Оглавление:
Приказ Министерства здравоохранения РТ от 27 мая 2002 г. N 550 Об утверждении Положения о целевой клинической ординатуре Министерства здравоохранения Республики Татарстан (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 27 мая 2002 г. N 550
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.02.1993 г. N 23 «Об утверждении «Положения о клинической ординатуре», во исполнение решения Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.03.2001 г. N 5 «О мерах по совершенствованию подготовки специалистов здравоохранения в сферах послевузовского образования и обеспечению их занятости» приказываю:
1. Утвердить Положение о целевой клинической ординатуре Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
2. Начальнику отдела кадровой политики Министерства здравоохранения Республики Татарстан Хидиятову И.Р. принять к руководству настоящее «Положение о целевой клинической ординатуре министерства здравоохранения Республики Татарстан».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Гильманова А.А.
Положение
«О целевой клинической ординатуре Министерства здравоохранения
Республики Татарстан»
(утв. приказом Минздрава РТ от 27 мая 2002 г. N 550)
С изменениями и дополнениями от:
1. Клиническая ординатура — часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения их квалификации.
2. В Республике Татарстан подготовка врачей в целевой клинической ординатуре проводится по направлению Министерства здравоохранения Республики Татарстан Казанским государственным медицинским университетом, Казанской государственной медицинской академией.
3. Основной задачей обучения врачей в целевой клинической ординатуре министерства здравоохранения Республики Татарстан является подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения Республики Татарстан.
4. Обучение клинических ординаторов осуществляется по специальностям, предусмотренным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.08.1999 г. N 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
Информация об изменениях:
Приказом Министерства здравоохранения РТ от 13 июня 2006 г. N 584 в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения
5. Преимуществом при приеме в целевую клиническую ординатуру Министерства здравоохранения Республики Татарстан пользуются:
— врачи, отработавшие не менее двух лет в сельской местности в качестве участковых врачей и врачей общей практики;
— врачи, имеющие стаж работы не менее двух лет по специальности, полученной в интернатуре;
— врачи, заключившие договора с работодателями о работе в сельских муниципальных медицинских учреждениях.
Прием и обучение в целевой клинической ординатуре
1. В целевую клиническую ординатуру Министерства здравоохранения Республики Татарстан врачи принимаются по конкурсу.
2. Все поступающие в целевую клиническую ординатуру пользуются равными правами независимо от социального происхождения и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Ограничения допускаются только по медицинским противопоказаниям, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Правила приема в целевую клиническую ординатуру (условия, порядок и сроки приема, количество и формы проведения экзаменационных испытаний, критерии оценок) устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Татарстан.
4. Право на зачисление в целевую клиническую ординатуру Министерства здравоохранения Республики Татарстан имеют лица, успешно выдержавшие экзаменационные испытания и прошедшие по конкурсу.
5. Преимуществом при приеме в целевую клиническую ординатуру Министерства здравоохранения Республики Татарстан пользуются:
— врачи, имеющие стаж работы по избранной специальности,
— врачи, заключившие контракты с работодателями с последующей работой в районах республики.
6. Для проведения приема в целевую клиническую ординатуру Министерством здравоохранения Республики Татарстан объявляется конкурс, назначается председатель приемной комиссии и утверждается ее состав. В состав приемной комиссии входят главные штатные и внештатные специалисты Министерства здравоохранения Республики Татарстан (приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 01.03.2002 г. N 154) по специальностям.
7. Заявление о приеме в целевую клиническую ординатуру подается на имя министра здравоохранения Республики Татарстан с приложением (в 2-х экземплярах):
— Личного листка по учету кадров с фотокарточкой, заверенного отделом кадров с последнего места работы или учебы (не работающие свыше 1 года заполняют личный листок по учету кадров по месту подачи документов);
— Направления-рекомендации с последнего места работы (учебы), характеризующей уровень профессиональной подготовки, деловые и организаторские качества кандидата, с указанием специальности и целей подготовки;
— Копии диплома об окончании высшего медицинского учебного заведения;
— Копии удостоверения о прохождении интернатуры;
— Медицинской справки о состоянии здоровья (форма 0/86У).
Паспорт, военный билет и трудовая книжка предъявляются лично поступающим в целевую клиническую ординатуру.
8. Расходы на проезд для лиц, направленных на обучение в целевую клиническую ординатуру и после ее окончания, оплачивают направляющие организации (учреждения). Обратный проезд лицам, не прошедшим по конкурсу, также оплачивают направляющие организации (учреждения). Лица, не выполнившие индивидуальный план подготовки и досрочно отчисленные из целевой клинической ординатуры, оплачивают обратный проезд самостоятельно.
9. Руководители учреждений (организаций) освобождают от работы врачей, прошедших по конкурсу в целевую клиническую ординатуру, в соответствии с действующим законодательством. Основанием является приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан о зачислении в целевую клиническую ординатуру.
10. Врачам, обучающимся в целевой клинической ординатуре, выплачивается стипендия за счет обучающего учреждения в размере, установленном соответствующими нормативными документами, или в размере, установленном организацией (учреждением), направившей их на обучение на договорной основе. Целевым клиническим ординаторам может выплачиваться надбавка к установленной стипендии за счет средств направляющей организации (учреждения). Лицам, обучающимся в целевой клинической ординатуре, ежегодно предоставляются каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности; по окончании обучения в целевой клинической ординатуре — отпуск продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности, оплачиваемый учебным (научным) учреждением, осуществляющим подготовку целевых клинических ординаторов.
11. Врачам, принятым в целевую клиническую ординатуру, стипендия выплачивается со дня зачисления, но не ранее получения ими окончательного расчета по месту прежней работы.
12. Срок обучения в клинической ординатуре засчитывается в трудовой стаж врача и стаж для получения квалификационных категорий по специальности.
13. Иногородним целевым клиническим ординаторам предоставляется общежитие.
14. Срок обучения в целевой клинической ординатуре продлевается приказом руководителя учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, на время отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком в соответствии со ст.255, 256 Трудового кодекса Российской Федерации, а также на период болезни ординатора свыше месяца, но не более, чем на время болезни, при наличии соответствующих заключений медицинских учреждений. Целевые клинические ординаторы, не приступившие к занятиям в течение 1 месяца или пропустившие занятия свыше 1 месяца без уважительной причины, а также не выполнившие индивидуальные планы подготовки в установленные сроки, подлежат отчислению из ординатуры приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан по представлению руководителя учебного заведения.
15. Расходы, связанные с продлением срока пребывания в целевой клинической ординатуре, производятся учреждением (организацией), направившим врача на обучение в целевую клиническую ординатуру на договорной основе.
16. Врачи, отчисленные из целевой клинической ординатуры, восстанавливаются на оставшийся срок обучения приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Решение о восстановлении принимается комиссионно в каждом конкретном случае.
17. При восстановлении целевых клинических ординаторов на оставшийся срок обучения назначение стипендии должно осуществляться исходя из стажа работы на момент восстановления.
18. Перевод целевых клинических ординаторов из одного учебного заведения в другое осуществляется приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
19. Разрешается повторное обучение в целевой клинической ординатуре при необходимости получения кандидатом другой специальности.
20. Досрочное окончание обучения в целевой клинической ординатуре возможно в случае успешного выполнения индивидуального плана и соответствующем уровне профессиональной подготовки для ординаторов, имеющих стаж работы до поступления в ординатуру, при этом время подготовки в целевой клинической ординатуре должно быть не менее 75% от планового.
21. Учреждения (организации), направившие врачей на обучение в целевую клиническую ординатуру, обязаны трудоустроить их по окончании срока подготовки на постоянную работу по специальности не ниже ранее занимаемой ими должности.
Права и обязанности целевых клинических ординаторов
1. Объем учебной нагрузки и лечебно-профилактической работы по разделам специальностей определяется индивидуальным планом. Оплата дежурств и другой лечебно-профилактической работы, не предусмотренных индивидуальным планом, производится за счет средств лечебно-профилактического учреждения.
2. Целевой клинический ординатор за время учебы обязан пройти 2-месячную стажировку в учреждениях здравоохранения районов республики (по заявкам руководителей территориальных органов управления здравоохранением районов республики).
3. Целевому клиническому ординатору предоставляется право на совместительство в соответствии с действующим законодательством.
4. Лицам, окончившим подготовку в целевой клинической ординатуре, выдается удостоверение установленного образца к диплому о базовом высшем медицинском образовании.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения РТ от 27 мая 2002 г. N 550
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения РТ от 13 июня 2006 г. N 584
Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации
(Введите номер и/или часть названия или дату документа.
ВАЖНО: дата документа вводится в формате «дд.мм.гггг»)
«О средневзвешенных ценах на медицинские изделия, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей госзакупок»
«Об информационном сопровождении застрахованных лиц»
«О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 г. N 17н» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2018 N 52727)
«По вопросу подачи документов и заявления на ввоз незарегистрированных лекарственных средств»
«О наделении полномочиями при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд»
«О признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. N 610 «О мерах по организации оказания паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2018 N 52685)
«Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при мукополисахаридозе I типа (диагностика и инициация ферментной заместительной терапии)» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2018 N 52588)
«Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при мукополисахаридозе I типа (ферментная заместительная терапия)» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2018 N 52585)
«Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при мукополисахаридозе I типа (ферментная заместительная терапия)» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2018 N 52586)
«Об отнесении условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами)»
«Об оказании первой медицинской помощи»
«О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2018 г. N 26н «Об определении перечня особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2018 N 52539)
«О внесении изменения в форму заявления о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 сентября 2016 г. N 727н» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2018 N 52454)
«Об утверждении формы и порядка выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2018 N 52587)
«О внесении изменения в перечень объектов трансплантации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук от 4 июня 2015 г. N 306н/3» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2018 N 52418)
«Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы по специальности «Остеопатия» (вместе с «Примерной дополнительной профессиональной программой профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 3504 академических часа по специальности «Остеопатия») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2018 N 52468)
«О внесении изменений в план информатизации Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 апреля 2018 г. N 165»
«Об утверждении плана информатизации Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
«О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. N 1163 «Об осуществлении федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, полномочий Министерства здравоохранения Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме»
«Об осуществлении федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, полномочий Министерства здравоохранения Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме»
«О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 919н» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2018 N 52591)
«О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 566н» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2018 N 52623)
«Об отзыве письма Минздрава России от 26.02.2018 N 15-4/682-07»
«О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 2014 г. N 138 «О наделении полномочиями при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд»
«Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, на 2019 год» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2018 N 52123)
«О формировании реестров счетов за оказанную медицинскую помощь в сфере ОМС»
«Об утверждении Плана Министерства здравоохранения Российской Федерации по противодействию коррупции на 2018 — 2020 годы»
«О продолжительности рабочего времени санитаров»
«О внесении изменений в состав Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по приемке результатов выполненных работ (этапов работ) по государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, заключенным в рамках реализации федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015 — 2020 годы)», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 971″
«О внесении изменений в состав Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по приемке результатов выполненных работ (этапов работ) по государственным контрактам на выполнение опытно-конструкторских работ, заключенным в рамках реализации федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015 — 2020 годы)», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 марта 2016 г. N 175″
«О создании Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по приемке результатов выполненных работ (этапов работ) по государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, заключенным в рамках реализации федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015 — 2020 годы)»
«О создании Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по приемке результатов выполненных работ (этапов работ) по государственным контрактам на выполнение опытно-конструкторских работ, заключенным в рамках реализации федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015 — 2020 годы)»
«Об утверждении форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (г. Байконура), источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета и об использовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (бюджету г. Байконура) на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препар
«О внесении изменений в Положение об Общественном совете при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 736»
«Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве здравоохранения Российской Федерации»
«О признании утратившими силу приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам оказания высокотехнологичной медицинской помощи, источником финансового обеспечения которой являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52520)
«О внесении изменения в Порядок оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 мая 2018 г. N 298н» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2018 N 52038)
«О внесении изменения во Временную инструкцию по делопроизводству в Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2012 г. N 19»
«Об утверждении Временной инструкции по делопроизводству в Министерстве здравоохранения Российской Федерации»
«Об утверждении Правил надлежащей практики по работе с биомедицинскими клеточными продуктами» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2018 N 52573)
«Об утверждении плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2018 год»
«Об утверждении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), закупаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями»
«О взаимодействии участников системы обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на этапе осуществления диспансерного наблюдения»
«О внесении изменения в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. N 183н» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2018 N 51885)
«Об утверждении перечня закупаемых за счет субсидий из федерального бюджета диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, в субъектах Российской Федерации и г. Байконуре» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2018 N 51878)
«О допуске специалистов к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности»
«О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 486н «Об утверждении Правил формирования списков граждан, работающих в организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2018 N 51746)
«О внесении изменений в план научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2018 год, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 141»
«Об утверждении порядка принятия Министерством здравоохранения Российской Федерации решения о соответствии медицинских профессиональных некоммерческих организаций, их ассоциаций (союзов) критериям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2018 г. N 292 «Об утверждении критериев, при условии соответствия которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам) может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здор
«О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 23»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 570
«Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии»
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; N 30, ст. 3014; N 30, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 34) приказываю:
Утвердить прилагаемые профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2007 г.
Регистрационный N 10222
Установлены следующие профессионально-квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии: должности технических исполнителей и артистов вспомогательного состава; должности среднего звена; должности ведущего звена; должности руководящего состава.
С учетом профессиональных квалификационных групп Правительством РФ устанавливаются базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений. Профессиональные квалификационные группы формируются на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2007 г.
Регистрационный N 10222
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 октября 2007 г. N 41
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 августа 2015 г. №550 «О создании Межведомственной комиссии по реализации мер, направленных на снижение смертности населения Российской Федерации»
Приказ, Министерство здравоохранения Российской Федерации, 11 августа 2015, № 550
Опубликован 25 ноября 2015, 14:33
Обновлён 25 ноября 2015, 14:35
© 2016 Министерство здравоохранения Российской Федерации
Все материалы, находящиеся на сайте охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, МЧС РФ, Министерства образования и науки РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29 сентября 2011 г. № 1086/550/2415/241 “Об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации”
В соответствии с планом мероприятий по реализации в 2008 — 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р, приказываем:
Концепцию создания Интернет-службы психологической помощи населению согласно приложению № 1;
комплексный план мероприятий по реализации Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению согласно приложению № 2.
2. Федеральному государственному учреждению «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации», Государственному учреждению «Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», федеральному государственному учреждению «Федеральный институт развития образования» за счет текущего финансирования организовать пользование соответствующими официальными сайтами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации об оказании психологической помощи населению в соответствии с Концепцией создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексным планом мероприятий по ее реализации, утвержденными настоящим приказом.
Приложение № 1
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ, МЧС РФ,
Министерства образования и науки РФ
и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ
от 29 сентября 2011 г. № 1086/550/2415/241
Концепция создания интернет-службы психологической помощи населению
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи, порядок и сроки создания Интернет-службы психологической помощи населению в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2008 — 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г, № 170-р (Раздел 1. Мероприятия, направленные на снижение смертности населения, подраздел «Снижение уровня смертности населения от социально значимых заболеваний»),
II. Ведомственные службы психологической помощи населению
в Российской Федерации
1. Служба психологической помощи в системе здравоохранения
За последние 10-15 лет в Российской Федерации произошли принципиальные изменения в сфере оказания психологической помощи.
В субъектах Российской Федерации происходит развитие суицидологических служб. Организация суицидологических служб проводится с учетом опыта ряда регионов страны, показавшего целесообразность создания комплекса указанных структурных подразделений.
При организации круглосуточной связи по «Телефону доверия» осуществляется специализация постов: по работе с детьми, по проблеме межличностных отношений, по вопросам трудового и жилищного устройства и др.
В зависимости от преобладания в обслуживаемом районе тех или иных психологических проблем при выборе кандидатов на работу в отделение «Телефон доверия» предпочтение отдается врачу-психиатру, врачу-психотерапевту или психологу, но при этом внимание в первую очередь обращается на личностные качества кандидата, его способность к общению, опыт работы.
По данным органов управления здравоохранением и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, указанные подразделения суицидологической службы в различных сочетаниях развернуты в 60 субъектах Российской Федерации.
При этом подразделения «Телефон доверия» созданы в 52 субъектах Российской Федерации, кабинеты социально-психологической помощи — в 39 субъектах Российской Федерации, кризисные стационары — в 18. Создание подразделений «Телефон доверия» планируется в 5 субъектах Российской Федерации, кабинетов социально-психологической помощи — в 10 субъектах Российской Федерации, кризисных стационаров — в 13. В ряде субъектов Российской Федерации функции кабинетов социально-психологической помощи и кризисных стационаров осуществляются учреждениями, оказывающими психотерапевтическую помощь.
В течение последних двух десятилетий отмечается неуклонный рост различных чрезвычайных ситуаций. Как известно, увеличение количества чрезвычайных ситуаций приводит к постоянному увеличению в обществе количества лиц с различными психическими расстройствами обусловленными воздействием разнообразных стрессогенных факторов, что делает необходимым создание психологической службы, оказывающей помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в экстренном и плановом порядке в круглосуточном режиме.
В федеральном государственном учреждении «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» организована круглосуточная анонимная «горячая линия» по оказанию психологической помощи различным категориям граждан.
Наиболее часто за психологической помощью по телефону доверия обращаются лица с реакцией «горя» (гибель близкого человека, развод, измена, разлука, потеря жилища, финансовый крах и др.); острой реакцией на стресс, посттравматическим стрессовым расстройством (этапы реагирования на различные природные, антропогенные и социальные чрезвычайные ситуации, включая изнасилование, угрозу гибели, грабеж и др.); нарушениями адаптации в различные биологические периоды (подростковый переходный период, кризис среднего возраста, климакс); алкоголизмом, наркоманией, игроманией, депрессией, личностными расстройствами; переживаниями, обусловленными наличием неизлечимых или трудно излечимых соматических заболеваний; суицидальными попытками (мыслями).
2. Служба психологической помощи в системе МЧС России
Психологическая служба МЧС России создана в 1999 году. В настоящее время она организационно и методически объединяет специалистов-психологов подразделений МЧС России.
Принципы работы психологической службы МЧС России:
своевременность и доступность экстренной психологической помощи всем категориям пострадавших в чрезвычайной ситуации;
приоритетность задач по формированию, сохранению и развитию профессионально важных качеств специалистов МЧС России, укреплению и сохранению физического и психологического здоровья;
разработка, внедрение и использование современных технологий диагностики и коррекции, информатизация психологического обеспечения;
оказание психологической помощи по единому стандарту.
Организационно-методическое руководство психологической службой возложено на Государственное учреждение «Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее — Центр), а также филиалы Центра (в г. Санкт-Петербурге, г. Ростове-на-Дону, г. Красноярске, г. Хабаровске, г. Екатеринбурге и г. Нижнем Новгороде).
Основные направления деятельности Центра: медико-психологическая реабилитация, психологическая подготовка и психологическое консультирование, психологическая и психофизиологическая диагностика, региональное развитие, оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и их родственникам.
Центром накоплен опыт по использованию дистанционных методов оказания психологической помощи. Работа проводится как в повседневном режиме (бесплатные психологические консультации по телефону и на сайте), так и в режиме «Горячей линии» при чрезвычайных ситуациях. Опыт работы свидетельствует о высокой эффективности дистанционных методов психологического консультирования, позволяющих оказать помощь людям, находящимся в кризисных состояниях, получившим физические и психические травмы, подвергшимся насилию, переживающим смерть близкого человека, людям с суицидальными намерениями, посттравматическим стрессовым расстройством и т.д. При чрезвычайных ситуациях экстренная психологическая помощь и информационная поддержка оказывается пострадавшим, родственникам пострадавших и погибших, что помогает снять информационную неопределенность в обществе, стабилизировать психическое состояние людей, предотвратить развитие опасных массовых явлений.
3. Психологическая помощь участникам образовательного процесса
Психологическая помощь участникам образовательного процесса оказывается педагогами-психологами образовательных учреждений, образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогическими комиссиями, научными организациями, подразделениями образовательных учреждений высшего профессионального образования, учебно-методическими кабинетами и центрами органов, осуществляющих управление в сфере образования, и другими учреждениями, которые составляют службу практической психологии в системе образования (далее — Служба).
Решение сложных и важных задач, стоящих перед системой образования, в целом, и перед Службой, в частности, обеспечивается благодаря наличию таких ресурсов, как:
уровень развития отечественной психологической науки;
сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов;
мощный кадровый потенциал и уровень подготовки специалистов (согласно статистическим данным в настоящее время в системе образования работает около 64 тысяч педагогов-психологов, более 60-ти процентов из которых имеют первую и высшую квалификационные категории);
материально-техническое оснащение ППМС-центров и кабинетов педагогов-психологов образовательных учреждений;
наличие программно-методического и информационного обеспечения деятельности специалистов Службы,
В настоящее время разработаны вариативные и инновационные модели психологического обеспечения образования, сформирована инфраструктура Службы.
В 62 субъектах Российской Федерации приняты положения о Службах, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагога-психолога образовательных учреждений, созданы координационные и научно-методические советы Службы.
В органах, осуществляющих управление в сфере образования, 79 субъектов Российской Федерации и 60 процентов муниципальных образований назначены ответственные за деятельность Службы, определена сфера их компетенции, В региональные программы развития образования многих субъектов Российской Федерации включены подпрограммы по вопросам развития Службы, психологического обеспечения системы образования.
В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях, Калининградской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы как в условиях города, так и сельской местности с учётом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона.
Важное место в системе образования занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).
Сегодня — это более 700 ППМС-центров, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Как показывает практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодёжи.
В настоящее время перспективы развития Службы определяются новыми задачами системы образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
Введение единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизация образования предопределяют особую роль этой Службы в оценке результатов и последствий широкомасштабных экспериментов и инновационных образовательных проектов в системе образования.
Важнейшим направлением исследований и разработок в области научной и практической психологии является проблема психологической безопасности и оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях.
III. Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность
ведомственных служб психологической помощи населению
Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что при оказании психологической помощи в неотложном и плановом режимах необходим непосредственный интерактивный контакт психолога с лицом, обращающимся за помощью.
Несмотря на существующую систему мер, за психологической помощью обращается лишь 20 — 25% нуждающихся в ее оказании.
В большинстве случаев это обусловлено отсутствием информации о существовании такой службы, опасением, что обращение за психолого-психиатрической помощью может привести к нежелательным социальным последствиям. В части случаев обращение в явочном порядке затрудняется преклонным возрастом, наличием физического недуга и т.д.
Обеспечение качества и доступности психологической помощи включает, наряду с другими факторами, своевременное и достоверное информирование населения о возможности получения психологической помощи в специализированных государственных и муниципальных организациях, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Для этого необходимо разработать единые требования к размещению информации об оказании психологической помощи населению и разместить ее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федерального государственного учреждения «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации», федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования», и на официальном сайте «Интернет-служба экстренной психологической помощи населению» МЧС России, находящегося в ведении государственного учреждения «Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее соответственно — учреждения, официальные сайты учреждений).
Возможность размещения информации об оказании психологической помощи населению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет позволит сделать эту помощь более доступной для населения.
IV. Цели, задачи и основные направления настоящей Концепции
Целью настоящей Концепции является выработка единых подходов к созданию на официальных сайтах учреждений специальных разделов для размещения информации о психологической помощи населению, а также единых требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения функционирования указанных разделов сайтов.
Основными целями функционирования разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению являются:
обеспечение доступности и качества информации о возможности и условиях предоставления экстренной и плановой психологической и психотерапевтической помощи в организациях здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания населения;
содействие повышению уровня психологической культуры и психологической компетентности населения.
Для реализации целей настоящей Концепции потребуется решение следующих задач:
информационных — размещение информации об организациях, оказывающих психологическую помощь населению с учетом их ведомственной принадлежности и территориального расположения, а также о видах оказываемых психологических услуг;
профилактических — размещение рекомендаций для населения по преодолению психологического напряжения в стрессовых ситуациях;
просветительских — размещение популярных материалов по психологии (аудио- и видео-материалов, популярной литературы, интервью со специалистами).
В соответствующих разделах официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению может размещаться следующая информация:
перечень бесплатных психологических услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, образования;
информация о государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, образования (адрес, телефон, факс, электронная почта, сайт);
рекомендации по преодолению психологического напряжения в стрессовых ситуациях.
В разделах официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению также могут размещаться статьи, обзоры, справочные материалы и другая информация по вопросам оказания психологической помощи, предоставленная государственными и муниципальными организациями, осуществляющими научную и практическую деятельность в сфере психологии, за исключением информации рекламного характера, сведений, составляющих государственную тайну, персональных данных граждан, а также информации, которая может нанести вред здоровью и благополучию граждан.
Информацию по организации оказания психологической помощи населению, а также статьи, обзоры, справочные материалы и другую информацию по вопросам оказания психологической помощи для размещения на официальных сайтах учреждений по запросу соответствующих учреждений в соответствии со своей компетенцией предоставляют:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию);
органы местного самоуправления (по согласованию);
государственные и муниципальные организации, осуществляющие научную и практическую деятельность в сфере психологии (по согласованию).
Информация, размещаемая на официальных сайтах учреждений, должна быть круглосуточно доступна пользователям сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В случае возникновения технических, программных неполадок или иных проблем, влекущих невозможность доступа к официальному сайту учреждения, учреждение в срок, не превышающий 2 часов с момента возобновления доступа к сайту, обязано поместить на нем соответствующее объявление, которое должно содержать причину, дату и время прекращения доступа.
V. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам,
обеспечивающим функционирование разделов официальных сайтов
учреждений по оказанию психологической помощи населению
Программное обеспечение и технологические средства, обеспечивающие функционирование разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению, должны предусматривать возможность доступа пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на сайте, на основе распространенных веб-обозревателей (программы, предоставляющие пользователям возможность доступа к информации, содержащейся на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет). При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра сайтов программных и технических средств на платной основе.
Программное обеспечение и технологические средства, обеспечивающие функционирование разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению должны предусматривать возможность предоставления учреждениям информации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, осуществляющими научную и практическую деятельность в сфере психологии, путем заполнения унифицированных экранных форм.
Программное обеспечение и технологические средства, обеспечивающие функционирование разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению, должны обеспечивать:
структурирование размещаемых электронных документов посредством организации каталогов, классификаторов или справочников;
поиск информации по реквизитам и контексту;
ведение журнала событий, фиксирующего все случаи доступа к сайтам и случаи изменения размещенной на них информации;
сбор и анализ статистической информации об использовании информационных ресурсов сайтов.
В целях лучшего информирования населения о возможностях получения психологической помощи в разделах официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению информация должна размещаться на русском языке на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Наименования иностранных юридических и физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.
VI. Требования к правовым и организационным средствам, обеспечивающим
функционирование разделов официальных сайтов учреждений по оказанию
психологической помощи населению
Учреждение обязано обеспечивать:
соблюдение законодательства Российской Федерации при обеспечении функционирования сайта;
организацию учета информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих научную и практическую деятельность в сфере психологии, для размещения на сайте в разделе по оказанию психологической помощи населению. В срок, не превышающий один рабочий день, учреждение обязано направить в соответствующий адрес уведомление о получении информации, которое должно содержать дату, время получения и состав полученной информации.
VII. Механизмы реализации настоящей Концепции
Реализацию Концепции предполагается осуществлять путем:
методического обеспечения деятельности учреждений в части содержательного наполнения разделов сайтов по оказанию психологической помощи населению;
обеспечения информирования населения о разработке научно-исследовательских проектов в сфере психологической помощи.
VIII. Этапы и сроки реализации Концепции
Реализацию настоящей Концепции планируется осуществить в 2 этапа.
На первом этапе (I полугодие 2012 года) Минздравсоцразвития России, МЧС России, Минобрнауки России осуществляют:
организацию создания раздела психологической помощи населению на официальных сайтах учреждений;
методическое обеспечение деятельности учреждений в части функционирования и содержательного наполнения разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению.
Минкомсвязь России оказывает содействие Минздравсоцразвития России, МЧС России, Минобрнауки России в размещении информации о соответствующих разделах сайтов учреждений на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
На втором этапе (II полугодие 2012 года) учреждения обеспечивают:
обеспечение функционирования раздела психологической помощи населению на официальных сайтах учреждений;
информирование населения посредством официальных сайтов учреждений о разработке научно-исследовательских проектов в сфере психологической помощи.
IX. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
Реализация настоящей Концепции позволит:
обеспечить доступность населению страны информации о возможностях и условиях предоставления экстренной и плановой психологической и психотерапевтической помощи;
оказывать психологическую помощь лицам с различными психическими расстройствами обусловленными воздействием разнообразных стрессогенных факторов;
создать условия для повышения уровня психологической культуры и психологической компетентности населения.
X. Финансирование мероприятий по реализации настоящей Концепции
Расходы учреждений по сбору информации, подлежащей размещению на официальных сайтах учреждений, ее размещению, а также обеспечению круглосуточного функционирования официальных сайтов учреждений осуществляются в пределах бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности учреждений.
Приложение № 2
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ, МЧС РФ,
Министерства образования и науки РФ
и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ
от 29 сентября 2011 г. № 1086/550/2415/241
Комплексный план
мероприятий по реализации Концепции создания Интернет-службы
психологической помощи населению
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, МЧС РФ, Министерства образования и науки РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29 сентября 2011 г. № 1086/550/2415/241 “Об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации”
Текст приказа официально опубликован не был
Обзор документа
Разработана Концепция создания Интернет-службы психологической помощи населению.
Так, на сайтах центров психиатрии имени Сербского и экстренной психологической помощи МЧС России, а также Федерального института развития образования Минобрнауки России планируется создать специальные разделы. На них будет размещаться информация о бесплатных психологических услугах, оказываемых учреждениями здравоохранения, соцзащиты населения, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, образования. Будут предоставлены сведения о самих учреждениях (адрес, телефон, факс, электронная почта, сайт) и даны рекомендации по преодолению стресса. Могут публиковаться статьи, обзоры, справочные материалы по вопросам оказания психологической помощи. Доступ к указанным сведениям должен быть круглосуточным и бесплатным.
Информация о создании вышеназванных разделов будет размещаться на Едином портале государственных (муниципальных) услуг (функций).
Разработаны требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения функционирования указанных разделов сайтов.
Утвержден комплексный план мероприятий по реализации Концепции. Они осуществляются в 2 этапа. Завершение планируется в 2012 г.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: