Пояснительная записка экологического кружка

Авторская программа экологического кружка «Экологический патруль Москвы»

Пояснительная записка

В настоящее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. Человек – это частичка природы, поэтому он не может нарушить законы, существующие в ней. В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Особо остро они ощущаются в крупных промышленных регионах, мегаполисах, городах. Решить эти проблемы уже невозможно без перестройки мышления каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы. Но у многих людей сохраняется безответственное отношение к окружающей среде, потребительский подход к природе, низкий уровень экологических знаний и культуры, низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение природы — это важная сторона деятельности человека. Экология, биология, химия позволяют проводить исследования природы силами школьников. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, а что вредно и до какой степени. Информация, которую получают школьники нашего кружка, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим проблемам и позволяет использовать знания в повседневной жизни.

Актуальность программы

Программа охватывает большой круг естественно научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. Большая часть часов в программе отводиться на изучение природы и охраны Москвы и Московской области. Таким образом, актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края, о влиянии экологии на здоровье человека, на его питание. Также предполагается организация внеклассных мероприятий для пропаганды экологических знаний кружковцами среди учащихся школы. Это и театрализованное представление, и конференция, и презентация проектов, и выпуск листовок. С целью познания родного района предусмотрено большое количество экскурсий в ООПТ Москвы и Московской области, в музеи Москвы. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране в родном городе, в школе, в семье.

Цели.

  • Углубление экологических знаний учащихся.
  • Формирование экологической культуры учащихся.
  • Улучшение охраны окружающей среды.
  • Развитие природоохранной деятельности учащихся.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.
  • Образовательные.

  • Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.
  • Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и возможные способы устранения экологических последствий и правонарушений.
  • Воспитательные.

  • Развивать навыки коммуникативного общения.
  • Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.
  • Развивающие.

  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и биологии.
  • Формировать у школьников наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, вести дискуссию.
  • Формы и основные методы работы.

    1. Исследовательские методы (химический эксперимент, работа с микроскопом).

    2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, диспут, написание эссе).

    3. Частично-поисковые методы (систематизация материала при составлении гербариев).

    4. Репродуктивные методы (выступления учащихся на заседаниях кружка, школьных конференциях, во время презентаций и театрализованных представлений).

    Занятия состоят из теоретической части (лекции, сообщения, доклады, рефераты) и практической части. В практической части используем наблюдение, эксперимент, исследование, сравнение, описание. Учащиеся проводят лабораторные работы, изучают объекты под микроскопом, участвуют в конкурсах, конференциях, природоохранных мероприятиях, собирают гербарии, выпускают листовки и плакаты по охране природы. Большая роль отводиться экскурсиям в природу, в музеи, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия города Москвы и Подмосковья. Лабораторные работы с химическими реактивами проходят с учётом способностей кружковцев (ещё не все учащиеся изучают химию ) и при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания выполняются как индивидуально, так и группами. В ходе обучения учащиеся осваивают связи между естественно-научными дисциплинами: экологией, биологией, химией. физикой, географией и другими науками.

    1. Расширение кругозора.

    2. Популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии.

    3. Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.

    4. Ведение здорового образа жизни.

    5. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.

    6. Ответственное отношение к природе.

    7. Возрастание творческой активности школьников.

    8.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.

    9. Овладение навыками научного мышления.

    10. Развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы.

    11. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.

    12. Умение добывать самостоятельно информацию.

    13. Умение самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность.

    14. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.

    Условия реализации программы.

    Возраст школьников, участвующих в реализации программы 7-9 классы.

    Продолжительность образовательного процесса 2 года.

    Количество часов – 140 часов (70 часов год, 2 часа в неделю).

    (всего 140 часов, 70 часов в год, 2 часа в неделю)

    Первый год обучения (70 часов).

    ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

    Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка. Правила поведения учащихся в кабинете химии и биологии. Техника безопасности при проведении лабораторных работ и химического эксперимента.

    РАЗДЕЛ 1. “Основные вопросы экологии” (12 часов).

    Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии. Методы экологических исследований. Структура современной экологии. Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации. Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке. Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Контроль загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого развития. Экологическая обстановка в Москве и Московской области. Влияние энергетики и промышленности на экологию Москвы и Подмосковья. Воздействие различных видов транспорта на экологию Москвы и Подмосковья. Проблема твёрдых и бытовых отходов в Москве и Подмосковье.

    Экскурсия в Дарвиновский музей “Экология Москвы и Московской области”.

    РАЗДЕЛ 2. “Природа Москвы” (73 часа).

    Тема 1. “Общие представления о природных ресурсах Москвы” (1 час).

    Особенности географического положения Москвы, её природные условия и природные ресурсы.

    Тема 2. “Водные ресурсы Москвы” (19 часов).

    Вода — самое удивительное и необходимое вещество на Земле. Вода: её свойства и значение. Водные ресурсы Московского региона. Охрана водных ресурсов. Питьевая вода. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Нормы физических показателей воды. Зависимость вкуса воды от её химического состава. Очистка воды. Очистные сооружения.

    Лабораторные работы (8 часов).

    1. Исследование физических и органолептических показателей воды из пруда (прозрачность, температура, запах, цвет воды). Нормы физических показателей воды.

    2. Определение рН воды взятой пробы с помощью универсального бумажного индикатора и с помощью прибора рН-метра.

    3. Определение минерального состава природных вод (сухого остатка в воде).

    4. Исследование химических показателей воды из пруда (наличие в воде ионов железа, меди, хлоридов, сульфатов).

    5. Живой мир в капле воды. Исследование с помощью микроскопа микроорганизмов, находящихся в воде, взятой из близлежащего пруда. Выявление индикаторов состояния водоёма.

    6. Жёсткость воды. Способы определения и устранения жёсткости воды.

    7. Способы очистки воды от загрязнений. Очистка воды от твёрдых веществ фильтрованием.

    8. Нейтрализация кислотных остатков содой. Очистка воды от ионов меди (2+) железными опилками. Очистка окрашенных стоков активированным углем.

    Деловая игра “Моделируем экологическую ситуацию” (1 час).

    Описание возможной чрезвычайной экологической ситуации и прогноз её развития на основе информации о загрязнении пруда и прилегающих к нему территорий.

    Экскурсии (2 часа).

    1. Экскурсия к водоёму (пруду, расположенному рядом со школой). План описания водоёма. Условия необходимые для жизнедеятельности обитателей водоёма. Взятие проб воды из пруда для исследования в школьной лаборатории.

    2. Экскурсия (зимняя) к пруду. Исследование территории, близко прилегающей к пруду, на использование солей против обледенения.

    Презентация проекта экологического кружка (3 часа)

    “Мы за чистый город!”

    Тема 3. “Воздушные ресурсы Москвы” (15 часов).

    Воздух: его состав и значение. Основные источники загрязнения воздуха в Москве и Московской области. Влияние климата и погоды на состояние атмосферы Москвы и Московской области. Охрана воздушных ресурсов. Методика изучения загрязнённости воздуха по состоянию снежного покрова на улицах Москвы.

    Практикум (1 час).

    Взятие проб снега из разных мест (с территории школьного двора, с территории, прилегающей к школе, с территории, расположенной вдоль автомагистралей города).

    Лабораторные работы (5 часов).

    9. Определение физических свойств талого снега (прозрачность талой воды, интенсивности запаха, цветности).

    10. Определение взвешенных частиц в талой воде.

    11. Определение кислотности талого снега универсальным индикатором. Обнаружение органических веществ в талой воде.

    12. Определение катионов (ионов железа Fe(3+), ионов свинца Pb(2+), ионов меди Cu(2+)) в талой воде.

    13. Определение анионов (сульфатов, хлоридов и др.) в талой воде.

    Презентация проекта экологического кружка (3 часа).

    “Состояние воздуха над территорией родного микрорайона”.

    Театрализованное представление на экологическую тему (1 час).

    Сказка “КАРЛСОН НА КРЫШЕ ШКОЛЫ”.

    Тема 4. “Почвы Москвы и Московской области” (11 часов).

    Экология почв – как раздел почвоведения. Понятие “экология почв”. Работы В.В.Докучаева, В.И.Вернадского, В.Р.Волобуева, И.А.Соколова. Взаимоотношения почвы с окружающей средой. Факторы почвообразования: растения, животные, микроорганизмы, климат, водный режим, рельеф, время. Состав почв. Лёгкие и тяжёлые почвы. Структурность почвы. Кислотность почвы. Типы почв. Особенности почв Москвы и Московской области. Городские почвы. Эрозия почвы, её виды и борьба с ней. Деградация земель – острейшая экологическая проблема в России. Самоочищение почвы. Охрана и использование почв и земельных ресурсов. Почва и здоровье человека. Патогенные бактерии почвы, вызывающие инфекционные заболевания (сибирская язва, газовая гангрена, столбняк, ботулизм и др.). Гельминты.

    Практикум (1 час).

    Оценка засолённости почв города Москвы по состоянию липы.

    Лабораторные работы (3 часа).

    14. Взятие почвенных образцов и их обработка (подготовка).

    15. Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности. Приготовление почвенных вытяжек и их анализ (определение кислотности почвы).

    16. Химический анализ почвы. Качественное определение химических элементов в почве (карбонатов, сульфатов, ионов железа (2+, 3+) и ионов алюминия).

    Экскурсия (1 час).

    Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

    Тема 5. “Флора и фауна Москвы” (10 часов).

    Растительный мир Москвы и Московской области. Растения Московской области, занесённые в Красную книгу. Животный мир Москвы и Московской области. Животные Московской области, занесённые в Красную книгу.

    Практикум (2 часа).

    1. Исследование видового многообразия растений, произрастающих на территории школьного двора.

    2. Методика составления гербариев.

    Экскурсии (4 часа).

    1. Ботанический сад МГУ им. М.В.Ломоносова (Аптекарский огород).

    2. Музей Землеведения МГУ им. М.В.Ломоносова.

    3. Биологический музей им. К.А.Тимирязева.

    4. Сезонные явления в природе города.

    Второй год обучения (70 часов).

    Тема 6. “Особо охраняемые природные территории Москвы и Московской области” (17 часов).

    Статус ООПТ (Особо охраняемые природные территории). Значение ООПТ в сохранении мирового многообразия биологических видов растений и животных. Государственные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Приокско-Террасный биосферный заповедник. Центральный зубровый питомник Российской Федерации. Национальный парк “Лосиный остров” — первый национальный парк в России. Природно-исторический парк “Битцевский лес”. Природный заказник “Воробьёвы горы”. “Серебряный бор” — памятник природы регионального значения.

    Экскурсии (7 часов).

    1. Музей – заповедник “Коломенское” с посещением усадьбы и парка.

    2. Зона отдыха “Узкое”. Посещение усадьбы Трубецких и памятника природы (родника в усадьбе “Узкое”).

    3. Ландшафтный заказник “Тёплый Стан”.

    Практикум (2 часа).

    Практический мониторинг состояния окружающей среды в парковой зоне по имеющимся индикаторным видам.

    Конференция (2 часа).

    “Уникальные природные достопримечательности Москвы и Московской области”.

    РАЗДЕЛ 2. “Экология и человек” (51 час).

    Тема 1. “Экология и здоровье человека” (25 часов).

    Что такое здоровье? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Заболевания, связанные с экологической обстановкой сложившейся в Москве и Московской области. Воспитание культуры здоровья. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека. Гиподинамия – серьёзная опасность 21 века. Заболевания, связанные с гиподинамией. Иммунитет и экология. Простудные заболевания и их предупреждение. Учитесь быть здоровыми! Закаливание организма и его роль в укреплении здоровья. Лекарственные растения. Растения лечат и калечат. Как сделать так, чтобы растения стали твоими друзьями. Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни шума. Нормативы. Методы борьбы с шумом и вибрациями. Стресс. Что это такое? Как его избежать и как с ним бороться? Знай свои гены! Болезни наследственные и врождённые. Болезни поведения. Болезни, передающиеся половым путём (сифилис, гонорея и др.). СПИД. Погода и здоровье человека. Биологические ритмы. Режим дня. Работоспособность. Сон.

    Практикум (13 часов).

    1. Исследование состояния здоровья учащихся школы на основе анализа медицинских карт.

    2. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места школьников и классной комнаты. Работа с люксметром. Измерение освещённости в кабинетах школы у окна, у классной доски и на рабочих местах учащихся в условиях естественного и искусственного освещения.

    3. Исследование электромагнитного излучения в школе. Определение переменного магнитного поля в школе с помощью магнитометра. Влияние его на здоровье школьников.

    4. Выявление среди школьников нарушений осанки и развития плоскостопия.

    5. Правила сбора и хранения лекарственных растений.

    6. Комнатные растения в нашей жизни. Уход за комнатными растениями.

    7. Лекарства в жизни человека: проблема соотношения пользы и вреда. Правила хранения лекарств и обращения с ними.

    8. Оценка шума в классе во время урока, на перемене, на территории школьного двора, на территории, прилежащей к автомагистралям.

    9. Первая помощь при кровотечениях.

    10. Первая помощь при ушибах, растяжениях, переломах.

    11. Первая помощь при ожогах (термических и химических), обморожениях. Солнечные и тепловые удары.

    12 Первая помощь при поражении электрическим током, утоплении, удушении. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

    13. Первая помощь при укусах ядовитых змей, насекомых, бешенных и бродячих собак и других животных, а также при нападении клещей.

    Тема 2. “ Экология питания” (15 часов).

    Гигиена питания. Режим питания. Значение пищи для человека. Нормы питания. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Ожирение и анорексия. Продукты питания. Влияние удобрений, гербицидов, пестицидов, биологических кормовых добавок на качество сельскохозяйственной продукции. Нитраты. Пищевые отравления и первая помощь при отравлениях продуктами питания. Витамины в жизни человека. Авитаминозы: гиповитаминозы и гипервитаминозы. Вегетарианство: все за и против. Генномодифицированные продукты: в чём их опасность? Особенности питания в подростковом возрасте.

    Лабораторные работы (2 часа).

    1. Что мы едим? Анализ картофеля фри, купленного в “Макдональсе”.

    2. Анализ соков, напитков и минеральной воды, купленной в магазине.

    Практикум (4 часа).

    1. Расчёт норм питания.

    2. Антропометрия. Измерение роста ростомером в положении сидя и стоя. Измерение массы тела на школьных весах. Идеальный вес. Определение индекса массы тела.

    3. Определение содержания нитратов в продуктах питания с помощью визуально-колориметрических тестов.

    4. Пищевые красители, пищевые добавки. Пищевые аллергии. Исследование этикеток продуктов питания на наличие пищевых добавок Е.

    Экскурсия (2 часа).

    Экскурсия на одно из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, поставляющих продукты питания для жителей Москвы и Подмосковья.

    Тема 3. “Экология души” (11 часов).

    Экология души. Основные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности. Этика и мораль. Единство тела, души и духа. Наши мысли и поступки. Внутренний мир человека. Охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

    “Как жить в гармонии с собой?”

    Посещение театра (3 часа).

    Посещение Третьяковской галереи (2 часа).

    Посещение Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (2 часа).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа).

    “Моя роль в решении экологических проблем и охране окружающей среды”.

    Практикум (1 час).

    Выпуск листовок, плакатов, посвящённых охране природы и направленных на воспитание экологической культуры среди населения и на пропаганду экологических знаний.

    1. Вернадский В.И. Биосфера-М: Наука,1967.

    2. Вернадский В.И. Живое вещество планеты-М: Наука,1988.

    3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. М: КРУК, 1994

    4. Атлас. Окружающая среда и здоровье населения России. М., 1995.

    5. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. М., 1992.

    6. Гирусов Э.В., Широкова Н.Ю. Экология и культура. М.,1989.

    7. Суравегина И.Т. Человек в паутине экологических связей: из цикла “Здоровье человека как экологическая проблема”. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.32-36.

    8. Родзевич Н.Н. Экологическая глобализация. География в школе: теоретический научно-методический журнал.-2005. -№4 с.8-15.

    9. Самсонов А.Л. Здоровье как стык медицины и экологии. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.3-7.

    10. Горшков Д.В. Экологические характеристики продукции. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2005. -№7 с.25-27.

    11. Большаков В.Б. Будущее экологии – разработки системы сохранения и управления жизнью на Земле. Наука и жизнь.-2005. -№12, с.28-29.

    12. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города 9-11 класс, школьный практикум. М., ВЛАДОС, 2001.

    13. СанПин 2.16.1032-01 “Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений”

    СанПин 4630-88. “Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения”.

    14. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.

    15. ГОСТ 27593-88(2005).Почвы. Термины и определения. УДК 001.4:502.3631.602:ОО4.

    16. ГН2.2.5.1313-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. М: Российский регистр опасных химических и биологических веществ Минздрава России 2003 (Гигиенические нормативы).

    17. Экологический мониторинг в школе под ред. Коробейниковой Л.А, Вологда: Русь, 1998, 212 с.

    18. Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М.,1982.

    19. Школьный экологический мониторинг. Ашихмина Т.Я., М., “Агар”, 2000.

    20. Александрова М.А. Очистка воды от загрязнителей. Библиотечка “Первого сентября”, серия “ Химия”. — №4/2005.

    21. Дружинин С.В. Исследование воды и водоёмов в условиях школы. Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. -№20.

    22. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. М.: ГЕОС, 2005.

    23. Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв. М.: МГУ. 1961 г. 46.

    24. Классификация почв России. М. Почвенный институт. В.В.Докучаева. 1997, с.236.

    25. Красная книга города Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Экологический фонд развития городской среды “Экогород”. 2011, с.928.

    26.Полякова Г.А., Гутников В.А. Парки Москвы. Экология и флористическая характеристика. М.: ГЕОС, 2000, с.430.

    27.Авиакайнен И.В. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, 2004, с.248.

    28.Савиткин Н.И. Химия и экология. Департамент образования и науки Калужской области. Калужский областной институт усовершенствования учителей, Калуга, 1998.

    29.Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. Форум Профессиональное образование. 2008, с.64.

    30.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии: пособие для учителей.- М.: Устойчивый мир, 2000, с.272. (Библиотека журнала “Экология и жизнь”).

    31.Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. и др. Экология Москвы и устойчивое развитие. Издательство: МИОО. Московские учебники и картолитография. 2008, с.352.

    32.Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство: АСТ, 2004, с. 416.

    33.Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2010. – 190 с.

    34.Конторщиков В.В., Гвоздева О.А. Природа Москвы и Подмосковья от А до Я. – М.: Издательство Государственного Дарвиновского музея, 2007. – 96 с.

    Программа экологического кружка «Мы твои друзья, природа» Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы, с

    2 Программа экологического кружка «Мы твои друзья, природа» Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский. Дошкольное детство начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Мир природы многообразен и прекрасен, ребѐнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребѐнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

    3 В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырѐх — летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. 1. Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 2. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. 3. Программно — методическое обеспечение Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Мы твои друзья, природа» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

    4 4. Цель работы кружка — формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней. 5. Задачи экологического кружка «Мы твои друзья, природа»: Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы; Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе. Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах. Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов — двигаются, питаются, дышат, растут. Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц. ) Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление). Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе). 6. Основные направления экологического кружка «Мы твои друзья, природа» Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

    5 Практическое направление — изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц). Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов). Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах: Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей. Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности. Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития. Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых. Принцип системности. Деятельность планируется систематически. Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями. 7. Организация деятельности и режим экологического кружка: Кружок проводится 1 раз в неделю вторник, в первой половине дня ч продолжительностью 15 минут. Тематика занятий в календарных планах воспитательно образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы. 8. Методы, используемые для реализации работы кружка: игровые ситуации; наблюдение; беседа;

    6 исследовательская деятельность; экспериментальная деятельность. В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера. 9. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми: В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. Дошкольник должен: ЗНАТЬ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УМЕТЬ Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. Несколько видов явлений неживой природы. О перелѐтных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времѐн года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников (полив) Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

    7 Тематический план экологического кружка «Мы твои друзья, природа» Тема Задачи Сентябрь Октябрь 5 6 «Цветы на участке осенью» «Что нам осень подарила» За грибами мы пойдем. Развлечение: «К нам осень пришла!» «Сколько знаю я дождей» «Домашние животные» Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы. Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво. Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Закрепить названия детенышей домашних животных. Активизировать словарь детей: домашние,

    8 7 8 Ноябрь «Как звери к зиме готовятся!» Развлечение: «К нам гости пришли» 9 «Осеннее дерево» 10 «Перелетные птицы» 11 «Воробьишка» 12 Развлечение: «Синичкин праздник» ухаживать. Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы). Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. Познакомить с осенним деревом рябиной. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды. Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные, юг. Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья. Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные. Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах. Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Воспитывать интерес и желание играть в

    9 Декабрь Январь «Снежинка» опыт «Волшебная льдинка» опыт «Зимняя красавица — ель» 16 «Жизнь птиц зимой» 17 «Мороз удивительный художник» опыт подвижные и дидактические игры. Закрепить знания о снежинке. Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти. Учить видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка. Познакомить детей с понятием лѐд. Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Активизировать словарь детей: красавица, зеленая. Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

    10 Февраль 18 «Выращиваем лук на окошке» опыт 19 Комнатные растения. 20 «Полезные витамины» 21 Март 22 Развлечение: «Путешествие по зимнему лесу» «Наши четвероногие друзья собака» Активизировать словарь детей: морозные узоры. Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке. Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой. Активизировать словарь детей: полезный, горький. Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (бальзамин и фикус), находить сходства и различия. Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим. Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать. Активизировать словарь детей: комнатные, протирать, поливать. Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце. Развивать у детей умения заботиться о своем здоровье. Воспитывать чувства заботы о больном товарище. Активизировать словарь детей: здоровый, больной. Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, еѐ можно дрессировать и

    11 23 «Птицы прилетели» 24 Апрель «Сосульки». Звенит капель. опыт «К нам весна шагает быстрыми шагами» «Первые цветы в природе» «Водичка водичка» опыт использовать на разных полезных службах. Воспитывать осторожное обращение с бездомными животными, опасно для жизни. Активизировать словарь детей: бездомная, укусит. Познакомить с первыми перелетными птицами грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают. Познакомить с понятием капель. Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками. Формировать осторожность и опасность около домов. Активизировать словарь детей: холодная, белая, капель. Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев. Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет. Побуждать детей радоваться первым весенним цветам подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные. Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека. Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по

    12 28 Май Развлечение «Русская березка» «Солнышко на травке» «Что такое облака, дождь, гроза?» 31 «Божья коровка» 32 Итоговое развлечение: «В мире природы» очистке грязной воды. Закрепить значение грязной и чистой воды. Активизировать словарь детей: грязная, чистая. Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная. Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе. Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы. Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода. Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались. Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым. Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых. Активизировать словарь детей: летают, жужжат. Развлечь детей. Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями.

    13 Показатели диагностических исследований определения уровней развития детей экологического кружка «Мы твои друзья, природа» для детей средней группы. Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью диагностики три раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив следующие диагностические карты. За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей, ставится соответствующий балл. Высокий уровень 3 балла Имеет представления о сезонных изменениях в природе (Название и характерные особенности времен года) Знает природные явления (дождь, ветер, снег) Имеет представление о многообразии растительного мира, называет по 3 представителя. Владеет навыками ухода за растениями. Имеет представление о многообразии животного мира, называет по 3 представителя. Знает о существовании различных сред обитания (земля, воздух, вода). Отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ). Знает правила поведения в природе. Средний уровень 2 балла Имеет частично представления. Знает частично. Частично имеет представления. Владеет частично. Имеет частично представления. Знает частично. Отражает свои впечатления частично. Знает частично. Низкий уровень 1 балл Не имеет представления. Не знает. Не имеет представления. Не владеет. Не имеет представления. Не знает. Не отражает. Не знает