Получение в собственность муниципального имущества

Оспаривание отказа в приватизации государственной и муниципальной собственности

Для облегчения ведения предпринимательской деятельности и более эффективного экономического развития государством для физических и юридических лиц предусмотрена возможность приватизации (приобретения в собственность) государственного и муниципального имущества (ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации). Несмотря на относительно несложную с точки зрения закона процедуру приватизации, зачастую со стороны государственных органов и предприятий выносится отказ в приватизации государственной собственности лицу, желающему его приобрести. И, конечно же, данное решение можно оспорить, такое дело будет подведомственно арбитражному суду на основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса, согласно которой организации и физические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов публичной власти. В данной колонке я рассмотрю причины отказа в приватизации, логике суда по такому делу и методах оспаривания такого отказа.

Начнем с того, какие объекты физические лица и организации вправе приватизировать. Согласно ст. 5 Закона о приватизации может быть приватизировано имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Исключения составляют объекты, перечисленные в ч. 2 ст. 3 Закона о приватизации. К ним относятся, например, природные ресурсы, государственный и муниципальный жилищный фонд, государственный резерв, государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения и т. д. Нужно отметить, что наиболее популярными объектами приватизации являются нежилые помещения, имущественные комплексы, объекты недвижимости на стадии строительства и земельные участки. Сразу хочу отметить, что отношения, связанные с приобретением земельных участков, которые принадлежат на праве собственности государству или муниципальным образованиям, не регулируются Законом о приватизации, нормы и порядок получения земельных участков закреплены в Земельном кодексе. Однако, в случае приобретение объектов недвижимости, строительство которых не завершено, одновременно передаются в собственность и земельные участки, которые данные объекты занимают и которые необходимы для их эксплуатации (ч. 1 ст. 28 Закона о приватизации).

Порядок приватизации представляет собой довольно-таки сложный процесс, состоящий из следующих этапов: разработка прогнозного плана приватизации государственного имущества (ст. 7-8 Закона о приватизации), далее – принятие решения о приватизации и исполнение решения о приватизации имущества, предусмотренным законом способом (ст. 14 Закона о приватизации).

Почему необходимо знать и учитывать этот порядок? Потому что условия приватизации в следующем финансовом году могут отличаться от того, что предыдущем году, это касается способов приватизации государственного имущества, нормативной цены, сроков рассрочки платежа и другое.

Что касается способов приватизации, то законодательно закреплен закрытый перечень данных способов в ст. 13 и гл. IV Закона о приватизации. Подавляющее большинство способов – это продажа государственного и муниципального имущества. К ним относятся продажа имущества на аукционе, конкурсе, продажа имущества без объявления цены, продажа находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ за пределами Российской Федерации, продажа имущества посредством публичного предложения. Помимо продажи также существуют способы преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, а также внесения акций в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества.

Особо хотелось бы обратить внимание на способ приватизации, закрепленный в Федеральном Законе от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» (далее – Закон № 159-ФЗ). В соответствии с данным нормативно-правовым актом субъекты МСП пользуются преимущественным правом приватизации арендуемого имущества из государственной собственности по цене, равной их рыночной стоимости (ст. 3).

Рассмотрим некоторые ситуации из арбитражной практики для того, чтобы разобраться, какие проблемы происходят и могут произойти при приватизации государственной и муниципальной собственности.

Ситуация 1. Отказ в представлении земельных участков

Для начала рассмотрим возможные отказы в предоставлении земельных участков. Согласно действующему Закону о приватизации, владелец земельного участка (государственный или муниципальный орган) может отказать в предоставлении участка в собственность в случае, если на данном земельном участке находятся объекты недвижимости в стадии строительства или имущественные комплексы, участок является изъятым из оборота, находится в резерве, на участке имеются постройки, принадлежащие на праве собственности третьим лицам и т.д. (исчерпывающий перечень оснований приведен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ).Чаще всего отказывают в следующих двух случаях:

  • местная администрация оставляет участок в резерве для будущего строительства инженерных коммуникаций и иных нужд;
  • нахождение на приватизируемом земельном участке объектов недвижимости в стадии строительства, однако в этом случае, если именно владелец данных недостроенных объектов обратится с заявлением о приватизации участка, на котором они находятся, то уполномоченный орган обязан предоставить данный участок обратившемуся лицу в случае, конечно же, исполнения последний иных обязательных условий, предусмотренных законодательством.

Из судебной практики можно привести пример решения Арбитражного суда Мурманской области от 30 ноября 2017 г. по делу №А42-8768/2016. В данном случае истец (ИП) обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка из государственной собственности по договору купли-продажи на основании ст. 39.17 Земельного кодекса РФ. Основанием для этого служит тот факт, что истец является собственником сооружений, расположенных на данном участке, что дает ему право на приобретение земельных участков (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ). Уполномоченный государственный орган оставил без рассмотрения данное заявление на основании того, что заявитель не выполнил все требования, предусмотренные ст. 36.16 Земельного кодекса (а именно, ответчик ссылается на неполный объем предоставленных документов), в связи с этим заявитель вынужден был обратиться в суд. Соответственно суд вынес решение в пользу истца, признав решение ответчика незаконным и нарушающим права истца.

Сложнее ситуация обстоит, если оспаривается отказ в предоставлении земельного участка на основании того, что данный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд. Можно привести в пример Постановление Восьмого Апелляционного арбитражного суда от 25 мая 2016 г. по делу №А46-8230/2015.В данном деле ИП выдвигает требования о предоставлении ему в пользование земельного участка, при этом он является владельцем недвижимого имущества, расположенного на данной территории. Суд первой инстанции, а также апелляционный арбитражный суд исковые требования оставили без удовлетворения. Исходя из материалов дела, можно сделать вывод, что суд, в первую очередь, руководствуется ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, на основании которой разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным ИП в заявлении о предоставление земельного участка.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что резервирование земли под государственные и муниципальные нужды является весомым основанием для отказа в предоставлении юридическим и физическим лицам права на данный земельный участок. Например, раньше была возможность оспаривать подобное решение на основании ст.28, ст. 36 Земельного кодекса РФ по вопросу предоставления в аренду сроком на три года земельного участка, необходимого в целях эксплуатации объекта недвижимости, находящегося на данном участке. Однако, с 1 марта 2015 года данные статьи утратили силу и теперь не имеется возможности основывать требования на этих нормах. Собственно, в приведенном мной последнем примере, Апелляционный суд также обосновал свое решение именно из-за утраты юридической силы данных статей, в противном случае суд, возможно, был бы на стороне истца.

Также, хочу обратить внимание на еще одну возможную (но часто встречающуюся) причину отказа в предоставлении земельных участков, а именно наличие разногласий с уполномоченным органом по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Примером подобного спора можно привести решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 г. по делу № А56-61466/2016. В данном случае отказ в предоставлении участка по договору купли-продажи был основан на двух причинах: наличие на участке недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам и факт того, что площадь земельного участка превышает площадь, необходимую для функционирования и использования объекта недвижимости, который на нем расположен. Подобный отказ возможно оспорить с помощью проведения судебной экспертизы по оценке необходимой площади для функционирования объекта недвижимости, а также о статусе объекта, принадлежащего третьим лицам. В данном деле с помощью экспертизы установлено, что объект, принадлежащий третьим лицам, является движимым имуществом (трансформаторная подстанция), а наличие подобных объектов, согласно Земельному кодексу РФ, не является причиной для отказа в предоставлении участка. Также эксперт установил, что площадь, на которую претендует заявитель является необходимой для функционирования объекта недвижимости, который ему принадлежит. В итоге суд удовлетворил заявление истца в полном объеме и признал решение уполномоченного органа (ответчика) незаконным. Впоследствии ответчик обратился с апелляционной жалобой по данному делу, которая Постановлением Тринадцатого апелляционного суда от 31 октября 2017 г. по делу № А56-61466/2016 осталась без удовлетворения.

Подводя итог рассмотрения возможных отказов в предоставлении земельных участков можно сделать вывод, что уполномоченные государственные органы, а впоследствии и арбитражный суд, требуют выполнение от заявителя норм, предусмотренных ст. 39.16-39.17 Земельного кодекса РФ. Наиболее частыми причинами отказа являются: нахождение земель в резерве, наличие на спорном участке возведенных построек, принадлежащих третьим лицам, а также разногласия по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Данные решения можно (а иногда и необходимо) обжаловать через арбитражный суд.

Ситуация 2. Отказ в приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов

В практике арбитражных судов очень часто встречаются споры о приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов, являющихся государственной и муниципальной собственностью. Предметом данных споров является чаще всего необъективно завышенная цена на данное имущество, что, естественно, затрудняет процесс приватизации и заключения сделки.

При составлении договора купли-продажи имущества с уполномоченным органом, при несогласии с ценой приватизируемого имущества, необходимо ответным письмом направить протокол разногласий. В случае, если уполномоченный орган не согласится с данным протоколом, данный спор необходимо разрешить в судебном порядке. Можно привести пример подобного спора, а именно Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2017 г. по делу № А40-5650/2017-28-45. Данный спор возник по причине, которую я описал выше. Следует отметить, что суд в данном случае будет руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами: Законом № 159-ФЗ, определяющий порядок отчуждения государственного и муниципального имущества, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также Законом о приватизации.

Цена приватизируемого государственного и муниципального имущества на основании ст. 12 Закона о приватизации должна устанавливаться на основании отчета об оценке составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.В данном споре истец ссылался на оценку рыночной стоимости выкупаемого объекта, в соответствии с которой рыночная стоимость объекта ниже, чем стоимость, заявленная уполномоченным органом. Поэтому суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Теперь проанализируем преимущественное право приватизации арендуемого имущества согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ. В качестве примера можно привести Решение Арбитражного суда Тюменской области от 31 октября 2017 г. по делу № А70-11965/2017. В данном деле ООО является арендатором нежилого помещения, являющимся государственной собственностью. На основании ч. 1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ Общество подало заявление в уполномоченный государственный орган на приватизацию данного помещения. Однако, по данному заявлению был вынесен отказ на основании того, что заявителем не выполнены требования, предусмотренные вышеуказанной статьей, из-за чего Общество подало исковое заявление в арбитражный суд. В процессе рассмотрения дела заявитель предоставил документы, подтверждающие тот факт, что Общество временно владеет данным имуществом более двух лет по состоянию на 1 июля 2015 г. (в соответствии с ч.1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ). Соответственно, заявитель имеет объективное преимущественное право на приватизацию данного объекта недвижимости. Также истец подтвердил, что является субъектом МСП. Суд также согласился с доводами истца и удовлетворил его требования в полном объеме.

Из вышеприведенного анализа судебной практики можно сделать вывод, что зачастую решения или бездействия уполномоченных органов необъективны и незаконны в отношении предпринимателей. Чтобы выиграть данный спор, необходимо четко проанализировать нормы Закона № 159-ФЗ и Закона о приватизации, так как именно на нормы данных нормативно-правовых актов опирается суд. Оценочная экспертиза также играет ключевую роль в подобных делах особенно, когда разногласия касаются стоимости приватизируемого имущества.

В заключении хочу отметить, что арбитражная практика знает довольно большое количество споров, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества. Объектами данных споров могут выступать нежилые помещения, земельные участки, имущественные комплексы, объекты в стадии строительства. Разногласия возникают из-за того, что многие объекты недвижимости являются спорными, многие организации и физические лица не выполняют условия, при которых они получают право на приватизацию, а также, как указано выше, часто уполномоченные органы выносят немотивированное и незаконное решение относительно заявителя, что дает право на основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ обратиться за защитой своих прав и интересов в арбитражный суд. Оспорить отказ в приватизации государственного и муниципального имущества можно, главное, определить соответствующие основания и доказательную базу.

Получение информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности город Новомосковск

Услугу предоставляет

Дополнительная информация

Как получить услугу

Способы подачи заявки

  • Лично
  • На WEB сайте
  • По e-mail
  • По телефону
  • Почтой
  • Через МФЦ
  • Через законного представителя

Способы получения результата

  • Лично
  • На WEB сайте
  • По телефону
  • Почтой
  • Через законного представителя

Адрес предоставления в электронном виде

Стоимость и порядок оплаты

Государственная услуга предоставляется бесплатно

Сроки оказания услуги

Срок выполнения услуги

Срок, в течение которого заявление о предоставлении услуги должно быть зарегистрировано

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении услуги лично

Порядок регистрации запроса

Регистрация письменного запроса, направленного по почте или представленного лично Заявителем, осуществляется в системе автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «Дело» (САДЭД «Дело») в соответствии с правилами делопроизводства, установленными в Администрации.

Срок предоставления Муниципальной услуги составляет:
при обращении, направленном посредством почтовой связи, при подаче письменного запроса лично Заявителем – 17 дней;
при обращении Заявителя в устной форме с использованием средств телефонной связи, при личном обращении Заявителя – 10 минут;
при самостоятельном получении Заявителем информации на официальном сайте муниципального образования город Новомосковск или информации, размещенной на информационных стендах в помещениях Комитета по управлению имуществом и в МФЦ – в момент обращения.

Категории получателей

В качестве Заявителей при получении Муниципальной услуги могут выступать физические лица.
От имени граждан за предоставлением муниципальной услуги могут обращаться лица, действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации либо доверенностью, оформленной в установленном порядке.

В качестве Заявителей при получении Муниципальной услуги могут выступать юридические лица.
От имени юридических лиц за предоставлением муниципальной услуги могут обращаться лица, действующие в соответствии с учредительными документами либо доверенностью, оформленной в установленном порядке.

Основания для оказания услуги, основания для отказа

Основание для оказания услуги

Основанием для начала предоставления муниципальной услуги является обращение заявителя с полным комплектом документов.

Результат оказания услуги

Результатом предоставления муниципальной услуги является:
предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду;
предоставление информации об отсутствии информации.

Тульская область город Новомосковск Комсомольская 32/32

(48762) 27-150 (48762) 27-124 (48762) 27-132

Электронная почта

понедельник-8.48-18.00, обед 13.00-14.00
вторник -8.48-18.00, обед 13.00-14.00
среда-8.48-18.00, обед 13.00-14.00
четверг 8.48-18.00, обед 13.00-14.00
пятница 8.48-17.00, обед 13.00-14.00
суббота, воскресенье — выходные

Документы, необходимые для получения услуги

Способ получения

Варианты предоставления

  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Тип документа — оригинал. Необходим для удостоверения Заявителя (юридического лица). Заявитель (юридическое лицо) при обращении в Администрацию (или в МФЦ) предъявляет документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица, и документ, удостоверяющий личность физического лица.

Способ получения

Варианты предоставления

  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Тип документа — оригинал. Необходим для удостоверения Заявителя (физического лица). Заявитель (физическое лицо) при обращении в Администрацию (или в МФЦ) представляет один из документов, удостоверяющих личность, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Способ получения

  • Бумажный
  • Электронный

Варианты предоставления

  • Предоставляется без возврата

Тип документа — оригинал. При подаче запроса в письменной форме. Заявление должно быть подписано Заявителем. В случае подачи заявления юридическим лицом должны присутствовать дата и печать (при её наличии). Направляется по почте. Также может быть представлен Заявителем в МФЦ, в том числе в форме электронного документа с использованием простой электронной подписи Заявителя.

Документы, предоставляемые по завершению оказания услуги

Положительный результат предоставления услуги/исполнения функции

Предоставление информации об объекте недвижимого имущества

Информирование Заявителя об объекте недвижимого муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду.

Количество экземпляров

Способ получения

Варианты предоставления

  • Выдается в конце оказания услуги

Положительный результат предоставления услуги/исполнения функции

Предоставление информации об отсутствии информации

Информирование Заявителя в об отсутствия информации об объекте недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и предназначенного для сдачи в аренду..

Количество экземпляров

Способ получения

Варианты предоставления

  • Выдается в конце оказания услуги

Дополнительная информация

Сведения о государственной услуге

Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду

Реестровый номер услуги

Идентификатор цели

Дата размещения сведений в Федеральном реестре государственных услуг

Дата последнего обновления сведений в Федеральном реестре государственных услуг

Порядок обжалования

Возникли проблемы с получением услуги?

Подать жалобуОтказали в приеме документов или предоставлении услуги, нарушили сроки, требуют дополнительные документы или оплату? На нашем портале вы можете пожаловаться на некачественное предоставление услуги.

Заявитель вправе обжаловать решения и действия (бездействие) администрации муниципального образования город Новомосковск (далее – Администрация), должностных лиц Администрации, муниципальных служащих при предоставлении Муниципальной услуги.
Заявитель может обратиться с жалобой на решения и действия (бездействие) Администрации, должностных лиц Администрации, муниципальных служащих при предоставлении Муниципальной услуги (далее – жалоба), в том числе в следующих случаях:
нарушение срока регистрации запроса Заявителя о предоставлении Муниципальной услуги;
нарушение срока предоставления Муниципальной услуги;
требование у Заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тульской области, муниципальными правовыми актами для предоставления Муниципальной услуги;
отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тульской области, муниципальными правовыми актами для предоставления Муниципальной услуги, у Заявителя;
отказ в предоставлении Муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тульской области, муниципальными правовыми актами;
затребование с Заявителя при предоставлении Муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тульской области, муниципальными правовыми актами;
отказ Администрации, должностных лиц Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления Муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Должностные лица Администрации, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, рассматривают жалобы в соответствии с муниципальным нормативным правовым актом, определяющим особенности подачи и рассмотрения жалоб заявителей на решения и действия (бездействие) Администрации, должностных лиц Администрации, муниципальных служащих при предоставлении муниципальных услуг.
Жалобы:
на решения, принятые главой Администрации рассматриваются главой Администрации;
на решения, принятые председателем Комитета по управлению имуществом, рассматриваются руководителем аппарата Администрации.
на решения, принятые муниципальными служащими Комитета по управлению имуществом, рассматриваются специалистом Комитета по управлению имуществом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с должностной инструкцией.
Заявитель может обратиться с жалобой лично или через своего представителя.
От имени Заявителя жалоба может быть подана представителем, действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами либо доверенностью, оформленной в установленном порядке.
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в том числе при личном приеме Заявителя, в электронной форме в Администрацию.
Жалоба может быть направлена:
по почте;
через государственное бюджетное учреждение Тульской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в г. Новомосковске (далее – МФЦ);
с использованием портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими;
с использованием официального сайта муниципального образования город Новомосковск;
с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
с использованием портала государственных услуг Тульской области.
Жалоба должна содержать:
наименование органа, структурного подразделения Администрации, ответственного за предоставление Муниципальной услуги, должностного лица Администрации, ответственного за предоставление Муниципальной услуги, либо муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), сведения о месте жительства Заявителя (для физического лица) либо наименование, сведения о месте нахождения Заявителя (для юридического лица), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации, либо муниципального служащего;
доводы, на основании которых Заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо муниципального служащего.
Заявитель вправе представить документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых документов.
Прием жалоб в письменной форме на бумажном носителе и в форме электронных документов осуществляется Комитетом по делопроизводству и работе с обращениями граждан по адресу: г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 32/32, кабинет 111 (для юридических лиц), кабинет 141А (для физических лиц) в соответствии с графиком:
в понедельник, вторник, среду, четверг – с 8 ч. 48 мин. до 13 ч. 00 мин. и с 14 ч. 00 мин. до 18 ч. 00 мин.;
в пятницу – с 8 ч. 48 мин. до 13 ч. 00 мин. и с 14 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин.
В случае подачи жалобы при личном приеме Заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность. В качестве документа, удостоверяющего личность, Заявитель представляет один из документов, удостоверяющих личность, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 73 Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации. Документ, удостоверяющий личность Заявителя, не требуется.
Жалоба может быть подана Заявителем в МФЦ по адресу: г. Новомосковск, ул. Московская, д. 7, ш. Рязанское, д. 9/1. МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в течение 1 рабочего дня со дня получения жалобы.
Не позднее 1 рабочего дня со дня регистрации жалоба передается должностному лицу Администрации, наделенному полномочиями по рассмотрению жалоб.
Должностные лица Администрации, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, рассматривают жалобу в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации в приеме документов у Заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений, жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации должностными лицами Администрации, наделенными полномочиями по рассмотрению жалоб.
Жалоба на нарушение порядка предоставления муниципальной услуги должностными лицами, специалистами МФЦ рассматривается в соответствии с Административным регламентом и муниципальным нормативным правовым актом, определяющим особенности подачи и рассмотрения жалоб Заявителей на решения и действия (бездействие) Администрации, должностных лиц Администрации, муниципальных служащих при предоставлении муниципальных услуг, должностными лицами, наделенными полномочиями по рассмотрению жалоб.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы специалистом Комитета по делопроизводству и работе с обращениями граждан.
Если жалоба не относится к деятельности Администрации, то в течение двух рабочих дней со дня регистрации жалобы она направляется в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено рассмотрение жалобы. О переадресации жалобы в этот же срок сообщается Заявителю.
Жалоба не рассматривается по существу в следующих случаях:
имеется вступившее в законную силу принятое по жалобе с теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение о прекращении производства по жалобе либо об утверждении мирового соглашения суда общей юрисдикции, арбитражного суда;
если жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Администрации, муниципального служащего, а также членов его семьи;
если ранее подобная жалоба была рассмотрена (с теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям);
содержание жалобы не соответствует требованиям, установленным в пункте 72 Административного регламента.
Заявитель письменно уведомляется об отказе в рассмотрении жалобы по существу. Срок подготовки и отправки Администрацией письменного уведомления об отказе в рассмотрении жалобы по существу составляет 5 рабочих дней со дня регистрации жалобы. Письменное уведомление об отказе в рассмотрении жалобы по существу направляется Заявителю простым письмом с уведомлением.
Письменное уведомление об отказе в рассмотрении жалобы по существу не направляется в случае, если в жалобе не указаны фамилия Заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
В случае если причины, по которым жалоба не была рассмотрена по существу, в последующем устранены, Заявитель вправе вновь обратиться с жалобой.
До момента вынесения решения по жалобе Заявитель вправе обратиться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы. В таком случае рассмотрение жалобы прекращается.
Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления Муниципальной услуги документах, возврата Заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тульской области, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
отказывает в удовлетворении жалобы.
В удовлетворении жалобы отказывается в случае, если при ее рассмотрении не выявлены нарушения при предоставлении Муниципальной услуги.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 88 Административного регламента, Заявителю в письменной форме и по желанию Заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В случае если жалоба была направлена с использованием портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, ответ Заявителю направляется посредством указанной системы.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
наименование Администрации, органа, структурного подразделения Администрации, предоставляющего муниципальную услугу;
фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) или наименование Заявителя;
основания для принятия решения по жалобе;
принятое по жалобе решение;
сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
В случае если Заявитель не удовлетворен решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы должностными лицами Администрации, или решение ими не было принято, то Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) Администрации, должностных лиц Администрации, муниципальных служащих в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также в суде могут быть обжалованы решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы Заявителя.
После принятия решения по результатам рассмотрения жалобы оригиналы документов возвращаются Заявителю по его заявлению в соответствии с правилами делопроизводства, установленными в Администрации.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы в досудебном или судебном порядке, если это не затрагивает разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законодательством тайну.
Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на официальном сайте муниципального образования город Новомосковск в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), Портале государственных услуг Тульской области, а также может быть сообщена Заявителю специалистами Администрации при личном обращении, с использованием почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.

Межведомственное взаимодействие

Услуга не предусматривает межведомственное взаимодействие

Часто задаваемые вопросы

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды и безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, предусмотренных ст. 17.1. вышеуказанного федерального закона.

О дате проведения, начальной цене и прочих условиях департамент размещает сообщение на едином официальном сайте Российской Федерации по электронному адресу: www.torgi.gov.ru.

Заявление о предоставлении нежилых муниципальных помещений в безвозмездное пользование, оформленное в соответствии с административным регламентом, утверждённым постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 21.06.2012 № 5101 «Об утверждении административного регламентапредоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование», рассматривается на заседании комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества муниципального образования город Краснодар (далее — комиссия).

По результатам решения комиссии департаментом принимается решение о заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.04.2010 № 2177 «Об утверждении типового договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом муниципального образования город Краснодар».

Для постановки на очередь граждан в качестве нуждающихся в предос­тавлении земельного участка для ведения садоводческого, огороднического и дачного хозяйства, гражданам необходимо обратиться в МУ «Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» по адресу: город Краснодар, ул. им.Пушкина, 5/1 или ул. им.Леваневского, 174 (приемные дни: понедельник, вторник, среда, четверг, штница 8.00-20.00, суббота 8.00-16.00, без перерыва, воскресенье — выходной) с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Прием и регистрация заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для £ ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства».

К заявлению прилагаются: копия паспорта или иной документ (с указанием места регистрации), копия документа, подтверждающего преимущественное , первоочередное, бесплатное) право на получение земельного участка (при на-|личии).

После выполнения указанной административной процедуры департаментом Муниципальной собственности и городских земель будет рассмотрена возмож­ность постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении зе­мельного участка для ведения садоводческого, огороднического и дачного хо­зяйства.

Земельный участок для ведения садоводческого, огороднического и дач­ного хозяйства на территории муниципального образования город Краснодар будет предоставлен согласно очереди, в порядке, предусмотренном решением городской Думы Краснодара от 25.02.2010 № 71 п.21 «Об утверждении Поряд­ка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строитель­ством, на территории муниципального образования город Краснодар».

  • заявление на имя главы муниципального образования город Краснодар (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копий);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя, либо личность предста­вителя заявителя (3 экземпляра копий);
  • документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя физиче­ского лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) (3 экземпляра копий);
  • описание местоположения границ такого земельного участка, подготов­ленное этим гражданином (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копий);
  • заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплён такой земельный участок, и под­тверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копий).

В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объеди­нения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка, упол­номоченный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

  • удостоверенную правлением данного некоммерческого объединения ко­пию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединении (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копий);
  • выписку из единого государственного реестра юридических лиц, содер­жащую сведения о данном некоммерческом объединении (1 экземпляр подлин­ный, 2 экземпляра копий).

Порядок предоставления в аренду незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством (для размещения объекта движимого имущества), регулируется решением городской Думы Краснодара от 25.02.2010 № 71 п.21 и постановлением администрации муниципального об­разования город Краснодар от 01.08.2008 № 2201 «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов постановлений администрации муници­пального образования город Краснодар по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар».

Специально уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар по подготовке заключения о возможности либо невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для раз­мещения объекта движимого имущества, в соответствии с постановлением ад­министрации муниципального образования город Краснодар от 01.08.2008 №2201 «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов по­становлений администрации муниципального образования город Краснодар по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар», является департамент архитектуры и градо­строительства администрации муниципального образования город Краснодар.

Для предоставления в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством (для размещения объекта движимого имущества) необходи­мо обратиться в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением на имя главы муниципального образования город Краснодар с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых разме­ров и местоположения, испрашиваемого права на землю, срока использования, кадастрового номера (в случае, если испрашиваемый земельный участок по­ставлен на государственный кадастровый учёт в порядке, предусмотренном за­конодательством), и приложенными к нему документами согласно приложе­нию № 4 к постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 01.08.2008 № 2201 «Об утверждении порядка подготовки и согла­сования проектов постановлений администрации муниципального образования город Краснодар по вопросам распоряжения земельными участками на терри­тории муниципального образования город Краснодар».

После поступления заявления специально уполномоченный орган админи­страции муниципального образования город Краснодар в установленные сроки обеспечивает публикацию в средствах массовой информации сообщения о воз­можном предоставлении испрашиваемого земельного участка.

В случае, если по истечении месяца со дня публикации подано единствен­ное заявление, испрашиваемый земельный участок предоставляется в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), если же подано два или более заявления, предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка осу­ществляется на торгах (конкурсах, аукционах) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Если испрашиваемый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учёт в порядке, предусмотренном законодательством, и Вы будете являться единственным подавшим заявление, то для утверждения схемы распо­ложения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соот­ветствующей территории, Вам за свой счет необходимо изготовить схему рас­положения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или ка­дастровой карте соответствующей территории.

При наличии исходно-разрешительной документации и предоставления в муниципальное учреждение «Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» по адресу ( ул. им.Пушкина, 5/1 или им.Леваневского, 174) необходимых документов де­партамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в установленном порядке рас­смотрит возможность предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством (для размещения объекта движимого имущества).

Согласно статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предос­тавление земельных участков для строительства из земель, находящихся в го­сударственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведе­нием работ по их формированию:

  1. без предварительного согласования мест размещения объектов;
  2. с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность

без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Порядок предоставления земельного участка для целей, связанных со строительством, определен решением городской Думы Краснодара от 24.09.2009 № 61 п. 26 «О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» и постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 01.08.2008 № 2201 «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов поста­новлений администрации муниципального образования город Краснодар по во­просам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар».

Так, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 01.08.2008 № 2201 «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов постановлений администрации муници­пального образования город Краснодар по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» де­партамент архитектуры и градостроительства является специально уполномо­ченным органом администрации муниципального образования город Краснодар по подготовке заключения о возможности либо невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для размещения объекта.

Граждане и юридические лица, заинтересованные в предварительном со­гласовании места размещения объекта на территории муниципального образо­вания город Краснодар, подают в уполномоченный орган заявление на имя гла­вы муниципального образования город Краснодар, в котором должны быть ука­заны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  1. Учредительные документы юридического лица, свидетельство о реги­страции юридического лица или предпринимателя, документа, удостове­ряющего личность гражданина (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 2 экземпляра копий).
  2. Документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица (его представителя) (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 2 экземпляра копий).
  3. Свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 2 экземпляра копий).

При отсутствии одного из указанных документов материалы подлежат возврату лицу, заинтересованному в предоставлении земельного участка для строительства.

При отрицательном результате рассмотрения департамент архитектуры и градостроительства возвращает материалы лицу, заинтересованному в предос­тавлении земельного участка для строительства, с указанием причины отказа.

При наличии заключения при главе муниципального образования город Краснодар, схемы размещения земельного участка на кадастровом плане необ­ходимо обратиться в муниципальное учреждение «Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муници­пальных услуг» по адресу ( ул. им.Пушкина, 5/1 или им.Леваневского, 174) для дальнейшего оформления земельно-правовой документации, приложив сле­дующие документы:

  1. Заявление на имя директора департамента муниципальной собственно­сти и городских земель с описью документов (1 экземпляр подлинный для оз­накомления, 3 экземпляра копий).
  2. 3аключение департамента архитектуры и градостроительства (1 экземп­ляр подлинный для ознакомления, 3 экземпляра копий).
  3. Схему расположения земельного участка на кадастровом плане или ка­дастровой карте соответствующей территории (1 экземпляр подлинный для оз­накомления, 2 экземпляра копий).
  4. Учредительные документы юридического лица, свидетельства о госу­дарственной регистрации юридического лица или предпринимателя, документа, удостоверяющего личность гражданина, свидетельства о постановке на учет в качестве налогоплательщика (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 3 эк­земпляра копий).
  5. Документ, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 3 экземпляра копий).
  6. Схему генерального плана размещения объекта (посадка здания, схема подъездов, парковочных мест, этажность и т.д.) — при наличии.

Граждане, постоянно проживающие на территории муниципального об­разования город Краснодар не менее 5 лет (за исключением Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, являющихся полными кавалерами орде­на Славы) имеют право на однократное предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства в пределах норм, установленных действующим законодательством.

С заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивиду­ального жилищного строительства могут обратиться граждане отнесенные соответ­ствующими федеральными законами к следующим категориям:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
  • военнослужащие, прошедшие военную службу по контракту, либо уво­ленные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо по состоянию здоровья;
  • инвалиды 1 группы и инвалиды с детства;
  • многодетные и приемные семьи, имеющие 5 и более детей;
  • герои труда Кубани;
  • ветераны боевых действий, ветераны Великой Отечественной войны.

Вышеуказанные категории граждан вправе подать заявление о предос­тавлении им в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случаях:

  • отсутствия сделок по отчуждению земельных участков, находящихся в собственности для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, с правом возведения жилого дома, дачного участка, садо­вого участка в течении 5 лет до момента подачи заявления о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства;
  • отсутствия в собственности, общей долевой собственности, совместной собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном насле­дуемом владении, аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, с правом возведения жилого дома, ведения садоводства или дачного хозяйства.

Список льготных категорий граждан, на которые распространяются по­ложения раздела III «Особенности оформления земельно-правовых документов на земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строи­тельства» решения городской Думы Краснодара от 24.09.2009 № 61 п. 26 «Об ут­верждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муни­ципального образования город Краснодар», является исчерпывающим.

К сожалению, он не включает такие социально незащищённые группы граждан, как, например, молодая семья. Для данной категории граждан подпро­граммой «Молодой семье — доступное жильё» краевой целевой программы «Жилище» предусмотрены льготы по субсидированию приобретения жилья, но не по предоставлению земельных участков.

В случае, если гражданин, заинтересованный в предоставлении земельно­го участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, не отнесён соответствующими федеральными законами к льготным категориям граждан, указанным в решении городской Думы Краснодара, либо не соблюдено одно или несколько условий рассмотрения заявлений, то в соответствии с дейст­вующим земельным законодательством приобрести права на земельный уча­сток для жилищного строительства можно путем торгов (конкурсов, аукцио­нов), что предусмотрено статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федера­ции.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государст­венной или муниципальной собственности, путем проведения торгов (конкур­сов, аукционов) определен статьями 38, 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации и решением городской Думы Краснодара от 24.09.2009 № 61 п. 26 «Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар».

Информацию о земельных участках, выставляемых на торги, порядке и сроках их проведения можно получить в газете «Краснодарские известия» и на сайте администрации муниципального образования город Краснодар www.krd.ru.

Кроме того, гражданин может инициировать формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства (при наличии градо­строительной возможности) за счет средств муниципального бюджета, обра­тившись с заявлением на имя главы муниципального образования город Крас­нодар о формировании земельного участка на торги с указанием его площади, местоположения, с приложением графических материалов.

Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридиче­ские лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйствен­ном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, рас­положенные на земельных участках, находящихся в государственной или му­ниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.

Для оформления земельно-правовой документации на испрашиваемый зе­мельный участок, в соответствии с постановлением главы муниципального об­разования город Краснодар от 01.08.2008 № 2201 «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов постановлений администрации муници­пального образования город Краснодар по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар», не­обходимо обратиться в муниципальное учреждение «Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муници­пальных услуг» (по адресу: г. Краснодар, ул. им. Пушкина, 5/1 или ул. им. Ле­ваневского, 174) с заявлением на имя главы муниципального образования город Краснодар, имея следующие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность гражданина, предпринимателя или представителя юридического лица (1 экземпляр подлинный для ознакомле­ния, 3 экземпляра копий).
  2. Документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя юриди­ческого лица (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 3 экземпляра копий).
  3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 3 экземпляра копий).
  4. Копии учредительных документов, заверенных в уставленном законом порядке (3 экземпляра), или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копий).
  5. Выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на испрашиваемый земельный участок (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копий), копии иных документов (дого­вор аренды земельного участка и др.), удостоверяющих права на испрашивае­мый земельный участок (1 экземпляр подлинный для ознакомления, 3 экземп­ляра копий).
    В случае отсутствия документов, устанавливающих (удостоверяющих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, согласно данному перечню, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предос­тавлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляю­щим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием прав на испрашиваемый земельный участок, зареги­стрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуще­ство и сделок с ним (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копий).
  6. Выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находя­щиеся на испрашиваемом земельном участке, (1 экземпляр подлинный, 2 эк­земпляра копий) и иные документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на такое здание, строение, сооружение (1 экземпляр подлинный для ознакомле­ния, 3 экземпляра копий).
  7. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка (1 экземп­ляр подлинный, 2 экземпляра копий).
  8. Адресная справка (при наличии) (1 экземпляр подлинный, 2 экземпля­ра копий).