фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОПС». В 2015 году он был переименован в НПФ «БУДУЩЕЕ», и сегодня мы продолжаем работу под этим именем. То есть история у двух фондов до какого-то момента действительно была общая, но сейчас это две совершенно разные организации. При этом ключевой задачей НПФ «БУДУЩЕЕ» осталось обеспечение качественного сервиса и достойного уровня дохода для клиентов фонда и, конечно, для железнодорожников.
– Но клиенты фонда – это не только железнодорожники?
– Нет, но сотрудники РЖД – это значительная часть наших клиентов, чей выбор и доверие мы ценим. НПФ «БУДУЩЕЕ» активно развивается на рынке обязательного пенсионного страхования, сегодня число наших клиентов уже 4,5 млн человек, по этому показателю фонд занимает второе место в России.
– Кто из сотрудников железнодорожных предприятий обслуживается в фонде?
– Все, кто заключал в своё время договоры именно обязательного пенсионного страхования с НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и НПФ «БУДУЩЕЕ» («БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОПС»). Если, конечно, после этого вы самостоятельно не меняли фонд. Очень важный момент: работники РЖД могут быть клиентами одновременно двух фондов. Потому что эти фонды отвечают за абсолютно разные пенсии – один за негосударственную корпоративную, другой за государственную накопительную пенсию. То есть они не исключают друг друга, а работают каждый в своём направлении.
– Если человек не уверен, что он клиент НПФ «БУДУЩЕЕ», то как ему это выяснить?
– Для этого необходимо обратиться в один из офисов фонда, адреса которых можно найти на сайте FUTURENPF.RU, или же обратиться за консультацией по телефону бесплатной «горячей линии» фонда: 8 (800) 707-15-20. Ещё одна возможность – сервис «Личный кабинет» на сайте фонда, для входа в который понадобятся только номер страхового пенсионного свидетельства (СНИЛС) и паспорт. Кроме того, клиентам в 2015 году направлялись информационные письма, содержащие информацию о переименовании фонда.
– Во что НПФ «БУДУЩЕЕ» вкладывает деньги клиентов? Какова инвестиционная политика фонда?
– Наш основной принцип – сохранность средств клиентов, прозрачность и профессиональный подход к управлению пенсионными средствами. Фонд инвестирует средства в надёжные активы: государственные ценные бумаги, акции крупнейших российских компаний, банковские депозиты, инфраструктурные проекты. Важно, что все инвестиции находятся под контролем государства – законом установлен список инвестиционных инструментов и ценных бумаг, в которые НПФ может вкладывать средства клиентов.
С 2009 по 2015 год на пенсионные накопления была заработана доходность на уровне 87,4%, то есть клиенты практически удвоили свои сбережения. Инфляция за то же время была равна 77,4%, то есть пенсионные накопления не просто были сохранены от обесценения за счёт роста цен, но и приумножены. Собственно, в этом и состоит главная задача любого фонда.
НПФ «БУДУЩЕЕ» не рискует средствами своих клиентов ради более высокой доходности за короткий период – мы стремимся сохранить и приумножить пенсионный капитал наших клиентов за счёт вложения в надёжные долгосрочные активы. В этом, кстати, и заключается особенность пенсионных денег: они вкладываются в долгосрочные проекты, которые приносят должную доходность на длительном отрезке времени. Именно поэтому доходность любого НПФ необходимо рассматривать не по итогам полугодия или года, а за 7–10 лет.
– Кто ещё контролирует деятельность фонда и насколько железнодорожники могут быть уверены в надёжности НПФ «БУДУЩЕЕ»?
– Деятельность НПФ «БУДУЩЕЕ», как и любого другого фонда, контролирует целый ряд государственных ведомств и негосударственных структур. Со стороны государства работу НПФ контролирует Банк России: он регулирует всю текущую деятельность НПФ, следит за соблюдением требований законодательства. Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов регламентируют отношения фондов с клиентами, их правопреемниками, Пенсионным фондом России. Кроме этого, существует внешний независимый контроль и контроль внутри фонда.
НПФ «БУДУЩЕЕ» входит в систему гарантирования прав застрахованных лиц, которую реализует государственное Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Это означает, что сохранность средств клиентов НПФ «БУДУЩЕЕ» гарантирована государством. Для того чтобы стать участником этой системы, фонд должен пройти множество проверок, и сам факт вступления в эту систему говорит о высокой надёжности НПФ. Поэтому мы можем сегодня с уверенностью говорить, что пенсионные накопления железнодорожников находятся под управлением надёжного фонда с обширным опытом.
– Какие современные каналы связи с клиентами развивает НПФ «БУДУЩЕЕ»?
– Качество обслуживания клиентов и современный, удобный сервис – наши приоритеты. Сегодня мы активно присутствуем в социальных сетях, где общаемся с клиентами, на нашем сайте всегда доступен онлайн-консультант, который отвечает на сообщения в течение нескольких минут. Кроме того, вы всегда можете воспользоваться личным кабинетом – недавно мы запустили его в абсолютно новом, современном дизайне. В личном кабинете собрана вся информация по пенсионному счёту клиента, номер договора, последние поступления, заработанная фондом доходность, прирост пенсионных накоплений. Кроме того, воспользовавшись личным кабинетом, можно заказать выписку по счёту. Здесь вы также можете найти все контактные данные и обновить вашу персональную информацию. Если вы уже пользовались личным кабинетом, ваши логин и пароль действуют, а новые пользователи могут получить логин и пароль, пройдя простую регистрацию, для которой понадобятся номер паспорта, СНИЛС и адрес электронной почты, с помощью которого вы сформируете пароль.
Пенсия что нужно знать
В нашей стране не затихает волна дискуссий о дальнейшей судьбе пенсионной системы да и самих пенсионеров, как нынешних, так и будущих. И тысячи вопросов от повышения пенсионного возраста до непосредственно размера будущей пенсии беспокоят наших сограждан. В сегодняшней статье будут даны ответы на самые часто задаваемые вопросы о НПФ и УК. Что, почему и как выбрать? И на какие параметры фонда стоит обращать внимание?
На самые распространенные вопросы по пенсионным фондам отвечает Лариса Горчаковская, исполнительный директор НПФ ВТБ Пенсионный фонд
Какие преимущества можно получить, передав накопительную часть пенсии НПФ или УК? Каковы плюсы и минусы НПФ и УК?
Пенсионный фонд России выполняет много функций, несвойственных пенсионным фондам, и забота о пенсионных накоплениях для ПФР не самое главное. В свою очередь, негосударственные пенсионные фонды создавались специально для управления пенсионными накоплениями граждан. Для нашего НПФ, например, важно не только найти клиентов, но и удержать каждого, обеспечив достойную доходность, надежность и сервис.
Например, мы можем привести простой расчет. 35-летний мужчина с зарплатой в 15 000 рублей может рассчитывать на ежемесячную государственную пенсию в размере 11 176 рублей. Если же он станет клиентом ВТБ Пенсионный фонд, то ориентировочный размер будущей пенсии составит уже 20 156 рублей*, а участие в программе софинансирования поможет увеличить ежемесячную пенсию до 31 742 рубля. Но нужно иметь в виду, что это только ориентировочные расчеты, и по закону мы не можем гарантировать доходность.
(*Ориентировочный размер будущей пенсии при внесении 12 000 рублей в год на протяжении всего срока действия государственной программы софинансирования пенсии на основе доходности НПФ и ПФР за 2008-2010 гг. (данные представлены в открытом доступе на www.investfunds.ru). Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходность в будущем. Государство не гарантирует доходности размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений).
Как правильно выбирать ПНФ или УК?
Мы предлагаем ориентироваться на простую формулу: доходно, комфортно, надежно. Под надежностью мы подразумеваем стаж работы фонда на пенсионном рынке, состав учредителей и инвестиционных партнеров, степень открытости фонда. Например, ведущие фонды работают на рынке 15-17 лет и учредителями таких фондов, как правило, являются известные банковские, промышленные предприятия. Здесь важно, раскрывает ли фонд полную информацию о своей деятельности: насколько она прозрачна и доступна для клиента или гражданина, только планирующего стать клиентом.
Комфорт определяется уровнем сервиса, качеством обслуживания и конечно филиальной сетью. Офис фонда должен находиться в шаговой доступности. Большинство НПФ не имеют представительств в каждом регионе страны, поэтому пользуются услугами агентов. Это позволяет фондам заключать с гражданами пенсионные договоры. Однако такой подход зачастую не позволяет осуществлять полноценное клиентское обслуживание.
Хорошо, когда фонд присутствует во всех федеральных округах и, благодаря сотрудничеству с ведущими федеральными и региональными банками, доступен в каждом городе России, тогда клиент может решить любой вопрос непосредственно по месту жительства.
Кроме того, важно, чтобы НПФ давал возможность клиенту в режиме реального времени узнать, что происходит с его пенсионным счетом. Например, в ВТБ Пенсионный фонд есть услуга «Личный кабинет», она абсолютно бесплатная и с ее помощью можно узнать обо всех изменениях своего счета в любое время. Если же у вас нет возможности зайти в свой личный кабинет, то в любом случае вы не останетесь без информации. О поступлении денег на пенсионный счет можно узнать из уведомлений, которые приходят на электронную почту всем нашим клиентам.
А получить ответы специалистов на все свои вопросы, касающиеся будущей пенсии, клиент может по бесплатному телефону горячей линии.
Рассматривая доходность при выборе НПФ, важно обратить внимание не только на доход, но и в целом на инвестиционную стратегию фонда, на работу в кризисные годы.
Имеет ли смысл делать собственные добровольные взносы и почему? Какие это должны быть суммы, чтобы будущая пенсия более или менее значимо увеличилась? Возможно, долгосрочные инвестиции в акции будут более выгодны, чем добровольные взносы?
В-первую очередь, имеет смысл принять участие в программе государственного софинансирования пенсии. Это беспрецедентный проект, аналогов которого в мире пока нет. Суть в том, что вы можете вносить на свой пенсионный счет от 2 000 до 12 000 рублей в год, и государство обязуется эту сумму удвоить. Кроме того, по взносам по Программе софинансирования можно получить еще и социальный налоговый вычет в 13%. Документы можно оформить по итогам года, двух или даже трех лет, т.е. сейчас можно подать заявление на налоговый вычет по взносам как за 2011 год, так и за 2009- 2010.
Согласитесь, никакие вложения в акции не дадут такой доходности. Кроме того, акции — инструмент с большой долей риска, и человек без большого опыта работы на фондовом рынке может запросто потерять все.
Как вообще повлияет накопительная часть пенсии на ее размер? Можно ли это просчитать сейчас?
Согласно нашим расчетам, для 45-летнего мужчины с зарплатой 30 тысяч рублей в месяц накопительная часть пенсии составит 27% от пенсии, а для 25-летнего, пенсионные накопления которого формируются, понятно, дольше — уже 69%. Поясним. Существенное увеличение накопительной части произойдет в 2017-2020 годах, когда начнут выходить на пенсию люди 1967 года рождения. В 2020-м году накопительная часть составит 27% пенсии, а в 2040-м — 69%.
А вот у пенсионеров старше 1967 года рождения накопительная часть пенсии менее 5%, поэтому будет выплачена единовременно или в виде срочной пенсии.
Какую информацию следует узнать у сотрудников фонда, с какими документами ознакомиться?
Прежде чем заключить договор с фондом, необходимо:
— узнать, есть ли у фонда лицензия,
— ознакомиться со страховыми правилами,
— уточнить, есть ли у сотрудника доверенность на право заключения договоров от имени фонда,
— поинтересоваться, есть ли у фонда рейтинги ведущих рейтинговых агентств просмотреть результаты работы фонда за несколько лет.
Как происходит сам процесс перевода денег — какие документу гражданину надо предоставить, заполнить, чтобы перевести деньги? Сколько времени занимает сам процесс перевода средств?
Для того, чтобы перевести деньги в негосударственный пенсионный фонд необходимо заключить договор об обязательном пенсионном обеспечении. Для этого потребуются паспорт и свидетельство пенсионного страхования. На основании этих документов и оформляется договор, заявление на участие в Программе государственного софинансирования пенсии и другие документы. По нашему опыту на это уходит 10-15 минут. Дальнейшая работа полностью ложится на плечи НПФ, который передает документы в ПФР и отслеживает их статус.
А пенсионные накопления поступают в НПФ в первом квартале года, следующего за годом заключения договора. Если успеть перевести накопления до 31 декабря, то деньги поступят в фонд и начнут работать по-новому уже в первом квартале 2012 году. Если же заключить в 2012 году, то деньги придут только через год, в 2013 году.
В чем разница между НПФ и УК с точки зрения управления пенсионными средствами? У кого какие достоинства и недостатки?
В отличие от управляющей компании НПФ несет ответственность за сохранность средств клиента, т.е. в случае получения убытка покрывает их из своих собственных средств. Кроме того, НПФ не просто управляет накоплениями, но и работает с клиентом: отвечает на его вопросы, информирует о состоянии пенсионного счета и, естественно, выплачивает пенсию после наступления соответствующего возраста. Управляющая компания, в свою очередь, не заключает отдельного договора с каждым гражданином, а работает с обезличенной массой денег и не несет ответственность за результат и сохранность средств.
Для того, чтобы деньги были под управлением НПФ, начиная уже со следующего года, до какого срока надо успеть их перевести?
Успейте заключить договор с НПФ до конца года, тогда пенсионные накопления будут переведены в фонд и начнут работать по-новому уже со следующего года. А вот если задержитесь хотя бы на один-два дня, то накопления будут переведены в Фонд лишь в 2013 году. Таковы законодательные особенности.
Также если успеть пополнить свой пенсионный счет по программе софинансирования до 31 декабря, то и средства господдержки поступят уже в первом квартале 2012 года, пополнив пенсионный капитал.
Вам понравилась эта статья? Добавьте ее в закладки:
Вы хотите быть в курсе новых публикаций на тему личных финансов?
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ
Вступить в Программу государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений можно было до 31 декабря 2014 года. Если в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года Вы подали заявление на вступление в Программу и до 31 января 2015 года сделали первый взнос, Вы являетесь участником Программы.
Важно! Если гражданин подал заявление о вступлении в Программу в период с 5 ноября по 31 декабря 2014 года, являясь получателем любого из видов пенсии, то уплаченные им в дальнейшем суммы ДСВ на накопительную пенсию будут увеличивать пенсионный капитал, но софинансироваться государством уже не будут!
Как работает Программа
Если вы перечисляете на накопительную пенсию от 2 000 рублей в год, но не более 12 000 рублей в год, государство удваивает эти деньги: на ваш индивидуальный пенсионный счет будет перечислена такая же сумма. Обратите внимание, что если Вы перечисляете менее 2 000 рублей в год, софинансирование пенсии государством не осуществляется.
Особые условия участия в Программе созданы для застрахованных лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» и не обратившихся за установлением любого из видов пенсии. Для них государственное софинансирование увеличивает уплаченную в размере от 2 000 до 12 000 рублей в год сумму ДСВ в четыре раза! То есть, уплатив 12 000 рублей в год на накопительную пенсию, такой гражданин за год пополнит с учетом государственного софинансирования специальную часть своего индивидуального лицевого счета на 60 000 рублей в год.
Получить пенсионные выплаты с учетом государственного софинансирования гражданин сможет при оформлении накопительной пенсии.
Важно! Средства пенсионных накоплений, в том числе сформированные за счет участия в Программе государственного софинансирования пенсии, могут быть выплачены правопреемникам.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ
cкачать лифлет (382 Кб)
ознакомиться с инфографикой
Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:
- формировать только страховую пенсию
- формировать страховую и накопительную пенсию одновременно
Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.
В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:
- заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
- либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной «управляющей компании».
При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса. для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.
До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.
В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).
Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.
Важно! В 2014-2020 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.
Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:
- Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
- управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) — Внешэкономбанк;
- негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР. Кроме того, различается порядок расчета сумм пенсионных накоплений, подлежащих перечислению новому страховщику.
В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.
Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:
Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:
- граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
- граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).
Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.
Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2018 года – 20,5 лет (246 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 246 месяцев.
Пенсия или смерть?
Владимир Путин в майском указе 2018 года заявил о необходимости снижения бедности в стране к 2024 году вдвое.
Но что мы на деле видим от правительства? Прямо как на плакате: “сбылись надежды Кудрина”. Алексей Леонидович предлагал поднять пенсионный возраст для женщин до 63 лет, для мужчин до 65 лет.
И вот теперь председатель правительства Дмитрий Медведев озвучил эту инициативу уже не как дискуссию, а как данность. Очевидно, что законопроект о повышении пенсионного возраста для работников России в правительстве уже подготовлен и будет внесен в парламент до конца мая.
А иначе с чего такая ситуация? С чего заявлять о повышении пенсионного возраста еще до голосования по кандидатуре главы кабинета?
И мы уже понимаем, как будет выглядеть этот законопроект: по солдату Швейку, который советовал купировать хвост собаке не сразу, а по частям, чтобы она привыкла и ей не было так больно. То есть каждые шесть месяцев пенсионный возраст будут повышать на полгода, начиная с января 2019-го.
Это означает, что мужчины, родившиеся в 1963 году, женщины, родившиеся в 1968 году, уже будут выходить на пенсию на пять лет позже.
А многие и на десять, поскольку в стране решением партии и правительства введена балльная система пенсий. В текущем году для выхода на пенсию требуется уже 13,8 балла, в 2019 году – 16.2, а в 2023 году – почти 26. Работа при минимальной зарплате дает чуть больше одного балла, то есть человеку, получающему МРОТ, потребуется примерно 20 лет официального стажа.
При этом начальник департамента актуарных расчетов Пенсионного фонда Аркадий Соловьев сказал, что среднесписочная численность наемных работников в стране – 43,5 млн. чел.[1] Что значит среднесписочная численность? – это те, кто осуществляет отчисления пенсионных взносов. А общее число лиц работоспособного возраста в России, как известно, 77 млн. чел.
Разрыв более чем в 30 млн.! Эти люди в массе своей не безработные и не т.н. самозанятые. Это наемные работники, но работающие неофициально.
Таким образом, в 2017 году только три работника из пяти имели какой бы то ни было официальный заработок. Остальные двое – а это 40% рабочей силы страны или 30 миллионов человек – работали без официального оформления и без отчислений в Пенсионный фонд.
В неофициальной занятости нет радости, так как экономит предприниматель, а человек рискует в любой момент остаться за порогом предприятия, и никак не докажет, что он там вообще трудился.
В условиях произвола работодателей и отсутствия прав для профсоюзной борьбы доля неофициальной занятости неуклонно растет. По оценкам бывшего замминистра труда Александра Сафонова она ниже, чем мы оцениваем, но выросла после принятия в 2000 году нового Трудового Кодекса почти вдвое:[2]
Неофициальная занятость вовсе не связана с «высокими страховыми взносами». Наоборот, снижение размера страховых взносов в России в 2011 году на 5 пунктов сопровождалось не легализацией занятости, а, наоборот, переводом 400 тысяч рабочих мест в «тень».
И эти люди будут выходить на пенсию не в 65. Если человек не покажет государству, которое лишило его права на профсоюз, на забастовку, на самозащиту, если человек не покажет государству некое число баллов, то его пенсионный возраст по нынешнему законодательству увеличивается еще на пять лет, то есть составит 68 лет для женщин и 70 для мужчин.
Уже весной 2018 года в подобной ситуации оказались 20.000 человек, родившихся в 1958-1963 годах. Им отказали в выходе на пенсию. Они застали Советский Союз и даже имели в 80-е годы трудовые книжки. Но их заводы встали, их колхозы рассыпались, и того, советского трудового стажа им не хватило. А в новой России они были вынуждены трудиться реализаторами на рынках, шоферами на личных машинах, батраками на фермах.
Очевидно, что с каждым годом число людей, которые столкнутся с подобным вызовом, будет возрастать и на определенном этапе почти половина российских работников окажется без пенсии в условиях, когда на работу их брать уже не будут по описанным выше причинам.
Но возникает еще один вопрос: кому нужен работник в возрасте за 60? Где этот человек найдет занятость?
В этом смысле интересно рассмотреть положение дел с заработной платой в зависимости от возраста человека. Есть мнение, что с возрастом человек нарабатывает большой опыт, и за счет его применения может быть востребован на рынке в не меньшей степени, чем молодой сотрудник.
Такая точка зрения, однако, ошибочна. Она была относительно верна 10-15 лет назад, но она не соответствует сегодняшнему дню. Как мы можем наблюдать из графика, пик доходов приходится на возраст 30-40 лет, после чего зарплата начинает неуклонно снижаться и сокращается к пенсионному возрасту на 20%:[3]
Технологии развиваются весьма динамично. Прежний опыт уже не соответствует требованиям современности. С возрастом догонять этот разрыв становится все сложнее, и работодателям, очевидно, удобнее пригласить на работу более молодого сотрудника. Его переобучение достигается проще, а, кроме того, предполагает более длительный срок эксплуатации такого специалиста, и, соответственно, уменьшает финансовые издержки на переобучение.
Сказанное подтверждается данными Росстата. Если в обрабатывающем производстве в возрасте 25-30 лет переподготовку проходит каждый четвертый сотрудник, то среди 50-летних эта доля сокращается до 1/10, а после достижения пенсионного возраста переобучение проходит только один человек из двадцати:[4]
Но сказанное свидетельствует, помимо прочего, о бессмысленности повышения пенсионного возраста. В условиях отсутствия финансируемых государством программ получения дополнительного образования такое повышение просто повлечет за собой рост безработицы, практически никак не отразившись на занятости.
Сказанное признается и правительственными экспертами. В июне 2017 года в распоряжении газеты «Ведомости» оказался правительственный документ под названием «Целевые показатели 2035 года». Среди рекомендуемых мер ведомство назвало повышение пенсионного возраста для мужчин на 5 лет и для женщин на 8 лет. При этом авторы указали, что таким образом получится отказаться от выплаты пенсий для 12,4 млн. человек, а за счет высвобожденных финансовых ресурсов создать дополнительно 1 млн. рабочих мест. Разница в 11,4 млн. человек придется на людей, которые останутся без пенсии, но при этом не смогут и найти работу.
В России, в отличие от стран ОЭСР, нет системы переподготовки кадров. После 40 лет зарплата людей, несмотря на опыт, начинает неуклонно снижаться, и к 60 годам в среднем падает на 20%. Низкоквалифицированные рабочие места охранников, продавцов, водителей по мере автоматизации уйдут туда же, куда ушли профессии печников, фасовщиков и секретарей-машинисток.
Повышение пенсионного возраста означает, что в стране будут миллионы безработных стариков, не получающих ничего – ни зарплаты, ни пенсии.
Вот о чем ваш закон.
Есть ли демографические предпосылки, оправдывающие такую инициативу?
Нам говорят, что слишком много пенсионеров приходится на работников.
Но кто так считает демографическую нагрузку? Демографическая нагрузка испокон веков считалась как соотношение между работающими и неработающими людьми. Неработающие люди – это не только пенсионеры, но и дети, подростки, инвалиды. Соответственно, если рождаемость падает, число детей меньше, то и коэффициент демографической нагрузки ниже. Число лиц, ежегодно признаваемых инвалидами, благодаря новым методикам Минтруда сократилось на треть: с миллиона в 2010 году до 700 тысяч в 2016-м.
Поэтому, в действительности надо смотреть не долю пенсионеров, а долю трудоспособных людей, то есть тех, кто старше 15 лет и не достиг 60-ти. Они кормят детей и подростков, и содержат стариков. Так вот, в среднем на планете доля этих людей 45%. В России – 65%. Это связано с низкой рождаемостью. Но это же означает, что нагрузка на одного работника достаточно низка в сравнении с тем, как это выглядит за рубежом. Конечно, это предполагает неизбежное старение населения, но на данном этапе причин для паники нет.
И, хотя число пенсионеров возрастает, коэффициент демографической нагрузки сегодня ниже, чем в СССР. Если в 1970 году на 1000 работников приходилось 780 несовершеннолетних и пенсионеров, а в 1989 году – 750, то в 2015 году – 713.[5] То есть, в действительности нет никакого дефицита работников. Ситуация даже лучше, чем была в период позднего СССР.
Она, понятно, ухудшается. Но ни о какой катастрофе нет и речи. И нечего суетиться, устраивая рукотворную социальную катастрофу.
Может быть, налицо бюджетный кризис?
Если бы федеральное правительство и парламентское большинство не раздавали пачками льготы корпорациям, то доходы федерального бюджета были бы 25 трлн. руб. А они – 15, потому что 10 трлн. роздано в качестве льгот бизнесу. Тому самому бизнесу, что держит десятки миллионов российских работников в поле нелегальной занятости.
Теневой фонд оплаты труда Росстат оценивает более чем в 10 трлн. руб.[6] Легко посчитать, что выпадающие доходы только ПФР составляют по этой причине 2,5 трлн. руб. Легализовать труд, помочь работникам обрести хотя бы право на контракт – вот она и альтернатива повышению пенсионного возраста.
СР внесла законопроект очень простого и ясного характера: отсечь от налоговых льгот, от государственных заказов и подрядов компании, использующие неофициальный труд. И мы настаиваем на том, чтобы этот законопроект рассматривался в тот же день, как и проект о повышении пенсионного возраста. Это не разные темы, как сказал Дмитрий Медведев. Это разные способы решения одного и того же вопроса.
Далее. Правительство обеспокоено, что в стране слишком мало работников? Так не надо экономить на медицине и здравоохранении. По доле расходов на медицину к ВВП страна занимает 91-е место в мире, по доле расходов на образование – 98-е.
Есть замечательный ученый, Борис Коробицын. Он и его коллеги, используя метод математического анализа, показали, что российские работники только из-за сердечно сосудистых заболеваний умирают на восемь лет раньше. В 62-х регионах России мужчины не доживают до 65 лет, а в трех – даже до 60-ти.[7] Причина – экономия на медицине. Ежегодные потери национальной экономики составляют 15 трлн. рублей.[8]
Вложиться в медицину – и люди не будут преждевременно умирать, и уменьшится демографическая нагрузка.
Вложиться в образование – и эффект будет тот же самый. Последние исследования ВШЭ показали: люди, имеющие высшее образование, не только зарабатывают на 70% больше остальных, но и живут на 13 лет дольше.[9]
Ссылка на то, что продолжительность жизни работников выросла по сравнению с прошлым веком, несостоятельна поскольку:
– ожидаемая продолжительность жизни выросла по сравнению с 1990 годом лишь на три года, и странно по этой причине увеличивать пенсионный возраст на пять лет;
– сама ожидаемая продолжительность жизни предполагает прогноз продолжительность жизни тех, кто родился в соответствующем году (то есть, если человек родился в 2019 году, то в среднем он проживет 77 лет) – реальный средний возраст смертности отличается от этого показателя на 5 лет.
Наконец, производительность труда не стоит на месте. Сто лет назад доля сельхозработников в России составляла 75%. Сегодня она составляет менее 3%. Сказанное касается и человечества в целом. Тем не менее, голод как явление исчез, если речь не идет о хроническом недоедании бедных и отдельных кризисах в Африке. Просто рост производительности труда позволил человечеству уменьшить долю работников, занятых сельхозтрудом. Почему же это не касается возможности обеспечить нормальную жизнь пенсионерам?
Не существует никаких экономических, демографических и социальных причин, оправдывающих повышение пенсионного возраста.
Оно обернется исключительно формированием многомиллионного социального слоя пожилых людей, не имеющих ни пенсии, ни работы.
В действительности, главная проблема Пенсионного фонда – это бесправие российских работников. Фонд оплаты труда в России – 20 трлн. руб., Внутренний валовой продукт – 80 трлн. руб. (2015 год). То есть, доля зарплаты к ВВП – всего 25%. Между тем, в развитых странах доля зарплаты к ВВП – 50%. Это относительные параметры, не зависящие от производительности труда. Проще говоря, на единицу произведенной продукции наш работник получает вдвое меньше денег, чем его западный коллега.
В результате 70% российских работников имеют зарплату, не позволяющую без госдотаций рассчитывать даже на минимальную пенсию. Это главная причина нищеты Пенсионного фонда, представляющего собой налог на зарплату.
Какие же меры необходимо предпринять для стабилизации Пенсионного фонда и смягчения демографической нагрузки? –
- Принятие комплекса мер по легализации труда, а именно:
– отмена налоговых льгот в отношении компаний, использующих неофициальный труд (общая сумма налоговых льгот в России составляет 10 трлн. руб. или 40% от всей доходной части федерального бюджета);
– отсечение компаний, использующих неофициальный труд, от участия в государственных и муниципальных подрядах и заказах;
– расширение прав профессиональных союзов, включая отдельные гарантии от увольнений и преследований для профсоюзных активистов в виде отлагательного вето (то есть, увольнение только в случае, когда работодатель доказал вину работника в суде), расширение права на коллективные переговоры и права на забастовку;
- Переход на плоскую шкалу страховых взносов (сегодня она регрессивная и с зарплаты более 80 тыс. руб. в месяц размер взноса составляет 10%, а не 22%), что увеличит ежегодные доходы пенсионного фонда на 600 млрд. руб.;
- Официальный отказ от фактически уже ликвидированной обязательной накопительной системы с поощрением добровольных пенсионных накоплений;
- Качественное увеличение затрат на образование (особенно переподготовку работников на протяжении всего периода трудовой деятельности);
- Качественное увеличение затрат на здравоохранение.
[2]
[2] Сафонов А.Л. Влияние рынка труда на систему социального обеспечения. Доклад на Российско-Германском социальном форуме, 2017.
[5]
[5] Социальное положение и уровень жизни населения России, М., 2016, с. 47.
[8]
[8] Коробицын Б.А., Никулина Н.Л., Куклин А.А., Народонаселение, № 3 – 2014// Ущерб от основных причин смертности для субъектов Российской Федерации и оценка приоритетов по увеличению продолжительности жизни.