Оглавление:
Таможенный пост
Статьей 403 ТК РФ установлена основная фискальная функция таможенных органов по взиманию таможенных пошлин и налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, а так же закрепляет за таможенными органами контрольные функции за правильностью исчисления своевременной уплаты указанных таможенных платежей, в том числе совершение действий по их принудительному взысканию.
Таким образом, таможенные органы непосредственно являются органами исполнительной государственной власти, представляющие интересы государства, имеющие единую иерархическую систему, включающую в себя:
— Федеральную таможенную службу РФ;
— региональные таможенные управления;
Федеральная налоговая служба представляет собой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, реализующий ряд функций, связанных с разработкой и регулированием государственной политики и нормативно-правовой базы, контроль и надзор в сфере таможенного дела. Кроме того, федеральная налоговая служба выступает в качестве агента валютного контроля и выполняет специальные функции по борьбе с контрабандой и другими преступлениями и правонарушениями.
Региональное таможенное управление представляет собой таможенный орган, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ, на который возложены функции ФТС РФ в пределах региона деятельности РТУ и в рамках своей компетенции. Основными полномочиями деятельности РТУ являются функциональный контроль деятельности подчиненных им таможенных органов по обеспечению правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты таможенных платежей, соблюдению установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, а так же осуществление ревизий и проверок достоверности сведений, заявленных декларантами в процессе таможенного оформления, после выпуска товаров и транспортных средств.
Таможня выполняет свои задачи в рамках региона своей деятельности в пределах установленной компетенции. Ключевым практическим полномочием таможни является осуществление таможенного контроля, в формах установленных ТК РФ, а так же организация и координация проведения таможенного контроля таможенными постами.
В свою очередь таможенный пост реализует свои задачи под руководством ФТС РФ, РТУ и прямым руководством таможни. Ключевыми задачами деятельности таможенного поста являются — таможенное оформление и таможенный контроль. В качестве основной функции в деятельности таможенного поста выделяют непосредственное проведение таможенного контроля, в т.ч. за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ. Для осуществления своих задач со стороны таможенного поста обеспечивается проведение:
— проверки документов и указанных в них сведений, необходимых для осуществления таможенных целей;
— таможенного досмотра, в т.ч. личного;
— номенклатурного учета товаров и транспортных средств;
— опроса в устной форме физических лиц, представителей юридических лиц, а так же их должностных лиц;
— контроль системы учета и отчетности в рамках своей компетенции;
— осмотр территорий, помещений и мест нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю;
— иные формы таможенного контроля, установленные ТК РФ.
Таможенный пост представляет собой подразделение таможни РФ, которое осуществляет комплексное полное таможенное оформление, а так же таможенный контроль в назначенном пункте либо на определенной территории. Основным отличием таможенного поста от таможни является то, что таможенный пост не наделен правомочиями юридического лица. Таким образом таможенный пост в сущности является структурным подразделением таможни и располагается на определенной территории, входящей в юрисдикцию той таможни, в подчинении которой находится этот таможенный пост.
Как правило, деятельность таможенного поста территориально распространяется на один либо два района федерального субъекта РФ, а так же объекты транспортной инфраструктуры этого субъекта, к которым могут относиться речные порты, аэропорты, железнодорожные станции и проч. Создание таможенных постов в основном осуществляется непосредственно вдоль государственной границы РФ в пунктах ее перехода. Кроме того, таможенный пост может быть оборудован, например и на крупных промышленных предприятиях.
Основной функцией таможенных постов является полный таможенный досмотр и таможенное оформление перемещаемых через границу грузов.
Организационная структура таможенного поста представляет собой отделы, организованные по территориальному принципу, находящиеся в прямом подчинении начальника таможенного поста.
Таким образом, структура таможенных органов РФ и их территориальное деление выглядит следующим образом.
1. Таможни, непосредственно подчиненные ФТС РФ, в состав входит 6 таможен:
— Центральная энергетическая таможня
— Центральная таможня (Кинологический центр ФТС РФ)
— Центральная (базовая) таможня
В их состав входят следующие таможенные посты: таможенный пост аэропорт Домодедовский (грузовой), таможенный пост аэропорт Раменский (пассажирский), таможенный пост аэропорт Чкаловский, таможенный пост Каспийский трубопроводный.
2. Региональные таможенные управления:
2.1. Территориальные таможенные управления:
— Центральное. Включает в себя 18 субъектов РФ, на территории которых находится 18 таможен: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Одинцовская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Зеленоградская, Ногинская, Щелковская, Подольская, Центральная акцизная, Московская восточная, Московская южная, Московская западная, Московская северная
— Северо-Западное. Включает в себя 11 субъектов РФ, на территории которых находится 24 таможни: Архангельская, Вологодская, Пулковская, Северо-западная акцизная, Санкт-Петербургская, Балтийская, Кингисеппская, Выборгская, Мурманская, Новгородская, Великолукская, Себежская, Псковская, Сортавальская, Петрозаводская, Костомукшская, Сыктывкарская, Багратионовская, Неманская, Калининградская
— Южное. Включает в себя 13 субъектов РФ, на территории которых находится 20 таможен: Дагестанская, Астраханская, Волгоградская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Новороссийская, Сочинская, Краснодарская, Туапсинская, Адыгейская, Ингушская, Калмыцкая, Северо-Осетинская, Миллеровская, Таганрогская, Ростовская, Ставропольская, Минераловодская, Чеченская
— Сибирское. Включает в себя 16 субъектов РФ, на территории которых находится 19 таможен: Иркутская, Братская, Волгоградская, Красноярская, Бурятская, Наушкинская, Тывинская, Хакасская, Читинская, Забайкальская, Кемеровская, Алтайская, Новосибирская, Толмачевская, Омская, Горно-Алтайская, Томская
— Приволжское. Включает в себя 15 субъектов РФ, на территории которых находится 17 таможен: Самарская, Тольяттинская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Марийская, Мордовская, Саратовская, Ульяновская, Чувашская, Калмыцкая, Татарстанская, Башкортостанская, Оренбургская, Орская, Пермская, Удмуртская
— Дальневосточное. Включает в себя 10 субъектов РФ, на территории которых находится 16 таможен: Благовещенская, Биробиджанская, Камчатская, Магаданская, Владивостокская, Находкинская, Уссурийская, Гродековская, Хасанская, Якутская, Сахалинская, Хабаровская, Амурская, Ванинская, Чукотская
— Уральское. Включает в себя 6 субъектов РФ, на территории которых находится 10 таможен: Екатеринбургская, Кольцовская, Нижнетагильская, Курганская, Тюменская, Ханты-мансийская, Ямало-Ненецкая, Челябинская, Магнитогорская
Таким образом в территориальные таможенные управления входят 143 таможни, в подчинении которых состоят 692 таможенных поста.
Кроме того, в непосредственном подчинении РТУ находятся следующие таможенные посты:
— Южный акцизный таможенный пост
— Дальневосточный тыловой таможенный пост
— Приволжский тыловой таможенный пост
2.2. Специализированные таможенные управления
— Региональное оперативно-поисковое управление
— Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры
— Региональное таможенное управление специальных операций
— Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление
3. ГОУ ВПО Российская таможенная академия. Включает филиалы:
4. СГУ Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ)
5. Медицинские учреждения ФТС РФ:
— ГУ Центральный клинический госпиталь ФТС РФ
— Поликлиника ФТС РФ
— Государственное учреждение «Санаторий «Победа»
— Государственное учреждение ФТС РФ «Белое солнце»
6. Представительства ФТС РФ в зарубежных странах:
7. Государственные унитарные предприятия
Задачи и функции таможни и таможенных постов
1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств — членов таможенного союза — мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств — членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза;
9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
10) ведение таможенной статистики.
Законодательством государств — членов таможенного союза могут быть установлены
и иные задачи, решаемые таможенными органами
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):
1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;
3) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
6) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;
8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;
9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
10) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
11) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
12) обеспечивают в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
13) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
14) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
15) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;
16) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.
2. Федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены иные функции (обязанности).
Задачи и функции Шереметьевской таможни и подчиненных таможенных постов
Шереметьевская таможня является таможней непосредственного подчинении ФТС России и обеспечивающей реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности Шереметьевской таможни в пределах компетенции, определенной общим положением о таможне, утвержденным приказом ФТС от 12 января 2005 года № 7 «Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении и общего положения о таможне».
В структуру Шереметьевской таможни входят два таможенных поста
1.Таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой)
2.Таможенный пост Аэропорт Шереметьево (пассажирский)
Таможенные посты осуществляют свою деятельность на основе общего положения о таможенных постах, утвержденного приказом ФТС от 13 августа 2007 года № 965.
Полномочия таможенных органов и их должностных лиц в обласли налогообложения и сборов
Таможенные органы и их должностные лица реализовывают в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.
Единая федеральная централизованная система таможенных органов
В России органы, которые непосредственно осуществляют таможенное дело, являются единой Федеральной централизованной системой ТО (таможенных органов).
Вся система возглавляется государственным таможенным комитетом (ГТК) России. Положения ГПК утверждаются президентом либо по поручению президента — Правительством РФ. Руководство работой ГПК осуществляется председателем, который также назначается на свою должность президентом России.
Единственными лицами и органами, которые обладают правом принимать решения по поводу компетенции таможенных органов, являются президент России, а также Правительство РФ.
Система таможенных органов складывается из:
- Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела;
- региональных таможенных управлений России. Они являются промежуточными звеньями системы ТО между центральным и местными таможенными органами, и осуществляют деятельность непосредственно в организации таможенного дела, а также руководят нижестоящими ТО;
- таможни – государственный орган через который осуществляется непосредственный ввод, а также вывоз всех экспортных и импортных товаров различных почтовых отправлений багажа и т. д.;
- таможенных постов, представляющих с собой отдельное подразделение таможни, которое обладает полномочиями полностью проводить таможенное оформление и осуществлять контроль в конкретном пункте либо на конкретной территории.
Создаются, реорганизуются, а также ликвидируются таможенные управления, таможни и таможенные посты, только ГТК России.
Полномочия таможенных органов в налогообложении
Все вопросы, которые затрагивают деятельность ТО, касаемо сферы взимания налогов и сборов, регулируют положения статьи 34 НК РФ.
Несмотря на то, что таможенное и налоговое законодательство являются различными отраслями законодательства РФ, они пересекаются, когда речь идет о ввозе группы товаров в Россию и уплате импортером НДС.
Исходя из этого, положения статьи 34 НК РФ регламентируют права и обязанности ТО, а также их должностных лиц, когда речь идет о взимании налогов, при перемещении товаров через таможенную границу. В определенных случаях права и обязанности ТО являются аналогичными тем, которыми обладают налоговые органы.
К примеру, ТО могут контролировать правильность исчисления, а также полноту и своевременность уплаты (перечисление), в бюджет России при пересечении через таможенную границу каких-либо товаров.
Исходя из положений, прописанных пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ ТО должен принимать отдельные решения, устанавливающие окончательную величину таможенной стоимости товара, которая должна быть мотивирована с указанием обстоятельств, послуживших основанием для такого определения стоимости задекларированного товара.
Также в полномочия таможенных органов входит в взимание таможенных платежей, объединяющих в свой состав не только таможенную пошлину и таможенный сбор, которые законы РФ относят к неналоговым доходам, но и акцизные сборы и НДС, которая должны взиматься ТО в случаях ввоза товара на таможенную территорию.
Положения статьи 2 Налогового кодекса разграничивают предмет налогового, а также таможенного права. В прописанных положениях этой статьи закрепляются права таможенных органов, а также они наделяются обязанностями, которые касаются взимания налогов во время перемещения товаров через таможенную границу.
Соответствующие отношения регулируются таможенным законодательством (статья 3 Таможенного кодекса Таможенного союза, Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «а также Налоговым кодексом и некоторыми федеральными законами).
Функции таможенных органов в налогообложении
Согласно видам задач, которые решает региональное управление таможни, они делятся на:
- группы территориальных либо общих региональных управлений таможни.
- специализированные региональные управления таможни.
Выполнение непосредственных функций, связанных с таможенным контролем, производством таможенного оформления, пресечения контрабанды, а также функции, связанные со сбором и анализом статистической информации, осуществляют таможенные посты, а также таможни. В соответствии с месторасположением таможни они подразделяются на пограничные и внутренние.
Исходя из этого в компетенцию пограничных таможен входит проверка наличия и правильности заполнения предъявляемых документов для таможенных целей. Внутренние таможни осуществляют личный и таможенный досмотр, проверку документов, проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, являющихся субъектами ВЭД. То есть таможенные посты обладают полномочиями и выполняют функции, связанные с приемом и проверкой грузовых таможенных деклараций.
Региональное управление таможни осуществляет деятельность так же, как и таможенные посты и таможни в соответствии с общими или индивидуальными положениями.
Они утверждаются ФТС РФ и согласуются при этом с Федеральным Министерством, обладающим полномочиями в области таможенного дела.
При осуществлении таможенного дела ТО одновременно являются и госорганами таможенного контроля, при этом осуществляют полномочия по валютному контролю за операциями, которые связаны с перемещением товаров и ТС через таможенную границу России.
Нужно также отметить, что при решении правоохранительных вопросов ТО имеют статус органов дознания, субъектов ОРД, а также обладают правом осуществлять функции по производству дел об административных правонарушениях.
Обязанности должностных лиц таможенного органа в налогообложении
Обязанности ТО и их должностных лиц, которые касаются сферы налогообложение аналогичны обязанностям, которые исполняют налоговые органы исходя из положений статьи 32 НК РФ. Они касаются следующего:
- соблюдение таможенными органами законов о налогах и сборах. Обязанность, установленная для налоговых органов п. 1 п. 1 ст. 32 НК России, образует системную связь с правами, предоставленными налогоплательщикам — требовать исполнения законодательных актов о налогах и сборах от должностных лиц налоговых органов, которые гарантированы налогоплательщикам положениями статьи 21 НК РФ;
- осуществление функции контроля касаемо соблюдения законов о налогах и сборах, включая и другие принятые НПА (Понятие налогового контроля установлено п. 1 ст. 82 НК РФ);
- ведение в установленном законодательством порядке учета юридических и физических лиц;
- необходимость бесплатного информирования налогоплательщиков и других участников налоговых отношений о действующих на текущий период времени налогах, а также законодательстве, которое регламентирует налоговые отношения;
- необходимость руководствоваться в своей деятельности разъяснениями профильных министерств, принимать различные решения, связанные с исполнением ТО своих непосредственных функций;
- соблюдение налоговой тайны и обеспечения ее сохранности;
- предоставление субъектам отношений ТО соответствующих копий актов и решений в случаях, предусмотренных законодательством и т. д.
Согласно положениям статьи 403 ТК России, ТО должны выполнять установленные законодательством функции в области налогообложения.
Исходя из этого по основаниям, изложенным статьей 9 НК России, ТО являются госорганами и участниками сформировавшихся отношений, которые регулирует налоговое законодательство.
Также на основании положений п. 2 ст.33 и ст. 34 НК РФ ТО и их должностные лица приобретают права в пределах своей компетенции и наделяются обязанностями в области налогообложения, а также другими обязанностями, которые устанавливает таможенное законодательство России.
Таможенный пост
Таможенный пост – это таможенный орган, входящий в единую централизованную систему ФТС Российской Федерации и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста (определение по Приказу ФТС РФ от 4 сентября 2014 г. N 1701 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте»).
Правовой статус, обязанности и полномочия постов закреплены в Конституции Российской Федерации, Таможенном кодексе ТС, Федеральном законе от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, Приказе ФТС РФ от 4 сентября 2014 года №1701 “Об утверждении Общего положения о таможенном посте”, иных федеральных нормативно-правовых актах и международных договорах Российской Федерации.
Таможенные посты (ТП) – это территориальные исполнительные органы. Они отвечают за свой регион деятельности, в который могут входить:
- муниципалитеты (населенные пункты, районы, пункты пропуска). Например: таможенный пост Погарский (код 10102080), осуществляет свою деятельность в пределах Погарского муниципального образования Брянской области, ТП МАПП Нехотеевка (код 10101120), осуществляет деятельность в пределах многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) “Нехотеевка” Белгородской области.
- объекты транспортной инфраструктуры – речной или морской порт, аэропорт, железнодорожная станция и т.д. Например: таможенный пост Аэропорт Внуково-грузовой (код 10001020), или ТП Морской порт Калининград имени Н.С.Хазова (код 10012170) в Калининградской области.
- крупные предприятия. Территориальные органы ФТС РФ могут располагаться на территории некоторых крупных предприятий, пример: таможенный пост Новолипецкий металлургический комбинат (код 10109020).
Таможенные посты подчиняются напрямую таможням или региональным таможенным управлениям и являются низшим звеном в системе таможенных органов. Однако именно на уровне постов проводится большая часть таможенных операций по декларированию, ввозу и вывозу товаров.
- • Сколько таможенных постов в России? На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 537 подразделений. 93 из них находятся в ведении таможен прямого подчинения ФТС РФ (Внуковская таможня, Домодедовская таможня и др.). Еще 3 находятся в прямом подчинении РТУ.
Виды таможенных постов
Все таможенные посты можно разделить на пограничные и внутренние. Пограничные таможенные посты располагаются в пунктах пропуска через таможенную границу. Согласно информации Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, по состоянию на 06 ноября 2014 года в Российской Федерации насчитывается 388 пунктов пропуска через Государственную Границу, в том числе:
Места таможенного оформления и контроля товаров располагаются:
Также декларирование товаров может осуществляться в центрах электронного декларирования — ЦЭД.
По критерию гражданской принадлежности пересекающих границу лиц и государственной принадлежности перемещаемого ими имущества и транспортных средств все пункты пропуска можно разделить на многосторонние, двусторонние и местные.
Многосторонние (в просторечии “международные”) пункты пропуска (МПП) размещаются в местах с интенсивным движением транспорта. На подобном таможенном ПП и других постах могут растомаживаться грузы и товары граждан любых государств. МПП, предназначенные для движения автомобильного транспорта, называются МАПП – многосторонний автомобильный пункт пропуска (например, таможенный пост МАПП Брусничное (код 10206030) в Ленинградской области).
Двусторонние пункты пропуска называются иногда “межгосударственными”. Они предназначены для пропуска граждан из сопредельных государств. Двусторонние автомобильные пункты пропуска называются ДАПП (например, таможенный пост ДАПП Монды (код 10602020) в Республике Бурятия).
Местные пункты пропуска не имеют постов и предназначены для пропуска граждан сопредельных государств с пропиской в местных приграничных районах.
По виду транспорта таможенные посты можно разделить на автомобильные, железнодорожные (ЖДПП), воздушные и морские (речные, озерные). Морские, воздушные, озерные и речные пункты пропуска и таможенные посты могут находиться в глуби территории страны, в аэропортах, морских, речных и озерных портах.
Кроме того существуют специализированные таможенные посты:
- предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза за ее пределы химических, биологических и радиоактивных веществ и отходов (например: таможенный пост Краснозаводской (код 10013090) МОТ);
- предназначенные для выпуска животных, растений, продукции животного и растительного происхождения, иных грузов и товаров, подпадающих под действие фитосанитарного и ветеринарного надзора (например: Погарский таможенный пост (код 10102080) в Брянской области);
- предназначенные для таможенного оформления изделий из драгоценных металлов и камней (например, Специализированный таможенный пост (код 10009130) ЦАТ);
- предназначенные для “растаможки” и “затаможки” товаров, облагаемых акцизными сборами (сегодня насчитывается 17 акцизных ТП, например: Крекшинский акцизный таможенный пост (код 10009030) ЦАТ);
- предназначенные для таможенной очистки энергоресурсов (сегодня насчитывается 11 энергетических ТП, например: Дальневосточный энергетический таможенный пост со статусом юридического лица (код 10006080) ЦЭТ).
По типу полномочий таможенные посты можно разделить на посты с образованием юридического лица (ЮЛ) и без такого статуса. Таможенные посты со статусом ЮЛ образуются специальным решением ФТС России по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации. Они имеют расширенные полномочия и собственные финансовые счета. Штат формируется внутренним приказом и обязательно включает штатную единицу главного бухгалтера. Пример таможенного поста с образованием ЮЛ: Северный энергетический ТП (код 10006090) Центральной энергетической таможни.
Функции таможенного поста
Основной функцией постов является таможенный досмотр и таможенное оформление перемещаемых через границу грузов
Можно отметить, что на практике существует разделение между таможенными постами. Основная задача пограничных ТП – проверка наличия таможенных документов и сверка правильности их заполнения. Также они осуществляют контроль за прохождением грузов через границу и от границы до внутреннего таможенного поста. На внутренние ТП ложится основная нагрузка по проведению таможенных операций. Такая специализация оправдана с точки зрения разгрузки пограничных постов, освобождения их от излишних формальностей, ускорения грузооборота и повышения эффективности таможенного контроля.
В задачи внутренних постов входит:
- проведение досмотра и оформление грузов
- проведение личного таможенного досмотра
- проверка документов и финансово-экономической деятельности предприятий-участников ВЭД
- взимание пошлин, налогов и сборов.
Полномочия, компетенция, права и обязанности территориальных таможенных органов определяются Приказом ФТС РФ от 4 сентября 2014 г. N 1701.
Организационная структура таможенного поста
Любой таможенный пост состоит из отделов, организованных по территориальному принципу. Например, в составе Крымской таможни (код 10010000) имеется Красноперекопский таможенный пост (код 10010010). Структурно он состоит из следующих отделов: Отдел таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) №1 (код 10010014), ОТО и ТК №2 (код 10010011), ОТО и ТК №3(код 10010012) и ОТО и ТК №4 (код 10010013).
Во главе таможенного поста находится начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России. Начальник таможенного органа несет персональную ответственность за осуществление возложенных на возглавляемое им подразделение полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности ТП.
Начальник поста по согласованию с региональным таможенным управлением может назначать на должность и освобождать от должности своих заместителей.
Таможенные инспекторы назначаются на должность и освобождаются от должности приказом таможни или приказом поста (для постов, являющихся юридическим лицом).
Финансирование расходов на содержание поста осуществляется за счет федерального бюджета.
Ликвидация постов происходит по решению ФТС РФ.
Таможенные посты России: список, телефоны и адреса
Приказ Федеральной таможенной службы от 31.05.2018 № 834 «Общее положение о таможенном посте»
В соответствии с подпунктом 6.4 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823; 2017, N 25, ст. 3689) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Общее положение о таможенном посте (приложение).
2. Таможенным постам осуществлять деятельность на основе Общего положения о таможенном посте, указанного в пункте 1 настоящего приказа.
3. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. N 1701 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте» (зарегистрирован Минюстом России 12.11.2014, регистрационный N 34676).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.Н.Голендееву.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
1. Таможенный пост является таможенным органом Российской Федерации (далее — таможенный орган), входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста в пределах полномочий, определенных настоящим положением.
2. В зависимости от функциональных полномочий таможенные посты могут создаваться в виде таможенного поста (центр электронного декларирования) (далее — ЦЭД), полномочия которого ограничиваются исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного декларирования товаров, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Регион деятельности таможенного поста определяет ФТС России.
4. Таможенный пост в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования, нормативными актами Банка России, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, а также настоящим положением.
5. Таможенный пост осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
6. Таможенный пост, в том числе ЦЭД, осуществляет следующие полномочия в соответствии с установленной компетенцией:
1) совершение таможенных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, помещением под таможенную процедуру и проведение таможенного контроля, в том числе с учетом системы управления рисками;
2) контроль правильности классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС), проводимой также в рамках системы управления рисками;
3) принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при выявлении неверной классификации товаров, в том числе в рамках системы управления рисками;
4) таможенный контроль таможенной стоимости товаров как до, так и после выпуска товаров, в том числе принятие решений в области таможенного дела по результатам таможенного контроля таможенной стоимости товаров, и определение таможенной стоимости товаров после выпуска товаров;
5) контроль правильности определения происхождения товаров, предоставления тарифных преференций либо отказа в предоставлении тарифных преференций, проводимой также в рамках системы управления рисками;
6) внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, о происхождении товаров, предоставлении тарифных преференций либо отказе в предоставлении тарифных преференций, в том числе в рамках системы управления рисками;
7) выявление рисков, в том числе индикаторы которых содержатся в профилях рисков;
8) применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, а также мер по минимизации рисков, которые могут применяться уполномоченными должностными лицами таможенного поста самостоятельно без указания в профиле риска;
9) подготовка предложений по выявлению и управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности таможенного поста и направление их в вышестоящий таможенный орган;
10) учет результатов применения мер по минимизации рисков;
11) выявление фактов некорректной работы (ошибок) информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — ЕАИС ТО) и доведение информации о таких фактах до вышестоящего таможенного органа;
12) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Евразийского экономического союза;
13) обеспечение соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза;
14) обеспечение мер по защите национальной безопасности государств — членов Евразийского экономического союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
15) обеспечение в соответствии с международным договором государств — членов Евразийского экономического союза мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
16) контроль за соблюдением правильности заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, при декларировании товаров в электронной форме, а также осуществления сверки сведений ЕАИС ТО;
17) совершение таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней;
18) продление срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и срока действия таможенной процедуры временного вывоза;
19) рассмотрение заявлений на переработку товаров на/вне таможенной территории, если в качестве заявления на переработку товаров используются декларации на товары;
20) обеспечение соблюдения, единообразного применения и исполнения актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации при осуществлении таможенных операций;
21) систематизированный учет поступающих на таможенный пост законодательных и иных нормативных правовых актов, а также правовых актов ненормативного характера, включая издаваемые таможенным постом, поддержание их в актуальном состоянии;
22) участие в реализации программ развития таможенного дела в Российской Федерации;
23) участие в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Евразийского экономического союза наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров;
24) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу Евразийского экономического союза;
25) возбуждение дел об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции таможенных органов, проведение административного расследования; рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами; обеспечение своевременного направления в таможню поступивших жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях вместе с материалами дела;
26) участие в реализации системы мер по профилактике преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов;
27) производство предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов;
28) взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования административных правонарушений;
29) обеспечение соблюдения законности в своей деятельности при принятии решений и совершении действий в области таможенного дела, а также при привлечении лиц к административной ответственности;
30) выявление причин и условий, способствующих нарушению прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц, принятие мер по их устранению;
31) ведение делопроизводства, анализ состояния исполнительской дисциплины на таможенном посту, контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, организацию работ по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности таможенного поста;
32) организацию личного приема граждан на таможенном посту;
33) участие в реализации мероприятий по обеспечению функционирования ЕАИС ТО и ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов;
34) обеспечение информационной безопасности и применение технических средств таможенного контроля, технических средств охраны таможенных органов, средств связи и телекоммуникаций, средств вычислительной техники, оргтехники и средств защиты информации;
35) участие в осуществлении мероприятий, обеспечивающих собственную безопасность таможенного поста;
36) профилактику преступлений и правонарушений среди должностных лиц таможенного поста;
37) взимание таможенных платежей, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, контроль правильности исчисления, своевременности уплаты и списания указанных платежей и правомерности применения ставок указанных платежей;
38) проверку соблюдения порядка и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, освобождений от уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также порядка и условий предоставления отсрочек, рассрочек уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
39) принятие обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, внесенного денежными средствами (деньгами);
40) исчисление (начисление) таможенных платежей, антидемпинговых, специальных, компенсационных пошлин, процентов и пени в случаях, установленных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации;
41) взыскание исчисленных и подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин за счет денежного залога, внесенного в качестве обеспечения исполнения обязанности по их уплате;
42) контроль исполнения в полном объеме, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, если такая обязанность должна быть обеспечена в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и учет такого исполнения, прекращения;
43) определение размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, предусмотренных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации;
44) взаимодействие с таможенными органами и учреждениями, находящимися в ведении ФТС России;
45) участие в работе по подбору и расстановке кадров таможенного поста, организации их профессионального обучения и воспитания;
46) участие в подготовке предложений об издании, отмене, изменении нормативных и иных правовых актов Минфина России и ФТС России, а также правовых актов ненормативного характера вышестоящих таможенных органов;
47) участие в проведении боевой и физической подготовки должностных лиц таможенного поста;
48) участие в выполнении программ и планов социального развития;
49) реализацию мероприятий по охране труда, пожарной безопасности, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов;
50) формирование и направление в таможню предложений о закупках товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
51) обеспечение на таможенном посту эффективного использования по назначению, технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств, транспортных средств, вооружения и других материально-технических средств;
52) обеспечение сохранности средств таможенной идентификации, бланков строгой отчетности, денежных средств, материально-технических средств, вооружения, соблюдение порядка их хранения и использования, предупреждение недостач и хищений;
53) использование и защиту сведений, предоставленных таможенным органам исключительно для таможенных целей и составляющих коммерческую, банковскую, налоговую, служебную и иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию;
54) обеспечение сбора, обработки и незамедлительной передачи в таможню информации об оперативной обстановке на таможенном посту, а также о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях;
55) выполнение установленных значений показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, а также мониторинг достигнутых значений индикативных показателей;
56) предоставление в вышестоящий таможенный орган отчета о выполнении показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и о достигнутых значениях индикативных показателей;
57) участие в выполнении годового плана работы таможни и выполнение плана работы таможенного поста;
58) организацию проведения необходимых экспертиз и исследований в экспертно-криминалистических службах — региональных филиалах Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и иных соответствующих организациях;
59) контроль за условно выпущенными товарами, за соблюдением лицами установленных ограничений, требований и условий при условном выпуске товаров, за исключением условно выпущенных товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей;
60) участие в выработке предложений о порядке применения форм таможенного контроля, мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в том числе с использованием технических средств таможенного контроля, а также иных мер, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843) (далее — кодекс Союза) и законодательством Российской Федерации, применяемых на основании оценки рисков;
61) обеспечение проведения следующих форм таможенного контроля, в том числе с применением системы управления рисками: получения объяснений; проверки таможенных, иных документов и (или) сведений;
62) контроль за достоверностью сведений, представляемых для таможенных целей, в целях валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
63) иные полномочия, предусмотренные актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
7. Таможенный пост, за исключением ЦЭД, также осуществляет следующие полномочия в соответствии с установленной компетенцией:
1) создание временных зон таможенного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле, контроль за порядком создания и обозначения зон таможенного контроля;
2) задержание в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле товаров и документов на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений;
3) контроль за функционированием особых (свободных) экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, свободных портов, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и свободных складов, созданных в регионе деятельности таможни, в части, относящейся к таможенному делу, включая контроль за оборудованием и обустройством таких территорий объектами таможенной инфраструктуры для целей таможенного контроля;
4) контроль за оборудованием и обустройством территорий и помещений уполномоченных экономических операторов;
5) учет, контроль и подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров с (на) таможенной(ую) территории(ию) Евразийского экономического союза;
6) использование сертификата обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
7) обеспечение проведения следующих форм таможенного контроля, в том числе с применением системы управления рисками: таможенного осмотра; таможенного досмотра; личного таможенного досмотра; таможенного осмотра помещений и территорий, а также мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в том числе с использованием технических средств таможенного контроля, а также иных мер, установленных кодексом Союза и законодательством Российской Федерации, применяемых на основании оценки рисков;
8) контроль за товарами и транспортными средствами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
9) контроль за функционированием складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, расположенных в регионе деятельности таможенного поста;
10) обеспечение доступности информации о правилах перемещения товаров физическими лицами, в том числе путем оборудования информационных стендов в местах осуществления таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами;
11) оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) обращение к исполнению постановлений таможенного поста о наложении взысканий за административные правонарушения, совершенные физическими лицами, самостоятельно либо через органы и организации, уполномоченные на то законодательством Российской Федерации;
13) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказание содействия в соответствии с законодательством Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом и в противодействии коррупции;
14) сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;
15) контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, обеспечение охраны объектов таможенной инфраструктуры, закрепленных за таможенным постом;
16) транспортный контроль, а также санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный контроль и государственный ветеринарный надзор в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
17) взаимодействие с органами пограничного, ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля;
18) обеспечение проведения таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов с использованием технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов;
19) проведение радиационного контроля с применением технических средств, направленного на пресечение незаконного оборота делящихся и радиоактивных материалов:
физических лиц, пересекающих Государственную границу Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, в пределах охраняемой зоны пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
товаров, транспортных средств, международных почтовых отправлений, перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, в пределах охраняемой зоны пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также на складах временного хранения, таможенных складах, в зонах таможенного контроля и особых экономических зонах;
20) проведение идентификации и проверки заявленных характеристик (в рамках проведения таможенного контроля) в отношении делящихся и радиоактивных материалов, перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
21) физическую защиту делящихся и радиоактивных материалов, которые выявлены при пресечении их незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации;
22) обеспечение радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения;
23) обеспечение сохранности задержанных товаров и документов на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, а также товаров и транспортных средств, обращенных в федеральную собственность, находящихся на учете таможенных органов, соблюдение порядка их передачи уполномоченным органам (организациям) для распоряжения, предупреждение недостач и хищений таких товаров и транспортных средств;
24) сбор и обработку информации для формирования таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, и статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза, а также специальной таможенной статистики;
25) обеспечение достоверности статистических и отчетных данных;
26) осуществление регистрации и аннулирования статистических форм учета перемещения товаров ;
По решению начальника таможни.
27) организация и ведение работ по хранению, учету, контролю и обеспечению сохранности товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях, передаче их уполномоченным органам и лицам;
28) ведение отчетности таможенного поста перед вышестоящими таможенными органами по основным направлениям деятельности таможенного поста;
29) применение предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза различными видами транспорта;
30) определение таможенной стоимости товаров для личного пользования в случаях и порядке, установленных актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
31) продление срока нахождения на таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенного транспортного средства международной перевозки;
32) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении транспортных средств международной перевозки и припасов, в случае таможенного декларирования припасов с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.
8. Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, также осуществляет следующие полномочия в соответствии с установленной компетенцией:
1) обеспечение поступления в федеральный бюджет средств от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, от реализации высвобождаемого движимого имущества и от возмещения ущерба, в том числе при возникновении страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности, когда выгодоприобретателями выступают таможенные посты со статусом юридического лица;
2) функции получателя средств федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора и администратора доходов бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;
3) владение, пользование и распоряжение федеральным имуществом, закрепленным за таможенным постом, являющимся юридическим лицом, на праве оперативного управления, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества;
4) внесение сведений о федеральном имуществе таможенного поста в реестр федерального имущества;
5) составление и представление в соответствующие органы налоговой, статистической и иной отчетности;
6) своевременное перечисление налогов, страховых взносов и других платежей в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
7) исполнение утвержденной бюджетной сметы таможенного поста, являющегося юридическим лицом;
8) организацию и ведение бюджетного учета, составление и анализ бюджетной и иной финансовой отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и своевременное ее представление в вышестоящий таможенный орган;
9) проведение внутреннего финансового контроля при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
10) проведение инвентаризации активов и обязательств таможенного поста, являющегося юридическим лицом;
11) начисление и выплату денежного довольствия сотрудникам, денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим, заработной платы работникам таможенного поста, являющегося юридическим лицом, предоставление указанным лицам материальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
12) ведение финансово-хозяйственной деятельности;
13) осуществление закупок товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
14) принятие обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предоставленного способами, предусмотренными актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и осуществление его учета;
15) обеспечение технического обслуживания и ремонта закрепленных за таможенным постом, являющимся юридическим лицом, материально-технических и информационно-технических средств;
16) обеспечение эксплуатации движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за таможенным постом, являющимся юридическим лицом, и переданного таможенному посту, являющемуся юридическим лицом, в пользование по договорам;
17) участие в организации капитального ремонта объектов таможенной инфраструктуры, в том числе объектов социального назначения, выполнение функций заказчика (застройщика);
18) организацию медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения должностных лиц таможенного поста, являющегося юридическим лицом, и иных категорий граждан в установленных федеральными законами от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7608; 2018, N 11, ст. 1591) и от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2620; 2018, N 11, ст. 1591) случаях и медицинской деятельности;
19) организацию расследования случаев гибели (смерти), установления инвалидности, получения телесных повреждений в целях установления причинно-следственной связи повреждения здоровья с исполнением должностным лицом таможенного поста, являющегося юридическим лицом, служебных обязанностей;
20) организацию работы по выплате пособий и компенсаций в случае гибели (смерти), получения телесных повреждений должностным лицом таможенного поста, являющегося юридическим лицом, и сумм возмещения ущерба, причиненного имуществу должностного лица таможенного поста или его близкого родственника в связи с исполнением этим должностным лицом служебных обязанностей;
21) представление в судах законных интересов Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, и интересов таможенных органов;
22) участие в исполнительном производстве в качестве взыскателя при исполнении постановлений таможенного поста о наложении взысканий за административные правонарушения и иных постановлений таможенного поста, являющегося юридическим лицом;
23) участие в разработке и реализации практических мероприятий по противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации;
24) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых таможенным постом, являющимся юридическим лицом, создание условий, обеспечивающих защиту указанных сведений;
25) принятие мер по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей в случае изменения полномочий, ликвидации таможенного поста или прекращения работ с использованием указанных сведений;
26) обеспечение соблюдения режима секретности при осуществлении работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и нормативных правовых актов Российской Федерации о защите государственной тайны;
27) работу по проведению проверок сведений и документов, представляемых гражданами при поступлении на государственную службу в таможенный пост, являющийся юридическим лицом;
28) организацию и проведение мероприятий по противодействию коррупции;
29) принятие решений об обеспечении обязательств перед таможенными органами и о способах их обеспечения;
30) реализацию мероприятий по жилищному обеспечению должностных лиц таможенного поста, являющегося юридическим лицом, и иных категорий граждан в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7608; 2018, N 11, ст. 1591) случаях;
31) обеспечение обязательного страхования гражданской ответственности таможенных органов — владельцев транспортных средств;
32) организацию работы по своевременному оформлению и направлению в страховую компанию документов по случаям гибели (смерти), установления инвалидности, получения телесных повреждений должностным лицом таможенного поста, являющегося юридическим лицом;
33) обеспечение охраны объектов таможенной инфраструктуры, закрепленных за таможенным постом, являющимся юридическим лицом;
34) проведение служебных проверок, проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы на таможенном посту, являющимся юридическим лицом, должностными лицами таможенного поста, являющегося юридическим лицом, а также осуществление контроля за расходами указанных должностных лиц;
35) проведение квалификационных экзаменов и квалификационных испытаний, аттестации должностных лиц таможенного поста, являющегося юридическим лицом, на соответствие занимаемой должности;
36) проведение организационно-штатной работы;
37) работу по подбору и расстановке кадров, в том числе проведение в пределах предоставленных ФТС России полномочий конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы таможенного органа, формирование кадрового резерва;
38) реализацию требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации;
39) организацию и обеспечение прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования должностными лицами и работниками таможенного поста, являющегося юридическим лицом, в целях поддержания необходимого уровня квалификации и формирования компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных обязанностей, воспитание кадров, а также организацию боевой и физической подготовки указанных должностных лиц;
40) защиту персональных данных должностных лиц и работников таможенного поста, являющегося юридическим лицом, в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных;
41) организацию патриотического воспитания.
9. Таможенный пост, в том числе ЦЭД, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1) издавать правовые акты ненормативного характера;
2) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции таможенных органов, и принимать решения по делам об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;
3) осуществлять производство предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов;
4) принимать меры, предусмотренные актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы, в целях соблюдения лицами этих актов;
5) участвовать в обеспечении мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
6) осуществлять учет, обобщение и анализ данных о перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза физическими и юридическими лицами валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме;
7) обращать к исполнению постановления таможенного поста о наложении взысканий за административные правонарушения, совершенные физическими лицами, самостоятельно либо через органы и организации, уполномоченные на то законодательством Российской Федерации;
8) требовать от юридических лиц подтверждения полномочий на совершение действий или осуществление деятельности в области таможенного дела;
9) получать от государственных органов, юридических и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций;
10) эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) пользоваться ведомственными информационными системами, создавать собственные базы данных и устанавливать порядок доступа к ним;
12) запрашивать и требовать в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации документы и сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию таможенного поста;
13) запрашивать и получать от таможни необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции таможенного поста;
14) принимать решение о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, установленных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации;
15) взаимодействовать с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;
16) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований;
17) совершать таможенные операции вне времени работы таможенных органов по мотивированным запросам заинтересованных лиц;
18) проверять у граждан и должностных лиц, совершающих таможенные операции, документы, удостоверяющие личность;
19) пользоваться иными правами, предусмотренными актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
10. Таможенный пост, за исключением ЦЭД, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности также имеет право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
2) совершать таможенные операции вне мест нахождения таможенных органов по мотивированным запросам заинтересованных лиц;
3) давать разрешение либо отказывать в разрешении на проведение грузовых операций с товарами, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации;
4) осуществлять идентификацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
5) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и принимать решения по делам об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;
6) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производить предварительное расследование в форме дознания и неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
7) использовать в случаях, не требующих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений;
8) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;
9) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;
10) останавливать транспортные средства в зонах таможенного контроля;
11) преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации водные суда, убывшие с территории Российской Федерации без разрешения таможенных органов, в прилежащей зоне Российской Федерации до захода их в территориальное море иностранного государства, если преследование было начато во внутренних водах, в территориальном море Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об обстановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно.
11. Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, также имеет право:
1) быть истцом (административным истцом), ответчиком (административным ответчиком), заявителем, третьим лицом и заинтересованным лицом в суде;
2) заключать государственные контракты и иные гражданско-правовые договоры;
3) направлять в вышестоящий таможенный орган предложения о прогнозе поступления в федеральный бюджет средств от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, от реализации высвобождаемого движимого имущества и от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности, когда выгодоприобретателями выступают таможенные посты со статусом юридического лица;
4) утверждать проектно-сметную документацию на строительство объектов;
5) привлекать должностных лиц и работников таможенного поста, являющегося юридическим лицом, к дисциплинарной ответственности в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о прохождении службы в таможенных органах, законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и трудовым законодательством Российской Федерации.
12. Таможенный пост возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России.
Начальник таможенного поста может иметь заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности начальником таможни по согласованию с региональным таможенным управлением. Заместитель начальника таможенного поста, подчиненного таможне, непосредственно подчиненной ФТС России, назначается начальником таможни. Заместитель начальника таможенного поста, являющегося юридическим лицом, и подчиненного региональному таможенному управлению, назначается начальником таможенного поста по согласованию с региональным таможенным управлением. Заместитель начальника таможенного поста, являющегося юридическим лицом и подчиненного таможне, назначается начальником таможенного поста по согласованию с таможней.
Главный бухгалтер таможенного поста, являющегося юридическим лицом, назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФТС России.
Иные должностные лица таможенного поста назначаются на должность и освобождаются от должности приказом таможни, а таможенного поста, являющегося юридическим лицом, — приказом таможенного поста.
13. Таможенный пост переподчиняется по решению ФТС России.
Таможенный пост может быть образован как юридическое лицо решением ФТС России.
Штатную численность таможенного поста со статусом юридического лица утверждает ФТС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 «О Федеральной таможенной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823; 2017, N 25, ст. 3689).
Таможенный пост осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России, регионального таможенного управления и непосредственным руководством таможни.
Организацию, контроль и координацию деятельности таможенного поста осуществляет таможня.
Отдельные таможенные посты могут находиться в непосредственном подчинении регионального таможенного управления или ФТС России.
14. Начальник таможенного поста вправе:
1) подписывать (утверждать) правовые акты ненормативного характера по вопросам, отнесенным к полномочиям таможенного поста;
2) представлять в таможню кандидатуры должностных лиц для назначения на должность и освобождения от должности руководящего состава таможенного поста;
3) вносить в таможню представления о присвоении специальных званий сотрудникам таможенного поста.
15. Начальник таможенного поста обязан:
1) руководить деятельностью таможенного поста на основе принципа единоначалия;
2) распределять обязанности между своими заместителями и организовывать контроль за их исполнением;
3) обеспечивать выполнение программ, планов и показателей деятельности таможенного поста;
16. Начальник таможенного поста, являющегося юридическим лицом, вправе:
1) применять в пределах предоставленных ему прав в отношении должностных лиц и работников таможенного поста, являющегося юридическим лицом, меры поощрения и дисциплинарного воздействия в соответствии с Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 47, ст. 5742; 2012, N 41, ст. 5583), законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и трудовым законодательством Российской Федерации;
2) утверждать штатное расписание таможенного поста, являющегося юридическим лицом, в пределах установленной ФТС России численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работников таможенного поста, являющегося юридическим лицом.
17. Начальник таможенного поста, являющегося юридическим лицом, обязан:
1) организовывать правильность и обоснованность расходования бюджетных средств таможенного поста, являющегося юридическим лицом, ведение бухгалтерского учета, обеспечивать соблюдение планово-финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплин, осуществлять контроль за своевременностью и достоверностью бюджетной и иной финансовой отчетности;
2) организовывать защиту сведений, составляющих государственную тайну, и соблюдать ограничения по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну;
3) обеспечивать создание необходимых условий службы и труда для должностных лиц и работников таможенного поста, являющегося юридическим лицом, а также их правовую и социальную защищенность;
4) организовывать на таможенном посту, являющимся юридическим лицом, оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия и специальных средств.
18. Начальник таможенного поста осуществляет полномочия начальника органа дознания в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
19. На период отсутствия начальника таможенного поста временное исполнение его обязанностей возлагается на иное должностное лицо таможенного органа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о прохождении службы в таможенных органах и законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.
20. Финансирование расходов на содержание таможенного поста осуществляется за счет средств федерального бюджета.
21. Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Место нахождения таможенного поста определяется ФТС России.