Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению
Оглавление:
Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях с изменениями 2018
Страховая пенсия представляет собой фиксированную ежемесячную выплату. Федеральный закон 400-ФЗ регулирует данные аспекты. Он указывает, в каких случаях назначаются выплаты, какие основания для этого имеются. Также учитываются правовые стороны возникающих вопросов. Рассчитываются размеры начисляемых выплат.
Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях
Закон о страховых пенсиях под федеральным номером 400 принят в декабре 2013 года. Структурно документ состоит из семи глав, которые в полном объеме освещают данное законоположение. Дополнительно к акту прилагается 5 приложений, которые наглядно показывают коэффициенты и данные при расчетах предлагаемых выплат.
Правовые аспекты, которые регулируется соответствующими главами Федерального закона 400-ФЗ о страховых пенсиях, заключены в следующих моментах:
- общие положения — включают в себя основу для всего документа, дают определение основным понятиям, обозначают цель и предмет документа, определяют виды выплат и лица, которым они полагаются;
- условия назначения — здесь в отдельном порядке оговариваются три основных вида выплат и основания для их получения;
- страховой стаж — что под собой подразумевает, по каким правилам и в каком порядке определяется;
- размеры выплат — все положения, касающиеся расчетов суммы начисляемых средств;
- установление и порядок получение выплаты — каким образом она начисляется, сроки, приостановление и возобновление, правовая ответственность;
- права на досрочное пенсионное обеспечение;
- заключительные положения по документу;
- приложения.
Закон о пенсионных выплатах 400-ФЗ устанавливает три вида пенсий:
- пенсионные выплаты по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца.
Каждый из данных видов имеет собственные условия и нюансы. Однако несмотря на различия в условиях, правовое регулирование имеет общую основу.
Изменения на 2018 год
За время существования Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях претерпел ряд поправок и изменений. Последнее из них было внесено 19 декабря 2016. Именно оно определило актуальность документа на начало 2018 года.
Изменения касаются формулировок и отдельных положений данного акта. Все закрепленные здесь нормы сохраняют свою правовую силу. Как и в любом другом законопроекте, все имеющиеся изменения отображаются на официальном информационном сайте по правовым актам РФ.
Федеральный закон о страховой пенсии по старости
Для получения пенсионных выплат по старости имеется ряд условий:
- возрастной порог составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно;
- для оформления необходимо обладать трудовым стажем не менее 15 лет — именно данный период считается минимумом в уплате соответствующих взносов;
- минимальный индивидуальный пенсионный коэффициент должен составлять не менее 30 единиц.
Расчет коэффициента с 2015 года начинается с 6,6 единиц. Далее каждый год он увеличивается на 2,4 пункта. Именно данный показатель определяет пенсионные выплаты по старости.
Закон о страховой пенсии по инвалидности
На получение страховых пенсионных платежей по инвалидности по 400-ФЗ могут рассчитывать инвалид всех трех групп. При этом не имеет значения, какая причина послужила причиной частичной или полной потери трудоспособности. Также не играет роли трудовой стаж соискателя, и когда трудоспособность была потеряна — до, во время или после работы.
Признание статуса инвалида осуществляется в соответствии с 181-ФЗ. Процедура медико-социальной экспертизы осуществляется в стандартном порядке.
Закон о страховой пенсии по случаю потери кормильца
На получение страховых платежей при потере кормильца могут рассчитывать его нетрудоспособные ближайшие родственники. По представленному документу к ним относятся:
- дети, братья и сестры, внуки, если они не достигли 18 лет или же в возрасте до 23 лет не обучаются на очном отделении вуза, при этом подразумевается отсутствие трудоспособных родителей;
- родители или супруг, дедушка, бабушка — если они являются инвалидами одной из групп или уже достигли пенсионного возраста.
При этом кормилец, на иждивении которого находятся указанные лица, должен считаться умершим или пропавшим без вести. Последний статус оформляется в соответствии с текущим законодательством.
Закон о страховых пенсиях 400-ФЗ в последней редакции с комментариями
Несмотря на то, что немногочисленные изменения не меняют сути документа, наиболее актуальной версией является редакция на начало 2018 года. Именно в ней вся информация соответствует внесенным на сегодняшний день поправкам и подтверждена комментариями.
Правовое регулирование и порядок начисления пенсий по Федеральному закону 400-ФЗ требует еще внимательного изучения. С момента принятия данного акта прошло сравнительно немного времени, а потому следует понимать, что поправки и изменения продолжат вноситься.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ
Сколько пенсионных баллов может быть начислено Вам за 2018 год?
Максимальное количество баллов за 2018 г. – 8,70.
Рассчитайте количество баллов!
Введите размер Вашей ежемесячной заработной платы до вычета НДФЛ:
Результат расчета
Для расчета укажите Вашу зарплату и нажмите кнопку «Рассчитать».
Приказ 400 пенсии
Тексты основных законов, определяющих порядок назначения и расчета пенсий, а также другие нормативные акты (постановления Правительства, Пенсионного фонда РФ и др.), без которых не обойтись при выяснении деталей и особенностей расчета.
Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий после 01.01.2015
- № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» — Федеральный закон о страховых пенсиях от 28.12.2013 г. — устанавливает порядок, условия назначения, структуру и методику расчета страховых пенсий и их выплат после 01.01.2015 г.
- № 385-ФЗ Об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам .
- № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (О повышении пенсионного возраста)
- № 424-ФЗ «О накопительной пенсии « — Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. «О накопительной пенсии» — устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.
- № 422-ФЗ О гарантировании прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений — Федеральный закон об обеспечении прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.
- № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации — устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
- Постановление Правительства № 1015 от 02.10.2014 — Об утверждении правил подсчета и подтверждениястрахового стажа для установления страховых пенсий.
- Постановление Правительства№ 665от 16.07. 2014— О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых производится досрочное назначение страховых пенсий по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
- Постановление Правления Пенсионного фонда Росии № 374п от 17.09.2014 — О составе сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, представляемых посредством информационной системы «личный кабинет застрахованного лица«.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884нг. Москва «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Приказ Минтруда РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н г. Москва «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии».
- Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — Постановление Правительства N 249г от 18 марта 2015 г.
Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий до 01.01.2015
- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет страховых пенсий и порядок их выплат до 01.01.2015 г.
- Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»— устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет пенсий, а также порядок их выплат до 01.01.2002 г.
- Закон о государственных пенсиях в СССР от 14 июля 1956 г. — закон, устанавливавший порядок и размер пенсий в СССР.
Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению
Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях с изменениями 2018
Страховая пенсия представляет собой фиксированную ежемесячную выплату. Федеральный закон 400-ФЗ регулирует данные аспекты. Он указывает, в каких случаях назначаются выплаты, какие основания для этого имеются. Также учитываются правовые стороны возникающих вопросов. Рассчитываются размеры начисляемых выплат.
Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях
Закон о страховых пенсиях под федеральным номером 400 принят в декабре 2013 года. Структурно документ состоит из семи глав, которые в полном объеме освещают данное законоположение. Дополнительно к акту прилагается 5 приложений, которые наглядно показывают коэффициенты и данные при расчетах предлагаемых выплат.
Правовые аспекты, которые регулируется соответствующими главами Федерального закона 400-ФЗ о страховых пенсиях, заключены в следующих моментах:
- общие положения — включают в себя основу для всего документа, дают определение основным понятиям, обозначают цель и предмет документа, определяют виды выплат и лица, которым они полагаются;
- условия назначения — здесь в отдельном порядке оговариваются три основных вида выплат и основания для их получения;
- страховой стаж — что под собой подразумевает, по каким правилам и в каком порядке определяется;
- размеры выплат — все положения, касающиеся расчетов суммы начисляемых средств;
- установление и порядок получение выплаты — каким образом она начисляется, сроки, приостановление и возобновление, правовая ответственность;
- права на досрочное пенсионное обеспечение;
- заключительные положения по документу;
- приложения.
Закон о пенсионных выплатах 400-ФЗ устанавливает три вида пенсий:
- пенсионные выплаты по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца.
Каждый из данных видов имеет собственные условия и нюансы. Однако несмотря на различия в условиях, правовое регулирование имеет общую основу.
Изменения на 2018 год
За время существования Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях претерпел ряд поправок и изменений. Последнее из них было внесено 19 декабря 2016. Именно оно определило актуальность документа на начало 2018 года.
Изменения касаются формулировок и отдельных положений данного акта. Все закрепленные здесь нормы сохраняют свою правовую силу. Как и в любом другом законопроекте, все имеющиеся изменения отображаются на официальном информационном сайте по правовым актам РФ.
Федеральный закон о страховой пенсии по старости
Для получения пенсионных выплат по старости имеется ряд условий:
- возрастной порог составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно;
- для оформления необходимо обладать трудовым стажем не менее 15 лет — именно данный период считается минимумом в уплате соответствующих взносов;
- минимальный индивидуальный пенсионный коэффициент должен составлять не менее 30 единиц.
Расчет коэффициента с 2015 года начинается с 6,6 единиц. Далее каждый год он увеличивается на 2,4 пункта. Именно данный показатель определяет пенсионные выплаты по старости.
Закон о страховой пенсии по инвалидности
На получение страховых пенсионных платежей по инвалидности по 400-ФЗ могут рассчитывать инвалид всех трех групп. При этом не имеет значения, какая причина послужила причиной частичной или полной потери трудоспособности. Также не играет роли трудовой стаж соискателя, и когда трудоспособность была потеряна — до, во время или после работы.
Признание статуса инвалида осуществляется в соответствии с 181-ФЗ. Процедура медико-социальной экспертизы осуществляется в стандартном порядке.
Закон о страховой пенсии по случаю потери кормильца
На получение страховых платежей при потере кормильца могут рассчитывать его нетрудоспособные ближайшие родственники. По представленному документу к ним относятся:
- дети, братья и сестры, внуки, если они не достигли 18 лет или же в возрасте до 23 лет не обучаются на очном отделении вуза, при этом подразумевается отсутствие трудоспособных родителей;
- родители или супруг, дедушка, бабушка — если они являются инвалидами одной из групп или уже достигли пенсионного возраста.
При этом кормилец, на иждивении которого находятся указанные лица, должен считаться умершим или пропавшим без вести. Последний статус оформляется в соответствии с текущим законодательством.
Закон о страховых пенсиях 400-ФЗ в последней редакции с комментариями
Несмотря на то, что немногочисленные изменения не меняют сути документа, наиболее актуальной версией является редакция на начало 2018 года. Именно в ней вся информация соответствует внесенным на сегодняшний день поправкам и подтверждена комментариями.
Правовое регулирование и порядок начисления пенсий по Федеральному закону 400-ФЗ требует еще внимательного изучения. С момента принятия данного акта прошло сравнительно немного времени, а потому следует понимать, что поправки и изменения продолжат вноситься.
Назначение льготной пенсии медицинским работникам (Соболева Е.А.)
Дата размещения статьи: 12.09.2015
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ). Данный Закон пришел на смену Закону N 173-ФЗ . По общей норме право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом необходимым условием для назначения такой пенсии является наличие не менее 15 лет страхового стажа (ч. 1 и 2 ст. 8 Закона N 400-ФЗ). Однако в ст. 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрены категории работников, обладающих правом на досрочное назначение страховой пенсии; в их числе медицинские работники. В статье рассмотрим нюансы назначения им этой пенсии.
———————————
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого Закона, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, в частности лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Отметим, что для получения льготной пенсии медицинские работники должны не только иметь необходимый стаж, но и трудиться на определенных должностях, в учреждениях. В силу ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости по ч. 1 данной статьи, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В настоящее время согласно пп. «н» п. 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ применяются:
— Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее — Список должностей и учреждений);
— для учета периода с 01.11.1999 по 31.12.2001 (включительно) — Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066;
— для учета периода с 01.01.1992 по 31.10.1999 (включительно) — Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464;
— для учета периода до 01.01.1992 — Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.
———————————
Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Обращаем ваше внимание на положения ст. 30 Закона N 400-ФЗ, связанные с периодами работы (деятельности) до дня вступления в силу данного Закона. Такие периоды:
— засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30);
— могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Кроме этого, в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных п. п. 19 — 21 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, при сохранении прежнего характера их профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения формы и (или) наименования, деятельности, выполнявшейся до изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Теряют ли право на льготную пенсию медработники, если наименование должности изменилось?
В настоящее время некоторые должности медицинских работников претерпели изменения. В связи с этим были разработаны нормативные документы, которые предусматривают тождественное наименование должностей, — Приказы и Постановления:
а) Минтруда:
— от 20.05.2014 N 329н — «врач-отоларинголог», предусмотренный Списком должностей и учреждений, = «врач-оториноларинголог»;
— от 20.05.2014 N 328н — «помощник санитарного врача» = «помощник врача по общей гигиене»;
— от 09.07.2003 N 50 — «лаборант» = «лаборант (бактериологии)», «лаборант (по паразитологии)»; «помощник врача-эпидемиолога» = «помощник эпидемиолога»; «помощник врача-паразитолога» = «помощник паразитолога»; «инструктор-дезинфектор» = «дезинструктор»; «медицинский дезинфектор» = «дезинфектор»;
— от 03.10.2002 N 64 — «врач — судебно-медицинский эксперт» = «судебный эксперт», «судебно-медицинский эксперт (эксперт-химик)», «эксперт бюро судмедэкспертизы»;
б) Минздравсоцразвития:
— от 31.01.2007 N 75 — «врач-педиатр» = «старший лаборант», применяется на кафедрах госпитальной педиатрии высших медицинских образовательных учреждений;
— от 13.06.2006 N 463 — «фельдшер» = «фельдшер по наркологии», «фельдшер-нарколог»;
— от 31.05.2006 N 435 — «фельдшер» = «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи».
Следовательно, медицинские работники, чьи должности изменились, имеют право на льготную пенсию. Это подтверждается судебной практикой.
Один из примеров — Апелляционное определение Омского областного суда от 10.06.2015 N 33-3634/2015. В нем сотрудники Пенсионного фонда отказали в назначении льготной пенсии, сославшись на то, что должность судебно-медицинского эксперта химического отделения не предусмотрена Списком должностей, работа в которых подлежит льготному исчислению. Однако суд обратил внимание на Постановление Минтруда России от 03.10.2002 N 64, которым установлено тождество наименований должностей «судебно-медицинский эксперт», «судебно-медицинский эксперт (эксперт-химик)» и «эксперт бюро судмедэкспертизы» наименованию должности «врач — судебно-медицинский эксперт». Кроме этого, были и другие доказательства, характеризующие трудовую деятельность истца в спорный период: трудовая книжка, справка, уточняющая особый характер работы и представленная работодателем, копии приказов, копии штатных расписаний, должностные инструкции, выписки из рабочего дневника и копии актов произведенных истцом исследований. В итоге суд признал их достаточными для подтверждения факта работы истца в бюро судебно-медицинской экспертизы именно с исследованием и обработкой трупного материала. Таким образом, отказ Пенсионного фонда в назначении пенсии был незаконным и нарушил права истца. Суд обязал фонд назначить пенсию истцу с момента обращения.
Теряют ли право на льготную пенсию медработники, если наименование учреждения изменилось?
При изменении названия учреждения также необходимо пользоваться тождественными наименованиями, которые утверждены нормативными актами. Приказами Минздравсоцразвития установлено следующее:
— от 11.09.2007 N 585 — что наименование «детский дом-интернат для умственно отсталых детей», предусмотренное Списком должностей и учреждений, тождественно наименованию «детский психоневрологический дом-интернат»;
— от 19.07.2007 N 482 — что «центр восстановительного лечения для детей» = «центр восстановительного лечения для детей — научно-практический центр клинической нейрофизиологии и нейрореабилитации»;
— от 13.06.2006 N 462 — что «психоневрологический интернат» = «психоневрологический дом-интернат».
Постановлениями Минтруда установлено:
— от 08.08.2003 N 60 — что «психоневрологический диспансер» = «психоневрологическая консультация»;
— от 09.07.2003 N 49 — что «центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» = «центр по профилактике и борьбе со СПИД»;
— от 23.06.2003 N 38 — что «центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» = «санитарно-эпидемиологическая станция»;
— от 03.10.2002 N 69 — что «центральная медико-санитарная часть» = «медико-санитарный отдел (медсанотдел)».
Таким образом, медицинские работники имеют право на льготную пенсию даже в случае изменения названия учреждения. Это подтверждается судебной практикой. Пример — Апелляционное определение ВС Республики Мордовия от 29.05.2014 N 33-947/2014. Суд обратил внимание на Постановление Минтруда N 38 (упомянутое выше), которым установлено тождество наименования учреждения «санитарно-эпидемиологическая станция» наименованию «центр государственно-санитарно-эпидемиологического надзора», предусмотренному Списком должностей и учреждений. При вынесении решения в пользу истца суд отметил, что работа истицы осуществлялась в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками, с учетом тождества, установленного Постановлением Минтруда N 38, следовательно, истица имеет право на назначение льготной пенсии медицинскому работнику.
Аналогичная позиция представлена в Определении Московского областного суда от 02.02.2012 N 33-2781/2012.
Из вышесказанного следует, что одной из особенностей назначения льготной пенсии медицинским работникам является соответствие наименований должностей и учреждений Списку должностей и учреждений или тождественность таким наименованиям.
Как исчисляется стаж для назначения льготной пенсии медицинским работникам?
Согласно п. 3 Постановления N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее — Правила N 781).
Согласно п. 3 Правил N 781 в стаж засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений. При этом наличие в наименовании названных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В п. 4 Правил N 781 сказано, что периоды работы на должностях и в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.11.1999 засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае когда работа осуществлялась по нескольким указанным в Списке должностям (в учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Обратите внимание! Требования п. 4 Правил N 781 для сотрудниц, занятых в должности «главная медицинская сестра», применяются независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Пунктом 6 Правил N 781 установлено, что в стаж на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами, засчитывается работа в должностях, указанных в Списке должностей и учреждений, если она выполнялась:
— в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
— в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
— в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
— в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Обратите внимание! Для учреждений, указанных в п. 6 Правил N 781, Приказами Минздравсоцразвития установлены тождественные наименования структурных подразделений:
— от 14.10.2009 N 825н — «медико-санитарная часть» = «медицинский комплекс»;
— от 31.01.2007 N 75 — «клиника реанимации» = «кафедра госпитальной педиатрии».
Обычно периоды работы на должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, засчитываются в стаж в календарном порядке. Однако п. 5 Правил N 781 предусмотрено иное исчисление стажа.
Кто имеет право на льготное исчисление стажа?
Согласно п. 5 Правил N 781 периоды работы на должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж в льготном порядке лицам:
а) осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), — год работы в сельской местности или в поселке засчитывается в стаж как год и три месяца;
б) работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению (далее — Перечень): год работы засчитывается в стаж как год и шесть месяцев. В таком же порядке засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в п. п. 1 — 3 Перечня, в организациях (структурных подразделениях), названных в п. 6 данных Правил.
Исчисление стажа работы лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно Перечню в городе, сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного пп. «а», «б» п. 5 Правил N 781. При этом льготный порядок применяется к календарному периоду работы.
Обращаем ваше внимание на то, что нормативными документами Минздравсоцразвития и Минтруда установлены тождественные наименования структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Засчитывается ли работа в должностях в учреждениях РФ, предусмотренных Списком, если она проводилась за территорией РФ?
Согласно п. 7 Правил N 781 работа в предусмотренных Списком должностей и учреждений должностях в учреждениях РФ за границей засчитывается в стаж на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами.
Какой нормативный акт применять в части вопросов, не урегулированных Правилами N 781?
В п. 2 Правил N 781 сказано, что если какие-то моменты ими не урегулированы, то применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. Этим Постановлением установлены некоторые периоды, которые включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, а также периоды, которые не включаются в стаж.
Какие периоды согласно Постановлению N 516 включаются в стаж для досрочного назначения пенсии по старости наравне с периодами работы?
Это периоды:
— получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, ежегодных оплачиваемых отпусков (п. 5);
— перевода с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую права на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года. Такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу (п. 9);
— испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Это время включается в стаж независимо от того, выдержал ли испытание работник (п. 10);
— начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором (п. 11);
— перевода в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов. Такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. В стаж засчитываются и периоды, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением (п. 12);
— оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 14).
Несмотря на то что Постановлением N 516 предусмотрены периоды, которые включаются в стаж для досрочного назначения пенсии по старости наравне с периодами работы, на практике об этом возникают споры с сотрудниками ПФР. К примеру, в деле, рассмотренном в Апелляционном определении Брянского областного суда от 14.04.2015 N 33-941/2015, сотрудники ПФР отказались включать в специальный трудовой стаж период нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком истицы, которая работала в должности медсестры. Суд указал, что сотрудники ПФР были неправы: законодательством предусмотрено включение этих периодов в стаж для назначения досрочной пенсии по старости.
А вот Апелляционное определение Ярославского областного суда от 31.07.2014 N 33-4363/2014: сотрудники ПФР не включили в специальный стаж периоды нахождения истца в учебных отпусках. Суд удовлетворил требования истца, так как данный период включается в стаж на основании действующего законодательства.
Какие периоды согласно Постановлению N 516 не включаются в стаж для досрочного назначения пенсии по старости?
Данные периоды перечислены в п. 9 Постановления N 516. К ним относится время отстранения от работы по следующим причинам:
— появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
— на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы по трудовому договору (кроме случая, предусмотренного абз. 2 п. 12 Постановления N 516);
— требование органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
— если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
— если работник не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;
— простой (как по вине работодателя, так и по вине работника);
— другие случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В заключение еще раз отметим, что на льготную пенсию имеют право медицинские работники, у которых есть необходимый стаж работы (25 лет — в сельской местности и поселках городского типа, 30 лет — в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах) на должностях и в учреждениях, предусмотренных в Списке должностей и учреждений, или тождественных.
Закон 400-ФЗ о Страховых Пенсиях 2018
В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г. Обсуждение закона .
Законом 400-ФЗ «О страховых пенсиях» («пенсионный кодекс») предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Страховая пенсия по инвалидности согласно закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.
При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно закона размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами);
параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется:
— при назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;
— при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию, с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;
— стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которых будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и которая ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ.
Законом предусмотрено, что размеры трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по инвалидности), установленных до вступления в силу настоящего федерального закона по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются в соответствии с настоящим федеральным законом.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.
Федеральный закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вступает в силу с 1 января 2015 года. С указанной даты федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.